автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект
- Автор научной работы
- Кузьменко, Сергей Валентинович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузьменко, Сергей Валентинович, 2002 год
Введение
Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
§1. Историко-философский анализ общественного мнения.
§2. Специфика формирования общественного мнения.
§3. Система отечественного телевизионного вещания как социокультурный параметр детерминации общественного мнения.
Глава И. ПРОЦЕСС ВЛИЯНИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
§1. Механизм формирования общественного мнения в социокультурной практике современного телевещания
§2. Социально-культурные технологии управления процессом формирования общественного мнения через каналы телевещания
§3. Социально-культурные средства воздействия телевещания на общественное мнение. 124 Заключение 143 Список использованной литературы 147 Приложения
Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект"
Усиление роли электронных средств массовой информации (СМИ), в особенности телевидения (TV), в современном обществе очевидно. Его роль в воздействии на массовое сознание трудно переоценить, поскольку практически в каждом доме, каждой квартире есть телевизор, который является наиболее доступным способом связи с внешним миром и средством получения оперативной информации, а также самым влиятельным из СМИ, доносящим до человека не только звук, текст, изображение, но и создающим эффект присутствия, личного общения с каждым в отдельности, психологическое ощущение сопричастности зрителя к происходящим событиям. В нашей стране телевидение обрело особый статус. Здесь сложились стереотипы правдивости TV и безоговорочного доверия к нему. Все это «запускает» при восприятии телевизионной общественной информации известный механизм суггестии (внушение), когда информация не подвергается сомнению и сознательной переработке.
Вместе с тем современное телевидение активно использует приемы нейролингвистического программирования; технологическую систему инструментария агитационно-пропагандистского воздействия (снятие защиты, смещение акцентов, присоединение к будущему, «пробный шар», растянутость во времени, изменение масштабов, моделирование доверия, перенос внешних характеристик во внутренние убеждения, символизация) (126, С.87); специальные телевизионные технологии, в основе которых лежат теории интерактивного компонента массового убеждения Э. Роджерса, когнитивного внушения А. Бека, ' теория Фрейла (стереотипа) Р. Шенка (200, 4, С. 83, 178) и другие. Все эти технологии призваны обеспечить по отношению к TV следующие функции: формирование приоритетов общественного мнения; переключения общественного мнения с одного аспекта на другой; введение в общественное мнение новых тем и ситуаций; организация поддержки политических и экономических инициатив; осуществление контрпропагандистских информационных действий.
При этом общественное мнение понимается как состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам действительности. Другими словами - это оценочное суждение различных социальных групп по общественно значимым проблемам (153, С. 185).
Формирование общественного мнения сегодня стало самостоятельной индустрией, нацеленной на формирование оценочных позиций с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
Как известно, именно коммуникация является одной из основ социальной жизни. Она позволяет человеку сформировать общую картину мира, получить представление об обществе, в котором он живет, расширить круг общения независимо от расстояний. Потребность людей в активном взаимодействии породила систему средств массовой информации, являющихся приметой цивилизованного государства, составляющих один из его культурных пластов.
Телевидение относится к наиболее эффективным каналам доставки информации. Оно способно выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку, формируя художественно-эстетические стороны информации. Оно создает самые доступные массовому сознанию и эффективные рекламные ПР-обращения. Это самое значимое средство связи с широкой общественностью, наиболее актуальное для крупных компаний, государственных структур при проведении политических кампаний. TV быстро формирует отношение публики к герою передачи и его высказываниям, способно оперативно создавать имидж персоны или организации, строить либо разрушать репутации. Эффект присутствия на TV обладает самым сильным воздействием. Телеинтервью превращается в сеанс создания психологического портрета, а телевизионная речь, близкая к формам межличностного общения, повышает эффективность передаваемой информации. Все это позволяет сделать вывод о насущной необходимости научной разработки вопросов формирования общественного мнения средствами телевидения (TV) именно в аспекте социально-культурного анализа.
Степень разработанности проблемы. Теория и практика формирования общественного мнения в нашей стране является вполне обозначенной проблемой.
Наиболее значительным исследованием общих вопросов методологии формирования общественного мнения в советский период является диссертация Б.А.Грушина. Среди других публикаций доперестроечного периода следует назвать исследование Ю.В.Воронцова о роли средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения и работы Е.И.Пронина.
Наиболее интересными для представляемого исследования являются работы, посвященные воздействию телевидения и средств культурно-просветительной работы на формирование общественного мнения.
Последнее десятилетие характеризуется возрастанием научного интереса к проблемам формирования общественного мнения. Так, исследуется роль политической агитации в этом процессе (А.И. Ветров), демократическая ценность общественного мнения (В.Б. Житенев).
