Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование национального самосознания средствами социально-культурной деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мирахмедов, Фарход Махсудович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Формирование национального самосознания средствами социально-культурной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мирахмедов, Фарход Махсудович, 1998 год

Введение

Глава 1. Политическая культура как выражение специфики национально-государственного самосознания

1.1. Исторические типы политической культуры и особенности их преломления в условиях Таджикистана.

1.2. Состояние и проблемы развития национального самосознания таджиков в современных условиях.

Глава 2. Пути формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности

2.1. Социально-культурная среда как основа реализации духовного потенциала народа.

2.2. Социально-культурная деятельность как Фактор интенсификации процесса становления национального самосознания.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование национального самосознания средствами социально-культурной деятельности"

Актуальность исследования. Противоречивый и болезненный характер становления независимого Таджикистана с особой силой актуализировал проблему формирования национального самосознания. Необходимость обеспечения взаимодействия общекультурного развития и национально-государственного самосознания в Республике Таджикистан обусловлена исключительно сложными, во многом драматическими процессами, происходящими во всех государствах бывшего СССР и особенно остро протекающими в этой горной стране, где экономические трудности реанимировали кастовые, региональные и иные исторически сложившиеся противоречия.

Одним из важнейших факторов в общественно-политической жизни народов бывшего СССР в последние годы является бурный рост национального самосознания. Сегодня очевидно стремление наций к действительному суверенитету, который служил бы гарантом реализации их национальных интересов и чаяний. Такое явление характерно и для Таджикистана. И в этом процессе исключительное значение приобрели далеко не однозначные связи национального самосознания с политической культурой: с одной стороны - радикальные устремления к этноцентризму, а с другой - абстрактно-демократические установки на внедрение "общечеловеческой" модели политической культуры. Отсюда резкое обострение межнациональных и внутринациональных отношений, проявляющихся в национализме, этнократизме или в нивелировании этносов.

В середине 90-х годов острые меж- и внутринациональные конфликты, равно как и другие негативные явления возобладали над позитивными и нарушили процесс становления государственного суверенитета.

Непримиримые противоречия между различными группировками в Республике привели к необходимости пересмотра ряда господствующих парадигм по актуальным этническим проблемам. К их числу, очевидно, надо отнести вопрос о соотношении так называемых "объективных" и "субъективных" факторов в развитии наций. В литературе 30-70-х годов долгое время абсолютизировались первые из них "объективные" - такие как территория, язык, экономический строй, и недооценивались вторые - историческая память народа, специфика труда и быта, культура, вероисповедание, устойчивые обычаи, традиции и так далее. Между тем в жизни нации объективные и субъективные аспекты не просто связаны, но и неотделимы друг от друга, а их взаимосвязь не является однонаправленной детерминацией: они взаимовлияют друг на друга, взаимообогащаются или взаимоослабляются. Исторический опыт показывает, что так называемые "субъективные" факторы имеют колоссальную значимость для жизни народа, особенно в переломном периоде. В частности, национальное самосознание и культура, будучи неразрывно взаимосвязанными и взаимоиэменяющимися исторически, играют значительную роль в формировании и развитии нации как субъекта исторического процесса.

Сложность и противоречивость процесса строительства независимого государства и его структур, а также обеспечение жизнеспособности всех его институтов актуализирует исследование таких /малоизученных понятий, как "национально-государственное самосознание" и "политическая культура", а также раскрытие механизмов их соотношения в контексте действительных процессов и реальных событий. При этом, если учесть, что национальное самосознание наиболее активно и открыто проявляется в сфере общественно-культурных отношений, особое значение приобретает процесс его формирования средствами социально-культурной деятельности.

Проблема взаимодействия и взаимовлияния общекультурного развития и национально-государственного самосознания относится к числу комплексных и находится на стыке ряда обществоведческих дисциплин. И хотя в данной диссертации эта проблема исследуется преимущественно с позиций педагогики и культурологии, тем не менее оказалось необходимым использование достижений таких отраслей обществознания как философия, социология, этнография, история, востоковедение, юриспруденция, этнопсихология и т.д. Поэтому для оценки степени разработанности диссертационной темы веяно учитывать довольно широкий диапазон источников. Отмеченное обстоятельство поставило дополнительные задачи, в частности, учет особенностей интерпретации политических вопросов исследователями иных профилей (например, этнографии), а этнографических - политологами и т.п.

Общая картина оказалась очень противоречивой. С одной стороны, в науке накоплен громадный материал по национальной и политической тематике, имеющий несомненную теоретическую и практическую ценность. С другой стороны, исследования по проблемам "общекультурное развитие" и "национально-государственное самосознание" были чрезмерно идеологизированы для оправдания господствующих ценностей и мифов. Прорыв в разработке этих проблем наметился лишь на рубеже 80-90-х годов.

Литература по национальным вопросам, в том числе по национальному самосознанию, настолько обширна и разнородна, что даже обозначить перечень источников практически невозможно. Поэтому, учитывая специфику темы, - ее историко-региональную локализацию - в диссертации специальное внимание уделяется главным образом тем исследованиям, которые непосредственно посвяиены изучаемому региону, а также исследованиям общеметодологического характера. Что касается литературы по вопросам обшекультурного развития, то она менее обширна, хотя опять же разнородна. Несравненно большее внимание этим вопросам уделяется за рубежом.

Обратимся прежде всего к исследованиям по политической культуре. Впервые термин "политическая культура" бьш употреблен И.Гердером, хотя само это явление изучалось и мыслителями предшествующих эпох, начиная с античности. Появление первых концепций формирования национального самосознания в -западной литературе относится к середине нашего века. Американские исследователи Г.Алмонд, С.Верба, С.Пай и другие в середине 50-х годов опубликовали ряд работ, в которых ставился вопрос об изучении этого феномена. На сегодняшний день эта проблема в философии, культурологии и политологии стала одной из самых популярных и дискуссионных. Появилось несколько направлений в ее изучении, изданы десятки книг, сотни статей.

