автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов (на материале дисциплины "Теория и методика физического воспитания")
- Автор научной работы
- Ибрагимов, Абукай Джамалутдинович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1990
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Метод деловых игр в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов (на материале дисциплины "Теория и методика физического воспитания")"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. Н.К.КШСКОЙ
На правах рукописи ИБРАГИМОВ АБУКАЙ ДШШУТДИНОВИЧ
МЕТОД ДЕЛОШХ ИГР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОШЕ СТУДЕНТОВ ©АКУЛЬТЕЛЮВ
ОИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ (на материале дисциплины "Теория и методика физического воспитания")
13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
АВТОРЕЙЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Мисква - 1990
Работа выполнена на кафедра теоретических основ физического воспитания Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им. Н.К.Крупской.
ДОаучный руководитель - доктор педагогических наук,
профессор,заслуженный тренер СССР Ю.Д,, Железняк
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,
профессор Г.С. Туманян, кандидат педагогически наук доцент К.Л. Чернов.
Ведущая организация - Тульский государственный педагогический институт.
Защита диссертации состоится "__1990 г.
в часов на заседании специализированного Совета
КЛ13.11.07 Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института им» Н.К.Крупской по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. В.Волошиной, 24.
С диссертацией могшо ознакомиться в библиотеке ЫОПИ им. Н.К.Крупской.
Автореферат разослан "_"_1990 г.
Ученый секретарь специализированного
Совета, кандидат педагогических наук,
доцент . О.Г.Шилов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Высшие учебные заведения призваны готовить специалистов, владеющих не только необходимыми знаниями, но и способным включаться в конкретную профессиональную деятельность с первых шагов самостоятельной работы, не только накапливать готовые знания, но и приобретать но-> вые, не только овладевать имеющимися методами, но и самому разрабатывать их.
Существенного улучшения профессиональной подготовки учителей физической культура можно достигнуть за счет совершенствования системы методов и средств обучения. В поиске резервов повышения вффективности и качества подготовки учителя физической культуры особую актуальность приобретает изучение возможностей применения на учебных занятиях по профипирующим дисциплинам.методов активного обучения, в частности, деловых педагогических игр._ Данная проблема соотносится о' общим направлением совершенствования сложившейся системы вузовского образования, в котором обозначились тенденции перехода от преимущественно информативных форм' и методов к активным формам и методам обучения 'переноса акцента с (звучащей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студентов с более тесной связью теории и практики.
. Анализ литературы показывает, что остается не иссле-' дованным вопрос использования деловых педагогических игр в . процессе профессиональной подготовки учителей физической культуры, в частности, в период обучения в институте. Исходя из актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность, была определена тема нашего исследования.
Цель исследования - разработать методику конструиро-
вання " применения деловой педагогической игры, направленную на формирование профессиональной подготовки студентов в процессе изучения профилирующих дисциплин на факультете физической культуры педагогического института.
Гипотеза исследования. Процесс профессиональной подготовки, в' частности, формирование профессиональных умений и усиление мотивов педагогической деятельности у студентов факультета физической культуры будет проходить более эффективно, если на занятиях по основной профилирующей дисциплине "Теория и методика Физического Боепитания" наряду с традиционными методами обучения будет использоваться деловая педагогическая игра.
Научная новизна,, Выявлены специфические особенности методов разигривашя ролей, игрового проектирования и деловой педагогической игры, применяемых в процессе профессиональной подготовки студентов факультетов физической культура,, Теоретически н экспериментально обоснована возможность применения деловой педагогической игры как методе активного обучения в формировании профессионально): умений и усиления мотивов педагогической деятельности в процессе изучения про фпяируащих дисциплин на факультете физической культури педагогического института (на материале дисциплины "Теория и методика физического Боепитания").
Разработала методике конструирования и применения методов разыгрывания ролей, игрового проектирования и деловой педагогической игры, направленная на формирование профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры„
Разработано алгоритмическое описание выбора игровых методов га классификации методов активного обучения.
Практическая значимость исследования. Разработаны конкретные рекомендации по конструированию и применению системы игровых методов обучения на факультете физической культуры в педагогическом вузе, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышении профессиональной подготовки студентов. Выводы и рекоынедации предложенного метода деловой педагогической игры, выполненные на материале курса "Теория и методам физического воспитания", могут быть использованы по другим профилирующим дисциплинам, в частности, спортивно-педагогического и медико-биологического циклов.
