автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России
- Автор научной работы
- Ершова, Людмила Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1989
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Теоретические и методические основы подготовки учителей начальных классов к воспитательной работе на материале народного декоративно-прикладного искусства России"
московски!! ордена лепнил
ii ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт имени в. II. лешшл
Специализированный совет к I13.C8.02
На правах рукописи удк 745 : 372.5 : 378.937
ЕРШОВА Людмила Викторовна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА РОССИИ
Специальность 13.00.02 — методика преподавания изобразительного искусства
автореферат
диссертации на соискание ученей степепи кандидата педагогических паук
Москва 1989
Работа выполнена в ¡Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. II. Ленина.
Научный р у к о в о д п т с л ь: доктор педагогических паук Т. Я. ШПИКЛЛОВА
О ф и ц н а л ь п ые оппонент ы: доктор педагогических паук профессор Т. С. КОМАРОВА кандидат педагогических паук Н. М. СОКОЛЬНИКОВА
Ведущая организация — Костромской государственный педагогический институт имени II. А. НЕКРАСОВА.
Защита состоится .^г^т^/.г 1989 года в ча-
сов на заседании специализированного совета К 113.08.02 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических паук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте нменп В. II. Ленина по адресу: Москва, 111020, Госпитальный вал, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГ11И нмепп В. И. Ленина. Адрес института: 119435, Москва, Г-435, Малая Пироговская улица, дом 1.
Автореферат разослан «./*£..» 1989 г.
Ученый секретарх)спец11алпзнроваш1ого совета, доцент С. Е. ИГНАТЬЕВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБО'Ш
Актуальность__иос:«сДйваиияЛ В условиях глубоких праобразоьа-
ннйр:;происходящих во ъеех сферах социалистического общостзп,когда ---•йоэрйставт роль человеческого фактора, когда развитие духовной сферы,нравственности и эмоциональной отзывчивости ставится во главу угла воспитания нового человека, ооойую актуальность приобретает формирование личности советского учителя, С его талантом, уровнем культуры и нравсчЕеИности в значительной мере свяэымят-оя успехи демократизации и гуманизации, что отмечалось не ХХУП съезда КПСС, в ряде партийных документов по народному образованию, Важное значение в подготовке учительских кадров придается ' в наши дни искусству. Так, в постановлении февральского (1968г) Пленума ЦК КПСС "О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ео осуществлению" подчеркивалось, что "сейчас ваяно добиться лучшей эстетической подготовки самих учителей, преподавателей.,« занимавшихся воспитанием детей и подростков ...всемерного развития художественного творчества детой и-юношества на базе отечественной и мировой классики, народного искусства".*
Обращение к народному искусству при формировании личности учителя имеет прочнув методологическую основу, опираете«! на марксистско-ленинское отношение к народному искусству как одному из компонетов материальной и духовной культуры.Народное искусство концентрирующее знания» опыт народа, его обучай, национальные традиции, признавалось классиками марксизма важнейшим средством, , развивавшим и закрепляющим народный опит воспитания и образования. Основополагающее значение для осмысления роли народного искусства в эстетическом воспитании современного человека имеют исследования учаных-искусствовадов, ведущих специалистов в области народного искусства: А.В.Бакушинского, И.Я,Богуславской,В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасовой, О.С.Поповой, Т.Н.Разиной, А,Б.Салтыкова и др., а также специалистов в области древнерусской литературы и фольклористики - П.Г.Богатырева, В.Е.Гусева, , Д.С.Лихачева и др. Многоаспектный анализ народного художественного творчества позволил ученым рассмотреть его в системе этни-
1,См.:Ш1СС ЦК.О ходе перестройки средней и высшей школы-, и задачах партии по ее осуществлении: Постановление Пленума ЦК КПСС от 18 февраля 1988г.- М.; Политиздат, 1988.-СЛ5.
