автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах
- Автор научной работы
- Априамов, Владимир Михайлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2012
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах"
На правах рукописи
005011^'
АПРИАМОВ Владимир Михайлович
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
(на примере учебного процесса в классе кларнета) 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
1 МАР Ш
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Краснодар - 2012
005011227
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Мансурова Анна Петровна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Целковников Борис Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент Сахнова Ирина Владимировна
Ведущая организация: ГОБУ ВПО «Московский
государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»
Защита состоится «/С£» ЯР 2012 г. в «/0> час. на засе-
дании диссертационного совета ДМ 210.007.03 в ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 350072, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, д.ЗЗ, ауд. 116.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» по адресу:
350072, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, д. 33, ауд. 116.
Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ по адресу:
http://vak.ed.gov.ru/ « » дъеЛрСММР&У! года
Автореферат разослан « (О » февраля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета '" ^ Т.И. Стражникова
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена целями функционирования системы дополнительного образования - значимостью приобщения детей и подростков к миру искусства на профессиональном уровне, ранней профессионализации учащихся. Несмотря на теоретическую фундаментальность учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей - детских музыкальных школах (далее - ДМШ) и детских школах искусств (далее - ДШИ), многим традиционным видам и формам обучения музыке свойственны организационно-методические проблемы.
Современные требования к выпускникам учреждений дополнительного образования, а также социально-экономические реалии обусловливают необходимость внутрисистемных изменений, разработки и реализации новых подходов к формированию организационно-методического и дидактического содержания начальной профессиональной музыкальной подготовки по некоторым инструментальным специальностям, ориентированным на коллективную исполнительскую деятельность.
Целью нашей научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности являлся поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе духового ансамблево-оркестрового инструмента, достижения соответствия модели выпускника духового отделения учреждения дополнительного образования современным требованиям средних специальных и высших учебных заведений, социальных институтов и культурно-досуговых организаций, формирующих содержание социокультурной жизни страны на региональном и федеральном уровнях.
По-нашему мнению, на современный учебный процесс в классе духового инструмента учреждений дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ) негативно воздействуют следующие противоречия:
- между требованиями профессиональных музыкальных учреждений среднего и высшего звена, а также потенциальных работодателей к профессиональным возможностям выпускника учреждения дополнительного образования по классу духового инструмента и традиционным набором практических исполнительских компетенций, которые демонстрируют большинство выпускников ДМШ и ДШИ;
- между ответственностью, возлагаемой на учащихся средних классов в виде высокой учебной нагрузки, требования активного участия в широкой концертной деятельности, в оркестрах и ансамблях, и выявленным резким снижением интереса к занятиям у данной категории учащихся, несформированностью профессионально-ориентированного мышления, отсутствием основных личностных мотивов, а также качеств, способностей и практических умений, способствующих продолжению
обучения, самосовершенствованию в выбранной области художественной деятельности.
Выявленные противоречия формируют научную проблему исследования - отсутствие теоретико-проектного и организационно-методического инструментария, на основании которого педагогам-практикам можно было бы нейтрализовать вышеуказанные противоречия, с первого класса формировать у учащихся профессионально ориентированное мышление, усовершенствовать процесс и результаты начальной подготовки музыкантов-духовиков, основной профессиональной сферой которых является ансамблево-оркестровое исполнительство.
Степень научной разработанности проблемы
Научно-методическое наследие в области исполнительства и обучения на духовых инструментах охватывает период с XIX в. Европейские музыканты заложили фундамент современной теории, методики и практики исполнительства на духовых музыкальных инструментах (Ж.К. Лефевр, Ф.Т. Блатт, Г.Э. Клозе).
В конце XIX в. на базе Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, музыкальных училищ Императорского русского музыкального общества сформировались отечественные исполнительские и научно-педагогические школы. Определяющее влияние на развитие теории, методики и практики игры на духовых инструментах оказали русские композиторы - П.И. Чайковский, H.A. Римский-Корсаков. Учебники, пособия, нотные сборники этого периода составляют классический педагогический инструментарий исполнителей-духовиков.
Современные теоретико-методические основы в кларнетовом образовательном процессе формируют труды В.М. Блажевича, В.Я. Гурфинке-ля, C.B. Розанова, В.В. Петрова, Б.А. Дикова, И.П. Мозговенко,
A.JI. Штарка, Е.Т. Андреева, В.М. Блока, Б.Л. Березовского, В.Д. Иванова. Среди научно-методических исследований по проблеме обучения игре на кларнете следует также назвать труды A.A. Косенко, A.A. Хотен-цева, С.О. Суслова. Для создания частных методик обучения можно опираться на классические и немногочисленные современные труды по методике и организации духового коллективного исполнительства (М.И. Чулаки, Э.С. Бразаускаса, М.Д. Готлиба, И.П. Архангельского, Г.И. Ихильчика, Ф. Глейха, Г.П. Дмитриева, Ф.О. Геварта, Н.П. Зря-ковского).
Проблема организации деятельности ансамблей и оркестров решается в трудах Л.Ф. Коноваловой, С.Л. Афанасьева, А.П. Соколова, В.П. Лапченко, H.H. Родионова, В.П. Подкопаева, С.А. Ермоловой, Т.С. Скомороховой, O.A. Блоха, В.Г. Кузнецова, В.М. Коновалова,
B.Г. Ивановой, Т.И. Борониной, Л.И. Ошкуковой, А.Е. Лебедева. Возможности оптимизации обучения ансамблевому и оркестровому музицированию исследовали Т.И. Воронина, О.В. Слуева, О.В. Тарасов, В.П. Под-копаев, Э.М. Прейсман.
В то же время вопрос совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования на отделениях духовых инструментов, в частности по «проблемным» специализациям, в научно-методической среде ранее не поднимался и не решался. Целенаправленных исследований, предлагающих решение современных проблем педагогики исполнительства на духовых ансамблево-оркестровых инструментах, обновляющих теорию, методику и практику образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, нами обнаружено не было.
Актуальность темы исследования, выявленная проблема и неразработанность эффективных путей её решения позволили сформулировать тему исследования: «Совершенствование начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах (на примере учебного процесса в классе кларнета)».
Объект исследования - учебный процесс в классе духового музыкального инструмента в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - теоретико-методическое содержание и организация начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах (на примере кларнета).
Цель исследования - разработать теоретико-проектный и организационно-методический инструментарий для совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах (в классе кларнета ДМШ и ДШИ).
Гипотеза исследования:
1) проблемы снижения интереса к инструменту и к учебным занятиям, профессиональной мотивированности исполнителей на духовых инструментах к концу обучения в учреждениях дополнительного образования, несоответствие их музыкально-исполнительской компетентности требованиям профессиональной сферы возникают на начальном этапе обучения в учреждениях дополнительного образования. Появление данных проблем можно будет предотвратить, если разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс организационно-педагогических мер, позволяющих обеспечить устойчивую заинтересованность начинающих музыкантов выбранной специальностью, стабильное желание и потребность в инструментальном исполнительстве, повышение учебной и профессионально-исполнительской мотивированности и ответственности',
2) для учащихся, выбравших духовые музыкальные инструменты ансамблево-оркестрового профиля, наиболее естественными условиями подготовки будут являться коллективные формы обучения, моделирующие естественные, традиционные условия выбранной профессиональной деятельности. Если занятия начинающих исполнителей на духовых инструментах с первого же года обучения будут проводиться преимущественно коллективно, то учащиеся смогут уже на начальном этапе обучения адаптироваться в выбранной сфере музыкального искусства,
привыкнуть к основным формам, условиям, требованиям профессиональной исполнительской деятельности, сформировать за время обучения на фундаментальном уровне профессионально значимые компетенции;
3) для того, чтобы результаты профессиональной подготовки кларнетистов в учреждениях дополнительного образования соответствовали современным образовательным целям, профессионально-исполнительским потребностям, социокультурным требованиям, необходимо дополнить начальный этап традиционного учебного процесса в классе кларнета интерактивными профессионально-моделирующими формами коллективного обучения. Качество начальной профессиональной подготовки кларнетистов можно будет значительно повысить, если доминирующей формой обучения в классе кларнета станет учебный ансамбль, инструментальный состав которого будет соответствовать составам существующих профессиональных ансамблей духовых инструментов.
