автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов
- Автор научной работы
- Мамхягова, Мадина Мухарбиевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мамхягова, Мадина Мухарбиевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ
КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ.
§ I. Понятна "этнопедагогика празднично-обрядовой культуры" адыгов
§ 2. Теоретические подходы к изучению народной педагогики
§ 3. Теоретические подходы к изучению праздников и обрядов адыгов
Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЫ АДЫГОВ.
§ I. Этнопедагогика календарных праздников и обрядов адыгов
§ 2. Этнопедагогика адыгских праздников и обрядов животноводов
§ 3. Выразительные средства этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов"
Актуальность исследования. Духовное обновление общества делает празднично-обрядовую культуру адыгов в период перехода нашего общества на рыночные отношения весьма сложно! научной дробленой.
Проблема этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов проистекает как из объективных, так и субъективных причин.
Для того, чтобы рассмотреть этн©педагогику црезднично-об-рядовой культуры адыгов необходимо понимание реальностей процессов происходящих в обществе и возможность трансформировать их адекватно изменяющейся действительности.
Но эта идея реально осуществима в стабильных условиях общественного развития. Поскольку празднично-обрядовая культура сложный феномен, его следует рассматривать как единый творческий организм, все составляющие которого трансформируются в изменяющемся образе жизни народа. Праздник и обряд неотъемлемые компоненты любого образа жизни.
В последние годы заметно активизировался интерес к своей истории и культуре у разных народов России. Не стал исключением в этом плане и адыгский народ. Вытеснение огромных пластов национальной культуры из общественной жизни в прошлом привело к нивелированию этнокультурных ценностей и национального самосознания людей. Необходимость возрождения этнопедагогичес-ких традиций возникла вследствие преодоления нигилистического отношения к ним со стороны населения республики.
Сохранение и развитие традиционной культуры адыгов, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей должно стать цриоритетным направлением социокультурной политики в республике и России.
Осмысление процесса этнокультурного возрождения - актуальная проблема не только для становления личности,но и важнейшая задача различных научных дисциплин,в том числе этнопедагогики.
Проблема цриобщения детей и юношества к национальной культуре в республике Адыгее, несмотря на все возрастающие поиски путей ее решения. Б настоящее время особенно остро сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных традиций в воспитании подрастающего поколения, не отлажен механизм введения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс, отсутствуют программы, методические пособия, отвечающие локальным особенностям организации праздников и обрядов адыгов.
Отсвда, налицо цротиворечие между состоянием празднично-обрядовой культуры адыгов и объективной потребностью народа в её возрождении.
Преодолению этого противоречия мешают негативные тенденции опирающиеся на концепцию "культурного обслуживания",которая не позволяет раскрыть творческие потенциальные возможности празднично-обрядовой культуры адыгов.
Разрешение вышеуказанных противоречий сдерживается отсутствием специальных научных исследований проблемы этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов*
Следовательно, актуальность данной проблемы определяется потребностью адыгейского народа в раскрытии этнопедагогических основ празднично-обрдцовой культуры, оптимально сбалансированной во всех компонентах.
Состояние изученности проблемы. Этнопедагогика за последнив годы уделяется большое внимание как в нашей стране,1 так и за рубежом. Этнопедагогика стала предметом исследования представителей самых разных смежных специальностей: педагогов, этногра2 фов, историков, социологов, философов, культурологов и др. Достаточно подробная библиография представлена в статье Г.А. Комаровой3 и особенно в историографическом очерке И.С.Кона по этнографии детства.^
Анализ научной литературы показывает, что, во-первых, проблемами изучения детства занимались главным образом педагоги и психологи, привлекая, однако, и этнографический материал; и во-вторых, основное внимание педагоги обращали на народную педагогическую мысль, отраженную в пословицах, поговорках, рассказах и т.д., а психологи - на общую социально-психологическую адаптацию детей и молодежи, законы регуляции поведения и т.д. В этом плане педагогика почти у всех народов выглядит одинаково: все они хотели и хотят воспитывать своих детей честными, смес лыми, трудолюбивыми и т.п.
1. Бромлей Ю.Б. К проблеме типологизации этнических общностей.-Москва,1973, он же: Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР.- Таллин,1978, он же: Этнос и нация,-Москва, 1973; Иванов Г.М. Некоторые вопросы гаосвологического анализа исторических источников. В кн.: Методологические и исторические вопросы исторической науки. Вып.7,8. - Томск, 1972, с.29-43; Илютин В.А. Критерий отбора исторических фактов и познание законов общественного развития. В кн.: Теория познания и современная наука.- Москва,1967,с. 118-125 и др.
2. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задачи дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума.-Ереван, 1978, с.88.
3. Комарова Г.А. 0 понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке. В кн.: Изучение преемственности этнокультурных явлений.- Москва,1980, с.203-209.
4. Кон И.С. Введение. - В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - Москва, 1983, с.9-50.
5. Кон И.С. Введение . там же. с.19.
Однако важно проследить, какой смысл вкладывается в содержание этих общенародных ценностей. Ведь у каждого народа процессы социализации имеет свои особенности, связанные с теш или иными нормативными представлениями и воспитательским опытом, выработанным в течение многих веков. И тут нельзя не согласиться с А.П.Сидельковским, когда он пишет, что в этих вопросах "прослеживаются свои единичные, особенные и общие тенденции, познание которых во многом еще ждет своих исследователей.*
Наблюдение как метод изучения современного педагогического опыта дополнялось анкетами и беседами, в данном случае помогающими выяснению отдельных сторон педагогического опыта прошлого. Запись бесед со стариками о воспитании детей в прошлом во многих случаях конкретизировала факты, выявленные в архивах и обогащала данную работу дополнительными материалами для характеристики педагогических представлений адыгов. В отдельных случаях при раскрытии тех ели иных педагогических явлений прошлого можно было полагаться на записи более позднего времени, поскольку обряды и традиции народа в области воспитания, как и народные обычаи вообще, носят устойчивый характер и в течение столетий сохраняются без существенных изменений.
Сходство народных идеалов и педагогических параллелей свидетельствуют о близости общих принципов и методов воспитания. Но как верно отмечает Л.С.Выготский, "для педагогов и для тех, чья деятельность требует точного знания ребенка, анализ фактов важнее теории".^ Поэтому при изучении народной практики воспитания необходим дифференцированный подход, при котором мотправит. Сидельковский А.П. О диалектике народной и научной педагогики.- В кн.: Социально-этнические основы интернационального воспитания. - Орджоникидзе, 1985, с.47.
