автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся
- Автор научной работы
- Забелина, Елена Ивановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Орел
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Забелина, Елена Ивановна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Теоретические основы детского творчества ур в процессе факультативных занятий по изобразительному искусству
§ 1. Графические упражнения как эффективный вид художественно-творческой деятельности детей.
§2. Теоретические основы экспериментального исследования и его организация.
Выводы по материалам I главы.
ГЛАВА II. Система графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству общеобразовательной школы. щ
§ 1. Общие положения системы графических упражнений и общее тематическое планирование факультативных фь занятий по декоративной графике.;.
§2. Роль и содержание вспомогательных графических упражнений в общей системе творческого развития учащихся.
§3. Роль и содержание обучающих графических упражнений в общей системе творческого развития учащихся.
§4. Роль и содержание блока развивающих графических упражнений в системе факультативных занятий по изобразительному искусству.
§5. Методика экспериментального исследования, тестирование и критерии оценки.
Выводы по материалам II главы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся"
Решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества выдвигает новые требования в использовании такого эффективного средства творческого развития учащихся, каким являются занятия изобразительным искусством.
В настоящее время общеобразовательная школа переживает время значительных преобразований, так как перестройка политической и экономической жизни страны коснулась всех сфер государственного устройства, в том числе и образовательной системы. Прежде всего, изменился v государственный заказ" для общеобразовательных школ: стране стали нужны не "винтики" и "колесики" для огромной государственной машины, приученные работать только по инструкции, спущенной "сверху", а люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения, готовые выжить в современных условиях рыночной экономики. И если раньше достаточно было сформировать "всесторонне развитую личность", то теперь это должна быть "всесторонне развитая личность, склонная к инициативному творческому самопроявлению". Дополнение весьма существенное, так как предполагает формирование творческой личности. Поэтому современная массовая школа пошла по пути внедрения развивающих программ, основной целью которых стало развитие различных способностей у детей, в том числе и творческих. В свете этой проблемы становится ясно, какое важное значение приобретает предмет изобразительного искусства в общеобразовательной школе, так как именно эти уроки должны стать реальной возможностью приобщения детей к миру художественного творчества и способствовать развитию их творческого мышления.
Гуманизация образования, повышение требований к предметам эстетического цикла, интерес со стороны родителей, ответственность за подрастающее поколение - все это заставляет учителей изобразительного искусства искать новые средства и формы активизации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в условиях общеобразовательной школы прийти к решению сложнейших учебно-воспитательных задач можно лишь через сознательную творческую деятельность учащихся.
В развитии творческих способностей каждого ребенка заключён творческий потенциал всего нашего общества. В настоящее время творчество не является уделом только лишь ученых и людей искусства. Творческим мышлением должен обладать любой человек, независимо от его профессии. Творчество, в какой бы отрасли оно не применялось дает человеку радость открытия, интерес к окружающему миру, делает его жизнь многогранной и увлекательной.
Человек, обладающий творческим мышлением, всегда найдет применение своим способностям и сделает радостнее не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей. Творческие люди постоянно находятся в состоянии поиска, постоянно не удовлетворены результатами своего труда, постоянно имеют потребность в самосовершенствовании и самообразовании. Современное общество испытывает потребность именно в таких людях. Поэтому развитие творческих способностей у учащихся общеобразовательных школ можно назвать задачей государственного значения, так как данная школа, являясь обязательной (всеобщее обязательное среднее образование), охватывает практически все население страны в возрасте от 7 до 15-17 лет, то есть в тот самый период жизни человека, когда формируются основные качества будущей личности и, естественно, оказывает большое влияние на этот процесс. Поэтому, на наш взгляд, проблема творческого развития учащихся в настоящее время очень актуальна.
Для формирования творческой личности, соответствующей нынешним изменившимся условиям нашей действительности необходимо использовать все резервы, заключенные в потенциале занятий изобразительным искусством. Поскольку один час в неделю ныне действующего учебного плана по изобразительному искусству слишком малая возможность для воздействия на личность школьника, надо со всем вниманием отнестись к различным формам внеурочных занятий, в том числе и к факультативным.
Факультативные занятия позволяют не только удовлетворить индивидуальные склонности учащихся, проявляющих особый интерес к изобразительной деятельности, но, главное, они при соответствующем содержании могут способствовать творческому развитию всех учащихся, даже тех, кто равнодушен к рисунку и живописи.
