автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельном поле курса "Основы дизайна"
- Автор научной работы
- Ладыгин, Евгений Владиславович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ладыгин, Евгений Владиславович, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1. Психологические основы создания оптимальных условий развития творческих способностей учащихся.
1.2. Возможности дизайна в создании оптимальных условий развития творческих способностей.
Т. 2.1. Преподавание дизайна за рубежом.
J.2.2. Преподавание дизайна в России и СССР.
Выводы по первой главе.
Глава П.МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИДП КУРСА "ОСНОВЫ ДИЗАЙНА".
II. 1. Цели, задачи и содержание методической системы.
11.2. Образовательные принципы, формы и методы развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
11.3. Дидактические средства развития творческих способностей учащихся
11.4. Система оценки в интегративном курсе «Основы дизайна».
Выводы по второй главе.
ГлаваШ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕС КИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИДП КУРСА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА».
II.1. Определение направлений проведения педагогического эксперимента.
Ш.2. Исследование комплексного развития творческих способностей учащихся на материале экспериментальной апробации интегративно-го учебного курса «Основы дизайна» в 7 - 9 классах МКОЦ «НОВОКО
СИНО».
Ш.З. Исследование комплексного развития творческих способностей учащихся на материале экспериментальной апробации интегративно-го учебного курса «Основы дизайна» в нехудожественной группе
Выводы по третьей главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельном поле курса "Основы дизайна""
Актуальность исследования. Человеческое общество в течение XX века стремительно развивалось по пути научно-технического прогресса. На пороге XXI века человек получил возможность выбора альтернативных путей решения теоретических и прикладных задач практически во всех сферах деятельности. Деятельность становится сложнее, системные связи в ней устанавливаются между более широким спектром смежных дисциплин. Технологии производства, бизнес и общественная жизнь развиваются быстрее, чем естественные способности сознания обрабатывать увеличивающиеся потоки информации в различных областях. Для решения профессиональных задач в современных условиях необходим творческий подход, базирующийся на интеграции научно-поисковых, технических, художественных и других видов деятельности. В связи с этим перед российской школой стоит сложная и актуальная проблема развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
Решению этой проблемы в условиях общеобразовательной школы мешают объективные трудности: ценностная дезориентация, снижение заинтересованности в обучении, перегруженность содержания образования, нарушение ; J системы межпредметных связей и т.д. Указанные трудности связаны с несформированностью мотивации в необходимости получения знаний. Они предопределены отсутствием или недостаточной широтой поля применения знаний, умений и навыков в практической творческой деятельности.
Развитию творческих способностей детей на основе деятельностного подхода и концепции развития личности в процессе социализации индивида посвящены труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, на основе активизации учебной деятельности Л.А.Венгера, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца, Дж.Гил-форда, М.Карне, Дж.Рензулли и др. Дидактические основы развития способностей в изобразительной деятельности заложены в трудах Н.Н.Аниси-мова, А.И.Иванова, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В.Щорохо л ва, Т.Я.Шпикаловой и др. Развитию способностей учащихся в области художественного конструирования посвящены работы Н.Н.Алексахина, П.Н.Андрианова, В.И.Качнева, И.М. Рязанцевой, в рамках графической деятельности А.Д.Бот-винникова, В.А.Гервера, Ю.Ф.Катхановой, Е.И.Корзиновой, О.П.Шабановой и др.
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие творческих способностей, формирование интереса учащихся к творчеству, оказывает деятельность, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей. Такая деятельность в школе возможна в рамках интегративных (т.е. объединяющих на основе системного холизма знания, умения и виды деятельности других областей) и интегрированных (т.е. включающего таковые в себя) методических систем. Проблема интегративного и интегрированного обучения, как средства развития творческих способностей учащихся, актуальна в последние годы, как в школьной, так и вузовской практике.
Большинство исследований, посвященных развитию творческих способностей учащихся на занятиях дизайном, рассматривают проблему с позиции интегрирования его положений с содержанием курсов изобразительного искусства, технической графики и технологии. Есть основания утверждать, что такая интеграция способствует повышению уровня общей художественно-графической подготовки учащихся, оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей. Идеи такой интеграции и доказательства ее дидактической ценности представлены в трудах Т.С.Комарова, Ю.Ф.Катхановой, В.С.Кузина, Е.И.Корзиновой, Л.А.Кузьмичева, Л.П.Малиновской, Н.В.Малкова и др. И все же, интеграция на данном уровне недостаточно полно, по нашему мнению, использует педагогические возможности дизайна.
В нашем исследовании она будет рассмотрена в новом аспекте - с точки зрения формирования интегративного деятельностного поля (далее ИДП) в новом школьном курсе "Основы дизайна". ИДП объединяет в практической деятельности в комплексе знания, умения и навыки всех школьных дисциплин. При этом понятие ИДП характеризуется нами как: синхронно и диахронно взаимоI
I i
Hfe i связанный комплекс учебных деятельностей интегрированных друг с другом системно в едином процессе решения теоретических и практических образовательных задач.
Специальных исследований, посвященных изучению влияния интегратив-ных курсов, используемых в качестве ИДП, на развитее творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, не существует. Деятельность по экспериментальной апробации идей ИДП в рамках программы "Столичное образование^" определяет актуальность такого исследования. Проблема исследования будет рассмотрена нами на материале исследования групп учащихся 7-9 классов. Такой выбор связан с активным психофизиологическим развитием детей этого возраста, что дает, по нашему мнению, возможность ускорить получение наблюдаемого эффекта педагогического воздействия.
