Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Полоцкая, Елена Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Кострома
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Полоцкая, Елена Викторовна, 2006 год

Введение

Глава I. Теоретические основы социального воспитания детей-сирот в православном приюте

1.1 Религия как фактор социализации детей, подростков, молодежи

1.2 Потенциалы православия в социальном воспитании детей-с и рот

1.3 Опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России: история и современность

Глава ii. Реализация педагогических условий социального воспитания детей-сирот в православном приюте

2.1 Особенности социального воспитания в православном приюте

2.2 Педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте 1 I I

2.3 Анализ результатов опытпо-эксперименталыюй работы 148 Заключение 172 Список литературы 176 Приложения

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социальное воспитание детей-сирот в православном приюте"

Актуальность исследовании обусловлена острым системным кризисом 90-х годов в нашей стране, отразившимся не только на материальном, но и на духовно-нравственном здоровье населения, приведшем к нестабильности института семьи, росту числа безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков, появлению социального сиротства. Сегодня в России около полумиллиона сирот, из которых 95% - социальные сироты.

Современная картина призрения детей, оставшихся без попечения родителей, неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, во-первых, переполнены; во-вторых, многие из них испытывают серьезные финансовые затруднения; в-третьих, нуждаются в квалифицированных кадрах; в-четвертых, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов экономики, трудности в общении, социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - вот тот далеко не полный перечень проблем, которые грозят ребен-ку-спроте.

В последние годы в педагогической и психологической пауке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, пх соцналыю-иедагогпческой поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения. Много внимания этим процессам уделяется в исследованиях, посвященных детям «группы риска» (JI.M. Антонова, И.Ф. Дементьева, II.И. Казакова, А.Л. Лнхтарникова, Л.Я. Олифе-ренко, H.H. Савина, Т.Н. Шульга н др.), особенностям социального развития ребенка, лишившегося попечения родителей (Ж.А. Захарова, B.C. Мухина, И.И. Осипова и др.), причинам и природе социального сиротства

B.B. Беляков, В.И. Брутмап, O.A. Дорожкииа, A.M. Нечаева и др.), организации воспитательной работы в детских домах и профилактики разного рода отклонении у их воспитанников (JI.В. Байбородова, И.Е. Байтиигер, М.А. Ковальчук, Е.В. Козлова, В.В. Маркушева, Е.А. Обухова, О.В. Решетников, A.B. Роготиева, М.И. Рожков и др.), патронату (J1.C. Алексеева, Ж.А. Захарова, И.И. Оспиова и др.). В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.

Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношении.

Все это делает необходимым анализ воспитательного процесса в различных учреждениях, которые проводят работу с данной категорией детей и подростков, в том числе осмысление опыта деятельности православных приютов.

Начавшийся по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности русской православной церкви. Становится очевидной необходимость изучения и практического применения зарубежного п отечественного опыта воспитания, социализации детей-сирот в конфессиональных приютах и школах, которые, используя потенциалы религии, помогают восстановить духовно-смысловое па-чало своей жизни, сформировать собственное мировоззрение, базирующееся па религиозных и национальных ценностях и установках.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время еложилось несколько противоречии:

- между все возрастающей потребностью в организации социально-педагогической помощи п защиты детей-сирот и недостаточной эффективностью ее оказания в государственных учреждениях, которые испытывают разного рода затруднения;

- между увеличением числа детей, лишенных попечения родителей, и необходимостью диверсификации учреждений, в которых осуществляется процесс их социального становления;

- между потребностью научной разработки содержания, форм и методов социального воспитания детей-сирот в конфессиональных учреждениях и недостаточным освещением этих проблем в научных исследованиях;

- между историческим и современным зарубежным и отечественным опытом социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в конфессиональных приютах и недостаточным его осмыслением в педагогической теории;

- между признанием необходимости совершенствования процесса социального воспитания детей-сирот в условиях православного приюта и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому.

Осознание данных противоречий, актуальность темы исследования, недостаточная ее разработанность в социально-педагогической науке позволили сформулировать проблему исследования: при каких педагогиче ских условиях процесс социального воспитания детей-сирот в православном приюте протекает эффективно?

Цель исследовании: выявить п охарактеризовать педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

Объект исследовании: процесс социального воспитания детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте.

Предмет исследовании: педагогические условия эффективности социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

В основу исследования положена гипотеза: социальное воспитание детей, лпшеппых попечения родителей, в православном приюте протекает эффективно, если его содержание предусматривает сочетание светского и религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется на идеях семейственности их жизнеустройства и открытости.

Исходя из цели н гипотезы, были поставлены и решались следующие задами:

1) раскрыть сущность православного воспитания и охарактеризовать его социализирующие потенциалы;

2) проанализировать исторический и современный опыт социального воспитания детей-сирот в православных приютах России;

3) определить содержание, формы и методы социального воспитания, обеспечивающие успешную социальную адаптацию детей-сирот в православном приюте;

4) выявить и обосновать педагогические условия эффективного социального воспитания детей, лишившихся родительского попечения, в православном приюте.

Теоретико-методологической базой исследовании стали:

- общенаучные идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, 10.Г1. Сокольников, JI.il>. Спирин, Э.Г. Юдин и др.); деятелиюстпого (К.А.Абульхаиова-Славская, J1.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн, З.Ф. Чехлова, В.Д. Шадрнков, Д.Б. Элькоппи и др.); личпостио-орнеитпрованиого (£.В. Бопдаревская, C.B. Кульпевпч, А. Маслоу, К.Роджерс, В.В. Сериков, A.C. Хуторский, И.С. Якиманская и др.) подходов;

- основные положения теории и методики христианского воспитания (A.C. Ананичев, U.E. Голубииский, В.В. Зепьковский, A.B. Карташев, C.B. Климов, С.С. Куломзниа, II.10. Матвеева, И.Д. Никаидров, Б.В. Ничипо-ров, Т.В. Склярова, Р.В. Янушкявичюс и др.); проблемы духовного воспитания с позиций диалога православной и светской педагогики (В.А. Беляева, И.А. Соловцова и др.);

- концептуальные представления о сущности н содержании социального воспитания (A.B. Волохов, М.А. Галагузова, A.B. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокип и др.), особенностях организации носиитательио-образовательиой и соцмалыю-педагогическоп деятельности в конфессиональных учреждениях для детей-сирот (Т.А. Аксененко, Л.В. Байбородова, И.А. Бобылева, A.M. Голик, Ж.А. Захарова, В.И. Кливер, М.А. Ковальчук, 10.М. Мерзляков, A.M. Нечаева, A.M. Овчинников, М.В. Стрельцова и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (анализ философской, психологической, соцнальпо-педагогпческой литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогического опыта н собственной деятельности, моделирование), эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, метод независимых характеристик) и опытио-эксиеримептальпая работа.

