Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Савельева, Лариса Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1997
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике на основе комплексного анализа вольных упражнений"

; ^ ОД о г ИЮН 1997

На правах рукописи

САШЛЪЕВА Лариса Анатольевна

УДЕС 795.41(С4)+796.071.4(04)

ПОДГОТОВКА ТРЕЫЕРОЗ-ХСРЕОГРАЗОВ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ВОДШЬК ЭТ1РАШШМИ

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург, 1397

Диссертация выполнена в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры швак Я.З.Лесгафта

Научный руководитель - кандидат педагогических наук,

доцент Терехина Р.Н.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Прохорова М.В.;

кандидат педагогических наук, профессор Нуравш 1,1.Л.

Ведущее учреждение - Военный институт физической

культуры

Защита состоится " 1997 г, в часов

на заседании диссертационного совета Д 046.03,01 Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени Я.Ф.Десгафта (190121 Санкт-Петербург, ул.Декабристов, 35).

С диссертацией моаио ознакомиться з библиотеке академии.

Автореферат разослан "/У" Л^^убе1997 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В. Гл. Николаев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. В технически трудных видах спорта прогресс никакими искусственными мерами остановить нельзя. Он происходит по уходящей вверх спирали сложности, что является одной из характерных тенденций развития и спортивной гимнастики. Это процесс необратимый и логичный. Он беспрерывен и бесконечен. В настоящее время спорт высших достижений предъявляет к соревнованиям все более высокие требования. Они должны не только выявлять сильнейших, но и быть интересными, зрелищными и привлекать зрителей. Поэтому необходимо сохранять и художественную ценность вида спорта, которая в спортивной гимнастике наиболее ярко проявляется на вольных упраянеюш:. Результат выступления гимнасток зависит не только от их таланта и трудолюбия, но и от того, как педагогом-тренером составлено упражнение, насколько правильно подобрана музыка, стиль и учтены индивидуальные особенности спортсменки. Поэтому возникает необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных резать творчео-кие задачи по составлению и тренировке вольных упражнений.

В настоящее время значительно повысилось внимание к проблеме подготовки тренеров по гимнастике, увеличилось количество научных работ по различным ее аспектам (Терехина Р.Н., 1985, 1995; Биндусов S.B., 1985; Ненхин Ю.В., 1987; Гамман 5.Ф., 1988; Мухакадеев И.Х., 1990; Степанова И.А., 1990; Медведева E.H., 1994 и др.). Однако научных публикаций, посвященных подготовке тренеров-хореографов, в доступной литературе обнаружить не удалось. Следовательно, необходим поиск более эффективных путей, содействующих профессиональному становлению тренера-хореографа по спортивной гимнастике.

Гипотеза - предполагалось, что изучение особенностей, со-

дерганая вольных упражнений, определение тенденций их развитая, а такяе анализ слоагазеЗся сзгстеж подготовки спехд-халдотов по спортивной гишастнке з ШК, позволят вшгаать профессяокально-зяачнше знанкя, умзши к навыки тренеров-хореографов и определить путл совераенствованаа юс подготовки.

Объект исследования - вольные упражнения, как вид гимнастического многоборья.

Предает исследования - пути совершенствования подготовки трзнеров-хореографов по спортивной гимнастике.

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать пути подготовки тренеров-хореографов по спортивной гшлнастнке на основе комплексного анализа вольных упражнений, позволяющие обеспечить высокие достижения гигшасток на этом виде многоборья.

Задачи исследования;

1) определять особенности, содержание, тенденции развитая Больше: упраЕнеипЗ гпинасток, а также факторы, влшшдие на успешность их выполнения;

2) определить резервы совершенствования современных вольных упражнений на основе выявленных недостатков;

3) экспериментально проверить пути совершенствования подготовки тренеров-хореографов по спортивной гимнастике.

Методы исследования; теоретический анализ и обобщение литературных источников, програшных глатеркалов, правил соревнований и документальных ттериалов; опрос (анкетирование, интервьюирование, беседа); кинорегистрадая и видеозапись; анализ кино-видеозаписей; экспертная оценка; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; методы ттекаткчеокой статзстикн.

