автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях
- Автор научной работы
- Барковская, Светлана Петровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Введение диссертации по педагогике, на тему "Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях"
Русская православная музыка в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов .
1.1. Содержание профессиональной подготовки педагоговмузыкантов в средних специальных учебных заведениях.
2.2. Проблемно-диалоговая технология обучения учащихся русской православной музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1Z
1.2. Нравственно-эстетические ценности русского православного 36 искусства в условиях подготовки будущего учителя музыки.
1.3. Особенности православной музыки в ее единстве со Словом как компонент профессиональной'подготовки педагогов-музыкантов .
Глава вторая
Теоретико-методические основы содержания и технологии освоения курса "Русская православная музыка" в музыкально-педагогических училищах и колледжах
2.1. Основополагающие принципы обучающего курса "Русская православная музыка".
98
2 .3. Опытно-экспериментальное изучение процесса освоения русской -f^g православной музыки учащимися средних специальных учебных заведений.
W %
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Современное общество нуждается в таких педагогах-музыкантах, которые смогут не только грамотно преподнести отечественную духовную музыкальную культуру, но и соблюсти условия работы в светских государственных учебных заведениях. Разработка многочисленных проблем, связанных с введением православной музыки в учебный процесс музыкально-педагогических колледжей и училищ становится все более приоритетной. Охват музыкальной культуры будет неполным, если в процессе обучения учитель не получит представлений о духовной музыке, являющейся частью общенациональной музыкальной культуры. Знание и практическое владение хормейстерскими и хоровыми навыками будут способствовать полноте подготовки, формированию личной культуры будущего учителя музыки, обогащению его творческого потенциала, развитию потребностей в общении с отечественной культурой, что необходимо для его самосовершенствования, самоопределения и самореализации.
Сложность теоретической и практической разработки выдвинутой темы связана с отделением церкви от государства. Это определяет некоторые условия работы в государственных учебных заведениях. Во-первых, обучение русской православной музыке в средних специальных музыкально-педагогических учебных заведениях может осуществляться только на культурологической основе, как "культурологическое знание" ( И. И. Карпушин, Б.Т.Лихачёв, Д.С.Лихачёв, Н.Д.Никандров, Романов Л.Н. и др.). Во-вторых, разработанные в светской музыкальной педагогике методики и технологии не могут быть механически перенесены в процесс обучения православной музыке. Это касается, например, интонационного подхода в восприятии и понимании содержания этой области музыкального искусства, где глубинный смысл заложен в каноническом тексте (И.В.Кошмина).
Следовательно, обучение православной музыке в средних специальных учебных заведениях неизбежно будет связано с религиозным мировоззрением. Из этого вытекает, что теоретическая разработка принципов построения обучающего курса по русской православной музыке и технология ее обучения должна опираться как на общие педагогические положения, положения музыкальной педагогики, так и учитывать особенности православной музыки как части религиозной культуры, несущей в себе религиозное мировоззрение.
Многие аспекты становления русской православной музыки уже разработаны и освещены в отечественном музыкознании. Среди важнейших исследований - труд Дм.Разумовского "Церковное пение в России", где впервые были подняты основные проблемы истории и теории церковной музыки. В этом направлении работали и его последователи И.И.Вознесенский, В.М.Металлов, С.В.Смоленский.
В период 20-х годов нашего столетия появляются работы А.В.Преображенского "Культовая музыка в России", Н.Н.Финдей-зена "Очерки по истории русской музыки". В 60-е годы эта тема возродилась в исследованиях М.В.Бражникова,Н.Д.Успенского, Ю.В.Келдыша. История церковной певческой культуры освещалась и в ряде зарубежных работ, среди которых выделяется труд немецкого учёного И.А.Гарднера "Богослужебное пение православной церкви".
В последние три десятилетия русская православная музыка особенно привлекает к себе внимание исследователей: А.С. Белоненко, Т.Ф.Владышевской, С.Г.Зверевой, В.П.Ильина, А.В.Конотопа, В.И.Мартынова, Э.И.Седовой и других, которые изучают такие важные аспекты, как стилевые и жанровые особенности православной музыки, национальное своеобразие творчества русских церковных композиторов, вопросы организации и развития певческого дела в дореволюционной России.
На материалах русской церковной музыки и регентского дела, освещаются проблемы развития музыкальной педагогики, методики музыкального обучения, а также подготовки музыкально-педагогических кадров в дореволюционной России (В.А.Васильев, Л.В.Глухов, В.С.Елисеева, Л.В.Кикнадзе, Т.Н.Кинякина и другие).
B.В.Медушевский исследует православную психологию музыки и проблему христианизации светского образования.
История, теория, методика отечественного музыкально-педагогического и хорового образования исследована В.И.Адище-вым, Ю.А.Алиевым, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьевым, Н.Я.Брюсовой, Д.Б.Кабалевским, Д.Л.Локшиным, Г.П.Стуловой, С.П.Шацким, В.Н.Шацкой, Г.М.Цыпиным и другими. Профессионально-педагогическая подготовка педагогов-музыкантов, методика подготовки учителя музыки разработаны в исследованиях Л.В.Анисимова, Л.Г.Арчажниковой, Е.В.Есиповой,
C.И.Кубекиной, И.Н.Немыкиной, Л.А.Рапацкой, А.Н.Шишкиной и других. Содержание и методы обучения в средних учебных заведениях исследованы О.В.Андреевой, В.И.Кожевниковой, Н.Г.Мокшиной, Е.В.Панасюго, Л.Г.Семушиной, Ю.В.Юцевичем, Н.Г.Ярошенко и другими. Активным становится обращение учёных и педагогов к вопросам возрождения традиций обучения духовной музыке в общеобразовательной школе -И.В.Кошмина, О.А.Якунина, В.В.Алеев (зарубежная музыка) и другие.