Базой исследования явились: Ковалевский детский дом, Православный детский приют для девочек при Троице-Сыпаново Пахомиево-Ыерехтском монастыре, приют для детей-сирот имени праведного Иоанна Кронштадтского при Богоявлсиско-Апастасинпом женском епархиальном монастыре г. Костромы.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

- па первом этапе (2002 - 2003 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические и методические подходы к ее изучению, накапливался и систематизировался опыт воспитательной работы в сиротских учреждениях России;

- па втором этапе (2003 - 2005 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее опытно-экспериментальной проверки, проектировалась и апробировалась модель социального воспитания в православном приюте, собирался фактический материал, свидетельствующий о педагогических условиях эффективного социального воспитания в таком конфессиональном приюте, проводилось уточнение отдельных положений гипотезы;

- на третьем этапе (2005 - 2006 гг.) обобщались и осмысливались результаты опытпо-эксперимеиталыюй работы, осуществлялась их теоретическая интерпретация, оформлялось диссертациоипое исследование, разрабатывались научно-методические рекомендации.

Обоснованность н достоверность результатов исследования обеспечивались непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиции автора, логикой опытпо-эксперпмепталыюй работы, использованием взаимопроверяющпх теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, предмету и объекту изучения.

Лпчпып вклад автора состоял в разработке общего замысла и основных принципов исследования, в руководстве и непосредственном участим в опытно-экспериментальной работе, в повышении квалификации педагогов, в анализе результатов и обобщении материалов.

Паучпаи новизна н теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

- проведен анализ содержания социального воспитания в православных приютах, определены его потенциалы, раскрыта сущность;

- разработана модель социального воспитания в православном приюте;

- выявлены п обоснованы педагогические условия эффективного социального воспитания дегей-сирот в православных приютах;

- выделены п охарактеризованы критерии и показатели определения эффективности социального воспитания таких детей в православном приюте.

Практический значимость исследования состоит в том, что:

- полученные в его ходе результаты могут быть положены в основу программ социального воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и педагогов, работающих с такими детьми в конфессиональных приютах;

- систематизированный теоретический материал и опыт организации социального воспитания детей-сирот в православном приюте может быть использован в работе педагогов-организаторов, социальных педагогов, в их подготовке и повышении квалификации.

По результатам исследования разработай и внедрен спецкурс «Основы православного воспитания детей-сирот» для студентов Института педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова.

Апробации и внедрение результатов исследования: ход, основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр социальной педагогики и социальной работы КГУ им. H.A. Некрасова, на традиционных научно-практических конференциях аспирантов и молодых ученых Института педагогики и психологии КГУ им. H.A. Некрасова, па церковно-обществениом форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России» (Москва, 2004 г.), международном симпозиуме «Гендерпые ценности и самоактуалнзация личности и малых групп в XXI веке» (Кострома, 2004 г.), международной научно-практической конференции «Региональные особенности социальной адаптации мигрантов» (Кострома, 2005 г.), па Всероссийской православной научно-богословской копферепцпп «Радуйся, Заступнице усердная рода христианского. Православная паука вчера, сегодня, завтра» (Екатеринбург, 2005 г.), па курсах повышения квалификации для социальных педагогов и со цп ал ы I ы х рабоп I и ко в.

Основные положении, выносимые на защиту:

1) Социальное воспитание в православном приюте носит целенаправленный идеалосообразиый характер, базируется на динамике перехода от комментированного изложения взрослыми концептуальных идей мировоззрения к их принятию детьми через включение отдельных элементов в повседневную жизнедеятельность п создание ситуации для самостоятельного воспроизведения в будущем.

2) Социальное воспитание в конфессиональном приюте реализует информационную, смыслообразующую, коммуникативную, ресоциализирующую функции, осуществляется в различных видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой), её ядром является духовность и нравственность, которые базируются на ценностях (Истина, Добро, Красота, Служение), влияющих па интеллектуальную, эмоцпоналыю-мотивационную, экзистенциальную сферы.

3) Педагогическими условиями его успешности являются: сочетание в социальном воспитании светского и религиозного элементов, социально-бытовое н ценностное ориентирование, физическое, нравственное и социальное закаливание; семейственность жизненного устройства и открытость.

Структура диссертационного исследования определена его логикой. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключенно

В последние годы в педагогической и психологической науке значительно усилился интерес к разработке вопросов, связанных с воспитанием детей-сирот, их социально-педагогической поддержкой, с деятельностью различных учреждений их призрения.

В то же время аспекты социального становления воспитанников в условиях православного приюта не стали предметом специального изучения.

Поэтому для современного российского общества и государства актуальным остается вопрос, связанный с определением путей и форм, обеспечивающих благоприятные условия для социального взросления детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной адаптации и интеграции в систему социальных отношений.

Как свидетельствует анализ нсторпко-педагогической литературы, во все периоды своего существования Русская православная церковь особое внимание уделяла детям, оставшимся без попечения родителей, подкидышам.

Особенностями всех православных приютов были: небольшой состав воспитанников; приоритетность индивидуальной формы работы с детьми, выбитыми из жизненной колеи; упор на семейнообразность отношений, ориентация на компенсацию и реабилитацию; продолжительность пребывания в них воспитанников не зависела от какого-либо определенного срока; трудовое участие детей совместно с педагогами в самообеспечении; сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Традиции православных приютов в начале XX века были нарушены социальными катаклизмами, которым подверглась страна.

Начавшийся по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной церкви был связан с реализацией благородной миссии в отношении детей-сирот. Она стала выполняться в сложный период жизни российского общества, возрождая традиции, издавна существовавшие в деятельности Русской православной церкви.

Анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:

- в них па воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно-развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;

- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;

- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу. Используя системный анализ, метод экспертных оценок, приемы моделирования и реконструкции, нами разработана модель социального воспитания в православном приюте, которая включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

В ходе исследования было установлено, что реализация этой модели социального воспитания в православном приюте достигается при соблюдении ряда условий: сочетание светского н религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется па идеях семейпообразности и открытости.

Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному воспитанию в православном приюте как воспитательной организации определялись через: экспертную оценку, которую по специально разработаппоп схсмс давали педагоги, работающие с данными детьми; включенное наблюдение; опрос воспитанников; анализ документов, писем и судеб выпускников приютов.

Совокупная оценка общих показателей социальной воспитанности (отношение к людям, направленность личности, тревожность, агрессивность, избегание неудач, планы на будущее, адаптивность, активность, автономность) свидетельствует в целом о положительной динамике, более высоких воспитательных результатах в том приюте, где реализовывались все три обозначенные педагогические условия.

Таким образом, результаты исследования показали, что если выполняется совокупность педагогических условий, которые сформулированы в гипотезе, то процесс социального воспитания детей и подростков в православном приюте протекает успешнее, его выпускники имеют твердые убеждения, сформированный социальный и личностный статус, более адаптированы к жизни в меняющемся обществе, демонстрируют большую устойчивость при воздействии па них неблагоприятных жизненных факторов.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, доказало обоснованность теоретических положений, разработанной модели и позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ научных публикаций, социально-педагогической литературы показывает, что конфессиональное воспитание обладает значительным потенциалом в социализации молодежи, приобщая ее к культурному достоянию этноса, христианским ценностям, нравственным нормам, дает поведенческие образцы через поступки воспитателей.

2. Социальное воспитание в православном приюте носит целенаправленный идеалосообразиый характер, базируется па динамике перехода от комментированного изложения взрослыми концептуальных идей мнровоз-дания к их принятию через включение отдельных элементов в повседневную жизнедеятельность н создание ситуаций для самостоятельного воепроизведения в будущем.

3. В решении задач социального воспитания огромное значение принадлежит интеграции принципов православного воспитания (ненасилия, своевременности, единства педагогических влияний, личностности, аптрополо-гичности) и собственно социального воспитания (дополнительности, куль-туросообразпости, центрации), реализации воспитательно-образовательных программ или элективных курсов типа «Человек», направленных на познание социальной действительности и накопление опыта самостоятельного взаимодействия с социальной реальностью.

4. Социальное воспитание детей, лишенных попечения родителей, в православном приюте протекает эффективно, если его содержание предусматривает сочетание светского и религиозного элементов, соцнальпо-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется па идеях семейнообразности и открытости.

Результаты нашего исследования не претендуют на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Перспективными для дальнейшего изучения являются такие вопросы, как: влияние конфессиональной специфики приюта на особенности содержания, форм и методов социального воспитания несовершеннолетних; интеграция деятельности разных служб с целью повышения качества образования и социального воспитания питомцев приютов; подготовка педагогов для конфессиональных приютов и повышение их квалификации.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Полоцкая, Елена Викторовна, Кострома

1. Аверипцев С. Христианство в истории европейской культуры: Фрагменты лекции, прочитанной в одном из московских лицеев// Лицейское и гимназическое образование. 1999. - № 2. - С. 34-39.

2. Агафонов А. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

3. Дом милосердия»// Воспитание школьников-2003.-№5.-С. 51.

4. Ажиакипа 11.Б. Социальная работа Русской Православной церкви// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 59-62.

5. Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность наши беды// Воспитание школьников. 2002. - № 7. - С. 60-63.

6. Азаров 10. Как пайти веру: Как изучать проблему духовности в средней школе?// Педагогический вестник. 1997. - № 9. - С. 3.

7. Азарова Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: Автореф. дис.канд. пед. паук. Рос-тов-на-Доиу, 2004. - 25 с.

8. Акимова Е. Содружество// Социальная работа. 2003.-Ы 1.-С. 39-40.

9. Аксененко Т.А. Педагогические условия социализации воспитанников школы-интерпата: Автореф. дне. . канд. пед. наук. Пенза, 2002.-18 с.

10. Ананичев A.C. Специфика социально-педагогической деятельности православных религиозных центров: (на опыте Троице-Сергиевой Лавры): Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. - 22 с.

11. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX начало XX века): Автореф. дис.канд. пед. наук-М., 2000.-20 с.

12. Андреева И.Н. Антология но истории и теории социальной педагогики. -М., 2000.-174 с.

13. Антология педагогической мысли христианского Средневековья/ Сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. В 2-х Т. М., 1994.-352с.

14. Антология социальной работы: в 5 Т. Т. 1: История социальной помощи в России/ Сост. М.В. Фирсов. М., 1995. - 288с.

15. Антонова Л.Н. Региональное управление соцналыю-педагогической системой поддержки детей группы риска: Автореф. дис.д-ра пед. наук. М., 2005.-46 с.

16. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социологические исследования. -2003. -№9. -С. 61

17. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи// Учитель. 1998. - №3. -С.31.21 .Архиепископ Ивановский и Кипешемский. О семье и воспитании М., 1998. -75 с.

18. Архимандрит Иоанн. О воспитании детей. М., 1996. - 1 15 с.

19. Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта// Вестник психосоциальной и коррекциопио-реабнлитацнониой работы. 2003. -№4.-С. 52-63.

20. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование// Педагогика. 2003. - №8. - С. 35-41.

21. База данных по различным отраслям науки «Научная ceTb»//http://w\vw.nature.ru/.

22. База данных по социальной работе Социально-реабилитационного Центра (с приютом) для несовершеннолетних г.Кемерово// http:// www.kuzbassnet.ru/social/.

23. База данных по социальной работе Центра духовного развития молодёжи Данилова монастыря Московского патриархата// http://www.synergia.itn.ru/kei-igma/.

24. Байбородова Л.В., Жедупова Л.Г., Ковальчук М.А., Посысоев О.Н., Рожков М.И. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот. Ярославль. - 1999. - 67 с.

25. Байтингер И.Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 18 с.

26. Балашов N.B. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. М., 2001. -96 с.

27. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. наук. Кострома, 1999. - 19 с.

28. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике: (Вторая половина XIX нач. ХХв.)//Педагогика. - 1998. 2. - С. 70-75.

29. Барулин B.C. Социальная философия. М., 2000. - 560 с.

30. Басов АЛ I. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дис.капд. пед. паук. Кострома, 1999. - 22 с.

31. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в России. Кострома, 1999. - 364 с.

32. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.М. История социальной педагогики. -М., 2005.-256 с.

33. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.I I. Социальный педагог: Введение в профессию. М., 2006. - 256 с.

34. Безрогов В.Г. «Станьте как дети»: педагогические идеи Нового Завета// Педагогика. 2002. - № 4. - С. 55-62.

35. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1994. - 338 с.

36. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк.-М., 1993.-84 с.

37. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком// Педагогика. 1996. - № 5. - С. 3 - 9.

38. Благотворительность и милосердие// Сб. науч. тр. Федер. Службы занятости России/ Под ред. В.Н. Ярской. Нижний Новгород, 1997. -242 с.

39. Бобылева H.A. Педагогические условия постиптерпатной адаптации выпу-Ф скпиков образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенныхродительского попечения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владимир, 2000. - 22 с.

40. Бобылева H.A., Зотова H.A., Петрусепко О.В. Детский дом без детей. М., 2005.-80 с.

41. Богомолова J1.H. Педагогика Российского Зарубежья в контексте диалога// Российское Зарубежье: Образование, педагогика, культура в 20-50-е годы XX века. Саранск, 1998. - С. 62-67.

42. Богушева Е. Воспитание девочки верующими родителями от рождения добрака. М., 2002. - 160 с.

43. Большой энциклопедический словарь. Москва - Санкт-Петербург, 2002. - 1456 с.

44. Бордовская Н.В., Реап A.A. Педагогика. СПб., 2004. - 300 с.

45. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированиый подход//Гумаиистиче-екая и трапсперсопальиая психология: Хрестоматия. Минск, 2000. - С. 159-187.0 50.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. - 216 с.

46. Бродский М.А. Чтение и обсуждение библейских сюжетов и образов со школьниками среднего и старшего возраста. М., 1995.

47. Брутман В. Причины социального сиротства: Аналитический взгляд на проблему//Социальная работа. 1994. - № 2/5. - С. 36-41.

48. Ф 53.Быков A.B., Шульга Т.Н. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков.-М.,2001.—100 с.

49. В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М., 2001. - 304 С.

50. В начале пути. М., 2002.-320 с.

51. Валеев И.И., Тайчннов М.Г., Хамитов Э.Ш. Традиционная духовная культура в современной педагогической системе: Роль религии и традиций в духовном развитии учащихся национальных школ Российской Федерации//

52. Ф Современная школа: опыт, проблемы, попски.-М.,1997.-С. 13-38.

53. Вальков В.И. Межведомственный подход к социально-педагогической работе//Педагогика. 1999. 8. - С. 100-104.

54. Варзапова Т.И. Молодежь и религия: Возрастные и тендерные аспекты религиозности//Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Инф.-аналнт. бюллетень РАГС. М., 1998.-№ 1-2.-С. 10-19.

55. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М., 2000.-440 с.ф бО.Васюкова H.A. Словарь иностранных слов. М., 2001. - 640 с.

56. Владимиров А.(священник) Урок целомудрия: Проблемы нравственного воспитания с позиций православия//Педагогика.-1997.-№ 4-С.52-57.

57. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. -М., 2001.-443 с.

58. Воспитание детей. M., 2000. - 120 с.

59. Воспитание здорового ребенка. Хрестоматия в двух частях. М., 2004.420 с.

60. Все дети наши. - M., 1998.

61. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева// Журнал Московской патриархии. 1992. -№ 9. - С. 45 - 46.

62. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей: анализ статистических данных. М., 2000. - 35 с.

63. Галицкая H.A., Метлик И.В. Изучение религии в светской школе и проблема воспитания веротериимости/Юбразование. -2003. -№ 6. С. 23-42.

64. Гармаш JI.C. Назначение, цели п задачи примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура»// Образование.• 2003.-№3.-С. 26-33.

65. Гершупский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: Гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М., 1998. -С. 492-573.

66. Гликмаи И. Вера, религия и педагогика// Aima mater. 2002. - № 3. - С.32.37.

67. Глнкмаи И. Вера, религия и педагогика// Наука и школа. 2000. -№ 4. - С.33.41.

68. Гликмап И. Религия и школа//Учитель. 1999. - № 6. - С. 36-40.

69. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства: Ресоциализация детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в Химкинском приюте для детей и подростков. М., 2000. - 192 с.

70. Голубинскии Е.Е. История русской церкви. М., 1997. -926 с.

71. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Российской Федерации// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 36-43.

72. Горченко С.А. Специфика современного общества и концепция социальной работы с детьми-сиротами// Все дети паши. - М., 1998. - С. 200-205.

73. Горшкова Е.А. Воспитательные дома и приюты в Российской империи // Педагогика. 1995. - № I. - С. 117-119.

74. Государственная семейная политика: опыт регионов России по социальной защите семьи и детства. М., 1999. - 94с.

75. Гребнев Л.С. Комментарий к приказу о религиозном образовании от 10.07.2003 № 2883// Образование. 2003. - № 4. - С. 5-8.

76. Гребиев Л.С. Образование и будущее России в многоконфессионалыюм мире// Образование. 2003. - №3. - С. 4 -13.

77. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание (выступление Министра образования РФ В.М.Филиппова на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г.)// Школа духовности. 1999.-№ 4. - С. 9-13.

78. Гусев Г.В. Социальная педагогика Православной Церкви// Педагогика.1999.-№3.-С. 92-96.

79. Гущина Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Автореф. дис.канд. пед. наук. Кострома, 2005. -25 с.

80. Давыдова Н.Д. Коновалова О.В. Христианство. Две тысячи лет: история и современность/ /Библиография. 2000. - №4. - С. 70-77.

81. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание/ В.И.1. Даль. -М., 2002. -984 с.

82. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: геиезпс и профилактика. М.,2000.-48 с.

83. Дети без родителей. Данные из отчета о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнениюпрограммы «Дети-сироты»// Милосердие.ги. 7 июня 2004.