Вопросам эффективности учебно-воспитательной работы с детьми на факультативных занятиях по изобразительному искусству уделяется определенное внимание. Ведется поиск наиболее действенных методов проведения занятий, совершенствуется содержание, разрабатываются конкретные программы. Но все же научным исследованиям, связанным с факультативными занятиями в области изобразительного искусства уделяется более скромное внимание, чем содержанию и методике учебно-воспитательной работы с детьми в условиях классно-урочной системы. На наш взгляд, резерв факультативных занятий еще далеко не исчерпан.
Чтобы использовать этот потенциал, в своем исследовании мы разрабатывали такие графические упражнения, которые могут стать специфическими именно для факультативов по изобразительному искусству и повысят их учебно-воспитательные возможности.
Мы полагаем, что применительно к факультативам возможно использование определенной системы графических упражнений (мы выделили их в своеобразное направление в детском художественном творчестве и назвали "Декоративная графика"), соответствующих возрастным особенностям и потребностям детей. Наибольший эффект в творческом развитии учащихся на факультативных занятиях, мы полагаем, может дать использование упражнений, где содержится своеобразная связь игры и художественного творчества. Ведь известно, что игровые приемы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности.
Поскольку в программах факультативных курсов по изобразительному искусству, как правило, указывается только общий объем знаний и навыков, а конкретную тематику и последовательность прохождения учебных заданий во многом определяет сам учитель, здесь есть широкое поле деятельности для научных разработок, поисков в области содержания применительно к определенным региональным условиям и к возрастным группам учащихся.
Основополагающее значение для нашего исследования имели труды в области обучающей педагогики таких ученых как В.И.Андреев, С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.К.Дьяченко, Л.Ф.Колесников, И.Я.Лернер, Э.М.Моносзон, А.И.Пискунов, М.Н.Скаткин, В.А.Сластёнин, А.А.Смирнов и другие.
Мы опирались на исследования в области обучающей и возрастной психологии Б.Г.Ананиева, Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Е.И.Игнатьева, В.А.Крутецкого, В.С.Кузина, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Д.В.Эльконина, П.Я.Якобсона и других.
В области изучения методики, преподавания и содержания изобразительного искусства как в условиях классно-урочной системы, так и на факультативных занятиях мы обращались к трудам А.Д.Алехина, Г.В.Беды, Н.С.Боголюбова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Б.М.Неменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Б.П.Юсова и других.
Развитию творческих способностей учащихся и активизации самого творческого процесса посвящены диссертационные исследования Боголюбова Н.С., Васильева А.И., Васильевой Т.А., Гановой Т.В., ДудинойН.А., Игнатьевой А.В., Ладыгиной Е.В., Малкова В.И., Кликуновой Е.В., Харламовой Л.А. и других, которые рассматривали проблему использования художественных материалов в работе с учащимися различных возрастных групп на уроках изобразительного искусства и в системе дополнительного образования.
В исследованиях изобразительного творчества младших школьников (А.А. Кирилло, К. Дитмар, И.П. Глинская, И.Л. Голованова и другие) изобразительные материалы и техники рассматриваются с точки зрения разнообразия способов их использования в процессе изобразительной деятельности.
Исследование вопросов работы с различными графическими материалами в контексте повышения качественного уровня детских работ встречается крайне редко, на что указывали Н.П. Сакулина, Э.Э. Пурик, С.А. Пацуков.
Трудно переоценить влияние графической; изобразительной деятельности на развитие творческой активности учащихся, а также на формирование таких необходимых и важных личностных черт, как трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Проблема творческого развития и активизации изобразительной деятельности младших школьников в процессе работы с различными графическими материалами, наиболее полно раскрыта в диссертационном исследовании С.А. Евтых. Однако, результаты исследований по использованию выразительных возможностей нетрадиционных, недорогих и недефицитных материалов таких как шариковая и капиллярная ручки в условиях средней школы со старшими школьниками, еще не нашли должного отражения в литературе по методике преподавания изобразительного искусства.
Во всех ныне существующих программах по изобразительному искусству (B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Н.М. Сокольниковой) включены упражнения с использованием различных графических материалов. Следует отметить высокий интерес к таким заданиям и учащихся, и преподавателей.
