Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Скрипникова, Евгения Валерьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Омск
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Скрипникова, Евгения Валерьевна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ.

1Л. Наблюдательность как основа изобразительной деятельности.

1.2. Особенности изобразительной деятельности учащихся

5-х- 6-х классов.

1.3. Критерии оценки уровня развития наблюдательности учащихся.

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ.

2.1. Типичные пробелы в изобразительной деятельности учащихся

5-х — 6-х классов (констатирующий этап эксперимента).

2.2. Теоретико-методические принципы развития наблюдательности у учащихся.

2.3. Особенности формирования наблюдательности у учащихся

5-х — 6-х классов (формирующий этап эксперимента).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству"

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической среде, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, творческой личности, способной эстетически оценивать и образно воспринимать окружающую действительность, что невозможно без развитой наблюдательности детей, которая эффективно формируется на занятиях по изобразительному искусству. Еще Б.Г. Ананьев подчеркивал что, в условиях школьного обучения изобразительному искусству ребенок приучается «к новому, совершенному способу наблюдения как целенаправленной, планомерной и рационально-организованной деятельности чувственного познания» [5, с.43].

Проблема развития наблюдательности учащихся является одной из самых актуальных и многоплановых проблем в теории обучения изобразительному искусству. В существующей методической литературе по изобразительному искусству достаточно основательно исследуются различные стороны проблемы развития творческих способностей учащихся, обстоятельно разрабатываются многочисленные методические рекомендации по развитию у школьников умений и навыков рисования, вместе с тем проблема формирования целенаправленного восприятия учащихся до сих пор остается достаточно актуальной.

Наблюдательность представляет собою не только необходимый компонент для занятий изобразительным искусством, но и является обязательным условием успешной деятельности во всех областях творчества. Психолого-педагогическая наука рассматривает наблюдательность как необходимое качество личности в процессе обучения. Важнейшие психологические аспекты этой проблемы отражены в трудах известных ученых Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, В.Я. Зинченко, C.JL Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др. [5; 53; 70; 73; 166; 181].

Б.Г. Ананьев исследовал наблюдательность как психическое свойство личности, закладывающее основы для практической работы по ее развитию. Художественное творчество, с его точки зрения, является великолепным доказательством того, что «наблюдение есть известная целенаправленная деятельность, организующая чувственные восприятия в соответствии с известными интеллектуальными задачами» [5, с.8]. Любой вид изобразительного искусства основывается на деятельности наблюдателя. Сама специфика изобразительного творчества требует от художника накопления богатства впечатлений, разнообразных наблюдений. Именно эта ее сторона и определяет педагогическую значимость уроков изобразительного искусства в формировании такого важного для человеческой деятельности психического свойства, как наблюдательность.

Проблемами взаимосвязи восприятия и творчества занимались видные отечественные ученые В.П. Зинченко, Б.С. Мейлах, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон [73; 119; 179; 199]. В частности Б.М. Теплов утверждал, что художественная деятельность в любых ее формах требует развития наблюдательности. «В этом одна из сторон его (художественного воспитания) общевоспитательного и общеобразовательного значения: воспитывая умение «видеть» и «слышать» искусство создает предпосылки для расширения и углубления познания мира» [178, с. 97].

Наблюдение и наблюдательность считаются важнейшими элементами научной деятельности. Наблюдение - это и способ познания мира, и, метод научного исследования. Изучением этого процесса вплотную занимались ученые еще в XIX веке.

Наблюдательность как способность представляет собой продукт целенаправленного наблюдения и формируется лишь при условии активного восприятия действительности, проявляясь, по определению психологов, в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.

Практическая психология все чаще обращается к методу наблюдения как способу познания психики людей. Многие психологические открытия 1920— 1930 годов были сделаны на основе наблюдения (Ш. Бюллер, В. Штерн, А.А. Люблинская, JI.C. Выготский, Ж. Пиаже и др.)- В психологии существуют фундаментальные работы о наблюдении (Б.Г. Ананьев, А.П. Болтунов, М.Я. Басов: [5; 32; 22]), где данный психический процесс рассматривается как основной метод психологического исследования.

Психологические исследования, посвященные проблеме восприятия, рассматривают его прежде всего как развитие перцептивных действий в конкретных видах деятельности (А.В. Запорожец, A.JI. Венгер, В.П. Зинченко, Н.П. Са-кулина, А.П. Усова, З.М. Богуславская [70; 39; 72; 169; 184; 33] и др.), а также как формирование зрительного образа в качестве чувственной основы развития мыслительной деятельности (Н.А. Менчинская, JI.B. Занков, Н.Д. Богоявленский [122; 70; 31] и др.).

