автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры
- Автор научной работы
- Иванов, Сергей Васильевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванов, Сергей Васильевич, 1997 год
ВВЕДЕНИЕ стр.
Глава I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯХ
§. 1. Сущность понятия "музыкального шоу-бизнеса" стр.
§.2. Содержание профессиональной подготовки студентов вузов культуры по менеджменту музыкального шоу-бизнеса стр.
Глава И.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТУ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В ВУЗАХ
§.1. Система методических заданий по профессиональной подготовке менеджменту музыкального шоу-бизнеса
§.2. Оптимизация профессиональной подготовки студентов менеджменту музыкального шоу-бизнеса
Введение диссертации по педагогике, на тему "Система обучению менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры"
Актуальность исследования определяется необходимостью совершенствования практической подготовки специалиста-руководителя, директора, менеджера музыкального коллектива, исполнителя в сфере шоу-бизнеса. Переход к рыночным отношениям не только в экономике, но и в культуре потребовал нового подхода к управлению данным видом деятельности. Шоу-бизнес как особое направление коммерческой деятельности охватывает разнообразные виды и жанры искусства. Наиболее приоритетное направление в шоу-бизнесе получила музыкальная индустрия, основной проблемой в организации которой является не только низкий уровень исполнительского мастерства, но и уровень менеджмента. Являясь организатором и руководителем создания коллектива, исполнителя, а в дальнейшем музыкального продукта (компакт-диска, компакт-кассеты, видео и т.д.), специалист сталкивается с необходимостью продвигать на рынок музыкальную продукцию. Несоответствие между нормативными требованиями к специалисту и реальным состоянием дел в сфере музыкальной индустрии, неразработанность концепции его подготовки, отсутствие специальной учебной и методической литературы привели к тому, что перед системой подготовки музыкальных руководителей встал ряд проблем, связанных с новым подходом формирования специалиста, способного применить профессиональные знания и умения в системе рыночных отношений.
Анализ практики показал наличие противоречий между характером учебной подготовки и реальной профессиональной деятельностью специалиста в сфере музыкального бизнеса, а также теоретической подготовкой, недостаточно ориентированной на реальные задачи; между системным использованием знаний и разобщенностью их усвоения по разным учебным дисциплинам. Указанные недостатки относятся к менеджерской подготовке студентов музыкальных специализаций вузов культуры.
Вопросам организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе уделено большое внимание ученых. З.А.Решетова, В.П. Демин рассматривают проблему формирования специалиста в условиях, близких к профессиональной деятельности. А.АВербицкий, В.И.Черниченко -активные формы обучения, М.И. Дьяченко, Л.А.Кандыбович - роль профессиональных мотивов в обучении. Субъективно-объективные отношения между студентами и преподавателями заменяются субъективно-субъективными (В.А.Кан-Калик, В.Ч.Ратников, В.Л.Дранков).
Концепция целостности (Ю.П.Азаров) предусматривает единство общей и профессиональной подготовки: это материально-техническое и правовое обеспечение учебно-воспитательного процесса, система отношений личности к миру, к себе, людям, умения и навыки общения, индивидуально-психологические и профессиональные качества.
Для формирования необходимых знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимы условия обучения, приближенные к практике (Н.Ф.Талызина, Н.В.Кузьмина). Вопросы профессиональной подготовки музыкантов нашли отражение в исследованиях ряда авторов. Отдельные аспекты совершенствования подготовки специалистов музыкального коллектива рассматривались В.И. Закутским, П.А.Черватюком, В.Г. Кузнецовым, JI.C. Зориловой. Музыкально-теоретическая подготовка студентов детально разработана Н.А.Дощечко, М.Т.Картавцевой.
Анализ профессиональной деятельности дирижера эстрадного оркестра позволил выявить такие виды его деятельности, как музыкально-исполнительскую, музыкально-продюсерскую и музыкально-менеджерскую. Такому руководителю важно не только создать коллектив, объединить музыкантов, сформировать репертуарную политику (продукты музыкальной деятельности), но и продвинуть его на рынок культурных услуг, т.е. получить прибыль, за счет которой мог бы существовать и развиваться коллектив. Поэтому продюсерская и менеджерская деятельность наряду с исполнительской должна стать важным компонентом профессий "дирижера эстрадного оркестра".
Анализ учебных планов специальности "Искусство эстрады" ч показал многообразие специальных предметов (оркестровые классы и класс ансамбля, дирижирование и дирижерско-оркестровая практика, импровизация, постановка голоса, гармония, полифония, сольфеджио и др). Так, обучение специальным дисциплинам на заочном отделении рассчитано более чем на 750 часов.
Новые реалии потребовали включение в учебный план предмета "Менеджмент". На заочном отделении менеджерская подготовка музыкальных специальностей рассчитана на 34 часа, из них лекционных 20, семинарских-6, полугрупповых-4, мелкогрупповых-2 и 2 часа индивидуальных занятий. Программа курса "Менеджмент художественной культуры" предусматривает общие основы менеджмента (понятие и сущность менеджмента, отечественные и зарубежные теории менеджмента, правовое регулирование предпринимательской деятельности). Раздел "Специфика предпринимательской деятельности в сфере художественной культуры" включает вопросы: "Художественная культура как объект менеджмента", "Личность и деятельность менеджера художественной культуры", "Уровни менеджмента в художественной культуре", "Организация коммерческо-творческой структуры".
В учебно-методической литературе по "Менеджменту художественной культуры" в основном освещены теоретические вопросы менеджмента. Практические вопросы организации коммерческих структур в сфере художественной культуры сводятся к искусству ведения деловых переговоров и заключения контрактов, оформления юридических документов и их регистрации. Уделено внимание маркетинговой деятельности и налогообложению.
