Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Никифорова, Светлана Алексеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Никифорова, Светлана Алексеевна, 2002 год

Введение. 3.

Глава 1.

Жанры литературы и жанры речи. 1. 1. Представление о речевых жанрах в психологии и лингвистике. 9.

1. 2. Представление о жанре в литературном творчестве. 21.

1. 3. Речь учащихся как методическая проблема в трудах методистов 19-20 веков). 38.

1. 4. Развитие речи учащихся как структурный элемент современных программ по литературе. 63.

Глава 2.

Роль творческих работ в литературном развитии школьника.

2. 1. Система жанровых предпочтений учащихся 5-6 классов. 83.

2. 2. Переход от устных жанров речи к письменным в процессе анализа литературного произведения в 5 классе. 154.

2. 3. Творческие работы и рост читателя — школьника в 6 классе. 170.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Жанры устной и письменной речи учащихся и литературное развитие школьников 5-6 классов"

Проблемы, построения высказывания, формирования индивидуального стиля, выражения мыслей и чувств говорящего в слове привлекают сейчас не только методику, но и психологию, лингвистику, эстетику, философию. Человек и его мысль о мире, его взгляд на мир стали центром внимания научной мысли 20 века, и 21 век усиливает эту тенденцию.

Проблема развития речи на уроках литературы имеет давнюю методическую традицию. Она относится к ключевым для преподавания литературы вопросам. Владение речью, безусловно, не только педагогическая задача. Сегодня это проблема и социальная, и шире — проблема диалога культур.

Тема наша стоит на границе областей методики преподавания русского языка и методики преподавания литературы. Термин 19 века «Словесность», относившийся к преподаванию литературы и языка в школах, определяет единую сферу интересов и приложения сил обеих этих дисциплин: искусство слова, искусство речи. Методика обладает широким арсеналом средств для работы над речью учащихся. В большей степени разработана система обучения письменной речи. И это естественно, поскольку письменная речь более проста для фиксации, а, следовательно, для научного анализа и изучения. Между тем, в последнее десятилетие 20 века, появилось много новых программ, систем и научных работ, переосмысляющих известные позиции и предлагающих новые идеи и новые учебные курсы. Программа по литературе, содержащая систему творческих мастерских и практикумов составлена Г. А. Кутузовым, петербургская программа под редакцией В. Г. Маранцмана выстраивает систему литературного творчества учащихся от 5 до 11 класса, под редакцией Т. А. Ладыженской вышли учебники риторики, в Екатеринбурге научной лабораторией «Текст» разработана «Инновационная технология литературного образования». И это только вершина айсберга.

Чем вызваны столь активные методические поиски? Как нам представляется, этот интерес определен переоценкой роли ученика в процессе обучения. Сама семантика слова «преподавание» предполагает некое внешнее отношение к учащемуся, как к объекту воздействия. Современная же методическая позиция основывается на иной модели отношений между учеником и учителем - диалогической. С другой стороны, существующие приемы работы, очевидно, во многом не удовлетворяют современную школу, поскольку, завершая среднее образование, ученик, тем не менее, оказывается неспособным свободно изложить свою мысль. К сожалению, примеры тому бесчисленны, и богата ими не только ученическая речь. Как мы полагаем, в этом сказывается тенденция времени к оскудеванию речи. Слово становится для современного человека единицей информации, речь как творческое самовыражение личности теряет ценность.

Все вышесказанное определяет интерес методики к творческим формам обучения- Разные методические системы предлагают несходные пути развития речи учащихся и отводят, в зависимости от своей методологической позиции, разное место детскому словесному творчеству. Проблема творческих сочинений на уроках литературы заключает в себе несколько аспектов.

Первое. Принципиально доля творческих заданий в структуре программы по литературе определяется тем, каково, по мнению ее создателей, соотношение образного и логического мышления в процессе обучения. Для современной методики литературы вопрос о приоритете того или иного пути познания является ключевым. И в связи с этим, по-разному интерпретируются, приемы обучения построению текста: на первом плане оказывается либо теоретическая основа, речеведческие знания о структуре текста, о теме и замысле, умения составлять план и т.д. В других работах ведущее значение приобретает идея импульса к словесному творчеству, возбуждение мысли и чувства учащегося. В свете сказанного переосмысляется старый вопрос методики, какие работы более целесообразны: сочинения свободных жанров или сочинения «по образцам»?

