автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов
- Автор научной работы
- Попов, Иван Васильевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Малаховка
- Год защиты
- 1994
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.04
Автореферат диссертации по теме "Содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов"
московский областной государственный институт физической культуры
л „ На правах рукописи
Ы'
ПОПОВ
Иван Васильевич
содержание и структура изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и влияние на него
социально-организационных
13.00.04. — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
факторов
Малаховка 1994
Работа выполнена в Московском областном государственном институте физической культуры.
Научный руководитель доктор медицинских наук, профессор Воробьев А. Н.
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ратоп И. П., кандидат педагогических наук, доцент Якимов А. М.
Ведущая организация — Научно-исследовательский институт по спортивно-техническим изделиям.
Защита состоится « ¿С*^. . . 1994 г.
в <т/У- » час. на заседании специализированного совета К 046.05.01 в Московском областном государственном институте физической культуры по адресу: Московская область, пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33.
С диссертацией молено ознакомиться в библиотеке МО ГИФ К.
/У
Автореферат разослан « : (. » ^ . .1994
Ученый секретарь специализированного совета кандидат педагогических наук, доцент
I/ Е. Е. Биндусов
г
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность.Творчество является необходимым условием, развития общества. Ему уделяется внимание и в сфере физической культуры и спорта (<ЖиС) (Деркач A.A. .Исаев А. А., 1982; Торунова Э.Л.,1987; Дмитриев C.B., 1990; Луткова Н.В..1990; Степанова И.А.,1991; Якимов А.М.,1992), раскрывая его как неотъемлемую часть педагогики, а в редких диссертационных исследованиях (Филиппов С.С.,1991; Шаргородская И.Р.,1992) рассматриваются отдельные стороны изобретательского творчества в этой сфере. Однако существующие исследования не позволяют составить достаточно полное представление о творчестве, факторах и процессах, связанных с ним.
Для восполнения указанного пробела и проведено исследование на примере одного из видов творчества сферы <1КиС - создания новых-средств и методов тренировки, контроля и т.д. Такие разработки, прошедшие государственную экспертизу, признаются изобретениями. Они полностью отвечают таким критериям творчества, как новизна, существенные отличия (оригинальность) и др., что и явилось решающим фактором при выборе объектов исследования.
Сами-по себе новые решения играют значительную роль в сфере ФКиС.о чем свидетельствует курс "Технические средства обучения", включенный в учебный план институтов физической культуры(Лапутин А.Н., Уткин В.Л., 1990), выходящие сборники, целиком посвященные тренажерам и устройствам,применяемым в тренировке(Накутный И.Д., 1977: Коробкин В.Д.,1986; Юшкевич Т.П. и др. 1989 ), публикуемые работы, связанные с решениями других вопросов в сфере ФКиС(Ивой- • лов A.B. и др.,1975; Смирнов Ю.И. и др., 1979; Иванов В.В. ,1987; Менхин Ю.В..Коньков Н.В..1988). Многие научные работы, в том числе диссертации, не могут обойтись без новейших -способов и устройств (Верхало Ю.Н., 1971; Ратов И.П., 1972; Пулле Л.А., 1988;
Стеблецов Е.А.,1988; Сураев А.Н.,1988; Бондарь С.И.,1991 и др.).
Признаются изобретениями способы: тренировки, контроля в спорте, определения режима тренировки, отбора спортсменов, определения подготовленности к спортивной деятельности, оценки функционального состояния, определения физической работоспособное -ти, лечебной физкультуры, лечения с применением физической нагрузки и т.д.
Цель работы. Определить содержание и структуру изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта и его связь с социально-организационными факторами.
Объект исследования. Изобретательское творчество в сфере физической культуры и спорта и влияние на него социально-организационных факторов.
Гипотезы.1. Изобретательское творчество в сфере физической культуры и спорта имеет определенное содержание и структуру. Через структурные составляющие возможно осуществлять педагогическое воздействие на изобретателя. 2. На изобретательское творчество в сфере физической культуры и спорта влияют социально-организационные факторы.