Научная новизна. Впервые было проведено комплексное исследование вольных упражнений, которое заключается в выявлении тенденций их развития, проведении анализа обязательных и произвольных комбинаций, определении недостатков составления и исполнения вольных упражнений, качеств и видов подготовленности, обеспечивающих успех выступления на этом виде, факторов компенсации недостающего уровня развития качеств и видов подготовленности, а такяе резервов совершенствования вольных упражнений. Конкретизированы знания, умения и навыки, необходимые тренеру-хореографу для успешной постановки и тренировки вольных упражнений. Получены ноше данные об использовании активных методов обучения будущих тренеров-хореографов по спортивной гимнастике. Проведены сравнительный анализ результатов формирования профессиональ-но-значишх знаний, ут,тений и навыков студенток в процессе составления и исполнения вольных упраннений.

Практическая значимость работы заключается в том, что она раскрывает технологию формирования профессионально-педагогических знаний, умений и навыков тренера-хореографа по спортивной гимнастике. Обоснованы пути совершенствования подготовки студенток специализации "спортивная тимнастика" в ИФК. Разработан план-проект программы подготовки тренеров-хореографов по спортивной гимнастике.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс студентов и слушателей ФПК СПГАФК ш.П.О.Лесгафта, специализирующихся по спортивной гшнастике, в практику обучения педагогов-тренеров ДЮСШ Санкт-Петербурга, России на учебно-методических сборах.

Рекомендации, полученные на основе исследований, могут быть внедрены в общую систему физкультурного образования, их целесообразно использовать тренерам в учебно-тренировочном процессе.

Основные положения, выносимые на защиту:

I) определение специфики будущей профессиональной деятельности требует кошиеконого исследования вольных упражнений, связанного с выявлением юс особенностей, содержания, тенденций развития, факторов, обеспечивающих успешное выполнение комбинаций, а такке резервов совершенствования упражнений на этом виде многоборья;

2) наиболее элективная подготовка тренеров-хореографов по спортивной гимнастике мокет быть достигнута на основе разработанного плана-проекта программы (содержательного аспекта), базирующегося на выявленных профессионально-значимых знаниях, умениях и навыках;

3) эффективность форшрования умений составлять и исполнять вольные упражнения повышается при использовании сведений, полученных в результате комплексного анализа вольных упражнений.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа изложена на 148 страницах машинописного текста, включая 10 таблиц, 3 рисунка и 15 приложений. Список литературы состоит из 160 источников, в том числе 4 - на иностранных языках.

i

СОДЕШНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Исследования показывают, что специальная научная литература последних лет пополнилась рядом публикаций, посвященных довольно широкому кругу вопросов подготовки специалистов в области физической культуры (Кузьмина H.B., 1970; Репетень И.Н., 1972, 1983; Вьщрш В.М., IS74, IS76, 1980; Прохорова .У.В., 1974, 1993; Деркач A.A., Исаев A.A., 1981, 1982; Данаил С.Н., 1991;

Данаил С.Н., Выдркн В.М., 1993; Прохорова Ы.В., Попова Н.В., Прохоров В.Н., 19Э5 н др.). Высокий уровень развития спортивной гимнастики предъявляет повышенные требования к профессиональному мастерству тренерско-преподавательских кадров. Поэтому процесс их подготовки нуждается в совершенствовании.

Особенности деятельности тренера-хореографа на вольных упражнениях

Несомненно, что для более качественной подготовки тренера-хореографа на вольных упражнениях ваяно знать, что представляет собой этот вид гимнастического многоборья, что входит в его содержание, а также особенности .вольны?; упражнений.

В результате анализа литературных источников было выявлено, что на сегодняшний день нет четкого определения вольных упражнений, отражающего все их аспекты. Поэтому ш сочли необходимым на основе определения, данного В.М.Смоленским (1977), дать определение, касающееся всех аспектов современных зольных упражнений. Итак, вольные упражнения, кат: вид женского гишас-тического глногоборья, - это набор различных по трудности элементов акробатики (преимущественно прыжкового характера), хореографии, танца, связанных в единую композицию, выполняемых на гимнастическом ковре под музыкальное сопровождение в ограниченный промежуток времени.

В практике гимнастики пользуются принятой правилами соревнований классификацией элементов, где нее они разделены на структурные группы. Учитывая это, а такяе уяе имеющиеся классификации элементов вольных упражнений (Смоленский В.М., Ку-рысь В.Н., 1976; Лисицкая Т.С., Заглада В.Е., 1977), каш предложена схема, отражающая все аспекты этого вида многоборья (рис.1).