Среди работ, непосредственно посвященных телевидению, можно выделить те, в которых исследуются лексико-семантические и синтаксические особенности телевизионных программ (Бертякова А.Н., Бес-памятнова Г.Н.); социокультурное значение телевидения в жизнедеятельности общества (Айзенберг А.Г., Братышев Д.Е., Раскин А.В., Шиф В.Б., Самарцев О.Р. и др.).
Особый интерес вызывают работы психолого-педагогической направленности (Серый А.В.). Таким образом, темы общественного мнения, взаимосвязи общественного мнения и телевещания имеют уже определенную теоретическую данность.
Вместе с тем анализ отмеченных научных разработок показывает, что исследований, посвященных социокультурным факторам формирования общественного мнения средствами телевидения, пока еще не было.
Определение проблемы позволило сформировать цель исследования, которая заключается в разработке социально-культурных основ формирования общественного мнения средствами телевизионного вещания.
В соответствии с этой целью в исследовании выдвинуты следующие задачи:
• определить методологические основы общественного мнения как социокультурного явления;
• выявить специфику современного телевидения в формировании общественного мнения, функционирующего в новых экономических условиях;
• установить психолого-педагогическую природу воздействия телевидения на общественные суждения личности;
• систематизировать социально-культурные средства телевидения, влияющие на общественное мнение;
• разработать методику формирования общественного мнения средствами телевидения;
• создать социально-культурную модель управления процессом формирования общественного мнения.
Объектом исследования выступает общественное мнение как социокультурное явление.
Предметом исследования является процесс формирования общественного мнения в социально-культурной практике телевидения.
В диссертации выдвинута гипотеза:
Телевизионные программы в процессе прямого и опосредованного воздействия на личность оказывают социокультурное программирование подсознания; формируют установки суждений; ориентируют людей в системе социокультурных ценностей. В связи с этим необходимо способствовать созданию на TV системы социально-культурных методик, средств и технологий по формированию общественного мнения. Реализация такого подхода невозможна без специалистов, обладающих навыками деятельности в области телевещания, имеющих психолого-педагогическую и специальную социокультурную подготовку.
Методологические основы исследования
В решении общих задач работы автор исходит из основных положений дидактики. При этом базовыми служат научные принципы объективности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от частного к общему, единства исторического и логического в познании явлений.
Для решения специальных задач исследование опирается на данные психологии, социальной психологии, социопедагогики, социологии, культурологии, искусствоведения, а также на теории функционирования духовного мира личности, который имеет многоуровневую разветвленную структуру и проявляется в общественных позициях индивида; в деятельности, преобразующей окружающую действительность; в продуктах созидательного труда.
Теоретическими основами исследования выступают концепции развития личности, ее «творческого потенциала», «ценностных ориентацию), содержащиеся в работах русских философов конца XIX - первой половины XX в. - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьева, Г.П. Федотова и др.; в трудах современных отечественных философов, посвященных проблеме формирования личности через восприятие и усвоение духовных ценностей, - В.В. Журавлева, Л.А. Зеленова, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Л.Н. Когана, Н.Л. Лейзерова, В.А. Разумного, В.А. Ремизова, Л.Н. Столовича, Е.Ф. Сулимова, Б.М. Сапунова и др.
Исследование активно опиралось на работы по психологии и педагогике, в которых анализировались вопросы эстетического и нравственного воспитания личности, А.Г. Асмолова, Ю.П. Азарова, Ю.Б. Алиева, Г.С. Батищева, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой.
Методы исследования: автор решает поставленные задачи и цели, опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез, изучение и обработка данных эмпирики; построение научных гипотез; моделирование выводов исследования, их классификация. Основу исследования составляет опытно-экспериментальная работа, проведенная автором на базе телевизионной программы «Деловая Москва».
Этапы исследования: исследование проводилось в течение 10 лет, с 1991 г. по 2002 г., и имело 4 этапа:
• Первый этап исследования (1991-1993 гг.) - подготовительный.
Он включает изучение философской, культурологической, педагогической, этнографической литературы, законодательных, директивных, нормативных, программно-методических документов по проблеме исследования, обработку и систематизацию теоретических источников. Изучался американский опыт СМИ по формированию общественного мнения. Разрабатывалась концепция исследования, формировался научный аппарат, выстраивался инструментарий исследования.
• На втором этапе исследования (1993-1996 гг.) анализировалось состояние телевидения в современной социокультурной среде. Разрабатывались концептуальные подходы к созданию теоретической модели работы, определялись критерии и показатели эффективности телевизионных программ; механизмы взаимодействия и функционирования основных компонентов; методики диагностирования. Проводилась содержательная и организационная работа по подготовке непосредственных исполнителей и лиц, привлекаемых к опытно-экспериментальной работе.
