автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике
- Автор научной работы
- Горбачева, Жанна Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Горбачева, Жанна Сергеевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
1.1. Понятие пластической выразительности в искусстве и спорте.
1.2. Проявление пластической выразительности в художественной гимнастике на современном этапе ее развития.
1.3. Многокомпонентная структура пластической выразительности в художественной гимнастике.
1.3.1. Технические основы пластической выразительности.
1.3.2. Физические основы пластической выразительности.
1.3.3. Психологические основы пластической выразительности.
1.4. Научно-методические аспекты формирования пластической выразительности в художественной гимнастике.
1.4.1. Задача формирования пластической выразительности в системе многолетней спортивной подготовки.
1.4.2. Методологические основы обучения двигательным действиям.
1.4.3. Характерные черты методики обучения на этапе начальной специализированной подготовки.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение специальной литературы.
2.2.2. Инструментальные биомеханические методики изучения движений
2.2.3. Миотонометрия.
2.2.4. Опрос.
2.2.5. Педагогические наблюдения.
2.2.6. Методы психологического и психофизиологического исследования
2.2.7. Метод экспертной оценки.
2.2.8. Тестирование.
2.2.9. Педагогический эксперимент.
2.2.10. Методы математической статистики.
2.3. Организация исследования.
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПЛАСТИЧЕСКУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
3.1. Техника исполнения специфических движений гимнастками с различным уровнем пластической выразительности.
3.2. Координационные способности владения телом у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности.
3.2.1. Способность сохранять равновесие в усложненных условиях у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности.
3.2.2. Способность регулировать мышечный тонус у гимнасток с разным уровнем пластической выразительности.
3.3. Индивидуально-психологические и психофизиологические особенности гимнасток с различным уровнем пластической выразительности.
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.
4.1. Методические особенности начального формирования пластической выразительности в современной педагогической практике.
4.2. Теоретические основы начального этапа формирования пластической выразительности.
4.3. Этап опережающего развития свойств внимания, координационных и связанных с ними способностей.
4.4. Специфические особенности методики формирования ООД элементов выразительной пластики.
4.5. Психолого-педагогические аспекты организации экспериментального урока.
ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.
5.1. Динамика формирования многофакторной структуры пластической выразительности.
5.2. Результаты формирования универсальных навыков пластической выразительности.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике"
Анализируя соревновательные упражнения художественной гимнастики, специалисты и судьи все чаще приходят к выводу, что сегодня в связи с резко возросшей технической трудностью композиции редкие гимнастки обладают целостностью и слитностью движений и способны продемонстрировать свойственную художественной гимнастике выразительность и эмоциональность. Это - ведущие спортсменки страны и мира. Уделом основной массы гимнасток-художниц становится механическое исполнение необходимого набора элементов, составляющих произвольную комбинацию. Низкая эстетическая ценность композиции особенно характерна для юных гимнасток, которые уже в 8-9-летнем возрасте должны выполнять соревновательную программу по 4-6 видам многоборья.
Потребность в интенсивном освоении различных упражнений без предмета и с предметом, с одной стороны, и отсутствие необходимых для этого физических и психических возможностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с другой стороны, ставят тренеров, работающих в системе базовой подготовки, в достаточно трудное положение. Ведь снижение возрастных границ занимающихся художественной гимнастикой отнюдь не снимает требований, которые предъявляются к качеству обучения двигательным действиям художественной гимнастики. «Художественность» движений должна быть присуща и начинающим гимнасткам. Высокая техничность и подлинная пластическая выразительность, отличающие гимнасток на вершине спортивного мастерства, напрямую связаны с полноценным освоением юными гимнастками школы художественной гимнастики и с избеганием их «натаскивания» на конкретные элементы соревновательной программы.
В связи с этим становится понятным выбор объекта и предмета для данного диссертационного исследования. В качестве объекта исследования выступала пластическая выразительность занимающихся художественной гимнастикой. Предметом исследования были средства и методы формирования пластической выразительности гимнасток на этапе начальной специализированной подготовки.
Научная новизна работы заключается в том, что в ее рамках показана возможность сохранения специфики художественной гимнастики в условиях современных тенденций развития этого вида спорта. Автором впервые была предпринята попытка комплексного подхода к исследованию природы такого явления как пластическая выразительность. Были выявлены технические,
0>Д£ГОРЫ физические, психологические, психофизиологические^определяющие уровень пластической выразительности гимнастки-художницы.
Определение компонентов пластической выразительности, а также наиболее перспективных концепций обучения двигательным действиям с учетом возрастных особенностей занимающихся позволило разработать научно обоснованную методику формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации. В формирующем эксперименте доказана эффективность новой методики начального формирования пластической выразительности в художественной гимнастике.
Внедрение результатов исследования в практику в значительной степени должно облегчить работу тренеров с юными гимнастками. Используя специально разработанные средства и методы начального формирования пластической выразительности, педагоги смогут изначально в процессе обучения двигательным действиям принимать во внимание эстетический аспект техники их исполнения, повышая тем самым исполнительское мастерство юных гимнасток в целом. Знания выявленных компонентов пластической выразительности позволяют также своевременно раскрывать не только физический, но и личностный потенциал занимающихся художественной гимнастикой. Кроме того, опираясь в ходе педагогического контроля на предложенные критерии субъективной и объективной оценки уровня сформированности навыков пластической выразительности, тренер сможет целенаправленно управлять процессом многолетней спортивной подготовки гимнасток.
