автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Значение опыта советской школы в совершенствовании методики изучения жизни и творчества Н.А. Островского во вьетнамской школе
- Автор научной работы
- Чан Тхе Фьет, 0
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1985
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чан Тхе Фьет, 0, 1985 год
Введение.
Глава I. Воспитательное и познавательное значение изу-Р чения жизни и творчества Н.А.Островского в школе
§ I. Жизненный путь писателя - героический подвиг нового гражданина
§ 2. Воздействие образов, созданных H.A.Островским, на подрастающее поколение, их роль в формировании мировоззрения и коммунистических идеалов молодежи
§ 3. Воспитательное значение статей, речей, бесед и писем писателя.
Глава II. Изучение биографии и творчества Н.А.Островского в советской школе
§ I. Оценка заслуг и значения жизни и творчества Н.А.Островского коммунистической партией, советским правительством, народом
§ 2. Система урокоЕ по изучению биографии и творчества Н.А.ОстроЕского в советской средней школе . S
§ 3. Методы и приемы изучения темы "Н.А.Островский в советской школе"
§ 4. Внеклассная работа при изучении биографии и1 творчества Н.А.Островского.
Глава Ш. Методика изучения жизни и творчества Н.А.Островского во вьетнамской школе
§ I. Изучение биографии и творчества Н.А.Островского во Вьетнаме.
§ 2. Методика проведения уроков о жизни и творчестве Н.А.Островского
Введение диссертации по педагогике, на тему "Значение опыта советской школы в совершенствовании методики изучения жизни и творчества Н.А. Островского во вьетнамской школе"
Б материалах ХХУ1 съезда КПСС вопросы эстетического воспитания широко рассматриваются в связи с огромным воспитательным воздействием, оказываемым советской литературой и искусством на формирование мировоззрения молодежи.
На ХХУ съезде КПСС подчеркивалась роль искусства в развитии нравственных качеств человека, отмечалось, что заслуга советских писателей и художников является то, что "они стремятся поддерживать лучшие качества человека - его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности"^-.
На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось, что бесспорной заслугой советских деятелей культуры, литературы и искусства является то, что "духовная жизнь советского общества становится все бор лее многообразной и богатой".
Было подчеркнуто также, что "в советском искусстве поднио мается новая приливная волна , что стало увеличиваться число произведений, в которых воссозданы образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, а также произведений, посвященных героической истории Родины. Особо было отмечено, что работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в испытаниях.
В программе КПСС, в решениях ХХУ1 съезда КПСС, постановлениях июньского /1983г./ и апрельского /1984г./ Пленумов КПСС ставятся задачи дальнейшего улучшения работы школы, совершен
1. Материалы ХХУ съезда КПСС. -М.: Издательство политической литературы, 1976, с.79.
2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Издательство политической литературы, 1981, с.61.
3. Там же, с.61. ствования учебного процесса с целью подготовки коммунистически сознательных и высоко образованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях жизни страны. Об этом свидетельствует выступление товарища Н.А.Тихонова:
Неустанная забота будет, как и прежде, проявляться о детях, подрастающем поколении. Новое свидетельство тому - реформа общеобразовательной и профессиональной школы, главная цель которой - повышение качества образования и гражданского воспитания молодежи, коренное улучшение подготовки её к жизни и труду. Правительство будет содействовать приумножению и широкому использованию духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, развитию культуры и иску сства"^.
Начинается эта работа, как известно, не только в детские годы, в семье, но и в школе. Вот почему июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, рассматривая вопросы совершенствования идеологической деятельности, высказался за проведение реформы общеобразовательной и профессиональной школы как за одну из первоочередных задач. Её основополагающая цель - коренное улучшение всего дела обучения и воспитания, подготовки молодого поколения к жизни и труду.
Аналогичные задачи стоят и перед вьетнамской школой.
Коммунистическая партия, правительство Вьетнама постоянно уделяют огромное внимание изучению и развитию литературы, искусства и делу воспитания подрастающего поколения. В решении У съезда Коммунистической партии Вьетнама подчеркивается, что "литература и искусство являют собой важнейшую и сложнейшую
I Материалы Первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 11-12 апреля 1984 г.-М.: Политиздат,1984, с.17, 18. область культуры и общественной жизни. Партия должна, учитывая ее специфику, усилить и совершенствовать свое руководство ею??
Наша партия, государство и народ высоко оценивают роль преподавателей в деле воспитания подрастающего поколения. Каждая учительница, каждый учитель и каждый работник просвещения должен хорошо осознать свои главные задачи, показать пример высоконравственного поведения, чтобы, придерживаясь целей просвещения, всемерно улучшать и повышать качество своей работы, развивая принцип "чем больше любить человека, тем сильнее любить свою учительскую профессию", отдавать все свои знания, убеждения, душу и весь педагогический талант делу воспитания р полезных стране людей .
О центральных задачах революции в области культуры и идеологии во Вьетнаме говорится в решении партии:
В ближайшее время предстоит вести решительную и эффективную борьбу с негативными явлениями в социально-культурной жизни. Надлежит осуществить одновременные и согласованные меры, включая экономические, административные, организационные, идеологические и культурные. При этом надо сознавать, что борьба за формирование нового человека и утверждение новой культуры представляет собой процесс, полный трудностей, длиq тельный и сложный.
Наша ответственная задача в области культурно-идеологической революции состоит в том, чтобы продолжать работу по перевоспитанию и воспитанию человека, поощрять хороших людей, положительные поступки и дела, подвергать критике все нега
1. У съезд Коммунистической партии Вьетнама.-Ханой: Издательство литературы на иностранных языках, IS82, с.105.
2. Там же, с.100.
3. Там же, с.92-93. тивное, нездоровое, тем самым создавая условия для усиления социалистического строительства и защиты социалистического отечества"^-.
Далее в решении У съезда Компартии Вьетнама подчеркивается: "Все усилия в деле народного образования должны быть приложены к глубокому усвоению и воплощению в жизнь его цели, заключающейся в подготовке новых людей, тружеников, которым свойственны дух коллективного хозяйствования, пламенный патриотизм и светлый пролетарский интернационализм. Предстоит добиться того, чтобы молодежь страны стала хозяином сокровщницы человеческой культуры и знаний, смогла превратить последние в свое убеждение, мировоззрение и научное мышление и тем самым вооружить себя способностью творчески мыслить, правильно действовать в соответствии с благородными идеалами национальной независимости, социализма и твердо стоять на этих позициях.
Таким образом, главная задача средней школы на современном этапе, как в СССР, так и в СРВ, состоит в последовательном претворении в жизнь решений ХХУ1 съезда КПСС и решений 1У-У съездов КПВ, в дальнейшем развитии и совершенствовании народного образования, повышении эффективности и качества обучения и воспитания учащихся, подготовки их к жизни, к труду.
