автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Русский скаутизм: история, теория, практика (1909-1923 г. г. )
- Автор научной работы
- Подтынная, Екатерина Анатольевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1995
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Русский скаутизм: история, теория, практика (1909-1923 г. г. )"
РГб од
РО£С^ЙЖ|Я ^53ГААРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ физической культуры
На правах рукописи
ПОДТЫННАЯ ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА
РУССКИЙ СКАУТИЗМ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА. (1909-1923 г.г.)
13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1995
Работа выполнена в Российской Государственной Академии Физическо: Культуры.
Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент, ФИНОГЕНОВА Л,А.
Официальные оппоненты:
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор педагогических наук, профессор, ФИЛИН В.П.
Член президиума Российской Академии Образования,
кандидат педагогических наук, сг.науч.сотрудник КУЛЪПЕДИНОВА М.Е.
Ведущая организация — Всероссийский Научно —исследовательский Инстш Физической Культуры
Защита состоится ¿тт. 1995 г. в "__" часов на заседании
диссертационного совета $$$ Российской Государстенной Академии
Физической Культуры по адресу: Москва, Сиреневый бульвар, д.4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской Государстве™: Академии Физической Культуры.
Автореферат разослан ию/^^/
1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
канд.пед.наук, профессор ПРИМАКОВ Ю.1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Работа представляет собой историко — педагогическое сследование, посвященное вопросам анализа истории, теории и практики рус — кого скаутизма в 1909—1923 г.г. Вместе с тем мы не претендуем на полное и азностороннее исследование темы русского скаутизма и в связи со специ — )икой направления исследования в работе уделяется особое внимание вопросам еории и практики физического воспитания как в английском, так и в русском каутизме.- В настоящее время отсутствуют опубликованные серьезные научные сследования историко — педагогического характера по данной проблематике. В меющейся литературе существуют значительные искажения и неточности в ценке русского скаутизма. В советский период скаутизм рассматривался сследователями (Степанов Н.С., Легошина Л.П. и др.) с классовых позиций, дносторонне — как система военно — физического воспитания юношества в уржуазном духе. В этом нет серьезной вины исследователей, т.к. научные азработки в то время (60 — 70 — е г.г.) проводились в рамках марксистско — енинской методологии и классового подхода. В настоящее время требуется ереоценка истории, теории и практики русского скаутизма, его новое свещение.
Изучение наследия русского скаутизма начала века в настоящее время при — бретает особую актуальность не только в связи со становлением детского движения в целом, но и в связи с активным возрождением с 1990 г. скаутского вижения в России. Эти процессы проходят сложно и неоднозначно. Существует ного проблем кадрового, информационного и научно — методологического обе — печения. В 1990 г. в Москве был открыт Информационный центр Всемирной »рганизации Скаутского Движения (ВОСД), и вскоре создана Ассоциация Воз — ождения Российского Скаутизма (АВоРС). АВоРС, заручившись помеРжкой ерховного Совета СССР и Комитета по делам молодежи, приступила к орга —
низации скаутских отрядов. Проник скаутизм в Россию и из —за рубежа — ( потомков эмигрантских скаутских отрядов. В июле 1990 г. Россию посети; делегации Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) и Националы« Организации Русских Скаутов (НОРС), после чего образовались в России дружины ОРЮР и НОРС. Помимо вышеназванных направлений сформировались более мелкие — сельские скауты, Российские скауты—конгениалисты, скауп под эгидой Народно — Трудового союза Российских Социалистов и др. Пос проведенного изучения процесса возрождения скаутизма в России в 1990— 1& г.г. его основными характеристиками выделены децентрализованносгь, нес координированность и хаотичность. Модели возрожденных скаутских отряд складываются случайным образом — в зависимости от того, какой информации о скаутизме располагает руководитель. Отсюда и проистекают различия в под ходах к современному русскому скаутизму. Одни скаутские группы приняли основу своей деятельности дореволюционную российскую модель; есть отряд использующие опыт и модели зарубежных скаутских организаций; существу] группы религиозного направления и множество других, не поддающих точному описанию. При исследовании проведен анализ эволюции структу] скаутского движения в России в 1990 — 1994 г.г. Результаты его подготовлены публикации. Несмотря на многообразие направлений, установлено, что фор! деятельности возрожденных скаутских отрядов и их программы во мног схожи. Проведенный опрос руководителей скаутских организаций показал, 1 многие из них, несмотря на пестроту движения, считают необходим) использовать дореволюционный опыт скаутизма, его теорию и практику.
