автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Творческие сочинения на литературную тему в 5-8 классах
- Автор научной работы
- Старцева, Ирина Леонидовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Старцева, Ирина Леонидовна, 1998 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.
1.1. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.
1.2. ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТОДИКИ В ОСМЫСЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.>.
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ.
2.2. МЕСТО ТВОРЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ В СИСТЕМЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 5-8 КЛАССАХ.
2.3. ТИПЫ И ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМИ СОЧИНЕНИЯМИ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-8 КЛАССОВ ТВОРЧЕСКИМ СОЧИНЕНИЯМ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ.
3.1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
3.2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЯМИ С ОПОРОЙ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО.
3.3. РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЯМИ С ОПОРОЙ НА ТЕОРЕТИКО -ЛИТЕРАТУРНОЕ (ЫЕ) ПОНЯТИЕ(Я).
3.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМИ СОЧИНЕНИЯМИ С ОПОРОЙ НА НРАВСТВЕННОЕ(ЫЕ) ПОНЯТИЕ(Д).
3.5. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Творческие сочинения на литературную тему в 5-8 классах"
Одной из актуальных проблем методики преподавания литературы является проблема развития речи учащихся.
С момента своего зарождения методика литературы стремилась привить ученикам навыки грамотной устной и письменной речи.(30, 46, 71, 72,73, 74, 77, 94, 95,103).
Этим вопросом занимались ведущие дореволюционные ученые-методисты: Ф.И.Буслаев, В.Я.Стоюнин,В.П.Острогорский,Л.И.Поливанов;ученые XX века: М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, А.В.Миртов, Н.М.Соколов, Н.В.Колокольцев, К.Б.Бархин,А.А.Липаев, М.Т.Баранов. Вопросы развития речи поднимались как в общеметодических трудах Г.И.Беленького, Н.А.Демидовой, Н.И.Кудряшева, Т.Ф.Курдюмовой, М.РЛьвова, Н.Д.Молдавской, М.В.Черкезовой и др., так и в специальных исследованиях, В.Я.Коровиной, ТЛ.Ладыженской, С.А.Леонова, К.В.Мальцевой, В.Г.МаранцманаДС.Смелковой, П.А.Шевченко и др.
Учеными исследованы различные аспекты проблемы: дано толкование самому методическому термину «развитие речи учащихся», описаны особенности развития речи учащихся на уроках литературы, изучены мотивы речевой деятельности, предложены различные классификации упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи, определены типы и виды школьных сочинений с учетом жанровой специфики и.т.д. Несмотря на значительный вклад в изучение этого вопроса, на сегодняшний день он остается одним из самых злободневных. Это вызвано не только психологической сложностью процесса формирования устной и письменной речи школьников, но и особенностями общественной ситуации. Как замечают многие ученые, в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Так, резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи.
В этих условиях возникает необходимость поисков новых путей в решении поставленной проблемы. И один из этих путей -использование творческого потенциала личности школьника. Проблемы творчества, творческой деятельности всегда были объектами пристального внимания ученых разных областей знаний (Бехтерев В.М., Библер B.C., Брушлинский А.В., Ветлугина Н.А., Выготский JI.C., Левинсон-Лессинг Ф.Ю., Лезин Б.А.,Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. и др.).
Литература - учебный предмет, посредством которого в наибольшей степени можно достигнуть успехов в привитии школьникам навыков творческой деятельности, в развитии их творческого мышления, воображения, фантазии. Этому способствуют лучшие классические образцы художественных произведений, представленные в школьных программах, воспитывающие у учащихся эстетический вкус, формирующие читательские умения, развивающие духовную сферу личности. Предложенные тексты также являются своеобразными образцами для творчества самих учеников.
Приобщение к творческой деятельности с раннего возраста способствует всестороннему развитию личности, причем формы этой деятельности могут быть самыми разнообразными и осуществляться как через предметы точных наук, так и через занятия гуманитарного профиля. Еще итальянский писатель Д.Родари заметил: «Воображение ребенка, побуждаемое к придумыванию новых слов, потом применит тот же метод ко всем другим видам опыта, требующим творческого подхода. Сказки нужны математике так же, как математика нужна сказкам. Они нужны поэзии, музыке, утопии, политической борьбе.они нужны всякому цельному человеку, а не только фантазеру». (162, 177). й как неоспоримая истина звучат другие слова того же писателя: «. .мы будем развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как он есть, а преобразился». (162, 178).
Большую роль в привитии навьжов творческой деятельности играет сегодня школа.
Стремление к творчеству как у учителя, так и у учеников -неотъемлемая примета нашего времени. Это сказывается не только в использовании разновариативных программ по литературе, но и в желании найти новые, нестандартные формы уроков, разнообразить приемы работы с текстом художественного произведения, творчески организовать работу учеников ( метод малых групп, КТД(коллективное творческое дело), индивидуальные творческие задания и.т.д.). Использовать творческую деятельность на уроке литературы сегодня необходимо и при развитии речи учащихся, определяющую роль в этом процессе играют творческие сочинения на литературную тему.
В методике преподавания литературы вопрос о сочинениях такого рода рассмотрен недостаточно широко.
В связи с актуальностью поставленной в диссертации проблемы назрела необходимость исследовать теорию вопроса, который непосредственно будет связан с проблемой творческого мышления человека. Развитие творческого мышления является основой гуманизации знаний. Этот принцип в качестве ведущего выдвигает сегодня педагогика. Следовательно, используя возможности творческих сочинении, мы тем самым обогащаем духовный мир личности, углубляем знания по предмету, расширяем литературно-эстетический кругозор школьников. Возможности творческих сочинений на литературную тему разносторонне Мы ограничиваемся исследованием наиболее важных аспектов проблемы: определением содержания самого термина «творческие сочинения», установлением зависимости между уровнем развития творческого мышления и речевым развитием школьников, классификацией творческих сочинений на литературную тему, выявлением места этих сочинений в системе уроков развития речи, разработкой специфических упражнений при работе с творческими сочинениями, отработкой методики проведения каждого вида работ.
