Темы диссертаций по педагогике » Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.03 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Медникова, Людмила Сергеевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1995
Специальность ВАК РФ
 13.00.03
Диссертация по педагогике на тему «Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии», специальность ВАК РФ 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Медникова, Людмила Сергеевна, 1995 год

ВВЕДЕНИЕ.стр.

ГЛАВА 1: ПРОБЛЕМА. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.стр.

1.1. ПРОБЛЕМА развития РИТМИЧЕСКОЙ способности в общей и детской психологии и педагогике.птр 1п

1.2. проблема развития чувства ритма В специальной психологии и педагогике.о, их р. £*к

1.3. цель, задачи и ГИПОТЕЗА исследования.рг> иТр. Сио

ГЛАВА 2.' ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОТСТАВАНИЕМ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.стр.

2.1. задачи и МЕТОДИКА констатирующего экспериментал я

2.2. результаты КОНСТАТИРУЮЩЕГО эксперимента .птр> р)£

2.3. обсуждение результатов и выводы.птр> цо

ГЛАВА 3: ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОТСТАВАНИЕМ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ. .стр.

3.1. цель. задачи и организация формирующего эксперимента.

3.2. методика. содержание и ход экспериментального обучения.

3.3. обсуждение результатов формирующего эксперимента и выводы. итр. юи

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии"

Особую актуальность приобретает проблема формирования способностей универсального типа в обучении проблемных детей (Л.П.Носкова,1994; Т.В.Розанова,1991).Ка сегодняшний день доказана чрезвычайная полезность и коррекционно-развивающая значимость работы по развитию чувства ритма для детей с нарушениями речи (Г.А.Волкова,1985,1992; В.А.Гринер,1958), зрения (В.А.Кру-чинин,1972,1992), слуха (Т.М.Власова, А.Н.Пфафендорт,1989; Л.Н.Носкова,1994; Е.З.Яхнина,1989) и интеллекта (Н.Г.Александрова, 1924; 0.П.Гаврилушкина,1989; К.Орф,1976; F.Robins, J.Robins,1968). Это свидетельствует об актуальности проблемы развития чувства ритма у проблемных детей для дефектологии в целом.

Существующая система дошкольного воспитания детей с наруше у — ннем умственного развития, содержание которой отражено в "Программе воспитания и обучения умственно-отсталых детей дошкольного возраста" (1991), ставит задачу развития чувства ритма у детей данной категории на занятиях в процессе различных видов деятельности. Вместе с тем, программные требования разобщены по разным разделам, поэтому работа по формированию чувства ритма ведется достаточно фрагментарно, стихийно и, в основном, без учета универсального характера этой способности, то есть в этом случае не используется в достаточной мере ее развивающийся потенциал.

Работа по развитию чувства ритма у детей с интеллектуальной недостаточностью находится в зависимости от умения педагогов дошкольных учреждений организовать ее, наполняя адекватным умственному развитию данной категории детей содержанием и обеспечивая эффективные методы и приемы работы. Ввиду отсутствия специальной методики формирования ритмической способности у детей дошкольного возраста с отставанием в умственном развитии, основанной на универсальном характере ее проявлений, содержание и методы работы заимствуются чаще из логопедической ритмики, из методик ритмического воспитания других категорий проблемных детей. В этом случае не учитываются особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Поэтому в целях совершенствования системы дошкольного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью было предпринято экспериментальное исследование возможностей психического развития ребенка в процессе такого обучения, в основе которого лежит формирование способности универсального типа - ритмической способности. Настоятельная необходимость оптимизации кор-рекционно-образовательного процесса и недостаточная разработанность проблемы развития чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии определяют актуальность данного исследования, осуществленного нами в 1991-1995 г. г.

НОВИЗНА И НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В диссертационном исследовании впервые изучены особенности чувства ритма как способности универсального типа у дошкольников с отставанием в умственном развитии (умственно отсталые дети и дошкольники с ЗПР) в условиях спонтанного развития и в условиях существующего обучения в детском саду при наличии специальных коррекцион-но-развивающих воздействий. Рассмотрено влияние педагогических условий на процесс формирования чувства ритма. При стихийно складывающихся педагогических условиях ритмическая способность даже у детей с ЗПР не складывается как универсальная способность, имеются лишь отдельные ее фрагменты, которые являются следствием прямого обучения.

Показана общедефектологическая значимость проблемы развития чувства ритма у детей с отклонениями в развитии. Нарушение сен-сомоторного развития при любом дефекте становится препятствием в.овладении ребенком ритмической способностью, недостаточность которой, в свою очередь, оказывает разрушительное влияние на психическое развитие детей. Изучение чувства ритма может проводиться в комплексе психолого-медико-педагогического обследования, что позволит более глубоко представить структуру психического развития ребенка с любым отклонением в развитии.

