Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Румба, Ольга Геннадьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Румба, Ольга Геннадьевна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ

1.1. Общая характеристика хореографической подготовки в технико-эстетических видах спорта.

1.2. Общая характеристика народно-характерной хореографии.

1.3. Применение народно-характерной хореографии в спорте

1.3.1. Применение народно-характерной хореографии в спортивной гимнастике.

1.3.2. Применение народно-характерной хореографии в художественной гимнастике.

1.3.3. Применение народно-характерной хореографии в спортивной акробатике.

1.3.4. Применение народно-характерной хореографии в спортивной аэробике (аэробной гимнастике).

1.3.5. Применение народно-характерной хореографии в спортивных танцах на паркете.

1.4. Программные аспекты применения народно-характерной хореографии в гимнастических видах спорта и танцах на паркете по данным специальной литературы.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования.

2.2. Организация исследования.

ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ, ВЫБОР СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ СО СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИМИСЯ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА И ТАНЦАХ НА ПАРКЕТЕ

3.1. Обоснование применения средств народно-характерной хореографии для совершенствования профессиональной подготовки специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете

3.1.1. Анализ данных анкетного опроса специалистов и спортсменов

3.1.2. Влияние музыкальности, выразительности и композиции упражнения на конечный результат выступления спортсменов в гимнастических видах спорта и танцах на паркете (на основе анализа правил соревнований).

3.1.3. Применение народно-характерной музыки в соревновательных программах по спортивным видам гимнастики.

3.2. Выбор средств народно-характерной хореографии для специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

3.3. Организация, структура и содержание занятий народно-характерной хореографией со студентами кафедры гимнастики СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

3.4. Методы и методические приёмы организации занятий народно-характерной хореографией со специализирующимися в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

4.1. Анализ развития музыкальных способностей специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в период проведения педагогического эксперимента.

4.2. Анализ развития выразительности специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в период проведения педагогического эксперимента.

4.3. Анализ развития координационных способностей специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в период проведения педагогического эксперимента.

4.4. Оценка профессиональной подготовленности по народно-характерной хореографии специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

4.5. Анализ профессионального осмысления значения народно-характерной хореографии в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

4.6. Анализ комплексного влияния занятий народно-характерной хореографией на профессионально значимые составляющие мастерства специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете"

К спортсменам в технико-эстетических видах спорта предъявляются определенные эстетические требования, удовлетворение которых предполагает наличие специальной подготовки. Речь идет о культуре движений, о музыкальности, выразительности и артистизме исполнения. А также о необходимости музыкально-двигательной, танцевальной и хореографической подготовки, о грамотном композиционном оформлении соревновательных программ, о проявлении индивидуального исполнительского стиля и создании на площадке эмоционально-двигательного образа. Спортсмены и тренеры отлично понимают, что успех приходит к тем, кто сочетает трудность упражнения с виртуозным, ярким исполнением (Авсеньев Е.В., 1976, Борисенко С.И., 2000).

Роль хореографической подготовки в совершенствовании исполнительского мастерства за счёт повышения «эстетической» составляющей уже давно признаётся специалистами в технико-эстетических видах спорта, к которым, в частности, относятся спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика и аэробика, спортивные танцы на паркете. В целом, специалисты говорят о хореографии в спорте как о системе и отмечают её техническую, специальную физическую, эстетическую, общеобразовательную функции, а также ее роль в композиционном оформлении спортивных упражнений (Морель Ф.Р., 1971, Лисицкая Т.С., 1984, Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А., 1990, Борисенко С.И., 2000, Варакина Т.Т., 2002, Карпенко JI.A., 2002, 2003 и др.).

Частью хореографической системы является народно-характерный танец — огромный, достаточно самостоятельный раздел хореографического танцевального искусства. По своей структуре он во многом схож с классическим танцем, главное же отличие заключается в том, что в народно-характерном танце акцент делается, прежде всего, на музыкальную и эмоциональную выразительность исполнения, а не на чёткость и отточенность техники, как в классическом танце, хотя это тоже, бесспорно, важно. Данная особенность объясняется тем, что изучение любого народного танца - это, прежде всего, постижение музыкальных, двигательных, эмоциональных и культурных характеристик народа в их совокупности. Именно взаимосвязь этих характеристик является залогом эмоциональной яркости, выразительности и неповторимости каждого народного танца.

Установлено, что эмоциональная насыщенность, выразительность, яркость народных танцев, как и их музыкальное сопровождение, являются очень привлекательными для многих современных спортсменов. Очень часто народная музыка используется при постановке вольных упражнений у женщин в спортивной гимнастике, при постановке упражнений в художественной гимнастике, спортивной аэробике, спортивной акробатике, а также в фигурном катании и синхронном плавании. Однако в спортивных упражнениях, к сожалению, не всегда наблюдается соответствие хореографического текста музыкальному, что снижает впечатление о качестве композиции в целом и отрицательно сказывается на таких показателях спортивного мастерства, как музыкальность и выразительность исполнения.

Тенденция развития спорта такова, что в дальнейшем упражнения спортсменов будут всё больше и больше усложняться (Савельева JI.A., 1997, Винер И.А., 2003). Уже сейчас они отличаются высокой степенью трудности и насыщенности элементами. Перед тренером (хореографом) всегда стоит проблема: в ограниченное количество времени уместить максимальное количество элементов наивысшей трудности. Очевидно, что порой просто не до хореографических изысков, хотя проблема создания яркой, оригинальной композиции и насыщения ее эмоциональным содержанием также будет всегда актуальной.

