автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и методика художественного образования учащихся 1-7 классов во внешкольных учреждениях
- Автор научной работы
- Талипов, Нозим Хамидович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Теория и методика художественного образования учащихся 1-7 классов во внешкольных учреждениях"
¡-11 и н
? о ад
ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство образования Российской Федерации
Специализированный совет К ИЗ. 39. 01
На правах рукописи
ТАЛИПОВ Нозим ХАМИДОВИЧ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1—7 КЛАССОВ ВО ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Специальность 13.00.02 — Методика преподавания изобразительного искусства
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва—1994
Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Научный руководитель: член-корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор В. С. КУЗИН.
Научный консультант: кандидат педагогических наук
Б. Б. БАЙМЕТОВ
Официальные оппоненты: заслуженный работник культуры РСФСР, доктор педагогических гаук, профессор А. Д. АЛЕХИН
кандидат педагогических наук, профессор А. А. УНКОВСКИЙ
Ведущая организация Московский педагогический университет.
Защита состоится «¿^¿Т*» ¿¿Лр^лМЯ- 1994 ГОда в /3 ^ часов на заседании специализированного совета К ' 13. 39.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан « '/ J » ¿МЛ^/^в— 1994 гоДа
Ученый секретарь /ВЖ^Г специализированного совета,
кандидат педагогических наук / И. Г. ГРОЖОЛЬСКАЯ
ОБУЛ ХАРЖГЕРКСПКА РАБОТУ
I
Актуальность gar,я: Поешзгшо эффективности п качества обучения п воспитания худолсствепао-тэорчоской октшзпоотп подрастагхцэ-го поколения является одной гэ лаибслее ssajefcHx зад ач ссзреа:ея~ ности.
Значение предмета "Изобразительное искусство* в пколо л во вненкольяых учреждениях в настоящее Ерем понимается как один пз актуальных аспектов эстетического воспитания дотай» Поэтику разработка наиболее аффективных иотодоз формирования художественно-творческих способностей учащихся в йрсаоасе зерункознх загшти» во виеинолышх учреждениях-является-постояяяш объектах пристального лзучепия вцдних ученых ледагогоз л психологов.
Успех развития худобеств еин о-творче ских способностей во кпо-гок зависит от художественных нптеросой„ уровня знаний, утгепиИ я кевыков детей, от профессиональной подготовки руководителе;! круг-коз, обеспеченности пх прогреи/ш/п, методическим, рекоыеядецияют, яаглядпнкп пособиями,, худояеетваяникв кагериплаии и-инструментами для понятий, техническими средствами, от укомплектования студий п крухкоа квплиТ'ЮТГОовалныкп кадратгп специалистов, а саиоэ глявпез использование п изобразительной деятельности кзетных материалов п национальных художественных традиция.'
Принципиальным вопросом современной эстетики, педагогики н психологии является правильное отношение к культурное наследия презлых поколений, использование его в современной педагогике, о учеток всего огромного богатства национального искусства, оби-чаев; традиций народа, его прогрессивных методов.
В теоретической наследии известных педагогов-гуканистсв И.К.Крупской, А.С.1«акеренко, А.В.Луначарского» С.Т.Шацкого, В.А. Сухоклпнского й глогих других появляется огрешюо уважение и традициям проалого, берснясо отношение к истории народа, сохранившего его воспитательные идеи» его педагогику*
Психологической стороне проблоки воспитания школьников посвящены груда таких круютх учеянх, каи Л.С.Вуготского, И.Я.Лзль-пзрина, З.В.Дйвидсза, А.Л.Дсюптьоза» В.Н.Шокйевэ, Н»А,1Ьячкеокой, В.С.Гдзрлкна, В.Д.Нзбнлацива, С.Л.Рубиялтойпа, Ы.А.Сокарпла, Б .И. Теплова и другях.
Особый цнтсроо эрвдотэагячт jot аю Яйсмпдозышя в ойтстз
*
. . 2
ЕЗЛ2й?:2гат! разветш датского художественного творчества, прове-хзяяиа учешга Есихологашг Е»К.Игнатьешш, Е.И.Кврпонко, B.C. Кузвism» Б.Л.С&зонтьозоЯ, в шздагогичеекпя работах А.д.Аяэнша, Н.О.Боголюбова» И.А.Вотлуггшой, Т.С.Комаровой, Е«И,Ку<Зшсшно;!, H.R.FcsTOsnoBa, Н.Й.Сакулшо:!, Б.Д.Олзряной, А.С.Хворсстсза, ?.Я.И-!Икалазой, Е,3,Шорохоза в другая.
В раде педагогических исследований последних лот определенное ксстс отводится проблема1.! эстетического развития школьников т основа изучения национального искусства, изучешго их спэциЗи--i'oinKx условий,. рриЕцапЕ!.'. сочетания местного материала с обнетгро-грамкянка, осециЯичесиакЕ особенностями воспитательной ряботы.
