Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.04 для написания научной статьи или работы на тему: Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами

Автореферат по педагогике на тему «Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Автореферат
Автор научной работы
 Галеев, Альберт Ринатович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Нижневартовск
Год защиты
 2008
Специальность ВАК РФ
 13.00.04
Диссертация по педагогике на тему «Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами», специальность ВАК РФ 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами"

□03450062

ГАЛЕЕВ АЛЬБЕРТ РИНАТОВИЧ

СТИМУЛИРУЕМОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ

ТАНЦАМИ

13 00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адатнвнон физической кулыуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

2 3 ОПТ 2008

Москва - 2008

003450062

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Нижневартовском государственном гуманитарном университете»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Лубышева Людмила Ивановна

член- корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Бальсевич Вадим Константинович

Ведущая организация:

доктор педагогических наук, профессор Никитушкин Виктор Григорьевич

ГОУ «Смоленская государственная академия физической культуры»

Защита состоится «_11_»_ноября_2008 года в _14_ч 00_мин

на заседании диссертационного совета Д 311 003 01 при Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма по адресу 105122, Москва, сиреневый бульвар, 4, ауд 603

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский 1 осударственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан «_»___2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета ___ Шалманов А А

у,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Спортивными ганцами занимаются огромное количество людей от самых маленьких дегей до людей пожилого возраста во всем мире, но в настоящее время бурный рост получает детское и юношеское «танцевание» Такие соревнования предполагаюI большие физические нагрузки у спортсменов, что требует хорошей 1схнической и физической подготовки

Авторы и исследователи в области спортивных танцев для успешной 14нцевальной деятельности выделяют двшательно- координационные каче-ыва, а такие физические качества как сила, быстрота, проявления скоростно-силовых качеств имеют вторичное значение

Двигательные координации явпяются важной качественной стороной шшательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности Их целенаправленное формирование позволяет решать целый ряд задач физического, эстетическою, интеллектуального совершенствования человека

В своей работе мы хотим ограничиться более узким вопросом развития координации, на основе активного использования игрового метода Детский иозраст занимающихся обуславливает необходимость обеспечения положи-I сльного эмоционального фона, формирования их интереса к занятиям В юже время необходимо искать пути усиления координационной подютовки К сожалению, при анализе специальной литературы мы не обнаружили пе-щплической технологии, позволяющей эффективно решить проблему оптимального сочетания процессов развития ишереса к заняшям и формирования координационных способностей Данное обстоятельство подтверждает актуальность нашего исследования

Цель исследования - научно-методическое обоснование модульной I ехнологии развития двигательных координации у танцоров в учебно- тренировочном процессе на основе активно! о применения игрового метода

Объект исследования - процесс развития двигагельных координации у 1стей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами

Предмет исследования - модульная технология развития двигательных координации у детей 10- 12 лет, занимающихся спортивными танцами, на основе активного применения игрового метода

Гипотеза исследования в ходе исследования мы предположили, что иключение развивающего модуля в подготовительную Hacib учебно- тренировочных занятий, построенных на основе применения шрового метода, будет способствовать формированию двигательных координаций танцоров 1012 лет Модульная технология развития двигательных координаций позволит повысить уровень физической подготовленности и двигательной культуры у ¡анимающихся, разнообразные двигательные умения и навыки, отражающие естес гвенную потребность организма в оптимальной мышечной активности Задачи исследования.

1 Исследовать состояние проблемы формирования двигательных координаций в процессе занятий спортивными танцами,

2 Разработать модульную технологию стимулируемого развития двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами, основанную на активном применении игрового метода,

3 Научно обосновать и экспериментально проверить эффективность инновационной модульной технологии

Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, анкетирование, тестирование физической подго-ювленности, тестирование двигательных координаций, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, методы математической стчистики Организация исследования.

Исследование проводилось в течение 2005 - 2007 уч г г на базе спор-I ивно- танцевального клуба «Фиеста» г Нижневартовска В педагогическом жеперименте приняли участие дети 10-12 лет, занимающиеся спортивными

инцами В контрольной группе учебно- тренировочные занятия проводились по традиционной программе существующей в клубе, экспериментальная I руппа занималась по разработанной нами модульной 1ехнологии развития доигательных координации

На первом эгапе изучалась научно-методическая и специальная литера-|ура по данной проблеме, с целью определения отношения, интересов и мо-шваций к занятиям спортивными танцами было проведено анкетирование I анцоров- спортсменов различного уровня и возраста, были определены объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, осуществлялся подбор I сстов для оценки уровня развития двигательных координации и физическо-I о развития, была разработана модульная техноло1ия развития двигательных координации у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными ганцами

На втором этапе исследования был выполнен педагогический эксперимент для определения эффективности разработанной технологии

Третий этап включил в себя математическую обработку результатов исследования, обоснование диссертационного исследования, что позволило сделать выводы, оценить разработанную нами модульную технологию разви-1ия двига1ельных координации с учетом ее структурною содержания, дать необходимые практические рекомендации по ее применению и предложить для внедрения в учебно- тренировочный процесс спортивно- танцевальных клубов

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

- разработана ранее неизвестная модульная технология развития двига-I сльных координации у юных танцоров на основе активного применения игрового метода,

- определены организационные предпосылки и педагогические условия реализации модульной технологии развития двигательных координации в \чебно- тренировочном процессе подготовки танцоров 10- 12 лет,

- установлена взаимосвязь и взаимовлияние процессов развития двига-I сльных координаций и мотивационной сферы занимающихся, а также учета их индивидуальных особенностей при организации учебно- тренировочного процесса,

- выявлена и обоснована положительная динамика показателей проявления ловкости, пластичности и ритмичности, мотивации и интереса юных | анцоров, активно использующих инновационную модульную технологию

Теоретическая значимость исследования обусловлена научным обоснованием инновационной модульной технологии развития двигательных координации юных танцоров, что вносит существенный вклад в теорию спор-1 ивной тренировки де1ей, занимающихся спортивными танцами

Практическая значимость резульгатов исследования Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы в учебно-фенировочном процессе танцоров 10- 12 лет, а также при дальнейшем исследовании проблемы двигательных координации

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Модульная технология развития двшательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами представляет собой органи-¡ацию отельной части учебно- тренировочного процесса, в структуру которой входят концептуальный, содержательный, процессуальный и результа-1 ивно-оценочный компонеты

2 Формой организации тренировочных воздействий на занимающихся с целью развития у них двигательных координаций является реализация развивающего модуля, основанного на активном применении игрового метода Развивающий модуль обеспечивает однородность воздействий в подготови-1ельной части занятий

3 Разработанная модульная технология развития двигательных координации на основе активного применения игрового метода обеспечивает повышение эффективности учебно- тренировочно! о процесса танцоров позволяет

учитывать потребности занимающихся в сфере физической культуры, улучшить показатели развития двигательных координации, физической подготовленности, что сопряжено с положительной динамикой в развитии отношения к занятиям спортивными танцами

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, фех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений и списка литературы Работа иллюстрирована 12 таблицами и 9 рисунками Список используемой лшературы перечень из 138 исючников отечественных и 3 зарубежных авторов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Выбор средств и методов экспериментальной методики был обуслов-1сн на основании мнения специалистов в области танцевального спорта По их мнению, в первую очередь необходимо развивать координационные каче-елва, а такие физические качества как быстрота, сила и скоростно- силовые способности имеют второстепенной значение