2. Выготский Л.С. Проблемы речи и мышления ребенка в учении Х.Пиаже. Критическое исследование. В кн.: Пиаже X. Речь и мышление ребенка. - М.-Л., 1932. с.7. ной точкой сравнительного исследования должна быть не отдельно взятая морально-психологическая черта или ценность, например, трудолюбие или самостоятельность, или конкретный психологический прием, в целостный образ жизни, в рамках которого формируется, функционирует и видоизменяется соответствующая система социализации и межпоколенной трансмиссии культуры".
Непосредственную зависимость воспитания детей от социокультурной среды наглядно показывают,правда*в художественно типизированной форме, М.Эпштейн и Е.Юкина в статье "Образы детства", в которой авторы, анализируя детские образы в литературных произведениях, приходя к выводу, что герои Диккенса или Марка Твена по своим социально-психологическим характеристикам отличаются от героев Толстого, Бунина, Достоевского и др.^
Поступки, поведение, внутренний мир детей и подростков в обобщенных образах выпуклы и зримы. Однако они не менее приметны у юс прототипов в действительной жизни при более ВНИМаТеЛЬэ ном рассмотрении. В качестве примера можно привести вышедшие в 1983 г. два сборника "Этнография детства"4, посвященные традиционным формам воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии и у народов Передней и Южной Азии. Хотя статьи в этих изданиях сделаны в одном заданном ключе и авторы рассматривают одни и те же вопросы, работы эти не похожи друг на друга. Наряду с общими тенденциями социализации
1. Кон Й.С. Введение. - В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - Москва, 1983, с. 19.
2. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства - Новый мир, 1979, № 12, с.252.
3. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. -Москва, 1976, с.3-166.
4. Кон И.С. Введение. - В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - Москва, 1983, с.5-7. здесь показаны я этнокультурные особенности рассматриваемых народов.
Начиная с послевоенных лет педагоги и этнографы стали обращать пристальное внимание на традиционное воспитание детей, на особенности детской субкультуры, на обычаи и обряды детского цикла и т.д. Но среди них преобладают работы педагогического характера. Такого рода монографические исследования имеются по азербайджанцам,1 грузинам,2 армянам,3 чувашам,4 татарам,5 осе
А 7 тинам, кабардинцам и т.д. Этнографы также изучают проблемы воспитания детей и молодежи, хотя специальных монографических работ пока еще мало. Соответствующие вопросы рассматриваются главным образом в исследованиях, посвященных семье и семейному быту, правда за последние годы по обычаям и обрядам детского о п цикла написаны кандидатские диссертации об удмуртах «казахах, черкесах,10 мордве,11 абхазах12 и др.
1. Гашимов АЛ. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах.- Баку, 1957.
2. Хиктибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском народном эпосе.-Тбилиси, 1961; Злашвили Э.И. Традиции грузинской народной fизнч6Cкoй культуры и современность. - Тбилиси, 1973. рутюнян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках.-Ереван, 1962.
4. Волков В.Г. Чувашская народная педагогика.- Чебоксары. 1958, ш же: Этнонедагогика чувашского нар ода.-Чебоксары, 1966.
5. Ханбиков Я.И. Истоки татарской народной педагогики.- Казань, 1954.
6. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этнопедагогн-ки осетин.- Орджоникидзе, 1971.
7. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике.-Уч.зап.Северо-Осетинского пединститута,т.23, Орджоникидзе, 1959.
8. Христолюбова 1.С. Семейные обряды удмуртов.Опыт количественной характеристики.- Авт.канд.диссертация, 1970.
9. Толеубаев А. Пережитки домусульманских верований и обрядов в семейном быте казахов конца Х1Х-начале XX в.- Авт. канд. диссертация, Алма-Ата, 1979.
Ю.Ки^жинов С. Система воспитания адыгов С черкесов).-Тбилиси,
11.Беляева Н.Ф. Традиции трудового воспитания в мордовской сельской семье.- В кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции "Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества".- Махачкала, 1985.
12.Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов,связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX - начала XX в.). Рук.канд.диссертация. Архив института этнографии АН СССР, Москва, 1985.
Таким образом, началось накопление материала по изучению этн о педагогики у отдельных народов. Это в какой-то мере облегчает следующий этап процесса исследования, основные вехи которого наметил А.П.Сидельковский: "Диалектика перехода от педагогики отдельного народа (например: черкесов, кабардинцев или адыгейцев) к особенной педагогике, которая свойственна всем родственным народам (в данном случае - всем адыгам),а затем ко всему общему в воспитании, которое присуще и другим народам Северного Кавказа, отражает сложнейшие закономерности общееоциального и особенно социально-педагогического процесса".1
В настоящей работе будут затронуты не все обряды адыгов, способствовавшие воспитанию подрастающего поколения.Описанию и анализу подвергнутся лишь те из них,которые перешли в народные увеселения или игры, а также такие обряды,которые были близки к этому. Такой выбор объясняется тем, что обряды адыгов сами по себе нашли свое отражение в исторической литературе. Но этого нельзя сказать об обрядовых играх и обрядах, принявших игровой, увеселительный характер. При всемэтом под обрядами в данной работе подразумевается такая совокупность установленным обычаем адыгов (адыгэ хабзэ) действий, которые связаны с религиозными, а также бытовыми традициями; под обрядовыми же играми - игры, преимущественно театрализованные, тяготеющие к драматическим представлениям, житейско-бытовым мероприятиям или же военным упражнениям, которые связаны так или иначе с обрядами, проводимыми во время земледельческих и животноводческих празднеств, при рождении детей, на свадьбах и похоронах. Исходя из этого, в данной работе будут цредставлены адыгские календарно-производственные и семейно-бытовые обряды и сопровождавшие их
I. Сидельеовский А.П. О диалектике народной и научной педагогики. - В кн.: Социально-педагогические основы интернационального воспитания. - Орджоникидзе, 1985, с.47. обрядовые игры.
Семейно-бытовые обряды и обрядовые игры адыгов способов вовавшие воспитанию детей и молодежи составляют большой раздел нашей диссертации - это обряды и связанные с ниш обрядовые игра, проводимые в связи с рождением детей и их совершеннолетием.
Также мы рассмотрим такие обряды и обрядовые игры, которыми адыги сопровождали празднества, связанные с земледелием, животноводством, а также, пчеловодством, и которые приурочивались к определенным временам и датам года к периоду подготовки к весенне-полевым работам, выходу на пахоту, возвращению пахарей, летним работам по уходу за посевными, уборке урожая, сенокошению, выгону скота на летние пастбища, роению пчел и др.