В то же время, как показывает анализ музыкально-педагогической литературы, русская православная музыка на современном этапе не нашла полного рассмотрения в части профессиональной подготовки педагогов-музыкантов средних специальных учебных заведений. В основном, вопросы по проблеме профессионального обучения религиозно-духовной музыке исследовались в вузовской музыкальной педагогике. Это программы обучающих курсов, методические разработки и методики (В.В.Богатов, Е.П.Кулинкович, И.Е.Лозовая, К.Н.Никитин, Е.Д.Светозарова, и др.).
В настоящее время, когда в учебную практику постепенно внедряется программа по духовной музыке для начальной школы (И.В.Кошминой, В.В.Алеева), становится очевидной необходимость подготовки музыкально-педагогических кадров среднего звена. Это также определило актуальность темы диссертационного исследования на тему:"Русская православная музыка как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях".
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: подготовка педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: обучение русской православной музыке в музыкально-педагогических средних специальных учебных заведениях как компонент профессиональной подготовки.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ; разработка научно-обоснованных принципов построения содержания курса и технологии обучения русской православной музыке, расширяющих и углубляющих подготовку педагогов-музыкантов для работы в общеобразовательных и музыкальных учреждениях.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Учащиеся музыкально-педагогических училищ и колледжей приобретут теоретические знания и практические навыки по русской православной музыке, способствующие их профессиональной подготовке и нравственно-эстетическому развитию, если разработанные теоретические принципы построения содержания обучающего курса и технология обучения учащихся будут находиться в соответствии с особенностями данных учебных заведений; будут учтены особенности русской православной музыки - ее связь со словом, синтез с другими храмовыми искусствами.
Опора на данные принципы и технологию будет способствовать формированию ценностного отношения человека к миру и перестройке мотивации учащихся к педагогической и исполнительской практике в данной области отечественной музыкальной культуры.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Определить наиболее значимые для подготовки педагогов-музыкантов особенности, а также эстетические и нравственные ценности православного музыкального искусства.
2. Теоретически обосновать принципы построения содержания обучающего курса по русской православной музыке и технологию его обучения.
3. Экспериментально проверить разработанные принципы и технологию по предмету "Русская православная музыка" для музыкально-педагогических средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Подготовить педагогические рекомендации к обучающему курсу.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составляют: положение о преемственности традиций (В.А.Васильев, В.С.Елисеева и другие); положения религиозных русских философов и богословов (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский и другие); культурологическое понимание православного искусства, его нравственно-эстетическая ценность (М.В.Алпатов, В.В.Бычков, Д.С.Лихачев, Н.Д.Никандров и другие); исследования в области искусствознания и музыкознания о русском православном искусстве (Т.Ф.Владышевская, Ю.В.Келдыш, В.И.Мартынов и другие); психолого-педагогические теории современного образования (Ю.К.Бабанский, В.С.Леднев, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина и другие); теории деятельности и общения, особенности профессиональной подготовки в средних специальных учебных заведениях (Л.С.Выготский, Л.Г.Семушина, П.В.Симонов, П.М.Якобсон и другие).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ литературы по проблеме, анализ практики педагогического процесса, педагогический эксперимент, диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ творческих работ учащихся), методы статистической обработки эмпирических данных.
ОПЫТНО-ЭКСДДРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА проводилась в Республиканском училище искусств г.Сыктывкара, Педагогическом колледже г.Магнитогорска. Выборочно содержание занятий проверялось в музыкальном колледже и консерватории г.Магнитогорска. В целом экспериментом было охвачено более двухсот учащихся и студентов.
РАБОТА НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ проводилась в несколько этапов.
На первом этапе (теоретико-поисковом) - 1994 г. анализировалось состояние проблемы исследования, изучались литература, нотные сборники, фономатериалы; изучался опыт подготовки педагогов-музыкантов в дореволюционных и современных ССУЗ, уточнялись теоретические основы исследования. На втором этапе (поисково-констатирующем) - 1995 г. - определялись принципы построения содержания курса "Русская православная музыка", программа и технология обучения. Проводилась диагностика отношения учащихся музыкально-педагогических ССУЗ к введению нового курса. На третьем этапе исследования (формирующем) - 1995-1997 гг., в ходе опытно-экспериментальной работы проводились и уточнялись выдвинутые теоретические положения. Апробировалась программа курса "Русская православная музыка". Проверялись разработанные принципы, отбор содержания, проблемно-диалоговая технология обучения. На четвертом этапе (заключительно-обобщающем) - 1997-1998 гг. проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. В основе обучающего курса по русской православной музыке в средних специальных учебных заведениях лежит рассмотрение произведений православной музыки в аспекте диалога двух мировоззрений.
2. Русская православная музыка как компонент профессиональной проготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях внедряется с учетом требований данных учебных заведений и индивидуального отношения учащихся к этому пласту культуры как средству эстетического и нравственного воспитания.
3. Опора на знание канонического текста как основы православной музыки, единство теории и практики обучающего курса, а также использование проблемно-диалоговой технологии позволяют учащимся приблизиться к верному представлению и пониманию содержания православной музыки.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в теоретическом обосновании целесообразности введения курса "Русская православная музыка" в музыкально-педагогических средних специальных учебных заведениях, а именно:
- рассмотрены произведения русской православной музыки в аспекте диалога двух мировоззрений с точки зрения педагогов-музыкантов ССУЗ; - разработаны принципы построения обучающего курса по православной музыке (диалог двух мировоззрений, опора на знание канонического текста как основы православной музыки, единство теории и практики), определены его основные структурные компоненты (история, теория, исполнительство, методика обучения) и содержание (особенности православной культуры, музыкальных стилей, жанров, анализ про-изведений);
- определена эффективная технология обучения православной музыке в средних специальных учебных заведениях, способствующая эстетическому и нравственному развитию учащихся и позволяющая расширить и углубить профессиональную подготовку будущих педагогов-музыкантов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обусловлена тем, что у учащихся ССУЗ расширены представления о музыкальной культуре нашего народа; разработанные принципы обучающего курса становятся базой для построения программ по русской православной музыке для средних специальных учебных заведений; проблемно-диалоговая технология обучения по русской православной музыке может быть использована в работе со студентами ССУЗ и музыкально-педагогических вузов. Полученные в результате теоретического и экспериментального исследования материалы послужат основой курса методики по русской православной музыке в педагогических музыкальных колледжах и вузах, на курсах повышения квалификации учителей музыки и педагогов ДМШ, а также основой для подготовки пособий к обучающему курсу.
