Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Власова, Наталья Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Власова, Наталья Викторовна, 2001 год

Введение.^

Глава 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы исследования

1.1. Категориально-понятийный аппарат исследования: философско-эстетический аспект.

1.2. Психологические особенности развития эстетического отношения к миру в младшем школьном возрасте.

1.3. Педагогические условия развития эстетического отношения к миру у младших школьников.^

1.3.1. Историко-педагогический аспект проблемы исследования.^

1.3.2. Педагогические основы развития эстетического отношения к миру у младших школьников.

Глава 2. Экспериментальное исследование путей и методов развития эстетического отношения к миру у младших школьников на занятиях изобразительным искусством. 2.1. Критерии оценки рисунков младших школьников по определению уровня развития эстетического отношения к миру в процессе обучения изобразительному искусству.

2.2. Исследование проявлений эстетического отношения к миру у младших школьников на уроках изоискусства (констатирующий этап эксперимента).

2.3. Поиск оптимальных условий и методов развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе обучения ц изобразительному искусству (поисковый этап эксперимента).

2.4. Методика развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством"

Проблемой данного диссертационного исследования является развитие эстетического отношения к миру у детей младшего школьного возраста а процессе занятий изобразительным искусством. Обращение к данной проблеме обусловлено процессом гуманизации российского образования, усилением его эстетической составляющей, возрастанием приоритетов общечеловеческих и национальных ценностей, разработкой качественно новой стратегии эстетического воспитания подрастающих поколений. В связи с этим происходит переориентация целей образовательной и воспитательной деятельности.

В процессе обучения и воспитания на современном этапе главное значение приобретают задачи не только передачи социально значимых знаний, умений и навыков, но и развития эстетического отношения к миру, формирования таких личностных качеств как нравственная отзывчивость, эстетическая восприимчивость к предметам и явлениям окружающего мира.

Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию, которого должен быть посвящен учебно-воспитательный процесс в школе. Здесь закладываются основы изобразительной грамоты и мастерства, раскрываются широкие возможности творчества для учащихся на самых ранних этапах их развития. Занятия изобразительной деятельностью рассматриваются как одно из важнейших средств нравственно-эстетического развития личности ребенка, способствующее формированию эстетического понимания окружающего мира, развитию творческого, образного мышления, художественно-образного видения.

Решение данной проблемы связано с поиском наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации занятий изоискусством с целью реализации духовно-творческого потенциала младших школьников и развития их эстетического отношения к миру.

Поиск эффективных путей овладения изоискусством, развитие системы обучения и нравственна эстетического воспитания учащихся, стремление способствовать достижению вершин творчества вызывали и вызывают закономерный интерес у ученых разных специализаций науки, педагогов, методистов, культурологов, философов, искусствоведов, психологов, физиологов.

Изучением философских проблем взаимосвязи творчества и познания, творчества и нравственно-духовного содержания личности творца занимались Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Блаженный Августин, Д.Локк, К.Щефтсбери, Д.Дидро, У.Хогарт, Ж.Руссо, Ф.Хатчесон, Д.Юм, Э.Берк, Г.Хоум, И.Кант, Ф.Шиллер, В.Гете, Г.Гегель, К.Г.Юнг, З.Фрейд, Э.Фромм и др. Также нравственно-этический аспект художественного творчества, развитие эстетического отношения к объектам окружающего мира рассматривается в работах А.П.Валицкой, Е.С.Громова, В.И.Жуковского, Э.В.Ильенкова, Д.Б.Кабалевского, Ю.М.Лотмана, А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Б.М.Неменского, Д.И.Пивоварова, С.Л.Рубинштейна, П.В.Соболева и др.