Также учитывалось мнение самих юных танцоров 93,1% опрощенных нами танцоров полностью согласны с тем, что занятия спортивными танцами позволяют развивать координацию детей, 89,7% респондентов отмечают возможности развития музыкальности и ритмичности, 86 2% отмечают, что I ибкость и пластичность являются результатом занятий, помогают привить )стетичсский вкус и сформировать правильную и красивую осанку,

- 70 % респондентов хотели, чтобы в содержании занятий использова-чись различные игры, 20 % опрошенных предпочли бы элементы аэробики и 10% - отметили необходимость включения в занятия элементов общей физической подготовки

Модульная технология обучения представляет собой реализацию процесса обучения путем разделения его на системы «функциональных узлов» -профессионально значимых действий и операций, которые выполняются

обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения

Основанием для разработки модульной технологии развития двига-1ельных координации у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами, в тренировочном процессе послужило

• Изучение учебно-методической литературы, результатов научных исследований, направленных на совершенствование процесса физического поспи гания детей 10- 12 лет,

• Анализ предварительных результатов нашего исследования,

• Контингент занимающихся мальчики и девочки 10-12 лет,

• Результаты анкетирования занимающихся спортивными танцами,

• Необходимость качественного совершенствования тренировочного процесса по спортивным танцам на основе использования современных педагогических технологий, введения новых ранее не использованных методик

Структура модульной технологии развития двигательных координаций включает концептуальный, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты

В основу экспериментальной технологии были заложены концептуальные положения физического воспитания детей, разработанные учеными и практиками в последние годы

1 Ориентация на всестороннее развитие организма в соответствии с биологическими, интеллектуальными и нравственными законами

2 Осознание необходимости приобщения к спортивному образу жизни как главному условию реализации комплекса общественно и лично-ино значимых целей

3 Приобретение системы разнообразных двшагельных умений и навыков, отражающих естественную потребность организма в оптимальной мышечной активности и обеспечивающих рациональную двигательную дея-Iельность

4 Восприятие новой информации

5 Регулирование психо- эмоционально1 о состояния

В качестве ведущих методологических принципов, па основе которых разрабатывалась технология учебного процесса, были выбраны синергетический, личностно- деятельноешый и принцип креативности

Системный подход позволил рассматривать все компоненты технологии во взаимосвязи и развитии синергетический подход обеспечивал повышение эффективности обучения занимающихся за счет активного использования их внутреннего ресурса и возможностей, определяемых условиями внешней среды, личноегно-деятелыюстный подход выражал направленность технологии на личность занимающегося, с приоритетом развития личностных способности и индивидуальности, принцип креативности означал творчество преподавателя (подготовка к занятию), спортсменов- танцоров (деятельность на за-ня щи), а также их совместное творчество на занятии

Содержательный компонент включает целевую, диагностическую и ме-I одическую составляющие

Цель определяет выбор способов, действий и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым moi ом

В целях оптимального функционирования педагогической технологии необходимо иметь информацию об исходном уровне подготовленности занимающегося, динамике данных показателей в ходе обучения В связи с этим важным условием реализации предложенной техно тоги и является разработка пакетов диагностических материалов

Диагностическая составляющая включает подбор соответствующих I сетов, количественных и качественных критериев оценки прироста выбранных нами двигательных координации, их разновидностей и проявлений Методическая составляющая включает разработку методики развития дишательных координаций у танцоров 10-12 тег на основе развивающего модуля, основанном на использовании игрового метода, приемов педагогического

СТИ МУЛ'И РУЕМ ОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГА ТЕЛЪ Н ЫХ КООРДИНАЦИЯ

I

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ V У РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ^ У

Методологические иринди -пы:

Ошергетическип Лнчностно- деятель л осты и Креативный

---I ~~

Основные положения:

Всестороннее г-лрм »шчноерлз-

иитпс

()плдлеиие сноемо разгюоориз-

пых двигательных умений н паны

кон

\ {рпоГпцспне к спо] УПЖПОМУ ГШ

Л К» ЖИ31 и

Восприятие ионом шф< >рм;11 ЕПИ

11спх<> эмоцмональ ЮС СПОиИШК

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ

~ Г

РЕЗУЛЬТАТ

РАЗВИТИЕ I

ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ

Оценка развития физических качеств

Оценка уровня координационных способностей

ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ

ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОЙАЗАНЯТИЙ

X

РАЗВИТИЕ | ФИЗИЧЕСКОЙ I ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Рис. 1. Модульная технология стимулируемого развития двигательных координации у детей 10-12,

занимающихся спортивными танцами

моздействия

Как сложный, динамичный процесс специально ор1 анизованного педа-югического воздействия, в соответствии с учебной про1раммой и поставленными целями развития двигательных координации, обучение дополняется развивающим модулем (в рамках подготовительной части занятий) с использованием игрового метода, различных методов увеличения координационной сложности, дополняющих друг друга и обеспечивающих непрерывность развивающих воздействий

Рассмотрение процессуального компонента как специально организованного процесса образовательной деятельности фебовало ориентации на 1 рупповые формы обучения, совместную деятельность

Управление процессом обучения и воспитания обеспечивает раскрытие природного потенциала занимающихся и успешную реализацию целей и задач обучения

Организационная составляющая технолоши содержала набор соответствующих воздействий на условия учебной деятельности, которые позво-пили решить вопросы, связанные с адекватной экспериментальной методикой, организацией учебного и преподавательскою труда, их материально-I ехническим оснащением

Организационными условиями являлись рационализация использования времени занятия вследствие включения развивающего модуля в подготови-1сльную часть занятия, тестовых заданий для определения уровня развития двигательных координаций и физической подготовленности, подготовка и проверка соответствия мест для проведения занятий (танцевальный зал) наличие музыкальной аппаратуры, свободной площади для размещения группы инимающихся

Результативно-оценочный компонент определяет эффективность функционирования предлагаемой технологии, связан с выбором соогветст-нующих критериев и показателей Все критерии и показа1ели учитывают специфику исследуемых способностей и образуют во взаимодействии цело-

с шую систему определения уровня развития двигательных координации и их влияния на показатели физического развития, а также позволяет характери-ювать эмоциональный фон и интерес к занятиям,

Построение процесса тренировки на основе разработанной нами мо-чульной технологии, целесообразность ее использования в практической цеятельности были апробированы в ходе педагогического эксперимента В жсперимекталыгой группе занятия проводились по разработанной нами ме-юдике Такой подход позволил более тщательно проработать все компонен-1Ы специально организованного образовательного пространства, выявить степень взаимообусловленности отдельных составляющих с первоначальной целью В систематических занятиях с использованием подвижных игр [анцоры 10-12 лет, входившие в экспериментальную группу, овладели разнообразными двигательными умениями и навыками, с интересом и азартом изучали новые подвижные игры

Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе развивающего модуля позволяет создать целостное представление о месте и роли каждого компонента технологии в их целостном взаимодействии, более >ффективно управлять сложным механизмом развития и совершенствования двигательных координации, вносить своевременные коррективы в содержание занятий

Модульная технология развития двигательных координации позволяет расширить рамки сложившихся представлений в системе подготовки танцоров, дополняя занятия подвижными играми, расширить имеющиеся у них представления о значимости физической культуры в жизни человека, пока-¡ать необходимость сотрудничества обучающихся и преподавателя для повышения эффективности занятий

Таким образом, разработанная нами модульная технология является пе-шгогическим инструментарием преподавателя, позволяющим эффективно управлять деятельностью обучаемых, учитывая меру влияния различных

факторов, определяющих ее успешность, носит мотивационную направленность на субъект- субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе, дает целостное представление об образовательном пространстве, в ко-юром осуществляется совместная деятельность преподавателя и танцоров, >моционально-психологические отношения между обучаемыми, формируются ценностные ориентации