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается выбором методологических и теоретических позиций, сопоставлением и анализом научных источников по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы.
АПРОБАЦИЯ материалов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, а также на заседаниях лаборатории эстетического освоения окружающего мира Института художественного образования РАО, на научно-практической конференции учителей музыки г.Магнитогорска (1997г.,1998г.); на заседаниях кафедры хорового дирижирования Магнитогорской консерватории, кафедры хорового дирижирования и вокала, кафедры музыкально-исполнительских дисциплин
Магнитогорского педагогического колледжа; методических объединений училища искусств г.Сыктывкара.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования проходило в училище искусств г.Сыктывкара, педагогическом и музыкальном колледжах, консерватории г.Магнитогорска, на разных этапах разработки программы по русской православной культуре для гимназий и лицеев г.Магнитогорска.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
выводы:
1. Анализ статистических результатов показал правомерность применения принципов построения обучающего курса и технологии обучения русской православной музыке.
2. Апробация принципов построения содержания и разработанной технологии обучения учащихся музыкально-педагогических средних специальных учебных заведений подтвердила их эффективность.
3. Уровни сформированности теоретических знаний, практических действий, творческо-аналитических навыков, а также обогащения нравственно-эстетических ценностей показали, что новый предмет "Русская православная музыка" может стать частью содержания профессиональной подготовки в музыкально-педагогических средних специальных учебных заведениях.
4. Обучающий курс подтвердил свою ориентацию на формирование профессиональных знаний, умений, навыков и личностного развития учащихся музыкально-педагогических средних специальных учебных заведений в области русской православной музыки.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы, ответило на поставленные задачи и позволило сделать следующие выводы:
1. В современной профессиональной педагогике вопросы обучения русской православной музыке находят свое отражение, тем не менее в данном исследовании русская православная музыка впервые рассматривается как компонент подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях.
2. В процессе анализа религиозной литературы, с одной стороны, философской и искусствоведческой, с другой, в аспекте диалога двух мировоззрений обращает на себя внимание категория "красоты" как эстетическая ценность и "любви" как нравственная ценность. При различном понимании реальности мира эти категории характеризуют и выражают единое понимание названных ценностей, что и доказывает их общечеловеческую природу.^Рассмотрение двух точек зрения позволило сделать выводы, что русское православное искусство и, в частности, музыка несет в себе общечеловеческие ценности; изучение искусствоведческих и богословских аспектов позволяет более глубоко выявить функции этого искусства; диалог мировоззрений применен при разработке принципов построения обучающего курса "Русская православная музыка"; эстетические и нравственные ценности русской православной музыки доказывают необходимость ее введения в структуру профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов средних специальных учебных заведений.
3. Выявлены особенности профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ССУЗ и традиции русской дореволюционной педагогики, которые выражены в структуре блоков специальных предметов, направленных на приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков; предмет "Русская православная музыка" может находиться в соответствии с этими требованиями и стать составной частью обучающего курса, который обогатит содержание музыкального специального образования и откроет дополнительные возможности в методике школьного музыкального воспитания.
4. Разработанные принципы обучающего курса по русской православной музыке (диалог двух мировоззрений, опора на знание канонического текста как основы православной музыки, связь теории и практики) позволяют формировать профессиональные знания, умения, навыки будущих педагогов, способствовать их нравственно-эстетическому развитию, становлению творческого мышления и грамотному отношению к произведениям данной области музыкального искусства.
В основу методики обучения положены: а) проблемно-диалоговая технология, реализующая принципы построения обучающего курса и помогающая организации активно-деятельностного педагогического процесса, способствующая развитию самостоятельного творческого отношения учащихся к данному направлению искусства, их обобщенному теоретическому мышлению; б) духовное восхождение, как аспект проблемно-диалоговой технологии, связанный с личными переживаниями учащихся во время обучения, учитывает как общие для всех этапы восприятия православной музыки так и индивидуальные особенности каждого учащегося в постижении ее общечеловеческих ценностей.
5. Экспериментальная проверка, основанная на результатах, обобщающих динамику изменения уровней теоретических знаний, практических умений, мотивации учебной деятельности учащихся ССУЗ, а также подготавливающая будущих педагогов-музыкантов к личностному общению со школьниками в их педагогической деятельности, подтвердили эффективность разработанных принципов, предложенных технологий и возможность введения предмета "Русская православная музыка" в средние специальные музыкально-педагогические учебные заведения.
6. Обучающий курс по русской православной музыке, включенный в процесс подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ, построенный на принципах: а)учитывающих ее главные особенности и общечеловеческие ценности в диалоге двух мировоззрений, б)сочетании теоретической и практической деятельности в учебном процессе, в)проблемно-диалоговой технологии обучения с учетом личностностного отношения учащихся к высокой духовности религиозного искусства, г) в соответствии с блоком предметов по специальности "хоровое дирижирование" - повысит уровень профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях. id
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Барковская, Светлана Петровна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М.: Мирос, 1992.-68с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:Наука,1980.-335с.
3. Авёринцев С.А. Красота как святость//Антология.Курьер ЮНЕСКО за 30 лет.-М.:Прогресс,1990.-С.188-190.
4. Алеев В.В., Науменко Т.И. Интегрированные уроки искусства // Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1995. - С.192-222.
5. Александров А. Преподобный Андрей Рублёв и богословские образы//Журнал Московской патриархии,1981.-№11.-С.70-75; №12.-С.70-74.
6. Александров Г.Н.,Шарипов Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалистов//В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения.-М.:Знание, 1984.-С.69-90.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.В 2-х т.-Т.1.-М.: Педагогика, 1980.-230с.
8. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания /сост.-М.: Просвещение, 1990.- 207с.