В работах П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Н.А. Менчинской, Н.Д. Богоявленского, Е.Н. Кабановой-Меллер [55; 68; 120; 31; 83] на основе обширного экспериментального материала было доказано, что важнейшим условием сознательного усвоения знаний в учебном процессе является формирование наглядного образа, что между чувственным образом и понятийными знаниями существуют сложные отношения. Так, Н.А. Менчинская, занимаясь изучением психологии процессов счета и вычислительных операций, пришла к выводу, что первой ступенью в овладении этими процессами является организация восприятия конкретных вещей и предметов, что, «прежде чем ребенок научится мыслить отношения между числами, нужно, чтобы он их наблюдал» [120, с.52].

Все это представляет ценный теоретический материал для методики обучения изобразительному искусству. Еще в 1950-е годы известный ученый и практик Н.Н. Волков рассматривает восприятие как центральную проблему психологии изобразительной деятельности. Главную проблему методики обучения автор видит в сложности формирования у ребенка способности «видения» натуры: «Достаточно только начать преподавать рисунок, чтобы главная проблема методики преподавания рисунка стала очевидной — научить видеть. Как держать кисть, как расположить краски на палитре — это не проблема для педагога. Большая часть таких технических указаний дается попутно, но как научить видеть - это не просто и главное» [43, с. 13].

В педагогической науке наблюдательность рассматривается в качестве важнейшего свойства личности во всех видах человеческой деятельности. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы отечественных педагогов, которые изучали роль наблюдательности в изобразительном творчестве детей (Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, B.C. Мухина, Г.Т. Овсепян, А.С. Щербаков: [81,84; 95; 123; 129; 195]). Так, Е.И. Игнатьев довольно подробно проанализировал возрастные особенности наблюдения у школьников, а также роль наблюдений в развитии детского рисунка [81;82]. B.C. Кузин провел исследование «быстрого» восприятия у школьников в процессе рисования с натуры и выявил его значение в быстром и качественном схватывании сущности предметов [95].

Отдельные аспекты проблемы формирования наблюдательности у детей дошкольного и младшего школьного возраста освещены в работах О.И. Галкиной, И.П. Сакулиной, И. Потерина, С.Л. Рубинштейн, О.Г. Овсепян [54; 169; 138; 163; 129]. В частности, С.Л. Рубинштейн, Г.Т. Овсепян на основании экспериментальных исследований определили стадии, основные линии развития наблюдения у детей [163; 129]. Д.А. Николенко исследовала речевую наблюдательность школьников [127].

Известные русские художники-педагоги - А.И. Иванов, Д.Н. Кардовский, А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, В.К. Шебуев, Н.П. Крымов, Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий, В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик подчеркивали важность процесса наблюдения для формирования профессиональных качеств художника. По мнению Б.В. Иогансона, «большинство людей. видят вещи крайне неточно, они совсем не замечают в вещах многих подробностей, даже таких, которые бросаются в глаза. Цель обычного видения состоит большей частью в том, чтобы узнать вещи, которые находятся перед глазами, или ознакомиться с некоторыми их свойствами, необходимыми для деятельности человека. При этом большинство людей даже и не подозревает, насколько неточно они знают формы и цвета вещей» [82, с.22].

В методической литературе по изобразительному искусству (Е.Е. Рожкова, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Н.Н. Ростовцев и др.:[154; 97; 192; 158]) большое внимание уделяется вопросам развития визуального восприятия, которое не может быть эффективным без развитой наблюдательности.

Например, В.Г. Волков в своем диссертационном исследовании обстоятельно анализирует вопросы организации наблюдений школьников на уроках рисования [42], что позволяет достаточно обосновано нарабатывать учебные задания на занятиях по композиции, живописи и рисунку. В исследовании Д.З. Колчиной научно обоснованы пути и методы развития наблюдательности студентов художественно-графических факультетов на занятиях по живописи портрета и экспериментально доказано [90], что наблюдательность является художественно-творческой способностью, определяющей уровень и развитие познавательной деятельности студентов и значительно влияющей на них.

Исследуя проблему развития художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления О.Е. Колоколова приходит к выводу [89], что совершенствование изобразительной деятельности студентов обусловлено успешным развитием мышления на основе формирования художественной наблюдательности; экспериментально доказывает, что совершенствование качества изобразительной деятельности студентов лежит в области организации процесса восприятия действительности, в структуре которого происходит формирование образного представления, пригодного для изображения. Основным методом формирования художественной наблюдательности выступает наблюдение, для организации которого в качестве ведущего средства используется прием сравнения. Обучение изобразительной деятельности предлагается строить на принципе сближения учебно-познавательных задач с условно-творческими осуществляемыми через систему краткосрочных упражнений.