Сложилось противоречие между необходимостью решить актуальную проблему развития творческих способностей учащихся, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности, и отсутствием методических систем интегра-тивного типа для этого. Все это определило выбор темы данного исследования: "Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятель-ностном поле курса "Основы дизайна".
Цель исследования: Разработать методическую систему обучения в ИДП курса "Основы дизайна" и получить научно обоснованное представление об ее влиянии на развитие творческих способностей учащихся.
Для реализации данной цели потребовалось решить следующие задачи: -изучить психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся;
- выявить педагогические возможности дизайна в решении проблемы развития творческих способностей учащихся в аспекте создания ИДП;
-разработать методическую систему развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна";
-доказать экспериментальным путем эффективность развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
Объектом исследования явился процесс развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
Предмет исследования: содержание и средства развития творческих способностей учащихся.
Исходная гипотеза исследования: формирование интегративного деятель-ностноко поля в курсе "Основы дизайна" создаст в рамках общеобразовательной школы оптимальные условия развития творческих способностей учащихся, позволит подготовить учащихся к решению задач на стыке различных видов деятельности, повысит интерес к обучению в целом.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: учения о сущности и закономерностях развития личности и творческих способностей; положения теории и практики изобразительного искусства и дизайна.
Методы исследования:
- теоретический анализ исследований, отражающих различные аспекты проблемы творческих способностей и их развития посредством дизайна;
- метод педагогического эксперимента;
- метод тестирования;
- анкетирование, опрос информантов.
Этапы исследования: Исследование проводилось в период с 1994 по 1999 годы и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Первый этап (1994-96гг.) носил поисковый характер: на этом этапе ставились задачи выявления психологических основ и педагогических возможностей решения проблемы исследования, определения оптимальных условий и разработки методической системы развития творческих способностей учащихся посредством ИДП курса "Основы дизайна".
Второй этап (1996-98гг.) - опытно-экспериментальный - предусматривал проведение педагогического эксперимента по проверке разработанной методической системы развития творческих способностей учащихся.
I I ^
Третий этап (1998-99гг.) был посвящен обобщению результатов эксперимента, подготовке методических рекомендаций внедрения интегративного курса "Основы дизайна" в качестве основы создания ИДП в средней школе.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Интегративное деятельностное поле - новая педагогическая технология развития творческих способностей учащихся в дизайнерской холистической деятельности, носящей социальный или личный интерес, требующей одновременного применения знаний, умений и навыков из различных областей школьных знаний.
2. Предлагаемая методическая система развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна" обеспечивает оптимальные условия эффективного развития творческих способностей учащихся, подготавливает учащихся к решению задач на стыке различных видов деятельности, повышает интерес к обучению в целом.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлены:
- созданная автором новая педагогическая технология - обучение в интегра-тивном деятельностном поле курса "Основы дизайна";
- доказательство того, что интегративный курс "Основы дизайна" создает оптимальные условия для построения интегративного деятельностного поля и развития творческих способностей учащихся в нем.
Базой исследования являлся МКОЦ "НОВОКОСИНО" (средняя школа №1048 МКО), где проводилась основная опытно-экспериментальная работа, использовались на практике данные педагогических наблюдений, анкетирований и тестирований в общеобразовательных школах Восточного административного округа г. Москвы (№ 631, 635, 1022, 1026).
Достоверность проведенного исследования подтверждена применением взаимопроверяющих методов разработки проблемы с опорой на аналогичные положения и выводы других исследований; результатами экспериментальной работы, выразившимися в высоком уровне развития творческих способностей учащихся экспериментальных классов, участием автора в апробации предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана методическая система развития творческих способностей в ИДП курса "Основы дизайна", что создало теоретическую базу развития ИДП, как технологии обучения. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, составляют перспективное направление дальнейшего исследования этой проблемы.
Практическая значимость. Материалы исследования вошли составной частью в концепцию создания на базе средних школ культурно-образовательных центров (далее МКОЦ) для районов со слаборазвитой инфраструктурой, составили основу содержания методических рекомендаций по формированию ИДП художественно-прикладного направления, программы "Интегративный курс "Основы дизайна" для 5-11 классов средних общеобразовательных школ". Программа и методические рекомендации могут быть использованы учителями школ с целях развития творческих способностей учащихся.
Апробация работы проходила на Научно-методическом совете МКОЦ "Но-вокосино" (1994,1996,1998), кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1997,1998,1999), международных, российских, на-учно-практических конференциях (1998,1999), семинарах-практикумах МИПК-РО, МКО, НМЦ ВОУ МКО (1998,1999).
Внедрение результатов исследования в практику проводилось путем ознакомления с ними в выступлениях автора на научно-практических конференциях, семинарах-практикумах различного уровня; в ходе проведения диссертантом лек-ционно-семинарских занятий со студентами 4 курса художественно-графического факультета Mill У; в педагогическом процессе МКОЦ "Новокосино" (средней школы №1048 МКО), (диссертантом и учителями ИЗО).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ:
А 1. Выявлен устойчивый интерес учащихся к проблемам дизайна. Определен круг предпочтений учащихся в области дизайна.
2. Получены сведения о снижении интереса учащихся к изучению отдельных базовых предметов, предопределенного отсутствием понимания необходимости их изучения.
3. Выявлена тенденция к непродуктивному применению учителями элементов художественного конструирования на уроках ИЗО и технологии. Не используются возможности художественного конструирования в качестве интегрирующего элемента.
Щ 4. Проведение педагогического эксперимента позволило апробировал» и отработать на практике систему обучения, основанную на создании ИДП в курсе "Основы дизайна". В педагогическом эксперименте были также уточнены объем и номенклатура теоретических материалов и практических заданий по курсу, методология, формы и средства организации образовательного процесса.