С наиеЯ точки зрения иаиболышй интерес вызывает научные пс-слздозшшя Т./Ыяикзлозой, А. С. 1а о р остова, К). I).Баданова,
^»и.Х'дутова, Л.О.Кокаксва и др. Значительные исследования заполнены по проблеме художественного образования и эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства учащихся яадиснальинх школ в страна^ СНГ.' Так, на материала пкол Узбекистана выполнены диссертации И.Ахмедова, С.О.Абдуллае-га<, Б.Б.Байкетова»'С.С.Булатова, К«Касымоза, А.Н.Иасырово;!, Р.За-синова и ряд других,
В настоящее время очеяъ негаого научных- исследований по вопросам теории и методики изобразительного искусства, где <3ы не 01 кечслась настоятельная необходимость специальных исследований по даннол просеке. В последние десятилетия в области эстетического воспитания в художественного образования школьников, в работах таких исследователей как, Г.В.Бедз, В.А.Гаврялко, А.Е.Галич, М.Х Данилов, В.С.КуэиПб Л.Г.Модяедев, .О.З.Новоселов, В.А.Нуколо, А.С Пучкоз, II, П. Ростовцев» А.С.Рыядян, А.Е.Терентьев, А.А.Унковскиг!, В.В.Яорохов, Т.К.Г!пикалоза, А.П.Яшухин п кяогих других, сделан значительный вклад в педагогическую науку.
За последние десятилетия на материале школ Узбекистана выполнены исследования по проблема художественного образования и эстетического зоспитеняя учащихся средствам; народного деяоратив но-прккладиого искусства. Откачал определенные успехи, следует с мстить,и тот [акт, что з школах и внешкольных учреждениях не до конца используятся мл- нанеся резервы и возт^ностп для шрокого развития художественного тэорчества дете/., в особенности таких как кзобрезительнов в декоративно-прикладное искусство, доводы» низким остается уровень 1датодвческого руководства крукков е сту-
'дай, ощущается постоянный недостаток п соотзотстпущэй лэтерагу-ре п программах для ИЬО, кружков, прикладного искусства а Ох-с умствует необходимая связь ыпвду ваешколышьи учреядешиши, пало вникания уделяется датским праздникам. Не всегда водугея фа-культетпЕн до сснозам эотетлкя, различили зидза а гязгграм искусства п другим вопросам, связаншш с астеткчепким поакатонпзм школьников. Детские библиотеки в нодсстатсчпс:.! нолпчоотво ;жс:г необходимую ь .-тодичоскутэ литературу оо оспозаы вотетпчоского воспета-ния.
Большой урсн в эстетическом и твсрчсс:-хм зозпитэтга учешж-ся наносится тек, что преподавание изобразительно!*«) искусств заканчивается в 6-7 классах, прекрегсаемя цзданаправлоятй пегок художественной инЗ&ормошш на практические згвягзях по ГЗО .теятолт*-ноств, т.е. когда еще ФориЕруется лгчяоеть.
Необходимо орие-птароватя» учещигая ¡га взугсляо гморчаетза кастероз тражшюппого рпцлепельпого искуссгзл Уэбелпствяп» Изучение творчества долги© бить езрьезша!» угетлсся долгои! зпа-ко.'яться с опохой, ссгташшга уохозптт, традаппякя, бнтсм» вт-лограТщсй и кирозоззреппе» яародз и тверчоогйоч ггоролпых кастероз.
Актуальность напего воедэдепатяподтеретглегоя необходимостью совергзапстваваппя зстэтпчссгох-о ссбягтаигд п ;*гудсж9СТвошгого образования- дотой на занятиях ггобразптолхпого в дегоратпвно-црп-кладаого искусства во внепкояышх учрадакглх. В настоящее врет/л преподавание изобразительного 2 декоратапто-врикладпого искусства в клубах, махаллпнекях прртах, при Дворцах сионерав а икояьнккоз, ПБКах на основа нзучетш пационшеьйиго пскусства пз подучило широкого расцрострянешзя. Огсугатэуэт ~аучпекмз толлч2с;а:о рекомендации, учебные пссобпя и програити» В паста*©» ксслздовении рас» скатриваэтся всзмсяиостн 8статячзскот.;о воспитания я художественного образования школьников .1*7 классов рбзкекях пкоя во внэ» икольннх учреждениях Республики»
Необходимость разработки данной проблемы вшивается также тем, что в процессе преподавания изобразительного и народною де» кораткано-прикладного искусства во Езеяколышх учреждениях часто не учитываются следуйте вопреки
а) учет возрастных особенностей детей I >
б) осуществление кекпрвдаетннх связей изобразительного искусства с другими тозивюш днегдоипнакя;
в) преподавание изобразительного народного дакоратгвно-прв-
..'.' .4.''."-:.'. •
кяэдного искусства ш сснозе узбекского фольклора» этнографии, истории и архитектуры} '
Г) изучение крупных памятников истории и культура. Узбекистана}
д) изучение особенностей декоративно-прикладного искусства Узбекйотапа, его истории (резьба по ганчу* дереву» роспись по дереву, кераипка, вишавка, чеканка по меди и др.).
Вое это обусловило выбор тёш данного исследования "Теория в катохр^а художественного образования учащихся 1-? классов во внеаколышх учре;аде|шяхи, а такав определило проблему, задачи, глпотезу, объект и предает исследования.