-Вольные упраинония-

Вреш -Статические

Акробатические элементы

Лкнагличссгаю

Гимнастические элементы

Статтссшо Динамические

Хореография

Музшса

■ Стойки^— толчком (А,В,Отмахом силой

-Мосты (входит 1) Х'рушу равновесий)

Нашлют

-Перекаты

-Перемахи ногами

т

Г\

¿2,

1 Равновесия (А, В)

-Повороты (А,В,С,Д)

-Прыжки (А,0,С, Д,В)

Цементы

классической

хореографии

•Кушрки-^-— (А, В) \

- прямые ■

^круговые п

¿■-Волны

без фазы полета до кувырка -г- ^ с фазой полета до кувырка /1?

-Перевороты^— медлошшетг- с поворотами

и нолиритами без поворотов г^

темповие

■-Сальто. (А, В,С,

Элемента танцов

-народно-характерный

-латино-американский

-стандартный

-дназовый

-современный ритмический

с поворотами

без поворотов г\

с вращением вокруг фронтальной оси ^ тг (однократным и многократным) чт* с вращением вокруг сагиттальной оси (однократным и многократным) <£- * с вращением вокруг нескольких осей £ -/с (вертикальной и фронтальной с .„ однократным и многократным)

Рип. I. Схема вольных упражнений

Примечание: структурные группы и группы трудности (в скобках) элементов на схеме указаны символами и буквами, принятыми ФИК для обозначения элементов.

<т>

п

I

Анализ этой схемы, результаты опроса, собственный практический опыт, изучение литературы показали, что вольные упражнения характеризуются наличием целого ряда особенностей, которые определяют конкретные требования к подготовке тренеров-хореографов на этом виде многоборья (табл.1).

Таблица I

Влияние особенностей вольных упражнений на подготовку тренеров-хореографов

$ Особенности вольных Особенность подготовки

п/п упражнений тренера-хореографа

_ _ _

I. Наличие музыкального сопровождения, проблем, связанных с его подбором и компоновкой

2. Артистичность, музыкальность, культура движений, внешние данные, как необходимые йакторы достижения успеха на вольных упражнениях

3. Особенности использования времени, отводимого

в общей системе подготовки гимнасток при работе над вольными упражнениями

4. Участие тсенетэа-хореогра-Фа, акробата, пианиста в составлении и тренировке вольных упражнений

5. Вклад всех видов подготовки в достижение успеха на вольных упражнениях

6. Наличие наиболее сложных элементов из всех струк-

Необходимость введения в курс подготовки специалистов занятий по музыкальной грамоте и по подбору и компоновке музыки для вольных упражнений

Необходимость наличия знаний, умений и навыков проведения занятий для повышения уровня артистичности, музыкальное ти,*культуры движений; знаний, как использовать и развивать врожденные качества и индивидуальные особенности

Приобретение умений и навыков по оптимальному использование времени на различные аспекты учебно-тренировочной функции

Необходимость приобретения знаний, умений и навыков, которыми должен владеть тренер, хореограф, акробат

Необходимость приобретения знаний, умений и навыков по всем видам подготовки

Необходимость владения методикой обучения и стра-

о

и

I 2

турннх групп

7. Ограничение площади ковра для выполнения вольных упражнений

8. Ограничение времени выступления на вольных упразднениях

9. Наличие структуры:

вступления, кульминации, финала

10. Полоаительное влияние навыков и качеств, приобретенных на вольных упрачшениях, на другие вида многоборья

11. Возможность компенсации одних качеств и видов подготовленности за счет других

ховкой при изучении элементов всех структурных групп

Знание закономерностей перемещения по площадке, законов составления упражнений, наиболее выгодных для просмотта ракурсов; знания по оптимальному использованию площади ковра

Знания по подбору и компоновке музыкальных с&рагкентоз и по распределению элементов в управлении в зависимости от глу-зыки

Знание законов построения композиции

Знания по использованию навыков и качеств, приобретенных на вольных упражнениях, на других видах многобосья

Знания по взаимозаменяемости одних качеств и видов подготовленности другими

Таким образом, отмеченные нами особенности вольных упражнений, как вида гимнастического многоборья, и вытекающие из них особенности деятельности педагога, позволяют уточнить некоторые аспекты подготовки тренеров-хореографов на этом виде многоборья.