Научная новизна. В работе впервые выявлена и обоснована структура творчества, определено содержание изобретательского творчества в сфере ФКиС, разработан метод исследования творчества и методика его применения, определена значимость структурных составляющих творчества для педагогического воздействия на человека, выявлено влияние социальных и организационных факторов на изобретательство в сфере ФКиС.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть использованы в практическом деятельности учебных заведений - включены в содержание учебных курсов по техническим средствам обучения . психологии и другим дясциплин.-.-.м, а тачдл- использованы при
разработке соответствующих пособий и учебников; в практической деятельности патентных отделов; для практических рекомендаций по созданию новых изобретательских решений. Эффективность использования результатов исследования в студенческом конструкторском бюро МОГИФК удостоверяется актом внедрения.
Работа выполнена в соответствии с Координационным планок выполнения научных разработок институтами физической культуры РСФСР (начиная с 1991 г.) по теме 4.1.2. "Методологические основы деятельности в сфере спорта", номер государственной регистрации 01.9.SO 017073.
На защиту выносятся:
-информационно-психологическая структура творчества, реализуемая в изобретательском творчестве в сфере ФКиС;
-содержание изобретательского творчества в сфере >ГКиС (на основе анализа патентных документов и мнения изобретателей)^
-метод информационных карточек для исследования творчества; -значимость структурных составляющих творчества для педагогического воздействия на изобретателя;
-влияние социальных и организационных факторов на изобретательскую активность в сфере ФКиС.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, шести глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Библиографический указатель включает 167 наименований. из них 31 на иностранных языках. Диссертация изложена на 180 страница машинописного текста, содержит 24 рисунка и 31 таблиц^'.
' ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ' Задачи исследования.
1. Определить и обосновать структуру изобретательского
творчества в сфере физической культуры и спорта.
2. Выявить и конкретизировать содержание изобретательского творчества в сфере физической культуры и спорта.
3. Определить значимость структурных составляющих творчества для педагогического воздействия на изобретателя при создании новых средств и способов подготовки в сфере физической культуры и спорта.
4. Выявить социально-организационные факторы и их влияние на изобретательское творчество в сфере физической культуры и спорта.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение литературных источников: 2) патентные исследования; 3) эксперимент: психолого-педагогический, педагогический; 4) контент-анализ; 5) анкетирование; 6)методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование проводилось с 1987 по 1992 годы. Эксперименты осуществлялись на базе МОГИФК. В психолого-педагогическом эксперименте приняло участие 23 человека, t
в педагогическом 5 человек. Респондентами создано 1438 творческих решений, из них 182 изобретения по ФКмС. Патентные -исследования' проводились по фондам Всесоюзной патентно-технической библиотеки. Проанализировано около 1200 патентных документов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Исходные теоретические представления о структуре творчества
Творчество возможно раскрыть, рассматривая его как процесс, связанный с перебором, подбором, соотнесением объективно существующего в природе для открытия или создания нового. Били выделены три необходимые составляющие: проблема (П), принцип ре-.шения(ПР), элемент О), а так,те мотив (М) как побуждение к дея-
тельности и оформление как способ фиксации результата, который может оцениваться субъектом или другими людьми через критерии. Не относятся к творчеству, но влияют на него объективные и субъективные факторы, психофизиологические возможности человека. Последние так же возможно определить как объективные или субъективные, но учитывая, что на их основе осуществляется творческий процесс, они показаны отдельно (рис.1).
Рассмотрим один из вариантов создания, открытия нового. Найденная проблема будет решаться с помощью имеющихся знаний, т.е. принципов решения и элементов. Условимся, что ПР - это общий план решения проблемы, идея, а Э - все то, с помощью чего можно придти к конкретному решению проблемы. Для решения проблемы подбирается ПР, который конкретизируется элементами. Очередность нахождения П, ПР, Э может быть различной, но их взаимосоответствие обязательно.
Выбору той или иной составляющей для творчества и, следовательно, переходу от одной составляющей к другой мешают психологические барьеры, формируемые объективными или субъективными причинами. Механизм их действия следующий. Они "закрывают" информацию, исключая ее из рассмотрения субъектом. Человек может знать о той или иной составляющей, но из-за наличия барьера отбросить ее без рассмотрения, соотнесения.