В ходе исследования мы опирались на основные теоретические положения отечественных и зарубежных психологов: В.М.Бехтерева, Л.И.Божович, М.И.Буянова, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, З.С.Денисовой, В.С.Мухиной, В.Н.Мясшцева, Л.Ф.Обуховой, Ю.А.Полуянова, Е.И.Рогова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе, М.И.Чистяковой, Р.Арнхейма, Ж. Пиаже, Г.Эберлейн. Проблемы психологии художественного творчества, ее предмет и пути исследования освещаются в трудах Б.С.Мейлаха, Я.А.Пономарева, А.Н.Лука, Г.Л.Тульчинского, Н.В.Рождественской, П.В.Симонова, Б.М.Рунина. Перспективы развития искусства, методы прогнозирования рассматривают В.М.Петров, Л.Г.Бояджиева. Исследованию художественно-творческой одаренности посвящены работы А.А.Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Е.Е.Колчина. В.Л.Дранков определяет многогранность способностей как общий критерий художественного таланта.

Вопросы активизации художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы и студентов в вузе рассматриваются в работах В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева, Б.М.Неменского, Д.Б.Кабалевского, В.В.Корешкова, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Н.Я.Маслова, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова и др.

Проблемы детского художественного творчества и вопросы повышения эффективности преподавания изобразительного искусства младшим школьникам освещены в исследованиях А.И.Васильева, Т.Н.Дороновой, Е.И.Игнатьева,

С.Е.Игнатьева, Э.И.Кубышкиной, О.Р.Лагутиной, Е.М.Новикова, Ю.А.Полуянова и др. Особое внимание развитию ценностного отношения к Человеку, организации внутриколлективных отношений младших школьников уделяется в работах Л.В.Пешковой, Л.С.Романовой, Е.Ю.Александровой, И.В.Бабуровой. Создание культурно-эстетической среды как важное условие духовного развития школьников рассматривают в своих исследованиях Т.К.Мурманцева, Ю.Г.Абрамова, Н Б.Крылова.

Отдельные вопросы по интересующей нас проблеме затрагивались в публикациях и диссертационных исследованиях Н.С.Боголюбова, Т.А.Васильевой, С.Е.Игнатьева, И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, О.Н.Скоблик, В.Г.Смирнова, А.В.Усовой, Ю.Хямяляйнен и др.

Однако анализ научно-методических работ показал, что специальных исследований, посвященных обозначенному аспекту художественно-творческой деятельности, практически нет. Несмотря на обширный круг специалистов, педагогов-практиков, художников, занимающихся данной проблемой, не имеется ее теоретического обоснования и методического обеспечения. Редко встречаются и практические разработки, отсутствуют система заданий и методических рекомендаций, направленных на развитие у младших школьников эстетического отношения к миру, его объектам, что является основополагающим методологическим условием как для сферы рационального знания, так и системы эстетического чувствования, в том числе и художественной деятельности.

Недостаточная разработанность проблемы развития эстетического отношения к миру у школьников в начальный период обучения изобразительному искусству обусловили выбор темы исследования "Система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством".

Объект исследования учебно-воспитательный процесс и художественно-творческая деятельность младших школьников на занятиях изобразительным искусством.

Предмет исследования пути и средства, методические приемы и условия развития эстетического отношения к миру в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Цель исследования: определение содержания и разработка системы методов, обеспечивающих развитие эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством.

Гипотеза исследования: развитие эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством будет проходить более эффективно, если в процессе обучения использовать специально разработанную методическую систему, включающую в себя:

-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения,

-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);

-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.

2. Определить сущность, структуру и специфику развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изоискусством.

3. Разработать шкапы оценочных критериев рисунков учащихся по определению уровня развития эстетического мироотношения.

4. Выявить учебно-методические возможности изобразительного искусства, разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изоискусством.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, педагогов, психологов, физиологов, искусствоведов, культурологов, философов; а также философское положение о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о категориальном единстве прекрасного" и "духовного"; положение о социально-деятельностной и творческой сущности личности, как субъекте исторического развития общества.

Проверка гипотезы и решение поставленных задач определили использование следующих методов теоретического и экспериментального исследования:

-изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ по рассматриваемой проблеме: исторических, диссертационных исследований, периодических изданий, школьных планов и учебных программ по изобразительному искусству;

-изучение, анализ и обобщение практического опыта обучения изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы и учреждениях дополнительного образования;

-опрос, анкетирование, наблюдение за учебной деятельностью учащихся, индивидуальные и групповые беседы с преподавателями изоискусства, а также со студентами старших курсов художественно-графических факультетов; -анализ учебной и творческой деятельности младших школьников; -педагогический эксперимент:констатирующий, поисковый, обучающий

Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1996-1998) включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по изоискусству для уащихся начальной школы, изучался опыт отдельных преподавателей. В этот период определились цели и задачи опытно-экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.

