автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Теория и методика обучения шрифтам в системе развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов
- Автор научной работы
- Таранов, Николай Николаевич
- Ученая степень
- доктора педагогических наук
- Место защиты
- Волгоград
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Таранов, Николай Николаевич, 2002 год
Введение
Глава I Исторический аспект развития искусства шрифта как важнейшего фактора социальнокультурного развития общества
1.1. Греческий шрифт
1.2. Римские шрифты
1.3. Шрифты раннего средневековья
1.4. Готические шрифты
1.5. Шрифты эпохи возрождения
1.6. Славянские шрифты
1.7. Современные шрифты
1.8. Шрифт в оформлении печатных изданий
Выводы по I главе
Глава II Художественно образная выразительность шрифтов
2.1. Образность шрифтовых форм
2.2. Особенности восприятия шрифтовой графики
2.3. Форма и контрформа в шрифте
2.4. Средства художественно — образной выразительности шрифтов
2.5. Художественно - образная выразительность шрифтов в историческом аспекте
Выводы по П главе
Глава III Теория и методика обучения искусству шрифта как составной части формирования художественно-творческих способностей студентов
3.1. Педагогические аспекты развития творческих способностей
3.2. Психологические особенности наблюдения, анализа и воспроизведения шрифта
3.3. Педагогические условия, содействующие развитию творческих способностей студентов
3.4 Экспериментальное исследование процессов развития творческих способностей студентов на занятиях шрифтом: Определение исходного уровня развития творческих способностей студентов в овладении шрифтовым искусством
Развитие творческих способностей студентов на занятиях шрифтовой графикой
Анализ результатов формирующего эксперимента
Выводы по Ш главе
Введение диссертации по педагогике, на тему "Теория и методика обучения шрифтам в системе развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов"
Проблема исследования и ее актуальность
Современный этап развития педагогической науки характеризуется активизацией изучения вопросов взаимодействия, взаимозависимости учебного и творческого процессов. Поиски основных закономерностей развития методов обучения говорят о стремлении ученых рассматривать проблему творчества, прежде всего как педагогическую.
Многие статьи и диссертации, посвященные изучению проблем преподавания специальных предметов на художественно — графических факультетах содержат указания на необходимость совершенствования подготовки учителя изобразительного искусства. При этом упор в основном делается на специализации - рисунок, живопись, композицию (что само по себе очень важно) и совершенно не исследованной остается до сих пор методика преподавания шрифта, с которым учитель сталкивается в практической работе в школе, в первую очередь.
Не все студенты в одинаковой степени овладевают техникой выполнения художественных шрифтов: многое зависит от способностей и состояния их развития. Приобщение студентов — будущих художников — педагогов к овладению искусством шрифта способствует развитию их творческих способностей, раскрывает перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувство красоты и образности мышления.
Поэтому нужна своя методика развития творческих способностей студентов в процессе изучения курса искусства шрифта.
Анализ научно - педагогической литературы, связанной с проблемами развития творческих способностей и создания условий подготовки учителей изобразительного искусства, свидетельствует о том, что по интересующей нас проблеме, практически, нет научно — педагогических разработок и имеется еще много нерешенных вопросов теоретического и практического характера. До сих пор нет отдельных специальных исследований по вопросам изучения курса искусства шрифта в Вузах. В условиях их отсутствия в практике подготовки художников - педагогов отмечается тенденция стихийного, бессистемного подхода в изучении и овладении будущими учителями изобразительного искусства художественных шрифтов, обладающих не только нормативной, но и художественно - образной выразительностью.
Специального, самостоятельного исследования посвященного проблеме художественно - образной выразительности шрифтов как средству развития творческих способностей студентов до настоящего времени не проводилось.
Анализ программ художественно - графических факультетов педагогических вузов свидетельствует о том, что шрифту, как дисциплине, должного внимания не уделяется.
Однако, в комплексе общеобразовательных проблем, связанных непосредственно с художественной подготовкой кадров наиболее актуальными являются те, которые закладывают основы их профессионального мастерства. В овладении этим мастерством свободное владение шрифтом занимает одно не из последних мест.
Достижения современной педагогической науки и искусствознания, реализация нового социального заказа на формирование разносторонне развитой творческой личности выдвигают новые требования к процессу преподавания искусства шрифта.
Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами: Ильина А. Я., Коршунова А. М., Мордковича В. Г., Шакурова P. X., Пушкина В. Г. и других, раскрывающих смысл категории «активности», и изучение трудов Бахтина М. М., Бердяева М. А., Бергсона А., Канта И., Соловьева В. С., Шеллинга Ф. и других, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.
Данное исследование опиралось также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Ростовцева Н.Н., Беды Г. В., Кузина В. С., Унковского А. А., Шорохова Е. В., Ломова С.П., Лебедко В.К., Корешкова В.В., Хворостова А.С., Зинченко В.П., Шабанова Н.К. и других. Научно-методические публикации Гильман Р. А., Державина Б. А., Емельянович И. И., Козлова В. Н., Малаховой С. А., Темерина С. И., и другие помогли изучению опыта преподавания декоративно- прикладного искусства и художественной обработки материалов на художественно-графических отделениях педагогических вузов, а также других учебных заведений.
В нашем исследовании мы учитываем рост качественных изменений подготовки учителей связанных с интенсификацией учебного процесса, роль преемственности теоретических знаний и практических умений студентов в их последующей педагогической деятельности, однако, исследований, связанных с преподаванием искусства шрифта, готовностью будущего педагога к осуществлению разносторонней деятельности в общеобразовательной школе, явно недостаточно.
Анализ современного развития педагогической науки в системе подготовки учителей к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников показал, что педагогические устремления и установки в преподавании художественного шрифта, широкого внедрения в образовательный процесс не получили. В силу сложившихся обстоятельств (социально- политического изменения в стране), ни одного значительного исследования, а тем более «системного анализа» проблемы или аспектов, ни тогда, ни в дальнейшем сделано не было. Указанные публикации были, преимущественно, выражением индивидуального понимания того или иного вопроса проявления взаимодействия и синтеза искусств, которое можно воспринимать как «мысли по поводу».
Оценивая творческие качества личности учителя изобразительного искусства как важнейшие всей педагогической и творческой деятельности в школе, подчеркивая их важную социальную значимость, нами определяется проблема данного исследования: развитие творческих способностей студентов художественно - графических факультетов на занятиях художественными шрифтами, которая остро нуждается в исследовании.
Принимая во внимание остроту проблемы и необходимость решения целого ряда связанных с нею спорных вопросов, можно считать, что потребность в таком «системном анализе» существует и сегодня, сохраняя также высокий уровень актуальности (но уже в условиях нового государственного строительства).
В связи с этим изучение влияния художественно выразительности шрифтов на развитие творческих способностей студентов - будущих художников - педагогов имеет большое социально - педагогическое и методическое значение, приобретает теоретическую значимость и практическую актуальность.
Актуальность данной проблемы заключается, во - первых, во все более возрастающей роли искусства в формировании духовной культуры современного учителя - педагога, в необходимости развития у учащихся творческих способностей, умения понимать, сохранять и приумножать достояния художественной (и шрифтовой в частности) культуры прошлого и настоящего. Во - вторых, от нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество подготовки будущих учителей изобразительного искусства, формирование у них эстетической и духовно — нравственной культуры. Эстетика искусства шрифта обязана содействовать решению этой задачи. Этому обязывают и новые стандарты профессионально-художественной подготовки будущего учителя изобразительного искусства.