Учебно-тренировочные занятия проводились с танцорами 10-12 лет по фадиционной программе существующей в танцевальном клубе Занятия в жспериментальной группе отличались от контрольной проведением подго-ювительной части Подготовительная часть в экспериментальной группе строилась по всем правилам разминки (комплекс общеразвивающих упражнений), а также включала подвижные игры, которые выполнялись под музыку Основная часть занятии в группах была идентичной и соответствовала разделам учебной программы клуба

В многочисленных руководствах, учебниках, ме1 одических пособиях разминка определяется как комплекс физических упражнений, предшествующий соревнованию или тренировочному занятию Разминка оказывает разностороннее воздействие на организм как местного, так и общего харак-)ера

Общее влияние на организм разминки основано на том, что все процессы, протекающие в организме при мышечной работе, оставляют на некоторое время «след», который после разминки проявляется в виде повышенной возбудимости некоторых нервных центров, в частности таких важных для предстоящей основной роботы, как дыхательный, центр регуляции сердечнососудистой системы, терморегуляторный и др

Большинство эффектов разминки проявляются после общей ее части 11еред специальной же частью ставится задача адаптировать организм к конкретной физической деятельности Специальная часть разминки должна содержать те же движения, которые характерны для предстоящей спортивной

работы. В нашей технологии в специальной части мы использовали подвижные игры.

РАЗВИВАЮЩИЙ МОДУЛЬ

ЯА РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧНОСТИ

нл развитие

РИТМИЧНОСТИ

И4 РЫВШИЕ омяАотвакш'да и

шишй

.У ПРСФОДНШвЕ -

I мжшшыод

\ СОПРОВОЖЩНЯЕМ

ОБЪЕМ \

иатшсио «ость

ЩНУГ

ур/цт

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ : РАЗМИНКИ

Рис. 2. Содержание развивающего модуля

Развивающий инновационный модуль включен в содержание специальной части разминки учебно- тренировочного занятия по спортивным танцам. Развивающий модуль основан на активном применении игрового метода и включает в себя специально подобранные подвижные игры на развитие пластичности и ритмичности движений, согласованности движений и переключению с одного движения на другое. Игры проводятся с музыкальным сопровождением различных по характеру произведения и темпу, в парах и группах (рис. 2).

Начальный период учебно-тренировочного занятия характеризуется пониженной работоспособностью, ритмика двигательной деятельности в это время не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Чтобы облегчить и ускорить врабагывание, используется фоновая музыка, способствующая возбуждению двигательной деятельности и гармоническому подведению всего организма к высоким физическим нагрузкам в основной части занятия.

Однако использование музыки на занятиях предназначалось не только в качестве создания эмоционального настроя, по и как средства формирования умения выполнять движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения.

Таблица 1

Сравнительная характеристика педагогических условий организации подгот овительной части учебного занятия в экспериментальной и контрольной группах

Условия

Задача Продолжительное 1 ь

Подготовить организм к предстоящей работе

Форма Способ проведения

Методы

Традиционная разминка Экспериментальная разминка

Подготовить организм к предстоящей работе Развивать двигательные координации

25-30 минут ! ОРУ + подвижная игоа

15 ми нут ОРУ

В разомкнутом строю, в ^движении и др. Рассказ, показ

Структура

Общая часть специфическая часть

Моторная плотность

Наличие музыкального сопровождения

Простои, связанные с объяснением упражнения "Нет......

ОРУ- поточный, игры- по площадке танцевального зала

• Показ, сопровождающийся комментарием

* Методы увеличения координационной сложности упражне-

_ _ния __

Общая часть • специфическая часть + развивающая часть

Простои, связанные с объяснением правил и условий игры Есть

Общая часть разминки в экспериментальной группе включала обще развивающие упражнения Вначале использовались такие движения как, разновидности ходьбы, приставные шаги с различными движениями рук, модификации шагов, упражнения в стойке ноги врозь со сгибанием и разгибанием ног в коленных суставах и др Используя эти упражнения с применением различных средств увеличения интенсивности движений, необходимо добиться постепенного повышения температуры мышц После такого предварительного «разогрева» тела проводилась игра Это позволяло увеличить >моциональный фон занятий, повысить интерес к занятию

Подготовительная часть занятия состояла из специально подобранных подвижных игр направленных на развитие координации Комплекс состоит из 12 игр, что позволяло использовать новую игру в каждом последующем инятии

При разучивании новых подвижных игр в экспериментальной группе применялись специфические методы физическою воспитания и общепедаго-Iические

1 Словесные методы,

2 Методы наглядного воздействия

В занятиях эти методы использовались комбинированно, то есть показ сопровождался словесным комментарием При объяснении правил игры акцентировалось внимание на правильное выполнение условий игры Игры сопровождались методическим комментарием

В начале применения экспериментальной методики больше времени уделялось объяснению правил и условий игры, так как правильное исполнение новых движений в игре и правил уже содержало в себе координационную сложность для занимающихся Координационная трудность выполнения повышалась за счет увеличения темпа и ритма музыки, изменения направлений движения

Разучивание в нашем случае не являлось главной задачей подготови-1Сльной части занятия Если на разучивание тратить много времени, то цен-

посгь воздействия игр на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть. Поэтому ознакомление и разучивание не были продолжи-I сльными, некоторая «доработка» в этом отношении возможна и в процессе самой игры

Каждое занятие носило в себе этсмент новизны, что оказывало влияние па формирование двигательной координации юных танцоров Запас двига-I ельных умении и навыков занимающихся постоянно увеличивался и обновлялся Координационная сложность задании возрастала вследствие повышения требования к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и (лабильности выполнения игровых приемов в одно и то же время, некоторые игровые моменты выполнялись в условиях дефицита времени

Перед началом исследования в контрольной и экспериментальной группе, с целью определения исходного уровня развития было проведено тестирование двигательных координации и физической подготовленности

В результате включения в учебный процесс развивающего модуля с целью развития двигательных координации у танцоров произошли достоверные изменения по ряду показателей (р<0,05)

Достоверное увеличение показателя выявлено в способности к согласовыванию движений у танцоров в ЭГ, его прирост составил 16,4%, в кон-1 рольной группе отмечено увеличение этого показателя на 2,4%

После проведения эксперимента выявлено достоверное увеличение показателя способности к переключению с одного движения на другое у танцоров в ЭГ, его прирост составил 13,5%, в контрольной группе отмечено уве-гичение этого показателя на 2,3%

50 45

35 30 25 20 15 10

46,9

14 14,7

и * о & и *

&1 й) Я Р

Экспериментальная группа □ Контрольная группа

Рис. 3. Темпы прироста показателей двигательных координаций юных танцоров (в процентах)

Показатели уровня развития координационных способностей, относящихся к целостным действиям улучшились и в экспериментальной (3,7%), и в контрольной (2,1%). Вероятно, на развитие данной двигательной координации решающее воздействие оказало применение средств общей физической подготовки учебной программы по физическому воспитанию.

После экспериментального периода выявлено достоверное увеличение показателя развития показателя пластичности в экспериментальной группе, прирост составил 46,9% (р <0,05). В контрольной группе показатель уровня развития пластичности возрос на 6,2%, но увеличение этого показателя не является статистически достоверным.

В результате проведенного эксперимента выявлено достоверное различие между группами в показателях, определяющих способности к ритму. В жспериментальной группе прирост показателей составил 40,6%, а в контрольной 14,7%.

