Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи

Автореферат по педагогике на тему «Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Савкина, Наталья Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Краснодар
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи"

На правах рукописи

САВКИНА Наталья Сергеевна

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЬП КУРСОВ ХГФ ПО ЖИВОПИСИ

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва-2004

Работа выполнена в Кубанском государственном университете на кафедре живописи художественно-графического факультета

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

ДЕНИСЕНКО Виктор Иванович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор КОЗЛОВ Валерий Иванович

кандидат педагогических наук, профессор УНКОВСКИЙ Андрей Алексеевич

Ведущая организация: Московский государственный областной университет.

Защита состоится 21 июня 2004 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 551).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Ученый секретарь диссертационного совета

Игнатьев СЕ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и её актуальность. Специфика работы художественно-графического факультета (ХГФ) заключается в подготовке специалистов, способных к самостоятельной художественной и педагогической деятельности. Этот образовательно-воспитательный процесс требует развития творческой активности студентов, чему в наибольшей мере способствует их самостоятельная работа (СР). В формировании практических навыков, умений и закреплении полученных теоретических положений, превращении их в прочные знания самостоятельная работа студентов (СРС) - определяющий фактор. Её эффективность влияет на качество всего учебного процесса, поэтому совершенствование такой работы студентов - одна из самых актуальных задач в целостном процессе обучения и воспитания.

Особое значение в профессиональном становлении будущего живописца имеет начальный этап его художественной подготовки в вузе, характеризующийся профессионализацией интересов, развитием комплекса качеств, способностей, умений и навыков, необходимых для успешной работы по избранной специальности. В это время наиболее интенсивны процессы накопления, сохранения, логической обработки приобретаемых знаний, их проецирования на изобразительную деятельность. Изменяются смыслы, ценностные установки, мотивация, связанная с творческой деятельностью, углубляется и обогащается мировоззрение, возрастает самостоятельность и активность.

На I - II курсе происходит переход от управления к самоуправлению, который осуществляется при дозированной дифференцированной помощи со стороны преподавателя. Творческая самостоятельность формируется как в результате саморазвития студентов (через понимание и оценку себя как субъекта созидательного процесса, как уникальной и неповторимой личности), так и через оптимальное сочетание методической, психологической и практической помощи со стороны преподавателя, направленной на индивидуальное развитие учащихся. Для её организации и управления необходимо хорошо знать теорию и структурные элементы СРС, закономерности их функционирования в процессе обучения и иметь соответствующую чёткую

систему специальных заданий.

Дать студенту не только хорошие профессиональные навыки и прочные знания, но и воспитать у него желание и умение работать творчески после окончания университета, пополнять и совершенствовать свои знания - одна из главных задач высшей школы. Соответствующие качества личности формируются у студентов только при условии систематического включения их в СР. Совершенствование СРС в системе художественно-педагогического образования - инновационный процесс, в ходе которого происходят не отдельные, локальные, а сущностные изменения, поворот всех его компонентов - цели, содержания, методов и форм организации, критериев оценки результатов - к личности студента. Следовательно, необходим активный поиск новых резервов в повышении эффективности внеаудиторной работы студентов.

«Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала», - это положение, изложенное в Инструктивном письме №14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» Министерства образования РФ, также подтверждает актуальность темы настоящего исследования.

Актуальность проблемы СРС в обучении изобразительному искусству в вузах поднимают в своих работах А.Т. Антонов, Н.М. и А.Н. Бородины, Т.В. Глевицкая, В.И. Денисенко, Е.И. Корзи-нова, О.Ф. Лейманис, СП. Ломов, В.В. Пикалова, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин. Важные для СРС аспекты индивидуального подхода рассмотрены в диссертациях Н.С. Боголюбова, Б.Н. Тамбиева.

Вопросы СРС художественных заведений рассмотрели в своих диссертациях О.П. Соанс в 1975 г. и В.В. Боос в 1991 г. Однако оба этих исследования касаются обучения рисунку.

Анализ научно-методической литературы показал, что в отношении изучения основ живописи на ХГФ СРС до сих пор не была предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует теоретически обоснованная система СРС ЬП курсов ХГФ по живописи, сопровождаемая специальными программами, учебной и справочной литературой, наглядными пособиями и т.п.

Возникает противоречие между объективной необходимостью обеспечения эффективной СРС для повышения качества живописной подготовки и развития творческой самостоятельности студентов, и недостаточной разработанностью решения данной проблемы в теории и практике обучения живописи - с другой.

Актуальность проблемы исследования связана со следующими моментами. В связи с появлением ГОС ВПО в два раза сократилось количество учебных часов по ведущим дисциплинам специальности 130800 «Изобразительное искусство» рисунку и живописи. Сокращённые часы по этим предметам перешли в часы СРС. С появлением госстандартов на большинстве художественно-графических факультетов СРС реализуется внеаудиторно, без руководства преподавателей. Как показал анализ, качество такой работы низкое. На ряде художественно-графических факультетов эта работа проводится с консультациями преподавателя, и это даёт более положительные результаты. Однако большая часть СРС осуществляется студентами в домашних условиях, которые зачастую являются неудовлетворительными для качественной подготовки по предмету.

В целом время для СРС используется неэффективно, отсюда общее качество подготовки студентов ХГФов по живописи является значительно ослабленным со времени появления госстандартов. Слабое владение выпускниками ХГФов живописью, в т.ч. акварельной, указывает на то, что подготовка специалистов на ХГФ неполноценна. Отсюда мы можем сделать вывод, что данную проблему необходимо решать для восполнения указанного пробела в подготовке специалистов. В этом состоит актуальность проблемы исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

' Объект исследования - самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов I - II курсов ХГФ по живописи.

Предмет исследования - модель методической системы СРС I—II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Гипотеза исследования: качество живописной подготовки студентов будет выше, а формирование творческой самостоятельности интенсивнее, если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему СРС I - II курсов ХГФ, включающую в

себя специальные программы, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, интегрированные с программой аудиторной работы по живописи и курсом «Основы изобразительной грамоты».

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1) изучить труды философов, психологов и педагогов по различным аспектам СРС в системе образования, проанализировать теоретические и методические работы художников-педагогов, касающиеся вопросов формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) на начальном этапе обучения студентов живописи.

2) проанализировать и упорядочить содержание, определить компоненты, критерии эффективности СРС в системе начального обучения живописи;

3) разработать программы СР по живописи для студентов I и II курсов ХГФ интегрированные с курсом теоретических знаний теории изобразительной грамоты и практическими занятиями по живописи;

4) создать методические таблицы, представляющие содержание основных заданий по разработанным программам;

5) разработать методические рекомендации по организации и управлению СРС ЬП курсов ХГФ по живописи;

6) экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая специальные программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретико-методических трудов художников-педагогов, а также диссертационных работ близких исследуемой проблеме; изучение и обобщение существующего педагогического опыта и рабочих программ по живописи; социолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение педагогической документации, анализ учебных и творческих работ студентов, психолого-педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный) эксперимент; методы экспертной оценки и самооценки; обработка полученных результатов.

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа.

