автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению
- Автор научной работы
- Алексеев, Владимир Юрьевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2005
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению"
Алексеев Владимир Юрьевич
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ РЕЖИССЕРОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ К КРЕАТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ
13. 00. 04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Москва - 2005
Работа выполнена на кафедре режиссуры массовых спортивно-художественных представлений Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Кузьмичева Елена Вячеславовна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Малиновский Станислав Владимирович доктор педагогических наук, профессор Неверкович Сергей Дмитриевич
Ведущая организация: Московская государственная академия физической культуры
Защита диссертации состоится « & У у> им>нл. 2005 года в /4 часов на заседании диссертационного совета К 311.003.01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122 г. Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан «_»__ 2005 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук доцент
Чеботарева И.В.
¡4120
3
¿ММГ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. На современном этапе развития нашей страны значительно повышаются требования к высшему образованию, изложенные в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". В этой концепции, в частности, указывается, что одной из важнейших проблем профессионального образования является формирование профессионально-компетентной личности специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.
Об этом же свидетельствует и тема Всероссийской научной конференции: «Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования», прошедшей в Москве. В опубликованных материалах этой конференции указывается: «В системе профессионального образования целевой ориентацией должно стать развитие творческой индивидуальности, способной к созидательной деятельности. При этом креативность может рассматриваться как один из важнейших показателей образования».
Современная культура мышления проявляется «в умении мыслить самостоятельно, творчески, своеобразно, смело, диалектично», что вписывается в понятие - мыслить креативно. Именно креативность в мышлении делает человека глубоко индивидуальным, своеобразным и зависит от того, «как он воспринимает и трансформирует через себя научное достояние человечества, насколько критично перерабатывает он ту часть культурного наследия, которая стала его личным достоянием» (Волков Г.Н.). Поэтому увеличение потребностей к формированию у специалистов высшей школы креативных способностей является насущной необходимостью. И, в особой степени, это касается тех, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере, творческим подходом к решению профессиональных задач в науке, технике, искусстве и культуре, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания новогс
Режиссёров массовых спортивно-художественных постановок и мероприятий в полной мере можно отнести к специалистам таких творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого подхода, как в постановочном, так и в организационном плане с использованием всех основных характерологических параметров творчества. Следовательно, с целью совершенствования системы подготовки специалистов творческих профессий, и, в частности, спортивных режиссёров, необходима разработка такого программно-методического обеспечения педагогического процесса в ВУЗе, которое позволило бы добиться повышения художественной культуры и профессионального мастерства на базе формирования у них способностей к креативному мышлению, что отвечает современным требованиям мышления.
Сказанное подтверждается исследованиями Айяна Ди, А. П. Акимова, Артура Гейтся, Ф.Т. Архипцева, Бергсона, М. С. Берштейна, В. С. Библера, Н. К. Винокурова, В. М. Волкова, С. В. Т. Вужека, Гиппиуса, М. И. Губанова,
B. К. Зарецкого, Д. Карнеги, Б. М. Кедрова, Е. В. Кузьмичевой, В. А. Левина,
C. Н. Макашова, Я. А. Пономарева, Роджерса Ванна, К. Ю. Хрящевой,
Е. И. Шеблановой, Э. Юона, и др., в которых признается высокий потенциал и богатство возможностей использования различных методов новых технологий формирования и развития креативного мышления студентов творческих профессий. Несмотря на разнообразное теоретическое освещение и накопленный опыт их практического решения, специфические особенности профессиональной деятельности студентов гуманитарных факультетов в ВУЗах физкультурно-спортивного профиля, ещё более актуализировали данную проблему и потребовали переосмысления всех традиционных средств и методов воздействия на личность студента в учебном процессе ВУЗа.
Актуальность и настоятельная потребность практики, в совершенствовании процесса профессиональной подготовки студентов творческих специализаций кафедры «РМСХП», обусловили выбор проблемы исследования.- " ' •
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности эффективного формирования способностей к креативному мышлению студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Гипотеза. В качестве гипотезы выступает предположение о необходимости и возможности совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации «РМСХП» за счет целенаправленного формирования способностей к креативному мышлению. Предполагалось, что разработка и внедрение в практику педагогического процесса студентов 1 курса тренинга по формированию креативных способностей, обеспечит повышение креативного потенциала в мышлении студентов, обогащение их мотивационной сферы и профессионального опыта.
Задачи исследования.
1. Проанализировать и обобщить имеющиеся данные о возможности формирования способности к креативному мышлению в современной зарубежной и отечественной педагогической теории и практике профессионального образования.
2. Изучить основные детерминанты, направленные на повышение эффективности формирования креативных способностей студентов.
3. Разработать и апробировать модель активного формирования креативного мышления студентов кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений».
4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов гуманитарного факультета высших учебных заведений физкультурно-спортивного профиля.
Объект исследования: система профессиональной подготовки студентов кафедры спортивной режиссуры гуманитарного факультета ВУЗов физкультурной направленности.
Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления студентов специализации спортивная режиссура.
Научная новизна исследования. В исследовании, впервые, представлено теоретическое и экспериментальное обоснование возможности совершенствования процесса, направленного на профессиональную подготовку спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля за счёт формирования у них способностей к креативному мышлению. Обоснована сущность креативного мышления специалистов в области спортивной режиссуры, как структурного элемента педагогического пространства, определены критерии оценки креативного мышления с учетом специфики будущей профессиональной деятельности спортивных режиссеров.
Теоретическая значимость заключается в том, что разработанные современные нетрадиционные методические подходы к профессиональной подготовки спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля вносят вклад в теорию педагогики физической культуры и спорта.
Практическая значимость. Совокупность теоретических положений и практических выводов, содержание диссертационного исследования позволяют существенно усовершенствовать систему профессиональной подготовки спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля. Разработанный и внедренный в учебный процесс кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» тренинг «Формирование способностей к креативному мышлению» с методическими рекомендациями по проведению занятий в академических (аудиторных) условиях, позволяет использовать его в системе профессиональной подготовки студентов ВУЗов физкультурно-спортивной направленности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились:
- концепция формирования творческого потенциала в процессе воспитания и обучения (А.П. Акимова, Б.Г. Ананьев, К.Н. Вентцель, А.Н. Зинченко, В.А. Канн-Калик, В.И. Левин, А.П. Матейко, М.И. Пальянов, Я.А. Пономарёв, И.М. Розетт, М.Н. Скаткин, В.М. Теплов);
- исследование психологических аспектов творчества в области
формирования креативной составляющей в творческом мышлении (Ди Айяна, Н.Г. Алексеева, А. Анастази, А. Бергсона, Р. Поу, C.B. Гиппиуса, Денисова С.И., Т.Д. Зинкевича-Евстигнеева, В.А. Левина, Р.Г. Натадзе, В.М. Слуцкого, В.Н. Пашенной, В. Турнбуля);
- исследование направления на изучение личности как субъекта творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А. Гейтс, Л.С. Выгодский, A.A. Дорохов, Д.В. Кандыба, Д. Каргеги, А.И. Леонтьев, П.В. Симонов, П.М. Ершов, A.B. Тарасов, Л. Томас);
- концепция активного профессионального обучения специалистов в области физической культуры и спорта (С.Д. Неверкович, Ж.К. Холодов, Е.В. Кузьмичёва, B.C. Кузнецов, И.С. Дятловская, М.И. Губанов, A.A. Деркач, A.A. Исаева, Б.Н. Петров, Н.И. Спиридонов, О.П. Топышев, Л.А. Финогенова).
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность, структура и основные принципы развития креативного мышления студентов кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных представлений.
2. Методы и средства активного педагогического воздействия с целью формирования креативного мышления студентов кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных представлений.
3. Методические приёмы формирования креативного мышления как эффективного инструмента педагогической системы непосредственного обучения мыслительным навыкам в творческой подготовке студентов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент; тестирование; методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось на кафедре «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в несколько этапов за период с 1998 по 2003 гг.
Первый этап (1998 - 2000гг.) - поисковый.
Изучена и проанализирована психолого-педагогическая, научно-теоретическая и методическая литература по проблеме исследования. Изучен передовой педагогический опыт ведущих специалистов по проблеме развития мышления человека на предмет возможности его формирования и обучения В творческом направлении. Проведён первичный сбор информации об объекте исследования. Определены предмет, цель, задачи и методы исследования.
Второй этап (200 - 2001 гг.) - эмпирический.
