автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры
- Автор научной работы
- Ротерс, Татьяна Тихоновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ротерс, Татьяна Тихоновна, 1984 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ШЗОТЬТУРЫ (ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Общие требования к учителю советской школы.
1.2. О профессиональной деятельности учителя физической культуры.
1.3. Курс "Музыкально-ритмического воспитания" как предмет учебного плана факультетов физического воспитания.
1.4. Анализ программ по физической культуре в школе за советский период (раздел танцевальных упражнений и элементов художественной гимнастики.
1.5. Элементы современного танца и ритмичная музыка в физическом воспитании школьников.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-ритмическое воспитание в профессиональной подготовке учителя физической культуры"
Актуальность.
В эпоху зрелого социализма особое значение приобретает физическое совершенство как одно из слагаемых гармонического развития молодого поколения нашей страны. Поэтоцу столь актуальной является проблема физической подготовки молодежи к труду и защите Родины, повышение двигательной активности детей и подростков,привитие интереса к физической культуре и спорту всех школьников, внедрение в их повседневную жизнь регулярных занятий физическими упражнениями. В связи с этим повышение эффективности подготовки высококвалифицированных физкультурных кадров ставится сейчас в ряд наиболее актуальных научных проблем. Это подчеркивается в материалах ХХУТ съезда КПСС (1931) ; сентябрьском постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем подъеме массовости физическом культуры и спорта" (1981) ; материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" (1984) указывается на то, что неотъемлемой частью реформы системы народного образования является значительное улучшение подготовки учительских кадров. А это связано с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в педагогических институтах и университетах в тесной связи с требованиями жизни, с повышением уровня профессионального мастерства студентов.
Вопросы формирования личности учителя, его профессионального мастерства освещаются в работах А.С. Макаренко, 1958; Н.К.Крупской, 1958; Ф.Н. Гоноболина, 1965 ; б.В. Александрова, 1971; Н.В. Кузьминой, 1967, 1970, 1972; В.А. Сластегагаа, 1973, 1976 и др.
В области физической культуры вопросы профессиональной подготовки учителей исследовались Л.К. Антоновым, 1952; В.Д. Максимовым, 1958 ; Ю.Я. Янсоном, 1962 ; А.Д. Тиселько, 1970 ; В.Г. Бе-ликом, 1971; В.А. Губановым, 1972; А.И, Селезневым, 1978 и др.
Вместе с тем практический опыт свидетель ствует о том, что ряд вопросов, имеющих важное значение для совершенствования системы подготовки квалифицированных учителей физической культуры, не решен. В их числе профессиональная подготовка по музыкально-ритмическому воспитанию.
В программах по физической культуре в школе, начиная с 1927 года, всегда имели место танцевальные упражнения и танцы. С 1975 года введена художественная гимнастика для девочек. В программе 1983 года предусмотрены элементы современного танца под музыкальное сопровождение.
Эти упражнения являются важным образовательным, воспитательным и эстетическим средством физического воспитания школьников на что указывают ряд авторов О.А. Куду, 1963; Н.М. Глу-шак, 1966; М.Д. Булыгин, 1975 ; В.Й. Шацкая, 1973 ; Г.А. Боброва, 1978; Д.В. Мавромати, 1972 и др.). Применение танцевальных упражнений без предметов и с предметами, общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение на уроках по физической культуре и внеклассных физкультурных мероприятиях в школе требуют специальных умений и навыков учителя.
Основные профессиональные знания и навыки преподавания этих упражнений учитель физической культуры должен получить в период обучения на факультете физического воспитания при освоении курса музыкально-ритмического воспитания. Но при прохождении этого курса основное внимание уделяется музыкально-ритмической и технической подготовке студентов. В то же время методическая подготовка и выработка профессиональных: навыков отстают. Весьма слаба и связь курса цузыкально-ритмического воспитания с педагогической практикой в школе.
В литературе нам не удалось найти научно-исследовательских работ, посвященных проблеме црофессиональной подготовки студентов по музыкально-ритмическому воспитанию. Это влечет за собой снижение качества подготовки студентов по этому предмету. В связи с этим, актуальной . является проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов факультета физического воспитания к преподаванию современных и национальных танцев, упражнений художественной гимнастики, общеразвиваюцих упражнений и подвижных игр под музыкальное соцровождение, что и обусловило выбор темы нашего исследования.
Рабочая гипотеза.
Основываясь на анализе программно-методических материалов, изучении опыта работы учителей физической культуры и преподавателей музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания, мы предположили, что освоение программного материала с одновременным формированием профессиональных навыков, применением технических средств, введением методических и инструктивных занятий, внедрением музыкально-ритмических упражнений, музыкального сопровождения на педагогической практике в школе будет способствовать повышению профессионального мастерства будущих учителей физической культуры.
Также предполагалось, что введение упражнений из современных танцев под ритмичную музыку в учебный процесс студентов и школьников повысит их интерес и активность к выполнению физических упражнений.
- 7
Научно-теоретическая новизна.
Впервые дан анализ использования танцевальных упражнений и танцев, упражнений художественной гимнастики в физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ и состояния преподавания музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания педагогических институтов.
Разработаны содержание и приемы проведения методических занятий, инструктивных перед выходом на педагогическую практику в школу*
Впервые подобраны и применены упражнения из современных танцев в стиле диско под ритмичную музыку, в занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию со студентами и на уроках по физической культуре в школе.
Определена связь элементов современного танца с общеразви-вающими упражнениями.
Показана эффективность введения современных танцевальных упражнений и ритмичной в^узыки на педагогической практике в школе.
Практическая значимость.