Диссертация выполнена в соответствии со Сводным планом НИОКР ГКФТ Российской Федерации по направлению 02, тема 02.04.
Основные положения, выносимые на защиту:
I. Исследование сущности явления пластической выразительности в художественной гимнастике позволяет выявить факторы, определяющие уровень ее проявления у гимнасток различной спортивной квалификации, что, в свою очередь, способствует обучению двигательным действиям без предмета с учетом их специфики.
II. Пластическая выразительность в художественной гимнастике имеет многокомпонентную структуру. Взаимодополняющими группами факторов пластической выразительности являются: техническое мастерство исполнения двигательных действий без предмета, координационная подготовленность, психологические и психофизиологические особенности гимнасток.
III. Совершенствование процесса формирования пластической выразительности на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике достигается посредством разработанной методики, базирующейся на комплексном подходе к обучению двигательным действиям с учетом выявленных факторов структуры пластической выразительности.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
1. Установлено, что важнейшей составляющей исполнительского мастерства в художественной гимнастике является пластическая выразительность. Она раскрывается как умение посредством целостного, динамичного, танцевального характера исполнения двигательных действий произвольной комбинации передавать эмоционально-смысловое содержание музыкального произведения. Формирование данного умения составляет одну из первоочередных задач обучения с начальных этапов подготовки.
2. Определено, что относительно низкий уровень пластической выразительности свойственен как юным гимнасткам, так и гимнасткам высокой спортивной квалификации. При этом значительного повышения этого уровня с ростом спортивной квалификации спортсменок не наблюдается. Высокий уровень пластической выразительности отмечен только у гимнасток мирового класса. На современном этапе развития художественной гимнастики в тренерской практике не уделяется должного внимания формированию пластической выразительности на этапе начальной специализированной подготовки. Большинством специалистов эта задача решается на этапе спортивного совершенствования, что не всегда приводит к ожидаемым результатам.
3. Выявлено, что достижение пластической выразительности занимающихся художественной гимнастикой зависит от комплекса факторов: технического мастерства в исполнении специфических элементов без предмета, координационной подготовленности (уровня развития способностей точно регулировать пространственные, временные, динамические параметры движений, поддерживать статическое и динамическое равновесие в усложненных условиях, рационально расслаблять мышцы), психологических особенностей гимнастки.
4. На основе биомеханического анализа установлено, что слитность, пластичность исполнения двигательных действий без предмета обеспечивается оптимальностью сформированного механизма передачи количества движения по звеньям биокинематической цепи. Низкий уровень освоения техники специфических движений, по сравнению с высоким уровнем, характеризуется значительно большим (на 21%) отклонением от оптимального времени запаздывания включения в активное движение каждого последующего звена относительно предыдущего.
5. Выявлены статистически достоверные различия (Р<0,05) между гимнастками, отличающимися уровнем пластической выразительности, в способности к сохранению равновесия в усложненных условиях. Построение факторной модели статической устойчивости показало, что параметры устойчивости в гимнастической позе главным образом определяются:
- степенью независимости проприоцептивной системы от зрительных коррекций,
- помехоустойчивостью вестибулярного аппарата.
Факторный комплекс сохранения равновесия при выполнении специфических элементов художественной гимнастики более насыщен. Он включает в себя: а) помехоустойчивость вестибулярного аппарата к комплексному раздражителю, Ъ) совершенство связей вестибулярного анализатора с проприоцептивной системой, с) устойчивость организма к раздражителю в виде всесторонней нагрузки на вестибулярный аппарат с одновременным усложнением внешних условий выполнения движения, ф устойчивость организма к раздражителю в виде всесторонней нагрузки на вестибулярный аппарат и манипуляций предметом.
6. Установлена сильная положительная взаимосвязь между уровнем пластической выразительности гимнасток и их способностью к произвольной регуляции тонуса мышц (г8=0,71; Р<0,05).
7. Исследование подтвердило влияние на пластическую выразительность гимнасток некоторых их психологических и психофизиологических особенностей. Для психологического профиля гимнастки высокого уровня пластической выразительности характерны: а) сильный тип нервной системы по процессу возбуждения (гА=0,43; Р<0,05); Ь) умственное развитие выше среднего уровня (гд-0,42; Р>0,05); с) высокий уровень эмоциональной реактивности (гА=0,45; Р<0,05); с1) средний уровень социальной эмоциональности (гА=0,42; Р>0,05).
8. Начальное формирование пластической выразительности в художественной гимнастике достигается в результате реализации методики, разработанной на основе теории об ориентировочной основе действия и с учетом выявленных факторов пластической выразительности. В качестве основных задач воздействия эта методика предусматривает развитие «чувства линии» и формирование пластически выразительного выполнения специфических движений у юных гимнасток. Приоритетными средствами являются специально разработанные игры и игровые задания.