Анализ содержания вольных упражнений

Анализ литературных источников показал, что компоненты исполнительского мастерства постоянно находятся в поле зрения специалистов по спортивной гимнастике (Григорьев А.З., 1977; Латынина Л.С., 1977; Смолевский В.М., 1977, 1979, 1981, 1983; Гавер-довский Ю.К., 1983; Титов Ю.Е., 1983; Ким Н., 1985; Турищева Л.И., 1986; Н&гГ^ а., Вис^шапп 1988 и др.).

йио проведено исследование содержания произвольных вольных упражнений гимнасток, с целью дальнейшего анализа и внесения корректив в правила соревнований. Упражнения рассматривались с учетом требований последних правил соревнований (1992).

В ходе исследований выявлено, что из 132 элементов финалис-тки Олимпиады 1988 г. использовали 37; Чемпионата мира 1991 г. - 45; Чемпионата мира 1994 г. - 48 элементов, что составляет приблизительно одну треть элементов, расцененных по таблице трудности. При составлении комбинаций элементы четырех структурных групп используются крайне редко. По всей вероятности это объясняется тем, что трудность их недостаточно высока, однако их можно вставлять в упражнения с целью создания оригинальной композиции.

Результаты исследований свидетельствуют, что гимнастками выполняются одинаковые акробатические серии, например; все участницы финала Сеульокой Олимпиады включили в начале упранне-ний рондат-фляк-двойное сальто назад в группировке или согнувшись с поворотом на 360° в первом сальто (Хг»£<хе.; X л , на Чемпионатах мира 1991 и 1994 гг. эту же серию можно было видеть в конце упражнения, либо ём. исполнялось в начале или оередяне комбинации, но ухе в более слокном соединении (Г.0ноди:Хг\<% Л ; л. *, 1нл о с о бичи : X л л* г\ т) с одним или несколькими сзль-

Необходимо отметить, что на Чемпионате мира 1994 г. гимнастки включали в свои выступления акробатические серии с элементами с вращением вперед вокруг фронтальной оси, ранее выполня-

Теядеиция соединять в серш: больное количество элементов проявляется л на сегодняшний день. Гак, связка одной аыериканс-

то.

еше только мужчинами

кой гимнастки насчитывает 12 элементов, 6 из которых - сальто

ся от трех до пяти, причем элементы в них исполняются на высоком техническом уровне, что говорит не только об отличной технической, но и функциональной, физической, тактической подготовленности гимнасток.

Выбор гимнастических прыкков и поворотов однотипен, например: прыжок нагом в шпагат со сменой ног (Z ), прыаок шагом (-2- ), прыжок ноги врозь-согнушись (/N); а среди поворотов -повороты на различное количество градусов, как правило, на 720° (&), ко исполняеше в стандартном положении: в стойке на одной, другая согнута вперед, косок у колена.

Смешанные серии также не отличается разнообразием. В них включаются наиболее легкие акробатические элемента к гимнастические прыжки ( X О ! ií X А ;ЛЛ /У\ ; Л <?v /Г» ) ■

Использование одних и тех se элементов в одинаковых соединениях снижает оригинальность и неповторимость композиций, вследствие чего издает их художественная ценность, что также затрудняет ранжировку ишнаоток по местам.

Оптимальным средством сравнения достижений спортсменок в течение 100 лет была обязательная программа (0П). Анализ упражнений, начиная с 1952 г., показал, что несмотря на то, что она претерпела значительные количественные и качественные изменения, общей осталась структура, а значительно изменилось содержание упражнений'. Изменился также и критерий оценки: больше внимания стало уделяться точности выполнения элементов из BGex структурных групп. Таким образом, с помощью 0П с одной стороны, поддерживалось разнообразие содержания упражнений, а с другой - она позволяла управлять развитием видов многоборья.

). Количество серий варьирует-

Для успешного выполнения вольных упражнений необходим оптимальный уровень развитая всех физических качеств: прыгучести, координации, быстроты реакции, гибкости, выносливости, силы. Показало, что от уровня развития прыгучести и координации в больней степени зависит показание высокого результата.

