автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование творческих способностей школьников на уроках физической культуры
- Автор научной работы
- Иванова, Галина Казимировна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 1998
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Формирование творческих способностей школьников на уроках физической культуры"
АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ИВАНОВА ГАЛИНА КАЗИМИРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 13.00.04 - Теория и методика физического
воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
ш
Майкоп - 1998.
Работа выполнена в Адыгейском государственном универси-кафедре теоретических основ физического воспитания.
Научные руководители: доктор педагогических наук, профессор
М. Я. Виленский.
кандидат педагогических наук, доцент С. Н. Бегидова.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Н. X. Хакунов,
кандидат педагогических наук, доцент В.А. Петьков.
Ведущая организация: Всероссийский научно-исследовательски!
институт физической культуры.
Защита состоится 29 сентября 1998 г. в 10 часов на засе диссертационного совета Д. 064.89.02 в Адыгейском государств университете по адресу:
Майкоп, ул. Первомайская, 208. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке универси-
Автореферат диссертации разослан 20 июня 1998 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, , [.>
доктор педагогических наук, I -
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. На новом этапе реформирования системы об-зования наблюдается переход к новым педагогическим техноло-ям и современным методам образования. Образовательный про-сс переориентирован на воспитание творческой личности, под-товленной к эффективной жизнедеятельности в условиях слож-й современной социально-экономической ситуации.
Наука и практика физического воспитания еще не обладает основанными методическими решениями, направленными на звитие творческих способностей школьников на уроках физиче-ой культуры, интегративного проявления умственных и двига-льных способностей. Процесс формирования субъективного орчества на уроках физической культуры остается слабо изучен-,im (В. А. Кан-Калик, B.C. Шубинский и др.).
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на шение поставленной задачи, ее решение новым, необычным особом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвест-), актуализируются собственные творческие способности, расстающиеся у каждого человека по-разному. При формировании орческой активности школьник превращается в активного субъ-та самообразования и самовоспитания. Способность личности к моразвитию создает возможность относиться к себе самокри-;чно (Л.С.Выготский, М.Г.Гарунов, В.И. Загвязинский, А.Н. Jle-[тьев и др.).
Необходимость формирования творческой активности уча-ихся осознана давно, но существуют причины, которые мешают звитию познавательных способностей учащихся. Главная при-[на - недостаток знаний о методах и формах развития и форми->вания творчества учащихся. Решение этой проблемы позволит )высить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в коле, а целенаправленная работа по развитию творчества спо-|бствует приобретению знаний, умений и навыков в двигатель-)й сфере, повышает уровень развития физической культуры лич->сти, формирует навыки и опыт самостоятельной работы (В.В. 1выдов, С.Д. Неверкович, В.А. Сухомлинский, R. Oech и др.).
Творчество в моторной сфере человека целесообразно разв вать в тех видах деятельности, которыми он непосредственно з нимается. Так как школьная программа предусматривает овлад ние учащимися различными сторонами двигательных упражнени то формирование творческих способностей должно происходить конкретных видах двигательной активности детей (ПЛ. Гальп рин, И.П. Калошина и др.).
При формировании творческих способностей перед учащими необходимо ставить такие задачи, которые побуждают их к пои кам новых, собственных путей решения (В.Н. Дружинин, И.А. К лесникова, Дж. И. Ниренберг).
В учебно-воспитательном процессе школы при формирован! творческих способностей учащихся необходимо не только во производить на практике полученные знания, но и уметь н стандартно реализовать их в двигательной деятельности.
Для того чтобы ученик активно участвовал в школьной жизн творчески подходил к решению поставленных задач, необходил преодолевать устоявшиеся стереотипы в обучении и воспитани расширять арсенал средств, методов и приемов, активизирующ! мотивацию учебной деятельности учащихся. А это предъявлю более высокие требования к профессиональной деятельности уч: телей школы.
Проведенный анализ теории и практики физического воспит ния позволил выявить противоречие между существующей п^ требностью в формировании творческих способностей учащих» на уроках физической культуры и отсутствием методических р шений по использованию средств и методов развития творческс активности учащихся. Поэтому обоснование формирования тво; чества школьников на уроках физической культуры является акт альным.
Цель исследования. Обосновать эффективность использован! средств и методов формирования творческих способностей уч щихся на уроках физической культуры.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что процесс формиров ния творческой активности учащихся на уроках физической кул
уры будет более эффективным и примет управляемый характер, ели:
- обеспечены педагогические условия, актуализирующие твор-ескую деятельность учащихся;
- формирование творческих способностей будет осуществлять-ч как целенаправленный процесс;
- учитывать поэтапный характер формирования креативной ак-1вности школьников;
- в процессе физического воспитания предусматривается взаи-освязь в проявлении умственной и физической активности.
Объект исследования. Физическое воспитание учащихся об-еобразовательной школы.
Предмет исследования. Процесс формирования творческой ак-iBHocTii школьников на уроках физической культуры.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
- раскрыта сущность, содержание и уровни проявления творче-ва учащихся на уроках физической культуры;
- определены этапы формирования творческой активности кольников;
- обоснованы средства, методы и условия их применения, ¡еспечивающие процесс формирования творческой активности ащихся.
Методологическую основу исследования составляют важней-ie положения диалектического и исторического материализма о ятельностной и творческой сущности человека, социальной де-эминированности формирования его личности, о единстве соз-ния, деятельности и общения, о диалектике общего, особенного единичного. Теоретической основой исследования послужили /ды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам лософии творчества (В.А. Вазюлин, Г. Гиргинов, A.M. Коршу-в, П.Ф. Кравчук, B.C. Швырев и др.), психологии творчества В. Брушлинский, М. Вертгеймер, П.Я. Гальперин, И.П. Калоша, А.Н. Леонтьев, Л.А. Пономарев, С Л. Рубинштейн, Э. Сто-R.P. Grawford, Е. de Bono, D. Dewey, W.S. Gordon, R.Oecli, »amples и др.).
В разработке педагогических аспектов формирования творче ских способностей основой послужили работы В.И. Андреева, В.В Давыдова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, С.Д.Неверко вича, К.А. Славской, Н.Ф. Талызиной, B.C. Шубинского, H.S Perkinson и др.
Теоретическая значимость. Полученные результаты расширя ют диапазон знаний о системной организации творческой дея тельности учащихся в процессе физического воспитания.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее ре зультаты позволяют установить эффективность процесса форми рования творческой активности у учащихся на уроках физическо1 культуры, использование которых значительно повышает интере! учащихся к урокам, улучшает посещаемость, создает реальны! предпосылки для творческой работы по саморазвитию, физи ческому совершенствованию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования творческой активности учащихся обеспечивается взаимосвязью умственной и физической деятель ности.
2. Разработанные педагогические условия обеспечивают эф фективность процесса формирования творчества у школьников.
3. Предлагаемые средства и методы организации и проведение урока повышают творческую активность учащихся.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена н, 146 страницах машинописного текста. Состоит из введения, четы рех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использо ванной литературы (226 источников, из них зарубежных - 13) i приложений. В тексте диссертации 14 таблиц, 7 рисунков, два акт; внедрения результатов исследований в практику.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В работе решались следующие задачи.