Предложена система комплексных коррекционно-педагогических воздействий, в основе которой лежат действия с моделями (перевод плана содержания в различные планы выражения и обратно). Такая система способствует развитию ритмической способности как целостного структурного образования, а также оказывает коррек-ционно-развивающее влияние на различные виды деятельности и эмоциональное развитие ребенка.

Исследование подтверждает значимость формирования универсальных способностей для овладения ребенком знаково-символической функцией как основы человеческого сознания.

Предложенный комплекс развивающих педагогических технологий позволяет осуществить новый подход к построению коррекцион-но-педагогической практики. Этот подход основан на принципе развития в психологии, на индивидуально-дифференцированном подходе к обучению, на учете потребностей ребенка, на педагогике сотрудничества, что делает его научно обоснованным и теоретически значимым.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в обогащении существующей системы обучения новыми педагогическими технологиями, направленными на формирование необходимых для всего последующего развития человека универсальных способностей. Разработка конкретных педагогических воздействий по развитию у детей чувства ритма позволит более эффективно решать вопросы совершенствования системы дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии путем обогащения специальных методик.

Материалы могут быть использованы:

- в практической работе с детьми с различными отклонениями в развитии в условиях дошкольных учреждений и в семье; в центрах психолого-педагогической и медицинской помощи при индивидуальном консультировании и в ходе коррекционных занятий;

- при разработке содержания учебного процесса в педагогических ВУЗах;

- при диагностическом изучении детей;

- при чтении лекций на курсах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Многие недостатки психического развития, несформирован-ность познавательной и эмоциональной сфер детей с отставанием в умственном развитии связаны с недостаточным развитием у них чувства ритма.

2. Дошкольники, отстающие в интеллектуальном развитии, оказываются способны овладеть чувством ритма только при особой организации и содержании коррекционно-развивающих воздействий, в основе которых лежат действия с ритмическими моделями различной модальности. Моделирование, как особый способ опосредования деятельности, способствует формированию знаково-символичес-кой функции сознания, обеспечивает процесс интериоризации, тем самым ведет к становлению мыслительной деятельности ребенка.

3. Сложной структуре ритмической способности должен соответствовать синкретизм способов формирования чувства ритма, комплексный характер коррекционно-педагогических воздействий, основанный на переводе плана содержания в план выражения с обратным декодированием структур ритма. Применение специального развивающего комплекса приводит к широкому развивающему эффекту.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ: Разработанная методика формирования чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии внедрена в специальном детском саду #2 г.Архангельска.

Данные, полученные в ходе исследования, апробировались на научной конференции АО ИППК (1994 г.), на VII Международных Ломоносовских чтениях ПМПУ им. М.В.Ломоносова (1995 г.), на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУ им.В.И.Ленина, на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов и воспитателей специальных групп Архангельской области, в ходе методических семинаров-практикумов для педагогов-дефектологов и воспитателей специального детского сада #2 г. Архангельска.

Основное содержание диссертации отражено в двух работах.

Заключение диссертации научная статья по теме "Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)"

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ по формированию чувства ритма у детей с отставанием в умственном развитии.

Результаты экспериментального изучения проблемы становления чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии позволяют сделать следующие практически важные рекомендации по целенаправленному формированию ритмической способности в процессе коррекционно-воспитатель ной работы в специальном дошкольном учреждении:

1. Работа по развитию чувства ритма может проводиться на музыкальных, физкультурных занятиях, занятиях по развитию речи, рисованию в пределах определенного программой содержания.

2. При этом меняется принцип построения занятий. Занятия строятся по принципу моделирования. В основе лежит восприятие-воспроизведение структур ритма разной модальности (зрительных. слуховых, речевых, двигательных), перевод ритмических структур из одной модальности в другую, когда один и тот же план содержания имеет различные планы выражения,

3. Ведущую роль в коррекционном процессе играет двигательное моделирование структур ритма.

4. Развивающие педагогические воздействия направляются на создание единой зритель но-слухо-двигатель ной связи, лежащей в основе ритмической способности. Формирование представлений о музыкальном, изобразительном, двигательном ритме должно осуществляться е неразрывном единстве.

5. В обучении предусматривается поэтапность и покомпонент-ность введения структур ритма. На начальном этапе изучается ритм повторности, а также темповые отличия равнометричного повтора, затем - ритм чередования, сначала самая доступная его Форма - ритм "качания",а в дальнейшем усложненные его варианты р и

- ритмы "суммирования" и "дробления". Овладение детьми структурными компонентами ритма (темп, метр, отношение звуков по длительности) позволяет в дальнейшем перейти к изучению комплексных ритмических структур.

