автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано
- Автор научной работы
- Сударчикова, Лилия Геннадиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2001
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сударчикова, Лилия Геннадиевна, 2001 год
Введение
Первая
глава. Теоретические основы взаимосвязи различных видов искусства как условия творческого развития младших школьников
§ 1. Проблемы развития личности в истории и теории психолого-педагогических наук.
§2. Специфика взаимосвязи различных видов деятельности как условия творческого развития личности учащегося.
§3. Музыкально-педагогический аспект проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения игре на фортепиано.
§4. Модель творческого развития младших школьников в условиях взаимосвязи различных видов художественной деятельности в классе фортепиано ДШИ.
Вторая
глава. Опытно-экспериментальное исследование творческого развития младших школьников в процессе освоения ими различных видов художественной деятельности в классе фортепиано Детской школы искусств.
§ 1. Методика проведения экспериментального исследования творческого развития младших школьников в условиях различных видов художественной деятельности.
§2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы.
§3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано"
Актуальность исследования. Требования к обновлению содержания музыкального образования в России выявляют в настоящее время с новой силой необходимость развития в процессе обучения нестандартно мыслящей творческой личности, способной к реализации себя в различных областях музыкальной деятельности, в том числе в области музыкального исполнительства. Психологическая пластичность младшего школьного возраста даёт возможность непрерывного поиска
4 .• путей, средств и методов обучения с первых ступеней музыкального развития, раскрытия общих и музыкальных способностей, влияющих на становление личности ребёнка.
Проблема развития детей в процессе обучения исследована Л.С.Выготским, Л.А.Венгером, ПЛ.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В .Запорожцем, Л.В.Занковым, П.И.Зинченко, Г.С.Костюком, А.Н.Леонтьевым, Н.А.Менчинской, Н.Ф. Талызиной. В их трудах выявлены условия, источники и формы обучения, способствующие интенсификации развития умственных и сенсорно-моторных 4 способностей младших школьников.
В музыкальной педагогике вопросам музыкального развития посвящены работы Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Н.И.Голубовской, А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Я.И.Мильштейна, Г.Г.Нейгауза, Л.В.Николаева, ЕЛ.Либермана, С.И.Савшинского, Е.Н.Тимакина, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Л.Яворского. Проблема развивающего обучения фундаментально исследована в докторской диссертации Г.М.Цыпина. Некоторые аспекты творческого развития учащихся в процессе их взаимодействия с музыкой рассматриваются в
4 .• диссертационных работах Я.Я.Бирзкопс, И.П.Гальперина, Н.В.Горецкой, Л.Л.Надировой, В.И.Харишиной, Е.Ю.Глазыриной и других. В частности, в них представлены модели развития: музыкального мышления младших школьников на уроках музыки (Н.В.Суслова), художественно-образного восприятия детей в контексте приобщения их к музыке (Н.П.Шишлянникова), личностных качеств детей на уроках музыки и истории искусств (Л.С.Романова), творческих способностей младших школьников средствами кукольного театра (Т.В.Тимофеева); формирования музыкального восприятия в процессе постановки музыкальных спектаклей (Т.В.Надолинская) и детских опер (Н.Московченко, Е.В.Александрова). В работе Н.В.Горецкой рассматривается комплекс различных видов деятельности в процессе подготовки будущих преподавателей.
В указанных и других исследованиях отмечается, что в практике музыкально-исполнительского обучения комплексный подход к художественно-творческому развитию учащегося решается в отдельных учебных заведениях, в то время как«в большинстве из них эта проблема остается за рамками учебного процесса. По-прежнему остаётся недостаточно разработанным в теории и практике комплексный подход к организации различных видов художественной деятельности в творческом развитии школьников на начальном этапе обучения игре на фортепиано, имеющий свою специфику.
В отличие от детской музыкальной школы, в условиях обучения младших школьников в детской школе искусств, есть определенные преимущества, которые связаны с более широким взглядом на художественное развитие ребейка, с лучшим материальным обеспечением (концертный зал, репетиционные помещения, костюмы, декорации) и наличием педагогов по смежным с музыкой художественным дисциплинам (ИЗО, хореография, театр). Это дает возможность обновления форм и методов художественного развития детей в процессе их взаимодействйя с искусством. Однако указанные возможности используются не в должной мере.
Анализ практики преподавания фортепиано в Детской школе искусств показывает, что в процессе музыкального обучения развитие творческой самостоятельности, активности и музыкально-творческих способностей как синтеза личностных качеств ученика ограничено. Это происходит вследстие: отсутствия системности знаний, спровоцированной разомкнутостью содержания теоретических и исполнительских дисциплин, недостатка в них единых требований к оценке качества и глубины полученных знаний, умений и навыков; преимущественной направленности обучения на получение учеником высокого балла на академических зачетах, недостаточного значения педагогической установки учителя на повышение собственного исполнительского мастерства и методической грамотности, чему активно способствует взаимосвязь различных видов творческой деятельности.
Таким образом, обнаруживается противоречие между непреходящим значением творческого развития детей, наличием широких возможностей такого развития в условиях подключения к учебно-исполнительскому процессу разных видов художественной деятельности детей и недостаточной реализованностью этих возможностей в практике обучения игре на фортепиано. Сказанным определяется актуальность темы исследования, состоящая в насущной потребности в разработке целостной модели взаимосвязи различных видов художественной деятельности в процессе обучения младших школьников игре на фортепиано, обосновании перспективности предлагаемых путей и средств музыкально
4 .творческого развития в ходе такого обучения, развития эмоционально-когнитивной сферы и музыкальных способностей учащихся в нём.
Это обозначило цель исследования, которая состоит в нахождении путей интенсификации творческого развития 4 учащегося-музыканта средствами различных видов художественной деятельности в условиях фортепианных занятий в ДТ1ТИ.
Объект исследования - процесс обучения игре на фортепиано младших школьников в Детской школе искусств.