5. Экспериментальным путем доказана эффективность разработанной методической системы в решении задачи развития творческих способностей учащихся. Получены научно обоснованные сведения о значительном опережении процесса развития способностей учащихся экспериментальных групп.
6. На основании анализа творческих работ учащихся и их деятельности в рамках интегративного деятельностного поля можно констатировать развитие у них способностей в решении задач на стыке различных теоретических дисциплин и форм деятельности, а также наличие интегративного подхода к решению творческих задач.
7. Доказано стимулирующее воздействие интегративного деятельностного поля i на пробуждение и поддержание интереса учащихся ко всему комплексу школьных дисциплин, повышение за счет этого эффективности образовательного процесса школы в целом. ф
- 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью проведенного исследования была разработка методической системы обучения в ИДП курса "Основы дизайна" и получение научно обоснованного представления об ее влиянии на развитие творческих способностей учащихся.
Создание подобной методической системы решает актуальную проблему российской средней школы - проблему развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
В теоретической части исследования, на первом его этапе, нами было выявлено, что оптимальные условия для комплексного развития творческих способностей учащихся могут быть созданы при особом построении образовательного процесса в форме интегративного деятельностного поля.
Изучение психолого-педагогической литературы позволило выделить несколько основных направлений формирования интегративного деятельностного поля: а) понимание структуры интеллекта и механизмов творчества в целом и в конкретных областях; б) понимание развития способностей как интеллектуального развития; в) понимание невозможности развития способностей вне рамок определенной деятельности; г) понимание возрастных особенностей психофизического развития детей; д) понимание наибольшей продуктивности развития способностей в деятельности комплексного, интегративного, творческого типа. е) ИДП может быть создано на основе выполнения комплексных проектов, имеющих социальную, групповую или индивидуальную значимость, которые требуют для своего выполнения коммуникации знаний, умений и навыков всех образовательных областей.
В процессе изучения дизайнерской деятельности, как основы для формирования ИДП нами выявлен ее интегративный характер, требующий для выполнения теоретических, практических и учебных задач привлечения в комплексе знаний, умений, навыков и использования форм деятельности смежных областей.
Нами описан психологический механизм творчества дизайнера, выявлены психологические возможности развития различных сторон личности на его этапах:
На основе анализа психологического механизма творчества дизайнера, выявлены психологические возможности развития личности на его этапах:
-пробуждение интереса к широкому спектру интеграггивно-взаимосвязанных с предметом проектирования областей;
-формирование различных познавательных и деятельностных потребностей;
-выполнение социально или индивидуально значимых дизайн проектов, направленных на творческое преобразование социальной и предметной среды;
-развивитие дивергентного и ассоциативного мышления, способностей переноса свойств, мыслительной трансформации, оценки и т.п.
На первом этапе исследования нами были изучены существующие методические системы преподавания дизайна. На основе их опыта мы утверждаем, что дизайн обладает психолого-педагогическими возможностями для создания интегративного деятельностного поля, что позволяет создать новую педагогическую технологию развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
На основании изученной психолого-педагогической, методической и специальной литературы, посвященной проблемам дизайна, а также личного педагогического опыта преподавания дизайна и технологии нами была создана экспериментальная методическая система ИДП, разработано содержание и программа интегративного учебного курса "Основы дизайна", отработан комплекс интегративных заданий и форм организации образовательного процесса.
Главной целью экспериментальной методической системы является подготовка образованной, всесторонне, гармонически развитой творческой личности ребенка, носителя высокой культуры, способного принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и экономической жизни страны, в решении задач на стыке различных форм и направлений деятельности.
Содержание интегративного курса "Основы дизайна" основано на теоретических положениях интегративного характера, позволяющих устанавливать в образовательном процессе связи со всем школьным курсом, а также на интегративных формах художественно-конструкторской деятельности, создающих оптимальные условия для развития творческих способностей в ИДП.
Основным принципом построения методической системы является принцип интегративного деятельностного поля. Этот принцип заключается во включении учащихся в постоянный, единый творческий процесс, в котором в комплексе применяются знания, умения и навыки всего школьного курса в деятельности, имеющей социальный, групповой или личный интерес для учащихся.
Построение образовательного процесса в качестве интегративного деятельностного поля требует применения нестандартных форм построения урока. Такой формой может быть "дизайн студия". Важнейшей ее характеристикой является постоянное пребывание учащихся в динамически развивающейся проблемной ситуации, требующей для своего разрешения привлечения интегративных материалов. В различных фазах проблемы разрешаются методами, индивидуальными и коллективными, аналогичными дизайнерской творческой деятельности в реальных студиях и агентствах.
В методической системе ИДП используются прогрессивные методы педагогического воздействия, прежде всего, исследовательский метод, метод интегративного обучения и метод проектов.
Основными дидактическими средствами обеспечения комплексного развития творческих способностей учащихся в курсе "Основы дизайна" являются интегративные творческие задания и проекты. Их отличие от обычных заданий состоит в необходимости применять для решения интегративно взаимосвязанные материалы, а также комплексные виды деятельности (мыслительных и прикладных операций).
Наглядные учебные пособия и технические средства обучения в экспериментальной методической системе несут интегративную нагрузку и являются комплексными (плакат-диапроекция-карточка и т.п.).
Важной задачей при создании экспериментальной методической системы являлось определение уровня развития творческих способностей на различных этапах обучения.
Нами разработана нетрадиционная система оценки, состоящая из трех компонентов: оценки развития творческих способностей, критериальной базы оценки продуктов учебной творческой деятельности, оценки эмоциональной аффектации в деятельности.
