Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Крайнер, Елена Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Крайнер, Елена Николаевна, 1999 год

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки использования художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении.

1.1. Сущность и значение историко-культурного просвещения.

1.2. Социально-педагогические условия использования художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении.

Глава 2. Художественно-образное воздействие как средство активизации историко-культурного просвещения.

2.1. Педагогический потенциал художественно- 66 образного воздействия.

2.2. Основные художественно-педагогические 105 принципы организации историко-культурного просвещения.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия"

Актуальность исследования.

Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществлялась обществом через воспитание, обучение, просвещение. Связь поколений, прежде всего, духовная, нравственная - жизненно важная необходимость для любой нации, для любого народа.

Культура нации напрямую зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие усилия прилагает общество для формирования у каждого отдельного человека способности к осуществлению созидающей функции в материальной и духовной сферах общества.

В современных условиях серьезных трансформаций государственной идеологии и отсутствия ее единой линии особое значение для духовного возрождения (восстановления морально-нравственных норм общественной жизни, возрождения чувства патриотизма, избавления от комплекса неполноценности) россиян имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, ибо только этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания. Следовательно, на первый план выдвигаются учреждения, располагающие подобным материалом и работающие над его популяризацией (выставочные залы, музейно-культурные центры и т.п.), то есть целая группа культурно-просветительных учреждений, которые мы объединяем под условным названием учреждения культуры музейного типа.

Однако, в современных условиях многие традиционные методы работы подобных учреждений оказываются малоэффективными. Сегодня необходимо находить такой коммуникативный образ историко-культурного материала, который мог бы заинтересовать современного посетителя, был бы для него, ярким, динамичным, привлекательным, интригующим, способным "развернуть" личность к общечеловеческим ценностям и стимулировать активное их восприятие. Это, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости организации художественно-образного воздействия в популяризации историко-культурных ценностей.

Интерес к использованию широкого спектра выразительных возможностей искусства в реализации просветительной функции учреждений культуры не нов, он носит объективный характер. Но работа по использованию комплексного художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении ведется сравнительно недавно и в основном на эмпирическом уровне. В настоящее время она остро нуждается в теоретическом осмыслении, прежде всего с интердисциплинарных позиций, направленном на разработку комплексных методик оптимального идейно-эмоционального воздействия в учреждениях культуры музейного типа, осуществляющих просветительную работу на основе подлинного историко-культурного материала.

Степень разработанности проблемы. Сегодня существует широкий спектр научной литературы по проблемам философии культуры, где разрабатываются общеметодологические и общекоммуникативные проблемы, касающиеся способов и средств трансляции и ретрансляции культуры. В отечественной культурологии проблема культуронаследования, преемственности и взаимовлияния культур интенсивно разрабатываются в трудах А.И.Арнольдова, С.Н.Артановского, Э.Б.Баллера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С.Кагана, Ю.М. Лотмана, Э.В.Соколова. Сложным проблемам приобщения человека к историко-культурному наследию посвящены работы М.ААриарского, Г.П. Бутикова, М.Ш. Доминова, С.Н.Иконниковой, А.П.Маркова, А.Д.Жаркова и др.

В работах Ю.А.Стрельцова, Т.Г.Киселевой, Ю. Д.Красильникова. Н.Н.Орлова культурные ценности, ценностные ориентиры личности анализируются через культурную деятельность, организованную в учреждениях культуры. При рассмотрении проблемы освоения историко-культурных ценностей особо подчеркивается, что освоение, предшествуя аксиологическому процессу, тем самым является начальным этапом формирования позиций личности и включения ее в систему культурной деятельности по сохранению и развитию культурного наследия.

Значительное место в изучении проблем приобщения личности к историческим и культурным ценностям занимают исследования представителей музейного дела (А.З.Крейна, Е.Г.Вансловой, И.С.Коссовой, А.К. Ломуновой, Л.М.Шляхтиной, М.Л.Юхневич и др.), где рассматриваются общие проблемы информационно-просветительной деятельности музея, вопросы повышения эмоциональности музейной информации, эстетического воздействия музейного предмета, в том числе и методы активизации посетителей посредством театрализации, понимаемой в основном как простое иллюстрирование документального материала. Значительный интерес представляют также труды НИИ культуры Министерства культуры РФ, изданные в 1950-90-е гг., в которых разрабатывались актуальные вопросы архитектурно-художественного решения экспозиций. Круг рассматриваемых вопросов посвящен выявлению общих принципов архитектурно-художественного решения, изменению природы музейной зрелищности, изысканию путей углубленной подачи содержания экспозиций через эмоциональную выразительность, облегчающую ее восприятие.

Отдельные аспекты проблемы художественно-образного решения историко-культурного материала рассматриваются в статьях М.Б.Гнедовского, где исследуется музейный сценарий как метод музейной коммуникации, а также в диссертации Н.Г. Макаровой, где рассматривается специфика создания музейного художественного образа с позиций исследования музея в системе философско-эстетического знания. Важным для понимания проблемы данного исследования является и выделение в зарубежной музееведческой литературе такого научно-методического направления, как музейные профессии, которому в отечественных исследованиях уделяется недостаточно внимания.