Полученные данные исследования использованы при составлении школьных программ по физической культуре для учащихся 4-10 классов. Опытная программа, проверенная в педагогическом эксперименте, внедрена в практику работы Ворошиловградского и Ростовского педагогических институтов.
На основе результатов исследования разработаны методические рекомендации для учителей физической культуры по применению танцевальных упражнений на уроках физической культуры с I по 10 класс. Подготовлены музыкальные записи к уроку физической культуры. Разработана программа по цузыкально-ритмическоцу воспитанию для отделений физического воспитания педагогических училищ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Преподавание программного материала по курсу музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания с одновременным формированием профессиональных навыков; проведение методических занятий для закрепления знаний и приемов преподавания школьного программного материала с I по 10 класс, а также инструктивных занятий перед педагогической практикой в школе значительно повышают профессиональную подготовку учителей физической культуры.
2. В процессе обучения студентов необходимо применять технические средства /магнитофон, проигрыватель/ для формирования навыков подбора музыки для различных видов, упражнений, а также для контроля за действиями студентов в процессе учебной практики.
3. Введение в уроки физической культуры на педагогической практике в школе танцевальных , упражнений, упражнений художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение способствует повышению профессионального уровня будущих учителей физической культуры.
4. Применение современных танцевальных упражнений в стиле диско под ритмичную музыку способствует повышению интереса и активности студентов и школьников при выполнении физических упражнений, развитию эстетического вкуса.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
I. Анализ школьных программ по физической культуре (19271983) показал, что танцевальные упражнения, танцы, упражнения художественной гимнастики являются их органической частью. В программах прослеживается тенденция к увеличению объема танцевальных упражнений и танцев от десятилетия к десятилетию, и акцентируется внимание на проведение этих упражнений под музыку.
Однако в практической работе учителя физической культуры редко используют танцевальные упражнения и танцы, музыкальное сопровождение. Так, только 38,1% опрошенных учителей системати
- 104чески включают эти упражнения в уроки физической культуры. Музыкальное сопровождение применяют 29,6% учителей. Одной из причин создавшегося положения является слабая профессиональная подготовка учителей физической культуры к проведению такого вида работы.
2. Проанализировав программы по музыкально-ритмическому воспитанию на факультетах физического воспитания (1957, 1966, 1972, 1982) и опыт работы преподавателей, мы установили, что программы лишь частично обеспечивают подготовку студентов к будущей педагогической деятельности. На это указали 72 7% опрошенных преподавателей. В процессе прохождения курса преподаватели основное внимание уделяют изучению музыкальной грамоты, выполнению ритмических упражнений, освоению техники программных упражнений. И крайне недостаточно - формированию профессиональных навыков в проведении упражнений, знаний школьного программного материала, использованию технических средств в обучении. На педагогической практике в школе музыкально-ритмические упражнения не проводятся.
3. Разработанная опытная методика для совершенствования профессиональной подготовки студентов к преподаванию современных и национальных танцев, упражнений художественной гимнастики, общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение в школе имела следующие особенности:
- учебная практика проводилась в процессе прохождения курса музыкально-ритмического воспитания по основным упражнениям школьного программного материала с использованием различных методических приемов;
- в конце курса музыкально-ритмического воспитания проводи
- 105 лись методические занятия для закрепления знаний и приемов преподавания программного материала с I по 10 класс ;
- вводились инструктивные занятия перед выходом на педагогическую практику в целях восстановления знаний школьного программного материала;
- применялись технические средства для формирования навыка подбора музыки для различных видов упражнений, а также для контроля за действиями студентов в процессе учебной практики;
- на педагогической практике в школе музыкально-ритмические упражнения вводились в уроки физической культуры под непосредственным контролем методистов.
4. В результате исследования современных танцев в стиле диско мы установили, что для них характерны ритмичные движения, позы, жесты, которые по структуре близки к общеразвивающим упражнениям. Выполнение их под ритмичную музыку оказывает общераз-вивающий эффект на различные мышечные группы тела и способствует развитию аэробной функции организма. В то же время введение их как в уроки физической культуры на педагогической практике, так и в занятия студентов по курсу музыкально-ритмического воспитания повышает интерес студентов и школьников к таким занятиям. Все сказанное удебительно говорит о целесообразности их введения как в школьную программу, так и в программу музыкально-ритмического воспитания.
5. В результате проведенного педагогического эксперимента установлено, что уровень профессиональной подготовки студентов опытной группы оказался более высоким, чем у студентов контрольной группы. В том числе:
- 106
- средний уровень музыкальной подготовки на 0,6 балла выше ;
- показатели технической подготовки на 0,1-0,2 балла выше по сравнению с контрольной группой. Этому в немалой степени способствовал дифференцированный подход к обучению с учетом уровня развития у студентов чувства ритма. Коэффициент корреляции между уровнем развития чувства ритма и степенью технической подготовки был равен 0,987, что свидетельствует о их тесной взаимосвязи ;
- повысился уровень знаний гимнастической терминологии. Из 240 элементов знаний, составляющих данную терминологию, контрольная группа воспроизвела 166, а опытная 220, что на 22,5% выше по сравнению с контрольной группой. Уровень знаний техники упражнений школьной программы по результатам контрольной работы, показал преимущество опытной группы на 20%;
- в умении преподавать танцевальные упражнения, упражнения художественной гимнастики под музыкальное сопровождение, студенты опытной группы показали более высокие результаты. Критерий качества усвоения умений в опытной группе составил 0,81 усл. ед., что соответствует допустимому уровню педагогической деятельности. А в контрольной - 0,69 усл. ед., что соответствует критическое уровню.