1. Изучить возможность развития творческих способносте{ школьников на уроках физической культуры.
2. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность ненаправленного использования средств и методов формирова-1Я творческих способностей школьников на уроках физической гльтуры.
3. Разработать практические рекомендации по формированию юрческих способностей у школьников на уроках физической 'льтуры.
Для решения поставленных задач применены следующие ме->ды исследования: теоретический анализ и обобщение литературах данных, педагогическое наблюдение, тестирование, педагоги-:ский эксперимент, экспертная оценка, методы математической атистики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНТИНГЕНТ ИСПЫТУЕМЫХ.
Педагогический эксперимент проводился с сентября 1992 года > май 1996 года в средней школе №7 г. Нальчика, с охватом 300 ащихся мальчиков и девочек 3-6 классов.
По результатам исходного тестирования участники экспери-:нта были распределены на две контрольные и две эксперимен-льные группы в каждой параллели, работа с которыми проводи-сь на уроках физической культуры по два раза в неделю.
Весь процесс педагогического эксперимента состоял из трех апов: репродуктивного, нормативного, собственно-творческого.
Репродуктивный этап был связан с формированием у учащихся [ений воспроизводить в практической деятельности изучаемые ижения, использовать известные действия на основе имеющихся аний. На этом этапе учащиеся осваивали необходимые теорети-ские знания и практические умения решать типовые двигатель-1е задачи, формировалась мотивация учебной деятельности.
Нормативный этап характеризовался формированием умений ащихся проявлять сочетание репродуктивной деятельности и гментов творчества, в процессе проявления которых учащиеся ютупали субъектами самостоятельного поиска решений двига-
тельных задач. Развитие их творческих способностей сопровожда лось использованием методов анализа, дифференцирования, срав нения, обобщения; проявлением конструктивных решений отдель ных элементов заданий педагога.
Этап собственно-творческой деятельности определялся сфор мированностью умений учащихся творчески и нестандартно ре шать двигательные задачи, проявлением их заинтересованности активной самостоятельной работе. Такая деятельность сопровож далась композиционными решениями отдельных фрагментов уро ка.
Поступательное, от этапа к этапу, продвижение учащихся в ов ладении творческой деятельностью, оценивалось независимым: экспертами отдельно по проявлению умственного и моторног творчества по пятибалльной системе. Тестирование проводилос по завершению каждого из выделенных этапов.
В процессе формирования творчества на уроках физическо культуры применялись общепедагогические методы обученш объяснение, показ, демонстрация наглядных пособий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
Успешная педагогическая деятельность учителя по развитш творческих способностей учащихся на уроках физической культ} ры может получить реальные проявления в том случае, если о обладает развитым педагогическим мышлением, создает благе приятную эмоциональную обстановку в процессе учебной дез тельности, реализует дидактические принципы обучения, проявлю ет стремление к творческому поиску.
Анализ результатов позволил зафиксировать в начале иссл< дования отсутствие различий между контрольными и экспериме! тальными группами в двигательной подготовленности детей и п уровню развития творческих способностей.
В процессе эксперимента контрольные группы занимались по щепринятой методике и программе (1987). В эксперименталь-[х - работа была направлена на формирование творческих спо-оностей школьников. В программе их занятий использовались ециальные двигательные задания под музыкальное сопровожде-е, мини-комплексы ритмической гимнастики, решение и про-озирование технико-тактических комбинаций, двигательные машние задания. В уроки, проводимые методом "круговой тре-ровки", включали станции "свободного импровизирования". С вочками целенаправленно развивалось двигательное и мысли-льное творчество с помощью ритмической гимнастики, комиксов общеразвивающих упражнений и танцев. С мальчиками ¡учение было направлено на развитие творчества при решении и югнозировании тактических задач в баскетболе.
Анализ результатов показывает, что бывшие ранее однороден по уровню развития творческих способностей эксперимен-льные группы стали достоверно различаться (р<0,0001) на всех апах формирования творчества.
Учебные занятия на репродуктивном этапе, направленные на эрмирование творческих способностей детей, привели к изменено показателей умственного и моторного творчества (табл.1).
Показатели в экспериментальных группах у девочек оказались )стоверно выше на 1,3-1,9 условных единиц (р<0,001); у мальчи-)в на 1,3-1,7 условных единиц (р<0,001).
Результаты 1 этапа говорят о том, что требуется усиление мо-1вационного обеспечения учебного процесса. Одним из условий ого являются хорошо усвоенные знания, объем и качество осво-шых упражнений, а также опыт их воспроизведения, подкреп-;нные одобрением учителя.
Используемые на этом этапе средства и методы доказали эф-ективность формирования опыта репродуктивной деятельности ;тей, что позволяет перейти к следующему этапу формирования юрческих способностей.
Таблица 1.
Оценка сформированности опыта репродуктивной деятельности _в экспериментальных и контрольных группах._
Группы твор-во Х± группы твор-во х+ 1 Р
ЭГ-1 У 4,3+0,7 КГ-1 У 2,6±0,7 12,1 <0,001
ЭГ-1 м 4,2+0,6 КГ-1 м 2,3+0,7 14,6 <0,001
ЭГ-2 У 4,2+0,6 КГ-2 У 2,6+0,8 10,4 <0,001
ЭГ-2 - м 4,6+0,8 КГ-2 м 2,8+0,8 п,о <0,001
эг-з £ У 4,0+0,6 КГ-3 У 2,7+0,6 10,6 <0,001
эг-з Ь м 4,1+0,8 КГ-3 м 2,4+0,6 12,2 <0,001
ЭГ-4 & У 4,2+0,7 КГ-4 У 2,7+0,7 10,7 <0,001
ЭГ-4 м 4,4+0,8 КГ-4 м 2,9+0,6 10,0 <0,001
эг-15 У 3,8+0,8 КГ-1 У 2,3+0,5 10,8 <0,001
ЭГ-1 5 м 3,6+0,8 КГ-1 м 2,3+0,6 9,1 <0,001
ЭГ-2 V У 4,0+1,2 КГ-2 У 2,4+0,7 6,5 <0,001
ЭГ-2 м 4,0+0,8 КГ-2 м 2,3+0,5 12,9 <0,001
Условные обозначения: у - умственное творчество
м - моторное творчество
и
На этапе формирования опыта нормативной творческой дея-ельности выявлены существенные различия в результатах заданий [ежду экспериментальными и контрольными группами (табл.2).
Показатели в экспериментальных группах у девочек оказались остоверно выше (р<0,001) на 1,4-1,9 условных единиц; у маль-иков - выше на 1,0 -1,5 условных единиц (р<0,001).
Выполнение большого объема разнообразных двигательных аданий, овладение движениями повышенной координационной ложности, приобретение опыта составления двигательных компо-иций и комплексов, решение технико-тактических комбинаций, увственно-эмоциональное переживание этой деятельности позво-или учащимся значительно улучшить свои показатели, приобрети опыт умственного и моторного творчества при решении учеб-ых задач. Целенаправленная работа по повышению двигательной ктивности учащихся с применением нетрадиционных форм обу-ения способствует формированию у них творческих способно-тей. Накопление опыта нормативной творческой деятельности вляется обязательным этапом формирования собственного твор-ества. Однако этот опыт у учащихся был накоплен по-разному, то свидетельствует об индивидуальном характере данного про-.есса.
