Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Буторина, Наталья Иннокентьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Екатеринбург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Буторина, Наталья Иннокентьевна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА "СОЛЬФЕДЖИО".

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития интереса. у школьников.

1.2. Сольфеджио и его роль в развитии интереса школьников к музыкальному искусству.

1.3. Организационные основы развития музыкального интереса у школьников.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ СОЛЬФЕДЖИО.j.;.,.

2.1. Технологические основы учебного процесса.

2.2. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования.

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио"

В культуре как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значимое место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе и потребности в общении с музыкой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные интересы.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интереса разработаны М.Ф. Беляевым, Л.И. Божович, М.И. Волынкиным, JI.C. Выготским, Л.А. Гордоном, Н.Ф. Добрыниным, В.Г. Ивановым, А.Г. Ковалевым, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максимовым, В.Н. Мясищевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.А. Смирновым, И.М. Цветковым, Г.И. Щукиной и другими. Исследование проблемы интереса в эстетическом и художественном (в том числе и музыкальном) воспитании связано с именами Т.И. Баклановой, А.Ю. Гончарук, Е.В. Квятковского, B.C. Кузьмина, Т.С. Комаровой, Б.М. Йеменского, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой.

В области музыкальной социологии и музыкальной педагогики интерес исследовался в различных аспектах: социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп (Е.Я. Бурлина, А.Н. Сохор, B.C. Цукерман); общие вопросы формирования музыкально-эстетических интересов школьников (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Гродзенская, В.К. Белобородова,

В.В. Притула, В.Н. Шацкая, А.А. Шугаров); пути развития музыкальных интересов школьников разных возрастных групп (Ю.Б. Алиев, JI.C. Бабенко, JI.JI. Куприянова, Т.П. Плеснина, А.И. Паламарчук, М.Ю. Самакаева, Е.Н. Ценкова, Ю.В. Юзбашян, З.М. Явгильдина); специфика развития музыкального интереса в условиях профессиональной подготовки учителя музыки (Т.А. Колышева, Н.В. Соколова, B.JI. Яконюк).

Однако все перечисленные аспекты изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и профессионального музыкального обучения в высшем звене. Подобных исследований применительно к начальному профессиональному музыкальному образованию фактически не существует, тогда, как современные музыкальные школы призваны решать не только задачи профессиональной подготовки учащихся (так как одаренные дети составляют малый процент из числа обучающихся), но и формирования общей и музыкальной культуры школьников.

Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и общеобразовательных школ, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности (сольфеджирование, анализ на слух, диктант, подбор аккомпанемента, импровизация и сочинение). Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей. Учебно-музыкальный материал, используемый на уроках, позволяет знакомить школьников с лучшими образцами музыкального искусства, формировать потребность в общении с ним.

Однако возможности сольфеджио в развитии музыкального интереса остаются до конца не реализованными. Как показывает практика, именно данный предмет нередко вызывает у учащихся негативное отношение к занятиям в детской музыкальной школе, которое переносится и на отношение к музыкальному искусству в целом. Это связано в первую очередь с акцентированным вниманием педагогов на решении узкотехнологических задач предмета, которые вызывают определенные трудности у детей, а также разрывом между концептуальными новациями в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии и практикой преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение на занятиях рассматриваемого предмета основных принципов развивающего обучения, разработанных Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, а также форм и методов работы, стимулирующих развитие интереса к музыкальному искусству.

Таким образом, выявлено противоречие между наличием педагогических возможностей сольфеджио в развитии музыкального интереса и отсутствием научно-методических основ их реализации в учебном процессе. Указанное противоречие очерчивает проблему данного исследования — выявление и апробирование форм и методов обучения, способствующих реализации педагогических возможностей предмета "Сольфеджио" в развитии музыкального интереса. Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: "Развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио ".

Цель исследования — теоретически обосновать и практически проверить технологию развития музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе.

Предмет исследования — методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио может обеспечиваться:

• организацией учебно-воспитательного процесса на принципах развивающего обучения, позволяющих воспитывать теоретический интерес;

• применением концентрической структуры построения содержания учебного материала, формирующего эмоционально-интеллектуально-волевое отношение школьников к развитию своих музыкальных способностей;

• использованием голографического алгоритма изучения и практического овладения музыкально-теоретическими понятиями, порождающего потребность в различных видах музыкальной деятельности;

• реализацией знаково-символического метода освоения учащимися содержания предмета "Сольфеджио", формирующего практический интерес к музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы по изучаемой проблеме.