. Пробло.уа всследозания: научное раскрытие и экспериментальное обоснование условий и совершенствование методов оптимального использования национального искусства Узбекистана в художественной творчестве школьников и на этой основе разработка программ и методических рекомендаций по совершенствования учебного процесса во внешколышх учреждениях Республики Узбекистан. Решение этой проблемы составило и цель нашего исследования. .
Объект исследования: процесс обучения учащихся 1-7 классов изобразительному искусству во внешкольных учрездеяиях (120 студии, кружки при Ломах пионеров и школьников»; иахаллипских комитетах и ггкох).
Предмет исследования: теория и методика художественного об? раэования школьников 1-7 классов в процессе обучения основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства во внешкольных учреждениях Узбекистана.
Гипотезой исследования является предположение о ток, что учебпо»воопитательяШ? процесс будет элективным» если во внешкольных учреждениях на занятиях по изобразительному и дегоративно-при-кладному искусству будут учитываться исторические, национальные, Специфические особечности и традиции республики.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе резались следующие задачи исследования:
1. 1.3учить и обобпдатн передовой опыт руководителей' кружков по изобразительного и декоративно-прикладному искусству во внешкольных учрехценг.ях.
2. бучить и обобящть наг'допельш.е особенности гаобразитель-ного к де!*опативно-»да'.'л-;-ляяого искусства Узбекистана.
3. Виявить педпгоп-ческле условия л'^екткзкого использом-
I 5
нш изобразительного и декоративно-пряхяадпого искусства 1-7 классов в кружковых занятиях и ИЗО студиях.
4. Разработать программы и методические рекомендация по художественному образованию стольников 1-7 классов общеобразовательных пшол.
5. Определить сиотему связей при проведении кружковых занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству и школьных дисциплин (биология, черчение, математика, истерия, краеведение и др.).
Теоретической ба?ой исследования явились труды известных пз-да^огоз, методистоз, руководителей крутяоз, худоаников-нэдагогез, их богатый педагогический опыт.
Для достиг^ния поставленных зада-: применяюсь слэдукцпв ¡га-тодн исследования;
- теоретический анализ психолого-педагогкчеокой, кетодичес-коа," искусствоведческой, исторической литературы;
- анализ учебных программ для общеобразовательных тол и внешкольных учреждений;
- психолого-педагогический эксперимент;
- изучение творческих работ еколышкоп; о
- анкетирование, опрос школьников и ругсгодятелсй внеяколь-ных учреждений и преподавателей общеобразовательных школ по изобразительному искусству;
- анализ учебных рпбот пкольяпков, йнполяеняпх в ходе контрольных и экспериментальных группах.
Зксперикентально-исследозагельсгая работа проводилась прп Дворце пионеров и инольникоз игл. Н.Сггсовского, Доме культуры "йядуз" 1'тгрзо Улугбегсского района г. Тглптеята, I'о.троов Мул-Ка-снм Шайхантахурского района г. Ташкента, э кругах по ИЗО при средней около Л 73 Яккасерайского ре?'она г. Ташкента и средней школе № 15 Зангп-Атинского района ТаскептскоЗ области.
Методика эксперимента заключалась в следуще:« на практических занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству пкольникп 1-7 классов экспериментальных групп обучались по разработанным паки учебным программам п методическим рекомендациям, основанным на четком выделении я обосновании изобразительных умений, развитии творческих способностей екольяиков, худоао— стзенно-эстатичеспого потенциала содержания учебных программ, широком использовании системы наглядных пособий. А в контрольных ■
грунтах зазятяя выпоь традгдкеяко»
. спшкримзш? ироэодзлся з 3 вша: "узтаиоьожй* •• 1984/35 IS65/83 ysodusC род5 "раазпзшйщй" - 1324-1392 года; "контроль-ккй" - 1338-1991, 1391-1393 учсбаа года.
lh усгакоа-зчаеи и кодгролш»: агавах эксперимента сравнивалась зрдзав сфоршровазаосуа И80браг::гзл1-?1х-: уасяшй» язрртеогаю •свеообнес-гс у s зяогарментадшк к контрольных гру»-
г^д» ;%теоаест8с12с--го</рчуе-;:оз разгигие. Сравненпз осущзствдя-леса кггрщгмзсг азайжа учзбло-сворчоокх^ работ школьников, обо» ЙЩ;sx 0!ВЗ'£&а на гслросн анкет» обобцедая ответов руководителей крухасо по йзобразЕ^бльио!ду и дзкорагизио-Ервйладаоиу искус-стау.
