автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
- Автор научной работы
- Ногина, Ольга Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Челябинск
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста"
На правах рукописи
НОГИНА Ольга Анатольевна
СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА
13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
13 ФсВ 2014
Челябинск 2014
005545104
005545104
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Волчегорская Евгения Юрьевна Официальные оппоненты:
Сизова Елена Равильевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры истории, теории музыки и композиции ГБОУ ВПО «ЮжноУральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»
Гердт Надежда Ивановна - кандидат педагогических наук, заведующая МДОУ № 426 (Центр развития ребенка), г.Челябинск
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург
Защита диссертации состоится 26 марта 2014 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.295.04, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина,69, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Автореферат разослан «25» января 2014 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
И.Е. Емельянова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация в российском обществе начала XXI века характеризуется интенсивным процессом обновления системы дошкольного образования, который обусловлен реализацией новой педагогической парадигмы, ориентированной на развитие ребенка как индивидуального, саморазвивающегося субъекта, способного получать и применять знания в разных формах деятельности, полноценно раскрывая свой личностный потенциал. Нацеленность на целостное и гармоничное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями предопределяет организацию образовательно-развивающего процесса как деятельности, в которой тесно переплетаются интересы педагогов, родителей, специалистов, что позволяет выстраивать единые стратегические линии раскрытия внутреннего потенциала ребенка, обеспечения условий его саморазвития.
Стержневым системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является содержание образовательного процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, прежде всего, на развитие интегративных личностных качеств детей, поддержание у них специфической познавательной мотивации, обязательным условием которой является возможность использовать, применять полученные знания в активной практической деятельности. Среди выделенных в Федеральном государственном стандарте основных видов деятельности особую значимость в раннем возрасте приобретает музыкально-художественная деятельность.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется важностью периода дошкольного детства, являющегося наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению. При этом значимая роль отводится семье: пространство семьи оценивается как важнейший ресурс для всестороннего развития детей с раннего возраста и является одним из компонентов современной системы раннего развития детей, способствующим реализации стратегической цели государственной политики в области образования -повышения качества образования, соответствующего современным
потребностям общества. Актуальность вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада, обучения их навыкам совместной деятельности с детьми зафиксирована в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, определяющим построение взаимодействия с семьями воспитанников в качестве одного из необходимых психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и его семейно-ориентированного сопровождения продиктована тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных музыкальному развитию в первые годы жизни ребенка (H.A. Ветлугина, Е.В. Горшкова, Р.В. Огаджанян, К.В. Тарасова, Т.К. Мухина, Т.В. Ендовицкая, Т.А. Репина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.), освещающих основные аспекты музыкального воспитания и развития детей в семье (О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, Н.В. Карташев, Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина и др.) вопросы теоретического обоснования раннего музыкально-интонационного развития детей, его семейно-ориентированного сопровождения еще недостаточно разработаны.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованного методического обеспечения процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
В ходе анализа состояния изученности проблем семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста выявлены следующие противоречия:
- между объективной потребностью современного общества в воспитании творчески активной личности ребенка с раннего детства и ограниченным использованием в образовательной практике ДОУ и семьи потенциальных возможностей музыкального искусства как универсального средства, позволяющего пробудить творческие силы ребёнка;
- между общепризнанной эффективностью процесса музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и недостаточностью обоснованных научно-теоретических изысканий, касающихся механизмов его осуществления, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста в условиях взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи;
- между необходимостью организации семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и отсутствием методического обеспечения данного процесса, реализуемого на основе сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и педагогические условия ее эффективного функционирования.
Объект исследования - процесс организации семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - педагогические условия успешного функционирования модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1. В основу семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста положена структурно-содержательная модель, спроектированная на основе деятелыюстного, интегративного и интонационного подходов и принципов (дифференцированной работы с семьей по музыкально-интонационному развитию детей раннего возраста, целостности педагогического процесса, активности и открытости форм общения детей и взрослых), обеспечивающая реализацию ведущих тенденций современного дошкольного образования.
2. Модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста отражает взаимосвязь структурных составляющих: целевого, теоретико-методологического, содержательно-технологического и критериально-оценочного блоков. Спецификой модели является акцент на повышении компетентности родителей в вопросах музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и вовлечение родителей в музыкально-развивающий процесс.
3. В рамках модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста реализованы следующие педагогические условия: использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве коммуникативно-архетипических интонационных единиц музыкального языка;
обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации), способствующее многомерному восприятию и отображению музыкальных образов; интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей), обеспечивающая полноту реализации индивидуальных музыкально-творческих
способностей ребенка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, выявить теоретико-методологические подходы к ее исследованию;
2) уточнить понятие «семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста», дать определение понятия «музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста»;
3) теоретически обосновать возможность и значимость семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста;
4) экспериментально проверить педагогические условия реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Методологическую основу исследования составляют: теории деятельности и развития (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн); идеи интеграции в системе дошкольного образования (Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.К. Новикова, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова); концепции педагогического сопровождения (A.A. Деркач, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, А.А.Майер, И.Х. Ромазан, Т.В. Чередникова, Т.Г. Яничева), идеи о роли семьи в музыкальном воспитании и образовании ребенка (O.E. Замошина, Е.И. Зотова, О.Л. Латышев, Н.В. Карташев, Л.М. Кашапова, С.Б. Рыжих); теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, И.Г. Галянт, Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, О.П. Радынова); психолого-педагогические концепции развития детей раннего возраста (Н.М. Аскарина, Л.Н. Галигузова, Л.Н. Обухова), концепции продуктивной деятельности детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер,
О.М, Дьяченко, H.H. Поддьяков, Б.В. Хозиев, A.B. Хуторской); теории музыкального восприятия (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский В.Д, Остроменский, Г.А.Орлов, К.В.Тарасова, Б.М. Теплов); теория музыкальной интонации (Б.В.Асафьев, М.Г. Арановский, М.Ш. Бонфельд, A.JL Готсдинер, В.В. Медушевский).
Методы исследования: теоретические (анализ нормативно-правовых документов; историко-псдагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ; анализ и обобщение результатов эксперимента), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование), методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база. Эксперимент проводился на базе муниципальных детских образовательных учреждений № 304, 84, 93 г. Челябинска. В экспериментальной работе были задействованы 103 ребенка в возрасте 2-3-х лет, 63 родителя.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе - констатирующем (2009-2010 гг.1 - проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая, философско-эстетическая, музыковедческая литература по исследуемой проблеме; определены ведущие позиции и методологические положения исследования; сформулированы цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, задачи и методы исследования; разработана программа и инструментарий для проведения констатирующего и формирующего этапа эксперимента; проведен констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе - Формирующем (2010-2012 гг.1 - проводилась апробация разработанной модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, включающей музыкально-художественную деятельность детей в ДОУ и работу с родителями по музыкально-интонационному развитию детей.