2. Рассмотреть содержание понятия "музыкальный интерес" и определить уровни его развития применительно к учащимся детской музыкальной школы.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию развития музыкального интереса.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория интереса (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров); психолого-педагогическая концепция деятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн); положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности интереса (Л.С. Выготский, Б.М. Гришицин, JI.K. Золотых, К. Изард, А.К. Маркова, Т. Рибо, Д. Фрейер); теория развития познавательного интереса (В.Б. Бондаревский, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); основные положения музыкознания о природе развития музыкальных способностей и музыкального восприятия (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, Н.А. Терентьева).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыкально-теоретической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение и систематизация теории и практики преподавания сольфеджио и имеющегося опыта развития музыкального интереса в рамках данного предмета; анкетный опрос учащихся, родителей, учителей, выпускников детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и общеобразовательных школ; наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анализ их творческих работ; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МО ДШИ № 5, музыкально-эстетических отделений МОУ СОШ № 12, 167 г. Екатеринбурга. Всего анкетным опросом было охвачено более 300 учащихся, более 100 родителей и более 50 преподавателей названных школ приняли участие в интервьюировании. Основной формирующий эксперимент был проведен на базе МООШ № 12 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Исследование проводилось в три этапа.

В ходе первого этапа (1992—1996) были теоретически осмыслены: проблема, тема, цель, объект и предмет; намечены основные подходы к преподаванию сольфеджио с учетом цели исследования. Параллельно изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме интереса в обучении и определялась технология организации учебных занятий; вырабатывалась гипотеза; выявлялись общие тенденции в практике преподавания сольфеджио; разрабатывалась методика эксперимента.

В ходе второго этапа (1996—2000) уточнялась гипотеза исследования; проводилась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной технологии обучения, направленной на развитие музыкального интереса учащихся ДМШ; анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

В ходе третьего этапа (2000—2002) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- впервые предмет "Сольфеджио" рассмотрен как средство успешного развития музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы;

- впервые концепция развивающего обучения положена в основу учебно-воспитательного процесса на предмете "Сольфеджио";

- выявлены уровни развития музыкального интереса применительно к школьникам детских профессиональных музыкальных учебных заведений (низкий-пассивный, средний-полуактивный, высокий-активный) на основе критериев: познавательная активность на уроках и в домашней работе по музыкальным предметам, в том числе и на занятиях сольфеджио, а также в жизненной практике общения с музыкой; интерес к сущности музыкальных явлений и процессов, осознание их закономерностей; самостоятельность в преодолении трудностей при освоении учебного музыкального материала; интенсивность процесса самостоятельной музыкальной деятельности учащихся; корреляция своего свободного времени с учетом профессиональных музыкальных интересов; самостоятельное пополнение знаний, умений и навыков; стремление к развитию своих музыкальных способностей.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности предмета "Сольфеджио" для успешного развития музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы;

- определены показатели развития музыкального интереса учащихся детских музыкальных школ: положительное отношение к музыкальным дисциплинам, потребность в разнообразных видах музыкальной деятельности, стремление к выполнению классных и домашних работ, использование знаний, умений и навыков, полученных как на занятиях сольфеджио, так и других дисциплинах музыкального цикла, в дальнейшей жизненной практике;

- впервые рассмотрены существующие формы организации обучения и воспитания, содержание учебного материала и методики его преподавания применительно к занятиям сольфеджио с позиции развития музыкального интереса у учащихся детских музыкальных школ.

Практическая значимость исследования. Технология организации учебно-воспитательного процесса по предмету "Сольфеджио", способствующая развитию музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы, позволяет дополнить содержание методики преподавания данной дисциплины в ДМШ, МО ДШИ и МООШ. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и может быть использован в курсах специализации не только преподавателей сольфеджио, но и учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, преподавателей фольклорных и других музыкальных кружков.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается соответствием методики исследования поставленным задачам; опытнож экспериментальной работой, основанной на продолжительной педагогической практике автора; достаточной репрезентативностью выборки исследования; анализом творческих заданий, анкет, наблюдений, срезов ЗУН, другого эмпирического материала; результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальный интерес учащихся ДМШ, МО ДШИ и МООШ может рассматриваться как активное эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности.