Предметом исследования является влияние различных видов художественной деятельности на интенсификацию музыкально-творческого и собственно исполнительского развития учащихся-пианистов.
Гипотеза исследования: музыкально-исполнительское обучение младших школьников будет более успешным, если осуществлять его в контексте широкого художественно-творческого и личностного развития. Факторами, влияющими на музыкальное развитие детей, могут стать: 1. создание в условиях Детской школы искусств насыщенной развивающей среды, расширяющей возможности:
- содержания обучения музыке за счёт включения в него произведений смежных видов искусства и использования различных видов художественно-творческой деятельности детей; *
- обогащения форм проведения фортепианных занятий, в сочетании с другими формами художественно-эстетической деятельности;
- использования комплексной методики обучения игре на фортепиано, основанной на взаимосвязи различных видов художественной деятельности младших школьников;
2. обогащение активного сценического опыта учащихся при театрализации концертных выступлений, способствующих раскрытию творческой индивидуальности детей.
Задачи исследования: 1) выявить закономерную связь между художественно-творческим и музыкально-исполнительским развитием ученика; 2) уточнить возможные аспекты этой взаимосвязи и определить специфику её проявления в процессе исполнительского обучения юцых пианистов; 3) обосновать теоретическую модель творческого развития младших школьников в процессе освоения ими различных видов художественной деятельности в классе фортепиано ДТНИ, определить условия и средства, обеспечивающие её реализацию, и разработать методику комплексного музыкально-творческого развития детей; 4) проверить действенность ведущих положений разработанной методики в опытно-экспериментальном обучении младших школьников.
Методологической основой исследования являются: философско-теоретические идеи о сущности творчества (Аристотель, Лейбниц, Н.А.Бердяев); концепция развивающего обучения (Л.С.Выготский, Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин); выводы психолого-педагогических наук об активности как движущей силе творчества (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский) и творческом развитии младших школьников (Л.В. Венгер, A.B. Запорожец, A.M. Матюшкин, Я.А.Пономарёв); основные положения музыкально-творческой педагогики в области фортепианного исполнительства (Н.А.Артоболевская, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, С.Е.Фейнберг, Г.Г.Нейгауз, Е.Н.Тимакин, Г.М.Цыпин).
Методы исследования включают в себя: 1) теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические (осмысление передового и личного педагогического опыта, включающее наблюдение, беседы, тестирование, анализ творческих работ учащихся); 3) опытно-экспериментальные (изучение проявлений творческой самостоятельности и активности учащихся младших классов в условиях различных видов деятельности в процессе обучения игре на фортепиано; обработка и анализ экспериментальных данных).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детской школы искусств (ДТТ1И) № 1 г. Орска Оренбургской области (1988-1991 гг.), ДШИ № 3 г. Орска (1991-1998 гг.), Воскресной школы эстетического воспитания (1990-1991 гг.), средней школы № '.53 г. Орска (1989-1991 гг.).
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения диссертации на секциях фортепианных отделов ДШИ № 1 и ДШИ № 3 г. Орска, на семинарских и практических занятиях со студентами Орского педагогического института им. Т.Г.Шевченко (1993-2001 гг.), на научно-практических конференциях ОГПИ им. Т.Г.Шевченко (1993-2001 гг.), на региональных конференциях мбЛодых учёных и специалистов Оренбуржья (1996-1998 гг.), на Втором межрегиональном научно-практическом семинаре-совещании (г. Москва, 1996 г.), на Всероссийской научно-практической конференции (г. Орск, 1996), на VI конференции молодых ученых (г. Москва, 1998 г.), на Международной научно-практической конференции (г. Оренбург, 1998 г.), на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МПГУ (1996-1999 гг.).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) предметом специального изучения стало взаимодействие различных видов художественной деятельности в классе фортепиано, активизирующее музыкальное развитие младших школьников
2) выявлена устойчивая взаимосвязь между художественно-творческим развитием ребёнка в условиях различных видов деятельности и становлением его музыкально-испоЛйительских способностей;
3) разработана модель комплексного музыкально-творческого развития младших школьников в классе фортепиано;
4) адаптированы к обучению игре на фортепиано методики исследования качественных особенностей внимания и памяти младших школьников, а также их интереса к музыкально-исполнительской деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что внедрение предлагаемой модели обучения: 1) активизирует становление личностно-творческого потенциала учащихся; создаёт у них комфортное эмоциональное" состояние, формирует чувство удовольствия от индивидуальных и коллективных форм музицирования; 2) оптимизирует взаимодействие педагога и учащегося на уроках фортепиано; 3) даёт представление о конкретных методических приёмах музыкально-творческого развития младших школьников в исполнительском классе. Особо следует подчеркнуть, что такая модель обучения возвращает нас в русло отечественных традиций проведения досуга Х1Х-ХХ вв., когда музыкальные импровизации, спектакли, пантомима, сольное и ансамблевое музицирование являлись основой формирования общей и музыкально-эстетической культуры подрастающего поколения. Вследствие этого практические положения работы могут быть использованы и в домашнем воспитании в целях развития эмоционально-когнитивных процессов и творческих способностей и личности ребенка.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) художественно-творческое и личностное развитие ребёнка оказывает существенное влияние на становление его музыкально-исполнительских способностей, при этом опережающее воздействие первого определяет максимальную эффективность второго;
2) опора на эту закономерность позволяет разработать и внедрить в педагогический процесс комплексную модель музыкально-творческого обучения, основанную на взаимосвязи различных видов художественной деятельности в классе фортепиано, и даёт возможность прогнозировать следующие результаты:
- расширение содержания музыкальных занятий за счёт «подключения» к ним произведений других видов искусства позволяет глубже проникать в художественно-образный строй музыкального произведения, что положительно сказывается на формировании общеэстетического кругозора и музыкальной культуры школьников;
- сочетание разнообразных видов художественной деятельности в ходе комплексных занятий повышает эффективность урока в инструментальном классе, и позволяет раскрыть творческий и личностный потенциал учащегося;
- участие младших школьников в коллективно-творческих концертных выступлениях формирует у них оптимальное сценическое самочувствие, развивает потребность в музицировании и стойкий музыкальный интерес;
3) целенаправленная реализация экспериментальной методики обучения активизирует развитие эмоционально-когнитивной сферы и музыкально-исполнительских навыков учащихся.