Разработана программа формирования способностей к креативному мышлению студентов кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных представлений. Выявлены методические особенности проведения занятий тренинга. Проведена экспериментальная часть исследования. Определены уровни креативного мышления двух групп студентов (экспериментальной и контрольной). Проведен тренинг формирования и развития профессиональных способностей к креативному мышлению студентов в аудиторных условиях.
Третий этап (2001-2002 гг.) - обобщающий.
Проведена систематизация, коррекция, теоретическое обобщение, математическая обработка части исследования. Подготовлены научно-методические рекомендации и осуществлено их внедрение в педагогическую практику.
Апробация работы: основные положения и результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс Российского государственного университета физической культуры и доложены на научно-практических конференциях РГУФК, МГУКИ, опубликованы в печати.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка использованной
литературы (210-и наименований из них на иностранных языках 10) и приложений. Содержание работы изложено на 148-и страницах машинописного текста, с включением 11 -и таблиц и 1-го рисунка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, гипотеза, формируются цели и задачи, намечаются методы и методологическая основа исследования, характеризуются этапы работы, излагаются положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость данного исследования.
В первой главе «Формирование креативности мышления как педагогическая проблема и объект комплексных исследований различных наук» раскрываются сущностные характеристики дефиниций понятий «творчество» и «креативное мышление», излагаются результаты анализа состояния проблемы в системе традиционной образовательной практики.
Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «творчество». Это в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к ее исследованию. Значительный вклад в решение данной проблемы внесли: Архипцев Ф.Т., Бернпггейн М.С., Волков В.М., Вужек Т., Выгодский Л.С., Пономарев А.Я., К. Роджерс, и др. исследователи мышления, которые определяют творчество как деятельность человека, порождающую нечто новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. В отличие от понятия творчество как процесса деятельности человека, приводящего к созданию чего-либо нового, необычного, креативность признается его неотъемлемым атрибутом как носителя творческого начала в мышлении человека.
В научной и популярной литературе понятие креативность обобщенно трактуется как внутренний ресурс человека, его определенный потенциал,
как качественная возможность, способствующая возникновению творческого процесса (Эд. де Боно, Т.Вужек, И.Шмит, Дж. Эдварсон и др.).
На необходимость формирования креативного мышления как наиболее перспективного его вида указывают исследования Акимовой А.П.; Али-Заде А.А.; Архипцева Ф.Т.; Бернштейна М.С.; Боно Э.; Вужека В.М.; Выгодского Л.С.; Иванова Т.В.; Пономарева А.Я.; Роджерса К.; Тайсаева К.Ч.; Хозяинова Г.И.; и др., что в большей степени необходимо при подготовке и совершенствованияитворческого потенциала молодых людей, осваивающих творческие профессии. Сущность трактовок креативного мышления перечисленных авторов сводится к тому, что - это навыки и умения к разнонаправленности и вариативности поиска различных, в равной мере правильных решений, относительно одной и той же ситуации.
Проблема формирования способности к креативному мышлению представляет собой важную область научных изысканий. Данная проблема, расположенная на стыке различных отраслей знаний, приобретает в современных условиях всё большее значение (Ф.Т.Архипцев, А.Бергсон, М.С.Бернштейн, В.С.Библер, Э.Боно, Е.Е.Васюков, В.М.Волков, С.В.Гиппиус, К.Дункер, Л.Б.Ермолаева-Томина, В.К.Зарецкий, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.В.Иванова, В.А.Канн-Калик, Е.В.Кузьмичева, В.А.Левин, А.Н.Лук, М.Н.Скаткин, Г.И.Хозяинов, Г.С.Хотевели, М.Г.Ярошевский).
Анализируя исследуемую проблему, можно отметить, что творчество и креативность, как творческая продуктивность человека во многих случаях определяются ими не только качеством мыслительных операций, но и личностными характеристиками человека, особенностями проявления его навыков и умений, которые вовлекаются в творческий процесс на различных его этапах. Креативное мышление определяется ими как способность человека к нестандартному мышлению и поведению на основе широты знаний, гибкости и самостоятельности мышления. Периоду продуктивной, производительной, творческой деятельности человека, как правило,
предшествует продолжительный период учебы, работы, накопления необходимого опыта. Только после этого человек оказывается способным находить конструктивные взаимосвязи, решения, идеи и их реализацию. «Эти идеи, как в точных науках, так и в изящных искусствах, не возникают из пустоты. Их появление обусловлено обязательным наличием определенного опыта, знаний, долгого и тщательного поиска».
Особое значение формированию креативного мышления в профессиональной подготовке творческих специальностей придается и специалистами психолого-педагогического направления (В.А.Турнбуль, В.С.Кузин, Р.С.Немов, Е.И. Рогов, М.Н. Холодная и др.).
Постановка массовых спортивно-художественных представлений требует от её режиссера не только наличия выдающихся организаторских способностей, но и огромного творческого таланта и высочайшей креативности ума, без которых просто невозможно проведение больших по объёму и сценарию мероприятий с тысячами незаурядных исполнителей. Масштабность, грандиозность и большая ответственность проведения подобных мероприятий, предъявляют к их организаторам, режиссёрам и постановщикам особо высокие требования. И, в первую очередь, это касается решения проблем творческой проработки праздника: его композиштонности, тематичности, законченности, выразительности, музыкальности, идейной направленности и т.д. «Как ни в одном другом жанре, здесь проявляется огромная ответственность каждого члена режиссерско-постановочной группы за порученную ему работу и не только как исполнителя, но и, главное, как творца» (Б.Н.Петров).
В этой связи формирование способности к креативному мышлению студентов можно рассматривать как один из перспективных подходов к комплексному развитию творческой личности в профессиональной подготовке специалистов в условиях ВУЗа.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что личностная характеристика и направленность мышления каждого человека обусловлены, в первую очередь, его воспитанием, практикой условий его жизни и деятельности и, как главное, - фактором обучения.
Следовательно, акцентируя, например, внимание на таких качественных особенностях, которые присущи человеку с высокой степенью креативности или характеризуют его творческую активность, можно подобрать специальные упражнения или целые программы, при выполнении которых эти качества достаточно эффективно формируются и развиваются в мыслительном аппарате другого человека. Таким образом, повысив креативную составляющую в мышлении студентов за счёт совершенствования учебного процесса, можно в значительной мере повысить и качество подготовки их профессионального уровня.
Мастерство людей творческих профессий в большей степени зависит от величины креативности в их мышлении, а масштаб творчества — объективно пропорционален этой величине.
Проведённый нами анализ учебного плана студентов первого курса специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» показал, что входящие в неё предметы в основном двух циклов: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ) и общие профессиональные дисциплины (ОПД) не имеют целевой направленности на формирование и развитие у студентов креативного мышления. Однако, для успешного освоения предметов цикла СД (специальные дисциплины) и создания для этого определённого базиса креативных навыков, а также более качественного овладения студентами, в дальнейшем, их профессиональной деятельностью, формирование высокой креативной составляющей в мышлении специалистов творческих профессий весьма желательно и даже необходимо уже на уровне первых курсов.
Разработанная нами экспериментальная программа тренинга креативности для студентов кафедры «РМСХП» РГУФК и методика проведения занятий в
академических (аудиторных) условиях Вуза, позволила активизировать процесс творческого потенциала студентов, повысить креативность их мышления, сформировать основные качества творческой мыслительной деятельности. Все это очень важно для подготовки студентов к творческому подходу в овладении ими профессиональной деятельностью и в практике их будущей работы.
Определённый способ мышления - есть навык, а любой навык можно приобрести и развивать. Исследование проблемы показало, что при целенаправленном развитии навыков творческого мышления, определённого уровня креативности может достичь любой человек, независимо от степени его одарённости и склада мышления.
Предлагаемый тренинг представлял собой учебно-исследовательский процесс, в котором решались задачи побуждения к целенаправленному активному мышлению студентов в направлении развития их способностей к креативному мышлению, которые выявлены в настоящее время научными исследованиями: Боно Э., Венгера В., И. Поу Р., Вужека Т., ГиппиусаС.В., Зинкевича Т.Д.; Матюшкина А.М.; Пономарева А Л.; Попова А.В. и др. Это:
- формирование умения - выделить необходимые условия решения учебных и профессиональных задач;
- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
- развитие способности видеть многофункциональность проблемы;
- развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и знаний;
- широкое использование ассоциативных связей для решения проблемы и т. д.