На первом этапе (1999 - 2001 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень её разработанности в психологической и педагогической литературе. Анализировалась СРС I - II и старших курсов ХГФ. На этой основе формулировались цели, задачи, рабочая гипотеза, основные направления и методы исследования. Для выявления состояния проблемы на практике, фиксирования исходного уровня ЗУНов студентов по живописи, определения оптимального количества заданий для СР, а также наиболее частых ошибок и затруднений учащихся проводился констатирующий эксперимент. В процессе работы со студентами I - II курсов ХГФ КубГУ накапливался и анализировался экспериментальный материал.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) были уточнены гипотеза, цели, задачи исследования, продолжен анализ достижений современной зарубежной и отечественной педагогики и методики преподавания живописи. На этой теоретической основе была разработана модель методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия.

С целью выявления педагогической эффективности разработанной нами методической системы СРС и проверки гипотезы исследования осуществлялся формирующий эксперимент. Оптимизировались организационные, методические и психологические условия СРС. Выполнялась корректировка содержания системы заданий. Были получены и обработаны промежуточные результаты экспериментального обучения. Выявлялись закономерности, динамика и тенденции профессионального развития начинающих живописцев.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялся контрольный эксперимент; проводились систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, литературное оформление диссертации.

Информационную базу исследования составили научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций; методические разработки художников-педагогов; официальные документы в виде законов, информационных писем Министерства образования РФ; аттеста-

ционные ведомости, программы и учебные планы по специальности 030800 «Изобразительное искусство и черчение».

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (Э.В. Ильенков, А. Маслоу, АЛ. Розин, В.Д. Шадриков и др.); идеи о становлении профессионального саморазвития (А. А. Вербицкий, И.А. Шаршов), концепции системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (И.Я. Лернер, Г.Б. Скок), концепция личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Н.А. Ко-сенко, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), принципы деятельност-ного подхода (Л.С. Выготский, А.К. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, X. Хекхаузен и др.), теории психологии творчества (О.И. Никифорова, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов), дидактические основы организации СР учащихся, общая теория управления и основы теории педагогического менеджмента (О.Е. Лебедев, А.П. Огаркова, А.Н. Рыблова, Н.Ф. Талызина и др.), научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования.

Большую пользу для нашего исследования оказали труды учёных, педагогов, художников, внесших значительный вклад в развитие методики обучения изобразительному искусству: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова и др.

База исследования: ХГФ КубГУ. Исследованием было охвачено 365 студентов (96 первокурсников 1999 - 2000 гг. и 269 студентов I и II курсов 2001 - 2004 гг.). Из них экспериментальную группу составили 47 человек. Анкетирование также проводилось со студентами филиала ХГФ КубГУ в Новороссийске. Организация СРС на основе разработанной системы и с использованием разработанных программ СРС и учебных пособий проводилась на ХГФ КЧГПУ и ХГФ АГУ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными; многоаспектным теоретическим анализом психолого-педагогической литературы, корректной организацией экспериментальной работы; органичным соединением

исследовательского поиска и практической деятельности по организации СР в экспериментальных группах, позволившей проверить истинность и точность теоретических посылок на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.

Научная новизна результатов исследования заключается в том,

что:

1. разработана, научно обоснована и экспериментально проверена эффективная методическая система СРС ЬП курсов ХГФ по живописи, которая включает в себя:

- цели, задачи, содержание (сформулированы принципы разработки программы СРС по живописи, разработаны программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I и II курсов ХГФ);

- формы и методы обучения, методические приёмы (сформулированы рекомендации по организации и управлению СРС по живописи, представлены критерии оценки СРС);

- средства обеспечения СРС (разработаны методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I - II курсов ХГФ);

2. уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы;

3. разработан практикум «Живопись», позволяющий целенаправленно осуществлять обучение живописи в условиях внеаудиторной работы; .

4. составлен словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающий уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов ХГФ.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется целостным рассмотрением круга теоретически важных вопросов, касающихся СРС на начальном этапе обучения живописи: уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы; определены сущность, компоненты, критерии эффективности, дидактические условия результативности системы СРС и принципы её реализации.

Предложенная модель методической системы СРС по живописи, учитывающая специфику ХГФ, особенности интеллектуального взаи-

модействия педагога и обучающихся, а также состояние информационно-образовательной среды, повышает качество обучения живописи на ХГФ.

Разработанные методические материалы способствуют развитию специальных умений и навыков по живописи, повышают уровень познавательной самостоятельности и творческой активности студентов: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов ЬП курсов ХГФ организуют и направляют эту деятельность; словарь-справочник по изобразительному искусству и художественному творчеству поднимает уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов; практикум «Живопись» служит руководством к практической СР по основам живописи.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов по живописи на начальном этапе обучения в педвузе. Разработанные методические материалы: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи на каждый семестр для студентов I - II курсов ХГФ; иллюстрирующие их методические таблицы; практикум «Живопись»; словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество» и рекомендации по организации и выполнению СР по живописи могут применяться преподавателями вузов, учителями и студентами в практической работе с учащимися ХГФ и ДХШ для повышения эффективности педагогического процесса.

Апробация результатов исследования

Основные положения докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях:

«Художественно-педагогическое образование на современном этапе» (КубГУ, сентябрь 1999 г.);

«Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы перспективы» (РГПУ, 27 - 29 сентября 2001 г.);

«Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» ^ПГУ У, 4-6 февраля 2002 г.);

«Перспектива - 2004» (КБГУ, апрель 2004 г.) и на региональной межвузовской научной конференции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кав-

каза: история, теория, педагогическая практика» (КЧГПУ, октябрь 2000 г.).

Внедрение результатов исследования Промежуточные и конечные результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы ХГФ КубГУ, а также ХГФ Новороссийского и Ставропольского филиалов КубГУ. Практикум оказался востребованным и при обучении студентов живописи на факультете архитектуры и дизайна КубГУ. Он использовался в СР по живописи студентов Армянского и Карачаево-Черкесского государственных университетов. Во всех перечисленных вузах применение разработанных методических материалов оказало положительное влияние на результативность СРС. Практикум «Живопись» получил одобрение ведущих преподавателей кафедр живописи КубГУ, КЧГПУ, АГУ, а также ДХШ Краснодарского края.

Материалы исследования отражены в 9 научных публикациях.

На защиту выносится:

научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, которая включает в себя:

- программы СРС по живописи на каждый семестр I - II курсов ХГФ, где обоснованы цели, задачи, содержание и представлен комплекс заданий для СРС;

- рекомендации по организации и управлению СРС по живописи раскрывающие формы,методы иметодическиеприёмы обучения;

- средства обеспечения СРС: методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ СРС; практикум «Живопись», словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающие уровень обучения живописи в условиях внеаудиторной работы.

Структура и объём диссертации

Диссертация (190 с.) состоит из введения (10 с), трёх глав (41 с, 47 с, 37 с), заключения (3 с), списка использованной литературы (165 наименований; из них на английском языке - 9) и 12 приложений. Диссертация содержит в тексте 14 таблиц и 4 схемы, 1 диаграмму, 1 график.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, гипотеза исследования, раскрываются цель, задачи и методы исследования, характеризуются этапы работы, излагаются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретический аспект самостоятельной работы студентов» содержится исторический обзор состояния проблемы СРС в системе обучения вообще и в обучении изобразительному искусству. Рассмотрены различные теоретические и практические подходы к проблеме.