84. Дети социального риска и их воспитание/ Под ред. Л.М. Шипицынной.1. СПб., 2003.-с. 144.

85. Детский дом // http://detdom.net.ru// http://detskiedomiki.ru.

86. Детское счастье. М., 1998. - 56 с.

87. Додопов В.И. Понятие духовности и душевности в воспитании человека в контексте русской религиозной философии конца XIX начала XX вв.// Педагогика и политика в образовании России конца XIX- начала XX веков. - М., 1997. - Ч. I . - С. 6-22.

88. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.)//Журнал Московской патриархии. 1997. -№ 3. - С. 12 - 82.

89. Доклад председателя отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Архиерейский Собор 2004// Седмица.ру. 3-8 октября 2004.

90. Дорожкина О. «Надежда» детям-сиротам: помощь в самостоятельном жизнеустройстве// Народное образование. - 2002. -N» 6. - С. 175-179.

91. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства: Общественная организация воспитанников детских домов и школ-интернатов «Надежда»// Социальная работа. 2003. - N I. - С. 30-32.

92. Дорожкина O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Дне.д-ра пед. паук. М., 2001. - 405 с.

93. Дорожкипа O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис.д-ра пед. наук. М., 2001.-41 с.

94. Доронина Л.Г. Воспитание духовности на уроках словесности// Школа духовности. 2000. - №4. - С. 37-40.

95. Дубицкий В.В. Актуальность идей К. Маихейма о социальном воспитании// Социологические исследования. 2004. - № 8. - С.

96. Дымнова Т. Психотерапевтические функции религии: Религия и семья // Школа. 1996.-№5.-С. 62-67.

97. Егоров В. Преподавание научных дисциплин в школе как один из возможных путей Богопозиания // Школа. -2000. -№ 1. С. 24-26.

98. Ежов И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Яснополянского детского дома. Ясная По• ляпа, 1997.

99. Ельцова Мария Новоселье в детском приюте «Отрада и утешение»// Церковный вестник. 2003. - № 17(270). - http://www.tserkov.info.

100. Ельчанинов А. История религии. М., 1991. - 249 с.

101. Ермолин A.A. Социально-нравственное воспитание подростков в условиях молодежного объединения «Новая цивилизация»: Автореф. дис. .иканд. пед. паук. М., 2002. - 22 с.

102. Зарайская JT. Пробуди и укрепи: Православная этика// Народное образова• ние. 2000. - № 3. - С. 195-199.

103. Захарова Ж.А. Социально-педагогические основы воспитания усыновленного ребенка в семье: Автореф. дне.канд. пед. наук. Кострома, 2001.- 19с.

104. Зборовский Г.Е., Костина И.Б. К взаимодействию религиозного и светского образований в современных условиях// Социологические исследования.-2002.-№ 12.-С. 107-112.

105. Зеиьковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской аптропоф логии/ Ред. и сост. П.В.Алексеев. М., 1996. - 270 с.

106. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. - 347 с.

107. Зеиьковский В.В. Церковь и школа/ Публик. В.А. Владыкиной // Русская школа. М., 1994. - С. 103-122.

108. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача.• М., 2001.-475 С.

109. Ильин В. Православие//Смена.-2002.-№ 12.-С. 112-120.ф 117. История социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайиышева. М., 1998.

110. Какими вырастут наши дети/Сб. ст. интернет-журнала Сретенского монастыря «Православие.ру». М., 2003. - 176 с.

111. Какурин A.A. Что такое духовность?// Школа духовности. 2000. - № 3. -С. 6-15.• 120. Калашникова A.A. Проблемы социализации детей-сирот в закрытыхучреждениях// Социальная политика социального государства. Нижний Новгород, 2002. - С. 302-304.

112. Калинина Г.В. Православной маме: в ожидании первенца. М., 2001. -256 С.

113. Камаева Г.И. Воспитательный дом как модель организации реабилита• циоиного пространства для дезадаптированных детей: Структура, задачи// Вестник психосоциальной и реабилитационно-коррекционной работы. • 1999.-№ 1.-С. 73-78.

114. Каменская E.H. Педагогика: курс лекций. Росгов-па-Дону, 2004. -160 с.

115. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ Под ред. A.M. Арсеньева. М. 1982. - 704 с.

116. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. - 125 с.

117. Караковский В.А. Учитель и время // Школа. 1996. -№ 2.-С. 5-6.

118. Карина О.В. Социально-психологические особенности проявления за• щитиых механизмов у детей в условиях приюта: Автореф. дис.канд. психол. наук. Иваново, 2005. - 23 с.

119. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1.-М., 1992.-568 с.

120. Карунин Е.А. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения// Мир образования образование в мире. - 2003. - № 3. - С.• 129-133.

121. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков ф характера у детей и подростков. М., 2000. - 301 с.

122. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание// Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 18-33.

123. Кливер В.И. Формирование профессионального самоопределения детей-сирот в образовательных учреждениях интернатного типа: Автореф. дис. .

124. Ф канд. пед. наук. Кемерово, 1999. - 23 с.

125. Климов C.B. Христианский смысл милосердия // Милосердие/ Под ред. Мчедлова М.П. M., 1998. - С. 23 - 89.

126. Ковалёва Л. Идея земца Перотте. Яковлевский сельский приют // Губернский дом . 2000. - № 3. - С. 45-46.

127. Козлова С.А. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я -человек». М., 2001 - 96 с.

128. Колесникова Н.Б. Педагогические основы формирования индивидуаль-Ф ного нравственного сознания младших школьников: Автореф. дис.канд.пед. паук. Самара, 1999. - 20 с.

129. Колодин А. Политика полумер: Религиозное образование: Проблемы остаются//Учитель. 1998. -№ 6. -С. 14-18.

130. Колодин A.B. Религиозное образование в государственной школе: История и современные аспекты // Школа. 1998. - № 6. - С. 42-68.

131. Комарова Е. Образование и православне//Учительская газета. 1998. -№25.-С. 6-7.ф 140. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии. 1991. - № 7.-С. 40 - 42.

132. Костикова М.Н. Вероисповедная политика министерства народного просвещения российской империи в XIX веке: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Курск, 2002. - 35с.

133. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж.-Ж. Руссо и * И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики. Курск, 2004. - 22 с.

