автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности
- Автор научной работы
- Орлова, Наталья Федоровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА
На правах рукописи
Орлова Наталья Федоровна
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ (английский Я8ЫК)
Специальность 13.00.'02 - методика преподавания иностранных языков
АВТОРЕФЕРАТ диссертации ча соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург - 1991
Работа выполнена на кафедре методики преподавания иностранных языков Российского государственного педагогического университета им. А. Л Герцена.
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, доцент ЕЕШЕВФССВ
Официальные оппоненты
доктор педагогических наук, профессор П. Б. ГУЕВМ кандидат педагогических наук, доцент Н. Г. КСШОФОНТСВА
Ведущая организация:
Защита состоится на аасэдании специалиэиров!
Киевский государственный педагогический институт иностранных ягыков
'^ ияпг
«Л£»
СО,
91 Г. в часов 1ного совета Л 113.05.07 по при-
суждению ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена (191166, СШЕоЧ1йтёрйург, НабТр^оики 48 Г кбрцус 14, ест. ЭЙ)
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена.
«Ю» кмЛЛт
Автореферат Дослан года
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук, доцент
А. Г. Гурочкина
Актуальность исследования. Улучшение профессиональной подготовки учительских кадров связано в значительной мере с совершенствованием содержания обучения в языковом педагогическом вузе, определением его компонентов, характеристикой профессионально значимых умений, обеспечивающих выполнение основных педагогических функций учителя иностранного языка.'
• Одной из основ современной школьной политики является тенденция к гуманизации образования, представляющая собой •результат позитивных изменений в развитии духовной сферы общества. Задача школы сегодня заключается не только в обеспечении учащихся необходимым объемом знаний и практичебких умений, но и в активном развитии их духовно-эмоциональной сферы. В этой связи значительно меняется и представление о содержании профессиональной подготовки будущего школьного учителя в процессе его обучения в педагогическом вузе.
В новом проекте Квалификационной характеристики учителя иностранного языка авторы выделяют «лвый компонент в структуре подготовки будущего учителя - культурно-эстетический. К профессиональным умениям учителя, реализующим названный компонент в практике обучения и воспитания, составители • Квалификационной характеристики причисляют умения воспринимать разные жанры искусства - художественную литературу, живопись, . музыку. Такие умения могут быть сформированы в процессе специальным образом организованной обучающей деятельности, • включающей в себя восприятие художественного материала, его анализ и интерпретацию на изучаемом языке в различных формах речевого поведения. Отдельной задачей, решаемой при зтом, является формирование умений использования результатов такой зботы в профессионально-педагогической деятельности будущего учителя.
В настоящее время все большее развитие получают методи- , ки, использующие нетрадиционные средства обучения, в частности такие, как произведения живописи, творческая фотография, кинофильмы и т. д. (О. Э. Шхайлова, Г. Ф. Суадева, Н. Р. Максимова, Л. Е Агадканова). Однако в методической литературе до сих пор нет работ, исследую®« возможности использования в обучении иностранному яаьвсу музыкальных произведений различных жанров и тесно свяваияого о ними специфического
средства обучения - музыкальной наглядности. К последней мы относим фонограммы произведений вокальной и инструментальной музыки или их фрагменты.
Отдельные способы и приемы работы с музыкальным материалом разработаны в интенсивных методиках. Однако инструментальная музыка (классическая или современная) выступает в них как средство релаксации или как составляющая "концертного сеанса" (Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская), но не как специальное средство обучения.