Театрализация как один из главных принципов художественно-образного решения в просветительной деятельности наиболее полно рассматривается в исследованиях по теории и методике культурно-просветительной работы, изучавших, в частности, театрализацию массовых форм клубной работы, ее воспитательные возможности, драматургические основы, выразительные средства и историческое наследие (В.С.Аксёнов, В.Н.Гагин, Д.М.Генкин, Э.В.Вершковский, А.А.Конович, О.И.Марков, Е.В.Руденский, И.М.Туманов, И.Г.Шароев, А.И.Чечетин). Необходимо отметить, что эти исследования, внесшие существенный вклад в разработку проблемы художественно-образного решения фактического материала и не утратившие своего теоретического значения, были ориентированы на массовую работу в иных социальных и институциональных условиях. Сегодняшний же потреби!ель информации, и, прежде всего молодое поколение, не укладывается в рамки психологических особенностей поколения 1960-80-х гг. Это обуславливает, в частности, необходимость проанализировать состояние и проблемы процессов передачи и освоения историко-культурного наследия с позиций сегодняшнего дня, требующего особых художественных средств воздействия.

Помимо публикаций, в которых художественно-образное воздействие рассматривается в контексте просветительной деятельности в сфере свободного времени, можно выделить ряд работ, посвященных теоретическим и методическим вопросам использования взаимодействия и синтеза искусств в обучении и воспитании детей (Г.А.Кривошеева, Е.Н.Корнеева, Р.Н.Чумичева и другие).

В конечном итоге, оценивая разработанность данной проблемы в специальной литературе, можно утверждать, что рассмотрение вопросов художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении является по сути лишь частью более широких по своему предмету исследований. Отсутствует специальное изучение тенденций развития процессов использования художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении, принципов повышения качества организации, художественного уровня, эффективности воздействия и восприятия сложных зрелищных форм интерпретации историко-культурного материала, способных синтезировать множество разнообразных выразительных средств, где театрализация выступает в качестве универсального и полифункционального метода творческого взаимодействия субъектов в системе "музей-посетитель".

В силу этого изучение практического опыта учреждений культуры конкретного региона по использованию художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении представляется особенно актуальным. Поэтому важнейшим видом источников для данной диссертации послужили неопубликованные архивные документы местных хранилищ.

Большой и разнообразный материал, относящийся к исследуемой проблеме, собран в научном архиве Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области им. Д.Г.Бурылина (ИГОИКМО). В частности, методические разработки разных лет, программы, фиксированные наблюдения, статьи научных сотрудников, рассматривающие опыт работы по художественно-образному воздействию, материалы местной печати, результаты проводившегося в разные годы анкетирования специалистов, экспертов, посетителей.

В диссертации использованы также материалы статей по проблеме исследования, опубликованных в органе ЮНЕСКО "Museum" и в ряде журналов по педагогической, просветительной, социальной и музейной работе за 1980-90е гг. как отечественных, так и зарубежных авторов. Учитывая динамику развития знаний, закономерную для любой дисциплины, связанной с практической деятельностью, необходимо обращение к публикациям, отражающим конкретный опыт. Однако, многочисленные журнальные публикации в силу своей специфики носят преимущественно описательный характер и в большей части представляют интерес не в методическом, а в социологическом плане. Вместе с тем, изучение зарубежного опыта по данной проблематике позволило расширить сиектр эмпирического материала как в области воспитания и приобщения личности к ценностям культуры в целом, так и в области использования театрализации в историко-культурном просвещении, в частности. Этот материал имеет значение для проведения сравнительного анализа практического опыта учреждений культуры в современных социально-педагогических условиях.

Несмотря на актуальность выработки методики использования художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении, сегодня нет единого взгляда на то, какова специфика сценарно-режиссерской разработки историко-культурного материала, каковы основные принципы его сценографического решения, не выявлены структурные особенности сценария и роль профессиональной режиссуры в популяризации фактического материала. Обобщающие работы по этой проблеме отсутствуют, нет соответствующих, адекватных современной ситуации, методических разработок.

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать художественно-педагогические принципы и условия организации художественно-образного воздействия как средства активизации историко-культурного просвещения.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, структурные особенности и функции историко-культурного просвещения в современной социокультурной ситуации.

2. Проанализировать социально-педагогические предпосылки использования художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении.

3. Определить педагогический потенциал художественно-образного воздействия в популяризации историко-культурных ценностей.

4. Разработать и экспериментально проверить наиболее оптимальную методику историко-культурного просвещения средствами художественно-образного воздействия.

Объект исследования - историко-культурное просвещение в культурно-досуговых учреждениях музейного типа.

Предмет исследования - социально-педагогический процесс использования художественно-образного воздействия как средства а 1стивизации историко-культурного просвещения.

