Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах

Автореферат по педагогике на тему «Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Четвергова, Анна Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Челябинск
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах"

На правах рукописи

ЧЕТВЕРГОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ 15-16 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ООэиоч—

и

/

3 О МАП 2013

Челябинск 2013

005060681

Диссертация выполнена на кафедре теории и методики педагогического менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Сериков Сергей Геннадьевич

Официальные оппопенты: Попова Александра Федоровна

доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры», заведующая кафедрой экономики

социальной сферы

Козин Анатолий Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет», доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

Защита состоится 14 июня 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в конференц-зале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г.Челябинск, ул. Орджоникидзе, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ référât vak@mon.eov.ni и официальном сайте «Уральский государственный университет физической культуры» www.uraleufk.ac.Ri 13 мая 2013 года.

Автореферат разослан 13 мая 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор

А. М. Кузьмин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время ведущей ценностью является личность человека, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. Как утверждает В. С. Библер происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «...от человека образованного к человеку творческому». Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. Особое значение, по мнению А. Е. Лариной, приобретает проблема творческой самореализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии современного будущего. Именно поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом.

Творческая самореализация личности имеет место и в спортивной деятельности. Особенно ярко это проявляется в видах спорта, связанных с воплощением художественных образов. Одним из таких видов спорта являются бальные танцы.

Креативность позволяет танцорам выглядеть ярче на сцене за счет своих нестандартных вариаций, естественность позволяет более четко раскрыть сущность преподнесения танца, уверенность в себе и самоуважение позволяют максимально комфортно чувствовать себя на площадке, целеустремленность позволяет танцору двигаться в необходимом направлении' независимо от выигрыша или проигрыша па очередном соревновании и т.д. Все эти качества отличают самореализирующуюся личность. Поэтому существует необходимость в формировании готовности к творческой самореализации, так как она влечет за собой определенное повышение спортивных результатов танцоров.

Степень паучной разработанности проблемы исследования.

Проблема самореализации личности рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов (Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская), психологов (И. С. Кон, А. Маслоу, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн), философов (Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и др.

Различные аспекты становления творческих качеств личности изучали такие представители педагогической науки, как (Е. А. Локтюшина, Т. А. Сидорчук, В. Ю. Шаронин, М. II. Юрьева и др.)

В трудах современных ученых достаточно широко представлены различные взгляды на понятие готовности человека к той или иной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, М. И. Лукьянова, А. В. Петровский и др.), а также на пути ее формирования и развития (Е. А. Гудков, О. Г. Проничкина, С. Н. Усова и др.).

Существует большой пласт научных работ, посвященных общим проблемам теории и методики спортивной тренировки (Л. М. Куликов, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов и др.) и особенностям спортивной подготовки вбальных танцах (И. А. Зуева, А. А. Коваленко, В. М. Плотников, Н. Ф. Сингина и др.).

Проведенный анализ научных исследований, посвященных различным аспектам готовности к самореализации, свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости дальнейшего исследования в этой области, поскольку процесс формирования готовности к творческой самореализации танцоров до настоящего времени остается недостаточно изученным.

Таким образом, в теории и практики решения проблемы можно констатировать наличие противоречий, между:

а) практической потребностью в повышении готовности спортсменов 1516 лет, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации и недостаточной разработанностью методики формирования данного свойства;

б) имеющимися в психолого-педагогической теории исследованиями в области самореализации личности и недостаточностью прикладных разработок по проблеме творческой самореализации в артистических видах спорта.

Существующие противоречия определяют актуальность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Цель исследования: спроектировать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в бальных танцах.

Предмет исследования: модель формирования готовности к творческой самореализации юных танцоров в учебно-тренировочном процессе.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза. Процесс формирования готовности к творческой самореализации юных спортсменов в бальных танцах будет эффективным, если он осуществляется в соответствии с моделью, предполагающей:

- учет возрастных особенностей проявления творческой самореализации;

- педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации;

- создание проблемно-творческих ситуаций, стимулирующих проявление творческой самореализации спортсменов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач.

1 На основе анализа теоретических аспектов учебно-тренировочного процесса, раскрыть сущность творческой самореализации, особенности ее проявления в подростковом возрасте.

2 Определить специфические характеристики свойств личности, обеспечивающих готовность к творческой самореализации спортсменов.

3 Выявить педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов.

4 Апробировать в учебно-тренировочном процессе выявленные педагогические новации, способствующие формированию готовности к творческой самореализации спортсменов.

Методологическими основами исследования выступают:

- общенаучные предпосылки применения системного подхода в педагогических исследованиях (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. Б. Блауберг, Г. Н. Сериков, А. В. Усова, Э. Г. Юдин, и др.);

- индивидуально-ориентированный подход в педагогике и его реализация в теории и методике физической культуры (Л. И. Анциферова, А. А. Кирсанов, B.C. Мерлин, О. А. Сиротин, В.А. Ядов и др.);

- фундаментальные исследования в области хореографического искусства (Н. И. Бочкарева, И. С. Воронина, И. А. Зуева, Н. П. Ивановский, Т. С. Лисицкая и др.).

Экспериментальной базой исследования на различных этапах стали: ДК ОАО «ЧМК» студия бального танца «Гала-Деис»; детско-юношеская студия бального танца «Танцевальный путь»; Танцевально-спортивный клуб «11-й лицей».

Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза и теоретико-методические основы позволили определить содержание этапов и методы теоретико-экспериментального исследования.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2009-2010 гг.), изучалась научно-методическая литература по проблемам формирования готовности к творческой самореализации танцоров; анализировалась литература по особенностям тренировочного процесса, опыт работы танцевальных школ в этой области; осуществлялся анализ программ профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства. Была определена общая структура исследования. На данном этапе нами использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2010-2011 гг.), проводилась систематизация и обобщение теоретического материала, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи опытно-поисковой работы; отрабатывались содержание и структура методик, проводился констатирующий эксперимент. После констатирующего эксперимента контрольная группа продолжила тренировки в обычном режиме а в занятия экспериментальной группы мы внедрили авторскую модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет,

специализирующихся в бальных танцах в рамках формирующего эксперимента. В течение года пары тренировались согласно спроектированной модели, направленной на развитие их готовности к творческой самореализации. Кроме привычной схемы занятий в тренировочный процесс включались занятия актерским мастерством, специальные занятия со стилистом, психологом. Активно в эксперименте участвовал и тренер создающий на тренировках проблемно-творческие ситуации, которые также способствовали повышению уровня готовности спортсменов к творческой самореализации. Данный этап сопровождался следующими методами исследования: тестирование; анализ соревновательной деятельности; педагогический эксперимент.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе (2011-2013 гг.), подводились итоги эксперимента; обрабатывались, анализировались и интерпретировались результаты исследования; формулировались выводы по проведенному исследованию; оформлялся окончательный вариант текста диссертации; разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных теоретических результатов в практику танцевальных видов спорта. В качестве основных методов, применяемых на этом этапе были методы научног о синтеза, обобщения, математической статистики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Уточнено понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, которое трактуется нами с позиции профессионально значимых качеств личности, способствующих максимальному раскрытию задатков, способностей, черт характера и темперамента, а также творческого потенциала танцоров. При этом наличие у них комплекса данных качеств мы рассматриваем как необходимое условие повышения уровня спортивных результатов.

2 Выявлены и обоснованы специфические признаки готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации по когнитивному, деятельностному и креативному компонентам. В когнитивном аспекте соответствующая готовность проявляется через такие признаки, как стиль пары и выразительность, в деятельностном аспекте - через образ пары и воображение, в креативном аспекте - через импровизацию в процессе выступления.

3 Спроектирована модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах, определяющая целевые ориентиры, программно-методическое обеспечение и диагностическую базу становления соответствующей готовности юных танцоров, в которой на основе учета возрастных особенностей ее проявления, реализуется педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации с использованием специально подобранных проблемно-творческих ситуаций.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Уточненные в исследовании понятие и структура готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, раскрывают научный потенциал творческой составляющей в развитии теории спортивной тренировки в танцевальных видах спорта.

2 Обоснованные в работе специфические признаки готовности юных танцоров к творческой самореализации дополняют существующие в педагогике исследования по проблеме готовности личности к различным видам деятельности.

3 Спроектированная в диссертации модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах создает научно-теоретическую основу для повышения результативности учебно-тренировочного процесса юных танцоров.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Разработан критериально-диагностический аппарат для выявления уровня готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации.

2 Составлены методические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию творческого потенциала юных танцоров в целях повышения их спортивных результатов.

3 Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, результаты которой показали достижение положительного эффекта от внедрения авторской модели в учебно-тренировочный процесс.

4 Рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ по бальным танцам, в образовательных учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в области теории и методики спортивных танцев и хореографического искусства, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки тренерских кадров по данному виду спорта.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1 Готовность к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, мы рассматриваем как наличие комплекса профессионально-значимых качеств личности, необходимых для наиболее полного раскрытия задатков, способностей, черт характера и темперамента, творческого потенциала в спортивной деятельности с целью достижения наивысшего спортивного результата.

2 Готовность юных танцоров к творческой самореализации рассматривается в когнитивном, деятельностном и креативном аспектах. При этом специфическими признаками соответствующей готовности выступают: стиль пары, предлагающий достаточный уровень развития художественного вкуса; выразительность, рассматриваемая как способность к передаче эмоциональных характеристик танца; образ пары, выражающийся в создании

индивидуального танцевального имиджа партнеров; воображение, предполагающее способность передать посредствам танца некое смысловое содержание, сохраняя при этом максимальную естественность; импровизация, заключающаяся в сохранении высокого уровня исполнения при возникновении нестандартных ситуаций и незапланированных изменениях программы, ситуации на паркете, травмировании и т.п.

3 Процесс формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах целесообразно осуществлять на основании модели, в которой на основе учета возрастных особенностей ее проявления, реализуется педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации с использованием специально подобранных проблемно-творческих ситуаций. Для эффективного формирования соответствующей готовности в структуре модели необходимо предусмотреть: целевой блок, определяющий социальный заказ, цели и задачи; содержательно-организационный блок, включающий формы, методы, средства и педагогические условия, обеспечивающие готовность танцоров к творческой самореализации; результативный блок, содержащий в себе характеристики структурных компонентов, показателей и уровней готовности танцоров к творческой самореализации, а также проектируемого результата.

Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы и выявлении особенностей учебно-тренировочного процесса по формированию готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах; разработке методических рекомендаций по осуществлению тренировочного процесса танцоров с применением творческого компонента; организации и проведении опытно-экспериментальной работы по формированию готовности танцоров к творческой самореализации; интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрении в практику работы специализированных детско-юношеских танцевально-спортивных школ.

Достоверность положений и выводов исследования обеспечили: анализ современных достижений общей педагогики, исихологии, теории физической культуры; комплексная методика исследования;, воспроизводимость результатов исследования; подтверждение гипотезы исследования конкретными теоретическими и практическими результатами творческой подготовленности юных танцоров; репрезентативность объёма экспериментальной выборки, а также количественный и качественный анализ данных, их статистическая значимость.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования доложены на ежегодных научно-методических и практических конференциях, а также на семинарах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» (2009-2012 г.), на Всероссийском форуме «Молодые

ученые - 2011». Основные результаты исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы физической культуры и спорта» (Томск, 2012 г.); на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов «Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма» (Омск, 2011 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы и современные технологии в профессиональном обучении в вузах физической культуры и подготовке студентов к участию в российских и международных соревнованиях» (Казань, 2011 г.) и Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации» (Челябинск, 2011 г.); на международной научно-практической конференции «Система менеджмента качества в вузе физической культуры: здоровье, образованность, конкурентоспособность» (Челябинск, 2012 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы тренеров-преподавателей детско-юношеских студий бального танца города Челябинска, что подтверждается актами внедрения. Автором опубликовано 16 работ по теме диссертационного исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Текст содержит таблицы, рисунки и акты внедрения, отражающие основные положения и результаты исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, представлены объект, предмет и цель научного изыскания, сформулированы гипотеза и задачи диссертации, указаны теоретические и методологические основы исследования, определены его этапы и методы, раскрыта научная новизна, практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и достоверности полученных результатов, структура диссертационного исследования.