На основе всестороннего анализа понятия «самостоятельная работа» обосновано собственное понимание его сущности. В рамках проводимого исследования под СРС понимается образовательный процесс, направленный на развитие способностей студентов сознательно ставить перед собой те или иные цели, задачи, планировать свою учебно-творческую деятельность, осуществлять её и объективно оценивать.

Наиболее существенные признаки СРС: наличие мотивации, цели, задания, отсутствие непосредственной помощи преподавателя во время выполнения работы, наличие опосредованного управления.

Определены структура СРС, место и роль СР в формировании теоретических знаний и приобретении практических умений и навыков по живописи, а также в развитии творческой активности учащихся.

Внешняя форма СР - задание. Внутреннее содержание - учебная и/или творческая задача. На каждый контролируемый и оцениваемый этап (семестр) следует чётко определить цель работы, а в каждом задании - сформулировать учебно-творческую задачу. Это позволяет представить и осознать конечный результат этой деятельности. Для самостоятельного усвоения учебного материала студентами он должен быть грамотно структурирован и упорядочен. Включение учебного материала в самостоятельную учебную деятельность студентов в виде взаимосвязанных учебных и творческих задач делает его усвоение наиболее результативным.

Для эффективной внеаудиторной учебно-творческой деятельности студенты должны овладеть умениями СР: ставить и решать различные учебные и творческие задачи; переносить и применять знания из одной сферы деятельности в другую; сравнивать, анализировать и обобщать.

Определены виды СРС по живописи. Проанализированы уровни творческой самостоятельности студентов.

Во второй главе «Модель методической системы самостоятельной работы студентов I - II курсов ХГФ по живописи» теоретически обоснована предлагаемая нами модель методической системы СРС по живописи. В её основу положена идея о возможности более эффективно управлять СРС, применяя специальные методические средства и возможности педагогического управления.

В первом параграфе сформулированы цели, задачи, содержание СРС I - II курса на каждый семестр; рассмотрены принципы, функции, виды СРС по живописи.

Второй параграф, посвящен педагогическому руководству самостоятельной деятельностью студентов на кафедре живописи. В нём изложены формы, методы и методические приёмы обучения, сформулированы рекомендации по организации и управлению СРС по живописи (раскрыты вопросы планирования, руководства и контроля СРС, формирования приёмов самоконтроля у студентов, представлены критерии оценки СРС).

В третьем параграфе раскрыты средства, обеспечивающие учебно-воспитательные и развивающие процессы СРС, намечены пути активизации самостоятельности студентов в обучении живописи.

Важным звеном в системе внеаудиторной учебно-творческой работы студентов по живописи мы считаем специалыгую программу СРС, представляющую комплекс усложняющихся заданий с чётко определёнными учебно-творческими задачами для каждого упражнения и общей целевой установкой на каждый семестр. Такая СР стимулирует познавательную деятельность, позволяет студенту осознавать значение содержания выполняемых им действий для достижения поставленных учебных целей и при последующем выполнении творческих работ чётко представлять конечный результат и способ его достижения. В рамках исследования нами разработаны программы самостоятельной (домашней) работы по живописи для студентов I и II кур-

сов ХГФ. Подробно рассмотрены методические принципы составления программы СРС и изложены подходы к отбору учебного материала.

Глава содержит описание разработанных в рамках исследования практикума «Живопись» и словаря-справочника «Изобразительное искусство и художественное творчество».

В третьей главе «Экспериментальная проверка эффективности модели методической системы самостоятельной работы студентов I -II курсов ХГФ по живописи» описана постановка экспериментального обучения, его этапы и результаты.

В первом параграфе представлена организация и результаты констатирующего этапа эксперимента. Посредством наблюдения, бесед, анкетирования, тестирования, изучения педагогической документации и домашних работ студентов проанализировано состояние организации СР по живописи студентов I - II курсов (количество работ, учебная нагрузка, форма контроля, отношение студентов и преподавателей к СР и т.д.), выявлены характерные ошибки в домашних этюдах студентов и основные затруднения при выполнении этюдов без руководства преподавателя, определены критерии оценки. Первым контрольным заданием зафиксирован исходный уровень развития специальных способностей, ЗУНов у студентов I и П курса в начале эксперимента, выявлен уровень сформированности у них умений самостоятельной учебной работы.

Второй параграф раскрывает проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента. В ходе формирующего этапа в экспериментальной группе осуществлялась организация и управление СРС с применением разработанных методических материалов. Был использован индивидуально-дифференцированный подход. Подготовка студентов к СР творческого характера выражалась в широком использовании проблемной постановки творческих задач. Систематически проводился анализ результатов СРС по живописи. Проверялась общая нагрузка и успеваемость студентов, эффективность постановки учебно-творческих задач и сочетания различных видов СР, отбирались задания, соответствующие положительной динамике развития ЗУНов, корректировалось их содержание, количество, порядок выполнения и степень сложности. В контрольных группах обучение велось по традиционной методике.

Влияние апробируемой методической системы СРС на формирование ЗУНов по живописи студентов определяли по результатам анализа оценок, выставляемых преподавателями кафедры живописи на итоговых просмотрах в конце каждого семестра. Средний балл студентов экспериментальной группы I курса в 1 семестре возрос по сравнению с начальным уровнем на 0,60 балла, тогда как в контрольных группах этот параметр оказался заметно ниже и составил 0,33 балла. Во 2 семестре эти показатели составили соответственно 0,12 и 0,03 балла. Основание считать данные положительные изменения именно результатом использования апробируемой методической системы СРС даёт анализ домашних работ студентов.

При оценивании учитывались качество и разнообразие работ, проявление творческого подхода, трудоёмкость и количество. Экспериментальная группа по оценкам СР занимает лидирующее место. Студенты этой группы работали более целенаправленно и сосредоточенно, чем студенты контрольных групп: количество домашних этюдов у них больше, и динамика улучшения качества выше. Результаты показали, что в экспериментальной группе сохраняется общая тенденция к возрастанию учебно-творческой самостоятельности и активности студентов, а также общего уровня профессиональной подготовки.

На II курсе результаты аналогичны. Рост средних оценок в экспериментальных группах после прохождения основного курса живописи, сопровождаемого программой самостоятельной работы, в сочетании с использованием разработанных методических материалов, на 0,4 - 0,5 балла выше, чем в контрольных группах, что является убедительным свидетельством эффективности разработанной системы СРС. Значительный рост среднего балла в экспериментальной группе говорит об устойчивой связи между организацией СР и активностью студентов в её выполнении.

В целом итоги экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности предложенной модели системы СРС по живописи и разработанных методических материалов, способствующих формированию профессиональных ЗУНов и творческой самостоятельности студентов.

В заключении подведены основные результаты и сформулированы общие выводы диссертационного исследования.

Проведённое исследование по теоретическому и методическому обоснованию системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи направленной на формирование профессиональных знаний, умений, навыков и развитию творческой самостоятельности студентов, подтвердило гипотезу о том, что, качество живописной подготовки студентов будет выше, а формирование творческой самостоятельности интенсивнее, если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему СРС I - II курсов ХГФ, включающую в себя специальные программы, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, интегрированные с программой аудиторной работы по живописи и курсом «Основы изобразительной грамоты».

Диссертационное исследование подтверждает целесообразность использования разработанных нами средств обеспечения СРС: программ внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи; рекомендаций по организации и управлению СРС по живописи и учебных пособий (практикум «Живопись» и словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество»), повышающих уровень обучения живописи в условиях внеаудиторной работы.