Основной базой опытно-экспериментального исследования стали Музейно-культурный центр. Музей ситца, Краеведческий музей, входящие в ИГОИКМО, где под руководством диссертанта совместно с научными сотрудниками объединения и студентами педагогического колледжа в течение четырех лет (1993-1996гг.) был проведен целый ряд театрализованных представлений, театрализованных экскурсий и зрелищно-игровых программ для различных категорий посетителей, разработана сценарно-режиссерская концепция нового музея. В качестве баз сравнительного анализа использовались учреждения культуры гг. Санкт-Петербурга и Кирова, где, в частности, был проведен опрос посетителей и сотрудников музея А. Грина, а также преподавателей и студентов педагогического университета, участвующих в подготовке театрализованных форм работы музея.

Н основу исследования положена следующая гипотеза:

В современных условиях значительная часть нашего общества под влиянием различных обстоятельств теряет не только интерес, но и способность к получению и усвоению ценностной информации, заложенной в историко-культурных материалах. Ъудучи представленными традиционными методами в выставочных залах, эти материалы зачастую остаются как бы "немыми" для широкой публики. Применение оптимальных методик художественно-образного решения историко-культурного материала способно не только "оживить" документальный материала, но и резко активизировать его идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию, раскрыть его подлинное содержание, сделав таким образом историко-культурное просвещение действенным фактором духовного возрождения общества.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения отечественной философии и культурологии о системном подходе при характеристике явлений культуры, разработанные в {рудах М.С.Кагана, Э.С. Маркаряна, И.Р. Пригожина и других исследователей. Принципиальное значение имела концепция культуры как системы взаимодействий - двухсторонних связей, где в результате изменений одной стороны неизбежны перемены и в другой, а также концепция досуга как фактора рекреации и явления культуры (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, И.А.Новикова, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.). Работы Ь.С.Ерасова, Д.С.Лихачева, А.И.Новикова и др. позволили охарактеризовать особенности историко-культурного просвещения в системе культуры и его роль в процессах социального развития.

Рассмотрение значения и проблем художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении основывается на концепции о единстве информационно-логического и эмоционально-образного элементов в психолого-педагогическом воздействии и восприятии (Л.С.Выготский, А.В .Петровский, И.М.Якобсон), представлениях А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности, общеискусствоведческих представлениях о художественном образе. Достаточно важным для анализа проблемы диссертации являются теоретические положения о социально-эстетической природе зрелищных искусств (А. Банфи, Я.В. Ратнер, Н.А. Хренов).

Существенное значение при изучении данной проблематики по отношению к музею и его влиянию на аудиторию имело обращение к теории информации, концепции культурной коммуникации и положениям о специфической музейной коммуникации (М.Б. Гнедовский, В.Ю.Дукельский, Д. Камерон, Ю.Ромедер, А.В.Соколов, Х.Хелленкемпер и др.). Ряд идей теории культурной коммуникации, положенных в основу разработки проблемы диссертации, во многом пересекаются с семиотическим подходом б исследовании некоторых сторон деятельности музеев, в том числе проблем восприятия и понимания.

Базируясь на комплексном подходе к исследуемому объекту и репрезентативных теоретических основаниях в диссертации предпринимается попытка синтезирования в сфере теории культурно-досуговой деятельности положений различных наук, находящихся во взаимодействии по отношению к основному предмету исследования.

Методы исследования. Предмет и задачи исследования обусловили использование двух ведущих взаимодополняющих методов - теоретического анализа, основанного на системном и сравнительном подходе, и опытноэкспериментальной работы.

Исследование носило социально-педагогический характер. Однако, широта и многосторонность поставленных задач обусловили обращение к смежным наукам. В силу этого в ходе теоретического изучения был проведен комплексный анализ научных публикаций в области психологии, педагогики, эстетики, музееведения, социологии, отражающих проблему художественно-образного воздействия. С помощью метода системно-исторических аналогий были выявлены закономерности и ведущие тенденции развития художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении. Для выявления современного состояния использования художественно-образного воздействия в популяризации историко-культурных ценностей был осуществлен контент-анализ методических материалов и публикаций периодических изданий по организации тех форм просветительной деятельности музеев, где художественно-образное решение выступает как средство иллюстрации и театрализации. С целью достижения достаточной репрезентативности в процессе изучения документального материала внимание было акцентировано на периоде с 1980 г. по 1998 г.

В ходе осуществления экспериментальной работы сочетание педагогических (включенное, программированное, опосредованное наблюдение), социологических методов (сопоставление данных анкетирования посетителей музеев гг. Иваново, Кирова, Санкт-Петербурга и интервьюирования специалистов) и непосредственное участие исследователя в качестве сценариста, режиссера, педагога в организации и практическом применении нетрадиционных форм просветительной деятельности позволили выявить наиболее эффективные методы и условия совершенствования художественно-образного воздействия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявилась в анализе содержательного и функционального аспектов понятия "историко-культурное просвещение", которое рассматривается в неразрывном единстве документально-информационного и художественно-педагогического начал.