Исследования проблемы Формирования обшей культуры советскими специалистами достигло своего пика в 70-е годы, однако они были подчинены единой идеологической схеме. В 70-80-е годы значительное место занимала критика западных концепций, в контексте "повышения политической активности трудящихся при социализме" (Е.М.Бабосов, Г.А.Белов, Ф.М.Бурнацкий, А.А.Галкин, М.Т.Иовчук, Н.М.Кейзеров, Л.Н.Коган, В.В.Смирнов, В.А.Щегорцев, А.И.Яковлев и др.).

На рубеже 80-90-х годов в условиях распада Советского Союза обозначились новые подходы в осмыслении проблемы общекультурного развития с новых идеологических позиций, обусловленных изменениями в социально-политической жизни (см. работы М.А.Капустина, Ю.С.Пивоварова, Э.Я.Баталова и др.). И тем не менее, в данный момент можно говорить лишь о начальном этапе исследования этой проблемы, особенно в Таджикистане, где еше нет серьезных публикаций по данной тематике.

Разработка вопросов национального самосознания, его связей с другими признаками нации имеет солидные традиции, но в СССР она активизировалась лишь в 40-50-е годы, особенно, в период и после Великой Отечественной войны

B.В.Мавродин, Д.С.Лихачев, П.И.Кушнер и др.). Долгие годы приоритет по вопросам национальной проблематики принадлежал этнографам (работы В.И.Козлова,

C.А.Токарева, Н.И.Чебоксарева, Р.Ф.Итса, Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижев^

A.Ф.Дашдамирова и др.). Актуальные вопросы национального самосознания рассматривались в трудах философов и специалистов по национальной культуре (Р.Г.Абдулатипова, А.О.Бороноева, Т.Ю.Бургомистровой, М.С.Джунусова, М.В.Иордана,

B.М.Межуева, А.Н.Спиркина, К.Н.Хабибулина и других). Основная часть исследований, относящихся к Таджикистану, посвящена проблемай^^межнадаоналр^да отношений, этнической истории, подготовке национальных кадров, миграции и "исламского фактора" в жизни таджикской нации (работы Б.Г.Гафурова, М.И.Давлатова, Б.И.Искандарова, З.ГО.Раджабова, Р.Р.Рахимова, Р.М.Маджидова, С.С.СаФарова и других).

Принципы Формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности в культурологии, педагогике и смежных науках на уровне диссертационного или иного комплексного научного анализа до 90-х годов практически не исследовались, однако ряд публикаций по общеметодологическим проблемам реализации духовного потенциала культуры и многим аспектам, связанным с процессом становления национально-культурных традиций и национального сознания народов, нашли свое освещение в трудах Р.Амирова, М.А.Ариарского, С.Н.Артановского, С.Давлатова, С.Н.Иконниковой, М.С.Когана, Т.Г.Киселевой, Д.Латыпова, А.П.Маркова,,

А.Рахимова, Б.Д.Парыгина, Ю.А.Стрельцова, Б.Сафаралиева, Г.Ташматова, В.Е.Триодина

И.Хасановой, Н.А.Шкленикене и др.

Изучение специальной литературы позволяет сделать вывод, что к настоящему времени накоплен значительный теоретический материал по общим вопросам формирования национального самосознания. Однако нет специальных исследований по теме взаимовлияния социально-культурной деятельности и национального f самосознания - как в общетеоретическом плане, так и, тем более, применительно к j истории, современному состоянию и к перспективе Таджикистана. )

Между тем история, нынешнее и будущее состояние Таджикистана (как, вероятно, и других республик бывшего СССР) актуализируют проблему именно в таком аспекте и позволяют сформулировать исходную рабочую гипотезу, суть которой в том, что j процесс взаимодействия и взаимовлияния социально-культурной деятельности и i национально-государственного самосознания имеет вполне конкретную направленность, и качественную завершенность - становление и развитие современного государства i 1 как политической Формы суверенной страны, как формы суверенного бьггия конкретного общества, народа, нации, содружества этносов может ускоряться или замедляться в зависимости от содержания и эффективности социально-культурной деятельности. { Многовековая история таджикского народа со всей убедительностью | I свидетельствует, что культура в самых разных формах ее проявления и в первую j t очередь социально-культурная деятельность играли исключительную роль в Формировании национального самосознания^ Однако, на практике это, как правило, : не учитывается. Как показало наше поисково-констатирующее исследование, на начало 90-х годов в планах работы 36 тысяч библиотек, домов культуры, кинотеатров, музеев и иных учреждений культуры Таджикистана эти вопросы никак не были отражены. Не нашли они соответствующего места в молодежных центрах досуга, в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных организациях.

Глубокое противоречие между общественной потребностью формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности и j реальным уровнем решения этой задачи обусловил необходимость осуществить , теоретико-эмпирическое исследование, цель которого выявить социально-педагогический | j механизм формирования национального самосознания средствами социально-культурной / деятельности.

Из этой цели вытекали задачи: ;

- выявить исторически сложившиеся типы политической культуры и их преломление в j условиях Таджикистана; >

- определить состояние и проблемы развития национального самосознания таджиков j в современных условиях; I

- дать характеристику социально-культурной сферы Таджикистана 90-х годов XX века как основы реализации духовного потенциала народа;

- раскрыть роль и место социально-культурной деятельности как Фактора интенсификации процесса становления национального самосознания.

Объект исследования - социально-культурная деятельность, направленная на Формирование национального самосознания таджиков.

Предмет исследования - разные группы населения, вовлеченные в социально-культурный процесс формирования национального самосознания.

Базой исследования послужили учреждения культуры и образовательно- ; воспитательные центры гг.Душанбе, Ходжент и девяти сельских регионов Таджикистана, где в процессе социально-культурной деятельности анализировался ! уровень национального самосознания у участвовавших в ней членов политических партии и движений, общественных и религиозных организаций, инициативных групп, клубных объединений, читателей библиотек, посетителей театрально-зрелищных учреждений, музеев, культурно-просветительных мероприятий и других форм общения с культурой.