6. На педагогической практике в школе студенты опытной группы вводили в уроки физической культуры музыкально-ритмические упражнения, чему в значительной мере способствовали инструктивные занятия перед педагогической практикой, а также контроль со стороны методистов.
Все просмотренные уроки студенты опытной группы проводили
- 107 под специально подготовленную фонограмму музыкальной записи. Студенты контрольной группы при проведении уроков физической культуры музыкальное сопровождение не использовали.
Элементы современного танца, шаги польки, галопа, вальса студенты опытной группы включали во все просмотренные уроки (40). Студенты контрольной группы эти упражнения не проводили. Качество проведения таких уроков у студентов опытной группы соответствует допустимому уровню (0,80 усл. ед.).
Учащиеся к урокам студентов опытной группы, проводимых с элементами современных танцев под ритмичную музыку относились с повышенной активностью, интересом, вниманием. Посещаемость уроков физической культуры у студентов опытной группы на 10% выше, чем у студентов контрольной группы. Моторная плотность уроков на 5% выше. Пульсовая стоимость общеразвивагощих упражнений типа зарядки, проводимых студентом контрольной группы составила 780 ударов за 7 минут занятий поточным способом средним по успеваемости учащимся 5-го класса. А пульсовая стоимость общеразвивагощих упражнений, проводимых студентом опытной группы под ритмичную музыку, с элементами современных танцев в стиле диско, при прочих равных условиях - 856 ударов.
7. Полученные результаты дают основание утверждать, что предложенная методика формирования у студентов факультета физического воспитания профессионально-педагогических умений по курсу музыкально-ритмического воспитания дает более высокий дидактический эффект и способствует оптимизации процесса подготовки учителей физической культуры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основе проведенного исследования можно сделать ряд рекомендаций:
1. Необходимо в курсе цузыкально-ритмического воспитания предусмотреть элементы современного танца в стиле диско под ритмичную музыку; методические занятия для закрепления знаний и приемов преподавания программного материала с I по 10 класс ; инструктивные занятия перед выходом на педагогическую практику в школу*
2. Контрольные упражнения по определению уровня музыкальной, ритмической, технической подготовки и определению умений обучать двигательным действиям с предложенными критериями оценки за эти умения, могут быть использованы для педагогического контроля в курсе музыкально-ритмического воспитания.
3. Для высококачественной подготовки учителей физической культуры к проведению упражнений под музыкальное сопровождение необходимо: через кабинет технических средств обучения организовать индивидуальное прослушивание студентами фонограмм музыкальных записей для различных видов упражнений. В процессе проведения учебной практики записывать команды, указания студентов на магнитофон с последующим прослушиванием и обсуждением.
4. В целях улучшения профессиональной подготовки студентов необходимо установить тесные межпредметные связи курса музыкально-ритмического воспитания с другими спортивными дисциплинами. Для чего преподавателям музыкально-ритмического воспитания подготовить и дать свои рекомендации преподавателям других спортивных дисциплин с последующими обсуждениями на педсо
- 109 ветах факультетов физического воспитания.
5. В школьные уроки физической культуры целесообразно вводить элементы современных танцев в стиле диско под соответствующую ритмичную иузыку. В связи с этим необходимо принять меры к повышению квалификации учителей по этому разделу. Для чего преподавателям музыкально-ритмического воспитания совместно с институтами усовершенствования учителей разработать ряд методических рекомендаций, фонограмм музыкальных записей, ки-нокольцовок.
- но
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ротерс, Татьяна Тихоновна, Москва
1. Актуальные вопросы идеологической, политико-массовой работы: Постановление Пленума ЦК КПСС, - Правда, 1983, 16 июня,
2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
3. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от II сентября 1981 г. Правда, 1981, 24 сентября.
4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
5. Абдуллина О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования. Советская педагогика, 1976, № I, с. 75-84.
6. Аверкович Э.П., Попов Ю.А., Резников Ю.А., Суславов Б.А. Объективизация судейства в гимнастике как проблема спортивной метрологии. Теория и практика физической культуры, 1979, № 7, с. 47-49.
7. Азгальдов Г.Г., Райтман Э.П. О квалиметрии. М.: изд-во Стандартов, 1973, 172 с.
8. Александров Н.В. Актуальные проблемы теории и практики высшего педагогического образования. В кн.: Вопросы высшего педагогического образования. Томск, 1971, с. 9-21.
9. Александров Н.В. О задачах исследований в области высшего педагогического образования. Советская педагогика, 1973, № 3, с. 3-II.
10. Алферов Ю.С., Осовский Е.Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя. Советская педагогика, 1971, № 2, с. 83-90.1.. Андреев В.Г. В плену универсализма. Учительская газета, 1966, 22 сентября.
11. Антонов Л.К. Формирование профессионально-преподавательских умений и навыков у студентов институтов физической культуры на уроках гимнастики: Автреф. дис. . канд. пед. наук.1. М., 1952. 17 с.
12. Аргунов А.С. 0 требованиях к учителю физической культуры и его профессиональной подготовке. В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической 1сультуры. - Ульяновск, 1976, с. 9.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.-Л.: Музгиз, 1947. - 164 с.
14. Астраханцева В.И., Поварницин А.П. Некоторые вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса на факультетах физического воспитания. Теория и практика физической культуры, 1975, № II, с. 61-64.
15. Ахмедзянова Л.М. 0 педагогическом призвании. Советская педагогика, 1971, № 2, с. 91-98.
16. Ахмедин З.А. Ориентация учащихся старших классов средней школы на профессию учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1968. - 24 с.
17. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.221 с.
18. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку. Физическая культура в школе, 1980, № 8, с. 7-10.- 112
19. Бабасиев A.M. Об этом надо говорить. Музыкальное сопровождение уроков физической культуры. Физическая культура в школе, 1964, № II, с. 14-15.
20. Байков В.П. Путь к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Физическая культура в школе, 1982, № 8,с. 23-26.
21. Балбенко С.Ю. Личность учителя физической культуры и условия ее формирования в высшей школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Харьков, 1971. - 18 с.
22. Бальные танцы. ( Беликова А.Н. М.: Советская Россия, 1983. - 118 е., ил., нот.
23. Барышев В.И. Методика исследований оптимизации профессиональной подготовки учителя физической культуры. В кн.: Совершенствование профессиональной подготовки учителя физической культуры в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. - Запорожье, 1981, с. 16-17.
24. Велик В.Г. Исследование некоторых вопросов профессиональной подготовки студентов факультетов физического воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1971. 18 с.
25. Белгосова Л. Школьный вальс. Семья и школа, 1979, № 5, с. 28-31.
26. Белякова Н.Г. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1968, - 18 с.
27. Бервинова Н.С. Исследование эстетической подготовки студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1978. - 20 с.
28. Беспалько В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. Советская педагогика, 1968,- 11330. Бирюк Е.В. Художественная гимнастика. Радянська школа, 1981. - 102 с.
29. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. М.: Физкультура и спорт. - 1978, 206 с.
30. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 4-8 классе.-М.: Просвещение, 1979. 191 с.
31. Богословский В.П. Ускорять внедрение в практику результатов научных исследований. Физическая культура в школе, 1979, № 3, с. 7-9.
32. Бойкова В.И. Танцевальные упражнения на подвижных переменах. Физическая культура в школе, 1980, № II, с. 19-21.
33. Брыкин А.Т. Гимнастическая терминология. М.: Физкультура и спорт, 1969. - 189 с.
34. Булыгин М.А. Активизация методов физического воспитания студентов педагогических вузов средствами музыкально-ритмической подготовки. Дис. . канд. пед. наук. - Измаил, 1975.183 с.
35. Бурцева М.Е. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры. Физическая культура в школе, 1958, № 12,с. 73-74.
36. Буц Л.М. Эффективные условия формирования правильной осанки средствами художественной гимнастики у девочек 7-9 лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1978. - 21 с.
37. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Новая Москва, 1923. -326 с.
38. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 311 с. с ил.
39. Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражне- 114 ния с предметами. М.: Физкультура и спорт. - 1973, 184 с.
40. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. -М.: Просвещение, 1964. 143 с.
41. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1967. - 86 е., с ил.
42. Виленский М.Я. Система профессиональной направленности физического воспитания в педагогических институтах. Теория и практика физической культуры, 1978, № 6, с. 44-47.
43. Воскресенская Л.П. Исследование роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1969. - 13 с.
44. Воробьев В.И. Готовить педагога. Физическая культура в школе, 1965, № 7, с. 48.
45. Галстян Р.В. Исследование ритма некоторых гимнастических упражнений и значение формирования представления о нем в процессе обучения гимнастики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1971. - 25 с.
46. Глушак Н.М. Обучение танцам на уроках гимнастики. -Физическая культура в школе, 1969, № 10, с. 23-27.
47. Глушак Н.М. Исследование эффективности танцевальных упражнений в физическом воспитании школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1966. - 22 с.
48. Глушак Н.М. Не самоцель. Танцевальные упражнения на уроке физической культуры. Физическая культура в школе, 1966, № I, с. 18-19.
49. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
50. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1976. - 160 с.- 115
51. Гориневский В.В. Физическое образование. С-Петербург: Родник, 1913. - 312 с.
52. Гориневский В.В. Культура тела. Двигательные средства физической культуры. М., Наркомздрав РСФСР, 1927. - 327 с.
53. Григорович Ю.Г. Быть, а не слыть новатором. Известия, 1983, 3 сентября.
54. Григорьева А.Г., Метельский Г.И. Формирование организаторских умений у будущих учителей. В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976, с. 67-69.
55. Губанов В.А. Гимнастика. Музыкальное сопровождение занятий гимнастикой. М., 1971. - 33 е., с нот., ил.
56. Губанов В.А. Гимнастика. Формирование профессионально-педагогических навыков и умений. М., 1972. - 77 с.
57. Гусак Ш.З. Методика гимнастического урока под ьузыку. -Физическая культура в школе, 1961, № 12, с. 31-35.
58. Гусак Ш.З. Музыка на школьном уроке гимнастики. -Физическая культура в школе, 1961, № 9, с. 34-36.
59. Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. М., Театр и искусство, 1922. - 120 с.
60. Данилов М.А. Марксистская диалектика-методологическая основа педагогических исследований. Советская педагогика, 1970. № 3, с. 72-82.
61. Доброквапшна Т.А. Методика подготовки и проведения семинарских занятий в институте физической культуры. Теория и практика физической культуры, 1968, № II, с. 55-57.
62. Доленко О.Л., Резцов С.И., Молостова Ф.й. Бути повышения эффективности физического воспитания в вузе. Теория и практика физической культуры, 1982, № 9, с. 38-40.- 116
63. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М., Физкультура и спорт, 1969, - 176 е., с ил.
64. Дробот И.П. Готовить учителя, а не тренера по одному из видов спорта. Физическая культура в школе, 1963, № 2,с. 12-16.
65. Дункан А. Движение-жизнь. М.: Школа Дункан, 1921.7 с.
66. Егорушкин А.С. О музыкальном сопровождении на уроках физической культуры. Физическая культура в школе, 1970, № II, с. 15.
67. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1978. - 91 с.