И диссертации осуществлено комплексное, системно-структурное рассмотрение проблем художественно-образного воздействия в популяризации историко-культурных ценностей. Художественно-образное воздействие рассматривается исходя из его детерминированности процессами развития культурной коммуникации, и из его включенности в структуру историко-культурного просвещения, осуществляемого специально предназначенными для этого учреждениями культуры. Н исследовании разработана теоретическая концепция о путях совершенствования структуры художественно-образного воздействия и методики его использования в просветительной работе с целью превращения художественной выразительности в действенное средство актуализации историко-культурных ценностей.

Практическая значимость диссертации состоит в разработке методики художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении, которая помогает практическим работникам преодолеть недостатки его организации на основе рекомендаций, выработанных в результате художественно-педагогического эксперимента. Кроме того, материалы экспериментального исследования и основные положения сценарно-режиссерской концепции музея, представленные в диссертации, позволяют обогатить лекционные и практические занятия в учебных заведениях культуры и в системе повышения квалификации, сделать более предметной, отвечающей музейной специфике и направленной на выработку и совершенствование практических навыков, подготовку режиссеров и педагогов досуга.

Апробация работы. Выводы исследования были внедрены в практику музеев различного профиля, входящих в ИГОИКМО, использовались студентами выпускных курсов педагогического колледжа г. Иваново в период их стажировки как педагогов внеклассной работы. Основные положения исследования изложены в публикациях в межвузовских сборниках4 'Российская культура глазами молодых ученых''. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были изложены и обсуждены на Всероссийских аспирантских конференциях (апрель 1996,1997, СПбГАК).

На защиту выносятся:

1. Основные особенности полифункционального характера историко-культурного просвещения, обуславливающее специфику использования средств художественно-образного воздействия, которые заключаются в следующем: все историко-культурные ценности по сути своей - продукт человеческой я деятельности, свидетели многих событий во времени и пространстве, одно из средств "общения" отдаленных поколений; полнота восприятия содержания музейной информации пропорциональна исторической грамотности аудитории; недостаток исторической грамотности, интеллектуальная и психологическая неподготовленность к восприятию музейной информации лишает аудиторию возможности самостоятельно создавать конкретночувственную интерпретацию фактического материала, что делает его практически невостребованным .

2.Основные художественно-педагогические принципы организации историко-культурного просвещения: принцип максимального использования информативных и идейно-эмоциональных возможностей всех средств художественно-образного решения; принцип органичного сочетания фактографически-документальной точности и образно-художественной интерпретации; принцип соответствия качества выразительных средств уровню современного художественного восприятия; принцип законченности художественного высказывания, то есть функционального соответствия используемых средств и приемов художественно-образного решения конечному результату с позиции содержания документального материала; принцип творческого взаимодействия субъектов, то есть вариативность в стимулировании внутренней и внешней активности посетителя.

3. Художественно-педагогическая модель историко-культурного просвещения в музее, представленная в виде концептуального сценарно-режиссерского решения экспозиции, в основу которой положен комплексный подход, предусматривающий: координацию деятельности всех специалистов (экспозиционер, художник, режиссер, администратор, технолог) от стадии разработки до воплощения сценарно-режиссерского решения; органическую взаимосвязь формообразующих элементов методики художественно-образной интерпретации документального материала (образа-детали через предмет; образа-персонажа через вымышленный, иллюзорный или реальный исторический персонаж; образа-события как результат сюжетной организации фактического материала и т.д.)

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем организации художественно-образного воздействия как средства активизации историко-культурного просвещения в данной диссертационной работе было построено на сопоставлении и экстраполяции выводов смежных сфер знания на исследуемый предмет, а также на изучении и обобщении тенденций современной музейной практики.

И соответствии с поставленными задачами исследование проводи лось в следующих аспектах:

1) в аспекте проблем исторической преемственности культурного наследия и формирования на этой основе объединяющих

V/ социальных ценностей;

2) в плане из\'чения психолого-педагогического механизма передачи и присвоения кулыуры;

- / с топки зрения детерминированности >:удожественнопедагогической практики процессами развития культурной коммуникации;

1 t в аспекте изучения составных компонентов и генетических истоков художественной образности в просветительной деятельности:

5) в аспекте анализа всего многообразия художественновыразительных средств театрализации в популяризации документального исюрико-кулыурно! о материала.

Такой комплексный анализ был предопределен синтетическим характером предмета исследования и. вместе с тем. был необходим для определения путей совершенствования методики художественно-образного решения фактического материала с целью превращения художественной выразительности в дейс тонное средство популяризации историко-культурных ценностей.

Результаты, полученные в холе исследования, позволяю! сделать следующие выводы: )

Для формирования способности личности к осуществлению позитивно-преобразующей деятельности в материальной и духовной сферах жизни общества необходимо решение существующих проблем формирования потребности и устойчивого интереса к освоению историко-культурного наследия. Непрерывный процесс социокультурной дифференциации людей, обострение экзистенциальных проблем в условиях разобщенности гражданского общества с особой силой ставит проблему индивидуально-творческого приобщения к национальным историческим ценностям имеющим общечеловеческую значимость.

