автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга
- Автор научной работы
- Пономарев, Валерий Дмитриевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга"
^ ■ 0 V
' * МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ __ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ_
На правах рукописи
ПОНОМАРЕВ Валерий Дмитриевич
ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРАЗДНИЧНОГО ДОСУГА
Специальность: 13.00.05 -"Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре прикладной культурологии Санкт-Петербургского государе пкмшого института культуры
Научный руководитель:
- кандидат педагогических наук, профессор М.А. Ариарский
Официальные оппоненты:
- доктор философских наук, профессор Э.В. Соколов;
- кандидат педагогических наук, доцент А.П. Панфилова
Ведущая организация :
Научно-исследовательский институт профтехобразования г. Санкт-Петербурга
С^7 /•
Защита состоится \££" 1992 г.
и_часов на заседании Сисшш^Язироцгшпого Сонета
А.092.01.01 попри суждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном институте культуры по адресу : 191065, Санкт-Петербург, Анорцоиаи наб.,л.2.
С диссертацией можно ознакомиться п библиотеке института.
Лшорсфсрач разослан
Л'чгнми сек |Ч' I PI.' L '. ¡1 «ИРОНИИ! ПЧ Ч> С' Ч 'С I .1
Л .А.Сукадо
Г V
1. 0В11ЛЯ ХАРАКТЕРИСТИК. РАБОТЫ
Актуальность чтц. Динамика исторического процесса в нашем общество актуализирует проблему активизация творческого потенциала личности. При этом веру в творческое призвание человека во всех сферах жизнедеятельности необходимо рассматривать как возродившуюся вдев человека» находившуюся в глубоко?.! конфликте со временем. Общечеловеческий уровень нового мшшепия - ото результат осознания реальной ситуации в общество, особого внимания к проблеме личности: если человеку не обеспечено свободное проявление своей сущности в любой офере деятельности, то наступает критическое соотоязшо как у отдельного индивидуума, так а в общеот-вэ в целсм.
В практике культурно-досугов ой деятельности замотную раж в самораскрытия личности, освобождении ее творческой, преобразующей энергии играют формы празднично-игровой культуры, Сбщий строй празднично-игрового общения, его внделенность, особенность в обцел динамическом потоке человеческой алзнедеятельности, позволяет паи говорить о тал, что именно праздничная игра собирает воедино творческие, духовные потенциалы личности. А ппвдлативный характер празджгшо-игрсвого общения открывает возмолпость для проявления этого собственного социокультурного потенциала человека.
В этш случао - у ц о п л о играть п праздно, в а т ь - мы рассматриваем как индикатор духовного здоровья личности, народа, общества, когда игровая гворчески-првобразухщая активность личности в основе своей лиаепа утилитарно-практической значимости и не является способом или формой оокрнтия внутрошго преследует неигрезых целей.
Однако реализация этих возможностей праздничных фор,! досуга, кал определилось в ходе нашего исследования, сдоряиваотся рядом блокирующих факторов : реальная ситуация сегодняпюго дня говорит о деформирозаяностн идеи праздничной овободи и, кап следствие - фор/ллизащя празднично-пгрозых отношений /уровень внесших побуждений к деятельности/, когда в шлой степени реализуется объективная и субъективная потребность ладей к пофор.цш>тш отношениям и взаимодействиям ; паличпо стороотпшгах фора праздничного досуга, сковывавших активность ладой, гдэ
преобладание зрелищной организации (визуальной игры) и малое использование творчески-преобразующих игровых форм, побуждающих личность к само-действию, определило тенденцию к обезличиванию функционально-ролевых отношений людей в этих наиболее массовых формах досуга.
На дальнейшее формирование этих противоречий, как открылось нам в результате проведенного исследования, наиболее значительное влияние оказывает:
1. Отсутствие игрового знания, умений и способов игрового поведения у участников, "входящих" о празднично-игровое пространство,
2. Несовершенство организационно-педагогического процесса празднично-игрового общения, которое выражается в неориентированности этого процесса на формирование и проявление социокультурного потенциала личности.