6. Важное значение в ходе обучения должно придаваться слову, Фиксирующему эталонный образ, развит!® его регулирующей и коммуникативной функции.

7. Работа по развитию чувства ритма строго индивидуализируется, подлежат учету возрастные, а также индивидуальные особенности, связанные со структурой дефекта каждого ребенка.

8. Широкий развивающий эффект работы по развитию чувства ритма, коррекционное влияние на сенсомоторное развитие ребенка обуславливают необходимость и исключительную значимость применения разработанных технологий в работе с различными категориями детей с проблемами в развитии.

9. Разработанные методики по оценке состояния чувства ритма у дошкольников могут быть использованы с целью получения более глубокого представления об особенностях психического развития ребенка с любым отклонением в комплексе психолого-медико-педагогического изучения детей.

ДИАГРАММА № 1

Особенности состояния чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии (умственно-отсталые, дети с ЗПР) аг ■'< необученные умственно отсталые дошкольники обученные умственно отсталые дошкольники необученные дети с ЗПР обученные дети с ЗПР серия № задан. Наименование

I 1.6 немузыкальные ритмические задачи

7.9 темповые задачи

II 10.12 метрические задачи

13.14 задачи на отношения звуков по длительн.

III 15.17 музыкальные ритмические задачи

IV 18.19 изобразительные ритмические задачи

V 20.24 речевые ритмические задачи

ДИАГРАММА № 2

Особенности состояния чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии после проведенного обучения умственно отсталые дошкольники дошкольники с ЗПР серия № задан. Наименование

1 1.5 немузыкальные ритмические задами

6.В темповые задачи

II 9.11 метрические задачи

12 отн. по длительности

111 13.15 музыкальные ритмические задачи

IV 16.17 изобразительные ритмические задачи

У 18.21 речевые ритмические задачи

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Медникова, Людмила Сергеевна, Москва

1. Адрианов О,С. О принципале организации интегративнойдеятельности мозга. М.: Медицина, 1976. - 2S0 о.

2. АдриакоЕ О.С. О принципах организации церебральныхфункций// Вестник АМН СССР. 1978. t 12. -С.12-20.

3. Айрапетьянц З.Щ., Батуев А.С. Принцип конвергенциианализаторных систем. Л.: Наука, 1969. - 84 о.

4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. М.: Педагогика, 1982. - 127 с.

5. Александрова И.Г. О ритмическом воспитании // Доклад. принятый на всесоюзном совеовнии советов физической культуры. М., 1920. - 7 с.

6. Александрова Н.Г. Ритмическое воспитание. М.: НоваяМосква, 1924. - 16 с,

7. Ананьев Б.Г. Пространственное различие. Л.: Изд-воЛГУ, 1955. - 188 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 486 с.

9. Ананьев Б.Г., Рыбаяк:о Е.Ф. Особенности восприятиипространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.

10. Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности,М.I Медгиз, 1949. - 690 с.

11. Анохин П.К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта// Вопросы философии. 1973. # 6, - 83-97.

12. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 448 с.

13. Ариоменди А.Л. де. Дошкольное музыкальное воспитание.М.; Поогоесс, 1989. - 176 с.

14. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

15. Бехтерев В.М. Основы учения о функциях мозга. Вып.1-У11,СПб., 1903. - 253 с.

16. Бехтерев В.М. Значение исследований двигательной сферыдля объективного изучения нервно-психической сферы человека. СПб., 1909. - 55 с.

17. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитанииоебекка с первых дней его детства. М. 1916 - 13 с.

18. Бианки tiJL. Эволюция парной функции мозговых полушарийЛ.; Р13Д-во ЛГУ, 1967. 260 с.

19. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс^ 1977.- 412 с.

20. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва,1924. - 556 с.

21. Вайзмак Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.:Педагогика, 1976. - 104 с.

22. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.i Просвещение, 1967. - 196 с.

23. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Изд-БО МГУ, 1973. - 246 с.

24. Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. М.: Центр, инст-т усозерш. врачей, 1968. 19 с.

25. Венгер Л.А. восприятие и обучение. М.i просвещение,1969. - 365 с.

26. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М.i Знание,1992. - 128 с.

27. Ветлугина К.А. Музыкальное развитие ребенка. М.:Просвещение, 1967. - 415 с.

28. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.; Музыка, 1980. - 256 с.