Показатели проявлений ловкости, пластичности и ритмичности, а 1акже эмоциональный фон занятий был оценен методом экспертных оценок специально подобранной группой специалистов в области спортивных танцев, состоящая из тренеров и судей Данная группа проводила наблюдения на контрольных этапах эксперимента и отметила положительный фон занятий жспериментальной группы, где использовался игровой метод

Таким образом, в процессе исследований получены объективные данные, доказывающие преимущества разработанной нами модульной технологи развития двигательных координаций юных танцоров, что нашло под-I верждение в результатах повышения показателей физической подготовленности, изменения уровня двигательно- координационного развития, а также в повышении интереса к занятиям

выводы

1 Важным компонентом учебно- тренировочного процесса спортсменов-:анцоров является формирование культуры движений, что тесно связано с совершенствованием двигательных координаций Однако анализ литературных ис1 очников и научных работ показал, что проблема развития качественных сторон двигательной деятельности, а именно двигательных координаций, разработана недостаточно, особенно в танцевальном спорте

2 Подвилшые игры относится к видам физической активности, поль-¡ующимся большой популярностью у детей Использование шр в учебно-фенировочном процессе подготовки юных танцоров позволяет повысить шоциональный фон занятий, способствует развитию физических качеств, воспитанию эстетики и культуры движений, повышению интереса к занятиям, а также способствует повышению уровня качественных сторон двига-1 ельной деятельности, занимающихся спортивными танцами

3 Разработка и научное обоснование модульной технологии развития щигательных координаций на основе активного применения подвижных игр повышает эффективность учебно- тренировочного процесса Структура тех-

нологии включает концептуальный, содержательный и результативно- оценочный компоненты Средством целенаправленного воздействия технологии является развивающий модуль, реализующийся в подготовительной части инятий, в ходе специальной части разминки

4 Резулыаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования модульной технологии развития двигательных координации, чго позволило индивидуализировать учебно-тренировочный процесс с уче-| ом уровня физического развития и состояния занимающихся Прирост пока-¡ателей способности к согласованию движений руками, ногами и туловищем и экспериментальной группе составил 16,4% (р<0,05), в контрольной - 2,4% (р>0,05) Показатель способности переключения с одного движения на дру-юе прирост показателей у занимавшихся в экспериментальной группе -13,5% (р<0,05), в контрольной группе - 2,3% (р>0,05) Прирост показателей пластичности в экспериментальной группе составил 46,9% (р<0,05), в кон-1 рольной группе - 6,2% (р>0,05), ритмичности экспериментальная группа-40,6% (р<0,05), контрольная группа - 14,7% (р>0,05), координационных способностей, относящихся к целостным действиям экспериментальная группа

3,7% (р<0,05), контрольная группа - 2,1% (р>0,05)

Включение в занятия развивающего модуля не оказало статистически достоверного влияния на развитие гибкости контрольная группа - 14,7% (р>0,05), экспериментальная группа - 14% (р>0,05) Видимо, это связано с I см, что в ходе разминки мышцы юных танцоров еще не достаточно подго-I овлены для развития данного качества

5 Динамика изменения показателей уровня физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы в ходе проводимого эксперимента показывает положи¡ельные изменения, но они не являются статистически достоверными Данное положение объясняется тем, что инновационный развивающий модуль был направлен в большей степени на развитие двигательных координации, что безусловно сопряжено с повышением уровня

физической подготовленности, но в пределах статистически не значимых показателей

6 Организация учебно- тренировочного процесса на основе модульной I схнолот ии развития двигательных координации у танцоров 10- 12 лет позволяет учитывать потребности и мотивацию к занятиям спортивными танцами В возрасте 8- 13 лет первостепенным мотивом занятий спортивными шнцами являются достижение высокою спортивного мастерства (92,2 %) Для танцоров 14 лет и старше мотив достижения высокого мастерства также шачим В тоже время у них проявляется и другая мотивация у 72,4 % респондентов это выражено в желании достичь высокого физического развития, в то время как проявление мотива достичь красивою телосложения у 68,9% респондентов

В ходе социологического опроса выявлено, что

- 93,1% опрошенных нами старших танцоров полностью согласны с тем, чго занятия спортивными танцами позволяют развивать координацию детей, 89,7% отмечают возможности развития музыкальности и ритмичности, 86,2% отмечают, что гибкость и пластичность являются результатом занятий, помогают привить эстетический вкус и сформировать правильную и красивую осанку,

- 70 % респондентов хотели, чтобы в содержании занятий использовались различные игры, 20 % опрошенных предпочли бы элементы аэробики и 10% - отметили необходимость включения в занятия элементов общей физической подготовки

- все респонденты экспериментальной группы отметили увеличение ин-I ереса к занятиям спортивными танцами, тогда как в контрольной группе ин-1срес к занятиям остался прежним,

Полученные социологические данные служат доказательством необходимости активного использования игровою меюда для досшжения высокой )ффективности формирования двигательных координации, мотиваций, интереса юных спортсменов к занятиям спортивными танцами

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ. 1. Галеев А. Р. Двигательные координации в системе подготовки спортсменов- танцоров. // Теория и практика физической культуры,- 2007.-№10.- С. 14.

2 Галеев А Р Исследование мотивов занятии спортивными танцами // Фи-шческая культура воспитание, образование, тренировка - 2007 - №6 - С 4546

3 Галеев А Р Развитие двигательных координации детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами // «Современные технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в системе образования» Ма-1ериалы VII международной научно-пракгической конференции, i Калинин-1 рад, 23-26 октября 2008 г - С 48-49

У

Тираж 100 экз. Объем 1,0 п.л. Номер заказа 485 Отпечатано ООО «Принт Центр». 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар, д. 4.

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Галеев, Альберт Ринатович, 2008 год

ВВЕДЕНИЕ.*.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

1.1. Развитие двигательных координаций в процессе формирования физической подготовленности.

1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей.

1.3. Игровой метод как средство развития двигательных координаций.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Базовые понятия исследования.

2.2. Задачи исследования.•.

2.3. Методы исследования.

2.4. Организация исследования.

ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТИМУЛИРУЕМОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИЙ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

3.1. Содержание модульной технологии развития двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами, на основе использования игрового метода .'.

3.2. Методика формирования двигательных координаций танцоров.

3.2.1. Построение развивающего модуля в подготовительной части учебных занятий.

3.3. Исследование динамики показателей двигательных координаций.

3.4. Изменение показателей, отражающих уровень физической подготовленности танцоров.

3.5. Исследование интересов и мотиваций занятий спортивными танцами.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Стимулируемое развитие двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами"

Актуальность. Танцы зародились на заре существования человечества. В те далекие времена танец играл роль школы жизни. Через танцы человек познавал повадки зверей, оттачивал охотничьи навыки, учился взаимодействовать с другими людьми, совершенствовался духовно и физически. t

В наше время танец выполняет не только развлекательные функции. Он дарит здоровье, возможность найти друзей и единомышленников, позволяет выразить себя через движения, повышает способность организма к саморегуляции и физическую работоспособность. Занятия танцами улучшают осанку, фигуру, координацию движений, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат, регулируют нервную и иммунную системы.

В настоящее время сложилось множество танцевальных направлений. Бальные танцы вначале развивались как конкурсная программа (еще не соревновательная), в том числе по отдельным танцам. Еще не было критериев оценки танцевального мастерства. Первые конкурсы проводились по фестивальной программе, где преобладающими были эмоциональные оценки членов жюри.

Как вид спорта бальные танцы в России существуют официально лишь с 1993 года.