На третьем этапе - обобщающем (2012-2013 гг.1 - определялась эффективность модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; проводилась обработка, анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, осуществлялась их теоретическая интерпретация; формулировались выводы по итогам результатов исследования, оформлялся материал диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. На основе деятельностного, интегративного и интонационного подходов спроектирована модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и критериально-оценочный блоки, обеспечивающая эффективное взаимодействие родителей и педагога ДОУ, направленное на создание благоприятных условий музыкально-интонационного развития в период раннего детства.
2. Определены и экспериментально доказаны педагогические условия эффективного функционирования модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста: использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве коммуникативно-архетипических интонационных единиц музыкального языка; обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации); интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей).
3. Выявлена взаимосвязь показателей эмоционального и социального благополучия детей раннего возраста и различных компонентов их музыкально-интонационного развития, позволяющая рассматривать семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкально-интонационного развития как универсальный личностно-развивающий процесс.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом результатов исследования в теорию образования в области музыкального развития детей раннего возраста и состоит в следующем:
1. Дано аналитическое представление историографии музыкального воспитания дошкольников, роли семьи в процессе музыкального развития детей, позволяющее теоретически обосновать процесс семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
2. Выделены теоретико-методологические основания семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкально-интонационного развития (деятельностный, интегративный и интонационный подходы и принципы), позволяющие обосновать теоретические положения модели
семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
3. Уточнено понятие «семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста», предполагающее педагогическое взаимодействие педагога (музыкального руководителя) дошкольного учреждения и семьи, предусматривающее повышение компетентности родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития и создание условий для становления способностей детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне как основы практической музыкально-художественной деятельности малышей.
4. Введено в теорию дошкольного образования понятие «раннее музыкально-интонационное развитие», позволяющее расширить представление о музыкально-интонационном развитии детей раннего возраста как процессе активного освоения коммуникативно-архетипического интонационно-образного слоя музыки в музыкально-художественных и продуктивных видах деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана критериально-уровневая шкала, позволяющая проверить эффективность модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; внедрены в образовательный процесс ДОУ педагогические условия реализации модели семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкально-интонационного развития детей, способствующие совершенствованию процесса музыкального воспитания и развития детей в период раннего детства; разработано методическое пособие по семейно-ориентированному сопровождению музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Материалы исследования могут использоваться в практической деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку педагогических кадров в условиях вариативности дошкольного образования, в практике работы воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, преподавателей дополнительного образования, родителями.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмегу и задачам исследования; опорой на фундаментальные положения общей, дошкольной и музыкальной
педагогики; практическим подтверждением ведущих положений исследования и научной обработкой данных, полученных с помощью методов математической статистики в ходе осуществления экспериментальной работы; реализацией материалов исследования в педагогической практике и их положительной оценкой.
Апробация и внедрение полученных результатов исследования осуществлялись посредством участия в работе международных научно-практических (Москва, Прага, Челябинск, 2010-2013), всероссийской (Москва-Челябинск, 2010), региональной (Тобольск, 2010) конференций; публикаций основных результатов исследования в педагогических журналах, научных вестниках, сборниках; в конкурсе на лучшую научную публикацию в ЧГПУ (лауреат, 2011 г); участия в конкурсе грантов ЧГПУ для аспирантов и соискателей (2010 г. лауреат, 2012 г.); работы в качестве музыкального руководителя в ДОУ № 93, 84 г.Челябинска.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста представляет собой процесс педагогического взаимодействия педагога (музыкального руководителя) дошкольного учреждения и семьи, предусматривающий повышение компетентности родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития и создание условий для становления способностей детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне как основы практической музыкально-художественной деятельности малышей.
2. Модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, теоретико-методологическую основу которой составляют деятельностный, интегративный и интонационный подходы и принципы (дифференцированной работы с семьей по музыкально-интонационному развитию детей раннего возраста, целостности педагогического процесса, активности и открытости форм общения детей и взрослых), включает в себя единство четырех блоков: целевого, теоретико-методологического, содержательно-технологического и критериально-оценочного.
3. Педагогическими условиями реализации модели является использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве образно-смысловых коммуникативно-архетипических
интонационных единиц музыкального языка; обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Текст иллюстрирован 23 таблицами, 6 рисунками, отражающими положения и результаты исследования. Библиографический список содержит 294 источника. В приложении представлены авторские методические материалы («Программа раннего музыкально-интонационного развития», нотный сборник песен для малышей).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, его методы и этапы; формулируются положения, выносимые на защиту, а также положения, составляющие научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы; приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
Первая глава «Теоретические основы проблемы семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста» посвящена анализу становления, развития и современного состояния проблемы семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкально-интонационного развития, определению понятийно-терминологического поля исследования, выявлению сущности семейно-ориентированного сопровождения музыкально-развивающего процесса в раннем возрасте, рассмотрению теоретико-методологических подходов к решению проблемы исследования, описанию модели и педагогических условий семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей в раннем возрасте.
Объективное представление траектории развития исследуемой проблемы потребовало историографической систематизации научных знаний и определения периодов ее становления.
На основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, искусствоведческой литературы были выделены четыре этапа развития проблемы семейно-ориентированного сопровозвдения раннего
музыкального развития детей: 1 этап (с древнейших времен до начала XVII века) - отсутствует понятие семейно-ориентированного сопровождения музыкального развития детей раннего возраста, музыкальное развитие детей не выделяется в отдельную категорию, являясь неотъемлемой частью синкретичного внутрисемейного общевоспитательного процесса; 2 этап (с середины XVII до второй половины XIX века) - семья является первичным источником музыкального опыта ребенка, расширяется поле теоретических изысканий в области музыкальной педагогики, вводится самостоятельное понятие «музыкальное развитие детей»; 3 этап (вторая половина XIX -середина XX века) - музыкальное развитие в раннем детстве начинает приобретать статус относительно самостоятельной сферы дошкольного воспитания, сохраняя при этом приоритет позиции семьи, во многом определяющей направленность и характер музыкального развития детей раннего возраста, появляются специально организованные дошкольные образовательные заведения (детские сады), включающие в качестве обязательного компонента музыкальное развитие ребенка; 4 этап (вторая половина XX до наших дней) - появление первых исследований теоретических и практических аспектов семейно-ориентированного сопровождения музыкального развития детей раннего возраста, разработка специальных программ и технологий музыкального развития детей раннего возраста, включающих отдельные рекомендации по музыкальному воспитанию ребенка в семье.