Эта ситуация определяется не только экономическими проблема-мисферы организации досуга, но и бедностью социального арсенала (форм, методов, средств) институтов досуга, неразвитостью в них открытых форм общения, спонтанных каналов творческого взаимодействия. Такое положение способствует "отлучению" людей от институтов досуга, формированию у них негативных стереотипов в оценке деятельности культурно-досуговых центров.
Направление исследования определяется поиском решения главной проблемы досуга - взаимодействия культурно-досуговых учреждений и населения. Исследование разрабатывает вопросы игровой технологии организации праздничного досуга людей и педагогические условия процесса формирования и проявления игровой культуры личности в общем строе празднично-игрового общения.
Степень научной разработанности проблемы. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Параллельное сосуществование различных концептуальных теорий, часто взаи-моотклоняющих друг друга (Аристотель, К.Гросс, М.Лазарис, Д.Патрик, Д.Стенли Холл, Г.Спенсер, Е.Финк, З.Фрейд, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.), но вместе с тем не раскрывающих исчерпывающе полно сущность истинно человеческого характера игры - ((акт, подчеркивающий
неуловимость игры для "объемного", и, вместе с тем однозначного определения ее исходного значения в построении какой-либо единой концептуальной теории.
В качестве предпосылки развития той или иной игровой теории, большинство авторов, как правило, определяют мотив, стоящий на • границе биологического и социального в игровом поведении человека, что в достаточной степени устраивает при исследовании тех или иных аспектов игровых возможностей: тренировка тела, мколи; выработка новых решений; времяпрепровождение как средство развлечься а т.д. - то есть все то, что выходит за рамки собственно игрового пространства и служит каким-то внеигровым целям.
Слишком часто рацион&пьно-практический подход в исследовании игры распространяется непосредственно и на область досуга: проблему игры и свободного времени рассматривав преимущественно как проблему заполнения имеющегося в распоряжении свободного времени всевозможными играми. Наиболее близко этому понимании человечес-. кой игры - "теория самовыражения", предложенная в 1934 году Эль-маром Д. Митчеллом и Бернардом С. Масоном. Авторы теории последовательно, в процессе разработки, переходят на биолого-конституци-онныз психологические особенности человеческой личности и соответствия ilm vex или иных форм и видов игровой деятельности. Игра в теории приобретает характер компенсаторного действия по отношению к нереализованным физиологическим и психическим потенциалам организма.
Увлеченность той или иной рационально-практической стороной игровой деятельности является следствием абсалвтгпц.ш отдельных функций этого сложного культурного феномена и сказывается прежде всего на принижении творчески-преобразущего начала игры, свойственного именно природе челове чес к ого игрового поведения.
Социально-педагогическая теория игры, разработанная в исследованиях советских авторов (Л.С.Выготского, С.JI.Рубинштейна, В.Г.Марца, Д.Б.Эльконина и др.), рассматривает игровое поведение' как форму социально-ролевой деятельности, вццеляя тем самым специфическую особенность игры - наличие роли. Именно через отнопенис .человека к игровой роли и реализуется возможность проявления своей индивидуальности.
С точки зрения социализирующей возможности игровой роли, аспект социально-ролевого поведения является наиболее разработанным и, что особенно хочется отметить - наиболее привлекающим к себе внимание исследователей (Н.П.Аникеева, Н.Н.Богомолова, А.Н.Терский, А.Н.Леонтьев, В.И.Устиненко и др.).
Однако, как определилось в ходе нашего исследования, общая увлеченность в педагогических исследованиях социально-ролевой концепцией игрового поведения привела в педагогической практике к выработке деформированного игрового знания. В этом случае правила игры предопределяют разыгрывание ситуаций социально-ориентированных, т.е. построенных на выявлении функциональных связей и взаимоотношений, имеющих цель подготовки человека к вхождению в сложный комплекс трудовых, семейных, общественных отношений.
Вопрос социализирующей возможности игровой активности личности получил свое развитие и в теории и практике праздничного досуга. Так, например, научно-теоретические основы, разработанные педагогической школой под руководством Д.М.Генкина, ориентируют нас на деятельностное понимание природы праздника и организуемого в нем общения, что позволяет осмыслить социальную суть и с этой точки зрения - значимость праздничного досуга..