Данные в области возрастной психологии доказывают, что подростковый возраст особо благоприятен для развития наблюдательности средствами изобразительной деятельности. Ребенок в этом возрасте готов целенаправленно, систематически наблюдать, может управлять своим произвольным восприятием и вниманием.

Исследования психологов А.К. Марковой, B.C. Мухиной, С.В. Филиной [113; 124; 185] подтверждают тот факт, что средний подростковый возраст является сензитивным для развития и совершенствования наблюдательности, а также для формирования умений и навыков изображения. Перед старшими подростками (7-й - 8-й класс) стоит довольно сложная задача творческого осмысления действительности, решить которую невозможно, не владея определенными изобразительными умениями и не обладая развитой наблюдательностью. Следовательно, максимальное использование сензитивности учащихся 5-х — 6-х классов к развитию зрительной системы посредством наблюдения позволит затем достаточно эффективно осваивать закономерности изобразительного искусства, тесно связанные с предметами общеобразовательного цикла.

Важность наблюдения в процессе обучения изобразительному искусству, как целенаправленного восприятия и формирования на его основе наблюдательности, достаточно убедительно обоснована в методической литературе, но вместе с тем методика формирования и развития этой способности для учащихся 5-х — 6-х классов требует дополнительных исследований.

Необходимость преодоления этого противоречия обусловило актуальность темы диссертационной работы.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики развития, способствующей эффективному решению проблемы формирования наблюдательности учащихся на занятиях по изобразительному искусству.

Объектом исследования является процесс обучения изобразительному искусству в системе школьного образования.

Предмет исследования - процесс развития наблюдательности учащихся 5— 6 классов.

Гипотеза исследования - процесс развития наблюдательности у учащихся 5

- 6 классов проходит с большей эффективностью, если на занятиях по изобразительному искусству прежде всего научно обоснованно и последовательно формировать: 1) активное и целенаправленное восприятие; 2) пространственные представления, умение оперировать зрительными образами, а также потребность к активному изучению объектов и явлений окружающей действительности. В результате чего значительно активизируется и творческая деятельность учащихся.

Основные задачи исследования:

1) проанализировать процесс формирования наблюдательности детей подросткового возраста в системе школьного образования;

2) проанализировать психолого-педагогические условия для формирования и развития наблюдательности учащихся 5-6 классов;

3) определить критерии сформированности наблюдательности;

4) разработать методические рекомендации по целенаправленному развитию наблюдательности учащихся.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

- научные труды известных психологов Б.Г. Ананьева, М.Я. Басова, Б.М. Велич-ковского, Н.Н. Волкова, JT.C. Выготского, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, Б.Ф. Ломова, И.П. Павлова, Л.А. Регуш, И. Рока, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, В.Д. Шадрикова, Д.М. Узнадзе, Б.М. Теплова и др.;

- исследования по детской психологии А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, B.C. Мухиной, С.В. Филиной;

- методические исследования по изобразительному искусству Г.В. Беда, В.П. Зинченко, Л.А. Ивахновой, А.И. Иконникова, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, В.Н. Стасевича, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Н.К. Шабанова, Б.М. Юсова и др.; различные методические подходы к изобразительному творчеству детей О.И. Галкиной, B.C. Щербакова, Н.П. Сакулиной, Г.В. Лабунской, А.А. Люблинской, Б.М. Неменского, Е.Е. Рожковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шо-рохова и др.; теоретические и методологические работы в области теории развивающего обучения, концепций поэтапных формирований умственных знаний Д.Б. Эль-конина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной.

Методы исследования:

- анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- анализ и обобщение практического опыта обучения рисунку, живописи и композиции;

- обобщение и систематизация научных положений по теме исследования;

- анкетирование, опрос, беседы с учащимися, педагогические наблюдения за их деятельностью;

- педагогический эксперимент;

- анализ учебно-творческих работ учащихся.

Научная новизна исследования заключается в получении следующих результатов:

- выявлены психолого-педагогические основы развития наблюдательности учащихся 5-6 классов;

- раскрыты типичные пробелы изобразительной деятельности подростков;

- определенны критерии уровня сформированности наблюдательности учащихся 5-х - 6-х классов; и

- разработана система специальных упражнений, активизирующих процесс наблюдательности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) разработана методика обучения детей изобразительному искусству, позволяющая значительно повысить наблюдательность учащихся;

2) научно обоснованы конкретные задания и упражнения, направленные на развитие наблюдательности подростков;

3) методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития наблюдательности также актуальна.

Апробация и внедрение результатов исследования

Материалы исследования проверялись и корректировались в процессе практической работы над диссертацией. Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях в Магнитогорске, Омске, Новосибирске, Чите, на кафедре академической живописи Омского государственного педагогического университета, методических секциях МОУ ДОД «ДШИ №14» г. Омска.