В первой главе «Теоретические предпосылки формирования готовности к творческой самореализации спортсменов в бальных танцах» изложены научные основы проведенного исследования: представлен историографический анализ состояния проблемы творческого компонента спортивной подготовки танцоров, определены особенности учебно-тренировочного процесса в бальных танцах; сформулировано понятие готовности спортсменов, специализирующихся в бальных танцах к творческой самореализации и охарактеризованы компоненты данной готовности.

Бальные танцы являются не только видом искусства, но и артистическим видом спорта. Поскольку артистические виды спорта отличаются от других яркой зрелищностыо, выразительностью, повышенной эмоциональностью,

бальные танцы требуют от спортсменов высокого проявления творческих способностей, что положительно влияет на повышение спортивного результата. При этом творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Наиболее благоприятной для формирования готовности к творческой самореализации является возрастная категория спортсменов 15-16 лет, входящие в учебно-тренировочную группу пятого года обучения и группу спортивного совершенствования первого года обучения по бальным танцам. Данный возраст имеет некоторые особенности, способствующие интенсивному развитию творческих способностей:

- потребность в самопознании себя как человека, оценивание своих возможностей при выборе профессиональной деятельности;

- интерес к разным формам самообразования;

- устойчивость интересов и мотивов;

- может самостоятельно ставить цели и планировать свою работу;

- стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;

- общая активность подростка, его готовность включиться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;

- потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность, оценить себя;

- стремление подростка к самостоятельности;

- расширение кругозора, широкие интересы и их разнообразие;

- возрастание определенности и устойчивости интересов;

- развитие стремления к совершенствованию в различных областях творчества.

Бальные танцы - многофакторный вид спорта, поэтому тренировочный процесс должен быть рациональным и целенаправленным на развитие необходимых качеств у спортсмена

Особое значение на этом этапе уделяется развитию координационных способностей. Высокий уровень координационных способностей позволяет танцорам быстро обучаться новым хореографическим связкам со сложной ритмической окраской, точно оценивать пространственные, временные, динамические возможности своих движений, ориентироваться во времени и пространстве, предугадывать изменения двигательных действий, умение исполнять движения с резким изменением скорости, выразительно, в унисон с музыкальным сопровождением. Определенное внимание уделяется эмоциональной и артистичной возможности исполнения характеров танцевальных программ. Так же в период спортивного совершенствования большое значение в процессе спортивной подготовки танцоров имеет хореографическая подготовка. Цель ее - развивать творческие способности

танцоров, дающие им возможность воплощать на паркете с помощью специальных движений, пластики и мимики характер танца.

Как показывает в своих исследованиях Т. С. Лисицкая, с помощью хореографии решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в бальных танцах - это проблема воспитания выразительности движений.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова, основную массу художественных средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные. 3. Вербова считает, что выразительность - это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «ампломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания.

Таким образом в той или иной форме авторы единодушны во мнении по поводу выразительности движений как способности в действиях передать определенное эмоциональное состояние.

Техника и выразительность тесно взаимосвязаны. Техника но мнению Т. С. Лисицкой (биомеханически правильное, рациональное исполнение) является той необходимой базой, на которой строится выразительность. Несовершенная техника не позволяет танцорам двигаться уверенно, раскрепощенно, все внимание сосредоточить на образном решении отдельных элементов, соединений, комбинаций в целом, вводить «декоративные элементы». Доведения двигательного навыка до определенной станции автоматизма является необходимым условием выразительности.

Как показывает проведенный анализ спортивной подготовки танцоров, в 15-16 лет спортсмены, находящиеся на этапе спортивного совершенствования, в достаточной мере демонстрируют техническую подготовку и поэтому могут проявить выразительность в своих композициях. Это в совокупности дает рост качеству танцевания, а следовательно и повышению спортивного результата.

Готовность в сфере спорта следует понимать как сложное состояние, характеризующее всесторонность развития личностных и физических качеств, присущих каждому конкретному спортсмену. Данный термин определяет готовность как состояние, при котором человек готов к определенному виду деятельности, а именно, пользованию накопленным опытом в своих интересах и в соответствии со своими потребностями. Готовность к творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах определяется нами как наличие комплекса профессионально значимых качеств личности, необходимых для наиболее полного раскрытия задатков, способностей, черт характера и темперамента, творческого потенциала в спортивной деятельности с целью достижения наивысшего спортивного результата. Структура готовности к творческой самореализации танцоров в нашем исследовании предполагает выделение когнитивного, деятелыюстного и креативного компонентов.

Для того чтобы охарактеризовать готовность танцоров к творческой самореализации мы разработали такие показатели, которые, на наш взгляд,

более четко помогут оценить соответствующее свойства, нежели стандартные критерии оценки:

1 «Образ пары» (оценивается как пара ведет себя на паркете, как преподносит, как выходит на площадку и как уходит, как делает поклон).

2 «Стиль пары» (оцениваются костюмы, макияж, общий внешний вид, как стиль взаимосвязан с образом пары).

3 «Выразительность» (оценивается как эмоционально работает пара, как передает характер каждого танца, как хорошо чувствует музыку и подает ее зрителю).

4 «Воображение» (оценивается насколько пара раскрепощена и свободно чувствует себя на паркете, насколько включается воображение при подаче своего образа).

5 «Импровизация» (оценивается поведение танцоров в незнакомых ситуациях: как пара реагирует, сбивается или нет, чувствуют ли партнеры друг друга и т.д.).

Данные показатели можно соотнести с охарактеризованными выше компонентами готовности. Например к когнитивному компоненту соответствуют показатели «выразительность» и «стиль пары», так как для их проявления в танце необходимы определенные знания. Для того чтобы применить в выступлении оригинальный стиль и станцевать выразительно, нужно знать историю, характер каждого танца и основу техники движений, так как техника танцевания является той необходимой базой, на которой строится выразительность.

Деятельностный компонент готовности характеризуется такими показателями, как «воображение» и «образ пары», так как данные показатели взаимосвязаны друг с другом и предполагают наличие профессиональных умений танцоров. Кроме тою, для создания образа необходимо иметь развитое воображение.

Креативный компонент готовности конкретизируется для бальных танцев показателем «импровизация», поскольку это единственный показатель который носит спонтанный характер, а как известно спонтанность это одно из качеств отличающих творческую личность. Чтобы уметь импровизировать нужно творчески применять знания, что как раз характеризует креативный компонент.