Itsaa офаьоя,, сугшостз» разв-лзсэкгагося экспсрззгенга явилось ойучзтне икоааишгоз го Бяеакашшх учрга.изйЕях в •экояершевталь-язх гпуапах но разработанной яаиз программе п котодическш реко-шезац^""» а в ноаа'ролдннх грушах ваяяаия вслзсь традиционно, «.о. деталшо разработавшее» вэнкреэдш: щюгракм в кзтодаяее-
ч&здзрймаво ековьраивют срозодклся ва худогесгаашо-графп--leOEca; ^акульгета ТааТсзйедааоииугь. ш. Нзаа:.ш (кружоЕаз занятия лс; яаобрвзняедшнеау коауовтну а ученвкаая 5»? классов обиа-сбразоаа^ельких ихол ври кйс-д-иту^с),
3 EpouüüCö акодюршеаталького всслсдозаавя вроапаяяэирезано звачател-ьпео колвчасЯво рисунков и декоратлзяо-првкдадаых работ ¿аол^нкза.
Из учкзя. ноаззна и теоретическая онйчеиость вослздованвя заключается в анализе национального изобразвтельаого в декоративно прикладного'искусства Узбекистана с точки зрения яозмскностеЁ по пользования его в учгбдо-иссвгтатсльнс.; процесса, па кружковых занятиях во внешколшк учроздсяЕях; раскрытии теоретических со коз художественного образования учащихся I-V классов в процессе ех изобразительного творчества во внешнелышх учреядепиях; в ра: работко п научном обосновании методвчоекпх рекомендаций в про-граш по совээшенствозагаго учебного процесса кружковых1 занятий по изобразительному в декоративно-прикладному искусству с учете национальных особенностей республики.
Практическая зкачшость исследования заключается: - в разработке nporoairen и научно-методических рекомендаго
о исслздуекой проблеме, обеспсчивегагш повышение гффекгавноотк „¿учения изобразительно!.^ и декоратнвно-прикхадноггу искусству во внешкольных учрэядепиях Узбекистана ?
- в создании комплекса наглядных и учебно-методическ,тх 'гоб-
лиц.
В настоящее время УЮом Иинкстерства народного образования Узбекистана планируется к изданию учебно-методическое nccod'irs для проведения факультативных и кружгоах закктг;й по тельному и декоративно-прикладного искусству.
Степень достоверности и обоснованности полученных дяссер'лзя» том результатов исследования обеспечены ксшкекссм ззажостязап-ных методов изучения проблеш, научной кзтодоготаей, организацией оштпо-оксперпкеаташюй работа, яслэльзсганиси ссзрет/оячих достижений педагогической науки, дшшж физиологи;:» ггзвхо юпги, изобразительного искусства, искусствознания» п кепоор-здетлошюч участгп автора п эксперименте (на всех его жпах).
Апробадпя п внедрение результатов ксслздсвгапя осуисс,:зл~~ лись в хода экспериментальной работы; которая проводилась при Лворце пионеров и школьников га.?. И. Островского» Докз культуры "Зцдуэ" г. Таскента« в Мэдросо Adya-Kecrr's г» Ташкента, в кружках по 150 при пкол-з £ 73 г. Таггояга г иее*е & 15 Ташкентской области.
Основные поло-екпя диссертации а иатзрпгка прозеденного яс-слздования ежегодно неоднократно обоук"а~:2Гг па сссзданиях лаборатории эстетического всопатаппа сгодстззшг изобразительного-ac~ кусстса Института общего образован;.! МО га заседаниях Е£ф?д-ря яивописп ТГПй га. Низшей, а так: э оезядалпеь s публикациях автора.
Диссертант в течении пссхадал*: 9 лет, с Х334 по Х9ЭЗ года внетутал на научасмгетодическах z г.аучжьтесрогЕчоскнх конференциях 1гоофсссорсзо»праподавател£ского ссотаза Тажептскего государственного педагогического института ли Низами»
Структура и. объем днссезтпшп. Дпссергпияшая работа состоит из введения, двух глаз, аакюзчопяя» библиографии а прилежания. Приложение включает. практически садапвя» выполненные вколь-нпками 1-7 классов обдеобразоваге..шп1Х ш?я» Габона оодс-раят 133 страниц основного тенета, 42 фотогргфнк» 6 табяяц. Список литературы, насчитывает III'нажгеповашй»
ОСШВНОЕ СОДЕРдШВ РАБОТЫ •
1'о введения обоснозкзается актуальном* исследования» про-блаь:а8 формулируются объект я предает, задачи, гипотеза, методология и ызтодика исследования, его научная новизна, теоретическая п практическая ценность.
3 первой глава "Психолого-'пздаг огкческле особенности ведения кругковых занятий по изобразительно:^ искусству а юс роль в эстетическом воспитании учащихся" раскрывается история исследуемой проблеш. Анализируются оснсзные направления работа школы и внешкольных учреждений, решаются проблемы совариенствозапия воспитания школьникоз средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В XIX веке в Средней Азии существовала, уходящая далеко в проилоа, историко-культурная традиция, вирааавшая общечеловеческие идсйпо-встоткческке и этические представления.
Она внесла существенный вклад в кирозую культуру. Ее элемента»:! бил.! проникнуты творения крупных поэтов, писателей, зодчих, кародиое творчество и фольклор.
Большое влшшпе не становление з развитие узбекской нацио-налт-ноЛ сколы оказала открытая з 1918 году в--г. Таяткенте "Трудовая скола" ("Иехнат тстабя")'.