Разработанная методика развития наблюдательности подростков была апробирована и внедрена в учебный процесс МОУ «средней общеобразовательной школы № 56 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «средней общеобразовательной школы № 107», МОУ ДОД «ДШИ № 14» г. Омска.

Этапы исследования

На первом этапе (1999 - 2001 гг.) проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность проблемы, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования.

На втором этапе (2001 - 2002 гг.) продолжались теоретические изыскания, разрабатывались критерии оценки развития наблюдательности учащихся 5-6 классов, проводился констатирующий эксперимент.

На третьем этапе (2002 - 2004 гг.) проводился формирующий и заключительный этапы педагогического эксперимента, которые позволили проверить сформулированную гипотезу, разработаны методические рекомендации по развитию наблюдательности подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1) Психолого-педагогические основы формирования наблюдательности, обуславливающие оптимальную организацию учебного процесса и способствующие ее развитию на уроках изобразительного искусства;

2) Наблюдательность как основа успешной познавательной и творческой деятельности подростков;

3) Система краткосрочных упражнений и композиционных заданий, способствующих эффективному развитию наблюдательности в процессе обучения изобразительному искусству.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования подтверждается: опорой на теоретические исследования психолого-педагогической литературы; использованием комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования; организацией практической экспериментальной работы; положительными значениями показателей эффективности предлагаемой методической системы.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Данные выводы указывают на то, что восприятие испытуемых в большинстве своем находится еще на житейском, обыденном уровне, не носит целенаправленный, исследовательский характер, отличается «предметностью», что не позволяет им решать композиционные задачи тематического рисунка комплексно (замысел - эскиз - композиция).

Далее законченные рисунки учащихся на тему «Мой двор» мы подробно проанализировали с учетом выбранных нами критериев для определения уровня сформированности наблюдательности. Результаты анализа отражены в таблице №2.

По данным, отраженным в таблице, во всех школах ясно прослеживается низкий уровень выполненных рисунков, что позволяет сделать следующие выводы о проявлениях наблюдательности у подростков: композиционное решение работ не отличается новизною и оригинальностью. Недостаточная сформиро-ванность наблюдательности испытуемых вызвала затруднения в размещении на плоскости листа объектов изображения, которые расположены неосмысленно, хаотично, в результате чего целостность работы нарушена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблемам совершенствования восприятия учащихся, анализ педагогических разработок по методике изобразительного искусства и собственная экспериментальная деятельность привели нас к следующим выводам:

Наблюдательность - важнейшее психическое свойство человека, имеющее разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психических явлений. Наблюдательность не является врожденной способностью и формируется в процессе многократных целенаправленных наблюдений.

Наблюдательность представляет собою способность «присматриваться» к явлениям жизни, «подмечать» в них типичные для целого ряда явлений черты, видеть внутренние стороны явлений, что совершенно необходимо в любой познавательной деятельности. Развитая наблюдательность является важнейшим условием достижения успехов в учебной деятельности. Именно поэтому, проблема развития наблюдательности школьников - одна из основных в ряду проблем образования и воспитания личности. Наблюдение в педагогике рассматривается в качестве важнейшего средства учения.

Наблюдательность, формируемая в процессе изобразительной деятельности, отличается от обыденной, житейской, поскольку всегда направлена на решение конкретных задач изображения, образно организована, эмоциональна, с ее помощью успешно осуществляется взаимосвязь восприятия натуры с процессом ее изображения. Но, несмотря на специфические особенности наблюдательности, формируемые на уроках рисования, вместе с тем развиваются и другие ее стороны, что позволяет говорить о том, что обыденная наблюдательность в процессе изобразительной деятельности перестраивается, переходит на качественно иной уровень и из узко специальной вырастает до способности, необходимой каждому человеку.

Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного, является наиболее благоприятным для развития наблюдательности посредством целенаправленного обучения изобразительному искусству. Изобразительная деятельность в среднем подростковом возрасте все еще является одним из важных видов детской деятельности и выражает определенные уровни психического развития ребенка. Исследования в области возрастной психологии доказывают, что средний подростковый возраст (5-й - 6-й классы) является сензитивным для развития наблюдательности с использованием «взрослых» методов в учебной работе.

Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что в качестве основных принципов развития наблюдательности школьников на уроках изобразительного искусства можно считать: формирование замысла изображения; взаимодействие задач длительного и краткосрочного рисования, основанного на целенаправленном наблюдении действительности; посильное решение композиционных задач.

Поскольку наблюдательность - многогранная способность, базирующаяся на ощущении и восприятии, связанная с различными психическими процессами, такими как мышление, память, воображение, то и развитие этой способности должно основываться на активизации всех этих процессов.