Второе. Взаимосвязь устной и письменной речи, неравномерность их развития, их связь с речью внутренней давно стали предметом изучения в психологии и психолингвистике. Речь учащегося порою просто озвучивает речь внутреннюю и нуждается в комментарии учителя, как в дешифровке. Преодоление разрыва между уровнем развития устной и письменной речи школьников является серьезной методической проблемой. Каким образом возможно формирование индивидуального стиля речи?

Третье. Литературное образование как процесс целостно. И если какой-либо из видов деятельности на уроке не вписывается в систему работы, не является его закономерной и необходимой составляющей, он становится балластом. Каким образом сделать творческие сочинения частью системы, а не только радостным отдохновением от монотонной работы? Как соотносятся речевое и читательское развитие школьника?

Итак, актуальность исследования обусловлена, во-первых, активными поисками методической мысли в области принципиальных основ развития речи и формирования индивидуального стиля речи учащихся. Во-вторых, необходимостью определить место и роль творческих работ в процессе литературного и речевого развития школьников. В-третьих, поисками современной методической наукой путей преодоления разрыва между уровнем развития устной и письменной речи учащихся.

Все эти вопросы встают особенно остро, когда речь идет об учащихся 5 и 6 класса. В ранний подростковый период способность планирования речи, осознания собственных мыслей и эмоций еще слабо развита. Какова роль словесного творчества в ее развитии? Какою должна быть последовательность освоения школьниками этого возраста жанров речи? Какие им доступны? Каким репертуаром они обладают?

Объектом нашего исследования стало словесное творчество учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.

Предмет исследования - последовательность освоения учащимися 5-6 классов тех или иных жанров сочинений.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы жанров устной и письменной речи учащихся 5-6 классов.

Гипотеза исследования состоит в следующем. Развитие речи учащихся 5-6 класса в процессе изучения литературы может быть успешным и органичным при соблюдении следующих условий.

• Преобладание творческих форм сочинений над репродуктивными в общем количестве работ по развитию речи.

• Преобладание в курсе 5 класса устных заданий над письменными и выравнивание этого соотношения к концу 6 класса.

• Направление жанровой последовательности определяется тем, что изначально ученик принимает жанр в свою речь как данность, формулу, а взрослея, стремится к свободному проявлению в высказывании своего видения мира.

• Выбор того или иного жанра творческой работы необходимо соотносить с задачей литературного анализа на определенном его этапе.

• Характер творческой работы в устном и письменном высказывании зависит от последовательности предъявляемых ученику задач и введения тех или иных жанров сочинений.

Положения гипотезы определили следующие задачи нашего исследования:

1. Изучить понимание проблемы речевых жанров в методической, лингвистической и психолингвистической и литературоведческой литературе.

2. Выявить возрастные психологические доминанты речевого развития учащихся 5-6 классов.

3. В ходе констатирующего эксперимента выстроить последовательность овладения учащимися 5 — 6 классов разными жанрами сочинений.

4. Выявить качество влияния жанра высказывания на характер читательского восприятия учащихся 5 — 6 классов

5. В ходе обучающего эксперимента описать функционирование и проверить результативность разработанной системы.

6. Проанализировать результаты работы и наметить дальнейшие пути исследования проблемы.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов: теоретический анализ, наблюдение, проектирование, эксперимент.

Методологические основы нашего исследования определены следующим. В области философии языка это идея речевых жанров в понимании М. М. Бахтина. Понятие жанра как единицы речи открыло новые горизонты для лингвистики и литературоведения. В области психологии и психологических основ развития речи это труды JL С. Выготского и А. Р. Лурии. В области методики преподавания литературы это концепция возрастного читательского развития В. Г. Маранцмана и методическая система И. Ф. Анненского.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании последовательности освоения учащимися 5 — 6 классов разных жанров творческих сочинений в процессе изучения литературного произведения. Результаты исследования могут быть использованы в системе вузовской подготовки учителей литературы, а также на курсах повышения квалификации учителей. Выводы и конкретные материалы исследования использованы в методических рекомендациях к курсу литературы в средней школе. Результаты диссертационного исследования могут составить основу курса по изучению творческой деятельности школьников и их речевому развитию в вузах и на курсах повышения квалификации учителей.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования определяется сосредоточенностью на проблеме взаимосвязи речевого и литературного развития учащихся и состоит в определении роли творческих сочинений разных жанров в литературном и речевом развитии школьников 5-6 классов.