В настоящее время существует кризисное положение в детском движешп России — деторганизации вытесняются из школ, кануло в лету пионерст отсутствует финансирование негосударственных детклубов. Вместе с тем, мно! лидеры детдвижекия, рождающегося в России, строят свою деятельность на ос
даве метода длительной игры, который является основой скаутинга. Учитывая то, гго в России начался процесс возрождения скаутинга как воспитательной сис — гемы, и то, что сегодня требуются новые подходы к организации детдвижения в делом, к формированию личности современных подростков, особенно важным ггановится анализ истории, теории и практики скаутизма в России первой чет — ¡ерти XX столетия. Именно этот опыт, накопленный русским скаутизмом может жазать определенную помощь в становлении современного детского движения.
Цель исследования: обобщить и изучить опыт скаутизма в дореволюционной i советской России первой четверти XX столетия, выявив его основные ;ешюсти.
В соответствии с целью при проведении «следования .ставились и решались ледующие залачи:
. Проанализировать историографию русского скаутизма, вскрыть неточности и искажения, а также заполнить некоторые пробелы, существующие в лиге — ратуре по проблеме. !. Изучить скаутизм как социально — педагогическое движение, выявить его истоки и основные тенденции становления и развития в дореволюционный период.
. Исследовать средства, формы и методы физического воспитания и спорта в русском скаутизме, выявить особенности постановки физического воспитания русских скаутов.
. Проследить эволюцию теории и практики скаутизма в советский период, показать преемственность пионердвижения и скаутизма в России.
При обосновании темы были сформулированы следующие рабочие гипотезы: усский скаутизм — детское общественно — педагогическое движение, возник — iee в 1909 г. в России, существенно отличаясь от западной модели, разработан— ой Баден —Пауэллом, сыграло значительную роль в воспитании подрастающего
поколения в истории русского государства. Основанный на теории общечелове -чрских ценностей и концепции уважения человеческого достоинства и гармоничного развития личности ребенка, русский скаутизм накопил определенны опыт воспитательной работы, который может быть с успехом использован пр формировании современного детского движения в России. Предполагалось, чт существует определенная преемственность пионерства и скаутизма в России, чт пионерской организацией было использовано все лучшее из теории и практик русского скаутизма. Предполагалось также, что скаутизм в России не прост канул в лету,- как неоправдавшее себя детское движение, а был ликвидирова из —за чрезмерной политизации детских организаций того времени, при это первостепенную роль в этом процессе сыграла политика, проводимая руководством Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ).
Объектом исследования является скаутизм как социальное и педагогическое явление.
Предметом исследования стало формирование и развитие теории и практик скаутского движения России в период 1909—1923 г.г.
Научная новизна работы состоит в том, что это первое обобщающее исследование историко — педагогического характера по проблематике русског скаутизма, в котором скаугинг трактуется как целостная воспитательная делается попытка его объективного исторического анализа на основе теории практики движения. В настоящем иследовании впервые:
— изучаются предпосылки и истоки русского скаутизма, тенденции его становления и развития в начале XX века;
— определяются особенности теории и практики русского скаутизма;
— анализируются формы, методы и средства физического воспитаю скаутов, использовавшиеся в русском скаутизме первой четверти XX столеп-и выявляются особенности постановки физического воспитания и спорта
русском скаутизме;
уточняются некоторые социально — экономические аспекты русского скау— зма, подвергаются критике и новому освещению вопросы социального сос — за скаутских организаций дореволюционной России;
— выявляется взаимосвязь дореволюционного скаутизма в России со спорти — ым движением и взаимосвязь традиций русского скаутизма с идеями олимп — ча;
— подвергается анализу советский период в развитии русского скаутизма и зещаются вопросы, связанные с запрещением и ликвидацией скаутских орга — заций;
— освещается эволюция скаутизма в советской России и выявляется преемс — !шюсть теории и практики пионерства и скаутизма;
— предпринимается попытка критического анализа имеющейся в России ли — >атуры по проблеме.
Широкий круг привлеченных источников позволил впервые ввести в науч — й оборот ряд новых, ранее неизвестных сведений о деятельности скаутских 'анизаций России.
Практическая значимость работы состоит в том, что это первое обобщающее орико — педагогическое исследование русского скаутизма, дающее можность последующим исследователям определить круг проблем для ькейших разработок и использовать положения данной работы в научных ледованиях детского движения в России. Результаты исследования могут бьггь ользованы при составлении курсов истории Отечества, истории педагогики и ории физической культуры в педагогических учебных заведениях, а также ючены в учебно — методическую литературу для работников детского движе — , педагогов и историков. Проведенный в работе анализ теоретико — педаго — гских основ русского скаутизма поможет использовать позитивный опыт
русского скаутизма в современных организациях детского движения в России.