На зе!циту выносятся следующие положения:
1. Определение'Места деловых педагогических игр в системе методов активного обучения студентов факультетов физической культуры.
2. Методика конструирования и проведения деловых педагогических игр по курсу "Теория и методика физического воспитания" га фэкультетах физической культуры педагогических зузов.
3. Методика выбора игровых методов обучения при подготовке к проведению учебных занятий.
4. Результаты использования деловых педагогических игр,-подтверждающие' эффективность их влияния на формирование профессиональных умений и усиление мотивов педагогической деятельности.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Материал изложен на 167 страницах машинописного текста, включая 19 тайлиц и 13 рисунков. Библиографический указатель содержит 175 наименований, в том числе 17 на иностранном языке.
ЗАДАЧИ, МЕТОДА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЩОВАНШ
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность и место деловых педагогических игр как катода активного обучения, используемых в процессе профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры.
2. Разработать методику конструирования и проведения деловых педагогических игр на предметной основе профилирующей дисциплины "Теория и методика физического воспитания",
3. Экспериментально определить эффективность использования разработанных деловых педагогических игр в процессе профессиональной. подготовки студентов факультетов физической культуры педагогического института.
Для решения поставленных задач были использованы следующие метода исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование; ые-■год экспертных оценок; педагогический эксперимент; метод испол! зования магнитофонных записей; метода математической статистик!
Исследование проводилось в Хи7г1990 гг., в котором цеш и задачи реализовывались поэтапно.
Первый етап исследования проводился в 1987-1983 гг. В отот период проведен анализ научно-методической литература по проблеме исследования определялось состояние и'учаемого вопроса, на практике вырабатывалась гипотеза и определялись задачи исследования, осваивался комплекс методов исследования. Одновременно проводилось педагогическое наблюдение с целью получе->в'ч необходимой .информации об используемых методах и формах
у
организации учебного процесса, нарпавлённых на профессиональ-
-6 -
ную подготовку студентов факультета физической культуры. Разрабатывалась методика проведения деловых педагогических игр для включения их в учебные занятия по '"ШФВ".
Второй этап исследования проводился на базе Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупсвой на факультете физической культуры в 1988-1989 гг.Ыа кафедре "Теорети- . ческих основ физического воспитания" проводился констатирующий эксперимент, в котром отрабатывалась разработанная нами методика проведения учебных занятий с использованием игровых методов обучения. В течение этого этапа вносились необходимые коррективы в. разработанную методику с целью более успешного ее применения и получении эффективных результатов.
На третьем этапе исследования проводился формирующий эксперимент (сентябрь-декабрь 1989 г.). В эксперименте принимали участие студенты третьих курсов факультетов физической культуры Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (экспериментальные группы) и Дагестанского государственного педагогического института (контрольные группы) по 70 студентов в каждой.
Третий курс был определен для проведения эксперимента в. связи с тем, что участие в деловых педагогических играх требует от студентов владения определенным запасом знаний по данной дисциплине, первоначальными умениями и навыками деятельности учителя физической культуры. I
I
Метод деловых педагогических игр вводился на семинарских и практических занятиях по "ТЬ'ОВ", при этом ни программа, ни планы занятий не изменялись. Содержание теоретических знаний, приобретаемые студентами, оставались теми же, изменялся только метод обучения. До и после эксперимента проводились специаль-~ные измерения, позволившие получить необходимые результаты. '
- ? -
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Психолого-педагогические условия использования игровых методов обучения
В настоящее время в психолого-педагогической литературе недостаточно выражена концепция игровых методов обучения. В то гее время они практически используются во многих учебных заведениях. Разработчиками игры выступают, как правило, специалисты узкого профиля, и наиболее строгое и последовательное отражение получает в игровых методах теорияшитационного моделирования производственных процессов (в широком смысле этого слова). В связи с этим игровые методы (в частности, деловые игры) чаще всего трактуются как "ветвь имитационного моделирования", где их разработчики и преопдавателл уделяют основное внимание модельному представлению в игре содержания учебных предметов.