чесхих связей, в единстве с традиционной культурой народа, природным окружением, историей, определить место народного творчества в современной культуре»
Исходя из того, что произведения народного искусства воздействуют на различные сфер« человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, ми провели исследование роли народного искусства в формировании личности учителя начальных классов, в системе его профессиональной подготовки, При этом мы опирались на теоретические положения трудов выдающихся' деятелей советского государства (А.В,Луначарский, М.И.Калинин, Н.К.Крупская), заложивших основы теории эстетического воспитания учащихся и учителей советской школы} труды известных педагогов (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Н.Шаикая, С.Т.Шаикчй и др.), ученых в области марксистско-ленинской эстетики (Ю.Борев, М.Ф.Овсянников и др.), а также ученых-методистов, занимающихся исследованием проблем использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (Н.Н,Акисимов, Г.В.Беда, В.С.Кузин, В.В.Корешков, H.H.Ростовцев,А.С.Хворостов, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шликалова и др./.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых в области дидактики (С.И.Архангельский, Ю;К,Бабанский, В.И.Загвяэин-ский, И.Й.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), обшей, возрастной и педагогической психологии (Л,С,Выготский,В,В,Давыдов,Е.И.Игнатьев» В.Й.Киреенко, Б.Ф.Ломов, С.Л,Рубинштейн и др.),вузовской педагогики ( Б.А.Сластенин, Н.В.Кузьмина, Ф.Н.Гоноболин,А.И.Щербаков и др.).
Существенное значение для нашего исследования имел также анализ диссертаций, рассматривавших проблему подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся (Е.И.Юдина,Н.И.Фатеева, Н.С.Давлятпшка, Б.С.Белов и др.)» Этот анализ показал, что, несмотря на определенные достижения в этой области, пока еще нет работ, посвященных специальному изучению вопросов совершенствования подготовки будущих педагогов на основе обра-пения к народному декоративно-прикладному искусству. Наименее изученной является проблема использования народного искусства в подготовке студентов к внеклассной воспитательной работе с млад-вимк якольниками.
Как известно, внеклассная работа является неотъемлемой частьв учебно-воспитательного процесса в школе. При дефиците учебного времени, свойственного ясен предметам эстетического цикла, она выступает важным средством решения задач эстетического воспитания и художественного образования учащихся, "¿ажио охватить всех учащихся разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время,- подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - развивать их оамодеятельнооть, тимуровское движение, создавать клубы по интересам, кружки технического и художественного творчества"**
Возрастание роли.искусства в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, что отмечалось в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (сентябрь 19ббгдзлайт эту проблему еще более острой, В'начальной школе лишь незначительная часть педагогов-энтузиаотов работает в этом направлении, но эочастув их занятия носят отйхийный и интуитивный характер. Основная «е масса учителей либо совсем йе проводит такой работы, либо занимается еп формально, в результате чего ее воспитательный эффект очень невелик»
Таким образом, актуальность данной проблемы вытекает из сломившегося несоответствия между возрастающими требованиями общества к эстетической йодготовке педагогических кадров, повышением роли народной искусства в воспитании подраставшего поколения, нёобходимостью расширения сферы педагогического воздействия на учащихся во внеучебное время, о одной стороны, и реаль ' нам состоянием подготовки будущих учителей к использование народного искусства во внеклассной работё - с другой.
1.См.: О реформе общеобразовательной и профессиональной шкблн: Сб.документов и материалов.-М.> Политиздат,198Ц.-С.55.
2.См.;КПСС.ЦК.Совет.Министров СССР. О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышении его роли в коммунистическом воспитании трудяшихся.Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 свнт.1986г. //Правда.-1986.-II сект.
Учитывая актуальность проблемы, ее прапическув значимость и недостпточнуг разработанность, понимая огромные возможности народного искусства в оо решении, мы сформулировали на~ гсего исследования следующим образом: разработать теоретические и методические основы полготовки учителей начальных классов в пединститутах к осуществлении внеклассной воспитательной работы средствами народного декоративно-прикладного искусства России.
Решение данной проблемы является целья исследования.