Источники исследования правомерно разделить на четыре группы:

Первую из них составляет обширный массив научных работ российских, таджикских и западных исследователей, в той или иной степени внесших свою долю в научную разработку проблем национального самосознания. Изучение этих источников явило собой попытку осмысления и систематизации материалов по данной тематике; оно дало возможность освободиться от идеологических догм и правдиво оценить преимущества тех концепций, которые приемлемы и жизнеспособны в реальных условиях 90-х годов XX века.

К второй группе относятся труды по национальному вопросу, по вопросам этногенеза, этнической истории и национального самосознания, которые дают ключ к пониманию сущности, структуры и функций национального самосознания как важнейшего фактора в жизни народов.

Третью группу источников представляют труды по истории Таджикистана, освещающие генезис и эволюцию всех сфер жизнедеятельности народа, а также эпох взлета, периодов кризисов и общественных катаклизмов.

Необходимо отметить и такую важную группу источников, как материалы периодической печати, документы государственных и общественных органов, результаты социологических исследований, данные статистических служб и архивных материалов, научно-публицистические издания, материалы круглых столов, дискуссий и научных конференций. Они дополняют наши представления о состоянии изучаемой проблематики, дают информацию о новых, перспективных направлениях в различных аспектах культуры и национально-государственного самосознания.

Методология исследования исходила из рассмотрения национального самосознания как производного общей и в первую очередь политической культуры, Формируемой в процессе овладения социальным опытом и усвоения национально-культурными традициями.

Использование теоретических положений современной культурологии, политологии, социологии, социальной психологии и педагогики позволило увидеть в социально-культурной деятельности неотъемлемый элемент духовной жизни народа, органично соединяющий ценности общечеловеческой и национальной культуры.

Принципиальное значение имело применение принципа историзма, обеспечившего реализацию конкретно-исторического подхода к явлениям политической и духовной жизни Таджикистана конца XX века.

Особенности региона, на базе которого осуществлялось исследование, предопределили необходимость учитывать влияние ислама на мировоззрение и национально-культурные традиции таджиков. При этом мы исходили из необходимости объединения усилий государства, общества и институтов мусульманской религии в решении актуальных проблем формирования и развития национального самосознания.

Организация и методика исследования основывалась на системе взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и в первую очередь педагогического анализа, адекватных цели, задачам, объекту, предмету и методологии исследования.

На первом этапе (1991-1992 гг.) посредством анализа и синтеза 222 публикаций, более чем 100 документов и почти 400 других объективных материалов (записи встреч советов старейшин, справки и отчеты местных органов власти, протоколы собраний, публицистика и т.д.). Было выявлено состояние теории и истории вопроса, сформулирована исходная рабочая гипотеза, обоснованы методология и методика исследования, уточнены его объект, предмет и базы.

На втором этапе (1992-1995 гг.) исследование концентрировалось на диагностике состояния национального самосознания. Посредством поисково-констатирующего эксперимента, основанного на использовании различных модификаций методов наблюдения, экспертной оценки и иных методик было собрано более 600 материалов, которые позволили выявить уровень национального самосознания, сложившийся в Таджикистане к середине 90-х годов.

На третьем этапе (1995-1996 гг.) в процессе формирующего социально-педагогического эксперимента в практику учреждений культуры и образования гг.Душанбе, Ходжент и девяти сельских районов республики внедрялась "Программа формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности". В общей сложности участниками опытно-экспериментальной работы стали более 8 тысяч представителей разных групп населения.

На четвертом этапе (1996-1997 гг.) научные факты, полученные в процессе исследования, были обобщены, обработаны, систематизированы, последовательно изложены и дали основания для существенных теоретических и практических выводов.

Научная новизна исследования проявилась в раскрытии социально-культурной деятельности как средства формирования национального самосознания разных групп населения, проявляющегося в способности: \ I

- преобразования знаний о духовных ценностях народа в политические и нравственные убеждения, в активно выраженную гражданскую позицию, в нормы и принципы I восприятия интересов нации и государства; - ускорения процесса формирования чувства сопричастности к судьбе Отечества, осознания своей ответственности за все, что в нем происходит;

- интеграции национально-культурных традиций и инноваций, вытекающих из требований научно-технического прогресса.

Исследование позволило выявить региональные особенности формирования и проявления национального самосознания и на этом основании определить пути преодоления отставания ряда районов республики в развитии политической культуры населения.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке и реализации "Программы формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности", которая ориентирует на поэтапное и последовательное вовлечение разных групп населения в социально-культурную деятельность, способствующую формированию политической и осознание своих гражданских и социальных функций.

Программа, которая принята на вооружение учреждений культуры и образования Таджикистана и используется в учебном процессе при обучении и повышении квалификации специалистов социально-культурной сферы.

Основные положения диссертации отражены в учебных программах курса "Истории и теории социально-культурной деятельности", читаемого в ВУЗах культуры России и Таджикистана.

Достоверность исследования достигнута широтой его опытно-экспериментальной базы и адекватностью его методологии и методики целям и задачам научного поиска.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством 7 публикаций общим объемом 2,6 печатных листа; 8 докладов на научных конференциях в Санкт-Петербурге, Душанбе и Ходженте. На разных этапах исследования автор получил более 20 заключений органов культуры Таджикистана и местных органов власти в различных регионах республики о значимости проведенной работы.

Исследование позволяет вынести на защиту:

1. Концепцию реализации созидающего потенциала социально-культурной деятельности, направленной на формирование национального самосознания и проявляющейся в способности: (

- генерировать, хранить и обеспечивать дальнейшее развитие национально-культурных/ традиций;

- органически соединять эти традиции с современными общечеловеческими ценностями, отражающими требования научно-технического и социального прогресса;

- духовно насыщать профессионально-трудовую, общественно-политическую, семейно-бытовую, познавательно-творческую и культурно-досуговую деятельность;

- преобразовывать знания о духовных ценностях своего народа в политические и нравственные убеждения, в нормы и принципы гражданского поведения и деятельности;

- интенсифицировать процесс становления национально-гражданского самосознания, ускорять достижение общественного согласия, стимулировать вовлечение всех групп населения в строительство суверенного, демократического государства, единого, процветающего общества.

