Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациональной школы Дагестана (культурологический аспект)

Автореферат по педагогике на тему «Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациональной школы Дагестана (культурологический аспект)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Газалиева, Миясат Шейховна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы в условиях многонациональной школы Дагестана (культурологический аспект)"

". - московский пщГФШЕский ' :: '

ГОСЩРСГШМЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Ленина

Специализированный совет Д 053.01.04

На правах, рукописи

ГАЗ АЛИЕВА Мия саг Шейх овна

ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ И ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В УСТОБНХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКСИШ ДАГЕСТАНА . / КЗНЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АШЕКГ /'

13.00.02 - методика преподавания литературы

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени каадвдага педагогических яаук

Москва 1991

Работа выполнена в Московском ордена Ленина в ордена. Трудового Красного Знамени педагогическом государственном, университете имени В.И.Ленина -

Научный руховодител ь: ' i^DKTop педагогических наук, профессор U.B.4EPKE3CBA

Официал ь н ы е о п п о н ен т ы:

„ доктор педагогических наук,

' ' V"профессор Т.Ф.Ю^ЩШОВА " ; ;

» кандидат филологических наук,

старшй научный сотрудник И.Х.МАЙОРОВА.

Ведущая организация дагестанский государственный 1 университет имени В.И.Ленина

Заядата состоится " года в /¿Лас,

на заседанииспециадизированного ответа Д 053.01.04 по защите диссертаций на соискание ученой: степени доктора наук при Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина . , по адресу: Москва,ул. Малая Пироговская, д.1, ауд.204.

'' ; ' V'-":'"--'""-.'-^ ■-'.'.;: •

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МП? 1 имени В.И.Ленина по адресу: Москва, ул. Малая %роговскаяД.

; Автореферат разослан

1 Ученый секретарь специализмованного .

совета А.П.ЕРЕМЕЕВА b'Aßc &

- - - ..... ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темн исследования .В числе основных процессов развития современного общества, обусловленных реалиями последних трех четвертей XX века, ведущим представляется становление вз л-мосвязанного а целостного мира, обеспечивающее не только будущее разрешение глобальных проблей и тем самым вшивания человечества, но и реальные возможности всеобщего прогресса.

Возможность, равно как и необходимость преодоления огромного груза исторически накопленного недоверия между народами, осознание общности людей заложены.'а объективно детершшрован эй самой природой человека идее диалога культур. На смену стихийному взаимодействию культур доля л о прийти действительно полнокровное п взалмообогацающее общение, диалог, а вместо сознательного акцентирования всевозможных различий / социально-классовых. политических, религиозных, этнических / должно прийти обнаружение и осознание общности всех народов. Вот почему диалог культур есть единственно возможная альтернатива противостоянию народов, порочной вдее национальной исключительности.

Особенно актуальной и плодотворной ццея диалога культур д' кна стать в нашей стране. Сегодня, когда стремительный рост национального самосознания выразился не '. шло в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности, на передний план выступают задата воспитания поколения тех, кто дсяхен будет преодолеть нынешнее а,тут нее время. В этой связи пол ас и создание оптимально - условий взаимосвязанного изучения, русской и родной литературы в средней шкоде выступает в качестве одного из слагаемых решения поставленной проблемы. Литература в силу своего особого нолаке-ния в системе художественной культуры содержит огромные возможности в плане воспитания л развития личности. Взаимосвязанное постижение двух национальных литератур дсаисно привести к диалектическому снятию отчуждения учащих ей от родной культуры и глубокому усвоению другой, новой для них культуры. Культурологическое, осмысление проблемы взаимосвязанного изучения русской и дагестанской литературы в условиях многонациональных школ Дагестана мскет быть рассмотрено в качестве возможного пути оптимизации преподавания литературы в средней школе. 4

Постановка данной проблемы приобретает! дополнительную значимость в связи с тем, что ее реиение расширяет радаи сущесгвукшяа сегодня подходов к вопросу о взаимосвязанном изучении литературы

в условиях многонациональных по составу республик.