В соответствии с выбранным объектом и предметом исследования, а также поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены основные исследовательские задачи:
1) проанализировать содержание образовательного процесса на отделениях духовых инструментов в учреждениях дополнительного образования с позиции существующих проблем и возможностей их решения в контексте современных методологических подходов, психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций;
2) осуществить хронологический анализ исторического развития педагогики и исполнительства на духовых инструментах (в частности, на кларнете) для выявления основных теоретико-методических и организационно-практических тенденций в преподавании и профессиональном исполнительстве кларнетистов;
3) определить формы, методы, средства повышения качества обучения в классе духового музыкального инструмента, создать теоретические модели, формирующие представление об эталонном содержании образовательного процесса и его участниках, разработать методику совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах;
4) экспериментально проверить эффективность теоретико-методических и организационно-практических предложений и разработанных моделей, определить степень их результативности.
Методологическая основа исследования:
1 ) школы исполнительства на кларнете основоположников российской кларнетовой педагогики - В.Я. Гурфинкеля, Б.А. Дикова, И.П. Мозго-венко, В.В. Петрова, C.B. Розанова;
2) результаты исследований российских и зарубежных ученых в области теории коллективного творчества, организации целевой мотивированной деятельности, концепции эмоционального интеллекта
(К. Альбрехта, Р. Бояциса, Д. Гоулмана, Э. Макки, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко);
3) основные положения компетентностного подхода, представленного трудами A.A. Вербицкого, И.А. Зимней, O.E. Лебедева, A.B. Хуторского;
4) исследования проблемы социализации, адаптации личности в различных социокультурных условиях, профессиональных группах, учебных коллективах (Г.Ю. Айзенка, A.A. Налчаджяна, С.И. Розума);
5) ключевые теоретические принципы моделирования в образовании, педагогике, психологии, управлении, сформулированные А.Н. Да-хиным, В.И. Михеевым, A.M. Новиковым;
6) исторический подход, выявляющий хронологию становления и развития теоретико-методических и организационно-практических тенденций в педагогике исполнительства на духовых инструментах;
7) комплексный междисциплинарный подход к формированию организационно-методического, дидактического, психолого-педагогического, жанрово-тематического аспектов организации класса учебного ансамбля.
Теоретические основы исследования составили:
- труды по истории музыкальной педагогики, музыкознанию, теории музыки (В.И. Адищсва, Г.В. Григорьевой, E.H. Милосердовой, Е.В. Назайкинского, Ю.Р. Солопановой, A.M. Трудкова, E.H. Федорович);
- исследования в области теории, методологии, методики музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллина, Е.В. Зеленковой, И.А. Знаменской, Г.Г. Коломиец, П.А. Попова, И.В. Сахновой, Е.Р. Сизовой, Т.И. Стражниковой, Н.Р. Туравец, Л.И. Уколовой, Б.М. Целковникова);
- методики обучения игре на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля, в частности на кларнете (A.B. Володина, В.Я. Гурфинкеля, М.М. Зейналова, В.В. Иванова, И.П. Мозговен-ко, Н.И. Платонова, А. Ривчуна, C.B. Розанова, А. Седракяна, Ф. Шол-лара и др.);
- специальные исследования в области духовой инструментальной музыки, оркестровки, инструментовки, исполнительского искусства на духовых инструментах (И.П. Архангельского, Г. Берлиоза, М.П. Вихаре-ва, Ф.О. Геварта, Ф. Глейха, М.Д. Готлиба, Г.П. Дмитриева, Н.П. Зряковс-кого, Г.И. Ихильчика, А.П. Котенко, Л.И. Мальтера, В.И. Тутунова, П.А. Черватюка, М.И. ЧуЛаки);
- труды по общей и специальной (музыкальной) психологии, психологии художественного творчества (З.Р. Ажимова, A.B. Вицинского, Д.К. Кирнарской, Т.Э. Мангер, В.Г. Мозгота, A.B. Москвиной, В.И. Пет-рушина, A.B. Растянникова, С.Л. Рубинштейна, В.Г. Рындак, У.К. Спа-нова, С.Ю. Степанова, Б.М. Теплова, Д.В. Ушакова, Г.М. Цыпина);
- теоретико-методические труды, раскрывающие сущность теории коллективного творчества, закономерности и функционально-целевые
особенности организации коллективной деятельности (A.M. Асабина, J1.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.C. Макаренко, Н.С. Лейтеса, Г.Н. Ми-рошниковой, М.И. Ситниковой, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова);
- научно-методические исследования по проблеме организации фортепианных дуэтов, ансамблей, имеющие значение при составлении оркестровых эскизов (JI.A. Баренбойма, И.Я. Берковича, В.В. Борисовского, Г.Ф. Конрада, C.B. Розанова, Г.М. Цыпина);
- современные исследования по проблемам совершенствования образовательного процесса в целом, в музыкальных учебных заведениях первой ступени, на отделениях духовых музыкальных инструментов, в оркестровых и ансамблевых коллективах (О.Ф. Антипиной, М.И. Им-ханицкого, Ю.А. Клейберг, В.Ф. Мартыновой, Г.Н. Мирошниковой, О.М. Нежинского, В.П. Подкопаева).
Методы исследования:
- сравнительный анализ музыкально-педагогического опыта, аккумулированного в исторической, теоретико-музыковедческой, учебно-методической, психологической и педагогической литературе;
- изучение внутренней отчетной, текущей рабочей, экзаменационной и конкурсной документации, учебно-репертуарных планов, программ в учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ);
- устные опросы, беседы с преподавателями и учащимися учреждений дополнительного образования, средних специальных учреждений, дирижерами инструментальных коллективов, руководителями концертных организаций, социокультурных учреждений;
- многоэтапный констатирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялись наблюдение, опросы, беседы;
- метод констатации (контрольных срезов) для выявления и изучения фактических данных и конечных результатов учебного процесса;
- метод лонгитюдного включенного и невключенного наблюдения, позволивший зафиксировать и проанализировать содержание традиционного и экспериментального учебных процессов в классе кларнета;
- метод моделирования в сфере образования, создания личностных моделей, на основании которых формируется и совершенствуется педагогический процесс;
- формирующий и контрольный эксперименты, подтвердившие возможность совершенствования процесса обучения в классе кларнета.
Опытно-экспериментальная база исследования - ДШИ им. М.А. Балакирева (г. Москва) и Духовая детская музыкальная школа №2 (г. Балашиха), класс кларнета.
Организация и этапы исследования
В соответствии с логикой проведения исследования, наша теоретическая и экспериментальная деятельность состояла из трех этапов:
Первый этап (1998 - 2001 гг.) - анализ музыкально-педагогических и профессионально-исполнительских проблем, истории становления и развития исполнительства и педагогики в соотнесении с современными образовательными и социокультурными требованиями и потребностями, обобщение научно-теоретического, организационно-методического, дидактического, практического исполнительского опыта музыкальной педагогики, организации инструментального ансамблевого музицирования, психологии обучения и музыкального творчества.
Второй этап (2001 - 2003 гг.) - констатирующий эксперимент: определение степени организационно-методической, общепедагогической и социокультурной эффективности традиционного учебного процесса в классе кларнета в учреждениях дополнительного образования (ДМШ и ДШИ), формулирование гипотетического заключения о возможностях решения выявленной проблемы, разработка плана экспериментальной деятельности, компетентностных моделей, методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах.
Третий этап исследования (2003 - 2011 гг.) - формирующий и контрольный эксперименты: апробация разработанных компетентностных моделей и методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах, организация учебных ансамблей различных инструментальных составов в учреждениях дополнительного образования, определение эффективности экспериментальных нововведений; заключительное оформление текста диссертационного исследования.