Анализ деятельности учащихся экспериментальных групп на аключительном этапе формирования творческой деятельности оказал, что те кто имел высокий уровень сформированное™ ормативного опыта наиболее успешно овладевали и опытом соб-твенно-творческой действий, но не все учащиеся сумели овла-еть этим опытом. Это не удавалось тем учащимся, у которых от-утствовала уверенность в своих действиях и недостаточно развит амоанализ.
На третьем этапе эксперимента наблюдается достоверность азличий средних оценок (р<0,001) между контрольными и экспе-иментальными группами (табл.3).
Таблица 2.
Оценка сформированности опыта нормативной деятельности в экспериментальных ___и контрольных группах.__________
Группы твор-во х+ <а группы твор-во Х+ г Р
ЭГ-1 У 4,5*0,5 КГ-1 У 2,8+0,8 12,5 <0,001
ЭГ-1 м 4,4±0,7 КГ-1 м 2,9+0,8 9,18 <0,001
ЭГ-2 2 У 4,5±0,5 КГ-2 У 2,8+0,8 12,2 <0,001
ЭГ-2 - м 4,2+0,7 КГ-2 м 2,3+0,6 17,6 <0,001
ЭГ-3 У 4,4+0,6 КГ-3 У 2,5+0,6 15,8 <0,001
ЭГ-3 м 4,2+0,7 КГ-3 м 2,8+0,6 10,0 <0,001
ЭГ-4 ч У 4,4±0,6 КГ-4 У 2,9+0,7 10,2 <0,001
ЭГ-4 | м 4,3+0,7 КГ-4 м 2,8+0,7 10,5 <0,001
ЭГ-1 = У 4,1+0,7 КГ-1 У 2,7+0,6 10,0 <0,001
ЭГ-1 м 3,8+1,2 КГ-1 м 2,5+0,5 6,2 <0,001
ЭГ-2 ^ У 4,3+0,6 КГ-2 У 2,8+0,7 11,6 <0,001
ЭГ-2 ^ м 3,8±0,8 КГ-2 м 2,8+0,7 7,2 <0,001
Таблица 3.
Оценка сформированности опыта собственнотворческой деятельности в _ экспериментальных и контрольных группах.__
Группы твор-во Х± ^ группы твор-во х+^ г Р
ЭГ-1 У 4,4+0,5 КГ-1 У 2,3±0,6 17,0 <0,001
ЭГ-1 м 4,б±0,5 КГ-1 м 2,1±0,7 20,8 <0,001
ЭГ-2 ^ У 4,3±0,6 КГ-2 У 2,5.+0,7 14,3 <0,001
ЭГ-2 ^ м 4,5±0,7 КГ-2 м 2,9+0,5 10,0 <0,001
эг-3 ^ У 3,9±0,6 КГ-3 У 3,2+0,8 4,8 <0,001
ЭГ-3 Л м 3,8+0,5 КГ-3 м 3,1±0,8 4,6 <0,001
ЭГ-4 < У 4,1±0,6 КГ-4 У 3,2±0,6 7,6 <0,001
ЭГ-4 м 4,3+0,7 КГ-4 м 3,4+.0,7 6,8 <0,001
ЭГ-1 3 У 4,2±0,6 КГ-1 У 3,0±0,7 9,1 <0,001
ЭГ-1 5 м 4,2±0,7 КГ-1 м 2,8±0,7 10,2 <0,001
ЭГ-2 ^ У 4,3±0,6 КГ-2 У 3,0±0,7 9,8 <0,001
ЭГ-2 г м 4,3±0,7 КГ-2 м 2,9+0,7 9,0 <0,001
На этапе собственно-творческой деятельности показатели в экспериментальных группах у девочек оказались достоверно выше на 0,7-2,5 условных единиц (р<0,001); у мальчиков - на 1,2-1,4 условных единиц (р<0,001).
Сравнение результатов девочек экспериментальных групп позволяет отметить, что на первом и втором этапах существенно повышаются показатели активности и самостоятельности (р<0,01), на третьем этапе они стабилизируются (р>0,05).
Достоверность различий наблюдается и в 1 и 2 контрольных группах. По проявлению активности в моторном творчестве между 1и 2 этапами (р<0,001); на третьем этапе эти показатели уменьшаются (р>0,05).
В контрольных группах 3 и 4 по мыслительному творчеству между 1 и 2 этапами позитивных сдвигов не наблюдается. Они возникают лишь на 3 этапе (р<0,001). По моторному творчеству на всех этапах отмечается рост двигательной активности (р<0,001), но на менее качественном уровне, чем в экспериментальных группах.
В экспериментальных группах мальчиков наблюдаются наиболее заметные положительные сдвиги в группе 1 между 1 и 3 этапами по мыслительному творчеству (р<0,01) и по моторному (р<0,001).
В группе 2 не выявлено позитивных изменений по мыслительному творчеству, а по моторному наблюдается повышение на 3 этапе (р<0,01). В контрольных группах мальчиков результаты между этапами приростами показателей отличаются, но на уровне существенно уступающем экспериментальным группам.
Таким образом, полученный материал позволяет отметить существенные различия по качеству освоения творческой деятельности на всех этапах ее развития между учащимися контрольных и экспериментальных групп.
В ходе эксперимента обнаружены различия в проявлении моторного творчества у девочек и мальчиков. Девочки проявляют более высокий уровень творчества в импровизации, мальчики - в двигательной деятельности игрового характера.
Полученный экспериментальный материал определяет воз-ожность и необходимость формирования творческих способно-^ей учащихся на уроках физической культуры. Одновременно он сазывает на важность подбора и использования дифференциро-шных средств для решения поставленной задачи у мальчиков и квочек. Подчеркнуто подтвержденная в исследовании мысль о )м, что формирование мыслительного и моторного творчества в цшстве возможно, если они обусловлены решением единых за-
14.
Полученные в эксперименте результаты подтверждают, что на юках физической культуры может быть приобретен опыт твор-зской мыслительной и моторной деятельности учащихся. Целе-шравленное управление этим процессом, активизирует творче-ше способности и возможности занимающихся, позволяет учите-ю более эффективно формировать моторное и мыслительное юрчество у учащихся, прививать потребность к занятиям физиче-шми упражнениями.
Проведенное исследование не претендует на полное раскры-1е всей поставленной проблемы, однако, в нем намечены и в оп-эделенной степени разработаны пути ее решения.
ВЫВОДЫ.
1. На основании теоретического анализа и педагогических на-людений выявлена необходимость и возможность формирования зорческих способностей школьников на уроках физической куль-/ры. С этой целью разработаны средства и методы целенаправ-гнного поэтапного развития творчества учащихся. Их основу со-гавляет использование специальных двигательных заданий, при-енение мини-комплексов ритмической гимнастики, свободное вигательное импровизирование под музыку, частая смена обще-азвивающих упражнений, обучение и прогнозирование тактиче-ких комбинаций в игровой деятельности и др.