D этом контексте рассматривается игровое общение и ряде последних научных исследований (А.А.Конович, В.М.Левин,.А.И.Мазаев, О.Л.Орлов, Е.В.Руденский, Б.Сайфулаев и др.). И именно в этом смысле доятельностный подход при исследовании празднично-игрового общения представляется нам недостаточно целостно-разработанным: рассматривается как бы одна сторона сущности человека - социальная, другая яе - индивидуальная - упускается из виду.
Соответственно, цель нашего исследования состоит в определении и научном обосновании технологии формирования и реализации игровой культуры личности в общем строе празднично-игрового общения.
'Поставленная цель обусловила задачи исследования:
1. Анализ развития праздничного досуга в нашей стране с точки зрения роли и места личности в этом процессе.
2. Выявление определяющих характеристик игрового процесса, и на этой основа, обоснованна,составляющих единиц игровой куль-
турн личности.
3. Определенно и разработка арсенала организационцо-падаго гпчоышх условий формирования и проявления игровой культуры яге-
HOOTS.
. 4. Опытно-экспериментальная апробация игровой технологии процесса форлирсзания н реализации игровой культуры личности в праздничных фордах досуга..
Объект* исследования - игровая культура личности, находотая своо выражение в условиях празднично-игрового общения.
Предмет исследования - процесс формирования и проявления игровой культуры личности в праздникио-этровых формах досугам
Базой исследования, сбора эмпирических данных п экспаротп-тальной апробации виступили культурно-досугтна центры региона Западной Сибири: Новосибирская, Томская, Кемеровская области, Красноярский край.
В хода исследования определилось, что развитио праздничных форм культуры в этих регионах Западной Сибири характеризуется переоценкой оргапизацпсшю-пвдагогическпх принципов.п приемов d практик» праздничного досуга. Сегодня можно отметить, что ценностные ориентации городского и. сельского населения обращены на на-родяпо, нгрсш;о традиции праздновшпш /фашисрно-отпотраздчеошо праздники малых народностей Сибири, Троицко-семицкий цикл празднике® и обрядов, масляничные гуляния, ярмарки ц т.д./.
Сложившиеся традиции празднования в зтен рогисло явились богатым фактическим материалом в проведепнп псслодсоания и дали возможность автору для теоретического обоснования п опнтно-эко-пергментальной апробации игрезой технологии leas;, процесса формирования и реализации игр свой культуры личносзп в условиях праздничного общения.
Гипотеза исследования. Игровая технология выступает в качоо-тво аффективной педагогической методики форкаровапия п роагпзадал игровой культуры личности в sea случае, если саа:
а/ концептуально ориентирована на праздник но только как па социально-значимый акт, , но прездо всего - как на личностно- -значимое явление;
б/обусловлена пониманием игровой культура лзчпостЗ как опро-деллодой оснсвы динамики празднично-игрсаых отношений;
о/ в оопобо своей будет опираться на принципы, отражающие иьшровнаационное, творчески-преобразующее начало праздничных форы досуга;
г/ походить из разработай педагогических условий, обеспочп-вавчря цроцесо индивидуалияации в праздиично-агравом взаимодойот-
Методалогическим ориентиром в исоледовашш проблемы и оцро-долшяцд ее решение теоретических, практических вопросов л предпосылок, прежде всего поолункли работы М.М.Бахтина, Г.-Г.Гадаие-ра, Е.Финка, оодершцие в себе выявление сущности "праздничной свободы", вндвленности и особенности праздничного времени в будничном потоке жизни человека. *
Именно поэтому общее направление исследования связано о выявлением организационно-педагогических условий для проявления личностной свободы "человека играющего" на основе собственного социокультурного потенциала в иразднично-нгровых формах досуга.
Определение аспектов личностной свободе авторах пссхладапояия осуществлено в контексте работ: Н.А.Бердяава, Б.Вцшеславцева, Э.Канотти, А.Каш, Г.Ле-Бона, Л.Никифорова, Х.Орпеги-и-Гассета, Г.Тарда, А.Н.Уайтхеда, С.Л.франка, Э.фршма, К.Ясперса.