В ходе опроса ведущих специалистов по гимнастике выявлено, что среди видов подготовки наибольшее внимание следует уделять акробатической, хореографической, специальной физической. При этом отмечается, что долкно быть пересмотрено содержание хореографической подготовки, включены в нее занятия по овладению гимнастками элементами различных групп танцев, по развитию музыкальных и артистических способностей, культуры двпнений.

Среди индивидуальных особенностей, влияющих на успешность заполнения вольных упражнений определены следующие: эмоциональность, выразительность, конституционные особенности, умение слушать и понимать музыку, грациозность, темперамент, хореографические дэяные, упорство и трудолюбие.

Результаты комплексного исследования вольных упражнений, правил оорезнований, а также данные опроса и педагогических наблюдений позволили выявить недостатки составления и исполнения комбинаций и определить пути совершенствования упражнений на этом виде многоборья. На ссновании чего были разработаны критерии, касающиеся оценки композиции и исполнения:

1. Выполнение всех спецкаяьных требований к композиции, предъявляемых правила»,ш соревнований (за невыполнение какого-либо - -0,1).

2. Несбалансированный набор формулы трудности упражнения (за явное преобладание количества акробатических элементов над гимнастическими или наоборот - -0,2).

3. Соответствие Д22зен2й характеру п стило «узнкаяьяого со-ировондээш (за калдое несовпадение движений с --музыкой - -0,1).

4. Паузз отдыха (сосредоточения), особенно перед выполнением акробатических соединений (за каждую паузу без выполнения перемещения по площадке ковра дольше I с - -0,1).

5. Схема перемещения по площадке ко эра не соответствует законам построения упраяненяя (неполное пснользованле площадки и перемещение по одам и тем ~.е каправленатг - -0,1).

5. йтслненне о,динаковы>: по форке элементов из одноЗ струк-

^ о

турной группы: О шшЛ,А,.а. и т.п. (-0,1).

Музыка

не подходит для вольта упражнений (-0,1);

не соответствует индивидуальности гимнастки (-0,1);

нелогичное сочетание музыкальных фрагментов (-0,1);

неграглотная кошоновка частей фонограмм (различие в тональности и т.п. - -СД);

окончание вольных упратаениХ ке соответствует окончанию музыкальной фразы {^шжа выключается, когда х-пшастка заканчивает выполнять упражнение - -0,1).

8. Окончание акробатической оерзи в стандартное поселение (более одного приход?, после акробатического соехдаенга з выпад - -0,1 за каддый).

9. Заразительное исполнение движений (-¡-0,1).

10. йтощональное исполнение (мимика), то есть выражение с помощью эмоций тех состояний, перевиваний, которые диктует музыкальное сопровождение и стиль (+0,1).

11. Наличке стиля, теш, образа (+0,2).

12. Наличие нестандартных соединений и элементов (за каждое соединение, элемент - -0,1).

Таким образом, учет данянх, полученных з результате кост-лексного исследования зольных упраяненяй, недостатков и путей совзршекстзоваш! коыбпнацаЗ, а тазже разработанных намп критериев позволит создать упражнения, етвечаюцяе запросам зрителей, тренеров, судей, гимнасток.

Организаций процесса формирования утрени:-: составлять зольные упркхяештя

Главной целю подготовка трзгтероз-хореогрзфоз по спортивной галнастако является приобретение зыг знаюгё, умений и навыков соотавл<гнагт тренпронтгн вольных упра^но"®!.

Гдя зжьтенпя степени готовности студзг-гток :-: будуа-з? профессиональной деятельности, крзтеркжя: которой ваступалз состав-лзнааз з исполненные кгс вольные упракнеззя, был организован педагогический зкепзршент. Он проводился на базе СПШК ав.П.5. Лесгафта з 1524-55 учебном году в течение 'двух кесяцзв и строился по принципу последовательного зкепертгента. 3 нем примяло участие 1С студенток 2 1-урса спецгалпзгцзц спортнгнал гпглнаетт:-кд, которые и составзлл экспериментальную группу,