Исследуя особенности процесса спортивной подготовки танцоров, мы установили наличие четкой взаимосвязи между уровнем проработки творческой составляющей учебно-тренировочного процесса и достигаемым при этом спортивным результатом. Поэтому готовность юных спортсменов к творческой самореализации в бальных танцах является важным условием повышения эффективности процесса спортивной подготовки танцоров вообще, и их соревновательной деятельности в частности.

Во второй главе «Моделирование процесса формирования готовности к творческой самореализации у спортсменов в бальных танцах» представлены особенности педагогического диагностирования готовности юных спортсменов,

специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации, а также модель формирования готовности к творческой самореализации танцоров.

Особенностями педагогического диагностирования в нашем исследовании стали: применение экспертной оценки, психодиагностики, психологических игр и тестов, анкетирование и наблюдение. Так же были разработаны шкалы диагностирования готовности к творческой самореализации танцоров. По данным шкалам, которые содержат трехбальнуго систему градации, спортсмены-танцоры оценивались экспертами в ходе опытно-экспериментальной часта нашего исследования.

Педагогической экспертизой, по мнению В. С. Черепанова, называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) о педагогическом объекте (явлении или процессе). Цель организации работы педагогической экспертной комиссии - проведение экспертизы, позволяющей получить объективное и достоверное экспертное мнение.

Для проведения соответствующей работы был осуществлен отбор десяти членов экспертной группы с соблюдением всех принципов отбора экспертной комиссии по В. С. Черепанову. В нее включены высококвалифицированные специалисты-педагоги и танцоры высшего класса, способные дать оптимально объективную оценку спортсменам, специализирующихся в бальных танцах. При этом использовался метод групповых экспертных оценок.

Показатели «образ пары», «стиль пары», «выразительность» оцениваются с помощью средств наблюдения и экспертной оценки. Показатели «воображение» и «импровизация» с помощью психодиагностики, психологических тестов и так же как и другие показатели - наблюдения и экспертной оценки. Коллегии судейства перед соревнованиями был дан подробный перечень показателей готовности к творческой самореализации танцоров, согласно которому они должны оценить пары. Перед этим с членами судейства, экспертами проводился опрос, анкетирование, направленное на выявление личностных качеств, которыми должны обладать танцоры, готовые к творческой самореализации, и определение средств и методов, которые необходимо применять для формирования готовности к творческой самореализации танцоров.

Для оценки «воображения» мы используем в своем исследовании метод психодиагностики Р. С. Немова, где он предлагал детям за определенное количество времени нарисовать рисунок или придумать рассказ, только интерпретируем его в соответствии с нашей проблематикой, связанной с творчеством танцоров. В нашей интерпретации спортсменам предложено придумать шоу-номер на одинаковую мелодию и за определенное количество времени где им можно использовать костюмы, декорации, придумать идею, название и т.д. Таким образом показатель «воображение» оценивается экспертами в процессе тренировочных занятий.

Для оценки «импровизации» нами применяются различные психологические игры, тесты и упражнения, которые дают паре возможность

лучше ориентироваться в пространстве, лучше чувствовать, понимать друг друга, доверять друг другу. Для импровизации паре очень важно уметь вовремя синхронно поменять направление или исполнить одновременно незапланированную фигуру, комбинацию, при каких-либо сбивающих или отвлекающих факторах. Показатель «импровизация» оценивается так же в процессе подготовки танцоров.

В ходе разработки авторской модели формирования готовности к творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах мы провели анализ отечественной и зарубежной литературы (А. А. Братко, А. Н. Дахин, В. Штофф и др.) который показал, что сущность понятия «педагогическое моделирование» раскрывается как отображение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который является педагогической моделью.

Рассматривая процесс формирования готовности к творческой самореализации у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, мы выделили в нем следующие блоки, составляющие основу конструируемой нами структурно-функциональной модели: целевой, содержательно-организационный и результативный. Каждый из перечисленных блоков можно назвать частями модели, объединенными определенными функциональными связями.

Благодаря целевому блоку выполняется целевая функция модели, обеспечивающая ориентацию и мотивацию спортсменов, специализирующихся в бальных танцах на формирование готовности к творческой самореализации. Цель в свою очередь конкретизируется в задачах. Цели и задачи модели определяют ее содержание. Содержательно-организационный блок характеризуется интеграцией разнообразных по содержанию форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, а также определяет педагогические условия, необходимые для их реализации. Результат процесса формирования готовности к творческой самореализации по праву отражен в результативном блоке модели. Данный блок представлен тремя компонентами: когнитивный, деятелыюстный и креативный, а так же тремя уровнями готовности: низкий, средний, высокий.

Представленная нами модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах носит целостный характер. Все компоненты модели взаимосвязаны и служат достижению результата - переходу на более высокий уровень формирования данной готовности (рисунок 1).

Социальный заказ: формирование всесторонней, гармоничной и творчески развитой личности

Цель: сформировать готовность к творческой самореализация спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах

Задачи:

1 Сформировать с гиль и раскрыть образ танцевальной пары

2 Развить воображагис н повысить уровепь выразительности движений танцевальной пары

3 Научить споотсмснов кмгаювюиоовать в тзнис

а

с.

Методика

формы методы средства

к Я

ё 1 о У С

| Е, Е■ С

^ N

формирования сознания личности организации деятельности м формирования

- убеждение • впушеиие - Сесела. - инструктаж - лекция - дискуссия - м. примера - приучение - поручение - педагогическое требование - создание в осп итьгваюпхнх ситуаций

I ;

Педагогические условия, обеспечивающие готовность тапцороп к творческой самореализации

Учет воэраггпьп особенностей проник имя творческий _с дморшиицни

готовность включаться в различные вилы деятельности

- потребность в самовыражении, самсу твер аде: спь совершенствовании в творчестве

- стремление к самостоятельности

распишете кругозора, повышение устойчивости

интересов

Педагогическое содействие формированию мотивации спортсменов к творческой самореализация