• На третьем этапе исследования (1996-2001 гг.) осуществлено комплексное исследование второго уровня, целью которого было выявление рейтинга программы «Деловая Москва». Разработана и экспериментально апробирована практическая модель телевидения регионального канала ТВ-Центр. Одновременно обосновывались и формулировались административно-управленческие механизмы ее функционирования, а также научно-методические, материально-технические и кадровые основы обеспечения данной модели.
• Четвертый этап (2001-2002 гг.) - обобщающий. На этом этапе обрабатывались, обобщались и внедрялись в практику результаты исследования; уточнялись теоретические выводы и практические рекомендации; апробировались полученные научные данные в лекциях, учебных программах, публикациях, других формах учебно-методической, научной работы. Завершающий этап включал также оформление результатов исследования в виде диссертации. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
- решается важная теоретико-практическая задача формирования общественного мнения средствами телевидения;
- обосновывается и разрабатывается социокультурный подход к процессу формирования общественного мнения средствами телевидения.
Практическая значимость исследования заключается в разработанных автором программах курса «Моделирование телевизионных программ», а также курса «Режиссура телевизионных шоу-программ», которые преподавались в период с 1999 по 2001 г. на специализации «Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ» Московского государственного университета культуры и искусств.
Материалы, полученные в ходе исследования, используются в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств, в Институте дополнительного профессионального образования при преподавании дисциплин: «Моделирование телевизионных программ», «Режиссура телевизионных шоу-программ».
Выводы и рекомендации диссертационного исследования позволяют осуществлять процесс создания телевизионных социальнои культурных программ более продуктивно, не «калькируя» зарубежные аналоги.
Диссертация может быть использована в качестве учебного пособия при подготовке или повышении квалификации работников телевидения и ПР-технологов.
Достоверность и обоснованность исследования определяются его организацией, объектами источниковой и эмпирической базы. Последними выступают телевизионные проекты программ, осуществленные на телевещательных каналах ОРТ, TV-6 и ТВ-Центр.
В работе использовались данные независимых исследований рейтинга телевизионных социокультурных программ и их просмотровые показатели. Диссертантом осуществлено опытно-экспериментальное исследование на телеканале ТВ-Центр и в рамках программы «Деловая Москва».
В диссертации используются материалы включенного наблюдения автора при съемках и демонстрации в эфире сюжетов социокультурных программ, осуществляемых в течение десяти лет.
В работе анализировались данные периодики телевещательных каналов, нормативные документы, специальная (корпоративного пользования) литература.
Апробация работы осуществлялась по ряду направлений путем:
• опубликования результатов исследования в печати;
• разработки и создания социокультурных программ, сюжетов на телеканалах ОРТ, TV-6, ТВ-Центр;
• выступлений на научно-практических конференциях: «Социум и ' культура: голоса молодых» - Москва, МГУК, 25-26 марта 1997 г.;
Современная Россия - горизонты культуры» - Москва, МГУК, 20 апреля 1998г.;
• преподавания курсов «Моделирование телевизионных программ», «Режиссура телевизионных шоу-программ» в Московском государственном университете культуры и искусств, в Институте дополнительного профессионального образования МГУКИ. Положения, выносимые на защиту:
1. Общественное мнение не является исключительно философской проблемой. Это социокультурное явление, имеющее психолого-педагогические составляющие, его формирование - это противоречивый многоступенчатый управляемый процесс, каждая ступень которого содержит свои требования, условия и целевые задачи;
2. Социально-культурные факторы являются важнейшим условием формирования общественного мнения. К ним относятся: социально-культурное пространство общества; социокультурный статус телезрителей, их ценностные установки и ориентации; социокультурные средства, используемые TV;
3. Эффект социокультурного воздействия на общественное мнение находится в прямой зависимости от ценностных ориентаций, установок специалиста телевидения и воспринимающей среды;
4. В основе механизма формирования общественного мнения лежит процесс воздействия на сознание людей. Телевещание осуществляет это воздействие через «информационную операцию», важной составной частью которой выступает манипуляционное влияние;
5. Социокультурная модель управления процессом формирования общественного мнения - важнейшая составляющая оптимизации этого процесса.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
Заключение
Основное назначение телевизионных программ - это приобщение телеаудитории к общечеловеческим идеалам и ценностям, к культуре в самом широком смысле этого слова. Что бы это осуществить, телевизионные программы должны обращаться не только к разуму человека, но и к его чувству, воздействовать на него не только рационально, но и эмоционально. Однако в результате исследования выяснилось, что большинство программ как на зарубежном, так и на российском телевидении не могут претендовать на звание "гуманистических", несущих истинные духовные ценности. К сожалению, они представляют собой типичную продукцию "массовой культуры" со всеми своими достоинствами и недостатками.
В ходе исследования была подтверждена первоначальная гипотеза о том, что телевизионные программы в процессе воздействия на личность оказывают нейролингвис гическое программирование сознания, формируют установки суждений, ориентируют в системе социально-культурных ценностей.