Проблемы, принципы решения, элементы делятся для общества на существующие и несуществующие. В свою очередь, существующие делятся на открытые и неоткрытые. Кроме того, открытые делятся для конкретного субъекта или творческого коллектива на известные. забытые и неизвестные. Аналогичное деление возможно распространить на мотивы и психологические барьеры. При этом их следует считать известными ^актуализированными), если они воздействуют на человека: забытыми (неактуализированными), если они перес-
тали воздействовать на человека; неизвестными (субъективно неактуальными) , если они не воздействуют на конкретного субъекта, но воздействуют на других людей; неоткрытыми (объективно неактуальными) . если они не воздействуют ни на одного человека, но объективно существуют факторы, способные их сформировать; несуществующими (принципиально возможными, но не актуальными), если они не воздействуют ни на одного человека и не существует факторов, способных их сформировать.
Помехой творчеству является и "инерция мышления", то есть в процессе перебора, подбора, соотнесения одних структурных составляющих (преимущественно более привычных, принятых, традиционных) выпадает из поля зрения, внимания субъекта какие-либо другие составляющие. Ее причинами может быть следующее:
1.Неполное сравнение проблем, принципов решения, элементов и т. д. .ограничивающееся общими или сходными признаками, по которым составляющие отождествляются, хотя субъект во всех подробностях знает о них. Как следствие - неполный перебор и неполное использование в творчестве разных, но похожих этих составляющих.
2. Человек хотя бы на время, в процессе поиска, забывает известное, нужное для творчества. Этому могут способствовать некоторые факторы, например, отвлечение его на похожие, но другие известные решения.
Исходя иэ такой структуры, возможно объяснить "озарение" как переживание человека, когда он внезапно находит составляющую для своего творчества.
' Содержание и структура изобретательского творчества в сфере ФКиС
Для проверки предположения о необходимости для творчества трех структурных составляющих (П,ПР,Э) разработан метод информационных карточек и методика психолого-педагогического экспери-
мента.
В результате анализа патентных документов СССР были выявлены шесть изобретений, относящихся к сфере <ЖиС, в каждом из которых были выделены и нанесены на карточки проблема, принцип решения и элементы. Эксперимент проводили только с теми людьми, которые не знали о делении изобретения на составляющие. Испытуемому предъявляли все карточки первого изобретения и карточки второго изобретения без карточки с ПР, из которых он собирал первое изобретение. Экспериментатор убирал карточки первого изобретения, а к оставшейся группе добавлялись карточки третьего изобретения без П и недостающая карточка второго изобретения. Испытуемый собирал второе изобретение. Затем добавлялись карточки четвертого изобретения без одного Э и недостающая карточка третьего изобретения. После сборки третьего изобретения добавлялись П и ПР пятого, все Э шестого и недостающая карточка четвертого изобретения, после сборки которого добавлялись недостающие карточки пятого и шестого изобретений. После их сборки эксперимент считался оконченным. Ход решения контролировался по хорошо видимой работе испытуемого с карточками и по его комментариям. Поскольку испытуемые каждый раз могли собрать только то изобретение. все составляющие которого были в наличии, возможно считать необходимыми для творчества составляющие - проблемы, принципы решения, элементы.
В ходе эксперимента наблюдались различные варианты создания изобретений, отражающие очередность нахождения и соотнесения составляющих в творческом процессе (шесть перестановок П,ПР,Э). Психолого-ледагогический эксперимент пишзал, что творчество -процесс связанный с перебором, подбором, соотнесением проблем, принципов решения, элементов.
В эксперименте было проведено 23 испытания, в которых полу-
чено 23 положительных результата. Согласно методу критерия знаков их достаточно для надежной оценки результатов эксперимента со степенью доверия к ней не ниже 0,995. Поскольку эксперимент был построен на материале изобретений из сферы ФКиС, то его результаты правомерно рассматривать применительно к творчеству в названной сфере. Экспериментальные данные подтвердились результатами анализа изобретений и анкетирования, а также педагогическим экспериментом.
Согласно структуре творчества были сформулированы вопросы анкеты.
Исследование позволило выявить мотивы изобретательской деятельности в сфере ФКиС. Установлено, что наиболее часто изобретателя побуждают к творчеству актуализированные мотивы - 50,6%, перестают в дальнейшем влиять на изобретателя(становятся неакту-ализированными) - 17,5%, новые(субъективно неактуальные).начинают воздействовать на изобретателя - 12,3%, объективно неактуальные, формируются новейшими исследованиями - 11,7% и принциально возможные, но не актуальные, формируются изобретениями - 7,9%.