Исследование проводилось несколько этапов. На первом этапе изучалась литература по проблеме диссертации и определялась гипотеза исследования. На втором проводился эксперимент. Следует отдельно сказать о его специфике в данном случае. Поскольку в нашем исследовании изучаются проблемы речевого развития, тесно связанные с развитием человеческой личности, проведение эксперимента в традиционной двухфазовой форме констатирующего и обучающего этапа было бы, с нашей точки зрения, нецелесообразным. На наш взгляд, данная проблема требует непрерывного длительного наблюдения за развитием читательских и речевых способностей учащихся в течение всего исследуемого периода. В качестве срезовых работ, констатирующих вехи речевого развития, мы фиксируем качественное и количественное разнообразие жанров детской речи на кульминационных этапах учебного процесса: в начале и в конце полугодия. Итак, констатирующая часть эксперимента состояла в выяснении притяжения и отталкивания учеников от тех или иных жанров сочинений, что позволило выстроить наиболее целесообразную последовательность освоения учащимися 5 — 6 классов сочинений разных жанров. В обучающем эксперименте нами проверена результативность разработанной последовательности и выявлено ее влияние на результаты литературного развития учащихся 5-6 классов. Итоги обучающего эксперимента демонстрируют непрерывное действие системы в течение двух лет. На третьем этапе работы продолжалась проверка и разработка полученных методических данных, апробация приемов и методов работы в педагогической практике учителей Санкт - Петербурга.

Эксперимент проводился по программе, созданной на кафедре методики преподавания русского языка и литературы РГГТУ им. А. И. Герцена под ред. В. Г. Маранцмана. Методические эксперименты проведены в школах и гимназиях Санкт - Петербурга в 1999 - 2002 гг. (средней школе №118, гимназии №42, гимназии №114, гимназии №189 «Шанс», НОУ «Унисон»). Количество опрошенных учеников, участвовавших в констатирующем и обучающем экспериментах: 308 учащихся разного возраста и уровня литературного и речевого развития.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые определена и обоснована последовательность освоения учащимися 5 — 6 классов разных жанров творческих сочинений; определено соотношение устных и письменных сочинений в системе работы по развитию речи учащихся 5-6 классов на уроках литературы; выявлен и прояснен характер взаимосвязи литературного и речевого развития школьников 5-6 классов, а именно: установлено, как влияет жанр высказывания на характер читательского восприятия и уровень развития речи учащихся.

Апробация материалов исследования осуществлялась на практических занятиях на филологическом факультете РГГТУ им. А. И. Герцена, в материалах доклада на международной научно - практической конференции «Литературное и художественное образование школьников», на аспирантских семинарах кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГГГУ им. А. И. Герцена, на лекциях, семинарах и открытых уроках для учителей Санкт - Петербурга. Материалы диссертации использовались в работе учителей Санкт - Петербурга, в том числе самого диссертанта (в школе № 118, гимназии №114 Выборгского района и НОУ «Унисон»),

Положения, выносимые на защиту :

1. Творческую работу следует предлагать учащемуся в тот момент, когда она является необходимой формой решения задачи литературного анализа.

2. Условие развития речи в процессе словесного творчества -преодоление «речевого конфликта»: конфликта между потребностью выразить свои мысли и чувства в слове и возможностями детской речи. В разрешении этого конфликта учащимся помогает процесс литературного анализа

3. Речь ученика 5-6 класса есть речь драматизированная. Она связана с практической деятельностью. К концу раннего подросткового периода в коммуникативной позиции учащихся проявляется тенденция к самоуглублению личности. В зависимости от индивидуальной склонности ученика, в речи проявляется либо лирическая присоединенность, либо эпическая объективность говорящего по отношению к содержанию высказывания.