В связи с этим занятия народно-характерным танцем со спортсменами представляются особенно привлекательными. Грамотно использованные нюансы танца, такие как наклон головы, положение рук, поза, к месту употреблённый танцевальный элемент, помогли бы решить проблему соответствия музыки и хореографии. Кроме того, природа народно-характерного танца такова, что есть все основания ожидать положительного воздействия этих занятий на весь комплекс эстетических составляющих мастерства спортсменов.

Таким образом, идея этой работы заключается в том, чтобы с помощью народно-характерного танца развить у специализирующихся в технико-эстетических видах спорта те способности и дать им те знания, которые позволили бы им создавать яркие, оригинальные спортивные композиции и достигать при этом максимальной музыкальности и выразительности исполнения при максимальной технической насыщенности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Профессиональная подготовка в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование средств народно-характерной хореографии в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику преподавания народно-характерной хореографии специализирующимся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Выявить целесообразность применения средств народно-характерного танца в соревновательных программах по спортивным видам гимнастики и танцам на паркете.

2) Определить назначение и востребованность средств народно-характерной хореографии в учебно-тренировочном процессе в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

3) Разработать методику преподавания народно-характерной хореографии специализирующимся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете, проверить эффективность её воздействия на развитие у них музыкальности, выразительности, координационных способностей и оценить ее профессиональную результативность.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА: Определены возможность, назначение и специфика применения средств народно-характерной хореографии в гимнастических видах спорта и танцах на паркете. Выявлены формулы определения конечного результата выступления спортсменов в спортивных видах гимнастики и танцах на паркете. Получены новые данные о применении народно-характерной музыки в соревновательных программах по спортивным видам гимнастики. Теоретически обоснована и разработана методика преподавания народно-характерной хореографии специализирующимся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете. Экспериментально проверено комплексное влияние занятий народно-характерной хореографией на развитие у спортсменов музыкальности, выразительности, координационных способностей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: Разработанная методика преподавания народно-характерной хореографии позволяет повысить уровень профессиональной подготовки специалистов в гимнастических видах спорта и танцах на паркете, оказывает позитивное воздействие на уровень развития их выразительности, музыкальности, координационных способностей, обогащает их двигательный и музыкальный запасы, расширяет общий кругозор.

Результаты исследования апробированы и внедрены в учебный процесс кафедры гимнастики СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, в учебно-тренировочный процесс СДЮШОР № 2 по гимнастике Центрального района г. Санкт-Петербурга, на отделении эстетической гимнастики школы № 375 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР Госком-спорта России на 2001 -2005 гг., направление 04, темы 04.02.03 и 04.02.06.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1) Народно-характерная хореография является значимым средством формирования спортивного и профессионального мастерства специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете.

2) Средства народно-характерной хореографии наиболее эффективны для развития выразительности и музыкальности специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете, а также для оформления их соревновательных программ.

3) Разработанная методика занятий народно-характерной хореографией со специализирующимися в спортивных видах гимнастики и танцах на паркете удовлетворяет комплекс предъявляемых к спортсменам эстетических требований и оказывает позитивное воздействие на развитие их координационных способностей и обогащение двигательного опыта.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ: Работа состоит из введения, четырёх глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 159 листах компьютерного текста и содержит 8 таблиц и 21 рисунок. Библиографический указатель содержит 223 наименования литературных источников, из которых 4 изданы за рубежом.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1) Для развития музыкальных, выразительных, координационных способностей и обогащения двигательного опыта спортсменов, специализирующихся в спортивных видах гимнастики и танцах на паркете, целесообразно применять средства народно-характерной хореографии, структура которой состоит из экзерсиса у станка, этюдов и танцев на середине. Начинать обучение, по возможности, следует с овладения основными элементами национальных танцев у опоры, т.к. в этом случае проще контролировать грамотное освоение учениками положений рук, ног, корпуса, головы, а также техники движений.

2) Начинать изучение национального танца того или иного народа следует с представления его общей характеристики: краткие сведения об истории народа, условиях и образе жизни, особенностях быта, костюма, краткая эмоциональная характеристика. Все эти особенности неизбежно находят отражение в культурной жизни народа и его фольклоре, поэтому без этих знаний представляется весьма затруднительным постичь характер народа и, тем более, воплотить его в движении.

3) В уроке рекомендуется использовать как можно больший спектр разнообразных национальных характеров, поскольку быстрая смена типов музыкального сопровождения, эмоциональных состояний и характеров создаёт дополнительные благоприятные условия для развития музыкальных и выразительных способностей занимающихся.

4) С целью достижения наибольшего эффекта от занятий народно-характерной хореографией в уроке следует использовать яркую музыку с хорошим качеством записи, поскольку музыка сама по себе несёт немалый эмоциональный заряд и является серьёзным побудителем к тем или иным действиям.

5) При проведении занятий народно-характерной хореографией с представителями спортивной гимнастики и акробатики отдавать предпочтение еледует ярким народным танцам с характерными положениями рук и позировками, добавление которых в спортивное упражнение позволило бы небольшими штрихами композиционно оформить его. Это могут быть еврейские, цыганские, русские, грузинские танцы. В числе наиболее полезных для гимнастов и акробатов упражнений народно-характерного экзерсиса можно назвать все виды plie, battement tendu, rond de jambe, grand battement jete, port de bras.

6) В работе с художественными гимнастками целесообразно сделать акцент на изучение элементов танцев стран востока, поскольку пластика востока в целом близка этому виду спорта. Соответственно, положительный эффект может сказаться и при овладении собственно упражнениями художественной гимнастики. Из движений народно-характерного экзерсиса специфике художественной гимнастики наиболее отвечают battement fondu, battement developpe, grand battement jete, port de bras.