Данные вопросы исследуются на литературном материале, изучаемом в 5-8 классах, что также недостаточно изучено в методической науке.
Названные проблемы, не получившие адекватного решения и потому практически не внедренные в школьную практику, позволяют выдвинуть в качестве объекта диссертационного исследования процесс изучения литературы в 5-8 классах средней школы, а его предмета- творческие сочинения на литературную тему в контексте изучения литературы.
Гипотеза исследования. Обучение творческим сочинениям на литературную тему в процессе изучения литературы будет эффективным, если:
-этот вид письменной работы органично войдет в систему уроков развития речи;
-процесс обучения творческим сочинениям на литературную тему будет опираться на особенности развития творческого мышления, воображения, фантазии школьников, на особенности эмоциональной сферы личности учащихся с учетом природы самого художественного произведения;
-будут использованы в работе специфические особенности каждого вида творческих сочинений: с использованием слова писателя из художественного текста ( с опорой на художественное слово), с опорой на теоретико-литературные термины, нравственное(ые) понятие(я);
-будут разработаны специфические упражнения, стимулирующие самостоятельное создание учащимися творческих сочинений.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить методику обучения творческим сочинениям на литературную тему в 5-8 классах в соответствии со спецификой учебного предмета.
Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в диссертации: -с учетом трудов по философии, психологии, педагогике, дидактике, методике преподавания литературы и русского языка уточнить понятие о творческих сочинениях на литературную тему, установить взаимосвязь между развитием творческого мышления, воображения школьников и их речевым развитием.
-выдвинуть и научно обосновать классификацию творческих сочинений на литературную тему, определить место этого вида работ в системе уроков по развитию речи учащихся.
-разработать, обосновать и экспериментально проверить типы и виды упражнений, используемых при написании творческих сочинений, которые углубляют представление школьников о природе художественного текста, создают потребность личностно осмысливать прочитанное произведение.
-установить возможности каждого из описанных видов упражнений, предложить методику проведения уроков работы над творческими сочинениями с учетом предложенной классификации.
При определении и решении каждой из выдвинутых в диссертации задач использовались следующие методы: метод теоретического анализа, наблюдение, анкетирование, анализ письменных работ, констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты. Для проведения формирующего эксперимента использовался метод опытной проверки с целью выявления эффективности методики работы с творческими сочинениями на литературную тему в 5-8 классах. Количественный анализ полученных данных, с помощью которого определялись результаты эффективности методики, сочетался с анализом качественным.
Исследование проводилось с 1994 по 1998 годы в несколько этапов. На первом этапе /1994-1995 г.г./ велось теоретическое осмысление проблемы, были выделены основные аспекты работы по разработке вопроса о творческих сочинениях на литературную тему в 5-8 классах. Второй этап /1995-1996 г.г./ заключал в себе формирование рабочей гипотезы, целей и задач исследования, проведение констатирующего эксперимента, который проводился в 5-8 классах школ №10, 11,52,54, 67 г.Брянска / учителя- Г.С.Чиченкова, В.М.Волкова, С.П.Комарова, И.С.Ицкова, Р.А.Петрунина, И.В.Белова, Н.С.Терентьева, И.А.Иванов, И.М.Мельникова, Т.В.Бороду липа, Л.И.Ананченко /.
Обучение проводилось учителями названных школ, студентами факультета русского языка и литературы БГПУ им.И.Г.Петровского й автором диссертации. На данном этапе совершенствовалась методика эксперимента и параллельно проводилось внедрение методических рекомендаций диссертанта в школьную практику. В 1996-1998 годах оформлялся текст диссертации.
Достоверность научных выводов, положений и рекомендаций обеспечивают: 1. Опора разработанной теоретической концепции на современные достижения дидактики, психологии, литературоведения, методики преподавания русского языка и литературы.
2. Оценка результатов опытно-экспериментальной проверки, методических рекомендаций на основе письменного анкетирования, творческих сочинений, анализа видеозаписей уроков.
3. Проведение диссертантом, учителями и студентами по материалам методических рекомендаций более 200 уроков.
4. Публикации автора с использованием данных материалов, выступления на международных научных конференциях (голубковские чтения) , проводимых кафедрой методики преподавания литературы Mill У.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты раскрывают новый аспект проблемы развития речи учащихся средствами литературы. Автором уточнено методическое понятие «творческие сочинения на литературную тему» через анализ научно-методической литературы, разработана классификация творческих сочинений, указаны основные направления деятельности учителя по организации работы с творческими сочинениями, обоснована целесообразность ее использования в среднем звене школы, разработаны модели уроков обучения сочинениям каждого вида классификации.
Практическая направленность исследования заключается в том, что установлена взаимосвязь между развитием творческого мышления школьников и уровнем их речевого развития, предложена система уроков развития речи с учетом специфики творческих сочинений, разработана система упражнений по формированию навыков написания творческих работ, введена в практику методика обучения школьников творческим сочинениям с использованием слова из художественного текста (с опорой на художественное слово), с опорой на теоретико-литературные термины, нравственное(ые) понятие(я) предложены различные варианты тем сочинений с учетом обозначенной классификации, отработаны специфические упражнения по организации деятельности учащихся при написании творческих сочинений. Результаты практической деятельности опубликованы в статьях диссертанта, находят отражение при чтении лекционного курса, проведении практических занятий.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-уточнено определение творческих сочинений на литературную тему с учетом специфики творческого мышления, воображения школьников и природы художественного текста;
-предложена классификация творческих сочинений на литературную тему, включающая в себя сочинения с опорой на художественное слово, теоретико-литературные термины, нравственное(ые) понятие(я);
-определены виды упражнений для сочинений с опорой на художественное слово, теоретико-литературные термины, нравственное(ые) понятие(я);
-разработаны методические модели уроков каждого вида классификации, -экспериментально подтверждена эффективность воздействия творческих сочинений на литературную тему на развитие речи учащихся.