68. Зазуля Ю.С. Средства и методы эстетического воспитания юных гимнастов на начальном этапе спортивной тренировки: Дие. . канд. пед. наук. М., 1979. - 168 с.
69. Захаров И.С. Так ли надо готовить учителя физической культуры. Физическая культура в школе, 1963, № I, с. 2-3.
70. Збруева А.А. Ритмическое воспитание. М.: Художественная литература, 1935.
71. Золотарь К.И. Ленинские принципы научной организации управленческого труда в руководстве школой. Советская педагогика, 1970, № II, с. 30-33.
72. Иванов И. Исследование эффективности использования музыки в некоторых циклических видах спорта: Автореф. дие. . канд. пед. наук. М., 1969. - 20 с.
73. Калашников Г.А. Школам-высококвалифицированные кадры учителей. Физическая культура в школе, 1963, № 5, с. 7-9.
74. Калинин М.И. Избранные произведения, т. 3. М.: Госполитиздат, 1962. - С. 326-327.- 117
75. Калинин М.И. О воспитании и обучении. М.: изд-во МП РСФСР, 1957. - с. 241.
76. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. - 270 е., с ил.
77. Кашкаева Э.А. Народные танцы как средство и форма физического воспитания школьниц Дагестанской АССР: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 18 с.
78. Кирилов Б.С. 0 некоторых путях и приемах повышающих профессионально-педагогическую подготовку учителей физической культуры для 5-7 классов: Дис. . канд. пед. наук. Л., 1974. 195 с.
79. Кичук С.Ф. Система подготовки студентов заочной формы обучения к внеклассной спортивно-массовой работе в школе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1983. - 192 с.
80. Клевенский Л. Ритмика-социально-воспитательный фактор. Народное просвещение, 1922, № 5, с. 6.
81. Коджаспиров Ю.Г. Музыка как психофизиологическое средство организации учебно-тренировочных занятий. Теория и практика физической культуры, 1975, № 3, с. 53-56.
82. Колоколова В.М. Об устранении недостатков в педагогической подготовке специалистов физического воспитания для средних школ. Теория и практика физической культуры, 1957, № 10, с. 46-51.
83. Кольчевская Л.Н. Всесоюзное совещание по вопросам совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Физическая культура в школе, 1976, № 4, с. 4.
84. Кондаков М.И. О дальнейшем совершенствовании физического воспитания в школах. Физическая культура в школе, 1976,4, с. 10.
85. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста и профессионально-педагогическая подготовка студентов институтов физической культуры. Теория и практика физической культуры, 1981, № 8, с. 37-39.
86. Котова Л., Федорова А. Современные детские танцы. -Магадан: кн. изд-во, 1969. 40 с.
87. Крадман Д.А. Ритм и пластика в физической культуре. -Теория и практика физической культуры, 1930, № 2.
88. Красавцев В.П. Модель будущей деятельности как основа профессионально-педагогической подготовки студентов института физической культуры. Теория и практика физической культуры, 1980, № 8, с. 43-45.
89. Красавцев В.П. Комплексная оценка качества профессиональной подготовки выпускников института физической культуры к работе в вузе. Теория и практика физической культуры, 1981, № б, с. 42-44.
90. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 3. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - с. 265-266.
91. Крупская Н.К. Об учителе. М.: изд-во АПН РСФСР, I960.
92. Кручинин В.А. Воспитывая чувство ритма. Физическая культура в школе, 1974, № 12, с. 18-19.
93. Кудинов С.И. Гностические умения в деятельности учителя физической культуры. В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976, с. 12-14.
94. Кудинов С.И. Формирование профессиональных умений у студентов в период педагогической практики. В кн.: Совершенствование процесса обучения будущих учителей физического вое- 119 питания. Пермь, 1980, с. 58-70.
95. Куду Э.А. 0 влиянии музыки на образование двигательных навыков в художественной гимнастике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тарту, 1963. - 19 с.
96. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.
97. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.
98. Кузьмина Н.В. Обучение основам профессионального мастерства в высшей школе как научная проблема. В кн.: Социально-психологические, педагогические и методические проблемы повышения эффективности учебного процесса в высшей школе. - Л., 1972, с. 46-63.
99. Кулик Н.Г., Мирошников Е.А., Алмазов Ю.А. Сумматор пульса прибор для определения оценки величины тренировочных нагрузок. - Теория и практика физической культуры, 1965, № 8, с. 32-35.
100. Лазаренко Т.П. Квалиметрия в художественной гимнастике. В кн.: Гимнастика. - М., 1978, вып. I, с. 33-39.
101. Левитский П.М., Балталон В.Г. Функциональная музыка на уроке. Физическая культура в школе, 1982, № 2, с. 19-20.
102. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 2.- 120
103. М.: Учпедгиз, 1952. с. 280.
104. Луначарский А.В. 0 народном образовании. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - с. 208.
105. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - с. 443.
106. Лупандина Н.А., Якубовская В.Г. Методика урока физической культуры в У-Х классах. М.: изд-во АПН РСФСР, 1955. -107 с.
107. Лупандина Н.А. Якубовская В.Г. Методика урока физической культуры в 1-1У классах. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957.105 с.
108. НО. Лупандина Н.А. Требования к квалификационной подготовке учителя физической культуры. Физическая культура в школе, 1978, № 9, с. 19-22.
109. Мавромати Д.П. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорта, 1972. 143 е., с ил.
110. Макаренко А.С. Сочинения, т. 5. М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. - с. 242.
111. Максимов В.Д. Некоторые особенности преподавания гимнастики в институтах физической культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Рига, 1958. - 24 с.