- создание ситуаций успеха

- стимулирующая роль оценки

- помощь в создания имлааа

передача эксклюзивных п профессиональных компетенций

Создание проблемно-творческих ситуаций

- сижетно-ролевые игры

- тренировки моделирующие конкурс

- использование импровшашгй

Структу рные компоненты готовности танцоров к творческой самореализации

Когнитивный Деятель ностны й Креативный

1 Указатели го товности танцоров к твооческой самореализации

-.выразительность - стиль пары юображенне - и >брдз пары ■шр овнза дня

Уровни сформирован ноет» готовности танцоров к творческой самореализация

Низкий Средний Высокий

Результат: готовность к творческой самореализации спортсменов 15-16 дет. спсииалнзнолтошихся в бальных тааиах

Рисунок 1 - Схема модели формирования готовности юных танцоров к творческой самореализации

В третьей главе «Экспериментальное исследование эффективности модели формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах» представлены технологическая характеристика и результаты процесса формирования готовности спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Описывая технологическую характеристику эксперимента, следует отметить, что он состоял из констатирующего и формирующего этапов. На этапе констатирующего эксперимента, который проводился весной 2011 г., были отобраны спортсмены. С ними был проведен начальный срез эксперимента по показателям описанным выше.

По результатам начального среза были сформированы контрольная и экспериментальная группа по 26 пар в каждой. Группы сформированы таким образом, чтоб между ними не существовало статистически достоверных различий.

Формирующая часть эксперимента предусматривала внедрение в экспериментальной группе авторской модели формирования готовности к творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах. Формирующий эксперимент проводился с апреля 2011 г. по май 2012 г. По окончанию данного периода был проведен итоговый срез по тем же показателям, что и в констатирующем эксперименте.

Применение охарактеризованных выше методик экспериментальной апробации позволили получить целый ряд данных. Все результаты обработаны с помощью методов математической статистики. Межгрупповые сравнения осуществлялись посредствам U-критерия Mann-Whitney. Достоверность изменений показателей готовности к творческой самореализации внутри групп осуществлялась на основе Т-критерия Wilcoxona.

Динамика результатов в контрольной и экспериментальной группах по формированию готовности к творческой самореализации у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах представлена в таблице 1.

Из этой таблицы видно, что значительный прирост по всем показателям имеет экспериментальная группа (р<0,05). В контрольной группе также виден прирост, но не значительный и только по двум показателям: «Воображение» (М=0,20) и «Импровизация» (М=0,20) (р<0,05), по всем остальным показателям контрольная группа получила статистически недостоверные сдвиги результатов (р>0,05).

В тоже время в экспериментальной группе танцоры выше всего продемонстрировали сформированность показателя «Стиль пары» (М=0,99). Наименее выражен был показатель «Выразительность» (М=0,80), однако его значение находится на достаточно высоком уровне по сравнению с контрольной группой.

Таблица 1 - Динамика сформированное™ готовности танцоров к творческой самореализации опытных групп в процессе эксперимента.

Показатели Группы Динамика М±ш Р

Контрольная группа 0,01±0,03 >0,05

«Образ пары» Экспериментальная группа 0,86±0,04 <0,05

Р <0,05

Контрольная группа 0,08±0,04 >0,05

«Стиль пары» Экспериментальная группа 0,99±0,04 <0,05

Р <0,05

Контрольная группа 0,08±0,04 >0,05

«Выразительность» Экспериментальная группа 0,80±0,04 <0,05

Р <0,05

Контрольная группа 0,20±0,04 <0,05

«Воображение» Экспериментальная группа 0,83+0,04 <0,05

Р <0,05

«Импровизация» Контрольная группа 0,20±0,04 <0,05

Экспериментальная группа 0,84±0,04 <0,05

Р <0,05

На основе анализа полученных данных можно, констатировать, что экспериментальная группа, занимающаяся по методике разработанной нами в соответствии с моделью формирования готовности к творческой самореализации юных танцоров, значительно увеличила свои результаты по сравнению с контрольной группой, которая занималась по общепринятой методике. Следовательно спортсмены, входящие в экспериментальную группу к моменту окончания исследования достигли максимального уровня готовности к творческой самореализации.

Таким образом данные педагогического эксперимента подтвердили эффективность, применения в тренировочном процессе юных танцоров модели, акцентированной на формирование их готовности к творческой самореализации. Это дало значительный прирост спортивных результатов по сравнению с общепринятой стандартной схемой подготовки спортсменов в бальных танцах. Поэтому можно говорить об экспериментально подтвержденной целесообразности внедрения разработанной в нашем исследовании модели формирования готовности к творческой самореализации

у спортсменов, специализирующихся в бальных танцах и положительном влиянии предложенной нами тренировочной схемы на результаты соревновательной деятельности танцоров.

В заключении приводятся общие выводы, подтверждающие решение поставленных задач.

Шальные танцы являются специфическим видом спорта, в котором на паритетных началах сочетаются спортивные и творческие аспекты, физическое совершенство и искусство, техническое мастерство и художественный образ. Исходя из этого процесс спортивной подготовки танцоров должен быть максимально ориентирован на развитие их творческих качеств, способностей к самореализации своих сущностных свойств через художественную составляющую танцевальных видов спорта. Таким образом в своем исследовании мы обосновываем положение о том, что для повышения спортивного результата в бальных танцах необходимо в учебно-тренировочном процессе создавать условия для творческой самореализации юных спортсменов, развивать у них устойчивую готовность к творческой самореализации в избранном ими виде спорта.

2 Проанализировав теоретическое состояние проблемы формирования готовности к творческой самореализации, раскрыв сущность понятия творческой самореализации и особенности ее проявления в подростковом возрасте мы выявили, что исследуемый нами вид готовности применительно к юным спортсменам, специализирующимся в бальных танцах, является самостоятельной педагогической категорией и нуждается в более детальной проработке и изучении. В этих целях нами уточнено понятие «готовность к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах», определяемое как наличие у них комплекса профессионально значимых качеств личности, необходимых для наиболее полного раскрытия задатков, способностей, черт характера и темперамента, творческого потенциала в спортивной деятельности с целью достижения наивысшего спортивного результата. При этом в структуре соответствующей готовности целесообразно выделить три основных компонента: когнитивный, деятелыюстный и креативный.

3 Особенностями свойств личности спортсменов, обеспечивающих готовность к творческой самореализации в нашем исследовании стали:

- грация и стиль;

- выразительность и эмоциональность;

- креативность;

- музыкальность и ритм;

- дисциплина и командный дух.