2. Эффективное развитие музыкального интереса в процессе изучения предмета "Сольфеджио" достигается при организации обучения на макси

Ф мально высоком уровне трудности с учетом зоны ближайшего развития учащихся и положительном эмоциональном фоне, личностно-субъектном стиле взаимоотношения педагога и учеников с опорой на творческие формы деятельности.

3. Успешному развитию музыкального интереса школьников будет способствовать технология обучения, основанная на принципах развивающего обучения и включающая концентрическую структуру построения содержания учебного материала, инициирующую формирование эмоционально-интеллектуально-волевого отношения учащихся к активному развитию собственных музыкальных способностей; голографический алгоритм изучения и практического освоения музыкально-теоретических понятий, стимулирующий потребность в различных видах музыкальной деятельности; знаково-символический метод овладения содержанием предмета "Сольфеджио", воспитывающий практический интерес к музыкальной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре теории и истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (Екатеринбург, 1999, 2001); через опубликование научно-исследовательских материалов, путем внедрения в практику работы ДШИ № 5, МООШ № 12, 167 г. Екатеринбурга.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное искусство не может существовать без тех, кто его адекватно воспринимает. При этом уровень музыкальной культуры общества измеряется не только количеством музыкантов-лауреатов, но и количеством слушателей в концертных залах и оперных театрах, потребителей серьезного искусства, а также теми, кто активно общается с музыкой через различные виды музыкальной деятельности.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало следующее:

1. Огромная значимость музыкальной культуры для эстетического и начального музыкально-профессионального обучения и воспитания школьников обуславливает особое внимание к педагогической задаче развития музыкального интереса учащихся ДМШ, ДШИ и МООШ. Предмет "Сольфеджио" в системе начального музыкального профессионального образования обладает большими педагогическими возможностями в развитии музыкального интереса школьников.

2. Музыкальный интерес учащихся определяется как эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности, определяющие характер и способы удовлетворения музыкальной потребности.

3. Показателями развитого музыкального интереса учащихся ДМШ, ДШИ и МООШ на занятиях сольфеджио являются: положительное отношение к музыкальным учебным дисциплинам; потребность в разнообразных видах музыкальной деятельности; стремление к выполнению творческих заданий; активность на занятиях; самостоятельность выполнения классных и домашних работ; рост успеваемости; участие во внешкольной и внеурочной музыкальной деятельности учащихся; использование выпускниками знаний, умений и навыков, полученных на уроках музыкального цикла, в самостоятельной творческой жизни.

4. Развитие музыкального интереса учащихся на предмете "Сольфеджио" может успешно осуществляться через реализацию принципов развивающего обучения с опорой на творческие формы деятельности; применение технологии обучения, включающей концентрическую структуру построения содержания учебного материала, знаково-символический метод освоения содержания предмета "Сольфеджио", использование голографического алгоритма изучения и практического овладения основными музыкально-теоретическими понятиями.

5. Эффективность учебного процесса, направленного на развитие музыкального интереса учащихся, зависит от реализации методов обучения, направленных на выявление исторических, стилистических, жанрово-теоретических особенностей содержания музыкального учебного материала (метод "погружения" или метод справки, знаково-символический метод, метод игры, метод создания ситуаций творческого поиска, метод создания проблемной ситуации и метод творческих заданий).

6. Экспериментальное исследование выявило позитивную тенденцию развития музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы через реализацию педагогических возможностей предмета "Сольфеджио" и показало необходимость дальнейшей разработки данной проблемы как на уровне теории, так и на уровне методики и технологии обучения. к

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Буторина, Наталья Иннокентьевна, Екатеринбург

1. Абасов A3. Познавательная активность школьников // Советская педагогика. №7. С. 40-43.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

3. Авдеева А.А. Авторская песня как средство развития познавательных интересов школьников-подростков на уроках музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Московский государственный открытый педагогический университет. М., 2000. 20 с.