9. Арамавичюте В.А. Нравственная позиция учащихся средних учебных заведений и пути её формирования: Автореф.докт.пед. наук.-Вильнюс, 1990.-40с.
10. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.:Высшая школа.-382с.
11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. док. пед.б 5наук. М., 1986. - 36 с.
13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-2-е изд.- М.-.Музыка, 1973.- 142с.
14. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве.- М.:Myзыка, 1980.-215с.
15. Асафьев Б.В.(Игорь Глебов). Русская музыка XIX и начало ХХв.-JI.; Музыка, 1968.-324с.
16. Афанасий Великий, святой. Толкование псалмов.- Минск, 1995.-40с.
17. Батракова С.Н. Педагогические приёмы эмоционального воздействия на учащихся.-Ярославль:Яр.Г.У.,1982.-82с.
18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.-М.:Худож.лит-ра, 1975.-502с.
19. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования. Русская школа.-М.:Русское слово,1996. С.73-82.
20. Белоненко А.С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве:Автореф.дис.канд.иск-я.-Л.,1982.-2бс.
21. Беляева А.П. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах:Автореф.докт.пед.наук.-Л.,1979.-40с.
22. Бердяев Н.А. Дух и реальность.Основы богочеловеческой духовности. -Париж: Ymca-Press, 1938. 174 с.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.:Педагогика, 1989.-190с.
24. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога.-М.:Педагогика,1988.-254с.
25. Блонский П.П. Избранные психологические исследования.-М.просвещение, 1964.-547с.
26. Богатов В.В. Формирование духовно-нравственных ценностей будущего учителя музыки:Автореф.канд.пед.наук.-М.,1995.-16с.f64
27. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Советская педагогика,1991.-№9.-С.124.
28. Болотов В.,Спиро Дж. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы//Директор•М.:Российский салон,1995.-№1.-С.67-73.
29. Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке.-М.:Музыка,1975.120с.
30. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности.-М.:Знание,1985.-0, 64с.
31. Бурилина E.JI. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII веков: Автореф.канд.иск-я.-Л.,1984.-21с.
32. Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы.-М.: Искусство,1977.-198с.
33. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина.-М.:Искусство,1984.-264с.
34. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве.-М.:Искусство. 1987 . -285с.
35. Васильев В.А. Из истории дирижёрско-хорового образования в России //Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве.-JI. :Гос.конс-я, 1982.-С. 104-116.
36. Васильев В.А. Из истории русского дирижёрско-хорового образования.-JI., 1979.-15с. ,деп. в НИО Информкультура.-№5/363.
37. Васильев И.А.,Поплужный В.JI.Тихомиров O.K. Эмоции и мышление.-М.:Изд.Моск.ун-та,1980.-192с.
38. Вербицкий А.А. О контекстном обучении//Вестник высшей школы.-М.:Высш.шк.,1985.-№8.-С.27-30.
39. Викторов А.Ш. История русской культуры. М.: «Тандем», изд. Гном-Пресс, 1997.-132с.
40. Вишневый П. Богословско-эстетические воззрения священника Павла Флоренского.-Загорск,1980.-Рукопись.-6с.6.5
41. Владышевская Т.Ф. Русская церковная музыка XI-XVII веков.Авто-реф.дис.д-ра иск-я.-М.,1993.-47с.
42. Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси//Вагнер Г.К.,Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.-М.:Искусство,1993.-246с.
43. Вознесенский И. Протоиерей. Общедоступные чтения о церковном пении//0 церковном пении.-М.:"Талан",1997.-С.8-25.I
44. Возрастная и педагогическая психология: Тексты/Сост. и комент, Шуаре Марта 0.-М.:Моск.ун-т,1992.-268с.
45. Ш 45. Володин Э.Ф. О терминологии и не только о ней // Русская школа.
46. М.: «Русское слово», 1996.-С.48-54.
47. Всенощное бдение. Литургия. Без выходных данных.-96с.
48. Всероссийский съезд регентов церковных хоров и деятелей на поприще церковного пения,1-й.Москва: Об-во взаимопом.рег-ов и церк. хоров,1908.-82с.
49. Выготский Л.С. Искусство и жизнь//Методологическая подготовка учителя музыки:хрестоматия.-М.:Педагогика,1992.-С.4-15.
50. Выготский Л.С. Психология искусства/Под ред.М.Г.Ярошевского.-М.:Педагогика,1987.-341с.
51. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.-Т.2.Научное наследие/Под ред.М.Г.Ярошевского.-М.:Педагогика,1984.-397с.
52. Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности : ч.1.-1995.Новосибирск:Гос.тех.ун-т,1995.-129с.
53. Гаврилова М.И. Опыт исследования роли знаний в формировании1.трудовых умений школьников:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1978.16с.
54. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.-М.:Искусство,1991.-366с.
55. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном фор1.мировании умственных действий//Исследования мышления в совет1.ской психологии.-М.:Наука,1966.-476с.L
56. Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. История в 2-х т.-Нью-Йорк:Св.-Троицк.монаст.Джорданвиль,19781982.-Т.1.-567с.; Т.2. -604с.
57. Гарднер И.А. Псалмодия // О церковном пении.-М. : Талан, 1997.-С.143-145.щ 58. Гарднер И.А. Церковное пение и церковная музыка//0 церковномпении.-М.:"Талан",1997.-С.146-155.
58. Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки. /Гегель Г.Ф. Эстетика.-Т.3.-М.Искусство, 1969.-621с.
59. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. -М. : Высшая школа,1980.-144с.
60. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике.-Киев:Ви-ща школа,1974.-208с.
61. Глидский В.Протоиерей. Основы христ-ой правосл.веры.-М.:Паломник, 1994.-289с.
62. Глузман А.В. Профессиональная подготовка учителя музыки: МежФвуз.сб.научн.трудов КГПИ.-Казань:КГПИ,1990.-140с.