Объектом_ис£ледошнш;_ является процесс подготовки учителей начальны." классов по изобразительному искусству в пединститутах х осуществлению эстетического воспитания младших школьников средствами народного декорптивнс-приклидного искусства во внеклассной работе.
Предмет исследования: пуш и методы подготовки учителей начальных классов к внеклассной работе по эстетическому воспитание на основе обращения к народному искусству.
Проблема, предмет и цель исследования потребовали решения следующих задач:
I.Выявить место и роль народного декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов с позиций системно-комплексного подхода.
2.Определить психолого-подагогические условия подготовки студентов к эстетическому воспитании учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства во внеклассной работе.
З.Раэработать и экспериментально проверить систему занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства на факультете начальных классов в рамках спецкурса "Методика эстетического воспитания учашихся средствами народного искусства",а также учебной и внеучебной работы по изобразительному искусству на внутрипредмвтном и мвмпредметном уровне.
Разработать методические рекомендации по подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся с учетом национальных я региональных особенностей народного искусства центральных областей России.
На 'основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, многолетних наблюдений за работой студентов и учителей начальных классов была выдвинута гипотеза: проиосс илу-
чания народного декоративно-прикладного искусства при комплексном подходе, обеспечивающем астатическое воспитание, художест-. венно-творчаокое развитие и методическув подготовку студентов, позволит существенно улучшить качество профессиональной подготовки учителей начальных классов к воспитанию младших школьников средствами народного искусства во внеклассной работе при условии, если:
- народное декоративно-прикладное искусство будет рассматриваться как срвдотво формирования нравственно-эстетических качеств будущего учителя;
- изучение народного искусства будет опираться на методы, обеспечивающие развитие творческого мышления студентов, на вну-трипредметные и меипредметные свЛзи.
Такой подход будет способствовать формирование эстетического отношения студентов к действительности, обогащению их духовного мира, формированию необходимых учителю качеств, потребности в творчестве во всех сферах профессиональной и общественной деятельности,
исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии личности,а также труды советских ученых в области марксистско-ленинской философии, эстетики, искусствознания, психологии, педагогики и методики изобразительного искусства, документы и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направленные на дальнейшее со. вершенствование системы народного образования.При этом мы в полной мере опирались на решения ХХУП съезда КПСС, материалы и до--хументы о реформе общеобразовательной и высшей школы.
В работе по прр_блемэ исследования были использованы следув-аие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, научных исследований в области профессиональной подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитании учащихся средствами . народного искусства; изучение й анализ школьных и вузоволих . программ по предметам эстетического цикла} изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работу,.анкетирование, наблюдение, самооценка, анализ творческих¿рабаг студентов /рисунков, сочинений, дидактических таблиц/l анализ лая-
. б -
тельности студентов в ходе педагогической практики; аиализ осте-тико-педагогичюхой деятельности учителей-стажеров.
Зтапу_исслело_ванля, В разработке проблемы условно можно выделить три этапа.
Первые. отап (1979-1984гг.) - поисково-подготовительный. Его содерипниом было изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, документов ПК КПСС,Совета Министров по вопросам народного образования; искусствоведческой, психалого-педагогической и методической литературы; новейших исследований в области школьной и вузовской мэтодики преподавания изобразительного искусства, школьных и вузовских программ по предметам эстетического цикла, о текло уточнение проблемы исследования, его целей» задач и гипотезы; изучение передового педагогического опыта, поиск форм и методов совершенствования подготовки учителей начальных классов средствами народного декоративно-прикладного искусства, проведение констатирующего и поискового эксперимента.
Второй Этап (1965—1966гг.) - опытно-экспериментвль-ный - заключался в проверке гипотезы, в разработке содержания и методов воспитания и обучения студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках спецкурса "Методика эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства" и учебно-воспитательного процесса по изобразительному искусству на факультете начальных классов. На этом этапе проводился формирующий эксперимент.