Приведенные выше авторы в своих исследованиях косвенно касались исследования этн©педагогики празднично-обрядовой культуры. Они обосновали методологию проблемы, определили ее место в системе культурологии, сконцентрировали внимание ученых на основных направлениях исследования данной проблемы.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы,диссертантка избрала объектом исследования празднично-обрядовая культура адыгов, а предметом -этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов.
Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать рабочую гипотезу исследования, которая состоит в предположении о том, что раскрытие этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов будет способствовать оптимизации процесса творчео-ко целостной саморегулирующейся системы традиций, обычаев, праздников и обрядов.
Все это и определило цель исследования, которая состоит в том, чтобы выявить основы этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.
Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
- рассмотреть понятие "этнопедагогика празднично-обрядовой культуры" адыгов;
- раскрыть теоретические подходы к изучению народной педагогики в празднично-обрядовой культуре адыгов;
- выявить основные направления совершенствования этнопе-дагогических основ празднично-обрядовой культуры адыгов;
- выработать практические рекомендации по использованию этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов в учреждениях яульзуры.
Выбор баз исследования был определен целью исследования, территориальным расположением, что создавало возможности для репрезентативного исследования и сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытного этапов исследования.
Базы исследования, которыми стали Дома культуры Карачаево-Черкесской республики, экспериментальный - Хабезский Дом культуры Хабезского района, а контрольный - Адыге-Хабльский ДК Адыге-Хабльского района.
Теоретико-методологическую основу исследования составили сложившиеся в философии и культурологии концепции народной педагогики и понимания всепроникающего характера культуры.
Идеи тесной взаимосвязи явлений материальных и духовных (Кант, Гегель, Фихте), ценностно-ориентированного, активно-деятельное тного процесса "духовно-практического" основания мира (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Плеханов).
Существенное воздействие на теоретическую позицию автора оказали идеи русских мыслителей - Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, М.М.Бахтина, Г.С.Батищева и др. о бесконечном духовном самосовершенствовании человека, о путях удовлетворения духовных потребностей личности.
Проблемы творческой целостности празднично-обрядовой культуры рассматривались с позиций эстетических идей Дробяэко В., Догожева Т.А., Протопопова Н.Ф., Славинаса А.Я.,Чемякина С.Н., Хромова Ю.Б.
Были использованы труды ученых советского и постсоветского периода по вопросам этнических процессов и явлений культуры, теоретические работы современных этнографов по национальным вопросам, работы философского и историографического характера, где рассматриваются проблемы соотношения исторического источника с историческими фактами.
Для успешного изучения этнопедагогики большое значение имеют изучение, обобщение и всесторонний анализ традиционных методов и механизмов воспитания детей и молодежи у народов нашего многонационального государства в настоящее время, ибо культурные традиции всегда были и продолжают оставаться универсальным стабилизирующим и селективным механизмом действующим во всех сферах социума. орт^ння^д исследования. Исследование проводилось в течение 4-х лет (1995-1999 гг.).
Было осуществлено изучение и анализ философской, культурологической, социологической, педагогической литературы с целью выявления состояния проблемы. На этом этапе происходила разработка программы, инструментария и методики исследования,подбор баз для проведения исследования. На основе анализа документов, материалов, периодической вечатн, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный раздел. На основе анализа документации экспериментального и контрольного Домов культуры было изучено состояние праздничнообрядовой культуры адыгов в районе.
В обоих Домах культуры проводилось изучение объективных возможностей совершенствования организации этнопедагогической деятельности учреждений культуры в воссоздании творческой целостности празднично-обрядовой культуры адыгов. Осуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов; получен фактологический материал, что позволило разработать специальную этнопедагогическую программу, включающую комплексные разделы по воссозданию празднично-обрядовой культуры адыгов, в которых предусмотрены различные акции раскрывающие социально-педагогический потенциал исследуемого феномена.
Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. В том числе, метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных компонентов этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов. Методы беседы и опроса.
Для проведения исследования была сделана попытка найти методики, которые позволили бы в дополнение к внешней форме обстоятельствам выявить специфику праздника и обряда адыгов как социального организма; а специалистам и сотрудникам учреждений культуры осознать, что подлинными мотиваторами организации деятельности являются знания, умения, навыки, способы и формы этнопедагогической деятельности, которые бы были созвучны стратегии народных праздников и обрядов. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный объём сведений, способствующих наиболее полному пониманию этнопедагогической сущности празднично-обрядовой культуры адыгов.
Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, достаточностью полноценного фактологического материала. Репрезентативность фактологического материала позволила осуществить сравнительный анализ полученных данных. Подтверждается изученностью баз исследования,; длительностью научного поиска, адекватностью методики его целям и задачам.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассматриваемая проблематика будет впервые исследована в данном контексте. До сих пор не предпринималось попыток исследовать феномен этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов, связанных с духовным творчеством и символической коммуникацией, как художественно-эстетический образ конкретной эпохи, как пространственно-временной континиум развития личности.
В процессе исследования рассмотрены понятие и существенные характеристики этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов, что позволило выстроить систему способную быть самоуправляемой, саморазвивающейся. Для выяснения жизнеобеспечения системы на базах исследования были определены три основные направления совершенствования празднично-обрядовой 1$гльтуры адыгов. Это внедрение в организацию деятельности учреждений культуры празднично-обрядовых программ, которые проявляют функции; расширяют диапазон действия, что представляет наибольшие возможности для обогащения этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.
Празднично-обрядовая программ адыгов позволяет осуществлять взаимодействие учреждения культуры с другими социально-культурными институтами, способствует повышению уровня координации как составной части организации, способствующей созданию психолого-педагогических ситуаций для реализации социально-творческих способностей личности.
Апробация исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику научно-методические рекомендации для учреждений культуры, где автор делает акцент на то, что организация их деятельности будет наиболее эффективной, если она осуществляет дифференцированный подход к возрастным категориям посетителей на основе ценностных ориентаций народа адыгов, его мотивированного включения в празднично-обрядовую культуру. Следовательно, создание этнопедагогики празднично-обрядовой культуры способствует развитию многофункциональной предметной художественной деятельности адыгов, подготовке полифункциональных празднично-обрядовых программ, различающихся по формам организации и методам проведения, что позволило диссертанке зафиксировать реальные позитивные сдвиги.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику учреждений культуры адыгов и могут быть использованы в учреждениях культуры республики различного типа.
Материалы полученные в ходе исследования используются в деятельности Областного научно-методического Центра народного художественного творчества и культурно-просветительной работы:
- оказании информационно-методических, образовательных и других видов услуг предприятиям, учреждениям, организациям культуры;
- участии в разработке и производстве материально-технической базы досуга;
- организации и проведении учебной и цроизводственной практики студентов в передовых базовых организациях отрасли культуры.