Исследование данной проблемы и составляет цель нашей диссертации — создание научно обоснованной методической системы развития творческих способностей студентов - будущих учителей изобразительного искусства средствами художественно — образной выразительности шрифтов.
Объектом исследования является учебно — творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над шрифтом.
Предметом исследования являются содержание, пути, методы, приемы и педагогические условия развития творческих способностей студентов художественно - графических факультетов на занятиях художественными шрифтами.
В основу исследования положена гипотеза: развитие творческих способностей на занятиях по шрифту может эффективно осуществиться при наличии экспериментально проведенной системы обучения, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного предмета; принципы, формы, методы и приемы обучения, воспитания и развития творческих способностей художников — педагогов; средства обеспечения учебно — воспитательных и развивающих процессов; методику обучения искусству шрифта.
Эффективное развитие творческих способностей на занятиях по шрифту может успешно осуществляться при выполнении следующих условий:
- под держание у студентов устойчивого интереса к предмету, путём раскрытия художественно - образной выразительности шрифтов; использование содержательного учебного материала, вариативности в применении методов и средств обучения, предоставления студентам возможности работы с разнообразными материалами и инструментами
- осуществление педагогического воздействия на систему мотивационно-ценностных ориентацией студентов, путём разработки содержания обучения с учётом его направленности на будущую профессионально-педагогическую и художественно-творческую деятельность
- формировании у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для грамотного выполнения учебно-творческих заданий на высоком художественном и техническом уровне
- подборе содержания каждого учебного занятия с опорой на имеющиеся у студентов знания, при изучении других предметов художественного цикла: рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, с последующим их усложнением
- применении в обучении эффективных методов и средств, способствующих творческому подходу при выполнении учебных заданий, привлечении студентов к исследовательско-поисковой работе, решению проблемных задач и предоставлении им возможности экспериментирования материалами, осуществлении взаимосвязи между теорией и практикой, использовании на занятиях разнообразного наглядного материала: методических плакатов, иллюстраций, технических средств обучения
- предоставлении студентам возможности для проявления самостоятельности в процессе обучения для развития способности к самоорганизации своей деятельности.
Такой подход предполагает, с одной стороны, превращение процесса обучения художественному шрифту в действенный механизм развития творческих качеств личности учителя изобразительного искусства, с другой, - фактор формирования профессиональных знаний, умений и навыков в работе над шрифтом.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой ставятся основные задачи исследования: научно обосновать особенности проявления художественно образной выразительности шрифтов, обусловленной историческими, эстетическими, функциональными и материальными факторами определить специфику развития художественно-творческих способностей студентов выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей в процессе обучения искусству шрифта. определить структуру творческих способностей к шрифту, выявить закономерности их развития; определить степень взаимообусловленности характера учебно — творческой работы студентов и их эстетических потребностей; выявить оптимальные условия, способствующие развитию творческих способностей студентов на занятиях шрифтом; теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективные педагогические методы развития творческих способностей студентов во время обучения художественным шрифтам.
Методологической основой исследования являются: положения философии, психологии, педагогики, социологии, посвященные проблеме активности личности, её психологическим механизмам, а также структуре и специфики художественного творчества, методам педагогического воздействия на его развитие в процессе воспитания и обучения: публикации искусствоведов по вопросам искусства шрифта, искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусству; современные психолого-педагогические исследования, указывающие на связь, взаимообусловленность "и ~ целостность процессов обучения, воспитания и развития человека, на всеобщий творческий характер человеческой деятельности, на специфику художественно -образного восприятия и творчества в изобразительном искусстве.
Методы исследования:
В качестве методов изучения имеющегося материала использован хронологический /во времени/ и типологический /предметный/ разбор и анализ отдельных примеров образно-выразительного решения шрифтовых форм.
Составной частью этого метода является исследование выразительных примеров шрифтового искусства, сбор фотоиллюстративного материала, изучение и обобщение практики шрифтового оформления.
Для решения поставленных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, публикаций и диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме; изучение и обобщение передового практического опыта преподавания шрифта в художественных и художественнопедагогических учебных заведениях с помощью ознакомления с учебными планами, программами, анализа занятий и творческих • работ учащихся, беседами с педагогами;
- наблюдения за учебно-творческой шрифтовой деятельностью студентов на занятиях;
- систематический анализ шрифтовых работ студентов и проверка теоретических знаний, путем тестирования, анкетирования;
- опытно — исследовательский и экспериментальный (опрос, анкетирование, беседы, апробация методических рекомендаций, изучение и анализ передового педагогического опыта и т.д.);
- статистический метод (обработка данных эксперимента и т.д.);
- самоанализ результатов собственной педагогической, научно - методической и художественно — творческой деятельности;
- естественный педагогический эксперимент по выявлению эффективности предлагаемой методической системы обучения искусству шрифта.
Организация и этапы исследования
Экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа в течение 18 лет.
Первый этап (1983 - 1990г.г.), в течение этого времени шло изучение научно-теоретических материалов по проблеме исследования, анализ специфики преподавания искусства шрифта в условиях высших учебных заведений. Были определены гипотеза, предмет и задачи исследования, намечено основное содержание и методика организации знаний.
Второй этап (1990-1997г.г.) - был посвящен проведению эксперимента, апробированию предполагаемого содержания образования и методов обучения студентов на занятиях по шрифту и определение их эффективности.
Третий этап (1997- 1999 г. г.) посвящен анализу результатов проведенной экспериментальной работы, внесению соответствующих поправок и дополнений, подведению итогов и оформлению результатов исследования. щ Четвертый этап (1999 - 2003 г.г.) - заключительно обобщающий этап. Подведение итогов и обобщение результатов эксперимента. Подготовка монографии по теме исследования и оформление результатов в виде докторской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования
В диссертации впервые поставлена, исследована и решена актуальная научная проблема, имеющая большое социально — культурное значение, а именно - развитие творческих способностей студентов средствами художественно - образной выразительности шрифтов как важнейшего фактора их художественно-профессиональной подготовки к будущей деятельности. В том числе: впервые в области преподавания художественных шрифтов сделан научно - педагогический анализ поставленной проблемы; выявлен ряд психолого- педагогических закономерностей, связанных с обучением шрифту; разработана целостная, эффективная методическая система развития творческих способностей студентов на основе использования художественно — образной выразительности шрифтов;
- прослежены условия для формирования более эффективных теоретических знаний, умений и навыков; предложены конкретные формы подхода к личности обучаемого;
- проанализирован диапазон творческих возможностей обучаемых применительно к требованиям современной подготовки специалистов;
- сделаны акценты на более строгой системности обучения, последовательности в освоении учебных программ и методик по совершенствованию преподавания шрифта.
Ее приоритетность заключается также в том, что впервые вопросы образной выразительности шрифтов рассматриваются в историческом аспекте от зарождения письменности и до наших дней.
Подобного рода исследования у нас не проводились, за исключением некоторых замечаний по этому поводу В. А. Фаворского, А. Г. Шицгала, Ю. Я. Герчука и других. Но все это носило эпизодический характер и только косвенно касалось избранной нами темы исследования.