Структура и основное содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, раскрывается научная новизна и практическая значимость, даются сведения об апробировании данной работы, формулируются положения выносимые на защиту.
Первая глава
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Результаты исследования в процессе описанной выше творческой деятельности доказывают действенность выбранных нами направлений развития младших школьников:
1) уменьшаются стойкие негативные переживания и ощущения (нежелание выступать, угнетённое или возбуждённое настроение, учащённое дыхание, тремор конечностей) - у 87% участников эксперимента;
2) устраняются стойкие срывы исполнения музыкальных произведений не сцене - у 57% участников эксперимента;
3) общие предконцертные перевозбуждения и сонливость трансформируются в целенаправленное обдумывание предстоящего исполнения - у 62% детей;
4) развивается стойкая потребность в музыкально-исполнительской сценической деятельности - у 78% участников эксперимента;
5) интерес к творческим формам работы над музыкальным произведением сопровождается быстрым и точным запоминанием нотного текста, сокращением времени изучения музыкальных пьес, накопление обширного музыкального репертуара - у 81% участников;
6) формируется длительная концентрация внимания на процессе изучения и исполнения музыкальных произведений - у 62% участников эксперимента;
7) снижается личностная (у 30-42% участников) и реактивная (у 2522%) тревожность;
8) выравнивается самооценка - у 42% участников эксперимента;
9) с освоением дополнительного музыкального инструмента расширяются представления о тембральных возможностях исполнения музыкальных произведений на фортепиано, развивается колористический слух;
10) приобретение дополнительных знаний в смежных с музыкой областях искусства сокращает разрыв между овладением исполнительскими умения и навыками и эмоциональноинтеллектуальным развитием младших школьников, что интенсифицирует процесс музыкального образования учащихся;
11) повышается психологическая и физическая выносливость учащихся и работоспособность - у 89% участников эксперимента;
12) формируется способность изображения в рисунках настроений и оттенков исполняемых музыкальных произведений -0 у 93% участников эксперимента;
13) повышается уровень притязаний, что способствует росту профессиональных исполнителей из числа обучающихся в классе специального фортепиано - у 62% «участников эксперимента;
14) совершенствуется техника игры на фортепиано, повышается мышечная и пальцевая активность, амплифицируется восприятие музыкальных произведений - у 72% участников эксперимента;
15) развивается чувство удовольствия от участия в коллективных формах музицирования (92%); достигается ритмически и динамически синхронность исполнения ансамблевой музыки (73%);
16) наблюдается большее взаимопонимание педагогов ДШИ с учащимися в процессе работы над музыкальными произведениями и подготовки к сценическому исполнению - 85%.
Применение теста «Корректурная проба», определяющего особенности внимания в контрольной и экспериментальной группах, показало наличие низкого, среднего и высокого темпов выполнения задания. Причём у учащихся экспериментальной группы с повышением темпа выполнения задания уровень переключаемости внимания оставался стабильным, а у учащихся контрольной группы этот уровень увеличился. Уровень переключаемости внимания значительно ниже и стабильнее в экспериментальной, группе; в контрольной группе этот показатель внимания нестабилен на всём протяжении выполнения тестового задания. Уровень концентрации внимания в экспериментальной группе более стабилен по сравнению с уровнем названного показателя в контрольной группе.
В целом теоретико-методическом плане доказана целесообразность использования комплекса внутренних взаимосвязей различных видов деятельности в классе фортепиано, обусловленного разнообразием форм репродуктивного, исполнительского и творческого исполнительского и художественного развития ребенка в представленной модели обучения в ДШИ. Внешние связи представлены нами в виде обучающих творческих сред, взаимодействие которых создает развивающий эффект.
Под творческой средой в классе фортепиано мы понимает психологическую открытость педагога и ученика к диалогическому общению, результатом которого является создание индивидуального художественного образа музыкального произведения и качественно новых продуктов музыке (импровизация, сочинение музыки), и других видах искусства (изобразительной деятельности, театральных постановках, литературных эссе, сочинениях, сказках). Компонентами творческой развивающей среды в нашем понимании выступают: 1) развитие воображения средствами изобразительной деятельности /аппликации, лепка, рисунки к изучаемым произведениям, комбинирование образа музыкального произведения из нерукотворных подручных природных средств /сосновых шишек, камней, ракушек, цветов, птичьих перьев, костей рыб, семян, плодов, корней, коры, веточек, листьев, деревьев, кустарников/, изображение образов пьес цветовыми пятнами и кляксами; 2) развитие способности к вербализации экспрессивных музыкальных впечатлений посредством написания сочинений-впечатлений и литературных эссе, музыкальных сказок, поиска аналогий и контрастных сопоставлений изучаемым пьесам в литературе и поэзии; 3) развитие интереса к актерской деятельности как составляющей деятельности музыканта-исполнителя в процессе создания пластического образа изучаемой пьесы, где ощущение фактуры достигается посредством показа объёма, веса, занимаемого в воображении ребенка пространства музыкального образа; через мимические, речевые и пластические импровизации , подготавливающие к постановке сказок, написанных совместно с педагогом; 4) развития музыкальной интуиции в процессе сравнения музыкальных интонаций со звуковой окружающей средой (крики птиц и животных, интонации человеческой речи, звуки городской жизни и природных явлений), составления музыкальных кроссвордов и ребусов, сочинение собственных вариантов заключительных построений (кадансов) в изучаемых пьесах, обучение импровизации, участия в создании и воплощении в классных занятиях игр-упражнений, формирующих способность к эмпатии и ассоциативности мышления; 5) расширение исполнительских 'возможностей, заключающееся в обучении на втором музыкальном инструменте, вокалу; в участии в детском музыкально-шумовом оркестре и вокальном ансамбле.