Степень -научной разработанности проблемы. Вопроса взаимосвязей русской и родной литератур! в процессе преподавания русской литературы в разных аспектах ставились и разрабатывались в католической науке. В трудах М.М.Абдув^иевой, Б.Ф.ИнфантьеваД.А. Клуыбигь, А.Г.Лооева, К.В.Ыальцевой, И.Х.1.1айоровой, А.А.Немсадзе, А.В.Рыжеволовой, Б.А.Ходаибаавой, М.В.Чэркезовой, Л.А.Шеймана и других исследователей наметились пути и формы изучения русской литерат. _ы в ее взаимосвязях с родной. При этом на конкретном материале раскрывались такие форш реализации взаимосвязей двух литератур, как ознакомление школьников с русско-национальиши литературными связями, и си 1ьзоваш;е фактов контактных связей, обращение к краеведческому материалу, выявление общности тематики в творчестве писателей обеих литератур, раскрытие бдг-отворного взаимоьоздействия писателей.

В работах И.Х.Майоровой обобщен и развит одыт методистов отдельных республик и предложена классификация многообразных: форм изучения литературных связей. хВсомш и перспективным вкледш в методическую науку явлшс ся работы М.В.%ркезовой, в которых рассмотрены вопросы типологической общности русской и родной литературы, выдвинут и обоснован принцип общности и национального своеобразия литератур различных народов, вокруг которого органично объединяются вопросы межлитературных и межпредметных связей. Что касается предложенного нами культурологического аспекта рассмотре ния данной проблемы, то он практически не исследован в методической лауке. в »том плане интерес представляют работы Л.А.Шеймана, в которых выдвинута вдея сшряяения двух слове сно-хуцске сгвенннс культур, однако данная вдея используется методистам в целях учет* и кор^кции восприятия учащимися неродной литературы. Обращение к идее сопряжения двух культур рассматривается нами в целях боле« глубокого постижения национальной поэтической традиции, выразившей национальный дух и гений народа, в целях преобразования стиху "ноп и фрагментарное взаимодействия литератур в их полнокровный диалог.

Кроме, того, необходимо отметить, что данное исследование является первым опытом изучения взаимосвязей русской и родной лите] туры в условиях дате тайской школы.

Объектом исследования является процесс преподавания русской и дагестанской литературы в условиях многонациональной школы

Дагестана.

Предметом исследования выступает сопоставительное изучение русского и дагестгчскаго фольклора в контексте методики преподавания русс:ой литературы в 5-9 классах и методики преподавэ • 1шя дагестанской литературы в 10 массе.

Даль настоящего исследования - поиск путей и способов повышения оффеяишюстл преподавания русской и дагестанской лите ратуры в целях углубления литературного развития школьников, решения проката преодоления отчуздения учащихся от родной культуры, воспитание интереса-а увахення.к различит надишальннм к'пьту-ргш.

Наблюдения за процессом изучения лштературн в школе и обоб-. хошшо данные кокстгизрузощего среза эксперимента позволили сформулировать гипотезу; ослл опираться яа культурологический аспект взаимосвязанного изучения русской л дагестанской литера! ^¿ы в р&чзах соответетзуякгпх учвбпнх предметов, форлой реализации которого выступает сопоставительный анализ хщсавсгветшх произвело- • пай, то на зтоЗ основе шшю добиться повыаення эффективности преподавания предметов, эстетического освоэяйя произведения как способа хуцаззственного ввдешш шра, формирования более гибкой мировоззренческой системи, аюссбстр-жщаЗ обману общечеловеческими духовными данностями, объективно ссдерсадашся в какдоЯ национальной куяьгурэ.

Для реализадин поставленноЗ пели п проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи: -

1. Изучить современное состояние проблемы взаимосвязанного изучения русской а родне! литературы в штодпха, пкальяой практике преподавания предметов.

■ 2. Ваявить уровень знаний и интереса учаящея к родной ху-дскестЕенноа культуре.

3. Экспериментально вшветь своеобразие восприятия и литературного развития дагестанского школьника,

4. В соответствии с выявленными данными определить пути и ' формы решения данной проблема.

5. Определить тематику, последовательность и взаимосвязь уроков по сопоставит ел ьнсглу изучении фольклорные аанров на уроках русской литературы в 5-9 классах л на уроках дагестанской литературы в 10 классе, обозначить объем изучаемого хулегеествен-яого материала.

6. Рассмотреть и проанализировать на материале сопоставления русского и дагестанского фольклора основные черты их типологической общности и национального своеобразия.

7. Экспериментально обосновать эффективность предложенного подхода к взаимосвязанному изучена русской и родной литературы.