112. Марквиладзе Г. Авторитет учебного предмета. Совет- 121 ский спорт, 1970, 20 февраля.
113. Маркова В.И. Упражнения под музыку. Ходьба, бег, прыжки.- Физическая культура в школе, 1965, № 7, с. 14.
114. Маркова В.И., Коченовская М.В. Музыка для гимнастики в школе. Вып. 3. 8-10 классы.- М.: Музыка, 1966.- 94 е., нот.
115. Маркова В.И. Коченовская М.В. Музыка для гимнастики в школе. Вып. 2. 5-7 классы.- М.: Музыка, 1969.- 99 е., с нот.
116. Масалыгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 151 с.
117. Матущак Д.Ф. О структуре конструктивного и организаторского компонентов педагогической деятельности учителя физического воспитания.- В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976, с. 14-16.
118. Мейксон Г.Б. Как изучать опыт педагогической деятельности учителя. Физическая культура в школе, 1978, № 5,с. 26-29.
119. Мелия А.С. Выше качество подготовки специалистов.-Теория и практика физической культуры, 1976, № 4, с. 48-51.
120. Меркель С., Шапиро Ф. Музыкально-ритмическое воспитание детей-школьников.- М.-Л.: Учпедгиз, 1931. 38 с.
121. Меркурис И.А. Не только спортсмен.- Учительская газета, 1964, 22 января.
122. Михайлов В.В. Моторная плотность и интенсивность мышечной нагрузки на академических занятиях по физическое воспитанию.- В кн.: Физическое воспитание и спорт.- М., 1976, с. 6-22.
123. Морель Ф.Р. Хореография в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 143 е., с ил.
124. Моцкус И.Б. Многоэкстремальные задачи в проектирова- 122 нии. М.: Наука, 1967. - 215 с.
125. Музыка для утренней гимнастики в детском саду. (Мет-лов Н.- М.: Советский композитор, 1970.- III с. с нот.
126. Муратова Н.М. К вопросу методики проведения занятий со студентами факультета физического воспитания по музыкальной ритмике по теме "Метр".- В кн.: Физическое воспитание и спорт. М., 1970, вып. 9, с. 165-177.
127. Начинская С.В. Математическая статистика в спорте.-Киев ; Здоровье, 1978. 133 с.
128. Обучение упражнениям художественной гимнастики с предметами в общеобразовательной школе.- Л., 1979. 52 с.
129. Орлов С.В. Некоторые особенности профессиональной подготовки преподавателей физического воспитания.- В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976, с. 77-79.
130. Павлов И.Б., Ихильчук В.Н. Объективность оценки качества профессионально-педагогической подготовки важнейшая сторона формирования учителя физического воспитания. - Теория и практика физической культуры, 1975, № 9, с. 61-63.
131. Павлов Ю.С. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. М.: Знание, 1972. - 31 с.
132. Панин А.Й., Попков А.В., Мерзликин Г.А., Тылык В.В. Влияние упражнений специфического и неспецифического (танцевального характера на развитие двигательных качеств студентов.- Теория и практика физической культуры, 1972, № 6, с. 54-58.
133. Петров И.Г. Предмет и методы соци ологических исследований.- М.: Знание, 1964.- 40 с.
134. Петунина А.Д. 0 составе педагогического умения обу- 123 чать физическим упражнениям.- В кн.: Основы профессионального мастерства учителя физической культуры. Ульяновск, 1976, с. 84-85.
135. Петунин О.В. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры.- Физическая культура в школе, 1979,5, с. 17-25.
136. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры.- М.: Просвещение, 1980.- 112 с.
137. Петухов И.П. Развитие советской системы подготовки преподавателей по физическому воспитанию и спорту (I9I7-I948): Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1949. 19 с.
138. Пилиповская М.В., Шпемин А.В. Взаимосвязь способностей комплексной оценки основных параметров движения и технической подготовленности гимнасток.- Теория и практика физической культуры, 1973, № I, с. 47-52.
139. Подскоцкий Б.Е. Роль педагога во всестороннем воспитании молодежи.- Теория и практика физической культуры, 1966, № 4, с. 64-66.
140. Поцелуев А.А. 0 подготовке учителей физкультуры.- Советская педагогика, 1967, № 6, с. I05-II4.
141. Поцелуев А.А. Учитель физкультуры. Кто он?.- Советский спорт, 1968, 20 апреля.
142. Программы педагогических институтов. Музыкально-ритмическое воспитание (для факультетов физического воспитания).-М.: Просвещение, 1957. 19 с.
143. Программы педагогических институтов. Музыкально-ритмическое воспитание (для факультетов физического воспитания). М.: Просвещение, 1966. 21 с.- 124
144. Программы педагогических институтов. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.- М.: Просвещение, 1972.- 15 с.
145. Программы педагогических институтов. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.- М.: Просвещение, 1982.- с. 1-27.
146. Программы и методические записки единой трудовой школы. Вып. Ш. 1-й концентр городской школы П ступени.- Наркомпрос, 1927.- с. 392-407.
147. Программы НКП для младших групп ФЗД и начальной сельской школы.- Ленгороно, 1933.- с. 185-237.
148. Программы начальной школы. Наркомпрос РСФСР.: Учпедгиз, 1935.- с. I12-135.
149. Программы средней школы. Физкультура.- Наркомпрос РСФСР.: Учпедгиз, 1935. 47 с.
150. Программы средней школы. Физическая культура.- Наркомпрос РСФСР, 1938. 67 с.
151. Программы начальной школы. Физическая культура.- Наркомпрос РСФСР, 1940.- 46 с.
152. Программы начальной школы.- М.: Учпедгиз, 1950.- с. 99-137.