Ранний возраст - особый этап в жизни ребенка, характеризующийся быстрым темпом физического, психического, социального развития ребенка, активным формированием разнообразных умений и поведения. Отличительной особенностью данного возраста является неразрывность связи между близким взрослым и ребенком до трех лет, предполагающая особую значимость педагогического взаимодействия родителей и детей в данный период. Родители в процессе общения, совместной деятельности с ребенком обеспечивают актуализацию потенциала развития и саморазвития малыша, создают условия для его перехода из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
Теоретический анализ проблемы позволил раскрыть и обосновать понятия «семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста» и «раннего музыкально-интонационного развития».
Полифункциональность, многоаспектность музыкально-развивающего процесса, психологические особенности возрастного и личностного развития детей в период раннего детства дают основание говорить о значимости организации семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Необходимость сопровождения ребенка в процессе музыкально-интонационного развития подиктована также законодательными документами, в которых указано, что раннее развитие - вид дошкольного образования детей младенческого и раннего детского возраста от 0 до 3 лет, основанный на семейно-ориентированном психолого-педагогическом подходе, целями которого являются оказание помощи родителям в осуществлении развития ребенка. Опираясь на определения Г.Л. Бардиер, Е.И. Казаковой, И.В. Розаман, Т.С. Чередниковой и др., под «семейно-ориентированным сопровождением музыкально-интонационного развития детей раннего возраста» мы понимаем процесс педагогического взаимодействия педагога (музыкального руководителя) дошкольного учреждения и семьи, предусматривающий повышение компетентности родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития и создание условий для становления способностей детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне как основы практической музыкально-художественной деятельности малышей.
В дошкольной педагогике музыкальное разви тие трактуется как сложный, многомерный процесс, направленный на разностороннее развитие личности дошкольника, его эстетическое, интеллектуальное, нравственное и физическое совершенствование, развитие музыкальных способностей и творческой активности с целью содействия самореализации ребенка средствами музыки (H.A. Ветлугина, Г.А. Праслова, А.Н. Зимина, О.Г1. Радынова, А.Г. Гогоберидзе). В рассмотрении вопросов музыкального развития исследователи едины во мнении относительно значения возрастных особенностей дошкольников в музыкально-развивающем процессе: чем ниже возраст, тем выше темп и эффективность развития, значительнее его влияние на общее развитие. При этом отмечается повышенная восприимчивость детей раннего возраста к интонационным харакгеристикам музыкальных звуков, являющихся информационными компонентами первичных, древнейших фоом звуковой коммуникации. Специфические аспекты коммуникативной природы музыкальной интонации, изучавшиеся многими учеными, психологами,
музыковедами (Б.В. Асафьевым, М.Ш. Бонфельдом, АЛ.Готсдинером, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Е.М. Орловой, Е.А. Ручьевской, В.Н. Холоповой, Н.Г. Шахназаровой, Б.Л. Яворским и др.), позволяют рассматривать музыку как раннюю, изначальную форму коммуникации, понимание которой присуще человеку с рождения.
Анализ психолого-педагогических, музыкально-педагогических исследований (Т.С. Бабаджан, H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, М.И. Кононова, И.П. Нечаева-Елизарова, Р.В. Огаджанян, А.И. Брусиловский, К.Н. Козырева, Э.де Каспер, Т. Берн), посвященных рассмотрению феномена музыкального развития в раннем возрасте, показал, что раннее музыкальное развитие создает уникальные, неповторимые в дальнейшем условия реализации специфических возрастных возможностей малышей воспринимать музыку на коммуникативном интонационно-образном уровне, что дает основание определять музыкальное развитие в раннем возрасте как процесс музыкально-интонационного развития.
Благодаря полимодальности, «голографичности» детского восприятия, музыкальные интонации трактуются как «звукокомплексы» двигательного, коммуникативного, интерсенсорного характера, обретая форму образных ассоциаций, в которых объединены звук, слово, движение. Вследствие этого происходит интеграция музыкального образа в сферу других искусств -рисования, художественного конструирования, драматизации. Способность малышей трансформировать музыкальные ощущения и представления в визуальные, пластические, игровые образы тесно связана с практическими предметными действиями, так как музыкальный образ может быть полноценно эмоционально воспринят и пережит при условии его материально-игрового воплощения. Таким образом, раннее музыкально-интонационное развитие представляет собой процесс активного освоения коммуникативно-архетипического интонационно-образного слоя музыки в музыкально-художественных и продуктивных видах деятельности.
Для осуществления семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста спроектирована структурно-содержательная модель реализации исследуемого процесса (см. рис. 1). Модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и критериально-оценочный.
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАШ1Я Цель: музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста на основе педагогического взаимодействия педагога дошкольного учреждения и родителей
I------
IЕ0РЕТИК0-МЕТ0Д0Л01 НИКОСИИ БЛОК Подходы: деятельностный, интег^ативный и интонационный Принципы: дифференцированной работы с семьей по музыкально-интонационному развитию детей раннего возраста, целостности педагогического процесса, активности и открытости форм обшения детей и взрослых
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК
Работа с родителями по музыкально-интонационному развитию детей Музыкально-художественная деятельность детей в ДОУ
Формы:
- игровые проекты в детско-родительских группах; - помощь родителям по созданию музыкально-развивающей среды в семье; - совместные детско-родительские праздники и развлечения; • индивидуальные консультации для родителей «Индивидуальные и возрастные особенности музыкально-интонационного развития ребёнка»; - родительские собрания «Развиваем музыкально-интонационные способности детей»; памятки по развитию музыкально-интонационных способностей детей раннего возраста. - типовые игровые проекты в малых группах детей раннего Бозраста (включающие все виды музыкальной деятельности); - тематические (сюжетно-тематические и музыкально-тематические) игровые проекты в мачых группах детей раннего возраста; - комплексные (объединяющие разные виды искусств) игровые проекты в малых группах детей раннего возраста; - индивидуальная работа с детьми раннего возраста в мини-группах.