На первоначальном этапе развития в бальных танцах не было больших физических нагрузок. Основная подготовка танцоров носила общеразвивающий и обучающий характер. Танец служил средством самовыражения, общения, формой организации досуга. Повышенные нагрузки получали лишь единицы энтузиастов, желающие продвинуться в своем танцевании и удовлетворить свои амбиции в соперничестве со своими единомышленниками.

Вскоре появились основные факторы, способствующие становлению конкурсной программы бального танца как нового вида спорта.

Прежде всего, любой вид спорта начинается с правил. Как только в бальных танцах появились первые формализованные правила оценки и отбора танцевальных пар в следующие этапы конкурса, определения лидеров, системы набора очков для присвоения очередного разряда, стали правомерно говорить уже не о фестивалях и конкурсах с лауреатами и победителями, а о спортивных соревнованиях и их участниках: финалистах,' призерах, чемпионах. Дальше спортсмены стали объединяться в спортивные федерации.

Следующим этапом становления вида спорта стала квалифицированная подготовка специалистов. Вполне естественно, что специалистов готовят только физкультурные вузы и физкультурные кафедры. Далее, с развитием соревновательной деятельности и увеличением физических нагрузок возникла необходимость медицинского контроля спортсменов — танцоров.

Спортивными танцами занимаются огромное количество людей от самых маленьких детей до людей пожилого возраста во всем мире, но в настоящее время бурный рост получает детское и юношеское «танцевание». Такие соревнования предполагают большие физические нагрузки у спортсменов, что требует хорошей технической и физической подготовки.

Авторы и исследователи в области спортивных танцев для успешной танцевальной деятельности выделяют первостепенные физические качества, такие как координация и гибкость, а сила, быстрота, скоростно-силовые качества имеют вторичное значение.

В своей работе мы хотим ограничиться более узким вопросом развития координации, на основе активного использования игрового метода. Детский возраст занимающихся обуславливает необходимость обеспечения положительного эмоционального фона, формирования их интереса к занятиям. В то же время необходимо искать пути усиления координационной подготовки.

Двигательные координации являются важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности.

Их целенаправленное формирование позволяет решать целый ряд задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека.

Исследованию значимости двигательных. координаций в различных видах спортивной деятельности посвящены работы В.М. Зациорского (1966), В.К.Бальсевича (1976 1991), Л.П. Матвеева (1991), Л.В. Ляха (1990, 1995), A.M. Петрова (1997), А.Г. Карпеева (1998), Е. Садовски (1999), С.Д.Бойченко (1988, 2003), Л.Д. Назаренко (2001, 2003) и др., в системе различных видов оздоровительной физической культуры: аэробике, шейпинге, ритмической гимнастике (М.А. Булыгин, 1977, Г. Прус, 1999, Т.С. Лисицкая, Л.В.Сиднева, 2002, М. Каль, 2005, С.Н. Ключникова, 2005, Л.И. Костюнина, 2005 и др.).

Специалистами в области физической культуры и спорта отмечается, что в процессе физического воспитания молодежи особые трудности возникают при развитии координационных способностей. Если научные основы концепции развития кондиционных способностей выработаны и эти процессы управляемы, то при координационных процессах преподаватель в значительной мере предоставлен собственному опыту и знанию [50].

Различные подходы в изучении роли и места двигательных координаций в двигательной деятельности подчеркивают большую теоретическую значимость данной проблемы.

К сожалению, при анализе специальной литературы мы не обнаружили педагогической технологии, позволяющей эффективно решить проблему оптимального сочетания процессов развития интереса к занятиям и формирования двигательных координаций. Данное обстоятельство определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования - процесс развития двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами.

Предмет исследования - построение модульной технологии развития двигательных координаций у детей 10-12 лет, занимающихся спортивными танцами, путем активного применения игрового метода.

Цель исследования - научно-методическое обоснование модульной технологии развития двигательных координаций у танцоров в учебно-тренировочном процессе на основе активного применения игрового метода.

Гипотеза исследования: на основании состояния проблемы мы предположили, что включение развивающего модуля в подготовительную часть учебно-тренировочных занятий, построенных на основе применения игрового метода, будет способствовать формированию двигательных координаций юных танцоров. Модульная технология развития двигательных координаций позволит повысить уровень физической подготовленности и двигательной культуры у занимающихся, сформировать разнообразные двигательные умения и навыки, отражающие естественную потребность детского организма в оптимальной мышечной активности.

Данная гипотеза базируется на основных положениях теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки, сформулированных В.К.Бальсевичем [5,7,8], Д. Д. Донским [31], В.М. Зациорским [39], Ю.Д.Железняком [36], Л.И. Лубышевой [57], М.П. Матвеевым [76], J. Sadowski [107,141], P. Hirtz [139], на общих положениях теории развития физиологических систем Н.А. Бернштейна [11-13], А.А.Ухтомского [125], на принципах системно-структурного подхода к исследованию комплекса двигательных координаций В.К. Бальсевича [7-9], А.Г. Карпеева [44, 45], В.И. Ляха [58-71], Л.Д. Назаренко [88-92], В.С.Фарфеля [127, 128]; на обосновании духовного, эстетического, нравственного компонентов двигательной деятельности в теории физической культуры личности - Л.И. Лубышева [57], М.Я.Сараф, В.И. Столяров [109]; основные положения модульного обучения и построения образовательных технологий, разработанные В.П. Беспалько [14], Г.К. Селевко [110], Ю.Ф. Тимофеевой [123], Т.И.Шамовой [134], П.А.Юцявичене [138].

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

- разработана ранее неизвестная модульная технология развития двигательных координаций у юных танцоров на основе активного применения игрового метода;

- определены организационные предпосылки и педагогические условия реализации модульной технологии развития двигательных координаций в учебно-тренировочном процессе подготовки танцоров 10-12 лет;

- установлена взаимосвязь и взаимовлияние процессов развития двигательных координаций и мотивационной сферы занимающихся, а также учета их индивидуальных особенностей при организации учебно-тренировочного процесса;

- выявлена положительная динамика показателей проявления ловкости, пластичности и ритмичности, обоснованы мотивации и формирование интереса юных танцоров, активно использующих инновационную модульную технологию.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

- в разработке перспективного направления исследования - развития и совершенствования двигательных координаций у танцоров 10-12 лет, целенаправленное формирование которых позволяет решать задачи физического, эстетического воспитания, интеллектуального совершенствования подростков;

- в реализации нового методического подхода к формированию двигательных координаций у танцоров на основе использования игрового метода в подготовительной части учебно-тренировочных занятий;

- в практическом использовании новых возможностей увеличения двигательной активности, применяя в занятиях игровой метод.

Полученные результаты дополняют раздел теории и методики физического воспитания, физиологии физического воспитания и спорта об управлении движениями, развитии базовых двигательных координаций.

Применение разработанной модульной технологии в процессе тренировки направлено на реализацию творческого потенциала танцоров и на поддержание высокого психоэмоционального состояния занимающихся:

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы в организации учебно-тренировочного процесса танцоров 10-12 лет, а также при дальнейшем исследовании проблемы двигательных координаций. Разработанные практические рекомендации, внедрены в учебно-тренировочный процесс спортивно-танцевальных клубов г. Нижневартовска, что нашло отражение в научных и учебно-методических публикациях и подтверждается актами внедрения.

Методы исследования: в исследовании используется ряд методов, дополняющих друг друга и являющихся средством решения поставленных задач:

- анализ и обобщение научно-методической литературы;

- методы педагогического контроля и педагогического эксперимента (программа тестирования двигательных координаций и физической подготовленности занимающихся, анкетирование и др.);

- аналитические методы (определение основных статистических характеристик).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Модульная технология развития двигательных координаций у детей 1012 лет, занимающихся спортивными танцами представляет собой организацию отдельной части учебно-тренировочного процесса, в структуру которой входят концептуальный, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

2. Формой организации тренировочных воздействий на занимающихся с целью развития у них двигательных координаций является реализация развивающего модуля, основанного на активном применении игрового метода. Развивающий модуль обеспечивает однородность воздействий в подготовительной части занятий.