29. Влазова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями вразвитии. М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

30. Влазоза Т.М., ГЙафенродт А.Н. Фонетическая ритмика:Пособие для учителя / Под ред. Н.Ф.Слезиной. М.: Просвещение, 1989. - 158 с.

31. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение,1985. - 191 с. 40. йолкова i .A. лиГиритмичеокое Боопитакие детэи о диолалией. СПб.; Р1ад-Е0 Образование, 1992. - 71 с.

32. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 о.

33. Восприятие пространстБа и времени / Под ред.Б.Г.Ананьева. Л.i Наука, 1969. - 135 с.

34. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессеобучения. М.: Учпедгиз, 1935. - 135 с.

35. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.М.; Мэд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

36. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.;Изд-БО АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

37. Выготский Л.С. Собоание соч.Т.5. М.; Педагогика, 1983.

38. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1991. - 92 с.

39. Газанйга М. Расщепленный человеческий мозг // Восприятие. Механизмы и модели. М.; Мир, 1974. - 367 с.

40. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления Б советской психологии. М.; Наука, 1966. - 476 с.

41. Гамезо В.М., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем /7 Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. - 246 с.

42. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.; Педагогика, 1976. - 256 с.

43. Гиппенрейтер Ю.Б. Глаз как двигательный орган // Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н.Леонтьева. М.: Жзл-во МГУ, 1976. - 320 с.

44. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курслекций. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 320 с.

45. Гозова А. П. О развитии осязательных восприятий у уча,щихся вспомогательных школ / Специальная школа. 1959. # 5. -С.73-78.

46. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихсявспомогательной школы. М.г Педагогика, 1974. - 120 с.

47. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М.: Просвещение, 1990. - 223 с.

48. ЖурбаЛ.Т., Мастюкова Е.М. Развитие психомоторногоразвития детей первого года жизни. М.: Медицина. 1981. - 272

49. Запорожец А.В. Восприятие и деятельность // Вопросыпсихологии. 1967. # 1 . -С. 11-16.

50. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе,функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. й 6. -С. 59-73.

51. Запорожец А.В. Развитие восприятия. Иэбр. поихол. труды. Т.1. М.: Педагогика, 1986. - 318 с.

52. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. Избр.психол. труды.Т. 2. М.: Педагогика, 1986. - 297 с.

53. Зинченко В.П. Восприятие как действие // Вопросы психологии. 1967. # 1 . -С. 17-24.

54. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительногообраза. М.: йзд-ЕО МГУ, 1969. - 106 с.

55. Рхгкатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности.М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

56. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма удетей // Вопросы психологии. 1961. # 1 . -С. 119-132.

57. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе. М.: МосковскийЦентр зальдорфской педагогики, 1992. - 272 с,

58. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

59. Киреенко В.И. Психология способностей к изобрази- 304

60. Левин с.д. Ваш ребенок рисует. М.: Советский художнкк,1980. - 271 с.

61. Левина Л.Н. Особенности пространственной ориентировкиумственно отстаяых детей старшего дошкольного возраста / Дефектология. 1989. # б. -С. 65-73.

62. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.г Наука, 1967. - 118

63. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.:Просветление, 1969. - 214 с.

64. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросыпсихологии. 1960. # 1. -С. 7-17.

65. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.: Изд-во МГУ,1971. - 40 о.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. iПолитиздат, 1975. - 303 с.

67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-воМГУ, 1981. - 584 с.

68. Летуновская С В . Формирование модельных представлений в системе умственного воспитания дошкольников с нарушением интеллекта: Автореф. дне. на соиск. степени канд. пед. наук /13.00.03/. М., 1993. - 16 с.

69. Линнйк Ю.В. Эстетика ритма // Эстетическое воспитание в условиях развитого социалистического обшества. М., 1975. - 306 с.

70. Ломов Б.Ф., Беляева А.В., Носуленко В.Н. Вербальноекодирование в пространственных процессах. Анализ признаков слухового образа. М.: Наука, 1986. -128 с.

71. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей ( в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

72. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностикиЗЕомальнс

73. Мозговой В.М. О некоторых условиях формированиясложных двигательных навыков у умственно отсталых школьников // Дефектология. 1972. ii 2. -С. 61-66.

74. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.1 Музыка, 1972. - 383 с.

75. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблем;музыкознания // Восприятие музыки: Сб. статей Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. - 256 с.

76. Непомнящая И.И. Содержание и методы обучения дошкольников математике // Умственное воспитание ДОШКОЛЬНИКЕ Под ред. Н.Н. Поддъякова. М.: Педагогика, 1972. - 28Е

77. Павловские клинические среды. Т.1. М.-Л.: Изд-во iр. л А X-S04;. - иЧ:^

78. ПалавандишЕили М.Л. Формирование чувства ритма у детей5-7 лет: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. М., 1973. - 20 с.