Выявлено, что мотивы, побуждающие авторов;оформлять решенную проблему - 59,1%,те же,что и для творчества в целом,.и 40,9% -специфичные для оформления.Их основная суть - закрепление приоритета. Аналогично мотивы оценки своего изобретения- 55% те же, что и для творчества в целом, и 45% -специфичные для оценки мотивы (например, желание провести самоанализ своей деятельности) и сходные с мотивами оформления(желание определить первенство).
Для выявления состава проблем, принципов решения и элементов были проведены анализ 233 описаний изобретений и анкетирование . Определен процентный состав проблем.
Выявлено, что принцип решения и элементы изобретатели выби-.рают из области техники, в том чис«» для ФКлС. из ФКиС, из дру-
гих областей знаний (физиология, анатомия, биохимия и др.;. Определено, что изобретения составляют 13,7% от всех оформленных изобретателями творческих решений в <ЖиС. ■
Правомерность разделения составляющих творчества на известные. забытые, неизвестные, неоткрытые, несуществующие подтверждено структурным анализом результатов творчества и анкетированием. при котором выявлялись составляющие известные; забытые - которые вспоминались; неизвестные - которые обнаруживались изобретателем в источниках информации, окружающем мире; неоткрытые и несуществующие - которые образовывались в результате ознакомления изобретателя с новейшими исследованиями и изобретениями, соответственно.
Наличие различной очередности нахождения структурных составляющих при создании изобретений выявлено психолого-педагогическим экспериментом и анкетированием, результаты которых согласуются.
Изобретатели сообщили, что в 55Х всех случаев создания изобретательского решения бывает "озарение". Выяснилось, что оно сопровождает нахождение, формирование различных структурных составляющих творчества. Если "озарение" может проявляться при нахождении составляющих или отсутствовать, если оно сопровождает нахождение разных составляющих, то, следовательно, "озарение" не часть творческого процесса, а лишь субъективное переживание его, иногда сопровождающее творчество.
Выявлена линейная зависимость частоты проявления "озарения" от частоты использования "скрытых" Фрагментов творчества (забытых. неизвестных, неоткрытых, несуществующих). Для этого рассчитаны процентные значения "скрытых" фрагментов творчества. В "скрытые" мотивы не сошли неактуализированные, так как по условию анкетирования они выявлялись не по возникновению, а по ис-
чеэновению. Результаты представлены на рис.2. Выявленная зависимость показывает, что нахождение решения среди известных фрагментов не сопровождается "озарением". Оно сопровождает нахождение необходимого фрагмента только среди "скрытых". И чем меньше известных фрагментов, тем чаще к решению возможно придти только через нахождение необходимого фрагмента среди "скрытых", а, следовательно, и больше шансов ощутить "озарение". Возможно предположить, что чем дольше осуществляется поиск необходимого фрагмента и чем важнее для субъекта творчества найти его, тем сильнее человеком будет ощущаться "озарение" в случае успеха. Зависимость "озарения" от наличия "скрытых" составляющих также свидетельствует о том. что оно не является частью творческого процесса, а лишь переживанием его субъектом.
Определены конкретные психологические барьеры. Выявлено, что они проявляются в 48,75% случаев создания изобретений. Согласно полученным данным психологический барьер возможно объяснить как проявление веры во что-либо, которая способствует исключению из творческого процесса информации без попыток ее применения и (или) действий по оформлению, что препятствует творчеству. Психологические барьеры проявляются при нахождении (формировании) разных составляющих творчества. '
Наиболее часто встречаются неачтуалиэированные психологические барьеры, проявляющиеся не постоянно, с перерывами, в разных частях творческого периода 32,37„, далее следуют актуализированные, то есть действующие на изобретателя в течение всего творческого периода или значительной части 22Х. Субъективно неактуальные, начинающие? влиять на ис.оретагеля с момента я.-: формирования под действием факторов, с которыми субъект епереш встретился - 20,72, обт-ктикно неактуальные - \А% и принципиально возможные. но н* аюту.'ьпьш» - ¡1%. начиним^' шэдойсткоьап
на изобретателя с момента его ознакомления, соответственно, с результатами исследований или изобретением.