Данная система оценки позволяет преподавателю получить исчерпывающие сведения о динамике развития способностей учащихся на различных этапах обучения, прослеживать их динамику, возможность объективной оценки сложных дизайнерских разработок учащихся, для которых традиционная система недостаточна или не применима.
На втором этапе исследования нами был проведен педагогический эксперимент по практической апробации, созданной нами методической системы, который полностью подтвердил наше предположение о наличии устойчивого интереса учащихся к проблемам дизайна и желании учащихся изучать дизайн в качестве учебного предмета в школе. Нами был определен круг интересов и предпочтений учащихся в области дизайна.
По результатам мониторинга состояния преподавания предметов эстетического и технологического типа была выявлена тенденция к непродуктивному применению учителями элементов художественного конструирования. Не используются возможности художественного конструирования в качестве интегрирующего элемента. Получены сведения о снижении интереса учащихся к изучению отдельных базовых предметов, предопределенного отсутствием понимания необходимости их изучения.
Проведение педагогического эксперимента позволило апробировать и отработать на практике экспериментальную систему обучения, основанную на создании интегративного деятельностного поля при изучении курса "Основы дизайна" в целях развития творческих способностей учащихся. В педагогическом эксперименте были также уточнены объем и номенклатура теоретических материалов и практических заданий по курсу, методология, формы и средства организации образовательного процесса.
В рамках педагогического эксперимента нами опытным путем доказана эффективность разработанной методической системы в решении задачи развития творческих способностей учащихся. Получены научно обоснованные сведения о значительном опережении процесса развития способностей учащихся экспериментальных групп по отношению к контрольным (в среднем на 15 - 20%).
На основании анализа творческих работ учащихся и их деятельности в рамках интегративного деятельностного поля можно констатировать развитие у них способностей в решении задач на стыке различных теоретических дисциплин и форм деятельности, а также наличие интегративного подхода к решению творческих задач. Творческий и художественный уровень работ учащихся, участвовавших в педагогическом эксперименте, значительно повысился.
Доказано стимулирующее воздействие интегративного деятельностного поля на пробуждение и поддержание интереса учащихся ко всему комплексу школьных дисциплин, повышение за счет этого эффективности образовательного процесса школы в целом.
На третьем этапе исследования нами были обобщены материалы теоретического исследования, педагогического и контрольного экспериментов.
На основании полученных результатов были уточнены, дополнены и развиты методическая система развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна". Нами были подготовлены и опубликованы методические рекомендации по формированию интегративных деятельно стных полей художественно-прикладного направления, призванные транслировать опыт построения методической системы комплексного развития творческих способностей, а также программа интегративного курса "Основы дизайна".
По результатам исследования нами были сделаны сообщения на научных конференциях различного уровня, в том числе Международной конференции "Стратегия опережающего развития России в XXI веке" под эгидой Государственной Думы РФ, опубликованы статьи и тезисы докладов в научных изданиях.
По результатам теоретического исследования и педагогического эксперимента гипотеза, сформулированная в начале исследования, полностью подтвердилась. Получено научно обоснованное доказательство того, что: интегративное деятельностное поле в рамках курса "Основы дизайна" создает в рамках общеобразовательной школы оптимальные условия и обеспечивает высокий уровень развития творческих способностей учащихся, позволяет подготовить учащихся к решению задач на стыке различных видов деятельности, повышает интерес к обучению в целом.
Данные полученные в результате теоретического и экспериментального исследования позволили сформулировать окончательные выводы:
1. Дизайнерскую деятельность следует рассматривать на основе системного холизма, как интегративную, включающую в себя элементы теоретических положений и видов деятельности всех типов. Вследствие этого дизайн может использоваться в качестве ИДП.
2. Интегративное деятельностное поле (ИДП) - новая педагогическая технология. В рамках ИДП в процессе решения проектных и интегративных творческих задач, имеющих социальную, групповую и личностную ценность создаются оптимальные условия для развития творческих способностей учащихся.
3. В процессе эксперимента отработаны средства развития творческих способностей: интегративное содержание учебного курса "Основы дизайна", творческие интегративные задания проектного типа, интегративные учебные пособия. Доказано, что в ИДП наиболее предпочтительной является форма построения уроков "дизайн студия", создающая оптимальные условия развития личности учащихся, ц 4. На материале практической апробации созданной методической системы развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна" получены научно-обоснованные данные, доказывающие ее эффективность.
5. Создано новое перспективное направление научного поиска на стыке различных видов теоретического знания и практической деятельности - исследование возможности создания интегративных деятельностных полей.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ладыгин, Евгений Владиславович, Москва
1. Абаева И. Подумаем о будущем / "Архитектура и строительство", №10, 1990, с 10.
2. Адаскина H.JI. Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтически курс ВХУТЕМАСа, 1920 -1926: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.,1979.- 17с.
3. Азрикан Д.А. Методическая модель объекта дизайна //Техническая эстетика, 1982, №9
4. Алышуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбов, 1961
5. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобразительного творчества.-"Вопросы психологии", 1956,№6
6. Алышуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973
7. Анастази А. Психологическое тестирование.-М.: Педагогика, 1982.279 с.
8. Ананишнев В.М. Управление в свете образования (социологический анализ). М.: МКО, МГПУ, 1997
9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.-М.: АПН СССР, 1960.373 с.
10. Анисимов Н.Н. Основы рисования.- М.: Стройиздат, 1977,168 с. с илл. И. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии. //
11. Художественное творчество.-Л.: Наука, 1983,- с.259- 262.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.-М.: Прогресс, 1974,393с.
13. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.-М.: Наука, 1977,- 184с.
14. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества: Уч. Пособие для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Высшая школа, 1990
15. Базисный план и концептуальные подходы к стандартам двенадцатилетней школы. М.: ИОСО РАО, 1998
16. Барышева Ю.А. и др. Я и мир вокруг. Методические рекомендации для учителей.- М., из во " Баласс", 1998 г.- 18917. Блох М.А. Творчество в науке и технике.- Пг.,1920
17. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. .д-ра пед. наук, М., 1993
18. Боголюбов Н.С. О диагностике художественного творчества. /Сб. Художественное творчество.-JI.: Наука, 1983.- с. 220- 224
19. Богоявленская Д.Б. Методы исследования интеллектуальной активности: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М.,1971.- 17с.
20. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов- на- Дону., 1983, 174с.
21. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высшая школа, 1997.
22. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. -М.: Педагогика, 1979, -236с.
23. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований / рекомендации и материалы/.М.: 1981.-43с.
24. Брунер Дж. Развитие процессов представления у детей /Вопросы психологии.-1968, №5, с. 135- 145
25. Брушлинский А.В. Воображение и творчество.- В кн.: Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму.- М., 1967
26. Валлон А. От действия к мысли.- М.: Прогресс, 1968, -196с.
27. Венгер JT.A. Роль двигательного моделирования объемной формы в восприятии и изображении предмета.- Киев, 1964 124с.
28. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок.М.: Педагогика, 1972.- 287с.
29. Ветров В.Н. Уровень форморазличения как критерий развития школьника // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством/ АПН СССР НИИ общей педагогики: под ред. Б.П.Юсова.- М.,1981,с.138- 158
30. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во. МГУ, 1990
31. Владимиров Я.В. Динамическое моделирование как средство развития- 190воображения II Сред.спец.образ-е, 1965.№8-c.9-13
32. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г. Реутов Мое.обл.-М.: Педагогика, 1988,- 86 с.
33. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: учеб. Пособия. Ростов на Дону.: Изд-во Рост. Ун-та, 1993
34. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. Серия: "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве"./ /Отв. Ред. Г.Д.Кузнецов М.: Центр инноваций в педагогике, 1998,128с.
35. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1956,519с.
36. Выготский Л.С. Психология искусств.-М.: Искусство,-1965,-287с.
37. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.1 и 2,- М.: Педагогика, 1982,-487с.,-504с.
38. Гагарин Б.Г. Основы бумагопластики / Учебное пособие к спецкурсу. Свердловск, 1990,-91с.
39. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/ Сб. Исследования мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966
40. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии.- 1985, №5,-с. 20- 24.
41. Гамаюнов В.Н. Проектирография: /Формообразование и отображение/ . Дис. .д-ра искусствоведения, М., 1989,403с.
42. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Сб. Психология мышления. -М.: Прогресс, 1965, 443с.
43. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: книга для учителя. М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1998. - 144с., илл.
44. Гольдзамт Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры: пер. с польского, М.:Стройиздат, 1973
45. Городская программа развития образования "Столичное образование-2" Серия: /Серия: "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве".//Отв. Ред. Курнешова Л.Е. М.: Центр инноваций впедагогике, 1999, 96с.
46. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. (Пер. с англ.).-М.: Изд. МГУ, 1982
47. Гроппиус В. Границы архитектуры, М.: Мир, 1971
48. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М.: МАРО, 1996, -160с.
49. Громыко Ю.В. Проектное сознание: Руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления.- М.: Институт учебника Paideia, 1997., -560с.
50. Гурова JI.JI. Психологический анализ решения творческих задач.-Воронеж, 1976
51. Громов Е.С. Природа художественного творчества.- М.: Просвещение,1986
52. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении.- М.: Просвещение, 1972,282с.
53. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986, 304с.
54. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование.-Ереван, 1981,- 304с.
55. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир., 1986
56. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Сб. науч. трудов Под ред. Д.Б.Эльконина, А.А.Венгера.- М.: 1981, 234с.
57. Дизайн в системе культуры, (тезисы конференций, совещаний/ ВНИИТЭ).- М.,1982
58. Додонов Б.И. Эмоции как ценность М.: Политиздат, 1978, 272с.
59. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.- 1977,№4- 74с.
60. Ермолаева-Томина Л.Б. Принципы диагностики и развития творческих способностей / Сб. Творчество и педагогика.- М.: Матер. Всесоюз. науч. пракг. конфер. секц.1У. 1988.
61. Живопись. Основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995, 16с.
62. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.- М.: 1962 148с.
63. Зинненко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности.- "Вопросы психологии", 1968,№2
64. Зинченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление.-"Коммунист", 1988,№3, стр. 98
65. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства.- М.: Просвещение, 1989,- с 3 7.
66. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И.Васильевой и др.- М.: Педагогика, 1991.-136с.
67. Исследования по психологии научного творчества в США /обзор литературы и рефераты.-М.,1966
68. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека,- М.: Знание, 1968, 32с.
69. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики психологического эксперимента.-М.: 1975, 123с.
70. Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках трудового обучения .- М.: 1989,160с.
71. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / НИИОПП АПН СССР.- М.: Педагогика, 1981,- 200с.
72. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.- М.: Наука, 1983, -168с.-19377. Кандинский В.В. Ступени. Текст художника,- М.: Благо, 1918, 240с.
73. Кандинский В.В. Тезисы к докладу "Основные элементы живописи". 1.IX.21 ГАХН, 1944
74. Кандинский В.В. О духовном в искусстве, Берн, 1967, 560с.
75. Каплуневич И.Я. Показатели развития пространственного развития школьников // Вопросы психологии, 1981, №5,с.155
76. Караковский В.АЛтобы воспитание было успешным. М.:Школьная книга, 1997, 80с.