Современное состояние массового сознания требует особых художест венных усилии для популяризации историко-культурных ценностей. Необходимые для восприятия историко-культурного фактического материала современные выразительные средства должны быть эмоционально яркими и выполнять первоначально функцию релаксации. Поиски нетрадиционного решения проблемы актуализации историко-культурных ценностей позволяют развить контакты современного человека и учреждений культуры музейного типа, осуществляющих популяризацию историко-культу рных ценностей в сфере досуга. Одним из необходимых условий социальной эффективности музея, и прежде всего в плане сто воздействия на личность является зрелищная, художественно выразительная форма интерпретации музейного маю риала.

3)

Историко-культурное просвещение как многофункциональное явление культуры и сносоо социокультурнои адаптации личности включает в себя, наряду с содержательной основой, систему соответствующих выразительных средств, форм и методов просветительной деятельности. '*га система детерминируегся социально-эстетическими потребност ями общества, специфическими для конкретно-исторического периода его развития. В свою очередь сегодня эти потребности во многом детерминированы современной практикой СМИ, ирсдс1ав.)1ян>щсй всевозможные сочетания документальности с художественно-образной подачей материала.

4} Максимально эффективное использование информативных и эмотивных качеств отдельных средств выразительности возможно при комплексном их использовании в театрализованном представлении, создаваемом специально для каждого конкретного музея, зала, экспозиционного комплекса В тгом случае:

• учитывается специфика как материала, так и коммуникативной ситуации;

• осуществляется комплексное воздействие на субъекта средствами синтеза искусств, выступающего наряду с музейным предметом.

V Драматургическая организация с ее художественной интерпретацией музейного материала позволяег осущест вить такой монтаж фактического материала и художественных средств, которые представляет собой органичное целое. Вводимые в эту целостность художественные элементы, будучи внешне инородными, приобретают особую значимость, ис только активизируя через форму восприятие зрителя но и организуя содержа гельный процесс восприятия.

В диссертации была предпринята попытка обосновать общие принципы организации художественно-образного воздействия в историко-к}-1ьтурпом просвещении и показать возможности их применения на практике.

Реализация наиболее оптимальной методики художественно-образного воздействия возможна при условии соблюдения следующих основных художественно-педагогических принципов организации историко-культурного просвещения:

• принцип максимального использования информативных и идейно-эмоциональных возможностей всех средств художественно-образного решения;

• принцип органичного сочетания фактографически-документальной точности и образно-художественной интерпретации;

• принцип соответствия ^чествя выразительных средств уровню современного художественного восприятия;

• принцип законченности художественного высказывания, то есть функционального соответствия используемых средств и приемов художественно-образного решения конечному результату с позиции содержания документального материала;

• принцип творческого взаимодействия субъектов, то есть вариативность в стимулировании внутренней и внешней активности посетителя.

При этом наиболее ^ффелдивньши принципами с i бора документального материала являются:

• ироблемность. конфликтность;

• взаимосвязь с современностью.

Художественно-образное решение документального материала может быть наиболее эффективным, если оно объединяет в комплексе и предъявление музейного предмета в экспозиции, и воспроизведение ("оживление") ситуации, события, связанного с этим предметом, и определённое сюжетное оформление этого события, т.е. построение на его основе сценического действия. Структурными элементами такой комплексной презентации историко-культурных ценностей являются: » зрелище;

• диалогическое общение

Театрализация нри этом высгунае^г творческим мешдом просветительной деятельности, предполагающим драматургическую организацию лoкvмeнтaлънoгo и художественного материала, комплексное использование выразительных средств и способов активизации аудитории. Развитие логики действия, конфликтные столкновения стимулиттот и 1 * 1 mf Л. W активизируют процессы восприятия, повышают активность аудитории, в результате чего:

• значительно повышается внимание к представляемому документальному материалу, а главное появляется более глубокое его понимание;

• увеличивайся время просмотра экспозиции, общения с историей и культурой и, соответственно, время духовного заполнения досуга;

• изменяется качественный и количественный состав аудитории музея.

Теоретические положения были подтверждены результатами практических исследований. При проверке эффективности спектаклей музейного театра ИГОИКМО наиболее результативным был метод наблюдения. позволявший фиксировать наличие или отсутствие взаимодействия посетителей и определенного звена экспозиции, а также метод опроса, который является более гибким инструментом, чем анко i ирование, ибо позволяет сразу уточни 1ь даваемые ответы. С точки зрения соотнесенности целей данной экспериментальной формы работы и достигнутых результатов указанные параметры представляются наиболее приемлемыми и обладают, но нашему мнению, практической значимостью в плане дальнейшей разработки методики просветительной деятельности.