4. Преобладание творческих видов сочинений над репродуктивными обеспечивает эффективное и естественное речевое развитие учащихся 5 — 6 классов.

5. Наиболее оправданная последовательность освоения учащимися 5 — 6 класса разных жанров сочинений. Небылица и загадка. — Сказка. ~ Басня.

- Стихотворение. - Пейзаж. - Киносценарий «участника». - Фантастика и приключения. — Сказка на современном материале. — Рассказ. — Стихотворение. - Киносценарий «зрителя». - Баллада. - «Лирический» пейзаж. — Рассказ - эссе.

Последовательность не может быть жесткой, каждый ученик развивается в индивидуальном ритме, но проходит через звенья намеченной системы.

Ключевой элемент в структуре жанров детской речи - сюжет. Направление развития жанров в раннем подростковом возрасте определяется тенденцией ослабления роли события, сюжета в структуре текста и усилением значения авторской позиции. Поэтому линию развития можно наметить от сказки к эссе.

6. Освоение каждого письменного жанра должно предваряться серией устных заданий. Устное сочинение не является репетицией письменного, а имеет самостоятельное значение.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Размышления о воспитании мыслящего и свободно излагающего свои мысли человека всегда будут центральной проблемой методической науки.Нами затронут большой комплекс проблем, всегда занимавших методистов • словесников: взаимодействие литературного и речевого развития учащихся, место словесного творчества в системе работы на уроке литературы, взаимосвязь устной и письменной речи, проблема формирования индивидуального стиля речи. Мы предлагаем один из путей решения этого комплекса сложных задач.В ходе исследования нами выстроена наиболее оправданная последовательность освоения учащимися 5 - 6 классов разных жанров сочинений. В основе построения последовательности: позиция драматизированной речи учащихся 5 - 6 классов; стремление личности к самоуглублению; принцип взаимосвязи устной и письменной речи и приоритета устной речи в словесном творчестве учащихся. Нами методически интерпретировано понятие речевого конфликта и доказано, что его наличие является необходимым условием развития речи. В анализе творческих работ нами раскрывается характер взаимосвязи жанра высказьгаания и читательского восприятия учапщхся.Не все представляется нам в исследовании однозначным и бесспорным, но это демонстрирует, как мы надеемся, жизнеспособность системы. Так, нами не уделено много внимания методике организации словесного творчества, преимущественно проблема организации возникает в связи с 1 ycTHbJMH сочинениями учащихся. Не рассмотрен нами отдельно вопрос о критериях оценки творческих сочинений. Хотя эти проблемы не входили в

1фуг задач нашего исследования, но они очень тесно примыкают к нему.Перспективным нам представляется направление изучения эволющш учебных жанров речи, более глубоких исследований требует проблема влияния среды на развитие школьника. Мы полагаем, что идея психологической доминанты речевого развития плодотворна и может быть разработана для других школьных возрастов.Новый век, в котором общение становится обменом единицами информации, делает человеческую речь, с одной стороны, очень уязвимой. С другой, необычайно повышает ее значимость. Только личностное общение может бьггь истинным содержанием человеческих отношений. В нем человек реализуется во всех ипостасях: духовной, интеллектуальной, психической. Наша система детского творчества обращена к этому кругу проблем времени. Она дает в(»можность для реализации личностного потенциала в общении, позволяет личности накапливать этот потенциал, * обогащать его. Она открывает ребешсу эмоциональные, познавательные и эстетические возможности речи и воспитывает потребность в их реализации.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Никифорова, Светлана Алексеевна, Санкт-Петербург

1. Последний жанр стоит « на пороге» возрастного периода. Жанр дневника моет быть еще не востребован учащимися, так же как и эссе. Это «перспективная» группа.

2. Если бы родители были живы, им бы это не понравилось.2. Это его долг был.

3. Я не стал бы отговаривать: это его судьба, его жизнь, если он хочет умереть.

4. Сережа решил для себя, что он уйдет, и никто не сможет уберечь его от его судьбы.

5. Айзерман Л. С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983. — 119 с.