При построении система игровых методов обучения задачей преподавателя является раскрыть психолого-педагогические условия приему, способы такого включения и развертывания познавательной деятельности, имеющей форму игровой учебной деятельности, данная задача явл.яется чисто педагогической.
Цели игровых методов в деятельностном обучении профессионально-педагогическому мастерству состоят в интенсификации формирования профессиональных умений, которые при обучении традиционными методами трудно формируются. Игровые методы выступают ьак способы реализации на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций для достижения высокой эффективности,
На первом этапе нашего экспериментального исследования для отработки методики проведения деловых педагогических игр и построения системы методов обучения из многочисленных игровых методов были отобраны такие, которые гармонично вливались в ход учебного процесса и не вносили существенных изменений в
-8 г
программный матерная и расписание занятий на факультете..
Нами выделены следующие игровые методы: метод .разыгрывания ролей, игровое проектирование, деловая педагогическая игра. Их общим характерным признаком является то, что учебные дели достигаются в совместной деятельности участников, организуемой преподавателями как диалогическое общение. Диалогическое обще- ' ние создает возможности для обмена точками зрения, постановки вопросов, согласования или размежевания позиций, участие в общей дискуссии. Взаимодействие принимающих в игре студентов опосредствует взаимодействие с познавательным содержанием обучения, которое представлено в имитационной модели.
Метод разыгрывания ролей и игровое проектирование_можно использовать как самостоятельные методы, направленные на.достижение определенных целей обучения и воспитания. Они выступают своеобразной подсистемой деловой педагогической игры и в то же время шляются ее компонентами (Рис. I). Данные игроЕые метода в деловой педагогической игре сливаются воедино, и содержание обучения в ней задано системой педагогических ситуаций и задач, а деятельность обучающихся задана системой ролей, ролевых предписаний, правил и рядом других компонентов игры.
Деловая педагогическая игра Метод 1. 1 разыгрывания 1 ролей 1 < ,------- 1 Игровое 1 проектирование^
Метод разыгрывания ролей Игровое проектирование
Рис. I. Этапы применения игровых методов в учебном процессе.
Преподавателю (конструктуру) игры, приступая к использованию на'учебных'занятиях игрок« методов, необходимо подго-
товрть студентов к участию в играх. Целесообразно провести студентов, используя сначала ролевые игры, постепенно переходя к более сложному методу - игровому проектированию, а затем к деловой педагогической игре.
Поэтапное применение игровых методов необходимо для подготовки ¿тудентов к работе на учебных занятиях в новой обстановке, когда от них требуется ыаксилум активности в овладении учебным материалом. Студенты получают навыки принятия решений в проблемных ситуациях, исполняет роли, связанные с выполнением определенных должностных обязанностей. .
Методика разработки и применения игровых методов обучения, на учебных занятиях по "Теории и методике физического
воспитания"
Метод разыгрывания ролей (ролевая игра) представляет собой игровой метод анализа ситуаций, возникающих в учебном процессе, в основе которых лежат проблемы взаимодействия в коллективе. Этот метод направлен на формирование поведенческих умений как профессионального, так и социальногоирактера. В ролевой игре предусматривается "ответственность" студентов за качество выполненной той или иной роли, что в сильной способствует осознанию ролевых обязанностей моделируемого им лица, а . сама процедура организации игровых ситуаций с использованием различных ролей способствует опыту принятий решений.
Ролевая игра предполагает наличие сложной задачи, различные интересы участников, выполняющих разные роли, взаимодействие и противодействия участников в процессе выполнения задачи требует постоянной коректировки действий участников игры со стороны преподавателя,
В ролевой игре студент, получая необходимый объем информации на пэдгстсвительном этапе игры, самостоятельно осваивает
ее через набор проблемных ситуаций, задаваемых условиями игры и на игровом этапе реализует эти знания через условные практические действия, в основе которых лежит реальный педагогический процесс. Исполняя определенную роль, студент самостоятельно активизирует собственную познавательную деятельность. Игровая роль является представительницей некоторой реальной роли в условиях игрового процесса. Игра будет проходить более успешно, если игрок проявляет в необходимой пропорции двуплановость поведения, которая зависит от степени "аживаемости" игрока в игровую роль, т.е. здесь "серьезная" деятельность по развитию личности происходит в "несерьезных", игровых условиях.