В свете решений ХХУ1 съезда КПСС и решений У съезда КПВ новое актуальное значение приобретает вопрос о повышении педагогического мастерства. Это требует повышения качества преподавания основных наук в средней школе.
Задача школы готовить культурных, всесторонне развитых
1. У съезд Коммунистической партии Вьетнама. -Ханой: Издательство литературы на иностранных языках, 1982, с.92-93.
2. Там же, с.98. людей - достойных строителей социализма и коммунизма. В деле воспитания таких людей одно из первых мест принадлежит преподаванию литературы.
Следует всегда пошить, что литература - это своеобразная форма выражения идеологии, что это отражение идей в художественных образах и картинах. В силу этой особенности литературные образы оказывают влияние не только на мысли человека, но и воздействуют на него эмоционально, вызывая соответствующие реакции. Кроме воспитательного, литература имеет и большое познавательное значение. Она помогает читателю более глубоко разобраться в сложных многообразных процессах действительности, помогает ему понять "диалектику души" человека, диалектику явлений и процессов общественной жизни, четко определить свое отношение к ним.
Поэтому художественная литература является одним из многих средств коммунистического воспитания в школе. Особенно сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывает советская литература, самая идейная и самая передовая литература нашей эпохи. Советские писатели создали немало выдающихся произведений, имеющих большую эстетическую и воспитательную ценность, среди этих произведений почетное место занимает роман Н.А.Островского "Как закалялась сталь", ставшие •учебником жизни" для многих поколений не только советской молодежи, но и молодежи разных стран, в том числе вьетнамской.
Н.ОстроЕский является одним из тех советских писателей, который по силе активного воспитательного воздействия на молодежь почти не знает себе равных в мировой литературе. Под влиянием бессмертных образов Островского формировались целые поколения молодежи. Его образы и мысли о смысле жизни, о смысле героизма, о любви к Родине вдохновляли, нашу молодежь в годы мирного труда и в дни великих испытаний войны. Замечательные книги и страстная публицистика Н.Островского помогают нашей молодежи формированию лучших черт нового социалистического человека, учат ее горячо любить свою родину, ненавидеть врагов. Произведения Н.Островского остаются любимыми книгами миллионов борцов за мир, демократию и социализм. Они известны всему прогрессивному человечеству.
В творчестве Н.Островского нашли яркое отражение лучшие черты советского характера: сила, страстная любовь к Родине, великая вера в человека, национальная гордость, чувство дружбы и братства со всеми народами. Всем этим замечательным качествам советского человека учится наша молодежь на произведениях Н.Островского.
Однако не только литературное наследство, но и жизненный путь Н.Островского, история его борьбы и труда на благо Родины представляет собой ценнейший познавательный материал, имеющий практическое значение для воспитательной работы школы. Это не случайно. Именно в биографии Н.Островского, благодаря ее своеобразию, много волнующих и эмоциональных моментов, дающих учителю возможность особо остро ставить перед учащимися важнейшие воспитательные проблемы. Биография Н.Островского дает молодежи яркий пример высоких качеств человека, гражданина и борца. Путь писателя сложен и труден, но вместе с тем его жизнь была полна больших радостей, великих творческих достижений и глубокого счастья от сознания того, что его жизнь, его труд были отданы великому делу служения народу.
Все выше сказанное определяет актуальность исследования методики изучения жизни и творчества Н.А.Островского с использованием опыта советской школы.
В силу того, что возможности воспитательного воздействия на читателей жизненного пути и творчества Н.Островского огромна, издавна критики, литературоведы, педагоги и воспитатели уделяли большое внимание изучению этой темы.
В СССР уже в 30-е годы появилось большое количество критической литературы о Н.Островском. Руководствуясь марксистско-ленинским методом анализа, советские литературоведы достигли значительных успехов в изучении талантливого и самобытного советского писателя Н.Островского.
По мнению В.И.Тимофеева*, "можно разделить на три основных периода"-, изучение литературного наследия Н.Островского. Первый период /1932-1935 гг./ характеризуется противоречием между колоссальной популярностью романа "Как закалялась сталь" и недооценкой его в ряде литературно-критических работ /Г.Любимов, Б.Фридман, Н.Никитин/ или открыто враждебными выпадами против талантливого писателя /И.Зубковский, Б.Дойреджиев/.
В 1935 году партия и Советское правительство высоко оценили общественную и литературную деятельность Н.Островского /награждение орденом Ленина, передовая "Правды" - "Мастера искусства больших идей"/. Это было началом второго периода в изучении творчества писателя /1935-1950 гг/. Критики и литературоведы меняют свое отношение к Н.Островскому. Появляются статьи /М.Серебрянского, Е.Усиевича/, брошюры и книги /С.Трегуба, Е.Балабановича, Л.Розовой и Е.Островской/,в которых раскрывается идейное богатство романов Н.Островского, намечаются пути решения вопроса о традициях и новаторстве в творчестве писателя.
I. В.И.Тимофеев. Проблема положительного героя в творчестве Н.А.Островского. Автореф. канд.дисс. Свердловск, 1953.
С 1951 года начинается третий период в изучении творчества Ы.Островского. Вопросы художественного мастерства стали насущнейшими вопросами литературоведения.
В работах Н.Венгровой* есть интересные высказывания о художественной специфике творчества писателя.
В сентябре 1954 года широко была отмечена юбилейная дата - пятидесятилетие со дня рождения Н.Островского. Появился ряд работ. Среди отдельных изданий, вышедших к пятидесятилетию со дня рождения писателя, обращает на себя внимание небольшая ра-р бота Д.Юферева , в которой автор стремится показать идейно-художественное своеобразие книги Н.Островского. о
Статья В.Озерова "Героический современник ° интересна тем, что автор говорит в ней об образе Павла Корчагина как о крупном художественном открытии и доказывает это всем ходом анализа. Одним из значительных исследований является работа действительного члена Академии педагогических наук СССР профессора Л.И.Тимофеева "О художественных особенностях романа
H.Островского "Как закалялась сталь" /1956/. Значительна сама постановка вопроса: впервые в истории критики о романе "Как закалялась сталь" художественные особенности произведения становятся предметом специального исследования. Небольшие размеры работы позволили автору только наметить ряд своеобразных художественных приемов Н.Островского без подробного рассмотрения их в связи с анализом произведения.