Методологической основой исследования явилось философское положение о диалектике общего, особенного и единичного, труды ведущих отечественных философов, культурологов, методистов, последов. ля по педагогике и психологии.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы ишользоваяись различные методы исследования:

- ютоды теорету чского исследования: изучение философской, психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы, связанной с проблемой исследования;

- социо-ледагогиче ские методы: анализ программ и учебной хрестоматии по предмету, анкетирование учителей и учащихся, анализ устных ответов и письмзннчх работ школьников, беседы с учителя!,® и учэнт,каш, экспериментальная проверка основных полше-ний исследования в прш,_ике преподавания предметов в школе.

Исследование осуще являлось в несколько .этапов. Первый -1988г. -изучение литературы по проблеме диссертации, разработка констатирующего среза »ксперимента.1 Второй этап - 1989г. -проведение массового констатирующего эксперимента и обобщение его результатов. Третий - 1990-1991гг. - теоретическая разработка проблей, проведение опытно-экспериментального обучения,2 систе-ма'.лзация и обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлен на основе широкого социологического исследования уровень национально-русского двуязычия учащихся русских и национальных школ республики.

2. Изучено своеобразна литературного развития да. эстанскога школьника на основе констатирующего среза эксперимента.

\ Предложен и обоснован новый аспект взаимосвязанного изучения русской и родной литературы - культурологический.

4. Разработана методика сопоставительного изучения яанров русского и дагестанского фольклора на основе культурологического

1 Эксперимент осуществлялся в средних общеобразовательных школах Ш, 5а 13, 17 , 27 , 37 , 39 г.Махачкалы, М г.Каспийска, Уйчука линскои и Кумухской школ Лакского района.

2 "кспериыент проводился в школах Ш7 и 27 г. Махачкалы.

эдхода.

5. Обоснована в психологическом алане необходимость взаимо-вязанного изучали русской и родной литературы кап одного из рвдста преодоления кризиса этнокультурной идентичности личнос-и на стадии ее формирования и становления.

Ррактическая значимость исследования. Наблюдения и выводы иссертации могут бить использованы учителями средних обшеобра-ователышх. школ при изучении раздела " Устное народное творчество" в курсе учебных предметов "Русская литература" и "Дагес-■анская литература", результату исследования могут быть ис^оль-юваны при создании учебно-ме£одических пособий по литературе, ¡рограмм и учебников; материал работы макет быть-использован 1реподавателями педагогических институтов в лекционном курсе, спецкурсах по методике преподавания литературы, по курсу дагестанской литературы, на курсах повышения квалификации учи ¡лей-словесников при ИУУ.

Достоверность выводов и рекомендаций исследования подтверждается данными анализа философской, учебно-методической литературы, результатами констатирующего среза эксперимента, которым боло охвачено 329 .учащихся ряда школ гг.Махачкалы и Каспийска, сельских школ Лакского района республики, данными обучающего эксперимента, которым было охвачено 216 учащихся школ г.Махачкалы, наблюдениями и личным семилетним опытом работы в шкшэ автора исследования, данными, полученными в результате чтения лекций авторш учителям-сяовасяикш в Дагестанском институте повышения квалификации учителей, личным участием автора в проведении эксперимента.

Апробация исследования. Основные пслдаенда и результаты исследования излскеян и обсуждены на методическом объединении учителей русского языка а литературы школы 1- 17 г. Махачкалы, на заседаниях аспирантских объединений при кафедре методики преподавания литературы МПГУ имени В.И.Ленина /1990,1Э91гг/, в выступлениях на Ленинских чтениях в МПГУ имени В.И.Ленина ' /1991г/, в докладе на Всесоюзной научно-методической конференции "Совершенствование подготовки учителей словесников з условиях национально-русского и русско-национального двуязычия",проходившей в г.фрунзе с 17 по 19 октября 1990 года, в лекциях на курсах учителей русской и родной литератур« при Дагестанском институте повышения квалификации учителей.

— 6 —

На защиту вшосятся елвдтоцие основные пси скрепя:

1. Оцка из задач школы, функционирующей в условиях полиэтнической общности,-превращение стихийного взаимодействия культур в диалог, диалектику общения, взашообогащешш разных национальных культур, которое мот служить в многонациональной среде источником культурного роста и обновления.

2. Культурологическое осмысление проблемы взаимосвязанного изучения русской и дагестанской литературы в условиях шого-нациои льных школ республики монет быть рассмотрено в качестве возможного методического пути оптимизации преподавай^ литера-, туры в средней ¡икало.- -

3. Взаимосвязан'*"« постижение двух национальных литератур на основе принципа диалога культур способствует формированию эстетически двуязычной личности и одновременно ретает пройпему снят! отчуждения учащихся от родной культуры.