Проводя исследования, мы изучаем явления, содержание которых не может быть выражено в цифрах, например, эмоциональное восприятие. В силу этого "качественное" и "количественное" исследования рассматривались как два взаимосвязанных этапа исследования, что позволило в итоге подготовить базу для перспективных художественных и управленческих решений.

Апробация методики художественно-образного решения фактического материала позволила уточнить этапы подготовки и основные уеттовия. необходимые для организации комплексной художественно-педагогической программы работы с посетителями музеев.

Наиболее целесообразной является такая последовательность этапов подготовки, при которой первым этапом является сценарий, вторым эскизный проект художественно-декоративного решения. Именно на начальном этапе комплексной методики проектирования экспозиционной зоны и подготовки художественно-педагогической программы работы с посетителями необходимо определить:

• смысловое значение экспонатов;

• главную идею экспозиции и сюжета каждой отдельной программы;

• задачи каждого специалиста в их творческом взаимодействии,

• взаимосвязь формообразующих элементов методики хуложественно-образной интерпретации документального материала;

• технологические вопросы организации параллельного действия в различных экспозиционных зонах.

Соблюдение данных условий необходимо для профессиональной проработки практических задач и результативной организации художественно-образного воздействия в историко-культурном просвещении.

Четкое представление об изменениях в структуре, в формах художественно-образного воздействия сделало возможным не только выявить характерные чергы сегодняшнего дня, но и прогнозировать перспективы развития этой деятельности.

В качестве теоретической модели комплексной художественно-исдагошчсской программы историко-культурного просвещения в диссертации представлена сценарно-режиссерская концепция краеведческого музея i. Иваново, которая не ограничивается традиционно вложившимися формами и методами работы, а построена таким образом, чтобы вызвать интерес и дать базу для размышлений посетителям всех уровней знакомства с музеем, учесть различные уровни восприятия музейной информации.

Данная сценарно-режиссерская концепция основывается на модели музейной коммуникации, предполагающей общение посетителя не столько с миром вещей, сколько с миром человеческих дел, который открывается с помощью вещей, служащих проводниками в общении с теми людьми, которые отделены от современного человека в пространстве и во времени.

Но существу, в этой модели музея находит свое отражение своеобразное преломление идеи синтеза, а именно - музейное пространство создается как синтетическое художественное произведение, "спектакль предметов", все элементы которого драматургически взаимосвязаны.

Художественная и информационная структуры находятся в комплементарном отношении, то еегь во взаимном соответствии к друг другу, обеспечивающем их взаимодействие.

11рихолится отметить, что сложная экономическая ситуация препятствует практической реализации предложенной в диссертации концепции, интегрирующей информационно-просветительную и сценарно-режиссерскую методики. I ем не менее, в настоящий момент в соответствии с научно-методическими рекомендациями, выработанными в ходе исследования, осутцеств пяется подготовительный ^тап реконструкции названною музея.

В диссертации показана плодотворность такого пути сочетания историко-фактографической точности и художественно-образной интерпретации, где спектакль является начальным этапом освоения музейной информации. При этом театрализация предстает как органическая составляющая комплексной художественно-педагогической программы, включающей сценарное решение экспозиционного материла, и его режиссерское воплощение с ориентацией на работу с различными категориями посетителей.

Разумеется, какой бы яркой и оригинальной не была театрализация, с помощью одного только этого невозможно обеспечить долговремснность, глубину познавательной активности. Но театрализация способна закрепить силой образов в сознании аудишрии фактический материал экспозиции. При этом повышается интерес и создаются дополнительные факторы, приносящие удовольствие, а именно: погружение в некий воображаемый мир и. в силу этого, отвлечение от насущных у тилитарных проблем. В результате все это создает условия, стимулирующие эмпатита а на этой основе - более глубокое понимание своей жизни и собственной системы ценностей.

Экспериментальное исследование показало, что различные способы и приемы подачи документального материала, различные выразительные средства могут способствовать если пс увеличению, то качественному разнообразию, расширению традиционной аудитории музеев. А значит. фундаментом включения Художественной образности в просветительную работу является осознанный и программируемый воспитательный результат, а не оригинальность отдельных форм как таковых и не их количество. Возможность до^шжсни* pcayjibiaia. заключайся не столько в усложнении формы подачи материала, сколько в повышении качественного уровня использования выразительных средств и, в целом, профессионализма в организации работы.

Итак, исследование позволило утвердиться в правильности изначально сформулированной гипотезы. Безусловно, в данной диссертационной работе рассматривалась лишь часть актуальных и требующих решения вопросов. D диееер|ации iильки обозначен Kpyi проблем, относящихся к испольноеаншо аудиовизуальных программ, богатых технических решений, которые в значительной мере предопределены возможностями современных информационных технологий. За пределами исследования остались вопросы оптимального соотношения эстетического и художественного компонентов в интерпретации фактическою материала; специфики проявления контекстного и ассоттатияногп характера художественной ооразности в музее, соотношения и результативности методов стилизации и интерпретации в театрализованных формах презентации музейной информации. Эти и некоторые другие вопросы рассматривались лишь в той мере, б какой это было необходимо для решения поставленных задач.