2. Исследование позволило выделить особенности проявления ыслительного и моторного творчества. В мыслительном творче-гве проявляется представление придуманного комплекса упраж-
нений, импровизированный поиск, антиципация, оценка и крити ческий анализ деятельности; в моторном творчестве - способности индивида создавать новые двигательные элементы, их сочетание разрабатывать технико-тактические комбинации. Творчество е мышлении не обязательно переносится в сферу моторной деятельности. Это возможно лишь в силу связи между умственным и моторным развитием при решении единых задач.
3. Установлено, что проявление творчества в двигательной деятельности учащихся имеет осознаваемый и неосознаваемый уровни. Неосознаваемый уровень характерен интуитивным достижением поставленной задачи; осознаваемый - выражается в проявлении стремления к определенной деятельности для достижения поставленной задачи.
4. Процесс формирования творческих способностей учащихся имеет этапный характер. Первый этап носит репродуктивный характер и отличается умением учащихся воспроизводить в практической деятельности изученные двигательные умения. Второй этап характеризуется нормативным усвоением творческого содержания двигательной деятельности, в процессе которого учащиеся проявляют сочетание элементов творческой и репродуктивной деятельности. Третий этап обусловлен умением учащихся творчески и нестандартно решать двигательные задачи, предлагаемые учителем на уроке и во вне учебной деятельности.
5. Обнаружены различия в проявлении моторного творчества у девочек и мальчиков. Девочки проявляют более высокий уровень творчества в импровизации разнообразной двигательной деятельности под музыкальное сопровождение; мальчики - в двигательной деятельности игрового характера.
6. Определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие формирование творческой активности школьников на уроках физической культуры: наличие развитого педагогического мышления, воображения и интуиции учителя, его коммуникативных умений, стремления к творческому поиску; создание благоприятной эмоциональной атмосферы учебной деятельности; реализация дидактических принципов - сознательности, активности, самостоятельности; знание возрастного разви-
iя познавательных процессов учащихся; учет их индивидуальных собенностей; организация системы коллективных отношений в 4ебном процессе.
7. Формирование творческих способностей школьников в про-ессе учебных занятий в общеобразовательной школе способству-г значительным изменениям показателей творческой активности зтей: пробуждает интерес к знаниям (в среднем на 68%), развива-г инициативность (в среднем на 74%) и самостоятельность в ра-эте (в среднем на 76%). Это обеспечивает более высокий уровень гализации познавательных способностей и творческих сил уча-
(ихся.
8. Формирование творчества на уроках физической культуры пособствует развитию индивида, его личностных качеств (само-эспитание, самоорганизованность, инициативность, ответствен-ость и т.д.) и дает возможность приобрести более широкий дви-ггельный опыт.
9. Целенаправленная работа по повышению двигательной ак-лвности учащихся с применением нетрадиционных форм обуче-ия способствует формированию у них моторного творчества.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты исследования и их анализ позволяют сделать сле-ующие рекомендации, повышающие эффективность формирова-ия творческих способностей у школьников:
1. В уроки физической культуры следует включать специально азработанные задания и упражнения, способствующие формиро-анию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.
2. Повышению двигательного потенциала школьников способ-гвует частая смена общеразвивающих упражнений, применение в их различных предметов, а также использование музыкального опровождения, соответствующего возрасту и интересам зани-[ающихся.
3. На уроках физической культуры следует выделять время для свободной импровизации, составления комплексов физических упражнений под музыку и без нее.
4. Для стимулирования двигательной активности детей и развития у них творчества рекомендуется проводить конкурсы-соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.
5. В уроки физической культуры целесообразно включать упражнения под музыкальное сопровождение, что способствует повышению двигательной активности учащихся, развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу личности.
6. Для формирования тактического мышления школьников на уроках физической культуры, при освоении спортивных игр, полезно предлагать учащимся самостоятельно решать задачи-ситуации, искусственно созданные учителем, прогнозировать дальнейшее развитие последующих тактических моментов.
7. При решении поставленных учителем задач-ситуаций формировать у школьников поиск нескольких правильных ответов.
8. На уроках физической культуры использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.
9. Формирование творчества учащихся необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.
СПИСОКРАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. Врублевская Г.К., Зайцева С.Н. Формирование моторного творчества у школьников на уроках физкультуры // Опыт и перспективы перестройки содержания и методов подготовки учителя физической культуры: Тезисы докладов межвузовской Северо-
Кавказской региональной научно-практической конференции. -Махачкала, 1990.-С.86-88.
2. Врублевская Г.К., Зайцева С.Н. Активизация двигательной деятельности школьников на уроках физической культуры // Проблемы физического воспитания учащейся молодежи: Материалы конференции Карачаевск, 1991 .-С.24-26.
3. Иванова Г.К. Формирование творчества школьников на уроках физической культуры // Проблемы совершенствования системы физического воспитания: Материалы конференции. - Нальчик, 1995.-С.110-111.
4. Иванова Г.К. Развитие субъективного творчества как условие качества образовательно-воспитательного процесса в школе // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: Материалы международной научно-практической конференции. -Майкоп, 1997.-С.25-26.
5. Иванова Г.К. Современные подходы к развитию системы физической культуры // Проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе: Материалы конференции, посвященной пятилетию АГУ.-Майкоп, 1998.-С.33-34.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Иванова, Галина Казимировна, 1998 год
Введение.
Глава 1. Философские и социально-педагогические основы творческой деятельности.
1.1. Творчество, как философская, психологическая и педагогическая категории.
1.2. Содержание, структура, критерии и уровни проявления творчества в двигательной деятельности.
1.3. Единство творчества в моторике и мышлении учащихся как условие качества образовательно-воспитательного процесса в школе.
1.4. Педагогические условия формирования творческих способностей школьников на уроках физической культуры.
Резюме.
Глава 2. Организационно-методические предпосылки экспериментальной работы.
2.1. Задачи и методы исследования.
2.2. Организация педагогического эксперимента.
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей.
3.1. Развитие творческих способностей у девочек.
3.2. Формирование творческих способностей у мальчиков.
Резюме.
Глава 4. Результаты исследований и их обсуждение.
4.1. Исходные показатели развития творческих способностей школьников.
4.2. Изменение показателей умственного и моторного творчества у девочек в процессе обучения.
4.3. Изменение показателей творческой активности у мальчиков.
Резюме.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование творческих способностей школьников на уроках физической культуры"
Актуальность. На новом этапе реформирования системы образования наблюдается переход к новым педагогическим технологиям и современным методам образования. Образовательный процесс переориентирован на воспитание творческой личности, подготовленной к эффективной жизнедеятельности в условиях сложной современной социально-экономической ситуации (92).