На защиту выносятся следующие основные положения, вытекающие из теоретического и экспериментального исследования:
-творческие сочинения на литературную тему, способствующие развитию творческого мышления, воображения школьников, должны входить в систему уроков развития речи;
-творческие сочинения на литературную тему могут быть представлены следующей классификацией с учетом особенностей развития творческого мышления, воображения учащихся и природы художественного текста: а) творческие сочинения с опорой на художественное слово; б) творческие сочинения с опорой на теоретико-литературные термины; в) творческие сочинения с опорой на нравственное(ые) понятие(я);
-обучение творческим сочинениям осуществляется через системность работы, специфические упражнения, в которых должны быть учтены психологические особенности возраста школьников, уровень их творческого мышления, воображения, а также природа художественного текста и нравственные категории, положенные в его основу, и предложенные модели уроков для каждого вида классификации.
Апробация результатов исследования проводилась в течение четырех лет в ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов, в выступлении автора перед учительской аудиторией в Институте повышения квалификации работников образования г.Брянска , в Брянском городском исследовательском методическом центре, в школах города. Следует отметить выступления на научных конференциях, проводимых кафедрой методики преподавания литературы Mill У.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Во введении определены актуальность темы исследования, его предмет, цели, задачи, выдвинута гипотеза, названы этапы работы над диссертацией, сформулированы теоретическая и практическая значимость, научная новизна, основные положения, выносимые на защиту. В первой главе рассматриваются теоретические основы творческих сочинений на литературную тему через анализ трудов по философии, психологии, педагогике, методике русского языка и литературы. Во второй главе актуализируется проблема творческих сочинений на литературную тему: обосновывается их классификация, определяется место творческих сочинений в системе уроков развития речи в 5-8 классах, устанавливаются типы и виды упражнений по организации работы над творческими сочинениями. В третьей главе дается описание опытно-экспериментальной работы с учащимися, направленной на введение в школьную практику творческих сочинений на литературную тему. Описываются результаты констатирующего, формирующего и контролирующего экспериментов. В заключение подводятся итоги проделанной диссертантом работы. В приложении даются образцы творческих сочинений учащихся.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, необходимо еще раз сформулировать основные выводы, к которым мы пришли в ходе работы. Основная проблема нашего исследования - творческие сочинения на литературную тему в 5-8 классах средней школы.
В первой главе диссертации были исследованы труды ученых по философии, психологии, методике преподавания литературы и русского языка, касающиеся вопросов нашей темы.
Проблема творчества - одна из основных проблем, привлекающих внимание ученых разных областей знания. Творчество может быть осмыслено как в философском, так психологическом и методическом аспектах. Мы представили эволюцию подхода к философскому осмыслению проблемы творчества, остановились на его определении как деятельности, порождающей нечто качественно новое.
Деятельностное начало творчества представляет неограниченные возможности для его использования в процессе обучения. Задачи, поставленные современной психологией и педагогикой, подтверждают необходимость включения творческой деятельности в обучение. Такое требование зафиксировано в основных документах, определяющих содержание образования: в программах, учебниках и специально разработанном для предмета «литература» образовательном литературном стандарте. Необходимость обращения к творческой деятельности школьников определяет и принцип гуманизации знаний, который является одним из ведущих в современной педагогике.
Наиболее полно, по нашему мнению, творческая деятельность учащихся может реализоваться на уроках литературы в силу того, что отобранные в программе лучшие образцы русской классической, современной и зарубежной литературы содержат в себе возможности, которые позволяют учащимся использовать собственный творческий потенциал. Анализ научно-методйческой литературы показал, что творческая деятельность на уроках словесности проявляет себя через проблемный подход в обучении, что означает использование методов и приемов изучения художественного произведения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Мы установили также, что основой творческой деятельности является творческое мышление. Исследуемые нами творческие сочинения на литературную тему являются одним из звеньев развития творческого мышления. Неотъемлемая составляющая творческого мышления -воображение, фантазия - психическая деятельность, характеризующаяся созданием представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее и творческое воображение. Учитывая специфику наших сочинений, мы обращались ко второму типу воображения (творческому). Именно развитие творческого воображения и в целом творческого мышления стало психологической основой изучаемых нами сочинений.
Для того чтобы определить виды творческих сочинений, мы обратились к исследованиям «механизма действия» творческого воображения и выявили три его структурных элемента: ассоциация, диссоциация, комбинирование. Они и составляют основу психологического аспекта в обучении школьников работе над творческими сочинениями на литературную тему.
Во втором параграфе первой главы мы обратились к исследованиям отечественных и зарубежных методистов с целью выяснения истории развития вопроса о творческих сочинениях и уточнения самого термина «творческие сочинения на литературную тему». Нам удалось выяснить, что в трудах известнейших методистов вопрос о творческих сочинениях рассматривался прежде всего как вопрос о литературном творчестве учащихся, которое предполагает обращение к разножанровым видам работ, а именно: жанрам художественной литературы (сказка, загадка, стихотворение и др.), публицистическим жанрам ( заметка в газету, корреспонденция, репортаж и др.), научным жанрам ( литературно-критическое предисловие к прочитанной книге, литературно-критическая статья о стихотворении и.т.д.). Это означает, что в школьной практике преобладает обучение собственно литературному творчеству, этап предшествующей подготовки, связанный с обучением творческим сочинениям, отсутствует. Надо отметить, что все же обращение именно к творческим сочинениям на литературную тему в работах отдельных методистов встречается (М.А.Рыбникова, Н.В.Колокольцев, Н.Я.Мещерякова и Т.С.Зепалова, В.Я.Коровина, Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская и др.). Но в целом нет не только методической традиции классификации сочинений на литературную тему, но и определения самого термина. Что же мы понимаем под творческими сочинениями на литературную тему? Это особая письменная работа, которая создается на основе прочитанного художественного произведения, являющегося отправной точкой для развития творческого мышления и творческого воображения школьников.