3. Разработанная модульная технология развития двигательных координаций на основе активного применения игрового метода обеспечивает повышение эффективности учебно-тренировочного процесса танцоров: позволяет учитывать потребности занимающихся в сфере физической культуры, улучшить показатели развития двигательных координаций, физической подготовленности, что сопряжено с положительной динамикой в развитии отношения к занятиям спортивными танцами.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы диссертации обсуждались и получили положительную оценку на расширенном заседании кафедры теоретических основ физического воспитания Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Отдельные аспекты работы публиковались в сборниках всероссийских научно-практических конференций и научно- методических журналах.

Структура и объем диссертации:

Работа включает в свое содержание введение, три главы, содержание, выводы, практические рекомендации, список литературы, приложения и акты внедрения. Список использованной литературы состоит из 141 источник, в том числе 3 на иностранных языках. Содержание работы включает 9 рисунков, 13 таблиц, а также приложения (12).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры"

ВЫВОДЫ

1. Важным компонентом учебно- тренировочного процесса спортсменов-танцоров является формирование культуры движений, что тесно связано с совершенствованием двигательных координаций. Анализ литературных источников и результатов диссертационного исследования показал, что проблема развития двигательных координаций, разработана недостаточно, особенно в танцевальном спорте.

2. Подвижные игры относится к видам физической активности, пользующимся большой популярностью у детей. Использование игр в учебно- тренировочном процессе подготовки юных танцоров позволяет повысить эмоциональный фон занятий, способствует развитию физических качеств, воспитанию эстетики и культуры движений, повышению интереса к занятиям, а также способствует повышению уровня качественных сторон двигательной деятельности, занимающихся спортивными танцами.

3. Разработка и научное обоснование модульной технологии развития двигательных координаций на основе активного применения подвижных игр представляет значительные возможности для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Структура технологии включает концептуальный, содержательный и результативно- оценочный компоненты. Средством целенаправленного воздействия технологии является развивающий модуль, реализующийся в подготовительной части занятий, в ходе специальной части разминки.

4. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования модульной технологии развития двигательных координаций, что позволило индивидуализировать учебно-тренировочный процесс с учетом уровня физического развития и состояния занимающихся. Прирост показателей способности к согласованию движений руками, ногами и туловищем в экспериментальной группе составил: 16,4% (р<0,05); в контрольной - 2,4% (р>0,05).

Показатель способности переключения с одного движения на другое: прирост показателей у занимавшихся в экспериментальной группе - 13,5% (р<0,05); в контрольной группе - 2,3% (р>0,05). Прирост показателей пластичности в ЭК составил 46,9% (р<0,05), в КГ - 6,2% (р>0,05); ритмичности: ЭГ - 40,6% (р<0,05), КГ - 14,7% (р>0,05); координационных способностей, относящихся к целостным действиям: ЭГ - 3,7% (р<0,05); КГ - 2,1% (р>0,05).

Включение в занятия развивающего модуля не оказало статистически достоверного влияния на развитие гибкости: КГ — 14,7%) (р>0,05), ЭГ - 14%) (р>0,05). Видимо, это связано с тем, что в ходе разминки мышцы юных танцоров еще не достаточно подготовлены для развития данного качества.

5. Динамика изменения показателей уровня физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы в ходе проводимого эксперимента показывает положительные изменения, но они не являются статистически достоверными. Данное положение объясняется тем, что инновационный развивающий модуль был направлен в большей степени на развитие двигательных координаций, что безусловно сопряжено с повышением уровня физической подготовленности, но в пределах статистически не значимых показателей.

6. Организация учебно- тренировочного процесса на основе модульной технологии развития двигательных координаций у танцоров 10-12 лет позволяет учитывать потребности и мотивацию к занятиям спортивными танцами. В возрасте 8- 13 лет первостепенным мотивом занятий спортивными танцами являются достижение высокого спортивного мастерства (92,2 %). Для танцоров 14 лет и старше мотив достижения высокого мастерства также значим. В тоже время у них проявляется и другая мотивация: у 72,4 % респондентов это выражено в желании достичь высокого физического развития, в то время как проявление мотива достичь красивого телосложения у 68,9% респондентов.

В ходе социологического опроса выявлено, что:

- 93,1% опрошенных нами танцоров полностью согласны с тем, что занятия спортивными танцами позволяют развивать координацию детей; 89,7% отмечают возможности развития музыкальности и ритмичности; 86,2% отмечают, что гибкость и пластичность являются результатом занятий, помогают привить эстетический вкус и сформировать правильную и красивую осанку;

- 70 % респондентов хотели чтобы в содержании занятий использовались различные игры, 20 % опрошенных предпочли бы элементы аэробики и 10% - отметили необходимость включения в занятия элементов общей физической подготовки.

- все респонденты экспериментальной группы отметили увеличение интереса к занятиям спортивными танцами, тогда как в контрольной группе интерес к занятиям остался прежним;

Полученные социологические данные служат доказательством необходимости активного использования игрового метода для достижения высокой эффективности формирования двигательных координаций, мотиваций, интереса юных спортсменов к занятиям спортивными танцами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При организации и проведении учебно- тренировочных занятий по спортивным танцам с юными танцорами необходимо определять ведущие качественные стороны двигательной деятельности, что имеет немаловажное значение для выбора эффективных средств и методов обучения с учётом способностей и интересов занимающихся. Исследования показали, что активное применение игрового метода в учебно- тренировочном процессе обусловливает развитие и совершенствование двигательных координаций.

1. Для развития двигательных координаций рекомендуется использовать подвижные игры. Это обогащает двигательный опыт занимающихся, повышает их общую культуру, позволяет формировать культуру движений, воспитывает творческую фантазию, обеспечивает комплексное воздействие на организм, способствует гармонизации личности.

2. Рекомендуется рассматривать формирование двигательных координаций в качестве неотъемлемой части учебно- тренировочного процесса танцоров 1012 лет, так как недооценка их развития значительно обедняет арсенал используемых средств и методов гармонизации личности, снижает эффективность физического, эстетического, духовного совершенствования человека.

3. Для объективной оценки прироста показателей двигательных координаций рекомендуется использование системы адекватных тестов, количественных и качественных критериев оценки, обеспечивающих обратную связь в «субъект-субъектных» отношениях, основанных на диалогическом общении, что позволяет занимающимся стать активными участниками процесса обучения.

4. На каждом занятии рекомендуется использовать игровой метод. С этой целью рекомендуется дополнять учебно- тренировочный процесс развивающим модулем, который включает в себя подвижную игру, позволяющий формировать способности к согласованию движений, переключению с одного движения на другое, ритмичности и пластичности движений, выполняемых под музыкальное сопровождение.

5. Эффективность методики развития двигательных координаций в значительной степени определяется профессиональной подготовкой преподавателя (владение методикой проведения занятия, спецификой тренировочного процесса, способность организации занимающихся в процессе игры), способного найти подход к каждому занимающемся, раскрыть его двигательный и творческий потенциал, обеспечить доступность педагогических воздействий. Кроме этого, результативность методики зависит от правильного выбора музыкального сопровождения (адекватного вкусам занимающихся), что даёт возможность управления психоэмоциональным состоянием занимающихся; усвоение музыкального ритма способствует лучшему пониманию движений, созданию музыкально- двигательного образа.