134. Краевскнй В.В. Воспитание или образование?// Педагогика. 2001. -m №3,-С. 3-10.

135. Кузьмин К.В, Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). М, 2003. -480 с.

136. Кузьмина СЛ. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания// Педагогика. 1999.-№ 2.-С. 76-81.

137. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1994.

138. Куломзина С.С. Семья малая Церковь: записки православной матери и бабушки. - М., 1997. - 48 с.

139. Кураев А. Табу на духовность: Религиозное воспитание // Престижное воспитание. 2000. - № 1. - С. 29-30.

140. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. М., 2002.-64 с.

141. Ледиев B.C. Духовпо-правствеипая культура в образовании человека/ Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6. - С. 3-6.

142. Липскпй И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики// Педагогика. 2001. -№ 10.-С. 13-20.

143. Лихачев А.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога)// Педагогика. 2001. - № 3. - С. 33-36.

144. Лихачев А.Е. Нравственное разложение и православие// Педагогика. -1999.-№ 6.-С. 114-119.

145. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.-282 с.

146. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия/ Ред.-сост. B.C. Мухина.-М., 1991.-223 с.

147. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. Кн. 3. М., 1999. - 576 с.

148. Лубова Т.А. Деятельность детских общественных объединений как фактор нравственного закаливания подростков: Автореф. дне.канд. пед. паук. Кострома, 2002. - 18 с.

149. Лукашенкин А. Ведомственные учреждения императрицы Марии: губернское попечительство детских приютов// Иир://пйо.р5коу.ш/1^о2002/?1ор1с=ёокЫ&ё=8.

150. Лушников И. Возвращаясь к глобальным проблемам человека// Воспитание школьников. 2001. - № 5. - С. 34-36.

151. Любан Т.Н. Христианская педагогика В.В.Зепьковского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. - Вып.2. - С. 191-194.

152. Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001. -208 с.

153. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000. - 176 с.

154. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2002. - 256 с.

155. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998. -432 с.

156. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогической мысли // Московская правда. - 22.02.2005. - № 39. - с. 7.

157. Матвеева НЛО. Методология социального познания в русской религиозной философии //Социологические исследования.-2004.-№1 -С.61-69.

158. Материалы общероссийской конференции (Москва, 15-19 января 2001 года). М.: 2001.-208 с.

159. Мачильский В.А. Духовная культура России «Дорога к храму»: Программа// Искусство и образование. 1999. -№ 4. - С. 82-107.

160. Медведева И., Шишова Т. Духовный детдом. Часть 1.// Интернет-журнал Сретенского монастыря. 10 февраля 2004.

161. Мерзляков 10.М. Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения для детей-сирот: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Оренбург, 2005. 25 с.

162. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. -384 с.

163. Митрополит Владимир. Азбука православного воспитания. М., 2002. -159 с.

164. Митяев Л.Л. Детская деревня SOS как развивающая среда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2005.- 18 с.

165. Михайлов Ю.П. Психология мужества: Нравственная подготовка юио• ши.-СПб., 1999.-63 С.

166. Молодов A.I I. Краткий курс православной педагогики. Кострома, 2001. - 104 с.

167. Монастырь и дети// Нескучный сад. 2002. - № 1(2). -http://vstrecha.glasnet.ni/NC/0102/59/59.htm.

168. Мошкова И.I I. Семья и воскресная школа. М, 2003. - 125 с.

169. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001. - 320 с. 179. Мудрик A.B. Социализация человека. - М., 2005. - 200 с.• 180. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М, 2002. - 200 с.

170. Мурашов В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ// Школа духовиости.-1998.-№ 4.- С.23-40.

171. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего// Социологические исследования. 2002. - № 7. -С. 69-82.

172. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот// Социологические исследования. 2001. - № 4. - С. 70-77.

173. Насветникова О.М. Пснхолого-педагогические условия безопаснойадаптации воспитанников учреждений интернатного тина: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 2000. - 16 с.

174. Наш православный дом. М., 2000. - 320 С.

175. Нелидов А.Л., Щелиппиа Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома// Вестник психосоциальной икоррекционно-реабилнтацнопной работы. 2003. -№ 2. - С. 31-39.

176. Нечаева A.M. Охрана детей-спрот в России (История и современность). -ф М., 1994.-176с.

177. Никандров H. Русское православие и российская национальная идея// Aima mater. 1999. - №3. - С. 23-28. t 189. Никапдров Н.Д. «Верьте в Россию и любите ее»: Из доклада Президента

178. РАО «Православие и российская национальная идея» на VII Международ® пых Рождественских образовательных чтениях 24 января 1999 г.// Воскресная школа. 1999. 8. - С. 4-5.

179. Никандров Н.Д. Духовность залог свободы человека// Школа духовности. - 1998. - №2. - С. 40-44.

180. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика. 1998. 4. -С. 3-8.

181. Никапдров Н.Д. Нравственные уроки православия// Педагогика. 1997. -№ 3. - С. 3-9.

182. Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия: Размышления при чтении Библии//Начальная школа. 1997. 6. -С. 52-57.

183. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание па рубеже тысячелетий.-М., 2000.-304 с.

184. Никандров Н.Д. Слово о православии и образовании в России// Начальная школа. 1996. - №5. - С. 58-64.

185. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социаль-% ного педагога. М., 2005. - 399 с.

186. Ничппоров Б. Воспитание девочки-христианки//Домашиее воспитание.• 1998.-ЖЗ.-С. 13-14.

187. Ыичипоров Б. Воспитание мальчика-христиаиина//Домашнее воспитание. 1998. - №3. - С. 8-12.

188. Ничипоров Б.В. О христианской педагогике в России// Введение в христианскую психологию. М., 1994.-С. 139-169.

189. Ф 202. О воспитании детей в духе целомудрия и чистоты.-М.,2000.-64 с.

190. О христианской семье. М., 1998. - 98 с.

191. О христианском воспитании детей. М., 1996. - 153 с.

192. Обухова Е.А. Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантпого поведения в условиях общеобразовательного учреждения: Автореф. дис. канд. иед. паук. Курган, 200 - 21 с.

193. Общество, государство и религия// Интернет-журнал Сретенского монастыря, I"iUp://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi. ® 207. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М., 2004. -480 с.

194. Овчинников A.I I. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната: Автореф. дис.канд. нед. наук. Тула, 2002. - 23 с.