Научная новизна исследования:
1) анализ структуры и содержания образовательного процесса на отделениях духовых инструментов учреждений дополнительного образования с позиций современных методологических подходов (компетент-ностного, личностно-ориентированного), концепций социализации и профессиональной адаптации, эмоционально выверенного управления коллективом позволил сформировать новое видение актуальных проблем педагогики духового исполнительства и возможностей их решения, обновить теоретико-методологический фундамент для разработки современных методик обучения игре на духовых инструментах;
2) на основании теоретико-методического и музыковедческого' анализа с позиций исторического и междисциплинарного подходов представлено научно-педагогическое обоснование целесообразности коллективного обучения игре на духовых музыкальных инструментах на начальном этапе в форме ансамбля с различными вариантами инструментального состава, воссоздающими естественные условия профессиональной деятельности исполнителей на духовых инструментах;
3) сформулировано и предложено для введения в понятийно-терминологический аппарат музыкальной педагогики понятие «ранняя про-
фессиональная адаптация», трактовка которого адаптирована с учетом современных проблем обучения и исполнительства на духовых инструментах и возможностей совершенствования профессиональной подготовки музыкантов; разработаны критерии оценки результативности ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах;
4) созданы компетентностные модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета) - руководителя ансамбля духовых инструментов; модели согласованы и взаимосвязаны по основным компонентам, определяют вектор, цели, теоретико-методическое и организационно-коммуникативное содержание образовательного процесса, обновляют и расширяют научно-методическое поле педагогики исполнительства на духовых музыкальных инструментах;
5) разработана методика совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, содержащая модельно-про-ектный, теоретико-методический, организационно-педагогический, психолого-коммуникативный модули, комплексная реализация которых обеспечивает эффективную раннюю профессиональную адаптацию начинающих исполнителей на духовых инструментах, позволяет нейтрализовать современные проблемы традиционного процесса подготовки музыкантов-духовиков в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования:
1) выявлена рассогласованность между требованиями профессионального музыкального образования к выпускникам музыкальных учебных заведений первой ступени, современными потребностями профессиональной сферы духового ансамблево-оркестрового исполнительства и результатами традиционной подготовки исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования;
2)раскрыты общие современные тенденции развития педагогики и исполнительства на духовых музыкальных инструментах в теоретико-методическом, организационно-педагогическом, психолого-коммуникативном, профессиональном аспектах, позволяющие осознать и сформулировать проблемы, перспективы, цели и задачи начального обучения игре на духовых инструментах;
3) определены ключевые организационные условия, а также субъективные факторы успешного осуществления ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах, учет и использование которых позволяют существенно повысить качество обучения в учреждениях дополнительного образования;
4) разработаны модельно-проектный, теоретико-методический, ре-пертуарно-практический, психолого-коммуникативный аспекты организации в учреждении дополнительного образования ансамбля духовых инструментов с участием кларнета с первого года обучения на основе
алгоритма постепенного усложнения инструментального состава ансамбля;
5) обоснованы оптимальные модели учебного ансамбля в классе кларнета, инструментальные составы которых соответствуют теоретико-методическим, репертуарным, концертно-исполнительским традициям, сложившимся в сфере исполнительства на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля.
Практическая значимость исследования:
1) внедрение в образовательный процесс учреждений дополнительного образования учебного ансамбля как приоритетной формы обучения игре на духовых инструментах ансамблево-оркестрового профиля с первого года обучения позволяет повысить уровень музыкально-исполнительской подготовки, сохранить контингент изначально мотивированных учащихся, существенно расширить перспективы профессиональной самореализации выпускников;
2) использование в учебном процессе в классе кларнета методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, организационно-педагогических рекомендаций, компетен-тностных моделей, жанрово-тематического технического учебного и концертного репертуара, а также системы творческих заданий позволяет обогатить содержание и повысить результаты профессиональной подготовки кларнетистов в учреждениях дополнительного образования, раскрыть и реализовать творческий потенциал музыкантов;
3) материалы, раскрывающие историко-музыковедческий, организационно-методический, дидактический, психолого-педагогический, жан-рово-тематический аспекты организации ансамблевого музицирования исполнителей на духовых инструментах, могут существенно дополнить содержание профильных учебных дисциплин и курсов в средних и высших музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов, руководителей детских духовых коллективов;
4) результаты проектно-теоретического и экспериментально-практического изучения эффективности коллективной формы совместного обучения исполнителей на различных духовых инструментах, а также на клавишных и струнных инструментах представляют достоверную теоретико-методическую базу для продолжения исследований по проблеме совершенствования профессиональной подготовки музыкантов различных инструментальных специальностей;
5) синтез теоретико-педагогических знаний и экспериментально-практического опыта, оформленный в виде теоретических моделей, методических обобщений, рекомендаций и практических разработок, может быть использован в учреждениях дополнительного художественного образования детей, центрах досуга, профессиональных учебных заведениях среднего и высшего звена.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической фундаментальностью исходных авторских позиций, использованием комплекса актуальных теоретических и практических методов исследования, соответствующих цели, задачам, общей логике исследования, пунктуальностью организации экспериментов, количественными и качественными результатами анализа эмпирической деятельности.
Основные положения диссертации, выдвигаемые на защиту:
1. Совершенствование профессиональной подготовки учащихся на духовых музыкальных инструментах должно осуществляться с учетом сущности конкретного музыкального инструмента и особенностей профессиональной исполнительской деятельности. Данное положение тесно связано с понятием «ранняя профессиональная адаптация», которое означает привыкание начинающего исполнителя на духовом инструменте к выбранной сфере музыкального искусства в процессе обучения в форме, воссоздающей естественные условия профессиональной деятельности.
2. В соответствии с сущностью понятия ранней профессиональной адаптации в учебном процессе должны быть созданы условия, максимально соответствующие условиям профессиональной деятельности. В области исполнительства на духовых музыкальных инструментах ансамбле-во-оркестрового профиля (например, кларнете) ранняя профессиональная адаптация предполагает приоритет групповой (коллективной) формы обучения - учебного ансамбля. Варианты инструментального состава учебного ансамбля должны соответствовать реально существующим, наиболее распространенным в сфере ансамблевого исполнительства инструментальным составам профессиональных коллективов. Кларнетистам в процессе обучения необходимо приобретать навыки совместного музицирования с исполнителями на деревянных духовых, медных духовых, клавишных, струнных смычковых инструментах, так как данные инструментальные составы широко востребованы в современной музыкально-исполнительской практике.
3. Игра в ансамбле должна осуществляться с первого года обучения в учреждении дополнительного образования, что обеспечивает исполнителям на духовых инструментах достижение высоких, профессионально и социально значимых результатов - профессионализации сознания, мышления, потребностей; усиления мотивации к продолжению профильного обучения и профессиональной исполнительской деятельности; фундаментализации профессиональной подготовки; развития социально-коммуникативных компетенций. Ключевое организационно-психологическое условие совершенствования подготовки исполнителей на духовых инструментах в учебном ансамбле - положительная эмоциональная атмосфера, которую преподаватель должен создать, применяя технику эмоционально-выверенного управления коллективом.
4. Методика совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах включает в себя: комплекс организационных условий и субъективных факторов осуществления ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах, критерии оценки ее результативности; компетентностные модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета) - руководителя ансамбля духовых инструментов, теоретико-методологическое обоснование моделей; организационно-методические рекомендации, репертуарно-трениро-вочные материалы, подробное описание их практической реализации.
5. Внедрение методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования позволяет:
- обеспечить успешное осуществление ранней профессиональной адаптации учащихся, обогатить их музыкально-теоретический и практический исполнительский опыт, выработать навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов, раскрыть индивидуальную творческую инициативность учащихся, дисциплинированность, ответственность, другие социально и профессионально значимые личностные качества и способности, расширить профессионально-исполнительские, образовательные и социокультурные перспективы выпускников;
- нейтрализовать проблемы, традиционные для ансамблево-оркес-тровых специальностей отделений духовых инструментов, реализовать дидактический принцип развивающего обучения в области кларнетово-го исполнительского искусства, усовершенствовать образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования в соответствии с современными педагогическими, профессиональными исполнительскими и социокультурными требованиями.