9. Результаты педагогического эксперимента доказали эффективность применения разработанных средств и методов для начального формирования универсальных навыков пластической выразительности в условиях опережающего развития ее многокомпонентной структуры и с опорой на учение об 00Д. Так, гимнастки экспериментальной группы статистически значимо (Р<0,05) превзошли гимнасток контрольной группы в уровне развития: a) специфических координационных способностей регулировать пространственные, временные, динамические параметры движений; b) ловкости; с) способности к произвольной регуляции тонуса мышц; с!) способности сохранять статическое равновесие; е) устойчивости вестибулярных реакций; £) свойств внимания (концентрации и устойчивости, переключения и распределения).
Занимавшиеся по экспериментальной методике отличались и более высоким (Р<0,05) уровнем сформированное™ целевых навыков пластической выразительности: «чувства линии» и пластически выразительного выполнения специфических движений. Установлена статистически достоверная взаимосвязь между соревновательным результатом и уровнем пластической выразительности юных гимнасток (г8=0,85; Р<0,05).
204
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Горбачева, Жанна Сергеевна, Санкт-Петербург
1. Абрамов Г. «Чистое движение на чистой сцене» // Балет. - 1995. - №3. -С. 12-13.
2. Аверкович Э.П. Грации России// Спортивная жизнь России. 1981 -№10.-С. 19-20.
3. Аверкович Э.П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: Методич. рекомендации. -М.: ВНИИФК, 1989. 18 с.
4. Алексеев Н.П., Герасимов О.Г., Глазкова В.А. и др. Экспериментальное исследование эмоциональности студентов театрального вуза// Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. Т. XXIII. - 1983. - Вып. 6. - С. 1019-1027.
5. Андрианов А.И, Волкова H.A., Десфонтейнес Л.Г и др. Лучшие психологические тесты для профоотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию. Петрозаводск: Петроком, 1992. - С. 218-219.
6. Арапова Н.С., Кимягарова P.C., Баш Л.М. и др. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. М.: Цитадель, 1999. — С. 226.
7. Артамонова И.Е. Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1990.-24 с.
8. Архипова Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: Дис.канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1998. - 169 с.
9. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура». М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
10. Бакаусова H.A. Методические рекомендации по психологической подготовке спортсменок к соревнованию по художественной гимнастике. -Рязань: РГПИ, 1985.-31 с.
11. Балет: энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Григорович. М. .-Советская энциклопедия, 1981. - С. 403.
12. Батаен В. Заботы «художниц» // Спортивная жизнь России / -1976.-№10. -С. 18-20.
13. Батаен В.Г., Авсенев Е.В. Художественная гимнастика. Итоги года // Гимнастика: Сб. статей / -Вып.1 —М.: Физкультура и спорт, 1977. С. 73-77.
14. Батаен В.Г., Лукьянова JI.А., Лисицкая Т.С. Судейство упражннений без предмета: Методич. рекомендации. М.:Комитет по ФкиС, 1980. - 17 с.
15. Безматерных Г.П. Совершенствование способности мальчиков 7-9 лет дифференцировать движения в пространстве при обучении гимнастическим упражнениям: Дис.канд. пед. наук Омск, 1986. - 230 с.
16. Беляев A.A. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. - С. 257-259.
17. Бенюх К.Д. Важные слагаемые (о воспитании культуры движений гимнасток) // Гимнастика: Сб. / -Вып. II. М.: «Физкультура и спорт», 1972. -С. 45-47.
18. Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-288с.
19. Биленко А.И., Иванова Г.П. Стабилографическая методика исследований устойчивости тела человека: Методические указания. — Л.: ГДОИФК, 1988. 20 с.
20. Бирюк Е.В., Власова Л.Г. Применение асимметрично утяжеленных предметов в художественной гимнастике // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. -М., 1985.-С. 56-57.
21. Бирюк Е.В. Педагогические перспективы достижения надежности исполнения соревновательных программ в художественной гимнастике: Практические рекомендации. Киев: Б.и., 1989. - 48 с.
22. Бирюк Е.В., Яроцкий А.И. Методика совершенствования функции равновесия// Гимнастика: Сб. Вып. 1. - М.: Физкультура и спорт, 1974. -С. 36-38.
23. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. - 556 с.
24. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. -М.: «Физкультура и спорт», 1978.-208 с.
25. Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. Книга 1. — М.: Физкультура и спорт, 1993. ~ 240 с.
26. Богданова Д.Я. Занимательная психология спорта. Книга 3. — М.: Шахком, 1993. 64 с.
27. Богданова Д.Я., Бранц Е.М. Занимательная психология спорта. Книга 2. -С-Пб.: Б. и., 1994. С. 196-200.
28. БогенМ.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
29. Боровикова С., Григорьян А., Геренко А. и др. Психологические аспекты воспитания спортивного мастерства, -Малаховка: Филиал Смоленск. ГИФК, 1975.-69 с.
30. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека, М.: Медицина, 1988. - С. 203-219.
31. Бузюн А.И. «Чувство времени» как средство саморегуляции сложно-координационных действий: Автореф. .дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 21 с.
32. Бунин В .Я. Основы теории соревновательной деятельности: учебно-методическое пособие. Минск, Белорус. ГИФК, 1986 - 31 с.
33. Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. Л.: Искусство, 1980.- 192 с.
34. Вандышева Г.Н. Наиболее употребительные термины и словосочетания по искусству. (Балетный спектакль и техника танца). М.: Гитис, 1979. 108 с.
35. Варакина Т.Т., Варшавская P.A., Кудряшова Л.Н. и др. Художественная гимнастика: Учебное пособие для ин-тов физич. Культуры / Под ред. Орлова Л.П. М.: «Физкультура и спорт», 1965. - 207 с.
36. Варакина Т.Т., Варшавская P.A., Зинковский A.B. и др. Художественная гимнастика: Учеб. пособие для ин-тов физической культ. М.; Физкультура и спорт, 1973. - 191 с.
37. Варшавская P.A., Шишкарева Ю.Н., Варакина Т.Т. и др. Поэзия движения: К истории создания художественной гимнастики в Ленинграде. Л.: Лениздат, 1987. - 159 с.
38. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. — М.: «Физкультура и спорт», 1967. 86 с.
39. Верховский Ф.Я., Киселев А.И., Резанов В.И. и др. Оценка результативности спортивной деятельности по динамике электрокожного сопротивления // Психологический журнал. Т. 11.— 1990. - №3. - С. 96-100.
40. Визитей H.H. Спорт и эстетическая деятельность, Кишинев: «Штиинца», 1982. - 182 с.
41. Выготский Л.С. Психология искусства, М.: «Искусство», 1968. — С. 45-73.
42. Высочин Ю.В., ЛукояновВ.В. Активная миорелаксация и саморегуляция в спорте: Монография. Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 85 с.
43. Высотская Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. дис. канд. псих, наук.-Л., 1976.-16с.
44. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности, М.: «ФиС», 1978.- 135 с.
45. Гавердовский Ю.К. Понимать «пружину» движения // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. -М.: ФиС, 1980. - С. 4-13.
46. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений, методика обучения им. Двигательные представления гимнастов // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. - М., 1985. - С. 22-30.
47. Гавердовский Ю.К., Боген М.М. Как найти «петушиное словцо»? (о деятельностном подходе к обучению гимнастическим движениям) // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 1. - М.: ФиС, 1986. - С. 32-41.
48. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. -С. 96-99.
49. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 150 с.
50. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте, М.: Физкультура и спорт, 1973.-148 с.
51. Говорков Л.П., Иванова Г.П., Истомин И.В. Фото и киносъемка // Биомеханические методы исследования в спорте: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ивановой Г.П. / Л.: ГДОИФК, 1976. - С. 60-89.
52. Годик М.А., Барамидзе A.M., Киселева Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. М.: Советский спорт, 1991. - 96 с.
53. Гордеев В. «Отыскивая формулу гармонии»// Балет. 1998. - №1. -С. 10-16.
54. Грекова Т.И. Кожно-гальванический рефлекс как показатель изменения психического состояния // Физиология человека. Т. 1. - 1975. - №6. — С. 993997.
55. Грибкова Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. ис. канд. псих. наук. — Л.: ЛГУ, 1986.-20 с.
56. Григорьянц И.А. Исследование особенностей и путей совершенствования регуляции внимания в связи с выполнениемсоревновательных действий в спортивной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. - 20 с.
57. Гринштейн А.Ф. исследование способностей гимнаста к оценке пространственных и временных параметров движения: Автореф. канд. пед. наук.-Л., 1971.- 18 с.
58. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера: Автореф. дис. канд. Искусствоведения. JL, 1972. - 22 с.
59. Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.-24 с.
60. Гурфинкель B.C., Коц Я.С., Шик M.JI. Регуляция позы человека. — М.: Наука, 1965.-256 с.
61. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. Т.1. -М.: «Терра», 1995. - С. 310.
62. Данилов Ю.К. Исследование пространствнно-временной ориентировке в безопорной фазе прыжков в воду: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1965. -22 с.
63. Денисова-Микеладзе Л.Я. Овладение выразительностью движений в художественной гимнастике // Научн. Конференция по итогам работы за 1959 / Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1959. - С. 10.
64. Дергач A.A., Исаев A.A. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1981. 375 с.
65. Донской Д.Д. Биомеханика физических упражнений (общие основы): Учеб. пособие для студ. физкульт. учеб. заведений. М.: Физкультура и спорт, 1958.-278 с.
66. Донской Д.Д. Динамическая структура движений как фактор стабилизации двигательного навыка // Сенсомоторика идвигательный навык в спорте: Сб. науч. тр. / Л., 1973. - С. 26-31.
67. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. -М.: Рос. цед. агентство, 1997. С. 196-208.
68. Дорофеев С.И. Реализация проблемных методов обучения юных спортсменов профилирующим гимнастическим упражнениям: Дис.канд. пед. наук. М., 1987.- 140 с.
69. Дубинин A.B. Обучение юных гимнастов на основе информации о ведущих характеристиках движений: Дис.к.п.н. М., 1982. — 170 с.
70. Еремина М. Роман с танцем. Санкт-Петербург: «Танец», 1998. - С. 545.