Исследование различных сторон творчества Н.Островского является содержанием нескольких кандидатских диссертаций. Значительный интерес представляют пути диссертации, которые рассматривают отдельные проблемы творчества писателя. Это работа
I. Н.Венгрова, Н.Островский. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1952.
2. Д.Юферев. Н.А.Островский. Критико-биографический очерк. -М.1ГОС.изд.художественной литературы, 1954, с.157
Э.С.Гуревич "Творческая история произведений Н.Островского", работа В.И.Тимофеева "Проблема положительного героя в творчестве Н.Островского>7и диссертация Н.А.Кузнецовой "Роман
H.А.Островского "Как закалялась сталь" /к вопросу создания типического характера/."
Кроме этого, можно назватьряд диссертаций: Н.С.Дроновой "Познавательно-воспитательное значение творчества H.A.Островского", В.Н.Сменовой "Творческий путь Н.Островского", А.П.Оганесяна "Творчество Н.А.Островского и некоторые вопросы теории социалистического реализма", В.А.Аудерского "Художественное мастерство И.Островского", Н.Ф.Яковлева "Эстетическое воспитание учащихся средних и старших классов на произведениях А.А.Фадеева и Н.А.Островского", А.М.Сафоновой "Изучение образа положительного героя советской прозы в старших классах средней школы", М.С.Логвиненко /"Публицистика Николая Островского", Ш.Я.Вядро "Николай Островский и его читатели".
Изучение жизни и творчества Н.Островского во Вьетнаме только начинается, хотя о писателе и его творчестве знают давно^. В годы сопротивления французским агрессорам /194519.54 гг/, борьбы против американских захватчиков /1955-1975гг/ и строительства социализма произведение "Как закалялась сталь" издавалось много раз. Произведения советских писателей привлекали и привлекают внимание многих вьетнамских поколений",
I. Хоанг Чинь. Н.Островский: "Закаленный человек - закаленное искусство". Литературные новинки. № 41, 1974.
По мнению Хоанг-Чиня, поэт То Хыу Епервые в 1935 г. познакомился с советским писателем Н.Островским через произведение: "Как закалялась сталь".
По мнению журнала "Изучение литературы" /Институт литературы Ханой. Вьетнам, да 5/149/, 1974, в заметке: "К 70-ой годовщине со дня рождения Н.Островского" книга Н.Островского и герой Павел Корчагин "Прибыли в нашу страну в середине 30-х годов".
- 12 в том числе произведения Н.Островского, особенно роман "Как закалялась сталь". Как в борьбе за независимость, за свободу, так и в период мирного строительства жизнь писателя и его образы, особенно Павла Корчагина, всегда вдохновляют нас, вьетнамский народ, на преодоление трудностей и на подвиг.
Во Вьетнаме уже с 1951 года произведения Н.Островского начали изучаться в вузах и в средней школе. Но до последнего времени жизнь и произведения Н.Островского все-таки оставались недостаточно изученными. Можно указать следующие статьи и книги:
1. Вьет Хуяг. "Как закалялась сталь" - произведение с большим коммунистическо-воспитательным значением. - Ханой: Исследования по вопросам литературы, журнал, 1965, В 5.
2. Хоан Чинь. Н.Островский: закаленный человек, закаленное искусство, - Ханой: Новые произведения, литературный журнал, 1374, гё 4.
3. Нгуен Хай Ха. Н.Островский. Пособие для педагогических институтов. - Ханой: Просвещение, 1980.
Кроме того, есть статьи, в которых затрагиваются некоторые вопросы биографии Н.Островского и его произведений:
1. Вьет Хунг.' Обзор работы переводчиков и представителей советской литературы во Вьетнаме за последние 15 лет. - Ханой: Исследования по вопросам литературы, 1960, $ 10.
2. Ле Шон. К вопросу о традиции создания положительных героев в советской литературе, унаследованной от русской литературы. - Ханой. Исследования по вопросам литературы, 1968, 1? ЮС
3. Ты Лык Чинь. К вопросу о создании положительных героев советскими писателями. Ханой: Исследования по вопросам литературы, 1961, II.
4. Л.Л. К 70-ой годовщине со дня рождения Николая Островского. - Ханой. Исследования по вопросам литературы, 1974,
А& 5.
Но до настоящего времени еще нет пособия, связанного с изучением Н.Островского в школе. Это значит, что изучение жизни и творчества Н.Островского под углом зрения методики преподавания литературы пока не получило достаточно полного освещения ни на страницах периодической печати, ни в специальной педагогической литературе. Богатый опыт школ как в СССР, так и в СРВ, накопленный передовыми учителями по воспитанию учащихся на произведениях Н.Островского, также не обобщен, хотя необходимость в его обобщении, так же как и необходимость специальных работ об изучении творчества Н.Островского, не вызывает сомнений.
У некоторых педагогов Вьетнама до недавнего времени была такая тенденция: они недооценивали изучение творчества Н.Островского в школе, считая, что начинается новая эпоха и молодежь ориентируется на новых литературных героев. Это неверно, так как образы Н.Островского навсегда останутся в памяти прогрессивного человечества.
Все это и послужило основанием выбора темы диссертации. Это определяет ее актуальность, практическое и теоретичеокпе значение.
Основной задачей данного исследования является анализ творчества Н.Островского с педагогической точки зрения, раскрытие его познавательно-воспитательного, нравственно-эстетического и идейно-воспитательного значения, а также выяснение возможностей привлечения художественных произведений и биографии писателя е повседневной воспитательной работе школы на уроках и во внеклассных мероприятиях. На основе опыта советской школы мы указываем и обосновываем методы и приемы, которые помогают учителю добиться ощутимых результатов в изучении жизни и творчества Н.Островского и в деле воспитания молодежи.
Гипотеза исследования. Использование опыта работы советской школы по изучению жизни и творчества Н.А.Островского будет способствовать совершенствованию методики преподавания советской литературы и, в частности, жизни и творчества Н.А.Островского во вьетнамской школе.
На этой основе может быть решен ряд конкретных методических вопросов: обеспечение целостности изучения литературного произведения в рамках монографической темы, использование возможностей соотношения чтения и комментирования, сочетания работы учителя и самостоятельной работы учащихся, сочетания урока и внеклассной работы.
В соответствии с целью и гипотезой возникла необходимость решения следующих задач исследования:
I/ изучить опыт советской школы по теме "H.A.Островский", 2/ рассмотреть опыт вьетнамской школы по изучению жизни и творчества Н.Островского,
3/ разработать систему уроков для вьетнамской школы и провести эксперимент,
4/ разработать пути формирования у учащихся целостного представления о жизни и творческом пути писателя,
5/ разработать методику текстуального изучения фрагмента из романа "Как закалялась сталь" по программе ХП класса средней школы Вьетнама.
Методологической основой исследования является марксистско-ленинская теория познания, труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина по вопросам идеологической работы, статьи классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, документы КПСС, Советского правительства, документы КПВ и Вьетнамского правительства по вопросам народного образования и коммунистического воспитания.