Преподавание курса "Менеджмент" предусмотрено на 5-9 семестрах, заканчивается экзаменом и написанием курсовой работы. Студентам рекомендуются темы курсовых работ, предусматривающие проектирование организации колледжа, лицея, гимназии, прогимназии, центра художественного творчества детей-сирот, домов престарелых и инвалидов, музея народного творчества: проект возрождения конкретного вида (жанра) искусства, проект детской хоровой (или театральной и т.п.) студии.
Анализ контингента студентов-заочников специальности "Искусство эстрады" свидетельствует, что более 45% из них работают в шоу-бизнесе. Перед ними стоит задача не только создания определенного продукта в этой области, но и реализации его на создавшемся рынке. Таким образом, успешное функционирование в этой сфере диктует необходимость более тщательного изучения и осмысления деятельности как музыкальной индустрии, так и шоу-бизнеса в целом.
В формировании основ американской индустрии развлечений лежит искусство народных развлечений - бурлеск как народная форма эстрады, в чем-то близкая мюзик-холлу, но менее масштабная по части внешней формы и широко использовавшая народный юмор, буффонаду, гротеск. Стремление к масштабности, помпезности, декоративности зрелища способствовало появлению понятия "шоу", означающее пышное и яркое представление. Разновидности и формы эстрады стали приспосабливаться к обстановке бизнеса, вырабатывались фундаментальные и конъюнктурные позиции. С эпохой научно-технической революции, предоставившей возможность насытить зрелище световыми, звуковыми и другими эффектами, появляется понятие "шоу-бизнес", обозначающее сферу деятельности в области кино, эстрады, музыкальной индустрии и др. В эстраде, кино, театре, цирке, музыке, при показе мод необходимо присутствие звезд, т.к. они являются основой для создания последующего продукта, а именно: фильма, спектакля, шоу и т.д. Процесс создания таких продуктов также сходен и имеет общую систему организации. С развитием и внедрением в шоу-бизнес новых световых, звуковых технологий, компьютеризации понятие "шоу-бизнес" распространилось на создание светового, звукового, сценического оборудования, компьютерных программ. Понятие "шоу-бизнес" подразумевает создание определенного продукта в индустрии развлечений: это развлекательные и игровые программы, теле- и радиопрограммы, концерты, шоу, клубные вечеринки, фестивали, конкурсы, показ мод и овеществленные результаты: компакт-диски, компакт-касеты, видеокассеты, специализированные газеты, журналы, книги и т.д., реализация которых должна быть прибыльной для производителя этой продукции.
Шоу-бизнес как сфера, имеющая самого массового потребителя, включает в себя такие области, как кино, ТВ, радио, производство технических средств (свет, звук, сценическое оборудование), производство музыкальных инструментов, постановочную (организацию и постановку зрелищных программ), издательскую деятельность, артистический менеджмент. В целом структуру основных направлений в шоу-бизнесе можно представить следующим образом (табл. 1).
Для достижения необходимых результатов в шоу-бизнесе необходимо наличие ресурсного обеспечения, которое позволит грамотно и четко его обеспечить. К данным ресурсам можно отнести наличие капитала, материалов, технологий, информации, людей (человеческие ресурсы). Деятельность любой организации возможна лишь при наличии какого-либо капитала, впоследствии запускаемого в оборот. Так, организация, начинающая деятельность по воплощению какого-либо замысла, невозможна без денежных средств, которые необходимо вложить в оргтехнику, заработную плату, аренду помещения, рекламу, в разработку проекта, т.е. во все то, что способствует успешной
Таблица 1
Основные направления деятельности в шоу-бизнесе
ШОУ-БИЗНЕС деятельности. В настоящее время, когда множество фирм, занятых в данной сфере и имеющих большие обороты, добились хороших результатов, требуется не только наличие большого капитала, но и времени, чтобы выйти на рынок с определенным видом продукции. Это время, которое затрачивается на маркетинг, рекламу, поиск капитала.
Основная проблема - поиск финансирования, стартового капитала. Наиболее распространенные инвесторы - банки, акционеры, частные лица, желающие приумножить свой капитал. По достигнутому соглашению между будущей организацией и инвестором заключается договор, где зафиксированы сроки инвестирования и реальная отдача, выраженная в процентах. Письмо к инвестору включает технико-экономическое обоснование с указанием будущих затрат (вложений) и прибыли после реализации проекта. Итогом данного вложения капитала будет возвращение инвестиций и полученная прибыль после реализации проекта, которая может быть также в процентном соотношении поделена между инвестором и стороной исполнителя. Такие инвестиции (производство альбома) могут носить как разовый характер, так и постоянный, если между инвестором и организацией (частным лицом) налажен контакт, что подразумевает точное выполнение обязательств, личные взаимоотношения и т.д. Инвестиции могут быть как разовые, так и постоянные, поддерживающие деятельность той или иной организации. По сравнению с разовыми проектами долгосрочные требуют постоянного денежного вливания, увеличения денежных оборотов.
Насыщение рынка оборудованием (звуковым, световым, студийным) приводит к конкуренции. Оборудование совершенствуется с каждым днем, и для того, чтобы фирма, специализирующаяся в данной области, могла быть лидером, необходимо его постоянно обновлять. Для привлечения большего капитала фирма может выпустить также акции своего предприятия, векселя, облигации, увеличив количество акционеров. К необходимым материалам в деятельности любой организации, работающей в сфере шоу-бизнеса, можно отнести оргтехнику, световое, звуковое, студийное, теле- и видеооборудование, звуко- и видеопленку, микрофоны. Такие атрибуты, как оргтехника, факсы, телефоны, машины, радиотелефоны, пейджеры, просто необходимы для решения многих вопросов.