Школа проводила культурную работу среди жителей свбзго квартала (кахзлля); открывались кружки по изобразительному искусству.
Оцытко-показателыше сколи были не только центрам проведения работы по эстетическому воспитанию учащихся, но я активными пропагандистами новой культуры. Педагогические коллективы этих пкол поникали, что эстетическое воспктание учащихся является царственный средство:.'. Формирования личности и играет зг-дуа роль в становлении его мяровоззреакя и что правильная постановка эстетического воспитания способствует &оряиэовани.о детского коллектива
Работа по эстетическому воспитанна проводилась и в обычных аколах, где такие учителк-онтузкасты, как Хахза Хакш/заде Ниязя, Садрлддин Айнп, Абдулла Авлонл, ТЛ.Кары-Ниязоэ к другие активно тлгадряли новый поогсессизнис методы обучения, на практике оеали-асзаэеля зоспитателыше задачи, связанные с -оосгщованкег новых нравственных и эстетических представлении.
В становлении изобразительного искусстза з крае з в привлечении к веку колодези г/ест них национальностей ре:зазяу;о роль сыгд
ли яудонатш, прпзхавшио в Туркестан пз различных городов • России. Сгш создавали хулотсестваянда студни, организовывали выставки своих произведений. Это в 1Э10 году в Тгпкепта открылась Худояест-взлная конкупа, а затем з Сшарнапдо - Туркссседспая краевая художественная народная школа. Имелись танкэ 30 худояестаошшх студий п акол, пз которых 13 обслузлвалп коренное пасзлзяиа.
Отмечая определенные успеха Узбекистана э сстетпческсгл всс-яагагога учащихся» следует отметить и тот факт, что в сколах я знешсольяшс учрзкдепиях не до гонца используются лмезгаеся резервы з зозмояности для широкого развития худскзстзеняого тзорчэст-ва детей, в особенности таких яанрез как изобразительное а декоративно-прикладное искусство. Довольно низким остается уреззнь методического руководства крузками» окупается постоянный недостаток з соответствующей литература п программ для 1Е0 кружков, ерк-клациого искусства п других. Отсутствует необходимая связь меаду ., энепколышми учреждениями, г/алэ зйкмсппз уделяется детским утрея-•иякам, праздникам еосня п т.д.» яэ вездз введена фаяультзтиви па основам эстетики, разлячшпл зетам'п ааярам хкяусстаа п другим вопросам, связанным с эстетическим воспитанием пкольшпеов. Детские библиотеки, как плавило, нз гмаэт в своем распсряазшш необходимой методической литературы по основам эстетического воспитания.
Причин всех этих недочетов много. Прзндэ всего ото непонимание многими учителями сущности современных задач эстетического воспитания, сохранившаяся недооценка того вазпого значения, завоз имеет эстетическое воспитание в формировании личности молодого человеке» слабая материально-техническая база большинства вкод, недостаток современного оборудования я псссблй.
На нага взгляд одаик из э^актазшгж путей повышения познавательно-творческой активности учащихся и приобретения спсцзэичес-них для региона знаний и*навыков являзтея пспользсэпяйо местного материала и национальных худояеетвепннх традиций узбекского искусства, как необходимого и основного компонента в учебном процессе. Нали наблюдения во Дворца:« пионеров а стольников, тзорчес-хих группах при в 130 студиях показывает, что применению
местного материала, традиционного узбекского национального лскус-стза не уделяется долнного и достаточного внимания, хотя возможности а этой области,©по сути неисчерпаемы. Опыт ряда крузков по изобразительному искусству показывает, что использование местпо-■ го катеппвла о проведении занятий якеет огромное значение в <5ор-
иировашш изобразительных и проТессионально-тсхнлческхх навыков у детейо Кает бнл проведен опрос руководителей кружков, с целью выявления использования в работе местного материала, который охватывал слодутако вопросы:
1. Цель использования агестного материала в проведении круп-кознх аакятий (архитектура, декоративно-прикладное искусство, история искусства Узбекистана и государств Поздней Азлп, Казахстана Е Др.).
2. Метода работа крухковых занятий на основе использования мастного материала (демонстрация кинофильмов, показ слайдов, экскурсии я натурные зарлсоэкп архитектурных памятников и др.).
Экспериментальна*: работа и педагогический опыт передовых руководителей крузкков показал, что использование костного материала в проведении занятий по езобразнтельноку искусству в 1-ГО классах дает гораздо больше возможностей в творческом развитии детой.
Больное значение во внсикольной работе гелателъно отводить сссокуявосиг таких особых мероприятий как беседы об изобразительное Ескусствз Узбекистана и других республик, лекциям и докладак о таорчосгпе с погазом репродукций, диапозитивов к даГлшлюс; бг.скурсилзл в г*узеи» на выставки и в мастерские народных мастеров, худопигкоз-резшгоз по ганчу, дерезу, росписи по дереву, живописцев, кзппгврпегов, скульпторов и др., а такие введение факультативных курсов п занятий.
В связе со столь разнообразными видами внешкольной работы необходимо более подробно рассмотреть иетодику и бор:.® организации каждого предмета по его пробила.