195. Огапов A.A., Хангельдиева И.Г. Теория культуры.-М.,2004.-416 с.

196. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.-921 с.

197. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2004. - 256 с.

198. Осипов А. Принципы воспитания в христианской педагогике// Воспитание школьников. 1999. - №4. - С. 5-8.

199. Осипова И.И. Патронат-межведомственная система профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних. Кострома, 2005. - 172 с.

200. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и право* нарушений несовершеннолетних. М., 2005. - 280 с.

201. Основы правствеипости/Авт.-сост. Р.В. Япушкявичюс, О.Л. Янушкяви-ф чепе.-М., 2004.-504 с.

202. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.- 127 С.

203. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб., 2004.-276 с.

204. Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания// Педагогика. 2000. - №7. - С. 23-29.

205. Педагогика/ В.А. Сластеннн, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М., 1997. 512 с.

206. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского. Опыт православной педагогики. М., 1993.-С. 95 - 105.

207. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2003.-528 с.

208. Пейкова 3. Молодежь, церковь и будущее: Обсуждаем проблему// Высшее образование в России. 2000. -№4. - С. 80-93.

209. Пейкова З.И., Прусак А.И. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви («круглый стол»)// Социологические исследования. -2001.-№ 8.-С. 96-103.

210. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М., 1997. - 144с.

211. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. СПб., 2005.-В 2-х тт. - 1184 с.

212. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовпо-правствепиого подростков: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1999.-28 с.

213. Петренко Г1.И. К.Д. Ушипский о религиозном воспитании// Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып.8. - С. 71 -84.

214. Пимеиова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте// Воспитание школьников. 2003. - №4. - С. 2932.; №5.-С. 20-27.

215. Плеханов Е. Религиозное образование в отечественной педагогической культуре// Aima mater. 2003. - №10. - С. 26-32.

216. Положение "О церковно-приходских воскресных школах", утв. Указом

217. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 7.07.99. N 3786// Отдел• религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://www.rel.org.ru/base 1 .html.

218. Положение детей в Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы: Обзор. М., 2003. - 31 с.

219. Понкин И.В. Мусульманский платок в светской школе: Проявление религиозной принадлежности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: правомерность, допустимость и ограничения// Образование. 2003. - №№ 6-7.

220. Попов JI. Драма духовности: О роли религиозных учений в воспитании//

221. Народное образование. 1997. - №5.- С. 63 -64.

222. Попов J1.A. Нравственное воспитание и религия// Педагогика. 1999. -№6.-С. 109-114.

223. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М., 2003. - 64 с.

224. Православие в жизни/ Сб. ст. под ред. С. Верховского. Клип, 2002.446 с.ф 239. Православие в России. М., 2000. - 440 с.

225. Православие и культура: XI Рождественские православно-философские чтения. Нижний Новгород, 2002. - 358 с.

226. Православие и проблемы воспитания: Материалы VII Рождественских православно-философских чтений О роли православия в воспитании юно• шества и в формировании национальной идеи. Нижний Новгород, 2000.

227. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография/ Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. - 304 с.

228. Православная культура: Приложение к письму Минобразования РФ от22.10.2002 г. №14-52-876 // Образование в современной школе. 2003. -№4. - С. 12-22.

229. Православный детский лагерь. Организаторам детского досуга. М.,2003.- 112с.• 245. Практикум по тендерной психологии/ Под ред. И.С. Клеципой. СПб.,2003.-479 с.

230. Прекуп И.Г. Преподавание религиоведческих дисциплин как актуальная проблема современной системы образования// Совершенствование учебно-воспитательной работы в процессе модернизации общего образования. -Ярославль, 2003.-с. 140-149.

231. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. J1.B. Бай-бородовой Ярославль, 1997. - 203 с.

232. Примерный типовой Устав Православного детского приюта//Сайт Отдела религиозного образования н катехизации Русской Православной Церкви: http://www.rel.org.ru/ustavl .html.

233. Принципы православной педагогики// Образовательный вестник. 1999. -№1 (1).

234. Приют для детей-сирот имени праведного Иоанна Кронштадтского// 4 church.kostroma.net/appl3.htm.

235. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998. - 544 с.

236. Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. (Материалы международной научно-практической конференции. 12-14 мая 1994 года).-М., 1995.-65 с.

237. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры// Педагогика. 1998. - №5. - С. 17-22.

238. Репортажи из православных детских домов// Нескучный сад. №1(2).-2002 - http://www.nsad.ru.

239. Решетников О.В. Проект «Путевка в жизнь»: Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. М., 2004. - 64 с.

240. Рогозянский А. У истоков педагогики христианства// http://synerg.narod.ru/ROGOSlSTOCI.htm.

241. Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. СПб., 2001. -190 С.

242. Рожков М.И. Концепция социального закаливания детей// Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. - С. 90-94.

243. Рувииский Л.И. Духовный учитель и как им стать: Вопросы нравственно-эмоционального совершенствования// Педагогический вестник. 1998. -№6.-С. 2-3.

244. Рузапова Н.П. Социальное служение русской православной церкви (на примере монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь)// Отечественный журнал социальной работы. 2004. - № 1. - С. 30-35.

245. Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989.-719 с.

246. Рыбинский Е.М. Фонд имени детства. М., 1997. - 256 с.

247. Сайт епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности// http://www.miloserdie.ru/.

248. Сатаева Г.А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: Автореф. дис. . канд. пед. паук. Казань, 2004. -21 с.

249. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиферепко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995.

250. Святейший патриарх Алексий И: О социальном служении церкви. I пленум Советского фонда милосердия и здоровья// Журнал Московской патриархии. 1991. - № 7. - 39 - 40.

251. Святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Церковь молится о мире// Vip-premier. февраль 2004.

252. Священник Алексий Уминский. Заметки о высшем искусстве// http://ao.orthodoxy.rn/arch/012/012-umin.htm.

253. Священник Дионисий Тацис. Поучения старцев. -М., 1997.-110 с.

254. Священномучепнк Владимир, митрополит Киевский и Галицкий Азбука православного воспитания. М., 2002. - 158 с.

255. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. М., 2002 - 176с.