Поггстозка студзнтох к состязлвкл" уира"нзнн5 осуществлялась з два этапа, 7а зерзом гхалэ игл Знп данк евзцензя, прздусг-лотреь'-нкз общепрггитоЯ прогрз^тэЗ. Затеи онгг составили вольные упра:::-нбши для себя с учетом фор:*улн трудности, требований правил со-рэваозанзЗ 2 выполни."! их :-:а сорев::оз£Нтлх по с-ортлзно" гзсяас-тнкз. Сцзнка внотуидеий студенток производилась сизцпалько"' бригадой судей со разработанным нами критериям. На втором этапе были дан:'! сзецекиЕ теоретического л практического характера, ко-ттркэ "а;'одят отргленн» в лргдлокзхно:.: загк плане - проекте прогрелллл подготовки трекеров-хореографов по спортивной гимнастике. С долью сообщения этих сведений прэводплаоь ееряд мгтодп-

ческих (22) к практических (28) занятий с использованием репродуктивных и проблемно-поисковых методов (Бабанский Ю.Х., 1983), направленных на совершенствование подготозки молодых специалистов Ш применили чтение лекций, проведение бесед, коллективных обсуждений, основанных на данных, полученных в ходе комплексного анализа вольных упражнений, а такае выявленных знаниях, умениях и навыках тренера-хореографа по гимнастике; проведение занятий по обучению студенток записи элементов вольных упражнений с помощью символов; целевые задания, связанные с оцениванием качества составления и исполнения вольных упражнений сильнейших гимнасток, а такае определением их содержания по видеозаписи; проведение практических занятий с целью овладения элементами различных групп танцев, классической хореографии, простейшими элементами художественной гимнастики, способа«.® обучения и страховки элементов. Для проверки степени усвоения материала были даны контрольные задания, главным из которых явилось составление вольных упражнений с самостоятельным подбором музыкального сопровождения, учетом своих индивидуальных особенностей, правил соревнований и предлагаемой формулы трудности. Таким образом, результатом деятельности участниц эксперимента явились составленные и исполненные ими на соревнованиях вольные упражнения, которые были оценены специальной бригадой судей (состав ее был таким ке, как и на предыдущих соревнованиях) по тем же критериям.

Сравнительный анализ результатов качества составления и исполнения вольных упражнений (табл.2), которое выражалось в суммарной оценке по всем критериям до -0,77043,057. и после +0,140^ 0,052 эксперимента показал., что различия достоверны при Р>С,95, что свидетельствует о значительном повышении качества составленных и исполненных студентками упражнений и подтверждает правиль-

ность выбранных наш средств подготовки специалистов к данному виду деятельности.

Таблица 2

Оценка качества составления и исполнения вольных упражнений студентками экспериментальной группы

Качество составления и исполнения вольных упражнений До та, эксперкмен-Llji-nv После эксперимента, Lip+rrv, Т-кри-терий ? Уайта

Суммарная оценка -0, 770±0,067 ■Ю,14040,052 55 >0,25

Для выявления динамики информативности и взаимосвязи показателей качества составления волыш:': упражнений с окончательной оценкой был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены з таблице 3.

Таблица 3

Ддкакика информативности показателей качества составления вольных управлений и их взаимосвязь с окончательным результатом

В критерия I 2 о 4 5 о

Коэффициент корреляции 0,5454 п ~ 9 5454 -о, 050S 0.ICS0S 0,3535 0,5454

й критерия 7 8 g TQ II 12

Косффадаен? корреляции -0,1212 0, 1515 0, хО -хС 0.5GQS 0,7878 0,4545

Данные табдицы свидетельствует, что обнаружена корреляционная взаимосвязь почти по всем показателя,!, кроме Щ и УП. Это подтверждает тот факт, что учет разработанных наш критериев качест-

га составления и исполнения вольных упражнений очень ваяея при оценке результата деятельности гимнасток. Третий и седьмой критерии (соответствие движений музыке и подбор и компоновка музыкального сопровождения) не имеют связи с окончательным результатом. Однако при одинаковом уровне исполнительского мастерства, особенно в спорте высших достижений эти критерии должны быть учтена при ранжировании гимнасток по местам.

ВЫВОДЫ

1. Изучение литературных источников по педагогической проблематике спорта и опрос ведущих специалистов по гимнаотике показали многогранность и полифуш;циональнос?ь труда тренера. Однако, научных публикаций, посвященных подготовке тренеров-хореографов по спортивной х'имкастике, обнарз'жить не удалось. Поскольку успех на вольных упражнениях зависит не только от исполнительского мастерства гимнасток, но и от грамотного составления комбинаций, возникает необходимость подготовки квалифицированных специалистов, способных репать творческие задачи по составления

и тренировке вольных упражнений.