Поскольку такие барьеры могут появляться вместе с известными, забытыми, неизвестными, неоткрытыми, несуществующими составляющими творчества, то проведена оценка их взаимосвязи методом ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчетов коэффициентов корреляции показали, что элементы меньше всего формируют психологические барьеры ^ - 0,3; сильную связь барьеров с нахождением принципов решения - 0,7 и с формированием мотивов^3- 0.9; отсутствие связи с проблемами ^ - 0.
Определено, что психологические барьеры формируются объективной действительностью - 40,2X, личными взглядами - 39,^.мнением большинства людей или авторитетов в данной области - 20,7%.
Выявлено, что факторы, способствующие возникновению "инерции мышления", проявляются в 52,5% случаев создания изобретений. Определены их процентные соотношения.
Чем меньше разнообразие и чем четче определение структурной составляющей творчества, тем реже причины, способствующее возникновению "инерции мышления", препятствуют обнаружению составляющей. Наблюдается отрицательная функциональная связь между проявлением факторов, способствующих возникновению "инерции мышления", при поиске, формировании структурных составляющих и известными Фрагментами творчества (рис.3). Наблюдается линейная зависимость частоты проявления "озарения" при нахождении составляющих творчества от частоты проявления факторов, способствующих возникновению "инерции мышления" при поиске, формировании структурных составляющих (рис.4). Чем чаще факторы присутствуют, тем чаще проявляется "озарение", что объясняется более длительным поиском составляющих творчества, которое оказывается успешным.
Критериями оценки своего изобретения респонденты называли
На творчество положительно или отрицательно влияют
психофизиологические возможности человека
объективные факторы
субъективные факторы
связанные о мыслительн. процессом
связанные о физиолог, человека
Рис. I..Структура творчества
"озарение",%
известные
50
АО 30
20
10
ПР
/
м/
30 50 70 90
"скрытые" фрагменты,/»
Рис. 2. Зависимость "озарения"
от "скрытых" фрагментов
творчества
50
40 30
20
10
н\ N.
п\ N
э\ ч
ПР а
Ю 30 50 "инерция" мышления,%
Рис. 3. Связь известных
фрагментов творчества о
"инерцией мышления"
критерии изобретения - 40%, критерии внедрения - 6021; в оценке чужого изобретения эти критерии равноценны - по 502. Критериями внедрения считались оценка на практическую значимость, полезность, эффективность, работоспособность и т.д. при том условии, что они назывались респондентами без перечисления критериев изобретения, таких как новизна, существенные отличия и др.
Факторы, влияющие на изобретательское творчество в сфере ФКиС
В МОГИ'ГКе с 1987 по 1991 гг. был осуществлен педагогический эксперимент, который проводили только с теми людьми, у которых имелся мотив к изобретательскому творчеству, но которые по каким-либо причинам не могли создать изобретение. Путем опроса выявлялись причины, препятствующие созданию изобретений, которые устранялись педагогическим воздействием: организацией изучения изобретателями нормативных документов в области изобретательства и специальной литературы, работы с патентными документами, проведением бесед по обсуждению конкретного изобретения, в ходе которого изобретателю помогали находить проблемы, принципы решения. элементы, скормить заявку на изобретение.
Всего помощь в нахождении, формулировании или предложении экспериментатором составляющих творчества испытуемому осуществлялась при создании 11 изобретений. Причем в 9-ти изобретениях сказывалась немощь в поиске проблемы, в 4-х изобретениях - принципов решения, в 4-х изобретениях - элементов.
Эксперимент показал. что для создания изобретения при педагогическом воздействии со стороны экспериментатора наиболее значимой составляющей творчества является проблема. Принципы решения и элементы доводились до изобретателей в равном количестве изобретений, но учитывая, что элементов для создания каждого творческого решения требуется больше (и в эксперименте их дово-
дил'ось количественно больше), чем принципов решения, на второе место по эффективности выходит принцип решения, соответственно элемент занимает третье место.
Результаты педагогического эксперимента согласуются с результатами анкетирования, выявившего, что наибольшее влияние на создание изобретений в сфере ФКиС оказывают проблемы - в 56,5% случаев изобретатели проблему находят первой, на втором месте -принципы решения, их находят первыми в 27% случаев, на третьем -элементы - 16,5% случаев. При этом педагогический эксперимент, в ходе которого создавались реальные изобретения, показал, что для творчества необходимы компоненты: проблемы, принципы решения, элементы и способ фиксации результата - оформление.