2. "Программу формирования национально го самосознания средствами социально-культурной деятельности", которая предусматривает:

- включение учреждений культуры, учебных заведений, средств массовой информации и других институтов духовной жизни в разносторонюю пропаганду идей строительства национально-правового государства;

- последовательное вовлечение разных групп населения в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о непреходящих национально-культурных ценностях своего народа в политические и нравственные убеждения, в повседневную гражданскую позицию, в личностно осмысленное самосознание;

- систему организационно-педагогических мероприятий, стимулирующих процесс формирования и проявления национального самосознания в разных сферах жизнедеятельности.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция политической культуры Таджикистана и возрождение национально-государственного самосознания переживают в наши дни очень тяжелый период. * Основными причинами общественных катаклизмов и национального кризиса стали отсутствие исторического опыта в деле управления самостоятельным государством, многолетнее чужеродное господство в политической жизни народа, потеря множества крупных таджикских политико-культурных центров, рецидивы сепаратизма локально-территориальных субкультур, бескомпромиссное противостояние различных идейно-политических сил.

Эти йакторы являются главными препятствиями в строительстве подлинно независимого таджикского государства и его полноценных структур. Преодоление этих препятствий требует разработки новых подходов и парадигм, способных, с учетом национальных традиций и опыта других стран и народов, консолидировать и направлять здоровые политические силы общества для вывода республики из глубокого политико-экономического и духовного кризиса и ее дальнейшей модернизации.

Рассмотрение исторических типов политической культуры показывает, что периодизация этих типов является не результатом органического бесперебойного развития политической культуры традиционного общества, а происходит путем насильственного насаждения чужеродного типа. Плоды этих насаждений очень мрачны: взаимодействие традиционного родного элемента с монопольными, чуждыми компонентами не создали тот синтез традиций и инноваций, который мог бы стать ф залогом успешного развития общества, не подвергаясь всяким катаклизмам и кризисам. Небрежное отношение к традиционным ценностям и образу жизни при гегемонии имперских мийюв и догм создали тот симбиоз уродливой конструкции,который при ослаблении политического режима рухнул в одночасье.

Стремительные политические процессы конца 80-х - начала 90-х годов выявили неудовлетворительное состояние политической культуры общества и зарождающегося национально-государственного самосознания. К сожалению, на авансцену борьбы вышла не общенациональная политическая сила, а различные исламские и региональные движения. Эти силы выдвинули не общегосударственную идею, которая могла бы консолидировать и сплотить население республики для строительства нового национального государства, а идею об исламском (теократическом) государстве. Навязанная с помощью оружие эта идея разрушила тот хрупкий баланс традиций и инноваций, который удерживал республику от раскола и сползания к национальному кризису.

Полиэтнический и поликонфессиональный состав населения, геополитическое местонахождение Таджикистана после распада Советского Союза при отсутствии мошной общенациональной политической силы, привело к вмешательству заинтересованных стран во внутритаджикский конфликт. Активная помощь стран-членов СНГ привела к власти новое руководство, которое объявило о строительстве светского государства.

Однако, непрекращающееся вооруженное противостояние в республике, неуверенность и апатия, воцарившиеся в общественном сознании, требуют дальнейшего поиска оптимальных путей выхода из кризиса и преобразования общества.

Исследование, осуществленное нами убедительно свидетельствует, что только Формирование плюралистического типа политической культуры, ядро которого составляет синтез традиций и инноваций, их естественный союз, способно преодолеть факторы, тормозящие и препятствующие развитию общества,а также оно сможет дать мощный импульс для разработки различных перспективных идей и концепций для дальнейшей модернизации общества.

Идея о строительстве национально-правового государства в Таджикистане объединяет все народы, населяющие республику, невзирая на расу, язык, вероисповедание и другие различия. Этот процесс должен ускорить перерастание локально-территориального осознания в общенациональное.

Взаимосвязь национально-государственного самосознания и плюралистической политической культуры создадут ту благоприятную почву, на которой сможет успешно развиваться наше молодое государство.

Исследование в основном подтвердило исходную рабочую гипотезу, строящуюся на том, что процесс взаимодействия и взаимовлияния социально-культурной деятельности и национально-государственного самосознания имеет вполне конкретную направленность и качественную завершенность - становление и развитие современного государства как политической формы суверенной страны, как Формы суверенного бытия конкретного общества, народа, нации, содружества этносов может ускоряться или замедляться в зависимости от содержания и эффективности социально-культурной деятельности.

Однако логика исследования заставила расширить границы научного поиска и обратить внимание на ряд организационно-методических аспектов проблемы.

Использование достижений современной культурологии, политологии, социологии, социальной психологии и педагогики позволило рассмотреть в социально-культурной деятельности неотъемлемый элемент духовной жизни народа, органично соединяющий ценности общечеловеческой и национальной культуры.

Существенную роль сыграло применение принципа историзма, обеспечившего реализацию конкретно-исторического подхода к явлениям политической и духовной жизни Таджикистана конца XX века.

Специфика региона, на базе которого осуществлялось исследование, предопределила необходимость учитывать влияние ислама на менталитет и национально-культурные традиции таджиков. При этом мы руководствовались необходимостью объединения усилий государства, общества и институтов мусульманской религии в решении актуальных проблем Формирования и развития национального самосознания.

Реализация совокупности взаимодополняющих методов педагогического и социологического анализа в процессе многолетней опытно-экспериментальной работы позволило раскрыть специфику социально-культурной деятельности как средства

Нормирования национального самосознания разных групп населения, проявляющегося в способности:

- преобразования знаний о духовных ценностях народа в политические и нравственные убеждения, в активно выраженную гражданскую позицию, в нормы и принципы восприятия интересов нации и государства;

- ускорения процесса формирования чувства сопричастности к судьбе Отечества, осознания своей ответственности за все, что в нем происходит;

- интеграции национально-культурных традиций и инноваций, вытекающих из требований научно-технического прогресса.