Второй этап (1998-2000) посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Были выделены уровни сформированное™ эстетического мироотношения, разработаны критерии оценки рисунков учащихся 1-2 классов, которые позволили проследить развитие эстетического отношения к миру, своей изобразительной деятельности у младших школьников. Осуществлялась проверка гипотезы исследования.

Третий этап (2000-2001) посвящен обобщению и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественного образования начальной школы.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -предложена и апробирована методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством, включающая в себя:

-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения;

-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);

-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.

-полученными результатами экспериментальной методики доказывается, что развитие эстетического отношения к миру во многом определяет развитие художественно-творческих способностей, изобразительных умений и навыков младших школьников.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в значительной мере способствует развитию изобразительно-творческих способностей, умений и навыков. Результаты данного исследования могут использоваться в дальнейшем совершенствовании этапа развития эстетического мироотношения как важной составляющей детского художественного творчества, а также при разработке смежных проблем.

Научно-прикладное значение состоит в том, что использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей как общеобразовательных школ, так и в системе учреждений дополнительного образования, а также при разработке учебных программ, пособий.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования, опорой на художественно-творческую и педагогическую практику автора.

На защиту выносятся следующие положения

-методическая система развития эстетического отношения к миру у младших школьников в процессе занятий изоискусством, включающая в себя:

-модель совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения;

-цели, задачи и содержание развития эстетичесского мироотношения (комплекс учебных заданий, учитывающий региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся);

-группу методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающую возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату.

-критерии оценки уровня развития эстетического мироотношения для учащихся 1-2 классов в процессе обучения изобразительному искусству;

-научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие эстетического отношения к миру во многом определяет развитие изобразительно-творческих способностей, умений, навыков младших школьников. Апробация и внедрение результатов исследования:

-материалы исследования обсуждались на кафедре теории и методики обучения изобразительному искусству Курского государственного педагогического университета;

-основные положения отражены в статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, сообщались на ежегодных научно-практических конференциях университета;

-апробация результатов проходила на базе школ № 62, 80, 88, Центра творчества детей и юношества, школы-интерната №1 г.Воронежа, школы-лицея № 21, 27 г.Курска.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Диссертационная работа изложена на 198 страницах. Список литературы насчитывает 206 наименований, из них 5 на иностранном языке.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о реальности получения качественных изменений в художественно-творческой деятельности младших школьников и о возможности управлять этим процессом через повышение уровня ЭМО, а также морально-нравственного развития младших школьников.

Сформированность эстетического мироотношения у младших школьников является первоосновой в развитии умений и навыков художественно-творческой деятельности и обеспечивает повышение уровня содержательности, образности и выразительности в детском рисунке. Этапы развития эстетического отношения к окружающей действительности прослеживаются в связи с ростом сензитивных способностей, качественным изменением в компонентах мотивационной сферы и морально-нравственном развитии личности ребенка.

Формирующий этап эксперимента позволил внести определенную ясность в последовательность педагогических воздействий по формированию ЭМО (от развития ценностного отношения к Человеку как важной составляющей мира - к развитию ценностного, эстетического отношения к своей деятельности, природе, искусству и т.д.). Также формирующий этап эксперимента позволил конкретизировать формы работы по формированию эстетического мироотношения.

В связи с этим мы проанализировали ход формирующего этапа эксперимента, который, на наш взгляд, позволил показать как построение нашей методики и специально организованная художественно-творческая деятельность учащихся приводит к возникновению качественно нового отношения детей к окружающей действительности :

-разработка системы методов, приемов, дидактических средств, обеспечивающая возникновение интереса к объекту изображения, процессу изобразительной деятельности, ее результату;

-включение комплекса заданий, учитывающего региональные особенности природы и культуры родного края как средство эмоционально-образного воздействия на учащихся;

-организация совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующаяся на единстве поставленных целей и обеспечивающая развитие эстетического мироотношения;

-положительная мотивация каждого изобразительного задания как выполнение "доброго дела", оказание помощи, проявление доброй воли и т.д.;

-установка педагога на формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе;

-дифференцированный подход при обучении ребенка изстискусству в зависимости от исходного уровня эстетического мироотношения.