Методы:
- метод моделирования проблемных ситуаций (моделирование форм родительского повеления); метод моделирования игровых ситуаций (ролевое проигрывание музыкально-коммуникативных комплексов); - интеракционный метод формирования детско-родительских групп (в процессе реализации совместных игровых проектов развития музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста) - методы развития музыкально-интонационного слуха (контрастных сопоставлений музыкальных интонаций, подражательного интонирования, интонационно-слухового различения); методы развития музыкально-образного восприятия (эмпати иного перевоплощения, нахождения «эмоционально-двигательного унисона», многократного прослушивания); - методы развития музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста (полимодального восприятия музыкальных интонаций, синектики, игровых импоовизаний)
Этапы:
1. И нформационно- аналитический 2. Познавательный 3.Вовлечение в совместную с детьми деятельность 1. Ознакомительный 2. Ориентироеочно-деятельностный 3. Импровизационно-продуктивный
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Критерии Показатели Уроени
Взаимодействие семьи и ДОУ Ценностное отношение к музыкальному развитию детей раннего возраста: компетентность в вопросах раннего музыкально-интонационного развития детей; активность в совместной деятельности Оптимальный,
Музыкально-интонационное развитие Звуковысотный музыкальный слух Интонационно-образное восприятие Музыкально-художественная деятельность Продуктивная деятельность минимальный
РЕЗУЛЬТАТ: динамика уровня музыкально-интонационно го развития детей раннего возраста
5 3 £ О
2 з й
Рисунок 1 - Структурно-содержательная модель семейно-ориентировагшого сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
Во главе структурно-содержательной модели семейно-ориентированного сопровождения лежит целевой блок. Целью сконструированной модели является музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста на основе педагогического взаимодействия педагога дошкольного учреждения и родителей. Данная цель обусловлена социальным заказом государства, выраженным в ФГОС дошкольного образования. В названных документах, а также во многих других директивах, общее раннее развитие, существенной и значимой частью которого является музыкальное развитие, рассматривается как одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования, реализация которого может успешно осуществляться при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей - первого и наиважнейшего социального института, формирующего черты характера, взгляды, мировоззрение ребёнка с первых дней жизни.
Теоретико-методологический блок обеспечивает обоснование научно-методологических подходов к организации процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста как определенных концептуальных позиций по отношению к исследуемой нами проблеме.
Деятельноетный подход (Л.С. Выготский, Г1.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) обеспечивает рассмотрение семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкально-интонационного развития как процесса, организованного в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей раннего возраста. Интегративньш подход (В.В. Краевский, A.B. Петровский, М.М. Поташник, И.Ф. Талызина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.К. Новикова, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова и др.) предусматривает рассмотрение процесса семейно-ориентированного сопровождения раннего музыкально-интонационного развития с точки зрения гармоничного объединения образовательных областей дошкольного образования, синтеза разных видов детской деятельности, ее форм и методов, содействующего формированию в сознании ребенка целостной картины мира. Интонационный подход (Б.В. Асафьев,
B.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Д.К.Кирнарская, Э.Е. Алексеев, Н.Л. Гродзенская, H.A. Вендрова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская и др.) позволяет выделить интонации как доминирующий аспект в процессе музыкального развития ребенка, в ходе которого происходит активное постижение характера и свойств музыки.
Осуществление процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста базируется на принципе дифференцированной работы с семьей по музыкально-инонационному развитию детей раннего возраста с учетом образования родителей, степени их участия в музыкально-развивающем процессе; принципе активности и открытости форм общения детей и взрослых, заключающийся в эмоционально-позитивном диалоговом общении и взаимодействии малышей и родителей в ходе музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; принципе целостности педагогического процесса музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, подразумевающий сонаправленность действий педагога и родителей на основе реализации единой программы музыкально-интонационного развития детей.
Содержательно-технологический блок представляет основные направления деятельности педагога и родителей, формы, методы и этапы организации процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Данный блок включает два направления - работу с родителями по музыкально-интонационному развитию детей и музыкально-художественную деятельность детей в ДОУ.
Критериально-оценочный блок описывает ожидаемые результаты реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Для обеспечения эффективного функционирования модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста определены педагогические условия ее реализации: использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве образно-смысловых коммуникативно-архетипических интонационных единиц музыкального языка; обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей).
Введение первого педагогического условия связано со способностью детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне, идентифицировать и эмоционально реагировать на смысловые единицы музыкального языка - музыкальные интонации, являющиеся воплощением архетипических базисных форм эмоционально-звуковой коммуникации, имеющих определенный моторно-пластический и пространственно-временной
образ (А.В.Торопова, Д.К. Кирнарская). Музыкально-интонационные комплексы представляют собой устойчивые мелодические образования интерсенсорного характера, с определенным звуковысотным, ритмическим, динамическим и тембральным соотношением звуков. Они ассоциируются с определенным визуальным образом, эмоцией и имеют двигательно-пространственное игровое отображение (см. табл. 1).
Таблица 1 - Музыкально-интонационные комплексы
Интонационный комплекс Изобразительный образ Двигателыю-пространственное игровое отображение
Призыва Марширующий петушок Маршевые шаги на месте с высоким подниманием коленей и жест рукой вверх
Плача Плачущий зайка Закрытые ладонями глаза, слабые наклоны головы вниз
Маятника Часы с маятником Укачивание на руках воображаемой куклы или покачивание из стороны в сторону.
Созерцания Горизонтальная линия Медленное горизонтальное движение руки в сторону
Игры Катящийся колобок Энергичное движение туловищем из стороны в сторону
Круга Радуга, отражающаяся в воде Изображение рукой круга большого диаметра
Веера Лиса, любующаяся своим хвостом Возвратное движение рукой: плавно снизу вверх и обратно
Взлета Улетающая Божья коровка Раскрытая ладонь и быстрый взмах вверх
Ухода Зевающий бегемот Широкое движение рук сверху вниз по направлению к груди
Угрозы Волк, клацающий зубами Хватающее движение руками
Второе педагогическое условие связано с включением в музыкально-развивающую среду ДОУ и семьи компонентов продуктивной деятельности элементов и материалов продуктивной деятельности детей (рисования, лепки, аппликации). Для этого в пространстве специально создаваемых музыкальных мини-центров могут быть размещены карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки, глина или пластилин, разные виды бумаги, готовые аппликационные формы и т.п. Экспериментируя с изобразительными и пластическими материалами, малыши пробуют отобразить свои музыкальные впечатления, передать отдельные элементы содержания музыкальной интонации в рисунке или объемном изображении.
Введение третьего педагогического условия обусловлено необходимостью создания для ребенка раннего возраста единого воспитательно-развивающего пространства, благодаря которому в сознании малыша синтезируется чувственный и деятельностный, познавательный и эстетический опыт, формирующий целостное представление об окружающем мире. Системообразующими факторами интеграции художественно-
эстетического, социально-коммуникативного, познавательного развития детей являются полимодальность восприятия малышей, синкретичность деятельности детей раннего возраста, а также сама коммуникативная специфика музыкального искусства, обеспечивающая объединение содержательных компонентов образовательных областей. Объединение, проникновение одной области в другую, их взаимообогащение реализуется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, в самостоятельной деятельности детей как в условиях ДОУ, так и в семье. Представленные педагогические условия отражают совокупность мер, обеспечивающих эффективность модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Во второй главе «Экспериментальная работа по реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста» описывается структура и содержание педагогического эксперимента, представлен анализ и дана оценка его результатов.