На основании этих свойств нами были разработаны показатели готовности к творческой самореализации у спортсменов, специализирующихся в бальных танцах: «стиль пары»; «образ пары»; «выразительность»; «воображение»; «импровизация». При этом показатели «стиль пары» и «образ пары» характеризуют когнитивный компонент готовности, показатели

«выразительность» и «воображение» - деятельностный компонент, а показатель «импровизация» - творческий компонент.

4 Для совершенствования творческих способностей танцоров 15-16 летнего возраста нами была разработана модель, обеспечивающая формирование готовности к творческой самореализации у спортсменов, занимающихся бальными танцами. Спроектированная модель включает в себя три основных блока - целевой, содержательно-организационный и результативный. В структуре целевого блока отражены социальный заказ, цель и задачи, содержательно-организационный блок характеризует формы, методы, средства и педагогические условия, обеспечивающие готовность танцоров к творческой самореализации, результативный блок включает обоснованные выше компоненты и показатели соответствующей готовности, а также уровни их сформированное™ и проектируемый результат.

Особенность модели заключается в том, что в ее структуре выявлены педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов. Это в первую очередь учет возрастных особенностей проявления творческой самореализации, затем -педагогическое содействие формированию мотивации спортсменов к творческой самореализации и, наконец, создание проблемно-творческих ситуаций в учебно-тренировочном процессе.

5 Для внедрения разработанной нами модели в практику спортивной подготовки в бальных танцах необходимо адаптировать ее к применению в учебно-тренировочном процессе. В процессе решения данной задачи мы разработали структуру недельного микроцикла подготовки юных танцоров с учетом всех теоретических положений, предложенных в модели формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах. Использование соответствующей методики в учебно-тренировочном процессе составило основу нашей опытно-экспериментальной работы. В ходе эксперимента она была внедрена в процесс спортивной подготовки юных танцоров, составляющих экспериментальную группу. При этом в контрольной группе учебно-тренировочный процесс осуществлялся по традиционной схеме. Констатирующий срез показал статистическую неразличимость показателей готовности к творческой самореализации у спортсменов контрольной и экспериментальной групп. По окончании же формирующего этапа опытной работы было зафиксировано существенное превышение показателей экспериментальной группы над контрольной, подтвержденное методами математической статистики. Таким образом, можно констатировать, что гипотеза нашего исследования получила свое экспериментальное подтверждение.

6 Апробированные в учебно-тренировочном процессе педагогические новации по формированию готовности к творческой самореализации у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, служат основанием для дальнейших изысканий данной проблемы. Приоритетными направлениями исследования при этом могут быть: формирование морально-

волевых качеств танцоров при исполнении танцевальных комбинаций; становление лидерских качеств в танцевальном спорте; развитие творческих способностей детей более младших возрастных групп, занимающихся бальными танцами; совершенствование психологической подготовки и воспитание эмоциональной сферы танцевальных дуэтов в бальных танцах. Изучению данных аспектов мы планируем посвятить свою дальнейшую научную деятельность.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА

1. Четвергова, А. А. Готовность к творческой самореализации как фактор повышения спортивных результатов в бальных танцах / А. А. Четвергова // Образование. Педагогические науки. Вестник ЮурГУ. - 2011. - № 38. - С. 104108. (реестр ВАК Мпнобрнауки РФ).

2. Четвергова, А. А. Развитие компетенций тренера-преподавателя бальных танцев в сфере стимулирования творческой самореализации юных спортсменов / А. А. Четвергова // Образование. Педагогические науки. Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 14. - С. 101-105. (реестр ВАК Мпнобрнауки РФ).

3. Четвергова, А. А. Технология подготовки юных танцоров к творческой самореализации в избранном виде спорта / Л. А. Четвергова // Казанская наука. Казань. Изд-во Казанский Дом. - 2012. - № 8. - С. 120-122. (реестр ВАК Мпнобрнауки РФ).

4. Гренц, А. А. Развитие творческого потенциала подростков в процессе занятия спортивными бальными танцами / А. А. Гренц // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XX науч.-практ. конф. / УралГУФК. - Челябинск , 2010. -С. 74.

5. Гренц, А. А. Анализ проблемы спорта и искусства в бальных танцах / А. А. Гренц // Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, образования, восстановительной медицины и экономических аспектов : материалы IX науч.-практ. конф. молодых ученых / УралГУФК. - Челябинск, 2010.-С. 70-73.

6. Четвергова, А. А. Воображение как критерий творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах /

А. А. Четвергова // Вестник начинающих исследователей / ФГОУ СПО КТК. -Курган, 2011.-Вып. 9.-С. 180-186.

7. Четвергова, А. А. Творческие аспекты спортивной подготовки в бальных танцах / А. А. Четвергова // Педагогический менеджмент в здоровьесберегающем образовании : сб. науч. тр. / под ред. С. Г. Серикова. -Челябинск, 2011. - Вып. 4. - С. 154-161.

8. Четвергова, А. А. Роль творческой самореализации в танцевальном спорте / А. А. Четвергова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XXI науч.-практ. конф. / УралГУФК - Челябинск, 2011. - С. 312-313.

9. Четвергова, А. А. Выразительность в бальных танцах как аспект готовности юных спортсменов к творческой самореализации / А. А. Четвергова // Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. М. В. Габова, Ю. Г. Мартемьянова ; УралГУФК. - Челябинск 2011 -С. 390-393.

10. Четвергова, А. А. О критериях оценки готовности к творческой самореализации спортсменов, специализирующихся в бальных танцах / А. А. Четвергова // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров : опыт и перспективы : сб. науч. тр. молодых ученых УралГУФК / УралГУФК. - Челябинск, 2011. - Вып. 10. - С. 260-263.

11. Четвергова, А. А. О некоторых особенностях спортивной подготовки спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах / А. А. Четвергова // Инновационные подходы и современные технологии в профессиональном обучении в вузах физической культуры и подготовке студентов к участию в российских и международных соревнованиях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Поволжская ГАФКСиТ. - Казань, 2011.

- С. 338-342.

12. Четвергова, А. А. О некоторых особенностях педагогического диагностирования готовности к творческой самореализации у юных спортсменов / А. А. Четвергова // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов / СибГУФК. - Омск, 2011. -Т. II. - С. 259-266.