Научная новизна исследования заключается в следующем: ■Впервые на основе теоретических данных советской методической науки определены основы изучения творчества Н.А.Островского во вьетнамской школе.
Впервые проведено обобщение опыта советской школы по изуv чению жизни"творчества Н.Островского в средней школе с целью обогащения опыта вьетнамской школы.
Предпринята попытка систематизировать варианты распределения учебного времени в советской школе на изучение темы.
Проведена систематизация работы по изучению биографии и творчества Н.Островского во Вьетнаме.
Раскрыты оптимальные варианты изучения жизни и творчества Н.Островского во вьетнамской школе.
Ценность диссертации для науки и практики заключается в изучении опыта советской школы, в творческом использовании его для совершенствования методики преподавания жизни и творчества Н.Островского в средней школе Вьетнама.
Мы исходили из того, что для составления плана изучения темы и использования оптимальных методов и приемов работы в процессе обучения необходимо учитывать опыт предшественников и передовых советских учителей.
Разработаны наиболее целесообразные пути изучения жизни и творчества Н.Островского во вьетнамской школе.
Изучение опыта советской школы в совершенствовании методики преподавания биографии и творчества Н.А.Островского в школе обогащает молодую методику преподавания советской литературы во(вьетнамской школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, методические рекомендации автора открывают возможности применения в учебно-воспитательной деятельности учителей школ Вьетнама методов и приемов работы, основанных на взаимодействии методики преподавания литературы СССР и Вьетнама.
Достоверность выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечена применением разнообразных методов исследования, подтверждается данными массового анкетирования, проведенного в средней школе Лыонг Нгок Куен /Бак Тхай-Вьет-нам/. Результаты экспериментальной работы оценивались на основе анализа письменных ответов учащихся /217/, стенгазет учащихся /110/, сочинений /217/, устных и письменных отзывов учителей.
Апробация работы. Результаты исследования внедрены в практику работы школы Лыонг Нгок Куен и дали положительные результаты в 1383-1984 годах. Материалы диссертации использованы в курсзлекции по методике преподавания литературы для студентов факультета русского языка и литературы МГПИ им.В.И.Ленина.
Избирая биографию Н.Островского и его роман "Как закалялась сталь" для решения поставленной проблемы, мы опираемся на следующие соображения:
Н.Островский является одним из самых значительных советских писателей, которые входят в программу средней школы Вьетнама.
Н.А.Островский - известный советский писатель. Его жизнь и произведения имеют огромную ценность как для советской, так и для мировой литературы. Жизнь и творчество писателя помогают г учащимся познавать жизнь и закалять волю, помогают учителю воспитывать и создавать нового человека. Ученики, оканчивающие школу, должны быть всесторонне развитыми людьми. Вопросы эстетического воспитания играют существенную роль в формировании мировоззрения и личности учащихся. Жизненный путь и творчество писателя дают большую возможность для развития эстетического вкуса учащихся как в СССР, так и в СРВ.
Роман "Как закалялась сталь" издавна является тем литературным произведением, которое вдохновляет вьетнамскую молодежь. Он стал настольной книгой миллионов читателей.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма ;
Изучение историко-литературных и литературно-критических работ о жизни и творчестве Н.Островского.
Изучение психологических, педагогических и методических материалов, касающихся'проблемы данной диссертации.
Проведение педагогического эксперимента в школах СССР и
СРВ.
В ходе работы над диссертацией мы посещали уроки, связанные с изучением творчества Ы.Островского в X классе средней школы № 107 Брежневского района гор.Москвы. Непосредственно наблюдали и изучали опыт работы Татьяны Георгиевны Можайской.
Мы провели экспериментальное изучение этой темы во вьетнамской школе Лыонг Нгок Куен /города Тхай Нгуен провинции Бак Тхай/. Цель эксперимента во вьетнамской школе - выявить' наиболее эффективные методы и приемы изучения жизни и творчества Н.Островского. Кроме проведения уроков мы организовали беседы с учителями, учениками, разработали методические рекомендации по организации внеклассной работы. С учащимися была проведена проверочная контрольная работа. Ученики написали сочинение о Н.Островском и ответили на вопросы, заданные нами. Мы собрали все материалы: статьи, выступления, сочинения, ответы учеников и ответы учителей. На этой основе мы оценили эффективность предложенной нами методики и пришли к определенным выводам. Результаты опытной проверки подтверждают правильность гипотезы, выдвинутой в исследовании.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
Заключение
Исключительная популярность творчества Н.А.Островского в Советском Союзе в других странах сила примера героических образов его произведений, коммунистическая принципиальность, глубина мыслей Островского о воспитании и образовании делают его творческое наследие мощным средством коммунистического воспитания подрастающего поколения строителей будущего общества.
Изучение творческого наследия писателя с педагогической точки зрения, а также обобщение опыта работы советской школы создают основу для совершенствования методики изучения жизни и творчества Н.Островского во вьетнамской школе. Опыт советской школы по изучению жизни и творчества Н.Островского дает возможность для совершенствования как практики изучения этой конкретной темы, так и теоретико-методических выводов по изучению монографических тем во вьетнамской школе.
Поэтому в заключении диссертации мы попытаемся сформулировать необходимые выводы по теме, которые в основном сводятся к следующему:
I. Творчество Н.Островского прокладывало пути развития советской литературы 30-х годов рядом с романами М.Шолохова и Л.Леонова, А.Толстого и К.Федина, А.Макаренко и Ф.Гладкова. Сохраняя с ними общность в самом подходе к решению проблем "Родина и революция", "человек и революция", единство идейной убежденности и коммунистических идеалов, Н.Островский сказал свое слово о современнике.
Историкам советской литературы предстоит провести еще не мало исследований, чтобы осмыслить во всей историко-литературной, идеологической полноте суждения выдающихся художников 30-х годов о нравственном потенциале личности, взаимоотношение личности и истории. Высказывания писателей помогают нам лучше увидеть, каким человек вступал в революцию, какие общественные идеалы он защищал. Тогда и достижения Островского - художника откроются нам во всем неповторимом своем значении. Его книги встанут рядом с произведениями А.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова.
В романах Н.Островского советская литература смогла достичь классической завершенности в воссоздании важнейших конфликтов того времени, в этих произведениях были выявлены исторические, социально-нравственные истоки и перспективы развития советского общества.