4. Агамова Н. С. Проблемное обучение как фактор формирования музыкально-познавательных интересов // Некоторые проблемы исследования современной культуры: Сб. науч. тр. НИИ Культуры. М., 1987, С. 72-80.

5. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 240 с.

6. Алиев Ю.Б. Как развивать музыкальные способности? // Домашнее воспитание. 1998. № 2. С. 49-55.

7. Алиев Ю.Б. Музыка и её воспитательная функция // Домашнее воспитание. 1998. №4. С. 57-61.

8. Алиев Ю.Б. Подросток — музыка — школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1975. С. 71-116.

9. Ананьева В.И. Воспитательная работа в музыкальной школе. Л.: Сов. композитор, 1959. 54 с.

10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под. ред. А.А.Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980.287 с.

11. Антошина М.Н., Надеждина Н.С. Сольфеджио 1 класс ДМШ: Методическое пособие. М.: Музыка, 1970. 128 с.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с.

13. Аркин И. Путь к ученику: о педагогике сотрудничества // Народное образование. 1989. № 2. С. 54-59.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.

15. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1974. 336 с.

16. Башарш В.Ф. Место и роль познавательного интереса в учебной деятельности учащихся / Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ, 1979. С. 15-21.

17. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга,1996. 344 с.

18. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. институт усовершенствования учителей. Екатеринбург, 1992. 93 с.

19. Белкин А.С. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса / Под ред. А.С.Белкина, С.А.Днепрова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 192 с.

20. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: голографический подход. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999. 135 с.

21. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.

22. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Рос. педагенство, 1994. 68 с.

23. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-41.

24. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

25. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 39 с.

26. Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 143 с.

27. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: ИП РАН, 1997. 351 с.

28. Бурлина Е.Я. О понятии "музыкальный интерес" / Музыка в социалистическом обществе. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2. 214 с.

29. Вахромеев В А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе: Методическое пособие. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. 87с.

30. Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.: Музыка, 1997. 88 с.

31. Ветрова Т. От звезды к звезде? Детские сочинения и опыт их использования на уроке // Искусство в школе. 2001. № 1. С. 13-34.

32. Вейс П.Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1967. 41 с.

33. Виноградов Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки. М.: Сов. композитор, 1991. 189 с.

34. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.

35. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. 144 с.

36. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей /Ред.-сост. В.И. Руденко, В.А. Натансон. М.: Музыка, 1981. 231 с.

37. Вопросы методики преподавания в ДМШ: Сб. статей / Ред.-сост. А. Тудо-ровский. М.-Л.: Музыка, 1965. 124 с.

38. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Элько-нина, В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1998. 82с.

39. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

40. Воспитание музыкального слуха: Методическое пособие / Сост. А. Ага-жанов. М.: Музыка, 1985. Вып.2. 119 с.

41. Воспитание творческого воображения учащихся музыкальной школы: Методический реферат для преподавателей ДМШ, ШОМО, ДШИ / Сост. Т.А. Ермолаева. М., 1989.28 с.

42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96 с.

43. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 53 с.

44. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1991. 479 с.

45. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978. 80 с.

46. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб. статей / Сибирский ин-тразв. обучения. Томск: Пеленг, 1995. С. 8-46.

47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

48. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность: Сб. ст. Томск: Пеленг, 1995. С.47-88.

49. Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка, 1986. 160 с.

50. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986. 160 с.

51. Давыдова О.М., Джанатова Н.Е. Основные определения и понятия элементарной теории музыки на различных этапах изучения в курсе сольфеджио: (1-7 классы). Орёл: Б.и., 2000. 69 с.

52. Дёмин М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984.158 с.

53. Добролюбов Н.А. О значении авторитете в воспитании // Избр. пед. высказывания. М.: Учпедгиз, 1939.448 с.

54. Доленко Е. Концерт класса сольфеджио /МГМДШ им. Гнесиных // Инф. сб. ст. Всерос. муз. общ-ва, 1996. 44-45 с.61 .Дрейлинг Т. Как помочь им захотеть учиться? // Директор школы. 2001. № 2. С. 33-42.

55. Дружинина Л. А. Общий интерес к делу сплотил взрослых и детей // Начальная школа. 1997. № 2. С. 19-20.

56. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание,1984. 80 с.

57. Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: Основные принципы. Харьков, 1996. 46 с.65 .Дябло Т.В. Активизация разносторонней музыкальной деятельности и музыкальное развитие первоклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1978. 14 с.

58. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987. 424 с.

59. Золотова И.К. К проблеме форм и методов музыкального воспитания / Музыка в социалистическом обществе. JL: Музыка, 1977. 69-82 с.

60. Иваницкий А.И., Лисина Л.А., Самокленко П.И. Системно-деятельный подход к разработке и внедрению обобщённых технологий обучения // Наука и школа. 1998. № 1. С. 10-13.

61. Ивановская С. Как рождается урок музыки // Искусство в школе. 1997. № 2. С. 23-26.

62. Из историй музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 270 с.71 .Илъницкая И.Я. Проблемная ситуация и пути её создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.

63. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание. 96 с.1Ъ.Кадцын Л., Коленцева Н. Кого готовить музыкальным школам // Советская музыка. 1999. № 9. С. 106.

64. Канищенко А.П. Развитие познавательной активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казанский государственный университет. Казань, 1985. 23 с.

65. Карасёва М.В. Сольфеджио психотехника развития современного профессионального слуха / Воспитание слуха: Сб. статей / Сост. JT.H. Логинова.1999. Вып. 4. С. 86-96.

66. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебного коллектива / УрГПУ. Екатеринбург, 1999. 112 с.

67. Кирюшин В. Радостное сольфеджио // Музыкальная жизнь. 1994. № 2. С. 2-4.

68. SO. Кирюшин В. Новая методика // Музыкальная жизнь. 1996. № 9-10. С.44-47.

69. Кирюшин В. Школа Кирюшина: Новая методика обучения детей музыке // Музыкальная жизнь. 1996. № 9-10. С. 44-47.

70. Кнезова Г. Уроки самооценки и самоконтроля: цели, компоненты, типы // Директор школы. 2001. № 2. С. 38-42.

71. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека / Лен. гос. ун-т им. Л.Л. Жданова. Л., 1957. Т. 1. С. 262.

72. Ковалив В. Ассоциативные игры на уроках музыки / Искусство в школе.2000. № 2. С. 45-49.

73. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 174 с.

74. Коменский ЯЛ. Избр. пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.

75. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

76. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995. 83 с.

77. Котляревская М.А., Штуден JI.JI. Приобщение к творчеству. Новосибирск: Книжное изд-во, 1987. 128 с.

78. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.

79. Красильников И. Интонационная модель музыкальности и модель дополнительного образования // Искусство в школе. 1999. № 4. С. 9-13.

80. Красильников И. Проблема утраты интереса к музыкальной деятельности в музыкальной школе // Искусство в школе. 2000. № 3. С. 45-49.

81. Кремлёв Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. 59 с.

82. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от года до 17 лет: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999. 5-е изд-е. 176 с.

83. Кухарев Н.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: Народная асвета, 1972. 136 с.

84. Кухарев Н.В. Эффективность обучения и воспитания. Наблюдение, опыт, размышление. Минск, 1979. 216 с.

85. Лагутин А.С. Основы педагогики музыкальной школы: Учеб. пособие для муз. училищ. М.: Музыка, 1985. 143 с.

86. Левин В.А. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1977. 64 с.

87. Леонтьев А.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. М.:1. Педагогика, 1983. 392 с.

88. Лернер И. Д. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.

89. ЮХ.Лехина JI.H. Музыкальные сказки для детей и взрослых // Музыка в школе. 2000. № 3. С. 60-66.

90. Лехина Л.Н. "Я сочинил музыку" // Музыка в школе. 2000. № 2. С. 73-75.

91. Логинов Л. Границы "иллюзорного мира сольфеджио" // Советская музыка. 1991. №4. С. 96-98.

92. Лордкипанидзе. Д.О. Ян Амос Коменский (1592-1670). М.: Педагогика, 1970.440 с.

93. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1991. 2-е изд. 80 с.

94. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.85 с.

95. Манакова И.П., Салмина Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 256 с.

96. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

97. Маркова. А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация обучения и её воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с. .

