Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Маркин, Никита Игоревич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Орел
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Маркин, Никита Игоревич, Орел

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры»

На правах рукописи

04201354753

Маркин Никита Игорьевич

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Гапоненко В.М.

Орёл 2013

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы

этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. ^

1.1. Основные научные подходы к проблеме этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора.............. | д

1.2. Сущность и специфика этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях ^ дополнительного образования................................................

1.3. Модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного g \ образования.......................................................................

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по

этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования

101

2.1. Изучение уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста................................................. 101

2.2 Реализация модели этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования..............................................

Заключение.................................................................... 129

Список литературы........................................................... 135

Приложение................................................................... 168

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс глобализации, масштабы которого сложно недооценивать, наиболее остро ставит перед нами вопросы межэтнического взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов. Особенно данная проблема актуальна в свете миграционных движений, происходящих как на территории стран Европейского сообщества, так и бывшего СССР. Культурное взаимовлияние народов с разными, а порой и полярными точками зрения на морально-нравственные нормы существования человеческого общества порождают проблемы межнационального и межконфессионального характера.

Многонациональный состав населения нашей Родины делает необходимым сохранение и передачу исторических и культурных ценностей всех народов России.

На данный момент этнокультурное воспитание подрастающего поколения происходит в крайне не благоприятной обстановке. Обесценивание социокультурных принципов сосуществования, доминирование материальных благ над духовным развитием личности, многократно усиленное единым информационным пространством, предлагающим усвоение культурных норм поведения с более низкими ценностными установками, способствует неблагоприятному вектору воспитания этнокультурных ценностей.

Однако освоение региональных этнокультурных особенностей носит интегрирующий характер лишь в случае их осуществления на основе лучших общенациональных традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры России и не противоречащих идее создания целостного культурного пространства.

Обозначенные проблемы можно корректировать воспитанием этнокультурного сознания подрастающего поколения и общества в целом.

Именно от переосмысления данной проблемы во многом зависит возрождение и освоение национального достояния нашей Родины.

Важность обеспечения исторической преемственности поколений и развития принципов этнокультурного воспитания отражено в ряде законодательных актов Правительства РФ: Основы Законодательства РФ о культуре (2002 г.); Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.); Концепция модернизации российского образования (2002 г.); федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.); Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации (на 20082015 гг.).

Задачи этнокультурного воспитания личности, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, как наиболее важные, провозглашают такие авторитетные организации, как ООН и ЮНЕСКО. Международная комиссия по образованию в своем докладе говорит о механизмах воспитания этнокультурного самосознания подрастающего поколения. Одной из главных задач является помощь человеку в осознании важности своей принадлежности к определенной этнической группе, воспитание уважения к смежным культурам.

Проблема этнокультурного воспитания, ее специфика и понятия, несмотря на развитие изучающих его наук, остается недостаточно разработанной. Рассматриваемое нами понятие предполагает системный подход в процессе его изучения. Проявляющаяся структурная сложность и богатство внутренних взаимосвязей предполагают междисциплинарный характер этнокультурного воспитания.

Огромным потенциалом в этнокультурном воспитании младших школьников является фольклор - древний пласт культуры, представляющий собой неисчерпаемый источник воспитания и развития человека. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Музыкальный фольклор - одна из важнейших областей народного творчества, вобравшая в себя многовековой коллективный опыт становления

и развития полноценной человеческой личности, достойного члена общества, способного сохранять духовное наследие предков и передавать его потомкам. Музыкальный фольклор является важным средством нравственно-эстетического развития личности, наследования духовного опыта человечества, осуществления связи поколений.

Существующая в нашей стране сеть учреждений дополнительного образования является, по нашему мнению, оптимальным полем для воспитания у подрастающего поколения сознания определенной этнокультурной принадлежности. Специфика деятельности данных учреждений, заключенная в вариативности педагогических программ, а также в добровольности и осознанности посещения их учащимися, является основным фактором гуманизации воспитательного процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этнокультурного воспитания детей рассматривается в большом количестве научных публикаций и исследований.