77. Катханова Ю.Ф. "Развитие творческих способностей обучающихся в графической деятельности". Дисс. . докг. пед. наук, М., 1992, с.
78. Кедров Б.М. Научное творчество /под ред. Р.С.Микулинского и М.Г.Ярошевского.- М.: 1969, с 91.
79. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: АПН РСФСР, 1959, 303с.
80. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. К.: В ища школа, 1994, 240с.
81. Коган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа.- М: Педагогика, 1981,- 200с.
82. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне ,-М. .(Труды ВНИИТЭ/ Сер. Техническая эстетика), Вып.23, 1980, 160с.
83. Концепция воспитания школьников в современных условиях. //В сб. "Воспитание личности. Опыт. Проблемы. Поиски."М.: ГОМЦМКО, 1994,160с.
84. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.- М.: 1991.- 256с.
85. Краткая философская энциклопедия.- М.: Изд. группа "Прогресс" -"Энциклопедия", 1994, 576с.
86. Краткий психологический словарь / под.ред. А.Б.Петровского.- М.: Политиздат, 1985, 430с.
87. Корзинова Е.И. Интегрированные задания по технической графике как средство развития творческих способностей студентов ХГФ: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М.,1992.- 16с.
88. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение,-1941972, 153c.
89. Крутецкий B.A. Психология обучения и воспитания школьников.- М.: Просвещение,1976, 300с.
90. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления.- М.: Педагогика, 1975, 209с.
91. Кудрявцев Т.В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии.- 1990, №3.- с. 113- 120.
92. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971,- 143с.
93. Кузин B.C. Психология.- М.: Агар, 3-изд., перераб. И доп.1997.- 304с.,илл.
94. Кузьмичев JI.A., Сидоренко В.Ф. Дизайн программа: Понятия, структура, функция // Техническая эстетика, 1982, №1
95. Культура, наука, образование в Москве. Статистика и социология./ Мат. Стат. И социолог. Исследования под рук. Проф. Г.Т.Журавлева, М., 1998
96. Кулюшкин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьника,- Л.: Знание, 1968, 38с.
97. Ладыгин Е.В. Авт. программа интегративного курса "ОСНОВЫ ДИЗАИНА" / Сб. Поиск средств развития личности учащихся на путях межпредметной интеграции. (Под ред.Черного С.Г.) Часть I.-M.: Подрост, 1999, С.84-95
98. Лезин Б.А. Вопросы теории и психологии творчества: в 7 т. Харьков. Б.изд, 1907-1933
99. Лейтес Н.С. Соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника // Вопросы психологии, 1985, №1, с. 9 18
100. Ле Корбюзье Модулор.- М.: Стройиздат, 1976,- 237с.
101. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Мысль, 1972, 572с.
102. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н.Леонтьев.-М.:1. Политиздат, 1975, 304с.
103. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения,т. 1 и 2,- М.: Педагогика, 1983,317с.,391с.
104. ПОЛернер Г.И. Психология восприятия объемных форм по изображениям. -М.: Изд. МГУ, 1980. -135с.
105. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. -186с.
106. Линькова Н.П. Способности к техническому конструированию // Вопросы психологии,-1971, №3.- с. 97- 111
107. ИЗ. Ломов Б.Ф. Психология восприятия.- М.: Наука, 1989, 194с.
108. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.: 1985
109. Лук А.Н. Мышление и творчество.- М.: Политиздат, 1976, 144с.
110. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы,- М.,1962
111. Ляхов В. В чем специфика художественного конструирования?// Техническая эстетика.- 1965.- № 11, С.2-3.
112. Макаренко А.С. Собрание соч. в 7 тг. 2-е изд. М.,1985
113. Мальдонадо Т. Дизайн и будущее окружающей среды: Доклад на IX конгрессе ИКСИД.- М.: ВНИИТЭ,1978, 32с.
114. Марченко М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвуза в процессе изучения изображений на чертежах. Автореферат дис. . канд. пед. наук., 1996, 16с.
115. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972,- 208с.
116. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977,- 240с.
117. Матейко А. Условия творческого труда.- М.: Мир, 1970
118. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственное развитие школьника.- М.: Педагогика, 1989,- 218с.
119. Методика художественного конструирования,-М.: ВНИИТЭ, 1981
120. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: НИИТОиП РАО, 1996, 160с.
121. Метод проектов в образовательной области Технология. Сост.- 196
122. Дубровская Л.И. -М.: Изд. МИПКРО, 1999, 24с.
123. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка.-М.: Наука, 1975, -23с.
124. Михайлов Н.Г. Обучение школьников элементам художественного конструирования на уроках черчения (на примере специализированных классов) Автореферат дис. . канд. пед. наук., М., 1998, 16с.
125. Моляко В.А. Психология конструкторского замысла: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев, 1966.- 17с.
126. Московский региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Серия: "Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве".//Отв. Ред. Курнешова Л.Е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999, 16с.
127. Мохой Надь Л. Живопись или фотография?, М.: Артес, 1929, 32с.
128. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука,-1976,- 336с.
129. Ненасилие как условие развития способности личности к позитивному самопроявлению (Материалы XVIII заочной конференции).- М.: Асс. "Педагогика ненасилия", 1997,120с
130. Новые педагогические технологии: проблемы и решения./Сб. . под ред.Черного С.Г.-М.: Подрост, 1999, стр. 160
131. Ньюэл А., Шоу Д.С., Саймон Г.А. Процессы творческого мышления./ Сб. Психология мышления.- Мю: Прогресс, 1965, 503с.
132. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека.: Монограф.- М.: Высшая школа, 1984.-87с.
133. Одаренные дети: Под ред. В.Г.Бурменских, В.М.Слуцкой.- М.: Прогресс, 1991, -381с.
134. Основное звено воспитания.Серия: "Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве".//Отв. Ред. Л.Е.Курнешова-М.: Центр инноваций в педагогике, 1999, 128с.
135. Павлов B.C. Формирование творческого воображения учащихся в обучении: Дис. канд. пед. наук.- К. 1973.- 231 с.- 197141. Перспективы гуманитарного образования в средней школе.//Сб. докладов Российско-американской конференции. М., 1992
136. Перспективы развития общего среднего образования. //Сб. научных трудов. М.: ИОСО РАО, 1998
137. Петров В.М., Киселев И.Н. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества / Сб. Исследование проблем психологии творчества.М.: Наука, 1983, 296с.
138. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: НИИ!111,1986,254с
139. Пиаже Ж. Генезис восприятия / Сб. Экспериментальная психология.-М.: Прогресс, 1978, с. 14- 85.
140. Пилепенко Д.Г. Исследование эстетико- воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в общеобразовательной школе: Автореф.дис. . канд. пед. наук. М., 1976.- 16с.
141. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. Шадрикова В.Д.- М.: Просвещение, 1990, 142с.
142. Поиск средств развития личности учащихся на путях межпредметной интеграции./Сб. научн. Трудов.под ред.Черного С.Г.) Часть I.-М.: Подрост, 1999, 96с.
143. Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества.- М.: Наука, 1983, 336с.
144. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976, 280с.
145. Пономарев П.Я. (ред.) Психология творчества.- М.: Наука, 1981
146. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство и художественный труд,- М.: Просвещение, 1990.-142с.
147. Программы общеобразовательных учреждений: Учебное издание. Изобразительное искусство. 1-9 классы. Колл. авторов: д.п.н. В.С.Кузин, д.п.н. Н.Н.Ростовцев, д.п.н. Е.В.Шорохов, д.п.н. Т.Я.Шпикалова и др., М.: Агар, 1996.-160с.
148. Психологическое исследование творческой деятельности /Под ред.4- 198
149. О.К.Тихомирова,- М.: Наука, 1975, -252с.
150. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах.- М.: Энергия ,1965
151. Пушкин В.Н. Эвристика- наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967, 272с.
152. Райгородский Д.Я. Теория личности в западно-европейской и американской психологии. Хрест. По псих. Личности. Самара: Изд. Дом "Баррах", 1996, 240с.
153. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М.: ГОМЦМКО, 1995, 160с.
154. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике,- М.: Д ид акт., 1992,- 256с.
155. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания в школе,- М.: Просвещение, 1974,- 244с.
156. Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество / Сб. Интуиция, логика, творчество.- М.: Наука, 1987, с. 36- 54.
157. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946,704с.
158. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976,415с.
159. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования,- М.: АН СССР, 1958, 680с.
160. Рубинштейн С.Л. (ред.) Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения.- М.: Изд. АН СССР, 1960
161. Сапего И.Г. Предмет и форма.- М.: Советский художник, 1984, 382с.
162. Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский,- М.: Галарт,1994
163. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности.- /"Вопросы психологии", 1983,№2
164. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии, 1984, №4, №10
165. Собкин B.C. Гуманизация образования. //Сб. Динамика- 199художественных предпочтений старшеклассников. М., 1992
166. Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности.- М.: Изд. МГУ, 1980, 261с.
167. Сурин Е.Л. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и преподавнии графических дисциплин во втузах // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961
168. Социальные и художественно- конструктивные проблемы формирования предметной среды жилища,- М.: ВНИИТЭ,1980
169. Столович Л.Н. Жизнь- творчество- человек: функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985, 415с.
170. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991, 96с.
171. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд. МГУ, 1975, 105с.
172. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М.-Тула, 1993, 4.1
173. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания/ /Известия/ АПН РСФСР,- М.,1947, Вып. 2, С.7-27.
174. Теплов Б.М. Избранные труды.- т.1 и 2.- М.: Педагогика, 1985, 328с.
175. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. 1957, №5
176. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд АПН РСФСР, 1961, 536с.
177. Теплов Б.М. Способности и одаренность,- М.: УЗИП АПН СССР, т.2, 1961,480с.
178. Техническая графика и основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 7-8 классы. М.: Просвещение, 1989
179. Техническая графика и основы дизайна. Программы образовательных учреждений. 9-10 классы. М.: Просвещение, 1990
180. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд. МГУ, 1969, 236с.-200186. Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.: Наука, 1984
181. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование.- М.: Высшая школа,
182. Трудовое обучение. Технология. Программы образовательных учреждений. I-IV, V-XI классы. М.: Просвещение, 1997
183. Тюрин К.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. Уч. Пособие. М.: Финансы и статистика, 1995
184. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы.- СПб.: Библ. Альманаха "Петрополь", 1995. 300с., илл.
185. Ханзен Ф. Основы общей методики конструирования.- JI.: Машиностроение, 1969, 166с.
186. Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте: /Сб. науч. работ/ ЛГПИ им А.И.Герцена: под ред. А.А.Белова, З.Н.Зубковской,- Л, 1977, -Вып.2, 167с.
187. Хьел Л., Зинглер Д. Теория личности / Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997, 240с., илл.
188. Чалдини Р. Психология влияния. Серия: "Мастера психологии"- СПб.: Изд. Питер, 1999. -272с., илл.
189. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.- М.: Знание, Вып. 8, 1986, 32с.