71. Жуков Е.К., Котельникова Е.Г., Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений: Учеб. пособие для физкульт. вузов. М.: Физкультура и спорт, 1963.-260 с.
72. Зайдельсон В. Беседы о Леониде Якобсоне или Необходимый разговор и письмо, посланное вслед. Санкт-Петербург, «Максима», 1993. - 65 с.
73. Зазуля Ю.С. Средства и методы эстетического воспитания юных гимнастов на начальном этапе спортивной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. - 23 с.
74. Захаров А.И. Детские неврозы, С-Пб.: Респекс, 1995. - С. 158-173.
75. Захаров Р. «Артист балета художник, творящий образ» // Балет. -1997. -№1.- С. 65.
76. Зимкин Н.В. О некоторых физиологических механизмах двигательных навыков в спорте // Сенсомоторика идвигательный навык в спорте: Сб. науч. тр./-Л., 1973.-С. 5-26.
77. Золотухин В.А. Подготовка юных гимнастов 11-12 лет с учетом особенностей силы их нервной системы и вестибулярной устойчивости: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 1985. - 23 с.
78. ЗуевЕ.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990.64 с.
79. Зюкова Р.Н. Методические рекомендации по индивидуализации учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике в зависимостиот темперамента спортсменок. Пермь: Перм. ГПИ, 1985. - 19 с.
80. Зябкина И.Г. Педагогические основы отбора детей сложно-координационными видами спорта (на примере художественной гимнастики): Дис. канд. пед. наук-Д., 1989. 157 с.
81. Иванов М.А. Игровой метод как фактор, повышающий эффективностьспециализированной подготовки юных гимнастов: Дис.канд. пед. наук. -М.,1983.-262 с.
82. Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии (изучение психомоторики), Л.: ЛГПИ им. А.И Герцена, 1981. - С. 61-62.
83. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений художественной гимнастики: Дис.канд. пед. наук. М., 1995. - 88 с.
84. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания // Свойства темперамента, их учет при ориентации и отборе. М.: «Просвещение», 1983. -С. 18-19.
85. Ипполитов Ю.А. Методы обучения гимнастическим упражнениям на основе их моделирования: Дис.д-ра пед. наук. М., 1987. — 362 с.
86. Караваев А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнасток старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки: Автореф. дис. канд. пед наук. Омск, 1991 - 19 с.
87. Карпенко Л.А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой // Актуальные проблемы спортивной тренировки: Сб. науч. тр. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976 - С. 50-52.
88. Карпенко Л.А. Пути развития творческой активности у занимающихсяхудожественной гимнастикой младшего возраста: Дис.канд. пед. наук. Л.,1977.-176 с.
89. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1985. - 93 с.
90. Кирсанов В. Художественная гимнастика вчера, сегодня, завтра// Наука и жизнь. 1979. - №2. - С.142-145.
91. Кирсанов В. Спорт, музыка, грация. М.: «Физкультура и спорт», 1984. -С. 2-6.
92. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Изд. Казан, ун-та, 1969. -78 с.
93. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф. дис. канд. пед. наук. С-Пб., 1992.-20 с.
94. Кобяков Ю.П., Толкачев Н.Г. Будущее начинается сегодня // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. — М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 12-20.
95. Колесникова H.A. Театр боыдой гимнастики. М.: Советская Россия, 1981.- 176 с.
96. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде, М.: Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
97. Коновалова JI.A. Средства и методы тренировки точностидвигательных действий в художественной гимнастике: Дис.канд. пед. наук.- Санкт-Петербург, 1991.- 210 с.
98. Коренберг В.Б. Устойчивость тела в позных равновесиях и ее возрастные изменения у школьников: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1971.-23с.
99. Коренберг В.Б. Заметки о культуре дижений// Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. - М.:Физкультура и спорт, 1972. - С. 14-18.
100. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. -М.: Физкультура и спорт, 1979. 208 с.
101. Коренберг В.Б. Технические ошибки (из цикла «Неприятные встречи») // Гимнастика: Сб. статей / Вып 2. - М.: Физкультура и спорт, 1980. -С. 30-34.
102. Коренберг В.Б. Двигательная задача, двигательный навык // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 1. - М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 41-44.
103. КоцЯ.М. Спортивная физиология: Учеб. Для ин-тов физ. культ. -М.: Физкультура и спорт. 1986. С. 104-119.
104. Коханович К. Совершенствование спортивно-технической подготовки гимнастов 7-8 летнего возраста путем целенаправленного развития ловкости: Дис. канд. пед. наук. Л., 1981. - 167с.
105. Крапивина Е.А. Техника базовых опорных вращательных движенийи методика обучения им в художественной гимнастике: Дис.канд. пед. наук.-М., 1987.-178 с.
106. Красников A.A. Особенности соревновательной деятельности спортсмена. Требования состязания к физическим и психическим возможностям спортсмена: Метод, разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров. М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 43 с.
107. КреттиБ.Д. Психология в современном спорте. Л.; и М.: «Физкультура и спорт», 1978. - 214 с.
108. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М.: МГУ, 1985. - 224 с.
109. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: «Просвещение», 1976. -303 с.