Специфика духовной основы национальной идентичности подробно освящена в трудах таких известных культурологов, как Г.Д. Гачев, JI.H. Гумилев, НЛ. Данилевский, К.Н. Леонтьев и др.

В педагогических исследованиях H.H. Блонского, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, В.В. Розанова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других отмечается взаимосвязь развития культуры личности с духовным богатством представляемой ею народной культурой. Идея национального воспитания, развитие творческой активности ребенка, где основой выступают общечеловеческие ценности, тесно связана с вопросами духовного формирования развивающейся личности.

Теоретическое освещение интересующих нас исследований народной культуры и фольклора встречается в работах М.М. Бахтина, Т.Г. Бортниковой, Ю.В. Бромлея, Г.В. Волкова, В.Е. Гусева, М.И. Долженковой, A.C. Каргина, А.И. Лазарева и др.

Научные исследования Т.Н. Баклановой, С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, JI.A. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и других посвящены вопросам развития личности на основе этнокультурных ценностей.

Структурная сложность понятия этнокультурного воспитания предполагает обращение к трудам российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий и др.)

Особое значение для настоящего исследования имеют научные труды В.И. Солодухина и Т.К. Солодухиной, посвященные изучению возрождения, сохранения и развития этнической культуры и ее самобытности как важнейшего фактора формирования личности современного человека.

Искусствоведческий аспект изучения детьми музыкального фольклора представлен в научных исследованиях Э.Е. Алексеева, B.C. Бахтина, Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой и др.

Педагогический аспект обращения к детскому музыкальному фольклору освещен в трудах H.H. Гиляровой, М.Ю. Новицкой, JI.B. Шаминой и др. Проблема использования музыкального фольклора в контексте изучения и освоения младшими школьниками достаточно подробно рассматривается в исследованиях JI.C. Бабенко, С.С. Балашовой, Л.И. Боровикова, М.С. Колосова, JI.JI. Куприяновой и др.

Этнопедагогическая подготовка кадров и способы ее осуществления, в том числе и для учреждений системы дополнительного образования раскрываются как насущная проблема в работах Т.И. Березиной, В.А. Николаева, М.Г. Харитонова, В.К. Шаповалова и др.

При работе над диссертационным исследованием за основу были взяты труды в области теории и методики социально-культурной деятельности: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, JI.B. Горевой, J1.C.

Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Е. Трио дина, H.H. Ярошенко и др.

Потенциал деятельности учреждений дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей освещен в трудах JI.A. Акимовой, Б.С. Ерасова, О.С. Газмана, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, С.Т. Махлина, A.B. Мудрика, Б.А. Трегубова и др.

Однако достижения в области этнокультурного воспитания детей предполагают необходимость дальнейшего решения ряда существующих проблем, наличие которых предоставляет нам возможность дальнейших исследований в данной сфере.

Исходя из этого, выявлены следующие противоречия между:

- значимостью сохранения этнокультурных традиций, с одной стороны, и тенденцией бездуховности, утраты морально-нравственных ценностей у современного подрастающего поколения - с другой;

- наличием богатого эмпирического опыта воспитательной работы учреждений системы дополнительного образования по этнокультурному воспитанию детей, с одной стороны, и недостаточностью научных подходов к решению этой проблемы - с другой;

- имеющимся потенциалом музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей в системе дополнительного образования, с одной стороны, и недостаточной разработанностью инновационных подходов к данной проблеме в учреждениях дополнительного образования - с другой.

В процессе решения данных противоречий была сформулирована научная проблема, адекватная теме диссертационного исследования: каков потенциал музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования: этнокультурное воспитание детей.