7) Для представителей спортивной аэробики наиболее полезным является изучение подвижных народных танцев, отличающихся большим количеством разнообразных движений ног. К таким танцам можно отнести ирландские, молдавские, болгарские, кавказские танцы, а также танцы в стиле кантри. Комплекс упражнений народно-характерного экзерсиса для специализирующихся в спортивной аэробике должен включать все виды plie, battement tendu, battement tendu jete, grand battement jete, а также «веревочку» и все виды подготовки к ней.

8) В занятиях народно-характерной хореографией с представителями спортивных танцев на паркете приоритетным должно быть использование материала испанских, португальских, мексиканских и прочих танцев, изучение которых могло бы оказать непосредственную помощь при освоении основной программы данного вида спорта. Также непосредственную пользу для танцоров могут иметь разного рода выстукивающие движения, упражнения со свободной стопой и flic-flac.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Румба, Ольга Геннадьевна, Санкт-Петербург

1. Абрамян, А.С. Массовые гимнастические выступления / А.С. Абрамян. -М.: ФиС, 1966.-95 с.

2. Авдеев, А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе / А.Д. Авдеев. М.-Л.: Искусство, 1959. - 336 с.

3. Авдыш, Д.А. Маэстро балета «выходит» на лёд / Д.А. Авдыш // Мир танца: Ежегодник. М.: Изд-во «СпортАкадемПресс», 2001, вып. 4. - с. 33 -36.

4. Аверкович, Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод, рек. / Э.П. Аверкович. М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.

5. Аверкович, Э.П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: метод, рек. / Э.П. Аверкович, А.В. Плешкань, Л.А. Морозова. М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 30 с.

6. Авсеньев, Е.В. Новый шаг к вершинам мастерства. Комментарии к правилам соревнований 1976 / Е.В. Авсеньев // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1976, вып. 1. - с. 65 - 68.

7. Аксюк, С.В. О музыке: статьи и рецензии / С.В. Аксюк. М.: Сов. композитор, 1980.-98 с.

8. Акробатика: учебник / под общ. ред. канд. пед. наук Е.Г. Соколова. М.: ФиС, 1973.-293 с.

9. Аркаев, Л .Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике: метод, рек. / Л .Я. Аркаев, Н.И. Кузьмина и др. М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 28 с.

10. Аркаев, Л.Я. Основные направления подготовки советских спортсменок в художественной гимнастике к XXV Олимпийским играм 1992 г.: метод, рек. / Л.Я. Аркаев, Н.И. Кузьмина, Т.С. Лисицкая. М.: Изд-во ВНИИФК, 1989.-22 с.

11. Аркина, Н. Возникновение и развитие бального танца / Н. Аркина, С. Бахто, А. Борзов и др. // Современный бальный танец: учеб. пособие / под

12. Аркина, Н. Некоторые вопросы методики / Н. Аркина, С. Бахто, А. Борзов и др. // Современный бальный танец: учеб. пособие / под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. -М.: Просвещение, 1978. с. 21 -47.

13. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 : защищена 26.03.98 / Архи-пова Юлия Александровна; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 1998. -с. 34-37.

14. И.Базарова, Н.П. Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В.П. Мей. -М.-Л.: Искусство, 1964.-208 с.

15. Базарова, Н.П. Классический танец / Н.П. Базарова. Л.: Искусство, 1975. - 184 с.

16. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. СПб: Рес-пекс Люкси, 1996. - 235 с.

17. Бахрушин, Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. М.: Просвещение, 1977.-287.

18. Бегак, Д.Е. О хореографии в спортивной гимнастике / Д.Е. Бегак // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1979, вып. 2. - с. 45 - 49.

19. Белова, Н.А. Методика обучения танцевальным упражнениям: метод, рек. / Н.А. Белова, Р.Н. Терёхина. СПб: Изд-во ГДОИФК им П.Ф. Лесгафта, 1991.-37 с.

20. Белоненко, Т.В. Хореографическая подготовка в уроке спортивной гимнастики: метод, рек. / Т.В. Белоненко. Л.: Изд-во ЛГУ им. А.А. Жданова, 1979.-22 с.

21. Белоусов, Б. Танцы латиноамериканских ритмов / Б. Белоусов, И. Воронина и др. // Современный бальный танец: учеб. пособие / под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. -М.: Просвещение, 1978. с. 140 - 175.

22. Белоусов, Б. Танцы в ритме вальса / Б. Белоусов, И. Воронина и др. // Современный бальный танец: учеб. пособие / под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. -М.: Просвещение, 1978.-е. 198-235.

23. Белоусов, Б. Танцы в ритме фокстрота и танго/ Б. Белоусов, И. Воронина и др. // Современный бальный танец: учеб. пособие / под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской. М.: Просвещение, 1978.-е. 236-281.

24. Беляев, А.Г. Знакомство с танцами / А.Г. Беляев, Т.Г. Беляева // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001, вып. 3.-е. 24.

25. Беляев, А.Г. Когда танец становится спортом / А.Г. Беляев // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. — СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999, вып. 1.-е. 26.

26. Беляев, А.Г. Обучение партерным поддержкам в спортивных танцах на паркете / А.Г. Беляев, Т.Г. Беляева // Гимнастика: сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Терёхиной, Н.Н. Венгеровой, Л.В. Люйк / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2004. - вып. 2. - с. 7 - 14.

27. Беляев, А.Г. Танго / А.Г. Беляев, Т.Г. Беляева // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001, вып. 4. - с. 16.

28. Бенюх, К.Д. Важные слагаемые. О воспитании культуры движений гимнасток / К.Д. Бенюх // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1972, вып. 2. -с. 45-47.

29. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. М., 1947. -255 с.

30. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

31. Бирюк, Е.В. Педагогические аспекты возникновения художественной гимнастики как специфической системы физического воспитания: метод, рек. / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 30 с.

32. Бирюк, Е.В. Развитие художественной гимнастики как вида спорта: метод, рек. / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 30 с.

33. Бирюк, Е.В. Хореографическая подготовка в спорте: метод, рек. / Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова. Киев: Изд-во КГИФК, 1990. - 20 с.

34. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах: пособие / Г.А. Боброва. М.: ФиС, 1974. - 263 с.

35. Болобан, В.Н. Спортивная акробатика: учеб. пособие для ИФК / В.Н. Бо-лобан. Киев: Выща школа, 1988. - 166 с.

36. Борисенко, С.И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 : защищена 26.10.00 / Борисенко Светлана Ивановна; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2000. - 215 с.

37. Боттомер, П. Учимся танцевать / Пол Боттомер. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-256 с.

38. Вагабов, Р.Ю. Вечный идол / Р.Ю. Вагабов. СПб, 2001. - 552 с.

39. Вагабов, Р.Ю. Герой не нашего времени / Р.Ю. Вагабов. СПб, 2003. -138 с.

40. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. Л.: Искусство, 1980.-207 с.

41. Варакина, Т.Т. Короткие воспоминания о долгой жизни: мемуары / Т.Т. Варакина. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 105 с.

42. Варшавская, Р.А. Поэзия движения / Р.А. Варшавская, Ю.Н. Шишкарёва, Т.Т. Варакина и др. Л., 1987. - 158 с.

43. Васильева, Е.Д. Танец / Е.Д. Васильева. М.: Искусство, 1968. - 248 с.

44. Венгерова, Н.Н. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта: уч.-метод. пособие / Н.Н. Венгерова, О.С. Фёдорова. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 46 с.

45. Вербова, З.Д. Искусство произвольных упражнений / З.Д. Вербова. М.: ФиС, 1967.-86 с.

46. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.А. Винер; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2003. - 20 с.

47. Власова, З.И. Скоморохи и фольклор / З.И. Власова. СПб, 2001. -215 с.

48. Вовк, Я.С. Аргентинское танго / Я.С. Вовк // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003, вып. 5.-с. 11.

49. Вовк, Я.С. Румба / Я.С. Вовк // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004, вып. 6. - с. 25.

50. Воскресенская, Л.П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.П. Воскресенская; ГЦОЛИФК. М., 1969. - 14 с.

51. Всё о балете: словарь-справочник / сост. Е.Я. Суриц. М.-Л.: Музыка, 1966.-426 с.

52. Гавердовский, Ю.К. Стиль, композиция, мода / Ю.К. Гавердовский // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1974, вып. 2. - с. 5 - 9.

53. Гагин, Ю.А. Математический минимум и максимум в педагогических исследованиях: метод, пособие для аспир. и соиск. / Ю.А. Гагин. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПбАППО, Балт. пед. академия, 2004. - 87 с.

54. Гагин, Ю.А. Методологический дискурс исследователя: науч.-метод. пособие для аспир., соиск., науч. рук. и оппонентов / Ю.А. Гагин, А.А. Горелов. СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПбАППО, 2003. - 150 с.

55. Гальпер, Р.Г. Акробатические музыкальные композиции / Р.Г. Гальпер // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1987. - с. 84 - 87.

56. Гимнастика: учебник / под общ. ред. к.п.н. А.Т. Брыкина. -М.: ФиС, 1971. -351 с.

57. Гимнастика: учебник для ИФК / под общ. ред. д.п.н., профессора A.M. Шлемина, к.п.н. А.Т. Брыкина. М.: ФиС, 1979. - 212 с.

58. Гимнастика и методика ее преподавания: учебник для ИФК / под общ. ред. проф. В.М. Смолевского. М.: ФиС, 1987. - 335 с.

59. Глинтерник, A.M. Вольные упражнения / A.M. Глинтерник, К.Н. Иванов, Р.И. Сейфулини др.-М.: ФиС, 1958.- 176 с.

60. Гозенпуд, А.А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки / А.А. Гозенпуд. Л.: Госуд. муз. изд-во, 1959. - 349 с.

61. Горбачёва, Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Ж.С. Горбачёва; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2000. - 24 с.

62. Григорович, Ю.М. Балет: энциклопедия / Ю.М. Григорович. М.: Сов. Энциклопедия, 1981. - 585 с.

63. Григорьев, А.Е. Из истории соревнований гимнастов в вольных упражнениях / А.Е. Григорьев // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1979, вып. 2. -с. 12- 74.

64. Григорьев, Л. В мире музыки / Л. Григорьев, Я. Платек. М.: Сов. композитор, 1984. - 126 с.

65. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. М.: ФиС, 1986. - 356 с.

66. Даль, В.В. Толковый словарь живого великорусского языка / В.В. Даль. -СПб: Диамант, 1996.-т. 1, с. 310, т. 2, с. 390.

67. Диниц, Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. Донецк: Сталкер, 2004. - 286 с.

68. Добровольская, Г.Н. Танец. Пантомима. Балет / Г.Н. Добровольская. JL: Искусство, 1975. - 124 с.

69. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д.Д. Донской. -М.: ФиС, 1971.-287 с.

70. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений / Д.Д. Донской. -М.: ФиС, 1968.- 176 с.

71. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь: мемуары / Айседора Дункан. -Киев: Мистецтво, 1990. 349 с.

72. Захаров, Р.В. Беседы о танце / Р.В. Захаров. М.: Профиздат, 1963. - 73 с.

73. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. М.: Искусство, 1976.-351 с.

74. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р.В. Захаров. М.: Искусство, 1989. - 238 с.