В отличие от работ, связанных с литературным творчеством учащихся, при выполнении которых они независимы от художественного произведения, творческие сочинения на литературную тему предполагают непосредственную работу с текстом, что, конечно же, способствует литературному развитию школьников. Кроме того, обращение к классическим образцам литературы и на их основе создание собственных вариантов сочинений повышает уровень речевого развития учащихся. Обращение к сочинениям подобного рода - это своеобразное приоткрывание завесы, скрывающей от нас сам процесс творчества. Необходимо заметить, что все ученые едины в том мнении, что творчеству необходимо учить, и чем раньше начнется это обучение, тем лучше. Эта же мысль является ключевой и в нашей работе. Мы пытаемся доказать необходимость существования определенной системы, обучающей школьников творчеству. В нашем случае эту систему представляют творческие сочинения на литературную тему.
Прежде чем создать классификацию подобного рода сочинений, мы анализируем, насколько развито творческое воображение школьников и как психологически оценивается их готовность к восприятию и написанию творческих сочинений в зависимости от возраста. Опираясь на опыты Л.С.Выготского и собственное исследование, мы пришли к выводу, что воображение развивается с возрастом и в целом зависит от широты кругозора, начитанности. Определяет уровень развития воображения и другой фактор: заинтересованность. Если человек заинтересован в предложенной ему работе, то и фантазия будет «работать» безотказно. Следовательно, немаловажную роль играет психологический микроклимат в классе при проведении уроков творческого характера. Чем разобщеннее класс, тем меньше творческих мыслей возникает на уроке.
Во второй главе мы представляем классификацию творческих сочинений на литературную тему. Нами выделены следующие виды сочинений: 1/ с опорой на художественное слово, 2/ с опорой на теоретико-литературное понятие, 3/ с опорой на нравственное(ые) понятие(я).
В основе данной классификации лежит целостное осмысление художественного произведения, которое включает в себя работу с художественным словом писателя, теоретико-литературным построением текста, нравственными ценностями, заложенными в произведении. Такая классификация, кроме того, удачно сочетается с методическими требованиями к уроку, которые предполагают триединство целей: образовательной, развивающей и воспитательной. Каждый пункт нашей классификации имеет свое обоснование. Работа над сочинениями на литературную тему с опорой на художественное слово станет первой ступенькой в приобщении школьников к подобного рода творческой деятельности. Такая последовательность действий не будет противоречить и общедидактическому правилу, сформулированному М.А.Рыбниковой: сочетание индукции и дедукции. Задача сочинений с опорой на художественное слово заключается в следующем: на основе художественного слова автора необходимо создать свой вариант работы. Помогут в этом звенья «механизма» деятельности воображения: диссоциация, ассоциация, комбинирование. Отличительными чертами тем сочинений подобного рода являются совмещение двух компонентов: «я» ученика и художественного слова автора. Как мы установили в ходе исследования, в основном сочинения с опорой на художественное слово носят ассоциативный характер (выделяются ассоциации по аналогии, контрасту, смежности), диссоциация и комбинирование являются звеньями единого процесса, хотя на обучающих уроках возможна непосредственная работа с использованием процессов диссоциирования и комбинирования. Приобщение к авторскому художественному слову углубляет личностное осмысление произведения, дает возможность школьнику отчасти почувствовать себя сотворцом автора.
Творческие сочинения с опорой на теоретико-лигературное(ые) понятие(я) не менее важны, чем сочинения с опорой на художественное слово. Опираясь на школьную программу, образовательный стандарт по литературе, мы обозначили ряд основополагающих теоретико-литературных понятий школьного курса: 1/ с учетом содержания произведения (тема, идея, проблематика.); 2/ с учетом внутренней формы произведения (композиция, сюжет); 3/ с учетом внешней формы (язык, речь). Творческие сочинения с опорой на теоретико-литературное понятие - уникальная возможность помочь учащимся закрепить полученные знания по теории литературы через активизацию творческого мышления и воображения, что опять-таки способствует росту уровня читательского восприятия и литературного развития школьников.
Творческие сочинения с опорой на нравственное(ые) понятие(я) являются тем видом работы в предложенной нами системе, который в наибольшей степени позволяет личности реализовать себя, свой творческий потенциал, обогатить себя духовно и нравственно через личностное осмысление прочитанного. Любое художественное произведение является средоточием нравственных ориентиров, воплощающихся в конкретных морально-этических терминах. Совершенно разные произведения объединяет одна черта: сквозное употребление нравственных понятий. Эта особенность дает возможность нам выделить такой вид творческой работы, как сочинение с опорой на нравственное понятие, поскольку, выявляя в конкретном тексте морально-этические термины, школьники имеют возможность создать собственный вариант сочинения, который, по нашему мнению, будет представлен в виде моделирования эстетической ситуации. Моделирование будет протекать в трех направлениях, в которых, по наблюдению Н.Я.Мещеряковой и Т.С.Зепаловой, ученики проявляют себя наиболее активно: я и мой внутренний мир, я и мир, который меня окружает, я и люди, с которыми приходится общаться. С учетом этого и сочинения будут делиться на три вида: 1/ связанные с формированием внутреннего мира школьника; 2/ связанные с представлением об окружающем мире; 3/ связанные с представлением о взаимоотношениях с окружающими людьми.
Необходимо сделать и еще один очень важный вывод: все обозначенные нами виды творческих сочинений взаимно дополняют друг друга. Нельзя, работая над одним из них, не учесть возможности другого. Это обусловлено, конечно, природой художественного текста, так как все его компоненты составляют единое гармоничное целое.
