автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование игровой культуры социального педагога
- Автор научной работы
- Бибарцева, Татьяна Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1996
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Бибарцева, Татьяна Сергеевна, 1996 год
ВВЕДЕНИЕ.2-
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ
1.1. Профессиональная игровая культура в социально-педагогических играх.'. . 9
1.2. Креативный потенциал и обучающий характер игрового процесса.29
1.3. Игровое общение как цель и средство обучения социального педагога.46
1.4. Игровые методики в подготовке социальных педагогов.^.59
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Специфика организации игрового учебного тренинга .78
2.2. Принципы моделирования игровых приемов.92
2.3. Пути адаптации игровых приемов к решению социально-педагогических задач.1И
2. 4. Эффективность игровой деятельности социального педагога /итоги формирующего эксперимента/.125
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование игровой культуры социального педагога"
Изменения в социальной, культурной, экономической, политической и других областях жизнедеятельности общества обусловили принципиально новую ситуацию на рынке труда, в частности, и в системе подготовки кадров социокультурной сферы. С одной стороны, существующая номенклатура специальностей не в полной мере учитывает складывающийся спрос на специалистов, что приводит как к падению престижа высшего гуманитарного образования, так и невостребованности специалистов. С другой стороны, в обществе возникла необходимость создания новых социальных институтов и их кадрового обеспечения. Если раньше выпускники вузов культуры поступали в распоряжение системы культурно-просветительных учреждений, то сегодня образовалось немалое количество новых структур, которым требуются квалифицированные кадры. Обществу необходимы социальные работники, ориентированные на культурно-воспитательную деятельность с мигрантами и беженцами; педагоги-референты по работе с семьей; специалисты в области дополнительного и неформального образования; социальные педагоги по работе с педагогически запущенными подростками в специальных учреждениях по коррекции и социальной адаптации и другие. Это, в свою очередь, обусловливает качественно иные требования к уровню профессиональной подготовки всех категорий специалистов, в том числе и социальных педагогов.
Отказ от регламентированных форм и методов организации досуга предопределяет, во-первых, необходимость творческого поиска новых видов социально-досуговой деятельности, заставляет интенсивнее вводить в систему знаний, умений и навыков специалиста технологии, способствующие решению личностных и социальных проблем, во-вторых, предъявляет особые требования к личностным качествам социального педагога - инициативность, гибкость, коммуникабельность, установку на творческий труд, способность к мобильной переориентации в рамках профессии с минимальным сроком адаптации. Это диктует необходимость универсальной подготовки профессионала, умеющего видеть реальные проблемы и источники их возникновения, владеть приемами их разрешения, быстро ориентироваться в любой социальной обстановке.
Все это предполагает существенное изменение не только целей, задач, содержания, но и методов обучения социальных педагогов. В их системе особое место занимают игровые методы, которые, с одной стороны, максимально способствуют формированию и развитию творческих начал личности социального педагога, а с другой ~ вооружают специалиста наиболее эффективными для социальной работы технологиями. В этой связи уровень игровой культуры социального педагога является одним из интегральных критериев профессиональной оценки и залогом его успешной деятельности. Соответственно, формирование игровой культуры социального педагога выступает в качестве необходимого и универсального аспекта его профессиональной подготовки.
Таким образом, основная проблема игровой подготовки социальк ного педагога, в полной мере соответствующая специфике объектной области данной профессии, заключается в противоречии между социально-педагогическим потенциалом игры и мерой его реализации как в системе подготовки специалистов, так и в их практической деятельности.
Цель исследования; разработка целостной концепции формирования игровой культуры социального педагога и соответствующих обучающих методик и профессиональных технологий.
Данная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач;
1. Обосновать сущность игровой культуры как составляющего элемента общей культуры личности и необходимого фактора профессиональной подготовки социального педагога.
2. Выявить основные компоненты профессиональной игровой культуры.
3. Изучить креативные и обучающие потенциалы игрового процесса.
4. Обосновать роль игрового общения в подготовке и профессиональной деятельности социального педагога.
5. Разработать систему и этапы игрового тренинга по творческому овладению профессиональными игровыми технологиями.
6. Апробировать в рамках формирующего эксперимента эффективность разработанной системы учебно-тренировочных занятий.
Объект исследования: игровая культура специалиста социально-педагогического профиля.
Предмет исследования; условия формирования игровой культуры будущих социальных педагогов в системе вузовской подготовки.
База исследования: Санкт-Петербургская государственная Академия культуры.
В основу исследования положена гипотеза, суть которой нашла выражение в системе следующих предположений:
1. В силу специфики объектной профессиональной области социального педагога в качестве важнейшего фактора успешности его деятельности выступает игровая культура.
2. Формирование игровой культуры будущего социального педагога в системе высшего образования может быть эффективным в том случае, если, во-первых, игровые способы обучения будут адекватны профессиональным технологиям; во-вторых, теоретические знания в области игры и воспитательных возможностей игрового досуга будут дополнены системой комплексных учебно-тренировочных занятий по отработке универсальных технологических умений и навыков игровой деятельности; в-третьих, учебный процесс, помимо обучения конкретным игровым технологиям, будет обеспечивать формирование психолого-педагогической установки на их творческое применение в социальной среде в соответствии с нравственно-этическими нормами профессии.