*
Основные положения, выносимые ня чятттиту:
1. До настоящего времени предметом специального научного исследования не стали вопросы истории, теории и практики скаутизма в России. Педагогичес -кий опыт скаутизма исследован чрезвычайно слабо и односторонне. Требую -тся дальнейшие серьезные научные разработки по проблематике скаутизма, т.к. опыт дореволюционного скаутизма, обогащенный практикой пионерского движения может и должен быть использован детскими объединениями в России в настоящее время.
2. Модель дореволюционного русского скаутизма существенно отличается от зарубежных моделей, она основана на патриотизме и гуманистической нап — равленности русского общества, имеющей специфический характер, выраженный в благотворительности.
3. В теории и практике русского скаутизма первой четверти XX столетия суще ственное отражение нашли вопросы физического воспитания, значительно обогащенные за счет специфики общественной жизни России и ее нацио — нальных традиций. Скаутизм в России развивался в тесной связи со сгюртив ным движением. Существует взаимосвязь традиций скаутизма в России с идеями олимпийского движения.
4. В начале 20—х годов скаутизм в России прекратил свое существование в виду излишней политизации и идеологизации, проводимой РКСМ в детском движении. При этом существует четкая преемственность теоре тических основ и практики пионерства и скаутизма в России.
Теоретико — педагогические положения и выводы, полученные в диссерта ции, были апробированы путем обсуждения на заседаниях кафедры истор] цивилизации, физической культуры и спорта РГАФК в 1991 —1994 г.г., где по лучили доложительную оценку; обсуждения на научных конференциях аспира
>альной Олимпийской Академии России в 1993 г., где удостоены призового геста; обсуждения на Пантюховских чтениях в октябре 1994 г., на У Всесоюз — юй научно -1-практической конференции весной 1994 г. Апробация материалов ,иссертации проходила также путем публикации различных ее разделов. Всего »публиковано 5 статей, список приводится в библиографии.
Внедрение и практическое использование научных результатов исследования [роходило в чтении лекций и проведении семинаров в Московском 'осударственном Педагогическом Университете им.Ленина на кафедре основ жзического воспитания и в РГАФК, на кафедре истории цивилизации, зизической культуры и спорта в 1991 — 1993 г.г., акты внедрения прилагаются, .остоверносгь полученных результатов обусловлена совокупностью при— еняемых методов, а также комплексным подходом к. решению проблемы.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, 1клк>чения, библиографии и имеет общий объем 1^5 страниц машинописного гкста. Она содержит 2 внутритекстовые схемы и 5 приложений. Библиогра — ия включает 290 наименований.
Автор выражает особую благодарность за содействие в проведении :следования А.Х.Гусалову (председателю СВСДР), скаутруководителям В.Гро — □ву, О.Решетникову, С.Сироткину, Е.Манучаровой, В.Кучину (почетному скауту журналисту) и А.Вахтину (историку скаутского движения).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении определяется цель и основные задачи исследования, дается 5основание" актуальности выбранной темы, формулируются рабочие гипотезы, скрывается научная новизна и практическая значимость исследования, опре — ляется источниковая база исследования, приводятся материалы об апробации внедрении результатов работы и формулируются основные положения на за — иту.
В 1 главе — "Теоретические и методологические аспекты исследования" -анализируется историография русского скаутизма; обсуждаются методологические подходы к изучению истории, теории и практики скаутизма в России; формулируются основные понятия исследования и анализируется постановка физического воспитания и спорта в системе скаутинга Баден —Пауэлла.
Анализ историографии русского скаутизма показал, что в период 1909 — 191' г.г. в отечественной литературе отсутствовали научные разработки по скаутизму Имеющаяся литература носила, как правило, художественный или публицистический характер. Вместе с тем, в большом объеме представлены фактические материалы по решениям 1 Всероссийского съезда деятелей по скаутизму, ш базовым документам движения. В большинстве источников по скаутизму, выпущенных в России в советский период, отмечается классовая направленность I одностороннее освещение скаутского движения— с позиции критики буржуазного. Данный подход характерен и для двух единственных научных исследований по проблематике зарубежного скаутизма в советский период (Степано: Н.С., Легошина Л.П.). Вместе с тем, существует ряд изданий, объектив» освещающих скаутизм и подчеркивающих его педагогическую ценность. Такш образом, до настоящего времени предметом специального научного исследования не стали вопросы истории, теории и практики скаутских организаций России. Педагогический опыт скаутизма исследован чрезвычайно слабо. Появившиеся в последние годы исследования (Зубко Е.А., Руденко И.В., Кудряшо Ю.В., Борисова A.A., Валгаева И.А), статьи и заметки в периодике частичн приоткрыли страницы истории скаутизма, частично осветили его теорию и практику. Но требуются дальнейшие серьезные научные разработки по данно проблематике.