256. Семейкина Т.В. Становление воспитательной системы детского реабилитационного центра: Автореф. дис. капд. пед. паук. Иркутск, 2004.-20 с.

257. Семепкова Т.Н. Формирование ценностных ориеитаций воспитанников образовательных учреждений интернатного типа: Автореф. дис. . капд. пед. наук. Кемерово, 2004. - 24 с.

258. Сидоренков A.B. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России// Вопросы психологии. 2000. - №5. - С.48-56.

259. Сидорова Л.К. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе: Автореф. дис. . канд. пед. паук. -М., 2001.-24 с.

260. Сизипцева Л. Запах приютского хлеба // Губернский дом. 2002. - №3. -С. 47-48.

261. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении / Под ред. Н.М. Иовчук. М., 2003. - 211 с. ^ 278. Склярова Т.В. «Детдомовский день» в нашем храме// Нескучный сад. -2002.-№3.-С. 1-3.

262. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в современной общеобразовательной школе// http://vvvvvv.light.orthodoxy.ru.

263. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности// Образование. 2004.-№11.-С. 30-36.

264. Склярова Т.В. Традиции и современное состояние православного воспитания в России: Автореф. дис. . канд. иед. паук. М., 1995.-16 с.

265. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.-368 с.

266. Словарь по управлению для руководителей системы образования. -Нижний Новгород, 1997. 170 с.

267. Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е. И. Холостовой. -М., 1997.-418 с.

268. Соловьёва И. Крестьянские сироты XIX века// Нескучный сад. 2002. -• №3286. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой.1. М, 2003.-416 с.

269. Ф 287. Социальная психология: Краткий очерк/ Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина.-М., 1975.-319 с.

270. Социальная энциклопедия/ Ред. А.П. Горкип и др. М., 2000. - 438 с.

271. Соцпалыю-исихлогическая помощь детям-жертвам семейного насилия/ Под ред. H.H. Ершовой. М., 2005. - 124 с.

272. Спасайте детей: Поучения святителя Иннокентия, Митрополита Мое ко в* ского, апостола Сибири и Америки. СПб., 1998. - 175 с.

273. Становление нравственной личности: Материалы, опубликованные в ф «Учительской газете» за период с января по декабрь 1995 организацией

274. Международная школьная программа в сотрудничестве с Министерством образования РФ Использование христианского подхода в формировании нравственных и этических ценностей личности. М., 1996.

275. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. М.,• 1998.-368 с.

276. Стрельцова М.В. Опыт Новочсркасского детского дома по успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Вестник психосоциальной и коррекционио-реабилитациониой работы. -2004.-№2.-С. 76-84.

277. Стрельцова М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ав-тореф. дис. канд. пед. паук. М., 2004. - 22 с.

278. Сурова Л.В. Куда нам плыть?: На путях к подлинному диалогу // Педагогика. 1998. -№3. - С. 48-53.

279. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996. - 496 с.

280. Сурова Л.В. Православная педагогика как Общественное и Духовное явление// http://catacomb.org.ua.

281. Тарханова И.10. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков: Автореф. дис. канд. пед. паук.-Ярославль,2005.-24 с.

282. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1998. - 511 с.

283. Трухов В.Е. Педагогический аспект православно-ориентированной средыв отечественном образовании: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Великий Новгород, 2004. - 26 с.

284. Усачева Е. Приюты: временное пристанище или адаптация к нормальной жизни// Народное образование. 2002. - №5. - С. 200-202.

285. Усольцев А.И. Русская Православная Церковь и религиозное образование в России. Правовой аспект//1шр://ш\у\у.ргок1теп.ш/аЧ1с1е889.1ит1.

286. Филиппов В. Российская система образования па рубеже тысячелетий:ф обретение духовности// Воспитание школьников. 2000. — №4. - С. 5-10.

287. Филиппов Филипп О духовном здоровье детей// Все дети паши. - М., 1998.-С. 221-224.

288. Философия социальной работы/Под ред. В.И. Мирохипа. М., 1998. -208 с.

289. Фирсов М.В. История социальной работы в России М., 1999.-256 с.

290. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002. -492с.

291. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992. - 240 с.

292. Фонд «Мир семьи»// http://www.fw.ru/.

293. Форсова В. Православные семейные цениости//Социологические исследования. 1997.-№1. - С. 64.

294. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть. М., 1997.-416 с.

295. Фурсов А. Им спится Эльбрус// Воспитание школьников. 2001. -№7.• С. 73-76.

296. Христианская мораль и этика: основа общества. М., 1993 -229 с.

297. Чепуриых Е.Е. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СПб., 2000. - 54 с.

298. Чепуриых Е.Е. Организационно-педагогические основы социальной защиты детей в сфере образования: Автореф. дис.д-ра пед. наук. Ярославль, 2001. - 38 с.

299. Чепуриых Е.Е. Пути решения проблем социального сиротства в Российской Федерации// Все дети паши. - М., 1998. - С. 46-56.

300. Четвериков С. О задачах и средствах религиозного воспитания и образования.-М., 1927.-56 с.

301. Четвериков С. О трудностях религиозной жизни в детстве и юности. -М., 1927.-28 с.

302. Чуев А. Христианская социальная политика в современной России//

303. Социальная работа. 2003. - N 1. - С. 9-10.

304. Шакурова M.B. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2002.-272 с.

305. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. -М., 2005.-734с.

306. Шевчук C.B. Развитие идей православной педагогики в наследии К.Д. Ушинского: Автореф. дне. канд. пед. наук. Ярославль, 2006. -19 с.

307. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. - 208 с.

308. Шестуи Е. Педагогика русской цивилизации// Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М., 2003. - С. 10-20.

309. Шестуи Е. Православная педагогика. М., 2001. - 560 с.

310. Шишова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержке детства: Автореф. дис.канд. пед. паук.- Ростов па - Дону, 1999. -21 с.

311. Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я., Быков A.B. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Уч.пособие. М., 2003. - 400 с.

312. Шульга Т.П., Слот В., Спапиярд X. Методика работы с детьми «группы риска».-М., 2001.- 128 с.

313. Щуркова U.E. Классное руководство: игровые методики. М., 2001. -224 с.

314. Экоиомцев (Игумен Иоанн). Православное образование в России: традиция и развитие, уроки, перспективы// Педагогика. 1999. - №4. - С. 15-21.