63. Глухов Л.В. Содержание, методы непрерывного хорового образования и подготовки музыкально-педагогических кадров в России конца Х1Х-нач.ХХ века:Автореф.дис.канд.пед.наук:М.,1990.-16с.
64. Голицин Н.С. Современный вопрос о преобразовании церковного пения в России.-СПб.,1884.-16с.
65. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.-М.:Моск, ун-т,1977.-246с.
66. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология./Междунар.акад.пед.наук-Моск.гуманит.актёрск.лицей.-М.,1993.-190с.ь
67. Гуманизация науки и гуманитаризация образования: научно-аналит. обзор /Л.Э.Венцковский и др./.-М.:ИНИОН,1995.-82с.
68. Давыдов В.В.,Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников//Вопросы психологии.-1981.-№б.-С.13-26.
69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.:Педагогика, 1986.-239с.
70. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиции/Традиция в истории культуры.-М.:Наука,1978.-279с.
71. Данилишин А.Н. Обучение учащихся самостоятельному применению знаний в процессе выполнения практических работ:Автореф.дис. канд.пед.наук.-М.,1981.-16с.
72. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебн.пособ. /Под ред.М.Н.Скаткина.-М.:Просв-е,1982.-319с,
73. Динамов Б.С.,Чернилевский Д.В. Формирование модели специалиста: цели обучения//Среднее специальное образование.-М.,1987.-№2.-С.33-35.
74. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М., 1997. - 238 с.
75. Дьяченко Н.,Котляревский И.,Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях.-Киев: Музична Украина,1987.-110с.
76. Евдокимова Н.В. Соотношение знаний и практических умений в содержании учебного предмета практического характера: Автореф. дис.канд.пед.наук.-М.,1980.-16с.
77. Елисеева B.C. Обучение хормейстеров в дореволюционной России// Вопросы русской и советской культуры.-М.:ГМПИ им.Гнесиных, 1975.-С.42-65.
78. Ершов П.М.,Симонов П.В. и др.Происхождение духовности.-М.Искусство, 1989.-355с.ш
79. Есипова Е.В. Профессиональная подготовка учителя музыки:Межвуз. Сб.науч.трудов КГПИ.-Казань: КГПИ, 1990. 140с.
80. Журавлёв И.К.Зорина Л.Я. Представление об учебном предмете// Теоретические основы содержания общего среднего образования.-М. '.Педагогика, 1983.-С.191-202.
81. Журнал заседаний Правления Синодального училища.-1901 год.-ЦГАЛ.И.-Ф.662.-Оп.1.-Ед.хр.5.-л.101 об.
82. Зинченко В.п.,Гордон В.М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности//Системные исследования.-М.: Наука,1976.-С.82-97.
83. Зорина Л.Я. Дидактические ориентиры к отбору содержания образования по основам теории//Новые исследования в педагогической науке.-1979.-№1.-С.28-32.
84. Иванов В.В. Духовные основы церковного искусства//Журнал Московской патриархии,1983.-№4.-С.67-76.
85. Иванов В.В. Эстетика священника Павла Флоренского//Журнал Московской патриархии.-1982.-№5.-С.75-77.
86. Иванов В.Г. Социально-экономические аспекты эффективности использования трудового потенциала специалистов с высшим образованием :Автореф.дис.канд.экон.наук.-Л.,1988.-22с.
87. Ильенков Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия.-М.:Сов.энц. 1962.-Т.2.-С.219-227.
88. Ильенков Э.В. Учить мыслить смолоду.-М.:Знание,1977.-64с.
89. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т.-СПБ.:Наука,1994.-541с.
90. Ильина Т.А. педагогика: курс лекций.-М.:Просвещение,1984.-495с.
91. Ильина Т.А. Развитие концепций педагогической технологии в современной дидактике за рубежом.-М.:Знание,1982.-С.34-68.
92. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.-М.:Знание,1972-Вып.1.-72с.;1972.-Вып.2.-88с.;1973.-Вып.3.-78с.
93. Иннокентий /Просвирин/,архимандрит.О творческом пути священника Павла Флоренского//Журнал Московской патриархии.-1982.-№4.-С.65-76.
94. Иоанн Златоуст,святитель. Для чего употребляется пение//0 церковном пении.-М.:Талан,1997.-С.3-7.
95. История русской музыки./ О.Е.Левашова,Ю.В.Келдыш,А.И.Кандинский. М.:Музыка,1983.-Т.1.-595с.
96. История эстетической мысли.-М.:Искусство,1985.-Т.I.-463с.
97. Каган М.С. Приобщение другого к своим ценностям/Каган М.С. Мир общения.-М.:Политиздат,1988.-315с.
98. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.Политиздат,1984.-137с.
99. Каганов А.Б.\ Рождение специалиста.-Минск:БГУ,1983.-111с.
100. Кандинский А.И. Всенощное бдение С.Рахманинова и русское искусство рубежа векоа//Советск.музыка,1991.-№5.-С.4-9.
101. Кандинский В.В. О духовном в искусстве.-Нью-Йорк:Междунар.лит. содр-во,1967.-150с.
102. Карасёв А.Н. Беседы о церковном пении и его исполнении.Извлечение из "Методики пения".Часть II.Пенза,1898.-С.137-249.
103. Карпушин И.И. Искусство и религия.-М.:Педагогика,1991.-159с.
104. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI-XVIII веков:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1982.-16с.
105. Кларин В.М.,Петров В.М. Символическая наглядность: прошлое или будущее?//Магистр.-1996.-№1.-С.51-59.
106. Климов Е.А. Введение в психологию труда.-М.:Педагогика,1988.-78с.
107. Коваленко A.M. Нравственное воспитание: каким ему быть?//Спе-циалист.-М.,1992.-№3.-С.27.i70ш
108. Комарова Т.К.,Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности//Психол.журнал,1991.-Т.12.-№3.-С.30-37.
109. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1989.-255с.I
110. Копылова Т.И.Мартынов В.И."Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалом//Советская музыка.-1991.-№6.-С.37-44.
111. Кошмина И.В. Возрождение традиций преподавания духовной музыt ки в начальной школе:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1994.-17с.