4.. Основным методическим приемом реализации принципа диало культур в процессе изучения русской и родной литературы выступа ет сопоставление, осуществляв joe на различных уровнях постюкени худшественни^о текста.

СТРУКТУР* И ОСНОВНОЕ СОДЕШАНИЁ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулйруется гипотеза, определяются цели и задачи работы, мета дс огическая основа и методы исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость, приводятся данные, подтверкд ющие достоверность исследования, формулируются основные пшскен выно '.ладе на защиту.

В первой главе /"Псих ал ого-педагогические основы проблемы литературного образования школьников в условиях многг'ациональ-ной шкалы Дагестана"/ рассматриваются проблемы двуязычия в условиях школьного обраг вания, вопросы литературного развития да ki'ti стан скот о школьника, анализируются программы и школьная хрестоматия, методические пособия по дагестанской литературе, выявляются особенности восприятия художественных произведений родной и русской литератур учащимися дагестанской школы в своеобразие их литературно-творческих способностей на основе данных констатирующего среза эксперимента.

В настоящих условиях особо выделяются вопросы сохранения а развития национального языка лаге главного носителя национальной культуры, так -ait "разные языки - это но различные обозначения одного и того же предмета, а разные видения его...Путем к; о-гообразпя языков непосредственно обогащается наша знание о миро л то, что нами познается в этда гире; одновременно расширяется док нас и диапазон человеческого существования".'3- На сегодняшний день в Дагестане с населением 1,0 миллионов человек прскива-от более семидесяти национальностей, 34 из которых являются ко-.ровными. В овладегат русским языком дагестанские народы Д' 'иллсь заметных успехов, сложнее обстоит дело с уровнем владения родными языками. По результатам проведенного нами социологического и с- ■ .следования среди учащихся городских школ республики, лишь 3,5$ хорошо владеют родным языком, Ъ0% владеют на бытовом уровне, 10% ив владеют, но понимают, 22,2?вдадеют плохо, 14,3? соверь^нно не владеют родным языком.

Отсутствие преподавания в шкоде родных языков до последнего ' времени обусловило и неумение учащихся писать и читать на языке своего народа, что свидетельствует об отчуждении родного языка па всех уровнях его функционирования и приводит к падению и исчезновению национальной культуры з '"щечном итоге, Возросиее келшше изучения родного языка /92,1%/ у учащихся свидетельствует о росте национального самосознания, ценностных его ориентация.

Ставя и решая проблемы реализации национально-культурных запросов в ш:оле, важно избежать опасности искусственной самоизоляции, поскольку национальная замкнутость неизбекно ведет к духовному оскудению. Принцип диалектического единства общо человеческого и национального как формы его проявления должен стать определяющим в работе шкоды. Важнейшая характеристика полноценного языкового и культурного развития - беспрепятственный диалог языков, культур, способствующий формированию углубленного взгляда на че~. ловека. как на единство индивидуальности и всемирности, поскольку "подлинное национальное самосознание ставит бытие нации в перспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм националХ-ной жизни и национальных интересов. Чукую национальную душу мо-ает почувствовать и узнать лишь тот, кто знает свою национальную душу".2 V .

1 1'умоаяьдт и. изоранные труды по языкознанию. М.,1984.

2 Бердяев н. Судьба России. М., 1990. - С. ÎL26.

С.9.

Достижению этой цели .в немалой степени способствует взаимосвязанное изучение язшов и литератур. Развитие сети шкрж е.. изучением родных языков, совершенствование преподавания предмета в их взаимосвязях, выработка пояснительной мотивации к их изучению, издание учебно-методичвекой ; лтературы, подготовка квалифицированных специалистов позволят школе решить шогие образовательные и воспитательные задачи. '

Полноценное языковое и культурное развитие учащихся предполагает :штерес и глубокое проникновение в мир родной литературы и литературы других народов, в которой выражаются лу.лие чувства народа, его национальный дух и тений. Литературы Дагестана, развивающиеся в силу его многоязычия на девяти языках, складываются в единую по историчеи.им условиям своего развития и по идейно-образному строю дагестанскую литературу, введенную в практику школь тго преподавания в 1971/1972 учебном году, ^учение ее про исходит.в 10-11 классах городских школ на русском языке. Этот факт в совокупности с учет да многонационального состава учащихся, имеющих дело с переводне литературой, создает определенные языковые, пс^ологичес^че и эстетические барьеры для восприятия ее 1 ельниками. В целях выявления уровня знаний и интереса к дагестанской литературе, определения рога русской и родной литературы в ценностных ориентации школьников бьио проведено анкетирование учащихся и учителей, результаты которого показали, что низкий уровень интереса и знания родной литературы обусловлен поздним /в 10 класое/ изучением , к теплу ке факультативным, пред мета, отсутствием квалифицированных специалистов, изолированным изучением предмета. Характерно, что 98$ опрошенных подчеркнули, что негативное отношение к родной литературе обусловлено неприятием уроков /подчеркнуто ими/, однообразных и неинтересных в методическом плане.