153. Программы начальной школы.- М.: Учпедгиз, 1951.- с.102.I4I.
154. Программы начальной школы.- М.: Учпедгиз, 1952.- с.103.143.
155. Программы начальной школы.- М.: Учпедгиз, 1953.- с.104.143.
156. Программы средней школы. Физическое воспитание в У-УП; УШ-Х классах.-М.: изд-во АПН РСФСР, 1953. 46 с.- 125
157. Программы начальной школы на 1954-55 учебный год. -М.: Учпедгиз, 1954. с. 76-103.
158. Программы средней школы на 1954-55 учебный год. Физическая культура УШ-Х классов.- М.: Учпедгиз, 1954. 32 с.
159. Программы начальной школы на 1955-56 учебный год.- М.: Учпедгиз, 1955. с. I03-I3I.
160. Программы средней школы на 1955-56 учебный год. Физическая культура 1-Х классов.- М.: Учпедгиз, 1955. 79 с.
161. Программы средней школы на 1956-57 учебный год. Физическая культура 1-Х классов.- М.: Учпедгиз, 1956.- 79 с.
162. Программы средней школы на 1957-58 учебный год. Физическая культура 1-Х классов.- М.: Учпедгиз, 1957.- 79 с.
163. Программы средней школы на 1958-59 учебный год. Физическая культура I—10 классов.- М.: Учпедгиз, 1958.- 79 с.
164. Программы средней школы на 1959-60 учебный год. Физическая культура 1-Х классов.- М.: Учпедгиз, 1959.- 79 с.
165. Программы восьмилетней школы. Начальные классы.- М.: Учпедгиз, I960. с. 129-156.
166. Программы средней школы на 1960-61 учебный год. Физическая культура УП-Х классов.- М.: Учпедгиз, I960. 45 с.
167. Программы восьмилетней школы. Физическая культура.- М.: Учпедгиз, 1962.- 76 с.
168. Программы средней школы на 1962-63 учебный год. Физическая культура. М.: Учпедгиз, 1962.- 29 с.
169. Программы средней школы на 1963-64 учебный год. Физическая культура.- М.: Учпедгиз, 1963.- 80 с.
170. Программы средней школы на 1964-65 учебный год. Физическая культура.- М.: Просвещение, 1964. 77 с.-126
171. Программы восьмилетней школы. Физическая культура.-М.: Просвещение, 1967.- 39 с.
172. Программы восьмилетней школы. Начальные классы.- М.: Просвещение, 1972. с. II5-I27.
173. Программы восьмилетней школы на 1972-73 учебный год. Физическая культура. 1У-УШ классы.-М.: Просвещение, 1972.38 с.
174. Программы средней школы. Физическая культура. IX-X классы.- М.: Просвещение, 1972.- 30 с.
175. Программы восьмилетней школы. Начальные классы.- М.: Просвещение, 1973.- с. II4-I26.
176. Программы восьмилетней школы на 1973-74 учебный год. Физическая культура. 1У-УШ классы.-М.: Просвещение, 1973.39 с.
177. Программы восьмилетней школы. Начальные классы.- М.: Просвещение, 1975. с. 177-189.
178. Программы восьмилетней школы. Физическая культура. 4-8 классы.- М.: Просвещение, 1975. 39 с.
179. Программы средней школы. Физическая культура в 9-10 классах.- М.: Просвещение, 1975. 32 с.
180. Программы восьмилетней школы. Начальные классы.- М.: Просвещение, 1976.- с. I8I-20I.
181. Программы восьмилетней школы. Физическая культура. 4-8 классы.- М.: Просвещение, 1976.- 40 с.
182. Программы средней школы. Физическая культура. 9-10 классы.- М.: Просвещение, 1976.- 32 с.
183. Резников Ю.А. Объективные критерии оценки эффективности техники в видах спорта с субъективной оценкой результатов:- 127
184. Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1974.- 33 с.
185. Резникова З.Г. Орлята учатся летать. Танцы для детей.-М. ; Советская Россия, 1974.- 126 с. с ил. и нот.
186. Резникова З.Г. Вечный огонь. Танцы для детей.- М.: Советская Россия, 1971.- 158 с. с ил. и нот.
187. Ритм и культура танца. Сборник статей.- Л.: 1926.- 79 с. с ил.
188. Рубин Б.Г., Колесников D.C. Студент глазами социолога.- Ростов-на-Дону, 1968.- 277 с.
189. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика, Музыкальное движение.-М.: Просвещение, 1972.- 334 с. с ил.
190. Румер М.А. Музыка и ритмика в детском саду.- М., 1926.- 38 с.
191. Румер М.А. Сборник песен с ритмическим оформлением.-М.: Музгиз, 1933.- 72 с.
192. Санкович Г.А. 0 некоторых особенностях становления педагогических умений и навыков у студентов институтов физической культуры. В кн.: Научно-методические труды. Вильнюс-Каунас, 1957, вып. П. с. 12-14.
193. Сатиров Г.Н. Экзамен на аттестат зрелости. Физическая культура в школе, 1962, № 2, с. 2-12.
194. Сатиров Г.Н. Школа движений.- Физическая культура в школе, 1979, № 6, с. 14-18.
195. Сафин Р.С. Подготовку специалистов на современный уровень.- Теория и практика физической культуры, 1978, № 9, с. 52-54.
196. Светинская В.Н., Ладыгин Л.А., Беликова А.И. Современный бальный танец.- М., 1976, 94 с.- 128
197. Селезнев А.И. Исследование методики подготовки студентов факультета физического воспитания к педагогической практике в школе по разделу гимнастики: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1978.- 17 с.
