Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Сумин, Юрий Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2007
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности"

На правах рукописи

Сумин Юрий Михайлович

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОДЮСЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 13 00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург 2007

003176313

Работа выполнена на кафедре менеджмента и экономики культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель доктор культурологии, профессор

С В Перминова

Официальные оппоненты доктор культурологии, профессор

А С Ласкин

кандидат педагогических наук, доцент Ф М Козлов

Ведущая организация - Московский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится 11 декабря 2007 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210019 02 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб, 2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Автореферат разослан « 9 » ноября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

Т М Казовская

I. Общая характеристика работы

Актуальность данного диссертационного исследования определяется широким кругом проблем и рядом противоречий между потребностью современной социально-культурной практики в продюсерах, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов, необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих продюсеров в процессе вузовской образовательной деятельности и отсутствием стройной системы, ориентированной на воспитание их коммуникативной культуры, наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности в учебных программах подготовки продюсеров и отсутствием интегрированной системы дисциплин, ведущих к усовершенствованию последней, значительным научным фондом знаний по проблеме деловой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных методик эффективного совершенствования коммуникативной компетентности будущих продюсеров

В начале XXI века динамичные и сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли коммуникаций в социальной экономической, политической и других сферах деятельности От успешности коммуникаций зависят процессы производства и потребления социально-культурного продукта Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интеграционно-коммуникативного потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, экономики, производства, предпринимательства и других областей Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированности коммуникативной культуры Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте

Ключевую роль в решении задач формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ воспитания и развития коммуникативных компетенций Сложившаяся система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют Низкий уровень коммуникативной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптаци: вым производственным условиям, возникновению межличностных ко

у

тов, снижению уровня удовлетворенности социально-культурной деятельностью

Объект исследования, коммуникативная культура продюсера социально-культурной деятельности

Предмет исследования педагогический процесс формирования и развития коммуникативной культуры продюсера

Цель диссертационного исследования — разработка модели оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности

Основные задачи исследования:

1 Раскрыть содержание коммуникативной культуры в социально-культурной деятельности

2 Охарактеризовать основные направления и структуру профессиональной деятельности продюсера

3 Выявить проблемы формирования коммуникативной культуры продюсера

4 Проследить тенденции развития технологий формирования коммуникативной культуры продюсера в социально-культурной деятельности и выработать требования к коммуникативной компетентности продюсера

5 Обосновать и апробировать модель формирования коммуникативной культуры в образовательной деятельности вуза

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социальной коммуникации исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов В систему социально-коммуникационного знания можно объединить следующие науки философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе можно отнести лингвистику, литературоведение, искусствознание, журналистику Довольно отчетливо выражена проблематика социальной коммуникации в социологии и социальной психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века Рекламное дело, паблик рилейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в социологическом, психологическом, а также педагогическом обосновании Исследование социально-коммуникационных проблем представляют такие культуроведческие науки, как социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации

Исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (JIП Буева, М С Каган, А А Леонтьев, Б Д Парыгин, А В Соколов), в которых общение выделяется как вид человеческой деятельности Рассматривая коммуникативную культуру, как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М С Каган, Э С Маркарян, Э В Соколов, трактуют культуру, как специфический человеческий способ

деятельности и вводят понятие «культуры общения» Понятия «общение», «коммуникация», рассматриваются с позиций деятельностного подхода, а именно деятельности в процессе социального взаимодействия Рожденные социальной коммуникацией процессы социализации, инкультурации, воспитания, ведущие к развитию личности, исследуются в работах С Н Иконниковой, М С Кагана, А В Соколова, Б А Титова

Коммуникативное развитие личности определяют, как основную цель образовательной деятельности такие авторы, как А А Бодалев, А В Петровский, Б Д Парыгин Возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются Н А Березовиным, Л К Грицюк, М С Коб-зевым, Д И Романовым

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культур-но-досуговой деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры личности рассматриваются в работах М А Ариарского, Г М Бир-женюка, А Д Жаркова, Ю Д Красильникова, Н Ф Максютина, А П Маркова, А П Панфиловой, Ю А Стрельцова, А А Сукало, В Я Суртаева, П П Терехова, В Е Триодина, Г Л Тульчинского

Несмотря на глубину и ширину вышеуказанных исследований, проблема формирования коммуникативной культуры будущего продюсера в системе высшего профессионально образования до настоящего времени изучена недостаточно, а практические курсы и тренинги, если и ведутся, то не всегда учитывают комплексную систему их внедрения и прохождения через все годы обучения Указанные выше исследования подробно характеризуют функции и содержание коммуникативной культуры личности, выявляют общие закономерности ее формирования, определяют интерактивные методики в развитии коммуникативной компетентности специалистов социально-культурной деятельности Полученные в этих работах результаты могут послужить теоретической и эмпирической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры продюсеров их подготовки в условиях вуза

Гипотеза исследования Педагогический процесс профессионального становления продюсера социально-культурной деятельности в рамках образовательного пространства вуза будет эффективен если

1 Профессиональная модель деятельности продюсера строится на основе единства владения административно-организационными навыками создания, сохранения и распространения культурных ценностей и художественно-содержательными технологиями социально-культурной деятельности

2 Коммуникативная культура продюсера формируется интерактивными методами организации образовательного процесса, построенными на органичном синтезе педагогических, психологических, драматургических и режиссерских знаний

3 Мастерство профессиональных коммуникаций продюсера приобретает естественно-рефлекторные формы

Методология исследования. Учитывая сложность рассматриваемого явления, лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным выводам Исследование основано на достижениях науки в различных отраслях социально-гуманитарных знаний и синтезе передовых педагогических технологий в формировании коммуникативной культуры, требующих корректировки образовательных программ Обязательным условием корректировки образовательных моделей выступает единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку практической социально-культурной деятельности, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса При этом, образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре, что определило теоретическую базу научной работы

Идеи и концепции, положенные в основу диссертационного исследования положения теории развивающего обучения (Л С Выгодский, В В Давыдов, Л В Занков), обобщенные идеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идеи диалога, сотворчества, соучастия в педагогическом процессе (А Б Добрович, Л А Петровская, А П Панфилова), положения социологии, культурологии, педагогики, о социокультурной и коммуникативной направленности профессии в системе деятельности «человек-человек», концепция социокультурной деятельности, как важнейшего резерва оптимизации воспитания коммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки

Методология исследования исходила из системного анализа профессиональной деятельности продюсера, в рамках которой коммуникативная составляющая представляется как одна из базовых

Предмет, цели, задачи диссертационного исследования определили методы исследования: анализ научной и учебной педагогической, психологической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью продюсера и формированием коммуникативной культурой личности, анализ содержательных учебно-воспитательных процессов формирования коммуникативной культуры в вузе

Ведущими методами исследования, представленными поисково-констатирующим (диагностическим) и формирующим социально-педагогическим экспериментом, выступали

- прямое и опосредованное наблюдение,

- профессиональная и общественная экспертная оценка,

- изучение объективной документации

Экспериментальной базой исследования стали факультет искусств, факультет режиссуры и продюсерского мастерства, факультет народно-исполнительского искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, факультет журналистики и массовых коммуникаций Европейского университета Молдовы

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении десяти лет (1995-2005 гг)

На первом - диагностическом этапе (1995—2001 гг) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к исследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилось предварительное обследование объекта исследования В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальных программ и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации, проведен ряд эмпирических экспериментов

На втором - аналитическом этапе (2001-2003 гг ) осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе факультета искусств, где апробировались и адаптировались разработанные креативные методики по формированию коммуникативной культуры в программах курсов «Воспитание коммуникативной культуры и псхогигиена общения», «Психология продюсерской деятельности», «Искусство деловых и общественных связей», «Коммуникативная культура продюсера» Было проведено исследование среди студентов факультета, позволяющее определить уровень развития их творческих способностей, характер мотивации, а также личностные особенности коммуникативной культуры Разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытно-экспериментальной работы Разработана и адаптирована программа, оптимизирующая процесс развития коммуникативной культуры будущих продюсеров