Т р етий этап (1986-1938гг.) - контрольно-итоговый-включал анализ результатов опытно-окспериментальной работы, сравнение исходных и заключительных данных по контрольной и экспериментальной группам студентов, на основании которых подводились итоги и делались выводи.
На защиту выносятся:
1.Теоретически обоснованное и экспериментально проверенное Положение о том, что подготовка учителей начальных классов к эстетическому воспитания младших школьников во внеклассной работе должна опираться на изучение народного декоративно-прикладного искусства.
2.Методика подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников во внеклассной работе.
На^чмая_новизна исследования состоит в слецушдем:
- выявлено место народного декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов в пединституте и определена его роль в подготовке студентов к эстатичаокому воспитанно младших школьников;
- осуществлен анализ передового и массового педагогического опыта по использовании народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников во внеклассной работе}
- разработана и экспериментально проверена система занятий по изучение народного иокусства на факультете начальных классов, обеспечивающая подготовку студентов к эстетическому воспитаниг младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства во внеклассной работе,
исследования заключается в том, что разработана программа и методические рекомендации к спецкурсу "Методика эстетического воспитания младаих школьников средствами народного искусства", которые мсгут быть использованы методистами по изобразительному искусству на факультетах начальных классов методистами по воспитательной работе. Мат-ерис-лы исследования могут найти применение при организации воспитательной работы п общеобразовательных школах, а также работы по повышении квалификаций учителей в институтах усовершенствования учи- , телей.
Достоверность полученных результатов обеспечена спорой на основные положения марксистско-ленинской философии; комплексом 'Использованных методов Исследования; соответствием научного аппарата объекту и предмету исследования; проведенной опнгно-эк-спериментальной работой, результаты и выводы которой нашли отражение в методических рекомендациях по совершенствовании система эстетической подготовки будущих учителей.
АпЕобаЦия и вн»дренйё результатов исследования. Материалы : исследований периодически обсуждалипь на ка$едре методики начального обучения Шуйского государственного пединституту им.Д.А. §урмановй, на ежегодных научных конференциях преподавателей этого института (1979-1969гг*) на встрочах о учителями городских и сельских вкол Ивановской области (1983,1984,1985гг.), студентами ШГПИ им*Д.А.Фурманова, слушателями курсов повышения
квалификации учителей в Ивановском областном ИУУ (198<4-.1985гг), на Карельской республиканской научно-практической конференции по эстетическому воспитании учащихся средствами народного искусства (1985г.).
Результаты исследования включены в практику учебно-воспитательного процесса на факультете педагогики и методики начального обучения шГПИ им.д.А.Фурманова; Ивановским ИУУ изданы методические рекомендации для учителей начальных классов области.
Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблема, определяются' предмет, задачи, гипотеза и методы исследования, обосновывается научная значимость и практическая ценность работы.
В первой глава - "Теоретические основы преподавания народного декоративно-прикладного искусства России на факультетах начальных классов педагогических институтов" дается методологическое и психолого-педагогическое обоснование значения народного декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки будущего учителя; анализируются особенности изучения народного искусства в рамках предметов эстетического цикла на факультетах начальных классов в пединститутах; даетей анализ передового и массового педагогического опыта; разработана профес-сиографическая модель личности учителя-воспитателя и рассматривается условия ее реализации.
Выявление моста и роли народного искусства в системе профессиональной подготовки будущих педагогов проводилось с позиций системно-комплексного подхода к обучению и воспитании педагогических кадров, методологической основой которого выступает марксистско-ленинское учение о всеобщей связи явлений и их целостности«
При этом были учтены психологические особенности студенческого возраста, охарактеризованные в трудах Б.Г.Ананьева,С.^Архангельского, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова.и др. Именно.в этом возрасте, когда наиболее плодотворно формируются важнейшие психические функции личности - и в особенности интеллектуально-эмоциональные необходимо освоение культуры, которое ■
~ у -
дало би молодому человеку ощущение исторической перспективы,тесной связи прошлого, настоящего и будущего. Народное искусство является одним из действенннх средств воспитания исторической памяти. Приобщение к народному искусству обеспечивает полноценное понимание и.усвоение студентами высоких нравстпонно-эстетических идеалов современности.