198. Середенко Б.С. 0 музыкальном сопровождении уроков физической культуры.- Физическая культура в школе, 1970, № 10, с. 10.
199. Сивакова Д.А. Уроки художественной гимнастики.- М.: Физкультура и спорт, 1968.- 144 с. с ил. и нот.
200. Скворцов А.Е. Формирование педагогических знаний, умений и навыков по физической подготовке и спорту у курсантов военных училищ: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- I., 1964.16 с.
201. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы.- Советская педагогика, 1973, № 5, с. 72-81.
202. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
203. Смирнов В.М., Степанов В.В. Формирование профессионально-педагогических навыков в проведении общеразвивающих упражнений.- Алма-Ата, 1974.- 31 с.
204. Собинов Б.М. Танцующая гимнастика. М.: Советская Россия, 1972.- 174 с. с ил.
205. Современный бальный танец. (Стриганова В.М., Уральская В. И.- М.: Просвещение, 1978. 431 с.
206. Современные бальные танцы.- М.: Советская Россия, 1981.- 112 с. с ил.- 129
207. Соколова И.В. Исследование психофизиологических особенностей гимнастов. Теория и практика физической культуры, 1974, № I, с. 22-24.
208. Соловьева Л.М. Подготовку специалистов на современный уровень. Теория и практика физической культуры, 1971, № 9,с. 52-54.
209. Сорокин И.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. -222 с.
210. Спирин Л.Ф. Марксистско-ленинская философия методологическая основа современной педагогической науки. Методы педагогического исследования. - М.: Просвещение, 1972»- 148 с.
211. Станкин М.И. От кого зависит авторитет учителя физической культуры.- Физическая культура в школе, 1962, № II,с. 4-7.
212. Теория и методика физического воспитания. Т. I. (Новиков А.Д., Матвеев Н.П.- М.: Физкультура и спорт, 1967.- 398 с.с ил.
213. Тиселько А.Д. Исследование методики формирования у студентов факультета физического воспитания навыков использования слова в обучении движениям: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1970.- 20 с.
214. Толкачева И.Т. Влияние физической нагрузки на чувство ритма музыкантов.- Теория и практика физической культуры, 1974, № I, с. 55-59.
215. Т^чкина З.Г. Содержание и методические указания практического раздела курса музыкально-ритмического воспитания на факультетах физического воспитания педагогических институтов.-М., 1969,- 93 с.
216. Учение о тренировке. (Харре Д.- М.: Физкультура испорт, 1971.- 326 с.
217. Физическое воспитание учащихся У-УП классов семилетних и средних школ. Программа и организационно-методические указания.- М.: Учпедгиз, 1950,- 78 с.
218. Физическое воспитание девушек,учащихся УШ-Х классов средних школ. Программа и организационно-методические указания.-М.: Учпедгиз, 1951.- 43 с.
219. Физическое воспитание юношей, учащихся УШ-Х классов средних школ. Программа и организационно-метрдические указания.-М.: Учпедгиз, 1951.- 37 с.
220. Филипов В.К. При помощи магнитофона.- Физическая культура в школе, 1973, № II, с. 15.
221. Френкин А. А. Гармоническое развитие личности и единство эстетического воспитания с физическим: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1961. 16 с.
222. Фризен В.Э., Попов Н.М. К объективной оценке труда преподавателей физического воспитания.- Теория и практика физической культуры, 1976, № б, с. 53-57.
223. Хан А.И. Каким должен быть урок физической культуры?-Физическая культура в школе, 1963, № 12, с. 55.
224. Хентов Р.Я. Совершенствовать систему повышения квалификации кадров.- Теория и практика физической культуры, 1970,12, с. 50-53.
225. Художественная гимнастика. (Орлов Л.Г.- М.: Физкультура и спорт, 1973.- 187 с.
226. Художественная гимнастика. (Под ред. Лисицкой Т.С. -М.: Физкультура и спорт, 1982.- 229 с.
227. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей- 131 и юношества.- М.: Педагогика, 1973,- 200 с.
228. Щербаков А.И. 0 методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя.- В кн.: Психология труда и личности учителя.- Л., вып. I, 1976, с. 3-29.
229. Щувалов Ф.П. Основные требования, предъявляемые к учителю физической культуры.- Физическая культура в школе, 1962, № II, с. 2-4.
230. Шгыкало Ф.Е. 0 дальнейшем совершенствовании физического воспитания школьников.- Физическая культура в школе, 1980, № 12, с. 2-7.
231. Щ/льгин В.М. 0 преемственности школьной и вузовской программ.- Теория и практика физической культуры, 1967, № 10, с. 67-69.234. %кшина 3. Ритмика.- М.: Музыка, 1976.
232. Шток.К. Система Далькроза.- Л.-М.: Петроград, 1924.132 с.
233. Щуркова Н. Приобщение к красоте.- М.: Физическая культура в школе, 1970, № 6, с. 2-3.
234. Янкелевич. Е.И. Воспитание осанки у детей.- М.: Физкультура и спорта, 1957.- 64 с.
235. Янкелевич Е.И. Физическое воспитание школьников.- М.: Музгиз, 1958, с. 216.
236. Янсон Ю.А. Педагогическая практика в школе по физическому воспитанию.- Л., 1962.- 175 с.
237. Ъо&дя- А.Т. Jiucly o(r Pcb<sotbo2Uy Jzcll-LJ
238. JWcXe-^.- OaLoupcctcoi^t 2.1.
239. Z.^fcLuutti K< Ue-ioZcc, ctcun&~\ a, jtty ~to Убь- PtydiUctsu cunct Jporfd Jftcti(Unci J9J9t 1: ЮЗ