Возможности использования песен в обучении иностранному языку рассматривались в публикациях как отечественных, так и зарубежных авторов (Е. П. Карпиченкова, Н. Д. Куметова, И. Е Лабутова, Д. Бирн, ф. ДьюОин, Е. Ольштейн и др.) Однако авторы этих работ предлагают использовать песенный материал прежде всего в целях аспекгного обучения иностранному языку, т.е. для формирования отдельных навыков владения изучаемым языком. Таким образом, целесообразность включения песен в учебный материал рассматривается, как правило, в рамках учебных систем, не ставящих целью осуществление всесторонней профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Использование музыкальной наглядности только в обучении отдельным видам речевых навыков не раскрывает всех потенциальных возможностей этого средства обучения. Фонограммы вокальной музыки, в частности песни, могут быть аффективно использованы на средних и старших курсах факультета иностранных языков в целях совершенствования устной иноязычной речи будущих учителей иностранного языка
На старшем этапе обучения особую актуальность приобретает задача формирования профессионально значимых умений будущего учителя иностранного языка, в частности, таких важных, как культурно-эстетические умения, т. е. умения в области культурно-эстетической деятельности. Это, в свою очередь, требует вовлечение в учебный процесс средств обучения» способствующих формированию названных умений как эстетического компонента профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка^
Содержание названных проблем и их нерешенность в тео-
- э -
рии и практике обучения иностранному языку как педагогической специальности обусловливают актуальность нашего исследования.
Объектом исследования реферируемой работы является обучение устной английской речи на старших курсах языкового вуза на занятиях по практике устной и письменной речи.
Предметом исследования является использование музыкальной наглядности в целях совершенствования устной речи студентов и форьлрования культурно-эстетического компонента профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
Цель исследования заключается в научно-теоретической разработке и практической реализации методики совершенствования иноязычной устной речи студентов с использованием музыкальной наглядности.
В соответствии с названной целью сформулирована гипотеза исследования: использование музыкальной наглядности в обучении устной речи студентов старших курсов позволит эффективно совершенствовать качество владения этим видом речевой деятельности; будет способствовать формированию культурно-эстетического компонента профессиональной компетенции учителя иностранного языка, реализуемого в соответствующих умениях.
В связи с выдвинутой гипотезой было необходимо решить следующие задачи:
1). Рассмотрела роль эстетического компонента в структуре содержания обучения иностранным языкам как педагогической специальности в связи с тенденцией к гуманитаризации содержания образования в целом.
2). Определить функции музыкальной наглядности (МН) в учебном процессе и ее роль в формировании эстетической культуры будущего учителя иностранного языка.
3). Выявить возможности использования МН в обучении иностранному языку как специальности и определить содержание совершенствования устной речи студентов с использованием МН.
4). Отобрать учебный материал - речевой, текстовый и музыкальный - необходимый для осуществления элементов музы-
- 4 - '1
кально-поэтического анализа песен.
5). Разработать методику совершенствования устной речи студентов с использованием МН.
6). Экспериментально проверить эффективность предлагав-мой методики..
Дня решения перечисленных задач использовались следующее методы исследования: критический ечадиэ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования; анкетирование студентов старших курсов и преподавателей; беседы со студентами; проведение обучающего эксперг'ента; наблюдение за педагогической деятельностью студентов в период педагогической практики; количественный и качественный анализ полученных экспериментальных даш;их.
Научная новизна исследования заключается:
1). В описаниии эстетического компонента содержания обучения иностранному языку как педагогической специальности и его функциональной взаимосвязи с другими составляющими системы обучеш I.
2). В разработке теоретических основ методики совершенствования устноречевых умений студентов старших курсов с использованием МН, позволяющей формировать культурно-эстетический компонент профессиональной компетенции учителя.
3). ^ доказательстве принципиальной возможности использования такого нетрадиционного средства обучения, как МН в целях совершенствования устной речи стыектов старших курсов и эстетического развития личности обучаемых.
Практическая значимость заключается:
1). В разработке методической модели совершенствования устной речи студентов старших курсов с использованием МН и элементов музыкально-поэтического анализа песен.
2). В отборе лексического, текстового и музыкального материала, а также в. психолого-педагогическом обосновании возможности и целесообразности использования лучших образцов современной молодежной музыки в учебном процессе.