75. Зацепина, К. Народно-сценический танец / К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц. М.: Искусство, 1976. - 322 с.

76. Звягин, Д.Е. Белорусские народные танцы: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1999. - 30 с.

77. Звягин, Д.Е. Венгерский академический танец. Танцы Италии. Тарантелла: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1999.- 18 с.

78. Звягин, Д.Е. Венгерский народный танец: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 21 с.

79. Звягин, Д.Е. Испанский академический танец: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 14 с.

80. Звягин, Д.Е. Испанские танцы: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 24 с.

81. Звягин, Д.Е. Молдавские народные танцы: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 18 с.

82. Звягин, Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1999.-28 с.

83. Звягин, Д.Е. Народно-характерный танец. Второй третий год обучения: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. - СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 22 с.

84. Звягин, Д.Е. Народно-характерный экзерсис. Четвёртый год обучения: метод. разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000.- 13 с.

85. Звягин, Д.Е. Польские танцы: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 20 с.

86. Звягин, Д.Е. Танцы Грузии и Северного Кавказа: метод, разработка для студ. хореогр. отд. / Д.Е. Звягин. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 50 с.

87. Ивановский, Н.П. Бальный танец XVI XIX вв / Н.П. Ивановский - М.: Искусство, 1948.-215 с.

88. Карпенко, JI.A. Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Родина олимпийской художественной гимнастики: учеб. пособие / Л.А. Карпенко. - СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 31 с.

89. Карпенко, Л.А. Компоненты спортивного мастерства и основы обучения упражнениям художественной гимнастики: уч.-метод. пособие / Л.А. Карпенко. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 40 с.

90. Карпенко, Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой / Л.А. Карпенко // Актуальные проблемы спортивной тренировки: сб. науч. тр. мол. уч. / под ред. проф. К.Т. Булочко / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1976. - с. 50 - 52.

91. Карпенко, JI.A. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / JI.A. Карпенко. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 40 с.

92. Карпенко, Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихся художественной гимнастикой младшего возраста: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 : защищена 11.05.78 / Карпенко Людмила Алексеевна; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1978. - с. 44 - 61.

93. Карпенко, Л.А. О выразительности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д.р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2001. - с. 74 - 77.

94. Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований: учеб. пособие / А.Г. Катранов, А.В. Самсонова СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005 .- 131 с.

95. Кирсанов, B.C. Спорт, музыка, грация / B.C. Кирсанов. М.: ФиС, 1978. -119 с.

96. Клёнов, А.С. Там, где музыка живет / А.С. Клёнов. М.: Педагогика, 1986.-72 с.

97. Климов, А.А. Основы русского народного танца: учебник для хореографов / А.А. Климов. -М.: Искусство, 1981. 270 с.

98. Клинова, Т.С. Педагогическая оценка показателей специальной подготовленности фигуристов одиночников для управления тренировочным процессом: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.С. Клинова; ГЦОЛИФК. -М., 1986.-22 с.

99. ЮЗ.Коренберг, В.Б. Заметки о культуре движения / В.Б. Коренберг // Гимнастика: Ежегодник. -М.: ФиС, 1972, вып. 1. с. 14 - 18.

100. Коркин, В.П. Принципы подбора акробатических элементов для парно-групповых композиций / В.П. Коркин // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1976, вып. 2. - с. 64 - 66.

101. Королёва, Э.А. Ранние формы танца: автореф. дис. . канд. ист. наук / Э.А. Королёва; КГУ. Кишинев, 1973. - 20 с.

102. Королёва, Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королёва. Кишинев: Шти-инца, 1977.- 184 с.

103. Коетровицкая, B.C. Школа классического танца / B.C. Костровицкая, А.А. Писарев. JI.: Искусство, 1976. - 272 с.

104. Красовская, В.М. Русский балетный театр / В.М. Красовская. JL: Искусство, 1958.-322 с.

105. Красовская, В.М. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории /В.М. Красовская. -JL: Искусство, 1979.-387 с.

106. Крючек, Е.С. Аэробика: уч.-метод. пособие / Е.С. Крючек. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 34 с.

107. Крючек, Е.С. Значение музыкального сопровождения в спортивной аэробике / Е.С. Крючек // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003, вып. 5. - с. 24 -25.

108. Крючек, Е.С. От удовольствия к мастерству и авторитету / Е.С. Крючек // Гимнастический мир Санкт-Петербурга: Ежегодник. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999, вып. 1. - с. 11.

109. Крючек, Е.С. Специализированная подготовка к обучению упражнениям спортивной аэробики: уч.-метод. пособие / Е.С. Крючек. СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 37 с.

110. Крючек, Е.С. Спортивная аэробика: реалии и перспективы / Е.С. Крючек // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д.р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2001. - с. 87 - 94.

111. Крючек, Е.С. Некоторые факты из истории спортивной аэробики / Е.С. Крючек, С.М. Лукина // Гимнастика: сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Терёхи-ной, С.А. Алекперова, Н.Н. Венгеровой / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2003. - вып. 1. - с. 45 - 60.

112. Кудашева, Т.Н. Руки актера / Т.Н. Кудашева. М.: Просвещение, 1970. -187 с.

113. Куду, Э.А. О влиянии музыки на образование двигательных навыков в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Э.А. Куду; ТГУ. Тарту, 1963. - 19 с.

114. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / Кеннет Купер. М.: ФиС, 1989.-438 с.

115. Курамшин, Ю.Ф. Методы формирования физической культуры личности / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для образоват. завед. физ. к-ры / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. СПб: Изд-во СПбГАФК, 1999. - с. 57 - 79.