13. Четвергова, А. А. Роль некоторых психо-физиологических характеристик танцоров 15-16 лет в их творческой самореализации / А. А. Четвергова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ТГПУ. -Томск, 2012.-С. 151-153.

14. Четвергова, А. А. Импровизация как способ творческого самовыражения спортсменов, специализирующихся в бальных танцах / А. А. Четвергова // Система менеджмента качества в вузе физической культуры : здоровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. / под ред. проф. С. Г. Серикова. - Челябинск, 2012.-С. 91-93.

15. Четвергова, А. А. Характеристика показателей готовности танцоров к творческой самореализации / А. А. Четвергова И Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : материалы XXII науч.-практ. конф. / УралГУФК - Челябинск, 2012.

- С. 223-225.

16. Четвергова, А. А. Технология формирования готовности к творческой самореализации у спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах : метод, рек. / А. А. Четвергова. - Челябинск : Уральская академия, 2013.

- 39 с.

Подписано в печать 07 мая 2013 г. Формат 60x90 7,6 Бумага офсетная Гарнитура «Тайме». Усл.печ.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 147

Отпечатано в типографии Уральского государственного университета физической культуры 454091, Челябинск, ул. Российская, 258.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Четвергова, Анна Александровна, Челябинск

Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ЧЕТВЕРГОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ 15-16 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

и^СИ 3583^7

На правах рукописи

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Сериков Сергей Геннадьевич

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

1.1 Анализ состояния проблемы творческого компонента спортивной подготовки в бальных танцах...............................................................................13

1.2 Особенности процесса спортивной подготовки спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.....................................................30

1.3 Понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах.....................................49

Выводы по теоретической главе исследования................................69

ГЛАВА 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СПОРТСМЕНОВ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

2.1 Особенности педагогического диагностирования готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой

самореализации......................................................................................................71

2.2 Модель формирования готовности спортсменов 15-16 лет к

творческой самореализации в бальных танцах................................................95

Выводы по методической главе исследования.................................111

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОВ 15-16 ЛЕТ В БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

3.1 Цель, задачи и технологическая характеристика опытно-

экспериментальной работы................................................................................113

3.2 Результативность процесса формирования готовности у

спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах...............121

Выводы по опытно-экспериментальной главе исследования.... 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................145

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................149

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................165

ПРИЛОЖЕНИЕ А.............................................................166

ПРИЛОЖЕНИЕ Б..............................................................167

ПРИЛОЖЕНИЕ В..............................................................168

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы и темы исследования. В настоящее время ведущей ценностью является личность человека, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. Как пишет B.C. Библер в своем исследовании, происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «от человека образованного к человеку творческому» [17, с. 324]Вслед за А. Е. Лариной мы считаем, что творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. Особое значение приобретает проблема творческой самореализации личности, осмысления личностного опыта, построения стратегии современного будущего [75, с. 27]. Именно поэтому проблема использования человеческого потенциала является одним из факторов человеческого прогресса, развития личности и общества в целом.

Для танцоров актуально именно понятие творческой самореализации, так как спортивные бальные танцы являются не только видом спорта, но и видом искусства, позволяющим открыть огромный потенциал творческой личности. По нашему мнению, творческая самореализация является важным и, более того, неотъемлемым условием совершенствования спортивных результатов.

Креативность позволяет танцорам выглядеть ярче на сцене за счет своих нестандартных вариаций, естественность позволяет более четко раскрыть сущность преподнесения танца, уверенность в себе и самоуважение позволяют максимально комфортно чувствовать себя на площадке, целеустремленность позволяет танцору двигаться в необходимом

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в списке используемой литературы диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый помер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

направлении независимо от выигрыша или проигрыша на очередном соревновании и т.д. Все эти качества отличают самореализирующуюся личность. Поэтому существует необходимость в формировании готовности к творческой самореализации, так как она влечет за собой определенное повышение спортивных результатов танцоров.

Сама по себе творческая самореализация - это внешнее свойство личности, которое может проявляться разово или вообще не проявляться, тогда как готовность к творческой самореализации является уже внутренним свойством, которое создает предпосылки для того чтобы человек мог на постоянной основе творчески себя реализовывать.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема самореализации личности рассматривается в трудах отечественных и зарубежных педагогов (Е. В. Бондаревская,

B. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская), психологов (И. С. Кон, А. Маслоу, А. В. Петровский,

C.Л. Рубинштейн), философов (Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев) и др.

Различные аспекты становления творческих качеств личности изучали такие представители педагогической науки, как (Е. А. Локтюшина, Т. А. Сидорчук, В. Ю. Шаронин, М. Н. Юрьева и др.)

В трудах современных ученых достаточно широко представлены различные взгляды на понятие готовности человека к той или иной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, М. И. Лукьянова, А. В. Петровский и др.), а также на пути ее формирования и развития (Е. А. Гудков, О. Г. Проничкина, С. Н. Усова и др.).

Существует большой пласт научных работ, посвященных общим проблемам теории и методики спортивной тренировки ( Л. М. Куликов, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов и др.) и особенностям спортивной подготовки вбальных танцах (И. А. Зуева, А. А. Коваленко, В. М. Плотвинов, Н. Ф. Сингина и др.).

Проведенный анализ научных исследований, посвященных различным аспектам готовности к самореализации, свидетельствует об актуальности проблемы и необходимости дальнейшего исследования в этой области, поскольку процесс формирования готовности к творческой самореализации танцоров до настоящего времени остается недостаточно изученным.

Таким образом, в теории и практики решения проблемы можно констатировать наличие противоречий, между:

а) практической потребностью в повышении готовности спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации и недостаточной разработанностью методики формирования данного свойства;

б) имеющимися в психолого-педагогической теории исследованиями в области самореализации личности и недостаточностью прикладных разработок по проблеме творческой самореализации в артистических видах спорта.

Существующие противоречия определяют актуальность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Цель исследования: спроектировать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в бальных танцах.