3). В разработке эффективной серии учебных заданий для совершенствования устной речи студентов старших курсов, направленных также на формирование культурно-эстетического
компонента профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
4). В создании учебно-методического пособия, которое может быть использовано: а) в лекционном курсе и на семинарских занятиях по методике обучения английскому языку; б) в практике преподавания английского языка на старших курсах языкового педвуза; в) при составлении учебно-методических пособий по обучению устной речи на английском языке в средней школе и в в,гзе.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в двух публикациях и методических рекомендациях. Результаты исследования докладывались на научно-теоретических конференциях в Бельцком педагогическом институте им. А. Руссо (республика Молдова) в 1990 году, в Ульяновском педагогическом институте им. И. а Ульянов^ в 1991 году, на Герценовских чтениях в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена в 1991 году, а также на международном семинаре "Гуманизация образования: Традиции и поиск", проходившем в г. Ленинграде. Разработанная в диссертации система заданий была экспериментально проверена в ходе двух серий обучающего эксперимента и в настоящее время используется в практике преподавания английского языка на старших курсах Бельцкого, Карельского пединститутов, педагогического института иностранных языков им. А. Д. Добролюбова (Нижний Новгород) .
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:
1. Наряду с обучением коммуникативному владению иностранным языком в системе подготовки будущего учителя необходимо осуществлять целенаправленное формирование культурно-эстетического компонента его профессиональной компетенции, реализуемого в соответствующих профессиональных умениях.
2. В соответствии с этим и в содержании обучения иностранному языку как специальности должен быть выделен эстетический компонент, который функционирует как на уровне собственно содержания обучения, так и на уровне средств обучения. На уровне содержания обучения этот компонент должен
быть реализован, в первую очередь, в тематике изучаемого материала.
3. Активизацию эстетического компонента на уровне средств обучения необходимо осуществлять на основе использования в учебном процессе по иностранному языку предметов и средств искусств, т. е. применения нетрадиционных средств обучения, в частности, музыкальной наглядности.
4. Использование МН в обучении иностраннгчу яэыку как педагогической специальности не только способствует совер- ' шенствованию устной иноязычной речи студентов, но и оказывает оптимизирующее влияние на развитие профессиональных умений в области культурно;эстетической деятельности учителя иностранного языка
Структура диссертации. Диссертационное исследование из. ломено на 161 страницах основного текста; содержит введение, две главы, заключение, список литературы на русском и английском языках и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цель и задачи исследования, его научная и практическая новизна, формулируется гипотеза исследования.
Первая глава состоит из 4-х параграфов, в ней рассматриваются основные психолого-педагогические вопросы использования ЫН в учебном процессе.
Во 2-ой главе, включающей 4 параграфа, раскрываются методические основы совершенствования устной речи студентов с использованием Ш, дается характеристика учебного материала, а также описывается проведенный обучающий эксперимент.
В заключении изложены основные результаты исследования. Список использованной литературы включает 106 наименований. в том числе 23 на иностранном языке.
В приложения включены: материалы обучающего эксперимента и методическое пособие.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Высокое качество профессиональной подготовки школьного учителя обеспечивается целенаправленным и комплексным форми-
рованием всех ее компонентов, среди которых важное значение принадлежит культурно-эстетическому компоненту, реализуемому в соответствующих навыках и умениях. Недопустимо, чтобы процесс становления будущего учителя был ориентирован только на свойства личности "функционально-технологического" плана, оставляя в тени формирование его духовной сферы. Это,' в свою очег дь, обусловливает необходимость совершенствования а самого содержания обучения (СО) иностранному языку как педагогической специальности.
СО иностранному языку является одним из решающих факторов формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка, определяя методы и приемы обучения, и в большой степени связано с личностью студента, его интересами, потребностями, системой индивидуальных ценностных ориентации.