Такая работа преследует улучизнсо организация пепосредствея-еого проведения аудиторных занятий, а именно:
а) дать учв2щ:а: знания элементарных основ реалистического искусства, уизнио н навыки рисования о натуры, по пау-ятс, по пра; ставяэшш. Развить у них зрительное восприятие, научить разлкчатз и строкть форку, лепить п видеть цвет 'предметов со веши его оттенками а чувствовать ах кестокахааденве в пространстве;
б) содействовать развития у учащихся творческих cпocoбнocтeí воспитывать у них худсесствошшй вкус, интевес я лабозь к азобра антельноку искусству!
в) знакомить с произведениями жтеоп.'лси, скульптуры, декотш-тевно-щшцщяого искусства» архитектуры родного края;
г) воспитывать аккуратность, настойчивость и самостоятельность з работе, развязать наблюдательность, содействовать всестороннему» гарконическоку развитию личности.
Как известно, руководящая рола педагога сохраняется п во заесть явной работе. Он должен активно влиять на обг.ао развитие сиольпяков и конкретно папраздягь работу в атом отпопгнля» Кап з классе, так и во ваевшольяой работа рукозодптоль долгоп вести большую у1сбнс"вооп1ггатсл£ну13 работу со гояольпг.ка:,п»
Пази паблядопия за отделыпот руаоэодитаяяки ИйО круяясв показала, что некоторпа пздэгом видя болазгэ тзорчегсло способности отдельных скольпикоз 2C9 яе кало удздяп? ей зшмаапя и пэ работает с зима па долблен урозкэ,, 3 результата чего резко стпаат-ся у таких датой яолаппо я птазрас я работе над собой з аз способствует аазвитэт их тзорзезгпзг вс^мсЕНоетеЗ.
Гспэ'ляая работа 1230 spysrta зависит от правильной организация занятий и чатзого составления плана работы га гась пэриод ебучо-
Прп составления плзпа работу руггозодпт&ль кружа рассчитать количество чассз," тематику зрдашй,- учиткаать игщипз— дуальные способности и интересы "зге-й, а тагс.хе изстенэ пацпопаль-1Ш9 условия П ИХ СНЗЦП'ПГЛССКПО оообонностя.
Говоря о национальных особенностях следует учпткгать то, что з Узбекистанэ.зсегда болыгао-место в газни народа уделялось патзод-пж праздникам таким как "Павруз байрака" ("Праздник нового года п весны по старого лунному календаря)")» "Хсслл байрзми" ("Празд- • пик сбора уро.улл") и др.
В исследовании, учитывая цели, задачи п взаимосвязь пколышя и внешкольных занятий изобразительным искусство:.) и опираясь на основы национальных худонествеялнх традиций ш разработали систему и программу для I-УП классов по фориярозатшо познавательно-творческой активности учащихся.
У учащихся начали формироваться такио качества, как самостоятельность в составлении текатических композиций, рисозаяиэ с натуры, по памяти и по представлению, более грамотно передавать особенности ioom предметов, конструктивяоз строение, пространственное их расположение, шетоеделепие светотени а цвета на изобратао-!йгх объектах, более глубоко стали анализировать произведения изобразительного я докооатнвно-прияладного искусства.
Сравнительный анализ полученных в ходе экспериментального яс-
следования данных показывает, что наиболее высокий уровень знаний в творческих способностей учащихся по изобразительному искусству на начальном этапе обучения в экспериментальных группах составлял 16,1$, а на последнем этапе обучения этот показатель достиг уже 73,6$ (в контрольных группах - соответственно 17,9? в 34,05?). Число учащихся с низки;.! уровнем знаний в экспериментальных классах за этот период уменьшился ва 14$, а в контрольных группах лишь па 6,45?.
Вторая глава посвящена метода.; активизации худонествеяно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов во внешкольных учреждений.
Для методика вашего исследования характерно ¿зтреклеяне уйти от классической свстеми художественного воспитания с ее строгими требованиями к дисциплине учебного процесса, опорой на познание, вавыкв в отточенную технику рпсунка, с ее жесткой шкалой оценки знаний учащихся в равнением ва профессиональное художественное пасторство. Нами отвергается применение профессиональных критерв-ев к творчеству ребенка, поскольку, щру датства свойственна другая структура ценностей. Во многом снимается проблема таланта -наследство классической традиции деления дзте)? на две неравные группы: одаренных в бездарны::.
На вервий план выступает индивидуальность - какдш! ребенок долаеп получить возможность извлечь вз художественных занятий то, что наиболее отвечает уникальккы потребностям его личности.
Наша методика пе пмеет ничего общего со "свободны« движением" в "педагогпческвн невмешательством", которая возобладала еще начиная с 30^: годов в странах Западной Европй в в США и которая еще в сейчас в вайей отрава находит воддерЕку у векоторой часта преподавателей.