На третьем - формирующем этапе (2003-2006 гг ) осуществлен анализ данных опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы полученные результаты, дана оценка результатов развития коммуникативной культуры, проведена качественная и количественная обработка материалов, анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовлена окончательная редакция текстов диссертационного исследования В итоге была разработана и апробирована программа оптимизации процесса формирования коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности, проанализирована ее педагогическая эффективность и перспектива внедрения На защиту выносится

1 Понятие коммуникативной культуры продюсера как совокупности убеждений, ценностей, правил и установок, определяющих процесс целесообразного взаимодействия продюсера с субъектами его профессиональной деятельности Коммуникативная культура как открытая социально-культурная система включает следующие составляющие

- соответствие поведения продюсера к ситуационному контексту,

- уважительные отношения продюсера с участниками социально-культурной деятельности,

- открытость и вовлеченность продюсера во взаимодействие со всеми участниками творческого процесса подготовки проекта,

- способность продюсера к построению коммуникации с учетом преодоления возможных социально-психологических барьеров,

- развитие межличностных отношений на основе взаимопомощи и взаимовыручки для достижения целей проекта,

- естественность, органичность, ненавязчивость общения, порождающие благоприятную психологическую атмосферу

Содержание коммуникативной культуры позволило самостоятельно выделить и определить педагогику коммуникативной культуры, которая понимается как процесс формирования и развитая знаний, умений и навыков социальной коммуникации Педагогика коммуникативной культуры призвана воспитывать коммуникативные компетенции, являющиеся одной из ведущих составляющих социально-культурной деятельности продюсера

2 Понятие коммуникативной компетенции, как универсальной базовой дефиниции коммуникативной культуры продюсера Эта компетенция проявляется в его поведении и реализуется на ценностном, психологическом, педагогическом, культурном уровнях

3 Основа профессиограммы продюсера, которая определяется находящимися в постоянном взаимодействии между собой составляющими целями и задачами, тактикой и стратегией его профессиональной деятельности, личностными качествами Весь комплекс функциональных ролей продюсера реализуется в интеграции административно-управленческих навыков и знаний технологии художественной социально-культурной деятельности Роль коммуникативной культуры заключается в установлении коммуникативных регуляторов поведения для формирования эффективной продюсерской деятельности

4 Технология выявления коммуникативных ограничений в деятельности продюсера, которая включает анализ конкретной ситуации, определение социально-психологических барьеров, требования адаптации к ситуации

5 Модель оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности включает

- разработку профессиональных компетенций продюсера, включающих цели, направление и этапы его деятельности,

- определение комплекса функциональных ролей и сферы коммуникативных контактов продюсера,

- выявление коммуникативных ограничений в профессиональных ситуациях деятельности продюсера,

- разработку коммуникативных компетенций и выявление коммуникативных регуляторов поведения продюсера,

- использование в учебном процессе интерактивных, креативных технологий для формирования коммуникативной культуры продюсера, в основе которых лежат знания психолого-педагогических принципов общения, социальных и экономических отношений, законы драматургии, ораторского искусства, режиссерского анализа и проектирования ситуации на всех этапах деятельности продюсера,

- постоянное совершенствование коммуникативной культуры преподавателей, владеющих инновационными образовательными методиками и работающими в режиме инновационного саморазвития,

- отслеживание показателей формирования коммуникативной культуры на протяжении всего процесса подготовки продюсеров в образовательном пространстве вуза

Научная новизна определяется интеграцией педагогического, психологического, культурологического, искусствоведческого и управленческого подходов к комплексному решению проблем формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной деятельности

В результате исследования

- выявлена сущность коммуникативной культуры как открытой системы, в которой педагогика коммуникативной культуры рассмотрена как процесс формирования, воспитания, развития и образования знаний, умений, навыков социальной коммуникации,

- дано определение профессии продюсера как руководителя или доверенного лица компании, осуществляющего идейно-художественное и организационно-финансовое руководство, и контроль над производством, хранением и распространением культурных ценностей, что требует высокого знания технологий художественной социально-культурной деятельности и административно-управленческих умений по созданию и реализации социально-значимых проектов,

- обоснованы профессиональные компетенции продюсера, определяющие проектную, планово-производственную, производственно-организационную, координационную, управленческую, коммуникативную и личностную деятельности,

- определены основные этапы деятельности продюсера при подготовке проекта разработка идеи, материальное и финансовое обеспечение, подбор художественно-постановочного, творческо-исполнительского и технического персонала, производство художественных ценностей и их реализация, систематизированы барьеры коммуникативной деятельности продюсера и определено его рациональное поведение по их преодолению,

- теоретически обоснована программа и практически апробирована авторская интегративная модель формирования коммуникативной культуры продюсера, отражающая специфику педагогического понимания феномена коммуникативной культуры

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа полученных автором результатов

1 Обосновано содержание коммуникативной культуры в профессиональной деятельности продюсера

2 Определены функции и содержание деятельности продюсера, в отличие от предпринимателя, администратора, менеджера

3 Предложена диагностика коммуникативных трудностей и намечены пути преодоления барьеров общения в профессиональной деятельности продюсера

4 Представлена модель коммуникативных компетенций продюсера

5 Внедрена и апробирована программа тренинговых практических занятий, активизирующих коммуникативно-творческие способности личности на основе креативных технологий Разработана программа проведения практики продюсеров социально-культурной деятельности, стимулирующая инновационную и коммуникативную активность студентов в процессе адоптации к различным производственным этапам и ситуациям социально-культурной деятельности

6 Разработана программа курса «Коммуникативная культура продюсера», обогащающая социально-психологическую группу дисциплин интерактивными методами и формами образовательной деятельности, включающая систему практических, индивидуальных и тренинговых занятий

Апробированная на факультете режиссуры и продюсерского мастерства СПбГУКИ в режиме педагогического эксперимента программа «Коммуникативная культура продюсеров» может быть использована для оптимизации содержательных, технологических сторон образовательного процесса в вузах культуры и искусств при формировании учебных планов, программ курсов и корректировки учебно-воспитательной политики

Дальнейшие научные исследования коммуникативной культуры могут касаться проблем применения методик ее формирования в различных областях производственной деятельности Сами методики могут быть исследованы и трансформированы с учетом введения новейших технических средств в образовательный процесс Особый интерес представляют исследования внедрения инновационных методик формирования коммуникативной культуры в образовательный процесс постдипломного профессионального образования, что поможет поднять и расширить уровень общенациональной производственной культуры в целом

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования, целенаправленной организацией педагогического эксперимента, результаты которого позволили уточнить теоретические позиции и скорректировать методические рекомендации Обоснованность выводов подтверждается собственным тридцатилетним опытом работы диссертанта в качестве преподавателя творческих и управленческих дисциплин на факультетах искусств, режиссуры и продюсерского мастерства, народно-инструментального искусства, а также двадцатипятилетней практической деятельностью на административных должностях в учреждениях культуры и искусства Санкт-Петербурга

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись по ряду направлений, включающих опубликование результатов исследования в печати, проведение тестирований и интерактивных семинаров по результатам изучения студентами курсов «Искусство деловых и общественных связей», «Воспитание коммуникативной культуры и психогигиена общения», «Коммуникативная культура продюсеров» на различных

факультетах СПбГУКЙ и факультете журналистики и публичной коммуникации Европейского университета Молдовы, практическую деятельность автора по развитию коммуникативной культуры студентов в период прохождения производственных практик в учреждениях культуры и искусства Санкт-Петербурга, в результате которой была разработана и апробирована программа производственной практики продюсеров социально-культурной деятельности, реализующая коммуникативные знания, умения и навыки

Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений

II. Основное содержание работы

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, охарактеризовано состояние и выявлена степень научной разработанности, определяются объект и предмет, формулируются цель, гипотеза, задачи и методы исследования, обосновывается его достоверность, подчеркивается его теоретическая и практическая значимость

В первой главе - «Коммуникативная культура как фактор профессиональной деятельности продюсера» рассматриваются исследования коммуникаций различными науками, особенности профессиональной деятельности продюсера, его коммуникативно-личностный потенциал, определяется специфика, содержание и проблемы формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной деятельности