Таким образом, структурные составляющие при равной необходимости для творчества, различны по важности для субъекта, по эффективности воздействия на изобретателя наиболее важная для человека структурная составляющая способна оказать наибольший педагогический эффект.
Свидетельством успешности эксперимента служит изменение общего количества изобретений, заявителем которых выступил ЮГИФК (рис.5). При этом группу людей, работавших в институте до эксперимента, возможно рассматривать в качестве "подразумеваемой" контрольной группы. Динамика патентования показывает, что до 1987 года в МОГИФКе создано три изобретения. С 1S87 по 1991 годы МЭГИЖом подано 14 заявок, которые были признаны изобретениями (с учетом трех изобретений, созданных экспериментатором единолично)' Таким образом, за период 1987 - 1991 гг. в результате организации педагогического воздействия в институте создано изобретений в 4...5 раз больше, чем за все предыдущие годы. Общее количество изобретений, заявителем которых является МОГИФК., увеличилось в 5... 6 раз.
Были проанализированы 906 изобретений СССР по олимпийским видам спорта - летним: легкая атлетика - 157, гимнастика -137, плавание - 101, фехтование - 73, тяжелая атлетика - 56, футбол - 37,' волейбол -32, баскетбол - 16; зимним: лыжи -158,конькобежный -57, горнолыжный - 40, фигурное катание - 24, хоккей с шайбой - 18. На рис.6 представлена динамика патентования изобретений по видам спорта (по датам приоритета).
Возможно выделить три пика роста количества изобретений, которые соответствуют годам проведения Олимпийских игр: 1972 г. летние - 13, зимние - 6; 1976 г. летние - 28, зимние - 13; 1980 г. летние - 51. зимние - 25. В 1984 году наши спортсмены не участвовали в Олимпийских играх и в этот год наблюдается наибольший спад изобретательской активности: подано по летним - 36. а по зимним - 6 заявок на изобретения, признанных изобретениями. Кроме того, с 1980 по 1984 годы в целом количество изобретений уменьшается, а после 1984 - возрастает. Наблюдается сходство в динамике патентования изобретательских решений в летних и зимних видах спорта. Следовательно, возможно утверждать, что на динамику патентования изобретений по спортивной тематике влияют крупные соревнования (Олимпийские игры), в связи с чем возможно прогнозировать рост или спад количества изобретений.
Анализ мнения респондентов выявил наличие социально-организационных Факторов, влияющих положительно или отрицательно на изобретательское творчество. Так, большинство не зависящих от изобретателей факторов, влияющих положительно, связано с решением организационных вопросов 607., а отрицательно влияющих, связаны с отсутствием их решения 77,3%. Большинство факторов, зависящих от изобретателя, нлшшищ отрицательно, связаны с самоорганизацией деятельности 55%.а плияюсих положительно-спяэаны с формированием, поддержанием мотивов творчества изобретателей 62,5%.
40 30 20 {0
"озарение",
ЛР^ -/
/
п у /
/
1 Л
шт.
О 10 20 50 40
"инерция мышления",$ Рис. 4. Зависимость "озарения" от "инерции мышления"
1983
1985
198?
1989
ГОДЫ
Рис. 5. Динамика патентования изобретательских решений МОГИФК
количество изобретений
----заявки по видам спор' ---- заявки по : видам спор" [етним олимпийским :а / 1 имним олимпийским/ ■а м \ \ \
—,--суммарное I заявок :оличество / у А /А' V V/ \ \ л ^ '
N1 N , V V \
-У V ' \ Лл / у V
1.960 1970 1980 годц
Рис. 6. Динамика патентования изобретательских решений по видам спорта
- 19 -ВЫВОДЫ
1. Структура творчества включает в себя:
мотивы - как побуждение к деятельности;
проблемы, принципы решения, элементы - структурные составляющие, с помощью которых путем перебора, подбора, соотнесения создается или открывается новое;
оформление - как способ фиксации результата творчества, который может подвергаться оценке самим субъектом творчества или окружающими.
Во время творческого процесса могут возникать психологические барьеры и проявляться "инерция мышления". Структурные составляющие творчества, а также психологические барьеры могут быть для всех людей существующими и несуществующими (принципиально возможными, но не актуальными). В свою очередь, существующие делятся на открытые и неоткрытые (объективно неактуальные), ¿.открытые делятся для конкретного субъекта или творческого коллектива на известные (актуализированные), забытые (неактуализирован-ные) и неизвестные (субъективно неактуальные). В творчестве могут использоваться те составляющие, которые стали известными (актуализированными).