Целью экспериментальной работы являлась апробация модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципальных детских образовательных учреждений № 304, 84, 93 г. Челябинска. Экспериментом было охвачено 103 ребенка раннего возраста, 63 родителя. Для адекватного оценивания эффективности модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста были определены соответствующие критерии, показатели и уровни.
Эффективность взаимодействия семьи и ДОУ определялась на основе следующих показателей: ценностное отношение к музыкальному развитию детей раннего возраста (понимание родителями значения музыкально-интонационного развития детей, отношение к необходимости организации процесса музыкально-интонационного развития ребенка в ДОУ и семье), компетентность родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития детей (владение знаниям и практическими умениями в области музыкально-интонационного развития детей раннего возраста), активность в совместной деятельности (степень участия в проведении игровых проектов, совместных досуговых мероприятий).
Музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста оценивалось по следующим показателям: звуковысотный музыкальный слух
(звуковысотное различение и звуковысотное воспроизведение музыкальной фразы), интонационно-образное восприятие (умения соотносить интонационные характеристики музыкальных образов с визуальными изображениями и игровыми действиями), музыкально-художественная и продуктивная деятельность (умения воплощать музыкальный образ во всех видах музыкальной и продуктивной деятельности детей).
С целью проверки рабочей гипотезы эксперимента применялись следующие методы вариационной статистики: статистическая оценка качественных различий между контрольной и экспериментальной группами при помощи критерия х2 Пирсона и точного критерия Фишера, оценка статистических взаимосвязей между изученными параметрами при помощи непараметрического (по Кэнделлу и Спирмену) корреляционного анализа. Данные подвергались статистической обработке на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ SPSS.
На констатирующем этапе экспериментальной работы нами были получены данные, свидетельствующие о том, что лишь чуть больше половины родителей (53%) заинтересованы в развитии музыкальности своего ребенка и рассматривают музыку как важнейшее средство, позволяющее проявиться природным способностям и задаткам малышей, как основу для становления творческой личности во всех проявлениях; 47% не видят особой необходимости в организации процесса музыкально-интонационного развития ребенка в ДОУ и семье. У 87% родителей выявлен минимальный уровень владения знаниям и практическими умениями в области музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; лишь треть родителей продемонстрировали желание и возможности участия в совместной с детьми музыкально-творческой деятельности.
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы позволил также сделать вывод о том, что соотношение детей с оптимальным уровнем музыкально-интонационного развития в экспериментальной и контрольной группах не имело значимых различий. Так, оптимальный уровень звуковысотного различения и воспроизведения продемонстрировали только двое детей как в ЭГ (7,1%), так и в КГ (7,2%), а самостоятельно подобрать соответствующее характеру музыки изображение и игровое действие смогли лишь восемь малышей ЭГ (21,4%) и семь - КГ (14,3%). В музыкально-художественной деятельности умение воплощать музыкальный образ в пении, движении, игре на музыкальных инструментах продемонстрировали только 10,7% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе; в
продуктивной деятельности воссоздать музыкальный образ в рисовании и лепке смогли 17,9% детей ЭГ и 39,4% - КГ.
Формирующий этап эксперимента протекал в естественных условиях, не нарушая хода образовательного процесса детского сада. В контрольной группе музыкальное развитие детей раннего возраста осуществлялось в соответствии с традиционными программными требованиями (Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
В экспериментальной группе работа с родителями по музыкально-интонационному развитию детей осуществлялась в последовательности трех этапов. Информационно-аналитический этап предполагал проведение анкетирования родителей с целью выявления уровня их компетентности в вопросах музыкального развития детей с последующим анализом полученной информации. Второй этап предполагал проведение консультаций для родителей на тему «Индивидуальные и возрастные особенности музыкально-интонационного развития ребёнка», родительских собраний на тему «Развиваем музыкально-интонационные способности детей»; разработку и ознакомление родителей с рекомендациями по развитию музыкально-интонационных способностей дегей раннего возраста в семье.
Этап вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность предполагал участие родителей в детско-родительских группах. Интегрированный образовательный процесс объединял в игровых проектах различные виды детской музыкально-художественной (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическое движение) и продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), чтение художественной литературы (слушание доступных по содержанию стихов, сказок, рассказов), сопровождение речью игровых действий. Взрослые участники процесса сопровождения - родители и педагог - моделировали и реализовывали ситуации взаимодействия ребенка с музыкально-развивающей средой, организованной по типу сюжетных мини-центров, включающих музыкальные аудио и видео записи, детские музыкальные игрушки и инструменты для элементарного музицирования, игровые атрибуты, соответствующие музыкальным образам, музыкально-дидактические игры, элементы и материалы нетрадиционных техник изображения (пальчиковой живописи, кляксографии, ниткографии, изображения с использованием набрызга красок, поролоновых рисунков, обрывной аппликации, аппликации из мятой бумаги, ваты, ткани и т.п.). Этап вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность предполагал также участие родителей в совместных досуговых мероприятиях. Эмоционально значимыми для ребенка, творчески насыщенными игровыми мероприятиями,
организованными при участии родителей, являлись праздники и досуговые развлечения, поводившиеся в форме кукольных спектаклей, игр-забав, театрализованных представлений, музыкальных сказок, физкультурных игр.
В качестве вариативного дополнительного компонента основной образовательной программы в детско-родительских группах и группах ДОУ внедрялась авторская «Программа раннего музыкально-интонационного развития», разработанная на основе теоретических концепций выдающихся педагогов, психологов в области раннего развития детей (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.М. Аскарина, Л.Н. Галигузова), экспериментальных данных по развитию музыкального восприятия и исследованию его свойств у детей раннего возраста (С.Н. Беляева-Экземплярская, К.В. Тарасова, H.A. Ветлугина) с учетом современных представлений музыковедения о коммуникативной природе музыкального искусства (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Д.К. Кирнарская). Данная программа опирается на принципы продуктивности музыкального развития дошкольников и деятельностного отражения музыкальных образов; синкретичное™ и полимодальности; архетипичности и интонационно-образной коммуникации. «Программа раннего музыкально-интонационного развития», содержательную основу которой составляют музыкально-интонационные комплексы, строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей раннего возраста и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривая решение программных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка в адекватных для раннего возраста формах работы с малышами.
Анализ эффективности взаимодействия семьи и ДОУ показал, что в ходе реализация модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста родители ЭГ в два раза чаще признавали значение музыкально-интонационного развития детей, считая необходимым процесс организации музыкально-интонационного развития ребенка в ДОУ и семье. Положительная динамика отмечена и в показателях компетентности родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития детей: 67% родителей стали стремиться организовывать музыкальную деятельность детей дома, развивать их эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к музыкальной деятельности. Показателем роста активности родителей в совместной деятельности явилось улучшение посещаемости детско-родительских групп, стремление родителей к сотрудничеству с педагогом в процессе подготовки и проведения игровых проектов, активностью
в проведении совместных досуговых мероприятий.