Первый параграф «Сущность и природа коммуникативной культуры» посвящен определению понятий культуры, коммуникации, общения и рассмотрению их особенностей различными науками В параграфе рассматриваются понятия коммуникация и общение как эквивалентные Исследуются особенности перцептивной, интерактивной, коммуникативной сторон общения Раскрываются понятия социальной ситуации, вопросы конструирования, интерпретации, значения самопрезентации в коммуникативной культуре, специфика и основные аспекты обмена информацией Определены особенности устной коммуникации При рассмотрении педагогического процесса определяются познавательная, побудительная, экспрессивная цели Для достижения этих целей содержание педагогических коммуникационных сообщений должно включать знания, умения, стимулы, эмоции Обязательным условием коммуникации в педагогике является процесс двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию Дается определение педагогики коммуникативной культуры, целью которой является формирование коммуникативных компетенций Педагогика коммуникативной культуры - это процесс воспитания, формирования, развития и образования знаний, умений и навыков социальной коммуникации Коммуникативная компетентность определяется, как способность человека устанавливать и поддерживать необходимые контакты Исследуется ее зави-

симосхь от индивидуальных, личностных свойств человека жизненного опыта, сферы деятельности, интересов, склонностей, эмоциональной восприимчивости, мировоззрения, статуса и от культуры личности в целом Тем самым подтверждается идея культурологического подхода в образовании (М А Ариарский, Р М Грановская, А Б Добрович, Л А Петровская, И Ф Харламов) и определяется коммуникативная культура как совокупность правил, знаний и установок, необходимых для опосредованного, целесообразного взаимодействия партнеров Определены общие факторы коммуникативной культуры ориентация в ситуации, умение подчинять свое поведение нормам и правилам коммуникаций в данной общности, умение помочь собеседнику, если его общение не соответствует ситуации Определены базовые составляющие коммуникативной культуры ситуативная уместность поведения, уважительное отношение к партнеру, открытость, способность передавать свои сообщения доступным и понятным образом, развитие межличностных отношений на основе взаимопомощи и вежливости Коммуникативная культура продюсера определяется как совокупность убеждений, ценностей, правил и установок, определяющих процесс опосредованного, целесообразного взаимодействия продюсера с субъектами его профессиональной деятельности Сформулированы умения и навыки, составляющие коммуникативную культуру продюсера Рассмотрены направления социально-культурной деятельности продюсера Подчеркивается, что фундаментом для формирования и развития коммуникативных компетенций будут являться личностные, ценностные и культурные установки, определяющие внимание, понимание и доверие

Во втором параграфе «Особенности коммуникативной деятельности продюсера» рассматривается профессиональная работа продюсера социально-культурной деятельности, его функции и коммуникативные контакты на всех этапах реализации продюсерского проекта Функции продюсера рассматриваются в соответствии с этапами профессиональной деятельности поиском художественной идеи, подбором постановочной и творческой бригады, обеспечением финансирования, организацией производства культурного продукта и его реализацией На каждом из этих этапов продюсер играет ситуативную роль, которая зависит от должностных обязанностей, определяющих его служебное поведение Синтез этих ролей определяет объем работы продюсера, функциональное распределение которых по этапам производственной деятельности автор представил в исследовании в таблице «Коммуникативные контакты продюсера по ролевым функциям на различных этапах творческой деятельности»

В исследовании проводится сравнительный анализ функциональных обязанностей предпринимателя, менеджера, продюсера Это позволяет автору придти к выводу, что профессия продюсера включает в себя функционально-должностные обязанности предпринимателя и менеджера Для профессии продюсера характерен не только финансовый риск, свойственный предпринимателю, и административно-управленческий аспект, свойственный

менеджеру, но и глубокое знание технологий создания художественного продукта и критериев его оценки

В третьем параграфе «Коммуникативно-личностный потенциал социально-культурной деятельности продюсера» определяются критерии взаимодействия, виды и формы межличностной коммуникации в социально-культурной деятельности, выявляются стратегия и тактика продюсерского общения Выявлены функции общения в социально-культурной сфере связующая, формирующая, подтверждающая, формирования и развития межличностных отношений, внутриличностная функция, которые реализуются в процессе творческого труда продюсеров Намечена стратегия коммуникации в социально-культурной сфере Установлены критерии раскрытия коммуникативно-личностного потенциала продюсера Психолого-педагогическими показателями успешности межличностной коммуникации в социально-культурной сфере являются импровизационность, естественность поведения, хорошая саморегуляция и удовлетворенность общением Определена функция невербальной коммуникации

Обоснована техника раскрытия коммуникативно-личностного потенциала продюсера, с учетом уровня его компетенций Автор приходит к выводу, что процесс выработки и поиска оптимального поведения в деловых контактах требует специальных знаний, умений, навыков, которые составляют коммуникативную компетентность продюсера При этом подчеркивается, что социально-культурный диалог, который является универсальной культурной формой общения и взаимодействия людей, может быть осмыслен как межличностный, межсубъектный и межперсональный

В четвертом параграфе «Социально-психологические трудности в продюсерских коммуникациях» рассматриваются коммуникативные ограничения, как барьеры, препятствующие развитию психологически комфортных отношений в профессиональной деятельности продюсера Под коммуникативным барьером, создающим ограничения в совместной деятельности, понимаются препятствия, затрудняющие эффективное общение или блокирующие его В качестве ключевых выделяются три группы ограничений коммуникации, связанные с особенностями организаторской и управленческой деятельности продюсера

Первую группу составляют коммуникативные ограничения, связанные с процессом вхождения личности в группу Вторую группу - коммуникативные ограничения, связанные с образованием, развитием и сохранением коллектива В третью группу включаются коммуникационные ограничения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности неумением точно, ясно выражать и аргументировать свои мысли проводить обсуждения, дискуссии, презентации

Невозможность достижения взаимопонимания между участниками творческого процесса является одной из причин коммуникативных ограничений и обусловлена отсутствием следующих факторов адекватного образа партнера, адекватной ориентировки в поведенческих особенностях собеседника, способности принятия роли партнера по общению, способности моделирования

внутреннего мира личности собеседника на основе внешних признаков, способности к овладению механизмами понимания мотивов поведения партнера, психологической совместимости коммуникантов, понимания особенностей ситуационного контекста Коммуникативные ограничения - это жестко блокирующие межличностную коммуникацию барьеры, возникающие при выпадении из общей структуры коммуникативного процесса того или иного структурного элемента Барьеры могут быть разделены по следующим видам психологические коммуникативные барьеры, барьеры индивидуально-личностных различий, выявленные в результате исследования личностных особенностей его участников

В первом виде коммуникативных ограничений, автор особо выделяет барьер манеры общения Даны рекомендации по организации и разрешению конфликтных ситуаций, определена стратегия и тактика по преодолению барьеров манеры общения

К барьерам индивидуально-личностных различий автор относит специфические барьеры общения, характерные для «тревожных» творческих личностей, постоянно неудовлетворенных признанием своих собственных талантов и достоинств

В заключение параграфа приведена таблица наиболее часто встречающихся коммуникативных ограничений в практике продюсера и намечено рациональное поведение для разрешения производственных ситуаций (см табл нас 15-16)

Многообразие различных подходов к определению коммуникативных ограничений позволяет автору не только достаточно широко рассмотреть трудности общения, но и наметить пути их преодоления Формирование коммуникативной культуры продюсеров должно происходить с учетом коррекции общения, строящейся на основе диагностики трудностей взаимодействия

Автор отмечает, что эта работа должна быть направлена не столько на отработку необходимых навыков общения, тренировку экспрессивно-речевых умений, сколько на коррекцию отношения к другим людям, преодоление внутренних конфликтов, активизацию самосознания К эффективным средствам обучения самоанализу, способствующему саморазвитию, в исследовании отнесены групповые социально-психологические тренинги Использование ролевых игр может способствовать поиску эффективных форм взаимодействия, закреплению ведущей к успеху модели поведения, выявлению межличностных и внутриличностных проблем и противоречий

Во второй главе «Педагогика коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности» рассматриваются современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера, организационно-практические и учебно-методические средства педагогики коммуникаций, приводятся авторские методики и анализируются результаты педагогического эксперимента

Таблица

Коммуникативные ограничения в практической деятельности продюсера

Ошибки, допускаемые продюсером

Возможные психологические барьеры

Требования к изменению ситуации

Рациональное поведение продюсера

Представление сценарной заявки руководителю по поводу нового продюсерского проекта без предварительной устной беседы с ним по данной проблеме