В диссертации также определено место творческих сочинений на литературную тему в системе уроков развития речи в 5-8 классах. Обозначены критерии отбора тем сочинений, предложена динамика их распределения по классам с учетом вида (с опорой на художественное слово, с опорой на теоретико-литературное понятие, нравственные понятия). Предложенные темы не являются конкретным тематическим планированием, это лишь вариативный список, которым можно воспользоваться при включении творческих сочинений в систему уроков развития речи.
Во второй главе диссертационного исследования определяются также типы и виды упражнений, необходимые для организации работы над творческими сочинениями на литературную тему. Для сочинений с опорой на художественное слово это а/ ассоциирование, б/ диссоциирование, в/ комбинирование; с опорой на теоретико-литературное(ые) понятие(я):1/ в основе- идея произведения: трансформирование; 2/ в основе - композиция, сюжет: а/ домысливание (по I началу, по концу), б/ сочинение вставного эпизода, в/ создание условной ситуации, г/ сочинение предыстории, д/ изменение сюжетной линии, е/ «сращение» сюжетов. 3/ в основе- образ, персонаж: а/ домысливание внешности героя, б/ представление жилища героя. 4/ в основе- речь, язык: а/ создание монолога, б/ составление диалога; с опорой на нравственное понятие(я): а/ аналогия, б/ сравнение, в/ противопоставление.
Все предложенные нами приемы работы или упражнения не новы, что показывает проведенный анализ литературы / Е.Н.Кабанова-Меллер, А.Е.Падалко, Г Граник, С.Бондаренко, Д.Родари и др./. Наша задача заключалась в отборе наиболее значимых для работы с творческими сочинениями.
Мы выявили также, что для каждого вида творческих сочинений необходима особая методическая организация, и в ходе опытно- экспериментальной работы опробовали каждый вид сочинений. В результате нашего исследования после проведения констатирующего эксперимента, цель которого была выявить уровень развития творческого мышления и воображения школьников, мы установили, что почти 100% учащихся желают фантазировать, придумывать что-то новое, свое, но лишь 6% из них имеют достаточно высокий уровень развития творческого мышления и воображения, 30%-средний и 64%- низкий. Мы отметили также, что уровень развитости названных психологических характеристик, как правило, свидетельствует и об уровне речевого развития школьников. Чем выше развито творческое мышление и воображение, тем выше и речевое развитие учащихся.
В ходе формирующего эксперимента мы обучали школьников 5-8 классов работе с выделенными нами видами творческих сочинений на литературную тему, используя при этом разные типы и виды упражнений.
Разработанная методика оказалась эффективной как для повышения уровня речевого развития школьников, так и для углубления восприятия ими литературно-художественного материала, что и подтвердили результаты контролирующего эксперимента. Основную роль в этом процессе сыграло повышение уровня развития творческого воображения и творческого мышления школьников. По сравнению с результатами констатирующего эксперимента, высокий уровень отмечен у 21% учащихся (это на 15% больше исходных данных), средний уровень - у 57%, что на 27% больше, чем при проведении констатирующего эксперимента. Учащихся с низким уровнем зафиксировано 22%, то есть на 42% меньше, чем показатель констатирующего эксперимента.
Надо отметить, что в ходе проведения экспериментальной работы удалось сформировать у учащихся устойчивый интерес к творческой работе, которая проходила в единстве с обогащением духовного мира ученика, повышением его интереса к саморазвитию. Овладение приемами работы с художественным словом, теоретике- литературными и нравственными понятиями во время написания творческих сочинений повлияло на улучшение композиционной стройности, эмоциональной выразительности работ, произошло обогащение и лексического запаса учащихся.
Таким образом, в ходе всей работы была подтверждена наша гипотеза о том, что:
1.Творческие сочинения на литературную тему, включенные в систему уроков развития речи в 5-8 классах, способствуют не только развитию творческого мышления, воображения, фантазии учащихся, но и в целом их речевому развитию.
2. Творческие сочинения с опорой на художественное слово, теоретико-литературные термины, нравственное(ые) понятие(я) оказывают влияние на формирование процесса деятельности воображения учащихся, делая этот процесс контролируемым, обеспечивают целостное восприятие школьниками текста художественного произведения и практическое применение в собственных работах знаний по теории литературы, способствуют становлению духовно-эмоциональной сферы личности учащихся 5-8 классов.
3. Отобранные для работы специфические упражнения стимулируют самостоятельное создание учащимися творческих сочинений на литературную тему.
4.Представленные модели уроков работы над творческими сочинениями обеспечивают практическое использование предложенного материала в деятельности учителей русского языка и литературы.
Отмечая перспективы исследуемой нами темы, следует заметить, что не менее интересным является вопрос об использовании творческих сочинений на литературную тему в 9-11 классах, где возможно применение новых видов работы, будет представлена иная тематика сочинений, разработаны специфические упражнения. Перспективными являются также и вопросы о возможностях использования жанровых особенностей произведений при работе над творческими сочинениями, а также вопрос о том, как будет осуществляться переход от творческих сочинений к собственно литературному творчеству учащихся.
В заключение хочется заметить, что по-настоящему оценить итоги работы учителя, ориентирующего ученика на развитие творческого мышления и воображения, позволит только время, поскольку человек, наделенный гибкостью ума, способностью диалектически мыслить, рисковать и не бояться ответственности за свое решение, наконец, способностью придумывать нечто новое, ранее не существовавшее, принесет большую пользу Отечеству, чем тот, в ком так и не было пробуждено в детстве желание творчески мыслить, фантазировать.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Старцева, Ирина Леонидовна, Москва
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Перев. с франц., под ред. ИБ.Погребысского. М., 1970.
2. Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбов., 1961.
3. Алякринский Б.С. О талантах и способностях. М., 1971.
4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.-146с.
5. Афасижев М.Н. Проблемы бессознательного в художественном творчестве. Сб. Эстетика. Категории и искусство. М., 1965.-231с.
6. Баранова Л.И., Калабанова Л.В. Сочинения ассоциативного характера (7 класс).- Литература в школе, № 1, 1996.