Апробация и внедрение в практику основных идей и результатов исследования проводились:
- в процессе исполнительской деятельности автора (Ансамбль песни и пляски ПВО, г. Баку; Государственный джаз-оркестр Азербайджана, Радио и телевидения эстрадный оркестр, г. Баку; Ансамбль песни и пляски ПВО, г. Москва; Ансамбль песни и пляски России ВВС);
- в результате выступлений диссертанта и последующих коллективных профессиональных обсуждений на конференциях, семинарах, заседаниях кафедр (ГБОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт» (г. Орехово-Зуево), ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»);
- в рамках экспериментальной деятельности в учреждениях дополнительного и среднего специального образования (ДШИ им. М.А. Балакирева (г. Москва), ДМШ им. К.Н. Игумнова (г. Москва), Духовая детская музыкальная школа № 2 (г. Балашиха), Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина (г. Электросталь), ГОУ СПО г. Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства» № 61).
По теме диссертации опубликовано 6 научных и учебно-методических работ общим объемом 16,6 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы содержит 171 источник по теме исследования, включая публикации автора, а также 8 электронных. Приложение диссертации составляют: 1) результаты контрольных срезов педагогического эксперимента (таблицы); 2) репертуар учебного духового ансамбля с участием кларнета; 3) учебно-методические и нотные материалы для организации учебного процесса в классе кларнета и ансамбле духовых инструментов; 4) рекомендации A.C. Макаренко по организации коллективной художественной деятельности детей (цитатник).
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрыты актуальность, проблема исследования, степень научной разработанности, теоретико-методологические основы; сформулированы объект, предмет, цель, задачи, методы, гипотеза исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту; определены этапы и базы экспериментальной апробации и внедрения результатов исследования, обоснована их достоверность.
В первой главе - «Теоретико-методологические основы совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах» - излагаются результаты научного поиска автора, представлено теоретическое решение выявленной педагогической проблемы.
В параграфе 1.1 исследуется проблема организации коллективной музыкальной деятельности. Раскрыт репертуарно-методический аспект развития кларнетовой педагогики и исполнительства в Европе и России. Отмечаются основные методические труды, сформировавшие систему обучения игре на кларнете, анализируются возможности совершенствования исполнительского мастерства музыкантов на основе существующих нотных материалов, выявляются сложившиеся модели инструментальных составов ансамблей с участием кларнета.
Поиск решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах осуществлялся нами
на основании анализа понятий адаптации (социальной, профессиональной) и социализации. Сущность и содержание данных понятий в контексте проблемы исследования приводит к выводу о целесообразности разработки и реализации комплекса мер по осуществлению ранней профессиональной адаптации начинающих исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования, создания организационных условий обучения, максимально приближенных к естественным условиям профессиональной деятельности в выбранной сфере музыкального искусства.
Автором предложено включить в понятийно-терминологический аппарат педагогики инструментального исполнительства понятие «ранняя профессиональная адаптация исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля», определение которого разработано в контексте исследуемой проблемы. Реализация данного понятия на практике означает привыкание начинающего исполнителя к выбранной сфере музыкального искусства благодаря обучению в ансамбле, позволяющем воссоздать естественные условия профессиональной деятельности, в которых музыкант начинает заниматься с первых дней обучения в учреждении дополнительного образования.
В параграфе 1.2 излагаются организационные условия, которые следует соблюдать для достижения ранней профессиональной адаптации начинающих музыкантов: - положительная эмоциональная атмосфера учебного процесса, создаваемая преподавателем на основании знаний, умений, навыков в области психологии, управления, теории эмоционального интеллекта; погружение в специальность, выбранную сферу музыкального исполнительства, с привлечением других искусств и наук; разработка актуальных и адекватных требований к учащимся (обязанности, репертуар, критерии оценки); гуманистическая идейная основа образовательного процесса (целесообразность, профессионально-личностная и социальная значимость обучения); разработка индивидуальных программ мотивации учащихся (участие в коллективной художественной деятельности, приобретение профессионально-значимых компетенций); создание исполнительского коллектива как единого организма (гармоничное взаимодействие, духовная и эмоциональная взаимосвязь, культурные и бытовые традиции, общение и досуг, правила поведения, взаимоотношений); создание института наставничества (помощь учащихся старших классов).
Нами выявлены и классифицированы факторы, которые следует учитывать для достижения высокого уровня профессиональной адаптации: возрастной (обусловливает содержание обучения, педагогического взаимодействия); психофизиологический (тип темперамента, степень проявления интровертности и экстравертности, быстрота психических реакций влияют на выбор методов, приемов, средств); штеллектуалыю-
социальный (преобладающие модели поведения, эмоциональных проявлений, степень владения собственными эмоциями влияют на качество и результаты межличностной коммуникации); организационно-волевой (осознание правил, требований, обязанностей, необходимости их выполнения, понимание целесообразности обучения, саморазвития, значимости коллективного труда); профессионально-психологический (постепенное усиление интереса, мотивации, потребности в обучении, инструментальном исполнительстве, приобретении профессионально значимых компетенций).
Положительные результаты успешной ранней профессиональной адаптации позволяют педагогам избежать в будущем таких негативных последствий, как отказ учащегося в средних классах от продолжения обучения вследствие потери интереса, возникновения конфликтов с другими учениками и преподавателями, исключение учащегося по причине неуспеваемости и прогулов, а также отказ музыканта от продолжения дальнейшего профессионального обучения после окончания учреждения дополнительного образования. Отсутствие данных негативных явлений в образовательном процессе является показателем эффективно осуществленной ранней профессиональной адаптации.
В данном параграфе дается также анализ российских и зарубежных методик руководства коллективом на основе эмоционального интеллекта (Р. Бояциса, Д. Гоулмана, Э. Макки, М. Зайднера, М.А. Манойловой), создания компетентностных моделей участников образовательного процесса (И.А. Зимней, A.B. Хуторского), исследования личности в контексте проблемы профессионального становления (JI.H. Собчик). Ключевые положения трудов вышеназванных ученых сформировали теоретико-методический фундамент для разработки основных теоретико-проектных и организационно-коммуникативных компонентов методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах.
В параграфе 1.3 представлены результаты теоретического моделирования образовательного процесса в классе духового музыкального инструмента. На основе всестороннего изучения сущности термина «модель», возможных путей моделирования в сфере педагогики и образования в контексте компетентностного подхода, теории эмоционального интеллекта, концепций ранней профессиональной адаптации, коллективной музыкальной деятельности была поставлена задача: разработать компетентностные модели основных участников образовательного процесса в сфере исполнительства на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля.
На страницах параграфа подробно изложены компетентностные модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета)
- руководителя ансамбля духовых инструментов. Структурно модели содержат перечень профессионально-значимых компетенций и профессионально-значимых психоэмоциональных проявлений личности, которые в совокупности являются показателем профессиональной состоятельности, успешности, адаптированное™ исполнителей на духовых инструментах ансамблево-оркестрового профиля.
Профессионально-значимые компетенции учащегося (кларнетиста): заинтересованность, оптимистичность, настойчивость, коммуникативность, эмпатийность, терпеливость, психоэмоциональная открытость, психологическая адекватность, преданность коллективу, общему делу.
Профессионально-значимые компетенции преподавателя (по классу кларнета) - руководителя ансамбля духовых инструментов: лидерство (харизма), самоконтроль, самосознание, самокритичность, организаторские способности, глубокое знание психолого-педагогического воздействия на учащихся, психоэмоциональная и духовно-нравственная устойчивость, увлеченность профессией, практический исполнительский опыт.
Профессионально-значимые психоэмоциональные проявления раскрывают и иллюстрируют сущность и особенности реализации профессионально значимых компетенций в условиях коллективной учебно-музыкальной деятельности.
Разработанные компетентностные модели позволяют оптимизировать деятельность учебного ансамбля: расставить теоретико-методические и организационно-практические акценты в учебно-воспитательном и творческом взаимодействии педагога и ансамбля; определить ключевые векторы педагогического внимания, методических стратегий и практических действий; выявить оптимальные принципы, методы, приемы, формы, средства обучения; сформировать «профессиональные портреты» участников образовательного процесса; переосмыслить и сформулировать цели профессиональной инструментальной подготовки.
Вторая глава - «Экспериментальная апробация теоретико-методических предложений по совершенствованию начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах» -содержит подробное описание процесса и результатов десятилетнего педагогического эксперимента в классах кларнета учреждений дополнительного образования.