С увеличением количества оборотов капитала уже невозможно осуществлять многие процессы не имея специальных компьютерных программ, как бухгалтерских, так и юридических. В последнее время на рынке компьютерных услуг существует немало бухгалтерских программ, способствующих нормальной жизнедеятельности организации. Многие фирмы привлекают к работе программистов, которые разрабатывают специальные программы, связанные с ее спецификой. Комьгаотерные программы разработаны и для студийной записи фонограмм. Наличие факсимильной связи способствует экономии времени в обмене информацией. Подключение фирмы к компьтерным сетям (Internet), электронной почте позволяет ежедневно получать свежую информацию, более того, подписавшись на определенные группы новостей, можно принимать участие в International Relay Chats, т.е. общении с собеседником через компьютер.
Такие средства связи, как радиотелефоны, позволяют осуществлять процесс управления практически из любой точки земного шара. Средства передвижения (машины) становятся уже не столько предметом роскоши, сколько предметом необходимости.
Наличие необходимого оборудования для производства продукта -радио- телепрограммы, звуконосителя и т.д. - невозможно без специальной техники. Техника, используемая в сфере шоу-бизнеса, совершенствуется с каждым днем и позволяет перспективно работать, улучшая качество продукта: надо отметить, что себестоимость от этого растет. Растут запросы потребителя, который при таком насыщенном рынке выбирает продукцию лучшего качества.
Определенный процесс, решаемый посредством каких-либо методов использования оборудования для достижения какой-то поставленной цели, называется технологией. Технология влияет на эффективность производства продукта, на информацию, которую можно хранить, распределять, на услуги организации и введение продукта на рынок. В связи с вхождением на наш рынок экспортного оборудования и внедрением его в деятельность организаций такие технологические нововведения, как компьютерная технология, робототехника, спутниковая связь и т.д., решили многие проблемы. Так например, компьютеризация позволила сэкономить в работе не только время, но и использование площадей для хранения многочисленных картотек, фонотек, отчетности. Это материальная технология. Существует и нематериальная технология, т.е. налаженный процесс, схема, постановки "шоу", когда распределены все этапы деятельности, т.е. определенный конвейер в производстве теле-радиопрограмм. Такие процессы могут быть многовариантными. Наиболее удобная технология действия вырабатывается на основе предыдущего опыта и анализа ситуации.
Большую роль в деятельности всех организаций играет информация. Информация предоставляет наиболее полную картину о происходящих на рынке процессах. Она отображает в виде отчетов, учетов, аналитических материалов уровень и состояние организации, результаты ее деятельности и определяет наиболее слабые и уязвимые места , позволяет определить направление, в котором необходимо сделать доработки. Выход на рынок и контакт с внешней средой посредством каких-либо информационных источников позволяет четко ориентироваться и выстроить взаимоотношения. Начав деятельность по организации концерта, шоу, турне, и не зная цен, которые сопровождают этот процесс на рынке, можно легко потерпеть крах. Именно процесс поиска необходимой информации путем факсимильных сообщений, личных контактов, юридических, налоговых документов позволит грамотно и объективно составить смету предстоящих затрат. Постоянная потребность в информации стимулирует внедрение на рынок таких видов услуг, как программа для владельцев компьютеров "Консультант", которая содержит весь перечень нововведений в области юридических, налоговых, бухгалтерских законов и положений.
Наличие капитала, материалов, технологии, информации в шоу-бизнесе не может функционировать без человеческих ресурсов -специалистов, которые способствуют развитию деятельности и совершенствуют ее. Специалисты самого широкого профиля в области шоу-бизнеса необходимы для жизнедеятельности любой организации; это не только программисты, инженеры, водители, работники технических служб, но и те, кто работает в рекламе, маркетинге, разбирается в вопросах менеджмента, продюсерстве, режиссуре. Такими специалистами могут быть и модельеры, стилисты и т.д.
Конечный результат деятельности любой организации зависит от наличия ресурсов, играющих первостепенную роль в успехе организации. Именно наличие ресурсов помогает учитывать потребности, знать конъюнктуру рынка и собственно тех, кто является потенциальным потребителем его продукции. В отличие от других сфер потребителем продукции шоу-бизнеса может стать практически каждый. Именно эта сфера связана с массовой культурой, продукты которой предназначены для массового потребителя. Такие вопросы: "зачем обычному человеку рок, поп и т.д. музыка", "как воздействует тот или иной исполнитель и почему он становится популярным в нашей стране", еще не исследованы; они остаются прерогативой наиболее удачливых менеджеров, свидетельствуя об их интуиции. Знание приемов эмоционального воздействия на человека способствует продвижению исполнителя, музыкального коллектива. Это, в первую очередь, зависит от таланта и возможностей менеджера, продюсера и т.д. Систематическое изучение этих приемов приводит к достаточно традиционному в мировой практике изучению так называемых жизненных стилей (life styles), т.е. отношения к внешнему миру, особенностей восприятия других людей, основной системы ценностей.
Проблема управления в сфере культуры и бизнеса разрабатывается представителями различных наук.
В литературе особое внимание уделено истории, методике, организации эстрадных и массовых театрализованных акций такими авторами, как И.Г.Шароев, Д.М.Генкин, А.И.Чечетин, В.А.Триадский, С.С.Клитин, Е.Уварова, Е.Гершуни,Ю.Дмитриев, В.Ардов.
Теоретические и практические проблемы менеджемнта освещены в трудах зарубежных авторов - Ф.Котлера, М.Вудкока, Д.Френсиса,
М.Альберта, М.Мескона, Ф.Хедоури, Ли.Якокки, Д.Пилдича, Дж.Эванса, Б.Бермана.
Проблемам подготовки менеджеров посвящены работы В.С.Кабанова, М.М.Лебедевой, В.Р. Веснина, С.Ф. Макарова, С.П. Петрикиной, Е.В. Клеппер, Т.И. Баклановой.