Однако внедрение на TV социально-культурных (в том числе, гуманистических) принципов и критериев отбора материала, использование средств и технологий не всегда приводили нас к результатам, на которые мы рассчитывали в начале исследования.
Важнейшим фактором, корректирующем опытно-экспериментальную работу, стало функционирование современного TV в коммерческих условиях.
В результате слияния в телевизионных программах искусства,
Ф зрелищности и массовой коммуникации получается продукция, которая отвечает характеристикам "массовой культуры": массовость, товарность, в определенной степени примитивность смыслов, великолепие формы. Все это позволяет управлять информацией, а следовательно, и общественным мнением.
Рассматривая условия формирования общественного мнения, мы выделяли основное - манипуляцию сознанием.
Так как TV - самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, то первоочередной и наиболее важной задачей TV является доведение в неискаженном виде до всех представителей общества всех проблем, вопросов, нововведений и требований, которые волнуют широкую общественность.
Телевидение - самое значимое средство связи с общественностью, способное выводить на экран изображение, текст, устную речь и музыку и эффективно доносящее до общества информацию самым доступным массовому сознанию путем.
Исследовав методологическую природу общественного мнения, мы пришли к выводу, что общественное мнение не является исключительно философской проблемой. Это социокультурное явление, имеющее психолого-педагогические составляющие, его формирование - это противоречивый многоступенчатый управляемый процесс, каждая ступень которого содержит свои требования, условия и целевые задачи.
При этом социально-культурные факторы являются важнейшим условием формирования общественного мнения. К ним относятся: социально-культурное пространство общества; социокультурный статус телезрителей, их ценностные установки и ориентации; социокультурные средства, используемые TV.
Эффект социокультурного воздействия на общественное мнение находится в прямой зависимости от ценностных ориентаций, установок специалиста телевидения и воспринимающей среды.
В основе механизма формирования общественного мнения лежит процесс воздействия на сознание людей. Телевещание осуществляет это воздействие через "информационную операцию", важной составной частью которой выступает мунипуляционное влияние.
Социокультурная модель управления процессом формирования общественного мнения - важнейшая составляющая оптимизации этого процесса.
В результате исследования удалось установить, что качество телевизионных программ может быть существенно улучшено путем:
- внедрения символических и мифологических условий коммуникативного пространства;
- введения наряду с этим визуального, событийного и коммуникативного компонентов;
- правильной постановки вопросов при интерактивных опросах, интервью и других методах изучения общественного мнения;
- резонансно-мозаичного построения телевизионных программ.
Телевизионные программы призваны сформировать у зрителя образ при помощи своих специфических средств: использования новейших технических средств, доступной эмблемы, символа, экспрессивно-динамичной формы, эффектной подачи материала.
Следовательно, работа на TV требует квалифицированного не только технического, но и психолого-педагогического подхода к подаваемой информации и телеаудитории, воспринимающей данную информацию.
Следует отметить, что данное исследование не может принципиально изменить направленность отечественного телевещания. Работа проводилась на региональном уровне и охватывала полчаса эфирного времени в сутки по будним дням. Вместе с тем, наш эксперимент позволил программе "Деловая Москва'1 успешно просуществовать на телеканале ТВЦ более 6 лет. Что в телевизионной практике является значительным сроком.
TV пронизывает все сферы жизни общества. Телевидение и человек в современном мире - это единое целое.
Исследование показало, что при учете социально-культурных аспектов проблемы формирования общественного мнения средствами TV, возможно эффективное продвижение к цивилизованному демократическому гуманистическому обществу.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузьменко, Сергей Валентинович, Москва
1. Адамьянц Т.З. Телекоммуникация в социальном проектировании информационной среды. Диссертация. доктора социологических наук. М., 1998.
2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
3. Азаров Ю.П. Методика воспитательной работы. М., 1989.
4. Александрова А.А. Современная психотерапия. СПб, 1997.
5. Алешина И. «Паблик рилейшнз» для менеджеров и маркетологов. М., 1997.
6. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М., 1986.
7. Аль-Улюфи Фадль Али-Абдельазиз. Роль культурных программ телевидения в духовной жизни общества. Диссертация. кандидата философских наук. М., 1997.
8. Англо-русский словарь. М.: «Советская Энциклопедия», 1970.
9. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. М.: «Соцэкгиз», 1937.
10. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. София: «Музика», 1984.
11. Ашин Г.К. Элитарная и массовая культура.//Общественные науки № 6, 1985.
12. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: «Искусство», 1978.
13. Багиров Э.Г. Телевидение США. Сборник статей. М.: «Искусство», 1976.
14. Баскин Ю.Я. Кант. М.: «Юридическая лит-ра», 1984.
15. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Русский христианский гуманитарный ин-т, 1997.16