6. Айзерман JL С. Сочинение о сочинениях. М., 1986. - 160 с.

7. Айзерман JI. С. Дар души и дар глагола. М., 1990. - 159 с.

8. Алферов А. Д. Родной язык в школе. — М., 1911. 254 с.

9. Анисимова Т. В. Типология жанров деловой речи. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. Краснодар. - 2000. - 22 с.

10. Арутюнова Н. Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / Под ред. Н. Д. Арутюновой, Т. В. Балыгина и др. — М, 1992. С. 52-57.

11. Бархин К. Б. Культура слова. М., 1930. - 124 с.

12. Бархин К. Б. Развитие речи и изучение художественного произведения. -М„ 1930.-211 с.

13. Беленький Г. И. Совершенствование преподавания литературы в школе. -М., 1986.- 190 с.

14. Бершадская Н. Р., Халимова В. 3. Литературное творчество учащихся в школе. М, 1986. - 206 с.

15. Браже Т. Г. Целостное изучение литературного произведения в школе. — СПб ., 2000. -271 с.П.Богданова О. Б. и др. Методика преподавания литературы. М., 1969. — 400 с.

16. Валлон Анри. Психическое развитие ребенка. М., 1967. - 261 с.

17. Васильева А. Е. Секреты комического. СПб., 1998. - 71 с.

18. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.

19. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О. Ю. Богдановой. — М., 1984,- 196 с.

20. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961. 614 с.

21. В мире литературы: Учебник- хрестоматия для 5 класса / Под ред А. Г. Кутузова. В 2 ч. Ч.1.-М., 1995.-216 с.

22. В мире литературы: Учебник- хрестоматия для 5 класса / Под ред А. Г. Кутузова. В 2 ч. Ч. 2. М., 1995. - 194 с.

23. В мире литературы. Учебник- хрестоматия для 6 класса / Под ред А. Г. Кутузова- М., 1996. 26 9 с.

24. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. - 480 с.

25. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 1956.-329 с.

26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.-91 с.

27. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М, 1999. - 534 с.

28. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб., 2000. — 410 с.

29. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М., 1962. - 495 с.

30. Голубков В. В. Мастерство устной речи. М., 1967. - 200 с.

31. Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. Проверочные работы по литературе в 8-10 кл. М., 1982. -64 с.

32. Гуревич Г. И. Карта страны фантазий. М., 1967. - 105 с.

33. Докучаев И. И. Введение в историю общения. СПб., 2001. - 173с.

34. Жанр и творческая индивидуальность: Межвузовский сб. научн. тр. Вологда, 1990. 164 с.

35. Жанровая теория на пороге тысячелетий: Сб. научн. тр. — М., 1999. — 91 с.

36. Жанры в историко-литературном процессе: Межвузовский сб. научн. тр. -СПб., 2000. 187 с.

37. Жанры речи: Сб. научн. тр.- Саратов, 1997. — 286 с.

38. Жинкин Н. И. Язык речь - творчество. — М., 1998. - 366 с. 41.3ельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи: русский язык илитература: 5-7 кл. — М., 1997. 95с.

39. Изучение литературы в 5 кл.: Методические рекомендации для учителя / Под ред. В. Г. Маранцмана. СПб., 1997. - 214.

40. Изучение литературы в 6 кл.: Методические рекомендации для учителя. Под. ред. В. Г. Маранцмана. СПб., 1998. - 246.

41. Искусство анализа художественного произведения. — М., 1971. — 220 с.

42. Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972. - 651 с.

43. Как войти в мир литературы. 5 класс. Книга для учителя / Под ред. Г. А. Кутузова. М., 2000. - 108 с.

44. Как войти в мир литературы. 6 класс. Книга для учителя / Под ред. Г. А. Кутузова. М.,2000. - 97 с.

45. Капинос В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя. -М., 1994 . 191с.

46. Караулов Ю. А. Языковая личность. М., 1988. - 241 с.

47. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988. - 173 с.

48. Колокольцев Н. В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. — М., 1958. — 248 с.

49. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. - 243 с.

50. Коновалова Л. И. Развитие читательского воображения школьника. СПб., 1992.-184 с.