110. Крыленко Г. Художественная гимнастика это искусство в спорте // Балет. - 1992. - №1. - С. 58-59.
111. Крылова М. «Ваганова-PRIX»: все, как у взрослых // Балет. 1995. -С. 24-25.
112. КрысинЛ.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 1998.-С. 538.
113. Куликов И.Н., Усачев Ю.А. Сравнение методик исследования силы нервной системы по возбуждению // Теория и практика физической культуры.1977.-№12.-С. 19-21.
114. Кулюткйн Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. - 175 с.
115. Лавровский Л. Раздвигаются границы жанра// Балет. 1995. - №4-5.-С. 38-40.
116. Лакин Г.Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биол. спец. вузов. М.: Высш. школа, 1980. - 293 с.
117. Лисицкая Т.С. О стиле вольных упражнений// Гимнастика: Сб. статей. Вып. 2. - М.: ФиС, 1976. - С. 9-12.
118. Лисицкая Т.С., Гавердовский Ю.К. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.
119. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.
120. ЛоуБ. Красота спорта. Междисциплинарное исследование. — М.: «Радуга», 1984. 255 с.
121. Лучинская А. Творчество выразительности. М., 1953. - 163 с.
122. ЛяхВ.И. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989. - 159 с.
123. Магнус Р. Установка тела. Экспериментально-физиологические исследования отдельных определяющих установку тела рефлексов, их взаимных влияний и их расстройств. М.-Л.: АН СССР, 1962. - 624 с.
124. Маймулов В.Г., Лучкевич B.C., Румянцев А.П. и др. Основы научно-литературной работы в медицине. СПб: СПбГМА, 1996. - С. 17-49.
125. Мамедова Э.Х. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Дис.канд. пед. наук М., 1989. - 147 с.
126. МарищукВ.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом, М.: Физкультура и спорт, 1983. - 111 с.
127. МедведеваЕ.С. Культура движений// Физкультура. Молодежь. Здоровье: Сб. науч. тр. / СПб: СПбГУП, 1998. - С. 106-108.
128. Мелик-Пашаев A.A. Современный словарь-справочник по искусству. М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - С. 139-140, 510-511.
129. МенхинЮ.В. Физическая подготовка в гимнастике. — М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
130. Меньшиков Н.К., Журавин М.Л., Казакевич Н.В. и др. Гимнастика и методика ее преподавания: Учебник для факул. физ. культуры. — СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.- 463 с.
131. Меньшиков В.Я. Исследование развития способности дифференцировать мышечные напряжения, пространство и время у юных гимнастов: Дис.канд. пед. наук. М., 1966. - 227 с.
132. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М: «Просвещение», 1964.-С. 184-253.
133. Михайлова Э.И. Психолого-педагогическая оценка факторов эффективности соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Автореф. дис. канд. псих, наук.- М.: Всесоюзн. НИИФК, 1975. 24 с.
134. Морозова Г.В. Пластическая культура актера: Толковый словарь терминов. М.: «Гитис», 1999. - 316 с.
135. Мухамедвалеева Е.И. Роль знаний о танцевальных движениях в эстетическом воспитании занимающихся // Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. Фрунзе: Изд. «Мектеп», 1968. - С. 102-109.
136. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество // Теория и практика физической культуры. — 1999. -№1. С. 48-53.
137. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. М: Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
138. НайпакВ.Д. от простого к сложному// Гимнастика: Сб. статей / -Вып. 1. М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 62-67
139. НайпакВ. Архитекторы гимнастических соборов// Балет. 1992. -№1.-С. 59-62.
140. Найпак В. На приз журнала «Балет»: своей походкой // Балет. — 1995. — №1. — С. 57.
141. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб. пособие для театр, вузов. М.: Искусство, 1987. — 191 с.
142. Овчинникова H.A. Комплексный подход к устранению ошибок в технике движений при выполнении упражнений с предметами у гимнасток высших разряюдов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1985. - 23 с.
143. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «Азъ», 1995.-С. 114,512.
144. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов. Кишинев: «Штинца», 1983. - С. 65-71.
145. Ончурова Н. Вспоминая Айседору // Балет. 1993. - №1-2. - С. 44-45.
146. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
147. ОтмаховаН.А. Функциональная асимметрия мозга человека и проблема возникновения нового знания. Пущино: Науч. центр биол. иссл-й АНССР, 1984. - 30 с.
148. ПауковаМ.В., ЧеремисинВ.П. Учить оценивать свои движения// Физическая культура в школе. 1984. - № 12. - С. 29-29.
149. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Росов н / Д: «Феникс», 1998. - 502 с.
150. Пилиповская М.В. Исследование взаимосвязи между способностями юных гимнасток оценивать основные параметры движений и их технической подготовкой: Дис.к.п.н. -М., 1971. 177 с.
151. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. Учебное пособие. М.: «Высш. школа», 1977. - С. 110-137.
152. Плахтиенко В.А., БлудовЮ.М. Надежность в спорте. М.: ФиС, 1983.-176 с.
153. Полторапавлова И.Р. Методы моделирования и оценкиоригинальных элементов в художественной гимнастике: Дис.канд. пед. наук-М., 1990.-133 с.