Следует отметить, что СО иностранному языку как в школе, так и в специальном вузе достаточно часто являлось объектом внимания в работах многих исследователей (ПЛ.Бим, М. Л. Вайсбурд, А. Д. Климентенко, Б. А. Лапидус, А. А. Миролюбов, И. Е Рахманов, И. Д. Салистра, С. Ф. Шатилов и др.).
Анализ научной литературы приводит к выводу о том, что в настоящее время не существует единого мнения ни относительно определения категории методики "содержание обучения", ни относительно ее составляющих компонентов.
Диапазон структурных составляющих СО очень" широк. Наибольшие споры вызывает причисление к составляющим СО умений и навыков, а также тематики и текстового материала.
В диссертации разделяется точка зрения авторов, которые включают в содержание обучения следующие компоненты: 1) яэыковой материал; 2) знание правил оперирования этим материалом в речи; 3) навыки и умения, обеспечивающие владение различными видами речевой деятельности; 4)" тематику и тексты; 5) эстетический аспект обучения и воспитания (С.Ф.Шатилов) .
Особенно важным, как представляется, является включение в содержание обучения эстетического компонента. Однако четкое определение этого понятия отсутствет в методической
и дидактической литературе. Ш мнению Л Клингберга, эстетическое в качестве компонента содержания присутствует в дидактическом процессе в нескольких аспектах: как художественный предмет в эстетически акцентированных процессах усвоения; как художественный предмет в эстетически неакцен-тированных процессах усвоения; как аспект содержания обучения всем дисциптанам; как самостоятельная область предмета, (эстетика как предмет обучения).
Поскольку иностранный язык является, вне всякого сомне-' ния, эстетически акцентированным учебным предметом, то для него особеьно важно проявление эстетического как аспекта содержания обучения данной дисциплине. Эстетическое как компонент содержания обучения отличается, на наш взгляд, повышенной трудностью его вычленения из структуры СО по сравнению с другими составляющими СО. Эстетический компонент проецируется на все дпугие компоненты, словно растворяясь в них. В работе предлагается следующее определение эстетического компонента содержания обучения. Эстетический компонент - это компонент содержания обучения, связанный с эстетической природой изучаемого предмета, позволяющий осуществлять целенаправленное и управляемое формирующее воздействие на эстетическую культуру личности обучаемого всеми составляющими СО.
Эстетический компоненте ЭК), связан функционально с двумя уровнями системы учебного процесса: 1) уровнем СО и 2) уровнем средств- обучения. В первом случае ЭК реализуется прежде всего в тематике изучаемого материала, а во втором связан с использованием в учебном процессе средств обучения с ярко выраженной эстетической направленностью.
Интегративный характер проявления эстетического компонента на двух уровнях процесса обучения - на уровне содержа-У ния обучения и на уровне средств обучения "одновременно и параллельно становится возможным при обеспечении тематики изучаемого матзриала соответствующим содержанием.
В настоящее время назрела необходимость пересмотреть тематико-ситуативное содержание изучаемого в вузе материала таким образом, чтобы оно:
з
1) соответствовало системе возрастных ценностных ориентации обучаемых. Предлагаемые для обсуждения проблемы должны быть ."ичностно значимыми, что, в свою очередь, способствует определению круга интересов студентов и выделению адекватного этим интересам содержания обучения; '
2) стимулировало познавательно-коммуникативную актив-
I
ность обучаемых;
3) способствовало формированию профессионально значи-■ мых умений учителя иностранного языка.
Для реализации в практике обучения иностранным языкам вышеназванных условий обходимо не только наличие в учебниках и учебных пособиях соответствующего-тематико-ситуативно-го материала, но и привлечение в учебный процесс средств обучения с ярко выраженной эстетической направленностью, в частности, музыкальной наглядности.
Под музыкальной наглядностью (МН) в работе понимается фонограммы фрагментов вокальной и инструментальной музыки, иллюстрирующие текстовый музыковедческий материал, или выступающие в качестве самостоятельного средства г-1учения.