Набор упражнений предлагаемой программы тренинга креативности имеет различную направленность, но в комплексе способствует формированию определённых навыков у студентов и активизирует их процесс нахождения оригинальных, неадекватных решений и ответов. Педагогическая методология такого тренинга разработана таким образом,
чтобы максимально снизить психологические барьеры, активизировать сознание и мотивацию обучающихся:
- работать свободно, объективно и оригинально;
- находить ассоциативные связи там, где логика их ещё не определена;
- рассматривать вопросы и проблемы с неоднозначных и даже сомнительных позиций;
- перед принятием окончательного решения поставить вопрос: «А что, если...?»;
- пытаться проникнуть за рамки общеизвестного постулата и т.д.
Предлагаемый экспериментальный тренинг разработан для использования его в качестве составной части общего учебного плана ВУЗа, в частности, на кафедре «РМСХП » РГУФК. Диагностическое исследование студентов экспериментальной и контрольной групп проводилось нами по общепринятым методикам Айзенка и Торренса, по которым определялся исходный уровень креативности в мышлении студентов.
Таблица 1
Основные параметры первого тестирования.
Группа Кол. участников Суммарное количество набранных группами баллов Б' Условный усреднённый показатель креативности групп А' ср.(баллы)
Экспериментальная (э) 13 255 19,61
Контрольная (к) 12 237 19,75
Обработанные данные 1-го тестирования, представленные в таблице 1, показывают практическое равенство первоначального уровня креативности мышления экспериментальной и контрольной группами студентов, что даёт право констатировать идентичность их состава.
Педагогический эксперимент включал в себя пробное проведение курса тренинговых занятий по формированию креативных способностей в мышлении студентов кафедры «РМСХП» РГУФК и строился по классической схеме сравнения двух групп, в одной из которых (экспериментальной) применялись предлагаемые нами методические подходы.
Тренинг креативности проводился в рамках учебного плана на занятиях по «Повышению профессионального мастерства». Предложенный курс экспериментальной программы был рассчитан на один семестр по 2-3 занятия в неделю. В первой половине занятия время отводилось для выполнения упражнений программы, во второй - обсуждение и анализ решений и ответов.
К основным особенностям предлагаемой экспериментальной программы можно отнести такие параметры, как: - простота и доступность предлагаемых упражнений; - создание мотивации к занятиям; - достижение индивидуальной результативности.
Вся программа тренинга скомплектована из 118 (50 + 48 + 20) упражнений, условно разбитых на 3 группы, отличающихся определенной направленностью, назначением и сложностью задач.
В первой части программы тренинга сосредоточены упражнения логико-математического и интеллектуального характера.
Во второй части даются упражнения, требующие аналитического мышления и творческой фантазии.
В упражнениях третьей части заложены вопросы, направляющие мысленную энергию в сторону творческого созидания всевозможных образов, ситуаций, предположений. Их основное назначение - побуждение к самостоятельному творческому мышлению и практическому осуществлению элементов творческой деятельности.
В процессе проведения тренинговых занятой осуществлялось структурное педагогическое наблюдение за характерными особенностями в поведении студентов при выполнении ими программных упражнений, их индивидуальное
отношение к процессу выполнения заданий и особенности реакции студенческой аудитории при анализе и обсуждении их решений.
По завершении эксперимента было проведено второе тестирование на предмет выявления изменений креативности мышления экспериментальной группы студентов.
В расчёты второго тестирования вносились результаты только тех студентов из обеих групп, которые участвовали в первом тестировании.
Анализ результатов 2-го тестирования экспериментальной и контрольной групп (таблица 2) по усредненному показателю креативности мышления объективно свидетельствует о существенном преимуществе экспериментальной группы.
Таблица 2
Основные параметры второго тестирования
Группа Кол. участников Суммарное количество набранных группами баллов Б" Условный усреднённый показатель креативности групп А ср.(б)
Экспериментальная (э) 11 299 27,2
Контрольная (к) 6 112 18,7
Её показатели по основному параметру оказались выше, чем у контрольной на 45,45%. Математическая проверка по методическому расчёту критериев -Вюпсоксона подтвердила статистически значимое различие этих результатов между экспериментальной и контрольной группами, что дает право констатировать: после второго тестирования между экспериментальной и контрольной группами студентов, имеет место значимая разница в креативности их мышления.
Наиболее существенными в данном исследовании являются сравнительные результаты 1-го и 2-го тестирования самой экспериментальной группы студентов, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты 1-го и 2-го тестирований экспериментальной
группы
Дата тестирования Кол. участ-ни-ков п Набранные группой баллы Аср.-усредн.показат. креативности (баллы)
По Айзенку По Торрен -су Суммарно Бэ Без учёта посещаем. С учётом посещаем.
Первое ОТ 22.02.01г. 13 72 183 Б' 1=255 А'ср. = 19,61 -
11* 57 155 Б'2 = 212 А'ср. = 19,27 -
Второе от 14.06.01г. 11* 77 221 Б 1 =299 Б"2 = 325,63** А"ср. = 27,1 А"ср. = 29,7 **
* - Участники, прошедшие оба тестирования; ** - С учётом посещаемости занятий.
Сравнительные результаты экспериментальной группы по первому и второму тестированиям (табл. 3) показали, что абсолютное количество баллов, набранное ею во 2-ом тестировании, как по каждому студенту, так и по группе в целом, по всем параметрам увеличилось. Статистический расчёт по критерию ЛУ - Вилкоксона при достоверной значимости р = 0,01 (99 %) подтвердил статистическую значимость различия сравниваемых результатов. Усреднённый показатель креативности мышления группы вырос в 1,41 раза, что составило 41,04% показателя роста креативного мышления. Это позволяет констатировать, что эффективность проведенного тренинга не хуже 41% (без учета показателя посещаемости). С учётом же коэффициента 100%-ной посещаемости занятий контрольной группы, процент эффективности проведённого тренинга креативности теоретически мог бы составить: 54,12%.
С другой стороны, сравнение результатов 1-го и 2-го тестирования контрольной группы, не проводившей тренинг, (см. таблицу 4), показывает примерно одинаковые баллы по всем параметрам и даже некоторое их снижение (в пределах допустимой погрешности) во 2-ом тестировании по усреднённому показателю креативного мышления.
Таблица 4
Сравнительные результаты 1-го и 2-го тестирований контрольной группы
Дата тестиро вания Колич. участников п Набранные группой баллы Аср.-усредн. показатель креативности (баллы)
По Айзеяку По Торренсу Суммарно Бэ
Первое от 22.02.01г. 12 63 174 БЧ =237 А'ср. = 19,75
6* 39 85 А'ср. = 20,67
Второе от 14.06.01г. 6* 31 81 Б"2 —112 А''ср. = 18,7.
* - те 6 студентов, которые участвовали и в 1-ом, и во 2-ом тестированиях.
Объективно зафиксированный рост усреднённого показателя креативности мышления в экспериментальной группе и полное его отсутствие у контрольной группы расценивается в пользу проведения тренинга креативности, как эффективного стимулятора роста креативного мышления студентов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о положительном результате проведенного тренинга, а также об эффективности предложенной нами программы «Формирования способностей креативного мышления» для студентов творческих профессий и методики её проведения. Об этом свидетельствуют статистически достоверные различия при сравнении показателей исходного и конечного уровней креативного мышления в экспериментальной и контрольной группах, представленных на диаграмме (рис.1).
Усрлдпёютй показатель
Рис. 1 Результаты тестирований до и после проведения тренинга формирования креативных способностей по условному показателю креативности групп.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что формирование и развитие способностей к креативному мышлению как качественного потенциала профессионального мышления специалиста, позволяющего созидать принципиально новые, не имеющие аналогов творения и способы их воплощения для лиц, осваивающих творческие профессии, в настоящее время весьма актуально. 2. К основным факторам, влияющим на развитие креативных способностей студентов, относятся:
- анализ предлагаемых ситуаций, поступков, фактов и принятие нестандартных решений;
- концентрация мысли при решении общих и частных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью;
- решение задач, разгадывание загадок, головоломок, шарад, кроссвордов, ребусов, связанных с профессиональной деятельностью;
- активное участие в творческих играх, викторинах, заданиях;
- постоянное общение с широким кругом лиц творческих профессий;
- изучение наук, способствующих формированию логико-абстрактного мышления (философии, информатики, различного рода теорий и т.д.).
3. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием активных методов обучения, тренинговых форм занятий позволяют более эффективно развивать у студентов креативные способности, как творческую составляющую их профессионального мышления.