Сравнение результатов поисково-констатиру юще го и формирующего экспериментов выявило значительную разницу в содержательной стороне композиций, выразительности создаваемых образов, а также поведенческой стороне самой изобразительно-творческой деятельности младших школьников.

Следует отметить, что изобразительные способности детей повысились в ходе специально подобранных заданий и упражнений (дифференцированный подход).

Итак, анализ рисунков, результатов анкетирования и рисуночного тестирования, а также сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики по развитию эстетического мироотношения в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

Таким образом, проведенное нами исследование, в целом, подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы и показало, что предлагаемая система развития эстетического отношения к миру, реализованная в ходе формирующих занятий, оказывает существенное влияние на художественный уровень развития младшего школьника.

19?

Заключение

В заключении диссертации подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы. В ходе исследования были решены конкретные задачи и получены следующие результаты:

1. Систематизирован и обобщен обширный педагогический опыт, программно-методические материалы по изобразительному искусству в контексте развития эстетического отношения к миру младших школьников.

2. Изучена структура эстетического мироотношения, определены компоненты и функции, выделены и подчеркнуты специфические особенности его развития у младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

3. Определены эффективные пути развития эстетического отношения к миру в преподавании изоискусства и дидактические средства достижения его качественной реализации.

4. Экспериментальной методикой подкреплена целесообразность модели совместной продуктивной деятельности педагога, учащихся, родителей, базирующейся на единстве их целей и обеспечивающей решение как изобразительных, так и воспитательных задач.

5. Разработан научно-методический комплекс по совершенствованию процесса развития эстетического мироотношения в преподавании изобразительного искусства в начальной школе.

6. Эффективность методической системы развития эстетического отношения к миру на занятиях по изоискусству была установлена автором исследования на основании наличия разных уровней эстетического мироотношения младших школьников на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

В качестве фактора роста выступили изобразительные умения, навыки и, как результат, личностные качества младших школьников.

Таким образом, проведенное нами исследование, в целом, подтвердило правильность выдвинутой рабочей гипотезы и показало, что предлагаемая методическая система, реализованная в ходе формирующего эксперимента, оказывает существенное влияние на художественный уровень развития детей, развитие их эстетического отношения к миру. zoo

Подводя итог настоящей диссертационной работы, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс разработанных и апробированных мер педагогического воздействия будет способствовать развитию такого важного и актуального аспекта художественной педагогики как передача подрастающим поколениям основ социального опыта, накопленного человечеством, прежде всего, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.В.Краевский).

Теоретические и методические материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в практической работе преподавателей изобразительного искусства в школе, студентов художественно-графических факультетов, при разработке методических вопросов преподавания изобразительного искусства младшим школьникам.

Полученные в диссертационной работе результаты определяют направления дальнейших теоретических и экспериментальных разработок, в частности они дают возможность пересмотреть роль родителей, их участие в процессе развития эстетического отношения к миру, изобразительных способностей, умений и навыков у ребенка.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Власова, Наталья Викторовна, Москва

1. Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: Сб. ст./ Ростовский государственный педагогический университет/ Отв. ред. В.П.Зинченко. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. -130с.

2. Аллахвердова Н. Дети рисуют. М.: Знание, 1980. -94с.

3. Альманах психологических тестов, рисуночные тесты. М.: Изд-во "КСП", 1997. -320с.

4. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. Пер. с англ./ Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М.: Педагогика, 1982. - 320с., 336с.

5. Андреева Е.К. Путь к ноосфере: Воспитание через природу в средних и старших классах школы Сухомлинского: Препринт. Пущино. НЦБИ АН СССР, 1983. - 39с.

6. Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Смоленск, 1997. - 23с.

7. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. - 240с.

8. Барщ А О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957. - 196с.

9. Басин Е.Я. Нравственная энергия и художественный талант// Философские науки. -1990. №8. С. 101-107

10. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. - 240с.

11. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты: живопись, композиция. Часть 11. М., Изд-во "Советская Россия", 1957. - 84с.

12. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении. Спб., 1910.

13. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. Москва, Ленинград: Государственное издательство, 1928.

14. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество: Диалектика и взаимообусловленность// Художественное творчество и психология. М, 1991. - С. 31-55

15. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1993. - 29с.

16. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества// Вопросы философии. 1999. - №2. - С.35-41

17. Бодалев A.A. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. 1994. -№1. - С. 122-127

18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

19. Божович Л.И. Изучение личности и ее формирование в онтогенезе// Проблемы управления процессом формирования личности. М., 1972.Q

20. Божович Л.И. Этапы формирования личности в литогенезе// Вопросы психологии. 1979. №2. С. 25-36

21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна/ Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. 2-е изд. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352с.

22. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992,- 255с.

23. Валицкая А.П. Эстетическое измерение образования: классическая традиция и современность// Эстетика. Культура. Образование: Сб. мат. 1У Межд. конф. Спб: Изд-во РХГИ, 1997. - С.289-298

24. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию 1-классников (6-летки): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. - 24с.

25. Вергелес Г. И. Формирование учебной деятельности как проблема дидактики// -Младший школьник как субъект педагогического воздействия: Межвузовский сборник науч. трудов. Ленинград, госуд. пед. ин-т им. А.И.Герцена. - Ленинград, 1989. - С.54-72ж

26. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в начальных классах и их общеобразовательное значение: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1968. - 20с.

27. Волков В.Г. Организация восприятия действительности в обучении подростков изоискусству (в системе внеклассных и внешкольных занятий); Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1981. - 22с.

28. Воронеж: Сборник/ Отв. ред. Р.В.Воротникова. Воронеж: Воронежское книжное изд-во, 1961. - 272с.

29. Воронежский заповедник: Фотоальбом/ Автор-составитель Л.Л.Семаго. М.: Советская Россия, 1981. - 156с.

30. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк, 2-е издание. М.: Просвещение, 1967. - 96с.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. Ми.: Современное Слово, 1998. - 480с.

32. Гебель В., Глоккер М. Беседы о детях/ Педагогика Свободы: Альманах вальдорфской педагогики. М., 1995. С.32-41.

33. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 18с.

34. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Предисловие и общ. ред. А.Р.Лурия и В.П.Зинченко. Пер. с англ.. -М.: Прогресс, 1970.

35. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М., Политиздат, 1986. -263с.

36. Громов Е.С. Художественное творчество. М., Политиздат, 1970. -263с.

37. Грюнелиус Э. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего школьного возраста/ Пер. с нем. М.В. Тольской. М.: Изд-во МПИ "Мир книги", 1992. - 72с.

38. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. -Л, 1974.

39. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка/ Под ред. Н.И.Касаткина. -Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1978. -143с.

40. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 96с.

41. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Кн. для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1992. -143с.

42. Дранков В. JI. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта// Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М., 1996.-С.161-173

43. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность: визуальное мышление в изобразительном искусстве. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. -284с.

44. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.; Педагогика, 1986. -112с.

45. Записки воронежских краеведов. Выпуск второй. Сост. А.И.Гайворонский. -Воронеж. Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1983. 239с.

46. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию// Вопросы психологии. 1957. -№1. - С.45-52

47. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению// Психология рисунка и живописи. М., 1954.- 140с.

48. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению// Психология рисунка и живописи. -М., 1954. -140с.

49. ИгнатьевС.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1982. с.

50. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей и критерии ее оценки// Пути повышения эффективности преподавания изоискусства: Межвузов, сб. науч. трудов. М.: Изд-во "Прометей", 1995. - С.26-36

51. Изобразительное искусство в начальных классах/ Б.П.Юсов, М.Н.Семенова и др.; Под ред. Б.П.Юсова, Н.Д.Минц. Мн.: Народная асвета, 1986. - 167с.