Материалы полученные в ходе исследования данной проблемы используются в Карачаево-Черкесском училище культуры в процессе преподавания курса "Режиссура культурно-досуговых программ" по кафедре "Социально-^льтурной деятельности".
Дгф^т^яд работы осуществлялась посредством:
- опубликования результатов исследования в печати;
- выступления на республиканской научно-практической конференции молодых ученых. Москва 25-26 марта 1997 "Социум и культура: голоса молодых" с докладом "Празднично-обрядовая культура адыгов";
- ответов перед специалистами работников учреждений культуры адыгов в 1996-1999 гг.
На защиту выносятся следующие положения:
- цразднично-обрядовая культура адыгов исторически обусловленное образование, осуществляющее производство и освоение духовных ценностей, обеспечивающая универсальное развитие и реализацию сущностных сил личности;
- празднично-обрядовая культура адыгов располагает богатыми организационными возможностями воздействия народных традиций, народной педагогики на процесс формирования потребностей лвдей, выступает регулятором их поведения с учетом менталитета народа;
- этнопедагогика празднично-обрядовой культуры осуществляется на основе определенного набора взаимосвязанных операций, прогаозирование результата с учетом объективных и субъективных факторов; экономического планирования, сложившейся практики разделения труда и знания потребностей, мотивации и интересов посетителей учреждений культуры;
- разработка празднично-обрядовой прохраммы как результат есть главная основа этнопедагогики способствующей обретению личностью духовной свободы в мире культуры. Она является одним из инструментов самореализации проявления личностью в социуме.
Духовная свобода предполагает формирование таких качеств как патриотизм, любовь к своей Родине, своему народу, своей истории, социально активной, нравственной личности знающей свои права и обязанности;
- в основе этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов лежат законы общественной морали людей как субъектов истории, их внутреннего мира, определяющих отношение людей к самим себе, другим людям, природе и обществу. Место и значение праздников и обрядов адыгов определяется тем, что в них - в сжатом, "спрессованном", "сконденсированном" виде - представлены обобщенные итоги всей предшествующей истории, переориентированном на законы индивидуального развития личности. Этим - в контексте диссертации определяется место праздников и обрядов адыгов, как способов непосредственного общения людей, знаково-симводического представления самых общих культурных смыслов, восцроизводства тех или иных систем ценностей;
- значение восстановления механизмов культурной преемственности и, следовательно, формирования личности,как субъекта национальной истории адыгов, столь велико, что - вопреки всей силе негативных воздействий конкретно-исторических условий и обстоятельств современной жизни россиян, их действие уже положило начало цроцессу нравственного возрождения ("выздоровления") общества на основе творчески целостной празднично-обрядовой культуры адыгов, что и подтверждается результатами нашего исследования.
Как показал предварительный анализ, цроцесс освоения празднично-обрядовой культуры адыгов, сложный и противоречивый. Большую опасность для него представляет механическое »формальное навязывание культуры извне. Основная цель приобщения личности к культуре в содержании праздника и обряда - это цробухдение в ней нравственно-эстетических начал, формирование свободной и органичной потребности личности в культуре. Только тогда цразд-нично-обрядовая культура адыгов становится народной педагогикой.
Большой вклад в развитие этнопедагогики празднично-обрядовой культуры внесли просветители.
Адыгский просветитель и педагог Ставропольской гимназии Умар Берсей в 1853 г. составит "Букварь черкесского языка", по которому учил родному языку своих учеников-адыгов в Ставропольской гимназии.
В этнографической и педагогической литературе советского периода появилось много работ, трактующих отдельные стороны педагогического опыта русских, грузин, латышей, татар, чуваш, адыгов, армян и другие рассматривались актуальные этнопедагоги-ческие проблемы.
В зарубежной этнографической и историческо-педагогической литературе освещались лишь отдельные стороны народного педагогического опыта, и то - по преимуществу в этнографическом плане.
В основу данной темы легли полевые этнографические материалы, собранные автором в 1995-1999 гг. в Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии.1
Сбор этнографического материала осуществлялся по заранее составленной программе. При этом основной задачей полевых работ было выявление этнопедагогических материалов вообще и по народным играм адагов в црожяом и настоящем в частности. Всего же нам удалось выявить и записать более 85 адыгских детских и народных игр. Для выяснения достоверности информации и для определения особенностей игр они проверялись путем сопоставления данных, полученных в различных населенных пунктах Кабар
I. Хан-Гирей. Черкесские предания.//Русский вестник. Спб., 1841, т.2, с.309. дино-Балкарии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии.
Кроме того, наряду с полевыми записями, в работе использованы материалы научно-исследовательских институтов Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкессии, а также источники, найденные в Российской Государственной библиотеке. В архивах этих научных учреждений накоплен богатый материал по обрядам, верованиям и некоторым обрядовым играм адыгов. Среди этих материалов встречаются интересные факты и детали, сопоставление которых с уже известными историческими и литературными данными, а также с собранными нами полевыми этнографическими материалами дают богатый материал не только для научных гипотез, но и для более конкретных выводов.
Поэтому в данном исследовании празднично-обрядовая культура адыгов рассматривается диссертанткой как единый комплекс. При таком подходе взаимосвязь обряда и праздника аналогична взаимосвязи единичного и общего, а значит праздник всегда имеет более масштабный« нежели обряд, характер.
Проблема этн©педагогики празднично-обрядовой культуры не может быть решена тщательного изучения данного явления в диалектическом развитии.
При исследовании творческой целостности празднично-обрядовой культуры автор обращала особое внимание на взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие праздников и обрядов.
На основе проведенного анализа современного состояния празднично-обрядовой культуры адыгов было сделано предположение, что процессы, наблюдаемые на протяжении реформирования государства отразили как основные этапы истории государства, так и современные социальные и этнокультурные трансформации в этнопедагогике людей. Поэтому празднично-обрядовая культура адыгов стала своеобразным "полем", на котором в пространстве и во времени протекали сложнейшие процессы её творческого развития, в том числе и элементов, органично связанных с культурными традициями адыгов при одновременном появлении празднично-обрядовых новаций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, вводной характеристики, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование этнопедагогика цразднично-обрядо-вой культуры адыгов показало, что цель и задачи поставленные в диссертации достигнуты, а рабочая гипотеза подтвердилась.
На основании этого диссертантка сделала вывод о том, что этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов определяется совокупностью различных элементов функционирующих на основе традиций обычаев, преемственности поколений.