В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований, рассматривающих вопросы формирования качеств менеджера. Т.В.Христидис исследует процесс формирования коммуникативных способностей у менеджеров социально-культурной сферы в процессе обучения в вузах культуры. Музыкальную подготовку режиссеров театрализованных представлений рассматривают Л.В.Зотова, Л.М.Марголин, В.М.Лензон, М.В.Смоленникова.
Отсутствие трудов по обучению менеджменту в музыкальной индустрии шоу-бизнеса обусловило выбор данной темы. Объект исследования: профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в вузах культуры.
Предмет исследования: организация процесса обучения менеджерской подготовки студентов музыкальных специализаций. Цель исследования состояла в определении и обосновании педагогических основ, способствующих повышению эффективности обучения студентов вузов культуры менеджменту в сфере шоу-бизнеса.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи: >
-выявить сущность музыкального шоу-бизнеса; -проанализировать деятельность менеджеров отечественного и зарубежного шоу-бизнеса;
-выявить педагогические основы преподавания менеджмента в вузах культуры;
-конкретизировать содержание подготовки студентов музыкальных специализаций и определить наиболее эффективные формы и методы обучения менеджменту;
-создать обоснованную систему музыкально-практических заданий, способствующих развитию менеджерских умений студентов в соответствии с профессионально-деятельным подходом в подготовке руководителей музыкальных коллективов;
-исследовать эффективность предложенной методики опытной работы и разработать рекомендации по ее применению. Гипотеза исследования заключалась в том, что предлагаемая нами система подготовки по менеджменту, синтезирующая взаимосвязанные виды деятельности музыкального руководителя, способствуют повышению профессиональной направленности обучения при условии:
-соответствия специальной музыкальной подготовки практической деятельности специалиста, что обуславливает необходимость организации музыкально-исполнительской, музыкально-продюсерской и музыкально-менеджерской деятельности студентов;
-организации менеджерской подготовки, обеспечивающей при взаимодействии освоение предметов специального цикла (дирижирование, чтение партитур, аранжировка, гармония и т.д.) с продюсерством, средствами художественной выразительности (свет, антарекс, студийное оборудование, лазерная графика и др.);
-использование специальной методики, основанной на синтезе предметов музыкально-профессионального цикла, общенаучных и управленческих дисциплин.
Методологической базой данной работы послужили труды русских философов о единстве сознания и деятельности, духовном развитии индивида В.С.Соловьева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина., а также работы современных русских философов - А.Ф.Лосева, H.JI. Лейзерова.
Теоретической основой исследования являются: а) деятельностный подход к обучению, предполагающий формирование знаний, умений, навыков и качеств личности специалиста в процессе учебы (Н.Ф.Талызина); б)целостный подход, обеспечивающий единство общей и профессиональной подготовки личности специалиста (Ю.ПАзаров).
В процессе проведения исследования использовались следующие методы:
1. изучение и анализ научной литературы по педагогике (общей и музыкальной), психологии, музыковедению, менеджменту;
2. изучение и анализ учебно-методической документации: учебных планов, программ и учебно-методических пособий по менеджменту;
3. определение современного состояния подготовки и проблем профессиональной деятельности руководителей музыкальных коллективов в сфере шоу-бизнеса;
4. письменные и устные опросы, интервью, наблюдения;
5. опытно-педагогическая работа, включающая наблюдения, беседы, моделирование конкретных профессиональных ситуаций.
Исследование проводилось на базе Московского государственного университета культуры и включало несколько этапов.
На первом этапе определялось состояние подготовки по менеджменту. Изучалась учебно-методическая документация, осуществлялось наблюдение за процессом обучения менеджменту студентов музыкальных специализаций. Была проанализирована работа менеджеров шоу-бизнеса фирмы "Рок стэйдж", в проектах которой автор принимал участие. Изучалась практика проведения массовых акций на площадках г.Москвы (Московский дворец молодежи, стадион Лужники, ГПКиО "Таганский", спорткомплекс "Олимпийский", Колонный зал Дома Союзов, Кремлевский дворец съездов, Красная площадь и др.). Особое внимание уделялось содержанию программ, профессиональному уровню исполнения и состоянию технического и светового оформления программ.
Особенностью опытной работы является применение социологических методов в единстве с практической деятельностью соискателя.
Опытно-методическая работа включала анализ опросов, интервью, тестирование, наблюдение с целью выявления потребностей и противоречий между ожиданием потребителей и уровнем шоу-продукции, что обусловлено отсутствием профессионального менеджмента. Было опрошено 737 посетителей массовых музыкальных программ, концертов и 27 профессиональных менеджеров. Все менеджеры пришли в сферу шоу-бизнеса из различных отраслей хозяйственной, педагогической и исполнительской деятельности. Разрешение противоречий на теоретическом и практическом уровне позволило выстроить технологию менеджмента в создании музыкального продукта: концепции, поиск финансирования, организация и производство продукта, продвижение его на рынок. Все это осуществляется под руководством профессионального менеджера.
Следующий этап исследования состоял из разработки программы спецкурса "Менеджмент музыкального шоу-бизнеса", которая была осуществлена на III-V курсах заочного отделения специальности "Искусство эстрады" МГУК, студенты которого в большинстве своем работают в сфере шоу-бизнеса. Программа включала технологию менеджмента начиная с определения цели, концепции и организации, взаимодействие с государственными и общественными организациями, коммерческими структурами.
Методический опыт включал три взаимосвязанных этапа:
1. Изучение отечественного и зарубежного опыта менеджмента коммерческой деятельности в сфере эстрады, кино, ТВ, издательства.
2. Определение факторов совершенствования подготовки по менеджменту.
3. Разработка и обосновывание программ профессиональной подготовки менеджера музыкального шоу-бизнеса.