52. Иконников А.И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1999. - 33с.

53. Ильенковские чтения: Тезисы выступлений/ Под науч. ред. Г.В.Лобастова. М.: Изд-во МГУП "Мир книги", 1997. - 142с.

54. Искусствознание и психология художественного творчества./ Под ред. А.Я.Зись, М.Т.Ярошевского/ М.: Наука, 1988. - 352с.

55. Историко-культурная карта Воронежского края/ Сост. А.Н.Акиныпин. Воронеж: Изд-во "Коммуна", 1989.

56. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца; Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206с.

57. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. -336с.

58. Келлер М. Прием в вальдорфскую школу/ Педагогика Свобода: Альманах вальдорфской педагогики. М., 1995. С.94-96.

59. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959. - 304с., ил.

60. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996. - 412с.

61. Колчин Е.Е. Художественная одаренность как объект экспериментально-психологических исследований// Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988. - С.320-346

62. Конева Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности// Психологический журнал. 1996. Т. 17. - №6. - С.82-94

63. Кононов В.И. Мемориальные доски Воронежа. Воронеж, Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1984. - 96с.

64. Косенко H.A. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи (на примере художественно-графических факультетов): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. -17с.

65. Корешков В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1994. - 38с.

66. Краеведение. Под ред. А.В.Даринского. М.: Просвещение, 1984. -184с.1. Мб

67. Край Воронежский: история и традиции: 1586-1996.: Межвуз. сб./ Координац. совет по делам молодежи при главе Администрации Воронежской обл., Воронеж, гос. ун-т; [ред.-сост. С.А.Попов]. Воронеж: ВГУ, 1996. Выпуск 1. - 129с.

68. Край Воронежский: опора России/ Сост. Н.Г.Пегарьков. Воронеж: Черноземье, 1997. - 598с.

69. Край Воронежский: судьбы людские. Воронеж: Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1997. - 591с.

70. Край родной: Программа краеведческого движения школьников области на 19972000гг./ Ком. по образованию; Администрация Воронежской обл., станция юных туристов; Ред. А.М.Аббасов. Воронеж: Полиграфист, 1997. - 28с.

71. Край родной: Сб. ст. и очерков о природе родного края. Воронеж, ЦЧ кн. изд-во? 1964. - 59с.

72. Край Черноземный: Альбом репродукций/ Авт.-сост. В.П.Курган. М.: Советский Художник, 1983. - 24л.

73. Край Черноземный: Межобластн. художеств, выставка. Каталог межобласт. худ. выставки "Край Черноземный": 20 янв. 20 фев. 1998г. - Воронеж: ВГУ, 1998. 23с.

74. Краних Э.М., Громан Г. Изучение животных по методу Гете/ Пер. с нем. О.Чибисовой, Н.Григорьевой. М.: Парсифаль, 1995. -208с.

75. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности// Психологический журнал. 1991. Т. 12. - №1. - С. 108-117

76. Кубышкина Э.И. Проблема цвета в изобразительном творчестве школьников 1-6 классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. - с.

77. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192с.

78. Кузин B.C. Психология/ Под ред. Б.Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1982. - 256с.: ил.

79. Кузин B.C. Совершенствование содержания, форм и методов эстетического воспитания учащейся молодежи. М., 1987.

80. Кузин B.C. Формирование пространственных представлений средствами изобразительного искусства// Начальная школа. 1968. - №2. -С.65-68ifit

81. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: в 2-х ч,- М.: Дрофа. 4.2: Волшебный мир. 1997. - 126с.: цв. ил.

82. Кузнецов В.В. Достоинство человека как социокультурная проблема// Эстетика. Культура. Образование: Сб. мат. 1У Междунар. конф. Спб: Изд-во РХГИ, 1997. -С.263-269

83. Лебедко В.К. Особенности развития пространственных представлений в изобразительном искусстве// Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. статей. Выпуск 4. -М.: Прометей, 2000. -С. 14-21

84. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. -116с.

85. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. М. : Медицина, 1985.