В процессе исследования принимались во внимание специфические особенности многопредметной эстетико-педагогичоской деятельности: учителей начальных классов, одна из которых заключается в необходимости познания самых различных областей народного искусства .(устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное де- . коративно-прикладное' искусство), организации учебно-воспитательного процесса почти по всем учебным предметам в начальной школе.
Анализ вузовских программ по дисциплинам эстетического цикла убедил в необходимости пересмотра содержания обучения и воспитания студентов средствами народного искусства, более четкого определения личностных и профессиональных характеристик личности учителя-воспитателя. В связи с этим было проведено изучение передового и массового педагогического опыта, позволившее выявить положительные стороны и недостатки в работе учителей.Было установлено, что опытные педагоги активно используют материалы народного искусства родного края в эстетическом воспитании учашихся на уроках и во внеучебное время, учитывая межпредметные связи, возможности разнообразных форм воспитательной работы и сотрудничество с внешкольными учреждениями и творческими союзами.Однако в массовой педагогической практике наблюдается стихийность и нестабильность в работе учителей начальных классов, однообразие воспитательных мероприятий, что снижает их эффективность.
Анкетирование студентов и выпускников педвузов выявило причины плохой организации воспитательной работы с детьми на основе' народного искусства. Все они связаны с недостаточной подготовкой учителей: низкий уровень эстотико-художественннх знаний, слабое, владение' художественно-практическими навыками и умениями; недостаточная методическая подготовка к проведению внеклассной работы, счабое вледенио методикой организации художественно-творческой деятельности учащихся в области народного искусства.
, Проведенное исследование потребовало научной разработки комплекса примерных требований к учители начальных классов (ожидаемые результаты обучения и воспитания в вузе средствами народного искусства). Опираясь на имевшиеся в педагогике профвссиограммы (В.А.Сластенин, А.В.Киричук, Н.М.Конышева и др,), а также учитывая передовой педагогический опыт и недостатки массовой школьной практики, мы пришли к выводу, что комплексный характер подготовки учителей начальных классов должен обеспечиваться формированием взаимосвязанных блоков свойств и качеств, к которым были отнесены: эстетическая воспитанность, худомаственно-творчес-коо развитие, методическая подготовка.
Раскрывая конкретное содержание блока "остетическая воспитанность", мы опирались на методологические основы теории еретического воспитания, разработанные в педагогических трудах Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.ШаЦкой, В.А.Сухомлинского, всеогороннё обоснованные в работах Ю.Б.Борева, Б.Т.Лихачева, Н,И,Кияюенко, М,Ф.Овсянникова и др. Учитывая, что эстетически воспитанную личность характеризуют прежде всего целостное художественно-эстетическое восприятие^ эстетические идеалы, вкусы, суждения, сйособность к самостоятельной худояествеННо-эс*етйЧесКоЙ деятельности, эти свойства и качества рассматривались как основные показатели эстетической . воспитанности будущих 1гвдагогов»
Формирование этих качеств И свойств личности должно быть свя-зансЗ 'с расширением эмоционального общения студентов с подлинными произведениями народного Искусства, с углублением искусствоведческих знаний, с. рйскрНтйем нравсГбеннс-оотетлчвской сущности народного искусства, его высокой гражданственности, патриотических и интернациональных чёрт; Знакомство студентов с древ^ нвИпими истоками художественных образов и мо*ивов, знание законов, творческих принципов и.форм бытования . народного творчества, его связей о бытом» -трудом,. культурой, негоцией парода обеспечивает будушш учителям возможность формировать побственш» мировоззрейчвспие установки, нравстввнНо~эсте*ичвсА кйе Позиции, суждения, . > .