В ролевой игре студенты, выступая от имени того лица, чью роль они исполняют, имеют возможность вступать в диалогическое взаимодействие с другими участниками игры, совершенствуют свою речь, учатся свободному изложению своих мыслей, рассуждают, анализируют действия других игроков.
Особое внимание уделялось созданию положительной эмоциональной атмосферы в финале игры, а также повышению субъективной уверенности каждого студента в значимости своих личных достижений, что способствует лучшему переносу приобретенных умений в ситуации реальной профессиональной деятельности.
Метод игрового проектирования реализуется на практическом занятии, в ходе которого студенты в составе игровых групп разрабатывают различные документы, планы, графики в игровых условиях, максимально воссоздающих реальный педагогический процесс. Если игровая игра направлена на самостоятельное принятие решений студентам в процессе познавательной деятельности, то игровое проектирование отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и групповой организации работы обучаемых.
Выполнение общего для групг задания трс-'ует, с едя--*
роны, знания каждым студентом процесса подготовки и работы над документами и т.д., а, с другой стороны, умения вступать в общение и поддерживать личностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Как показал наш опыт применения метода игрового проектирования, работу студентов в ходе выполнения задания игры характеризуют следующие особенности: I) особое внимаше уделяется ■данным, которые получает игровая группа в процессе своей совместной работы;-2) предметом обсуждения и изучения студентами становится организация совместной деятельности, максимально воссоздающая реальную педагогическую деятельность; 3) развертывание учебного материала осуществляется на основе обмена млениями наеду участниками игровой группы благодаря'диалогическому общению,
В ходе проведения игр данным методом было установлено, что в условиях коллективного реаения задания действие, выполняемой находим участником игры, .оценивается им угсе не с учетом своей собственной позиции, а с учетом правильности соблюдения всей последовательности такчк действий, т.е. для каздого участника игры становятся вахашм ш просто выполнить определенное действие, а проследить правильность получения результата, сопоставить сбои действия с результатом действий друга:: „-чаогнл-поб» Это сьидительетсует о том, что в условиях соьмостной деятельности каждого ео участника оказываются внутренне связанными с рефлексией на собственные действия как бы с точки зрения других играющих, ^ '
При экспериментальной проверке и внедрении метода'игрового проектирования в учебтай процесс ид занятиях "ТМ5В" нами выделено четыре. этапа проведения игры: подготовительный, пред-ыгровой, игровой, заключительный.■
В игре студенты в составе игровых групп приступают к обсуждению задания, принятию решений в процессе реализации задания, диалогическому взаимодествию. Идет обсуждение различных вариантов решения ситуации, принимается оптимальное решение, и игровая группа готовит свой вариант выполненного задания. Каждая игровая группа по окончании обсуждения задания выступает перед соперничающими группами с выполненным заданием, и после их выступлений преподаватель организует дискуссию между игровыми группами.
Деловая педагогическая игра, как и другие игровые методы обучения, предоставляет возможность для реализации целей деятельности и путей их достижения. Деятельность предполагает предварительный анализ действительности, моделируемой в деловой педагогической игре. Анализ действительности проходит в контексте реальной профессиональной деятельности с целью отражения существенных аспектов его в деловой педагогической игре и диктуется современными психолого-педагогическими требованиями к построению процесса обучения.
Участка в деловой педагогической игре является материализованной формой деятельности и еносит в преподавание и обучение новый элемент, заключающийся в том,что студенты получают возможность в некоторой степени почувствовать себя в условиях, ожидающих их после окончания учебы. Известно, что студентам-, выпускникам, приступая к работе а сколе, приходится многому , доучиваться и переучиваться. Деловая педагогическая игра позволяет им ото "переучивание" еще до окончания учебы. Таким образом, игры, включенные в учебный прсдесс обучения, являются материализованной формой будущей профессиональной деятельности студентов, которая до их использования в учебном процессе практически не осваивалась студентам!!. Включение деловых педагоги-:
13 -
г<
ческих игр в учебный процесс повышает его эффективность на основе выделенной деятельности.