4. К эффективным средствам, обеспечивающим высокий уровень формирования способностей к креативному мышлению студентов кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных представлений относится программа тренинга, условно разбитая на три группы, отличающиеся определенной направленностью, назначением и сложностью задач:
- первая группа упражнений, составленная, в основном, из головоломок, логических примеров, анаграмм, была нацелена на создание умственной работоспособности студентов, имела направленность на общее развитие интеллектуального мышления и проявление у студентов элементов креативности;
- вторая группа упражнений состояла из вопросов, направленных на развитие особенностей и качественных составляющих творческого мышления;
- третья группа наиболее трудоёмких упражнений представляла собой вопросы закрепления и практического использования ранее приобретенных навыков креативного мышления.
5. Анализ корреляционных моделей формирования способностей к креативному мышлению студентов показал, что в экспериментальной группе этот уровень оказался выше по сравнению с показателями контрольной группы. В экспериментальной группе содержатся характеристики, выраженность и значимость которых повышается от этапа к этапу эксперимента (р<0,005), причем процесс формирования имеет ярко выраженное стремление к увеличению.
6. Предложенная организация и форма проведения экспериментального тренинга в полной мере оправдала возможность осуществления его проведения в аудиторных условиях ВУЗа, не нарушая привычного хода учебного процесса. Это позволяет включить проведение занятий тренинга как составную часть общей учебной программы на кафедрах и факультетах ВУЗа, где творческий аспект в профессиональной подготовке студентов является наиболее актуальным.
7. Программа проведения тренинга по формированию креативных способностей студентов, несмотря на достигнутый положительный эффект эксперимента, должна иметь тенденцию к постоянному совершенствованию и обновлению, отвечая возрастанию требований времени и профессиональной подготовки студентов. Её совершенствование должно осуществляться за счёт:
- подбора соответствующих методов и средств, отвечающих современным требованиям творческого и профессионального уровня подготовки студентов;
- создания структурной разновидности упражнений по развитию различного рода направлений и качеств мышления;
- изменения количественного соотношения упражнений в программе;
- уточнения общего объёма упражнений тренинга и времени на их выполнение;
- подбора методических приёмов, способствующих повышению мотивации интереса у студентов к активному участию в тренинге.
8. Упражнения тренинга креативиых способностей должны опираться на специфику, связанную с особенностями профессиональной подготовки студентов кафедры режиссуры массовых спортивно-художественных представлений и решать задачи развития творческого восприятия, представления и ассоциативных связей в мышлении.
9. Все студенты экспериментальной группы положительно и с пользой для себя оценивают участие в тренинге формирования креативных способностей, что свидетельствует об эффективности экспериментальной работы.
10. Полученные в ходе исследования и эксперимента результаты в целом подтвердили правильность гипотезы о практической приемлемости экспериментальной программы, представляющей собой новое направление формирования креативных способностей студентов творческих специализаций в процессе их профессиональной подготовки.
Данное утверждение базируется на полученных положительных результатах экспериментальной работы, а также на результатах самостоятельных практических работ студентов старших курсов в процессе обучения в ВУЗе.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1. Алексеев В.Ю., Кузьмичева Е.В. Современные подходы в формировании креативного мышления у студентов в процессе профессионального обучения спортивной режиссуре // Совершенствование подготовки кадров в сфере культуры: традиции и новации : Материалы научно-методической конференции, посвященной 10-летию УМО ВУЗов РФ по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. - М.: МГУКИ, 2004 г.- С.74-76.
2. Алексеев В.Ю., Кузьмичева Е.В. Формирование креативного мышления студентов гуманитарного факультета как педагогическая проблема // Методология современного общества и спортивной педагогики: Всероссийская научная конференция, посвященная 75-летию со дня основания кафедры педагогики РГУФК (7-9 октября 2004 г.).- М.: РГУФК, 2004 г.- С. 153-157.
Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Номер заказа 244 Отпечатано в ООО «Принт Центр». 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.
H 0 387-
РНБ Русский фонд
2006-4 14180
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Алексеев, Владимир Юрьевич, 2005 год
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1 Креативность в общей теории мышления и её место в системе психолого-педагогических исследований творческих способностей человек.
1.2 Креативность в теории и практике формирования способностей к творческому мышлению студентов кафедры «РМСХП».
1.3 Основные направления оптимизации творческого потенциала студентов в условиях реализации их профессиональной подготовки.
ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
П.1 Цель и задачи исследования.
П.2 Методы исследования.
П.2.1 Анализ литературных источников.
П.2.2 Педагогическое наблюдение.
П.2.3 Педагогический эксперимент.
П.2.4 Тестирование.
П.2.5 Вероятно-статистическая база обработки результатов тестирования
- количественные методы анализа и оценки данных.
П.З Организация исследования.
ГЛАВА Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ.
Ш. 1 Тренинг формирования способностей к креативному мышлению как эффективной профессиональной подготовки студентов кафедры
РМСХП».
Ш.2 Определение исходного уровня креативного мышления студентов.85 Ш.2.1 Сравнительный анализ и системная обработка результатов первого тестирования.
Ш.2.2 Проверка однородности сравниваемых групп.
Ш.З Проведение экспериментального тренинга с целью выявления потенциальных возможностей формирования способностей к креативному мышлению студентов.
ГЛАВА IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИ
ЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
IV. 1 Исследование эффективности процесса формирования способностей к креативному мышлению студентов кафедры «РМСХП».
IV. 1.1 Сравнительные результаты второго тестирования.
IV.1.2 Определение значимости различий результатов второго тестирования.
IV. 1.3 Сравнительные результаты экспериментальной группы первого и второго тестирования.
IV. 1.4 Сравнительные результаты контрольной группы первого и второго тестирования.
ВЫВОДЫ.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению"
Актуальность. На современном этапе развития нашей страны значительно повышаются требования к высшему образованию, обусловленные задачами переходного периода экономики к рыночным отношениям и изложенным, в этой связи, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
В этой концепции, в частности, указывается, что одной из важнейших и долгосрочных проблем профессионального высшего образования является проблема формирования профессионально-компетентной личности специалиста, способного:
- к концептуальному мышлению и творческой деятельности;
- обладать высоким интеллектуальным уровнем самосознания;
- самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи;
- осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности.
Об этом же свидетельствует и тема, прошедшей в Москве, Всероссийской научной конференции: «Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования». В опубликованных материалах этой конференции указывается: «В системе профессионального образования целевой ориентацией должно стать развитие творческой индивидуальности, способной к созидательной деятельности. При этом креативность может рассматриваться как один из важнейших показателей образования».
Несмотря на то, что за последние годы высшее образование непрерывно совершенствуется, ему всё ещё присущи такие недостатки, как нацеленность на сообщение студентам готовых для заучивания знаний и недостаточно активное использование эвристических методов обучения. Причём, последнее касается не столько передачи профессиональных знаний, сколько формирования навыков определённого вида мышления, предъявляемых требованиям времени.
В условиях ускорения мировых процессов развития по всем параметрам научно-технической и культурной деятельности, неадекватность существующего в обществе мышления, в настоящее время, выражается в значительном усилении потребности к формированию у специалистов высшей школы креативных способностей. И в особой степени это касается тех, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере творческим подходом к решению профессиональных задач в науке, технике, искусстве и культуре, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания нового.
Режиссёров массовых спортивно-художественных постановок и мероприятий в полной мере можно отнести к таким специалистам творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого подхода, как в постановочном, так и в организационном плане. При этом в их профессиональной деятельности используются основные характерологические параметры творчества, как созидательность, новаторская деятельность, новизна и оригинальность продукта творчества (конструктив), так и новизна и оригинальность способов получения продуктов творчества (технология).
Следовательно, с целью совершенствования системы подготовки специалистов творческих профессий, и, в частности, спортивных режиссёров, необходима разработка такого программно-методического обеспечения педагогического процесса в Вузе, которое позволило бы добиться повышения художественной культуры и педагогического мастерства студентов на базе формирования у них способностей к креативному мышлению.
Сказанное подтверждается в работах отечественных и зарубежных исследователей в области психологических и педагогических наук: А.П.Акимова, Ф.Т. Архипцева, М.С. Берпггейна, B.C. Библера, Н.К. Винокурова, В.М. Волкова, С.В. Гиппиуса, М.И. Губанова, В.К.Зарецкого, Б.М. Кедрова, Е.В. Кузмичёвой, В.А. Левина, С.Д. Неверковича, Я.А. Пономарёва, С.Н. Макашова, К.Ю. Хрящевой, Е.И. Шеблановой; Айяна Ди, Артура Гейтса, Бергсона, Э. Боно, Т. Вужека, Д. Карнеги, Роджерса Ванна и др. В этих работах признаётся высокий потенциал и богатство возможностей использования различных методов, новых технологий формирования и развития креативного мышления. И хотя внедрение таких методических технологий с целью практического их использования в современном профессиональном образовании высшей школы имеет место, новых разработок активных форм развития креативных способностей мышления для осуществления качественного прорыва в решении этой проблемы, недостаточно. Кроме того, не смотря на разнообразное теоретическое освещение и накопленный опыт их практического решения, специфические особенности профессиональной деятельности студентов специализации кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» («РМСХП») физкультурных ВУЗов требовали более долгого времени анализа данной проблемы и переосмысления всех традиционных средств и методов воздействия на личность студента в учебном процессе ВУЗа.