Таким образом, необходимо более раннее изучение дагестанской литературы в школе в целях преодоления отчужден!^ учащихся от родной культуры. Взаимосвязанное постижение обеих литератур jäte^ обеспечить существенный сдвиг в преподавании родной литературы и способствовать лучшему'восприятию и усвоению обеих литератур. При этом необходимо учитывать, что если в традиционной национальной школе "родная литература, близкая, и понятная учащим ся, будет способствовать лучшему пониманию и усвоению русской ли тературы" Д.В.Мальцева/, то в условиях преподавания дагесганскс

литературы в городских шкалах русская литература, более близкая и понятная учащимся, будет .способствовать лучшему усвоению дагестанской литературы. Перед методистами стоит задача определения. содержания и 'объема материала литературных связей и сопоставлений, разработка методики их изучения на уроках, усоззершэпство-вания действующих программ по предметам. • ,

Как показали результаты констатирующего среза »ксперикента, в шкале не происходит эстетического освоения проязведений дагестанской литературы как способа художественного. видения мира, что связало и с тем,-что программа не стегщ цели эстетического. развития школьников, рассматривая предмет как "ецо одно средство формирования коммунистического мировоззрения, идейно-политических, и нравственных убеждений учащихся, их активной кизизк-■ ной позиции."-^-Одностороннее понимание цели преподавания предмета обусловило тенденциозный отбор материала.' игнорирование возрастных особенностей учащихся, репродуктивный характер вопросов и заданий хрестоматии, поверхностный анализ произведений, предложенный в методических пособиях^, препятствуют совершенствованию литературного развития учащихся.

Выявление особенностей восприятия дагестанского школьника показало, что на восприятие образов русской литературы оказывает влияние своеобразие национальной культуры, географичоских реалий, эстетических ориентиров, но в целом степень влияния невысока в силу достаточной приобщенности учащихся городских школ к русской литературе и культуре в цел да, Недостатки ь воспрзлтли . учащимися поэтических образов связаны с тем, что ими слабо ос- ; воены средства художественной выразительности, учащиеся не раз- ' личают поэтические традиции русской и родной литературы. Все это приводит к выводу о необходимости целенаправленной работы учителя над поэтикой,что позволит глубже воспринять изобразительные средства языка, своеобразие национальной поэтической-системы в целом.

к§ла"~-1989° дасеэТШ!СК0Й литературе для 10-11 классов,- Махач-

хрестоматии по дагестанской литературе в 10-11 классах .Махачкала.,1987. и др.

Во второй главе /"Взаимосвязанное изучение русской и дагестанской литературы /культурологический аспект/ " нрэдлс&ен л обоснован принцип диалога кул?,тур в качестве основы взаимосвязанного изучения литератур, намечены методические пути реализации культурологического аспекта взаимосвязанного изучения родной и русской литературы в условиях русской школы республики, предложена глетодика сопоставительного изучения различных какров русского и дагестанского фодылора з 5-5 классах на урокам русской литературы и в 10 классе на уроках дагестанской литературы, проанализирована эффективность предложенной мето-' дпкк, апробированной в шкалах города Махачкалы.

Одной кз актуальных задач в области образования является гуманитаризация сродной и высшей шкскы, укрепление связи обучения с пстокжлп яагронатькой культуры, преодоление разрыва между культурой, наукоз! а образованием. Б силу многоплановости п многообразия феномена культуры его однозначное истолкование малоэффективно. 3 нашем исследовании мы опираемся на понятие "духовная культура", которое охватывает р&зру сознания, духовного производства, Литературно-худохесгвенкое творчество народа выступает как составляющая его худахоственкой культуры, включаащей в себя как совокупность художественных ценностей, так и историчес-кз; определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. К сегодня, когда, как отмечают исследователи, "все острее ощущается необходимость рассматривать отдельные нацноначь-1щэ литературы не "изолированно, как замкнутые в себе худскесс-веяние системы, а в тесных генетических, контактных и типологических связях в целях определения роли и места кавдой национальной культуры, соотнесения ее развития с.общими тенденциями и закономерностями развития всемирной литературы"1, необходимо в школыюы преподавании литературы установить .более тесную связь ее с культурой, так как "литература - неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной зпаси."2

Одна из задач' школы, функционирующей в условиях полиэтнической общности, - превращение стихийного взаимодействия культу! в диалог, диалектику общения и взаимообогащения разных национа-

1 Чотжэзова М.В. Русская литература в национальной школе. -М., о 1882. - С. 12.