Данная система реализуется в полной мере в изобретательском творчестве в сфере ФКиС, подтверждена педагогическим и психолого-педагогическим (с использованием разработанного метода информационных карточек) экспериментами, анализом результатов творчества, мнением изобретателей применительно к названной сфере и согласуется с существующими исследованиями.
2. Психолого-педагогическим экспериментом и анкетированием выявлены шесть основных вариантов очередности взаимодействия структурных составляющих изобретательского творчества в сфере ФКиС:
- 20 -
проблема - принцип решения - элементы - 33,0%; проблема - элементы - принцип решения - 23,5%; принцип решения - проблема - элементы - 14,4%; принцип решения - элементы - проблема - 12,6%; элементы - принцип решения - проблема - 8,4%; элементы - проблема - принцип решения - 8,1%.
3. В результате проведенных исследований выявлена значимость структурных единиц для педагогического воздействия на человека при создании изобретений в сфере ФКиС. Наибольшую значимость имеет проблема, несколько меньшую - принцип решения и еще меньшую - элемент.
4. Выявлено следующее содержание структурных составляющих изобретательского творчества в сфере ФКиС.
Мотивы:
желание улучшить тренировочный, соревновательный процесс -19,1%;
увлечение изобретательским творчеством само по себе приносит удовлетворение - 15,8%;
желание испытать свои возможности - 13,1%; желание получить авторское свидетельство, патент, удостоверение на рационализаторское предложение' - 13,1%;
невозможность пройти мимо интересной проблемы - 11,9%; ' решать изобретательские проблемы заставляют обстоятельства - 11,0%;
осознание первенства в решении проблемы - 9,4%; желание получить денежное вознаграждение - 5,0%; другие мотивы - 1,5%.
Проблемы:
повышение эффективности тренировки, соревнований - 32,8%; контроль различных параметров - 26,1%;
- 21 -
исследований в ФКиС - 14,5%; сопутствующие ФКиС - 12,1%;
улучшение существующих изобретательских решений без непосредственного влияния на ФКиС - 10,1%;
повышение эффективности отдыха, восстановления - 4,4%.
Принципы решения изобретатели выбирают: из области техники, в том числе для ФКиС - 46,8%; из ФКиС - 27,1%;
из других областей знаний - 26,1%.
Элементы изобретатели выбирают: из области техники, в том числе для ФКиС - 50,0%; из ФКиС - 23,2%;
из других областей знаний - 26,8%.
Изобретатели результаты творчества оформляют в виде изобретений - 13,7%, рационализаторских предложений - 15,2%, опытных образцов - 20,6%, статей - 43,3%, отчетов - 7,2%.
5. Установлены следующие соотношения составляющих изобретательского творчества (мотивов, проблем, принципов решения, элементов) в сфере ФКиС, различающихся по способу включения в процесс творчества:
мотивы, воздействующие на изобретателя в течение периода изобретательского творчества - в течение всего" периода 50,6%, только в начале периода 17,5%, в последней части периода 12,3%, с момента формирования их под действием новейших исследований 11,7%, с момента формирования их под действием последних изобретений 7,9%;
проблемы - известные изобретателю 35.1%, припоминаемые изобретателем 9,2%, обнаруживаемые изобретателем 27,5%, образуемые новейшими исследованиями 16,8% и изобретениями 11.4%;
принципы решения - известные изобретателю 15,4%, припомина-
емые изобретателем 29,9%, обнаруживаемые изобретателем 24,4%, образуемые новейшими исследованиями 17,3% и изобретениями 13,0%;
элементы - известные изобретателю 25,8%, припоминаемые изобретателем 15,5%, обнаруживаемые изобретателем 26,9%, образуемые новейшими исследованиями 18,1% и изобретениями 13,7%.
6. Анкетированием выявлены психологические барьеры, проявляющиеся при создании изобретений в сфере ФКиС:
неуверенность в положительном эффекте - 21,7%; неверие в правильность известных решений, идей из-за отрицательного отношения к ним - 16,5%;
неверие в правильность нетрадиционных решений, идей и др. -15,8%;
уверенность в незначительности каких-либо отличий, не укладывающихся в рамки принятой терминологии или представлений -14,0%;
неверие в правильность решений, идей из-за отрицательного отношения к источнику информации,из которого они получены-13,6%; неверие в свои возможности - 10,7%; другие - 7,7%.