Являя собою одно из самых значительных достижений советской литературы 30-х годов, роман "Как закалялась сталь" показывает, что не исключительность биографии Н.Островского сама но себе, не печать общеморального интереса, лежащая на его книге, обеспечили успех творчеству писателя. Наоборот, социальная судьба героя романа обрела исключительность только благодаря победе Островского-художника, причем того художника, который создавал повествование в продолжение классических традиций русского реализма, как ответ на вопросы, поставленные перед обществом, перед будущим русской литературы, революционным движением. И.Островский решал те общие задачи, которые были выдвинуты эпохой в тесном единстве с творческими еканиями крупнейших писателей-современников. Роман "Как закалялась сталь" не 'Ьереворачивал все старые этические представления""^, он развивал, обогащал те этические, социально-нравственные представления о взаимоотношениях человека и общества, о задачах литературы, которые русская литература вырабатывала на всем протяжении своего развитая.
2. Историки литературы и социологи находятся сейчас, по-видимому, перед созданием обстоятельных исследований, которые должны будут объяснить с социально-исторической, психологической, эстетической точки зрения феномен этого беспримерного влияния творчества Н.Островского на читателей, влияние, которое не знает ни временных, ни национальных преград. Огромный разноликий материал об особенностях распространения и бытования романа "Как закалялась сталь" продолжает свою жизнь.
Б наши дни социально-эстетическое освоение художественного творчества И.Островского раскрывает новые грани, занимает иные, чем были прежде, дискуссии. Каждое время стремится еще глубже понять судьбу Павла Корчагина и его товарищей.
3. Сила познавательного и воспитательного значения и эстетиЕО-восдитательного воздействия произведения Н.Островского и его биографии на учащихся объясняется красотой и богатством заключенного в них жизненного содержания, облегченного в живую увлекательную форму, глубиной, искренностью, возвышенным
I. Комсомольская правда, 27 октября 1978, с.4. строем мыслей и чувств. Данные произведения и биография самого автора поднимают, укрепляют духовные силы школьников, обогащают, облагораживают их внутренний мир, зовут на служение возвышенным идеалам, утверждают в сознании учащихся веру в силу и красоту человека.
4. Формы и методы изучения жизни и творчества К.Островского определяются педагогическими целями и задачами коммунистического воспитания, возрастными особенностями, потребностями и склонностями школьников, живо интересующихся всем образным, романтическим, прекрасным. Это обязывает учителей уделять больше внимания познавательно-воспитательному, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся при изучении этой темы.
5. При изучении произведения литературы необходимо помнить, что "все произведение и каждая его часть являются взаимопроникновением содержания и формы. Поэтому, о чем бы словесник ни говорил на уроке, всегда за вопросом: "что изобразил автор?" он ставит вопрос: "Как он это изобразил?"
Без этого "Как?" писательское "что?" перестает быть самим собой. Главное и решающее на уроке литературы - это внимание к художественной словесной ткани произведения, доносящей до I нас замысел писателя .
Поэтому при раскрытии идейного смысла отрывков из романа "Как закалялась сталь" внимание заостряется не только на том, что сказано о Павле Корчагине, но и на том, как об этом сказано.
6. Во вьетнамской школе особенно важное значение приобретает изучение советской и родной литератур в их взаимосвязи
I. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М.: Просвещение, 1971, с.94.
Это способствует воспитанию учащихся в духе подлинного интернационализма, в духе уважения к духовным богатствам и своего и других народов.
Обращение к литературным связям при изучении советской литературы ео вьетнамской школе важно еще и в методическом отношении. Сопоставление разнонациональных, но близких в каком-либо аспекте литературных фактов, способствует возникновению ассоциаций, помогающих более глубокому восприятию советской литературы.
Поэтому при изучении романа "Как закалялась сталь" полезно сопоставить его с произведениями 'Нгуен Ван Чой, каким он был" Чан Динь Вана, "Непокоренные" /автор Нгуен Дык Тхуан/, которые изучаются в литературной программе 12-го класса.
7. Содержание, формы и методы воспитания диктуются педагогическим законом учета возрастных особенностей и потребностей школьников, живо интересующихся всем, особенно, романтическим, прекрасным. Поэтому надо бороться с тем антипедагогичным отношением к учащимся, когда их стараются пичкать лишь общеизвестными, навязшими е зубах социологическими истинами, но лишают художественности, красочности. •
Некоторые предложения для вьетнамской школы.
Во вьетнамской среднеобразовательной школе, знакомя учеников с советской литературой, составители учебников никогда не забывают о Николае Островском. Они оценили большой вклад писателя в советскую литературу, стремление педагогов воспитать в подрастающем поколении правильное мировоззрение и высокие идеалы, а произведение "Как закалялась сталь" и сама жизнь его автора служат ярчайшим примером для всех. В разделе зарубежной литературы для 12 класса представлены только два писателя: М.Горький и Н.Островский. В 1982-1983 учебном году: М.Горький - 2 часа
Н.Островский - 3 часа В 1983-1984 учебном году: М.Горький - 2 часа
П.Островский - 2 часа
Большую трудность для учителей литературы в изучении темы в частности представляет тот факт, что Бремени мало, а материал слишком обширен. Кроме этого, эта тема изучается в конце программы, то есть после зачетов и перед самыми государственными экзаменами. Это момент, когда ученикам не до уроков, и они не обращают должного внимания на изучаемую тему. Бывают даже случаи, когда эта тема преподается кое-как "лишь бы она была". Долгие годы в программу экзаменов не включается это произведение, что приводит к несерьезному отношению учителей и учеников к нему. Недостаток в учебниках и пособиях, пробелы в знаниях самих учителей служат также причинами нежелаемых результатов изучения данной темы.
С учетом вышесказанного положения мы рекомендуем следующее: На основе принятой программы литературы /2 часа/ мы разработали и выполнили в экспериментальных классах среднеобразо-вательной школы Лыонг-Кгок-Куен. Новый план обучения творчеству Н.Островского /глава 3/. Его с одобрением утвердили опытные учителя, помогавшие нам проводить эксперимент. Они также выступили за преподавание этой темы во вьетнамской школе по новой методике. Так, учителя Ву Тоан и Нгуен Тхи Туат пишут:
I/ Учителя продолжают определять и утверждать большое влия ние и воздействие романа "Как закалялась сталь" и биографии
Н.Островского на учащихся конкретными примерами в процессе своего преподавания ;
2/ Еще в школе роман "Как закалялась сталь" вызывает у учащихся интерес и когда ученики заканчивают школу, герои романа Н.Островского продолжают их волновать.
3/ Б настоящее время некоторые педагоги считают, что в современных условиях биография Н.Островского и его произведения мало воздействуют на молодежь и отстают от времени. Но ответы учителей свидетельствуют о необходимости изучения творчества Н.Островского в средней школе Вьетнама. Они утверждают, что никакое произведение не вызывает у учащихся столько мыслей, представлений, переживаний сколько роман "Как закалялась сталь". Они считают, что изучение творчества К.Островского сильно волнует вьетнамскую аудиторию и имеет огромное познавательно-воспитательное значение. После многих лет преподавания этого произведения они получили трогательные отзывы от бывших учеников.