98. ИО.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.

99. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. 144 с.

100. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. А.Лагутин. М.: Музыка, 1991. Вып. 3. 239 с.

101. Миронова Н.А. Музыкальное образование: пути и проблемы перестройки / Музыкальное образование личность - культура. М.: Музыка, 1989. 30 с.

102. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников / Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. 16 с.

103. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.

104. Мосин А.Е. Роль эстетических интересов родителей в повышении творческой активности детей // Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т,1984, С. 66-72.

105. Москалъкова И.И., Рейниц М.И. Уроки сольфеджио в дошкольной группе ДМШ. Методическое пособие. М.: Музыка, 1998. 120 с.

106. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. пед. ун-т, 1993. 64 с.

107. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т, 1988. 63 с.

108. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с.

109. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.

110. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. Ташкент, 1989. С. 7-16.

111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

112. Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985. 182 с.

113. Немое Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. 301 с.

114. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1999. 878 с.

115. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2000. 192 с.

116. Островский A.JI. Методика. Теория музыки и сольфеджио. Л.: Музыка, 1970. 2-е изд. 296 с.

117. Островский A.JI. Очерки по теории музыки и сольфеджио. Л.: Гос. муз. изд-во, 1954. 303 с.

118. Остроменский В Д. Формирование музыкального познания / Отв. ред. O.K. Тихомиров. Молд. гос. ин-т. искусств. Кишинев: Штиинуа, 1988. 154 с.

119. Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1977. 72 с.

120. Панова Н.В. Элементарная теория музыки: Учеб. пособие для музыкальной школы. М.: Престо, 1999. 102 с.

121. Пелих Т.П. Проблема развития музыкальной памяти // Образование и социальное развитие регионов. 1996. № 4. С. 61-62.

122. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. 16. с.

123. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.480 с.

124. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

125. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2001.4-е изд. 512 с.

126. Педагогический словарь. В 2-х т. М.: Изд-во АПН., Т. 1, 1960. 774 с.

127. Перелъштейн ММ. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 18 с.

128. Петрушанская Р. Радостное сольфеджио // Музыкальная жизнь. 1994. № 2. С. 2-4.

129. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 1997. 384 с.

130. Петрушин В.И. Основы содержания музыкального образования // Советская педагогика. № 7. 1989. С. 45-56.

131. Пилипенко Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 18 с.

132. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Академия пед. наук РСФСР, 1951. 416 с.

133. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.

134. Прахт Э.О. О специфики искусства // Вопросы философии. 1973. № 3. С. 155.

135. Проблемы музыкального образования: Сб. научных трудов. Выпуск 2, Ч. 1. Чебоксары. ЧГПУ им. Яковлева, 2001. 130 с.

136. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика Пресс, 1999. 2-е изд. 440 с.

137. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

138. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.494 с.

139. Пути преодоления негативных явлений в работе с учениками ДМШ / Сост. Ж.Р. Калантарова. Елизарово, 1994. 8 с.

140. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. 95 с.

141. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. 142 с.

142. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. 64 с.

143. Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Общая польза, 1987. 96 с.

144. Родак И.И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. М.: Знание, 1969. 76 с.

145. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1984. 239 с.

146. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии : В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1.476 с.

147. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитаний. Пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.653 с.161 .Рытое Д. Увидеть в ребенке творца // Искусство в школе. 2000. № 3. С. 43.

148. Рязанский В.П., Корнев А.В. Развитие интеллектуальных навыков музыкантов при комплексном воздействии звуков и визуальных символов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 98-100.

149. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX века): Автореф. дис. . канд., пед. наук. М., 1981. 16 с.

150. Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX века): Учебное пособие. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т, 1989. 62 с.

151. Синяева JI.C. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. М.: Классика-XXI, 2000. 45 с.

152. Смертина С. С. Личностно-ориентированный подход // Наука и школа. 1998. № 1.С. 10-13.

153. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В.В. Юрчук. Минск: Соврем, слово, 1998. 768 с.

154. Соловейчик С. Л. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. 95 с.

155. Сольфеджио. Программа для ДМШ. МОШИ, вечерних ШОМО / Сост. Т.А. Калужская. М.: Всесоюзный методический кабинет, 1984. 92 с.