4. Исследование эффективности предложенной системы обучения осуществлялось в группах III-V курсов специализации "Искусство эстрады" МГУК.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в следующем: -в определении понятия "музыкальный шоу-бизнес"; -в разработке педагогических основ профессиональной подготовки студентов по менеджменту шоу-бизнеса;
-в выведении структуры профессиональной деятельности менеджеров музыкального шоу-бизнеса, включающей музыкально-исполнительскую, музыкально-продюсерскую и музыкально-менеджерскую деятельность и составляющие их компоненты;
-определении структуры, содержания и методики подготовки студентов музыкальных специализаций по менеджменту. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы педагогические основы подготовки по менеджменту руководителей музыкальных коллективов, внедрены в практику обучения студентов специальности "Искусство эстрады"; подготовлено учебное пособие "Менеджмент шоу-бизнеса", разработана программа "Менеджмент шоу-бизнеса".
Апробация результатов исследования проводилась через публикации научно-методических материалов. Основные положения диссертации были изложены на международных научно-практических конференциях: "Культура России на рубеже столетий" (1996 г.), "Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения" (1997г.).
Опытная методика апробировалась на занятиях со студентами Московского государственного университета культуры (1994/95, 1995/96, 1996/97 уч.г.г.)
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная подготовка руководителей музыкальных коллективов предполагает тесную взаимосвязь всех музыкальных дисциплин с предметами управленческого цикла.
2. Усовершенствованная методика обучения менеджменту отражает современные технологии организации и управления предстоящей профессиональной деятельности руководителей музыкальных коллективов.
3. Подготовка специалиста в области руководства музыкальным коллективом должна включать систему специальных творческих заданий, направленных на освоение организационно-управленческой, менеджерской деятельности.
Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
Задачи, поставленные в связи с изучением проблемы обучения менеджменту музыкального шоу-бизнеса студентов вузов культуры, рассматривались в двух аспектах. Первый связан с выявлением сущности и специфики отечественного и зарубежного шоу-бизнеса, педагогических основ преподавания менеджмента и конкретизацей содержания подготовки студентов в соответствии с профессионально-деятельным подходом в подготовке руководителей музыкальных коллективов. Второй- с определением эффективных форм и методов обучения менеджменту музыкального шоу-бизнеса и созданием системы музыкально-практических заданий, способствующих развитию менеджерских умений.
Анализ состояния и функционирования отечественного и зарубежного музыкального шоу-бизнеса, представленный в литературе, и проведенное автором изучение сущности и специфики шоу-бизнеса послужили основой следующих определений: шоу-бизнес как понятие, возникшее в России сравнительно недавно и заменившее существовавшее ранее понятие "советская эстрада", представляет собой совокупность продукта массового спроса, вобравшего в себя различные жанры и виды искусства, производство и реализация которого осуществляется специалистами в области менеджмента.
Данное определение сформировано с учетом особенностей шоу-бизнеса, включающего издательство (газеты, журналы, книги, энциклопедии, звуко- и видеоносители), артистический менеджмент, область зрелищ (телевидение, кино, видео, сценические формы), производство технических средств (профессионального светового, звукового, сценического оборудования, бытовая техника). Существование шоу-бизнеса невозможно без дизайнерских и художественных фирм, модельного бизнеса, изучения потребностей населения (маркетинг) и рекламы.
Наиболее приоритетным в нашем шоу-бизнесе является музыкальная индустрия. Процесс кинопроизводства в нашей стране практически отсутствует. Отсутствуют и конгломераты, которые сосредотачивают все направления шоу-бизнеса. Крупный денежный капитал еще не вошел полностью в сферу шоу-бизнеса и, очевидно, пока еще не видит возможности для крупных денежных оборотов. Но если стране удастся преодолеть инфляционные процессы и создать условия для нормального функционирования производства, упростить налоговую систему, законодательство, то процесс вхождения капитала, как это показал зарубежный опыт, способствовал бы дальнейшему стимулированию и развитию шоу-бизнеса.
В отличие от зарубежного шоу-бизнеса в нашем еще нет гигантских денежных оборотов, которые сопровождают любой проект зарубежной индустрии развлечений.
Рыночные отношения уже привели к коммерционализации таких сфер, как телевидение, радио, издательство, видео, что, в свою очередь, способствовало тому, что вышеперечисленные сферы в конкурентной борьбе за потребителя, зрителя, слушателя стремятся привлечь к себе внимание путем новаторских решений и пополняют свои ряды молодыми талантливыми режиссерами, клипмейкерами, продюсерами, операторами, артистами, менеджерами и др.
На основе анализа содержания предмета "Менеджмент художественной культуры" и опроса студентов-заочников специальности "Искусство эстрады" Московского государственного университета культуры исследование дало возможность оценить уровень их подготовки, который определяется знаниями общих основ менеджмента, отечественных и зарубежных теорий менеджмента и организаций коммерческо-творческих структур, основных требований к личности и деятельности менеджера художественной культуры.
Анализ контингента студентов-заочников специальности "Искусство эстрады" показал, что более 45 % из них работают в шоу-бизнесе и им приходится не только создавать музыкальную продукцию, но и продвигать ее на рынок.
На основе обобщения практики шоу-бизнеса автор пришел к выводу, что профессиональная деятельность менеджера шоу-бизнеса включает музыкально-исполнительскую, музыкально-продюсерскую и музыкально-менеджерскую деятельность, которая требует знания ряда теоретических и практических дисциплин:
1. Систему музыкально-теоретических знаний, умений и навыков, которые приобретают студенты в процессе изучения предметов теоретического цикла.
2. Систему творческих умений и навыков, которые приобретаются студентами в процессе изучения композиции, инструментовки, гармонии, полифонии и т.д.
3. Систему организационно - управленческих знаний, которые помогают студентам при изучении менеджмента художественной культуры и основ правоведения.
В результате овладения этими знаниями, умениями и навыками студенты получают теоретическую и практическую подготовку к исполнительской, продюсерской деятельности.