В параграфе 2.1 излагается констатирующий этап эксперимента. С целью получения достоверной эмпирической информации по проблемам кларнетового обучения и профессионального исполнительства были опрошены 30 преподавателей кларнета и 70 кларнетистов-выпускников учреждений дополнительного образования. Результаты подтвердили наличие проблем современного учебного процесса в классе кларнета учреждений дополнительного образования, а также возможность совершенствования начальной профессиональной подготовки кларнетистов, целесообразность организации класса учебного ансамбля.
В 2001 - 2003 уч. гг. были проведены наблюдение (включенное и невключенное) за традиционным процессом обучения, а также контрольные срезы в выпускных классах кларнета в шести учреждениях дополнительного образования г. Москвы и Московской области.
Критерии определения уровня и качества подготовки кларнетистов (по 5-балльной системе): техническое владение инструментом; уровень развития специальных музыкальных способностей; жанровое разнообразие репертуара; художественная выразительность исполнения; навыки ансамблевого исполнительства; индивидуальность в интерпретации сольных произведений; творческая инициативность в процессе коллективного исполнения.
Анализ результатов контрольных проверок учащихся выявил ряд тенденций, которые тормозят педагогический процесс, препятствуют достижению музыкантами высокого уровня профессионального исполнительского мастерства, приобретению универсальных умений и навыков, развитию личностных качеств и способностей, необходимых для успешного профессионального становления. Данные двух контрольных срезов констатирующего эксперимента (в таблицах) приводятся в приложении 1 диссертации.
На основании психологических тестов российского ученого Л.Н. Собчик нами была разработана анкета «Определение степени склонности к коллективной и индивидуальной активности». Были опрошены 100 музыкантов-ансамблистов (оркестрантов) различных духовых специальностей, 100 музыкантов-солистов, а также участники констатирующего эксперимента. В результате был установлен один из субъективных факторов эффективной ранней профессиональной адаптации учащихся-кларнетистов: склонность к коллективной деятельности, которая определяет интенсивность, стойкость и продолжительность заинтересованности, мотивированности, активности, воли к освоению выбранной специальности. Данная анкета может стать ведущим психолого-педагогическим средством при распределении детей, поступающих в первые классы учреждений дополнительного образования на духовые специальности, для профилактики отсевов на более поздних периодах обучения в связи с разочарованием в выбранном инструменте.
Выводы сравнительного анализа результатов двухлетнего наблюдения за участниками констатирующего эксперимента, опросов и анкетирования:
1) большинство выявленных организационно-методических, учебно-педагогических, художественно-исполнительских проблем можно решить в процессе пересмотра основных подходов к обучению исполнителей на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля, создания условий для ранней профессиональной адаптации;
2) наиболее эффективной формой обучения игре на кларнете является ансамблевое музицирование, практическая реализация которого должна отражать все разнообразие инструментальных ансамблей, в состав которых традиционно входит кларнет;
3) организация духового учебного ансамбля позволит максимально разнообразить репертуар, расширить музыкально-исполнительский опыт, сформировать качества, способности, умения, обеспечивающие высокую профессиональную компетентность выпускников;
4) расширенная ансамблевая подготовка позитивно скажется на уровне владения художественно-выразительными средствами, доступными кларнету, будет способствовать совершенствованию исполнительской техники, формированию профессионально необходимых организационно-коммуникативных умений, откроет перед выпускниками широкие профессиональные перспективы.
В параграфе 2.2 изложены организационно-методические аспекты формирующего эксперимента. На основе результатов исследования ис-торико-музыковедческого и нотно-репертуарного аспектов обучения игре на кларнете разработан алгоритм обучения ансамблевому исполнительству в условиях постепенного усложнения инструментального состава ансамбля:
1-2 гг. обучения: 1) кларнеты; 2) кларнет и фортепиано.
3-4 гг. обучения: 1) кларнеты, 2) кларнет и фортепиано; 3) кларнет, флейта, фортепиано.
5-6 гг. обучения: 1) кларнеты; 2) кларнет и фортепиано; 3) кларнет, флейта, фортепиано; 4) кларнет, флейта, гобой, валторна, фортепиано.
7-й год обучения: 1) кларнеты; 2) кларнет и фортепиано; 3) кларнет, флейта, гобой, валторна, фортепиано; 4) кларнет, флейта, аккордеон.
В целях эмпирической проверки эффективности компетентностных моделей учащегося-исполнителя на духовом инструменте и преподавателя-руководителя духового ансамбля была разработана Программа развития личности музыканта. Программа обеспечивает ведение подробного наблюдения за каждым учащимся, позволяет проследить динамику профессионального становления начинающего музыканта, диагностировать процесс и результаты ранней профессиональной адаптации, своевременно выявлять любые негативные изменения личности психоэмоционального, социально-коммуникативного, профессионально-деятельнос-тного характера, убедиться в значимости созданных компетентностных моделей для совершенствования образовательного процесса в классе духового инструмента, коррекции и нейтрализации возможных проблем.
В процессе осмысления организационных условий реализации созданных компетентностных моделей мы опирались на опыт A.C. Макаренко. На основе изучения методического наследия российского педагога нами был составлен цитатник (приложение 4 диссертации).
Изложенные в нем рекомендации имеют непосредственное отношение к созданию максимально благоприятных психолого-педагогических условий обучения коллективному инструментальному исполнительству, успешному решению проблемы совершенствования начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах.
В параграфе 2.3 подробно описаны формирующий и контрольный этапы эмпирической проверки всех выдвинутых организационно-методических предложений по совершенствованию начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах.
Формирующий эксперимент проходил в 2003 - 2009 уч. гг.
Экспериментальную группу составили 6 кларнетистов-первоклассников ДШИ им. М.А. Балакирева (г. Москва).
Контрольная группа из 6 кларнетистов-первоклассников, была создана в Духовой детской музыкальной школе № 2 (г. Балашиха), где осуществлялся традиционной образовательный процесс.
В начале сентября 2003 г. мы осуществили первую контрольную проверку (по 20-балльной системе). Детям экспериментальной, и контрольной групп были предложены традиционные задания для дошкольников, поступающих в учреждения дополнительного образования на отделения духовых инструментов. Все задания были направлены на проявление: 1) музыкальных способностей; 2) сознания, воли, самостоятельности; 3) социальных качеств. Данные первого контрольного среза формирующего эксперимента показали примерно одинаковый уровень подготовленности первоклассников. Все контрольные проверки формирующего эксперимента мы проводили по данным критериям, позволяющим выявлять ключевые профессиональные компетенции кларнетистов.
Экспериментальное обучение в классе кларнета ДШИ им. Балакирева заключалось в том, что с первой недели обучения каждый второй академический час кларнетисты занимались в ансамбле. Нами проводилась работа по развитию музыкальных способностей, исполнительских умений и навыков, формированию музыкальной культуры.
Репертуарная политика в классе духового ансамбля осуществлялась на основании принципов:
1)соответствия содержания произведения учебной теме в рамках плана индивидуальных занятий;
2) практической социально-культурной значимости (возможность включения в концертные программы и культурно-досуговые мероприятия);
3) постепенного усложнения выбранного произведения посредством создания инструментовок различного уровня сложности;
4)постепенного усложнения инструментального состава ансамбля, исполняющего выбранное произведение.
В качестве центрального учебно-тренировочного элемента выступала мелодия известного произведения (песни). На основе выбранной мелодии разрабатывался комплекс из тренировочных материалов (партий) для различных инструментальных составов учебного ансамбля. На протяжении всех лет педагогического эксперимента нами проводилась постоянная работа по составлению эскизов для духового ансамбля с различными инструментальными составами. Эскизы записывались по звучанию, в тональности, совпадающей с фортепиано, а партитуры для духовых инструментов - по письму.
Один из принципов подбора произведений для ансамблевого музицирования - возможность концертно-сценического исполнения. Специально осуществленная инструментовка песни «Новогодняя хороводная» («Маленькой ёлочке холодно зимой») позволила участникам экспериментальной группы отработать темпоритмические навыки на знакомом материале. В конце первого полугодия ансамбль принимал участие в новогодних праздничных мероприятиях учреждений общего и дополнительного образования. Разучивание произведения «Во поле береза стояла» позволило ансамблю в конце учебного года выступать в весенне-летних концертных программах и культурно-досуговых праздничных мероприятиях ДШИ (1 Мая, Праздник Троицы, День защиты детей, годовой отчетный концерт учреждения дополнительного образования).