Смысловой барьер непонимания (неубедительность, сомнения, возражения)

Эмоциональный барьер боязнь личных неудобств

Устный доклад предшествует письменному В письменном докладе учитываются мнения руководителя

Спрогнозировать

- возражения вышестоящего руководителя

- причины возражений руководителя

основные точки соприкосновения управленческих позиций

- вовлечь руководителя в обсуждение своих предложений

В заявке или запросе на финансирование указаны только положительные аспекты продюсерского проекта

Настороженность Недоверие к аргументации Несерьезное отношение к автору нововведений

В заявке или запросе на финансирование объективно оценивается не только положительный аспект предложений, но и отрицательный

Завоевать расположение руководителя по отношению к себе как к серьезному аргу-ментатору

Лучше подготовить руководителя к тем возражениям, которые могут быть со стороны противников нововведений Обеспечить себе тем самым под держку руководителя при последующем обсуждении нововведений

Представив предложение по реализации нового проекта, продюсер торопит руководителя с ответом, проявляет нетерпимость, каждый раз при встрече спрашивает, прочитан ли доклад

Недовольство Раздражение Неприязнь к нижестоящему Возникновение установки на поиск только одних недостатков в представленном докладе

Предвзятость по отношению к возможным нововведениям

Необходимо дать возможность руководителю разобраться в представленных предложениях не спеша, тогда, когда у него есть для этого достаточно времени и желания

Проявить максимум терпения в ожидании ответа на свои предложения

Дождаться благоприятной ситуации для корректного напоминания руководителю об ожидании ответа на выдвинутые предложения Избегать упреков в адрес руководителя в том случае, если проект еще не рассмотрен

Продюсер пытается решать проблему организации зрителя как объективно назревшую, но субъективно еще не прочувствованную ни руководством, ни административным коллективом

Настороженность Подозрительность Недоумение Равнодушие Неприязнь к автоРУ

Прежде чем ставить и решать проблему необходимо выявить, «чья» это проблема, кто больше заинтересован в ее решении

Выявить «распределение сил» в возможном решении проблемы

Выявить на чье мнение и поддержку можно опираться Представить, что не все, кто заинтересован в решении проблемы, могуг реально помочь в случае необходимости

Знать людей, нейтрально относящихся к решению проблемы, ибо они могут в определенный момент примкнул, к оппонентам

Предложения высказываются в категорической форме на основе критики недостатков в творческой работе коллектива Недовольство Раздражение Несогласие Неприязнь Предложения о нововведениях высказываются руководителю в форме раздумий Щадить самолюбие руководителя Искать благоприятный момент для высказывания своих предложений Опираться на мнение вышестоящего руководства, высказывая свое мнение Использовать мнение непосредственного руководителя таким образом, чтобы новые предложения как-то перекликались и с его точкой зрения Помнить, что руководитель всегда ожидает компетентной помощи от подчиненных, а не лобовой критики своих недостатков

Пытается привлечь внимание начальника к себе, а не к своей работе, стараясь завоевать его симпатию Недоумение Осторожность Настороженность Внутренний конфликт в оценках личных и деловых качеств подчиненного (по типу симпатии-антипаши) Необходимо привлекать внимание начальника не к личным достоинствам, а к своей работе, так как он ценит прежде всего отношение работника к делу, умение его организовать Знать деловые интересы руководителя Представлять отчеты, учитывая деловые интересы начальника Давать ему информацию по интересующим его проблемам

Нарушение субординации путем подчеркивания своих дружеских отношений с руководителем в служебное время, особенно при присутствии равных по рангу подчиненных Недовольство Раздражение (скрытое) Желание поставить на место того, кто злоупотребляет дружбой Нельзя обнаруживать свои дружеские отношения с начальником в служебное время Необходимо соблюдать строгую субординацию с руководителем, чтобы его не обвинили в фаворитизме Скрупулезно соблюдать служебный этикет Не выходить за рамки своих прав и обязанностей в качестве подчиненного

Обращается к руководству через голову своего непосредственного начальника Недовольство Раздражение, возникающее в результате ощущения потери престижа Лучше заранее сообщать непосредственному начальнику о встречах с вышестоящим руководством Нельзя дискредитировать служебное положение своего начальника в его собственных глазах и в глазах вышестоящего руководства Получить разрешение на такую встречу у непосредственного начальника

В первом параграфе второй главы «Современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера» автором анализируется процесс оптимизации подготовки будущих продюсеров в вузах России, который требует изменения в содержании и технологических основах моделирования профессионально-образовательного процесса Автор определяет профессиональную компетентность продюсера, как некоторое подтвержденное право принадлежности к определенной профессиональной группе работников, признаваемое со стороны социальной системы в целом, коллегами, конкурентами Выделяя коммуникативную компетентность как одну из главных, автор подчеркивает, что она предполагает владение технологией построения эффективной коммуникации, т е рациональной ответственной дискуссии по достижению сотрудничества между партнерами Признаками коммуникативной компетентности являются показатели, обуславливающие степень сформированно-сти ее основных структурных компонентов теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин, коммуникативных и организаторских умений, самоконтроля в общении, умений продуктивно выходить из конфликтной ситуации, владение культурой речи, эмпатией

На стадии профессиональной подготовки продюсера должна быть реализована новая модель образовательного процесса Во-первых, она предполагает изучение коммуникативных дисциплин и разработку их содержания и методов Во-вторых - это выбор активных форм деятельности в процессе обучения и воспитания профессиональных умений, обеспечение атмосферы доброжелательности, непринужденности, гуманистической направленности образовательного процесса, предполагающей создание у каждого участника коммуникативного процесса установки на открытость, доверие, толерантность, правильное восприятие другого Третье условие выполнения поставленных задач - овладение современными информационными технологиями и техническими средствами с целью расширения профессиональных контактов На первом этапе педагогического эксперимента определяются участвующие в нем студенческие группы факультета искусств, факультета режиссуры и продюсерского мастерства Весь процесс исследования динамики формирования коммуникативных умений и навыков, длящийся с 2004 по 2006 г, подразделяется на три этапа подготовительный, развивающий, завершающий Исследования проводились на занятиях, контрольно-тренинговых уроках, индивидуальных собеседованиях методами тестирования, экспресс-опросов, контрольно-показательных игр и презентаций По результатам семинарских занятий и тестирования каждый участник оценивался по десятибалльной шкале, что позволило определить в процентах уровень освоения коммуникативной культуры на каждом этапе На первом этапе в процессе вхождения личности в группу, знакомства, адаптации студентов к новым условиям и требованиям тренинговых занятий, проводилось тестирование, позволяющее определить уровень коммуникативной и профессиональной культуры, преобладающий вид восприятия и исследовались внутригрупповые отношения

Экспресс-опрос по определению профессиональной успешности в про-дюсерской практике выявляет наличие профессионального практического опыта студентов и основную направленность коммуникативных ограничений (барьеров) Тест по определению ведущего органа чувств (перевод с польского С Ефремцевой) выявляет основную составляющую чувственных восприятий студента, что позволяет педагогу выбрать соответствующие организационно-практические и методические средства проведения занятий Оценка коммуникативных умений позволяет определить отношение к неудовлетворительным коммуникативным процессам, степень развитости восприятия собеседника Карта-схема Н Л Лутошкина характеризует проявление психологического климата, позволяет определить уровень сплоченности и предрасположенность к коллективной творческой деятельности в процессе занятий

Итоги первого подготовительного этапа эксперимента следующие сформированность коммуникативных умений (36%), коммуникативные навыки (23%), коммуникативные компетенции (27 %), внутригрупповые взаимоотношения (20%), удовлетворенность процессом обучения (35%), что говорит о недостаточном уровне развития коммуникативной культуры