В качестве основных критериев исследуемой способности мы выделяем:

1) композиционность изображения (выбор формата, выбор точки и уровня зрения, наличие смыслового центра, применение основных композиционных закономерностей, наличие образов представления и воображения, новизна композиционного решения);

2) передача особенностей формы предмета (решение пропорциональных, тоновых отношений, светотеневых градаций объемной формы);

3) передача пространственных отношений (умение передавать изменения видимой формы предметов и цвето-тоновых отношений в пространстве);

4) колористическое решение ( гармоничность цветовых отношений, использование ритма цвета для передачи образа, цветовой акцент).

Установление структуры наблюдательности, особенностей изобразительной деятельности подростков и типичные пробелы, возникающие в процессе этой деятельности, обусловили специфику методики обучения, направленную на осуществление комплексного подхода в реализации цели развития наблюдательности.

Эффективность развития наблюдательности подростков обеспечивается в учебном процессе, основанном на планомерном, последовательном и целенаправленном наблюдении натуры.

Развитие наблюдательности подростков предполагает особую организацию учебного процесса, в которую входит создание соответствующей мотивации, формирование эмоционального отношения к наблюдаемому, обучение школьников способам наблюдения, основанным на творческом поиске, а также организация самоконтроля учащихся за ходом усвоения новых знаний, умений, навыков через обучение приемам саморегуляции учебной деятельности.

Формирующий этап экспериментальной работы подтвердил наше предположение о том, что развитие наблюдательности подростков на уроках изобразительного искусства обусловлено формированием активного целенаправленного восприятия, пространственных представлений, а также воспитанием потребности к активному изучению окружающей действительности.

Результаты экспериментальной работы подтвердили сформулированную гипотезу исследования, дали положительные результаты при апробации предложенной методики в учебный процесс и обеспечили повышение познавательного интереса к объектам и явлениям окружающей действительности, значительную активизацию творческой деятельности учащихся.

Таким образом, развитию наблюдательности в процессе изобразительной деятельности необходимо уделять первостепенное внимание, поскольку наблюдательность является важнейшим условием всякого обучения и творческого развития.

Данная диссертационная работа рассматривает лишь один из аспектов многоуровневой проблемы развития и совершенствования наблюдательности учащихся. Некоторые вопросы этой проблемы все еще остаются открытыми. Если задачи художественной наблюдательности достаточно подробно и обстоятельно освящены в научных исследованиях, то анализ и проблемы других видов наблюдательности требуют дополнительных исследований.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Скрипникова, Евгения Валерьевна, Омск

1. Авдеева М.К. Особенности формирования графического образа в рисункахподростков: Дис. .канд. пед. наук. М.: 1983. - 195с.

2. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: учеб. Пособие. М.:

3. Изоб. исскусство, 1985. 152 е., ил.

4. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией // Сб. научных трудов МПГУ им. Ленина / Под ред. Шорохова Е.В. М.: Прометей, 1994. - 299 с.

5. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Л.: Лениздат, 1940. - 64с.

6. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л.: Лениздат,1940.-64 с.

7. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьников. Л.: Лениздат, 1940. - 64 с.

8. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та,1955.- 188 с.

9. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения // Советская педагогика.- 1957.-№7.-С.104-11Ь

10. Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960.-№ 1.-С. 18-28.

11. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1960.-486 е., ил.

12. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964. 304 е., табл.

13. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитиеи константность восприятия. АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. - 335с.

14. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 547 с.

15. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / АН

16. СССР, Отделение физиологии. М.: Наука, 1980. - 197 с.

17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокр. пер. с англ. В.Н.

18. Самохина. -М.: Прогресс, 1974. 392 е., ил.

19. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.:1. Наука, 1997,- 184 с.

20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика,1989.-558 с.

21. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1980.-392 с.

22. Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -240 с.

23. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Изд-во АХ1. СССР, 1963.-299 е., ил.

24. Барщ А. Наброски и зарисовки: Учебно-методич. пособие для художественных училищ прикладного искусства. М.: Искусство, 1970. - 166 е., ил.

25. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика,1975.-432 с.

26. Башилов Я., Кандахчан Е. Детский рисунок. М.: Искусство, 1940 - 196 с.

27. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар: Краснодар, книжное изд-во, 1967. 184 с.

28. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981.- 239 е., ил.

29. Беда Г.В. Живопись: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1986. 192 с.

30. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М. - Д.: Искусство, 1940. -196 с.

31. Бертулис А.В., Глезер В.Д. Пространственное цветовое зрение. АН СССР,

32. Ин-т физиологии им. И.П. Павлова, Каускас. мед. Академия. Л.: Наука. Ленинград, отд-е, 1985. - 246 с.