Для помощи в профессиональной адаптации учащимся экспериментальной группы были назначены наставники - ученики старших классов. Они помогали руководителю проводить занятия, осуществляли организацию внеклассных мероприятий, культурно-развивающего досуга.
Коллективная деятельность с первых же дней преображала начинающих музыкантов. От занятия к занятию они становились более общительными, увлеченными предметом, дружными, активными. В конце первого года обучения участники ансамбля продемонстрировали высокую мотивированность к обучению, увлеченность общим делом, открытость всем видам деятельности, предлагаемым в ансамбле преподавателем и наставниками. Можно было констатировать, что первый этап профессиональной адаптации пройден успешно.
В дальнейшем каждый новый учебный год мы создавали ансамбль духовых инструментов из новых наборов первоклассников, расширяя, таким образом, количество участников эксперимента, создавая возможность для экспериментальной группы совершенствовать исполнительские и коммуникативные умения в ансамбле кларнетистов-первоклассников.
В конце каждого года обучения мы проводили контрольные проверки участников экспериментальной и контрольной групп. Количественные результаты всех проведенных контрольных срезов формирующего эксперимента (по 20-балльной системе) изложены в таблицах, помещенных в приложении 1 диссертации. Данные таблиц наглядно показывают интен-
сивную положительную динамику в экспериментальной группе и значительное отставание по профессионально-значимым параметрам участников контрольной группы.
В 2009 -2011 уч. гг. был проведен контрольный этап педагогического эксперимента. Чтобы подтвердить приоритет коллективной формы обучения и результативности ранней профессиональной адаптации начинающих исполнителей на духовых инструментах были изменены некоторые организационные условия. Участникам экспериментальной и контрольной групп было предложено расширить профессиональные компетенции путем участия в двух инструментальных ансамблях - ансамбле духовых инструментов и инструментальном ансамбле смешанного состава (с клавишным инструментом - аккордеоном). Для экспериментального обучения нами была разработана система творческих заданий, более глубоко отражающих уровень сформированности ключевых профессионально значимых компетенций кларнетистов.
За время обучения из экспериментальной группы не было отчислено ни одного участника. В контрольной группе (из шести учащихся) к выпускному классу осталось два человека. Таким образом, в сентябре
2009 г. мы создали 8 ансамблей (трио), в состав которых входили кларнет, флейта и аккордеон.
Для проведения итоговой проверки в мае 2010 г. нами были использованы критерии, которые составили содержание контрольных срезов на этапе констатирующего эксперимента, где нами также были изучены успехи кларнетистов выпускного класса (по 5-балльной системе).
Выпускники экспериментальной группы получили фундаментальную музыкально-теоретическую и техническую подготовку, сформировали высокий художественно-исполнительский потенциал, раскрыли индивидуально-личностные творческие качества, проявили творческую инициативность, обнаружили организаторские способности, навыки работы в ансамблях различных инструментальных составов.
Кларнетисты контрольной группы представили более низкие показатели успеваемости, профессиональной подготовленности, психоэмоциональной и социальной устойчивости. Ансамблевая деятельность вызывала у них различные трудности технического, эмоционального и социального характера. Итоговая проверка выявила существенные пробелы в сформированности некоторых компетенций, являющихся ключевыми для исполнителей на духовых инструментах ансамблево-оркестро-вого профиля.
В 2010 - 2011 учебном году мы повторили контрольный эксперимент с кларнетистами выпускных классов. Итоги контрольных проверок и выводы повторили результаты контрольного эксперимента 2009 -
2010 уч. г. Данные изложены в таблицах в приложении 1 диссертации.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов контрольных срезов в экспериментальных и контрольных группах
Контрольные срезы Экспериментальная группа (в%) Контрольная группа (в%)
1 контрольный срез констатирующего эксперимента май 2002 г. (выпускной класс) 74%
2 контрольный срез констатирующего эксперимента май 2003 г. (выпускной класс) 75%
1 контрольный срез формирующего эксперимента сентябрь 2003 г. 34% 35%
2 контрольный срез формирующего эксперимента май 2004 г. 49%. 41%
3 контрольный срез формирующего эксперимента май 2005 г. 56% 46%
4 контрольный срез формирующего эксперимента май 2006 г. 67% 54%
5 контрольный срез формирующего эксперимента май 2007 г. 81% 61%
6 контрольный срез формирующего эксперимента май 2008 г. 89% 66%
7 контрольный срез формирующего эксперимента май 2009 г. 95% 72%
1 контрольный срез контрольного эксперимента май 2010 г. (выпускной класс) 97% 77%
2 контрольный срез контрольного эксперимента май 2011 г. (выпускной класс) 97% 82%
Проведенный эксперимент подтвердил эффективность созданной методики совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах, разработанных компетентностных моделей учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамблево-оркестрового профиля (кларнетиста) и преподавателя (по классу кларнета) - руководителя ансамбля духовых инструментов, сформулированных организационных условий и факторов эффективной ранней профессиональной адаптации, экспериментальных учебно-методических и тренировочных материалов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Учреждения дополнительного образования - ДМШ и ДШИ - являются базой для профессионального самоопределения личности в области музыкального искусства, первой ступенью профессионального инструментального обучения.
В результате всестороннего исследования состояния образовательного процесса на отделениях духовых инструментов в учреждениях дополнительного образования нами были выявлены основные проблемы: снижение интереса к инструменту у учащихся средних классов, профессиональной мотивированности исполнителей на духовых инструментах к концу обучения в учреждениях дополнительного образования, несоответствие музыкально-исполнительской компетентности выпускников требованиям профессиональной сферы.
Проведен анализ проблем и возможностей совершенствования образовательного процесса на отделениях духовых инструментов учреждений дополнительного образования с позиций современных методологических подходов (компетентностного, личностно-ориентированного), концепций ранней профессиональной адаптации, эмоционально выверенного управления коллективом.
В результате были предложены организационно-методические решения, обеспечивающие успешную раннюю профессиональную адаптацию начинающих музыкантов в выбранной инструментальной специальности, сохранение заинтересованности в обучении, увлечение инструментальным исполнительством, повышение учебной и профессиональной исполнительской мотивированности.
Выявлено, что для исполнителей на духовых музыкальных инструментах ансамблево-оркестрового профиля наиболее естественными условиями подготовки являются коллективные формы обучения, имитирующие профессиональную деятельность. Инструментальные составы учебного ансамбля должны соответствовать составам существующих профессиональных ансамблей духовых инструментов.
Регулярные систематические занятия в ансамбле с первых лет обучения позволяют начинающим исполнителям на духовых инструментах на раннем этапе адаптироваться в выбранной сфере музыкального искусства, сохранить и усилить интерес и потребность в инструментальном исполнительстве, сформировать за время обучения профессионально значимые компетенции, выработать коммуникативно-исполнительские навыки, интеллектуальные способности, творческую инициативность; расширить жанровый спектр концертного репертуара, профессиональные, творческие, социокультурные возможности, развить и укрепить мотивацию к продолжению профильного обучения и профессиональной исполнительской деятельности.
Ключевое организационно-психологическое условие совершенствования подготовки исполнителей на духовых инструментах - положительная эмоциональная атмосфера, которую преподаватель должен создавать, применяя технику эмоционально-выверенного управления коллективом. Адаптация научно-теоретического и организационно-практического опы-
та в области психологии, физиологии, управления в контексте проблемы коллективного обучения музыкальному искусству детей школьного возраста позволила сформировать современный теоретико-методологический фундамент для построения стратегий педагогического воздействия и взаимодействия в инструментально-исполнительском коллективе, разработать модели учащегося-исполнителя на духовом инструменте ансамб-лево-оркестрового профиля и преподавателя-руководителя духового ансамбля.