4/ Произведение Н.Островского не чуждо вьетнамской молодежи. Оно близко сердцу вьетнамских юношей и девушек. В биографии И.Островского и его произведений есть много моментов и вопросов, в которых содержатся нужные сведения для воспитания учеников. Эти материалы помогали и еще помогут делу воспитания нашего молодого поколения.
Поэтому они считают, что "двух часов отнюдь не хватает для того, чтобы ознакомить учеников с романом". Учительница Нгуен Тхи Туат пишет: "Нужны по крайней мере 4 часа /2 часа отвести общему ознакомлению с произведением, а 2 остальных часа - чтению отрывков и объяснению/".
На наш взгляд, необходимо:
I/ Отводить на данную тему 3 академических часа, в том числе:
1-ый час: - Контроль /10 мин/.
- Биография автора /15 мин./
- Анализ произведения /15 мин./
2-ой час: - Анализ произведения.
3-ий час: - Чтение с комментарием.
2/ Отводить 3 часа внеклассной деятельности. В зависимости от конкретной обстановки и условий школы можно выбрать некоторые предлагаемые нами в 3-ьй главе формы и средства проведения внеклассных уроков ;
3/ Обязательно проводить сочинение /можно задать на дом/ на тему о Н.Островском. Проверяя сочинение учеников учитель мог бы узнать их уровень знаний, и, анализируя работы, можно было бы еще раз углубить и расширить эту тему, повысить уровень знаний учеников.
На наш взгляд, используемые ныне учебники и учебные пособия отвечают требованиям программы и задачам школы Вьетнама. Но в результате недостатка Бремени составители учебников не обращают должного внимания на письма, выступления Ы.Островского,где ярко выражается его воля к борьбе и страстное желание быть полезным обществу. Поэтому» знакомя учеников с биографией писателя, учитель обязан выбирать е^е некоторые его письма или выстуйления перед молодежью.
Мы предлагаем добавить, например, "Мой день" Н.Островского в учебник для 12-го класса. ДОЛЖНО
Думается, что Министерство просвещения ЯРВ^напечатать и распространить следующие документы и материалы, необходимые для эффективного воспитания учеников. Это:
- Альбом с фотографиями ¿-¡.Островского и иллюстрациями к роману "Как закалялась сталь",
- художественный фильм "Как закалялась сталь".
В последние годы у нас во Вьетнаме проводится реформа общеобразовательной системы: переход от десятилетнего к двенадцатилетнему обучению. Были переработаны программы и учебники. К 1961 г. дважды было переделано методическое руководство по теме "Н.Островский и его роман "Как закалялась сталь"^. Но до сих пор оно еще не было переработано в соответствии с ноеой линии реформы. Авторы обращали внимание на идейную ценность произведения "Как закалялась сталь", на влияние Н.Островского на читателей. Однако они оставляли в тени методику преподавания как на уроках, так и вне уроков.
Поэтому мы рекомендуем нашим коллегам, отвечающим за программу, за учебники и учебные пособия:
I/ Не учитывать мнения лишь очень незначительного числа юношей и девушек, считающих роман "Как закалялась сталь" "отжившим", "слишком идеализированным", "слишком жестким".
2/ В практике жизни и революционной борьбы нашей страны в настоящее время роман "Как закалялась сталь" и жизнь Н.Островского сохраняют свою актуальность, свою воспитательную ценность, в особенности для молодежи. На советской земле, где строят коммунизм, живут новые поколения молодежи. Они во многом отличаются от корчагинцев, но в то же время многому у них учатся, чтобы стать достойными хозяевами страны. Первый летчик-космонавт, герой Советского Союза Юрий Гагарин много унаследовал от
H.Островского и Павла Корчагина. Он вспоминал о П.Островском в самые трудные минуты испытания, и по его словам, это придавало ему огромную силу. Поэтому нашим педагогам нельзя упускать из
I. В кн.: Методическое руководство к преподаванию истории литературы в X классе /2-ой семестр/. Ханой: Просвещение, ISS3. - с.127-161 ; Методическое руководство к преподаванию^ литературы в X классе. - Ханой: Просвещение, IS8I.T.2, с.138—149. внимания очень хорошее средство воспитания молодежи - через Ы.Островского и его литературную типичность можно передать подрастающему поколению Вьетнама могучий факел жизни, и таким путем содействовать созданию человека нового типа.
3/ На основе сказанного можно было бы обратить должное внимание на разработку программы и составление методического руководства. Пришло время четко определить количество часов на преподавание этой темы в ХП классе и создать новый учебник, учебные пособия, книги для чтения, методическое руководство, материалы для внеклассной работы и т.п.
X X X
В хрестоматию для ХП класса составители Еключают раздел о М.Горьком и П.Островском в конец программы /3-я часть/, в то время как 6-я глава /"Систематизация некоторых вопросов литературной теории/ вводится во 2-ую часть.
На наш взгляд, такие проблемы, как "партийность", "народность литературы", социалистический "реализм" должны быть изучены учениками после рассмотрения не только отечественной, но и зарубежной литературы. Кроме этого, проблемы теории литературы, поставленные в 6-й главе, должны быть рассмотрены на произведениях двух советских писателей М.Горького и Н.Островского.
На основе вышесказанного считаем целесообразным перенести раздел "Изучение литературной теории" в конец программы, после изучения произведений М.Горького и К.Островского. Это способствует установлению связей отечественной и зарубежкой литературы, сопоставлению развития истории, литературы и общества обеих стран.
Такая перестановка будет соответствовать логике развития истории литературы. При обзоре проблем литературной теории, учитель имел бы возможность использовать конкретные знания школьников для иллюстрации своего объяснения. М поэтому в данный момент углубляются и укрепляются знания о творчестве Н.Островского и его романе.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чан Тхе Фьет, 0, Москва
1. На русском языке:
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х томах. М.: Искусство, 1983. - т.1 - 604с., т.2 - 700 с.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве, М.: Художественная литература, 1976. - 827с.
4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: йзд-во политической литературы, 1976. - 255с.
5. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: изд-во политической литературы, 1981. - 222с.
6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80с.
7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 года. М.: Политиздат, 1984. - 31с.
8. Материалы Первой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, 11-12 апреля 1984 года. М.: Политиздат, 1384. - 80 с.
9. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы, 2 марта 1984 года. М.: Политиздат, 1984. - 30 с.
10. Материалы У съезда КПВ, Ханой, 27-31 марта 1982 года. М.: Политиздат, 1983. - 286 с.
11. Программы восьмилетней и средней школы. Литературы1У-Х классы. Министерство просвещения РСФСР, с 1936 года до 1984 года.
12. Аннинский Л. Как закалялась сталь Николая Островского. -М.: Художественная литература, 1971. 93 с.