Проведенный нами анализ учебного плана специализации «Спортивная режиссура» по содержанию и методики формирования креативного мышления показал, что традиционные формы обучения и методические подходы в существующих творческих дисциплинах не позволяют в полной мере осуществить напрямую процесс формирования креативного мышления у студентов. Однако, для успешного освоения специальных дисциплин старших курсов желательно и даже необходимо создания определённого базиса креативных навыков уже на уровне первых курсов, что способствует более качественному овладению студентами творческих профессий.
Актуальность и настоятельная потребность практики, по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов творческих специализаций кафедры «РМСХП», обусловили выбор проблемы и актуальность нашего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности эффективного формирования способностей к креативному мышлению студентов в процессе их профессиональной подготовки.
В качестве гипотезы выступает предположение о необходимости и возможности совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации кафедры «РМСХП» за счёт целенаправленного формирования способностей к креативному мышлению. Предполагается, что разработка и внедрение в практику педагогического процесса студентов 1 курса тренинга «Формирование креативных способностей» обеспечит повышение креативного потенциала в мышлении студентов, обогащение их мотивационной сферы и профессионального опыта.
Объект исследования: система профессиональной подготовки спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля.
Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления студентов специализации спортивная режиссура.
Научная новизна исследования.
В исследовании, впервые, представлено одним из первых теоретическое и экспериментальное обоснование возможности совершенствования педагогического процесса, направленного на профессиональную подготовку спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля за счёт формирования у них способностей к креативному мышлению. Обоснована сущность креативного мышления специалистов в области спортивной режиссуры, как структурного элемента педагогического пространства, определены критерии оценки креативного мышления с учетом специфики будущей профессиональной деятельности спортивных режиссёров.
Теоретическая значимость заключается в том, что разработанные современные нетрадиционные методические подходы к профессиональной подготовки спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля вносят вклад в теорию педагогики физической культуры и спорта.
Практическая значимость.
Совокупность творческих положений и практических выводов, содержание диссертационного исследования позволяют существенно усовершенствовать систему профессиональной подготовки спортивных режиссёров ВУЗов физкультурного профиля.
Разработанный и внедрённый в учебный процесс кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» тренинг «Формирования способностей к креативному мышлению» с методическими рекомендациями по проведению занятий в академических (аудиторных) условиях, позволяет использовать его в системе профессиональной подготовки студентов ВУЗов физкультурно-спортивной направленности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились: - концепция формирования творческого потенциала в процессе воспитания и обучения в работах: А.П. Акимова, Б.Г. Ананьева,
К.Н. Вентцеля, А.Н. Зинченко, В.А. Канн-Калика, В.И. Левина, А.П. Матейко, М.И. Пальянова, Я.А. Пономарёва, И.М. Розетта, М.Н. Скаткина,
B.М. Теплова и др.;
- исследование психологических аспектов творчества в области формирования креативной составляющей в творческом мышлении: Ди Айяна, Н.Г. Алексеева, А. Анастази, А. Бергсона, С.В. Гиппиуса, Денисова
C.И., Т.Д. Зинкевича-Евстигнеева, В.А. Левина, Р.Г. Натадзе, Р. Поу, В.М. Слуцкого, В.Н. Пашенной, В. Турнбуля и др.;
- исследований направления на изучение личности как субъекта творческой деятельности: К.А. Абульханова-Славской, Л.С. Выгодского, А.А. Дорохоа, А. Гейтса, П.М. Ершова, Д.В. Кандыбы, Д. Каргеги, А.И. Леонтьева, П.В. Симонова, А.В. Тарасова, Л. Томаса и др.;
- концепция активного профессионального обучения специалистов в области физической культуры и спорта: М.И. Губанова, А.А. Деркача, И.С. Дятловской, А.А. Исаева, B.C. Кузнецова, Е.В. Кузьмичёвой, С.Д. Неверковича, Б.Н. Петрова, Н.И. Спиридонова, О.П. Топышева, Л.А. Финогеновой. Ж.К. Холодова,
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность, структура и основные принципы формирования и развития креативного мышления студентов, специализаций кафедры «РМСХП».
2. Методы и средства реализации педагогического воздействия активного формирования креативного мышления и развития творческих навыков студентов кафедры «РМСХП».
3. Методические приёмы активного формирования креативного мышления, как эффективный инструмент педагогической системы непосредственного обучения мыслительным навыкам в творческой подготовке студентов.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"
ВЫВОДЫ
1. Анализ литературы современной зарубежной и отечественной педагогической теории и практики профессионального образования в области физической культуры и спорта показал, что проблема развития креативного мышления студентов творческих профессий в ВУЗах физкультурно-спортивного профиля мало изучена и недостаточно разработана.
2. К основным факторами, влияющими на развитие креативного мышления студентов, относятся:
• постоянное активное размышление студентов или анализ над предлагаемыми ситуациями, поступками, фактами и принятие нестандартных решений;
• концентрация мысли при решении общих и частных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью;
• систематическое чтение литературы любого жанра;
• решение задач, разгадывание загадок, головоломок, шарад, кроссвордов, ребусов и т.д.;
• активное участие в творческих играх, викторинах, заданиях;
• изучение наук, способствующих формированию логико-абстрактного мышления (философии, логики, информатики, математики, различного рода теорий);
• постоянное общение с широким кругом лиц творческих профессий.
3. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием активных методов обучения, тренинговых форм занятий, позволяют более эффективно развивать у студентов способности к креативному мышлению, как творческую составляющую их будущей профессиональной деятельности.
4. К эффективным средствам, обеспечившим высокий уровень формирования креативного мышления студентов специализации «Спортивной режиссуры» относятся:
• упражнения, направленные на развитие логико-математического мышления и концентрацию внимания на получение единственно правильного ответа;
• упражнения логико-аналитического направления, заставляющие студента видеть многообразность предмета, его очевидные и воображаемые составляющие;
• упражнения, направленные на отработку зрительных образов, объёмного восприятия и воображения;
• упражнения, направленные на преодоление психологических барьеров в мышлении;
• упражнения, направленные на развитие аналитической мысли и обоснование принятия решения;
• упражнения, направленные на отработку и формирование качественных характеристик мыслительной деятельности, способствующих развитию потенциала креативного мышления (гибкости, оригинальности, беглости, самостоятельности, широты и т.д.);
• упражнения, направленные на формирование самооценки и повышение уверенности в своих силах и возможностях;
• упражнения, направленные на развитие быстроты и точности воспроизведения и принятия решений;
• упражнения, направленные на проявление, приобретение и формирование творческого восприятия и воображения;
• упражнения, направленные на формирование умений к нестандартному решению предлагаемых ситуаций.
5. Анализ корреляционных моделей формирования креативных способностей студентов показал, что в экспериментальной группе этот уровень оказался выше по сравнению с показателями контрольной группы. В экспериментальной группе содержатся характеристики, выраженность и значимость которых повышается от этапа к этапу эксперимента (р < 0,005), причём процесс формирования имеет ярко выраженное стремление к увеличению.
6. Предложенная организация и форма проведения экспериментального тренинга в полной мере оправдала возможность осуществления его занятий в аудиторных условиях Вуза, не нарушая привычного хода учебного процесса. Это позволяет включить проведение занятий тренинга, как составную часть общей учебной программы на кафедрах и факультетах Вуза, где творческий аспект в профессиональной подготовке студентов является наиболее актуальным.
7. Программа проведения тренинга по формированию креативных способностей студентов, не смотря на достигнутый положительный эффект эксперимента, должна иметь тенденцию к постоянному совершенствованию и обновлению, отвечая возрастанию требований времени и профессиональной подготовки студентов.
Её совершенствование должно осуществляться за счет: подбора соответствующих методов и средств, отвечающих современным требованиям творческого и профессионального уровня подготовки студентов; создания структурной разновидности упражнений по развитию различного рода направлений и качеств мышления;
- изменения количественного соотношения упражнений в программе;
- уточнения общего объёма упражнений тренинга и занятий; подбора методических приёмов, способствующих повышению мотивации интереса у студентов к активному участию в тренинге.