МН - специфическое средство обучения, обладающее в силу своей природы большим дидактическим потенциалом. Однако вплоть до настоящего времени использование в обучении иностранным языкам фонограмм вокальной или инструментальной музыки носило фрагментарный и функционально ограниченный характер.
Музыкалы.ая наглядность может эффективно выполнять й учебном процессе следующие функции:
1) коммуникативно-стимулирующую (стимулировать иноязычное общение);
2) ютивационно-побудительную (мотивировать положительно окрашенное Эмоциональное отношение студентов к учебному процессу)5
3) лингвокультурную (внакомить обучаемых с культурой страны изучаемого языка, прежде всего - музыкальной):
4) эстетически-развивающую (служить средством эстетического развития й воспитания студентов);
6) иллюстративную (иллюстрировать содержание прочитан-
ного текста).
Все перечисленные выше функции МН тесно взаимосвязана К взаимообусловлен^; и могут быть рассмотрены изолированно лишь в целях их теоретического обоснования и изучения.
Среди функций МН необходимо особо выделить эстетически-развивающую, т. к. именно ее реализация в значительной степени способствует формированию культурно-рстетического компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Как хорошо известно, ведущая роль в эстетическом разви- . тии личности принадлежит искусству. Каждый из видов искусства по-своему влияет ьа формирование человека. Однако гармоничное развитие личности, ее ?^тетическое воспитание, не мыслимо без музыки - вида искусства, отражающего действительность в звуковых художественных образах.
Использование ЧН в рамках специально организованной методики на занятиях по практике устной и письменной речи способствует развитию музыкальной культуры студентов. Это, в свою очередь, * называет благотворное влияние на формирование культурно-эстетического компонента профессиональной подготовки учителя иностранного языка.
Сущность эстетически-развивающей функции МН реализуется в следующих ш. фавлениял:
1) обеспечение эстетически акцентированного содержания обучения;
¿) формирование индивидуальное опыт.- восприятия и анализа музыкальных произведений;
3) приобретение студентами определенного объема знаний в области му шального искусства;
4) развитие художественного вкуса на основе критического осмысления явлений музыкальной действительности;
формирование культурно-эстетических умений будущего учителя иностранного языка.
Изучение проблемы совершенствования устной речи в мето» дическом плане потребовало определения содержания совершенствования, соотнесенного с целями и задачами старшего этапа обучения.
Проблема обучения и совершенствования устной иноязыч- '
ной речи студентов языковых факультетов педагогических ву-8ов является объектом интенсивного исследования в трудах многих ученых (А. А. Алхазиивили, Е Д. Аракин, П. Б. Гурвич, А. Л. Карлин, А. С. Лурье, К. И. Саломатов и др.) В диссертационных исследованиях, посвященных этой проблеме, предметом совершенствования являются как собственно лингвистические (Е А. Баташов, Н. Г Долг адова, (Ol R Еремин, С. Ю. Ильина, Е А. Склизков, Е. Е Шантарин, Е К Шзвяков и др.), так и профессионально направленные характеристики речи (И. П. Андреева, Т. П. Куренкова, Т. П. Леонтьева, Ф. Ш. Ыустафина, Е, Б. Репп, С. Я. Ромашина, R VL Скалчинская и др.).
Анализ методических работ, в которых в той или иной связи рассматриваются вопросы профессионально-педагогической направленности при обучении иностранному языку на специальных факультетах педагогических вузов, показал, что во многих из них внимание исследователей, как правило, направлено' на формирование или совершенствование "операционных " сторон (аспектов) специальной подготовки. Таким образом, проблема профессионально направленного формирования личности будущего учителя иностранного языка решается в большинстве случаев с акцентом на свойства личности функционально-технологического плана (технология обучения), оставляя в тени духовную сферу обучаемых, формирование их эстетической культуры, совершенствование самой познающей личности. Это в конечном итоге приводит к недостаточной сформированности профессиональных умений в сфере культурно-эстетической деятельности будущего учителя иностранного языка.