Методологическую основу диссертации составили идеи, концепции, положения в области философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, социально-культурной деятельности, рассматривающие игру как полифункциональный и многоаспектный феномен, стимулирующий творческую активность человека и сопутствующий его профессиональному и личностному развитию.
В связи с междисциплинарным характером исследования автором изучались как труды ученых-теоретиков, так и практические разработки специалистов-прикладников из различных отраслей педагогики и л искусствознания. Так теоретические разработки в области происхождения игры, предпринятые Г.Спенсенром, К.Бюлером, К. Гроссом, Ф.Бейтендейком, М.Лацарусом, С.Л.Рубинштейном и другими, легли в основу обобщений основных сущностных характеристик игры.
Обоснованием для использования игры в качестве средства обучения стали работы педагогов и психологов: Я.Коменского, А.И.Си-корского, Н. Д. Ушинского, Д. А. Колоцца, Ж. Пиаже, В. Г. Марца, А. Н. Леонтьева, Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина, С.А.Шмакова и других.
На формирование представлений о гуманистичекой сущности педагогического игрового процесса повлияли труды Платона и Аристотеля, Ф.Фребеля и Ф. Шиллера, Е. А. Покровского и Й.Хейзенги, наших современников - П.М.Ершова, Т.А.Апинян и многих других.
Особое место в изучении технологий игровой деятельности заняли работы К.С.Станиславского, Э.Берна, М.И. Кнебель, Д. Карнеги, Р. Бендлера и Дж.Гриндера, а также методики современных педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, В.Ильина, В.Ф.Шаталова и других.
Среди современных научных исследований, посвященных изучению различных аспектов творческих игр, их влиянию на становление качеств личности различных категорий и групп населения, следует назвать работы Д. Б. Богоявленской, А.П.Ершовой, Л.М.Ивановой, А.А.Ко-новича, А. И. Ткаченко, Е. А. Тупичкиной, Г\ И. Камаевой.
Возможностям игры, как школе межличностного общения, и общению, как игровому творческому процессу, значительное место в своих трудах отводят М. С. Каган, И. С, Кон, В, Леви, Г. Л. Лэндрет. Эта тема присутствует в диссертационных исследованиях в области социально-культурной деятельности в работах Б.С.Сейфулаева, М.С.Лисиной, Л.И.Новиковой, Л.Н.Лазаревой, В.Д.Пономарева, Е.С,Протанской.
При работе над диссертацией использовались следующие методы:
- Теоретического анализа философских, исторических, психологических, педагогических, культурологических и других научно-методических и публицистических литературных источников.
- Наблюдения за деятельностью социальных педагогов культур-но-досуговой сферы и их опрос.
- Синтеза теории и практики в целях обоснования системы учебно-тренировочных игровых занятий на основе выявленных и обозначенных принципов игрового моделирования.
- Формирующего эксперимента, включившего в себя два блока л различных по целям и формам опросов студентов и экспертную оценку их игровых навыков на различных этапах практической деятельности.
Научная новизна исследования заключается: а) в обосновании игровой культуры как важнейшей составляющей профессиональной подготовки социального педагога и критерия личностного развития; б) в выявлении креативного и обучающего потенциала игры; в) обосновании доминирующей роли игрового общения как элемента профессиональной игровой культуры социального педагога.
Практическая значимость результатов исследования состоит в уточнении профессиограммы социального педагога, где среди профессиональных качеств специалиста, наряду с педагогическими, социально-психологическими, экономическими, правовыми и иными аспектами, важной составной частью обоснована его игровая культура; в разработке и апробации системы учебно-игрового практического тренинга как фактора, стимулирующего творческие способности студентов, и средства поэтапного обретения ими основ профессиональной игровой культуры; в разработке игрового приема как унифицированной единицы учебного тренинга и возможностей его моделирования на основе единых принципов.
На защиту выносятся: 1. Теоретические положения:
- Игровая культура социального педагога представляет собой комплекс сформированных в процессе обучения универсальных технологических игровых приемов, а также нравственно-этических установок, предполагающих ответственное применение игровых средств в профессиональной деятельности.
- Требования к высокому уровню игровой культуры социального педагога обусловлены спецификой объекта его профессиональной деятельности и должны обеспечиваться в системе вузовской подготовки,
- Игровые методы в силу своих полифункциональных, творческип-рикладных характеристик способны выступить в качестве обучающего средства подготовки студентов к профессиональной деятельности в социальной сфере. Поэтому формированию навыков игрового общения как ведущего средства педагогического воздействия в процессе учебного тренинга должно уделяться особое место.
- Игровой учебный тренинг способен параллельно обеспечить как комплексно-прикладную, так и индивидуально^творческую подготовку будущего специалиста.
- Игровой прием может рассматриваться в качестве унифицированной единицы учебного тренинга при условии обозначения единых принципов его моделирования.