8. Упражнения тренинга креативного мышления должны опираться на специфику, связанную с особенностями профессиональной подготовки студентов специализации «Спортивная режиссура» и решать задачи развития творческого восприятия, представления и ассоциативных связей в мышлении.
9. Все студенты экспериментальной группы положительно и с пользой для себя оценивают участие в тренинге по формированию способностей к креативному мышлению, что свидетельствует об эффективности экспериментальной работы.
10. Полученные в ходе исследований и эксперимента результаты в целом подтвердили правильность гипотезы о практической приемлемости экспериментальной программы, представляющей собой новое направление формирования креативного мышления студентов творческих специализаций в процессе их профессиональной подготовки.
Данное утверждение базируется на полученных положительных результатах экспериментальной работы, а также на самостоятельных практических работах студентов в процессе обучения в ВУЗе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Проведённый экспериментальный тренинг подтвердил правильность выбора численности группы в 10.15 человек, участвующих в тренинге. С учётом отсутствия, в среднем, на каждом занятии трёх-четырёх человек, фактическая средняя численность группы составила 12 человек. И эту численность следует признать оптимальной.
При численности группы выше этого числа, обсуждение выполненных упражнений во второй части занятий будет проходить экстремально, с явным дефицитом времени. Это ограничивает участников тренинга в выражениях своего мнения по обсуждаемому вопросу и не даёт возможности проявить себя в должной мере.
2. Экспериментальный тренинг подтвердил правильность методических установок по соблюдению жёсткой временной дисциплины и очерёдности высказывания мнений студентами при анализе решений выполненных упражнений.
В качестве рекомендации, необходимо сделать предупреждение:
Преподаватель тренинга не должен поддаваться искушению, чтобы выслушивать лишь желающих, наиболее активных студентов, высказать свою точку зрения. Успеть выступить обязательно должны все студенты в определённой преподавателем очерёдности. Выполнение этого методического условия в экспериментальном тренинге приводит к выравниванию активности студентов. Несколько закомплексованные студенты в начале прохождения тренинга при этом условии обретают уверенность в себе и отстаивают свою точку зрения в конце его проведения уже наравне с другими студентами.
Кроме того, соблюдение временного регламента при выполнении студентами упражнений и выступлений в полемике, позволило значительно рациональней использовать отведённое учебное время, а самим студентам -выработать в себе точность и конкретизацию высказываний.
3. Многие ответы студентов (участников тренинга) отличались непредсказуемой оригинальностью, неожиданными предложениями и весьма интересными творческими соображениями. Такие решения упражнений программы оценивались "креативным баллом". За время экспериментального тренинга он выставлялся участникам тренинга 19 раз.
По этому обстоятельству следует предложить следующую рекомендацию:
Решения, творческие находки или идеи, выполненные студентами в ходе решений упражнений или анализа этих решений, не должны оставаться без последующего внимания специалистов кафедры РМСХП. Особенно это касается выполняемых упражнений, связанных с профессиональной специализацией студентов.
Интересные с творческой точки зрения предложения, оригинальные идеи или их рациональные зёрна должны фиксироваться на занятиях тренинга и конспектироваться в специальном журнале. В дальнейшем они могут быть соответствующим образом обработаны на кафедре и предложены для практического использования. При этом таких теоретических наработок будет тем больше, чем больше будет в структуре программы тренинга заложено упражнений с профессиональной направленностью.
4. Постоянная практика проведения тренингов позволит уточнить требуемое количество упражнений, которое должна содержать программа, необходимое время на выполнение каждого из них, а также приемлемую частоту проведения занятий в недельный цикл и за один семестр. Исходной точкой в этом вопросе может служить параметр, принятый в экспериментальном тренинге: общий временной объём выполнения упражнений программы должен превышать время проведения тренинга (один семестр) на 15-20%. Это позволяет преподавателю делать выбор упражнений на каждое занятие в зависимости от конкретных условий в целях получения наиболее эффективного использования учебного времени и достижения окончательного положительного результата.
5. При разработке упражнений программы тренинга и их постоянном обновлении особое внимание следует уделять правильности постановки вопроса в каждом упражнении. Вопрос должен быть простым, ясным и однозначным для понимания. Студенты не должны тратить время на осознание того, чего от них требует вопрос упражнения или преподаватель.
Вопросы упражнений тренинга должны быть не только внятными и содержать смысловую учебную направленность, но и, в обязательной степени, быть доступными всем для ответа. Вопрос не должен, например, подразумевать наличия у студентов каких-либо узкоспециализированных теоретических знаний в определённых областях науки и, тем более, в тех, которые не являются профилирующими для данной аудитории. Правильно сформулированный и точно направленный вопрос инициирует широкий полёт творческой фантазии студентов, на развитие чего, собственно, и направлена предлагаемая программа.
6. Некоторое численное сокращение упражнений первой части программы (направленной, главным образом, на интеллектуальное развитие участников тренинга) может иметь место. Это позволит осуществить полное прохождение по времени упражнений второй и третьей частей программы, как основополагающих по формированию и развитию креативности.
7. Программу тренинга по формированию креативности мышления студентов и методику проведения по ней экспериментального тренинга следует признать достаточно эффективными. В связи с этим они могут быть рекомендованы как практические материалы в качестве основной концепции развития креативного мышления студентов в системе профессиональной подготовки.
8. Преподаватель тренинга должен постоянно помнить, что любой ответ, любое решение и предложение в рамках вопроса упражнения со стороны студентов, должны быть обязательно приемлемыми. Даже абсолютно неверные или абсурдные ответы не должны вызывать нареканий и тем более насмешек ни со стороны преподавателя, ни со стороны студентов. До каждого участника тренинга, педагогически весьма аккуратно и тонко, должно быть доведено до сведения, что преодоление неудач и провалов, - это прямой путь к успеху.
9. Занятия тренинга желательно проводить в первые часы учебных занятий «на свежую голову».
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Алексеев, Владимир Юрьевич, Москва
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности -М.: Наука, 1980. 335с.
2. Азимов Айзен. Вид с высоты. / М.: Мир, 1965. -252с.
3. Айян Ди "Эврика!". ПИТЕР, г. СП-б.: 1998.
4. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений. Педагогическая литература, М. 19765. «Академический словарь русского языка». М. : АН СССР Русский язык, 1981.
5. Алексеев Н.Г. Формирование осознанности при решении задач.-Автореф. к.п.н., М.: 1975.
6. Али-Заде А.А Особенности анализа и синтеза в деятельности творческого воображения учащихся. Автореф. к.п.н., Баку,: 1962.8. "Альманах психологических тестов"./ под ред. Римских P.P. и Римских С.А. -М.:КСП, 1995. -397, 1. с.
7. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Наукова думка, К, 1965. -302 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Избранные психологические труды: В 2-х т. Под ред. А.А. Бодолёва. -М.: Педагогика, 1980. -т.2 -287 с.
9. Анастази А. Психологическое тестирование. (Пер. с англ.) -М.: Педагогика, 1982. -318 с.
10. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. -415 с.
11. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. -М.: Наука, 1991. -413 с.
12. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. // Вопросы философии № 5,1974.
13. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М. : Изд-во «Светотон», 1995.-318 с.
14. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческогоразвития личности специалиста физической культуры и спорта. РНО — Майкоп: АГУ,2001. -83 с.
15. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. -М.: 1926.
16. Бергсон А. Творческая эволюция. -Минск.: Харвест, 1999. -1407 с.
17. Бернштейн М.С. О природе научного творчества. // Вопросы философии № 6, 1966.
18. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?.- М. : ИФРАН, 1993.195 с.
19. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975.
20. Библер B.C. Кант-Галилей-Кант. Разум нового времени в парадоксах самообоснования. -М. : Мысль, 1991. 317 с.
21. Бирюков Д.А. Миф о душе. Современная наука о психическойдеятельности человека. -М. : Советская Россия, 1959. 166 с.
22. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал Т. 16.- №5, 1995.
23. Богоявленская Д.Б. Целепологание как центральная проблема психологии творчества.-М. : Педагогическая литература, 1974.
24. Большая Советская Энциклопедия, третье издание. -М.: Советская энциклопедия, 1981. -720 с.
25. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. -М. : Педагогическая литература, 1974.
26. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. -226 с
27. Боно Э.Шесть шляп мышления. -СП-б.: ПИТЕР, 1997 239 с.