Наука и практика физического воспитания еще не обладают обоснованными методическими решениями, направленными на развитие творческих способностей школьников на уроках физической культуры, интегративного проявления умственных и двигательных способностей. Процесс формирования субъективного творчества на уроках физической культуры остается слабо изученным (В.А. Кан-Калик, B.C. Шубинский и
ДР-)
Творчество - это индивидуальный процесс, направленный на решение поставленной задачи, решение новым, необычным способом. В творчестве проявляется то, что ранее было неизвестно, актуализируются собственные творческие способности, раскрывающиеся у каждого человека по-разному. При формировании творческой активности школьник становится активным субъектом самообразования и самовоспитания. Способность личности к саморазвитию создает возможность относиться к себе самокритично (JI.C. Выготский, М.Г. Гарунов, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев и др.). Необходимость формирования творческой активности учащихся осознана давно, но существуют причины, которые мешают развитию познавательных способностей учащихся. Главная причина недостаток знаний о методах и формах развития и формирования творчества учащихся. Решение этой проблемы позволит повысить эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе, а целенаправленная работа по развитию творчества способствует приобретению знаний, умений и навыков в двигательной сфере, повышает уровень развития физической культуры личности, формирует навыки и опыт самостоятельной работы (В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, В.А. Сухомлинский, R. Oech).
Творчество в моторной сфере человека целесообразно развивать в тех видах деятельности, которыми он непосредственно занимается, так как школьная программа предусматривает овладение учащимися различными сторонами двигательных упражнений, то и формирование творческих способностей должно происходить в конкретных видах двигательной активности детей (П.Я. Гальперин, И.П. Калошина и др.).
При формировании творческих способностей перед учащимися необходимо ставить такие задачи, которые побуждают их к поискам новых, собственных путей их решения (В.Н. Дружинин, И.А. Колесникова, Дж.И. Ниренберг).
В учебно-воспитательном процессе школы при формировании творческих способностей учащихся необходимо не только воспроизводить на практике полученные знания, но и уметь нестандартно реализо-вывать их в двигательной деятельности.
Для того чтобы ученик активно участвовал в школьной жизни, творчески подходил к решению поставленных задач необходимо преодолевать устоявшиеся стереотипы в обучении и воспитании, расширять арсенал средств, методов и приемов, активизирующие мотивацию учебной деятельности учащихся. А это предъявляет более высокие требования к профессиональной деятельности учителей школы.
Проведенный анализ теории и практики физического воспитания позволил выявить противоречие между существующей потребностью в формировании творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и отсутствием методических решений по использованию средств и методов развития творческой активности школьников, поэтому обоснование формирования творчества школьников на уроках физической культуры является актуальным.
Цель исследования. Обосновать эффективность использования средств и методов формирования творческих способностей учащихся на уроках физической культуры.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что процесс формирования творческой активности учащихся на уроках физической культуры станет более эффективным и примет управляемый характер, если:
- обеспечены педагогические условия, актуализирующие творческую деятельность учащихся;
- формирование творческих способностей будет осуществляться как целенаправленный процесс;
- учитывать поэтапный характер формирования креативной активности школьников; в процессе физического воспитания предусматривается взаимосвязь в проявлении умственной и физической активности.
Объект исследования. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования. Процесс формирования творческой активности школьников на уроках физической культуры.
Научная новизна работы определяется тем, что в нем:
- раскрыта сущность, содержание и уровни проявления творчества учащихся на уроках физической культуры;
- определены этапы формирования творческой активности школьников;
- обоснованы средства, методы и условия их применения, обеспечивающие процесс формирования творческой активности учащихся. о
Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения диалектического и исторического материализма о деятельно-стной и творческой рущности человека, социальной детерминированности формирования его личности, о единстве сознания, деятельности и общения, о диалектике общего, особенного и единичного.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам философии творчества (В.А. Вазюлин, Г. Гиргинов, А.М. Коршунов, П.Ф. Кравчук, B.C. Швырев и др.), психологии творчества (А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, П.Я. Гальперин, И.П. Калошина, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Э. Стоуне, R.P. Grawford, Е. de Bono, D. Dewey, W.S. Gordon, R. Oech, B. Samples и др.). В разработке педагогических аспектов формирования творческих способностей основой послужили работы В.И. Андреева, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, С.Д. Неверко-вича, К.А. Славской, Н.Ф. Талызиной, B.C. Шубинского, H.S. Perkinson и ДР
Теоретическая значимость. Полученные результаты расширяют диапазон знаний о системной организации творческой деятельности учащихся в процессе физического воспитания.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют установить эффективность процесса формирования творческой активности у учащихся на уроках физической культуры, использование которых значительно повышает интерес учащихся к урокам, улучшает посещаемость, создает реальные предпосылки для творческой работы по саморазвитию, физическому совершенствованию.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс формирования творческой активности учащихся обеспечивается взаимосвязью умственной и физической деятельности.
2. Разработанные пегагошчеокне условия обеспечивают эффективность процесса формирования творчества у школьников.
3. Предлагаемые средства и методы организации и проведения урока повышают творческую активность учащихся.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
Результаты исследования и их анализ позволяют сделать следующие рекомендации, повышающие эффективность формирования творческих способностей у школьников:
1. В уроки физической культуры следует включать специально разработанные задания и упражнения, способствующие формированию у занимающихся моторного и мыслительного творчества.
2. Повышению двигательного потенциала школьников способствует частая смена общеразвивающих упражнений, применение в них различных предметов, а также использование музыкального сопровождения, соответствующего возрасту и интересам занимающихся.
3. На уроках физической культуры следует выделять время для свободной двигательной импровизации, составления комплексов физических упражнений под музыку и без нее.
4. Для стимулирования двигательной активности детей и развития у них творчества рекомендуется проводить конкурсы-соревнования на создание самого оригинального элемента, связки элементов с использованием предметов и без них.
5. В уроки физической культуры целесообразно включать упражнения под музыкальное сопровождение, что способствует повышению двигательной активности учащихся, развивает чувство ритма и положительно влияет на эмоциональную сферу личности.
6. Для формирования тактического мышления школьников на уроках физической культуры, при освоении спортивных игр, полезно предлагать учащимся самостоятельно решать задачи-ситуации, искусственно созданные учителем, прогнозировать дальнейшее развитие последующих тактических моментов.
7. При решении поставленных учителем задач-ситуаций формировать у школьников поиск нескольких правильных ответов.
8. На уроках физической культуры использовать приемы обучения школьников разбору и решению тактических комбинаций в спортивных играх, способствующих формированию мыслительного творчества.
9. Формирование творчества учащихся необходимо осуществлять последовательно в целостной системе учебно-воспитательного процесса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Иванова, Галина Казимировна, Майкоп
1. Абульханова К А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980,- 335с.
2. Абульханова К.А. О субъекте психологической деятельности М., 1973,- 126с.
3. Акулов К.Н. Заметки с урока физкультуры //Физическая культура в школе 1989.-N10.- С.17-19.
4. Алексеев Н.Г. Проблема творческой активности и изучение структуры деятельности по усвоению знания. В кн.: О психологических особенностях творческой активности учащихся М., 1962,-208с.
5. Алышуллер Г.С. Творчество как точная наукаМ., 1979.- 151с.
6. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. Очерки о самовоспитании М.: Знание, 1971,- 175с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания М., 1960.-165с.
8. Анисимов О.С. Основы методологического мышления.- М., 1989.-412с.