Основным методологическим подходом в данной работе является диалекти-ко— материалистическая концепция социального развития, т.к. она позволяет
- и -
зыявить общие закономерности и специфичность рассматриваемых явлений, тонять единство теории и практики исследуемого объекта. В трудах Столярова В.И., Жукова Е.М., Ковальченко И.Р., Вазюлина В.А., Барга М.А. и Черняка Е.Б., Иванова В.В., Могильницкого Б.Г., Овчинникова В.Г. и др. историков и философов подробно освещены вопросы специфики научного отражения историчекой действительности, соотношения истории с другими формами познания, преемственность истории и современности. Исходя из принятой периодизации общей истории и принятой на данном этапе периодизации истории международного спортивного и олимпийского движений, а также учитывая, что скаутизм как эбщественно — педагогическое явление в России прекратил свое существование в 1923 г. и в настоящий момент находится в стадии возрождения и становления, исследование ограничено следующими хронологическими рамками: 1909 —окт. 1917 г. — дореволюционный период возникновения и развития скаутизма в России;
1917— 1923 г.г. — советский период реорганизации и ликвидации скаутизма в России.
Организация и методы исследования — исследование проводилось в 1991 — [994 г.г. на базе кафедры Истории цивилизации, физической культуры и спорта 5ГАФК. Для решения поставленных задач при исследовании применялись методы работы с литературными источниками (изучение, систематизация, ;опоставление, сравнение и т.д.); аналитические методы (индуктивный, \едуктивкый) и опрос. Кроме того, использовались специально — исторические методы (сравнительно — исторический, историко — генетический, ретроспективный, историко—типологический). Общеметодологическую основу работы юставил диалектический метод.
Исследование проведено в рамках социально — педагогического подхода, ко — горый использовали в своих работах отечественные ученые и педагоги — Н.К.
Крупская, А.В.Луначаркий, С.Т.Шацкий и др. Социально —педагогический подхо в исследовании генезиса скаутизма в России проявляется в раскрытии процесс формирования механизмов реализации на практике социально — значимы общечеловеческих ценностей средствами скаутизма, действующих н государственном, групповом, личностном и др. уровнях.
Базовым понятием в работе является трактовка русского скаутизма как вое -питательного движения гуманистической направленности. При этом целям] скаутизма являются содействие развитию молодых людей для достижения и: полного интеллектуального, духовного, физического и социального потенциалов Данные направления развития реализуются в скаутизме через скаутский мето, прогрессивного воспитания и самообразования подростков.
Значительное место в скаутинге отводится физическому воспитанию, которое рассматривается, прежде всего, как педагогический процесс. При этом ] физическом воспитании скаутов реализуются приниципы гармоничной: развития, прикладной и оздоровительной направленности; выполняются вс< задачи физического воспитания (как рода и результата деятельности скаутов через 3 основные направления физического развития скаутов— спорт (включаз игры), гимнастику и ознакомление с гигиеной. При этом находят отражение практически все функции, свойственные физическому воспитанию в целом Основными методами физического воспитания скаутов являются методь наглядной демонстрации, целостного упражнения, соревновательный, игровой I методы слова. Средствами — все средства, характерные для физическо£ культуры и спорта в целом (физические упражнения, игры, природные факторы гигиена и т.д.).
Во П главе — "Возникновение и развитие скаутизма в России в 1909—1917 г.г." раскрываются предпосылки и возникновение скаутских организаций в России, анализируется развитие движения в дореволюционный период, выявля — •
ются особенности русского скаутизма и рассматриваются вопросы постановки физического воспитания и спорта в русском скаутинге.
Изучение источников показало, что в литературе по проблеме имеется ряд ■и
разночтений и спорных, малоисследованных вопросов в отношении русского скаутизма и скаутизма вообще. Это разночтения в хронологии возникновения английского и русского скаутизма и по поводу того, кто являлся основополож — никами скаутизма в Англии и России (БСЭ, Попов В.А., Преображенский B.C., Гурин Э.А., Грибанова Г.И., Кудинов В.А., Столбов В.В. и др.). Кроме того, недостаточно изучены истоки русского скаутизма и тенденции его становления и развития в дореволюционный период. В ряде источников отмечаетя чрезмерная военизация и политизация скаутизма в России (В.С.Ханчин, А.А.Смирнов, Н.С.Степанов, Л.П.Легошина и др.); необоснованно отрицается специфика русского скаутизма, недостаточно исследованы его особенности и направленность (В.А.Кудинов, Э.П.Цытович и др.). Также необъективно освещены социально-«экономические аспекты развития дореволюционного скаутизма в России.