Целесообразно распространение результатов настоящего исследования в направлении разработки программ и методических материалов для СРС по живописи Ш—V курсов ХГФ.

Представляется теоретически и практически значимым изучение проблемы СРС в аспектах индивидуализации и творческого подхода.

В связи с распространением персональных компьютеров, актуальной задачей по нашему мнению, становится создание интерактивных обучающих программ по основам живописи и цветоведения.

На наш взгляд, перспективна разработка средств обеспечения СРС по другим специальным дисциплинам художественной подготовки в вузе.

Результаты исследования (программа, рекомендации по организации и управлению СРС на начальном этапе обучения живописи, критерии оценивания, практикум «Живопись», словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество») могут быть применены школьными учителями и студентами в практической работе с учащимися ДХШ и художественных студий для повышения эффективности педагогического процесса.

Принципы разработки программы внеаудиторной работы студентов, классификацию видов самостоятельных работ, факторы организации самостоятельной работы студентов можно использовать при организации самостоятельной работы студентов по другим специальным дисциплинам художественной подготовки.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

1. Денисенко В.И., Савкина Н.С. Роль знания психофизиологического воздействия цвета в творчестве художника. // Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика. / Тезисы докладов регион. межвуз. науч. конф. - Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 2000. - С. 58-59 -0,1 п.л. (авт. вклад - 50% ).

2. Савкина Н.С, Денисенко В.И. Проблема организации учебно-творческой самостоятельной работы студентов I—Ш курсов ХГФ. // Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. - С. 271-274 - 0,25 п.л. (авт. вклад -50%).

3. Савкина Н.С. Взаимосвязь курса цветоведения и компьютерной графики // Вестник СНО КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2002. - С. 3943 - 0,28 п.л.

4. Денисенко В.И., Савкина Н.С. Проблема организации и планирования самостоятельной работы по живописи студентов ХГФ // Художественно-педагогическое образование: История, современное состояние, перспективы развития. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Сб. ст. - М.: «Век книги», 2002. - С. 230232 - 0,17 п.л. (авт. вклад - 50%).

5. Денисенко В.И., Иващенко Р.К., Савкина Н.С. Самостоятельная изобразительная деятельность - важнейший фактор развития творческих способностей студентов младших курсов // Художественно-педагогическое образование на современном этапе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. - С. 34-36 - 0,18 п.л. (авт. вклад -30%).

6. Савкина Н.С. Исторический обзор исследований проблемы самостоятельной работы // Актуальные проблемы художественно-

педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.-С. 75-78-0,19 п.л.

7. Савкина Н.С. Методические принципы разработки программы самостоятельной работы студентов по живописи //Актуальные проблемы художественно-педагогического образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003. - С. 78-81 - 0,19 п.л.

8. Савкина Н.С, Денисенко В.И. Живопись: Практикум. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003. - 95 с. - 6 п.л. (авт. вклад - 50%).

9. Изобразительное искусство и художественное творчество: Словарь-справочник / Денисенко В.И., Н.С. Савкина. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003. - 127 с. - 7,8 п.л. (авт. вклад 50%).

Подл, к печ. 17.05.2004 Объем 1 п.л. Зак.188 Тир.100экз Типография MПГУ

»10B5*

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Савкина, Наталья Сергеевна, 2004 год

Введение.

Глава 1. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов.

1.1 Постановка проблемы и её развитие в образовательно-воспитательной системе.

1.2 Характеристика содержания основных понятий.

1.3 Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов в процессе освоения навыков живописи.

Глава 2. Модель методической системы самостоятельной работы студентов I - II курсов ХГФ по живописи.

2.1. Основные элементы процесса самостоятельной работы студентов на ХГФ.

2.2 Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов по живописи.

2.3. Пути активизации самостоятельности студентов в обучении живописи.

Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности модели методической системы самостоятельной работы студентов I - II курсов ХГФ по живописи.

3.1 Состояние организации самостоятельной работы студентов I - II курсов при обучении живописи на ХГФ.

3.2 Ход и результаты экспериментальной проверки модели методической системы самостоятельной работы студентов по живописи (обучающий, формирующий и контрольный эксперименты.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Теоретическое и методическое обоснование системы самостоятельной работы студентов I-II курсов ХГФ по живописи"

Проблема исследования и её актуальность.

Специфика работы художественно-графического факультета (ХГФ) заключается в подготовке специалистов, способных к самостоятельной художественной и педагогической деятельности. Этот образовательно-воспитательный процесс требует развития творческой активности студентов, чему в наибольшей мере способствует их самостоятельная работа (CP). В формировании практических навыков, умений и закреплении полученных теоретических положений, превращении их в прочные знания самостоятельная работа студентов (СРС) - определяющий фактор. Её эффективность влияет на качество всего учебного процесса, поэтому совершенствование такой работы студентов - одна из самых актуальных задач в целостном процессе обучения и воспитания.

Особое значение в профессиональном становлении будущего живописца имеет начальный этап его художественной подготовки в вузе, характеризующийся профессионализацией интересов, развитием комплекса качеств, способностей, умений и навыков, необходимых для успешной работы по избранной специальности. В это время наиболее интенсивны процессы накопления, сохранения, логической обработки приобретаемых знаний, их проецирования на изобразительную деятельность. Изменяются смыслы, ценностные установки, мотивация, связанная с творческой деятельностью, углубляется и обогащается мировоззрение, возрастает самостоятельность и активность.

На I - II курсе происходит переход от управления к самоуправлению, который осуществляется при дозированной дифференцированной помощи со стороны преподавателя. Творческая самостоятельность формируется как в результате саморазвития студентов (через понимание и оценку себя как субъекта созидательного процесса, как уникальной и неповторимой личности), так и через оптимальное сочетание методической, психологической и практической помощи со стороны преподавателя, направленной на индивидуальное развитие учащихся. Для её организации и управления необходимо хорошо знать теорию и структурные элементы СРС, закономерности их функционирования в процессе обучения и иметь соответствующую чёткую систему специальных заданий.

Дать студенту не только хорошие профессиональные навыки и прочные знания, но и воспитать у него желание и умение работать творчески после окончания университета, пополнять и совершенствовать свои знания - одна из главных задач высшей школы. Соответствующие качества личности формируются у студентов только при условии систематического включения их в СР. Совершенствование СРС в системе художественно-педагогического образования - инновационный процесс, в ходе которого происходят не отдельные, локальные, а сущностные изменения, поворот всех его компонентов - цели, содержания, методов и форм организации, критериев оценки результатов - к личности студента. Следовательно, необходим активный поиск новых резервов в повышении эффективности внеаудиторной работы студентов.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала», - это положение, изложенное в Инструктивном письме №14-55-996 ин/15 от 27.11.2002 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» Министерства образования РФ, также подтверждает актуальность темы настоящего исследования.

Актуальность проблемы СРС в обучении изобразительному искусству в вузах поднимают в своих работах А.Т. Антонов, Н.М. и А.Н. Бородины, Т.В. Глевицкая, В.И. Денисенко, Е.И. Корзинова, О.Ф. Лейманис, С.П. Ломов, В.В. Пикалова, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин [4; 14; 29; 35; 36; 156]. Важные для СРС аспекты индивидуального подхода рассмотрены в диссертациях Н.С. Боголюбова, Б.Н. Тамбиева [141].