Как показало исследование, традиционный урок фортепиано представляет собой репродуктивную или репродуктивно-творческую среду развития ,так как даже воспроизведение действия или действие по образцу сопровождается привнесением собственного видения этого действия, следовательно, элементов новизны (Д.Б.Богоявленская); поэтому репродуктивная музыкальная деятельность - воспроизведение нотного текста - уже по сути своей является творческой . Развивающей музыкальной средой традиционного урока фортепиано выступают: 1) изучение музыкальной грамоты, повышение музыкально-теоретической грамотности; 2) развитие пианистических навыков владения инструментом через игры-упражнения, формирующие рациональные игровые движения и техничность исполнения музыкальных пьес; 3) изучение разнообразного по стилям, жанрам, степени сложности и ансамблевому составу музыкального репертуара; 4) формирование эстетического вкуса посредством подбора репертуара для исполнения и слушания, бесед о музыке, композиторах, исполнителях.
Творческий час в классе фортепиано является непосредственной развивающей учащихся ДТПИ творческой средой, где активно обучающая позиция педагога снижается вследствие выдвижения новых задач этого урока. Педагог создает условия для самореализации, самовыражения индивидуальных, возможностей и способностей в музыке и других видах искусства. Ведь музыка и смежные с ней виды искусства вследствие эстетического характера индивидуальных
• проявлений могут стать наиболее благоприятной средой развития у детей творческих способностей и самостоятельного мышления. 4
Концерт-спектакль, представляя собой результат насыщенной и длительной подготовительной работы в репродуктивно-развивающей и творческой развивающей средах, выступает синтезирующей художественно-эстетической средой, в которой учащиеся младших классов ДШИ демонстрируют свои достижения в музыке и смежных видах искусства в театрализованном представлении, раскрываясь не только пианистически, но и актерски, вокально, пластически, как декораторы, костюмеры и организаторы, как художники, выражающие в спектакле личностное видение окружающего мира. В ходе взаимодействия с учащимися класса и педагогом в системе творческих развивающих сред ребёнок обогащает свой внутренний мир, учится выделять значимые для себя образы, ощущения, предметы, формирует собственное отношение к ним, отношения с людьми (как взрослыми, так и детьми), определяет круг.- личных ценностей. Продукты индивидуальной или коллективной деятельности могут быть опосредованным получением педагогом знаний о проблемах освоения музыкального репертуара или результатах изживания детьми внутриличностных конфликтов, возникающих вследствие несоответствия реального уровня владения инструментом и технических, структурно-логических, анатомо-физиологических трудностей в изучении музыкального репертуара и пианистическом развитии в целом.
Ценность концерта-спектакля как художественно-эстетической среды в классе фортепиано в том, что учащийся предстаёт перед окружающими в новом свете - в целостности проявления знаний, чувств и поступков в самостоятельной творческой деятельности.
Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что в процессе творческого развития младших школьников происходит накопление с лухо двигательных и зрительно-двигательных представлений в сознании учащихся. Этот опыт личностного развития проявляется у них в ярких эмоциональных реакциях на музыку, в предвидении развития простых по жанру и форме музыкальных пьес (проверено подпеванием и самостоятельным импровизационным допеванием мелодии), творческой активности в исполнении репертуара.
Наблюдение за ходом музыкального развития детей, вовлечённых в творческую деятельность, дало нам возможность сделать следующие выводы. Эти дети отличаются от детей, обучающихся по традиционной методике, по следующим параметрам: 1) профессиональное музыкально-исполнительское развитие; 2) индивидуально-психологические качества личности; 3) развитость коммуникативной сферы.
Анализ результатов опытно-экспериментального обучения подтверждает верность гипотезы о действенности авторской модели комплексного музыкально-творческого развития младших школьников, основанной на взаимосвязи различных видов художественной деятельности. Итогом такого развития становится формирование следующих новообразований и качеств личности: в сфере мотивации -творческой активности, инициативы, выхода за пределы заданного учебного материала, потребности в самостоятельном творчестве; в сфере сенсорно-перцептивных способностей - синестезии, открытости новой информации, нестандартности видения музыкальных образов; в эмоциональной сфере - ймпрессивной и экспрессивной эмоциональности, амплификации музыкального восприятия; в сфере воображения - созданию и комбинированию художественных образов; в сфере индивидуально-личностных качеств - внутренней свободы, ярко выраженной индивидуальности прочтения музыкального текста, снижению негативного сценического самочувствия, формированию исполнительской культуры.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование творческого развития младших школьников подтвердило влияние различных видов художественной деятельности на повышение эффективности учебных занятий в классе фортепиано Детской школы искусств.