Довчя характеристику блока "художественно-творческое развисло'1 »Ш йоходк«! hJ roroi Чго учитель начальных классов должен ,
обладать как общими, так и специальными способностями, к числу которых относятся способности художественные.
, На основе исследований педагогов и Психологов (Л.С.Зигот-кий, Е.И.Игнатьев, В.И.Киреенко, B.C.Кузин,H.H.Ростовцов.Б.М.Топ-лов, П.М,Якобсон и дрО» показавших, чти какому этапу творческого процесса соответствуют определенные творческий способности (образного восприятия, творческого воображение, способности творчески подходить к выбору средств выразительности и практически к воплотить замысел в материале), были рассмотрены пути формирования этих способностей у студонтол средствами народного искусства, При восприятии произведений народного декора тивно-прикладно-, го искусгтва создаются условия, рождавшие повапэнную эмоциональную восприимчивость, а такие образность мышления и интенсивность аналитико-синтетической его деятельности. При этом особое внимание необходимо обращать на комплекс выразительных средств народного искусства: особенности композиции, декоративного реше- 1 ния художественной вещи» технические приемы, используемые в разных школах народного мастерства. Важно показать студентам творческие принципы развития народного искусства (повтор, вариация, импровизация), учет которых позволит им самим создавать новые образы в соответствии с традициями, сложившимися в конкретных школах народного мастерства, развивать и проявлять собственную фантазию, творческое воображение.
Развитие художествонйо-творческих способностей студентов на основе народного искусства оказывает положительное влияние не только на результаты художественной деятельности, но и на способ ность творчески трудиться в любой сфере деятельности.
Раскрывая содержание блока "методическая подготовка", мы опирались на исследования ведущих специалистов высшей' школы (О.А.А^--дуллина, Н.Ф.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин.Л.И.Шерба-ков и др.), в которых подчеркивается, что курс методики призван на основе комплекса педагогических и специальных знаний раскрыт*-наиболее эффек?ивныо пути обучения и воспитания школьников на каждом этапе этого процесса, в каждой конкретной ситуации. В соответствии с исследуемой'проблемой мы ограничились рассмотрением тех профессиональных качеств будущего педагога, которые необходимы ему в эстетическом воспитании младших пкольников
внеучвбное время. Учитывая компоненты психологической структуры деятельности учителя ( конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический), мы выделили конкретные методические умения: умение самостоятельно проектировать и планировать внеклассную работу на материале народного искусства: организовывать воспитанно младших школьников средствами народного искусства на основе сочетания разнообразных форм и методов внеклассной работы; создавать эмоциональный настрой в работе с детьми} оценивать результаты своей деятельности и деятельности детей. Исходя из этого, было разработано содержание обучения и определены наиболее аффективные пути формирования названных умений, В своей работе мы ориентировались прежде всего на выработку у студентов самостоятельности и инициативы, чему способствовали система заданий поискового характера, наблюдения за работой опытных учителей» самостоятельное изучение методической литературы, разработка конспектов внеклассных мероприятий, деловые игры и т.д.
Обосновывая пути реализации профессиограммы учителя-вбспита-теля, мы опирались на дидактические принципы и методы обучения в высшей школе, разработанные в трудах С.И.Архангельского, В.И.Загвязинского, Л.И.Гриценко, В.В.Давыдова и др. Их анализ привел нас к выводу, что в процессе обучения и воспитания студентов народное искусство должно рассматриваться с позиций марксистско-ленинской»методологии, в тесной связи с жизнью, с практикой социалистического строительства. Это обеспечит повышение уровня научно-теоретического мышления студентов, правильную их ориентацию при решении теоретических и практических проблем. '
Залогом успешности учебного процесса в высюей школе является осуществление многообразных внутрипредметных и межпредметных связей, строгая последовательность и логичность при изучении материала, использование продуктивных-методов обучения и воспитания, развивающих творческое мышление студентов.