В результате исследования выявлены региональные особенности формирования и проявления национального самосознания и на этом основании определены пути преодоления отставания ряда районов республики в развитии политической культуры населения.

Исследование дало возможность разработать и реализовать "Программу формирования национального самосознания средствами социально-культурной деятельности", которая ориентирует на поэтапное и последовательное вовлечение разных групп населения в социально-культурную деятельность,способствующую формированию политической и осознанию своих гражданских и социальных Функций.

Главным итогом исследования стала реализация созидающего потенциала социально-культурной деятельности,направленной на Формирование национального самосознания и проявляющейся в способности:

- генерировать, хранить и обеспечивать дальнейшее развитие национально-культурных традиций;

- органически соединять эти традиции с современными общечеловеческими ценностями, отражающими требования научно-технического и социального прогресса:

- духовно насыщать профессионально-трудовую, общественно-политическую, семейно-бытовую, познавательно-творческую и культурно-досуговую деятельность;

- преобразовывать знания о духовных ценностях своего народа в политические и нравственные убеждения, в нормы и принципы гражданского повеления и деятельности интенсифицировать процесс становления национально-гражданского самосознания, ускорять достижение общественного согласия, стимулировать вовлечение всех групп населения в строительство суверенного, демократического государства, единого, процветающего общества.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мирахмедов, Фарход Махсудович, Санкт-Петербург

1. Абазов Р.Ф. Средняя Азия: ислам и политика //Полис. 1992. N 4. -С. 94-102.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". -Мысль, 1991. -169 с.

3. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культурамежнационального общения. -Ставрополь, 1993. -222 с.

4. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии (пер. с англ. Галкина А.А.) //Полис. 1992. N 4. -С. 122-134.

5. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение //Соц.-полит-журнал. N 8. -С. 10-22.

6. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознаняя. -Л.: ЛГИК, 1990. -156 с.

7. Арупонян K3JB., Дробижева JLM. Многообразие культурней жизни народов СССР. -М. Мысль, 19S7. -303 с.

8. Арупонян Ю.В. Этносоциология: цепи, методы и некоторые результаты исследования. -М.: Наука, 1984.

9. Арупонян Ю.В. Этиологический словарь. -М.: Виттан, 1996. -201 с.

10. Арупонян Ю.В. Язык культура этнос. -М.: Наука, 1994. -234 с.

11. Атаев К.К. Развитие национального самосознания туркменского народа. Автореф.дисс. канд.псих.наук. -М., 1995. -20 с.

12. Атаманчук С.Т. Функции политической культуры в социалистическом обществе: Автореф.дисс. канд.филос.наук/МГУ им.М.В.Ломоносова, филос.фак. -М., 1986. -22 с.

13. Бабков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура: (методол. пробл.). М„ 1996. -70 с.

14. Бабосов Е.М. Политическая культура и ее роль в формировании личности . -Минск: Знание, 1982. 22 с.

15. Баграмов Э.А. и др. Разделит ли Россия участь союза СССР?: Кризис межнац. отношений и фед.нац.политика. -М.: Бук., ЛГГД, 1993. -270 с.

16. Баграмов Э.А., ред. Обновление национальных отношений веление времени: (материалы круглого стола). М.: Знание, 1990. -61 с.

17. Бартольд В.В. Сочинения. Т.1-3. -М.: Наука и Из-во восточной лит. 1963-65 гг.; Т. 1. -760 е.; Т.2 ч. 1 -1020 е.; Т.2 ч.2 -658 е.; Т.З -711 с.

18. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М.: Наука, 1990.-256 с.

19. Бернштам А.Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии // Сов. этнография. 1947. -Вып.6-7. С. 148-158.

20. Боков Х.Х., Алексеев С.В. Российская идея и национальная идеология народов России. -М., 1996. -96 с.

21. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. -СПб: изд-во СПбГУ, 1991. -60 с.

22. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьба страны. -СПб: Лениздат, 1992. -142 с.

23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 19983. -412 с.

24. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука,1987. -333 с.

25. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М.: Мысль, 1985. -384 с.

26. Бушков В.И. Формирование современной этнической ситуации в Северном Таджикистане // Сов.этнография. 1990. N 2. -С.30-41.

27. Васильев В.П. Политическая культура трудящихся: (учеб.-метод.пособие). -М.: АОН при ЦК КПСС, 1981. -54 с.

28. Васильев Л.С. Феномен власти-собственности //Типы общ.отношений на Востоке в средние века. -М.,. 19982. -269 с.

29. Веревкия Л.П. Политическая культура. -Ашхабад: Туркменистан, 1989. -87 с.

30. Волкова Н.П. Этническая история: содержание понятия //Сов.этнография, 1985. N 5.-СС. 16-25

31. Вырост И. Национальное самосознание: проблемы определения и анализ //Филоооф. и социолог-мысль. -Киев, 1989. N 7. -С.21-27.

32. Вятр. Е. Социология политических отношений . М.: Прогресс, 1979. -463 с.

33. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. -М.: Наука, 1990. -240 с.

34. Гаджиев К.С. Политическая культура: концептуальный аспект //Полис. 1991. N 6. -С.69-83.

35. Гафуров Б.Г. Таджики. Кн.1. -Душанбе: 1ффон, 1989. -384 с.

36. Гафуров Б.Г. Таджики. Кн.2. -Душанбе: Ирфон, 1989. -480 с.

37. Гафуров Б.Г. Избранные труды //Редкол.: Г.Ф.Ким (пред.) и др. -М.: Наука,1985. -543 с.

38. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. В кратком изложении /Под ред. И.Брагинского. T.l. -М.: Госполитиэдат, 1949, -476 с.

39. Гафуров Б.Г., Мирошников Л.И. Изучение цивилизаций Центральной Азии. М.: Наука, 1976. -127 с.

40. Гологанов З.П. Межнациональные отношения в СССР. 4.1. От Сталина до Горбачева. -Кемерово, 1996. -72 с.

41. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание: (сознание в предмет философии культуры). -Самара, 1996. -119 с.

42. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для ношей страны и для всего мира. -М.: Политиздат, 1987. -271 с.

43. Горячева Л.Г. Экономические проблемы и национальное самосознание. -М.: Диалог МГУ, 1996, -23 с.

44. Грушин В.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. -386 с.

45. Губаева С.С. Горные таджики Каратегина в Ферганской долине // Сов. этнография. 1987. N 1. -С.86-94.

46. Губогло М.Н. Преемственность и новаторство в разработке нацииональ-ных проблем на этапе развитого социализма //Сов.Этнография. 1986. N6. -С.3-13

47. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -526 с.

48. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992. -781 с.

49. Давыдов А. С. Не обосновано, зато публицистично //Сов.Этнография, 1989, N 5. -С.15-23.

50. Дащцамииров А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания: Автореф дисс. канд.филос.наук. -М., 1968. 20 с.

51. Джарилгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (осн.аспекты проблемы)//Сов.этнография. 1987. N 4. -С.9-22

52. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. -Алма-Ата: Казахстан, 1990. -197 с.

53. Джунусов М.С. Методические введения к изучению социальнополитических и межнациональных конфликтов. -М., 1991. -68 с.

54. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М.: ин-т социологии, 1994. -109 с.

55. Дробижева JI.M. Национальное самосознание база формированияи социально-культурные стимулы развития //Сов.Этнография. 1985. N5. -С.3-16.

56. Дробижева Л.М. Традиции в современном обществе: (Сб.ст.). -М.: Наука. 1990. -346 с.

57. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //Сов.этнографииия. 1991. N 1. С.3-13.

58. Дробижева Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося обества. М.: ИЭИА, 1994. -236 с.

59. Дробижева Л.М. Конфликтная этничность и этнические конфликты. -М.: ИЭИА, 1994. -177 с.

60. Дробижева Л.М. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. -М.: ИЭИА, 1995. -299 с.

61. Духовная культура и этническое самосознание: (сб.ст.). М.: ИЭИА, 1991.-210 с.

62. Здравомыслов А.Г. Динамика национального самосознания россиян и этнические конфликты //Обновление России: трудный поиск решений. -М„ 1996. -Вып.4. -С.51-68.

63. Иванова Н.А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Автореф.дисс. канд.псих.наук. М., 1995. -20 с.

64. Иванова Н.А. Этническое самосознание болгар на этапе перехода от народности к нации //Сов.этнография. 1987. N2.-С.51-61.

65. Ильин И.А. О монархии и республике //Вопросы философии. 1991.N 4. С. 107-152; N 5. -С.95-146.

66. Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. -ML: Политиздат, 1979. -208 с.

67. Иордан М.В. Интернационализм против национализма. -М: Наука, 1980. -264 с.

68. Искандеров Б.И. Восточная Бухара и Памир в период присоединения Средней Азии к России. -Сталииабад: Таджикгосиздат, 1960. -214 с.

69. Ислам: Энцикл.словарь/АН СССР, Ин-т востоковедения; Г.В.Милославский и др. -М.: Наука, 1991. -311 с.

70. Ислам и политика в странах зарубежного Востока: Науч.-аналит. обзор/ А.В.Сагадаев! -М.: ИНИОН, 19881. -64 с.

71. История политических и правовых учений/ Под ред.В.СНерсесянца. -М.: ГОрид.лит., 1983. -720 с.

72. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учбпособие для гум.спец.вуэов /

73. ЛГУ. 2-е изд. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -168 с.

74. Кейзеров Н.М. Политическая культура социалистического общества. -М.: Мысль, 1982. -79 с.

75. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. -М.: Юр.лит., 1983.-231 с.

76. Кисляков Н.А. К вопросу об этногенезе таджиков // Сов.этнография. 1947, Вып.6-7. -С.314-319.

77. Кисриев Э.Ф. Особенности формирования национального самосознания у подростков в одно- и многонациональной среде //Молодежь Дагестана. -Махачкала. 1987.-С. 112-119.

78. Кожанов А. А. Методика исследования национального самосознания: Автореф. дисс. канд.и.наук. -М., 1978. -21 с.

79. Коозлов В.И. Некоторые проблемы теории нации // Вопр.истории. 1967. N 1. -С.88-99.

80. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов.этнография. 1974. N 2. -С.79-92.

81. Комароваа Г. А. Хроника жизни национальностей в СССР 1990 года. -М., 1996.-257 с.

82. Комаров Е.Г. Политическая культура молодежи: Проблема формирования и развития. -М.: Мысль, 1986. -156 с.

83. Кузнецов И.М. адаптивноть этнических культур и этнических культур ии этнокультурные типы самоопределения личности: (к постановке проблем) If Совтэтнография. 1988. N 1. -С. 15-27.

84. Культура эпохи Возрождениям и Реформации/ Редкол. В.И.Рутенберг (отв.ред.) и др. -Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1981. -267 с.

85. Кургинян С. и др. Постерестройка: концептуальная модель развития нашего общества. М.: Политиздат, 1990. -92 с.

86. Кууси П. Этот человеческий мир. Пер. с англ./Общ.ред и вст.сг. Э.А.Араб-Аглы. -М.: прогресс, 1988. -362 с.

87. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. -М.: Изд-во АН СССР, 1951.-280 с.

88. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР, 1945. -120 с.

89. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: Очерки из области рус.лит-ры Х1-ХУП вв. -М.-Л. Изд-во АН СССР, 1945. -120 с.

90. Логофет Д.Н. Страна бесправия: Бухарское ханство и его современное состояние: -СПб: (В.Березовский, 1909. 8, -239 е., ил.

91. Мавродии В.В. Образование Древнерусского государства. -Л. Изд-во ЛГУ, 1945. -432 с.

92. Макиавелли Н. Государь. Перевод. -М.: Планета. 1990. -79 с.