9. Арнаудов М. Психология литературного творчества.- М.: Прогресс, 1970.-654с.
10. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике.М.: Мысль, 1965,-312с.
11. Ахундов К.М. Роль занятий ритмической гимнастикой в повышении двигательной активности студентов // Теория и практика физической культуры.- 1989.-N9.-С.60-68.
12. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека.- Киев, 1987 .-226с.
13. Барабанов А.Г. Вопросы теории спортивной тренировки.-Волгоград, 1987.-97с.
14. Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре,- М., 1959.- 108с.
15. Беляевская М.И. Наука о творческом мышлении,- М.: Книга,1969.-31с.
16. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления.- М., 1984.- 189с.
17. Библер B.C. Мышление как творчество.- М.: Политиздат, 1975,-334с.
18. Боген М.М. Обучение двигательным действиям.- М.: ФиС, 1985.- 192с.
19. Бодалеев А.А., Рудкевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека,- М.- Педагогика N3, 1995,- С.1923.
20. Бодалеев А.А. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство // Советская педагогика N2,1986,- С.17-18.
21. Бойко Б.И. Механизмы умственной деятельности.-М.: Педагогика, 1976.- 248с.
22. Брушлинский А.В. Закон творческого поведения // Учит. газ. N50,1992.- С.24.
23. Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука.- М.: Наука, 1967.- 206с.
24. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика.- М.,1970,-210с.
25. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование,- М.: Мысль, 1979.-230с.
26. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. Проблемы деятельности в советской психологии, Ч.1.М., 1977,-312с.
27. Вазюлин В.А. Логика истории // Вопросы теории и методологии.- М. Изд. МГУ, 1988,- С.32-145.
28. Валлон А. От действия к мысли. Очерк сравнит. Психол. Пер. с французского.- М., Изд. иностр. лит., 1956.- 288с.
29. Ватхомин Н.К. Практика мышление - знание.: К проблеме творческого мышления,- М.: Наука, 1978.- 112с.
30. Ведин Ю.П. Структура, истинность и правильность мышления,-Рига: Лиесма, 1979.- 194с.
31. Вертгеймер М. Продуктивное мышление.- М.: Прогресс, 1987,- 336с.
32. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе // Учебное пособие,- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1982.- 156с.
33. Виленский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогичекой деятельности преподователя физического воспитания высшей школы // Теория и методика физической культуры, N7, 1989,- С.19-21.
34. Виленский М.Я., Русанов В.П. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособностью студентов // Теория и практика физической культуры N6, 1977,- С.44-47.
35. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов,- М.: Высшая школа, 1980,- 104с.
36. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей .- М.: Высшая школа, 1989,- 159с.
37. Виленский М.Я., Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя.: Учебное пособие.- М.: Прометей, 1993,- 117с.
38. Витизей Н.Н. Физическая культура личности. Проблемы человеческой телесности, методологический, социально-философский, педагогический акспекты.- Кишинев, 1989,- 136с.
39. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству.: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1982,- 144с.
40. Волков И.П. Учим творчеству. В кн.: Педагогический поиск.- М.: Педагогика, 1987,- 544с.
41. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении.- М., 1978.- 56с.
42. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-93с.
43. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций.- М., I960,- 240с.
44. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя // Учебное пособие.- Пермь, 1979.- 74с.
45. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека // Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Учебное пособие для пед. институтов.- М.: Высшая школа, 1974.- 317с.
46. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В статье "Исследование мышлений в советской психологии."- М., АПН РСФСР, 1966,- 38с.
47. Гарунов М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ.- Диссертация к.п.н., 1973.- 185с.
48. Гиргинов Г. Наука и творчество.- М.: Прогресс, 1979.- 365с.
49. Горальски А. пути изучения творчества // Вопросы психологии N5, 1986,- С.175-176.
50. Горшкова В.В. Активность как личностное качество школьника// Сборник трудов.-М., 1978.- 183с.
51. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972,-423с.
52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.-.Педагогика, 1986.- 239.
53. Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии N4,1976.
54. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопрсы психологии N6,1981,- 34с.
55. Давыдов В.В. О возможности применения диалектической логики при решении психолого-дидактических проблем // Оптимизация процессов обучения в высшей школе.- Душанбе, 1970.-117с.
56. Давыдов В.В., Андронов В.П. Психологические условия происхождения идеальных действий // Вопросы психологии N5,1979. 28с.
57. Давыдов В.В., Зинченко В.П., Талызина Н.Ф. Проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева // Вопросы психологии N4, 1982,-23с.
58. ДеркачАА., Исаев А.А. Творчество тренера.-М.: ФиС, 1982.213с.
59. Демин М.В. Природа деятельности,- М.: Изд. МГУ, 1984.- 168с.
60. Джидарьян И.О. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии.- М.: Наука, 1988.- С.56-88.
61. Диалектика творческой деятельности // Межвузов, сб. тр.- Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989,- 140с.
62. Дмитриев А.Е. Двигательная задача как объект теоретикометодологического анализа // Теория и практика физической культуры N2, 1988.- С.22-24.
63. Дмитриев А.Е. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при обучении умениям и навыкам. В кн.: Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении.: Сб. тр. Моск. гос. пед. ин-т им. В.И.Ленина.- М.: МГПИ, 1978,- 183с.
64. Древе У., Фурманн Э. Организация урока // В вопросах и ответах. Век X. Оценки и отметки: Пер. с нем. Пособие для учителя,-М.: Просвещение, 1984.-128с.
65. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.-М.: Издательский центр " Академия", 1996.-224с.
66. Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная ассиметрия мозга.- Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1988.127с.
67. Завалипшна Д.И. Психологический анализ оперативного мышления: Эксперим.-теорет. исслед.- М.: Наука, 1985,- 221с.
68. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя,- М.: Педагогика, 1987,- 160с.
69. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика N1, 1988.- С.70-75.
70. Замаренов Б.К. Умственная и физическая работоспособность студентов в условиях различных двигательных режимов // Теория и практика физического воспитания N2,1972.- С.46-53.
71. Зайцева С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Диссертация, 1991.-186с.
72. Зайцева С.Н. Привитие студентам интереса к занятиям физкультурой.- Ростов-на-Дону, РГУ, 1990.-38с.
73. Иванов B.C. Основы математической статистики.- М., 1990.176с.
74. Иванов В.П. Человеческая деятельность познание - искусство,- Киев, 1977,- С.62.
75. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990,- 240с.
76. Ильин Е.П. Психология физического воспитания,- М.: Просвещение, 1987,- 287с.
77. Исследования проблем психологии творчества,-М., 1983.- 148с.
78. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников // Проблема приемов умственной деятельности.М.: Изд. АПН РСФСР, 1962,- 102с.
79. Каган М.С. Человеческая деятельность.- М., 1974.- 73с.
80. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности." М.: Изд. Моск. унив., 1983,- 168с.
81. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Можно ли научить творчеству? // Народное образование N11, 1989,- С.62-66.
82. Кардялис К.К. О связи индивидуально-психологических свойств с их отношением к физической активности // Теория и практика физической культуры N9, 1988.- С.27-30.