В отлична от "свободного рисования", хотя и этот метод имеет своз пашсЕтелыие качества, ва ваш взгляд самое главнее почувствовать вндаввдуальавз стороны личности учащегося и не вавя-вывая црсфесспоналышх доктрин изобразительной грамоты веотв своего ученика з гайвы высокого художественного творчества. В работе о детькв юаддего школьного возраста ш стараемся делать упор на оеверряоо воовигаава, на свободное творческое внракенве Ешцвшдуазшноств. В работе с подростками в старшими школьниками - гораздо большая дайшрезцврованвость, системность подготовки вплоть до профессиональной орвантагши.
Разумеется нельзя сбрасывать со счетов государственнуо, правительственную политику в области просвещения и национальные традиции Узбекистана, которые накладывают особый отпечаток на конкретное проявление общих тенденций э изобразительной деятельности молодежи.
До сих пор, жесткая государственная программа э пколах по ИЗО значительно ослскняла процесс либерализации художественных занятий и понутхдала учителя в ущерб прогрессивным и более плодотворны!/! коркам индивидуального руководства детьми в класса, осуществлять, в основном, фронтальное ознакомление учащихся о законами и правилами, унаследованными от традиционных снотеи преподавания искусства. Поэтому, особенно резок бывает контраст между окольными уроками по К О и внешкольной работой о детьми в различных круяках, дворчах, студиях, клубах и т.д.* где эо внешкольной работе, часто процветает "спонтанное" детское искусство, а педа-, гогическое руководство заключается любованием чисто внетшимз "эстетическими ценностями" свободного проявления "врожденного детского художественного инстинкта"» но делая заметных различий между дошкольниками и детьми среднего и даяэ стариего окольного возраста. •
В работа с экспериментальным! Группами, подобранными о учетом возрастных, творческих а профессиональных дангаа, группа занимается прикладным искусством, а такяэ аппликацией п работами из травы и соломы.
Они делятся на младшие с 1-х по 3-е: классы» средние с 4-х по 5-е и старшие « с 6-х по 7-е. ,
Пленэром я рисунками натурных постановок занимаются средние и стар-яе группы.
В наиеЯ методической программе предусматривается яееткая • раз блика на возрастные херактеристпки г учитывается да^ереятщро-вгшный подход к учащимся (по желания» способностям, труду}, т.е. по творческим данным, работоспособности я отдаче.
Обычно, творчески мнелшиа учащиеся отличеатся от детей, просто чувств и внутренних эмоций. -
Гы стараемся, на основе огромного меотпого материала и принципиальных тра яипиоячнх особенностях и специфики нкроощуиения -видения народа, развить тр.г'ио неоценимые творческие качества де-те:! - кек богатство чувств, эмоций, творческую активность, непосредственность и сеь:обытность.
Для развития таких качеств, собственно, и доказывается необходимость искусства, особо озабоченного проблемами чувств и создавая цельныз, в едином куске, композиции.
Наш цель - направлять творчеокуэ иыоль учащегося, пои атом бережно сохраняя то, что предложил сам автор-ребенок.
Одновременно необходимо следить, чтобы работа (композиция или отвд) била zpairoiflo построенной в выразительной. В младших и средних группах таш для композиций долквы быть особенно завика-тельанкв, т.к. dos заинтересованности, увлеченности (особенно в отоа возрасте) аэ может быть удачно решевяых композиций. Очень штераоно, обычно вроходнт работа на» - композициями народных узбекские сказок. Дэтв хорошо «гувствуш1 характеры версонаяей, гак как давно звакош с impon народных сказок. Поэтому они не вросто рас» ставлям фигура на плоскости, о делапт вх живыми действухшмв лв~ цами, которыа как бы мшут в двигается в пространстве, находясь в различных ситуациях, взаишотношзниях.
Известный пздагог В.А«Сухошшнский в вопросах воспитания дата^ особое вшшавва уделял сказка..Он подчеркивал, что она неотделима от врасоти, что благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, ко и сердцем. И не только познает, но и откликается ва события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру в злу.
Начвная с вервнх se занятий младших групп, необходимо решать задачв, которае будут основными для всего вериода обучения - это раэзвтво вообрааевия, фантазии, художественной наблюдательности. Особое внвманиз, на кап взгляд, дешло быть направлено на то, чтобы творческие способности • воображение, наблйиательпость не угао-лн в вродесов обучения» а развивались.
Развзшю изорческого потенциала - главная задача всего процесса обучения.
Роль вадагога г вробудвть у учащегося активное, эмоциональное отношение к «аздому задансв, к каждой аудиторной в самостоятельной работе.
Пра обвдй программа занятий в общих требованиях, работа о учаданея строится строго гндввддуалиэвровано о выявление« я развита«« особенностей в споообяоотеЯ кахдого учащегося» его максимальное творческое развитие.
Обучая детей композиции, очень осторожно надо давать т теоретическую систему, т.к. готовые, безошибочные рецепты могут при-
вести к птампу, ремесленничеству.
Закоян композиции, теоретические положения могут бить поняты учащимися только тогда, когда они тут яо закрзплязтоя практической работой.