156. Сольфеджио. Ритмика. (Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при ДМШ, МОШИ). М.: Всесоюз. метод, кабинет по учебным заведениям культуры и искусства, 1988. 67 с.

157. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор. 1983. 301 с.

158. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1962. Вып. 3. 64 с.

159. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 2-е изд. 192 с.

160. Сохор А.Н. Роль искусствоведения и социологии в истории советской художественной культуры // Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. Вып. 2. С. 16-23.

161. Сохор А.Н. Содержательность музыки. Музыкальный образ и знак // Со-хор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. Вып. 2. С. 111-112.

162. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Музыка, 1975. 96 с.

163. Суслова Н. Давайте придумаем оперу // Искусство в школе. 1999. № 1. С. 30-33.

164. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М.: Педагогика, 1979-1981.

165. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 176 с.

166. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности / Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 131-134.

167. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания школьников // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 107-113.

168. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 173 с.

169. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1947. 335 с.

170. Тютюнникова Т.Э. Всему своё время // Искусство в школе. 1999. № 4. С. 9-13.

171. Тютюнникова Т.Э. Музыка вокруг нас // Искусство в школе. 2001. № 3. С. 14-19.

172. Тютюнникова Т.Э. Программа, опередившая ребёнка // Начальная школа. 2000. №5. С. 115-119.

173. Тюхтин B.C., Ларкин Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. М.: Знание, 1989. 65 с.

174. Ушинский К Д. Родное слово: Книга для детей: год первый и второй / Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. С. 448.

175. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. 600 с.

176. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В. Кораблёва, В.А. Лубченко. М.: Инфра, 1998. 576 с.

177. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.193 .Халабузарь П. Новые формы интегрированных процессов в педагогике искусства // Музыка в школе. 1997. №3. С. 67-71

178. Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении. М.: Педагогика, 1998. 110с.

179. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980 . 69 с.

180. Хрестоматия по музыкальной педагогике / Сост. И.Н. Немыкина, С.Е. Белей. К.-У: Урал. гос. пед. ин-т, 1992. 76 с.

181. Ценкова Е.Н. Формирование познавательных интересов школьников в процессе освоения курса "Мировая художественная культура": Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2001. 22 с.

182. Цукерман B.C. Виды общения в обучении. Томск: Пелинг, 1993. 270 с.

183. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества: Кн. I. М.: Сов. композитор, 1988. С. 384.

184. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения: Пособ. для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. 384 с.

185. Чич И. Влюбить в музыку // Искусство в школе. 1999. № 6. С. 13-16.

186. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

187. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996. 183 с.

188. Шатковский Г.И Сочинение и импровизация мелодий. Омск: Музыка, 1991. 114с.

189. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1968. Т. I. 304 с.

190. Шайхутдинова Д.И. Основы импровизации и подбора аккомпанемента: Практическое учеб. пособие для учащихся муз. школ и гимназий. Уфа: Б.и., 1997. 41 с.

191. Шеломов Б. Импровизации на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1977. 96 с.

192. Шепель 0., Девуцкий В. "Иллюзорный мир сольфеджио" // Сов. музыка. 1991. №4 С. 104-109.

193. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. 128 с.

194. Школяр JI.B., Красилъникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Меду-шевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учебных заведений. М.: Флинта-наука, 1999. 336 с.

195. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989 . 142 с.

196. Щетинин В. Творческое развитие ребёнка в школе // Искусство в школе. 1998. №3. С. 71-75.

197. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: Учебное пособие для педагогических вузов. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

198. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

199. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.

200. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144 с.2\1.Эльконш Д.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560с.

201. Энциклопедия педагогических тестов: личность, мотивация, потребность. М.: Изд-во АТС, 1997. 3000 с.

202. Эстетическое воспитание школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Е. Мо-сина. Омск: Омский гос. ун-т., 1991. 105 с.

203. Явгилъдина З.М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. 20 с.

204. Яковлева E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 37-49.

205. Якобсон Е. Л. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.48 с.

206. Яковлева ЕЛ. Психологическое развитие творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.

207. Яконюк B.JI. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогического факультета педвуза и пути их развития (в процессе индивидуального фортепианного обучения): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.

208. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Высшая школа, 1979. 103 с.