В ходе исследования нами разработан и апробирован учебный план спецкурса "Менеджмент музыкального шоу-бизнеса" для студентов-заочников специальности "Искусство эстрады" МГУК. Особенностью его явилось то, что он включает в себя широкий набор тем. В нашем плане вводится определенный цикл занятий по изучению состояния отечественного шоу-бизнеса на современном этапе: видо-жанровое различие, правовые основы шоу-бизнеса, издание продукции шоубизнеса, реклама продукции шоу-бизнеса, организация гастрольно-концертной деятельности, организация продакшна исполнителя, мастерство продюсера, взаимодействие общественных и личных инициатив в шоу-бизнесе.
Мы познакомили студентов с понятием "звезда" и "суперзвезда", а также разработали учебную программу, включающую основные понятия нашего спецурса. Приведем некоторые из них.
Агентство. Влияние музыкальных течений на развитие шоу-бизнеса. Хит-парады как форма определения статуса исполнителя. Ведущие корпорации и компании зарубежного шоу-бизнеса.
Основные направления организации в сфере шоу-бизнеса: производство технических средств (свет, звук, сценическое оборудование), производство музыкальных инструментов, постановочная (организация и постановка зрелищных программ), издательская деятельность, артистический менеджмент, кино, ТВ, радио. Авторское право. Смежные права. Понятие и признаки объекта авторского права. Имущественные и неимущественные права. Обнародованные и необнародованные произведения. Служебные и неслужебные произведения. Авторский договор. Охрана прав. Защита авторских и смежных прав. Всемирные конвенции об охране авторских и смежных прав. Взаимодействие с представителями других профессий. Специфика составления контрактов. Процесс создания аудио-видеоносителя. Типы носителей (компакт-диск (CD), компакт-кассета (МС), грампластинка (LP) и т.д). Международный кодекс рекламной деятельности. Закон о рекламе. Реклама в прессе. ТВ-реклама. Рекламный джингл. Рекламный радиоспот. Мероприятия паблик-рилейшнз. Промоушн. Презентации. Выставки. Ярмарки.
Понятие "клип" и его значение в рекламе исполнителя. Профессия "клипмейкер". Процесс создания музыкального видео.
Определение понятия "гастрольный тур". Составление технических характеристик необходимого оборудования для сольных концертов, туров (райдер). Взаимодействие с импресарио, промоутерами. Составление графика тура. Продакшн.
Основные характеристики светового, звукового, сценического оборудования. Влияние звукового оборудования на качество исполнения. Выразительные особенности светового оборудования. Художественные средства выразительности.
Определение понятий "продюсер", "саунд-продюсер", "оператор", "ремикс", "техник", "мастеринг", "мастер-тэйп", "носитель" и т.д. Устройство студии (оборудование, специфика и направленность). Работа продюсера со звуком. Разработка концепции альбома и музыкального материала. Организация продвижения продукта на рынок.
Стиль. Мода. Костюм (сценический). Работа с визажистом, психологом. Создание сценического имиджа исполнителя.
Межличностный контакт. Обмен информацией. Сфера прямого влияния (поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные органы).
Сфера косвенного влияния (международные события, состояние экономики, политические, социокультурные факторы, научно-технический прогресс). Спонсорство. Взаимодействие с Министерством культуры, департаментами культуры.
Как показала опытная работа, овладение знаниями этого цикла помогло студентам разобраться в сущности менеджмента шоу-бизнеса.
Отличительной особенностью является включение в учебный процесс занятий, требующих от студентов проявления творческих умений и навыков. К ним относятся ди-джейство, продюсерство, промоутерство, клипмейкерство, имиджмейкерство. Большое внимание уделялось организации самостоятельной работы студентов непосредственно во время практической деятельности. Нами разработана целая система самостоятельных работ творческого характера. На этих занятиях они самостоятельно осуществляют творческий процесс от замысла (модели будущего микса) до определения способов его составления и технического воплощения посредством специализированных компьютерных программ, секвенсоров, синтезаторов.
При разработке учебной программы мы исходили из того, что включение самостоятельных работ будет способствовать эффективности педагогического процесса при формировании умений и навыков менеджера шоу-бизнеса.
Нами разработана серия самостоятельных заданий, выполнение которых требует творческого подхода, коллективных и индивидуальных форм выполнения.
Наши исследования показали, что наиболее эффективными являются индивидуальные и мелкогрупповые занятия, позволяющие студентам более подробнее изучить представленную технологию и упражняться на ней в процессе создания миксов, трэков.
На основе обобщения опыта работы студентов над созданием музыкального продукта автор пришел к выводу, что наиболее эффективными методами являются показ, демонстрация, включающие в себя объяснение использования того или иного технического средства, устройство и технология студии звукозаписи, приобщение студентов к организации менеджерской и промоутерской деятельности.
Таким образом система обучения менеджменту шоу-бизнеса включает наглядно-опытный метод, т.е. способ работы преподавателя (в нашем случае ди-джея, продюсера) и студента, при котором последние приобретают умения владеть аппаратурой, инструментами и создавать на ней собственные произведения.
Нами был применен исследовательский метод, при котором преподаватель (профессионал -продюсер) предлагает различные задания, а студенты осуществляют поиск их решения путем технического воплощения с использованием технологии.
Заключительным этапом опытной работы явилась система выполнения заданий студентами при организации мероприятия, где они разрабатывали и воплощали свои проекты.
Самостоятельность проявилась в умении находить решения конкретно поставленных задач как педагогом (в данном случае -режиссером программы), так и студентами в ходе воплощения и реализации программы, в которой они были задействованы.
Материалы методического опыта показали, что подготовка менеджера шоу-бизнеса студентов вузов культуры опирается на знания, полученные на занятиях по гармонии, композиции, инструментовке, импровизации.