В работе впервые: дано психолого-педагогическое обоснование возможностей развития художественного творчества студентов в процессе занятий шрифтовой графикой; выявлены и экспериментально апробированы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное развитие художественного творчества у студентов на занятиях по шрифту; создана продуктивная методика развития художественно-творческих способностей студентов с учетом требований современной педагогической науки и уровнем развития изобразительного искусства, специфики и художественных возможностей шрифтового искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты вносят значительный вклад в развитие и совершенствование педагогического образования и эстетического воспитания учителей изобразительного искусства средствами художественно — образной выразительности шрифтов. Материалы исследования могут быть использованы при проведении научно — педагогических исследований по смежным проблемам предметов художественного цикла.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная автором методика проведения занятий по шрифту позволяет намного эффективнее организовать процесс обучения; вызвать заметный интерес студентов; способствовать развитию эстетического восприятия.
Практическую ценность для преподавания в специальных педагогических учебных заведениях имеют методические рекомендации по развитию художественно-творческих способностей в процессе изучения шрифта.
Материалы исследования могут быть использованы не только для преподавания в педагогических вузах, а так же при разработке программ и учебно-методической литературы для преподавания и самостоятельного изучения шрифтов и входить в состав кружковых и внеурочных занятий со школьниками.
Практическая ценность данной работы заключается так же в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшей разработке ряда вопросов по истории, практике и методике преподавания шрифта.
Результаты исследования могут стать основой для подготовки различных методических, дидактических и наглядных пособий для учителей ИЗО, использовать в подготовке научных сообщений и докладов в школах, художественных училищах, в практике подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических средних и высших учебных заведениях.
Результаты исследования получили практическое применение в работе курсов повышения квалификации учителей ИЗО в Волгоградском государственном педагогическом университете
Достоверность исследования подтверждается опорой на научные достижения в области педагогики, психологии, искусствоведения, участием автора в опытно-экспериментальной работе, объективным анализом учебных и творческих заданий, художественных работ студентов в материале, сопоставлением исходных и конечных результатов исследования.
Достоверность исследования обеспечивается ориентацией на строго концептуальную методологию подхода к обозначенной теме; на выводы педагогической теории, нашедшие свое подтверждение в практике; на опытно - экспериментальные работы последнего времени других и личный опыт автора, как преподавателя в школах и вузах страны и как художника — графика непосредственно.
На защиту выносятся следующие положения: разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная целостная методическая система развития творческих способностей студентов на основе использования средств художественно - образной выразительности шрифтов; исследование теоретических положений, способствующих наиболее яркому развитию творческих способностей, расширению кругозора и художественно — образного мышления студентов в ходе обучения и преподавания художественного шрифта; специфика методов проведения практических занятий, активно влияющих на создание эмоционально — творческой атмосферы; выработку мировоззренческих установок, способствующих не только росту профессионального мастерства, но и формированию человека, способного созидать по меркам добра и красоты; вопросы эффективности найденных автором подходов к решению поставленной задачи и предлагаемых им методах обучения художественному шрифту. методика использования средств художественно-образной выразительности шрифтов на занятиях по шрифту. Качественно-количественные критерии оценки данного вида деятельности, характеризующие: а) отношение студентов к заданию, включающее наблюдения за их поведением, проявлением волевых качеств, эмоций; б) уровень выполнения задания, где оцениваются грамотность, выразительность, техническое мастерство и качество работы; в) образную выразительность работ, оригинальность замысла, эстетический вкус, раскрывающий уровень проявления творчества у студентов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания курса « Искусство шрифта» на отделении «Графика» Украинского полиграфического института им. Ивана Федорова (1979-1993), на факультете искусств Волгоградского государственного педагогического университета, факультете искусств Волгоградского государственного института искусств и культуры, в Волгоградском муниципальном институте им. Серебрякова (с1994г.), Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института, факультете повышения квалификации учителей, средней школе №49 г. Волгограда. Экспериментом охвачено более тысячи человек.
Материалы диссертации апробированы в книгах, статьях, докладах и сообщениях по теме исследования и получили одобрение на методических семинарах и научных конференциях /1980-2000г. г/, на заседаниях отделения культуры Международной Академии наук педагогического образования (Москва, 1999-2002 гг.).
Проблемы исследуемой темы изложены в семи учебных пособиях автора, значительные из которых «Производственная графика» /Л. 1983 г./, «Рукописный шрифт» /Л. 1986/, «Искусство рукописного шрифта» /М. 1991/. В издании «Шрифт и образ» /М. 1993/, монография «Художественно-образная выразительность шрифтов» /Волгоград 2000/, общим объемом более 70 печатных листов.
Материалы диссертации нашли свое применение в научно-исследовательской работе кафедры оформления и иллюстрации книги Украинского полиграфического института им. Ивана
Федорова по созданию трех шрифтов для наборно-печатных автоматов по заказу Кировоградского производственного объединения «Пишмаш» в 1988-1990г. г.
Под руководством автора было создано три шрифта для наборно-печатающих автоматов, два из которых получили авторские свидетельства на промышленный образец и все, три внедрены в производство.
Материалы диссертации использованы автором при оформлении им книг в различных издательствах, а так же при руководстве курсовым и дипломным проектированием художников-графиков (1979-1993г. г.) и учителей изобразительного искусства (с 1994г.).
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Выводы к III главе:
На основе теоретического анализа выявлено место и роль обучения шрифту, направленного на развитие творческих способностей студентов художественно - графических факультетов;
Разработаны педагогические условия, способствующие формированию творческой активности: моделирование художественно - творческих задач разного типа в процессе обучения; создание проблемных ситуаций в решении совокупности художественно - творческих задач; интеграция разных видов художественного творчества, в разнообразных формах индивидуальных и коллективных работах; создание условий для участия студентов в организации художественно — эстетической среды вуза и школ;
Разработана методика обучения шрифтовому искусству как важного и составного компонентов преемственной системы художественного образования и эстетического воспитания;
Разработана научно обоснованная система обучения шрифту, в которой главными системообразующими компонентами являются содержание, формы и методы комплексного преподавания;
Разработана методическая основа обучения практике, направленная на развитие и формирование интеллектуального потенциала, творческой индивидуальности студента, профессионально - педагогических качеств будущего учителя;
- Проведена экспериментальная апробация комплексной системы преподавания шрифта студентам педагогических вузов. Эффективность внедрения разработанной методики обучения подтверждена результатами проведенного эксперимента.
- Творческие способности студентов в шрифте представляют собой сложную структуру и входят в комплекс специальных способностей учителя изобразительного искусства.
- Развиваясь на основе природных задатков, способности к шрифтовой деятельности существуют в единстве и функциональной связи, совершенствуется во время творческой деятельности.
- Активизация художественно - образного восприятия на занятиях шрифтом основана на развитии специфических особенностей восприятия в тесной связи с целостно - ориентируемой деятельностью сознания во время работы над шрифтом.
- Художественное восприятие и образное мышление с уровнем эмоциональной активности и индивидуально - типологическими особенностями личности.
- Педагогическое руководство процессами развития творческих способностей заключается в создании эстетической потребности, заинтересованного отношения к обучению шрифту, в организации внимания студентов.
- Обязательным условием развития творческих способностей студентов является грамотно поставленная учебная задача каждого задания.
Заключение
Обучение искусству шрифта студентов художественно-графических факультетов является важной составной частью их профессиональной подготовки, так как способствует развитию общего кругозора, художественного вкуса, практических навыков работы с различными материалами, способности к художественному восприятию произведений шрифтового искусства и творческой деятельности - качеств, необходимых будущему художнику-педагогу.