Процесс развития и совершенствования устнорёчевых умений студентов старших курсов педагогических вузов необходимо осуществлять параллельно с эстетическим развитием обучаемых. Этому в значительной степени способствует специальная система заданий с использованием ЫН.
Учитывая специфику музыкальной наглядности как полифункционального средства обучения, сочетающего в себе особенности как наглядности, так и музыкального искусства, в содержание совершенствования устной иноязычной речи студентов старших курсов с использованием МН следует включать:
- 12 -
1) совершенствование содержательной стороны высказывания на основе: а) знаний (истории музыкального искусства, особенностей и закономерностей его развития) и б) управляемого преподавателем применения МН;
2) совершенствование лексической сюроны устной речи, направленное на: а) обогащение речи студентов новым лексическим материалом и б) на творческое комбинирование ранее усвоенной и новой лексики для выражения собственных мыслей в продуктивной речи; .
3) совершенствование умений устной иноязычной речи на основе: а) восприятия Ш, б) различных ситуативных форм организации речевой деятельности, не все из которых обязательно связаны с содержанием используемой МН;
4) совершенствование профессионально значимых умений, необходимых для осуществления культурно-эстетической деятельности в школе.
Улучшение содержательной стороны устной речи относится к числу важных задач этапа совершенствования владения иностранным языком. Одним из возможных путей решения данной задачи является приобщение студентов к восприятию и анализу музыкальных произведений, что предполагает, в свою очередь, наличие у них определенного уровня эстетических знаний в области данного вида искусства Для извлечения информации эстетического характера следует использовать тексты, чтение которых одновременно с расширением лексического запаса обеспечивает знания, нербходимые для адекватного восприятия студентами музыкальных произведений определенного жанра, а также внания исторических, бытовых, социальных реалий, отражающих особенности культуры, жизни народа, язык котрого изучается.
Однако наличие только теоретических еканий является необходимым, но далеко не достаточным условием совершенствования содержательной стороны устной речи и предполагает использование полученных знаний в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений. Песенный же тр можно рассматривать как функциональное единство музыкального и вербального текстов, окрашенное индивидуальной манерой ис-
полнения. В соответствии с этим можно предложить три направления анализа музыкального вокального произведения на английском языке: 1) анализ вербального текста; 2) анализ музыкального текста; 3) анализ манеры исполнения песни,
С учетом выделенных направлений третий компонент ссдер- . жания совершенствования устной речи на продвинутом этапе -умения устной иноязычной речи, развивающиеся как в процессе восприятия МН, так и во время дискуссии и бесед по предложенным проблемам, - включает следукщг элементы; 1) умения устной речи, связанные с анализом вербального текста; 2) умения устной речи, связаннее с анализом музыкального'текста; 3) умения устной речи, связанные с анализом манеры исполнения песни.
Интегративная связь этих видов умений находит свое отражение в описании и характеристике студентами отделы"! взяг той песни.
Формирование умений анализировать музыкальный и вербальный тексты, манеру исполнения происходит в процессе непосредственного восприятия песни и поэтому предполагает использование МН. Данные умения являются базисными для уме- • ний более общего интерпретирующего характера, которые развиваются на тематико-ситуативной основе. К ним можно отнести:
1) умение охарактеризовать творческий путь композитора (исполнителя, группы);
2) умение обосновать свою оценку данного музыкального стиля;
3) умение убедить партнера по общению в достоинстве или недостатке музыкального произведения, стиля.
Четвертый комгзнент - совершенствование профессионально значимых умений - предполагает способность использовать полученные знания и сформированные навыки и умения на профессионально-адаптивном уровне в целях эмоционально-зстети- . ческого воздействия на учащихся.
Среди профессионально внвчимых умений следует выделить следующие:
1) умение подбирать МН, иллюстрирующую или дополняющую текстовой материал;
-11- . ■ !