Во втором параграфе второй главы «Учебно-методические и организационно-практические средства формирования коммуникативной культуры продюсера» рассмотрены средства воспитания коммуникативных качеств продюсера и наряду с интеграцией таких дисциплин как социальная психология, риторика, культура речи, этика, логика, конфликтология, определены цели и задачи курсов «Культура вербальных коммуникаций», «Коммуникативная культура разрешения конфликтов», «Коммуникативная культура управления» Разработаны тематический план и программа курса «Коммуникативная культура продюсера», формирующего умение психологически обосновано и ситуативно обусловлено вступать в общение, умение удерживать инициативу в процессе коммуникации, умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, эмоционально готовиться к коммуникативному процессу, преодолевать психологические барьеры

Представлена схема формирования коммуникативных компетенций продюсера, зависящих от полученных знаний, умений, навыков, самоорганизации преподавателя и интерактивных технологий обучения (см схему на с 19)

Выделены организационно-практические средства воспитания коммуникативных качеств продюсера, такие как групповая, мелко-групповая и коллективная организации обучения В педагогическом процессе рекомендуется использовать следующие методы организации общения беседы, переговоры, полемики, дискуссии, диалоги, дебаты, диспуты, круглые столы, коммуникативные игры и т д В тренинге профессионального коммуникативного взаимодействия эффективно применение методов ролевых, креативных игр, направленных дискуссий, психо-гимнастических упражнений Описывается проведение второго, развивающего, этапа педагогического эксперимента, посвященного исследованию темпов роста коммуникативных компетенций

Схема образовательного процесса формирования коммуникативных компетенций продюсера СКД

Культура Коммуника- Коммуника- Искусство

вербальных тивная культу- й тивная продюсерских

коммуникаций ра разрешения культура коммуникаций

конфликтов управления

Курсы образовательной программы

I

Образовательная программа: Коммуникативная культура продюсера

Высокое качество образования

=1

Знания, умения, навыки преподавателя

Самоорганизация

преподавателя (самоменеджмент)

I

Владение инновационными образовательными методиками

Внедрение интерактивных технологий обучения

Основа образовательного процесса - профессиональные компетенции преподавателя

С целью определения уровня развития коммуникабельности студентов проводилось исследование на основе теста В Ф Ряховского «Оценка уровня общительности» и тестовой карты коммуникативной деятельности А А Леонтьева В результате тестирования по пятибалльной системе выставляются оценки, определяющие уровень формирования коммуникативных компетенций будущих продюсеров и анализируется успеваемость каждого студента в освоении умений и навыков общения, средняя оценка определяет уровень успеваемости труппы Для определения уровня коммуникабельности студентов на этом этапе использовалась авторская методика теста-игры, в которой пять «экспертов» оценивают уровень коммуникабельности участников публичных выступлений Проведение таких игр позволяет не только оценить уровень роста коммуникативных качеств студентов, но и дает им возможность осваивать коммуникативные навыки защиты курсовых, дипломных работ, презентаций и продюсерских проектов

.Анализ психологического климата группы необходимо проводить на всех трех этапах обучения, это помогает педагогу корректировать педагогические приемы и образовательные методики с целью поддержания и развития психологического контакта с аудиторией, что способствует повышению уровня освоения знаний, умений и навыков Динамическая составляющая психологического климата анализируется по тесту «Атмосфера в группе» Цель этого тестирования дать общую оценку психологического климата и выявить факторы, которые могут быть использованы для корректировки и совершенствования образовательного процесса В процессе эксперимента студенты самостоятельно оценивают такие важные для педагогов параметры учебного процесса, как удовлетворенность, увлеченность, продуктивность, успешность Итоги второго развивающего этапа эксперимента подтверждают рост уровня коммуникативной культуры у будущих продюсеров, продуктивность использования организационно-практических и учебно-методических средств педагогики и эффективность педагогического процесса Об этом свидетельствуют следующие показатели коммуникативные умения — 60%, по сравнению с первым этапом эксперимента рост на 24%, коммуникативные навыки - 55%, на первом этапе - 23%, рост на 22%, сформированность коммуникативных компетенций - 54%, на первом этапе - 27%, рост на 27%, внутригрупповых взаимоотношений - 45%, на первом этапе - 20%, рост на 25%, удовлетворенность процессом обучения - 63%, на первом этапе - 35%, рост на 28%

В третьем параграфе второй главы «Инновационные методики педагогики коммуникативной культуры» обоснованы и разработаны креативные технологии организации коммуникативных тренинговых занятий Определены основные понятия драматургии и режиссуры, используемые при создании сценариев деловых, ролевых игр Драматургические параметры в коммуникативных практиках по различным видам тренингов систематизированы и представлены автором в табличном варианте

Для развития коммуникативных навыков и умений разработаны и описаны следующие методики тренингов на основе ролевых игр

- построения диалога с одним или несколькими событиями,

- развития коммуникативных навыков продюсера в реализации функциональных ролей,

- преодоления индивидуально-личностных различий,

- способности к пониманию целей и мотивов поведения партнера,

- особенностей поведения в конфликте

Развитие коммуникативных умений и навыков в зависимости от вида перечисленных тренингов строится на анализе проблемных ситуаций практической деятельности продюсера Общий процесс коммуникативных тренингов представлен в виде схемы коммуникативных игр по раундам Студентам предлагается конструировать свое ролевое поведение самостоятельно, по методикам автора Для продуктивной организации образовательного процесса разработаны таблица коммуникативных контактов продюсера по ролевым функциям, карта-схема ролевых игр, таблица ролей продюсера на различных этапах производственной деятельности

С целью выполнения основных задач педагогического эксперимента исследовалась динамика развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения Автором определены образовательные блоки, которые в генезисе способны внести максимальный вклад в развитие коммуникабельности, практически апробированы учебные программы, направленные на развитие коммуникативных качеств студентов в условиях педагогической, теоретико-тренинговой и профессиональной, внеучебной деятельности На завершающем, третьем этапе эксперимента для анализа коммуникативной компетенции проводились тесты «Оценка коммуникативных умений» и «Оценка уровня общительности» Для определения динамической составляющей психологического климата в группе использовались «Экспресс методики» О С Михалюк и А Ю Шалыто В процессе проведения эксперимента было выделено два уровня оценки эффективности методики формирования коммуникативной компетентности уровень удовлетворенности студентов процессом обучения, уровень роста знаний, умений в процессе обучения и по завершению курса Об успешности педагогического эксперимента можно судить по сводной таблице показателей эффективности формирования и графику роста коммуникативной культуры Анализ результатов педагогического эксперимента показал высокую результативность предложенной программы развития коммуникативной культуры продюсеров В процессе реализации трех образовательных этапов основной показатель роста коммуникативной компетенции распределился следующим образом на первом этапе 27%, на втором этапе 54%, на третьем заключительном этапе 83% респондентов показали устойчивые признаки эмпатии, самоконтроля, эмоциональной выдержки, активного стремления к коммуникативному диалогу Таким образом, педагогический эксперимент обеспечил информационную базу для развития и формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной сферы предоставлением методически обоснованных инновационных технологий организации образовательного процесса

В Заключении сформулированы основные положения, выносимые на защиту, уточняются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, намечаются перспективы дальнейшего научного поиска в избранной предметной области

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы.

1 Сумин Ю М Межличностные коммуникации в продюсерской практике учебно-методическое пособие /ЮМ Сумин - СПб СПбГУКИ, 2006 - 28 с

2 Сумин Ю М Невербальная выразительность коммуникативных процессов /ЮМ Сумин // Современные проблемы межкультурных коммуникаций сб ст - СПб СПбГУКИ, 2007 - С 61-66

3 Сумин Ю М Коммуникативные ограничения в деятельности продюсера / Ю М Сумин // Вестник МГУКИ - 2007 - № 2 - С 65-69

4 Сумин Ю М Культура деловых межличностных коммуникаций учеб пособие /ЮМ Сумин - Кишинев Мах Рппг-Сот, 2007 - 292 с

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сумин, Юрий Михайлович, 2007 год

Введение

Глава 1. Коммуникативная культура как фактор профессиональной деятельности продюсера

1.1. Сущность и природа коммуникативной культуры

1.2. Особенности коммуникативной деятельности продюсера

1.3. Коммуникативно-личностный потенциал социально-культурной деятельности продюсера

1.4. Социально-психологические трудности в продюсерских коммуникациях

Глава 2. Педагогика коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности

2.1. Современные условия формирования коммуникативной культуры продюсера

2.2. Учебно-методические и организационно-практические средства формирования коммуникативной культуры продюсера

2.3. Инновационные методики педагогики коммуникативной культуры

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности"

В начале XXI века динамичные и сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли коммуникаций в социальной экономической, политической и других сферах деятельности. От успешности коммуникаций зависят процессы производства и потребления социально-культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание интеграционно-коммуникативного потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, журналиста, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированное™ коммуникативной культуры. Коммуникации сопровождают профессиональную деятельность продюсера от стадии маркетинговых исследований по оценке продюсерской идеи проекта до реализации этой идеи в художественном продукте.