116. Лаврухина, Г.М. Методика проведения оздоровительной гимнастики для женщин с учётом возрастных периодов жизни: автореф. дис. . канд. пед. наук / Г.М. Лаврухина; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2002. -23 с.

117. Ладыгин, Л.А. Музыкальное содержание спортивных дисциплин: программа для ИФК / Л.А. Ладыгин. М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1990. - 16 с.

118. Лазаренко, Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике / Т.П. Лаза-ренко // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1978, вып. 1.-е. 33-39.

119. Лазаренко, Т.П. Количественная оценка качественных показателей прыжковой подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.П. Лазаренко; ГЦОЛИФК. М., 1991. - 23 с.

120. Латынина, Л.С. Равновесие / Л.С. Латынина. М.: Молодая гвардия, 1975.-240 с.

121. Леонардо да Винчи. Книга о живописи / Леонардо да Винчи. М.: Изо-гиз, 1934.-с. 68-131.

122. Линькова, Л.А. История хореографического искусства. Балетный театр начала XX века, или Серебряный век: лекции для студентов Консерватории и хореогр. отд. институтов к-ры / Л.А. Линькова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2001.-34 с.

123. Линькова, Л.А. История хореографического искусства. Истоки западноевропейского балетного театра: лекции для студентов Консерватории и хореогр. отд. институтов к-ры / Л.А. Линькова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1999.-45 с.

124. Линькова, Л.А. История хореографического искусства. Русский балетный театр: лекции для студентов Консерватории и хореогр. отд. институтов к-ры / Л.А. Линькова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 52 с.

125. Линькова, Л.А. История хореографического искусства. Танец при первобытно-общинном строе. Танцы древних цивилизаций: лекции для студентов Консерватории и хореогр. отд. институтов к-ры / Л.А. Линькова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1998. - 38 с.

126. Лисицкая, Т.С. О стиле вольных упражнений / Т.С. Лисицкая // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1976, вып. 2. - с. 9 - 12.

127. Лисицкая, Т.С. Методика проведения урока хореографии в спортивной гимнастике: учеб. пособие / Т.С. Лисицкая. М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 21 с.

128. Лисицкая, Т.С. Сохранить эстетичность гимнастики / Т.С. Лисицкая // Гимнастика: Ежегодник. -М.: ФиС, 1981, вып. 2. с. 47-48.

129. Лисицкая, Т.С. Проведение занятий по хореографии с гимнастками: метод. Разработка / Т.С. Лисицкая. М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 42 с.

130. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. М.: ФиС, 1984.- 170 с.

131. Ловицкая, И.В. Комплексы под музыку / И.В. Ловицкая. М.: ФиС,1970.- 193 с.

132. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. Л.-М.: Искусство, 1939. - 176 с.

133. Лоу, Б. Красота спорта / Б. Лоу. М.: Радуга, 1984. - 225 с.

134. Мавромати, Д.П. Упражнения художественной гимнастики: пособие / Д.П. Мавромати. М.: ФиС, 1972. - 141 с.

135. Мальгина, Л.Е. Методика преподавания классического танца в институтах культуры: метод, разработка / Л.Е. Мальгина, Л.П. Серёжникова. -СПб: Изд-во СПбГАК, 1998. 48 с.

136. Маркова, Т.П. Упражнения художественной гимнастики / Т.П. Маркова // Гимнастика: учебник / под общ. ред. к.п.н. А.Т. Брыкина М.: ФиС,1971.-е. 335 -348.

137. Маркова, Т.П. Гимнастика. Обучение упражнениям художественной гимнастики: лекция / Т.П. Маркова, М.С. Семёнова. М.: ГЦОЛИФК,1972.-60 с.

138. Матвеева, Е. Знаменитый триптих Елены Матвеевой / Елена Матвеева // Мир танца: Ежегодник. М.: Изд-во «СпортАкадемПресс», 2001, вып. 4. -с. 37-39.

139. Медведева, Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 : защищена 27.04.00 / Медведева Елена Сергеевна; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2000. - 147 с.

140. Медушевский, В.В. О художественной мотивированности пропорций музыкального произведения /В.В. Медушевский. М.: Сов. композитор, 1975.- 126 с.

141. Меньшиков, Н.К. Физические упражнения как метод изучения способностей / Н.К. Меньшиков // Теория и практика физического воспитания. М.: Просвещение, 1979. - с. 297 - 299.

142. Митенкова, JI.B. Танцевальные направления аэробики / JT.B. Митенкова // Физическая культура студентов: тез. докл. 54-ой межвуз. науч.-метод. конф., посвящ. 60-летию Победы в ВОВ. / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. СПб, 2005. - с. 140 - 141.

143. Михеев, Б.В. Тенденции и перспективы спортивной акробатики / Б.В. Михеев, В.Н. Болобан // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1985, вып. 2.-с. 54-58.

144. Морель, Ф.Р. Хореография в спорте / Ф.Р. Морель. М.: ФиС, 1971. -111с.

145. Мухортова, О.В. Методика преподавания народно-характерного танца в институтах культуры. Первый год обучения: метод, разработка / О.В. Мухортова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1996. - 31 с.

146. Мухортова, О.В. Методика преподавания народно-характерного танца в институтах культуры. Второй год обучения: метод, разработка / О.В. Мухортова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1997. - 44 с.

147. Мухортова, О.В. Методика преподавания народно-характерного танца в институтах культуры. Третий год обучения: метод, разработка / О.В. Мухортова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1998. - 33 с.

148. Мухортова, О.В. Методика преподавания народно-характерного танца в институтах культуры. Четвёртый год обучения: метод, разработка / О.В. Мухортова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 1999. - 23 с.