Они имеют место в 48,75% всех случаев создания изобретений. Названные психологические барьеры проявляются при оформлении готового решения - 28,3%, при выборе проблемы - 27,8%, при поиске элементов - 17,2%, при выборе принципов решения - 15,6%, при формировании мотивов - 11,1%.
7. В ходе исследования выявлены факторы, формирующие психологические барьеры: объективная действительность - 40,2%, личные взгляды - 39,1%, мнение большинства людей или авторитетов в данной области - 20.7%, На основании корреляционного анализа выявлена сильная связь психологических барьеров с мотивами твор-■чества ( ^ = 0.9) и с принципами решения \ у =0,7), слаба;
связь с элементами ( - 0,3) и отсутствует связь с проблемами
( у - 0).
8. По мнению изобретателей, факторы, способствующие возникновению "инерции мышления", проявляются в 52,51 случаев создания изобретений. Причем отвержение составляющих творчества на основании их схожести в обших чертах с ранее рассмотренными происходит в 61,5% всех случаев их проявления, а забывание составляющих творчества - 38,5%. Факторы, способствующие возникновению "инерции мышления", проявляются при выборе принципов решения - 31,4%, элементов - 29,4%, проблем - 18,6%, оформления - 16,5%, при формировании мотивов - 4,1%. Выявлена отрицательная функциональная связь между проявлением факторов, способствующих возникновению "инерции мышления", и известными фрагментами творчества.
9. По данным анкетирования переживание изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества проявляется в ^5,0% всех случаев создания изобретательских решений. Оно сопровождает нахождение принципов решения в 40,5%, элементов - в 31,9%, проблем - в 25,2%, формирование мотивов - в 2,4%. Существует прямо пропорциональная зависимость частоты проявления переживания изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества' от частоты использования "скрытых" фрагментов творчества: мотивов, проблем, элементов, принципов решения. Частота проявления переживания изобретателем внезапного нахождения составляющих творчества зависит прямо пропорционально от частоты проявления факторов, способствующих возникновению "инерции мышления".
10. По данным анкетирования среди объективных факторов, влияющих на изобретателя, организационные факторы составляют более 50%.
11. На динамику патентования изобретений по спортивной тематике влияют крупные соревнования. Так. в годы участия спорт-
сменов СССР в Олимпийских играх (1972, 1976, 1980 гг.) наблюдался рост подачи заявок на изобретения в СССР, в дальнейшем признанных изобретениями, в год неучастия (1984 г.) -.спад. Прослеживается сходство в динамике патентования изобретательских решений по летним и зимним олимпийским видам спорта.
12. Педагогическое воздействие, в ходе которого испытуемым помогают находить структурные составляющие творчества, зафиксировать его результаты, положительно влияет на динамику патентования изобретений институтом физической культуры. Так, общее количество изобретений, заявителем которых является МЭГИФК, увеличилось в 5...6 раз.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1.Воробьев А.Н., Попов И. В. Один из подходов в исследовании творчества //Физкультурное образование и физическое воспитание в условиях перестройки высшей школы. Сборник научных трудов.-Томск: Академия творчества СССР, Научный совет Госкомспорта РСФСР, 1991,- С. 42-52.
2. Динамика патентования технических решений по некоторым видам спорта: Отчет о НИР (промежуточный)/МОГИФК; ВНТИЦентр; Руководитель А.Н.Воробьев.- N ГР 01920017073; Hhb.N 02920012556. -Малаховка, 1992.-9 е.: ил.- Исполнитель И.В.Попов.
3. Содержание и структура технического творчества в физической культуре и спорте: Отчет о НИР (итоговый) / МОГИФК; ВНТИЦентр; Руководитель А.Н.Воробьев.- N ГР 01920017073; Инв. N 029200"l 2557.-Малаховка, 1992.-20 е.: ил. - Исполнитель И.В.Полов.
4. A.c. 1793455 СССР, МКИ5 G 09 В 1/00. Устройство для решения логических задач /И.В.Попов (СССР).-7 е.: ил.
По спортивной тематике разработано 11 изобретений.