Вопросы СРС художественных заведений рассмотрели в своих диссертациях О.П. Соанс [135] в 1975 г. и В.В. Боос [13] в 1991 г. Однако оба этих исследования касаются обучения рисунку.

Анализ научно-методической литературы показал, что в отношении изучения основ живописи на ХГФ СРС до сих пор не была предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует теоретически обоснованная система СРС 1-Й курсов ХГФ по живописи, сопровождаемая специальными программами, учебной и справочной литературой, наглядными пособиями и т.п.

Возникает противоречие между объективной необходимостью обеспечения эффективной СРС для повышения качества живописной подготовки и развития творческой самостоятельности студентов, и недостаточной разработанностью решения данной проблемы в теории и практике обучения живописи - с другой.

Актуальность проблемы исследования связана со следующими моментами. В связи с появлением ГОС ВПО в два раза сократилось количество учебных часов по ведущим дисциплинам специальности 130800 «Изобразительное искусство» рисунку и живописи. Сокращённые часы по этим предметам перешли в часы СРС. С появлением госстандартов на большинстве художественно-графических факультетов СРС реализуется внеаудиторно, без руководства преподавателей. Как показал анализ, качество такой работы низкое. На ряде художественно-графических факультетов эта работа проводится с консультациями преподавателя, и это даёт более положительные результаты. Однако большая часть СРС осуществляется студентами в домашних условиях, которые зачастую являются неудовлетворительными для качественной подготовки по предмету.

В целом время для СРС используется неэффективно, отсюда общее качество подготовки студентов ХГФов по живописи является значительно ослабленным со времени появления госстандартов. Слабое владение выпускниками ХГФов живописью, в т.ч. акварельной, указывает на то, что подготовка специалистов на ХГФ неполноценна. Отсюда мы можем сделать вывод, что данную проблему необходимо решать для восполнения указанного пробела в подготовке специалистов. В этом состоит актуальность проблемы исследования. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов I - II курсов ХГФ по живописи.

Предмет исследования - модель методической системы СРС I—II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Гипотеза исследования: качество живописной подготовки студентов будет выше, а формирование творческой самостоятельности интенсивнее, если в процессе обучения использовать научно обоснованную методическую систему СРС I - II курсов ХГФ, включающую в себя специальные программы, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО, интегрированные с программой аудиторной работы по живописи и курсом «Основы изобразительной грамоты».

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. изучить труды философов, психологов и педагогов по различным аспектам СРС в системе образования, проанализировать теоретические и методические работы художников-педагогов, касающиеся вопросов формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) на начальном этапе обучения студентов живописи;

2. проанализировать и упорядочить содержание, определить компоненты, критерии эффективности СРС в системе начального обучения живописи;

3. разработать программы CP по живописи для студентов I и II курсов ХГФ, интегрированные с курсом теоретических знаний теории изобразительной грамоты и практическими занятиями по живописи;

4. создать методические таблицы, представляющие содержание основных заданий по разработанным программам;

5. разработать методические рекомендации по организации и управлению СРС I - II курсов ХГФ по живописи;

6. экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая специальI ные программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия, определяющие цели, задачи, содержание, формы, методы и приёмы обучения.

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретико-методических трудов художников-педагогов, а также диссертационных работ близких исследуемой проблеме; изучение и обобщение существующего педагогического опыта и рабочих программ по живописи; социолого-педагогические измерения: наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, изучение педагогической документации, анализ учебных и творческих работ студентов, психолого-педагогический (констатирующий, формирующий и контрольный) эксперимент; методы экспертной оценки и самооценки; обработка полученных результатов.

Этапы исследования

Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. в три этапа.

На первом этапе (1999 - 2001 гг.) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень её разработанности в психологической и педагогической литературе. Анализировалась СРС I - II и старших курсов ХГФ. На этой основе формулировались цели, задачи, рабочая гипотеза, основные направления и методы исследования. Для выявления состояния проблемы на практике, фиксирования исходного уровня ЗУНов студентов по живописи, определения оптимального количества заданий для CP, а также наиболее частых ошибок и затруднений учащихся проводился констатирующий эксперимент. В процессе работы со студентами I - II курсов ХГФ КубГУ накапливался и анализировался экспериментальный материал.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) были уточнены гипотеза, цели, задачи исследования, продолжен анализ достижений современной зарубежной и отечественной педагогики и методики преподавания живописи. На этой теоретической основе была разработана модель методической системы СРС I - II курсов ХГФ по живописи, включая программы, методику, учебную и справочную литературу, наглядные пособия.

С целью выявления педагогической эффективности разработанной нами методической системы СРС и проверки гипотезы исследования осуществлялся формирующий эксперимент. Оптимизировались организационные, методические и психологические условия СРС. Выполнялась корректировка содержания системы заданий. Были получены и обработаны промежуточные результаты экспериментального обучения. Выявлялись закономерности, динамика и тенденции профессионального развития начинающих живописцев.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) осуществлялся контрольный эксперимент; проводились систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, литературное оформление диссертации.

Информационную базу исследования составили научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов, материалов научных конференций; методические разработки художников-педагогов; официальные документы в виде законов, информационных писем Министерства образования РФ; аттестационные ведомости, программы и учебные планы по специальности 030800 «Изобразительное искусство и черчение».

Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к саморазвитию и самоорганизации (Э.В. Ильенков, А. Маслоу, А .Я. Розин, В. Д. Шадриков, Я. А. Пономарёв и др.); идеи о становлении профессионального саморазвития (А.А. Вербицкий, И.А. Шаршов) [153], концепции системно-целостного подхода к проектированию образовательного процесса (И.Я. Лернер, Г.Б. Скок) [76, 134], концепция личностно ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Н.А. Косенко, В.В.Сериков, Б.Н. Тамбиев, И.С. Якиманская и др.) [2, 65, 131, 141, 154], принципы деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.К. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, X. Хекхаузен и др.) [23, 73, 152], теории психологии творчества (О.И. Никифорова, Я.А.Пономарев, Л.М. Попов) [89, 102, 103], дидактические основы организации самостоятельной работы учащихся (Н.Ю. Ермилова, Б.Г. Иоганзен, О.Б. Капичникова, В.А. Козаков, А.С. Лында, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.[42, 52, 54, 59, 80, 86, 99, 116, 137], общая теория управления и основы теории педагогического менеджмента (О.Е. Лебедев, А.П. Огаркова, А.Н. Рыблова, Н.Ф. Талызина и др.) [71, 92, 116, 140], научные исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в системе художественного образования [56,57, 65].

Большую пользу для нашего исследования оказали труды учёных, педагогов, художников, внесших значительный вклад в развитие методики обучения изобразительному искусству: Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова и др [8, 9, 21, 22, 67,114, 146].