Заключение диссертационного исследования свидетельствует о том, что: анализ теоретических трудов ведущих философов и эстетиков, педагогов и психологов, деятелей музыкально-эстетического воспитания, подкрепленный изучением опыта художественно-эстетического воспитания, убедительно показал, что взаимосвязь различных видов деятельности является оптимальным условием обучения и представляет собой развивающую и воспитывающую среду, активизирующую музыкально- творческое развития учащихся младших классов. При этом:
- выявлена и уточнена закономерная связь между художественным и музыкально-исполнительским развитием детей;
- обоснована многоуровневая модель музыкально-творческого развития учащихся-пианистов средствами разных видов деятельности;
- доказана на практике действенность ведущих положений разработанной методики экспериментального обучения младших школьников в классе фортепиано ДШИ в условиях комплексной взаимосвязи различных видов художественно-творческой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа позволила сделать общие выводы: многозначность содержания музыки и многоаспектность работы ученика-пианиста над её исполнительским воплощением подтверждает актуальность проблемы взаимосвязи различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано; определение путей её, решения тем более важно, что она касается и формирования личности юного музыканта, развития его творческого потенциала, способности к самовыражению, потребности в постоянном общении с музыкой, интереса к учению;
- выявление перспектив воздействия на целостную личность младшего школьника обнаруживает необходимость в создании насыщенной творчески развивающей среды, которая может быть обеспечена взаимосвязью трёх организационных форм работы; такая среда создаёт атмосферу творческого сотрудничества и предоставляет широкие возможности для включения в учебный процесс различных видов художественной деятельности детей : в области собственно музыкального развития (слушание, пение, дирижирование, импровизация, музицирование), в области общехудожественного щ развития (рисование под музыку, пластическое интонирование, театрализация), в области общехудожественного развития (общение, сотворчество педагога и ученика, собственно учение и самообразование, игровая деятельность);
-реализация модели музыкально-творческого развития младших школьников подтверждает предположение о том, что художественно творческое и личностное развитие младшего школьника оказывает существенное влияние на становление его музыкально-исполнительских способностей, причём опережающее воздействие первого определяет максимальную эффективность второго.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сударчикова, Лилия Геннадиевна, Москва
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983. - 112 с.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1979.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано М.,1978.
4. Алексеев М.А и др. О механизмах координации ритмических движений // Вопросы психологии, 1965. № 5.
5. Аллаяров Х.А. Музыкотерапия в трудах аль-Фараби // Здравоохранение Казахстана. 1980, № 2.
6. Альтман Я.А., Дубровский H.A. Пространственный слух // Физиология сенсорных систем. Ч. 2, Л., 1972.
7. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973.
8. Аминов H.A., Гусева Е.П., Левочкина A.A. Природные предпосылки общительности у школьников педагогических классов // Новые исследования в психологии. 1986, № 2.
9. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет // Педагогический поиск.-М., 1987.
10. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1983.
11. Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.
12. Ананьев и др. Индивидуальное различие человека и константность восприятия. М., 1968.
13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т. -М., 1980.
14. Ананьев Б.Г. Теория ощущений, Л., 1961.
15. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Л., 1962.
16. Аникеева М.И. Воспитание игрой. М., 1987.
17. Античные риторики. М., 1978.
18. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии, 1962, № 7.
19. Анохин П.К. Предисловие // Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства. М, 1966.
20. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
21. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М., 1968.
22. Артоболевская А.Д. Дети и музыка. М.,23. Аршншк
23. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
24. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. -М., 1971.
25. Асафьев Б.В. Речевая интонация. M.-JL, 1965.
26. Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе в психологическом анализе деятельности // Вопросы психологии, 1978, № 1.28. Ауэр Л.
27. Афанасьев В.Г. Системность и общество. -М., 1980.
28. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию // Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983.
29. Бабанский Ю.К. Процесс обучения // Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М., 1983.
30. Бабаханов М.А. Учебно-творческая работа в школьном театре и ее воспитательное воздействие на старшеклассников. -Автореф. . дисс.канд.пед.наук. Ташкент, 1991.
31. Баренбойм Л.А Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.-Л., 1969
32. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. -Л., 1989.
33. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.
34. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.
35. Батищев Г.С. Понятие целостного развития человека и перспективы комплексного воспитания. Ростов-на-Дону, 1977.
36. Батурина Л.А. Музыкотерапия как лечебный физический фактор // Ш съезд психотерапевтов и курортологов Украины, -Одесса, 1979.
37. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. М., 1986.
38. Бекеши Г. Ухо // Восприятие, М., 1974.
39. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
40. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
41. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. -М., 1924.
42. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
43. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству. Автореф. дисс.канд.пед.наук, - М., 1977.
44. Бердяев. Философия свободы или поступка. Смысл творчества. М., 1989.
45. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,
46. Бернштейн H.A. Исследования по биомеханике фортепианного удара. М., 1930.
47. Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
48. Бернштейн H.A. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса // Музыканту-педагогу. М., 1939.
49. Бжалава И.Т. Установка и поведение. М., 1968.
50. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
51. Бирзкопс Я.Я. творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореф. дисс.канд.пед.наук, М., 1979.
52. Благой Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966.
53. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. И., 1972.
54. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания. M.-JI., 1964.
55. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
56. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
57. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.
58. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. JL, 1970.
59. Божович Л.И. Личность и ее восприятие в детском возрасте. М., 1966.
60. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. -Минск, 1974.63. Бонтендайк Ф.
61. Брейбург A.M. Значение физиологического учения академика И.П.Павлова для музыкальной педагогики и музыкального исполнительства. Вып. 1. М., 1954.
62. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская исполнитель и педагог. -Л, 1978.
63. Брунер Дж. Процесс обучения. М., 1962.
64. Брусиловский Л.С. Отношение психических больных к музыкотерапии. Тамбов, 1977.
65. Букреев И.С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1983.
66. Буске М.М. Что заставляет нас играть? Что заставляет нас учиться?. Проспект №4, 1986.
67. Бучинский Г.Д. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ // Воспитание пианиста в детской музыкальной школе. Киев, 1964.
68. Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран: Вып, 1. М., 1962.
69. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 1966.
70. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка (Взаимовлияние и синтез искусств) // Эстетика и жизнь. Вып. 4. -М., 1975.
71. Васильев В.И. Проблема обучения распознаванию образов: Принципы, алгоритмы, реализация. Киев, 1989.
72. Вейсова З.А. Типологические различия восприятия музыки и музыкотерапия // Психологическая наука и общественная практика. 4.2. М., 1983.
73. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. -Л., 1964.
74. Веккер Л.М. Психические процессы. В 2-х т., М., 1971.