2. Специфика профессиональной деятельности тренера-хореографа по гимнастике зависит прежде Есего от особенностей вида гимнастического многоборья. Основншти особенностями вольшх упражнений являются:

наличие музыкального сопровождения н проблем, связанных с его подбором к компоновкой;

артистичность, музыкальность, культура движений, внешне данные, как необходимые фактора достижения успеха;

особенности использования времени, отзодкмого в общей системе подготовки гимнасток, при работе над вольными упражнениями;

необходимость участия тренера, хореографа, акробата, пианиста з составлении и тренировке вольных упражнений;

наличие наиболее сложных элементов из всех структурных групп;

ограничение площади ковра для выполнения упражнения;

ограничение времени выступления;

необходимость соблюдения структуры: вступления, кульминации, финала;

положительное влияние навыков и качеств, приобретенных в процессе тренировки вольных упражнений, на выступления в других видах многоборья;

возможность компенсации одних качеств и видов подготовленности за счзт других.

3. В результате опроса ведущих специалистов по гимнастике и определения содержания обязательной программы заявлено, что она играет ванную роль в общей системе подготовки гимнасток, регулирует тенденции развития каждого вида многоборья, является базой, "пколой", включая элементы из различных структурных групп, а такае одним из конкретных критериев оценках мастерства спортсменок. Определены пути повышения зрелищности обязательной программы: проведение финальных соревнований по ней, с целью выявления наиболее "школьных" исполнителей и эффективной ранжировки гимнасток по местам; составление композиций для каждой гимнастки индивидуально с учетом требований правая соревнований к обязательным элементам и связка!.!, необходимых для включения в прог-ргмму.

4. Анализ содержания произвольных программ показал, что тенденция к их услоаненяю сохраняется, но з вольные упражнения вклячается лишь определенный круг элементов далеко не из всех

структурных груш. Формула трудности выполняется, в основном, за счет "акробатической" группы элементов. Гимнастками исполняется немногим более одной трети из общего количества элементов, расцененных по таблице трудности. Использование одних и тех Ее элементов в одинаковых соединениях снижает оригинальность п неповторимость композиций, вследствие чего падает их худоаествен-ная ценность, что такае затрудняет ранжировку гимнасток по пзс-та!,1.

5. Исследования показали, что успешность выполнения вольных упражнений зависит, главным образом, от уровня развития прыгучести и координации. Из видов подготовки наибольшее внимание следует уделять акробатической, хореографической и специальной физической.

Выявлены ивдизвдуаяьшо особенности гишастох, обеспечивающие высокий результат на вольных упражнениях. К ним относятся: конституционные особенности, внешние данные, уровень развития культуры движений, эмоциональность, выразительность, ?^узакедьныЗ слух, темперамент, "хореографкчность", трудолюбие.

6. Исследования свидетельствует, чли н-здсстаток акробатической подготовленности ишнасток мо.~нс з некоторой степени компенсировать за счет хореографической и наоборот; недостаточное развитие гибкости - орлгинальншс аломенташ, не требуэдима ее проявления; недостаток слозтах акробатических элементов - высококлассным исполнением гимнастических и смешанных серий, а такгсе грамотной постановкой вольных упражнений, артистичны:.! исполнением логичной компоЗИЦ8И. Однако, такое качество,- как прыгучесть, кошенспровать невозможно. При недостаточном уровне его развития акплитуда выполнения как акробатических, так л гишастнческих прыжков снижается, что в своп очередь влияет на качество исполне-

ник управления, а значит на результат.

7. Вмвленн недостатки составления вольных упражнений: отсутствие теш, идеи, стеета, образа; неудачный подбор музыкалько-го сопровождения; несовпадение движений с музыкой; несбалансированный набор формулы трудности; отсутствие элементов ряда структурных групп; выполнение одинаковых по форме элементов из одной структурной группы; отсутствие нестандартных, оригинальных элементов, связок.

К недостаткам исполнения зольных упражнений относятся: отсутствие артистизма (низкая эмоциональность исполнения и выразительность движений); низкий уровень хореографической подготовленности, культуры движений; наличие пауз отдыха перед выполнением акробатических соединений; выполнение "отскоков" после акробатических соединений в одинаковую позу.