112. Кошмина И.В. Духовная музыка в самообразовании учителя//Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997.-С.230-238.
113. Кошмина И.В. Духовная музыка: мир красоты и гармонии. Программа. М.: Просвещение, 1995. - 61 с.
114. Кошмина И.В., Алеев В.В. Духовная музыка: Россия и Запад. Программа. М.: Просвещение. - 1994. - 61 с.
115. Кошмина И.В., Трофимова С.В. Наследие духовной культуры: Музыка и изобразительное искусство. Пособие. М., 1998.-103с.
116. Краткая философская энциклопедия.-М.:Прогресс,1994.-575с.
117. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.:ЛГУ,1970.-114с.
118. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л. :ЛГУ,1967.-183с.
119. Кулинкович Е.П. Методологический уровень мышления учителя музыки:художественный и научный аспекты мышления//Методологическая подготовка учителя музыки:хрестоматия.М.:Мирос,1992.-С.31-38.
120. Кулинкович Е.П. Программа курса "Искусство и религия"//Искусство в школе,1994.-№4.-С.58-61.
121. Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога//Во-просы психологии.-1988.-№2.-С.87-9 6.
122. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: кн.для | учителя.-М.:Просвещение,1989.-126с.
123. Кучинский Г.М. Диалог и мышление.-Мн.:БГУ,1983.-190с.
124. Лазарев В.Н. История византийской живописи.-М.:Искусство, 1947 .-t T.I.-454с.
125. Леднев B.C. Содержание образования: сущность,структура,перспективы. -М. : Высшая школа,1991.-224с.
126. Леонтьев А.Н. Деятельность .Сознание. Личность .-М.-.Политиздат, 1977.-304с.I
127. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.:МГУ,1972.-575с.
128. Леонтьев А.Н. Потребности,мотивы и эмоции.-М.:МГУ,1971.-38с. 1 131. Лисовский В.Т. Социальные проблемы юности/В помощь воспитателю/ /Сред . спец. образование, 1991.-№5.-С.25-28.
129. Лихачёв Б.Т. Школа и церковь: новые отношения?//Советская педагогика.-1991.-№б.-С.33-36.
130. Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет.-Л.:Сов.писатель,1989.-605с.
131. Лихачёв Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи,беседы.-М.:Новости,1991.-526с.
132. Лозовая И.Е. Церковная культура благословенно консервативна// Музыкальная академия.-М.:Сов.композитор,1997.-№1.-С.23-25.
133. Лопатин В.В.,Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка.-М.:Русский язык,1993.-704с.
134. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.-М.: Искусство,1976.-367с.
135. Лосев А.Ф. Философия,мифология,культура.-М.Политиздат,1991.-524с.
136. Лосский Н.В. Богословские основы церковного пения//История богослужебного пения /В.И.Мартынов.-М.:РИО ФА,1994.-С.233-235.
137. Львов А.Ф. О церковных хорах. СПб.,тип.Трея,1853.-15с.Ij 141. Макарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности/ /Вопросы философии.-1972.-№10.-С.77-86.
138. Марголис А.А. Новый учебный предмет "Философия для детей"//
139. Психологическая наука и образование.-М.:РАО,1996,№1.-С.65-72.
140. Мартынов В.И. История богослужебного пения.-М.:РИО ФА,1994.-237с.
141. Мартынов В.И. Сердечная молитва//Журнал "Мелодия".-М.,1993.-№3.-С.8-9.
142. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества//Психологический журнал.-М.:Наука,1984.-Т.5.-№5.-С.9-17.
143. Матьяш О.И. требования буржуазного общества к целям воспита-тания как отображение социально-экономических особенностей современного капитализма//Педагогика и народное образованиеза рубежом.Экспресс-инф-я.Вып.7.-М.:НИИ ОПП АПН СССР,1988.-15с.
144. Махмутов М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах:Метод.рек-ии.-М.:АПН СССР,1983.-63с.
145. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.1 М.:Педагогика,1975.-367с.
146. Медушевский В.В. Мысли о православной психологии музыки// Альманах музыкальной психологии.-М.:МГК,1994.-С.48-75.
147. Медушевский В.В. Христианизация светского образования//Рус-ская школа /Духовно-нравственные проблемы воспитания.-М.: Русское слово,1996.-С.32-46.f* 3
148. Металлов B.M. Очерк истории православного церковного пения в России.-Саратов.тип.Губ.Земства,1893.-101с.
149. Металлов В.М. Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем.-М.:тип.т/д.Н.Бердоносов,Ф.Пригорин и К0, 1911.-149с.
150. Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.-М.:Педагогика,1973.-299с.
151. Михалёва Т.Г. К проблеме совершенствования квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием//Содержание подготовки специалистов с высшим и средним спец.образован.-М.: НИИ ВШ,1988.-152с.
152. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования.-JI. :ЛГУ, 1984 .-177с.
153. Мокшина Н.Г. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся в проблемно-диалоговой технологии обучения /на материале естественно-математических дисциплин в ССУЗ/ Автореф .дис.канд.пед.наук.-Казань,1992.-16с.
154. Молитвослов православный.-М.:Патриархия,1988.-25бс.
155. Музыкальная эстетика западно-европейского Средневековья и Возрождения. Сост. текстов и общая вступ. стат. Шестакова В.В. М., 1966. с.107. ?
156. Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков.-М.:Музыка,1973.-244с.
157. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.-М.:Прометей, 1988.-62с.
158. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки.-М.:Музыка,1988.-254с.
159. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания.-М.: Музыка,1972.-383с.
160. Настольная книга священнослужителя.-М.:Патриархия,1983.-Т.4.824с.
161. Неменский Б.М. Мудрость красоты//Книга для учителя.-М.:Сов. Россия,1987.-253с.
162. Немов Р.С. Психология:В 3-х кн.-2изд.-М.:Просвещение:Владос, 1995.Кн.2:Психология образования.-1995.-491с.