Предмет исследования: музыкальный фольклор как средство этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Целью данного исследования является научное обоснование этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования, что потребовало определения задач диссертационного исследования:

1. На основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность, содержание и специфику этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

2. Научно обосновать оптимальные организационно-педагогические условия, способствующие наиболее эффективному этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования.

3. Спроектировать и внедрить в педагогический процесс учреждений дополнительного образования модель этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора.

4. Разработать и апробировать педагогическую программу «Живая музыка» по этнокультурному воспитанию детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора.

5. Разработать критериальный аппарат для оценки уровня этнокультурной воспитанности у детей младшего школьного возраста.

Основу диссертационного исследования составляет гипотеза, заключающаяся в предположении, что использование музыкального фольклора в качестве средства этнокультурного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования позволит добиться наиболее эффективных результатов при следующих организационно-педагогических условиях:

- реализация возможностей музыкального фольклора в этнокультурном воспитании детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования;

- построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;

- организация в воспитательном процессе особой творческой среды, усиливающей стремление детей к познанию этнокультурных ценностей;

- реализация педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора в соответствии со следующей структурой - от усвоения основ отечественной культуры к признанию и уважению мировых культурных традиций;

- осуществление педагогической поддержки и развития творческой активности воспитанников на основе использования технологий этнокультурного развития личности;

- применение личностно ориентированного подхода в этнокультурном воспитании детей;

- подготовка специалистов к реализации педагогической программы по этнокультурному воспитанию детей средствами музыкального фольклора;

- оценка педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

Методологической основой исследования являются:

культурологический подход (А.И. Арнольдов, А. Дистервег, И.Ф. Исаев, М.С. Каган, E.H. Шиянов и др.); аксиологический подход (И.В. Гильгенберг, Е.И. Головаха, A.B. Кирьякова, A.A. Ручка, В.П. Тугаринов и др.); креативный подход (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); индивидуально-дифференцированный подход (JI.C. Выготский, A.B. Усова и др.); теория деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); музыкальная педагогика и фольклор (Н.М. Бачинская, Б.Б. Ефименкова, И.И. Земцовский, С.Г. Лазутин, Т.В. Попова, Г.М. Цыпин и др.).

Теоретической основой являются идеи отечественных философов (H.A. Бердяева, Л.Н. Гумилева и др.) об особенностях русской духовности;

специфика проявления русской национальной культуры в контексте теории деятельности (JI.H. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн), теории сознания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Неотъемлемой составляющей теоретического фундамента данной диссертации являются положения социально-культурной деятельности, разработанные М.А. Ариарским, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.Д. Жарковым, Б.А. Титовым, H.H. Ярошенко и др.

Особое значение для настоящего исследования имеют труды российских ученых, изучающих теорию народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронова, И.П. Работнова, Т.М. Рамзина, Т.С. Семенова, В.Г. Смолицкий, В.И.Солодухина, Т.К.Солодухиной и др.); исследования Э.Е. Алексеева, B.C. Бахтина, Г.С. Виноградова, Б.Б. Ефименковой, О.И. Капицы, ЛЛ.Куприяновой, А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой и других, в которых представлены различные аспекты изучения детьми музыкального фольклора.

Методы исследования включают в себя: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; математическую обработку данных.

Базы исследования: детская музыкальная школа № 1 им. B.C. Калинникова, детская школа искусств № 4 им. Д.Б. Кабалевского (г. Орел).

В экспериментальной работе принимали участие 72 человека - 64 человека - дети младшего школьного возраста (8-10 лет) - учащиеся музыкальных школ, педагоги данных учебных заведений в количестве 8 человек.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 20082012 гг. и состояло из трех этапов.

Первый этап исследования (2008-2009 гг.) - изучение и анализ научной

<

литературы, материалов всероссийских и международных научно-практических конференций по проблеме диссертационного исследования. Определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы. Данный этап позволил выявить организационно-педагогические условия, а также сущность, содержание и специфику этнокультурного воспитания детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. �