Намечая возможные перспективы изучения художественно-педагогической проблематики можно отметить, что научно-практический интерес представляет разработка, проблем, связанных с использованием и воздействием отдельных искусств и их синтеза в музейной работе, с возможностями хулоткествентю-оЛпя^ного воздействия в раскрытии смысла и значения музейных ценностей. Специального теоретического анализа заслуживают также вопросы ролевого погружения в исто рико-тсу льту pi iy ю среду.

В целом, исследование выявило, что художественно-ооразнос воздействие в практике историко-культурного просвещения обладает значительным недалэтическим потенциалом, кошрый в настоящее время еще не вполне реализован и ждет своего активного использования.

Исследование показало, что системный комплексный подход к организации художественно-образного воздействия может помочь человеку твопчески осмыслить разные пласты культуры прошлого я в итоге осознать

А А ш? * J. * место и значение своего поколения в истории страны. В решении Э1и\ задач и состоит смысл и назначение историко-культурного просвещения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Крайнер, Елена Николаевна, Санкт-Петербург

1. Адаме М. Роль музея в распространении знаний \\ Museum. - №1. - 1984. - С. 1 14-18.

2. Аксенов B.C., Наумов А.П. Технические средства в культурно-I просветительной работе. М.: Просвещение, 1988. - 143с. «Актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования I экспозиций исторических и краеведческих музеев. - М., 1983. - 120с.

3. Музейное дело в СССР: Сб.науч.тр.; вып. 13).

4. Актуальные проблемы социокультурной деятельности: Сб.ст.- М.:МГУК,1995. 92с.i, Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 186с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:Просвещение, 1989. - 419с. !, Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.:1. Наука, 1988. 179с.

6. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человековедения. Л.:Изд-во ЛГИК, 1990.- 156с.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства (Пер. с англ.) М.:

8. Прометей" Mill У, 1994. 352с.р. Артановский C.H. На перекрестке идей и цивилизаций. Спб.: СПбГАК,1994. 224с.

9. Банах Е. Музей как культурный центр \ Докл.: Конф. по воспет. И просвет, работе музеев 14-21 мая 1968г., Л-М., 1968. 19с.

10. Банфи А. Избранное (Пер. с итал.) М.:Прогресс, 1965. - 291с.

11. Безмоздин Л. Культурно-социологический анализ вещи \\ Вопросы социологии и искусства \ ВНИИ искусствознания МК СССР. М., 1979. -С.104-126.

12. Бенеш Й. Методы экспонирования. -Museum, № 138 1983, с. 30-35. . Бердяев Н.А. Новое средневековье. - Берлин, 1924.

13. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.:

14. Искусство: ИЧП "Лига", 1994. Т. 1 541 с. Т. 2 - 503 с.

15. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М.: Наука, 1984. - 271с.

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.Политиздат, 1990. - 413с.

17. Ю. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация АН СССР. - М.:Наука, 1986. -301с.

18. Бруверис И. Художественный образ-символ и его реальная основа \\ Музыкав социалистическом обществе. Л., 1969. - С.48-57.

19. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственнойинформации. (Пер. с англ.). М.:Прогресс, 1977.- 412с.

20. Брюнингхаус-Кнубель К. Музейный педагог: Защитник интересов посетителей: (Ст. из Германии) \\ Museum. №2.- 1994. - С. 13-17.

21. Бурлина Е.Я. Человеческое в культуре, культурное в человеке: Диалоги о путях приобщения к культуре \ Общ-во "Знание" РСФСР. М., 1991. - 48с.

22. Бутиков Г.П., Ариарский М.А. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян \\ Педагогика. №7. - 1998. - С.54-59.

23. J6. Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. -I 190с.

24. Бычкова Л.С. Активизация восприятия музейной экспозиции с помощью комплекса технических средств \ Искусство музейной экспозиции. М.,1982. -С. 16-21.I

25. Валери П. Проблемы музеев \\ Избранное \ Введ. и ред. А.Эфроса. -М.Художественная литература, 1936. С. 163-169.

26. Ванслова Е.Г. Динамика социальных функций советского музея (по мат-м экспертного опроса) \\ Музееведение. Вопросы теории и методики (Сб.3 1491.науч.тр. \ НИИ культуры т. 156). - М.,1987. - С.25-40.

27. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч: Возможно ли это? \\ Искусство в школе. -1 №2. 1994.- С.3-9,

28. Веккер JI.T. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964. - 196с.

29. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения ( Философы и I педагоги о личности и вопитании). М., 1992. - 288с.

30. Вершковский Э.В. Театрализованные формы массовой культурно-I просветительной работы \ Автореферат. канд.пед.наук. Л., 1978. - 15с.

31. Взаимодействие и синтез искусств \ Сб. АН СССР. Л.:Наука, 1978. - 269с.i 15. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе \ Межвузовский сб.iнауч. тр. Л.: Л ГШ, 1989. - 155с.