Предмет исследования: модель формирования готовности к творческой самореализации юных танцоров в учебно-тренировочном процессе.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулирована следующая гипотеза. Процесс формирования готовности к творческой

самореализации юных спортсменов в бальных танцах будет эффективным, если он осуществляется в соответствии с моделью, предполагающей:

— учет возрастных особенностей проявления творческой самореализации;

— педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации;

— создание проблемно-творческих ситуаций, стимулирующих проявление творческой самореализации спортсменов.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач.

1 На основе анализа теоретических аспектов учебно-тренировочного процесса, раскрыть сущность творческой самореализации, особенности ее проявления в подростковом возрасте.

2 Определить специфические характеристики свойств личности, обеспечивающих готовность к творческой самореализации спортсменов.

3 Выявить педагогические предпосылки эффективного формирования готовности к творческой самореализации спортсменов.

4 Апробировать в учебно-тренировочном процессе выявленные педагогические новации, способствующие формированию готовности к творческой самореализации спортсменов.

Методологическими основами исследования выступают:

— общенаучные предпосылки применения системного подхода в педагогических исследованиях (В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. Б. Блауберг, Г. Н. Сериков, А. В. Усова, Э. Г. Юдин, и др.);

— индивидуально-ориентированный подход в педагогике и его реализация в теории и методике физической культуры (JI. И. Анциферова, А. А. Кирсанов, B.C. Мерлин, О. А. Сиротин, В.А. Ядов и др.);

— фундаментальные исследования в области хореографического искусства (Н. И. Бочкарева, И. С. Воронина, И. А. Зуева, Н. П. Ивановский, Т. С. Лисицкая и др.).

Экспериментальной базой исследования на различных этапах стали: ДК ОАО «ЧМК» студия бального танца «Гала-Денс»; детско-юношеская студия бального танца «Танцевальный путь»; Танцевально-спортивный клуб «11-й лицей».

Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза и теоретико-методические основы позволили определить содержание этапов и методы теоретико-экспериментального исследования.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2009-2010 гг.), изучалась научно-методическая литература по проблемам формирования готовности к творческой самореализации танцоров; анализировалась литература по особенностям тренировочного процесса, опыт работы танцевальных школ в этой области; осуществлялся анализ программ профессиональной подготовки специалистов в области хореографического искусства. Была определена общая структура исследования. На данном этапе нами использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогические наблюдения.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2010-2011 гг.), проводилась систематизация и обобщение теоретического материала, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи опытно-поисковой работы; отрабатывались содержание и структура методик, проводился констатирующий эксперимент. После констатирующего эксперимента контрольная группа продолжила тренировки в обычном режиме а в занятия экспериментальной группы мы внедрили авторскую модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах в рамках формирующего эксперимента. В течение года пары тренировались согласно спроектированной модели, направленной на развитие их готовности к творческой самореализации. Кроме привычной схемы занятий в тренировочный процесс включались занятия актерским мастерством, специальные занятия со стилистом, психологом. Активно в эксперименте

участвовал и тренер создающий на тренировках проблемно-творческие ситуации, которые также способствовали повышению уровня готовности спортсменов к творческой самореализации. Данный этап сопровождался следующими методами исследования: тестирование; анализ соревновательной деятельности; педагогический эксперимент.

На третьем, контрольно-обобщающем этапе (2011-2013 гг.), подводились итоги эксперимента; обрабатывались, анализировались и интерпретировались результаты исследования; формулировались выводы по проведенному исследованию; оформлялся окончательный вариант текста диссертации; разрабатывались методические рекомендации по внедрению полученных теоретических результатов в практику танцевальных видов спорта. В качестве основных методов, применяемых на этом этапе были методы научного синтеза, обобщения, математической статистики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Уточнено понятие готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, которое трактуется нами с позиции профессионально значимых качеств личности, способствующих максимальному раскрытию задатков, способностей, черт характера и темперамента, а таюке творческого потенциала танцоров. При этом наличие у них комплекса данных качеств мы рассматриваем как необходимое условие повышения уровня спортивных результатов.

2 Выявлены и обоснованы специфические признаки готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации по когнитивному, деятельностному и креативному компонентам. В когнитивном аспекте соответствующая готовность проявляется через такие признаки, как стиль пары и выразительность, в деятельностном аспекте - через образ пары и воображение, в креативном аспекте - через импровизацию в процессе выступления.

3 Спроектирована модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах, определяющая

целевые ориентиры, программно-методическое обеспечение и диагностическую базу становления соответствующей готовности юных танцоров, в которой на основе учета возрастных особенностей ее проявления, реализуется педагогическое содействие формированию мотивации личности спортсменов к творческой самореализации с использованием специально подобранных проблемно-творческих ситуаций.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1 Уточненные в исследовании понятие и структура готовности к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, раскрывают научный потенциал творческой составляющей в развитии теории спортивной тренировки в танцевальных видах спорта.

2 Обоснованные в работе специфические признаки готовности юных танцоров к творческой самореализации дополняют существующие в педагогике исследования по проблеме готовности личности к различным видам деятельности.

3 Спроектированная в диссертации модель формирования готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет в бальных танцах создает научно-теоретическую основу для повышения результативности учебно-тренировочного процесса юных танцоров.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Разработан критериально-диагностический аппарат для выявления уровня готовности юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, к творческой самореализации.

2 Составлены методические рекомендации для тренеров-преподавателей по развитию творческого потенциала юных танцоров в целях повышения их спортивных результатов.

3 Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию готовности к творческой самореализации спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в бальных танцах, результаты которой показали

достижение положительного эффекта от внедрения авторской модели в учебно-тренировочный процесс.

4 Рекомендации и выводы исследования могут быть использованы в работе ДЮСШ по бальным танцам, в образовательных учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов в области теории и методики спортивных танцев и хореографического искусства, а также в системе повышения квалификации и профессиональной подготовки тренерских кадров по данному виду спорта.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1 Готовность к творческой самореализации юных спортсменов, специализирующихся в бальных танцах, мы рассматриваем как наличие комплекса профессионально-значимых качеств личности, необходимых для наиболее полного раскрытия задатков, способностей, черт характера и темперамента, творческого потенциала в спортивной деятельности с целью достижения наивысшего спортивного результата.

2 Готовность юных танцоров к творческой самореализации рассматривается в когнитивном, деятельностном и креативном аспектах. При этом специфическими признаками соответствующей готовности выступают: стиль пары