Анализируя факта вовлечения человека в игровую деятельность, автор исследования разделяя точку зрения Л.0.Выготского, Ж.Пиаже, Д.Робертса, Б.Саттон-Смита, З.фрейца, которые определит, что двтершшнтой вовлечения в игру является психологический конфликт внутреннего кара личности, а факторами игровой активности - вариативность игры и игровые умения личности - своеобразный диалогов игровой культуры личности. Данное методологическое основание позволило автору исследования сформулировать основную идеи праздничной игрн - "общение о возмсвн остью": дознание возмагн остей кагдого.человека в отдельности, определение своих "пределов" и пути выхода за границу "предела", обретение уверенности, снятие стресоа, развитие способности к импровизацпсано-тв орческалу Действии И Т.Д.
В предлагаемой нами игровой технологии праздшчшвс форм досуга разработан вопрос формирования психологического настроя на игру как условие нормального протекания игрового взаимодействия, всего празднично-игрового общения. В социально-психологической
?
литература это условно определяется как "кошуникатявноо состояние" личности. Данная проблема рассмотрена в работах Г.Н.Лкдро-овой, Я.Яноупэка, К.Ггатора, И.Агоатера и др.
Социально-историческая часть исследования, з которой обосновываются некоторые тенденции развития праздничного досуга в насей страпо, опирается на теоретические работа Н.Н.Евреинова, Н.Извекова, П.М.Керяенцева, А.ВЛуначарского, Л.В.Захарова,
A.И»Мазаева, А.Ф.Нэяриловой, О.Немиро, А.И.Пиотровского,"Е.Н.Йэ-ггша, Р.Р.Сусловяча, В.А.Саруханова, И.М.Туманова, А.И.Чечетина, И.Г.Шароеза к другие.
Соцяолого-культуродогаческуп базу исследования в значительной моро составили работы М.Вебора, Н.Я.Даютловокого, Ф.Г.Гид-дшггеа, П.А.Сорокина, Й.Хейзинги; современных авторов В.С.Бнбла-ра, .Б.А.Груш1ша, С.Н.Икданиковой, И.С.Кона, А.Моля, Э.В.Соколова,
B.А.Яцсза, Так, например, социологическая теория "идеальных типов" М.Вебора, явилась я исследовании методологическим ориентз-рш п теоретическом обоснования такой смысловой конструкции, как "игровая культура личности", путем логического соотношения олсмонтсо, характерных для творческой активности человека.
Пснгплсицпз проблей п ориентированности в специфике культурпо-досугсоой дэяголыюсти способствовали публикации М.А.Ариарского, Г.Н.Еирзепвка, А.П.Маркова, В.Е.Триодина и др.
Методы исследование. Поставленная нами цель и задачи исследования, спадафика самого'объекта, новизна проблему и подходов к еэ решени», обусловила необходимость использования: сравнительно-исторического метода - на оеншо анализа фзлосс1око-соцяологпчоо-кой и педагогической литературы н научннх публикация били изучены а определены теоретические и исторические подходы в репепии поставленной проблемы, выявлены оснсгшко динамические лился яразд-пзчных форл досуга в нашей стране, а такзо факторы противоречий практики праздничных форд; в оснсзо формирувдего педагогического эксперимента, прозеденного нами и рамках исследования, лежало сочетание методов нгатацяонного моделирования н програиярезанпего паблэдешш. Данный подход позволил выявить основные тевдевдш в стратегии игрового пса оделяя участников праздничных фор» дооуга; па основе выявленных факторов, модоллрешать направления игровых взаимодействий участников и подагогичоекпо условия спмулзрсвпипя
творческой активности ладей; проверить адекватность всего технологического процесса педагогической практике праздничного досуга.
Ацпобатая таботц. Результаты исследования нашли отражение в докладах на научно-теоретических, научно-практических конференциях Кемеровского государственного института культуры в 1989-1992 годах, научных публикациях автора, в докладе на республиканской научной конференции /Кемерово, 1990 г./.
Достоверность исследования была обеспечена широтой н типичностью базы научного исследования, адекватностью методологии и методики исследования ого цели, задачам, объекту и предмету.
Исследование осуществлялось на основа специально разработанной программы, в которой различные методы исследования применя-лиоь комплексно, взаимодополняя друг друга.'