33. Бжалова И.Т. Восприятие и установка. Тб.: Мецниереба, 1965. - 226 с.

34. Блонский П.П. Память и мышление. СПб. и др.: Питер, 2001. - 288 с.

35. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.

36. Болтунов А.П. Практикум по теории психологических испытаний. Л.,1927.

37. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшегодошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. 207 с.

38. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

39. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во ЛГУ,1964.- 194 с.

40. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т.. Л.: Изд-во ЛГУ, 19741981. Т.1. 334 с. Т.2. - 346 с. Т.З. - 326 с.

41. Величковский Б.М., Зинченко В.Л., Лурия А.Р. Психология восприятия:

42. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 246 с.

43. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во1. МГУ, 1982.-336 с.

44. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. 365 с.

45. Вермель В. Активное наблюдение процесс творческий // Художник.1964. -№6. -С.52-56

46. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.:1. Просвещение, 1979. 288 С.

47. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изобразительному искусству (в системе внеклассных занятий): Дис. . канд. пед. наук.-М., 1989. 163 с.

48. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР,1950.-506 с.

49. Волков Н.Н. Композиция в живописи. В 2-х частях. М.: Искусство, 1977.

50. Ч. 1.- 263 с. ил. 4.2. 215 е., ил.

51. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 320 с.

52. Восприятие изобразительного искусства школьниками // Сб. научных трудов М.: АПН СССР, 1988. - 130 с.

53. Восприятие. Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. - 368 с.

54. Вундт В. Введение в философию / Под ред. A.JI. Субботина. М.: ЧеВо:1. Добросвет, 1998.-354 с.

55. Вундт В. Введение в психологию / Пер. с нем. Н. Самсонова. СПб и др.:1. Питер, 2002.- 125 с. ил.

56. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк : Кн. для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

57. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.:1. Педагогика, 1991.-480 с.

58. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов н./Д.: Изд-во «Феникс», 1998. -480 с.

59. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

60. Галкина О.И. Воспитывайте наблюдательность // Семья и школа. 1949.9.-С. 8-10

61. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избран. Психол. тр. /

62. Под ред. А.И. Подольского. М.: Институт практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 479 с.

63. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Университет, 2000. - 330 с.

64. Ганоблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М.: Педагогика, 1972. 160 с.

65. Гинзбург И.В. Чистяков и его педагогическая система. — JI. — М.: Искусство,1940.-204 с.

66. Глезер В.Д. Зрение и мышление. 2-е изд., испр. и доп. - Спб. и др.: Питер,2001.-368 с.

67. Глинская И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 4-6 классах. Киев: Рад. школа, 1981. - 126 с.

68. Грегори P.J1. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. Л.Д.

69. Хомской. М.: Прогресс, 1970 - 271 с.

70. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Пер. А.И. Когана. М.: Мир, 1972. - 209 с.

71. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического иэкспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

72. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, Ленинград, отделение,1990.-224 с.

73. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Пер. с 6-го изд. (Лондон, 1872); Отв. ред. А.А. Тахтаджян: Спб.: Наука, С.-Петерб. отд-ние, 1991. - 539 с.

74. Дворяшина М.Д. Некоторые закономерности константности восприятия уподростков / Проблемы общей, социальной и инженерной психологии. -Л.: ЛГУ, 1966.

75. Дейнека А.А. Учись рисовать. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. - 224 е., ил.

76. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М.: Педагогика, 1990.-424 с.

77. Запорожец А.В. Психология: Учебник для дошк. пед. училищ. М.: Просвещение, 1965. 240 с.

78. Запорожец А.В., Венгер JI.A., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие идействие. М.: Просвещение, 1967. - 324 с.

79. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В.В.

80. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика. Т.1.: Психическое развитие ребенка, 1986-318 с.

81. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969.- 106 с.

82. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учеб. пособие. Ростов н./Д.: РГПИ, 1989. - 52 с.

83. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Дис. .докт. пед. наук. М., 1966. - 327 с.

84. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Изд-во «Институт практич. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. 608 с.

85. Ивахнова JI.A. Профессиональная деятельность учителя изобразительногоискусства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.- 130 с., ил.

86. Игнатьев Е.И. Развитие наблюдательности у ребенка в процессе рисования

87. Семья и школа. 1949. - №10 - С. 12-14.

88. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954. - С. 9

89. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению // Психология рисунка и живописи. М.: АПН РСФСР, 1954. - С. 70-112.

90. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию//Вопросы психологии.- 1957.-№1.-С. 51

91. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.