Пытаясь осуществить синтез исторического и художественного, диссертантка стремилась переосмыслить с точки зрения этнопедаго? гики праздники и обряды адыгов, формы их опосредствования взаимосвязи общественного и индивидуального развития людей в современных условиях.
Выяснилось, что в настоящее время праздники и обряды адыгов занимают важное место в формировании нравственных основ личности, большое значение знаково-оимволической представленности их смыслов в формировании культуры личности как субъекта исторического развития.
Проверяя эффективность применения культурно-ориентированного деятельности ого подхода к исследованию празднично-обрядовой культуры адыгов автор диссертации обосновала его последовательное применение к праздникам и обрядам (в контексте обычаев и традиций) и преемственности поколений, как факторам формирования нравственной и эстетической культуры личности адыга и раскрыла специфику этой деятельности, с учетом сложившейся социокультурной ситуации.
Диссертантка считает, что методология исследования оказалась вполне адекватной для данного исследования. Ее истинность определяется не только историческими границами, но и самой природой теоретического мышления, спецификой его законов и правил.
Гипотетически принимается, а затем доказывается в диссертации предположение о тем, что в празднично-обрядовой культуре адыгов значимо представлено прошлое, история общественного развития адыгов, из нее выделяется существенное, общеисторическое в виде тех или иных ценностей, норм, стереотипов и т.д. Так что все это богатство празднично-обрядовой культуры адыгов переориентировано присущими ей выразительными средствами на формирование нравственных и эстетических основ личности.
Поэтому процесс восстановления ^льтурной преемственности поколений адыгов имеет столь фундаментальное значение для их празднично-обрядовой культуры.
Автором диссертации на "выходе" из такого теоретического анализа и на конфетном фактологическом материале праздников и обрядов адыгов установлены два основных результата: первый состоит в признании приоритета личности адыга, прежде всего как нравственно-эстетического существа, освоившего в процессе празднично-обрядовой культуры адыгов механизмы передачи культурно-исторического опыта предков и современников. Именно с такой точки зрения решающее значение обретает восстановление исторической памяти адыгов, культурной преемственности поколений - в частности праздников и обрядов, выработанных и апробированных до 1917 года.
В ходе реформирования нашего государства оказалось возможно развитььлогически понимание развития цразднично-обрядовой культуры адыгов на основе этнопедагогики, как культурно-исторического процесса.
Из выстроенной диссертанткой культурно-исторической парадигмы получилась система празднично-обрядовой культуры аднгов с набором необходимых и существенных форм воплощение народного опыта на основе этнопедагогнки.
Поскольку праздники и обряды адыгов, с их "игровой природой", "зрелищностью", "регламентом" и "ритуалами" являются такими формами непосредственного общения людей, в которых "наглядно", в их художественно-ретроспективном и знаково-симводическом вон-ложении, представлены и адресуются личности как самые общие культурные смыслы, выступающие, как следствие, в качестве наиболее эффективных средств освоения этих смыслов возможно большим числом людей.
Полученные нами результаты исследования показывают, что этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов - это историческое явление, которое направлено на формирование внутреннего мира личности, а в нем, - как его "сердцевины" - нравственных оснований, его отношений к себе и к другим личностям и к обществу.
В диссертации доказано, что только "чувственная", знаково-символическая представленность нравственных смыслов в этно-педагогике празднично-обрядовой культуры адыгов - необходимое и существеннейшее условие их освоения личностью и их реализация в его внешней деятельности*
А второй вывод.заключается в том, что этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов органично вписались в такую картину нравственного и эстетического развития индивидов как непосредственные типы их отношения и поведения в процессе организации различных форм.
Полученные диссертанткой материалы в ходе исследования показывают, что широкое вовлечение адыгов в празднично-обрядовую культуру, цриобщение их к деятельности учреждений культуры дает богатейшие возможности для развития этнопедагогнки празднично-обрядовой культуры адыгов всех групп,особенно молодежи.
Поэтому оценивать дра здннк или «бряд адыгов о точки зрения этно-педагогики следует не только по художественному уровню, массовости вовлечения зрителей, но и по массовости участников его подготовки. Все это взаимосвязано, ибо праздник демократичен и нарушение этого фактора при его подготовке сказывается и на содержании,и на художественном уровне, и на престижности,
Этнопедагогика допускает определённые расхождения с устоявшимися, стандартными нормами создания художественного замысла праздника или обряда. Для рождения свежих идей необходимо опорить и доказывать, что они не нарушат традиций, обычаев, преемственности поколений. В этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов часто встречается на практике разрыв между научными дистдгссиями о том, каким должен быть праздник и обряд адыгов и црежними методами подготовки, культивирующими штамп, ритуальное мышление, не замечающее реальной действительности. Поэтому вопрос о качестве праздников и обрядов адыгов, их художественно-творческой ценности и организационной стоит очень остро.
Долгие годы преобладающее в идеологической работе тоталитарное мышление способствовало утверждению формально-бюрократического типа праздника, повторяемого без изменения из даты в дату, несмотря на меняющиеся потребности празднующих общностей людей, локально-конкретную событийность.
Однако, в этнопедагогике празднично-обрядовой культуры адыгов не следует впадать и в другую крайность, отсекая весь накопленный опыт проведения праздников и обрядов.
Проведенный диссертанткой анализ показывает, что дело не в масштабах, а в том, как в творческом замысле, процессе поиска образного решения соединяются форма и содержание в празднике или обряде адыгов, а в том, что праздник - это живой организм, плоть от плоти социально-культурной жизни общества. К нему нельзя относиться валюнтаристски: сегодня запретить, завтра разрешить. Такой подход к празднику и обряду адыгов не возможен.
Он является их естественной потребностью душой народа, его коллективной эмоциональной памятью и воображением, в котором они трансформируются.
Участники праздника или обряда своим отношением к традициям отражают доминирующие тенденции современности, поэтому сегодня, среди адыгов постоянно возрастает интерес к фольклорным формам празднично-обрядовой культуры. Это, вероятно, связано не только с попытками утверждения национального самосознания и национальной самобытности, но и поисками новых путей нравственного воспитания в утверждения личности. При этом следует отметить, что ни одна сложившаяся традиция, какой бы своеобразной она ни была, не может сохраниться в новых условиях общественной жизни, если она перестала отвечать общественным и личностным потребностям. Новая традиция, как бы настойчиво она не внедрялась, не может крепко войти в жизнь людей, если она не соответствует мыслям и чувствам адыгов, вызванным развитием их празднично-обрядовой культуры.