93. Малыгина И.В. Национальное самосознание российской провинции // Социология молодежной культуры. Духовность провинции. -Тамбов. 1995. -С.38-46.

94. Марченко В.Т. Сверхнация. -М., 1996. -43 с.

95. Масов Р. История топорного разделения. -Душанбе: Дониш,. 1991.

96. Межуев В.М. Культура и история: Пробл.кулльтуры филос.-ист.теории марксизма. -М.: Политиздат, 1977. -199 с.

97. Микуч Т.Н. Этноязыковые процессы и система национального самосознания: (на материале Белоруси). Автореф.дисс. канд.исг.наук. -Минск, 1991. -19 с.

98. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М.: Наука, 1990. -222 с.

99. Моногарова Л.Ф. Памирцы народности или субэтносы таджиков? (Ответ А.С.Давыдову) //Сов.этнография, 1989. N 5. -С.28-35.

100. Моногарова ЛФ. Эволюция национального самосознания припамских народностей //Этические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. -М„ 1980. -СС. 125-135.

101. Мусгафаев В.К. Демократическое движение и формирование национального самосознания в южном (иранском) Азербайджане в 1 половине XX века. Автореф.дисс. канд.ист.наук. -Баку, 1992. -24 с.

102. Муталивом А.Э. Становление и развитие этнического самосознания в условиях полиэтнической общности: (на материалах Сев.Кавказа, Дагестана и Поволжья Саратов.обл.). Автореф.дисс. .канд. фил ос. наук. - Саратов, 1995. -14 с.

103. Нар шахи Мухаммад. История Бухары /Пер.с перс. Н.Лыкошина. Ташкент: Типо-лиг. "Ф.И.Г. бр.Каменскиие", 1896. -124 с.

104. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. -М.: ИЭИА. 1994 -273 с.

105. Негмати Э. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. -Душанбе: Дониш, 1989. -126 с.

106. Ненасилие: философия, этика, политика /А.А.Гусейнов, В.С.Стенин, Ж.Госс и др.; Отв.ред.А.А.Гусейнов; РАН, Ин-т философии. -М.: Наука, 1993. -188 с.

107. О "Политическом трактате" Ахмада Дониша : (Краткий очерк) / З.Ш.Раджа-бов; Под ред. чл.-кор. АН Тадж. ССР ГААшурова; АН Тадж. ССР, Отд.фи-лософии. -Душанбе: Дониш, 1976. -126 с.

108. Овлякулиев С.Е. Формирование национального самосознания средствами радиовещания: (на материалах соврем радиовещания Туркменистана, 1990-1994). Автореф.дисс. канд. филол. наук. -М., 1995. -24 с.

109. Ожегов Ю.П. Политическая культура молодежи. -М.: Знание,1980. -64 с.

110. Ономастика Средней Азии: Сб.ст./АН СССР. Ин-т этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая; Отв.ред.В.А.Никонов, А.М.Решетов. -М.: Наука, 1978. -226 с.

111. Основы политологии. Курс лекций под ред. В.П.Пугачева. -М.: Знание, 1992. -256 с.

112. Остроумов Н.П. Сарты: Этнографические материалы. -3-е изд., доп. -Ташкент: тип.гоз. "Среднеазиат.жизнь", 19908. -288 с.

113. Ошанин Л.В. Антропологический состав и вопросы этногенеза таджиков и узбекских племен Южного Таджикистана. -Сталинабад: изд-во АН Тадж.ССР, 1957.-142 с.

114. Паин Э.А. Межнациональные конфликты в СССР //Сов.элпнография. 1990. N1. -С.3-15

115. Пиотровский М.Б. Кораиические сказания. -М.: Наука, 1991. -219 с.

116. Платонов О.А. Русская цивилизация. -М.: Роман-газета, 1995. -223 с.

117. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М.: Прогресс, 1994. -125 с.

118. Политическая культура России: (реф.сб.) /Редкол.Ю.С.Пивоваров (отв.ред. и др.). -М.: ИНИОН, 1990. -230 с.

119. Политическая культура социализма /А.К.Карыпкулов, Л.Н.Коган, Б.Б.Багиров и др. -Фрузнзе: Илим, 1984. -467 с.

120. Политическое сознание и самосознание личности: (Сб.ст.) /Батк.гос. ун-т., филос. о-во СССР; Редокл.Садыков Ф.В. (ота.ред.) и др. Уфа: БГУ, 1985. -159 с.

121. Политология: Энцикл.словарь /Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. -М.: из-во Моск.коммерч.ун-та, 1993. -431 с.

122. Раджабов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана (Материалы). -Душанбе: изд-во АН Тадж.ССР, 1964. -64 с

123. Рахимов P.P. К вопросу о современных таджикско-узбекских межнациональных отношениях //Сов .этнография. 1991. N 1. -С.13-24.

124. Рахимов P.P. Иван Иванович Зарубин (1887-1964) //Сов.этнография. 1989. N 1.-С. 11-121.

125. Религия и общественная мысль стран Востока (Сб.ст.) /Отв.ред. и авт. предисл. акад.Б.Г.Гафуров. -М.: Наука, 1974. -336 с.

126. Рзаев А.К. Туей; Ташхулов Д. Дониш: -М.: Юрвд.лнгг., 1990. -160 с.

127. Розенфельд А.З. Проблема региональности и десемантизации в таджикской топонимии // Ономастика Средней Азии. -М., 1978. -С.62-64

128. Сагадаев А.В. Ибн-Сина: (Авиценна). -М.: Мысль, 1980. -239 с.

129. Сессия по этногенезу народов Средней Азии //Сов.этнография, 1947. Вып.6-7.-С.301-326.

130. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии /Г.В.Гаэенко. В.Г.Графский, П.С.Границианский и др.; Под общ.ред.Г.Х.Шахназарова. -М.: Наука, 1982. -335 с.

131. Солдатом Г.У. Межэтническое общение: Когнетивная структура этнического самосознания //Познания и общения. -М., 1988. С.111-125.

132. Социализм и национальный вопрос /Отв.ред.С.С.Сафаров и К.Д.Милюкова. -Душанбе: Дониш, 1991. -228 с.

133. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб.пособие: (Для вузов). -М.: Политиздат, 1988. -591 с.

134. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М.: Политиздат, 1972. -303 с.

135. Станкевич Г.М. К вопросу о национальном самосознании Марийского народа в 20-е годы //Мировоззрение современной России: Проб, ценностей и тенденций развития. -Йошкар-Ола, 1995. -С.69-71.

136. Терентьев М.А. История завоевания Средней азии. T.l-Ш. -СПб.: тип.-лит.В.В.Комарева, 1903. -3 т.

137. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер.с англ. /Сост.А.П.Огурцев. Вступ.ст.В.И.Уколовой; закл.ст.Е.Б.Рашковского. -М.: Прогресс, 1991. -736 с.

138. Токарев С. А. К постановке проблемы этногенеза //Сов.этнография. 1949. N 3. -С.12-36.

139. Толстое С.П. Основные проблемы этногенеза народов Средней Азии //Сов.этнография. 1947. Вып.6-7. -С.303-305.

140. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э. Политическая социология: состояние проблемы, перспективы //Социол.исследования. 1990. N 9. -С.22-29.

141. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф. О структуре национального самосознания //Межнациональное отношение в России: история и перспективы. -Казань, 1994. -С.78-80.

142. Удальцев А. Д. Теоретические основы этногенетических исследований // Сов.этнография. 1947. Вып.6-7. -С.301-303.

143. Уледов А.К. Общество и сознание. -М: Прогресс, 1984. -239 с.

144. Уледов А.К. Перестройка и сознание. -М.: Мысль, 1988. -106 с.

145. Умняков И И. Из истории международных отношений Средней Азии с Западной Европой в начале ХУ в. -М.: Из-во вост.лит. 1960. -11 с.

146. Фарукшин М.Х. Политическая культура общества //Соц.-пол.науки. 1991. N4. -С.103-112.

147. Фарукшин М.Х., Юртаев А.А. От культуры конфронтации к культуре диалога//Полис. 1992. N3.-С.148-153.

148. Фатуллаев Э.Т. Социально-культурные факторы развития национального самосознания молодых рабочих Азербайджана. Автореф.дисс. канд.ист.наук. -Баку, 1992. -20 с.

149. Федооеев А.А. Политология и жизнь. -СПб: Знание, 1992. -32 с.I

150. Федосеев А. А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. -213 с.

151. Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти (Сб.ст.)rl

152. РАН, Ин-т востоковедения; Отв.ред.Н.А.Иванов. -М.: Наука, 1993. -392 с

153. Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания //Сов.этнография. 1991. N 1. -С.25-33.

154. Хабибулина К.Н. Этническое самосознание в современных национал»

155. Хабибулина К.Н. Национальное самовосприятие в постсоветской России //Возрождение культуры России. -СПб, 1996. -Вып.4. -С.55-70.

156. Хотииец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека. -Ижевск. 1996. -75 с.

157. Чередниченко А.П. Культура активного политического действия. -М.: Мысль, 1986. -221 с.

158. Чешко С.В. Не публицистично, но и не научно (Ответ оппоненту) // Сов.этнография, 1989. N 5. -С.23-28.

159. Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры //Сов.этнография. 1972. N 2. -С.74.

160. Шадже А.Ю. Национальные ценности в системе общечеловеческой цивилизации //Проблемы исследования вузовской науки и методики преподавания. -Мойкоп. 1995. Вып.2. -С. 126-134.

161. Шелабаева Г.К. Национальная культура как феномен национального сознания и самосознания: Социально-философский анализ: Автореф. дисс. .докт.филос.наук. -М., 1996. -45 с.

162. Шестопал Е.Б. Личность и политика. -М.: Мысль, 1988. -203 с.

163. Ширматова Г.Ш. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности. -Ташкент: Фан, 1986. -145 с.

164. Щегорцев В.А. Политика: поиски пути к утраченной культуре. -М.:1. Наука, 1991.-89 с.

165. Щегорцев В.А. и др. Политическая культура личности: Проблемыформирования. -М.: Знание, 1982. -63 с.

166. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (пер. с англ. Андреевой и и др.). -М.: Прогресс, 1996. -342 с.

167. Этнопсихологические сюжеты: Из опгеч.наследия: Лад, мир, согласие, consensus: (Подборка из тр.опгеч.ученых) /РАН, Ин-т философии; сост.М.В.Иордан и В.М.Семенов. -М.: ИФРАН, 1992. -201 с.

168. Этносы и этнические процессы (Сб.ст.): Памяти Р.Ф.Итса/РАН, Ин-т этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая; Огв.рея.В.А.Попов. -М.: Наука. Изд.% фирма "Восг.лиг.", 1993. -343 с.

169. Эфендиев Ф.С. Современное национальное эстетическое самосознание. Автореф.дисс. канд. филос. наук. -Ростов Н/Д, 1995. -26 с.

170. Almond G.A. Politische Kukur-Forshung-Ruckblick und Ausblick. Ubersetz. a us dem Amerik. Folke Arends //PVS (Politische Vierteljahresschrift). 1987. N 18. Op laden, Westdeutscher Verlag, 1987. -S.27-38.

171. Berg-Schlosser D., Schissler J. Politische Kultur in Deutschland Forschun-gestand, Nethoden und Rahmenbedingungen // PVS (Politissche Vierteljahres schrift). 1987. N 18. Opladeo, Westdeutscher Verlag, 1987. -S.U-26.

172. Wehling H.G. Die Bedeutung regicnaler Politischer Kultur-Forschung imterbesonderer Berucksichtung Wurttembergs // PVS (Politische Vierteljahresschrift) 1987. N 18. -S.259-266.

173. Sehlegel-Batton Th. Politische Kultur der Mittelschichten im Ubergang zum Nationalsozialsmus //PVS (Politische Vierteljfliresschrift). 1987. N 18. Opladen, Westdeutscher Verlag. 1987. -S. 112-122.