Таким образом, на основе теоретического исследования, анализа вузовской и школьной педагогичеокой практики была выявлена роль народного искусства в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов, разработана професеиограмма личности учителя-воспитателя и намечены основные пути и методы ее реализации.
Во второй главе - "Методика экспериментального обучения и воспитания студентов факультетов начальных классов средствами народного декоративно-прикладного искусства России" - раскрывается содержание, формы и методы экспериментального обучения ь воспитания студентоа, обосновывается эффективность разработанной но- , тодики.
Результаты теоретического исследования убедили нос, что необходимо разработать специальный курс "Методика эстетического вое-, питания младших икольНикоп средствами народного искусства", основной иельи которого было бы формирование полостной личности учителя, сочетающего эстетическую воспитанность, развитие художественно-творческие способности и комплекс профоссионолыю-не-тодических умений и навыков.
Изучение материалов спецкурса строилось но основе единства разнообразных видов учебной, внеаудиторной и самостоятельной работы, педагогической практики и научно-исследовательской деятельности. Основными формами теоретического обучения студентов стали проблемные лекции, лекции-экскурсии, лекиии-дискуссии.лсд-готовка реферат.ов и курсовых работ. Практическое обучение осуществлялось в процессе лаборпторно-практических занятии, проводимых в форме семинаров (зашита реферативных сообщоний, разработка сценариев воспитательной работы, педагогические игры и практические занятия художественной деятельностью). Проверка результатов экспериментального обучения проводилось в холе педвго-гической практики.
С цвлью проверки гипотезы были сформированы контрольная и экспериментальная группы из студентов Ш курса. Для получения объективных результатов исследования были разработаны показатели и критерии • оценки уровня подготовки студентов по ко:ядоиу блоку свойств и качеств; проведены констатирующий и формирушрий эксперименты.
• КонстотирупшиП эксперимент показал, что исходный уровень сформированное™ каждого блока свойств и качеств у студентов обпих опытных групп примерно одинаков: Преобладают студенты с низг.мм уровнем эстетической воспитанности, художественно-творческого развития и методической подготовки. Выявление подгрупп с высоким, средним и низким уровнями позволило организовать работу п чя?и-
- и -
сииости от индивидуальных данных студентов.
Нормирующий эксперимент был проведен на основе разработанного нами спецкурса.
По ходу изучения материалов спецкурса были сделаны два промежуточных среза, а в конце его - контрольный срез. Срезы выявляли уровень сформированности каждого блока свойств и качвотв личности учителя. Уровень эстетической воспитанности определялся по наличие у студентов определенного отношения к народному иокусот-ву, уровню владения знаниями о народном искусстве как особом типе художественного творчества, по суждениям о нем. Изучение велось методами анкетирования, написания творческих сочинений,самооценки. Уровень художественно-творческого развития устанавливал» ся по результатам художественно-творческой деятельности, при оценке декоративных работ учитывалась их композиционная и эмоциональная выразительность» Уровень методической подготовки определялся по результатам выполнения заданий методического характера в процессе изучения материалов спецкурса, педагогической практики и научно-исследовательной работы. При этом использовались методы наблюдения и методы экспертных оценок, которые осуществляли опытные педагоги вуза, учителя и администрация школ.
Нормирующий эксперимент показал существенное улучшение показателей подготовки студентов экспериментальной группы по всем выделенным блокам» Итоговый замер подтвердил гипотезу о Возможности совершенствования процесса обучения и воспитания учителей начальных классов средствами народного дйкоративно-прМкладного искусства. Сравнение итоговых данных по контрольной И экспериментальной группам свидетельствует о значительно более высокой динамике роста уровней по каждому блоку у студентов экспериментальной группы.