149. Мухортова, О.В. Методика преподавания народно-характерного танца в институтах культуры. Пятый год обучения: метод, разработка / О.В. Мухортова. СПб: Изд-во СПбГУКИ, 2000. - 22 с.

150. Найпак, В.Д. Начало пути / В.Д. Найпак // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1985, вып. 1. - с. 57 - 62.

151. Найпак, В.Д. От простого к сложному / В.Д. Найпак // Гимнастика: Ежегодник.-М.: ФиС, 1986, вып. 1. — с. 62-67.

152. Овчинникова, Н.А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике: метод, рек. / Н.А. Овчинникова Киев: Изд-во КГИФК, 1991.-26 с.

153. Овчинникова, Н.А. Подготовка квалифицированных гимнасток: отбор: метод, рек. / Н.А. Овчинникова, Е.В. Бирюк. Киев: Изд-во КГИФК, 1991.-34 с.

154. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студ. вузов физ. восп. и спорта / В.Н. Платонов. -Киев: Олимпийская литература, 1997. с. 300 - 312.

155. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для студ. вузов физ. восп. и спорта / В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 2004. - с. 408 - 421.

156. Правила соревнований по спортивной акробатике 2001 2004. - ФИЖ, 2001.- 101 с.

157. Правила соревнований по спортивной акробатике 2005 2008. - ФИЖ, 2001.- 112 с.

158. Правила соревнований по художественной гимнастике 2001 2004. -ФИЖ, 2001.- 130 с.

159. Правила соревнований по художественной гимнастике 2005 2008. -ФИЖ, 2005.- 154 с.

160. Приставкина, М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и её психологические причины: метод, рек. / М.В. Приставкина Смоленск: Изд-во СГИФК, 1987. - 13 с.

161. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учеб. пособие для пед. училищ / Т.Т. Ротерс. М.: Просвещение, 1989.- 175 с.

162. Руденко, J1.K. Возникновение, развитие и современное состояние спортивной аэробики / J1.K. Руденко // Гимнастика: сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Терёхиной, Н.Н. Венгеровой, Л.В. Люйк / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2004. - вып. 2. - с. 99 - 104.

163. Руднева, С.Д. Ритмика. Музыкальное движение / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. М.: Просвещение, 1972. - 334 с.

164. Румба, О.Г. Port de bras, прыжки, вращения на занятиях классическим танцем со спортсменами: уч.-метод, пособие / О.Г. Румба, О.С. Фёдорова. СПб: Изд-во СПбГАФК, 2005. - 63 с.

165. Рыбицка, А. Джаз-гимнастика современная форма танцевально-гимнастических упражнений / А. Рыбицка, А. Качиньски // Гимнастика: Ежегодник.-М.: ФиС, 1984, вып. 1.-е. 73-75.

166. Савельева, Л.А. Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.А. Савельева; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 1997.-22 с.

167. Савельева, Л.А. Тенденции развития вольных упражнений / Л.А. Савельева // Гимнастика: сб. науч. тр. / под ред. Р.Н. Терёхиной, Н.Н. Венгеровой, Л.В. Люйк / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2005. - вып.3, часть 2. с. 55 - 56.

168. Скальковский, К.А. Танцы, балет, их история и место в ряду изящных искусств / К.А. Скальковский. СПб, 1886. - с. 34 - 36.

169. Слонимский, Ю.И. Путь характерного танца / Ю.И. Слонимский. JL-М.: Искусство, 1939. - 117 с.

170. Смолевский, В.М. Вольные упражнения / В.М. Смолевский, М.Г. Новик, Б.И. Милославский // Акробатика: учебник / под общ. ред. к.п.н. Е.Г. Соколова.-М.: ФиС, 1973.-е. 60-67.

171. Современный бальный танец: учеб. пособ. / под ред. В.М. Стриганова и В.И. Уральской.-М.: Просвещение, 1978. -431 с.

172. Соколов, Е.Г. Краткий исторический обзор / Е.Г. Соколов, Г.К. Казад-жиев // Акробатика: учебник / под общ. ред. к.п.н. Е.Г. Соколова. М.: ФиС, 1973.-с. 3-18.

173. Соколов, Е.Г. Возникновение акробатики / Е.Г. Соколов // Спортивная акробатика: учебник для ИФК / под общ. ред. доц. В.П. Коркина. М.: ФиС, 1981.-е. 9- 12.

174. Сомкин, А.А. Основные этапы развития и современное состояние спортивной аэробики / А.А. Сомкин // Материалы науч.-практ. конф., по-свящ. 100-летию со д.р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 2001.-е. 94- 100.

175. Сомкин, А.А. Спортивная аэробика. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов: монография / А.А. Сомкин. СПб: Изд-во СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.-222 с.

176. Спортивная акробатика: учебник для ИФК / под общ. ред. доц. В.П. Коркина.-М.: ФиС, 1981.-223 с.

177. Степанова, И.А. Формирование творческого подхода к обучению элементам художественной гимнастики: учеб. пособие / И.А. Степанова. -СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 26 с.

178. Стуколкина, Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н.М. Стуколкина. -М.: Всероссийское театральное общество, 1972. 399 с.

179. Таджиев, М.У. Акробаты Ленинграда: метод, разработка / М.У. Таджиев.- СПб: Изд-во ГДОИФК, 1992. 47 с.

180. Тарасов, Н.И. Классический танец / Н.И. Тарасов. М.: Искусство, 1971.- 494 с.

181. Теория и методика гимнастики: учебник / под ред. В.И. Филипповича. -М.: Просвещение, 1971.-447 с.

182. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для образоват. завед. физ. к-ры / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. СПб: Изд-во СПбГАФК, 1999.-324 с.