Наш опыт дает возможность сделать некоторые выводы и предложения, а именно:
-практика функционирования и развития музыкального шоу-бизнеса требует высококвалифицированных специалистов: ди-джеев, продюсеров, менеджеров, промоутеров;
-подготовка таких специалистов должна осуществляться на базе высших учебных заведений, готовящих специалистов в области педагогики, психологии, социологии, музыкальных специальных дисциплин, без знания которых менеджеру трудно ориентироваться в шоу-бизнесе;
-подготовка менеджеров музыкального шоу-бизнеса должна осуществляться на базе современных компьютерных технологий ;
-менеджеру шоу-бизнеса необходимы знания современных технологий, приоритетных направлений;
-преподавание менеджмента музыкального шоу-бизнеса должно осуществляться высококвалифицированными специалистами-практиками, знания и умения которых прошли испытание в шоу-бизнесе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванов, Сергей Васильевич, Москва
1. Абдулаев И., Баранова Г. Что мы знаем о рынке.-Ташкент: Мехнат,1991.
2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.-М.: Политиздат, 1989.335 с.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы.-М.: Аргументы и факты, 1993.-608 с.
4. Айвазян А. Рок. Информационно-справочное издание. СПб.:Триал, 1992.-424 с.
5. Алексеев А., А.Буралака,А.Сидоров. Кто есть кто в советском роке.-М.:МП "Останкино", 1991.-320 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.-Л.:ЛГУ,1969.
7. Альберт М.,Мескон М., Ф.Хедоури. Основы менеджмента.-М.: Дело, 1995.
8. Альберт М.,Мескон М.Х., Хедоури Ф. Менеджмент наука управления/Пер.с англ.- М.: Дело, 1991.
9. Ардзинов В.Д. Основы радикальной экономической реформы и предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Лекция. -СПб., 1992.
10. Бакланова Н.К. К проблеме творческой реализации личности: на материалах исследования//Культулогия:-М.: МГУК, 1997.-53 с.
11. Н.Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства.-М.: МГИК,1991.-53 с.
12. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.-М.: Республика,!994,480 с.
13. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.-М.,1989.607 с.
14. Верморел Ф., Верморел Д. Секс Пистолз. История изнутри/Пер. Соловьева С.- СПб, 1994.
15. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр, 1992.
16. Генов Ф. Психология управления/Пер. с болт.-М., 1982.
17. Гуревич П.С.Приключения имиджа.-М.:Искусство, 1991.
18. Джеймс М.Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.-М.,1993.
19. Жданова Е.И. Менеджмент. Методические указания для студентов-заочников специализации "Организация и постановка культурно-досуговых программ".-М.:МГУК,1996.-35 с.
20. Жданова Е.И. Менеджмент: Методические указания для студентов заочников III-IV курсов (специальность "Режиссура").-М.:МГУК,1997.-40 с.
21. Жданова Е.И. Технологический процесс обучения менеджеров художественных специализаций в вузах культуры//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения.-М.:МГУК,1997.
22. ЖизнинС.З., Крупное В.И. Как стать бизнесменом.-Минск: Издательская группа "Предприниматель", 1990.
23. Закон о предпринимательской деятельности//Сов.Россия.-1991.-12 января.
24. Закон о предпринимательской деятельности//Сов.Россия.-1991.-12 января.
25. Законодательство Российской Федерации о налогах: Полный пакет документов.- М:Российское право,1992.
26. Золотов А.Б.Карьера делового человека. (Серия "Менеджер").-М.,1990.
27. Зорилова Л.С., Закутский В.И. Педагогическая практика: Методические рекомендации по проведению практики для студентов 3 курса факультета народного музыкального творчества (специальность «музыка»).-М.,1993.-27 с.
28. Зигерт В.,Ланг Л.Руководитель без конфликтов.-М.,1990.
29. Иванов С.В. Менеджмент шоу-бизнеса//Культура России на рубеже столетий: Тезисы международной научно-практической конференции. Вып I. -М.:МГУК, 1996. С.52.
30. Иванов С.В. Подготовка менеджменту шоу-бизнеса в вузе культуры//Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения: Тезисы международной научно-практической конференции.-М.:МГУК, 1997.-С.60.
31. Иванов С.В., Жданова Е.И. Менеджмент шоу-бизнеса. Программа спецкурса для студентов специальности "Искусство эстрады".-М.: МГУК,1997.-6 с.
32. Итоги 95/96. Российский музыкальный ежегодник.-М.: Интермедия, 1996.
33. Карлофф Б. Деловая стратегия.-М., 1991.
34. Карнеги Д.Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.-М.:Прогресс,1989.
35. Как добиться успеха:Практ.советы деловым людям/Под общ. ред.В.Е.Хруцкого.-М.:Республика, 1992.-510 с.
36. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. (Справочное пособие).-М.:ИНФРА-М,1995.-336 с.
37. Как стать предприимчивым и богатым: Из американских рецегпов/Сосг. и предаст. Ю.В.Емельянова: Пер.с англ.Н.М.Емельяновой. М.: Мол.гвардия, 1991.
38. Карцева Е.Н. Сделано в Голливуде.-М.:Искусство,1964.
39. Коноплев Б.Н.Основы фильмопроизводства.-М.:Искусство,1988.
40. Киселева Т.Г. Современные проблемы культурологического образования.-М.,1993.
41. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики.-J1.: Искусство, 1987.
42. Клитин С. "Золотой век" европейской эстрады: исторический и теоретический анализ.-М., 1991.
43. Котлер Филипп. Основы маркетинга.-М.: Знание, 1991.
44. Кондратов Г.И.Потребности спрос - реклама.-М.,1989.
45. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады.-М., 1958.
46. Кумиры западной поп- и рок-музыки.-М.: Эпицентр "Виват",1994.