Программа формирующего педагогического эксперимента предполагала апробацию технологической модели игрового взаимодействия и анализ процесса формирования и проявления игровой культуры личности на основе десяти форм годового праздничного цикла, проводимых и получивших свое развитие в культурно-дооуговнх центрах региона Западной Сибири.
Проведенная апробация игровой технологии в рамках исследования характеризуется прежде всего методами, которые позволяют моделировать и фиксировать проявление игровой активности личности в естественней эксперименте /метод имитационного моделирования, метод программированного наблюдения, метод экспертной оценки/, построенном на основе всей совокупности урданей и процедур технологического процесса формирования н реализации игровой культуры личности в условиях праздничного досуга.
Применяемые в исследовании методология, методы и методика обеспечили в значительной мере полноту описания и оценки изучаемого явления - игровой культуры личности.
Научная новизна исолмювмтя нашла свое тмто^тщ-.
- в разработке игровой технологии /о ее ориентированностью на личность/ как направления педагогической концепции праздяич- .. пого досуга. В исследовании предметом игровой технологии выдвигается модель коммуникативных систем формирования и реализации игровых умений и способностей личности в праздничных формах;
- в раскрытии сущности игровой культуры личности, ее внут-
ренней структурн." В исследовании оснсвннш структурами единицами игровой культура личности нами определены такие понятия, как "умение", "способность";
~ в обосновании системы понятий , формируй®* научно-теоретическое понимание специфики пснхолого-педагогического обеспачення условий реализации игровой культуры лпчпости в празд-пично-лгровых формах досуга}
- в выявлении п раскрытии принципов Игровой технологии как педагогического процесса формирования я реализация игровой культурн личности.
Птоктическая значимость проведенного исследования:
1. Материалы исследования послуяили основой в разработке п внедрении в деятельность культуряо-дооуговмс центров региона Западной Сибири /Новосибирской, Томской, Кемеровской областей," Красноярского края/ комплекса организационпо-педагогических методик празднично-игрового общения в традиционных для этого региона формах годового праздничного цикла?
2. Теоретические выводи и практические результата исол'едо-., вшптя нашли применение в учебном процессе Кемеровского государственного института культуры при проведении лекционных и практических занятий на кафедре редис суру театрализованных представлений п праздников.
На зяптту вннооттся пспхолого-педагойЛеская концепция формирования и реализации игровой культуры личности в праздай'чйй формах досуга, которая находит свое выражение:
1. В положении о тем, что процесс формирования и реализации игровой культуры личности в празднике становятся возмешшм при ориентированности педагогической практики праздничного досуга па игровую технологи».
2. В вывода о том, что развитие и содержание праздничного досуга, моделирование его форм соотносимо о установкой на праздник, презде всего, как на личностно-значимое явление. Здесь выдвижение личности как субъекта, активно действующего, максимально , реализующего весь'' спектр своих оупшостннх сил ярко отразсаот импровизационное начало форм праздничного досуга и определяет позицаоп-пую лггаиз празднично-игрового общения: отратля оугубо личностннй смысл, кояднй участник празднично-игрового сообщества получает
объективную возмовность экспериментировать со своим позодоннеш, реализуя тем самым собственный социокультурный 'потенциал.
3. В положении о тш, что игровую культуру личности необходимо рассматривать как меру выражения сущностных сил человека, которые воплощаются в способности личности "входить" в виц ел энн оо из будничного потока празднично-игровое пространство /со всеми его качественным! характеристиками как явления культура/. Сонсву игровой культуры составляют творческн-преобразувдие умения личности:
- умение "человека играющего" принимать на себя н владеть творческой инициативой;
- умения, открывающие в "человеке играющем" способность к творческому мышлению, воображения, к нестандартности п многовариантности принимаемых игровых решений;
- умения, составляющие потенциал коммуникативной культуры "человека играющего" /в условиях игрового пространства - владе~ вде тем или иным способш игрового общения/;
- умения эмоционально-волевого саморегулирования, способность само-вклвчения "человека играющего" адекватно эмоциональней? строю игрового взаимодействия.
4» В логически обусловленной динамической структуре процесса формирования и реализации игровой культуры личности:
а/ информационно-коммуникативная фаза, связанная с усвоением умений и способов игрового общения;
б/ формирувде-кошуникативная фаза, связанная о освоение!! умений и способов игрового общения;
в/ творчески-инициативная фаза, связанная о проявлением умения к знания способов игрсазсто общения.