2) умение анализировать тематическое содержание, воспитательные и дидактические возможности текстов песен с целью их использования в учебной и внекласаной работе;
3) умение отбирать наиболее интересные тексты музыковедческого характера и находить интересные формы работы с ними;
4) умение направить внимание учащихся на восприятие песни как единства формы, содержания и манеры исполнений;
5) умение критически анализировать содержание музыкальных передач радио и телевидения, концертных программ с целью привлечения необходимого музыкального материала как для аудиторной, так и для внеклассной работы.
6) умение рааучить песню с учащимися при подготовке внеклассного мероприятия;
7) умение подготовить и .провести беседу о композиторе, музыкальной картине страны изучаемого языка.
Бее рассматре: аые умения, взятые в комплексе, мы определяем как культурно-эстетические, т.е. умения, функционируй ющие в кульутрно-эстетической деятельности учителя иностранного языка и обеспечивающие ее.
Разработка методики совершенствования устной речи студентов с исполь:званием МН предполагает осуществление комплексного отбора учебного материала с соблюдением доминирующей роли Ш в таком отборе.
Методика совершенствования устной р чи студентов с использованием Ш предполагает наличие трех стадий: подготовительной, формирующей и развивающей, на которых последовательно выполняются одиннадцать групп заданий.
Цель первой, под! лтовительной, стадии - формирование у студентов речевых лексических навыков монологической речи в рамках музыкальной тематики и совершенствование содержательной стороны высказывания. Подготовительная стадия предполагает в качестве обязательного компонента вступительную бесе» ду преподавателя о роли музыки в жизни человека и необходимости ее правильного восприятия как для развития собственной личности, так и для осуществления будущей педагогической деятельности. Основное назначение такой беседы'
заключается в обеспечении достаточно высокого уровня старто-. вой мотивации обучаемых.
Упргжнения, выполняемые на первой, подготовительной, стадии, - языковые и условно-коммуникативные как с опорой на т<?кст, так и на музыкальна наглядность - ориентированы на: 1) извлечение содержательной информации и 2) на совершенст-1 вование лексической стороны высказывания.
Цель второй,, формирующей, стадии - формирование у сту1-• дентов основ речевых умений с использованием- музыкальной , наглядности. В связи с тем, что применение музыкальных фраг-центов предполагав!' их восприятие и частичный музыкальна-поэтический анализ, методика работы с /Музыкальной наглядностью предусматривает прослушивание песни не менее двух раз, а также задания до и после прослушивания (pre-listening and after-lifet ling), которые объединены в ¡группу заданий N в. :
Вопросы, предлагаемые до прослушивания, нацеливают на восприятие и понимание содержания песни, а задания после прослушивания содержат элементы музыкалп но-поэтического анализа песен.
Результаты проведенной в ходе исследования экспериментальной проверки позволяют считать наиболее целесообразной следующую методику работы с музыкальной наглядностью:
1. Постановка вопросов (заданий) до прослушивания.
2. Прослушивание фонограммы песни.
3. Ответ студентов на поставленные вопроса
4. Частичное выполнение заданий после прослушивания.
Б. Предъявление печатного текста песни,
6. Повторное аудирование песни о опорой на текст.
7. Ответы студентов на все вопросы после прослушивания.
в. Прослушивание и одновременное напевание студентами
фрагментов песни.
Содержание заданий до и после прослушивания целесообразно определять на основе следующего алгоритма анализа песни: 1) характер песни; непосредственно-эмоциональный отклик, вызываемый у слушателя; 2) тема, идея произведения; 3) форма произведения; 4) средства музыкальной выразительное-
ти; 5) исполнение.
Знание исторических и биографических фактов оказывает влияние на характер восприятия муг чкального произведения. Однако за рамки данного алгоритма вынесен шаг, предполагающий сообщение кратких сведений о композиторе песни, группе или исполнителе, истории создания, т.к. подразумевается, что знания подобного рода, полученные из текстов, уже имеются у обучаемых. Тексты и примеры музыкальной наглядности являются составляющими единого методического комплекса, построенного в нашем случае на примере творчества группы "Витлз".