83. Карпенко JI.A. Творческая активность важный фактор спортивной подготовки в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры N6, 1977,- С.14-17.
84. Келасьев В.Н. Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 216с.
85. Кемеров В.Е. Проблема личности: методолгая исследования ижизненный смысл.- М.: Политиздат, 1977.-256с.
86. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.- М.: Б.и., 1992,- 171с.
87. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов,- М.: ФиС, 1987,- 63с.
88. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика, N6.-1995.-C.84.
89. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности." М.: Наука, 1980,- 256с.
90. Концепция очередного этапа реформирования системы образования // Проект концепции этапа реформирования системы образования,-М., 1997.-34с.
91. Коротяев Б.И. Учение процесс творческий,- М., 1980,- 120с.
92. Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание,- М.: Политиздат, 1979,-216с.
93. Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента// Философский, социологический и методический анализ.Киев: Вища школа, 1984.-155с.
94. Кремянский В.И. К анализу активности материальных систем // Вопросы философии N10,1968.-С.60.
95. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.JL: Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1985,- 32с.
96. Кукушкин П.Н. Методологическое значение понятия социальная активность" // Общее и особенное в методологии социальных исследований. Методологические проблемы общественных наук,-Вып.7,- ЛГУ, 1986.- С.154-156.
97. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат.- М.: Педагогика, 1990.104с.
98. Л 02. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников.- М., 1967.-56с.
99. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся,- М.: Педагогика, 1971.-78с.
100. Лакин Г.Ф. Биометрия.- М.: Высшая школа, 1980,- 293с.
101. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971.64с.-106. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304с.
102. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-хт. /Под ред. В.В.Давыдова и др./.-М.: Педагогика, 1983.т.1.-391с.; т.2.-318с.
103. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 3-ие изд,-М.: Изд. Моск. унив., 1972.- 575с.
104. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. соч.: в 5 т.- М., 1951.- т. 1-2.334с.
105. Локалова Н.П. Продуктивность двигательной памяти и особенности когнитивных систем // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии N2.- М.: Педагогика, 1989.- С. 18-23.
106. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 8-х классах.- Минск, 1980.-70с.
107. Ломов А.Н. Социально-личностный аспект общественной активности // Формирование личности специалиста в вузе.- Грозный, 1983.-С.47-53.
108. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 127с.
109. Лук А.Н. Мышление и творчество,- М.: Политиздат, 1976,144с.
110. Лупандина Н.А. Требования к квалификационной подготовленности учителя физической культуры // Физическая культура в школе,- N9, 1978.- С.24-26.
111. Львова ЮЛ. Развивать дар творчества.- Киев: Рад. шк., 1987,136с.
112. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена.-М.: ФиС, 1981.-192с.
113. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников // Научно-исследовательский ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1983,-64с.
114. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- т.46.- ч.1,- с.476.
115. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.,1972.- 256с.
116. Мироненко В,В, Популярная психология: Хрестоматия //
117. Учебное пособие для студентов пединститутов.- М.: Просвещение, 1990,- 175с.
118. Моляко З.А. Психология творческой деятельности.- Киев, 1978,- 216с.
119. Мордкович В.Г. Активность как философская категория // Общественно-политическая активность трудящихся,- Свердловск, 1970,- С.21.
120. Мосунов Д.Ф., Филипов С.С. Средства накопления двигательного опыта в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры,- N7.-1989.- С.22-24.
121. Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете: Пер. с англ.; Худож. обл. М.В.Драко,- Мн.: ООО "Попурри", 1996.-288с.
122. Мышление: процесс, деятельность, общение. /А.В.Брушлинский, М.И.Воловикова, Б.О.Есенгазиева и др./.-М.: Наука, 1982,- 387с.
123. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. /Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, С.Н.Иванова и" др./.- М.: Педагогика, 1990.- 102с.
124. Мышление и общение: активное взаимодействие с миром // Сб. науч. трудов,- Ярославль: ЯрГУ, 1988.- 135с.
125. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров // Учебное пособие под ред. В.В.Давыдова.- М.:Высш. шк., 1995,- 207с.
126. Неверкович С.Д., Палихов А.Г., Тюков А.А. Об оценке эффективности обучающих игр // Сб. тезисов научной конф. Новосибирск, 1983.-С.44-46.
127. Неверкович С.Д., Самоухина Н.В. Опыт применения ор-ганизационно-обучающих игр в школьной профориентации // Вестник МГУ,- Сер. 14 "Психология",- N1.-1990.-C.36-40.
128. Неверкович С.Д. Методика проведения и структура орга-низационно-обучающих игр // Теория и практика физической культуры,- M.-N3.-1988.-C.18-23.
129. Нечипоренко В.Ф. Сигнальность знаковость в мышлении и речи /на осознаваемом и неосознаваемом уровнях/.- М., 1982,- 55с.
130. Ниренберг Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ.; Худ. обл. М.В.Драко.-Мн.: ООО "Попурри", 1996.-240с.
131. Овчинников В.Ф. Структура творческой деятельности//Ежегодник философского общества СССР.- М., 1984.-С.24-28.•142. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников.- Кишинев, 1989.-213с.
132. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся // Респ. сб. науч. тр.- Л.: ЛГПИ, 1979.- 123с.
133. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения // О влиянии философии на формировчание понятий теории систем.- М.: Мысль, 1975.- 286с.
134. Пидкасистый П.И. Самостоятельная сознательная деятельность школьников в обучении,- М., 1980.-83с.-146. Платонов К.К. Проблемы способностей.- М., 1972.-54с.
135. Познавательные процессы: теория, эксперимент, практика // Сб. науч. тр. Ярославль: ЯрГУ,1990- 147с.
136. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1987.-С.78-93.
137. Полонский В.П. Сознание и творчество.- Л., 1984.-148с.-150. Пономарев Я.А. Психика и интуиция.- М.: Политиздат,1967,-256с.
138. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика,- М.: Педагогика, 1976.- 280с.
139. Пономарев Я.А. Психология творчества М.: Наука, 1976,303с.
140. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию.-М.: Наука, 1983,-205с.
141. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса. /Вместо введения/ Исследование проблем психологии творчества М.: Наука, 1983.-С.3-26.
142. Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // интуиция, логика, творчество М.: Наука, 1987.-С.5-23.
143. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления.- М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, I960.- 352с.
144. Психология. Словарь.-М.: Политиздат, 1990.-225с.
145. Психология мышления. Сборник переводов с нем. и англ. Под ред. и с вступит, статьей к.п.н. А.М.Матюшкина.- М.: Прогресс, 1965.-532с.
146. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова/.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 319с.
147. Психология учебной и трудовой деятельности / Ред. кол.: В.Д.Шадриков и др./.- Ярославль: ЯрГУ, 1985.- 159с.
148. Психология исследования творческой деятельности.-М.: Наука, 1975.-253с.
149. Пути и средства повышения познавательной активности учащихся.-Рязань, 1986.-24с.
150. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду // Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада.-М., 1991.- С.4-8.
151. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева, А.Н.Воронин, Т.В.Галкина и др./.- М.: Наука, 1991,- 177с.