с Бахтин М. Рстетака словесного творчества. -М.,1979. - С.329.

льных культур, поскольку "каздая культура формирует свой РАЗУМ... Диалог культур и есть'диалог различных форм актуализации всеобщего" Д Опора на принцип диалога культур при параллельном и взаимосвязанном изучении шеет конечной'целью подготовку "эстетически двуязычной личности"/!,Л.Шейман/. Главнейшая задача при таком подходе - обмен общечеловеческими духовными ценностями, развитие мышления и творческого потенциала учащихся. Обмен общечеловеческими духовными ценностями предполагает осознание того, одинаково ли наше понимание критериев общечеловеческих ценностей, насколько адекватно смогут учащие я разглядеть существенное в новом для себя материале, насколько реально сформирована у них потребность в этом.

Основополагающий принцип такого изучения- - сопоставление, "ибо культура живет "своим" и "чужим" и в союзе или в столкновении того и другого возрастает на общую пользу. Культура как таковая, поэтому всегда алпелируот к сопоставлению, сравнению; она не только то место, где раздаются смыслы, но и то пространство, где они обмениваются, "проводятся" и стремятся быть переведенными с одного языка культуры на другой".2 При таком подходе мы обозначим урок не только как проблему знаний, но и как проблему способа мышления, т.е. пути к знаниям и потребности в них, дадим широкую возможность для проявления различных точек зрения учащихся, поскольку встреча двух культур не макет осуществляться без столкновений, искажений, трудностей и сопротивлений как в сознании реального школьника, так и в поле конкретного произве-, дения. Полнота постижения различных культур при таком подходе-обуславливается, как это показано в эстетико-философской концепции М.М.Бахтина, возможностью совмещения двух подходов к литера^ турно-худакест веннымпроизведениям: позиции вживаемости и позиции вненаходимости.

Взаимосвязанное изучение литератур, способствуя, приобщению учащихся к родной культуре, создает реальную основу'диалога и способствует формированию психологически целостной личности. Одной из психологических проблем, которая встает перед человеком,

1'

2

~12 - : ; '

испытьшаошдм вишше двух: культу, является проблема преодоления кризиса ятнокультурной идентичности личности, который выступает как отчуждение личности от культуры, носителем которой она является. Преодоление кризиса отнокультурной идентичности на этапе ее формирования- это не только, социальная, психологическая, но и педагогическая проблема, так как одной из переменных'институциональной поддерски жизнеспособности культурной идентичности личности выступает система образования. Вот почему представляется необходимым поиск путей более скоординированного изучения родной И русской литературы, что позволит успешнее решать и обще об- . разовательные проблемы, и психологические, обусловливающие личностный рост ученика, . . •' .

Методические пути реализации культурологического аспекта взаимосвязанного изучения литература условиях русской школы республики различны:. это я . сопоставительный анализ тематически близких произведений, и сопоставление .творчества.конкретных авторов. С нашей точки зрения, целесообразно начинать с сопоставительного . анализа фольклорных жанров. Общеизвестна роль фольклора ® форма-рованпии развит 'ем личности ребенка, в его художественном мышлении. Фольклор - это своеобразное зеркало, в котором отразились мировоззрение народа, его знания и опыт. Он вбирает в оебя свойственный только носителям данной культуры своеобразный способ мышления^ закрепленный в символах и знаках национального языка. В силу указанного своеобразия фольклора позднее, приобщение к нему приводит к отчуждению'носителей культуры от своих историко-культурных корней.К тому же уникальность дагестанской культура наиболее полно выражена а устном народной.творчестве, поскольку в ■ . письменной форме дагестанская литература возникла в белее поздний период, многие произведения последнего столетия носят подражательный характер и не всегда отракают. особенность худохествен ной культуры горцев. Именно поэтому мы предлагаем при изучении . раздела "Устное народное творчество" в курсе русской литературы выделять уроки на параллельное сопоставительное, изучение соответствующих жанров родного фольклора. В диссертации определена тематика йтих уроков, их последовательность и взаимосвязь, соотношение с материалом русской литературы, определен .объем художественных текстов для сопоставления изучаемого раздела обеих литератур.