51. Коренева А. В. Коммуникативно-ситуативные задачи как средство обучения речевому общению. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. М., 1994. -17с.

52. Коровина В. Я. В защиту живого слова. М, 1966. - 221 с.

53. Коровина В. Я. Развитие устной речи учащихся 4-7 классов. М, 1978. -131 с.

54. Коровина В. Я. Письменные работы по литературе учащихся 4-7 классов. -М., 1988.- 171 с.

55. Коровина В. Я. Литература 5 класс: Методические советы. . М., 2001. -142 с.

56. Курганов Е. А. Анекдот как жанр. СПб., 1997. - 123 с.

57. Курдюмова Т. Ф. Пейзаж — средство эстетического воспитания. — М., 1965. -157 с.

58. Курдюмова Т. Ф. Изучение литературы в 5 классе: Методические рекомендации для учителя. — М., 1996. 112 с.

59. Кутузов А. Г. В мире литературы. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М., 1997. - 465 с.

60. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы: 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М., 2000. - 90 с.

61. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы: 5 класс: Методические рекомендации для учителя. М., 2000. - 108 с.

62. Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986. — 124 с.

63. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998. - 133 с.

64. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе. М., 2000. - 78с.

65. Лемещенко В. А. Художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений разных жанров. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. — М., 1997. 18 с.

66. Леонов С. А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1988. — 125 с.

67. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. — 214 с.

68. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997. - 287 с.

69. Литература 5 класс: Учебник хрестоматия \ Под ред. В. Я. Коровиной — М., 2001.-396 с.

70. Литература. Учебник-хрестоматия для 5 кл. \ Под ред. В. Г. Маранцмана. — СПб., 1996.-480 с.

71. Литература. Учебник-хрестоматия для 6 кл. \ Под ред. В. Г. Маранцмана. — СПб., 1997.-430 с.

72. Литература начальный курс. 5 кл. \ Под ред. М. А. Снежневской. — СПб., 1999. - 385 с.

73. Литература. 6 кл.: Учебник хрестоматия / Под ред. В. П. Полухиной - М., 2001.-344 с.

74. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А Николаева. М., 1987. - 752 с.

75. Лихачев Д. С. Избранные труды. В 3 т. Т. 1. Л, 1987. - 655 с.

76. Лойтер С. М. Феномен детской субкультуры. — Петрозаводск., 1999. — 67 с.

77. Лойтер С. М., Нейолов Е. М. Современный школьный фольклор. -Петрозаводск., 1995. — 139 с.

78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1980. - 766 с

79. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. М., 1992. - 348 с.

80. Лотман Ю. М. Избранные труды. В Зт. Т. 1 Таллин, 1992. - 479 е.,

81. Лотман Ю. М. Избранные труды. В Зт. Т. 3 Таллин, 1992. — 494 с.

82. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998. - 335 с.

83. Маранцман В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. - 176 с.

84. Маранцман В. Г. Проблемы методики преподавания литературы. Л., 1976. -88 с.

85. Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977. - 206 с.

86. Маранцман В. Г. Труд читателя. М., 1986. - 124 с.

87. Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе. — М., 1994. -207с.

88. Маранцман В. Г., Сковородников Ю. Времена года. Беседы о поэзии: Рабочая тетрадь по литературе. 5 кл. М., 1995. - 80 с.

89. Маркова А. К. Психология обучения подростка. М., 1975. - 129с.

90. Маршак С. Я. Собрание сочинений . В 8 т. Т.7. М., 1972. - 406 с.

91. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М., 1990. — 279 с.

92. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987. - 160 с.

93. Методика преподавания литературы: Учебник для педагогических вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч. 1. -М., 1995. — 288с.

94. Методика преподавания литературы: Учебник для педагогических вузов / Под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. В 2 ч. Ч. 2. -М, 1995. -304 с.

95. Мир детства и традиционная культура: Сб научн. тр. В 2 ч. Ч. 1. -Петрозаводск., 1999. -102с.

96. Мир детства и традиционная культура: Сб научн. тр. В 2 ч. Ч. 2. -Петрозаводск., 1999. -98с.ЮО.Мирзоян М. А. Пятый класс как этап литературного развития. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н. -СПб. — 2000. — 26 с.