Деятельность участников игрового процесса в деловой педагогической игре формируется в значительной степени в деятельности-игре, где определяющей ее является система мотивации игроков. Система мотивации игроков связана с факторами, калущй из которых характеризуется своей силой и связями между собой. Одним из мо-уивационных стимулов является возможность самостоятельного построения игровой деятельности - целеобразования, постановки проблемы, выбор способов принятия решений, ролевое исполнение. В игровом процессе важно сздать условия, направленные на раскрытие возможностей с целью решения проблем через принятие коллективных и индивидуальных решений.
Принятие решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения - действия по устранению проблемной ситуации. В процессе принятия решений выделяются три основных этапа: постановка задачи, формирование вариантов решений и выбор оптимального р>.в ния. Принятие решений в деловой педагогической игре основано на выполнении определенных требований: своевременность решений, обоснованность, непротиворечивость, правомочность, директивность и адресность.
В деловой педагогической игре обязательным элементом яв-.лется комплект ролей и их функций. Комплект ролей должен адекватно отражать тот фрагмент будущей профессиональной деятельности, который реализуется составом коллектива цчителей в школе. Выбор ролевой структуры деловой педагогической игры зависит от фрагмента педагогического процесса, имитируемого в игре, и целей обучения, поэтому роли заимствуются из реальной профессиональной деятельности и специально содастся с целью отражения
определенной должностной позиции.
Существенным вопросом при разработке деловой педагогической игры является количетсвенный состав цчастников и число игровых груш. При анализе литературы по деловым играм было замечено, что для более эффективной организации учебного процесса с использованием игр и управления ими рекомендуется оптимальное число участников до 30 человек с количеством игроков в группе 7-8 человек. Наш опыт проведения деловых педагогических игр подтвердил данные положения о количественном составе участников. Игры, проведенные нами в процессе исследования, показали, что количественный состав участников влияет на организационные вопросы. Если состав студенческой группы, участвующей в игре,превышает приведенную выше норму, встречаются следующие трудности в ее проведении: усложняется руководство игрой одним преподавателем, временной режим игры увеличивается, что влияет на расписание занятий. Эффективность образовательного значения игры уменьшается, так как при большом количестве участников некоторые из них выпадают из игрового процесса, не обеспеченные игровой ролью или определенным заданием. На основе сказанного можно сделать вывод, что, приступая к разработке деловой педагогической игры, необходимо организовать игровой процесс таким образом, чтобы все участники принимали в нем активное участие.
Нами при разработке деловой педагогической игры выделены такие ее элементы, как процесс принятия решений, направленный • на, формирование у студентов необходимых умений и навыков, исполнение ролевых функций, через реализацию которых студенты приобщаются к совей будущей профессии, и правила игры, регламентирующие деятельность участников игрового процесса. Представленные элементы присутствуют на различных этапах проведения ,: г ловой педагогической игры.
Деловая педагогическая игра проводится та?-»"-.
ЗТЛ11
0ПЕ?А1Ш НА ЭТАПАХ
ПОаГОТОБИТЕПЬНЬЙ
Определение- теш и подготовка исходной информации к игре преподавателем
Участие студентов в лекционных к сеет курских занятиях по теме игры
Ознакомление студентов с. исходной ин-' формацией и самостоятельная подготовка
К ИГГ'Э
ПРЕДЫГРОЗО"
Формирование игровых групп, распределение релей
Инструктаж исполнителей релей
Представление правил, ситуации и задания на игру
Создание игровой атмосферы на занятии
ИГРОВОЙ
Обсуждение ситуации к задания на игру е игровых группах
Определение действий игровой группы и игровых релей
Выполнение ролевых обязанностей участниками игровой группы
Диалоговое взаимодействие кгсоксв в. группе
Обсуждение выполненного задания иг гони:ролями внутри группы ' ' '
Обсуждение и принятие ептиглальноге решения ' • ' '
Выступление с выполненнм заданием игровой группи
."¿хггупповея "/.скуссия участников игры'
Разбор кг (.к пгепедавателом: анализ 'дой ствкй участников ипк; обсуждение сезуль-татсв; атегев игры
Г/.с.
ГГЙЛЦ игу 080* пг."**дуры-в д¿левой пояогсгкчосксй нгго
тод разыгрывания ролей и игровое проектирование - в несколько этапов: подготовительный, предагровой, игровой и заключительный (Рис. 2).