Итоговые результаты экспериментальной работы также свидетельствуют о статистически значимом увеличении числа детей ЭГ с оптимальным уровнем музыкально-интонационного развития. Так, количество малышей ЭГ, имеющих оптимальный уровень развития звуковысотного музыкального слуха и интонационно-образного восприятия увеличилось более чем в 2 раза. Количество детей, продемонстрировавших оптимальный уровень развития музыкально-художественной деятельности, увеличилось на 39,3%, а количество детей, продемонстрировавших оптимальный уровень развития продуктивной деятельности, увеличилось на 35,1%. В КГ число детей с оптимальным уровнем развития музыкально-интонационного слуха и интонационно-образного восприятия не изменилось, а количество детей, продемонстрировавших оптимальный уровень развития продуктивной деятельности, увеличилось лишь на 3,4% (табл.2).
Таблица 2 - Динамика показателей музыкально-интонационного развития ___ детей в ЭГ и КГ
Экспериментальная Контрольная
Показатели Уровни группа (% детей) группа (% детей)
До После До После
(N=28) (N=28) (N=28) (N=28)
Звуковысотный Оптимальный 7,1 14,3» 7,2 7,2
Допустимый 17,9 75* 64,3 67,8
Минимальный 75 10,7* 28,5 25
Интонационно- Оптимальный 21,4 50* 14,3 14,3
образное Допустимый 60,7 42,9* 71,4 71,4
восприятие Минимальный 17,9 7,1* 14,3 14,3
Музыкально- Оптимальный 10,7 50* 10,7 3,6
художественная Допустимый 46,4 50 75 92,8
деятельность Минимальный 42,9 — 14,3 3,6
Продуктивная деятельность Оптимальный 17,9 53* 39,4 42,8
Допустимый 35,7 39,4 35,7 42,8
Минимальный 46,4 7,1* 24,9 14,4
«*» отражает статистически значимые различия между изученными группами по критерию Манна-Уитни при критическом уровне значимости Р<0,05.
Полученные результаты подтверждают первоначально выдвинутую гипотезу об эффективности модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. В ходе проведенного эксперимента нами также была выявлена взаимосвязь ряда
23
показателей эмоционального и социального благополучия малышей и различных компонентов раннего музыкально-интонационного развития детей, позволяющая рассматривать раннее музыкально-интонационное развитие как универсальный личностно-развивающий процесс.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результаты, изложены основные выводы:
1. Историография проблемы, представленная четырьмя этапами, позволила представить тенденции развития и подходы к решению проблемы семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста в разные исторические периоды, определить траекторию и перспективное направление дальнейшего научного поиска.
2. Семейно-ориентированным сопровождением музыкально-интонационного развития детей раннего возраста является процесс педагогического взаимодействия педагога (музыкального руководителя) дошкольного учреждения и семьи, предусматривающий повышение компетентности родителей в вопросах раннего музыкально-интонационного развития и создание условий для становления способностей детей раннего возраста воспринимать музыку на интонационно-образном уровне как основы практической музыкально-художественной деятельности малышей. Раннее музыкально-интонационное развитие представляет собой процесс активного освоения детьми раннего возраста коммуникативного, архетипического интонационно-образного слоя музыки в музыкально-художественных и продуктивных видах деятельности.
3. Модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста включает четыре взаимосвязанных блока: целевой — определяющий цель музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, теоретико-методологический - обеспечивающий обоснование научно-методологических подходов (деятельностного, интегративного и интонационного) и принципов (дифференцированной работы с семьей по музыкально-интонационному развитию детей раннего возраста, целостности педагогического процесса, активности и открытости форм общения детей и взрослых) к организации процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей; содержательно-технологический — представляющий основные направления деятельности, формы, методы и этапы организации процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, критериально-оценочный — описывающий ожидаемые результаты реализации модели семейно-
ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
4. Педагогическими условиями реализации модели являются: использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве образно-смысловых коммуникативных архетипов интонационных единиц музыкального языка; обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей).
Результаты экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Полученные в ходе исследования данные позволяют также говорить об универсальности музыкально-развивающего процесса, помогающего позитивно настроить детей на общение с окружающим миром. Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкально-интонационного развития является актуальным и перспективным направлением дошкольного образовательного процесса, соответствующим стратегии развития дошкольного образования в контексте современных требований.
Таким образом, основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают основание считать, что цель и задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотеза подтверждена. Полученные экспериментальные данные явились достоверным подтверждением эффективности модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста. Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает всех проблем. Исследование может быть продолжено дальнейшей разработкой методико-технологических оснований раннего музыкально-интонационного развития детей, совершенствования диагностических процедур оценивания уровня музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МО и Н РФ:
1. Ногина, O.A. Музыкально-интонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей / Е.Ю. Волчегорская, O.A. Ногина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №10. - С. 36-40. (0,5/ 0,25 п.л.)
2. Ногина, O.A. Раннее музыкально-интонационное развитие младших дошкольников как предиктор продуктивной деятельности детей / O.A. Ногина // В мире научных открытий. - 2010. - №62 (12). - С.148-150. (0,3 п.л.)
3. Ногина, O.A. Раннее музыкально-интонационное развитие: ключ к формированию креативности младших дошкольников / ЕЛО. Волчегорская, O.A. Ногина И Искусство и образование. - 2011. - №5. - С. 49-54. (0,5/ 0,25 п.л.)
4. Ногина, O.A. Качество жизни и раннее музыкальное развитие дошкольников / Е.Ю. Волчегорская, O.A. Ногина // Дошкольное воспитание. -2012. - №4. - С. 115-119. (0,5/ 0,25 п.л.)
5. Ногина, O.A. Музыкально-творческое развитие детей предцошкольного возраста / Е.Ю. Волчегорская, O.A. Ногина // В мире научных открытий. - 2012. — №5 (29). - С. 39-54. (0,6/0,3 п.л.)
6. Ногина, O.A. Теоретические и методические аспекты музыкально-интонационного развития детей раннего возраста/ Е.Ю. Волчегорская, O.A. Ногина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №8. - С. 82-87. (0,6/0,3 п.л.)
Статьи в научных журналах, вестниках, сборниках научных трудов и тезисы докладов:
7. Ногина, O.A. Особенности музыкально-интонационного развития детей младшего дошкольного возраста / O.A. Ногина // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании : сб. ст. Регион, науч.-практ. конф. (2324 апр. 2010 г.). - Тобольск : Изд-во ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2010. - С. 7678. (0,1 п.л.)
8. Ногина, O.A. Продуктивная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста / O.A. Ногина // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты развития дошкольника в мире информационной культуры : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (11-12 марта 2010 г.). - Челябинск, 2010. - С. 140-144. (0,3 п.л.)