Предложенные компетентностные модели учащегося и педагога согласованы и взаимосвязаны между собой в их основном содержании, личностных характеристиках, отражают возможности решения проблем современной музыкальной педагогики, определяют организационное содержание методики совершенствования начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах, вектор и условия её реализации.
Результаты шестилетнего формирующего и двухлетнего контрольного экспериментов подтвердили состоятельность выдвинутой гипотезы, выявили целесообразность реализации созданных компетен-тностных моделей, эффективность предложенной методики.
Материалы диссертационного труда, раскрывающие историко-музы-коведческий, организационно-методический, дидактический, психолого-педагогический, жанрово-тематический аспекты организации ансамблевого музицирования исполнителей на духовых инструментах, позволяют педагогам духовых инструментальных специальностей системы дополнительного образования совершенствовать качество обучения, существенно дополнить содержание учебных дисциплин и курсов в средних и высших музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
Статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для размещения результатов диссертационных исследований в сфере общей и музыкальной педагогики, психологии и искусствоведения:
1. Априамов В.М. Интенсивные коммуникативно-образователь-"ные технологии обучения игре на кларнете (в учебных заведениях первой ступени) // Культурная жизнь Юга России. - 2009. - № 1. - С. 141143 (0,4 п.л.).
2. Априамов В.М. Об особенностях профессиональной подготовки кларнетиста // Высшее образование в России: науч.-пед. журнал
Министерства образования и науки Российской Федерации. - 2009. -№ 2. - С 137-142 (0,6 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
3. Априамов В.М. О некоторых аспектах развития профессионально-исполнительских качеств кларнетиста на начальном этапе обучения // Современное музыкальное образования: традиции и инновации: Сб. науч. трудов. - Белгород: БГИКИ, 2008. - С. 330-333 (0,5 п.л.).
4. Априамов В.М. О некоторых аспектах ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых музыкальных инструментах // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: матер. X междунар. науч.-практ. конф., 16 декабря 2011 г., МГУКИ. М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 282-289 (0,9 пл.).
Монографии:
5. Априамов В.М. Совершенствование начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах: Монография. - М.: МГУКИ, 2011. - 156 с. (9,75 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия:
6. Априамов В.М. Начальный этап обучения игре на кларнете: развитие профессионально-исполнительских качеств: Учеб. пособие. - М.: МГПУ, 2008. - 68 с. (4,25 пл.).
Общий объем публикаций по теме исследования -16,40 п. л.
Типография Краснодарского государственного
университета культуры и искусств 350072, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33 Заказ № 33, тираж 110 экз.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Априамов, Владимир Михайлович, Москва
61 12-13/849
ФБГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи
Априамов Владимир Михайлович
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ДУХОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ (на примере учебного процесса в классе кларнета)
13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Мансурова А.П.
Москва-2012
Содержание
Введение .................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы совершенствования начальной подготовки исполнителей
на духовых музыкальных инструментах ..................................... 25
1.1 Исследование проблем и возможностей совершенствования начальной подготовки исполнителей на духовых инструментах ......... 25
1.2 Условия и факторы ранней профессиональной адаптации исполнителей на духовых инструментах в учреждениях дополнительного образования ........................................................... 56
1.3 Теоретическое моделирование образовательного процесса
в классе духового музыкального инструмента ................................ 77
Выводы по главе 1 ........................................................................... 105
Глава 2. Экспериментальная апробация теоретико-методических
предложений по совершенствованию начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах ............ 108
2.1 Эмпирическое исследование проблем и возможностей совершенствования начальной подготовки кларнетистов (констатирующий эксперимент) ......................................................... 108
2.2 Организационные, теоретико-методические и репертуарные аспекты формирующего эксперимента ................. ........................... 128
2.3 Содержание формирующего и контрольного экспериментов по организации учебного ансамбля духовых инструментов
с участием кларнета ......................................................................... 144
Выводы по главе 2 ............................................................................................................................................................................177
Заключение ................................................................................................................................................................180
Список использованной литературы ............................................................................................185
Приложение ....................................................................................................................................................................................................202
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная система дополнительного музыкального образования детей в России одной из главных целей своего функционирования выдвигает осуществление ранней профессионализации своих учащихся, приобщение детей и подростков к миру искусства и творчества на профессиональном уровне, формирование осознанного отношения к будущей социальной жизни, профессиональному становлению.
Российские традиции начального профессионального музыкального образования имеют глубокие научно-методические корни, организационно-исполнительский опыт, сложившуюся структуру методологических подходов, дидактических принципов, методов, форм, средств обучения, воспитания и развития. В то же время, несмотря на теоретическую фундаментальность и общественную популярность образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ и ДТТТИ), многие традиционные виды и формы обучения и воспитания приводят к проблемам личностного, социального, общепедагогического, профессионального характера. Современные требования к выпускникам учреждений дополнительного образования, а также социально-экономические реалии обусловливают необходимость внутрисистемных изменений, разработки и реализации новых подходов к формированию организационно-методического и дидактического содержания начальной профессиональной музыкальной подготовки по некоторым инструментальным специальностям.
Перед выпускниками учреждений дополнительного образования сегодня раскрываются широкие перспективы. Многообразие сфер, форм и видов профессиональной (исполнительской и педагогической) и любительской социокультурной, рекреационной, художественно-творческой, научно-исследовательской, экспериментально-практической деятельности предоставляют неограниченные возможности для самореализации,
интеллектуального развития, духовно-личностного становления, гуманитарного совершенствования молодых музыкантов.
Для реализации всех возможных перспектив от выпускников-инструменталистов, в первую очередь, требуется наличие сформированных профессионально-значимых и социально-актуальных компетенций. В современное понятие профессиональных компетенций вкладывается расширенное содержание. Интеллектуально-практические ресурсы современного музыканта включают универсальные исполнительские умения, глубокие теоретические познания в специализированной сфере, а также в культурологических и антропологических науках, коммуникативные навыки и организаторские способности, владение современными методами мышления, креативными способами принятия решений, вариативного действия в профессиональных ситуациях. Важно также активное участие в социокультурной жизни общества на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
Нами был осуществлен анализ учебного процесса в классах духовых музыкальных инструментов учреждений дополнительного образования детей в сопоставлении с современными социальными и профессиональными требованиями, а также реальными возможностями и проблемами выпускников духовых инструментальных специальностей начальной ступени профессионального музыкального образования. Результаты приводят к выводу об актуальности глубокого исследования проблемы совершенствования начальной профессиональной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах в учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ).
В каждой сфере дополнительного музыкального образования узкоспециализированные требования и проблемы с одной стороны, а также современные методологические принципы и глобальные общепедагогические тенденции с другой стороны формируют ту плоскость, на которой должны создаваться и апробироваться новые образовательные
модели. Современные реалии общественной жизни диктуют новые требования к организации профессиональной подготовки инструменталистов, чья специальность ориентирована на коллективную исполнительскую деятельность.
Основной сферой нашей профессиональной деятельности является кларнетовое исполнительство и педагогика. В последние годы целью нашей научно-исследовательской и экспериментально-педагогической деятельности являлся поиск эффективных путей совершенствования начального профессионального обучения в классе кларнета. Мы искали возможности достижения соответствия модели выпускника учреждения дополнительного образования детей (ДМШ и ДТТТИ) по классу кларнета современным требованиям средних специальных и высших учебных заведений, профессиональных исполнительских коллективов, концертно-гастрольных организаций, формирующих содержание социокультурной жизни на городском, региональном, национальном и международном уровнях.
Тщательный структурно-функциональный анализ отдельных специальностей и специализаций учреждений, формирующих первую ступень профессионального музыкального образования (в частности, специализации «кларнет» в ДМШ и ДШИ), в соотнесении с актуальными тенденциями, задачами, требованиями и потребностями социума позволил нам выявить проблемные аспекты, требующие научно-теоретического и методического реформирования, а также разработки направления перспективного развития данной специализации.