В процессе деловой педагогической игры происходит комплексное воздействие на познавательную деятельность студентов. Она характеризуется индивидуальной направленностью в овладении учебным материалом через исполнение определенных ролей и совместной деятельностью в решении предложенной проблемы. При исполнении игровой роли студенты анализируют свои действия с позиции специалиста, от имени которого они выступают, и от того, насколько правильны будут их действия, зависит результат совместной деятельности всей игровой группы. Совместная деятельность участников игрового процесса реализуется через диалогическое взаимодействие в процессе обсуждения и принятия решений.
Нз основа предложенной нами методики разработки и применения деловой педагогической игры можно констатировать, что та-когкм является метод обучения, применение которого позволяет в условной обстановке, при ограниченности времени и набора средств нмитиропзть будущую профессиональную деятельность, ее фрагменты, игл различно ситуации, возникающие в педагогическом процессе.
Разработано алгоритмическое описание выбора игровых методов обучения из классификации методов активного обучения. Д'-'нный алгоритм приводится в виде списания определенных операция, при использовании которых облегчается процесс Еыбора игрэ-гих методов сбучен/л я применения их на учебах занятиях по "Теории и методике физического воспитания" (Рис. 3).
Результаты педагогического эксперимента
Разработанные нами игровые методы обучения вкличалпсь п учебный процесс экспериментальных групп в ходе'прзхсг^нил'яро-
Рис. 3. Алгоритм выбсра игровых методов обучения
граммного материала по дисциплине "ТМФВ". Они не выходили за рамки времени, отведенного для изучения определенных тем и при традиционном обучении тем самым легко вписались в расписание занятий на факультете. Это позволило снять трудности, связанные со сложно решаемой проблемой выделения дополнительного времени для их проведения. Всего за период эксперимента было проведено восемь занятий с использованием игровых методов обучения.
В процессе проведения эксперимента исследовались показатели значимости и сформированное™ профессиональных умений, мотивы педагогической деятельности и их динамика за период эксперимента.
Оценка эффективности формирования профессиональных умений в процессе прохождения учебного материала по "ТМФВ" определялась с помощью контрольных работ, выполняемых студентами при завершении изучения определенных тем, в которые включались деловые педагогические игры. Контрольные вопросы соответствовали содержанию будущей профессиональной деятельности; носили проблемный характер и оценивались по четырем уровням учебно-познавательной деятельности. Каждому уровню соответствует определенный оценочный балл: 5 баллов - ответ на творческом уровне; 4 балла - ответ на репродуктивно-творческом уровне; 3 балла - ответ на репродуктивном уровне; 2 балла - ответ на интуитивном уровне. . - •
Результаты изменений значимсоти профессиональных умений, (оценка) свидетельствуют о том, что студенты, высоко оценивая профессиональные умения, понимают их необходимость в деятельности учителя физической культуры и осознзнне этой неоСходимости проходит в равных условиях как при традиционном обучении, тзк'и при использовании деловых педагогически &уТС~).
Но, если при тгяди:;ионн5« методах обучения ото пр.исх'дн? чзг.зз
Таблица I
Результаты изменений значимости (оценка) профессиональных умений в деятельности учителя физической культуры для проведения учебно-воспитательной работы с учащимися за период эксперимента (баллы)
Группы Сроки УМЕНИЯ
эксперимента Конструктивные Х±(Г Организаторские х + с Коммуникативные х+6- Гностические X+6" Средняя оценка умений X + <5" р внутри КГ и ЭГ
Контроль- До экспер. ше После экспер. Прирост,% 4,6*0,21 4,?£+0,15 2,4 4,65+0,23 4,7+0,21 1,0 4,65+0,21 4,71+0,21 1,4 4,58+0,23 4,72+0,11 2~в 4,62+0,21 4,71+0,14 1,8 с 0,01