Постоянно растет число преподавателей средних школ, активно использующих в своей практической работе с детьми не только различные графические материалы и техники, но и различные направления графического искусства. Наиболее популярным в настоящее время становится декоративное направление. Это связано с недавно начавшимся бурным развитием дизайнерского искусства и связанных с ним отраслей (интерьер, мода, реклама и других).
Большая работа в этом направлении проделана педагогами-архитекторами И. Абаевой и О. Бармаш, которые создали в Москве студию детского архитектурно-художественного творчества (АХТ) при Центральной Доме архитектора. В основе разработанного ими интегративного курса АХТ с различными предметами общеобразовательной школы лежит декоративный подход с применением черно-белой и цветной графики.
Большой интерес представляет для данного исследования представляет работа А.И. Васильева как педагога-практика с учащимися 201 московской школы по возрождению народных традиций лубковой графики, которую с полным основанием можно считать первоисточником декоративного направления графического искусства в нашей стране.
Изучение научно-методических материалов в области творческого развития учащихся средствами изобразительного искусства показало, что в данном направлении накоплен значительный опыт, в том числе и с использованием факультативных занятий.
Проблема исследования: каковы педагогические условия и методические пути творческого развития учащихся на факультативных занятиях по изобразительному искусству?
Мы остановили свой выбор на факультативных занятиях по изобразительному искусству с учащимися 7-х классов. Этому выбору способствовал ряд причин, о которых будет сказано далее.
Целью исследования был поиск путей и средств повышения эффективности творческого развития учащихся с использованием системы графических упражнений на занятиях по изобразительному искусству.
Объектом исследования является та область педагогической деятельности, которая обращена к творчеству учащихся на занятиях по изобразительному искусству.
Предметом исследования является содержание факультативных занятий по изобразительному искусству, наиболее эффективно влияющее на творческое развитие учащихся.
Гипотеза исследования заключает в себе предположение, что творческое развитие учащихся в общеобразовательных учреждениях может быть существенно повышено, если:
- продуктивнее использовать учебно-воспитательные возможности факультативных занятий по изобразительному искусству;
- разработать для таких занятий специальную систему графических упражнений с учетом возрастных особенностей и возможностей детей;
- активно использовать в работе с детьми своеобразное направление в их художественно-творческой деятельности, названное нами "Декоративная графика".
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
1. Обобщить и проанализировать педагогический опыт проведения факультативных занятий по изобразительному искусству; изучить материалы, связанные с разработками содержания таких занятии в общеобразовательных школах;
2. Определить место и роль графических упражнений по декоративной графике в системе творческого развития учащихся на факультативных занятиях;
3. Разработать специфическое содержание и конкретную тематику графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству;
4. Опираясь на результаты исследований, предложить научно-обоснованную систему графических упражнений, активно способствующих творческому развитию учащихся в условиях школьного факультатива;
5. Апробировать в экспериментальных условиях эффективность разработанной системы графических упражнений.
В ходе исследования были применены следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- анализ учебных программ факультативных занятий по изобразительному искусству;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- беседы, анкетирование учащихся и учителей общеобразовательных учреждений;
- педагогические наблюдения;
- проведение педагогического эксперимента ;
- анализ и обработка результатов творческой деятельности детей и материалов эксперимента.
В рамках проводимого исследования изучались различные возрастные группы детей. При этом мы опирались на достижения детской, педагогической и общей психологии. Это дало нам возможность предложить систему графических упражнений как средства творческого развития учащихся седьмых классов на факультативных занятиях по изобразительному искусству.
Этапы исследования:
Данной проблемой автор занимался на протяжении девяти лет с 1991 по 1999 годы.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа. I этап (19911993гг.) шло изучение состояния использования факультативных занятий по изобразительному искусству в учебно-воспитательной работе с детьми.
На II этапе (1993-1995гг.) проводились экспериментальные занятия, и осуществлялась поисковая работа по различным аспектам исследуемой проблемы для выявления потенциальных возможностей разрабатываемых содержания и тематики графических упражнений в творческом развитии учащихся на факультативных занятиях.
На III этапе (1995-1999гг.) шло уточнение и экспериментальная апробация содержания предложенной системы графических упражнений для использования на факультативных занятиях по изобразительному искусству с целью повышения эффективности творческого развития учащихся.