Для реализации задачи, связанных с практикой проведения праздников и обрядов адыгов важное значение имеет соблюдение принципа культурно-исторической преемственности. Поэтому следует проявлять больше внимания к организации традиционным календарным и животноводческим праздникам и обрядам адыгов. Не дооцени-вая значение календарных праздников специалисты учреждений культуры обедняют и современную праздничную культуру адыга, в какой-то степени разрывая связь времен, нарушая культурно-историческую преемственность. Самобытное духовное наследие адыгов стало тем фундаментом, на котором выросла и оформилась празднично-обрядовая культура адыгов, овязана с историческими событиями, в них присутствует жестокая идейно-тематическая закрепленность содержания* Поэтому создаются оптимальные возможности для сохранения содержательных компонентов и для ориентации личности на их трансформацию в современных условиях*
Праздники и обряды адыгов имеют развитую ритуальную структуру, в них много традиционно-обязательного, освященного обычаем, что позволяет не только сохранять содержательные элементы традиционных праздников и обрядов адыгов, но и предполагают установление традиции чередования массовых действий. Этот подход является своеобразным стержнем, обеспечивающим четкое развитие празднично-обрядовой культуры адыгов. В методическом аспекте главным выводом данного исследования состоит в том, что необходимо к каждому празднику или обряду адыгов подходить на основе сочетания этнопедагогических целей и всемирного способствования престижу празднично-обрядовой культуры адыгов.
Обосновывая объективную необходимость разработки празднично- обрядовых форм на традиционной празднично-обрядовой культуры адыгов, диссертантка считает необходимым подчеркнуть социальную значимость этого процесса. Этот тезис важен прежде всего тем, что он дает ключ к пониманию места, специфики и функций традиционной празднично-обрядовой культуры адыгов в жизни общества. Здесь следует принимать в расчет то обстоятельство, что празднично-обрядовая культура адыгов закрепляет не какие-то реликтовые формы социального опыта, а лишь те, что присущи образу жизни адыгов, их историческому типу общественных отношений, в том числе и "старые", если они не утратили своей ценности общечеловеческие нормы морали, эстетическое, возвышенное. Поэтому программы организованные в учреждениях культуры и построенные на традиционной празднично-обрядовой культуре адыгов, надо проводить на основе целостного творческого цроцесса. Это будет способствовать сохранению этнопедагогики празднично-обрядов ой культуры адыгов, развития народного искусства, его возрождению и популяризации такими демократическими формами, как народные гуляния, выступления фольклорных ансамблей, хоров народной песни, ансамблей народного танца, оркестров народных инструментов.
Итак, этнонедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов способствует:
- развитию празднично-обрядовой культуры адыгов;
- организации культурного досуга;
- возрождению национальных традиций;
- пробуждению творческой активности, т.к. демона тичес-кие, доступные формы народного искусства, ^зарегламентированные формулой "оцена - зрительный зал", где рождают непосредственный отклик зрителей, их участив в целостном творческом процессе учреждения культуры.
Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов способствует образованию новых структур на основе прогнозирование реакции аудитории, участников праздника или обряда, ситуативного поведения общности, спонтанное, но культурное объединение людей.
Эти объективные предпосылки этнопедагогического подхода к целостности творческого процесса подготовки и проведения праздника или обряда адыгов. Этот процесс включает в себя обоснование следующих условий и способов организации ее участников через единую педагогическую црограмму организации аудитории: педагогический прогноз, целеполагание, предположение практического результата, обоснование условий и споообов организации аудитории, литературно-режиссерская разработка содержания и действия.
Далее по логике исследования происходит процесс формирования информационно-логической линии содержания, аргументирования, право на реального участника празднично-обрядовых действий, открытия и разрешения проблемы, эмоционально-действенной организации аудитории подтверждают его активно-действенный потенциал.
Поэтому активизация участников праздника и обряда адыгов представлена двумя ведущими направлениями - социальным и психологическим. В социальном плане активизация деятельности участников праздника или обряда повышается на основе учёта исторической достоверности, объективных процессов общественной жизни, совершенствования деятельности учреждений культуры. В психологическом плане активизация участников праздника или обряда адыгов предусматривает реальные возможности для совершения поступка личностью, в основе которого лежит потребность личности адыга в праздничности, в объединении хлебосольстве и т.д.
В целом социальное и психологическое направления формируют у участников праздника или обряда как ситуативную общность, с ориентацией на постоянное сопричастие с празднично-обрядоЕой культурой адыгов, так и психологическую устойчивость.
Новый подход к этнопедагогике празднично-обрядовой культуры адыгов через подготовку художественно-педагогических праздничных программ позволил диссертантке внести определенный вклад в развитие творческой целостности этого процесса. Этот процесс имеет четкие стадии возникновения, взаимовлияния содержания и активно-действенного проявления ее участников праздника и обряда.
Поиск механизма взаимодействия организаторов праздничной программы в учреждениях культуры с её участниками позволил уточнить основные этапы последовательности взаимопроникновения процессов воздействия и взаимодействия от педагогического прогнозирования до литературно-режиссерской разработки содержания.
Таким образом, содержание этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов рассматривается диссертанткой как целенаправленный цроцесс, в котором представлены различные варианты его организации с огромным арсеналом выразительных средств, позволяющих программировать тип поведения личности в предпраздничный, праздничный и после праздничный период.
Технологию деятельности участников праздничной программы диссертантка определила и обосновала через создание оптимальных условий (среды, обстановки), формирующих основу для самовыражения и самореализации; способы и методы организации празднично-обрядовой деятельности и приемы вовлечения в нее.
Поэтому этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов многоаспектна и может стать основой для более масштабного изучения.
Представленная работа не претендует на полноту разрешения всех заявленных проблем. Дальнейшие теоретические разработки могут быть нацелены на поиски оптимальных методик совершенствования этнопедагогики празднично-обрядовой культуры адыгов.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мамхягова, Мадина Мухарбиевна, Москва
1. Абри де 1а Мотрэ. Адыги, кабардинцы, балкарцы в известиях европейских авторов ХШ-Х1Х вв. Нальчик, 1979.
2. Абдуллина O.A. Общедедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. М., 1990.
3. Арутюнян В.Х. Идеи воспитания в армянских народных сказках. Ереван, 1962.
4. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных оитуаций. М., Феликс, 1992.
5. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.
6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: МГИК, 1992.
7. Аутлева С .Т. Традиции и общественные функции адыгских историко-героических песен. Учен.записки АНИИ ЗШШ. М., 1964.
8. Ахтняров К.Ш. Этнопедагогика и современная школа. // Учитель Башкщши, 1991. 1991. - Л 2. - С.17-19.
9. Ашхамаф Д.А. Краткий русско-адыгейский словарь-справок ник. Нальчик, 1955.