В данной связи в работе документально подтверждено, что основоположником английского скаутизма является сэр Роберт Баден—Пауэлл и установлено, гго скаутизм в России стал развиваться с 1909 г. по инициативе О.И.Пантюхова. Сделан вывод о том, что в России уже с 70 — 90 г.г. 19 столетия сложились пре — досылки для формирования детского движения, подобного скаутизму. Об этом видетельствует наличие ранее существовавших в России детских организаций, о своей теории и практике напоминающих скаутские (с 1877 г. —"Рыцарский >рден", с 1897 г. — "Клуб А.С.Пушкина", конец 19 века — летние колонии, майские союзы" и т.п.).
В ходе проведенного исследования установлено, что скаутизм возник и раз — гаался в России как воспитательное движение гуманистической направленно — ■и, в противовес военизации молодежи в "потешных" организациях 1909— 1913
г.г., т.е. ошибочна трактовка русского скаутизма как движения с целям! военно —физического воспитания юношества. На основе документальных источников сделан вывод о существовании различий в теории и практике английс -кого и русского скаутизма. Установлено, что проникнув в Россию, скаутизь значительно видоизменился. При этом основным отличием русского скаутизм; от зарубежного стала его гуманистическая направленность, выраженная в благотворительности и нацеленность на общечеловеческие ценности. Это доказывается обширной благотворительной общественно — полезной деятельностьн русских скаутов (устройство бесплатных вечеров и празднеств малоимущим сбор для них гуманитарной помощи и средств, с/х помощь крестьянам дежурство в госпиталях и на питательных пунктах, на вокзалах и т.д.). В работ сделан вывод о том, что данное направление является ведущим в деятельносп скаутов в дореволюционной России. Вместе с тем, анализ деятельности ] мероприятий скаутов показал, что в целом они традиционны для скаутов i реализуют задачи патриотического, физического и социального воспитани: молодежи, но с ориентацией на общечеловеческие ценности. В результат! исследования установлен ряд других отличий русского скаутизма от зарубежного, обусловленных национальными особенностями русского характера i традициями России. Отличия проявляются в реализации потребности подрост» в героическом не посредством авантюризма и страсти к приключениям, а : форме служения ближнему, через "good turn". Вследствие чего из русской скаутинга были исключены игры и литература чисто авантюристическоп содержания. Кроме того, отмечен более эмоциональный характер скаутскоп воспитания на основе эмоции сострадания, как ведущей эмоции в характере : морали русского народа. Также различия проявляются в отсутствии грубости воспитании подростков, в большем проценте эстетического воспитания на основе богатых эстетических традиций России й в различиях базовых документов.
3 базовых документах русских скаутов существуют нравственные законы, от— :утствующие у английских разведчиков. Имеются отличия в организации скаут— :ких отрядов; в специфике постановки физического воспитания русских скаутов, троявляющейся во взаимосвязи скаутизма со спортивным движением России и зо взаимосвязи скаутских традиций с идеями олимпийского движения.
Скаутйзм в России развивался в тесной связи со спортивным движением, 1ричем в руководстве движений стояли одни и те же люди. Это В.Срезневский, трезидент РОК и председатель спецкомиссии по физвоспитанию при Миннар — ipocce, напрямую занимающейся развитием скаутизма; Я.Репнинский — itiPia — 1ьник Канцелярии Главнонаблюдающего и член правления общества "Русский :каут". В 1914 г. многие члены РОК и МОК для России вошли в состав Времен — юго "Совета по делам физического развития народонаселения, также занимаю— . цегося развитием скаутизма. Взаимосвязь скаутизма со спортивной жизнью 'оссии не вызывает сомнений также потому, что именно в спортивных журна — iax начала века существовали странички скаута и отражались все скаутские ме — юприятия. Это Русский спорт (особенно активно популяризировавший скаутом), Спорт, Всевобуч и спорт, Всевобуч. Кроме того, популяризировали скаутизм и спортивные организации России, как общественные, так и государст — |енные (Московский речной яхт—клуб и др.). Данная практика — использования ттериально — технической базы спортклубов и организаций скаутсоюзами сох — >анилась и после 1917 г. Если до революции скаутизму покровительствовал 'лавнонаблюдающий за физическим развитием, предоставляя свои помещения каутским съездам, то после 1918 г. скаутизм был взят под опеку Всевобучем, :р*и эхом на предоставляемой базе спортивных обществ и клубов скауты имели озможность культивировать большее количество видов спорта, что последствии перешло в практику пионерства. ,
Выявлена еще одна особенность русского скаутизма— участие посредством » »