86. Ломов Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах: Анализ признаков слухового образа/ Б.Ф.Ломов, А.В.Беляева, В.Н.Носуленко. М.: Наука, 1986. -128с.

87. Лоскутова И.М. Вальдорфские школы как социальный факт в мире и в России (философско-социологический аспект): Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 1997. - 17с.

88. Лотман М.Ю. Об искусстве. С.- Петербург: Искусство - Спб., 1998. - 704с.

89. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. М.: Просвещение, 1992. -320с.

90. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии: Учебное пособие. Спб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. - 136с.

91. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия: комплексный подход: опыт, поиски, перспективы/ Предисл. Б.Кедрова. М.: Искусство, 1985. -318с.

92. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии. 1998. - №1. - С.76-82

93. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. К проблеме "общего" и "специального" в художественно-творческой одаренности человека// Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988. - С.307-320

94. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству/ Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1987,- 144с.

95. Минаков А. Какая нам нужна школа: заметки к вопросу о концепции национальной русской школы// Регион. Спец. выпуск. 1996. - С.9-10

96. Михнюк Н.С. Коллективные формы работы младших школьников на уроках изоискусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 17с.

97. Мищенко З.И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Курск, 2000. 21с.

98. Младший школьник как субъект педагогического воздействия: Межвузовский сборник науч. трудов. Ленинград, госуд. пед. ин-т им. А.И.Герцена. - Ленинград, 1989. - 132с.

99. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе "Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла": Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998. - с.

100. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

101. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия". - 456с.

102. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалева/ Вступительная статья А.А.Бодалева. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 368с. (Серия "Психологи отечества").

103. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. -192с.

104. Новиков Е.М. Влияние региональных особенностей природы и культуры русского Севера на формирование изобразительного творчества младших школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1997. - с.

105. Обухова Л.Ф. Конценция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191с.

106. Овсянников М.Ф., Алехина Л.В. Проблемы искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли. Ташкент, "Узбекистан", 1978. -176с.

107. Омаров Х.Г. Наброски и зарисовки как средство активизации творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках изоискусства: Автореф. дис. канд. пелъд. наук. М., 1993. - 22с.

108. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. -М.: Информационно-издательское агенство "Русский мир", 1996. -160с.

109. Пинский А. Социально-педагогическая ситуация вальдорфского движения в России: внешнее и внутреннее/ Педагогика Свободы: Альманах вальдорфской педагогики. М., 1995. С. 1-16.

110. Полынская И.Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 18с.

111. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР: Кн. для работников дошк. учреждений/ Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер, Т.Беньова и др.; Под ред. Л.А.Парамоновой. М.: Просвещение; Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. - 176с.

112. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве// Вопросы психологии. 1997. -№1. - С. 102-1067(0

113. Полуянов Ю.А. Формирование способностей целостного восприятия цвета у детей// Вопросы психологии. 1980 а. №1.

114. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей: Сообщение 1: Анализ композиции детского рисунка// Новые исследования в психологии. М.,1980 б.№2 (23).

115. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей: Сообщение 11: Анализ построения изображения детьми// Новые исследования в психологии. М.,1981 а. №1 (24).

116. Полуянов Ю.А. Методы изучения детского рисунка: Сообщение 111: Анализ цвета// Новые исследования а психологии. М., 1981 б. №2 (25).

117. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982а.

118. Полуянов Ю.А. Психологические особенности понимания произведений искусства детьми младшего школьного возраста// Музей и дети. Ташкент, 1982 б.

119. Полуянов Ю.А., Борисовская О.Б. Соотношение вербального и изобразительного в содержании детского рисунка// Психология формирования личности и проблемы обучения. М., 1980.

120. Потапова E.H. Радость познания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. -96с.

121. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. М.: Дрофа, 1999. - 224с.

122. Психология одаренности детей и подростков/ Авт.: Бабаева Ю., Лейтес Н. М.: Академия, 1996.

123. Психология процессов художественного творчества. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - 285с.

124. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1990. - 264с.

125. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/ Под ред. В.В.Давыдова; Научно-исследоват. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1990. -160с.гн

126. Пыльнев Ю.В., Рогачев С.А. Школы и просвещение Воронежского края в ХУ111 веке. Воронеж: "Квадрат", 1997. - 88с.

127. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. М.: Просвещение, 1997. - 224с.

128. Раев А.И. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия// Младший школьник как субъект педагогического воздействия: Межвузовский сборник науч. трудов. Ленинград, госуд. пед. ин-т им. А.И.Герцена. -Ленинград, 1989. - С.3-13

129. Разумный В.А. Клуб и эстетическое воспитание в семье: Пособие для работников клуб, учреждений/ Всесоюзн. науч.-метод, центр народного творчества и культурно-просветительской работы. М.: ВНМ ЦНТИ КПР, 1988. - 100с.

130. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов/ Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов и др. М.: Просвещение, 1989. - 207с.

131. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1998. - 456с.

132. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1980. - 200с.

133. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. - 192с.

134. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., доп. т перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239с.

135. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества// Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1996. - С.91-103

136. Рубинштейн С.Л. Человек и мир/ Отв. ред.: К.А.Абульханова-Славская, А.И.Славская. М.: Наука, 1997. - 189 2. с. (памятники психологической мысли).

137. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Отв. ред. Е.В. Шорохова. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1976. - 414с.

138. Рыданова И.Н. Семья и мир прекрасного. Минск: Нар. асвета, 1982. - 96с.m

139. Саймон Б. Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В.Я.Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. - 200с.

140. Сапего И.Г. Предмет и форма/ Искусство: проблемы, история, практика. М.: Советский художник, 1984. - 304 с.

141. Симонов П.В. Сознание и сопереживание// Психологический журнал. 1996. -Т. 17, №3. - С.3-8

142. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981. - 189с.

143. Скоблик О.Н. Влияние эмоционального отношения к родителям на развитие общих способностей ребенка (младший школьник): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. -22с.

144. Смирнов В.И. Предмет творчества// Эстетика. Культура. Образование: Сб. мат. 1У Межд. конф. Спб: Изд-во РХГИ, 1997. - С.40-44

145. Смирнов В.Г. Изучение искусства родного края как проблема и как средство эстетического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1977. - 26с.

146. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. - 144с.

147. Соболев П.В. Программа курса "Основы эстетики"// Эстетика. Культура. Образование: Сб. материалов 1У Междунар. конф. Спб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - С.270-288

148. Соболев П.В. Художественная ценность: к вопросу о содержании понятия// Эстетика. Культура. Образование: Сб. мат. 1У Междунар. конф. Спб: Изд-во РХГИ, 1997. - С.92-97

149. Степанов В.Р., Кузнецова JI.B. Проблемы экологии языком искусства: Программа интегрированного учебного курса с тематическим и поурочным планированием. - Чебоксары: Изд-во "Клио", 1993. - 72с.

150. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. 4-е изд. -М., "Академия", 1997. - 96с.

151. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие/ Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1989. - 288с.

152. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. труды. М., 1985. -250с.

153. Торпшлова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989. - 141с.

154. Усова A.B. Влияние отношения родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет: Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1996. - 26с.

155. Ушакова Л. Г. Природа как важный фактор нравственно-эстетического воспитания детей (из истории вопроса)// Актуальные проблемы художественно-педагогического образования: Сб. статей. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, гос. пед. ун-та, 1999.-С.92-99

156. Учанева Л.С. Психолого-эстетическая природа синестезии// Эстетика. Культура. Образование: Сб. материалов 1У Междунар. конф. -Спб.: Изд-во РХГИ, 1997. С.65-73

157. Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство, 111 класс/ Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания. М.: Просвещение, 1967. - 96с.

158. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г.Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. - 448с.

159. Хрестоматия по психологии художественного творчества/ ред.-сост. А.Л.Гросман. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1996. - 200с.

160. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы: Пер с фин.: Кн. для воспитателей, родителей. М.: Просвещение, 1993. - 112с.

161. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И.Буянова. М.: Просвещение, 1990. - 128с.

162. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе. Курск, изд-во КГПИ, 1994. - 166с.

163. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в педвузе: Автореф. дисс. док. пед. наук. М., 1995. - 31с.