2. Методика формирования игровой культуры социального педагога, включающая; а) принципы моделирования игровых приемов; принцип контрастности игрового материала; принцип информативности и повторяемости; принцип персонифицированно-образной идентификации; принцип эмоционально-стрессового погружения в игровую ситуацию; принцип взаимодействия и взаимодополняемости 11 игровых миров" (реального и ирреального); принцип ассоциативно-образного мышления; принцип "семантической парадоксальности" вербального материала; принцип проваци-рующего игрового диалога; принцип комплиментарности коммуникативного пространства игры; принцип свободного сюжетно-ролевого самоопределения. б) учебные задачи по формированию установки на игровое взаимодействие с предполагаемыми социальными партнерами: стимулированию творческих способностей обеих сторон и выводу игрового мастерства на уровень, при котором педагогические цели идентифицируются участниками с индивидуальными потребностями, в) пути адаптации игровых приемов учебного тренинга к решению социально-педагогических задач, расширяющие экспериментальное поле для индивидуальной творческой деятельности будущих специалистов; изменение правил игры в соответствии со спецификой социально-педагогических задач; сюжетное обновление игрового материала и реквизита; ролевая модификация. г) количественные и качественные критерии формирования игровой культуры социального педагога: способность к мобильному востребованию образа; оптимальному существованию в возможных стрессовых ситуациях игры; способность к ассоциативно-образному мышлению; умение свободно манипулировать реальным и метафорическим игровым пространством и словом; умение проектировать диалогические ситуации и обеспечивать комплиментарноеть игрового поля; способность к ролевой многофункциональности.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Результаты исследования подтвердили, что такой методологический подход, независимо от исходных игровых способностей, предоставляет студентам возможность стимулирования их творческого потенциала, поскольку находится в соотношении с основными психическими процессами личности и предполагает нерегламентированные проявления индивидуальных игровых умений. Предлагаемые нами принципы, указывают только направление путей формообразования, а сама форма - игровые приемы и игры, как и выбор путей их приспособления к социально-педагогическим задачам, являются результатом самостоятельного творческого поиска интуитивных или сознательных усилий каждого из обучающихся. Устойчивость технологических навыков обеспечивается поэтапным тренингом, предоставляющим возможность освоения задаваемого программой учебного материала эмпирическим, то есть наиболее надежным путем. Неоднократная и вариантная повторяемость игровых элементов способствует как формированию самостоятельных, индивидуальных игровых умений, так и закреплению приобретаемых навыков опытным путем. Таким образом, система учебно-игрового тренинга предоставляет широкое экспериментальное поле для индивидуально-игровой и комплексно-прикладной подготовки.
Использование в процессе обучения игровых возможностей диалогического общения с установкой на доверительность и взаимопонимание позволяет, в случае необходимости, проводить мобильную корректировку результатов игрового творчества студентов с учетом ориентации на гуманистические ценности культуры: уважения к личности партнера, его человеческой самоценности, национально-культурного достоинства, психического здоровья и тому подобного. Коллективный творческий поиск щадящих средств словесно-логического воздействия на партнера и их игровая апробация объединяют учебную группу в особую общность, прививающую навыки доброжелательного общения в социальной среде. Одновременно итоги формирующего эксперимента дают все основания утверждать, что обозначенный Й.Хейзенгой в качестве одного из признаков игры - фактор нравственности, как категории, поддерживающей, по его представлениям, необходимое равновесие игрового и неигрового начал, способен в процессе обучения стать камертоном настройки личности лишь при постоянном и непосредственном контроле за учебно-творческой игровой деятельностью студентов.
Наблюдения за работой выпускников показывают, что особое значение формирование универсальных игровых навыков и творческой установки по их применению, приобретает в условиях социально-экономических отношений рыночного типа. Специалист, вооруженный игровыми умениями, ставшими неотъемлемой частью его профессиональной и личностной культуры, способен, с одной стороны, мобильнее приспосабливаться к разносторонним и разнообразным видам социально-культурной деятельности, а с другой - приспособить социальную ситуацию к своим возможностям, организуя новые структурные подразделения в области досуга. То есть предлагаемая система учебно-игрового тренинга формирует основы разносторонних игровых навыков и готовит студентов к творческой прикладной игровой деятельности, а приобретенные игровые навыки выпускники способны использовать в различных сферах социального взаимодействия в соответствии с изменяющимися требованиями современного общества.
Об эффективности предложенной системы свидетельствуют результаты проведенного автором педагогического эксперимента, которые показали рост количественных и качественных критериев сформирован-ности игровой культуры социального педагога. Таким образом, теоретический анализ показал, а проведенный эксперимент подтвердил, что целостность концепции формирования профессиональной игровой культуры достигается в том случае, когда теоретические знания в области игры и воспитательных возможностей досуга дополняются системой комплексных учебно-игровых тренировочных занятий.
Безусловно, процесс формирования игровой культуры социального педагога не приостанавливается с завершением образования, он может продолжаться еще длительное время, практически всю профессиональную жизнь, но есть все основания полагать, что навыки, закрепленные опытным путем, становясь частью общей культуры личности, могут стать вектором, предопределяющим дальнейшее направление путей обогащения или корректировки индивидуального игрового сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде чем подвести итоги, заметим, что экспериментальное поле не ограничивалось формирующим экспериментом. Апробация разрабатываемых в диссертационном исследовании положений проходила и в рамках докладов на научно-методических преподавательских конференциях, по результатам которых были опубликованы тезисы: - "Проблемы игровых методов обучения на факультетах культурологии"// Материалы межвузовской научно-методической конференции: Современные технологии обучения в гуманитарном ВУЗе, / Активные формы обучения в высшей школе, 15-23 марта 1994г. -СПб.: СПбГУП, 1994.- вып. 8.; "Креативный потенциал и обучающий характер игровых методик в подготовке социальных педагогов". //Тез. докл. конференции преподавателей. / Научно-методические проблемы подготовки специалистов в ВУЗах культуры, СПбГАК, 26 марта 1996г. - СПб.: СПбГАК, 1996.; Была опубликована методическая брошюра для родителей - "Игры с газетой", вышедшая: СПб.: Умелец, 1992.; - Научная статья в сборнике трудов молодых ученых СПбГАК, вып. 3, 1994г. -"Обучающие занятия с детьми". - В 1995г. ФПК СПбГАК издано учебное пособие "Методика стимулирования творческих способностей игровыми средствами", объемом в 3, 25 п. л.