База исследования: ХГФ КубГУ. Исследованием было охвачено 365 студентов (96 первокурсников 1999 - 2000 гг. и 269 студентов I и II курсов 2001 - 2004 гг.). Из них экспериментальную группу составили 47 человек. Анкетирование также проводилось со студентами филиала ХГФ КубГУ в Новороссийске. Организация СРС на основе разработанной системы и с использованием разработанных программ СРС и учебных пособий проводилась на ХГФ КЧГПУ иХГФАГПУ.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, использованием комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными; многоаспектным теоретическим анализом психолого-педагогической литературы, корректной организацией экспериментальной работы; органичным соединением исследовательского поиска и практической деятельности по организации CP в экспериментальных группах, позволившей проверить истинность и точность теоретических посылок на основе движения от теоретического моделирования к конкретному педагогическому явлению.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

1. разработана, научно обоснована и экспериментально проверена эффективная методическая система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, которая включает в себя:

- цели, задачи, содержание (сформулированы принципы разработки программы СРС по живописи, разработаны программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I и II курсов ХГФ);

- формы и методы обучения, методические приёмы (сформулированы рекомендации по организации и управлению СРС по живописи, представлены критерии оценки СРС);

- средства обеспечения СРС (разработаны методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I - II курсов ХГФ);

2. уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы;

3. разработан практикум «Живопись», позволяющий целенаправленно осуществлять обучение живописи в условиях внеаудиторной работы;

4. составлен словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающий уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов ХГФ.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется целостным рассмотрением круга теоретически важных вопросов, касающихся СРС на начальном этапе обучения живописи: уточнён понятийно-терминологический аппарат поставленной проблемы; определены сущность, компоненты, критерии эффективности, дидактические условия результативности системы СРС и принципы её реализации.

Предложенная модель методической системы СРС по живописи, учитывающая специфику ХГФ, особенности интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся, а также состояние информационно-образовательной среды, повышает качество обучения живописи на ХГФ.

Разработанные методические материалы способствуют развитию специальных умений и навыков по живописи, повышают уровень познавательной самостоятельности и творческой активности студентов: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи для студентов I—II курсов ХГФ организуют и направляют эту деятельность; словарь-справочник по изобразительному искусству и художественному творчеству поднимает уровень теоретической подготовки и коммуникабельности студентов; практикум «Живопись» служит руководством к практической CP по основам живописи.

Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования для совершенствования профессионально-педагогической подготовки студентов по живописи на начальном этапе обучения в педвузе. Разработанные методические материалы: программы внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи на каждый семестр для студентов I - II курсов ХГФ; иллюстрирующие их методические таблицы; практикум «Живопись»; словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество» и рекомендации по организации и выполнению CP по живописи могут применяться преподавателями вузов, учителями и студентами в практической работе с учащимися ХГФ и ДХШ для повышения эффективности педагогического процесса.

Апробация результатов исследования

Основные положения докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях:

Художественно-педагогическое образование на современном этапе» (КубГУ, сентябрь 1999 г.);

Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы перспективы» (РГПУ, 27 - 29 сентября 2001 г.);

Художественно-педагогическое образование: история, современное состояние, перспективы развития» (МИГУ, 4-6 февраля 2002 г.);

Перспектива - 2004» (КБГУ, апрель 2004 г.) и на региональной межвузовской научной конференции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа: история, теория, педагогическая практика» (КЧГПУ, октябрь 2000 г.).

Внедрение результатов исследования Промежуточные и конечные результаты исследования прошли апробацию и внедрены в практику работы ХГФ КубГУ, а также ХГФ Новороссийского и Ставропольского филиалов КубГУ. Практикум оказался востребованным и при обучении студентов живописи на факультете архитектуры и дизайна КубГУ. Он использовался в CP по живописи студентов Армянского и Карачаево-Черкесского государственных педагогических университетов. Во всех перечисленных вузах применение разработанных методических материалов оказало положительное влияние на результативность СРС. Практикум «Живопись» получил одобрение ведущих преподавателей кафедр живописи КубГУ, КЧГПУ, АГПУ, а также ДХШ Краснодарского края.

Материалы исследования отражены в 9 научных публикациях.

На защиту выносится: научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, которая включает в себя:

- программы СРС по живописи на каждый семестр I - II курсов ХГФ, где обоснованы цели, задачи, содержание и представлен комплекс заданий для СРС;

- рекомендации по организации и управлению СРС по живописи, раскрывающие формы, методы и методические приёмы обучения;

- средства обеспечения СРС: методические таблицы, иллюстрирующие содержание разработанных программ СРС; практикум «Живопись», словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество», повышающие уровень обучения живописи в условиях внеаудиторной работы.

Структура и объём диссертации

Диссертация (190 с.) состоит из введения (10 е.), трёх глав (41 е., 47 е., 37 с.), заключения (3 е.), списка использованной литературы (165 наименований; из них на английском языке - 9) и 12 приложений. Диссертация содержит в тексте 14 таблиц и 4 схемы, 1 диаграмму, 1 график.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Результаты исследования (программа, рекомендации по организации и управлению СРС на начальном этапе обучения живописи, критерии оценивания, практикум «Живопись», словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество») могут быть применены школьными учителями и студентами в практической работе с учащимися ДХШ и художественных студий для повышения эффективности педагогического процесса.

Принципы разработки программы внеаудиторной работы студентов, классификацию видов самостоятельных работ, факторы организации самостоятельной работы студентов можно использовать при организации самостоятельной работы студентов по другим специальным дисциплинам художественной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формировании практических навыков, умений и закреплении полученных теоретических положений, превращении их в прочные знания и развитии творческой активности студентов в наибольшей мере способствует СРС. Её эффективность влияет на качество всего учебного процесса, поэтому совершенствование СРС - одна из самых актуальных задач.

Анализ научно-методической литературы показал, что в отношении изучения основ живописи СРС до сих пор не была предметом специального исследования. В настоящее время отсутствует теоретически обоснованная система СРС I—II курсов ХГФ по живописи, сопровождаемая специальными методическими материалами (программами, учебной и справочной литературой, наглядными пособиями и т.п.).

На основании всестороннего изучения проблемы организации СРС в системе начального обучения живописи студентов ХГФ уточнён понятийно-терминологический аппарат; определены сущность, компоненты, критерии эффективности, дидактические условия результативности системы СРС по живописи на ХГФ и принципы её реализации.

Обосновано, что главным механизмом саморазвития как результата воздействия CP является решение студентом постоянно усложняющихся учебных и творческих задач. СРС в процессе обучения живописи является управляемым процессом и нуждается в чёткой организации и обеспечении этого процесса системой методической и психологической помощи, организуемой преподавателем.

Для повышения качества обучения живописи на ХГФ нами предложена модель методической системы СРС 1-Й курсов ХГФ по живописи. На основе модели теоретически и методически обоснована и экспериментально проверена система СРС по живописи, которая включает в себя: - цели, задачи, содержание;

- формы и методы обучения, методические приёмы;

- средства обеспечения СРС (учебную и справочную литературу, наглядные пособия, ТСО и т.п.).

Экспериментальная работа доказала эффективность предложенной системы СРС и показала целесообразность использования разработанных нами средств обеспечения СРС: программ внеаудиторной учебно-творческой работы по живописи; рекомендаций по организации и управлению СРС по живописи и учебных пособий (практикум «Живопись» и словарь-справочник «Изобразительное искусство и художественное творчество»), повышающих уровень обучения живописи в условиях внеаудиторной работы.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу о том, что, качество живописной подготовки студентов будет выше, а формирование творческой самостоятельности интенсивнее, если в процессе обучения использовать теоретически и методически обоснованную систему СРС I - II курсов ХГФ и поддерживать её методическими материалами (программами, учебной и справочной литературой, наглядными пособиями и т.п.), раскрывающими её содержание, цели, задачи и способы выполнения и интегрированными с курсом теоретических знаний теории изобразительной грамоты и практическими занятиями по живописи.