75. Векслер А. Принципы К.С.Станиславского и музыкальное исполнительство // Советская музыка, 1951, № 10.
76. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М„ 1973.
77. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
78. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980.
79. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.
80. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
81. Волков И.П. Учим творчеству, М., 1982.
82. Волков И.П. Цель одна дорог много. - М., 1990.
83. Волков Н.П. Цвет в живописи. М., 1965.
84. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М,, 1964.
85. Вопросы музыкознания. Т. 3 . М., 1960.
86. Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Вып.2. - Свердловск, 1976.
87. Восприятие и мышление: Сб. статей. М., АПН РСФСР,1962.
88. Вуд Г.Дж. О дирижировании. М., 1958.
89. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
90. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956. - с.
91. Выготский JT.C. Педагогическая психология / Под ред В.В.Давыдова. М., 1987. - 344 с.
92. Выготский JT.C.Собрание сочинений: в 6-и т. АПН СССР / Гл. ред. A.B.Запорожец. - М., 1982.
93. Вылгина Н.С. Взаимосвязь учебкой и внеучебной работы как условие повышения эффективности связи обучения с жизнью // Об условиях и путях совершенствования учебного процесса. -Хабаровск, 1977.
94. Гаврилин В. Заметки о восприятии музыки // Музыка -детям. Вып. 1.-JI., 1970.
95. Гадамер Х.Г. Истина и метод.
96. Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий. М.,
97. Гарбер Л.А. О психологических основах формирования музыкальных способностей у детей // Детская и педагогическая психология. Вып. 2. М., 1963.
98. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе. -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1990.
99. Гаупи. Психология ребенка. Спб, 1924.
100. Гегель Эстетика. Т.З., М., 1971.
101. Гильбух Ю.З., Костюк Л.Б. Проблема функциональной музыки в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1971, № 3.
102. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. -М., 1960.
103. Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1961.
104. Глазырина Е.Ю. Взаимодействие урока музыки и внеклассных занятий в Формировании музыкальной культуры младших школьников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1991.
105. Глоцер В. Дети пишут стихи. М., 1964.
106. Голованевская З.П. Стимул жизненно-практического значения знаний как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроке: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1980.
107. Голубева Э.А. и др. Изучение психофизиологических предпосылок успешности музыкальной деятельности студентов //
108. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции «Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны». Клайпеда, 1985.
109. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии, 1986, № 5.
110. Голубовская Н.И. Искусство педализации. Л., 1974.
111. Горбунова Г.А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисование с натуры. Автореф. .дисс.канд.пед.наук, М., 1995.114. Горецкая Н.В.
112. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. Монография, М., 1999.
113. Готлиб А. Воспитание творческой самостоятельности // Советская музыка, 1962, № 1.
114. Готсдинер A.J1. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2, -М., 1980.
115. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.190 с.
116. Готсдинер A.JI. О восприятии и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981.
117. Готсдинер А.Л. О методике исследования процесса восприятия музыки на основы записи и анализа электроэнцефалограммы // Герценовские чтения. Л., 1969.
118. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
119. Готсдинер А.Л. Формирование музыкально-слуховых представлений и выработка звуковысотных дифференцировок у школьников с плохими слуховыми показателями // Методы активизации эстетического воспитания в школе. Л., 1968.
120. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М.,1961.
121. Гржибовская Р.Н. Работа над музыкальным произведением без инструмента// Вопросы инструментальной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Уч. записки. -М., 1971.125. Гросс К.126. Гуг-Гельмут Г.
122. Гудайте Г.К. К вопросу об эффективности музыкотерапии //Вопросы курортологии и физиотерапии. Паланга, 1983.
123. Гурфинкель B.C. и др. Регуляция позы человека. -М.,1965.
124. Гусев В.Е. О специфике восприятия в фольклоре (К проблеме синестезии в искусстве) // Творческий процесс и художественное восприятие. JL, 1978.
125. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. -М.-Л., 1963.
126. Гусева Е.П., Медянников А.И. Связь психофизиологических особенностей с музыкальностью на начальных этапах обучения // Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда,1985.
127. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
128. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,1986.
129. Демков М.И. Краткая история педагогики. -М., 1917.
130. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. -М., 1935.
131. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка, Л., 1978.
132. Долгих Н.П. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся при обобщении учебного материала. -Автореф. . канд.пед.наук, М., 1981.
133. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников // Педагогические и психологические исследования. Вып. 6.-М., 1975.
134. Дункан А. Моя исповедь // А.Дункан в воспоминаниях современников. Алма-Ата, 1990.
135. Жданова С.Н. Дифференцированный подход к развитию восприятия музыки у девочек и мальчиков в младшем школьном возрасте. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1996.
136. Жерносеков Н.К. Процесс обучения и развития. -Воронеж, 1973.
137. Занков Л.В. Обучение и развитие. М., 1975.
138. Занков Л.В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. М., 1958.
139. Запорожец A.B. и др. Восприятие и действие. -М., 1967.
140. Запорожец A.B. Избранные психологические труды в 2-х т.-М., 1986.
141. Зарицкая Р.Н., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых // Вопросы изучения и воспитания личности. Т.2., М., 1929.
142. Захарова H.H., Авдеев В.M. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки. Л., 1982.
143. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества// Эстетические очерки. Вып. 2. - М., 1967.
144. Зинченко П.И., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.
145. Зорина Л.Я. Дидактические основы системности знаний. -М., 1978.
146. Ильин E.H. Искусство общения. М.,
147. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии, 1971, № 5
148. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1994.
149. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1983.
150. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.155. КмрминШ.
151. Калгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Шт ейнера. М., 1993.
152. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
153. Кант. Избранные сочинение. М., 1964.
154. Каузова А.Г. Полифонический слух и его развития в процессе обучения музыке. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1982.
155. Кечхушвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки (О внемузыкальных представлениях в эстетическом восприятии музыки) // Вопросы музыкознания: Сб. статей, т.Ш. -М., 1960.