Результаты диссертационного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.
На современном этапе развития общества формирование игровой культуры специалистов сферы социально-культурной деятельности, наряду с общекультурологическими, педагогическими, экономическими, правовыми и другими аспектами обучения, является необходимым уеловием их профессиональной подготовки. Особую значимость этот фактор приобретает в рамках будущей деятельности социальных педагогов по работе с детьми и подростками, поскольку игра объективно считается приоритетным занятием этих возрастных групп.
Понятие "педагогической игры" в досуговой сфере чрезвычайно широко и способно распространиться на многие из видов профессиональной деятельности социального педагога при наличии в них специфически-игровых характеристик. Поэтому педагогически-игровая подготовка специалистов к работе в социальной сфере не должна ограничиваться рамками знаний и практических умений в области организации и проведения каких-либо конкретных развлекательных игр. Игровые характеристики различным видам социально-культурной деятельности способен придать специалист, обладающий универсальными технологическими игровыми навыками и психологической установкой на игровые методы взаимодействия с социальным' партнером.
Игровая подготовка такого специалиста эффективна лишь при использовании активных форм обучения, предполагающих: возможность опытного освоения и самостоятельного закрепления игровых навыков, применимых в поле разносторонних видов будущей профессиональной деятельности, на основе стимулирования творческого потенциала личности каждого из студентов. Одновременно игровая культура социального педагога определяется не только факторами технологическими -приобретенными специфичными игровыми навыками, но и воспитательными обязательствами, предполагающими возможность опосредованной коррекции личности социального партнера в соответствии с этическими принципами педагогической игры и системой нравственных императивов.
Креативный и коммуникативный потенциалы игрового процесса и их обучающий характер позволили сделать вывод о том, что ведущим л средством обучения такого специалиста способна выступить сама игра. Во-первых, как цель обучения - знание игр и навыки их организации необходимы при подготовке к работе со всеми группами и слоями населения. Во-вторых, как технология обучения, ибо игра предоставляет возможности стимулирования творческого потенциала будущего специалиста. В-третьих, как фактор, обеспечивающий прикладную сторону обучения, поскольку игра способна предоставить экспериментальное поле учебно-практической деятельности,
Поиск необходимой модели учебных занятий привел к заключению, что ею должна стать система игрового учебного тренинга, предполагающего неоднократный и многовариантный повтор различных игровых элементов, придумываемых, разрабатываемых или моделируемых студентами в соответствии со своими индивидуальными способностями. Такой способ обучения адекватен профессиональным социокультурным технологиям и учитывает, с одной стороны, цели обучения будущих специалистов технологическим игровым навыкам, а с другой - обеспечивает условия становления психологической установки на их использование в социальной среде.
Эксперимент подтвердил, что предлагаемая нами система учебно-игрового тренинга на основе разработанных принципов моделирования игровых приемов: принципа контрастности игрового материала; принципа информативности и повторяемости; принципа персонифицированно-образной идентификации; принципа эмоционально-стрессового погружения в игровую ситуацию; принципа взаимодействия и взаимодополняемости "игровых миров" ( реального и ирреального); принципа ассоциативно-образного мышления; принципа "семантической парадоксальности" вербального материала; принципа провоцирующего игрового диалога; принципа комплиментарности коммуникативного пространства игры и принципа свободного сюжетно-ролевого сомоопределения, -развивает и формирует как те способности или качества личности, на стимулирование которых ориентирован конкретный блок учебного тренинга, так и сопутствующие, в конкретном задании не определяемые в качестве целевых. Повышается способность к мобильному востребованию образа или нужной информации; к органичному существованию в возможных стрессовых ситуациях игры; стимулируется ассоциативно-образное мышление; нарабатываются умения свободной манипуляции реальным и метафорическим игровым пространством и словом; закреп^ ляются навыки проектирования диалогической ситуации с параллельным обеспечением комплиментарного игрового поля, развивается способность к ролевой многофункциональности.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Бибарцева, Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург
1. Александрова М. Детские игры. / Душевная жизнь детей. Под ред. проф. А.Ф.Лазурского и проф. А.П.Нечаева. М.: Польза, 1910.- 283с.
2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М. : Знание, 1982. 96с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 322с.
4. Аникеева Н, П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987. -143с.
5. Апрашуев A.B. Рукотворение души. М.: Знание, 1986. 96с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.; Ис-во. -1974. 392с.
7. Арро Т. Игра как способ моделирования действительности. / Проблемы практической психологии. Социально-психологические исследования. Таллинский пед. ин~т. им. З.Вильде.: 1984. С. 22-29.