5. В игровой технологии как оргашгзадася~ во- педагогической методики праздничного ейцвтя, оряон-тараванной на стимулирование творческой активности лнчнооте 9 основе своей не имеющей утилитарно-практической значимости, тем самым сохраняя главное свойство игрового взаимодействия - самоценность.
2* ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссортацпя включает в себя введение, две главы /1. Игровая культура личности как объект педагогического исследования» 2. Организационно-педагогические условия формирования и эффективной реализации игровой культурп личности в праздничных фор-tax досуга/, заключенно я список литературы.
. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяптоя его цель и задачи, объект и предает исследования, раскрываются методология и методика исследования, анализируется степень разработанности проблемы в научеой литературе, выдвигается походная гипотеза, характеризуется научная нсви8яа и значимость исследования для педагогической практики Досуга.
Первая,глава, диссертации представляет собой теоретический уровень проведенного нами исследования, который включил в оебя выявление п определение элементов существующего теоретического гнания проблемы, а именно:, качественных аспектов человеческой игры в соотнойопии с объективно слсгодашмися противоречиями в методике праздничных.форт досуга.
Иоходя из того, что в современной науке нет целостной теории игры, а существует ряд ее основных концепций, в исследования пшнмашго сущности человеческой игры представлено па оспсв о выявления из ряда основных игровых концепций качественных характеристик игрового поведения человека: двуплаяовнй характер игровой деятельности, условность игрового пространства; ролевое поведение и потенпдал его возможностей; ря ту авизованный характер игрового знания, квннтэссенирей которого являятся правила игры; самоценность игра, проявляющаяся в значимых для "человека игравшего" переживаниях.
Проблемно-теоретический анализ исследования выявил такие общую "увлеченность" ценностно-нормативных ориентяроа педагогической практики празднично-игрового досуга в нашей стране на идею "коллективного сознания?1 - факт, который и обусловил несоверзанс-тво ее оргаппэацпонно-подагогичвекой гатодитат, прежде всого проявившееся в неспособности полнее оценить самоценный характер игровой активности человека. Массознй праздник приобрел в практике досуга свойства "психологической массы", в состоянии которой ста.' раются индивидуальные воямсппости отдельных людей и тем самым исчезает их своеобразие.
В то яо время проблемно-теоретический анализ игрового знания. в исследовании раскрывает тот факт, что феномен игры становится наиболее понятым, если рассматривать его как явление личностное: потребность личности в игрсюш поведении, . способность "вхсдить" в игровой режим обусловлена особым видени-ел мира н связана с силой творчески-пре образ ущой потребности,-
Человек кивет в мире сошальных ролей, в основном предписанных и стандартизированных. Их разыгрывание происходит в строгом соответствии с пмещпмися в организации, социальном институте предписаниями. Социальная роль принуждает человека занимать определенное место в структуре организации, выполнять обязанно о т л, часто не совпал авдио о желанием л возможностями человека. Существование социальных ролей позволяет нам определить втот мир, как мир принуждения, в котором у человека поотоянно существует потребность в творческой свободе.
Здесь, разделяя точку зрения Д,Робертса, Б.Саттон-Сьята;
Е.Пиаже, Л.С.Ваготскаго, З.Фрейда, мы определяем в ис™ ледованин, что детерменантой вовлечения в игру, т.е.'1 существование творчески-преобразувдей потребности, явля&гся психологический конфликт внутреннего мира личности, возможность разрешения; которого в.большей мере предоставляется в условиях игры, в условиях досуга, где человеку позволяется в условна! плане прочувствовать другие возмскные варианты жизни, не использованные в реальном пяане.
В нашей исследовательской интерпретации указанные смысловые аспекты формируют определенный уровень построения игрового знания в области празднично-игрового досуга и его развертывания в ходе моделирования реальной праздничной ситуаций:
1. Игровое поведение личности обладает потенциале« двух во&ютяоетей - возможность» проявления своей индивидуальности п возмскностью социализирующей» Это значит, что двшущей силой игры является ситуация противоречия - регламентируемые традицией со-циокультурпыо ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения. %» острее проявляется это противоречие, тем динамичнее функционирует игровая система праздника. Отсутствие такого противоречия, презде всего, исключает развитие игровой ситуации." .