156. Кимеклис Г.Ф. О роли аналитического мышления учащихся-пианистов при изучении ими музыкальных произведений // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. М., 1973.
157. Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности // Вопросы психологии, 1989, №2.
158. Кирюшин В.В. О принципах эмоционально-образной педагогики // Игра. Творчество. Одаренность. М., 1992.
159. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. -М., 1984.165. Клейн М.
160. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
161. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969.
162. Козырев Б. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 2. - М„1985.
163. Колобаев В.К. психология восприятия и организации учебного материала // Вопросы психологии, 1989, № 6.
164. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. М., 1988.
165. Коменский Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935. Т. 1.
166. Конопкин O.A. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии, 1995, № 1.
167. Копленд А. Музыка и воображение (главы из книги) // Советская музыка, 1968, № 2.
168. Коровин А.Н., Шаблевич В.Л. Опыт применения музыкотерапии при лечении депрессивных состояний // Новые методы терапии психических заболеваний. — Свердловск, 1988.
169. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. М., 1980.
170. Коссов Б.Б. Зависимость структуры восприятия от индивидуальных особенностей человека // Восприятие и мышление. -Вып. 120, М., 1962.
171. Коссов Б.Б.О некоторых условиях возникновения обобщенных ассоциаций // Зрительное восприятие. М., 1964.
172. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.,1971.179. Костюк Г.С.
173. Котляр Г.М., Морозов В.П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий // Речь и эмоции: Материалы симпозиума. Л., 1975.
174. Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
175. Кривошеев Ю.И. Формирование у младших школьников интереса к музицированию на народных инструментах. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1995.
176. Крутецкий В.А. Психология. -М., 1986.
177. Кулаковский Л.В. Искусство А.Дункан // Музыкальная жизнь, 1978, № 15.
178. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М., 1966.
179. Лахмостова Л.В. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской детской музыкальной школе на современном этапе. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1997.
180. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
181. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.
182. Леонтьев А.Н., Овчинникова O.B. Анализ системного строения восприятия // Доклады АПН РСФСР, № 3, М., 1958.
183. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1975.
184. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
185. Лернер И .Я. Учебно-воспитательный процесс как система //Новые исследования в педагогических науках, 1985, № 1; 1986, № 2.
186. Лехман Я.Б. Физиология активности и высшая нервная деятельность. Л., 1963.
187. Лёвочкина И.А. Роль физиологической активности в особенностях проявления музыкальности у младших школьников // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции человека. Свердловск, 1985.
188. Лёвочкина И.А. Своеобразие проявления музыкальных способностей и их связь с некоторыми особенностями нервной системы // Новые исследования в психологии, 1986, № 1.
189. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.
190. Ложникова Л.А. Опыт составления программ функциональной музыки // Функциональная музыка. М., 1977.
191. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
192. Лук H.A. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977.
193. Люблинская A.A. Природа актизности и её значение в развитии школьника // Уч. записки ЛГПИ, № 300. Л., 1967.
194. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З.-М., 1971.
195. Мазель Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. М., 1965.
196. Майкапар С.М. Абсолютный слух, Спб, 1925.
197. Малинко&сш Aß. Ьь/рязителькое интониромни&-М.,19
198. Максимова С.И. Условия формирования творческой личности дошкольника и младшего школьника в семье в конце XIX начале XX веков. - Автореф. . дисс.канд.пед.наук. - М., 1999.
199. Мальцева Е.А. Абсолютный слух и методы его развития // Сборник научных работ физиолого-психологической секции ГИМН, вып 1,М., 1925.
200. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
201. Мартынов А. Исповедимый путь. М., 1990.
202. Мастера советской пианистической школы / Под ред. А.Николаева. М., 1961.
203. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989, № 6. С.29-33.
204. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М., 1976.
205. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
206. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников//Вопросы психологии, 1989, № 1,
207. Менчинская H.A. проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
208. Менчинская H.A. Психологические приемы формирования научного мировоззрения школьника. М., 1968.
209. Методические рекомендации по применению программ функциональной музыки на производстве. Пермь, 1975.
210. Мильштейн Я. К.Н.Игумнов. М., 1975.
211. Миронов A.A. О некоторых вопросах психологии чувств и их роли в художественном восприятии и творчестве // Вопросы психологии, 1969, № 6.
212. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. -М., 1966.
213. Мордкович В.Г. Активность как философская категория, -Курск, 1968.
214. Музыкальная энциклопедия. Т.6., М., 1982.
215. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
216. Надирова Л.Л.Рш»тие впятим хпоакпкоънл юзыки.-Мпт
217. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 1996.
218. Назайкинский Е.В. О константности восприятия музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып.2. М., 1973.
219. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия-М., 1972.
220. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии, 1982, № 5.
221. Наумова Т.С., Попова Н.С. О роли анализаторов в системной деятельности // Успехи физиологических наук, 1972, т.З, №2.
222. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М., 1967 .
223. Неменский Б.М. Распахни окно. М., 1974.
224. Немирович-Данченко В.И. Статьи. Речи. Беседы. Письма. -М., 1952.
225. Николаев JI.B. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка, 1935, №№ 7-8.
226. Новые исследования в педагогических науках. 1965, №138.
227. Общая психология / Под ред. Л.В.Петровского. М.,1976.
228. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1975.
229. Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1981.
230. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. -М, 1975.
231. Орлов Г. Психологические механизмы музыкального 239.
232. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности//Вопросы психологии, 1996, № 1.
233. Очерки по истории советского фортепианного искусства. -М., 1979.
234. Ошанин Д. А. и др. О природе образа-эталона в процессе опознания вариативных объектов // Вопросы психологии, 1968, № 5.
235. Панкевич Г. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки, Вып. 2. М., 1967.
236. Панько В.П. Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1983.