9. Ногина, O.A. Продуктивная деятельность как фактор преемственности в образовательной системе «Школа 2100» (на примере художественно-эстетического курса «синтез искусств») / O.A. Ногина //Реализация стандартов второго поколения в развивающей образовательной системе «Школа 2100» : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (29-30 марта 2010 г.). - Москва; Челябинск, 2010. - С. 82-88. (0,3 п.л.)
10. Ногина, O.A. Музыкальная одаренность дошкольников / O.A. Ногина // Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. (7-8 окт. 2010 г.). - Челябинск, 2010. - С. 185-188. (0,2 п.л.)
11. Ногина, O.A. Продуктивная деятельность детей в современном образовательном процессе / O.A. Ногина // Научные проблемы образования
26
третьего тысячелетия: Сборник трудов молодых ученых. - Самара, 2011. -Вып.4 : По материалам Всероссийской конференции с международным участием. - С.72-77. (0,3 п.л.)
12. Ногина, O.A. Раннее музыкально-интонационное развитие детей дошкольного возраста / O.A. Ногина // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур : сб. тез. докл -Челябинск, 2010. - С. 219-221. (0,1 пл.)
13. Ногина, O.A. Особенности музыкальной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста в ДОУ/ OA. Ногина И Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ : материалы IX междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2011. - С 174-177 (0,2 пл.)
14. Ногина, O.A. Специфика ранней музыхальной одаренности / OA. Ногина // Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития : материалы меэвдунар. науч.-практ, конф. (17-18 окт. 2011г.). - Челябинск, 2011. - С 128131. (0,2 п.л.)
15. Ногина, ОЛ. Раннее музыкальное развитие дошкольников: исторический анализ проблемы/ O.A. Ногина // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник трудов молодых ученых. - Самара, 2011. -Вып.5 : По материалам Всероссийской конференции с международным участием. - C.146-I49. (0,3 п.л.)
16. Ногина, O.A. Архетинический подход в музыкальном развитии детей раннего возраста/ Е.Ю. Волчегорская, O.A. Ногина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (5-6 марта 2013 г.). - Прага, 2013. - С. 88-91. (0,3/0,15 пл.)
17. Ногина, O.A. Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста/ O.A. Ногина //Проблемы развития личности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (15-16 ноября 2013 г.). - Прага, 2013. - С. 88-90. (0,1 п.л).
Учебно-методическое пособие:
18. Ногина, O.A. Семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста/ O.A. Ногина. - Челябинск • Изд-во ЧГПУ. - 2014. -115 с. (4,5 пл.)
Подписано в печать 22.01.2014г. Тираж 100 экз. Заказ J6 397. От. в тип. «Искра-Профи» 454080, Г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 42. Тел.: 230-57-70.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ногина, Ольга Анатольевна, Челябинск
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»
СЕМЕЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
На правах рукописи
[ Г! 6
НОГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Волчегорская Евгения Юрьевна
Челябинск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
1.1. Семейно-ориентированное сопровождение музыкально- 16 интонационного развития детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема
1.2. Сущность семейно-ориентированного сопровождения 39 музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
1.3. Модель семейно-ориентированного сопровождения 65 музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
1.4. Условия реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
Выводы по первой главе 110
Глава II. Экспериментальная работа по реализации модели семейно-ориентированного сопровождения
музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
2.1. Цели, задачи и содержание экспериментальной работы 114 по реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
2.2. Реализация модели семейно-ориентированного 141 сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по 179 реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста
Выводы по второй главе 192
Заключение 198
Список литературы 205
Приложение 1 236
Приложение 2 242
Приложение 3 257
Введение
Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация в российском обществе начала XXI века характеризуется интенсивным процессом обновления системы дошкольного образования, который обусловлен реализацией новой педагогической парадигмы, ориентированной на развитие ребенка как индивидуального, саморазвивающегося субъекта, способного получать и применять знания в разных формах деятельности, полноценно раскрывая свой личностный потенциал. Изменение направленности современного дошкольного образования влечет за собой изменение взаимоотношений участников развивающего процесса, исключения «субъект-объектного» характера образовательной деятельности, где ребенок выполняет пассивную роль объекта педагогического воздействия. Нацеленность на целостное и гармоничное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями предопределяет организацию образовательного процесса как деятельности, в которой тесно переплетаются интересы педагогов, родителей, специалистов, что позволяет выстраивать единые стратегические линии раскрытия внутреннего потенциала ребенка, обеспечения условий его саморазвития.
Стержневым системным обновлением в модернизации системы
дошкольного образования, согласно Федеральному государственному
стандарту дошкольного образования, является содержание образовательного
процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение
ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, прежде
всего, на развитие интегративных личностных качеств детей, поддержание у
них специфической познавательной мотивации, обязательным условием
которой является возможность использовать, применять полученные знания
в активной практической деятельности. Среди выделенных в Федеральном
государственном стандарте основных видов деятельности особую
з
значимость в раннем возрасте приобретает музыкально-художественная деятельность. Ее специфика помогает проявить ребенку такие качества, как повышенная эмоциональность, образность, двигательная и слухомоторная активность, креативность, которые заложены в природе малышей. Это позволяет определить музыкальную деятельность как наиболее естественную и доступную для детей, начиная с самого раннего возраста. При этом музыка как своеобразная форма взаимодействия ребенка с внешним миром является одним из способов познания окружающего мира и самого себя, средством, расширяющим и углубляющим возможности ориентировки и успешных действий детей в многообразных условиях внешней среды.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
определяется важностью периода дошкольного детства, являющегося
наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь
развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и
творческому самовыражению. Отечественная практика и многочисленные
исследования в разных странах мира показывают результативность
социально-экономической поддержки, инвестиционных вложений в раннее
детское развитие и дошкольное образование с точки зрения долгосрочных
социальных и образовательных эффектов. Так, в проекте современной
модели образования на период до 2020 года выделена задача - создание
системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей.