Эксперимент проводился на базе общеобразовательных учреждений г. Орла.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяется тем, что:
- предложены принципиально новые подходы к разработке содержания факультативных занятий по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей, возможностей и потребностей школьников;
- разработана и предложена система графических упражнений для факультативных занятий по изобразительному искусству, активно влияющая на творческое развитие учащихся;
- выявлены потенциальные возможности факультативных занятий по изобразительному искусству в деле повышения эффективности процесса творческого развития учащихся;
- теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость использования определенной системы графических упражнений в целях повышения уровня творческого развития учащихся на факультативных занятиях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной системы графических упражнений, направленных на повышение эффективности творческого развития учащихся и применении ее в условиях факультативных занятий общеобразовательных школ; в создании программы факультативных занятий по изобразительному искусству для учащихся седьмых классов общеобразовательных школ.
Разработанные и опубликованные автором материалы научных исследований могут быть использованы на факультативных занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательных учреждениях.
Достоверность и обоснованность полученных диссертантом результатов исследования обеспечены комплексом взаимосвязанных методов изучения проблемы, научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием достижений педагогической науки, методики преподавания изобразительного искусства, непосредственным участием автора в эксперименте на всех этапах его проведения.
Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась на конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете в период 1995-1999г.г. при проведении курсов и семинаров с учителями изобразительного искусства в Орловском областном институте усовершенствования учителей (1994-1999г.г.), результаты научно-исследовательской работы внедрены в практику преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных школах г. Орла.
Ежегодные выставки творческих работ учащихся в области декоративной графики экспериментальных школ превращались в своеобразные семинары повышения квалификации учителей изобразительного искусства школ г. Орла.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфические подходы к содержанию факультативных занятий по изобразительному искусству, направленные на повышение уровня творческого развития учащихся в ходе выполнения специально разработанной серии учебных упражнений.
2. Своеобразное направление в детском художественном творчестве, названное нами "Декоративная графика" (способы изображения, графические средства, графические приемы). Это направление использует природную особенность детского восприятия в качестве подготовительного периода обучения реалистическому изображению действительности.
3. Теоретическое и экспериментальное обоснование системы графических упражнений, позволяющих детям постигать сложные законы изобразительной грамоты более доступным путем, способствующих активному творческому развитию учащихся в условиях факультативных занятий в средней школе.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Проведенное диссертационное исследование, анализ и обобщение из изученных материалов позволили сделать следующие выводы.Факультативные занятия одна из активных форм внеурочной работы с детьми по изобразительному искусству. Они достаточно широко используются в общеобразовательных школах в учебно-воспитательных целях. Содержание таких занятий отличается разнообразием, поскольку учителя имеют возможность разрабатывать и реализовывать собственные учебные программы.В учебно-методических пособиях предлагаются различные содержания факультативных курсов ("Изобразительное искусство", "Изобразительное творчество" и другие), определяется общий объем знаний и навыков. Однако работ на уровне диссертаций в области творческого развития учащихся на факультативных занятиях с использованием специально разработанной системы графических упражнений в ходе исследования не выявлено.В то же время повышение эффективности процесса творческого развития учащихся, в том числе и на факультативных занятиях, - одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы. Это связано с подготовкой выпускников школы к непростым жизненным ситуациям в изменившихся условиях российских рыночных отношений, к решению возникающих проблем, нахождению нестандартных решений. Поэтому перед общеобразовательной школой стоит задача по подготовке учащихся к творческому самопроявлению. В связи с чем идет поиск наиболее действенных путей и средств творческого развития учащихся.Исследования подтвердили предположение, что специфика факультативных занятий позволяет расширить возможности изобразительного искусства как средства творческого развития учащихся общеобразовательных школ, в частности, за счет введения раздела "Декоративное рисование".Приобщение школьников к изобразительной грамоте в условиях факультатива при применении специально разработанных графических упражнений должно опираться на творческое взаимопонимание учителя и учеников.В ходе научно-теоретических исследований, основанных на положениях психолого-педагогической науки в области детского художественного творчества, была разработана принципиально новая система графических упражнений, позволяющая, как показали исследования, повысить эффективность процесса творческого развития учащихся на факультативных занятиях по изобразительному искусству.