79. ПалавандишЕИЛИ М.Л. Музыка и движение // Эстетическоевоспитание в условиях развитого социалистического общества. М., 1975. - 306 с.

80. Певзкер М.С. дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. - 486 с.

81. ПевзнерМ.С, Лубовский B.I. Динамика ра,ЗЕИТия детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 224 с.

82. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. М.: Педагогика, 1984. - 160 с.

83. Пиаже Ж. Избр. психологические труды. М.: Международнаяi —JJ-C^ii нинскик i3^ L Формирование дБигаельнык кавыке "i : < • вспомогательной школы. М.: педагогика, 1У7?. - шв о, ПоддъякоБ Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977, - S71 с.

84. Полторацкий А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность.М.: Политиздат, 1970. - 118 с.

85. Пособие по развитию языковой, симБолической и DHTMIческой способности / Под ред. Л.П. Носковой. М.: Прос вещение, 1994. - 108 с,

86. Правдина-Викарская Е.Н. Неврологическая характеристика синдрома олигофрении. М.: йзд-зо АПК РСФСР, 1957. - 20S с.

87. Проблемы формирования познавательных способностей вдошкольном Бозразте: Сб. науч. трудов / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Изд-во АПН СССР, 1980. - 86 с,

88. Программы воспитания и обучения умственно отсталыхдетей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 136 с.

89. Психология детей дошкольного возраста / Под ред.А.В, Запорожца, Д.Б. Элькокина. М.: 1964. - 352 с.

90. Развитие восприятия в раннем и дошкольномПод ред. А.В. Запорожца, М.й. Лисиной, М.г Просвещение, 1966. - 302 с.

91. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой. М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

92. Pay М,Ю. Изобразительная деятельность учалшхоя с нарушениями слуха. М.; Просвещение, 1989. - 141 с.

93. Ритм, пространство и время Б литературе и искусстве.

94. S, Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М.; Учпедгиг1946. - 704 с.

95. Рубинштейн Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. It 3. -С. 3-15.

96. Рубинштейн Я. Психология умственно отсталогошкольника. М.: Просвещение, 1970.- 199 с.

97. Руднева , Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение.М.г Просвещение, 1972. - 334 с.

98. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.i Владос, 1995. 255 с.

99. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве, м.:Просвешэние, 1965. - 214 с.

100. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.; Изд-во МГЗ•л I iSOO ,Ч? - 288

101. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т.1. М.: 1зд-воАН СССР, 1952. - 772 с.

102. Соловьев И.М. Восприятие действительности умственноотсталыми школьниками // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.; Изд-БО АПН РСФСР, 1953. - 188 с.

103. Тарасова К.В. О развитии чувства музыкального ритмакак сенсорной способности // Эстетическое воспитание в vujiuBiiHA ua,< i{ :^.,i !! ' ! ! H П •

104. Тарасова к.в. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. М.г Педагогика, 1976. - 256 с.

105. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.Изд-во АПК СССР, 1947. - 335 с.

106. Теплов Б.М. Избранные труды. 1.1. М.; Педагогика,1985. - 329 с.

107. Тригер Р.Д. Особенности усвоения русского языка детьмивременными задержками психического развития // Дети с временными задержками в развитии. М.: Педагогика, 1971. - 207 с.

108. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников сзадержкой психического развития /7 Дефектология. 1972. It 5. -С.35-41.

109. Умственно отсталый ребенок / Под ред. А.Р. Лурия. М.Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 203 с.

110. Ухтомский А.А. Собр.соч. Т.5. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1954.- 231 с.

111. Фишман М.Н. ИнтегратиБная деятельность мозга детей внорме и патологий. Ш.: Педагогика, 1989. - 144 с.

112. Флерина Е.А. Детский рисунок. М.i Новая Москва, 1924.- 82 с.

113. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.:йзд-во АПН РСФСР, 1961. - 334 с.

114. Формирование восприятия пространства и пространственны}представлений у детей / Под ред. Б.Г. Ананьева. М.; Изд-БО АПК РСФСР, 1956. - 222 с.

115. Цыпинз Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с з-адержкой псртхического развития // Дефектология. 1974. # 1 . -С. 11-19.

116. Черник E.G. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвешэние, 1992. - 128 с.

117. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1991126 с.

118. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.I Педагогика, 1991- 384 с.

119. Шевченко Г. Особенности знаний и представлений обляжа1^шем окружении у первоьшассников с вздержкой психического развития // Дефектология. 1974. S 1. -С. 19-26.