237. Пасынкова A.B., Руднева С.Д. Роль моторных компонентов в восприятии музыки // Тезисы 5-й научно-практической конференции по вопросам развития певческого голоса, восприятия и музыкального слуха. М., 1977.
238. Петренко В., Кучеренко В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестнику МГУ, сер. 14, Психология, 1988, № 3.
239. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
240. Платон. Избранные сочинения. М., 1987.
241. Плутарх. Изречения спартанцев // Застольные беседы. -Д., 249.
242. Повышение эффективности обучения в начальной школе / Под ред. В.В.Давыдова и Я.А.Пономарева. М., 1963.250. Подьяков H.H.
243. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал, 1991. Т. 12 № 1.
244. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
245. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М., 1976.
246. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии. М., 1983.
247. Порфирий. Жизнь Пифагора // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
248. Проблемы методологии системного исследования. М.,1970.
249. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.,1986.
250. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
251. Психология младшего школьника / Под ред. И.П.Румянцева. М., 1960.
252. Раабен Л. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. -Л., 1959.
253. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ докт. пед. наук. - М., 1999.
254. Ражников В.В. Диалоги о музыкальной педагогике. М.,1994.
255. Растопчина Н.М., П.А.Серебряков // В фортепианных классах
256. Ленинградской консерватории. Л., 1968.
257. Ригина Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки // Музыкальное восприятие школьников . М., 1975.
258. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
259. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств. -Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1997.
260. Рубинштейн С.Л, О мышлении и путях его исследования. -М., 1958.
261. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. -М., 1989.
262. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика музыкальных движений. -М., 1972.
263. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможностях теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
264. Рузавин Т.И. Методы научного исследования. М., 1974.
265. Рыбкина Н. О развитии музыкально-творческих способностей детей // Дошкольное воспитание, 1980, № 6.
266. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. Автореф. . дисс.докт.пед.наук. - М., 1997.
267. Савшинский С. И. Детская фортепианная педагогика// Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. - М., 1976.
268. Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л.,1968.
269. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М., 1985.
270. Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. -М., 1962.
271. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971.
272. Соловьева А.И. Формирование художественного образа музыкального произведения у детей ( в процессе обучения игре на фортепиано). Автореф. дисс-канд.пед.наук, М., 1953.
273. Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М., 1988.
274. Сохор H.A. Социальная обусловленность мышления и восприятия//Проблемы музыкальной мышления. М., 1974.
275. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. М., 1971.
276. Спасская H.A. О формировании пианиста-исполнителя // Научно-методические записки Уральской консерватории, Вып. 6. Свердловск, 1970.
277. Спенсер Г. Происхождение и деятельность музыки // Научные, политические и философские опыты. Т.2. Спб, 1989.
278. Спиваковская A.C. Игра это серьезно. - М., 1981.
279. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1938.
280. Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1963.
281. Стреляу Я.Психо/ргид леги&нос™
282. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1997.
283. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр.293.
284. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск, 1981.
285. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М„ 1988.
286. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., 1988.
287. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР, 1949, № 11.
288. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М., 1947.
289. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961.
290. Терентьева H.A. Художественно-творческое развития младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М., 1990.
291. Тудоровский A.A. Вопросы детского музыкального образования // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. -М-Л., 1965.
292. Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазер. М.,1990.
293. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся. -Собр. Соч. т.6. М.-Л., 1949.
294. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8. М., 1950.
295. Фрейд 3. Психологические этюды. -М., 1912.
296. Фукидид. История. Л., 1981.
297. Хайкин Р.Б. Восприятие живописи при психических расстройствах // Психологический журнал, т.9, 1988, № 2.
298. Халфин Ю.А. Формирование творческой личности в школьном полифоническом театре. Автореф. . дисс.канд.пед.наук. - М., 1994.
299. Ходжамкулиев П.К., Джумаров А.Д. Музыкотерапия в отолангигологии // Здравоохранение Туркмении. 1979. № 9.
300. Хорафас Д.Н. Системы и моделирование. М., 1967.
301. Хоруц Л.Е. Активность, деятельность и познание Курск,1968.
302. Цуккреман В.А. О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970.
303. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
304. Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.
305. Чернов Ю.С. Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов процесса усвоения учебного материала младшим школьником. Автореф. . дис.канд,пед,наук, М., 1991.
306. Чумичева P.M. Взаимосвязь искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. . дисс.докт.пед.наук. - Ростов-на-Дону, 1995.
307. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982,. -т.З, № 5; 1983. -т.4, № 5.
308. Шалавеювене Г. Музыка как средство борьбы с монотонностью // Охрана труда. М., 1975.
309. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.,1982.
310. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства // Музыка в школе, М.,1950.
311. Шеварев П.А. Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника. М., 1959.
312. Шехтер М.МС. Психологические проблемы узнавания. -М., 1967.
313. Шишляникова Н.П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе. Автореф. дисс.канд.пед.наук. - М., 1997.
314. Шноль С.Э., Замятин А.А. Возможные биохимические и биофизические основы творчества и восприятия ритмических характеристик художественных произведений // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
315. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. -М., 1960.
316. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947.
317. Щетинин М.П. Вырастить уникальное в каждом // Музыка в школе, 1988, № 2.
318. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
319. Щуркова Н.Е и др. Новые технологии в воспитательном процессе. М., 1994.
320. Экспериментальная психология / Ред.-сост. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып. 4. М., 1973.
321. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
322. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.,1989.
323. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1. -М., 1972.334. Якиманская И.С.
324. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. -М., 1936.
325. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., 1964.
326. Яковлева Г.В. Некоторые вопросы обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкального образования. Саратов, 1969.
327. Ямвлих. О пифагорейской жизни // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
328. Ямпольский А.И. О методике работы с учениками. Вып. 1.-М., 1959.
329. Ярошевский М.Г. 11а путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество. М., 1972.