47. Кукаркин А. По ту сторону расцвета: Буржуазное общество культура и идеология.-М.: Политиздат, 1981.
48. Ладанов И.Д.Практический менеджмент. Ч.1-3.-М., 1992.
49. Ли Якокка. Карьера менеджера.-М.:Прогресс,1990.
50. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.-М.: Знание,1979.-46 с.
51. Лосев А.Ф. Дерзание духа.-М.:Политиздат, 1988.-364 с.
52. Майкл Джексон. Мадонна. Страницы жизни./Пер. с анг.-М.: ИнтерДайджест, 1992.-336 с.
53. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг.-Омск,1992.
54. Новгородцев С. Рок-посевы. Том 1. Классика.-М.:Издательство "СКиТ Интернешнл",1995.
55. Носов В.И.Система методов управления.-Саратов,1991.
56. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII-начало XX века.-2-е изд.,доп.-Л.:Искусство, 1988.-125 с.
57. Нестьев И.Звезды русской эстрады.-М., 1970.
58. Об основах малого предпринимательства в Москве/АДентр.1995.-4 сентября.
59. Об авторском праве и смежных правах.-М.:Буквица, 1996.-64 с.
60. О порядке введения и действия Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах'7/Российская газета.- 1993.- 3 августа.
61. О сотрудничестве в области авторского права и смежных прав.// Вестник ВАС РФ. -1994.- № 2.
62. О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав//Российская газета.-1993.- №192.-14 октября.
63. Панорама культурной жизни капиталистических стран.-Экспресс-информация, ГБЛ,НИО Информкультура. Вып.4.- М.,1990.
64. Пилдич Джеймс. Путь к покупателю.-М.'Знание, 1991.
65. Питер Э.Лэнд. Менеджмент искусство управлять (секреты и опыт практического менеджмента)-М.: ИНФРА -М, 1995.
66. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.-М.: МГУ, 1991.
67. Практическая психология для менеджеров.-М.: ИИД "Филинь",1996.
68. Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры.: Сб.науч. трудов.-М.: МГИК,1990.-157 с.
69. Предпринимательская деятельность в России:Сборник законодательных и нормативных актов.-М., 1991.
70. Разлогов К.Э Коммерция и творчество: враги или союзники?-М.:Искусство. 1992.
71. Ратнер А.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.-М.,1980.
72. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы.-М.:3нание,1990.
73. Рубин Ю.Б. Бизнес и экономика.-М.: Знание,1991.
74. Русинов Д.М., Никулин Н.Ф., ФаткинЛ.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учеб.пособие.-М.:ИНФРА-М,1996.-352 с.
75. Рыжкова Т.Я. Волнующий шаг к успеху. Маркетинг и досуг.-Барнаул,1994.
76. Серегина Т.К.Диткова Л.М. Реклама в бизнесе: Учеб.пособие.-М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1995.-112 с.
77. Современный маркетинг/Под. ред. Хруцкого В.Е.-М.: Финансы и статистика, 1991.
78. Современный менеджмент: принципы и правила/Под ред. В.И.Данилова-Данильяна.-Нижний Новгород: НКЦП,1992.
79. Стивен Р. Кови. Семь навыков лидера/Пер. с англ. В.А. Ноздриной.-Минск: Вегапринт, 1996.-448 с.
80. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб. пособие.-М.:МГИК,1991.-116 с.
81. Сэндидж Ч.,Ротцолл К.,Фрайбургер В. Реклама:теория и практика/Пер. с англ. Боброва В.Б.-М.'.Прогресс,1989.
82. Талызина М.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы.-№ З.-С. 10-14.
83. Театрализованные праздники и зрелища 1964-1972. Авт.предисл.М.И.Царев./Ред. сост.Б.Н.Глан.-М.:Искусстео,1976.
84. Теплиц Е. Кино и телевидение в США.- М.:Искусство, 1966.
85. Тутушкина М.К.,Ронгинский М.Ю. Практическая психология для руководителей/СПб: ГАСУ СПб.,1992.
86. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945).-М. .'Искусство, 1983.
87. Уткин Э.А. Профессия менеджер.-М.: Экономика, 1992.
88. Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в РФ.-М.:Ось-89Д995.-16с.
89. Федеральный закон о рекламе//Российская газета.-1995.-25 июля.
90. Хизрич Р., Петере П. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха.- Вып.1,2.-М.,1992.
91. Хлусов В.П. Введение в маркетинг.-М.: Приор, 1997.
92. Хоскинс А. Курс предпринимательства.-М.: Международные отношения, 1993.
93. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики.-М., 1991.
94. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991.
95. Чесноков С. Как стать звездой/ZMusic Box.- 1995- № 1.
96. Червапок ПА Педагогические основы преподавания гармонического сольфеджио в инстшутах культуры: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.-М.:МГИК,1979.
97. Чисхольм П. Уверенность в себе: пуп» к деловому успеху: Пер.с аншУПод ред. и с предает. Л А Княжинской.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.-228 с.
98. Шароев И. Многоликая эстрада.-М.: Вагриус, 1995.
99. Швальбе Б.,Швальбе X. Личность, карьера, успех (психология бизнеса).-М.: Паллада, 1993.
100. Швальбе X. Практика маркетинга.-М.: Республика, 1995.
101. Шепель В. Настольная кнмеа бизнесмена и менеджера.-М.: Финансы и статистика, 1992.
102. Шмидель Г.М. Битлз жизнь и песни.-М.: Музыка, 1990.-159 с.
103. Щекин Г. Профессия менеджер по кадрам/УКадры, персонал.-М., 1993.
104. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг.-М.: Экономика, 1990.
105. Эстрада: что? где? зачем? -М.:Искусство,1988.
106. Яккока Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. С.Ю. Медведкова.-М.: Прогресс, 1991.