Богатство условных форм шрифтового искусства связано с тем, что они несут опыт зрительно-эмоционального освоения мира человеком. Благодаря ассоциациям, это содержание приобретает многосторонность и глубину. При этом большое значение имеет способность человека домысливать, дорисовывать видимое. Этот процесс заключается в том, »гго изображение пробуждает в сознании у зрителя чувства и мысли, источник которых не изображен непосредственно. Такое восприятие, способное увидеть утилитарно -художественный смысл произведения достигается только систематическим и целенаправленным воспитанием.
Подготовка высококвалифицированных учителей изобразительного искусства для общеобразовательной школы носит комплексный характер. Одним из главных слагаемых этой подготовки является художественное образование учителя. Сюда входят не только обучение рисунку, живописи, скульптуре, но и декоративно -прикладному искусству.
Исходя из главной цели - подготовки учителя для общеобразовательной школы, обучение искусству шрифта на художественно - графических факультетах должно быть разносторонним и глубоким. Такое обучение не может ограничиваться только привитием студентам практических навыков работы с материалами. Составной частью системы обучения студентов должны являться теоретическая и методическая подготовка. Только в таком комплексе у студентов формируются знания, умения, навыки и качества, необходимые в работе с детьми: способность к творческой деятельности, общий кругозор, художественный вкус, практические навыки работы с различными материалами.
Проведенное в связи с этим исследование позволяет сделать следующие выводы: искусство шрифта является неотъемлемой частью культуры народов. Оно, как и архитектура имеет двойственную природу: является частью материальной культуры и представляет элемент духовной культуры. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным пониманием, а следовательно, и оказывающим большое влияние на развитие художественного вкуса народа. Искусство шрифта постоянно воздействует на человека и в определенной мере влияет на формирование стиля эпохи.
В работе автором исследованы пути и формы совершенствования подготовки на художественно - графических факультетах в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к специалистам для школ.
Определенно, что разностороннюю и глубокую подготовку студентов может обеспечить система обучения, складывающаяся из следующих основных сторон: а) теоретической подготовки, б) практической подготовки, в) методической подготовки.
С учетом комплексного характера профессиональной подготовки на факультетах, установлено, что времени, отведенного для изучения вполне достаточно для подготовки высококвалифицированных специалистов при условии взаимодействия всех предметов художественного цикла и интенсивности процесса обучения. Как пример в диссертации разработаны основы теоретического курса этого учебного предмета. В его содержание включены важнейшие сведения по теории и практике художественно- образной выразительности, об основных композиционных закономерностях, выработанных историческим развитием культуры народов, специфических особенностях восприятия шрифта.
Экспериментально определены основные виды практических занятий курса искусства шрифта и разработана методика их проведения занятий по изучению шрифтов и шрифтовых работ, имеющей целью, наряду с развитием навыков профессионального владения, максимального использования эмоциональных возможностей шрифтов для развития образного мышления студентов.
Современные задачи воспитания и художественного образования учащихся требуют от художника - педагога серьезной разносторонней профессиональной подготовки.
Изучение истории и практики шрифтового искусства, наряду с обучением рисунку, живописи и скульптуре, составляет важную и необходимую часть этой подготовки. Значение владения учителем основами искусства шрифта обусловлено, прежде всего, особой ролью различных видов искусства для развития эстетического вкуса школьников. Для качественного решения этой задачи школьному учителю изобразительного искусства необходим достаточно широкий диапазон знаний и навыков в области шрифта. Эти знания и навыки должны быть связаны с содержанием школьной программы и превышать их по объему и глубине изучения, так как учитель должен знать и уметь больше для того, чтобы учить других.
- Кроме того, обучение искусству шрифта способствует формированию художественного вкуса и творческому развитию самого учителя. Знание специфики, закономерностей и средств искусства шрифта (имеющих характер общих закономерностей композиции), помогает лучше усвоить другие учебные предметы художественного цикла.
- В работе по совершенствованию методов обучения искусству шрифта на художественно - графических факультетах нельзя обойти завершавший этап обучения - выполнение дипломных работ. Повышение удельного веса дипломных работ по шрифтовому искусству, наблюдающееся в последние годы на факультете искусства ВГПУ, следствием усиления внимания к профессиональной подготовке по этому виду искусства. В практике дипломного проектирования определилось несколько групп дипломных работ: а) Дипломные работы учебно -методического характера, в которых разрабатываются вопросы организации, содержания, методов проведения занятий и использования различных материалов шрифтового искусства во внеклассной работе. б) Дипломные работы, выполненные в определенном материале и технике, и являющиеся произведением искусства шрифта.
Материал изложенный и проиллюстрированный в исследовании, показывает, что разработанные нами содержание и технология обучения шрифту студентов эффективны и являются для них стимулом дальнейшей самостоятельной художественной и творческой деятельности. Все представленные образцы работ раскрывают содержание практической работы преподавателя и обучающихся на примерах разных видов и типов шрифтовых работ и материалами в различных аспектах шрифтового искусства.
Проведенное исследование не исчерпывает всех проблем обучения шрифтовому искусству. В перспективе возможно создание на основе экспериментальной программы новых вариантов программ курсов обучения с более расширенным и углубленным содержанием. Дальнейшей задачей является поиски возможностей применения результатов исследования в процессе обучения шрифтовому искусству детей в детской художественной школе.
Исследование показало необходимость реализации выделенных и обоснованных в нем условий развития художественно - творческой активности на занятиях по шрифту в тесной взаимосвязи между собой, с другими дисциплинами художественного цикла и различными формами организации учебной деятельности.
В исследовании экспериментально проверена и доказана эффективность новой методики обучения шрифтовому искусству, опирающейся на разработанные в ходе исследования педагогические условия формирования художественно - творческой активности студентов.
С опорой на результаты опытно - экспериментальной работы, на данные научно - теоретического анализа в процессе исследования были разработаны методические рекомендации, способствующие развитию художественно - творческой активности студентов педагогических вузов на занятиях по изучению шрифтов.
Таким образом, в проведенном исследовании решены все поставленные задачи, оправдалась разработанная гипотеза.
Список литературы диссертации автор научной работы: доктора педагогических наук, Таранов, Николай Николаевич, Волгоград
1. Абдулаев С.Ф. Восточная миниатюра в системе высшего художественно - педагогического образования (история, теория и методика): Автореф. Дис. Доктора пед. наук.-М., 1996.-34 с.
2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., Изд-во Политич. лит-ры, 1985. 123 с.
3. Адамов Е. Б., Кричевский В. Г. Оформление справочных изданий. М., 1981.-110 с.
4. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия. Изд е 2 - ое, испр. Доп. -М.: Сов. Художник, 1986. - 326 с.
5. Активизация процессов развития и творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: Сб. научн. Тр. М., Прометей, 1994. - 199 с.
6. Активизация познавательно творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства: Сб. науч. тр. - М.: НИИ школ МП РСФСР, 1975. - 164 с.
7. Аагостон Ж Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. -М., Мир, 1982. 181 с.
8. Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства. М., 1973.
9. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства.: Дис. докт. Пед. наук: М., 1993 32 с.
10. Ю.Аазаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., Просвещение, 1985. -448 с.
11. Н.Альбертни Леон Батист. Десять книг о зодчестве. В двух томах. Под общей ред. А.Г. Габричевского. - М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1937, том 2. - 790 с.
12. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобр. иск-во, 1974. - 158 с. 1 З.Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Наука, 1970. - 486 с.
13. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.// Изобр. псих, труды. -М.: Наука, 1980. -т.1. -169 с.
15. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 486 с.
16. Ананьев Б.Г., Дворяшин М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 334 с.
17. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей. М., 1964. 304 с. с черт.
18. Анисимов Н.Н. Экспериментальное исследование формирования представлений школьников средствами технического рисования. -Дис. Канд. наук. М., 1969,407 с. ил.
19. Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии /Сб. Художественное творчество. JL; Наука, 1983. - с. 259 - 262.
20. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII в.в. /сост. С.Д. Бабишин, Б.Н.Матюров. - М.: Педагогика, 1985. - 369 с.
21. Антология педагогической мысли России XVIII в. /сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
22. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -нач. XX в.в./сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
23. Арана Л. Восприятие как вероятностный процесс.- «Вопросы психологии», М.,1961, №5. С. 47-622 5.Архангкльский С И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М.: Наука, 1975.-92 с.
24. Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Пер. В.Н. Самохина. М: Наука. 1974. - 68 с.
25. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб. метод, пособие. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
26. Архейн Р. Новые очеркипо психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. 352 с.
27. Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте: из раскопок. М., 1953. 68 с.
28. Артюшин Л.Ф. Цветоведение. М.: Книга, 1982. - 200 с.31 .Асмолов А.Г. Деятельность и уствновка. М.: МГУ, 1979. - 150 с.
29. Астахов И.Б. Эстетика. М.: Московский рабочий, 1971.- 440.С.
30. Атанасов П. Начало на бъдгарското книгопечатане. София, 1959.
31. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Пер. с анг. -М.: 1980-528 с.
32. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. М.: Наука, 1982. - 220 с.
33. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
34. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
35. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
36. Бакушкинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. Художник. 1981.-348 с.ил.
37. Баренбаум И. Е. История книги. М., 1984. 247 с.
38. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. Л., 1989 191с.
39. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок,живопись, композиция. Уч. пособие для студентов пед. инст. По спец. №2109 — «Черчение, рисование и труд». 2-ое изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1981. - 239с.
40. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память./ Собрание сочинений в 4 х томах. Т.1. Пер. с франц. - М: Московский клуб, 1992. - 336 с.
41. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
42. Блонский П.П. Память и мышление. /Избранные психологические произведения./ М.-Л.: Соц -ЭКГИЗ, 1935. - 214 с.
43. Богачева М.И. Формирование творческой индивидуальности художника (эстетико психологический аспект.) - Дис. Канд. филосов. Наук-М., 1972. -165 с.
44. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. Дис. Док. Наук. - М., 1992. - 380 с.
45. Богоявленская Д.Б. диагностике художественного творчества /Сб. Художественное искусство. Л.: Наука,1983.- с220-224.
46. Бодлер Шарль. Об искусстве / Пер. с франц. Н.Столяровой и Л.Лимман. М.: Искусство, 1986. - 422 с.
47. Бойцов М.И. Некоторые вопросы преподавания графической грамоты. «Школа и производство», 1966, №8. С.57-58.
48. Болдарев Н.И„ Гончаров Н.К., Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика. М., 1968. 526 с.
49. Ботвинников А. Д. Методы исследования в частных дидактиках (на примере черчения). Рекомендации и материалы к исследовательской работе. М., 1964. 112 с.
50. Ботвинников А.Д. Графическая деятельность. Автореф. М., 1968. -55 с.
51. Ботвинников А.Д. О готовности учащихся VI класааов к графической деятельности «Школа и производство», 1969, №1. С. 48-52.
52. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (логико -психологический анализ). М.-Л.: Искусство, 1979. -230 с.
53. Буравцев Н.В., Владимиров Г.А, Ольховский Д.А. Черчение. Пособие для студентов педагогических институтов. М., 1960. 389 с.
54. Буткевич О.В. Красота: Природа, сущность, формы. J1. Художник РСФСР, 1979.-438 с.
55. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI -XVII века. М.: Мысль, 1992. - 637 е., ил.
56. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1982. - 128 с.
57. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве. М.,Искусство, 1980. - 265 е., ил.
58. Валери П. Об искусстве: Сборник. Пер. с франц. 2-ое изд. М.: Искусство, 1993. - 507 с.
59. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка /Очерки. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 295 с, ил.
60. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. М.: Изобразит. Искусство, 1983. - 440 с.
61. Варский Б.В, Гузева М.А. Зависимость пространственных порогов видения от информационного содержания контура плоской фигуры. -«Вопросы психологии», 1962. №2.с. 101-114.
62. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Из-тво МГУ, 1980. - 192 с.
63. Венгер А.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. -332 с.
64. Венгер А.А., Пилюгин Э.Г. Венгер А.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
65. Вернадский Б.Р. Философия мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. - 438с.
66. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -2-ое изд., испр. и доп. М., Изобр. искусство, 1985. - 288с.
67. Виноградов В.Н. Внеклассная работа по черчению в школе. М., 1965. 136 с.
68. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 120 с.
69. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. М., 1988. 312 с.
70. Владимиров Я.В., Хомская Е.Д. фотоэлектрический метод регистрации движений глаз при рассматривании объектов. -«Вопросы психологии», 1962, №5.с. 91-94.
71. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихмя/ Под ред. И.С.Якиманской: НИИ общей и пед. психологии АПН СССр. М.: Педагогика, 1969. - 224 с.
72. Волков Б.С. Структура урока и работоспособность учащихся. -«Советская педагогика», 1963, №5.с. 128-132.
73. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 506 с.
74. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. B.JL Ленина, 1988.- 184 с.
75. Воронова О. П. Виталий Волович. Книжная графика. М., 1973.
76. Воробей Ю.Л. Диалектика художественного творчества. М,:Изд-воМГУ, 1983.-197 с.
77. Восприятие и деятельность. / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: МГУ, 1976.-320 с.
78. Всесвятский Б.В. Общая методика биологии. М., 1960.
79. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-ое изд. - М: Искусство, 1968. - 576 с.
80. Ганзин В.А. Восприятие целостных объектов. Л.: Из-во ЛГУ, 1974.-152с., ил.
81. Гачев Г.Л. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М.: Искусство, 1972, - 4.1. -200с.
82. Гегель В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1972. - 676 с.
83. Гегель Г. Лекции по эстетике. // Собр. Соч.: В 14 т. Т. 14 / Перевод П.С. Попова. М.: Соцэкгиз, 1958. - 440с.
84. Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. 366 с.
85. Гельмгольц Г.Ф. О восприятии вообще. В кн. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М.: МГУ, 1975. - с. 1-87
86. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.: Учебная литература, 1998.-203 с.
87. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. - 623с.
88. Гете И.В. Собр. Соч.: В 10 т, М.: Художественная литература, 1980.-Т.10.-511 с.
89. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию / Перевод И.И. Канаева. М., 1957. - 250 с.
90. Гиленсон П. Г. Справочник художественного и технического редактора. М., 1988. 527 с.
91. Гиппенрейтер Ю.Б., Уразаева В.А. Исследование движений глаз при решении метрических задач. «Вопросы психологии». 1963. №6. С. 76-84.
92. Глазычев В.Л. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. — М.: Сов. Художник, 1989. -416с., ил.
93. Глейзер Г.Д. Методы формирования и развития пространственных представлений взрослых в процессе обучения геометрии в школе. Автореф. Дис. Пед. наук. М., 1984. — 33 с.