Начиная о младших групп» надо научить выбирать Фермат и размер листа в зависимости от композиционного замысла. дать понятие об организации изобразительной влссясстя, ее едппстга я цельности на основе соподчинения» гармонии и вироишия основной кнели, главного, ради чего задуАгывалось произведение. Дат*. понятие ритма, законов построения композиций (диагональная, круговач, асси-кетретная, сиг/метпичяая, няае, вниз линия горизонта, с птячхого полета, с разных точек зрения, с одной точки зрения, плоскостная, ярусная и т.д., и т.п.), научить детей обращать внпменпэ на выразительность пятна, линии, зтриха»
Результаты опытно-зкеперимептального исслэдсзгшия во вне-окольных утр езде яиях по изобразительному и декоратпвно*прикла,дно-му искусству дает право утверкдать» что разработанная кзиз программа является важным средством йознпеныя урсвия знаний детей»
Сравнительны;} анализ полученных в ходе формирующего сксдзри-кента данных показывает, что наиболее высокий уровень знаний учащихся 1-7 классов по изобра^итольгег^у и декоративне-прикладному искусству на начальном этапа обучения и экспериментальных группзх составлял а на последнем этапэ обучения этот показатель
достиг 53,4?. 3 контрольных группах соответственно 17,4 и 29,2$. Число учащихся о низки/ уровнем знаний а экспериментальных группах за этот период уменьшилось на 25^, а а контрольных линь па 0,4*. . ' ' •
'¿к показыва-от данные в ходе формирующего окспаршептз, что широкое использование изобразительного и декоративно-прикладного искусства родного края, "окруаапаей действительности способствуй? накопления большого запаса знаний» дает возможность устанавливать теснуэ связь общения с жизпьа» а также является ваяныи средством эстетического воспитания и художественного образования учащихся во внеакольннх учреждениях.
3 заключении диссертации подведены основные итоги работа, сделана следуэтие выводы:
I. Ь условиях Узбекистана, для гармоничного развития личности особую актуальность приобретает использование во внешкольных
учрвзгденкях основ национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства, краеведческих материалов и национальных художественных традиций, которые икеют богаше многовековые традиции«
2. Следует отыетить тот факт, что в школах и во внешкольных учреждениях, как показывают исследования, не до конца используются имеющиеся резервы и возможности для широкого развития художественного творчества детей, таких как изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
3. Очень низким остается уровень методического руководства кружков и студий, ощущается постоянный недостаток в соответсгвугэ-щей литературе и программах для КО кружков, декоративно-прикладного искусства и др. Отсутствует необходимая овязь сколы с вне-школышыи учреждениями.
4. На теоретических и практических круякозых занятиях необходимо ориентировать учащихся.на изучение творчества мастеров-и национального искусства республики. Учащиеся должны знакомиться о эпохой, социальными условиями, традициями, быте«, этнографией и мировоззрением народа, творчеством народных мастеров.
В процессе анализа и обобщения результатов проведенного паки исследования, гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены:
- раскрыто и научно обосновано.новое содержание ведения круг ковнх занятий по изобразительному и декоративно-прикладному яоку< ству {
- разработаны научно-экспериментальная программа и методические рекомендации по худозественноиу образойаяив школьников 1-7 классов общеобразовательных школ;
- выявлены педагогические условия аффективного использования изобразительного п декоративно-прикладного искусства о учето исторических, национальных, специфических особенностей и традици республики;
- определены мзжпредыетные спстеш связи при проведении кругжовых занятий по изобразительного я деворапэнс-прпклгадвоггу искусству во внешкольных учроетенкст оо дольника предиетачя и мероприятиями. . .
Разработанная ваьш иетодака» учебам арутегл^га имею дичее« вне рекомендации етозоЗвтеувх рззястшс я вряд, г -акта взобрезителз яого творчестза, дааншает общуо в хук^зтаашг тузапш. шяоад-
rr'
вика. Форглфуот поникание сущности процессоз взаимосвязи, проявляющейся в эстетическом,освоении и художественной переработке явлений окружающей действительности "по законам красотй", воторая находит отображение в различных видах народного худеете?;сяного творчества, способствует профессиональной ориентации.
Как показывают результат« проведенных нами исследозгиий, их апробация, даяние методических рекомендаций и програта ссответст-вуют требованиям современной педагогики а психология, солсрагенст-возанию эстетического воспитания н худйкественного образования школьников.
Основные положены диссертации огтяеди в следующих дублнка-
циях:
1. Роль и значение вяеинолышх учреждений Республики б эстетической воспитании учазцзхся: Тезиса научно-методической зглРзреп-ции молодых ученых и опещяишетов ТГПИ щи Нтзски« - ТеакзЕТ» С-лн, 1991. - С. 206-207.
2. Сборник паучннх трудов кафедра нгзояпся Тешгоопедкнститу-та им. Низами. - Ташкент, 1992» - G. .43-46,
3» Программа для факультативную занятий по изобразительному искусству L-7 классов общеобразовательных ¡кол. - Тапкевт, 1992. - 1,7 п.л. Св соавторстве с Еойкетошн Е.Б;).
4» Ведение факультатив®!* ааяятнй по анвсстся // Халк таьлп-ки. - Ташкент. - 1993. - В 2-3. - 0. 50-69.
ЛЬ-1-№-9кг