Экспери- До зкстер. ментальные После экспер. Прирост,% 4,72+0,21 4,85+0,09 2,6 4,74+0,21 4,83+0,12 ' 1,8 4,72+0,15 4,84+0,14 2,4 4,73+0,21 4,8+0,16 1,4' 4,73+0,15 4,83+0,11 гр <0,001
Р между КГ и зг; 1 До экспер. После экспер. <0,001 <0,001 <0,05 СО,001 ^0,01 ^0,001 <0,001 <0,001 <0,001 <0,001
Таблица 2
Результаты изменений сформированное«! (самооценка) профессиональных умений у студентов за период эксперимента (баллы)
Группы Сроки УМЕНИЯ
эксперимента Конструктивные X +<г Организаторские X + <?* Коммуникативные I +6Г Гностические X+<Г средняя оценка умений X +5- Р внутри КГи ЭГ
Контрольные До экспер. После экспер. 3,3&+0,39 3,66+0,27 3,38+0,41. 3,63+0,49 3,33+0,45 3,64+0,26 3,33+0,56 3,64+0,29 3,36+0,31 3,64+0,22 <• 0,001 1
Прирост,% 6,2 5р 5,2 6,2 5,6
Эксперимента ьные До экспер. После экспер. 3,44+0,59 4,06+0,15 3,24+0,53 4,09+0,14 3,21+0,46 4,08+р,16 3,24+0,61 4,08+0,16 3,26+0,48 4,08+0,11 -г 0,001
Прирост,% 12,4 17,0 17,4 16,8 16,4
Р между КГ и ЗГ До экспер. >0,05 ?0,05 <0,05 >0,05 >0,05
После экспер. <0,001 <0,001 -¿0,001 <0,001 <0,001
информативный характер обучения, то при использовании деловых педагогических игр через деятельностную область их будущей профессии (табл. I). Изменения сформированном^ профессиональных умений (самооценка) у студентов за период проведения эксперимента более заметны. В КГ результаты возросли в среднем на 0,28 балла, прирост составил 5,6% в ЭГ результаты возросли на 0,82 • балла, прирост составил 26,455, достоверность различий между исследуемыми группами на уровне Р<0,001 (табл. 2).
За период эксперимента произошли изменения в результатах показателей мотивов педагогической деятельности. В отношении студентов к профессии учителя физической культуры показатель максимума удовлетворенности в контрольных группах имел тенденцию к снижению с 37,2% до 34,7%, в то же время в экспериментальных группах он вырос с 32,9% до 58,3%. Индекс удовлетворенности профессией ( в котрольных группах вырос незначительно с 0,6 до 0,61, а в экспериментальных группах изменения более заметны -с 0,59 до 0,78. Использование деловых педагогических игр эффективно повлияло на подготовленность студентов экспериментальных групп к практической деятельности. Положительный ответ по данному показателю вырос с 18% до 70%, отрицательный ответ снизился с 42% до 8%, неопределенный ответ с 40% до 22%. В контрольных группах изменения произошли незначительные, положительный ответ вырос с 14% до 22%, отрицательный ответ с 35% до 43%, неопределенный ответ снизился с 51% до 35%. Превосходство в экспериментальных группах достигнуто за счет того, что обучение с использованием деловых педагогических игр проходит в условиях,максимально приближенных к реальному педагогическому процессу.
Участие студентов экспериментальных групп в-деловых педагогических играх более эффективно повлияло на их отношение к' привлекательным и непривлекательным сторонам профессии учителя
. • ■ .. ■;'■• - 22- --."-/г
изической культуры. Результаты коэффициента значимости и коэффициента удовлетворенности по этому показатели имели достоверные различия по отношению к контрольный группам.
ВЫВОДЫ ■
1« йаявлено специфическое содержание и особенности применения деловых педагогических игр как метода активного обучения студентов факультетов физической культуры.'Установлено,что методы разыгрывания ролей, игровое проектирование и деловая игра позволяют студентам более активно участвовать в овладении учебным материалом, предоставляют возможности для самореализации, самоорганизации и саомвоспитания в процессе обучения на факультете физической культуры в педагогическом вузе.
2. Игровое обучение входит подсистемой в общий процесс профессиональной подготовки студентов на факультете физической культуры, цели которого лежат в деятельностноы обучении профессионально-педагогическому мастерству, интенсификации формирования профессиональных умений, т.е. тех сторон деятельности учителя физической культуры, которые или не формируются, или затруднены при использовании традиционных методов обучения.