94. Голу бе ва Э.А. Индивидуальные особенности памяти: (Психологические исследование). М.: Педагогика, 1980. - 150с.
95. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. -М.: Педагогика, 1986.- 128с.
96. Гончарова Н. А. Композиция и архитектоника книги. М., 1977.-96 с.
97. Гордон В.О., Старожилец Е.Г. Почему так чертят. М. 1972. -170 с.
98. Грановская P.M., Ганзер В.А. О роли моторного звена зрительной системы при опознании объекта по внешнему контуру. — «Вопросы психологии», 1965, №1. с. 66-82.
99. Громов Е.С. Мировоззрение, мастерство, поиск в творчестве художника. —М., Сов. Художник, 1964.-22 с.
100. Громов Е.С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1986.-239с.
101. Громов Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970.-253 с.
102. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.,: Просвещение, 1983 144 с.
103. Грегори P.JI. Разумный глаз / Пер. А.И. Когана. М.: Наука, 1972.-92 с.
104. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 423 с.
105. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1989. - 96 с.
106. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. Работы разных лет. М.: Сов. Художник, 1984. - 271с, ил.
107. Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно гуманитарная парадигма. Волгоград. 1996.-185 с.
108. Даниэль С.Н. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 221с.
109. Демидов В.И. Как мы видим то, что видим. М.: Наука, 1979. — 136 с.
110. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся: Дис. кан. пед. наук. Волгоград. 1996. 195 с.
111. Джилл Р.У. Рисование пером и тушью. Пер. с анг. М.: Высшая школа, 1983.- 344с., ил.
112. Джирарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.-191с.
113. Дирингер Д. Алфавит. М., 1963. 656 с.
114. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. JI,-M.: Искусство, 1957. В 2 -х т. Т.1. - 226с, ил.; Т.2 - 253 е., ил.
115. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
116. Евдокимов Н.С. Реальность и воплрщение. М.: Сов. Россия, 1976.-71с.
117. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. -227с.
118. Есипов Б.П. Самообразовательная работа учащихся на уроках. М., 1961.-239 с.
119. Жиделев М.А., Леднев B.C. Вопросы политехнического образования на современном этапе. "Советская педагогика", 1972, №1. С. 122-130.
120. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982 160 с.
121. Закин P.M. На пути к творчеству.-Л.: Художник РСФСР, 1971. -226с., ил.
122. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждения личности. М., 1994. 144 с.
123. Занков Л.В. О предметах и методах дидактических исследований. М., 1962. 148 с.
124. Запаско А. П. Художественное наследие Ивана Федорова. Львов, 1973.-378 с.
125. Зернова А. С. Начало книгопечатания в Москве и на Украине. М., 1947.-104 с.
126. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образа. -"Вопросы психологии", 1958, №5.с. 63-76.
127. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учеб.пособие. Ростов -на -Дону: РГПИ, 1987,-68с.
128. Зинченко В.П., Велечковский Б.М, Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., Из-во МГУ, 1980.- 271с.
129. Зинченко В.П., Вучетич Г.Г., Гордон В.М . Порождение образа . В кн.6 Искусство и научно - технический прогресс. - М., 1973.- с.429 -461.
130. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: Учебн. Пособие. Ростов -на -Дону.: РГПИ, 1980. - 52с.
131. Знаменский М.Е. Геометрические фигуры в технических фермах. М., 1960.- 158 с.
132. Зубов В.Г. Научно техническая революция и школа. -"Советская педагогика", 1971, №5.с. 54-62.
133. Зубов В.Г. О современных проблемах политехнической школы. -= "Советская педагогика", 1972, №8. С. 14-32.
134. Зыкова. Очерки психологии усвоения начальных геометрических знаний. Пособие для учителей. М., 1955. 164 с.
135. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображение: Учеб.метод. пос. JI.: ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, 1974. - 149с.
136. Игнатьав Е.И. Теретические вопросы исследования процесса рисования по представлению.-В кн. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа.: Сб. научн. Тр. М.: АПН РСФСР, 1954. - с. 5-58.
137. Игнатьев В.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. В кн. :Психология рисунка Введение в историческое изучение искусства. -2-ое изд., испр. И доп. - М., Изобра. Искусство, 1985. - 288с.
138. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968.-32с.
139. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования.-Известия АПН РСФСР, м., 1950, вып. 24, -с.71 -116.
140. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223 с.
141. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1963. 179 с.
142. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. М., 1965. 599 с.
143. Кабанова Меллер Е.Н. Приемы учебной работы и их классификация. - "Советская педагогика", 1975, №2. - с.41-48.
144. Кабанова Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. - 376 с.
145. Кабанова Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. - 288 с.
146. Каган М.С. Морфология искусства. Л.:Искусство, 1972.- 439с.
147. Кандинский В.О. О духовном в искусстве. М.: Из-во «Архимед», 1992. - 107с.
148. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно графических факультетов в графической деятельности.: Автореф. Дис. Док. Наук. - М.: 1994.-35с.
149. Кацпржак Е. И. История книги. М., 1964. 422 с.
150. Киселева Л. И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978. 143 с.
151. Кликушин Г.Ф. Декоративные шрифты для художественно-оформительских работ : Альбом. — Минск : Полымя, 1987.-287с.
152. Корчажинская В.И., Попова JI.T. Мозг и пространственное восприятие/ Односторонняя пространственная агозия. М.: Из-во МГУ, 1977.-87с.
153. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. -М.: МГУ, 1979. -144с.
154. Кравков С В. Глаз и его работа. М Л., 1050.
155. Крамской И.Н. Об искусстве. М.: Изобразительное искусство. 1060. -168с.
156. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968. -431 с.
157. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. 2 — ое изд., испр. И доп. - М.: Изобразительное искусство. 1989.-224с.
158. Кузин В.с. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. - 207 е.: ил.
159. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение. 1971,- 144с.
160. Кузин B.C. О развитии технического мышления на уроках рисования. «Школа и производство», 1965, №2.с. 56-58.
161. Кузин B.C. Психология. 4-ое изд. - М.: Агар, 1998. - 256 е.: ил.
162. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. -М.: Просвещение. 1969. -100с.
163. Кузин B.C. Психология /Под ред Б.Ю.Ломова. Учебник. 2 -ое изд. перар. И доп.-М.: Высшая школа. 1982.-256с.
164. Лебедко В.К. Представление о пространстве и искусство. М.: Прометей. 1992.-198с.
165. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника педагога: Дис. Док. Пед.наук - М.:1994,- 410с.
166. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В2т. М., 1983. Т.1.-391 е., Т.2.-318 с.
167. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. /Под ред. Ун-та. 1993.-304с.
168. Леонтьева И.Я. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - 1983.-404 с.
169. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Педагогика. 1981.-186с.
170. Леушина Л И. Зрительное пространственное восприятие.-Л.: Наука. 1978.-175с.
171. Лилов А. Воображение т творчество. — София, наука и искусство, 1986. 198с.
172. Лилов А. Природа художественного творчества.-М.: Искусство. 1981.-479с.
173. Логвнненко А.Д. Зрительное восприятие пространства.- М.: МГУ. 1981.-224с.
174. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984. - 44 с.
175. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения.-В кн.: Проблемы восприятия пространства и пространственные представления.-М. 1961. С. 185-191.
176. Лосев А.Ф. , Шестакова В.П. История эстетических категорий,-М.: Искусство. 1965. 347 с.
177. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.-М.: Искусство. 1976.-366с.
178. Майер Г. Психология эмоционального мышления /Сб. Хрестоматия по общей психологии.- М.: МГУ. 1981.123 -130 с.
179. Маловичко B.C. К вопросу о социальной прирлде творчества /СБ. Социальное творчество и личность. -М.: Просвещение. 1985. -с.147-181.
180. Маслова Г.Г. Методика обучения решения задач на построение. М., 1961.-452 с.
181. Матгов В.В. Образ, знак, условность. М.: Высшая школа. 1980 -156с.
182. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. -№4.-с5-17.
183. Машбиц Е.А. и др. Диалог в обучающей системе. Киев. 1989. -184 с.
184. Машбиц Е.И. Психолого педагогические прооблемы компьютеризации обучения. М. 1988. - 192 с.
185. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учб. Пособие для студентов ХГФ пед. инст. М.: Просвещение. 11986.-159с.
186. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие Под ред. Т.С. Кокаровой. 2-ое изд. дораб. -М.: Просвещение. 1985. -271 е.: ил.
187. Мейлах Б.С. Процесс творческого и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы/ Предисл. Б.Кедрова.-М.: Искусство. 1985.-318с.
188. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминов. Л.: Изд-во ЛГУ. 1980. - 172 с.
189. Мудрик А.В. введение в социальную педагогику. Ин-т прак. * Психологии. М., 1997. 368 с.
190. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение. 1981321с.
191. Неменский Б.М. Эмоционально образное познание в развитии человека.// Вопросы психологии. №3. 1991.-с.9-16.
192. Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве. М., 1964.-403 с.
193. Ннифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. -М.: МГУ. 1972.-155с
194. Новиков A.M. Научно экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении. М., 1998. - 134 с.
195. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работы. М.: Просвещение, 1972. - 79 с.
196. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. — М.:1. Высшая школа. 1975. 224с.
197. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. (Советы художника). -М.: Сов. Художник. 1966.- 104с. t> 201. Павлов И.П. Исследование высшей нервной деятельности.- М.:
198. Л.: АН СССР, т.З, кн. 1. 1951.-392с.
199. Пахомов В. В. Книжное искусство. Кн. 1. М., 1961. 423 с.
200. Петров Водкин К.С. Наука видеть. - В кн. Сов. Искусствознание, вып. 27 / Сб. художник. 1991. - с. 449 - 471.
201. Петров С.Г. Тайны творчества. М.: Искусство. 1964,- 128с.
202. Петрова Т.Д. Критерии оценки изобразительной деятельности к школьников. Сов. Педагогика. №2. 1991. 328с.
203. Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание. 1978,- 36с.
204. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.,1991,- 192 с.
205. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972.- 246с.
206. Пойа Д. Как решить задачу. М., 1961.-207 с.
207. Поливанова К.Н. Содержание подросткового возраста. Вопр. психологии. 1993. -с.33.
208. Полонский В.П. Сознание и творчество.- Л.: Изд. СП, 1934.-211с.
209. Пономарева Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат. 1967.-# 256с.
210. Пономарева Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.- 280 с.
211. Претге М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. / Курс * художественного воспитания.- М.: Сов. Художник. 1981.- 113 с. ил.w 215. Проблема потребностей в этике и эстетике.- JI.: 1976.-172 с.
212. Проблемы теории и методики преподавания художественно -графических дисциплин: Сб. научн. Тр. Уфа. Изд. БГПИ. 1984.-118с.
213. Профессиональная подготовка учителя изобразительного искусства: Межвуз. Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону: РГПИ. 1988.- 128с.
214. Психологические исследования творческой деятельности / отв. Ред. А.К. Тихомиров.- М.: Наука. 1975,- 253с., ил.
215. Психологические исследования творческой деятельности./ Отв. Ред. ОК. Тихомиров.-М.: Наука. 1975 256с.
216. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский и др . -М.: Педагогика, 1987. 254 с.
217. Психология процессов художественного творчества. / Ред. Кол.
218. Отв. Ред. B.C. Мейлах и Н.А. Хренов.- JL: Наука. 1980.-284 с.
219. Психология решения учащимися производственно -технических задач. М., 1965. 255 с.
220. Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителя изобразительного искусства / Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В.И.Ленина. 1985. -133с.
221. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. Сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В.И. Ленина 1982.-173с.
222. Развитие творческих способностей у студентов и учащихся на щ занятиях изобразительным искусством: Межвузовский сб. науч. тр.
223. Рстов- на-Дону: РГПИ. 1986 -163с.
224. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.-М.: Мысль.1969.- 109с.
225. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.-487 с.
226. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер. с польск. М.: Прогресс. 1979.- 392с.1 229. Рейсер С. А. Русская палеография нового времени. М., 1982. 136 с.
227. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Общ. ред. Е.И. Исениной. М, 1994. 480 с. > # 231. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательногопроцесса в школе. М., 2000. 256 с.
228. Розанов В.В. Сумерки просвещения./ Сост. В.Н. Щербаковым.-М.: Педагогика. 1990.-624с.
229. Розов СВ. Курс черчения. М, 1974. 312 с. ^ 234. Рок И. Введение в зрительное восприятие. В.2-х томах.- М.:
230. N Педагогика. 1980,- Т.1 309., Т.2 - 279с., ил.
231. Романовский И. С. Книга и жизнь. М., 1950. 388 с.
232. Российская педагогическая энциклопедия. /Под ред. В.В. Давыдова, М.:»Болыная российская энциклопедия», 1993. Т.1. 608 с.
233. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. Т.2 672 с.
234. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебн. Для студентов ХГФ пед. инст. 2 -ое изд. доп. И перераб. - М.: Просвещение. 1984.-241с.
235. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка Уч. пос. для студентов пед инст. По спец. 3 2109 « Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение.ю 1981.-192с., ил.
236. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительногоискусства в школе:Уч. пос. для студентов пед инст. . 2 ое изд. доп. И перераб. - М.: Просвещение. 1980. - 239с., ил.
237. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих D способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987. - 176с: ил.
238. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М., 1976. 704 с.
239. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии.- М.: Мз во АН СССР. 1959. - 354с., серт.
240. Румянцева Л.И. К характеристике пространственных представлений у школьников IV V классов. - В кн.: Вопросыщ психологии обучения труду. М, 1962. 432 с.
241. Рывчин В. И. О художественном конструировании учебников. М., 1980,- 128 с.
242. Рывчин В. И. Техническое редактирование. М., 1977. 248 с.
243. Савостьянов Е.И. единство познания и творчества в искусстве.-М.: Изобр. Искусство. 1977,- 312сч.
244. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопросы методологии Ф и критики.- М.: Мысль. 1985.-208с.
245. Сапего И.Г. Предмет и форма. Рль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы.- М.: Сов. Художник. 1984. 304с., ил.т
246. Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1979. 124 с.
247. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи (Опыт соц.- эст. Изучения худ. потребностей студентов) -Киев. »Вища школа». 1977.-157с.
248. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики. Минск, 1978.
249. Сенсорные и сансомоторные процессы / Под ред. Б.Ф. Ломова М.: Педагогика. 1972.- 312 е., черт.
250. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград. 1994. 150 с.
251. Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951. -194 с.
252. Сидоров А. А. Книга и жизнь. М., 1972. 231 с.
253. Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма. Волгоград. 2000. 296 с.
254. Симонов В.М. Педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград. 1997.-71 с.
255. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно эмоциональные аспекты.- М.: Наука. 1975.- 175с., черт.
256. Симонов п.В. Мозг и творчество./ Вопросы философии, «11. 1992.-С. 3-25.
257. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций.-М: Наука. 1970.- 141с.,ил.
258. Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения», М.:Просвещение, 1971. 206 с.
259. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -206 с.
260. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
261. Сластенин М.Н. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
262. Смирнов С. И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., 1978. 144 с.
263. Соколов Е.Н. Вероятностная модель восприятия. «Вопросы психологии». 1960. №2. С. 61-73.
264. Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972. -170 с.
265. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966. 224 с.
266. Социологические и социально психологические аспекты изучения общих закономерностей функционирования искусства. - М.: Наука, 1983.-92 с.
267. Спиркина А.Г. Сознание и самосознание.- М. 1972.-247с.
268. Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. Минск. 1965 .с 254 с.
269. Столяр А.Д. Психология изобразительного искусства.- М.: Искусство. 1985.-298с., ил.
270. Страхов И.В. Психология воображения: Пособие для стед. Пед. инст. Саратов: СГУ. 1971. - 36с.
271. Таранов Н. Н. Искусство рукописного шрифта. М., Изд-во при МПИ 1996. -156 с.
272. Таранов Н. Н. Мистецтво рукописного шрифту. Киев, Изд-во УМ01993. — 154 с.
273. Таранов Н. Н. Производственная графика. Львов, Изд-во «Вища школа», 1983. 185 с.
274. Таранов Н. Н. Рукописный шрифт. Львов, Изд-во «Вища школа», 1986. 158 с.
275. Таранов Н. Н. Шрифт и образ. М., Изд-во «Мир книги» 1993. -146 с.
276. Таранов Н. Н., Иванов С. И. Основы учебного рисунка и производственной графики. Львов, Изд-во «СВ1Т»1992. 206 с.
277. Творческий процесс и художественное восприятие . М.: Наука. 1978.-278с„ ил.
278. Теория и практика педагогического эксперимента / Под. ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
279. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М., 1989. 318 с.
280. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избр. Труды в 2 -х томах. М.6 Педагогика. 1985,- Т.1 - 328с. Т.2 - 359с.
281. Тоотс В. К. Современный шрифт. М., 1965. 271 с.
282. Тихомиров А.К. Психология исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - 252 с.
283. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Из-во АН Груз. ССР. 1961. - 210с.
284. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. Под ред. М.М. Поташникова B.C. Лазарева. М., 1995. 454 с.
285. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука. 1992. - 251с.
286. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний / Отв. Ред. П.В. Симонов.- М.: Наука. 1972.- 136с., ил.
287. Филиппов В.Л. О технической рисовании в восьмилетней школе. «Школа и производство», 1962, №3. с.34-35
288. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. -М.: Прогресс. 1993.- 324с.
289. Формирование и развитие пространственных представлений учащихся. / Под ред. Н.Ф. Четверухина.- М.: Прсвещение.1964.- 155с., ил.
290. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений./ Сост. Науч. ред.авт.встеп. ст. М.Г. Ярошевский.-М.: Прсвещение. 1990. -448с.
291. Фресс П., Пиаж Ж. Экспериментальная психология: Выпуск 6. -М.: Прогресс. 1978,- 301с.
292. Фридман J1.M. и др. Изучение личности учащихся. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. 207 с.
293. Фридман Л.М. Психолого педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983. - 160 с.
294. Хогарт У. Анализ красоты. Пер. с англ. / Выступ. Ст. и примеч. М.П. Алексеева, 2 -ое изд., испр. И доп. Л.: Искусство 1987.- 254с.
295. Художественная культура: понятия и термины. М.: Знание. 1978.-208с.
296. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. Пер. с анг. М. Мир, 1990. 239с., ил.
297. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 150 с.
298. Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956. 616 с.
299. Четвертухин Н.Ф. Некоторые вопросы методики преподавания графики. «Политехническое образование», 1985, №7.
300. Чихольд Я. Облик книги. М., 1980. 245 с.
301. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в пед вузе. Курск: КГПИ. 1994,- 166с.
302. Шабанов Н.К. Формирование профессиональной направленности у студентов в процессе преподавания художественных дисциплин в пед вузе. Автореф. Дис. Док. Пед. наук. -М.: 1995.-31с.
303. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций. М.: Сройиздат. 1986.-200с.
304. Шемякин Ф.Н. О связи пространственных представлений с восприятием. Сб. Проблемы восприятия пространства и времени./ Под ред. Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева/. Л., 1961. - С.81-89.
305. Шилешко Е.Е. О влиянии приемов анализа объемной формы фигур на характер их группирования. В кн.: Материалы научного совещания по проблеме восприятия пространства и пространственных представлений. Л., 1959. - 356 с.
306. Шицгал А. Г. Рисунок шрифта и его применение в книге // Книга, М. 1962.-156 с.
307. Шицгал А. Г. Русский рисованный книжный шрифт советских художников. М., 1953. 175 с.
308. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт. М., 1974. 203 с.
309. Шицгал А. Г. Шрифт и орнамент. М., 1954. 36 с.
310. Шицгал А. Г. Шрифты французской книги // Полиграфическое производство, 1956. 34 с.
311. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1991. 234 с.
312. Шматов В. Ф. Современная белорусская графика. Минск, 1979. -156 с.
313. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение. 1977. 109 с
314. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебн. Пособие для студ. Пед инст. По спец. № 2109 « Черчение, рисование и труд». М.6 Просвещение. 1979. - 303с. ил.
315. Шорохов Е.В. Композиции: Учеб. для студентов худож. Граф. Фак. Пед. ин-тов 2-ое изд. - М., Просвещение 1986. - 207 е.: ил.
316. Штульман Э.А. Функции методов педагогического исследования. Педагогика. 1986. №3. С.46-51.
317. Щедровицкий Е.П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. М., 1966. 245 с.
318. Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1999.- 270 е.
319. Щицгал А. Г. Русский гражданский шрифт (1708—1958). М., 1959.-279 с.
320. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983. - 415 с.
321. Эргономика. «Труды ВНИИТЭ», вып. 1, М„ 1970.
322. Эстетика и пути творчества / Сб. статей. М.: Изобразмительное искусство. 1977. -288с.
323. Эстетика Ренесанса: Антология в 2 томах. - М.: Искусство. 1981. - Т.1 - 495с., ил.; Т.-2 - 639с., ил.
324. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
325. Ягодовская А.Г. От реальности а образу. М.: Сов. Художник. 1985.-183с.
326. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика. 1981. — 240с.
327. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство. 1971. - 48с.
328. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание. 1964. - 86с.
329. BuhlerCh. Hshychologie im leben unserer Zeit Munchen. S . 179.
330. Hlavsa O. Typographic V. 1. Praha, 1976.
331. Hlavsa O. Typographic V. 2. Praha, 1981.
332. Kapr A. Schriftkunst. Dresden, 1971.
333. Kapr A., Schiller W. Gestalt Funktion der Typografie. Leipzig. 1980.
334. Korger H. Schrift und Schreiben. Leipzig, 1981.
335. Kunze H. Werner klemkes gesammelte werke. Dresden, 1977.
336. Moravcik F. Metodika Tvorby. Bratislava, 1979.