- 13-

Поскодьку младший и средний школьный возраст характеризуется в психологическом плане обнаружением своей тождественности, идентичности / зависимость от коллектива, стремление на ввделлть-ся из среды /, считаем целесообразным при проведении сопоставлений акцентировать внимание на моменте общности. Б психологических новообразованиях периода юности существенны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, ввделение собственного "Я", что возможно только при выявлении отличия от других, с другой - устойчивая зависимость от группы сверстников, в кругу, которых "Я" обнаруживает и свою индивидуальность, и свою • спдественность. Е этот период более результативным представляется акцентирование момента различия с одновременным обнаружением общности.

Первый фольклорный жанр, с которым знакомятся школьники в 5 -классе - сказка. После изучения сказки "Царевна-лягушка" мы рекомендуем выделить уроки на изучение дагестанской сказки "Клюка" и последующий Их сопоставительный анализ, что позволит закрепить представления' учащихся о поэтике волшебной сказки на новом материале. -Выделяя мотивы, из которых строится сказочный сянет, ученики приходят к выводу об общности сюжетов сказок, получающих у каждого народа национальную интерпретацию, обусловленную в конзчном счете особенностями его культуры и мировосприятия. В ходе урока они получают первоначальное представление о мифологии как определенном взгляде на мир разных народов, что позволит им полнее осознать историческое единство и близость культур разных народов. Сопоставление образов главных героев сказки помакет учащимся объяснить и логику развертывания сюжета, и мудрость, заложенную в сказках, говорящих о счастье людских отношений, утверждающих ценность труда; равнозначность понятий "красота" и "трудолюбие" в нравственных и эстетических представлениях различных народов. Давление общечеловеческий ценностей в фольклоре ю исключает моментов различи в формах их выражения. Сопоставление лексики, характеризующей душевное состояние героев, позволит показать такие особенности да гестанской сказки, как раскрытие характера героя через действие в \ отличие от русской народной сказки, где подробнее описывается внутреннее состояние героя, сдержанность эмоционального тона в отли- ' чие от напевности и лиризма русской сказки, что связано со своеобразием национального характера народа.

На уроках по изучению загадок, знакомясь с разнообразием загадок русского и дагестанского фольклора, учащиеся отмечают их

кошозздшшыа особенности, тематическую близость, обусловленную общностью кизненкого опыта и способов освоения мира в их национальном своеобразии. £ ходе работы над образностью малых жанров фольклора учащиеся получаю? первоначальное представление о сравнении л метсфоро, .огкечаат более тесную слазь образной природы дагестанских загадок с практическим:: земными,потребностями народа, едеркалкосгь в.эстегдчзскях оценках к одновременно на конкретно:,- материале видят близость образного строя русских и дагестанских загадок, обусловленного каровосяршткем народа-труаеника.

В процесса знакомства с русскими к дагестанскими посдовгща-í,n: ir логозоркааи учацнеся отмэчаог краткость кх и выразительность, обвдоеть ïOKaïKKH и отразившихся в шк нразственных императивов,-ценностных ораэктцров народа. Сопоставление поставка и пс^оворок, пскаглх по звучанию, но не совпадающих по значаща у разных народов, найдадоика над своеобразием экспрессии, образного ряда - все указанные взды работы в совокупности со всей системой изучения фольклора в разных классах в конечном итого сформируют в сознании учовда^я разливке национальные образы мара.

В 6 класса донная рабста прододааотсп.на материале созосгав-лончя бцдиви "№пя Пуромац и Солоазй Разбойник" и легенда "Каленный мальчик". Основой для взаимосвязанного их изучения яваяэгея • понятие о героическом, гак как "наиболее важным, решающая признаком snooa является. гороачэсгеий характер его содерхарлш, Рпос по казкш?» лого народ счятаэт героем и за какие заслуги".* '