8. Бек-де-Фукьер Л. Игры древних. Их описание, происхождение и отношение к рлигии, истории, искусствам и нравам. Киев, 1890.-220с. 10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л. : Лениздат, 1992, 400с.
9. И. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1994. 224с.
10. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М. : Просвещение, 1989.- 176с.
11. Богомолова И. Н. Ситуативно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М. ; Просвещение, 1977. С.183-204.
12. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 96с.
13. Большаков В.П. Парадоксы безличного творчества // Вопросы философии, 1982, N 10, С. 144-151.
14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск : Наука /сибирское отделение/, 1989. 190с.3 7. Бюлер К. Теория языка. Пер. с нем. М. : Прогресс-Универс, 1993. 528с.
15. Вагнер Г. Детское веселье. Сборник всевозможных игр, развлечений и занятий, в комнатах и на открытом воздухе, летом и зимой. М. : 1901. 251с.
16. Валлон А.П. Психическое развитие ребенка. Пер. с франц. М.: 1913, 196с.
17. Вахтеров Б. П. Основы новой педагогики. Гл.6, Раздел 4: "Игры", М. : 1913. С. 446-499.
18. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. 173с.
19. Вольперт И.Е. Игровая психотерапия. / Руководство по психотерапии. Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент.: 1979. С.232-245.
20. Воробьев H.H. Некоторые методологические проблемы теории игр. // Вопросы философии. 1966, N 1, С. 93-103.
21. Воспитание детей в игре, / Под ред. Д.В.Межерицкой. М.: Просвещение, 1979. 175с.
22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991. 93с.27, Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Стенограмма лекции 1933г. // Вопросы психологии, 1966, N 6, С. 62-76.
23. Выготский Л.С. Психология искусства. / Общ. ред, В. В.Иванова. Изд. 2-е, испр. и доп. -М. : Ис-во, 1968.- 576с.
24. Галендеев В.Н. Групповые занятия сценической речью. / Научно -методическая разработка для слушателей ФПК. Л. : ЛГИТМиК. 1983.- 63с.
25. Гарибян С. Школа памяти: Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. СПб.: Maxima, 1993.- 78с.
26. Гинсбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Новосибирск : Наука /сибирское отделение/, 1987. С. 57-64.
27. Гиппиус C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. / Учебно-методическое пособие к урокам актерского мастерства. М-Л.: Ис-во. 1967. 295с.
28. Глязер С.В. Познавательные игры. М.: Трудрезервиздат, 1951. 144с.
29. Горбачев Ю.А. Искусство и игра. Принципы исследования их взаимосвязи. / Диалектика взаимодействия природы и общества. Л.: ЛГУ. С. 68-75.
30. Гордон Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М.: Педагогика, 1971. 200с.
31. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политическая литература, 1989. 319с.
32. Гросс К. Душевная жизнь ребенка.Пер с нем. Киев, 1916.- 242с.
33. Даниленко 0.И. Культура общения и ее воспитание. Учебное пособие. Л.: ЛГиК им. Крупской, 1989. 100с.
34. Детские подвижные игры народов СССР. /Состав. А.В.Кенеман. Под ред. Т.И.Осокиной. М.: Просвещение, 1989. -239с.
35. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 30т. Л.: Наука,ленинградскоеотделение, 1972-1988гг.
36. Дранков В.А, Психология художественного творчества. Учебное пособие. Л.: ЛГиК им. Крупской, 1991. 78 с,
37. Двоскина Ю., Метлов Н. Ритмические упражнения и игры. М, : 1927. 50с.
38. Евреинов Н.И. Театр у животных. Л.: 1924. 72с.
39. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. 365с.
40. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М.; Искусство, 1972. 304с.
41. Жигун A.M.К анализу особенностей рефлексии в игровой деятельности. /Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 32-41.
42. Жукова А. Помогите смешным рисункам. М. : Просвещение, 1966. 100а
43. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: Педагогика, 1963. 319с.
44. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: 1880. 610с.
45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986,- 128с,
46. Зеньковский В. В. Предисловие к русскому изданию книги К.Гросса мдушевная жизнь ребенка". Киев, 1916. С, 3-12.
47. Игра в педагогическом процессе. / Межвузовский сборник научных трудов- Под общ. ред. Аникеевой. Новосибирске НГПИ, 1989.-123с.
48. Игра и обучение. Отчет симпозиума, организованного в Париже в 1985г. // Перспективы, 1987, N 1, С. 42-44.
49. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, Сиб. от-ние, 1987. 228с.
50. Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательномуобучению детей 2-7 лет на основе методики Н.А.Зайцева. СПб: СОВА, 1993. 75с.
51. Игры народов СССР / Сост. Всевлодский-Генгросс, В.С.Ковалева, Е.М. Степанова. М-Л.: АСА0ЕМ1Я, 1933. 563с.
52. Игры народов СССР: сборник./ Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев. М. : Физкультура и спорт, 1985. 269с.
53. Игры: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В.Петрусинского. М-: Новая школа, 1994. 368с.
54. Искусствоведение и психология художественного творчества. М. : Наука, 1988. 351с.
55. Исследование проблем психологии творчества. / Отв. ред. Я.А.Пономарев. М.: Наука, 1983. 336с.
56. Исупов Г. К. В поисках сущности игры. // Философские науки, 1977, N 6, С. 154-158.
57. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб., Фолиат, 1996. 155с.
58. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 315с.
59. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328с.
60. Капица 0. И. Детский фольклор: песни, потешки, сказки, дразнилки, сказки, игры. Изучение и собирание, обзор материала. Л.: Прибой, 1928. 222с.
61. Карнеги. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей; Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично; Как перестать бояться и начать жить: Пер. с англ. Л.: Лениздат, 1991. 708с.
62. Клаус Г. Философские аспекты теории игры. // Вопросы философии. 1968, N 8, С. 24-35.
63. Кнебель М.И. Поэзия педагогики, М,: ВТО, 1976. 526с.
64. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическаяпсихология на каждый день. М.; Новая школа, 1993, 327с.
65. Колоцца Д.А, Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. Пер. с итал. М. ; 1909. 226с.
66. Кон И. С. Открытие "Я\ М.: Политиздат, 1978. » 365с.
67. Кон И. С, Психология ранней юности. М. : Просвещение, 1989.-255с.
68. Котлер Ф, Видеоигры отрасль привлекательная, но не для всех. / Ф. Котлер. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.; 1990. С. В6-88.
69. Котляревский Ю.Л., Шанцер A.C. Искусство моделирования и природа игр, М.: Прогресс, 1992. 103с.
70. Кратохвил Милош В. Жизнь Яна Амоса Коменского. Пер. с чешского. М.: Просвещение, 1991. 191с.
71. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб.: Эйдос, 1992, 160с.
72. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. М. ,1918.- 214с.
73. Леви В. Нестандартный ребенок. СПб.: Питер, 1993, 254с.
74. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Плитиз-дат, 1977. 304с.
75. Леонтьев А.Н. Проблемы развия психики. М.; Университет, 1981. С. 436- 558.
76. ЛефеврВ.А., Смолян Г.А. Алгебра конфликта. М.; Знание,1968.- 63с.
77. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю. Н.Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб: Изд-во Ин-та образования взрослых совм. с из-вом "Тускарора", 1996, -175с.
78. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1978.- 144с. £4. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127с.\ I
79. Льюис Р.Д., Райфа X. Игры и решения. Пер.с англ. / Под ред.
80. Д.Б.Юдина, предисл. А.А.Ляпунова. М.: Иностранная лит-ра, 1961. 642с.
81. Лзндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер.с англ. М.: Международная педагогическая академя, 1994. 368с.
82. Марц В. Г. Беседы по теории и методики игры. М.: Новая Москва, 1925. 299с.
83. Массару Ибука. После трех уже поздно. Пер. с англ.М.: Русслит, 1992. 80с.
84. Матюшкин А.Н. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. -128с.
85. Матюгин И. > Рыбникова И. Запоминание цифр. Книга по развитию образной памяти у детей. М.: Эйдос, 1992, 80с.
86. Массовое действо. Сценические игры. / Под ред. Н.И.Подвойского. М. : Госиздат, 1929. 158с,
87. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и тврческие способности. М. : Знание, 1981. 96с.
88. Мелик-Пашаев А,А., Новлянская 3,Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987. 126с.
89. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителей. ML: Просвещение, 1982.- 191с,
90. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. 160с.
91. Мнацакян Л.И. Личность и оценочные способности старшекласни-ков. М.: Просвещение, 1991. 189с.
92. Моделирование игровой деятельности. / Моделирование психической деятельности. М. ; Мысль> 1969. С. 178-184.
93. Моделирование педагогических ситуаций. / Под ред. Ю.Н. Ку~ люткина, Г.С.Сухобской и Я, И.Петрова, М. : Педагогика, 1981.- 120с.
94. Мулыхин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. М.: ВНМЦ НТ и КПР им. Крупской.1987. 40с.
95. Мусихин А.К. Логика или фортуна? Игры для всех. Л.: Человек, 1990, 191с.
96. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб.: Знание, 1992. 32с.
97. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. 160с.
98. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра: изучение элементов психотехники актерского мастерства. М.: Советская Россия, 1969. 172с.
99. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. 280с.
100. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Университет, 1981. 181с.
101. Овшин К.К. Введение в общую методику организации досуга. СПб.: СПбГАК, 1994. 55с.
102. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. М. : Наука, 1983. 160с.
103. Опыты православной педагогики. / Сост. А.Стрижев и С.Фомин. М: Лит. учеба, 1993. 240с.
104. Основы педагогического мастерства. /Под ред. док.филос.н., действ, члена АПН СССР И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989,- 302с.
105. Осорина М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей. / Этнические стереотипы поведения. Л.: Наука, 1985. С. 47-64.
106. Педагогика и психология игры. / Сб. научных трудов под ред. Н.П. Аникеевой. Новосибирск, 1985. 128с.
107. Первый съезд клубных работников /16-20 июля 1924г./. Тезисы, стенограммы докладов, протоколы прений, резолюции. М, : Госиздат, 1924. 386с.
108. ИЗ. Петрова А.Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову. / Культура сценической речи. М.; ВТО, 1979. С. 9-159.
109. Петровская Л. А., Петровский С. А. Теории игр и социология. //Вестник ЛГУ. 1968, С. 49-60.
110. Плавник Р.Н. Влияние музыкального игрового фольклора на детское творчество. / Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. С.
111. Платов В. Я. Деловые игры; разработка, организация, проведение, М.: Профиздат, 1991. 192с.
112. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские. СПб.: Историческое наследие, 1994. 388с.
113. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303с.
114. Пропп В.А. Морфология сказки. Изд. 2-е. М.: Наука, 1969. -168с.
115. Психодиагностика: теория и практика. / Сб. ст./ Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. стат, И.Ф. Талызиной. М. ; .Прогресс, 1986. -205с.
116. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасI1957. 148с.
117. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума / Под ред. А,В.Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. 351с.
118. Пушкин A.C. Полн.собр. соч. в 10 Т. Изд. 2-е. М. : Изд-во Академии наук СССР., т. 7, 1958. 765с.
119. Раабе Д. Игры и их влияние. // Курьер Юнеско, 1980, Февраль, С. 3-34.
120. Роб-Грие А. 0 несколько устаревших понятиях. / Называть вещи своими именами. Под ред. А.О.Андреева. М.: Прогресс. 1986.- С. 108-112.
121. Роговин А. Хочу сделать сам. / Пер. с англ, Л.Г. Волховитинова/.М. : Педагогика, 1984, 144с.
122. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1976. 212с.
123. Роль игры в детском саду, / Под ред. А.П.Усовой. М.: Педагогика, 1961. 152с.
124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.; Учпедгиз, 1946. 704с.
125. Руденецкий Е.В. Методика организации общения в массовом празднике: методические рекомендации культпросветработникам режиссерам и сценаристам массовых праздников. Кемерово, 1988. 100с.
126. Сакулина Н. Игра и формирование художетвенного образа, // Дошкольное воспитание, 1964, N 4, С. 69-71.
127. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верх.-Волжск, кн. из-во, 1990. -62с.
128. Селли Дж. Очерки по психологии детства. Пер. с англ. М. ,1901. 451с.
129. Сергеев В. Стать гением. Л.; Лениздат, 1991 221с.
130. Сикорский А.И. Воспитание в возрасте первого детства. СПб.: тип. А.Суворина, 1884. 203с.
131. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М. : Наука, 1975. 173с.
132. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. / Сборник статей. Пер. с англ. под ред. Л. А. Баренбойма, Л.: Музыка, 1970. -160с.
133. Слепцова И, С. Народные игры и их использование в воспитании. /Русские народные традиции и современность. М.: Наука, 1995, С. 54-72.
134. Смирнов E.H. Структура и временная организация игры. / Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 34-43.
135. Смолян Г.Л. Принципы исследования конфликта. // Вопросы философии, 1968, N 8, С, 35-42.
136. Соловейчик С.Л, Педагогика для всех. М,: Детская литература, 1989. 367с.
137. Соловейчик СЛ. Резервы детского "Я". М. : Знание, 1983.- 96с.
138. Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы. / Сб. научных трудов. М.: НИИ культуры, 1987. 178с.
139. Спенсер Г. Основания психологии, ч. 1-5. СПб,: 1897. 391с.
140. Спиваковская А. С. Игра это серьезно. М. : Педагогика, 1981.- 144с.
141. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 Т. М. : Искусство, 1954-1961., т 2, 1954, 424с., т 3, 1955, - 503с., т 4, 1957.-551с.
142. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. 64с.
143. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. М. : Педагогика, 1990. 124с.
144. Сухомлинский В.А. 0 воспитании. М. : Политическая литература, 1982, 269с.
145. Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб.: 1903. 178с.
146. Тейлор Э. История игр. // Новое время. 1898, т.2, N 21-22, С. 539-555.
147. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.- 319с.
148. Тисандье Г. Научные развлечения. Знакомство с законами природы путем игр, забав и опытов, не требующих специальных приборов. Пер. с франц. СПб, 1907. 353с.
149. Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного коллектива. Л.: ЛГиК им.Крупской, 1991, 71с.
150. Трансформация личности. Нейролингвистическое програмирование. Анализ и комментарии 0. Ксендзюк. Одесса: Хаджибей, 1995. -352с.
151. Удовольствие в игре. М.: Знание, 1983. 96с.
152. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. // Дошкольное воспитание, 1965, N 10, С. 79-84.
153. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре. //Философские науки, 1980, N 2, С. 69-70.
154. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. / Ред.-сост. Д.Л.Брудный, М. : Политиздат, 1991. - 350с.
155. Ушинский К,Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. т 2, М. : Просвещение, 1954. С. 313- 559.
156. Фауск Ф. Искусство и игра. М. : тип. Кушнеров и К, 1911. 71с.
157. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 Т. т 1, М. : Просвещение, 1955. 502с.
158. Филатова Е. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. СПб.: НИЦ "Сибирский хроногрыф" и АО "Питер", 1994. 283с.
159. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Пер. с нем. М. : Прогресс, 1992. 569с.
160. Фрес Поль, Пиаже Жан. Экспериментальная психология. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1975. 283с.
161. Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к антологии "Природа человека". / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с англ. и франц. / Сост. : Л. И. Василенко. В, Е, Ермолаева. М. : Прогресс. 1990. - С. 146-169.
162. Хаббарт Л. Рон. Проблемы работы, М. : А.О.Нью-Эра, 1994.- 164с.
163. Хараш А. Восприятие человека как воздействие на его поведение. /Психология межличностного познания. Под ред. А.Бодалева.