13. Аудерский Б.А. Художественное мастерство Н.Островского. Канд.дисс. Коломня, 1955. - 450 с.
14. Баева Т.Е. Воспитание коммунистической нравственностипри изучении романа Ы.А.ОстроЕского "Как закалялась сталь": Ростов н/Д, IS57. - 21 с.
15. Баранов С.П., Болотина JI.P., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика. Гл.: Просвещение, 1981. - 361 с.
16. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. ¿vi.: Изд.ЖГЛИ им.В.¡¿.Ленина, 1979, - 74с.
17. Бычкова ¿Л. А. Школьный музей Н.Островского. Литература в школе, 1384, lé 4, с.55-57.
18. Валунайте й.А. Анализ романа Н.Островского "Как закалялась сталь" в УШ классе литовской школы. Вильнюс, КИИ педагогики, 1976, - 2S с.
19. Воспитание творческого читателя. Под ред.С.В.Михалкова и Т.Д.Полозовы. М.: Просвещение, IS8I. - 240 с.
20. Воспоминания о Николае Островском. Сборник. М.: Молодая гвардия, 1974. - 447 с.
21. Винницкий педагогический институт им.Н.Островского. Научная конференция, посвященная 60-летию со дня рождения И.Островского. 1964. Винница, 1964. - 29 с.
22. Вядро Ш.Я. Николай Островский и его читатели. Автореф. канд.дисс. Киев, 1965, - 21 с.
23. Гайсанюк 3. Мужество рождается в борьбе: 0 К.Островском и его книгах. М.: Знание РСФСР, I97S, - 61 с.
24. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. - 495 с.
25. Грознова H.A. Счастье борца: 0 романе Н.Островского "Как закалялась сталь". IL: Просвещение, 1981. - 126 с.
26. Грознова H.A. Современность художника /критика об Н.Островском/. Русская литература, 1974, & 4, с.3-18.
27. Гуревич Э.С. Творческая история произведений Н.Островского. Канд. дисс. Шнек, 1954. - 361 с.
28. Давыдова А.П. Воспоминания о Н.Островском. Симферополь. "Крым", 1964. - 39 с.
29. Данилова Н.Д. Методика работы над образом-персонажем литературного произведения в старших классах /10-й класс/. Автореф. канд.дисс. Л., 1977. - 14 с.
30. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 318 с.
31. Доступова Т.Г. Вторая жизнь ПаЕла Корчагина. М.: Книга, 1978. - 92 с.
32. Дронова Н.С. Познавательно-воспитательное значение творчества Николая Алексеевича Островского. Канд.дисс. Ставрополь н/Кавказе, 1954. - 359 с.
33. Завадская З.й. Изучение в X классе темы "Жизнь и деятельность Н.А.Островского". Луцк, Вольш.кн.изд., 1956, - 42 с.
34. Изучение русской советской литературы в X классе. Под ред. В.А.Ковалева. М.: Просвещение, 1983. - 386 с.
35. Идейно-эстетические проблемы. Редколлегия: С.И.Бэлза, А.А.Дымшиц, В.^.Ковский, А.С.Мясников, Я.Е.Эльсберг. М.: Наука, 1975. - 317 с.
36. Крупияа К.Л. Формирование эстетических суждений учащихся о художественном произведении. Автореф.канд.дисс. М.,1981. 19 с.
37. Кудряшев К.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. IL: Просвещение, 1984. - 188 с.
38. Кузнецова H.A. Роман Н.А.Островского "Как закалялась сталь". Автореф. канд.дисс. Иркутск, 1356. - 21 с.
39. Логвиненко М.С. Публицистика И.Островского. Автореф.канд. дисс. Киев, 1961. - 16 с.
40. ЫахамадалиеЕа Р. Воспитание советского патриотизма в процессе обучения. АЕтореф. канд. дисс. Л., 1954. - 13 с.
41. Методическое руководство к учебному пособию "Русская советская литература" для 10 класса. Под ред.В.А.Ковалева. М.: Просвещение, 1977. - 287 с.
42. Методика преподавания литературы, иод ред. З.Я.Рез. М.: Просвещение, 1977. - 382 с.
43. Минкина И.С. Боепитание гражданской активности советского человека при изучении романа "Как закалялась сталь".
44. В кн.: Целостность художественного произведения и проблемы его анализа е школьном и Еузовскем изучении литературы/.1. Донецк, 1977, с.283-286,48. ¡¿ашлимович М.Я. Тематический план по изучению романа
45. И.А.Островского "Как закалялась сталь" в 8 классе. Якутск, Якуткнигоиздат, 1965. - 12 с.
46. Морозов 10. Только на линию огня. Комсомольская правда, 29 сентября 1984.
47. Назарова М.Г. Школьники в музее Николая Островского. М.: ,<;зд-во Акад.дед.наук РСФСР, 1958. - 35 с.
48. Никулина И.И. Семинарий по Н.А.Островскому. Л.: изд-во Ленингр.ун-та, 1956. - 97 с.
49. Новиков П.Ы. Счастье быть бойцом. Воспоминания о Н.Островском. М.: Мол.гвардия, 1984. - 287 с.
50. Оганесян А.П. Творчество Н.А.Островского и некоторые вопросы теории социалистического реализма. Автореф.канд.дисс. -Ереван, 1954. 20 с.
51. Оптимизация воспитательного воздействия курса литературы на учащихся. Сборник, Ответственный редактор Т.Ф.Курдюмова. -М.: изд.НИИ школ, 1981. 134 с.
52. Осадчий И.П. От Павла Корчагина до героев наших дней. -Краснодар, 1972. 20 с.
53. Осипое А. К.Островский и молодежь мира. Пермь, 1961. - 47с.
54. Островский H.A. Собрание сочинений в 3-х томах. М.: Молодая гвардия, 1974. - т.1 - 399с, т.2 - 366 е., т.З - 477с.
55. Островский H.A. Сборник материалов. Краснодарское книжное издательство, 1954. - 310 с.
56. Островская Р. 11. Н.Островский. 4-е изд. М.: Мол.гвардия, 1984. - 223 с.
57. Островская С. М.Горький и Н.Островский. Литература в школе, 1974, & 4, с.22-24.
58. Прессман Л.П. Кабинет литературы в школе. М.: Просвещение, 1983. - 143 с.
59. Рождественская Т.С. Книги о Н.Островском. Литература в школе, 1984, & 4, с.57-60.
60. Розова Л. и Островская К Николай Островский в школе. -М.: Учпедгиз, 1949. 225 с.
61. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. г/1.: Просвещение, 1976. - 335 с.
62. Русская советская литература. Пособие для 10 класса средней школы. Под ред. В.А.Ковалева. М.: Просвещение, 1978,с.215-234.