154. Правила судейства соревнований по художественной гимнастике. — ФИЖ, 1997.-С. 24-103.
155. Приставкина М.В., Ганюшкин А.Д. Манера исполнения в художественной гимнастике как компонент индивидуального стиля деятельности // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте: Сб. науч. тр. Смоленск: Смоленск. ГИФК, 1979. - С. 3-16.
156. Приставкина М.В. Психологические особенности деятельностти и личности спортсменок в художественной гимнастике: Лекция. Смоленск: СГИФК, 1982. - 19 с.
157. Приставкина М.В. Эмоциональная выразительность спортсменок в художественной гимнастике и ее психологические причины: Методич. рекомендации для спортсменок и тренеров. Смоленск: СГИФК, 1987. - 13 с.
158. Приставкина М.В. Тактическая подготовка в художественной гимнастике: Лекция. Смоленск: СГИФК, 1988. - 13 с.
159. Приставкина М.В. Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера по художественной гимнастике: Лекция. Смоленск: СГИФК, 1989. - 13 с.
160. Пшеничникова Г.Н., Буровых А.Н. Электромиографические исследования взаимосвязи активности мышц с колебаниями ОЦТ привыполнении равновесий в художественной гимнастике// Теория и практика физической культуры. 1970. - №5. - С. 22-24.
161. Раевская О.С., Джебраилова Т.Д., Кузнецов С.А. Кожно-гальваническая реакция при определении минутного интервала времени // Физиология человека. Т. 11. - 1985. - №5. - С. 744-749.
162. Римские P.A. и С.А. Альманах психологических тестов, М.: «КСП», 1996.-С. 29-34,136-139.
163. Робева Н. И помост становится сценой // Спорт за рубежом. — 1987. -№ 1.-С. 4.
164. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Владос, 1996. - С. 234-235, 283-284.
165. РотерсТ.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ. М.: Просвещение, 1989. -175 с.
166. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — С. 230- 251.
167. Сальченко И. Спонтанная и вызванная воздействиями на анализаторы вариативность координации движений // Теория и практика физической культуры. 1970. - №6. - С. 34-37.
168. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. - 144 с.
169. СарафСЯ., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. М.: ФиС, 1982.-С. 80-93.
170. Свобода Б., Ванек М., Гошек В. Методы психологической диагностики спортсмена и тренера// Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов спорта соц. стран. М.: «Физкультура и спорт», 1973. -С. 311-319.
171. СидоровА. Современный балет в России// Балет. 1995. - №3. -С 38-39.
172. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 152 с.
173. СкрипюкИ.И. Методики изучения психологических особенностей личности студентов: Методическая разработка к курсу «Психология самопознания и саморазвития личности». СПб.: Образование, 1993. — 79 с.
174. Словарь русского языка: В 4т. Т. III. - М.: «Русский язык», 1987. -С. 134-135.
175. Словарь современного русского литературного языка: В 20т. Т. И. -М.: «Русский язык», 1991. - С. 838-839.
176. Смирнов Ю.И., Шарабарова И.Н. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства // Гимнастика: Сб. статей / Вып. 2. - М.: ФиС, 1985.-С. 28-31.
177. Собинов Б.М. Путь к красоте. М.: Молодая гвардия, 1964. - 121 с.
178. Соколова В.И. Исследование методов психологического отбора в спортивной гимнастике: Дис.канд. пед. наук. -М., 1973. 168 с.
179. СосинаВ.Ю. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике с учетом билатерального регулирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. 21 с.
180. Спирин Л.С., Шарабакин Н.И. Воспитание выразительности движений на занятиях по гимнастике // Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. Фрунзе: Изд. «Мекгеп», 1968. - С. 74-81.
181. Стамбулова Н.Б., Казаков A.B. К вопросу о связи двигательного качества ловкости и психическими процессами у школьников// Актуальные проблемы спортивной тренировки: Сб. науч. тр. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1976. - С. 121 -122.
182. Стрелец В.Г. Методы изучения и тренировки органов равновесия пилотов: Учеб. пособие. Л., 1972. — 80 с.
183. Стрелец В.Г. Некоторые практические итоги исследования вестибулярных реакций у человека // Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. / Л.: ГДОИФК, 1982. - С. 81-82.
184. Стрелец В.Г. К вопросу о путях повышения стато-кинетической устойчивости человека// Научные основы физического воспитания и спорта: Сб. науч. тр. / Л.: ГДОИФК, 1982. - С. 82-85.
185. СтреляуЯ. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-231 с.
186. Сурков E.H. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник / Спб:СпбГаФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.-451 с.
187. Телегина Т.Л., Пигарева М.Л. Изменение кожно-гальванической реакции и параметров речи у детей 8-9 лет во время игры// Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. — Т. 43. 1993. - Вып. 1. — С. 23-30.
188. ТижаниБ.М. Педагогические аспекты развития системы движения спортсменов-гимнастов в процессе формирования двигательного навыка в различных условиях его выполнения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1977.-24 с.
189. Тихонравова Т.В. Техника и методика обучения целостной волне (напримере художественной гимнастики): Дис.канд. пед. наук. Тарту, 1986. 199 с.