спорта в общественной и спортивной жизни страны, что по словам 'В.А. Попова, видного деятеля скаутизма, а впоследствии редактора журнала "Вокруг света" стало возможным благодаря тому, что "скаутинг, в сущности, является сам пс себе как бы особым видом спорта для многогранного и гармоничного развития и совершенствования, морального и физического оздоровления детей и молодежи обоего пола..." Скауты принимали участие в различных праздниках и парадах, выступали на спортивных соревнованиях, принимали даже участие в губернских олимпиадах. После 1917 г. скауты активно включились в работу по спортизации масс. Так, по данным Петра Попова только дружина Сумского округа за 1920 — начало 1921 г. участвовала в 10 парадах, спортивно — гимнастических выступлениях и праздниках. Более того, в ходе исследования установлена взаимосвязь традиций скаутизма в России с идеями олимпийского движения. По данной тематике опубликовано 2 статьи.. Подобный синтез этих общественных движений стал возможным благодаря их гуманистической сущности и общей благотворительной направленности русского общества в 1910 — 20 г.г. Сходство традиций скаутизма с идеями олимпизма мы видим в том, что все гуманистические Ценности ~оли!отгакт£*(иАеМ" РарКюничнбЛ) развйтия чёЗюВекЗГйдеи мира, дружбы, интернационализма, fair—play) нашли отражение в русском скаутизме; в том, что ведущей идеей для обеих движений являлась идея рыцарства; в том, что обеим была свойственна религиозность. Кроме того, оба движения имели педагогический характер; были привержёны символике, атрибутике и ритуалам; проводили международные соревнования; один раз в 4 года. При этом существовало сходство общей направленности и целей движений и в руководстве
/
стояли одни и те же люди. !
|
Ключевым моментом в исследовании истории русского скаутизма ста;
i
вопрос о социальном составе дореволюционных скаутских организаций.Уста— новлено, что в скаутских организациях дореволюционной России состояли дети
из всех социальных слоев русского общества, хотя и преобладали представители
учащейся молодежи, чему есть свое объяснение.
Говоря о социальном составе скаутских организаций дореволюционной Рос — о
сии также отмечен их многонациональный состав и отсутствие национализма. Например, в составе гомельского скаутского отряда были русские, польские и еврейские дети.
С точки зрения социально —экономических основ дореволюционного скаутизма установлено, что в период 1909— 1914 г.г. скаутизм в России не имел четко оформленной организационной структуры, скаутские организации возникали спонтанно и действовали только благодаря инициативе своих создателей. Только к началу 1914 г. в России была создана достаточно прочная база для развития скаутизма как в количественном, так и в качественном отношениях. Медленное его распространение до 1914 г. обусловлено отсутствием в русском обществе достаточной литературы и информации о скаутинге; свежим опытом неудачного "потешного движения", и как следствие — скептическим отношением общественности к новому движению; финансовыми трудностями скаутских организаций и отсутствием или неподготовленностью кадров по скаутизму.
В 1914—1917 г.г. произошла значительная активизация скаутизма в России, вызванная началом 1 Мировой войны (и как следствие этого — патриотическим подъемом среди русской молодежи); изменением структуры управления и
эрганизационной структуры скаутских организаций. Этому способствовала и
»
жтивная деятельность Обществ Содействия "Русский Скаут", и увеличение зыпуска скаутской литературы.
Период 1914—1917 г.г. является наиболее благоприятным для развития ска — ,тизма с точки зрения социально — экономических основ и характеризуется жончательным становлением скаутизма в России, причем происходит как соличественный, так и качественный рост движения. К концу 1917 г. скаутизм
прочно вошел в жизнь русского общества, что стало возможным благодаря планомерной и целенаправленной работе деятелей по скаутизму с одной стороны и, с другой стороны, благодаря признанию скаутизма русским общее— вом, поддержке властей, общественных организаций и православной церкви.
В 111 гляие — "Эволюция скаутизма в советской России (1917—1922 г.г.)" выявляются новые тенденции в развитии скаутизма и постановке физического воспитания скаутов, анализируются попытки реорганизации скаутизма в 1918 — 1922 г.г., рассматриваются взаимоотношения РКСМ со скаутизмом и доказывается преемственность теоретических и практических основ пионерства и скаутизма в России.
Анализ источников показал, что объективно не оценен вклад скаутизма в детское движение России, не показана четкая преемственность теории и прак — тики пионерства и скаутизма в России, что существуют белые пятна в истории исчезновения скаутизма и отсутствуют научные исследования в данном направ — лении.