2. Огсвда, стремление "человека игращего" к максимальному творчеству, к раскрытию собственного социозсультурного потенциала
становится возможным при обеспечении условий индивидуализации, через которую личность и проявляет свое "Я" в праздничном диалоге.
3. В педагогической практике досуга вышеназванное услалие т рассматривай! как построение коммуникативной стратегии игровой ситуации, в которой разрезается проблема перевода "человека обыденного'', с определяющими его условностями социальпо-яорштро-ванпого поведения, в "человека играющего", со свойственник ему уровнем таорчески-прообразующей активности.
В результате этой исследовательской ориентированности В про блемно-теоретическсм анализе итрового знания нама был сформулировал вывод о тем, что развитие и содержание праздничного досуга, моделирование его форм соотносимо о установкой на праздник, прдаде всего, как на личности о-зяачилоо явление. Здесь выдвижение личности как субъекта, активно действующего, максимально реализущего весь спектр своих оущяоетннх сил, ярко отражает импровизационное начало форт' праздничного досуга и определяет позициоппую лига® празднично-игрового общения: отражая сугубо-личностный смысл, каз-дш участник празднично-игрового сообщества получает объективную возможность экспериментировать со своим поведением, реализуя тем самнм собственник социокультурный потепциал.
В педагогической практике гфаздштчно-кгрознх форм орионтиро-яанность на реализацию социокультурного потенциала личности означает наличие у участника лгры определенных умений и способностей. Представляемые кате одно целое - социокультурный потенциал, личности - игрознв умения и способности образуют содержание игровой ' ;сультурн личности и обеспечивают "человеку играющему" ориентировку а возможность действовать в изменяющихся условиях праздничной игра.
Следовательно, в дисоертацаонном исследовании' игровая куль-сура личности рассматривается так система умений и способностей личности, дающих ей возможность успешно реагировать на любую, осо-;!рлшо новую игровую ситуацию, путем надлежащих корректировок поведения и эмоциональной настроенности. Игровые возможности личности, способность праздновать /"вхеиденге" в празднично-игровое пространство/, активность лпчности в условиях празднично-пгрОвого взаимодействия опреде-тиются освоении®! .тачностью умениями и способами -тргоого поведения.
■чЧ осчоте этого :;аггчпняя глочотих понятий, формирующих: по" у-'О О'-'гт г- • .. -ттк 'г Мщения празднующих, в диссерта-
цпсиней исследовании сформулировано следующее полсканиа: во-первых, игровую культуру личности необходимо рассматривать век «еру выраяония сущностных сил человека, во-вторых, как способность личности "входить" в выделенное из будничного потока, празднично-игровое пространство /со всеми его качественными характеристиками как явления культуры/; отсюда игровая культура личности проявляется в наличии собственного социокультурного потенциала, основу которого составляот творчеокн-преобразующпе умения личности.
Игровая ситуация как развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных уровня активности - уровень внешни!},поведенческий /способы игрового общения/ и уровень внутренний, глубинный /личностный смысл "человека играющего"/ - оцределяощий по отношению к.внешнему поведенческому. В этом случав, опираясь па методологическую установку Г.Тибша и М.Форверга, а именно -ориентация на трехуровневый подход в выявлении сущности соотношения личности и ее ролевого поведения, а танке ряп последних научных публикаций, рассматривающих праздничное общение как специфический алгоритм ролевого поведения личности /Е.В.Руденский/, наш в дассортодяопием исследовании обосновывается динамическая стотк- . тупа игровой активности "человека играющего" на основе процесса . формирования и проявления его игровой культуры:
1. Информациехшо-кшмуникативная фаза, связанная о уово.енпем умений и способов игрового общения.
2. Форгируще-коммуникативная фаза, связанная с р о в о е и а е м умений и способов игрового ойщешш.
3. Творчески-инициативная фаза, связанная с
п роя в л е н и е м умения и знания способов игрового общения.