В предложенной системе графических заданий учитываются возрастные возможности и потребности учащихся, осуществляется связь игровых моментов с познавательной и творческой деятельностью детей.В ходе экспериментальной проверки предлагаемой системы графических упражнений были выработаны практические предложения по ее использованию на факультативных занятиях с учащимися 7-х классов общеобразовательных школ.Обоснованные в теории и проверенные в экспериментальной практической работе содержание, формы и методы проведения факультативных занятий по декоративной графике эффективно содействуют повышению творческой активности и, в конечном итоге, творческому развитию учащихся.У детей развиваются различные виды мышления (ассоциативное, вариативное, абстрактное, образное) воспитывается усидчивость, аккуратность, целеустремленность, повышается их творческая активность.Первоначально сформулированная гипотеза в ходе исследования в основном подтвердилась. Нам удалось показать, что эффективность процесса творческого развития учащихся повышается при: • продуктивном использовании учебно-воспитательных возможностей факультативных занятий по изобразительному искусству; • применении научно-обоснованной системы графических упражнений, учитывающих возрастные особенности и потребности учащихся; • внедрении в практику работы с детьми такого направления в их художественно-творческой деятельности, как "Декоративная графика".Проведенное диссертационное исследование подтвердило правомерность избранного пути по применению системы графических упражнений в качестве действенного средства творческого развития учащихся в условиях факультативных занятий.В ходе исследования: • обобщен и проанализирован доступный диссертанту опыт учителей изобразительного искусства по содержанию и методике проведения факультативных занятий по изобразительному искусству; • определено место и роль предполагаемых в диссертации графических упражнений в общей системе творческого развития учащихся; • разработана и апробирована в экспериментальных условиях тематика графических упражнений, составляющих содержание научно-обоснованной системы учебных заданий, предлагаемых в диссертации; • получены положительные результаты в работе с учащимися седьмых классов общеобразовательных школ; • разработанные и опубликованные автором материалы научного исследования внедрены в практику проведения факультативных занятий по изобразительному искусству в ряде школ г. Орла.Мы надеемся, что проведенные исследования и полученные в ходе эксперимента данные могут послужить основой для дальнейших поисков эффективных средств творческого развития учащихся других возрастных групп.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Забелина, Елена Ивановна, Орел
1. Абаева И., Бармаш О. Интегративный курс архитектурно- художественного творчества. //Искусство в школе, № 6, 1993. -с. 38-42, № 1, 1994. - с. 49-56.
2. Авсияк О.А. Рисование по воображению. — М.: Изобразительное искусство, 1990.
3. Акимова М.К., Гуревич К.М., Зархин В.Г. Диагностика индивидуальных различий в обучении. Вопросы психологии, №6, 1984.-С.71-78.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992. - 80с.
5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -160с, ил.
6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М., 1973.
7. Алексахин Н. Бело-синий мир сказки. - М.: Педагогика, 1989.
8. Алехин А.Д. Когда начинается художник. 2-е изд. - М.: Просвещение, "Владос", 1994. -160с, ил.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Издательство ленинградского университета, 1968. -339с Ю.Ананьев В.Г., Дворянина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М : Просвещение, 1968,-334с, ил.
10. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. - М.: Политиздат, 1980.-255с
11. Аринина М.Л. Уроки прекрасного: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983. -128с, ил.
12. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974.-392с, ил.
13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М . : Педагогика, 1982. -92с
14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. - М . : Просвещение, 1982. -192с.
15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. - М . : Педагогика, 1981. -351с, ил.
16. Баранов С П . Принципы обучения. /Лекции по дидактике. - М.: МГПИ. 1975. -94с.
17. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. /Личностный подход. - М.: Знание, 1985. -64с.
18. Батышев Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. — М.: Высшая школа, 1980.
19. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М : Просвещение, 1989.-188с.
20. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. 2-е изд., доп. - М : Советская Россия, 1961. -229с.
21. Бенедский А.В. Организация кружковой работы с детьми и подростками по изобразительному искусству в клубе. /Метод, пособие. - М . , 1988.
22. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. — М.: Республика, 1996.
23. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. /Дисс. докт. пед. наук. — М., 1993. -380с.
24. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении. //Советская педагогика, №7. 1965. - с.70-83.
25. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Советский художник, 1966. -118с.
26. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя рисования и труда школы №2, г.Феутова, Моск. обл., 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988.-96с.