97. Молдавская Н. Д. Самостоятельная работа над языком художественного произведения. М., 1964. - 162 с.Ю2.Молдавская Н. Д. Воспитание читателя в школе. — М, 1968. 127 с.

98. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976. - 224 с.

99. Мосунова Л. А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5 7 кл. Киров, 1999. 88 с.

100. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. — М., 1983. — 261с.Юб.Нелькин А. Г., Фураева Л. Д. Рабочая тетрадь по литературе. СПб., 2000. - 127с.Ю7.Немировский А. И. Мифы Древней Эллады. М., 1992. - 344 с.

101. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. -М„ 1971.-411 с.109.0строгорский А. Н. Избранные произведения. -М., 1985. 352 с.

102. Ю.Поринец Ю. Ю. Методическое наследие И. Ф. Анненского. Дисс. на соиск. учен. степ. к. п. н. — СПб., 2001. 365 с.

103. П.Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. М., 1988. - 309 с.

104. Поспелов Г. Н. Теория литературы. — М., 1978. — 351 с.

105. Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5-11кл. / составитель В. Я. Коровина. М.,2001. — 20 с.

106. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб. - 1997. - 282 с.

107. Психология подростка: Межвузовский сб. науч. тр. М. ,1993 - 284с.

108. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1980. — 102 с.

109. Раппопорт С. X. Искусство и эмоции. М., 1972. - 260 с.

110. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. — 187 с.

111. Родари Джанни. Грамматика фантазии. М., 1978. - 206 с.

112. Ромм М. И. Избранные произведения. — М., 1982. — 572 с.

113. Русские методисты словесники в воспоминаниях. - М., 1969. - 289 с.

114. Русский школьный фольклор. М., 1998. - 750 с.

115. Русский язык в его функционировании / Под ред. Т. Г. Винокур. — М., 1993.-279 с.

116. Рыбникова М. А. Избранные труды. — М., 1958. 612 с.

117. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963. -120 с.

118. Система обучения сочинениям в 4-8 кл. / Под ред. Ладыженской Т. А. — М., 1973.-254 с.

119. Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996. - 174 с.

120. Слезак-Шиндлер, Криста. Искусство речи в школьном возрасте. — М., 1996.-284 с.

121. Соколов Н. М. Устное и письменное слово учащихся. М. Л., 1927. — 246с.

122. СтаниславскийК. С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 3. -М., 1990. 511 с.

123. Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 4. — М., 1990 — 399 с.

124. Стилистика русского языка / Под ред. В. Н. Виноградовой. М., 1987. -265 с.

125. Суворова Е. П. Периоды речевого развития школьников. СПб., 2000. -102с.

126. Ткачев П. И. Границы жанра. М., 1977. — 180 с.

127. Толстой JI. Н. Педагогические сочинения. М, 1953. — 444 с.

128. Томашевский Б. В. Поэтика. М., 1996. - 118 с.

129. Традиционная культура и мир детства: Сб. научн. тр. В 2ч. Ч. 1. -Ульяновск, 1998. -108 с.

130. Традиционная культура и мир детства: Сб. научн. тр. В 2ч. Ч. 2. — Ульяновск, 1998. 97 с.

131. Тюпа В. И. Категория таланта в свете исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения: Сб. научн. тр. -Кемерово., 1987. С. 3 - 9.

132. Тюпа В. И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов // От сюжета к мотиву: Сб. научн. тр. — Новосибирск., 1996. С. 16 -23.

133. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - 196 с.

134. Устная речь на уроках русского языка и литературы / Под ред. В. Я. Коровиной, Т. А. Ладыженской. В 2 ч. Ч. 1. — М., 1990. — 184 с.

135. Устная речь на уроках русского языка и литературы / Под ред. В. Я. Коровиной, Т. А. Ладыженской. В 2 ч. Ч. 2. -М., 1990. 105 с.

136. Федоренко Л. П. Закономерности освоения родной речи. М., 1984. - 214 с.

137. Федь Н. М. Жанры в меняющемся мире. М., 1989. - 543 с.

138. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. — М., 1956. — 424 с.

139. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995. 163 с.