163. Никандров Н.Д. Воспитание и религия//Педагогика.-1991.-№12.1. С.51-56.
164. Никандров JI.B. Возрастные особенности формирования мировоззренческого сознания личности//Вопр.обществ.наук.-Киев:КГУ, 1990.-Вып.81.-С.118-124.
165. Никитин А.В., Романов Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием.-М.:НИИ ВШ,1981.-96с.
166. Никитин К.Н. Некоторые проблемы исполнения древнерусской хоIровой музыки//Становление и развитие национальных традиций вIрусск.хоровом иск-ве.-Л.:ЛГК,1982.-С.93-102.
167. Никодим /Милаш/,епископ. Толкование на 75-е правило VI-го Вселенского Соборам/О церковном пении.-М.:Талан,1997.-С.82-84.
168. Николаев Б.,протоиерей. Богословские основы знаменного пения. //Музыкальная академия,1995.-№3.-С. 137-145.Ш
169. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений.-М.:Высшая школа,1986.-89с.
170. Нойнер Г. личность при социализме: её становление и воспитание /Под общ.ред.канд.фил.наук Е.А.Яблоковой.-М.:Прогресс, 1982.-102с.
171. Новое педагогическое мышление /Под ред.А.В.Петровского.-М.: Педагогика,1989.-278с.
172. Общая психология: Под ред.А.В.Петровского.-М.:Просвещение, 1986.-432с.
173. Огородник И.С. Эстетические чувства в структуре религиозногосознания: Автореф.дис.канд.фил.наук.-M.,1994.-20с.
174. Оконь В. Введение в общую дидактику /Пер. с польск.Л.Г.Кон-куревича,И.Г.Горина.-М.:Высш.шк., 1990.-381с.
175. Олсуфьев Ю.Г. Заметка о церковном пении и иконописи как видах искусства в связи с учением церкви//Московский журнал.-1992.-№3.-С.19-22.
176. Онищюк В.А. Психолого-дидактические требования к заданиям иупражнениям//Проблемы школьного учебника.-М.:Просвещение,1975.-Вып.3.-229с.
177. Орлова Е.В. Церковное,религиозное,духовное//Советская музыка, 1991.-№5.-С.20-28.
178. Остапов А. Учебный курс церковной археологии.-М.,1963.Рукопись. -32с.I
179. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения.-М.:ПеIдагогика,1985.-352с.1 183. Памяти Н.М.Данилина.Письма.Воспоминания.Документы.-М.:Сов.композит.,1987.-311с.
180. Панасюго Е.В. Педагогические технологии подготовки учителя музыки в педаг.училище.:Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1996.-1бс.
181. Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты России XVI-XVII веков.-Челябинск:Книга,1991.-438с.
182. Пасниченко А.В. О различиях самооценки волевых качеств личности в подростковом и юношеском возрасте//Вестн.Моск.ун-та. Сер.14.-Психология, 1991.-№8.-С.39-75.
183. Педагогика /Под ред.Ю.К.Бабанского.-М.:Просвещение,1983.-608с.
184. Педагогика /Под ред.С.П.Баранова,В.А.Сластенина.-М.:Просвещение, 1986.-334с.
185. Педагогика школы /Под ред.И.Г.Огородникова.-М.:Просвещение, 1977.-320с.
186. Педагогика школы /Под ред.Г.И.Щукиной.-м.:Прометей,1977.-382с.
187. Петрушин В.И. Музыкальная психология.-М.-.Пассим, 1994 .-275с.
188. Печенюк Н.Г. Организация познавательной деятельности студентов на основе типологии профессиональных задач: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М.:МГУ,1984.-16с.
189. Платонов К.К. Вопросы психологии труда.-М.:Медицина,1970.-264с.
190. Платонов К.К. О знаниях,навыках и умениях//Советская педагогика .-1963.-№11.-С.98-103.
191. Платонов К.К. Система психологии и теории отражения.-М.:Наука, 1982.-309с.
192. Повесть временных лет по лаврентьевской летописи.-М.-л.,1950.-Т.I.-533с.
193. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии//Педагогика.-1992.-№7-8.-С.28-32.
194. Портных В.Я. Мировоззренческий анализ содержания обучения// Специалист.-М.,19 92.-№3.-С.2 8-2 9.
195. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества.-Казань:КГУ,1992.-106.
196. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности /Пед.аспект.-Казань :КГУ, 1989 . -205с.
197. Преображенский А.В. Культовая музыка в России.-Л.:Академия, 1924.-123с.
198. Проблемы музыкального мышления. М.:Музыка,1974.-333с.
199. Проблемы формирования ценностных ориентации и активности личности в её онтогенезе: Межвуз.сб.науч.трудов.М.:МГПИ,1987.-151с.
200. Прогностическая концепция целей и содержания образования/РАО.-М.:РАО,1994./Под научн.ред.И.Я.Лернера и И.К.Журавлёва.-131с.
201. Проект Устава Московского Синодального училища и хора,1895г. ЦГАДА.-Ф.118 3.-Оп.9.-Ед.хр.71.-Л.33.
202. Протопопов С.В. О художественном элементе в православном церковном пении /Мысли и наблюдения/.Сергиев Посад:Свято-Тр.Сер.1. Лавра,1901.-82с.I
203. Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви.Для воспитанников Моск.консерват.-М.:тип.Гер-бека,1886.-172с.j 208. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике.-М.:Музыка,1989.-141с.
204. Рапацкая Л.А. Основные этапы развития русской музыки в1.c системе художественной культуры: Учебн. пособие. М.,1989.-58с.
205. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автреф.док.пед.наук. М., 1991. - 36 с.
206. Резниченко И.Л. О курсе «Духовная культура России в зеркалеязыка» // Русская школа.-М.: «Русское слово», 1996.-С.178-190.
207. Религиозное искусство:Теорет.курс авториз.излож./Моск.экстер.Iгуманит.ун-т.Карпушин И.И.,Кучеренко Г.А.-М.,1994.-164с.
208. Римский-Корсаков Н.А. Полн.собр.соч.Т.2.-М.:Музыка,1963.-280с.