190. Шелкунов Д.Н. Дизайн систем и системный подход к формированию проектной концепции,- М.: Наука, 1981
191. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993
192. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.208 с илл.
193. Шамова Т.И. Проблема активизации учения школьников. Дисс. док. пед. наук. М.: 1977.- 386 с.:илл.
194. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989,336 с илл.
195. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979, 303с.
196. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.- М.:1. Просвещение, 1979, 160с.
197. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,- М.: Педагогика , 1988, -203с.
198. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Школьная книга, 1997, 160с.
199. Эдвард де Боне Рождение новой идеи.- М.: Прогресс, 1986, 143с.
200. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие.-М.: Высшая школа, 1972,- 216с.с илл.
201. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязей искусства в детском художественном развитии.- М.:Педагогика, 1975, Вып.З. С. 43- 55
202. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979,144с.
203. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.- М.: Педагогика, 1980, 240с.
204. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971,46с.
205. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1965, 86с.
206. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М.: МКО, 1987, 48с.
207. Ayllward В. Design educational in school, London, 1973
208. Anderson H.H. (ed.) Creativity and Its Cultivation.: N.Y.,1959
209. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives/ Handbookl, Cognitive do main.: N.Y., David McKay, 1956
210. Burtin W. Visual aspects of Science, N.Y., 1960
211. Brogden H.E., Sprecher T.V. Criteria of creativity.- In: "Progress & Potential", ed. by C.V.Taylor.- N.Y., 1964
212. Dreps A.F. The psychophysical capacities & abilities of college art students of high & low standing. Psychology Monger #200, 1933
213. French J. Pictorial Test of Intelligence. Boston: Houghton Mifflin, 1964
214. Gallagher J. Teaching the gifted children.- Boston, A&G, 1975
215. Gordon W.J. Synectics. The Development of creative capacity.- N.Y., 1961
216. Gropius W., Gropius I., Bayer H. Bauhaus 1919- 1928, Boston, 1959
217. Guilford J.P. The nature of Human Intelligence.- N.Y.: McGrow Hill, 1967
218. Guilford J.P. Intellectual factors in Productive Thinking.- In: "Explorations in Creativity", N.Y.,1967
219. Guilford J.P. Measurement of creativity.- In: "Explorations in Creativity", N.Y.,1967
220. Henrion F., Parkin A. Design co-ordination & corporate image,- London.: ф Studio Vista, 1967
221. HoIIis Richard Graphic Design/ A concise History, N. Y.& London.: Thames & Hudson, 1994
222. Karnes M. Lesson Plans for promoting Creative & Productive Thinking.-Urbana II.: University of Illinois, 1982
223. Karnes M., Wiffiamsen M. Instructional models for young gifted children teaching.- Urbana II.: University of Illinois, 1983
224. Linley D. Extraordinary Furniture, Mitchell Beasley, 1996
225. Margolin V. Design Discourse: History/ Theory/ Criticism,- Chicago & London, 1989
226. Myerson J. International Lighting Design.- Laurence King, 1996
227. Meggs P.B. A History of Graphic Design, N. Y., 1983
228. Moholy- Nagy L. Vision in Motion, Chicago, 1947
229. Moholy- Nagy L. Experiment in totality, Cambridge.- Mass & London, 2nd edn, 1969
230. Munary B. The principals of the Japanese design education / "Domus", #3, 1978, p. 20
231. Muller- Brockman J. A History of Visual Communication, N.Y., 1991 ® 241. Neuman L.W. Social Research Methods. Qualitative & Quantitative
232. Approaches. Boston: Allyn & Boston, 1991
233. Parnes S. Guidebook for Creative Thinking.- N.Y.,1963-203243. Parnes S. Sourse Book for Creative Thinking.- N.Y.,1963
234. Plumb B. Horst Interiors. A Bullfinch Press Book, 1993
235. RensuIIy J. The enrichment triad models. A Guide for developing programs.-N.Y.:Creative Learning Press, 1977
236. Simon B. Intelligence tasting in the comprehensive school,- London.: 1953
237. Slosson R. Slosson Intelligence Tests for children and adults. East Aurora NY.: Slosson Educational Publications, 1981
238. Stein M.J., Heinze C.T. Creativity & the Individual. Clencoe., 1990
239. Taulmer A. Theory & Practic of Graphic, Paris, 1994
240. Terman L., & Merrill M. Stanford- Binet Intelligence Scale. Boston: Houghton Mifflin, 1973
241. Torrance E. Torrance Tests of creative Thinking. Bensenville II. Scholasting Testing Service, 1966
242. Torrance E. Discovery & nurturence of giftedness in the culturally different. Preston VA: The Council for Exceptional Children, 1977
243. Torrance E. Thinking creatively in action and movement (Research ed.) 258. Bensenville II: Scholasting Testing Service, 1980
244. Thompson B. & Davenport P. The Dictionary of Visual Language, London,1980
245. Thompson B. The Art of Graphic design-New Haven & London, 1988
246. Tschicold J. Asymmetric Typography.- London, Toronto & N.Y.,1935
247. Von Larish R. Decorative Types & Art Services, Vein/London, 1899
248. When we're look Topography of Typography, Bauhaus dept, 1929
249. Williams F. Classroom ideas for encouraging thinking and feeling.- Buffalo NY.: DOC Publishers, 1970
250. Wallach, M. Tests tell us little about talent. American Scientist, 1976,
251. Wolf H. Visual Thinking, N.Y., 1988
252. Woudhuysen J., Sudjic D. The new international style Design.- London,1991
253. Zach-Waxler, C. Radke- Yarrow, H. & Brady- Smith J. Perceptive- taking and prosocial behaviour. Developmental Psychology, 1977, P. 13, 87 88.- 204