Ключевую роль в решении задач формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение интегрированных программ воспитания и развития коммуникативных компетенций. Сложившаяся система подготовки продюсеров строится на освоении основных теоретических знаний в области искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Низкий уровень коммуникативной культуры начинающих продюсеров приводит к увеличению числа стрессов в процессе адаптации к новым производственным условиям, возникновению межличностных конфликтов, снижению уровня удовлетворенности социально-культурной деятельностью.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется широким кругом проблем и рядом противоречий между: потребностью современной социально-культурной практики в продюсерах, умеющих активно взаимодействовать в различных формах коммуникации и нехваткой такого рода подготовленных специалистов; необходимостью повышения коммуникативной компетентности будущих продюсеров в процессе вузовской образовательной деятельности и отсутствием стройной системы, ориентированной на воспитание их коммуникативной культуры; наличием значительных ресурсов формирования коммуникативной компетентности в учебных программах подготовки продюсеров и отсутствием интегрированной системы дисциплин, ведущих к усовершенствованию последней; значительным научным фондом знаний по проблеме деловой коммуникации и дефицитом научно-обоснованных методик эффективного совершенствования коммуникативной компетентности будущих продюсеров.

Объект исследования: коммуникативная культура продюсера социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: педагогический процесс формирования и развития коммуникативной культуры продюсера.

Цель диссертационного исследования: разработка модели оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности.

Основные задачи исследования:

1. Раскрыть содержание коммуникативной культуры в социально-культурной деятельности.

2. Охарактеризовать основные направления и структуру профессиональной деятельности продюсера.

3. Выявить проблемы формирования коммуникативной культуры продюсера.

4. Проследить тенденции развития технологий формирования коммуникативной культуры продюсера в социально-культурной деятельности и выработать требования к коммуникативной компетентности продюсера.

5. Обосновать и апробировать модель формирования коммуникативной культуры в образовательной деятельности вуза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика социальной коммуникации исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани коммуникативной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов. В систему социально-коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к социально-коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искусствознание, журналистику. Довольно отчетливо выражена проблематика социальной коммуникации в социологии и социальной психологии, что является результатом бурного развития прикладной коммуникационной деятельности, востребованной политикой и бизнесом во второй половине двадцатого века. Рекламное дело, паблик рилейшнз, деловое общение, имиджмейкерство, сегодня нуждаются в социологическом, психологическом, а также педагогическом обосновании. Исследование социально-коммуникационных проблем представляют такие культуроведческие науки, как: социология культуры, семиотика, книговедение, теория массовой коммуникации.

Исследование формирования коммуникативных умений и способностей нашли свое отражение в работах отечественных философов, культурологов, педагогов и психологов (Л.П. Буева, М.С. Каган, A.A. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, A.B. Соколов), в которых общение выделяется как вид человеческой деятельности. Рассматривая коммуникативную культуру, как элемент духовной культуры, такие исследователи, как М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов, трактуют культуру, как специфический человеческий способ деятельности и вводят понятие «культуры общения». Понятия «общение», «коммуникация», рассматриваются с позиций деятельностного подхода, а именно деятельности в процессе социального взаимодействия. Рожденные социальной коммуникацией процессы социализации, инкультурации, воспитания, ведущие к развитию личности, исследуются в работах С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, A.B. Соколова,

Б.А. Титова.

Коммуникативное развитие личности определяют, как основную цель образовательной деятельности такие авторы, как A.A. Бодалев, A.B. Петровский Б.Д. Парыгин. Возможности целенаправленного формирования коммуникативных качеств исследуются H.A. Березовиным, JI.K. Грицюк, М.С. Кобзевым, Д.И. Романовым.

Использование коммуникативно-воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в процессе формирования коммуникативной культуры личности рассматриваются в работах М.А. Ариарского, Г.М. Биржешока, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, А.П. Маркова, А.П. Панфиловой, Ю.А. Стрельцова, A.A. Сукало, В .Я. Суртаева, П.П. Терехова, В.Е. Триодина, Г. JI. Тульчинского.

Несмотря на глубину вышеуказанных исследований, проблема формирования коммуникативной культуры будущего продюсера в системе высшего образования до настоящего времени изучена недостаточно. Практические курсы и тренинги не всегда используют возможности межпредметной интеграции и внедряются без учета профессионально-ориентированной специфики образования. Указанные выше исследования подробно характеризуют функции и содержание коммуникативной культуры личности, выявляют общие закономерности ее формирования, определяют интерактивные методики в развитии коммуникативной компетентности специалистов социально-культурной деятельности. Полученные в этих работах результаты могут послужить теоретической и эмпирической базой, которая позволяет рассмотреть процесс формирования коммуникативной культуры продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования. Педагогический процесс профессионального становления продюсера социально-культурной деятельности в рамках образовательного пространства вуза будет эффективен если:

1. Профессиональная модель деятельности продюсера строится на основе единства владения административно-организационными навыками создания, сохранения и распространения культурных ценностей и художественно-содержательными технологиями социально-культурной деятельности.

2. Коммуникативная культура продюсера формируется интерактивными методами организации образовательного процесса, построенными на органичном синтезе педагогических, психологических, драматургических и режиссерских знаний.

3. Мастерство профессиональных коммуникаций продюсера приобретает естественно-рефлекторные формы.

Методология исследования. Учитывая сложность рассматриваемого явления, лишь междисциплинарный подход может помочь прийти к адекватно полным выводам. Исследование основано на достижениях науки в различных отраслях социально-гуманитарных знаний и синтезе передовых педагогических технологий в формировании коммуникативной культуры, требующих корректировки образовательных программ. Обязательным условием корректировки образовательных моделей выступает единство и взаимодополняемость образования и культуры, что определяет трактовку практической социально-культурной деятельности, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. При этом, образование, как форма развития культуры и реализации ее творческого потенциала, обеспечивает развитие человеческой индивидуальности и подготовку личности к успешному существованию в социуме и культуре, что определило теоретическую базу научной работы.

Идеи и концепции, положенные в основу диссертационного исследования: положения теории развивающего обучения (Л.С. Выгодский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); обобщенные идеи, утверждающие духовные приоритеты в воспитании и обучении, идеи диалога, сотворчества, соучастия в педагогическом процессе (А Б. Добрович, Л.А. Петровская, А.П. Панфилова); положения социологии, культурологии, педагогики, о социокультурной и коммуникативной направленности профессии в системе деятельности «человек-человек»; концепция социокультурной деятельности, как важнейшего резерва оптимизации воспитания коммуникативной культуры специалиста в период его вузовской подготовки.

Методология исследования исходила из системного анализа профессиональной деятельности продюсера, в рамках которой коммуникативная составляющая представляется как одна из базовых.

Предмет, цели, задачи диссертационного исследования определили методы исследования: анализ научной и учебной педагогической, психологической, культурологической, социологической, искусствоведческой литературы по проблемам, связанным с профессиональной деятельностью продюсера и формированием коммуникативной культурой личности; анализ содержательных учебно-воспитательных процессов формирования коммуникативной культуры в вузе.

Ведущими методами исследования, представленными поисково-констатирующим (диагностическим) и формирующим социально-педагогическим экспериментом, выступали:

- прямое и опосредованное наблюдение;

- профессиональная и общественная экспертная оценка;

- изучение объективной документации.

Экспериментальной базой исследования стали факультет искусств, факультет режиссуры и продюсерского мастерства, факультет народно-исполнительского искусства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, факультет журналистики и массовых коммуникаций Европейского университета Молдовы.

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжении десяти лет (1995-2005гг.).