10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.1.. Актуальные проблемы развития личности: теория и практика. Сб.научных трудов.- М.: Институт развития личности РАО, 1994. 147 о.
11. Аксиологические аспекты историко-педагогического обос нования стратегии развития отечественного образования. (Сб. научных статей).- М.: ИТП и МИО РАО, 1994.
12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования,- М.: Просвещение, 1982. 190ьс.
13. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе / культурология: Новые подходы: Альманах Ежегодник. M., 1995, & I.1. С.96-105.
14. Бакланова Т.И. Основные направления развития традицио. ной художественной культуры России: Материалы научно-практической конференции (Белгород, 1-2 дек. 1995 г.) Белгород, 1996.
15. Бакланова Т.И. Международный проект этн©художественного образования "Русская художественная культура". M., 1994.
16. Байчорова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на материале Карачаево-Черкессии). M., 1991. Дисс. . канд.под.наук.
17. Батчаева Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании. Автореф.дисс.канд.пед. наук. Казань, 1992.
18. Бгажноков А.Р. Адыгский этикет.- Нальчик, 1986.
19. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- M., 1973.
20. Бромлей Ю.В. К проблеме типологизации этнических общностей. Москва, 1973.
21. Бромлей Ю.В. Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР. Таллин, 1978.
22. Бромлей Ю.В. Этнос и нация. Москва, 1973.
23. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. Москва, 1976, 3-166.
24. Бугаева А.Л. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников (нацримере школ народов Севера) // Проблемы формирования ценностных ориентация и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987.
25. Бушуев С.К. Очерки истории Адыгеи.- М., 1957. 172 с
26. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. л- и начала XX в. М.: Наука,1990. Гл. П.
27. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. М., 1993.
28. Васильева Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей. Метод.рекоменд.- Чебоксары, 1998.
29. Водовозов A.B. Русская народная педагогика. М.,1991.
30. Виноградов Г.С. Народная педагогика.- Иркутск: Изд-вс Вост. Сиб. Отдел. РУс. Географ, о-ва, 1926.
31. Волков Г.Н. Этнопедагогика // Под ред.Огородникова. Чебоксары: Чувашский Госиздат, 1974,
32. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1989.
33. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры (О народной педагогике) // Сов.пед-ка, 1989.- Jfe 7.- С.98-103.
34. Волков Г.Н. Прогнозируя развитие личности. Отклик к статье В.М. Короткова // Сов.пед-ка, 1983.- № 12.- C.II6-II8.
35. Волков В.Г. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958.
36. Волков В.Г. Этнопедагогика чувашского народа.- Чебоксары, 1966.
37. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория. // Философские науки.- 1980. № 4. - С.35-37.
38. Внедрение достижений педагогической науки в практику школы / Под редакцией В.Е.Гмурмана. НИИ общ.пед.- М.: Пед-ка, 1981.
39. Гадагатль А. Нарты. Адыгский героический эпос.- М.,1972.
40. Гарданов B.K. Общественный отрой адыгского народа.- Нальчик, 1971.
41. Гарданов В .К. Аталычество у адыгов.- M., 1973.
42. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку. 1983.
43. Главани Ксаверио. Описание Черкессии. Черкеск,1924.
44. Григорьев В.М. К вопросу о периодизации развития научной педагогики. (Сб.: Общечеловеческое и национальное в историко-педагогическом цроцессе). М.: АШД991.
45. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.,1990.
46. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.- Л., 1990.
47. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М.: Наука, 1977.
48. Горячева А .И. Является ли психический склад признаком нации // Вопросы иотории, 1981.- Jfe 8. C.II-I4.
49. Данилевский К. Кавказ и его горские жители. М.,1846.
50. Дерешиев Ю.Д. Вопросы терминологии.- M., 1961.
51. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей. 1856.
52. Дюбуа де Монпере Фредерик. Путешествие вокруг Кавказа у черкесов и абхазов в Колхиде (Перевод H .А .Данкевич-Пущиной).- Сухуми, 1937. 176*с.
53. Дбар С .А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX начала XX в.
54. Рук.канд.диссертация. Архив института этнографии АН СССР.1. Москва,1985.
55. Ерофеев H.A. Этнические представления. // Общественные науки, 1984. * I. С.15-19.
56. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности. Автореферат на соиск.уч.степ, доктора пед.наук, Ленинград, 1990.
57. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., ЖУК, 1998.
58. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-до-суговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособив. М.: М1УК, 1994. - 112 с.
59. Журавлев В.П. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Пед-ка, 1984.
60. Журавлев В.й. Введение в научное исследование по педагогике. / Под редакцией В.й.Журавлева.- М., 1988.
61. Жакина А.К. Общественные ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих (нравственный аспект): Автореф.дисс. . канд.фил.наук. М., 1991.
62. Иванов Г.М. Некоторые вопросы гносеологического анализа исторических источников. В кн.: Методологические и исторические вопросы исторической науки. Вып.7,8. Томск,1972. С.29-43.
63. Илютин В.А. Критерий отбора исторических фактов и познание законов общественного развития. В кн.: Теория познания и современная наука, Москва, 1967, С.118-125 и др.
64. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХУШ в. 1988.
65. Интериано Дж. Быт и страна Эмхов, именуемых черкесами М., 1667.
66. Кан-Калик. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- Грозный, 1984.
67. Кануков И.А., Канукова М.Т. Русско-адыгейский терминологический словарь к учебникам дня средних школ. Нальчик, 1950.
68. Казанов Х.М. Национальная культура не может быть ни передовой, ни отсталой.- Нальчик, 1984.
69. Карданов Б.А. Хажуев Н.С. Русско-адыгейский политико-терминологический словарь. - Майкоп, 1951.
70. Киржинов С.С. О народном воспитании у адыгов. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Тбилиси. 1977.
71. Киржинов С.С. Система воспитания у адыгов (черкесов). Тбилиси, 1975. М., 1974.
72. Комарова Г.А. 0 понятии "этнопедагогика" в советской этнографической и педагогической науке. В кн.:Изучение преемственности этнокультурных явлений. Москва, 1980. С.203-224.
73. Кон И.С. Введение. В кн.: Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии.- Москва, 1983, 5-7.
74. Кумахова З.Ю., Кумахов М.А. Язык адыгского фольклора.- М., 1985.
75. Кудашев В.И. Очерки о развитии культуры адыгейского народа.- Нальчик, 1974.
76. Косвен О.М. Этнография и история Кавказа.- М., 1961.
77. Коменский Я.А. Избранные пед.сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982.
78. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.
79. Лопатинский Л.Г. Русско-кабардинский словарь.- Нальчик, 1890.
80. Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды у черкесов.- Нальчик, 1862.