152. Л65. Резерв успеха творчество = Ltistugs - reserve Schopfertua.-М.: Педагогика, 1989.- 116с.
153. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. -М.: ФиС,1973,-216с.
154. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение,- М.: ФиС, 1971,- 72с.
155. Рожина Л.Н. Формирование познавательных интересов старшеклассников в процессе обучения,- Минск: Народная асвета, 1970,- 152с.
156. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира,- М.: Изд. АН СССР, 1957,- 328с.
157. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования,-М.: Изд. АН СССР, 1958,- 147с.
158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР,- М.: Педагогика, 1989,- 485с.
159. Л72. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии,- М.: Педагогика, 1976,- 416с.
160. Сапарина Е.В. "Ага!" и его секреты.- М.: Молодая гвардия, 1967,- 240с.
161. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления у учащихся // Новые исследования в психологии и возрастнойфизиологии,- М., 1988,- С.3-4.
162. Сеченов И.М. Физиология нервных центров. 2-е издание.- М., 1952.-272с.
163. Славская К.А. Деятельность и психика личности.-М., 1980,183с.
164. Д79. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания.- М., 1987.-115с.
165. Л 80. Стжижевски С.В. Цель физической культуры воспитание активного и творческого человека // Теория и практика физической культуры,- 1989,-N1,- С.54-56.
166. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.- М.: Педагогика, 1984.- 472с.
167. Л82. Структуры познавательной деятельности,- Владимир, 1975.132v.
168. Сурков Б.Н. Психомоторика спортсмена.- М.: ФиС, 1984.126 с.
169. Сухо дольский Г.В. Основы психологической теории деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988,- 166с.
170. Л85. Сухомлинский В.А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1988.269с.
171. Сухомлинский В.А. Изб. пед. соч. в 3-х т.- М,, 1919.- т.1-550с.; т.2- 384с.
172. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся//. Сер. "Педагогика и психология",- М;: Знание, 1983 .--81с.
173. Талызина Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика.- 1973,- N7.- С.71-82.
174. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.1. М.: МГУ, 1975,- 135с.
175. Талызина Н.Ф. Методики составления обучающих программ,- .1. М.: МГУ, 1980,-215с.191, Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения,- М., 1989.-178с.
176. Творчество в научном познании. /Е.С.Жариков, А.И.Зеленков, Г.М.Кучинский и др./.- Минск: Наука и техника,1976.-231с.
177. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий,-М., 1961.113с.
178. Тихомиров O.K. Психология мышления // Учебное пособие.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272с.
179. Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть - действовать.- М.: Знание, 1986.- 160с.
180. Физическая культура в школе.- N11.- М.: Педагогика, 1990.1. С.19.
181. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС, 1991,- 184с.
182. Филонов Г.Н. Формирование личности // Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника.- М.: Педагогика, 1983.- с.50.
183. Фурманова О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе // Вопросы философии.- N7.-1984.-С.22-26.
184. Ханин Ю.Л. Стресс и тревога в спорте,- М.: ФиС, 1983.- 235с.
185. Цепок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного втворческом процессе.: Диссертация к.п.н.- М., 1973.-240с.
186. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров.- Л.: ЛГУ, 1986,- 161с.
187. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга.- М.: Наука, 1985,-200с.
188. Швырев B.C. Научное познание как деятельность,- М.: Политиздат, 1984.- 232с.•207. Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников.- М., 1989,- С.3-5.
189. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества.- М.: Высш. шк., 1989,- 141с.
190. ЭлиаваН.Л. Мыслительная деятельность и установка.- В кн.: "Исследование мышления в советской психологии",- М.: Наука, 1966.-312с.
191. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности,- М., 1978,--116с.• 211. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника,-М.: Знание, 1985,- 80с.-212. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке М.: Изд-во МГУ, 1979,- 128с.
192. Ясько A.M. Почему отстает педагогическая наука? // Советская педагогика,- 1988,- N4,- С.91-93.
193. Abt С. Serios games. Viking Press.-1971,- N4.- P.56- 57.
194. Amstrong R., Holson M. The use games in Planning // Yong Rang Planning.- 1972,-Vol.5.-No.l.
195. Biro E., Ardaih., Csaszi S., Hajdu I., Kis I., Nady Sy., Vap M.- ■ I
196. Some Maior Problems in Preparing Physical Education Teachers and Coashes for their Professional Activity and perfomance // Coaches and Physical Education Teachers Training in socialists Countries. Prague Olpipia1. Volume 2,- 1984,-Р.48-63.
197. Engestrom J. Learning working imaging. Helsiur.-1990,- 146p.
198. Gardner H. To openmind:n.j.- 1989.-118p.
199. Grawford R.P. The Techniques of Creative Thinking. Hawthorn Books. N.- X,- 1954.-130p.
200. Johnson M. and Nelson T.M.Game play with juvenile delinquents // Simulation and Games. 1978.- Vol.9.- No.4.-221. Oech R. A whack on the Side of the Head: How to Unhock your Mind for innovation. Menlo Park. Calif Creative think. 1983.- XVII.- 141p.
201. Orbach E. Some theoretical considerations in the evalution of enstrumental Semulation games // Simulation and Games.- 1977.- Vol.8.-No.3.
202. Passmore J.A. The Fiosophy of teacing. Cambridge Univers. press. 1980.-78p.
203. Samples B. The metaphoric mind: A celebration of creative consciousness.- Reading /Mass./ e.a.: Addison Wesley.1984.- IX,- 214р.; 1П.-Bibliogr.:P.211-212.
204. Thompson K.R., Keon Th. L. The Greation of Certain and Uncertain Enveronments // Simulfation and Games.- 1983.- Vol.l3.No.4.
205. Ш. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны.1. наклон вправо, уводя таз влево, левая рука вверх;2. и.п.;3. то же, что 1, но в другую сторону;4. и.п.1.; И.п. то же, что в упр. III.1. наклон вперед прогнувшись;2. и.п.;3. наклон назад;4. и.п.
206. V. И.п. стойка ноги врозь, руки за спину в замок.1. полуприсед прогнувшись, голову назад, руки отвести вверх;2. и.п.;3. наклон вперед, руки вверх;4. и.п.
207. V. И.п. стойка ноги вместе, небольшой полуприсед, согнутые руки в стороны, предплечья вверх. Выпрямляя ноги, предплечья вниз. Повто- • рить 8-16 раз.
208. VI. И.п. наклон вперед, стараться руками коснуться пола.1. с поворотом туловища направо рывковым движением согнуть правую назад;2. и.п.;3.4. то же, что 1-2, но прямой рукой; 5-8. - то же в другую сторону. Повторить по 8 раз.
209. УП. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны.1.2. наклон вправо, правая рука на поясе, левая рука вверх (слегка округлена);3.4. выпрямляясь и.п. То же в другую сторону. Повторить по 8 раз.
210. ХШ. Бег с продвижением вперед, назад, с поворотом, с изменением направлений движения.
211. XIV. Прыжки на двух ногах, на одной, на месте, с продвижением.
212. XV. Упражнения на восстановление дыхания.