3. Разработанные игровые методы способствуют достижению, цесзй в совместной деятельности участников игрового процесса через диалогическое общение. Взаимодействие в игре студентов опосредствует взаимодействие с познавательным содержанием обучения, которое представлено в имитационной модели. Игровые методы," разработанные на предметной основе профилирующей дисциплины "Теория и методика физического воспитания" включается в естественный учебный процесс без изменения расписания учебных занятий
- на факультете физической культуры. _ . -
4. Выявлены особенности и направленность игровых методов вучебном процессе на факультете физической культурыЛеГод разы- 1 ;
грывания ролей формирует у студентов поведенческие умения как профессионального, так и социального характера, и способствует опыту принятия самостоятельных решений в различных ситуациях. Метод игрового проектирования содействует высокой степени сочетания индивидуальной и групповой организации работы студентов, знание ими процесса подготовки и работы над раз-' личными видами документов, умения вступать в общение и поддерживать личностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Деловая педагогическая игра предоставляет возможность для реализации целей деятельности и путей их достижения посредством анализа моделируемой деятельности.
5. Установлено содержание и направленность этапов проведения деловой педагогической игры по дисциплине учебного плана "Теория и методика физического воспитания". В играх выделены четыре этапа: подготовительный, предыгровой, игровой и заключительный. Каждый этап выделяется спецификой его проведения и решает определенные задачи,связанные с выполнением действий участниками игрового процесса.
6. Применение деловых педагогических игр на учебных занятиях по "Теории и методике физического воспитания" позволяет студентам через деятельностное участие в овладении учебным материалом более четко определяться в понимании значимости профессиональных умений в деятельности учителя физической культуры при организации и проведении учебно-воспитательной работы со школьниками. Процесс формирования профессиональных умений у студентов проходил более эффективно, чем у студентов, занимавшихся традиционными методами. В экспериментальных группах результаты выросли с 3,26нм0,48 до 4,08+0,11- (16,4%),... в контрольных группах с 3,36*0,31 до 3,64+0,22 (5,6%).
Т. Пел.: г.:>зопаш1е деловых педагогических игр в учебном
процесса положительно отразилось на отношении студентов к профессии учителя физической культуры. Максимум удовлетворенности профессией в экспериментальных группах вырос с 32, до 58,3^, в контрольных группах результаты снизились с 37,2% до 34,7^5. Общий индекс удовлетворенности в экспериментальных группах вырос с 0,59 до 0,78. В контрольных группах результат изменился незначительно с 0,6 до 0,61. Подготовленность студентов к практической деятельности в экспериментальных группах за период эксперимента увеличилась с 18% до 70%, в контрольных группах с 14% до 22%. Результаты коэффициента удовлетворенности и коэффициента значимости профессии учителя физической культура «згзду экспериментальными и контрольными группам'.! имели достоверные различия.
8. Применение деловых педагогических игр на уче^лос за-"тг:!ях по "Т!'5Б" позволило повысить эффективность фе;-.1роваша уг:еш:Л У студентов при изучении учебного материала, что . асдуг-эр-дае^ся результатами контрольных работ: контрольная р з б о то I тИзбляд/'б'55>Ткрптич.7,815; к°!!тр°ль!шя работа К Тн9бляд/°-'87>Ткр:т1Ч.7«8155 контрольная работа 2? 3 Тнаблюд> <5,71>Т,.р;;ТИТ{17,815.
Список работ, опубликованных по теме диссертации .
1. К вопросу внедрения ыетодаделовых игр в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта// Пути оптимизации физического вос-
- питания и спортивной тренировки в республике: Тез. докл. X республиканской науч.-практ. конф., Ташкент, 12-13 декабря 1988 г. - Ташкент, I988.-C.35 - 36,
2. Активные метода обучения в учебной процессе на факультете физической 1ультуры// Теоретические основы физической культуры: Тез. докл. науч.-практ. конф., посвященной 40-ле-тив факультета физической культуры КГПИ. Казань* 1989. С.41-42.
3. Деловые игры в профессиональной подготовке студентов факультетов физической культуры педвузов// Пути и перспективы перестройки содержания и методов подготовки учителя физической культуры: Тез. докл. мехе вуз. Северо-Кавказской региональной нау.-практ, конф., Махаадала, 15-17 октября 1990 г.Махачкала, 1990.-С.29-30 (в соавторстве).
в'печать 24.10.90- Заказ 667 60x90/16 Тирах: НО
Подписано Формат
Москва. Типограф/л ' ВДСХПИЛ