При этом значимая роль в решение этой задачи отводится семье:
пространство семьи оценивается как важнейший ресурс для всестороннего
развития детей с раннего возраста и является одним из компонентов
современной системы раннего развития детей, способствующим реализации
стратегической цели государственной политики в области образования -
повышения качества образования, соответствующего современным
потребностям общества. Актуальность вовлечения родителей в
образовательное пространство детского сада, обучения их навыкам
4
совместной деятельности с детьми зафиксирована в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, определяющим построение взаимодействия с семьями воспитанников в качестве одного из необходимых психолого-педагогических условий успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и его семейно-ориентированного сопровождения продиктована тем, что, несмотря на ряд исследований, посвященных музыкальному развитию в первые годы жизни ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.В. Горшкова, Р.В. Огаджанян, К.В. Тарасова, Т.К. Мухина, Т.В. Ендовицкая, Т.А. Репина, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.), освещающих основные аспекты музыкального воспитания и развития детей в семье (О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, Н.В. Карташев, Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина и др.) вопросы теоретического обоснования раннего музыкально-интонационного развития детей, его семейно-ориентированного сопровождения еще недостаточно разработаны.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью создания научно обоснованного методического обеспечения процесса семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
В ходе анализа состояния изученности проблем семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста выявлены следующие противоречия:
- между объективной потребностью современного общества в воспитании творчески активной личности ребенка с раннего детства и ограниченным использованием в образовательной практике ДОУ и семьи потенциальных возможностей музыкального искусства как универсального
средства, позволяющего пробудить творческие силы ребёнка;
5
- между общепризнанной эффективностью процесса музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и недостаточностью обоснованных научно-теоретических изысканий, касающихся механизмов его осуществления, соответствующих возрастным особенностям детей раннего возраста в условиях взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи;
- между необходимостью организации семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и отсутствием методического обеспечения данного процесса, реализуемого на основе сотрудничества педагогов ДОУ и родителей.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и педагогические условия ее эффективного функционирования.
Объект исследования - процесс организации семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - педагогические условия успешного функционирования модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Гипотеза исследования включает в себя ряд предположений:
1. В основу семейно-ориентированного сопровождения
музыкально-интонационного развития детей раннего возраста положена
структурно-содержательная модель, спроектированная на основе
деятельностного, интегративного и интонационного подходов и принципов
(дифференцированной работы с семьей по музыкально-интонационному
развитию детей раннего возраста, целостности педагогического процесса,
активности и открытости форм общения детей и взрослых), обеспечивающая
реализацию ведущих тенденций современного дошкольного образования.
б
2. Модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста отражает взаимосвязь структурных составляющих: целевого, теоретико-методологического, содержательно-технологического и критериально-оценочного блоков. Спецификой модели является акцент на повышении компетентности родителей в вопросах музыкально-интонационного развития детей раннего возраста и вовлечение родителей в музыкально-развивающий процесс.
3. В рамках модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста реализованы следующие педагогические условия: использование в процессе музыкально-художественной деятельности в детских и детско-родительских группах музыкально-интонационных комплексов, выступающих в качестве коммуникативно-архетипических интонационных единиц музыкального языка; обогащение музыкально-развивающей среды ДОУ и семьи компонентами продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации), способствующее многомерному восприятию и отображению музыкальных образов; интеграция образовательных областей дошкольного образования (художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие детей), обеспечивающая полноту реализации индивидуальных музыкально-творческих способностей ребенка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, выявить теоретико-методологические подходы к ее исследованию;
2) уточнить понятие «семейно-ориентированное сопровождение музыкально-интонационного развития детей раннего возраста», дать определение понятия «музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста»;
3) теоретически обосновать возможность и значимость семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста;
4) экспериментально проверить педагогические условия реализации модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста.
Методологическую основу исследования составляют: теории деятельности и развития (J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец,
A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); идеи интеграции в системе дошкольного образования (Т.Г. Казакова, С.П. Козырева, Т.С. Комарова, Г.К. Новикова, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова); концепции педагогического сопровождения (A.A. Деркач, Г. Бардиер, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, A.A. Майер, И.Х. Ромазан, Т.В. Чередникова, Т.Г. Яничева), идеи о роли семьи в музыкальном воспитании и образовании ребенка (O.E. Замошина, О.Л. Латышев, Н.В. Карташев, Л.М. Кашапова,); теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, И.Г. Галянт, Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, 3. Кодай, К. Орф, О.П. Радынова); психолого-педагогические концепции развития детей раннего возраста (Н.М. Аскарина, Л.Н. Галигузова, Л.Н. Обухова), концепции продуктивной деятельности детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, H.H. Поддьяков, Б.В. Хозиев, A.B. Хуторской); теории музыкального восприятия (Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский
B.Д, Остроменский, Г.А. Орлов, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов); теория музыкальной интонации (Б.В. Асафьев, М.Г. Арановский, М.Ш. Бонфельд, А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский).
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция
Российской Федерации (принята 12.12.1993г.); Закон «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-Ф3) Статья 64. "Дошкольное
образование», Национальная доктрина образования в Российской Федерации
8
на период до 2025 г., Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МО и Н РФ от 17.10.2013 г. № 1155), «Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (приказ МО и Н РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
Методы исследования: теоретические (анализ нормативно-правовых документов; историко-педагогический, теоретико-методологический, понятийно-терминологический анализ; анализ и обобщение результатов эксперимента), эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование), методы обработки и интерпретации данных.
Экспериментальная база. Эксперимент проводился на базе муниципальных детских образовательных учреждений № 304, 84, 93 г. Челябинска. В экспериментальной работе были задействованы 103 ребенка в возрасте 2-3-х лет, 63 родителя.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2009-2013 гг. и состояло из трех этапов.
На первом этапе - констатирующем (2009-2010 гг.) - была организована работа в трех направлениях: во-первых, проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая, философско-эстетическая, музыковедческая литература по исследуемой проблеме; определены ведущие позиции и методологические положения исследования; сформулированы цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, задачи и методы исследования; во-вторых, разработана программа и инструментарий для проведения констатирующего и формирующего этапа эксперимента; в-третьих, определены исходные уровни взаимодействия семьи и ДОУ, музыкально-интонационного развития детей раннего возраста в ДОУ № 304, 84, 93.
На втором этапе - формирующем (2010-2012 гг.) - проводилась
апробация разработанной модели семейно-ориентированного сопровождения
музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, включающей
9
музыкально-художественную деятельность детей в ДОУ и работу с родителями по музыкально-интонационному развитию детей.
На третьем этапе - обобщающем (2012-2013 гг.) - определялась эффективность модели семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста; проводилась обработка, анализ, обобщение результатов экспериментальной работы с использованием методов математической статистики, осуществлялась их теоретическая интерпретация; формулировались выводы по итогам результатов исследования, оформлялся материал диссертационного исследования; разрабатывался методический материал.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. На основе деятельностного, интегративного и интонационного подходов спроектирована модель семейно-ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития детей раннего возраста, включающая целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и критериально-оценочный блоки, обеспечивающая эффективное взаимодействие родителей и педагога ДОУ, направленное на создание благоприятных условий музыкально-интонационного развития в период раннего детства.
2. Определены и экспериментально доказаны педагогические
условия эффективного функционирования модели семейно-
ориентированного сопровождения музыкально-интонационного развития
детей раннего возраста: использование в процессе музыкально-
художественной деятельно