В ходе исследования установлено, что после октябрьской революции 1917 г. в русском скаутизме наметились новые тенденции — скаутизм перестал быть однородным — большая часть скаутов осталась на платформе дореволюционного скаутизма, поддержав контрреволюцию, другая часть старалась держать нейтралитет, пытаясь сохранить скаутинг как ценное педагогическое средство. Была еще третья незначительная часть скаутов, поддержавших в революцию большевиков. Кроме того, в социальном составе организаций, непримкнувших к политическим битвам, увеличился процент пролетарских детей. Данные тенденции имели свою территориальную обусловленность. Период 1919—1920 г.г. являлся периодом активного приспособления скаутизма к новым условиям, что выражалось в многочисленных попытках и идеях его преобразоания. Скаутизм быстро приспособился к новым условиям, что доказывается его
активизацией и ростом даже в 1918 — 20 г.г. В основном этот рост происходил за счет так называемых "свободных" районов — Юг России и Сибирь. Рост движения был закончен в 1920 г. с началом открытых гонений на скаутизм со стороны РКСМ.
В первые годы советской власти существовала возможность применения скаутинга в условиях социалистических преобразований. В защиту скаутизма в России активно выступили Всевобуч и Наркомпросс, отдельные советские деятели (Н.К.Крупская, М.Бонч — Бруевич и др.). В данном разделе истории скау— гизма в России новыми являются факты о противостоянии Всевобуча, Нарком — 1росса и РКСМ в вопросах об отношении к скаутизму. Если деятели Всевобуча Марьяслн Л.Е., Ильин Е.П., и др.), понимая значимость педагогики скаутизма, годдерживали движение, то позиция руководства РКСМ была противоположной. Найдены свидетельства и факты, подтверждающие давление РКСМ на Всевобуч ; отношении скаутинга. Установлено, что РКСМ проводил планомерную :олитику ликвидации скаутизма в России. Причинами ликвидации движения тало то, что РКСМ считал скаутизм "буржуазным наследием прошлого" и ассматривал себя как единственную организацию юношества. Немаловажную оль в этом сыграло и то, что большинство скаутов поддерживали белое вижение. Таким образом, позиция РКСМ сыграла решающую роль в деле лик — идации скаутизма в России. В 1919 — 21 г.г. политика РКСМ в отношении скау— гама носила двойственный характер, выраженный с одной стороны в проведе — ии скрытой линии, направленной на ликвидацию скаутизма, а с другой стороны проведении официальной линии на сотрудничество со скаутами и в дискуссиях > использовании скаутского опыта. Деятельность по ликвидации скаутских эганизаций проводилась РКСМ с 1920 г., но активные репрессии в отношении -•.аутов и скаутмасгеров начались в конце 1921 —22 г.г. (и вплоть до 30—х го — >в), когда РКСМ в своей борьбе против скаутизма стал прибегать к помощи
органов ГПУ и использовать тактику развала скаутского движения изнутри
путем привлечения революционно настроенных скаутмастеров — И.Н.Жукова I
»
др. Продолжительный период (1919— 1924 г.г.) борьбы РКСМ со скаутизмом 1 России объясняется широким развитием движения и его большим влиянием и молодежь. Затрудняли ликвидацию также новые тенденции, появившиеся 1 скаутизме после 1917 г., авторитет движения и стойкая поддержка обществов скаутизма вплоть до 1922 г. Сыграло роль и признание скаутизма Всевобучем 1 Наркомпроссом, их поддержка движения в силу понимания его педагогическо! ценности, а также неоднозначное отношение к скаутизму в руководстве РКСМ.
На основе проведенного исследования установлено, что ответ на вопро "Является ли скаутизм предшественником пионердвижения?"— может быт только однозначным — да. Пионердвижение непосредственно связано с концог скаутизма в России. Пионерство стало преемником скаутизма, возникнув в ма 1922 г. на базе скаутских организаций. Есть множество свидетельси подтверждающих четкую преемственность форм, методов и средств пионерств и скаутизма в России.
Анализ историографии скаутизма в России показал, что среди авторо (В.Кудинов, Г.Дитрих и др.) нет единодушного мнения о времени ликвидаци скаутского движения в России. На основе проведенного исследования сделан заключение, что концом скаутского движения в России можно считать 19221924 г.г., в течение которых из пионердвижения шло "вытравление элементов скаутизма. После 1924 г. в базовых документах по детдвижению нет упоминани о скаутизме, несмотря на то, что репрессии в отношении скаутов продолжалис до 30 —х годов.
В Заключении представлены основные выводы, полученные в результат исследования и практические рекомендации.