164. И.: Педагогика, 1981. С. 25-42.
165. Хейзенга Й. Homo ludens. Пер. с нидерл. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464с.
166. Холл Г.G. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. Пер. с англ. Петроград, 1920. 80с.
167. Холл Г.С. Очерки по изучению ребенка. Пер. с англ. М. : 1925. 144с.
168. Чаган Н.Г. Игры и творчество: теория, практика, проблемы. Кемерово: 1987. 173с.
169. Чистякова М. Н. Психогимнастика, /Под ред. М.И. Буянова. М. : Просвещение, 1990. 128с.
170. Чудновский В. Н., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М. : Знание, 1990. 80с.
171. Шаталов В. Ф. Точка опоры. М. : Педагогика, 1987. 160с.
172. Шацкий СЛ. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958. 430с.
173. Шведские спички как средство скоротать время. М. 1899.- 40с.
174. Шибутани Т. Социальная психология. Сокр.пер. с англ. В.В.Ольшанского. М.: Прогресс, 1969. - 535с.
175. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. 326с.
176. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры, М. : Новая школа, 1994. - 238с.
177. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. Пер.с нем. М.: Парсфаль, 1995. 251с.
178. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351с.
179. Эйнон Д. Творческая игра. Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995, 192с.
180. Эльконин Д.Б. Психология игры, М.: Педагогика, 1978.- 304с.
181. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве. // Современная драматургия. 1988, N 2, С. 244-255.
182. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Пер. с нем. СПб.: Институт Личности, 1994. 136с.
183. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское кн.из-во, 1991. 192с.
184. Якобсон П.М. Общение людей как психологическая проблема. М.: Знание, 1973. 32с.
185. Яновская М.Г, Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974, 128с.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
186. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.псих.н. М., 1971.- 15с.
187. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н., М., 1984. 23с.
188. Ершова А.П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началам художественной деятельности. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н., М., 1969.- 15с.
189. Иванова Л.М. Творческие комплексные игры как средство сплочения пионерского коллектива. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н., М., 1977. 17с.
190. Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника. Авт. дисс, на соиск. уч. ст. к. пед.н., Л., 1983. 16с.
191. Лазарева Л.Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования массовой культпросветработы. / На примере массового праздника/. Авт.дисс. на соиск. уч.ст. к. пед.н., Л., 1985. 16с.
192. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения детей со взрослыми от рождения до семи лет. Авт. дисс. на соиск, уч. ст. д. псих.н,, М., 1974. 36с.
193. Новикова Л. И, Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. псих.н., М., 1985, 17с.
194. Орлов A.A. Игровой элемент культурной деятельности. Авт. дисс, на соиск. уч. ст. к. социолог, н., М., 1990. 23.
195. Прядин А.П. Социальные и исторические основы игровой деятельности человека. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.философ.н,, М.л 1970. 22с.
196. Сейфулаев Б. С. Импровизационно-творческая игра как метод организации массовой культурно-просветительной работы. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н., Л.,1987. 15с.
197. Ткаченко А. И. Игра как средство формирования творческой индивидуальности младшего подростка. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н., И., 1977. 19с.
198. Тупичкина Е. А. Интеллектуально-развивающие игры как средство формирования способностей школьников младших классов к творчеству. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к.пед.н., М, 1987. 17с.
199. Фомин А.В. Роль коммуникативных умений в процессе педагогического взаимодействия преподавателя со студентами. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н. Л., 1978.- 17с.
200. Яшвили 3.Д. Реализация воспитательных возможностей фольклора в массовой культурно-просветительной работе. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н., Л., 1983. 16с.1. ДИССЕРТАЦИИ
201. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры / типология и историко-культурологический анализ/. Дисс. на соиск. уч.ст. д. философ. н., СПб., 1994. 381с.
202. Добринская Е. И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ, н., Л., 1975. -179с.
203. Пономарев В. Д. Формирование и реализация игровой культуры личности в условиях праздничного досуга. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н., СПб. f 1992. 159с.
204. Протанская E.G. Воспитание как диалог и формирование субъекта культуры. Дисс. на соиск. уч. ст. д.философ.н., СПб., 1994. -332с.1. СЛОВАРИ
205. Большая Советская энциклопедия: в 30т. М, : Сов. Энциклопедия,1970-1978, Т. 10. Ь92с.
206. Даль Вл. Толковый словарь: в 4-х т. М. : Гос. из-во иностр. и нац. словарей., 1955. Т. 2 779с.
207. Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка. //Семиотика/ Под ред. Ю.С.Степанова, М.: Радуга, 1983.- 636с.
208. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989,- 477с.
209. Краткий психологический словарь. М. : Политиздат, 1985.-431с.
210. Новаторов В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник, Омск: Алт. гос. ин-т культуры. Омский фил., 1992. 182с.
211. Психология: Словарь / Под общ. ред.Петровского А. В. 2-е изд. испр. и допол. М.: Политиздат. 1990.- 494с.
212. Словарь античности: Пер. с нем. М. : СП "Внешсигма", 1992,-704с.
213. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.- 608с.
214. Словарь русского языка: в 4т,, М.: Русский язык, 1985. 1.1, -702с,
215. Философский словарь. М.: Политиздат, 1980.- 446с.
216. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Изд. 2-е допол. М. ; Просвещение, 1971.- 542с.