8. Разработаны пути совершенствования вольных упражнений:

трудность упражнений монет изменяться, кате за счет модификации связок, так и за счет самой структура движений, наличия разноструктурнои акробатики п связок из разнопрофильных элетгея-тов;

композиция мо.~.ет меняться за счет введения в правила соревнований требований к равномерному набору формулы трудности за счет гимнастических и акробатических элементов и смешанных серий, а такта включению прьгсков и поворотов в сочетании с малой акробатикой;

повышение исполнительского мастерства кокет произойти за счет "школьного", безошибочного выполнения акробатических и гимнастических элементов, повышения уровня культуры движений, артистизма и хореографической подготовленности гимнасток;

повышение роли хореографической подготовки в гимнастике;

изменение технических характернотак ковра; включение в правила соревнований требований, регламентирующих не только трудность, композицию, исполнение, ко и художественную ценность упражнений.

Определение недостатков и путей совершенствования вольных упражнений позволило разработать критерии, касающиеся композиции и исполнения, учет которых важен при составлении произвольных комбинаций гимнасток на этом виде многоборья.

3. На основании зыявяешшх профессионалльно-значишх знаний, умений к навыков тренеров-хореографов, а таксе проведенного комплексного анализа вольных упражнений определены пути совершенствования подготовки тренеров-хореографов по спортивной гимнастике в Й2К:

постоянно издать особенности, содержание и тенденции развития вольных упражнений, а такае факторы, вяияЕщае на успепаоотг их заполнения и с учетом этого строить программу подготокси специалистов;

целенаправленно формировать профеосионально-значпзке знания, умения и навыки тренера-хореографа по спортивной гимнастике;

учитнв-ать особенности организации: и управления процессом подготовка: специалистов по спортивной гимнастике.

10. Сравнительный анализ результатов качества составления и исполнения вольных упракнеяяЗ, которое шрахалось в суммарной оценке (йт) до -0,77020,06? и после (Ы2) +0,140^0,052 эксперимента показал, что различая достоверны при Р>0,95, что свидетельствует о значительном позниениз качества составленных и исполненных студентками упражнений и подтверждает правильность выбранных неш средств подготовки спецаалхстов к данному виду деятельности.

ОСНОЗНЫЗ РАБОТЫ, СШГЕПЙЮВИЮЫЗ ПО TS-E ДКССЗгТАЩЖ

1. Терехина Р.К., Савельева Л.А. Тенденции развитая произвольных зольных упралнениЗ // Физическое воспитание, спорт л бизнес: теория и социальная практика: Тез. междунар.науч.-практ. конф.- LtHCK, I9S4. - С. 82.

2. Терехпна Р.Ы., Савельева Л.А. Подготовка тренеров-хоре-ографов по спортивной гимнастике з вопросах построения вольных упражнений // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе вноаего образования: Мат. медвуз. науч.-практ.конф. - СПб., IS95. - С. II5-II5.

3. Терехина Р.Н., Савельева Л.А., Турищева Л.П., Титов Ю.В. Педагогические аспекты подготовки судей по гимнастике в ИКС // Педагогический профессионализм в сфере физической культуры и его формирование в системе высшего образования: Мат. межвуз. науч.-практ.конф. - СПб., 1995. - С. II7-II3.

4. Савельева Л.А., Терехина Р.Н. К вопросу о подготовке педагога-тренера по гимнастике // Физкультурное образование: проблемы и перспективы: Мат. мекзуз. науч.-практ.конф. - СПб., 139с. - С. I37-I3S.

-5. Борисенко С.П., Терехина Р.К., Савельева Л.А., Турпде-ва Л.И. К вопросу о хореографической подготовке в гимнастике // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту: Тез. докл. межвуз. науч-практ.кокф. - ¡СПб., 1996. - С. 5759.

5. Савельева Л.А., Терехина Р.Н., Борисенко С.И., йалипева О.М. Специфика профессиональной деятельности тренера-хореографа по спортивной гимнастике // Педагогическая позиция специалиста по физической культуре и спорту: Тез. докл. межвуз. науч.-практ.

кокф. - СПб., 1996. - С. 107-109.

Материалы диссертации долояены на:

научной конференции молодых ученых СНГАФК зм.П.ФДесгафта в 1933 г.;

итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава СПГАФК нм.П.Ф.Лесгафта, 1395, 1935 гг.