28. Боно Э."По". -СП-б.: ПИТЕР, 1997. -162 с.
29. Боно Э. Научите своего ребёнка думать. -СП-б.: ПИТЕР, 1998 -173 с.
30. Боно Э.Нестандартное мышление. -Минск. : ПОПУРРИ, 2000. -218 с.
31. Боно Э. «Развитие мышления; три пятидневных курса». -Минск. : ПОПУРРИ, 1997. -128 с.
32. Бродянский В.М. Вечный двигатель прежде и теперь. -М.: Энерго Атомиздат, 1989. -254 с.
33. Бурганова И.О. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Автореф. к. п. н., Казань, 1999.
34. Валлон А. От действия к мысли. -М. : Мысль, 1956 .
35. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Автореф. к.п.н., М, 1998.
36. Васюков Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста.// Психология №3, 1995.
37. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М. : Педагогическая литература, 1976.
38. Венгер В и Поу Р. Неужели я гений.-СП-б.: ПИТЕР, 1997. -256 с. (Изд. г. Санкт-Петербург, г
39. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. -М. : «АСТ», 2001.-414 с.
40. Волков В.М. Воображение и творчество. Общая психология. -М.: Наука,1981.
41. Волков Г.Н. У колыбели науки. -М.: Молодая гвардия, 1971. 222 с.
42. Вужек Т. Тренировка ума. -СП-б.: ПИТЕР: ПИТЕР-пресс, 1996. -284 с.
43. Вужек Т. Как создать идею. -СП-б.: ПИТЕР, 1997. -256 с.
44. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:1. Просвещение, 1967. -90 с.
45. Выготский JI.С. Психология искусства.-М.: Лабиринт, 1995.-416 с.
46. Гайден В.А., Толкачёв В.К. Роскошь системного мышления практикум развития мышления. -М.: 2000.
47. Гангнус А.А. Рискованное приключение разума. -М.: Знание, 1982. -208с.
48. Гейтс Артур Психология воспитания. -СП-б.: ПИТЕР, 1996.
49. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. Речь, 2001. -346 с.
50. Гнатко Н.М. Проблема креактивносги и явление подражания. -М.: Ин-т психологии , 1994. -43 с.
51. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереопшов. СП-б.: Б. и., 1994. -180 с.
52. Губанов, М.И Дружков, АЛ. Табаков С.Е. Постановка спортивно-художественных выступлений массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздников. -М.: РГАФК, 1995. -52 с.
53. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Педагогическая литература, 1976.
54. Даниэль С.М. Искусство видеть. -JL: Искусство, Ленинградское отделение, 1990. -224 с.
55. Денисов С.И. Целесообразные задачи, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Автореф. к.п.н.-М.: 1965.
56. Деркач А.А.,. Исаев А.А Творчество тренера. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -238 с.
57. Длугач Т.Б. Проблема целостности. Человек, творчество, наука. -М.:. Мир, 1978.
58. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. -М.: Детская литература, 1980. -112 с.
59. Драндров ГЛ. Формирование готовности студентов факультетовфизической культуры к творческому обучению двигательным действиям. Автореф. д.п.н., -Омск, 2002. -60 с.
60. Дрейден Сим. Николай Черкасов. -М.: Госкиноиздат, 1939. -244 с.
61. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. -М.: Иностранная литература. 1964.
62. Дьюн Дж. Как мы мыслим. -М.: 1910.
63. Ермолаева-Томина Л.Б. « Проблема развития творческих способностей детей.// Вопросы психологии № 5, 1975.
64. Жоль К. Под знаком вечности. -Киев.: Молодь, 1991. -318 с.
65. Запорожец А.В. Восприятие и действие. -М.: Мысль, 1976.
66. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решение творческих задач.: Автореф. к.п.н. -М., 1984. -25 с.
67. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. -СП-б.: Речь, М.Сфера, 2001. -388 с.
68. Иванова Т.В. Остроумие креативность.// Вопросы психологии. -М.:1. Педагогика, 2002.
69. Калошина И.П. Психологические основы формирования умений по разработке способа решения задач. Автореф. к.п.н. дисс. -М. 1971.
70. Камю А. Творчество и свобода.: Пер. с фр./К. Долгова. 1990. -М. Радуга, 1990. -602 с.
71. Кандыба Д.В. Тайные возможности человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.542 с.
72. Кандыба Д.В. Техника мыслительного гипноза. -Киев.: МАНТ Юнеско.
73. Киевское отд-ние, 1995. -516 с.
74. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144 с.
75. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Педагогическая литература,1976. - 286 с.
76. Кант Э. Собрание сочинений, т.3-6. -М. 40РО, 1994.-3-6 т.
77. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -М.: Прогресс, 1989. -289 с.
78. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. -М.: Прогресс, 1989. -78 с.
79. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. -486 с.
80. Квинн В. Прикладная психология 4-ое международное издание. -СП-б и др.: Питер. 2000. -558 с.
81. Кедров Б.М. О процессах научного творчества. -JL: Политиздат, 1972.
82. Кеннет М. Гуд Как превращать людей в золото. -СП-б.: Дельта, 1998.
83. Колодницкий Г. А. Творчество и инициатива. -М./ Физкультура и спорт, № 11, 1991.
84. Конович А.А. Театр, праздники, обряды. -М: Высшая школа, 1990.
85. Краткий тест творческого мышления, общая редакция Е.И. Щеблановой, пер. с англ. -М.: ИНТОР, 1995. -46 с.
86. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Автореф. к. п. н. дисс. -М. 1971.
87. Кузин В.С Психология. -М.: Агар, 1997. -303 с.
88. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста// Гуманизация образования» №1,1995.
89. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1989. -166 с.
90. Кузьмина Н.В Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. -М.: Исслед. центр пробл. Качества подг. специалистов, 2001. -144 с.
91. Кузмичёва Е.В. Формирование прфессиональных умений у студентов ИФК на основе решения проблемно-педагогических ситуаций. -М.
92. Диссертация, ГЦОЛИФК, 1990.
93. Левин В.А. Воспитание творчества. -М.: Педагогическая литература,1977.-53 с.
94. Ленин В.И. Полное собрание сочинений т. 12. -М.: Политическая литература, 1984.
95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: изд-во МГУ, 1981. -584 с.
96. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Смысл : Academia, 2004. -345 с.
97. Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Педагогическая литература, 1974.
98. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. -М.: МГУ, 1981. -224 с.
99. Лубышева Л.И. Олимпийская культура спорт в современном обществе. /ТиПФК, № 12, 1999.
100. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом Вузе. Ташкент.: Фан, 1986. -96 с.
101. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144 с.
102. Макаренко А.С. Соч. -М.: Правда, 1987. -т.З. -508 с.
103. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
104. Матейко А.Н. Условия творческого труда. -М.: Педагогическая литература, 1972.
105. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.
106. Матюшкин A.M. Загадка одарённости. -М.: Школа-Пресс, 1993. -127 с.
107. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. -М.: Изд-во агентства «HAN», 1994. -163 с.
108. Мэрили Зденек Развитие правого полушария. -Минск.: ПОПУРРИ,1997. -318 с.
109. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. -Тбилиси.: 1972.
110. Неверкович С.Д., Варданян Г. Формирование творческих способностей и мышления в современном образовании. Тезисы докладов международного конгресса: / «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы//-М., 1998. т.2. -345 с.
111. Немов Р.С. Психология. -М.: ВЛАДОС, 1998. -кн.1 -319 с.
112. ИЗ. Немов Р.С. "Психология", в 3-х книгах, 4-е изд. -М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.
113. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. —М.: Энергия, 1966.
114. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарнойфункциональной асимметрии мозга.Физиология человека. -М.: т. 23. 1997.
115. Одарённые дети.: Перевод с анг. / Общая редакция Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-380 с.
116. Окладников А.П. Утро искусства. -Л.: Искусство, Ленинградскоеотделение, 1967.
117. Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный»интеллект. -М.: Наука, 1978.
118. Основные современные концепции творчества и одарённости. Сост.
119. Ю.Д. Бабаева; под ред. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.
120. Основы математической статистики. Под общей редакцие B.C.
121. Иванова. -М.: Фи с, 1990. 176 с.
122. Павлов И.П. Полное собрание трудов, т.2. -М.: Академия Наук1. СССР, 1946. -638 с
123. Пальянов М.И. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся.Автореф. к. п. н. дисс. -М.: 1977.
124. Пашенная В.Н. Ступени творчества. -М.: Искусство, 1964.