Третья, развивающая, стадия подразделяется на два этапа. Цель первого этапа: развитие собственно речевых умений по теме "Музыка". Цель второго этапа: формирование профессионально-методических умений в' связи с использованием музыкальной наглядности.
Первый этап развивающей стадии предполагает выполнение группы заданий, которая включает условно-коммуникативные ситуативные упражнения, подготавливающие к учебной дискуссии о современной музыке и музыкантах. Обучаемым предлагается ответить на ряд вопросов проблемного характера.
Этой же цели -,подготовке к дискуссии и определению собственного видения проблем - служит задание типа "Dwell on the following". Например: It's evident that son» school teachers have not listened to the pop/rock mustс which they criticise. It is equally true that kids will say '1 don't like classical music' without being able to name a single piece which they don't like. It cuts both ways.
Полученные студентами знания в области музыкальной культуры, а также приобретенные ими умения музыкально-поэтического анализа песен являются основой для формирования профессионально значимых умений культурно-эстетической деятельности учителя иностранного языка. ■»
Предложенная методика совершенствования устной речи студентов с использованием МН была проверена в ходе двух серий эксперимента, который включал следующие этапы: 1) анкетирование, беседы со студентами; 2) разведывательный зкспе-'
рймент; 3) обучающий эксперимент, предполагавший, в свою очередь, проведение:
- предэкспериментального констатирующего срева;
- экспериментального обучения;
- постэкспериментального среза;
- анкетирования студентов;
• - наблюдений за педагогической деятельностью студентов в период практики.
Каждый из данных этапов имел свою цель и методику реализации в общей программе эксперимента.
Обе серии обучающего эксперимента носили невариантный вертикальный характер. Такой вид эксперимента, согласно НЕ Гурвичу, допустим и желателен в том случае, когда достижение цели предлагаемым путем само по себе является достаточно проблематичным и сомнительным. В эксперименте участвовали три экспериментальные группы - ЗГ1, ЭГ2, ЭГЗ.
Степень сформированное^ устнбречевых умений в связи с эстетической оценкой услышанного определялась по следующим параметрам: 1) объем высказывания в элементарных предложениях; 2) количества элементарных предложений в речи студента, касающихся: а) характера музыки, б) теш, идеи, сюжета песни, в) исполнения в целом, г) отношения говорящего к песне/исполнителю; 3) количество употребленных определений, относящихся к средствам музыкальной выразительности; 4) общий темп речи (слогов в минутов).
В соответствии с программой эксперимента было проведено наблюдение и за профессионально-педагогической деятельностью студентов экспериментальных групп в период педагогической практики, результаты которого продемонсАфовали достаточно высокий уровень сформированности культурно-эстетических умений. Экспериментальная проверка подтвердила эффективность предлагаемой методики совершенствования устной речи студентов с использованием Ш.
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
1. Совершенствование устной иноязычной речи студентов старших курсов языковых факультетов с использованием музы-
калькой наглядности/УШвшение эффективности процесса обучения студентов в высших учебных заведениях республики; Сб. матер. Республиканской научно-практической конференции (22-23 мая 1990г.). - Взлць: БГПИ им. А. Руссо. 1990. -С. 164-155.
2. Об использовании самостоятельной работы в обучении устной речи на старших курсах языкового педагогического ву-ва//Самостоятельная работа в обучении иностранным языкам в школе и вузе: Шжв. со. науч. трудов. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. - 0.59-65.
3. Методические рекомендации по работе с музыкальным материалом на занятиях по практике устной и письменной речи английского языка на старших курсах. - Л.: РГЛУ им. А. И. Герцена, 1991. - 45с.
ШШХК. Зак. 5030. Тир. 100-