Целесообразно распространение результатов настоящего исследования в направлении разработки программ и методических материалов для СРС по живописи III—V курсов ХГФ.

Представляется теоретически и практически значимым исследование СРС на ХГФ в аспектах индивидуализации и творческого подхода.

В связи с распространением персональных компьютеров, актуальной задачей по нашему мнению, становится создание интерактивных обучающих программ по основам живописи и цветоведения.

На наш взгляд, перспективна разработка средств обеспечения СРС по другим специальным дисциплинам художественной подготовки в вузе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Савкина, Наталья Сергеевна, Краснодар

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.: Изобразительное искусство, 1985.

2. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1997.

3. Андреев В.И. Концепция воспитания и самовоспитания творческой личности на интенсивной основе // Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990. - С. 5-21.

4. Антонов А.Т. Активизация самостоятельной деятельности студентов ХГФ в процессе рисования с натуры // Методические указания по совершенствованию учебного процесса в педвузах. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 1988. - С. 36-39.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.

6. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.

7. Балл Г.А. Теория учебных задач: Псих.-пед. аспект. М.: Педагогика, 1990.

8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989.

9. Беда Г.В. Живопись. М.: Просвещение, 1986.

10. Беда Г.В. Методика начального обучения рисунку и живописи // Проблемы художественно-педагогического образования. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999.-С. 5-18.

11. Бессонова В.Н. Творческая самостоятельная работа студентов как формирование профессиональных умений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1986.- 18 с.

12. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

13. Боос В.В. Самостоятельная работа по рисунку как средство активизации учебной и творческой деятельности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 1991.

14. Брунер Д. Процесс обучения / Пер. с англ. O.K. Тихомирова / Под ред. А.Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

15. Брылева В.В. Формирование профессиональной самостоятельности студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1999.

16. Васильев А.А. Живопись натюрморта: акварель: Учеб. пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999.

17. Васильева Т.В. Модули самообучения // Вестник высшей школы. 1988, №6. С. 86-87.

18. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. М.: Искусство, 1951.

19. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.

20. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965.

21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.

22. Галковская И.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в системе модульного обучения: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.

23. Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Автореф. канд. пед. наук. Киев, 1991.

24. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978.

25. Гарунов М.Г., Яхно О.И. Дидактические основы организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях. М.: МВСО СССР, 1991.

26. Гелашвили Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения. — Тбилиси: Тбилисский гос. ун-т, 1988.

27. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.

28. Гончаров В.А., Малиночка Э.Г. Метод самостоятельного изучения учебного предмета. Методические рекомендации учащимся. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1991.

29. Горцевский А.А., Любицына М.И. Организация самостоятельной работы студента. JL: Изд-во ЛГУ, 1958.

30. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Просвещение, 1981.

31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.

32. Денисенко В.И. Рисунок, живопись, композиция: Учебно-методическое пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001.

33. Денисенко В.И., Пикалова В.В. Планирование домашних заданий для слушателей подготовительного отделения // Вопросы педагогики художественных дисциплин. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1982. - С 142-147.

34. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.

35. Дягилева Н.В. Развитие творческой самостоятельности младших школьников на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1988.

36. Егорова Н. М. Самостоятельные работы студентов педагогического вуза как средство моделирования профессиональной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1996.

37. Еремина Е.И. Об эволюции представления о самостоятельной деятельности обучающихся // Вестник Воронежского института МВД России, 1999. № 3. -С. 43-46.

38. Ермаков A.JI., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. М.: МГТА, 1996.

39. Ермилова Н.Ю. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущего специалиста. Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

40. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

41. Жарова JI.B. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (уч. пособие к спецкурсу). Л.: ЛГПИ, 1986.

42. Жарова Л.В.У правление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.: ЛГПИ, 1982.

43. Живопись. // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 Изобразительное искусство и черчение: для пед. ун-тов и ин-тов. / Под ред. В.Л. Матросова и др. - М.: Флинта: Наука, 2000. - С. 152-172.

44. Живопись: Учеб. пособие для вузов // Н.П. Бесчастнов, И.Н. Стор и др. -М.: ВЛАДОС, 2003.

45. Заика Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие. Харьков: ХГУ, 1991.

46. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.

47. Изобразительное искусство и художественное творчество: Словарь-справочник / В.И. Денисенко, Н.С. Савкина. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2003.

48. Иоганзен Б.Г. Научная организация самостоятельной работы студентов. -Томск: ТГУ, 1970.

49. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство для художественных и художественно-промышленных училищ. М.: Искусство, 1968.

50. Капичникова О.Б. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов: Учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.

51. Карева Д.Ф. Управление процессом формирования самостоятельности студентов как условие профессиональной подготовки будущих учителей: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.

52. Картавцева О.Д. Педагогические условия интенсивного обучения изобразительной грамоте: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

53. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

54. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2000.

55. Козаков В.А. Самостоятельная работа студентов и её информационно-методическое обеспечение. Киев: Выща шк., 1990.

56. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. М., 1973.

57. Копотюк И.Г. Самостоятельная работа студентов как средство повышения их профессионально-познавательной активности в процессе изучения педагогических дисциплин в колледже: Дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.

58. Корзинова Е.И. К вопросу профессиональной подготовки специалистов высшей школы // Проблемы художественно-педагогического образования: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999. - С. 85-88.

59. Коробко Ю.В., Рудомёткин С.А. Гуашь. Практикум по курсу. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999.

60. Коротов В.М. Индивидуальное педагогическое проектирование // Введение в педагогику. М.: Изд-во УРАО, 1999.

61. Косенко Н.А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.

62. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 3. М., 1974.

63. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высш. шк., 1982.

64. Кузьмина Н.В. Закономерности педагогической деятельности. // Современное психолого-педагогические проблемы высшей школы. JL, 1976. -Вып.4. - С. 66-74.

65. Курбанов А. Самостоятельная работа студентов в процессе подготовки учителя: Дис. докт. пед. наук. Чарджоу, 1993.

66. Кучеряну М.Г. Самостоятельная работа студентов в высших учебных заведениях Великобритании: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 1997.

67. Лебедев О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 1992. 4

68. Лейманис О.Ф. Проблема организации самостоятельной работы студентов // Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам. Сб. науч. тр. М.: Прометей, 2001. - Вып. 2. - С. 176-180.

69. Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность И Психология личности. Тексты. М.: Высш. шк., 1982.

70. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. М.: Изд-во АХ СССР, 1961.

71. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

72. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.

73. Листенгартен B.C., Годник С.М. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов. Воронеж: ВГУ, 1996.

74. Лозовская М.А. Организация фронтальных, групповых и индивидуальных самостоятельных работ учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1975.

75. Лозовская Р.А. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1975.

76. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк., 1979.

77. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.

78. Методы организации самостоятельной работы студентов университета: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1987.

79. Михайлов A.M. Искусство акварели: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1995.

80. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1992.

81. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983.

82. Научная организация труда и управления в высшем учебном заведении. Вопросы организации и управления самостоятельной работой студентов: Сб. науч. тр. Ташкент: Изд-во ТашГУ, 1980.