- 21-ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Анализ историографии русского скаутизма показал, что до настоящего времени вопросы истории, теории и практики скаутских организаций в России не стали предметом специального научного исследования. Педагогический опыт скаутизма исследован чрезвычайно слабо и односторонне. Требуются дальнейшие серьезные научные разработки по проблематике скаутизма.
2. В России уже с 70 —90—х г.г. XIX столетия существовали предпосылки для формирования детского движения, подобного скаутизму.
3. Скаутизм, проникнув в Россию в 1909 г. существенно видоизменился. Модель дореволюционного русского скаутизма основана на патриотизме и гуманистической направленности русского общества, имеющей специфический характер, выраженный в благотворительности.
4. В первые годы советской власти в результате чрезмерной политизации общества по инициативе РКСМ скаутизм был ликвидирован, но ввиду педаго — шческой ценности движения лучшие его формы и методы были использованы пионерскими организациями. Существует четкая преемственность теоретических и практических основ пионерства и скаутизма в России.
5. В русском скаутизме 1909— 1923 г.г. существенное отражение нашли вопросы физического воспитания, значительно обогащенные за счет специфики общественной жизни России, ее национальных традиций. Скаутизм и России раз — вивался в тесной связи со спортивным движением. Существует взаимосвязь традиций скаутизма в России с идеями олимпийского движения.
6. Опыт дореволюционного скаутизма может быть использован в настоящее время формирующимися детскими объединениями России.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изучение исторического наследия и опыта скаутизма в России, его теории
и практики позволяет нам дать рекомендации, которые могут быть использованы
педагогами и организаторами при формировании современного детского и
скаутского движений. Мы рекомендуем использовать:
о
1. Направленность деятельности организации — на личность ребенка, на привитие ему общечеловеческих ценностей, патриотических чувств, на его самовоспитание и развитие при обязательной активности ребенка (т.е. концепцию активного воспитания).
2. Необходимость взаимодействия детской организации, школы, семьи, их взаимопомощь (может быть в виде объединений советов родителей скаутов — для помощи в финансировании, судах чести и т.п.).
3. Использовать скаутскую систему взаимоотношений "взрослый—ребенок", являющуюся, на наш взгляд, оптимальной для развития личности.
4. Отказаться от прямой проповеди политизации детского движения.
5. Проводить тщательный отбор и подготовку руководителей детдвижения (через спецкурсы, обмен опытом и пр.), отдавая предпочтение педагогам и деятелям по физическому воспитанию.
6. Добиваться конкретности содержания деятельности организации посредством существования планирования и программ, гармонично сочетающих интеллектуальное, духовное, социальное и физическое развитие.
7. Стремиться к тому, чтобы ведущим направлением в деятельности органи — ции стала общественно —полезная работа, благотворительные мероприятия.
8. Уделять должное внимание физическому воспитанию членов организации, вступая при этом в сотрудничество со спортивными и физкультурными организациями России и используя богатый опыт физкультурного движения России.
9. Сохранять полную добровольность вступления в организацию и отсутствие каких —либо привилегий, связанных с членством в ней.
10. Четко разрабатывать систему поощрений и награждений.
11. Использовать романтическое, праздничное обрамление традиций и ритуа — 10В, специальную символику, форму и атрибутику организации.
12. Приобщать детей к природе посредством проведения занятий на открытом юздухе, туризма и устройства стационарных летних лагерей.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ: I. Лубочнова Е.А., Финогенова Л.А. Физическое воспитание и спорт в системе "скаутинг".//Совершенствование физического воспитания школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — Владимир, ВГГТУ, 1994. — С. 35 — 38. 1. Лубочнова Е.А. Социально — экономические аспекты скаутзма в России (1909 — окт. 1917 г.г.).//Социально — экономические я управленческие аспекты функционирования и развития физической культуры и спорта в современных ус — ловиях. Материалы научной конференции. — М., ВНИИФК, 1993. С. 77 — 81. 5. Лубочнова Е.А. Взаимосвязь традиций олимпийского движения и скаутизма в дореволюционной России.//Олимпийский бюллетень N 1. — М., РГАФК, 1994. - С. 21-23.
1. Подтынная Е.А. Традиции олимпийского движения и скаутизма в России: об — щее и особенное.// Тезисы У Всероссийской научно-практической конференции "Олимпийское движние и социальные процессы", посвященной 100-летию МОК и Всероссийского совещания "Практика олимпийского образования" 25-27 мая 1994 г., - М„ РГАФК, 1994. - С. 5. Подтынная Е.А. Традиции олимпийского движения и скаутизма в России.// Олимпийский бюллетень N 2. - М„ РГАФК, 1994. - С.