209. Риттих М.Э. Становление и развитие отечественного музыкально-исторического образования//Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин.-М.:ГМПИ,1985.-С.8-33.
210. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура.-М.:Республика, 1991.-399с.
211. Розеншильд К.К. Музыкальное искусство и религия./Исторический очерк.-М.:Музыка,1964.-190с.
212. Романов Л.Н. Музыкальное искусство и православие.-Л.:ГМИРиА, 1989.-119с.
213. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.Т.2.-М.:Педагогика, 1989.-322с.
214. Саранцев Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учи220221222223224225226227228229230231232233234235телям/Педагогика.-1995.-№4.-С.63-66.
215. Современный словарь иностранных слов.-М.:Русск.яз.,1992.-740с. Соколова М.Н. Картина и икона/Журнал Московской патриархии -1981.-№7.-С.73-78.
216. Стрижев А.Н. Православная педагогика: стр.истории//Русск.шк./ Духовно-нравствен.пробл.воспитан.-М.:Русск.слово, 1996.-С.83-94 Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению Автореф.док.пед.наук. М., 1990. - 32с.1?эф
217. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели спе-циалиста//Вестник высш.шк.-М.:Высш.шк.,1986.-№3.С.10-14.
218. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специа-листа//В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения при политехническом музее.-М.:Знание.-108с.
219. Талызина Н.Ф.,Печенюк Н.Г.,Хихловский JI.B. Пути разработкипрофиля специалиста.-Саратов:СГУ,1987.-173с.
220. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности//Во
221. Ъь просы психологии,1990.-№4.-С.131-134.
222. Тахтамышева Г.Ч. Дидактический метод обучения и дидактические условия его реализации в средних профтехучилищах:Автореф.дис. канд.пед.наук.-Казань, 198 4.-1бс.
223. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.-М.:АПН РСФСР,- 1947.-335с.
224. Толковая Библия, Т.1, Псалтирь, С.125-131.I
225. Толстых А.В. Возрасты жизни.-М.:Молодая гвардия,1988.-221с.
226. Троицкий В.Ю. Филология как средоточие культуры и воспитания национального самосознания на уроках словесности // Русская школа.- М.: «Русское слово», 1996.-С.55-72.
227. Угринович Д.М. Искусство и религия./Теоретич.очерк/.М.Политиздат, 1982.-287с.
228. Уледов А.К. Духовное обновление общества.-М.:Мысль,1990.-328с.
229. Успенский JI. искусство русской церкви//Журнал Моск.патр., 1983.-№11.-С.73-77.
230. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство.-М.:Сов. композ.,1971.-612с.
231. Фатеева Н.И. Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.,1984.-16с.ф
232. Федоровский В.П. Церковное пение и его значение в духовнонравственном развитии.Саратов, 1910.-24с.
233. Философия русского религиозного искусства.Антология.Вып.I.-М.:Прогресс,1993.-400с.
234. Финдейэен Н.Ф. Очерки по истории муз. в России с древнейших времён до конца XVIII века.Т.1.-М.:Музсектор,Печати.двор в Лгр,1928.-341с.
235. Флоренский П.А. Иконостас//Избранные труды по искусству.-М.: fe. Изобразит.иск-во,1996.-С.75-183.
236. Флоренский П.А. Итоги//Эстетические ценности в системе культуры. -М.:Искусство,1986.-С.127-132.
237. Флоренский П.А. Молельные иконы преподобного Сергия//Избран-| ные труды по искусству.-М.:Изобр.иск.,1996.-С.247-273.
238. Флоренский П.А. Символическое описание//Феникс:Сб.художественно-литерат.,научный и философск.Кн.1.-М.:Костры,1922-С.86-91.i
239. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православной феургии в 12-ти письмах.-М.:Путь,1914.-812с.
240. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств//Избран-ные труды по иск-ву.-М.:Иэобраз.ис-во,1996.-С.201-213.щ
241. Флоренский П.А. У водоразделов мысли.Статьи по искусству.-Т .1. под общей ред.Струве Н.А.-Париж:УМСА PRESS,1985.-398с.
242. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действит-сть.-М.:3нание,1991-79с.
243. Франк С.Л. Непостижимое//Онтологическое введение в философию религии. Сочинения.-М.:Правда, 1990.-426с.
244. Харламова И.Ф. Нравственное воспитание школьников.-М.Просвещение, 1983.-160с.
245. Цофнас А.Ю., Богданович В.И. Системные параметры // Логика и методология системных исследований.-К.; Одесса, 1977.-С.36-57.
246. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творfs<чества.-М.:Сов.композитор,1988.-Кн.I.-382с.
247. Цыпин г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,суждения, мнения: Пособ.для уч-ся муз.отдел.педвузов и консерват.-М.:Интерпракс,1994.-373с.
248. Чекалёва Н.В. Современные теории и технологии образования: /Учебн.пособие для пед.вузов/.-Омск:ОмГПУ,1993.-68с.
249. Шабалин Д.С. Заметки о древнерусской монодии//Советская музыка, 1991.-№6.-С.45-47.
250. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.-М.:Педагогика,1982.-209с.
251. Школяр J1.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачево В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. М.: Филинта-наука, 1998. - 330с.
252. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личностиIсоветского учителя в системе высшего образования.-JI.:Просве-1 щение,1967.-266с.
253. Эстетика Ренессанса: В 2-х т.-М.:Искусство, 1981.-Т.2.-639с.
254. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.-М.:Наука, 1978.-391с.Р
255. Яичков Д.М. Курс церковного пения. Составил согласно программе для начальных народных училищ Мин.нар.проев.,1897,-М.: Изд.Юргенсона.-15с.
256. Якобсон П.М. Общение людей как социально-педагогическая проблема .-М.:Знание,1973.-40с.
257. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.-М.:Знание,1959.-400с.
258. Янченко JI.B. Критика эстетической концепции современного русского православия: Автореф.дис.канд.филос.наук.-Киев,1988.-20с.