83. Нечаева Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: Автореф. дис. канд. наук. СПб., 1992.

84. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества.-М.: МГУ, 1972.

85. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. -Таллинн: Изд-во Таллиннского пед. ун-та, 1976.

86. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Мин. образования РФ. Инстр. письмо №14-55-996 ин/15 от 27.11.2002.

87. Огаркова А.П. Педагогическое управление развитием учебно-операционной и познавательной самостоятельности студентов: Монография. Магнитогорск: МГМА, 1997.

88. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990.

89. Опыт вузов по организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя: Тез. докл. респ. науч.-метод. конф. Волгоград: ВГПИ, 1991.

90. Организационные основы руководства самостоятельной работой студентов: сб. тр. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1976.

91. Организация самостоятельной работы студентов и новые государственные образовательные стандарты: Тез. докл. науч.-метод. конф. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996.

92. Орловский В.Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся. М.: МО РФ ИОО, 1996.

93. Петров А.В., Цулая Л.В., Петрова О.П. Самостоятельная познавательная деятельность в системе развивающего обучения // Наука, культура, образование, № 8/9, 2001. С. 63-69.

94. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972.

95. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980.

96. Платов И.М., Парубочая Т.И. Пути совершенствования самостоятельной работы студентов в вузе: Учеб. пособие для ун-тов, втузов, фак. повышения квалификации преподавателей. Челябинск: ЧГПИ, 1991.

97. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1979.

98. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.

99. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Материалы Всесоюз. совещания-семинара. Пермь: Изд-во ПГУ, 1979.

100. Промоторова Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении: Дис. . канд. пед. наук. М., 1971.

101. Психолого-педагогические основы активизации самостоятельной работы студентов по овладению будущих профессий: Сб. науч. тр. Днепропетровск: Днепропетр. гос. ун-т, 1990.

102. Пути активизации самостоятельной работы студентов: Сб. информ. материалов о передовом опыте. Киев: Выща шк., 1990.

103. Пути повышения качества подготовки специалиста в условиях перестройки высшей школы. Метод, пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1989.

104. Пучков А.С., Триселёв А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1989.

105. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов (межвуз. научно-метод. сб). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.

106. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1979.

107. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Стройиздат, 1959.

108. Рисунок, живопись, композиция: Метод ук. и программа самостоятельной изобразительной деятельности / Сост. В.И. Денисенко. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1993.

109. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Курс лекций. М.: Просвещение, 1973.

110. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2.

111. Рыблова А.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе: теоретические проблемы, вопросы технологии. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.

112. Рындина Л.И. Дидактическая сущность упражнений в процессе обучения живописи // Вопросы педагогики художественных дисциплин. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1982. - С. 120-129.

113. Рындина Л.И.О поэтапном формировании знаний, умений и навыков в обучении живописи. // Познавательно-творческая деятельность на художественно-графическом факультете: Межвуз. сб. науч. тр. Хабаровск: ХГУ. 1984. -С. 122-131.

114. Савицкий Г.К. О живописи. М.: Искусство, 1959.

115. Савкина Н.С., Денисенко В.И. Живопись: Практикум. Краснодар: Ку-бан. гос. ун-т, 2003.

116. Савченко Ю.С. Развитие познавательной активности и самостоятельности слушателей подготовительного отделения вуза на основе дифференцированного обучения: Дис. канд. пед. наук. JL, 1988.

117. Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П.Е. Рыжен-ков, Е.В. Марусова, JI.M. Хаславская и др. Новосибирск, 1990.

118. Самостоятельная работа студента: Учеб. пособие / Сост. И.Г. Абелян и др. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т, 1994.

119. Самостоятельная работа студентов в вузе (сб. статей). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982.

120. Самостоятельная работа студентов: Межвуз. сб. Рига: РПИ, 1981.

121. Самостоятельная работа студентов в вузе: теория, опыт, практика: Межвуз. сб. науч. тр. Калуга: Калуж. гос. пед. ун-т, 1991.

122. Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству: Тез. докл. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 1998.

123. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт: Тез. докл. регион, науч.-метод. конф. Владивосток: ДВГАЭУ, 1996.

124. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1980.

125. Семейская Г.О., Денисенко В.И. Колорит в живописи натюрморта. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1999.

126. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.

127. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.

128. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971.

129. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.

130. Соанс О.П. Использование самостоятельной работы студентов и учащихся в художественных заведениях (на основе вспомогательных дисциплин рисования): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1975.

131. Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1998.

132. Современные формы и методы руководства самостоятельной работой студентов: Сб. учебно-метод. тр. Ростов н/Д: М-во торговли Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т коммерции, Рост, ин-т, 1999.

133. Сосновская Л.В. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуального подхода (на примере техн. вузов): Дис. канд. пед. наук. Л., 1989.

134. Срода Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

135. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. Психологические основы.-М.: МГУ, 1984.

136. Тамбиев Б.Н. Индивидуальный подход к студентам в процессе обучения рисунку: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.

137. Терентьев А.Е. Педагогическая и творческая индивидуальность преподавателя // Художественно-педагогическое образование: содержание, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во Рост, гос. пед. ун-та, 2001. - С. 37^41.

138. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966.

139. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.

140. Унковский А.А. Научно-теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства. Дис. канд. пед. наук. М., 1972.

141. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. Педагогика, 1990.

142. Унт И.Э. Индивидуализация учебных заданий и её эффективность: Дис. докт. пед. наук. Тарту, 1975.

143. Усова В.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Дис. докт. пед. наук. Л., 1970.

144. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.

145. Халмухамедова В.X. Совершенствование познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1988.

146. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Наука, 1986.

147. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дис. канд. пед. наук. Белгород, 2000.

148. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.

149. Ямоков Э. Я., Рахимов Б. Р. Самостоятельная работа студентов. Душанбе: Маориф, 1991.

150. Яшухин А.П., Ломов С.П., Живопись. М.: Агар, 1999.

151. Bound D.J., Lublin J. Self Assestment in Professioonal Education. Kensington: Tertiary Education Research Centre. University of New South Wales. 1985.

152. Dearden R.F. Autonomy and education. London: Routledge&Regan Paul, 1972.

153. Dressel P.L., Thompson M.M. Independent Study: A New Interpretation of Concepts. Practices and Problems. San-Francisco: Jossey-Bass, 1973.

154. Dunn R., Dunn K. Teaching Students through their Individual Learning Styles: A Practical Approach. Reston Publishing Co, 1978.

155. Gleasson G. The Theory and Nature of Independent Learning. Intern. Textbook со., 1967.

156. Higginss J. Program structure and self-direction in independent study programs // Research and Development in Higher Education. 1988, №9. P. 258-261.

157. Hills P.J. The Self-Teaching process in higher Education. London: Routledge & Kegan Paul, 1977.

158. Knowles M.S. Self-directed learning: a Guide for Learners and Teachers. -N.Y. Association Press, 1975.

159. Thomas L.F. & Harri-Augstein S. Self-organised learning. London: Rout-ledge & Kegan Paul, 1985.1. Курс 1 группа.1. АНКЕТА

160. Ваши мотивы поступления на ХГФ?

161. Получить знания по специальности1. Семейная традиция| Получить высшее образование I I Отсрочка от армии1. Другие:

162. Престижна ли профессия художника-педагога?

163. Какие предметы вы считаете наиболее важными для своей профессиональной подготовки?1.