81. Люлье Л.Я. Русско-адыгейский словарь.- Нальчик, 1846.
82. Лихачёв Б. Педагогика. Учебное пособие. М., 1998.
83. Леонтьев А.H. Деятельность, сознание, личность // Избранные психологические произведения.- М.: Педагогика, 1983. Т.П.
84. Макаренко A.C. Педагогика индивидуального действия. Соч.в 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Т.5.
85. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задачи дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума.' Ереван, 1978. С.88-97.
86. Мамхигова Р. Адыгский этикет. Майкоп, 1990.
87. Мирам К. Адыге. их быт, физическое развитие и болезни. Р/на Дону, 1930.
88. Мирзоев М.А. Содержание, формы, методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф.дисс. . канд.пед.наук. M., 1987.
89. Мороз А.Г. Формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя. 7 M., 1987.
90. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей.- Майкоп, 1929.
91. Налоева З.М. Заметки о преданиях адыгов // Вопросы фольклора народов Кабардино-Балкарии.- Нальчик, 1984. с.80-93.
92. Ногмов М.Б. История адыгейского народа. Нальчик,1959.
93. Никандров И.Н. Педагогическое творчество.- М.; Пед-ка, 1990.
94. Нургалиев К.А., Нургалиева A.M. Роль игровой методи-кт в подготовке будущих специалистов к практической деятельности.// Пед.образование. Вып.2.- М.,1992. С.31-36.
95. Очерки истории Адыгеи. Майкоп. T.I. 1957.
96. Перлиев К. Народная педагогика и современность. // Мат.рекоменд. Ашхабад, 1983.
97. Покровский М.В. Очерки социально-экономической истории адыгских племен в конце ХУШ первой половины XII веков. -Т.1-3. Краснодар, 1956.
98. Проничева Г.Ф. Традиция как социально-психологическое явление. Дисс. . канд.фил.наук.- Д.,1969.
99. Пономарев А. Шапсугия (очерки). Майкоп, 1938.
100. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991.
101. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.
102. Равкин З.й. Ценностные ориентации как одна из форм стратегии развития образования и предмет историко-педагоги-ческих исследований. M., 1994. - С.9-19.
103. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: 1946. - С.622.
104. Рубинштейн С.Л. Проблемы: общей психологии.- М.,1973, с.248.
105. Сафаров И.С. Прогрессивные идеи и традиции народной педагогики Узбекистана. Ташкент, 1989.
106. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.
107. Сидольский А.П. О диалектике народной и научной педагогики (социально этнические основы интернационального воспитания). Орджоникидзе, 1985. - С.47-64.
108. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. M., 1968.
109. Смирении В.В. К вопросу о кабардинской народной педагогике.- Уч.зап.Северо-Осетинского пединститута, т.23,1. Орджоникидзе, 1959.
110. НО. Сказания и сказки адыгов. Майкоп, 1987.
111. Сказки адыгских народов. Майкоп, 1978.
112. Соловьев В. Познание истины. М., "Мысль",1990.
113. ИЗ. Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутришкольного управления.- М., 1991.
114. Смирнов В.й. Общая педагогика. Учеб.пособие. М., 1999.
115. Сухомдинский В.А. Родительская педагогика. Избр.пед. соч. М., 1981. Т.З. - C.I0I-I03.
116. Силистрару Н.В. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991.
117. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993.
118. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Дисс.д-ра пед.наук. 1989.
119. Сущенко О.Г. Развитие творческой активности будущего учителя в учебной деятельности. Дисс. .канд.пед.наук,1992.
120. Сявавко И. Украинская этнопедагогика. Киев, 1974.
121. Сявывко И. Уцаинская народная педагогика и ее историческое развитие. Дисс. . канд.пед.наук.- Л.,1979.
122. Талызина Н.Д. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высш.школы,1986. № 3.- С.10-14,
123. Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интернационального воспитания (примерная концепция исследования) / Сов.пед-ка, 1988. Л 8. - С.12-16.
124. Толвубаев А. Пережитки домусульманских верований и обрядов в семейном быте казахов конца XIX начале XX в.
125. Авт.канд.диссертация, Алма-Ата, 1979.
126. Теймурова С. Традиции в воспитании детей.(Сб.научных трудов). Ташкент,1989.- С.23-26.
127. Тугаринов А.П. О ценностях жизни и культуры.- Л.: ЛГУ, 1960.
128. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе. Автореф. дисс. . канд.пед.наук. М., 1993.
129. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитанш Пед.соч. в 6-ти Т. Т.1-2. М.: Педагогика,1988.
130. Философский энциклопедиций словарь.- М., 1983.-С.393.
131. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете и источниках этно-педагогики осетин. Орджоникидзе, 1971.
132. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик,1978.
133. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесо: Изд-во Русский вестник. 1842.
134. Ханбиков Я.И. К определению предмета народной педаг гики (Тезис докладов). Казань, 1981. - С.26-31.
135. Ханбиков Я.И. Народная педагогика. Казань, 1986.
136. Христова Е.Л. Изучение народной педагогики междун учная проблема // Новые исследования в педагогических науках. - 1982. - № 2. - С.16-19.
137. Христова Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этн педагогики // Сов.пед-ка, 1983.- # 3. С.103-105.
138. Христова Е.Л. Понятие "народная педагогика" в советской историко-педагогической литературе. // Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогической мысли. - М., 1986.
139. Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. Опытколичественной характеристики.- Авт,канд.диссертация, 1970.
140. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгский фольклор в двух книгах. Кн.2. - Майкоп, 1980. - С.93-94.
141. Хут Ш.Х. Об адыгских сказках и сказаниях. // Сказания и сказки адыгов. М., 1978. - С.15-16.
142. Хуранов Ш.Ш. Заметки о преданиях абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии.- Черкасок,1984.
143. Халияов Х.М. Народы Дагестана // Семейна'§ и обрядовая поэзия народов Северного Кавказа.- Махачкала, 1985.
144. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. -Орджоникидзе, 1973.
145. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказ.-М., 1993.
146. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб.пособив, М., 1997.
147. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах. М.,1856.
148. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов.- М.,1989.
149. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика.- Майкоп,1989.
150. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском уотном народном творчестве.- Р/на Дону,1972.
151. Шнекендорф З.К. Пути активизации деятельности интернационального воспитания в школе // Сов.пед-ка,1989, JS I.1. С.37-41.
152. Щербаков А.И. Повышение качества профессиональной подготовки будущего учителя.- М.: Педагогика,1981.
153. Ядов В.А. Социологическое исследование: метрология, программа, методы.- М.: Наука, 1987.