На первом - диагностическом этапе (1995-2001гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы, определялись методологические подходы к исследованию проблемы, отбирался практический материал, проводилось предварительное обследование объекта исследования. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки экспериментальных программ и выявлены организационно-педагогические условия ее реализации, проведен ряд эмпирических экспериментов.

На втором — аналитическом этапе (2001-2003гг.) осуществлялся анализ первых полученных результатов, проводились экспериментальные занятия на базе факультета искусств, где апробировались и адаптировались разработанные креативные методики по формированию коммуникативной культуры в программах курсов: «Воспитание коммуникативной культуры и псхогигиена общения», «Психология продюсерской деятельности», «Искусство деловых и общественных связей», «Коммуникативная культура продюсера». Было проведено исследование среди студентов факультета, позволяющее определить уровень развития их творческих способностей, характер мотивации, а также личностные особенности коммуникативной культуры. Разрабатывалась концепция диссертации и методический аппарат опытно-экспериментальной работы. Разработана и адаптирована программа, оптимизирующая процесс развития коммуникативной культуры будущих продюсеров.

На третьем - формирующем этапе (2003-2006гг.) осуществлен анализ данных опытно-экспериментальной работы, обобщены и систематизированы полученные результаты, дана оценка результатов развития коммуникативной культуры, проведена качественная и количественная обработка материалов, анализ и обобщение экспериментальных и теоретических результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовлена окончательная редакция текстов диссертационного исследования. В итоге была разработана и апробирована программа оптимального построения процесса формирования коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности, проанализирована ее педагогическая эффективность и перспектива внедрения.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Заключение

Таким образом, проанализировав использование организационно-практических и учебно-методических средств, внедрение инновационных методик в педагогику коммуникативной культуры можно сделать следующие выводы:

На основе выявленной в первой главе роли коммуникации в деятельности продюсера была представлена обобщенная модель его коммуникативных компетенций, которая была апробирована всем ходом научной акции.

Овладение навыками коммуникативной компетентности, помимо приобретения важных профессиональных качеств, необходимых для продюсерской деятельности, приводит к повышению уровня личной культуры продюсера социально-культурной деятельности.

Воспитание коммуникативных компетенций продюсера должно проходить комплексно - объединяя лекционно-практические, тренинговые занятия с профессиональной подготовкой и практической деятельностью.

Представленный и апробированный комплекс программ по формированию коммуникативной компетентности продюсера показывает следующее: посредством изучения коммуникативных дисциплин закладываются ее теоретические основы; организация групповой и коллективной работы обеспечивает отработку основных коммуникативных умений, характеризующих содержательные компоненты коммуникативной компетентности.

- освоение умений и навыков может быть успешным, если они закрепляются в практических коммуникативных контактах.

Проведенный научный эксперимент позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что разработка интегрированной программы образовательного процесса с введением специальных курсов теоретических, практических, тренинговых и индивидуальных занятий в систему подготовки продюсеров содействует овладению креативно-коммуникативными технологиями и способствует развитию коммуникативной культуры, которая влияет на уровень профессиональной деятельности продюсера.

Цель диссертационной работы - изучить процесс формирования коммуникативной культуры, как фактора развития профессиональной компетенции продюсера достигнута. Выполнены соответствующие этой цели задачи.

Для формирования и развития коммуникативных компетенций продюсера, в учебном процессе, необходимо предусматривать дополнительное изучение предметов коммуникативного цикла, внедрение идей и технологий интегрированных, инновационных дисциплин в групповую и индивидуальную организацию обучения.

Проведенный эксперимент позволяет утверждать эффективность предписанных интерактивных методик формирования коммуникативной культуры. Формирующиеся коммуникативные умения и навыки должны апробироваться, проявляться и закрепляться в практической деятельности на производственных базах учреждений культуры, что способствует воспитанию продюсера как профессионального коммуникатора и квалифицированного специалиста.

Таким образом, в результате проведенного исследования на защиту выносится:

1. Понятие коммуникативной культуры продюсера как совокупности убеждений, ценностей, правил и установок, определяющих процесс целесообразного взаимодействия продюсера с субъектами его профессиональной деятельности. Коммуникативная культура как открытая социально-культурная система включает следующие составляющие: соответствие поведения продюсера к ситуационному контексту; уважительные отношения продюсера с участниками социально-культурной деятельности; открытость и вовлеченность продюсера во взаимодействие со всеми участниками творческого процесса подготовки проекта; способность продюсера к построению коммуникации с учетом преодоления возможных социально-психологических барьеров; развитие межличностных отношений на основе взаимопомощи и взаимовыручки для достижения целей проекта;

- естественность, органичность, ненавязчивость общения, порождающие благоприятную психологическую атмосферу.

Содержание коммуникативной культуры позволило самостоятельно выделить и определить педагогику коммуникативной культуры, которая понимается как процесс формирования и развития знаний, умений и навыков социальной коммуникации. Педагогика коммуникативной культуры призвана воспитывать коммуникативные компетенции, являющиеся одной из ведущих составляющих социально-культурной деятельности продюсера.

2. Понятие коммуникативной компетенции, как универсальной базовой дефиниции коммуникативной культуры продюсера. Эта компетенция проявляется в его поведении и реализуется на ценностном, психологическом, педагогическом, культурном уровнях.

3. Основа профессиограммы продюсера, которая определяется находящимися в постоянном взаимодействии между собой составляющими: целями и задачами, тактикой и стратегией его профессиональной деятельности, личностными качествами. Весь комплекс функциональных ролей продюсера реализуется в интеграции административно-управленческих навыков и знаний технологии художественной социально-культурной деятельности. Роль коммуникативной культуры заключается в установлении коммуникативных регуляторов поведения для формирования эффективной продюсерской деятельности.

4. Технология выявления коммуникативных ограничений в деятельности продюсера, которая включает: анализ конкретной ситуации, определение социально-психологических барьеров, требования адаптации к ситуации.

5. Модель оптимизации педагогического процесса по формированию коммуникативной культуры продюсера социально-культурной деятельности включает:

- разработку профессиональных компетенций продюсера, включающих цели, направление и этапы его деятельности; определение комплекса функциональных ролей и сферы коммуникативных контактов продюсера; выявление коммуникативных ограничений в профессиональных ситуациях деятельности продюсера; разработку коммуникативных компетенций и выявление коммуникативных регуляторов поведения продюсера; использование в учебном процессе интерактивных, креативных технологий для формирования коммуникативной культуры продюсера, в основе которых лежат: знания психолого-педагогических принципов общения, социальных и экономических отношений; законы драматургии, ораторского искусства, режиссерского анализа и проектирования ситуации на всех этапах деятельности продюсера; постоянное совершенствование коммуникативной культуры преподавателей, владеющих инновационными образовательными методиками и работающими в режиме инновационного саморазвития;

- отслеживание показателей формирования коммуникативной культуры на протяжении всего процесса подготовки продюсеров в образовательном пространстве вуза.

Научная новизна определяется интеграцией педагогического, психологического, культурологического, искусствоведческого и управленческого подходов к комплексному решению проблем формирования коммуникативной культуры продюсеров социально-культурной деятельности.

В результате исследования:

- выявлена сущность коммуникативной культуры как открытой системы, в которой педагогика коммуникативной культуры рассмотрена как процесс формирования, воспитания, развития и образования знаний, умений, навыков социальной коммуникации; дано определение профессии продюсера как руководителя или доверенного лица компании, осуществляющего идейно-художественное и организационно-финансовое руководство, и контроль над производством, хранением и распространением культурных ценностей, что требует высокого знания технологий художественной социально-культурной деятельности и административно-управленческих умений по созданию и реализации социально-значимых проектов;

- обоснованы профессиональные компетенции продюсера, определяющие проектную, планово-производственную, производственно-организационную, координационную, управленческую, коммуникативную и личностную деятельности;

- определены основные этапы деятельности продюсера при подготовке проекта: разработка идеи, материальное и финансовое обеспечение, подбор художественно-постановочного, творческо-исполнительского и технического персонала, производство художественных ценностей и их реализация; систематизированы барьеры коммуникативной деятельности продюсера и определено его рациональное поведение по их преодолению; теоретически обоснована программа и практически апробирована авторская интегративная модель формирования коммуникативной культуры продюсера, отражающая специфику педагогического понимания феномена коммуникативной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа полученных автором результатов:

1. Обосновано содержание коммуникативной культуры в профессиональной деятельности продюсера.