190. ТорчинскийМ. «Прежде всего художественная.»// Спортивная жизнь России. - 1985. - № 10. - С.16-17.
191. Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток и методы их оценки: Дис.канд. пед. наук. М., 1986. - 99 с.
192. ТутевичВ.Н. Теория спортивных метаний. М.: «Физкультура и спорт», 1969. - 311 с.
193. У кран М. Л., Шарабакин Н.И. Эстетическая подготовка гимнастов: Методич. письмо. М.: Комитет по ФкиС, 1976. - 39 с.
194. ФарфельВ.С. Управление движениями в спорте. М.: Физкулыура и спорт, 1975. -208с.
195. Филев Ф.М. Исследование факторов, определяющих надежность выполнения гимнастических упражнений и путей ее повышения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. - 27 с.
196. ФирилеваЖ.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: Методические рекомендации. JI.: ЛГПИ, 1981. - 74с.
197. Фомин H.A. Основы возрастной физиологии спорта: Учеб. пособие. Ч. И. - Челябинск, Челяб. гос. пед. ин-т, 1975. - С. 33-47.
198. Фролова Л.Б. Развитие системы движений занимающихся художественной гимнастикой на основе знаний о феномене двигательной асимметрии-симметрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1987. - 24 с.
199. ХанинЮ.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 208 с.
200. ХолфинаС.С. Вспоминая мастеров московского балета. М.: Искусство, 1990. - 377 с.
201. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
202. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: Физкультура и спорт, 1982. - 156 с.
203. ЦзенН.В., ПахомовЮ.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.
204. Цхведадзе М.М. Вариативные тренировочные упражнения как средство повышения надежности двигательного навыка как средство повышения надежности двигательного навыка в спортивной гимнастике: Дис.канд. пед. наук. Тбилиси, 1989. — 210 с.
205. Чайковская Е. Конек удачи. М.: Советский спорт, 1994. - 219 с.
206. Чикалова Г.А. Техника бросковых движений с обручем и методика обучения им: Дис.канд. пед. наук М., 1988. — 226 с.
207. Шадрин В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1978. - 176 с.
208. ШишмановаЖ. Большой путь: Пер. с болг. М.: Физкультура и спорт, 1980. - 88 с.
209. ЩербаС.А. Критерии оценки художественного компонента в исполнении произвольных упражнений художественной гимнастики // Актуальные проблемы физкулыурно-спортивного движения: Материалы науч. конфер. / Минск: БГОИФК, 1988. - С. 150-153.
210. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64с.
211. Эльяш Н. «Развивать и обогащать традиции.» // Балет. 1997. - № 1. -С. 64.
212. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: «Самарский университет», 1995. - С. 212-220.
213. ЯкубчикБ.И. Учет индивидуальных особенностей спортсменов// Гимнастика: Сб. статей. М.: «Физкультура и спорт», 1974.- Вып. 2. - С. 24-30.
214. Binet A., Simon Th. The development of Intelligence in Children. N.Y., 1908. - P. 81-111.
215. Cooper C.C., Benz C.R., Thompson S.J. Design for excellence in teacher education. A developmental model for student assessment, selection and retention // Journal of teacher education. / 1988. - Vol. 34. - №4. - P. 15-20.
216. FantiniM.D. Regaining excellence in education. Columbus Merill: a Bell & Howell, 1986 - X. - P. 235-243.
217. Getzels J.W., Jackson P. W. Creativity and Intelligence. N.Y., 1963. -393 p.
218. Guilford J.P. Some misconceptions regarding measurement of creative talents.-Jbid, 1971.-vol. 5.-Ж2.-Р. 77-87.
219. L Guilford J.P. Aptitude for creative thinking: One or many? Jbid, 1976. -Vol. 10. -№3.-P. 165-169.
220. Guilford J.P., Christansen P.R. The one way relation between creative potential and IQ. Jbid, 1973. - vol. 7. - №4. - P. 247-252.
221. Henson K.T. Case study in teacher education // The educational forum/ -1988. Vol. 52. - №3 -P.235-241.
222. Hight G. The immortal profession. The joys of teaching and leaning. -New-York: Way bright and Jalley. 1976- VIII. - 223 p.
223. Jones C. Leaching adults: an active leaning approach. Washington: Nat. Assoc. For The Education of young children, 1987. - XII. - 151 p.
224. Klauser R. Teaching for learning to learn: a critical appraisal with some proposal // Instructional science / 1988. - Vol. 17. - №4. - P. 351-367.
225. Nelson R.C. Of Robins: eggs, teacher and education reform // Phidelta Kappan. / 1989. - Vol. 70. - №8. - P. 632-638.
226. Robinson J. L'aventure de la dance moderne en France: (1920-1970). -Paris, Editions Bouge's Collecitons Sourtes, 1990. 383 p.
227. TamirP. Subject matter and related pedagogical knowledge in teacher education // Teaching and teacher education / 1988. - Vol. 4. - №2. - P. 99-100.
228. Taylor C.W., TermanL.M. Perspectives of Creativity: the Intelligence Quotient of F. Galton in Childhood, 1917 // Studies in Individual differences. N.Y., 1961.-P. 134-139.