7. Бархин К.Б. Культура слова. М., 1930, 286 с.
8. Бахтин М.М. Проблемы творчества, поэтики Достоевского. Киев-Next, 1994.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.-423с.
10. Беленький Г.И. Литература в 8 классе. Методические советы- М.: Просвещение, 1983.- 127 с.
11. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1976,- 222с.
12. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.-128с.
13. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М.: Просвещение.- 1986, 176с.
14. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии.- В кн.: С.О.Грузенберг. Гений и творчество, Л., 1924.
15. Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Наука., 1975.- 399с.
16. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дисс. . докт.пед.наук.-М.: МШ И., 1980.-418 с.
17. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Учебное пособие к спецкурсу.- М.: МШ И., 1979.- 80с.
18. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.,1994.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследованием., 1968.-464с.
20. Борисова В.А., Мипшимович М.Я. Сочинения на литературную тему в старших классах.М.; Просвещение., 1978.- 144с.
21. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.-150с.
22. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму. М., 1967.
23. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Вопросы философии, 1967, №11.
24. Буш Г.Я. Диалогика и творчество.- Рига: АвоТе., 1985,- 318с.
25. Вахрушев B.C. Уроки мировой литературы в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1993.- 160с.
26. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей.-В кн.: Художественное творчество и ребенок.М., 1972.-287с.
27. Вишнякова Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Сов. Педагошка.-1985.-№10.
28. Волков И.П. Много ли в школе талангов?-М., Знание, 1989.-80с.
29. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1985.-192с.
30. Вопросы преподавания литературы в школе (развитие речи учащихся).-М., 1975 /под ред Н.В.Колокольцева/.-228с.
31. Воспитание творческого читателя: / Пробл.внекл. и внешк. Работы по литера1уре/. Кн.для учителя. Под ред. С.В.Михалкова, Т.Д.Полозовой.-М.: Просвещение, 1981.-240с.
32. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении: Сб-к трудов. Ред. Коллегия. И.Т.Огородникова и др.М., 1976.-156с.
33. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении: Сборник трудов.-М.:МПГИ им В.И.Ленина. 1978.-182с.
34. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование.-Литература в школе, №5,1993.-с.23-26.
35. Вундт В. Фантазия как основа искусства (пер. с нем.), СПБ-М., 1914.-146с.
36. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М., 1967.-93с.
37. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования.-М,-Л.;Соцэкгиз,1934.-324с.
38. Гак В.Г. Высказывание и ситуация //Проблемы структурной лингвистики.-М.:Наука,1973.-с.349-372.
39. Галкина О.И. О развитии пространственных представлений у детей в начальной школе.-М.,1961.-89с.
40. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии.-М.:Наука, 1966.-С.236-264.
41. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С.Пушкина, МЛО.Лермонтова, Ф.И.Тютчева: Учебное пособие для пед.ин-тов.-М.:Высш.школа, 1981.-111с.
42. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа: Учебное пособие.-М.: Высш.школа.,1991.-160с.
43. Голубков В.В. Методика преподавания литературы.-Учпедгиз, 1955,-28, 75 п.л.
44. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит.-М.:Педагогика, 1988.-192с.
45. Гринина-Земскова А.И. Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы).-М., Просвещение, Г977.-160с.
46. Гришина Л.Я., Зенченко О.Г., Лозинская Т.П. Методика подготовки учащихся восьмых классов к выпускному сочинению по открытым темам.-Брянск, 1982.-15с.
47. Гришина Л.Я. Подготовка к самообразованию на уроках литературы.-Брянск, 1988.-80с.
48. Громцева С.Н. Воспитывать творчеством // В кн.: Поиск новых путей: из опыта работы/.-М.:Просвещение, 1990.-191с.
49. Грузенберг С.О. Гений и творчество., Л., 1924.
50. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.-М.:Знание,1988.-80с.- /новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6/, 80с.
51. Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности.-В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980,-с.3-14.
52. Давыдов В.В. Проблема периодизации психики в онтогенезе.М.,1976.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования.-М., 1986.-240с.
54. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию у учащихся теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. Автореферат дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГУ, 1993.-32с.
55. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.-М.: Просвещение,1990.-176с.
56. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997.-310с.
57. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев, 1974.-132с.
58. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В сб.:В защиту живого слова.М., 1966.
59. Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятелыюсти.-«Вопросы психологии», 1968,№2.
60. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все?-М.:Просвещение, 1990.-160с.
61. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии.-Вопросы эстетики.Вып.6.М., 1964.
62. Ильин Е.Н. «Минувших дней итоги.»- Л.: Лениздат, 1991.-124с.
63. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников. Под ред. Фохта-Бабушкина Ю.У. и Чухман Е.К.,М.,1980.
64. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1962.
65. Как определить и развить способности ребенка.Спб.: «Респекс», 1996,-432с. Сост. В.МВоскобойников.
66. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов.-М. :Просвещение, 1988.-255с.
67. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн.для учителя /В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик.-М. .Просвещение, 1991.-342с.
68. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.,М.,1992.-172с.
69. Ковалев И.Г. К истории литературных способностей.-Ученые записки ЛГУ, 1960,№287.
70. Колокольцев Н.В. Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы и внеклассных занятиях. Под ред. Н.В.Колокольцева.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1963 .-32с.
71. Колокольцев Н.В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения. Итоги наблюдений и эксперимента.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1955.-100с.
72. Колокольцев Н.В. Основы содержания и системы работы по развитию речи в процессе изучения литературы. Дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГИ, 1973.-411с.
73. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-268с.
74. Колокольцев Н.В. Творческие сочинения в старших классах. Под ред.Н.В.Колокольцева.,М.,Просвещение, 1966,-166с.
75. Кон И.С. Открытие «Я».М.,1978.-366с.
76. Коровина В.Я. Литература в Тклассе: Метод.советы: Кн.для учителя.-М. :Просвещение, 1995.-128с.
77. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся:Пособие для учителя литературы.-Мнемозина, 1996.-158с.
78. Коровина В.Я. Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в четвертых классах. Литература в школе,№4-5,1986.,с.37-45,с.36-42.
79. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.М.,1979.-145с.
80. Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского.:Изд-во политической литературы., 1985.-134с.
81. Кудрявцев Т.В. Некоторые психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. «Советская педагогика», 1967,№8.-с.62.
82. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя.-М.:Просвещение, 1981.-190с.
83. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников.Л., «Знание», 1967.-38с.
84. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература».5 класс.-М.:Просвещение,1992.-95с.
85. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. -Минск:Университетское, 1988.-304с.
86. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям в 4-8 классах.-М. :Просвещение, 1973 .-367с.
87. Ладыженская Т.А. Сочинения на литературную тему как речевое произведение // Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе.-М.:Просвещение, 1985,-c.lOl-l 11.
88. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Теория и практика сочинений разных жанров.М.,1970.
89. Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве.-«Творчество», 1923.
90. Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли.-«Вопросы теории и психологии творчества»,т. 1.Харьков,1907.
91. Лейбсон В.И. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе Всб.: Совершенствование литературного развития школьников.М.,1979.-227с.
92. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности.-М.:1960.-215с.
93. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М.: 1971.-277с.
94. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы.-М.:Высшая школа, 1988.-127с.
95. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся 9-11 классов в процессе изучения литературы. Дисс. .докт.пед.наук.-М.:МПГУ,1994.-414с.
96. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся 9-11 классов в процессе изучения литературы. Автореф.дис.докт.пед.наук.М, 1994.-32с.
97. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личностъ.М.,Политиздат., 1975.-304с.
98. Лернер И.Я. О познавательных задачах в обучении туманитарным наукам. «Народное образование», 1966,№6.
99. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. В кн.: «Научное творчество».М, «Наука», 1969.-с.416.
100. Лернер Й. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.М.,1982.
101. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся.-М.,1978.-Вып.1; М., 1979.-Вып.2.
102. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М. Просвещение, 1988. -240с.
103. Маранцман В.Г. Развитие речи и эволюция читателя-школьника (4,6,8 классы) // Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе.-М.:Просвещение,1985.-с.12-21.
104. Маркова А.К. Периодизация речевого развития //Вопросы психологии, 1973.-№6.-с.96-106.
105. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения:Кн. для учигеля.-М. :Просвещение, 1990.-192с.
106. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.Д972.-208с.
107. Махмутов М.И. Проблемное обучение.М.,1975.-367с.
108. Мелик-Пашаев А.А. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности. Канд.дис.М., 1976.
109. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству:Уроки и внеклассная работа по литературе. :Кн. для учителя:Из опыта работы.-М:Просвещение, 1991.-128с.
110. Методика преподавания литературьг.Учебник для пед.вузов /Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.-в 2ч.ч.2.М. :Просвещение,ВЛАДОС, 1994.-288с.
111. Методика развития речи на уроках русского языка.книга для учителя.-М. :Просвещение, 1991.-240с.
112. Мещерякова Н.Я., Зепалова Т.С. Азбука культуры общения. Литература в школе,№4-5,1987.
113. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классах.М., 1975.-159с.
114. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах:Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1987,-160с.
115. Миры Филипа Фармера.т.З. /Пер.с англ.-Рига:Полярис, 1996.-415с.
116. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М. Ледагогика, 1976.-224с.
117. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.-М., 1983.
118. Наровчатов С.С. Необычайное литературоведение.-Изд.З-е,-М.:Дет.лиг.1981.-366с.
119. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.ТБ., 1972.-184с.
120. Никольский В.А. Методика преподавания литературы. -М.:Просвещение., 1971.-256с.
121. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.5 класс.ч. 1.Практика читательской работы и детское творчество.-М.:ИНТОР,1995.-192с.
122. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют.М.;Знание.-1978.-48с.
123. Новлянская З.Н. «Стихи продолженье мое и начало.»-м.:Знание, 1982.-96с.
124. Новоселова СЛ., Зворыпша Е.В. Игра и всестороннее воспитание детей.-Дошкольное воспитание, 1983, №10, с.38-46.
125. Новоторцева Н.В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников.-Ярославль:ТОО «Гринго»,1995.-240с.
126. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского,3-е изд.,перераб. И доп.-М. :Просвещение., 1986.-464с.
127. Одаренные дети:Пер.с англ./Общ.ред.Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого.М.,1991.
128. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением /Практические советы поступающим в вузы/:Учеб.пособие.-М.:Высш.шк.,1990.-156с.
129. Оконь В. Основы проблемного обучения.М.Просвещение, 1968.-208с.130. «Они питали мою музу.,»:Книги в жизни и творчестве писателей/ Сост.С.А.Розанова.-М.-М. .Книга,1986.-255с.
130. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М., 1987.
131. Павлов И.П. Методика обучения сочинениям на литературные темы в старших классах средней школы. Автореферат дисс. .канд.пед.наук.-М. :МПГИ, 1967.-16с.
132. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся:/4-5 кл./ Кн.для учите ля.-М.:Просвещение, 1985.-128с.
133. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся:Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества.-М. -.Педагогика,1972.-184с.
134. Пленкин Н.А. Уроки развития речи:5-9 кл.:Кн.для учителя:Йз опыта работы.-М. :Просвещение, 1995.-224с.
135. Полозова Т.Д. А что за словом?-М., 1972.-48с.
136. Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература».6 класс.-2-е изд.-М.:Просвещение,1994.-96с.
137. Полуянов Ю.А. Воображение и способности.-М.:3нание, 1982.-96с.
138. Пономарев Я.А. Психология творчества.-М., 1976,-ЗОЗс.
139. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления.М., 1960.-352с.
140. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество.-М.:3нание.1987.-80с.
141. Привалова Г.Д. О некоторых приемах работы над сочинением на литературную тему в старших классах // Развитие речи учащихся в 4-10 классах в процессе изучения литературы в школе.М.,1985.
142. Пришвин М.М. Записки о творчестве.-В кн.:Контекст 1974.М., 1975.
143. Проблемы научного творчества в современной психологии.М.,1971.-334с.
144. Программа по литературе по ред.Т,Ф.Курдюмовой.-М.,1991.-с.З-60.
145. Программа курса «Методика преподавания литературы». Для специальности «Русский язык и литература»-М.:ПрометейД993.-91с. Сост.О.Ю.Богданова,В.Г.Маранцман.
146. Проект типовой программы по литературе. Литературное творчество школьников,Jll llH им.Герцена //Литература в школе,№6.,1987.-е. 19-22.
147. Психология детей дошкольного возраста.Под ред.А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина.М., 1964.
148. Психологический словарь /Под редЛЗ.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Лайкова и др.:Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед.наук СССР.-М.:Педагогика, 1983.-448с.
149. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.М., Политиздат, 1967.-271с.
150. Развивайте дар слова:Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8кл.):Пособие для уч-ся (Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская.Сост.Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова.-3-е изд, перераб.-М.:Просвещение,1986.-176с.
151. Развитие речи учащихся на уроках литературы /Под ред.Н.В.Колокольцева.-М. :МГПИ, 1980,- 102с.
152. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе /Сост.В.Я.Коровина.-М.:Просвещение,1995.-143с./
153. Развитие учащихся в процессе обучения. Сборник под ред. Л .В .Занкова.М.,Изд-во АПН РСФСР, 1963.-291с.
154. Разумовская А.Г, Игровые моменты на уроках литературы в 5 классе /из опыта работы/. В сб.Проблемы современного урока словесности. -Псков,1994.-с. 139-147.
155. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся.М. .Учпедгиз., 1961.-147с.
156. Рахматшаева В.А. Грамматика общения. /Школа для родителей/-М., «Семья и школа», 1995.-188с.
157. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности.Л., 1988.
158. Рез З.Я. Методика преподавания литературы.-2-е изд.,дораб.-М. :Просвещение, 1985 .-368с.
159. Рибо Т. Творческое воображение. СПб;1901.-318с.
160. Родак И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе. «Советская педагогика»,№4,1959.
161. Родари Дж. Грамматика фантазии. :изд-во «Прогресс»., 1978.-207с.
162. Розет И.М. Психология фантазии.Минск., 1977.-311с.
163. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,1973.-423с.
164. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника.-В сб. :Психология младшего школьника.М.Д960.-е. 131.
165. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя.-4-е изд.испр.-М.:Просвещение, 1985.-288с.
166. Селье Г. От мечты к открытию.-М., 1987.
167. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.-Ярославль:Гринго, 1996.-192С.
168. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся. «Народное образование», 1996,№1.
169. Скороход JI.K. Словарная работа на уроках русского языка. :Кн.для учителя:Из опыта работы.-М.Просвещение, 1990.-224с.
170. Смирнов С. Д. Психология образа:Проблемы активности психического отражения.-М.,1985.
171. Собкин В. Гуманизация образования/ Народное образование №910,1992.
172. Социально-исторический подход в психологии обучения /Под ред.М.Коула;Пер. с англ.-М.:Педагогика,1989.-160с.
173. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.Ярославль:Академия развития, 1996.-240с.
174. Творческая работа учащихся в процессе изучения литературы под ред.Н.В.Колокольцева. :Просвещение, 1964.-47с.
175. Творческие сочинения в старших классах /под ред.Н.В.Колокольцева.-М.:Просвещение,1966.-166с.
176. Теплов Б.М. Способности и одаренность. //Избр.труды в 2-х т.-М.,1985.-т.1.
177. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения /Сост.Н.В.Вейкшан (Кудрявая).-М. Ледагогика, 1989.-544с.
178. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5-7 классах.-М.:Русское слово,Фарминвест,1996.-253с.
179. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки-Тбилиси: АН Грузии, 1961.-2 Юс.
180. Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования:С.научн.тр.ч.2./ВГПУ.-Волгоград:Перемена, 1992.-176с.
181. Формирование направленности личности школьника /под ред.В.П.Шумана.-ВладимирД975.-144с.
182. Философский энциклопедический словарь.-М., «Советская энциклопедия»., 1983.-840с.
183. Херсонская Н.А. Творческая работа учащихся на уроках русского языка. В кн.:Творческая работа учащихся на занятиях по русскому языку.М.,Учпедгиз. Л 961 .-с.373.
184. Хралченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.М.,1982.
185. Художественное и научное творчество.Л., 1972.-ЗЗЗс.
186. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе,-МПГУ., 1994.-128с.
187. Чирва А. Книга в твоих руках:Кн.для учащихся.-М. Просвещение, 1985.-144с.
188. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.-М. :3нание, 1986.-80с.
189. Чуковский К.И. От двух до пяти.-Изд. 16-е.-М., 1970.-414с.
190. Шадриков В. Д.,. Анисимова Н.П., Корнеева Е.Н. и др. Познавательные процессы и способности в обучении.-М. Просвещение., 1990.- 142с.
191. Шеварев П.А. Некоторые замечания к проблеме ассоциаций. «Известия АПН РСФСР», Вып.80,1957.
192. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся.-М.:Знание, 1988.-80с.
193. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. /Методические наблюдения и размышления/.М. Просвещение., 1978.-270с.
194. Эльконин Д.Б. Психология игры.М., 1978.-301с.
195. Ягункова В.М. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству.-В кн.: «Вопросы психологии способностей школьников».М.,1964.
196. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников.М. Педагогика, 1980.-240с.
197. Якиманская И.С. Развивающее обучение.М.,1979.-144с.