27. Волошко В.И. Принципы решения знаковых изображений: Учебное пособие. -М., 1987.
28. Взаимодействие в педагогическом процессе: мехвуз. сб. науч. тр. /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. /Редкол.: Н.А. Яковлева (отв. ред.) и др. -Л.: ЛГПИ, 1989. -155с.
29. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. - сПБ, 1993. 31 .Вопросы психологии способностей. /Сб. статей под ред. В.А. Крутецкого., — М.: Педагогика, 1973. -216с.
30. Выгодский B.C. Психология искусства, /под ред. М.Г. Ярошевского. - М : Педагогика, 1982. -345с, ил. ЗЗ.Галузинский В.М., Индивидуальный подход в воспитании учащихся. -Киев.: Радянска школа, 1982. -136с.
31. Гавриловец К.В., Карская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Книга для учителя, 2-е изд., доп. и перераб. -Мн.: Нар. асвета, 1988. -128с.
32. Гаптилл. А.В. Работа карандашом. - М : Просвещение, 1990. Зб.Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников. /Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М , 1992. -22с.
33. Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. - М.: Книга, 1989. - 239с.
34. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М.: Педагогика, 1986. -126с.
35. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя: Из опыта работы, - М:Просвещение, 1991. -159с.
36. Грек В.А. Рисую штрихом, - Минск: Скарына, 1992. -39с.
37. Григорьева Г.Г. Система игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей 5-го года жизни. /Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М . , 1983. -16с.
38. Григорян К.К., Никифорова О.И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. //Вопросы психологии, №2, 1974.-С.141-144.
39. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: Просвещение, 1986.-249с.
40. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск и творчество художника. - М . : Советский художник, 1965. -200с.
41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных исследований. - М.: Педагогика, 1986. -239с.
42. Даниэль СМ. Искусство видеть. /О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя/. -Л.: Искусство. 1990. -223с.
43. Даутов М.К. Чеканное искусство в средней общеобразовательной школе (факультативные занятия, кружки). /Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1979.-16с.
44. Дейнека А.А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. - М : Из-во АХСССР, 1961. -224с, ил.
45. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир!: Кн. для учителя. - М . : Просвещение, 1993. -94с.
46. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М : Знание, 1975. -64с.
47. Евтых Ш. Работа с графическими материалами как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников. /Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1993. - 17с.
48. Ермаш Г. В. Творческая природа искусства. - М.:Искусство, 1977. - 320с.
49. Забелина Е.И. О художественно-творческом развитии личности подростка на уроках изобразительного искусства в сельской школе. /Сб. статей, отв. ред. А. Пискунов. -Орел: Из-во ОГПИ, 1992. -Т.2. -104с.
50. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. -М.:3нание, 1968. -32с.
51. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961.-223с.
52. Изергина Н.Э. Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. /Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М , 1994.-c.16.
53. Изобразительное искусство в школе. /Е.И. Забелина, Е.В. Тирешенко, И.В. Волкова и др./ Орел: Изд-во Социально-Образовательного Центра, 1996. -128с.
54. Иванов И.П. Коллективное творческое воспитание. - М.: Педагогика, 1979.
55. Ильин Е. Путь к ученику. - М.: Педагогика, 1988.
56. Изобразительное искусство в школе. Рисование, декоративная работа, графика, /авт. В.Н. Ветров, В.В. Колокольников, Н.А. Кржимовская и др. Под ред. В.В. Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975.
57. Искусство: живопись, скульптура, архитектура, графика. Книга для учителей. - М., Просвещение, 1987.
58. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М : Просвещение, 1968.-288с.
59. Кадыров A.M. Развитие эстетического восприятия у школьников 1- 8 классов в художественных кружках /Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М . , 1989.
60. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма. - М.: Из-во АХ СССР, 1960. -340с.
61. Карлсон А.В. Дидактика и методика на уроках рисования. -Л.: Учпедгиз, 1959. - 9 5 с , ил.
62. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Владос, 2000. - 96с.
63. Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Владос, 2000. - 96с.
64. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М : Из-во АПН РСФСР, 1959. -304с, ил.
65. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. -Казань.: Из-во Казан, ун-та, 1980. -170с
66. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань: Из-во Казан, унта, 1969. -278с
67. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970.-391с I I