6. При развитии и совершенствовании двигательных координаций необходимо обеспечивать разностороннее воздействие на организм, направленное на повышение уровня общефизической подготовленности, улучшение функционального состояния нервной системы.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Галеев, Альберт Ринатович, Нижневартовск

1. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. М.: Издат. фирма «КРУК», 1998. - 416 с.

2. Алтер М. Дж. Наука о гибкости. — Киев: «Олимпийская литература», 2001. -С. 336.

3. Анцыферова Л.И. Общественно-историческая характеристика телесного бытия человека // Биология человека// Соц. Прогресс, Пермь, 1992. С.91.

4. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании-М.: Физкультура и спорт, 1978 -223 с.

5. Бальсевич В.К. Ваш первый физкультурный год. М.: Знание, 1983. - С.64.

6. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991, № 7. С. 37-42.

7. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. -М.: Теория и практика физической культуры. 2000. 278 с.

8. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. 1990, № 1. — С. 22-26.

9. Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в современном образе жизни. //Социальная реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания: Материалы научной конференции. М.: ФОН, 1995, с. 13-19.

10. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодёжь и современность. // Теория и практика физической культуры 1995.—№4- С. 2—7.

11. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991.

12. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медицина, 1947. — 255 с.

13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 166 с.

14. Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.—М., 1995.

15. Богданова Т. К. Развитие чувства ритма у младших школьников в процессе музыкально-дидактических игр: Дис. канд. пед. наук —М., 1984 144 с.

16. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 192 с, ил.

17. Бойченко С.Д., Карсеко Е.Н., Леонов В.В., Смотрицкий A.J1. О некоторых аспектах концепции координации и координационных способностей в физическом воспитании и спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры. 2003, № 8. С. 15-18.

18. Ваганова А.Я. Основы классического танца: учебник. Л.: Искусство, 1980. - 192 с.

19. Васю.тина А. И., Тамбиева А. П. Развитие ритма движений у детей // Материалы . науч. конф.-М.: АПН РСФСР, 1963-С. 286.

20. Вербова 3. Д. Искусство произвольных движений.- М.: Просвещение, 1967.72 с.

21. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. -М.: ФиС, 1988. С. 112.

22. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Теория и практика физической культуры. 2001, № 3. С.

23. Воскресенская Л.Л. Исследования роли чувства ритма в повышении технического мастерства спортсменов: Автореф. дис.канд.пед.наук. ГЦОЛИФК. -М., 1969. С. 13.

24. Годик М. А. Спортивная метрология: учеб, для институтов физ. культ.— М.: Физкультура и спорт, 1988.— 188 с.

25. Годик М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. /М.А.Годик, A.M. Брамидзе, Т.Г. Киселева. -М.: Советский спорт, 1991. 96 с.

26. Горбунов В.А. Гимнастика в системе специализированных средств подготовки спортсменов в спортивных танцах. Иркутск, 1999.

27. Губанов В. А. Проведение занятий гимнастики с музыкальным сопровождением: Метод, разработка для студентов ГЦОЛИФК.- М.: ГЦОЛИФК, 1980.- 29 с.

28. Гуревич JI.A. 300 соревновательно- игровых заданий по физическому воспитанию. Минск: Высшая школа, 1994

29. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. М.: «Театр и искусство», 1930. — 120 с.

30. Донской Д.Д. Биомеханика. Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. - С. 105-106.

31. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971. - 288 с.

32. Евгеньева Л.Я. О двигательных навыках // Теория и практика физической культуры. 1952, № 1.-С. 12-18.

33. Еремина М. Роман с танцем. Санк-Петербург: «Танец», 1998. - С. 5-45.

34. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебное пособие. М.: Академия, 2002. - 384 с.

35. Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264 с.

36. Жуков М. Н. Подвижные игры: учебник для пед. ВУЗов.- М.: Академия, 2000

37. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студентов пед. ВУЗов. — М.: Академия, 2001.- 160 с.

38. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966. - С. 158-161.

39. Иванов Ю., Петров В., Шалимов А. Ловкость, координированность, ритмичность. // Спортивные игры 1985 - № 4 - С. 37-39.

40. Иоффе Л.А., Бобков Г.А. Терморегуляционные аспекты разминки (обзор) // Теория и практика физической культуры. 1988, № 4. С. 24-25.

41. Казакова М. С. Двигательно-ритмическое воспитание дошкольников на занятиях гимнастикой: Дис. канд. пед. наук —М., 2002. — 172 с.

42. Каль М. Воспитание функции равновесия // Теория и практика физической культуры. 2005, № 3, с. 62-63.

43. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995, №9.-С. 5-7.

44. Карпеев А.Г. Развитие координации скоростных циклических движений у лиц женского пола на этапе интенсивного онтогенеза (от 4 до 20 лет) // Теория и практика физической культуры. 2000, № 10. — С. 12-14.

45. Кирсанов В. Спорт, музыка, грация. — М.: «Физкультура и спорт», 1984. — С. 2-6.

46. Ключникова С.Н. Педагогическая технология стимулируемого развития пластичности женщин, занимающихся шейпингом. Дис. . канд. пед. наук. УГПУ им. И.Н Ульянова.- Ульяновск.- 2005

47. Коджаспиров Ю.Г. Проблема дефицита положительных эмоций на занятиях физической культурой и спортом. Теория и практика физической культуры. 1994№7.-С. 34-37.

48. Коротков. Подвижные игры. Методические рекомендации для студентов

49. Косилов С.А. Значение открытий Н.А. Бернштейна в подготовке молодежи к труду и спортивным достижениям // Теория и практика физической культуры. 1991, №-з.- С. 28-30.

50. Костюнина Л. И. Моделирование процесса развития ритмичности у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой. Дис. .канд. пед. наук. УГПУ им. И.Н. Ульянова.- Ульяновск.- 2006

51. Кошелев С. Н. Биомеханика спортивного танца. М. — 2006

52. Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты, силы, выносливости у детей школьного возраста // Тез. Пятой науч. конф. по физическому воспитанию детей и подростков.- М., 1972.- С. 144-146.

53. Левитский П.М., Быкова B.C., Паюхина В.П. Музыкальное сопровождение в физической культуре и спорте // Теория и практика физической культуры. 1985, №4.-С. 32-33.

54. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике.- М.: Физкультура и спорт, 1984. -176 с.

55. Лоу Б. Красота спорта. -М.: Радуга, 1984. 255 с.

56. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. — М.: ГЦИФК, 1992.

57. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. 1984, № 1. С. 48-50.

58. Лях В.И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. 1991, №3.-С. 31-35.

59. Лях В.И. Идеи Н.А. Бернштейна и их развитие в науке и практике // Теория и практика физической культуры. 1991, № 3. С.2-8.

60. Лях В.И. Координационно- двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. 1995, № 11. С. 16-23.

61. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры, 1991, № 11. С. 17-20.

62. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры, 1987, № 7. С. 28-30.

63. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна // Теория и практика физической культуры. 1996, №2.-С. 20-25.

64. Лях В.И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. 1983, № 8. С. 44-47.

65. Лях В.И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 1990, № З.-С. 15-18.

66. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. -М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 278 с.

67. Лях В.И. Факторная структура ловкости с позиции многоуровневой системы управления произвольными движениями // Теория и практика физической культуры. 1979, № 5. С. 51-53.

68. Лях В.И., Витковски 3., Жмуда В. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов // Теория и практика физической культуры. 2002, № 4. С. 21-25.

69. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999, № 5. С. 40-45.

70. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития.- М.: Терра- Спорт, 2000.- 192 с.

71. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков.- М.-1974.-232 с.

72. Любомирский Л.Е. Особенности управления точностными двигательными действиями у школьников разного возраста// Физиология человека.- 1983.-№1.- С. 58-65

73. Масальгин Н. А. Математико-статические методы в спорте.— М.: ФиС, 1974.-151 е., сил.

74. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 416 с.

75. Матвеев A. J1. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 1996 —№1—С. 19-22.

76. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов ФК.- М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 е., ил

77. Медведева Е.С. Культура движений // Физкультура. Молодежь. Здоровье: сб. науч. тр. СПб: СПбГУП, 1998. - С. 106-108.

78. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 270-271

79. Менькова С. В. Формирование ритма спортивных движений. // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта. Сб. науч. трудов.- Волгоград, 1993.- С. 115-117.

80. Мессиан О. «Я отдаю предпочтение ритму.» // Музыкальная академия.— 2003 .-№3.- С. 214-220.

81. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня/Библиотека учителя начальных классов М.: Просвещение, 1985 - 192 е.: ил

82. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. - 105 с.

83. Москалева О. А., Коваленко А. А. Использование игрового метода в музыкально- ритмической подготовке спортсменов танцоров (на начальном этапе подготовки) //Спортивные танцы. Бюллетень № 5, М, РГАФК, 2000

84. Мотылянская Э.Я. Антистрессовая пластическая гимнастика (мед.-биол. и психологическое обоснование) / Э.Я. Мотылянская, А.Р. Якубовская // Теория и практика физкультуры. 1991. - №5. - С. 10-15.

85. Мухамедвалеева Е.И. Роль знаний о танцевальных движениях в эстетическом воспитании занимающихся // Итоги первого этапа исследования эстетического воспитания занимающихся гимнастикой. Фрунзе: Изд. «Мектеп», 1968. -С. 102-109.

86. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество // Теория и практика физической культуры. 1999, № 8. — С. 48-53.

87. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003, № 8. С. 19-21.

88. Назаренко Л.Д., Ключникова С.Н. Совершенствование пластичности у занимающихся шейпингом: Учебно-методическое пособие. — Ульяновск., 2004. — 48 с.

89. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие базовых двигательных координаций у школьников разного возраста: Автореф. дис. . док. пед. наук. М., 2003.

90. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций. -М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. — 259 с.

91. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество // Теория и практика физической культуры. 1999. - №1. - С. 48-53.

92. Назаренко Л.Д. Совершенствование пластичности у занимающихся шейпингом. Учебно-методич. пособие / Л.Д. Назаренко, С.Н. Ключникова Ульяновск, 2004. - 48 е.: ил.

93. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно- координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. — М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. 332 е., ил.

94. Назаренко Л.Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов // Теория и практика физической культуры. 2003, № 8. С. 19-21.

95. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера: Учеб. пособие для театр. Вузов. -М.: Искусство, 1987. -191 с.

96. Никитин B.H. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. — М.: «Ко-гито-центр», 2003. 183 с.

97. Озолин Н.Г. Музыка в подготовке спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1977, № 2. С. 35-37.

98. Петров A.M. Центральное программирование механизмов реализации координационных способностей спортсменов и их педагогическое обоснование. Дис. . докт. пед. наук. РГАФК, ВНИИФК. -М., 1997. С. 12-75.

99. Пидоря A.M., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. Омск: Обл. типография, 1992. - 76 с.

100. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: ФиС, 1986. С. 138.

101. Подвижные игры: учебное пособие для студентов высших и специальных учебных заведений / И. М. Коротков, JI. В. Былева, Р. В. Климкова.- М.: Спор-такадем пресс, 2002, 229 с.

102. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.; Энергия, 1965.-С. 23 -27.

103. Рекрутина Н. В. Игровой и соревновательный методы обучения. Их применение в формировании двигательных навыков и умений // Спортивные танцы, бюллетень № 7 (15), М, РГАФК, 2000

104. Решетень И.Н., Бервинова Н.С. К вопросу об эстетической подготовке студентов физкультурных вузов // Теория и практика физической культуры. 1980, № 9. С. 45-47.

105. Садовски Е. Половой диморфизм и индивидуальные особенности развития координационных способностей высококвалифицированных спортсменов восточных единоборств // Теория и практика физической культуры. 1999, № 8. — С. 59-62.

106. Самойлова Н. А. Возрастные изменения чувства ритма и методика его воспитания у школьниц на уроках физической культуры: Дис. . канд. пед. наук.-Одесса, 1985.- 152 с.

107. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.

108. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-С. 5-6.

109. Семенов JI. П. Подготовительная часть урока гимнастики (игровые задания для активации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся): методическая разработка для студентов и слушателей ФПК. — М.: ГЦОЛИФК, 1991.-27 с.

110. Сербина JI. П., Хекельман А., Блаер П., Эленбергер В. Взаимодействие музыки и движения // Теория и практика физической культуры.— 2000 — № 5 — С. 42.

111. Современный бальный танец / Под ред. В.М. Стриганова и В.И.Уральской. М.: Просвещение, 1978. - 431 с.

112. Спортивные танцы. Бюллетень № 5(7), М, РГАФК, 1999

113. Спортивные танцы. Бюллетень № 7, М, РГАФК, 2000

114. Старкова Е.В. Модульная технология развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания. Дис. . кнд. пед. наук. ПГПУ.-Пермь.- 2006

115. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика физической культуры. 1998, № 6. С.8-12.

116. Стрижак А. П., Ермолаева М. В., Душенков В. Д. Особенности построения ритмо темповой структуры разбега. // Теория и практика физической культуры.- 1987.-№10.-С. 37-40.

117. Сулейманов И.И. Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры. 2001, № 3. С. 12-16.

118. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способно-стей//Лекция.- Омск, ОГИФК. 1986. - 21 с.

119. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.Т. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. - С. 381.

120. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1978. С. 115-119.

121. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера // Высшее образование в России. 1999. — №4. — С. 119-125.

122. Туревский И.М. Ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1980. С. 33.

123. Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата // Собр. сочин М., 1952.-Т. 3,- 161 с.

124. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника.- М.: Педагогика, 1999. 64 с.

125. Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.

126. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-205 с.

127. Физическая культура студента: Учебник // Под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 1999.-448 с.

128. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта.- М.: Физкультура и спорт, 1980.- 255 с. с ил.

129. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 17-40.

130. Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания М.: Физкультура и спорт, 1972 .

131. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - С.130.

132. Шамова. Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Т.Н. Управление образовательными процессами. М.: Академия, 2002. - 384с.

133. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория — М.: Наука, 1973. — 255 с.

134. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

135. Элашвили В.И. О некоторых дискуссионных вопросах определения понятий «физические качества» и «способности» человека // Теория и практика физической культуры. 1969, № 12. С. 50-53.

136. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. Педагогика.- 1990.-№i.с. 55-60.

137. Hirtz P. Struktur und Entwicklung koordinativer Leistungs vorausset Zungen bei Schulkindem // Theorie und Praxis der Kiirperkultur.— 1977.- № 7.— S.503-510.

138. Larson L., Yocom R. Measurement and Evaluation in Phisical, Health, and Recreation Education (St. Louis: C.V. Mosby со.,1951), p. 158-162.

139. Sadowski J Koncepcje przygotowania koordinacyjnego w sportach walki -zalozenia teoretyczne a rzeczywistosc // Rocz. Nauk. JWFiS Biala Podl.- 1998.— N4.-S. 103-111