92. Иогансон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. О композиции. - М., 1959. - С. 22.

93. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и умений ушкольников. Проблемы приемов умственной деятельности. М: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 367 с.

94. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.

95. М.: Знание, 1981. 96 е., ил.

96. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.,1914.-156 с.

97. Киреенко В.И. Целостность восприятия и художественные способности // Вопросы психологии. 1956. - № 5. - С. 35^42.

98. Киреенко В.И. Психология способности к изобразительной деятельности

99. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 324 с, ил.

100. Ковалев А.Г. Изобразительные способности. В кн.: Психологические способности человека. Т.2 Л.: ЛГУ, 1960. - С. 87-115.

101. Колоколова О.Е. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством (на примере факультетов нач. классов): Дис. .канд. пед. наук. -М., 1989.-247 с.

102. Колчина Д.З. Развитие художественной наблюдательности студентов 3-4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью портрета: Дис. . .канд. пед. наук. М., 1999. - 253 с.

103. Комплексное гголихудожественное развитие школьников // Под ред. Б.П. Юсова. М. - Луганск, 1994. - 148 с.

104. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

105. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 992с.

106. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1970. - 256 е., ил.

107. Кузин B.C. "Быстрое" восприятие у школьников в процессе рисования с натуры // Вопросы психологии. 1971. - № 2 - С. 36—45.

108. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение,1971.- 144 с.

109. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / B.C. Кузин 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977.-207 е., ил.

110. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. - М.:АГАР, 1998. - 336 е., ил.

111. Кузин B.C. Психология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Агар, 1997.- 304 е., ил.

112. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965-207 с.

113. Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Проблема исследования личности и др. работы. -Спб.: Алетея, 2001.- 192 с.

114. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Спб.: Алетея, 2001.-240 с.

115. Левитов Н. Смотреть и видеть. О воспитании наблюдательности // Семья и школа. 1962.-№ 8. - С. 14-15

116. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. — 279 с.

117. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 320 с.

118. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981.-224 с.

119. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 82 с.

120. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. -М.: АПН РСФСР, 1959.-270 е., ил.

121. Ломов Б.Ф. Моторные компоненты зрения. М.: Наука, 1975 - 235 с.

122. Ломов Б.Ф. Психология восприятия // Материалы сов.- норв. симпозиума. -М.: Наука, 1989.- 191 с.

123. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 104 с.

124. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1971. - 415 е., ил.

125. Маркова А.К. Психология обучения подростка.- М.: Знание, 1975. 64 с.

126. Медведев Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку: Дис. .канд. пед. наук. М., 1977. - 182 с.

127. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. - 159 е., ил.

128. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.-96 с.

129. Мейлах Б.С. Новое в изучении художественного творчества. М.: Знание, 1983.-64 с.

130. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. - 318 с.

131. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников: Избран, психол. труды; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 219 с.

132. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания и психического развития ребенка: Избранные психол. труды. М.: Институт проблем психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 443 с.

133. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи, композиции // Межвуз. сборник науч. трудов. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И.Ломоносова, 1989 - 200 с.

134. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 239 е., ил.

135. Мухина B.C. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов психол. ф-тов. М.: Институт практической психологии, 1998. - 488 с.

136. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. -255 е., 32 л., ил.

137. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 268 с.

138. Николенко Д.А. Психологические особенности наблюдательности в познавательной деятельности. Автореф. канд. дис. 1992. - 19 с.

139. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: 1986.-235 с.

140. Овсепян Г.Т. Развитие наблюдательности у детей // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1939 - т. 18 - С. 21-50.

141. О композиции: Сб. статей. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959.

142. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М.: Педагогика, 1988. - 190 2. е., ил.

143. Павлов И.П. Полное собрание сочинений в 6-ти т. М. - Л.: АН СССР, 1952. Т.4.-367с.

144. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож. Киев: Госмедиздат УССР, 1953. - 20 с.

145. Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб. и др.: Питер, 2001. - 424 с.

146. Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности школьников // Советская педагогика. 1991. - №12. - С. 48-50.

147. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. - JL: Педагогика - Пресс, 1999. -527 с.

148. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное, пособие для студ. пед. ин-тов / Под. ред. Шадрикова В.Д. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.

149. Потерин И. Наблюдательность, внимание память // Семья и школа. 1962.- № 4 С. 24-26.

150. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. М.: Просвещение, 1994. - 112 е., ил.

151. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство. 1-9 классы. / Под ред. B.C. Кузина и др. М.: Просвещение, 1996. -160с.

152. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 2001. - 286 с.

153. Психологические исследования познавательных процессов и личность / Под ред. Д. Ковача. М.: Наука, 1983.

154. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 416 с.