183. Терехина, Р.Н. Подготовка высококвалифицированного тренера на основе интегрального анализа спортивной гимнастики: автореф. дис. . докт. пед. наук / Р.Н. Терёхина; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 1997.-30 с.

184. Терёхина, Р.Н. Проблемы экспертной оценки выступлений гимнасток / Р.Н. Терёхина // Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. М.: ВФХГ, 2003. - с. 281 - 285.

185. Терёхина, Р.Н. Тенденции развития произвольных вольных упражнений / Р.Н. Терёхина, Л.А. Савельева // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. науч.-практ. конф. -Минск, 1994.-с. 82.

186. Титов, Ю.Е. Восхождение. Гимнастика на Олимпиадах / Ю.Е. Титов. -М.: Советская Россия, 1978. 192 с.

187. Ткаченко, Т.С. Народные танцы / Т.С. Ткаченко. М.: Искусство, 1975. -654 с.

188. Ткаченко, Т.С. Работа с танцевальным коллективом / Т.С. Ткаченко. -М.: Искусство, 1958. 175 с.

189. Токарев, С.Н. В мире прекрасного / С.Н. Токарев. М.: ФиС, 1971. - 94 с.

190. Турищева, Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток и методы их оценки: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.И. Турищева; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1986. - 20 с.

191. Турищева, Л.И. От элементов техники к элементам творчества / Л.И. Турищева // Гимнастика: Ежегодник. М.: ФиС, 1983, вып. 2. - с. 65 - 68.

192. Фирилёва, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод, рек. / Ж.Е. Фирилёва. Л.: Изд-во ГПИ им. Герцена, 1981.-74 с.

193. Харабуга, Г.В. История гимнастики / Г.В. Харабуга // Гимнастика: учебник / под общ. ред. к.п.н. А.Т. Брыкина М.: ФиС, 1971. - с. 18-35.

194. Художественная гимнастика: программа для ДСШ / сост. Т.П. Маркова, Т.Т. Варакина, Л.Я. Микеладзе, Г.А. Боброва. М.: ФиС, 1962. - 108 с.

195. Художественная гимнастика: программа для коллективов физической культуры и спортивных клубов / сост. Т.С. Лисицкая. М.: ФиС, 1977. -48 с.

196. Художественная гимнастика: программа для педагогических и спортивных факультетов ИФК / сост. М.Г. Новик, О.М. Назарова. М.: Динамо, 1976.-54 с.

197. Художественная гимнастика: учебник для ИФК / под общ. ред. доц. Т.С. Лисицкой. М.: ФиС, 1982. - 232 с.

198. Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко. М.: ВФХГ, 2003. - 382 с.

199. Художественная гимнастика: учеб. пособие для ИФК / под общ. ред. доц. Л.П. Орлова. М.: ФиС, 1965. - 207 с.

200. Художественная гимнастика: учеб. пособие для ИФК / под общ. ред. доц. Л.П. Орлова. -М: ФиС, 1973. 191 с.

201. Художественная гимнастика: учеб. пособие для секций коллективов физической культуры / под общ. ред. Ю.Н. Шишкарёвой, Л.П. Орлова. -М.: ФиС, 1954.-399 с.

202. Чепкаленко, А.Н. Воспитание изящества и грациозности движений /

203. A.Н. Чепкаленко // Вольные упражнения: учеб. пособие для ИФК. М.: ФиС, 1958.-с. 34-49.

204. Шипилина, И.А. Хореографическая подготовка студентов высших учебных заведений физической культуры специализирующихся в видах гимнастики: учеб. пособие / И.А. Шипилина. Краснодар: Изд-во Куб-ГУ ФКСТ, 2003. - 171 с.

205. Шишкарева, Ю.Н. Художественная гимнастика: метод, пособие / Ю.Н. Шишкарёва. М.: ФиС, 1950. - 123 с.

206. Шишманова, Ж. Большой путь / Жульета Шишманова. М.: ФиС, 1980. -88 с.

207. Школьников, А.С. Приглашаем танцевать / А.С. Школьников, A.M. Шкрабов. М.: Советская Россия, 1960. - 111 с.

208. Якубчик Б.И. Музыкально-акробатические композиции / Б.И. Якубчик,

209. B.И. Аракчеев // Спортивная акробатика: учебник для ИФК / под общ. ред. доц. В .П. Коркина. М.: ФиС, 1981.-е. 208 - 214.

210. Якубчик, Б.И. Развитие спортивной акробатики в СССР / Б.И. Якубчик, Е.Г. Соколов, В.И. Аракчеев, Г.К. Казаджиев // Спортивная акробатика:учебник для ИФК / под общ. ред. доц. В.П. Коркина. М.: ФиС, 1981. -с. 12-20.

211. Aerobic gymnastics. Code of Points 2001 2004. - Federation Internationale de gymnastique, 2001. - 172 p.

212. Aerobic gymnastics. Code of Points 2005 2008. - Federation Internationale de gymnastique, 2005. - 198 p.

213. Competition Rules of ballroom dancing. IDSF, Competition Board, 2005 -2008.-211 p.

214. Louppe Laurence. Poetique de la danse contemporaine / Laurence Louppe. -Paris: Contredanse, 1997. 336 p.1. Уважаемый коллега!

215. Кафедра гимнастики СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта проводит исследование с целью выявления применяемости народно-характерной хореографии в спортивных видах гимнастики и танцах на паркете.

216. Отметьте, пожалуйста, те ответы, с которыми Вы согласны (поставьте рядом какой-либо знак).

217. Сообщите, пожалуйста, о себе (по желанию): Ваш возраст: Ваш статус:

218. Ваш стаж работы (занятий): ФИО:1. Спасибо за участие!