2. Определены функции и содержание деятельности продюсера, в отличие от предпринимателя, администратора, менеджера.

3. Предложена диагностика коммуникативных трудностей и намечены пути преодоления барьеров общения в профессиональной деятельности продюсера.

4. Представлена модель коммуникативных компетенций продюсера.

5. Внедрена и апробирована программа тренинговых практических занятий, активизирующих коммуникативно-творческие способности личности на основе креативных технологий. Разработана программа проведения практики продюсеров социально-культурной деятельности, стимулирующая инновационную и коммуникативную активность студентов в процессе адоптации к различным производственным этапам и ситуациям социально-культурной деятельности.

6. Разработана программа курса «Коммуникативная культура продюсера», обогащающая социально-психологическую группу дисциплин интерактивными методами и формами образовательной деятельности, включающая систему практических, индивидуальных и тренинговых занятий.

Апробированная на факультете режиссуры и продюсерского мастерства СПбГУКИ в режиме педагогического эксперимента программа «Коммуникативная культура продюсеров» может быть использована для оптимизации содержательных, технологических сторон образовательного процесса в вузах культуры и искусств при формировании учебных планов, программ курсов и корректировки учебно-воспитательной политики.

Дальнейшие научные исследования коммуникативной культуры могут касаться проблем применения методик её формирования в различных областях производственной деятельности. Сами методики могут быть исследованы и трансформированы с учетом введения новейших технических средств в образовательный процесс. Особый интерес представляют исследования внедрения инновационных методик формирования коммуникативной культуры в образовательный процесс постдипломного профессионального образования, что поможет поднять и расширить уровень общенациональной производственной культуры в целом.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сумин, Юрий Михайлович, Санкт-Петербург

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев.— М.: Изд-во МГУ, 1990. — 239 е.: ил.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М.: Наука, 2001. —505 с.

3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. — М.: Мысль, 1979.142 с.

4. Атватер И. Я вас слушаю: советы руководителям как правильно слушать собеседника / И. Атватер; сокр. пер. с англ. Н.В. Симонова. — 2-е изд. — М.: Экономика, 1988. — 110 с.

5. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодалев.

6. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

7. Бодалев A.A. Психология межличностного общения / A.A. Бодалев. — Рязань: РВШ МВД, 1994. — 90 с.

8. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 1989. — 224 с.

9. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. — СПб.: Питер, 2002. —304 с.

10. Войкунский А.Е. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении / А.Е. Войкунский. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Знание, 1990. — 238 с.

11. Вундт В. Очерки психологии / В. Вундт. — М.: Московское кн-во, 1912. — XIV, 300 с.

12. Выготский JI.C. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 140 с.

13. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. — 1006 с.

14. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Лабиринт, 1997. — 413 с.

15. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. — 209 с.

16. Галыгин В.Ф. Психологический барьер и профессиональная адаптация к автоматизированным системам управления: автореф. дис. . канд. психол. наук/В.Ф. Галыгин. —Л., 1978. —23 с.

17. Генов Ф. Психология управления : основные проблемы / Ф. Генов ; общ. ред. и вступ. ст. Б.Ф. Ломова, Ф.В. Венды. — М.: Прогресс, 1982. — 422 с.

18. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.

19. Голов A.B. Деловая игра как форма практического занятия / A.B. Голов // Коммуникации и управление: сборник. — Воронеж, 2001. — С. 17-21.

20. Грановская P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. — СПб.: Свет, 1997. —608 с.

21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.

22. Доценко E.J1. Межличностное общение: семантика и механизмы / Е.Л. Доценко. — Тюмень: ТОГИРРО, 1998. — 214 с.

23. Зимбардо Ф. Застенчивость: пер. с англ. / Ф. Зимбардо. — М.: Педагогика, 1991. —212с.

24. Иванова C.B. Искусство подбора персонала : как оценить человека за час / C.B. Иванова. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 160 с.

25. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 439 с.

26. Каган М.С. Мир общения/ М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 315 с.

27. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. — М.: МУБУ, 1997. —450 с.

28. Константинов А.И. Звуки в жизни зверей / А.И. Константинов, В .А. Мовчан. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 303 с.

29. Коробейников B.C. Редакция и аудитория: социологический анализ / B.C. Коробейников. — М.: Мысль, 1983. — 255 с.

30. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — 658 с.

31. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. —512 с.

32. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. — СПб.: Питер, 2003. — 544 с.

33. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — М.: Смысл, 1997.364 с.

34. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. — 2-е изд. — М.: Смысл, 1999. —365 с.

35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 369 с.

37. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

38. Меннинг О. Поведение животных / О. Меннинг. — М.: Мир, 1982. — 360 с.

39. Михальская А.К. Как учить риторике / А.К. Михальская. — М.: Просвещение, 1996. — 96 с.

40. Общение и деятельность: на рус. и чеш. языках. — Прага: Карлов ун-т, 1981. — 211 с. — Из содерж.: Принцип деятельности и исследование общения / Г.М. Андреева.

41. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1987.795 с.

42. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, НЛО. Шведова. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.

43. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: практическое руководство / В.Н. Панкратов.— М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. —336 с.

44. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 1999. — 496 с.

45. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд.-во Михайлова В.А., 1999. — 300 с.

46. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы, методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999. — 591 с.

47. Перминова С., Тульчинский Г. Культура фирмы / С. Перминова, Г. Тульчинский. СПб.: Алетейя, 2006. - 292 с.

48. Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура: введение в теорию и историю : учеб. пособие / Л.В. Петров. — СПб.: СПбГАК, 1999. — 211 с.

49. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.

50. Пиз А. Язык телодвижений / А. Пиз. — СПб.: Издательский дом Гутенберг, 1996.—249 с.

51. Практическая психология: методология и методика науч. исследований: сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена; отв. ред. В.Н. Панферов. — СПб.: Образование, 1996.— 152 с.

52. Практическая психология для преподавателей. — М. Филинъ, 1997. — 328 с.

53. Психология: учебник. / Под ред. A.A. Крылова. — М.: ГТБОЮЛ, 2001. — 584 с.

54. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

55. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения / Л. Рай. — СПб.: Питер, 2002. —288с.

56. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2001. — 334 с.

57. Розанова В.А. Психология управления : учеб. пособие / В.А. Розанова. — М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 1999. — 352 с.

58. Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка/ A.A. Рояк. — М.: Педагогика, 1988. — 117 с.

59. Сметанин А.Г. Формирование коммуникативной компетентности студентов / А.Г. Сметанин // Коммуникации и управление: сборник. — Воронеж, 2001. — С. 41-49.

60. Советский энциклопедический словарь / науч.-ред. совет: А.М. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.

61. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / A.B. Соколов. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 461 с.

62. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности / A.B. Соколов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 204 с.

63. Социальная психология / ред. А.Н.Сухов, A.A. Деркач. — М.: Academia, 2001. —600 с.

64. Социологический энциклопедический словарь. — М.: МУБУ, 1997. — 600 с.

65. Спивак В.А. Современные бизнес коммуникации / В.А. Спивак. — СПб.: Питер, 2002. — 447 с.

66. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т. 2. / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1955. — 424 с.

67. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / под ред. A.A. Бодалева. — М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. — 195 с. — Из содерж.: Взаимопонимание и проблемы психологического тренинга / A.C. Золотнякова.

68. Тимченко Н.М. Тайны делового общения / Н.М. Тимченко. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 1995. —253с.

69. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. — М.: Высш. шк., 1989. — 159 с.

70. Фридман JI.M. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И.Ю. Кулагина. — М.: Совершенство, 1998. — 411 с.

71. Хабермас 10. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — СПб.: Наука, 2000. — 377 с.

72. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 2003. — 519с.

73. Хитарова Э.И. Изучение и формирование коммуникативной культуры личности в социокультурной сфере / Э.И. Хитарова II Образование и культура: традиции и новаторство / СПбГАК. — СПб., 1998. — С. 59-63.

74. Холл Э. Как понять человека без слов / Э. Холл. — М.: Вече: Персей: ACT, 1995.—145с.