По-нашему мнению, на современный учебный процесс в классах духового ансамблево-оркестрового инструмента учреждений дополнительного образования детей (ДМШ и ДШИ) негативно воздействуют следующие противоречия:
- между требованиями профессиональных музыкальных учреждений среднего и высшего звена, а также потенциальных работодателей к профессиональным возможностям выпускника учреждения дополнительного
образования по классу духового инструмента и традиционным набором практических исполнительских компетенций, которые демонстрируют большинство выпускников ДМШ и ДШИ;
- между большой ответственностью, возлагаемой на учащихся средних классов - исполнителей на духовых музыкальных инструментах - в виде высокой учебной нагрузки, привлечения к широкой концертной деятельности, требования активного участия в оркестрах и ансамблях, обусловленных выбранной инструментальной специальностью, и выявленным резким снижением интереса к занятиям у данной категории учащихся в связи с несформированностью профессионально-ориентированного мышления, отсутствием основных личностных мотивов, способствующих продолжению обучения, самосовершенствованию в выбранной области художественной деятельности.
Выявленные противоречия формируют научную проблему исследования - проблему отсутствия теоретико-проектного и организационно-методического инструментария, на основании которого педагогам-практикам можно было бы нейтрализовать вышеизложенные противоречия, скорректировать учебный процесс в зависимости от проблем конкретного ученика, сформировать с первого класса профессионально ориентированное мышление, усовершенствовать процесс и результаты начальной подготовки исполнителей на духовых музыкальных инструментах, основной профессиональной сферой которых является оркестрово-ансамблевое искусство.
Степень научной разработанности проблемы
Научно-методическое наследие в области исполнительства и обучения на духовых инструментах охватывает целую плеяду выдающихся педагогов и виртуозных исполнителей XIX - XX вв. Европейские музыканты с начала XIX столетия формировали фундамент современной теории, методики и практики исполнительства на оркестровых духовых музыкальных инструментах (Ж.К. Лефевр «Школа для кларнета», 1802; Ф.Т. Блатт
«Полная школа для кларнета. От первоначального до высшего развития техники», 1820; Г.Э. Клозе «Полная школа игры на кларнете», 1844).
В конце XIX в. на базе Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, а также музыкальных училищ Императорского русского музыкального общества постепенно формировались российские исполнительские и научно-педагогические школы, получившие в XX столетии всемирное признание. Определяющее влияние на развитие теории, методики и практики игры на духовых инструментах оказали русские композиторы-классики (П.И. Чайковский, H.A. Римский-Корсаков и др.). Созданные ими учебники, пособия, нотные сборники до сих пор составляют педагогический инструментарий исполнителей-духовиков.
Современные теоретико-методические и технологические основы в кларнетовом образовательном процессе формируют труды В.М. Блажевича («Школа коллективной игры на духовых инструментах»), В.Я. Гурфинкеля («Школа игры на кларнете»), C.B. Розанова («Школа игры на кларнете»), В.В. Петрова («Школа игры на кларнете французской системы»), Б.А. Дикова («Методика обучения игре на кларнете», «Школа игры на кларнете системы Т. Бёма»), хрестоматии И.П. Мозговенко, A.J1. Штарка, Е.Т. Андреева, В.М. Блока, Б.Л. Березовского, сборники этюдов В.Д. Иванова, В.В. Петрова, др.
В области кларнетовой педагогики, в частности в теоретико-методической и организационно-практической сферах, можно наблюдать большую консервативность в сравнении с другими инструментальными специальностями. За последние десятилетия проблеме совершенствования процесса обучения игре на кларнете было посвящено крайне мало диссертационных исследований: «Формирование профессиональной компетентности музыканта-исполнителя в процессе обучения игре на различных видах кларнета» A.A. Хотенцева (2007), «Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования» С.О. Суслова (2010). Среди других научно-практических трудов в области кларнетовой педагогики и исполнительства
следует отметить учебно-методическое пособие A.A. Косенко «Рациональное применение аппликатуры как выразительное средство кларнетиста» (2003).
Объектами большинства исследований в области музыкальной педагогики и образования, как показал контент-анализ научно-методических трудов и практических разработок, являются: совершенствование организационно-методического содержания специальностей «фортепиано» и «хор» в специальных учебных заведениях; теоретико-методические, дидактические, репертуарные аспекты организации учебно-репетиционной, а также концертно-исполнительской деятельности самодеятельных (любительских) инструментальных и вокально-хоровых коллективов (О.Ф. Антипиной, М.Ф. Поповой, О.В. Тарасова, В.А. Кузнецова, О.М. Нежинского, А.П. Иванова-Радкевича). Мы не обнаружили целостных теоретико-методических, организационно-практических предложений по совершенствованию образовательного процесса специальностей духовых инструментов, в частности специальности кларнета.
Для создания новых методик обучения можно опираться на классические и единичные современные труды по методике и организации духового коллективного исполнительства (М.И. Чулаки, Э.С. Бразаускаса, М.Д. Готлиба, И.П. Архангельского, Г.И. Ихильчика, Ф. Глейха, Г.П. Дмитриева, С. Тэша, Ф.О. Геварта, А.И. Федченко, Н.П. Зряковского), музыкально-педагогические исследования исторической направленности -В.И. Адищева (инструментальные ансамбли и оркестры в женских институтах и кадетских школах), методические разработки по другим инструментальным специальностям - Ю.Н. Лузанова, Г.К. Афанасьева (баян и аккордеон), М.Д. Корноухова (фортепиано), Ю.С. Саульского (джазовый оркестр), А.Д. Польшиной, Б.Ф. Патрикеева, Б.Д. Тихонова (ансамбль и оркестр русских народных инструментов), Э.М. Прейсман (камерный оркестр).
Методика организации коллективного инструментального исполнительства опирается в своих базовых научно-методологических
подходах, принципах и методах на теорию целевой мотивированной коллективной деятельности, коммуникативной активности (общения). В этой области основным научно-методическим базисом мы считаем труды A.C. Макаренко. Нашим взглядам близка по своим основным положениям и методическим компонентам диссертационная работа П.П. Терехова «Педагогические условия воспитания коллективизма у учащихся профтехучилищ в процессе занятий самодеятельным художественным творчеством (на примере работы самодеятельных оркестров народных инструментов)».
Проблема педагогической организации деятельности художественных коллективов и формирования основных компетенций участников оркестров и ансамблей вызывает большой резонанс в музыкальном научно-педагогическом сообществе. Поиску оптимальных путей формирования нравственных, духовных, интеллектуальных, коммуникативных, волевых качеств личности учащихся в коллективе, развития творческой инициативности, аналитического вариативного и креативного мышления, умений художественно-выразительной исполнительской интерпретации посвящены диссертационные исследования и методические разработки Ю.А. Клейберга, H.H. Бажуковой, C.B. Евтушенко, И.Л. Яцуковой, В.Ф. Мартыновой, М.С. Дядищевой, И.В. Козыревой, О.В. Слуевой, Г.А. Французова, Н.М. Смирновой, П.П. Терехова.
Организационно-методические, психолого-педагогические, жанрово-репертуарные аспекты организации учебной, репетиционной и концертной деятельности ансамблевых и оркестровых коллективов раскрыты в трудах Л.Ф. Коноваловой (камерный инструментальный ансамбль), С.Л. Афанасьева (фольклорно-инструментальный ансамбль), А.П. Соколова (эстрадно-джазовые коллективы), В.П. Лапченко, H.H. Родионова (детские оркестры и ансамбли в общеобразовательной школе), В.П. Подкопаева, С.А. Ермоловой, Т.С. Скомороховой (детские оркестровые коллективы), O.A. Блоха, В.Г. Кузнецова, В.М. Коновалова, В.Г. Ивановой (самодеятельные эстрадные
коллективы), Т.И. Бороииной (камерный ансамбль струнно-смычковых инструментов), Л.И. Ошкуковой (фортепианный ансамбль), А.Е. Лебедева (баян с оркестром).
Целенаправленных исследований, предлагающих решение современных проблем педагогики исполнительства на духовых музыкальных инструментах, обновляющих теорию, методику, организационные технологии образовательного процесса в ДМШ и ДШИ, в классах оркестрово-ансамблевых духовых инструментов, нами обнаружено не было.
Разработкой и апробацией организационных инноваций в системе начального профессионального музыкального образования занимались: О.Ф. Антипина («Модульная организация образовательного процесса в школе искусств как средство развития мотивации к музыкальной деятельности у детей 6-8 лет»), М.В. Попова («Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инстру