63. Рыбникова iví.A. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1963. 314 с.
64. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд.АПН РСФСР, 1958. - 611 с.
65. Сафонова A.M. Изучение образа положительного героя советской прозы в старших классах средней школы. Канд.дисс. -Киев, 1959. 312 с.
66. Семенова В.Н. Творческий путь К.Островского. Автореф. канд.дисс. М., 1953. - 16 с.
67. Смирнов Я. Герой своего и нашего времени. К SO-летию со дня рождения К.Островского. Семья и школа, IS84, й 9, с.48-49.
68. Спивак И.А. Николай Островский в литературе и искусстве. -Черновцы, 1974. 17 с.
69. Суханов II.¿i. История, а не легенда /о И.А.Островском/. -2-е изд., доп. Иркутск: Вост-Сиб.кк.изд-во, 1984. - 80 с.
70. Сухорукова М.Н. Творчество Н.А.Островского. Автореф.канд. дисс. Л, IS53. - 16 с.
71. Тимофеев Б.И. Проблема положительного героя в творчестве П.А.Островского. Канд.дисс. Свердловск, 1952. - 351 с.
72. Тимофеев В., Ширяева М. Николай Островский: м.: Учпедгиз, IS57. - 229 с.
73. Тимофеев Б. Разгадать или развенчать? Молодая гвардия, 1968, Ш I, с.283-292.
74. Тимофеев Б. О живом герое и мертвой схеме. Молодая гвардия, 1970, № 8, с.271-279.
75. Тимофеев В. Герой и время. К 80-летию со дня рождения Н.А.Островского. Звезда, 1984, Jî 9, с. 197-202.
76. Тимофеев Л.И. О художественных особенностях романа Н.Островского "Как закалялась сталь". М.: Изд.АПН РСФСР, 1955. - 40 с.
77. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. M., 1976. - 448 с.
78. Томсов А.И. Руководство нравственным самовоспитанием учащихся в процессе преподавания литературы в 10 классе. Автореф канд. дисс. Фрунзе, 1972. - 22 с.
79. Трегуб С.А. Жизнь и творчество Н.Островского. М.: Худож,лит., 1984. - 269 с.
80. Трегуб С.А. Живой Корчагин: Воспоминания к очерки. М. ; Сов.Focсия, IS80. - 253 с.
81. Трегуб С.А. Н.Островский. М. : Мол.гвардия, 1950, - 462 с.
82. Трофимов К.Д. Так закалялась сталь. Новые страницы жизнии творчества Н.А.Островского. М.: Мол.ГЕардия, 1982. - 128с.
83. Урок литературы. Составители: Т.С.Зепалова, Н.Я.Мещерякова. М.: Просвещение, 1983. - 159 с.
84. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. Иод ред. З.Н.Мокосзона. М.: Педагогика, 1978. - 303 с.
85. Чаковский А.Б. Сталь пламенеет. /Слоео о Н.Островском/. -М.: Знание, 1965. 30 с.
86. Чалмаев В. Бессмертный эпос революции. Молодая гвардия, IS67, 11 о, с.279-280.
87. Черкезова Ы.В. Роман Н.Островского "Как закалялась сталь" и его воспитательное значение. Литература в школе, 1974,4, с.15-21.
88. Ширяева ГЛ.В., Тимофеев В.К. Величие подвига Николая Островского. М.: Просвещение, 1964. - 175 с.
89. Ширгинова И.И. Изучение биографии и творчества Н.Островского в средней школе. Автореф.канд.дисс. М., 1950. - 20 с,
90. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. Г-/1.: Просвещение, 1982. - 319 с.
91. Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. Редактор А.В.Алмазова. Л., 1262, с.300-336.
92. Яковлев П.Ф. Эстетическое воспитание учащихся средних и старших классов на произведениях А.А.Фадеева и П.А.Островского. Канд.дисс. I/:., 1956. - 235 с.
93. Яковлев Г.Н. Николай Островский. М.: Политиздат, 1975. -87 с.1. П. Па вьетнамском языке.
94. Вьет Хунг. Обзор работ переводчиков и представителей советской литературы во Вьетнаме за последние 15 лет. Ханой: Исследования по вопросам литературы, журнал, 1960, & 10,с.19-27.
95. Вьет Хунг. "Как закалялась сталь" произведение с большим кошунистическо-воспитато льнвд значением. - Ханой: Исследования по вопросам литературы, журнал, 1965, № 5, с.84-90.
96. Литература для 12-го класса. Т.2. Ханой: Просвещение, 1982, с.300-330.
97. Мелик-Нубаров С.О. История советской литературы. Пер. Буй Хань Гхе. "Ханой: Культура, 1961. - 495 с.
98. Методическое руководство к учебно-литературному пособию для 10-го класса. Ханой: Просвещение, 1963, с.127-161.
99. Методическое руководство к учебно-литературному пособию для 10-го класса. Ханой: Просвещение, 1981, с.138-149.
100. Нгуен Дык 1хуан. Непокоренные. Ханой: Молодость, 1967. -487 с.
101. Нгуен Хай Ха. Н.Островский. Пособие для педагогических институтов. Ханой: Просвещение, 1980. - 168 с.
102. Островский H.A. Как закалялась сталь. Пер. Тхеп Мой. -Ханой: Молодость, 1954. 164 с.
103. Островский H.A. Как закалялась сталь. Ханой: Молодость, 1956. - T.I - 321 е., Т.2 - 363 с.
104. Островский H.A. Мой день. Доклады и статьи о литературе. Пер. Нгуен Тхюи Ынг. Ханой: Молодость, 1957. - 144 с.
105. Островский H.A. Как закалялась сталь. Ханой: Молодость, 1962. - T.I - 215 е., Т.2 - 252 с.
106. Островский H.A. Как закалялась сталь. Сокращенный пер. Пхеп Мой и Хюи Бан. Ханой: "Просвещение", 1966. - 147 с.
107. Островский H.A. Как закалялась сталь. Ханой: Молодость, 1967. - 606 с.
108. Островский H.A. Как закалялась сталь: По мотивам романа Н.Островского. М., 1984. - 24 с.
109. Ты Дык Чинь. К вопросу о создании положительных героев советскими писателями. Ханой: Исследования по вопросам литературы, журнал, 1961, le II, с. 13-24.
110. Фан Чонг Дуан. Опыт преподавания литературы в школе. -Ханой: Просвещение, 1963. 120 с.
111. Хоанг Чинь. Н.Островский: закаленный человек, закаленное искусство. Ханой: Новые произведения, журнал, 1974, $ 41, с.92-96.
112. Чан Динь Ван. Нгуен Ван Чой. Ханой: Молодость, 1964. -75 с.