Динамика роста уровня профессиональной подготовки студентов выражается в различиях результатов конотатирующего и итогового замеров. По экспериментальной группе она составила: высокий уровень +50,5 (59,6-9средний уровень +2,4(31,3-28,9)1, низкий уровень -52,9(9,1-63)^, Позитивность результатов определяется перемещением студентов Из подгруппы с низким уровнем в подгруппу высокого уровня. По контрольной группе прирост подгруппы высокого уровня составил +23,5 (33,3..9,7)£, среднего +19,2(38,2-19)£,низ-
кого -42,9(28,5-71,Улучшение результатов в этой группе произошло за счет увеличения подгрупп со средним и высоким уровнен, однако этот рост значительно ниже, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что студенты, с которыми велась специально организованная работе,има--ют более развитый эстетический вкус, умеют видеть, понимать и оценивать произведения народного искусства; имепт значительно более высокий уровень развития художественно-творческих способно-ч стей; их методическая подготовка признана достаточно высокой, отмеченной наличием в ней творческих, новаторских элементов.
Наблюдения за работой учителей-стажеров из бывших студентов экспериментальной группы подтверждают правильность выбранных нами путей обучения и воспитания студентов. Оценка их работы учителями-наставниками, администрацией школ свидетельствует, что абсолютное большинство молодых учителей имеют высокий уровень подготовки по изобразительному искусству, методически грамотно и творчески осуществляют внеклассную работу по предмету, широко используют материалы народного декоративно-прикладнсго искусства;
диссертации подведены итоги исследования и сформулированы вывбды. В результате проведенного исследования:
1.Выявлено место и роль народного декоративно-прикладного искусства в системе профессиональной подготовки учителей начальных классов о позиций системно-комплексного подхода.
2.Определены психолого-педагогические условия подготовки студентов факультетов начальных классов пединститутов по изобразительному искусству к эстетическому воспитанию учащихся средствами народного декоративно-прикладного искусства во вноклассной работе,
3.Разработана и экспериментально опробована система занятий по изучению народного декоративно-прикладного искусства России' и определены ведущие педагогические требования к ней:-
- идейная направленность процесса обучения и воспитания будущих учителей на формирование мировоззренческих установок, ценностных ориентация;
- направленность каждого занятия по народному искусству на формирование эстетического отнойения к искусству и действительности, на развитие декоративного творчества и овладение методи-
/
- 1о -
чоикини уноинйии и иооикйни;
- использование малпродметмил и ииутрипредывтных связей, свя-зйР пожду различными ладами учебной, внеаудиторной, педагогической, научно-исследовательской и общественной деятельности.обес-пачиьа/шшх клмнлоксный подход к подготовке учителя-воспитателя;
- ориентация на активные методы обучения и воспитания,обеспечивающие разлитие творческих способностей студентов, подготовку их к худоноствинной и педагогической деятельности, а также к торчвокой работе в любой сфере практической деятельности.
4.Подтверждена результатами опитно-вкспериментальной работы эффвктиыюсть разработанной методики подготовки учителей начальных классов к эстетическому воспитании учащихся на материале народного декоративно-прикладного искуоствас учетом национальных и региональных особенностей народного искусства центральных областей России.
По теме диссертации опубликованы следувщие работыI
I.Организация свободного времени в группах продленного дня: /методические рекомендации/; Занятия по декоративно-прикладному искусству.-Иваново: Ив.обл.ИУУ,1965^-4 печ.л.
2,Подготопка учителей начальных классов к работе по изобразительному искусству.с учащимися шестилетнего возраста //Вопросы реализации основных направлений реформы общеобразовательной
и профессиональной аколы в свете ресений ХХП съезда КПСС: Тезисы докладов к областной научно-практической конференции.-Шуя: ШГПИ им.Д.А.Фурманова; ИЙУУ,1967.-С.48-49.
3,Связь урокоп изобразительного искусств с творческой работой в группе продленного дня //Начальная школа.-1988.-С.46--49.
Использование материалов народного декоративно-прикладного искусства родного края во внеклассной работе с учащимися 1-4 классов! Тезисы доклада //Материалы ХХХ-1У научной конференции преподавателей по итогам научно-исследовательской работы института в 1987г. -Шуя: ШГПИ им.Д.А.Фурманова,1938.-С,45-46.