155. Психология процессов художественного творчества / Отв. ред. Б.С. Мей-лах, Н.А. Хренов, Ленинград: Наука, 1980. - 285 с.

156. Психология рисунка и живописи / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 233 с.

157. Психология человека от рождения до смерти. Спб.: прайн - ЕВРОЗНАК, 2001.-656 с.

158. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. - 120 е., ил.

159. Ракитин В.И. Искусство видеть.- М.: Знание, 1973. 127 е., ил.

160. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Спб.: Питер, 2001. - 176 с.

161. Рисование с натуры / Под ред. А.П. Фомичева. М.: АПН РСФСР, 1959. -254 е., ил.

162. Роговин М. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. 1988. - №7. - С. 93-104.

163. Родионова С.М. Проблема взаимосвязи наблюдения и изображения модели в методике обучения рисованию с натуры: Дис. .канд. пед. наук. М., 1955.- 161 с.

164. Рожкова Е.Е. Рисование в 5-6 классах. М.: АПН РСФСР, 1957. - 60 с.

165. Рожкова Е.Е., Херсонская Е.А. Рисование. 5 класс. М.: Просвещение, 1964.-227с., ил.

166. Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. Изобразительное искусство. 6 класс. М.: Просвещение, 1969. - 255 е., ил.

167. Рока И. Введение в зрительное восприятие. В 2-х книгах. М.: Педагогика, 1980, кн. 1 311 е.; кн. 2 - 279 е., ил.

168. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.

169. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка: Учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак-тов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, рисунок и труд» М.: Просвещение, 1982.-240 е., ил.

170. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для худож.-граф. ф-тов педагогических институтов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984.-240 е., ил.

171. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: Учеб. для учащихся педучилищ. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 256 е., ил.

172. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 с.

173. Рубинштейн C.JI. К вопросу о стадиях наблюдения // Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. 1939 - т. 18 - С. 7-19.

174. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. - 328 с.

175. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. АПН СССР. Институт психологии АН СССР. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер Ком, 1999. -720 с.

177. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференцированная психология: Учеб. пособие ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990 - 253 с.

178. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений у младших подростков. Дис. . канд. пед. наук. - М., 1977. - 128 с.

179. Сакулйна Н.П. Роль наблюдения в развитии детского рисунка. Вып. 11.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - С. 97 - 100.

180. Сеченов И.М. Избранные произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1958. -413 с.

181. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.С. Физиология нервной системы: Избр. Труды: в 4 вып / Под ред. К.М. Быкова. М.: Медгиз, 1952. Вып. 1. - 580 с. ил. Вып. 2. - 624 с. ил. Вып.З: Кн. 1. - 354 с.ил. Кн.2. - 1008 с. ил. Вып. 4. - 684 е., ил.

182. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. -423 с.

183. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996. - 96 с.

184. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996. - 80 с.

185. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. — 80 с.

186. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 63 с.

187. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (Психолог, основа) / Н.Ф. Талызина. 2-е изд., доп. и испр. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 344с.

188. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Совет, педагогика. 1946 - № 6 - С. -97.

189. Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. Труды ин-та психологии. Вып. 13.- М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 203 с.

190. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

191. Узнадзе Д.М. Экспериментальные основы психологии установки. Тб.: Изд-во АН Грузинской ССР. 1961. - 210 с.

192. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Царева. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.

193. Унковский А.А. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1987. -116 с.

194. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. 3-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

195. Филина С.В. Способности зрительного восприятия (у детей 10-12 лет): Дис. . .канд. психол. наук. М., 1995. - 239С.

196. Франк Ф. Философия науки / Пер. с англ. Н.В. Воробьева. М.: Иностранная литература, 1960. - 543 с.

197. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского. Мн.: ООО «Попурри», 1996. - 606 с.

198. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

199. Холина О.Н. Повышение эффективности живописи учащихся 12-16 лет посредством формирования видения цветотоновых отношений. Автореф. дис. . .канд. пед. наук. - М., 1997. - 24 с.

200. Черемных Г. В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведение цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству. Дис. .канд. пед. наук. М., 1988. - 252 с.

201. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. - 320 с.

202. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1975. 72 е., ил.

203. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для худ.-граф. ф-тов педагогических институтов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 285 е., ил.

204. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. — Пг.: 1922.

205. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблема руководства изобразительным творчеством детей.) М.: Просвещение, 1969.-272 с.

206. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды./Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко; АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 555 с.

207. Юсов Б.П. Как создается выставка детского художественного творчества // Творчество юных. Сб. докладов научно методического совещания по изобразительному творчеству детей. - М., 1973. - 86 с.

208. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.

209. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

210. Ярбус A.J1. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. -166с.