Все перечисленные выше фазы деятельности в моделируемой игровой системе естественно рассматривать в качестве этапов формирования и проявления игровой культура личности. Предлагаемая в диссертационном исследовании динамическая структура игровой ело-. темы общения включает в себя проявление игровой культуры участии» ков игрового сообщества я по субъект-объектной, и по оубьект-оубь-екгнод схема взаимодействия, она охватывает как игровую культуру личности в решении репродуктивных /в форьшрующе-коымуникативной фазе/, так к в решении продуктивных /в творчески-инициативной фазе/ играацхаадач, распространяется как на внешний
поведенческий уровень игрового общения, так и на его глубинный личностный смысл.
Формируется новая социокультурная систуация развития праздничной культуры. Она основывается на развивающую личность стратегию педагогики досуга. Здесь разработанная нами в процессе исследования и предлагаемая во второй главе настоящего диссертационного исследования в качестве организационно-педагогической методики игровая технология праздничного досуга, с ее ориентированностью на личность, представляет собой целостное направление в педагогической концепции праздничного общения.
Предметом игровой технологии является общая концептуальная модель коммуникативных систем празднично-игрового общения, в условиях которого формируются и проявляются игровые умения и способности личности. Целостный, системный подход игровой технологии выражается в том, что он охватывает все основные технологические стороны разработки условий празднично-игрового общения ¡1 отражает принципиальную внутреннюю структуру технологического процесса -
Л. Методологический уровень включает:
.1. Принципы игровой технологии.
2, Отражение научно-теоретического опыта игрового знания.
3, Ярко выраженная ориентированность на фольклорно-игровуп, народную концепцию празднования.
В. Организационно-методический уровень включает:
I. Способы игрового общения.
Средства операционального репертуара в игровом • пзаимодействии.
■'¡. Х>азм развития игровой ситуации и игровой культуры личности.
|. .'»ровни развития игровой активности личности.
представленная в диссертационном исследовании игровая технология как система профессиональной деятельности связана, прежде чс.его, практической работой по разрешению проблем создания условий для реализации различающего потенциала празднично-игровых ■'ога досуга, и, в этом смысле, содсщиг значительный и гаогообраз-ччГт прят'стгчАски!! потен'П'-~ ■ г.пя сфегы 'Пзганизации праздничного до-
оуга личности: формирование ее социального арсенала для проявления творчески-преобразующей активности личности, развитие открытых форм общения, спонтанных каналов творческого взаимодействия лвдей.
Проверка адекватности предлагаемой игровой технологии педагогической практике праздничного досуга на основе апробации модели в условиях формирующего эксперимента доказала ее практическую значимость и перспективность.
Сравнительный анализ результатов формирующего педагогического эксперимента позволяет нам говорить о процессе личностных изменений участников игрового сообщества в сторону формирования и проявления их игровой культуры, что и подтверждает исходную гипотезу нашего диссертационного исследования.
Оцнако объективно необходимо подчеркнуть, что предлагаемая в дпосертациошюл исследовании игр свая технология выполняет прежде всего педагогическую функцию стимулирования к личностным изменениям, т.о, в границах игрового пространства технологическая модель открывает возможность для формирования и проявления творчес-кц-преобразующих умений п способностей, волевых качеств личности, во конечный исход процесса в виде реального личностного изменения не всегда является гарантированным.
Данная проблема является перспективной и объясняется отсутствием необходимого, выработанного социокультурного знания в празднично-игровых формах досуга, точнее - диалогического опыта /открытости творческой инициативы/,.деформированного под давлением явления шссавпзацин.
В этсы случае проведенное исследование в значительной меро является определением путей формирования игрового сознания как ментальной сторады праздничности, о одной сторсиы, с другой стороны, ого возмснно рассматривать как опыт, "освобсвдащий" педагогическую практику праздничного досуга от явления масссвизацин.
Основные полснения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Клуб в моей жизни. Сценарий и методика зрелищно-игровой программы,- Кемерово, 1988. - 0,75 п.л,
2. Игра в система праздничного общения // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки. Сборник. - Кемерово, 1990. -
п.л.
3. Технологические приемы игрового общения в празднике: Мэ-тодичоскяе рекомендации рекиосерам-оргапизатором праздничных фор" досуга.- Санкт-Петербург, 7932. - 1 п.л.