3 7 масса Ешмашю школьников предлагается жанр иародво-ло-этяяеекого творчэстза, не включаемый а ныне действующую програм-' »лу, — KSïip ясгорачэской песна. Учащиеся текстуально знвдсдатся с песней аз цикла о Стеньке Разина "Разаа и воевода", получают первоначальное представлений оЗ исторической песна» Йз исторических песен Дагестана предлагается широко бытующая у разных народов яра песш: "Хочбар". айршетво &аяра, техническая близость песен а общность ах ядейкого скысаа даэт основание для сопоставления. В основе сопоставлен:« лекнт проблема добра и зла, рассмотрение которой на .материале истораческйх по сея органично связано с анализ m худсео стенкой формы, в данной случай с диалогом как основой построения песен. Tîra; этом, раскрывая общность Е своеобразие предстЁ ленчи парадов, учтаель в:лестс с учешкаии исаодит не из аценочног прппижг., а нз преауглщаи непонимания, которая не только "не ста-Tllpcam ¡i.П. I>ycc¡;j:ii героически;! эдос. -П., 1958. - G.5.

" - 15 - (

вит преграды,реальному пониманию шкду народами,..ко имеет нрлыо расширить это понимание, -чтобы оно было более сознательным".1

В 8 классе учащимся предлагаются уроки на изучение томы "Русские народные' лирическиз песни", не предусмотренные ныне действующей программой, и, соответственно,"Дагйстанатао народные ли-.рпческие песни". Эти уроки позволят учащимся глуй'.е проникнуть в мир чувств и переживаний народа, ого Енутронной жизни. Сопоставительное изучение образного ряда русских и дагестанских песен, их композиции, поэтической интонации способствует как более внимательному и заинтересованному прочтению текстов, так и более глубокому развитию духовного потенциала личности.

В 9 классе посла изучения "Слова о полку Игорэве" учащиеся обращаются к вершина дагестанского эпоса "Сражение с Надир-иахом". При этом на конкретном материале ими осознается неравномерность развития историко-культурного процесса, обусловленного известным расхождением в стадиях художественного развития народов, выразившегося, в частности, в несовпадении периодов зардадения и становления письменных жанров литератур. Тесная связь "Слова о палку Иго-реве" о фольклором, значение произведения п историческом сознании народа, близость идейно-тематического содержания дают основание для предложенного сопоставления при основном упоре на поэтическую концепцию соке та произведений: единство народа, вдея объединения как решающее условие победы в борьбе за независимость.

Сопоставительный анализ поэтики эпоса позволит сформировать представление о своеобразий дагестанского эпоса, отличительными * признаками которого выступают лаконичность и одержанный драматизм, 1 опора исключительно на явления реальной действительности,динамич-т 1 ный характер сюжета и таких особенностях русского эпоса, как особая роль гиперболизации, использование элементов чудесного, более широкое использование описаний, больший лиризм в выражении чувств. Сопоставление-понятий "духовное" и "телесное", женских образов и некоторые иные уровни сопоставления позволят осознать своеобразие различных ведения мира, его многовариантность.

В главе представлены материалы опытно-экспериментального обучения, которое осуществлялось с целью приобщения учащихся средних • классов к родной культуре путем обращения к сопсотадшшю произведений устного народного творчества, изучения своеобразия поэтических систем обеих литератур, выявления эффективности предложенной мето-

I 1'ачев 1', национальные образы мира. -М., 1988. - С.46.

дики, Экспериментом было сквачэпо 300 учеников г.Махачкалы. Результаты эксперимента показали целесообразность предложенной методики изучения. Ркспериментальные уроки, проводившиеся диссертантом и учителями школ /Фдлкоьой Л.С., Алиевой Н.Я..Каллаур С.П., Липатовой А.Т./,обобщения и выводы учителей русской и дагестанской литературы различных школ республики, теоретически ознакомившихся с предложенной методикой, свидетельствуют о там, что изучение произведешь с учетом разработанных нами методических подходов обогащает и углубляют знания как родной литературы, так и русской, помогают постичь как собственную национальную душу, так дух и гений другого народа, способствуют эстетическому освоению произведений, нравственно обогащают личность школьника.

Э заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования и намечены пути дальнейшей работы над данной темой.

По теме исследования опубликованы следующие работы: ' • ..

1. Через реальное двуязычие к диалогу культур // Русский язык в национальной толе. - 1990. - М12. - С.8-12.

2. Проблемы преподавания дагестанской литературы и-пути повышения его эффективности. // Советский Дагестан. - 1990. -

С. 12-14. • '

3. Проблемы подготовки учителя-словесника национальной школы. // Совершенствование подготовки учителей-словесников в условиях национально-русского и русско-национального двуязычия:' Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-методической конференции 17-19 октября 1990г. -Фрунзе, 1990. -4.2. С. 268-269. .