125. Педагогическое творчество и формирование общей профессиональной культуры мышления. -М.: ЦНГИПР, 1990. -66 с.
126. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.В. История первобытного общества. -М.: Высшее образование, 1982. -223 с.
127. Петров Б.Н. Массовые спортивно художественные представления. -М.: Фон, 1998.-327
128. Петров С.Г. Тайны творчества. -М.: Наука, 1964.
129. Петровский А.В., Брушлинский Н.В., Зинченко В.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1986. -463 с.
130. Пономарёв Я. А. Психология творения. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999. -480 с
131. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогическая литература, 1976.
132. Попов А.В. Интересная жизнь. Творческие шаги к достижению цели. — СП-б.: ИД «ВЕСЬ», 2002. -121 с.
133. Попов И.В. Содержание и структура изобретательского творчества всфере физкультуры и спорта и влияние на него социально-организационныхфакторов. Автореф. дисс. к.п.н.; МОГИФК.-Малаховка, 1994. -24 с.
134. Проблемы научного творчества в современной психологии Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Мысль, 1971.
135. Проблемы теории развития творческой личности: Сборник научных трудов / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск.: "Факел", вып. 1 -й, 1998. -59 с.
136. Программа "Психогимнастика в тренинге" ч.З. под ред. К.Ю. Хрящёвой и С.Н. Макашова. СП-б.: "Ювента", 1999. -250 с.
137. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. -271 с.
138. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.: Педагогическая литература, 1974.
139. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. -Минск.: Современное слово, 2001. -927 с.
140. Рейтман У.Н. Познание и мышление. -М.: Мир, 1968.
141. Ребер Артур Большой толковый психологический словарь, т.1. -М.: Вече: ACT, 2000. -Т.1.-590 с.
142. Роджерс Ван Оке Психологические отмычки. -СП-б.: ПИТЕР, 1999. -224 с.
143. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1996. -528 с.
144. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. -СП-б. : Языковый центр СПб ГУ, 1995. -271 с.
145. Розетт И.М. Проблемы научного и технического творчества. -М.: Педагогика, 1967.
146. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Наука,1958.
147. Самореализация личности в процессе творчества:1 Тез и материалы научи.-метод, конф., 19-20 мая 1994 г.-Новосибирск, 1994.-182 с.
148. Сахневич Т.А. Профессиональное творчество учителей как фактор результативности педагогической деятельности. -М.: Про Софт, 2003.
149. Семёнов И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач. Автореф. к. п. н. дисс. Л. 1980. -18 с.
150. Сеченов. И.М. Собрание сочинений т.1. -М.: Медгиз, 1952.
151. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. -М.: Педагогика, 1962.
152. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М.: Наука, 1984. -160 с.
153. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М.: Педагогика, 1965.
154. Скаткин М.Н. Содружество наук и тайны творчества. -М.:1. Просвещение, 1968.
155. Славский Р.Е. Братья Никитины. -М.: Искусство, 1987. -272 с.
156. Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988. -607 с.
157. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров.- С56 3-е изд. третье. -М.: Сов. энциклопедия, 1984.-1600 е., ил.
158. Современная психология. Справочное руководство под редакцией В.Н. Дружинина. -М.: 1999.158. Современный словарь по педагогике/Автор-составитель Е.С.
159. Рапацевич. -Минск.: Современное слово, 2001. -927 с. Е.С. (Изд. «Современное слово», г. Минск, 2001г.)
160. Соловьёва И.Н., Шитова В.В. К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1986.-168 с.
161. Сочнева З.Т. Когда приходит вдохновение// Советская культура № 92, 1980.
162. Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье-М.: Физкультура и спорт, 1976. -88 с.
163. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Работа актёра надролью// Собрание сочинений, т.2-М.: Искусство, 1954. -502 с.
164. Стойков Д.А. Спорт, экономика, государство. -М.: Госуниверситетуправления,, 2002. -99 с.
165. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум» Изд-е 5-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004. -703 с.
166. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, путиинтеграции. // Спорт, духовные ценности, культура. Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров Н.Н., Чесноков. -М.: 1997.-Вып. 5. -с.101-265
167. Страхов И.В. Психология творческого вдохновения. Учен. Записки
168. Саратовского пед. Института, вып. 36, 1962.
169. СубботинМ.М. Творчество и отношение полезности.
170. Автореф. к. п. н. дисс. -М. 1973.
171. Сухаребский JI.M. О памяти. -М.: Медицинская литература, 1962.-32 с
172. Тайсаев К.Ч. Творчество как свободная деятельность. Из материалов совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК. -М.: ВНИИФК, 2001.
173. Таранов П.С. От Петрарки до Стендаля.-М.: АТС, 2000. -366 с.
174. Тарасов А.В. Путь к себе. —М.: Физкультура и спорт, 1974. -424 с.
175. Терехов В. А. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней Познания// Психологический журнал № 1, 1981.
176. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М: МГУ, 1969. -304 с.
177. Трофимов Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста// Педагогика №2, 2003/
178. Томас JI. Кратчайший путь к известности. -М.: МЦ Потенциал, Полиграфия, 1989.
179. Томилин К.Г. Креативность и творческие приёмы тренера высокой квалификации// Теория и практика физической культуры № 2 , 2005
180. Турнбуль В. Личный магнетизм. Курс лекций. -М.: Издательство. МПИ, 1990.-96 с.
181. Тютиков В.Г. Теоретико-методологические основы акмеологизации профессиональной подготовки на педагогических специализациях физкультурного Вуза.-Хабаровск.: Изд. ДВГАФК, 2002.
182. Филатов В.П. В царстве стихий и качества// Природа, № 2. -М. 1981.
183. Философские трактаты-М.: Наука, 1975.
184. Философский энциклопедический словарь./ Редакол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. -2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия , 1989. -815 с.
185. Финогенова Л.А. Спартакиады народов СССР. Их роль в развитии массового физкультурного и спортивного движения. -М.: ГЦОЛИФК,1998. -51 с.
186. Фокусы, трюки, головоломки.-СП-б.: Дельта, 1988.-208 с.
187. Формозов A.JI. Очерки по первобытному искусству-М.: Искусство, 1969.-149 с.
188. Фролов П. А. Мотивация творчества в научном коллективе. -М.: Наука, 1973.
189. Хайям Омар Рубайат. -М.: Наука, 1972. -198 с.
190. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира. -М.: Искусство, 1969.
191. Хозяинов Г.И. Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования/ Материалы Всероссийской научной конференции// Изд-во ООО Астра-Пресс.-М.2004 —с. 144-148
192. Хотевели Г.С. Обсуждение методологических проблем творчества// Вопросы философии № 6, 1966.
193. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.: Барс; Томск: Изд-во Том. Ун-та 1997. -391 с.
194. Хутинаева С.З. Педагогическое творчество учителя в иноавационном образовательном учреждении. -М.: Про Софт, 2003.
195. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. -М., 1952.
196. Чутко. И.Э. Красные самолёты. 3-е -М.: Политиздат, 1982.-128 с. ил.
197. Шамота Н.З. О свободе творчества. -М.: Мир, 1968.
198. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем: эвристический подход, или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Белгород: Крестьянское дело, 1995.-208с.
199. Энгельс Ф. К. Маркс, Ф. Энгельс из ранних произведений. —М.: Политиздат, 1956.-238 с.
200. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. —М.:1. Научная книга АТС, 1997.
201. Эшби У.Р. Конструкция мозга. -М.: Изд-во Иностр. Лит., 1964. -398 с.
202. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. -М.: Высшая школа, 1972. -215 с.
203. Ярошевский М.Г. На путях общей теории творчества. -Л.: Политиздат, 1972.
204. Crawford R. P. The Techniques of Creative Thinking. Books. N.-X., 1954
205. Guilford J.P. Some theoretical viewson creativity// Heison H. (Ed.) Contemporary approaches to psychology N.Y., 1967.
206. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.
207. Koestler A. The Act of Creation. N.Y. Macmillan, 1964.
208. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// Psychol. Review. 1969.-№2.-P.220-232.
209. Peris F. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, Cal: Real People Press, 1969.
210. Torrance E. P. Education and creativity// Taylor C.W. (Ed.). Creativity: progress and potential. N.Y.San Francisco; Toronto; L., 1964.
211. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663 -679.
212. Wallac G. The art of thought, N.Y, 1926.
213. New ENGLISH-RUSSIAN dictionary. Edited under the Direcnion of Professor I.R. GALPERIN. V-l, RUSSKY YAZYK PUBLISHERS; -M,1987. -P. 373.