32. Взаимодействие школы и музеев \ Рос. пед. ун-т им. А.И.Герцена; Отв.ред.:Ботякова О.А., Козлова А.Г. (Сб. теоретико-метод. мат-ов, Вып.2).

33. СПб. Образование, 1994. 175с.1. J к1.(7. Видеманн Д. О значении популярных искусств в организации культурной I жизни молодежи \\ Урбанизация и развлекательная культура \ МК СССР. I Всесоюзн. научно-исслед. ин-т. искусствознания. М., 1991. - С.24-31.

34. Витаньи И. Общество, культура, социология (пер. с венг.). М.: Прогресс,j 1984. 288с.

35. Во имя согласия. (О работе постоянной Комиссии по вопр. культуры, науки, образования и информации, созданной при Межпарламентской Ассамблее государств участников СНГ) \\ Клуб. - №4.- 1995. - С.6-7.

36. Воронин А.А. Музей как креативное пространство культуры \\ Философские исследования. №1. - 1994. - С.69-84.

37. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика \\ Сб. НИИ культуры. М., 1989. - 194с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:1. Просвещение, 1967. 106с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 480с.

40. Выставочный аспект художественной жизни регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия \ Мат-лы науч.-практ. конф. (ноябрь1997). М.: Лилия ЛТД, 1998. - 176с.

41. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.:3нание, 1982. - 63с.

42. Гальперин П. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.1. М., 1988.-203с.

43. Советская Россия, 1984. 132с.i I

44. Гинзбург С.Л. Музыка в музее. Л.: Изд-во Гос.Эрм., 1934. - 66с.1.■!

45. U. Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении (Теор-е и прикладные аспекты) \ Автореферат. канд.исг.наук в форме научного доклада. М., 1994. - 18с.

46. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий \\ Музей и современность. М.? 1986. - С. 127-133.

47. Гнедовский М.Б. Что такое музейный маркетинг \\ Мир музея. №4. - 1995. -С. 18-25; №5. - 1995. - С.44-47.

48. Горбунова Л. Иваново: программа нравственно-эстетического воспитания детей \\ Museum \ ЮНЕСКО. №173\174. - 1992. - С.43-45.

49. Готтесдинер X., Миронер Л., Даваллон Ж. Франция: успехи в изучении посетителей \\ Museum. -№178. 1993. - С. 13-19.

50. S6. Грулих Т. Региональные музеи и их роль в современном обществе \\ Музееведение. Музеи мира. М., 1991. - С.287-293.

51. Гуманитарий: Вестник Академии гуманитарных наук. №1. - Спб., ТОО ТК "Петрополис", 1995.-312 с.

52. Гуренко Е.К. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск, 1982. - 106с.

53. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. j -176с.

54. Досуг: методология и методика социологического исследования. М., 1995.83с.

55. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда \\ Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб.науч.тр Л

56. НИИ к-ры. М., 1989. - С.107-116.

57. Ельчанинов В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве. Томск, 1979. - 193с.1

58. Д Емельяненко В.Д. Общественное сознание, мировоззрение, идеология в системе духовной культуры современной России \ Религия, умонастроения,идеология в истории: Сб.науч.тр. Брянск, 1996. - С. 155-172.

59. Ю. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. М.: АО "Аспект Пресс",1994. -Ч.1.- 384с.; 4.2. -240с. 81. Ершов В.В. Реализация просветительной функции учреждений культуры в j условиях рыночных отношений \ Автореферат. канд.пед.наук. СПб., 1998. 17с.

60. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология \ Искусство толкованияj (В 2-х ч.), 4.1. Дубна: Изд. Центр "Феникс", 1997. - 344с.

61. Жарков А.Д., Жаркова JI.C. и др. Культурно-досуговая деятельность: теория,нракгика и методика научных исследований. М.:МГУК, 1994. - 110с. М. Жданова Л. Поиски синтеза на рубеже столетий \\ Декоративное искусство ; СССР. - №8. - 1978. - С.38-43.

62. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР \\ Музееведение, i Музеи мира. М., 1991. - С.51-65.

63. Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — j СПб., 1996.-320 с.J

64. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-223с.

65. Здравомыслов А.Г. Проблема взаимоотношения конфликтов на макро- и микроуровнях W Социальный конфликт: Научно-практический журнал. №1 .-1994.-С.5-18.

66. Зинченко В.П. От генезиса ощущений к образу мира. В кн.: А.Н. Леонтьев и современная психология. - М,, 1983. - СД40-149.

67. Зись Я. Специфика преемственности в художественной культуре \\ Проблемы философии культуры. М. 1984.I11981.-64с.I

68. Ивасенко П. Этнографический театр государственного Русского музея \

69. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях у школьников.

70. Ростов-на-Дону, 1971. -44с. ;?8. Информационная культура личности : прошлое, настоящее, будущее \

71. Тез. докладов: Междунар. Науч.конф. Краснодар-Новороссийск, 1111 14сентября. Краснодар, 1996. - 490с.

72. Щ. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурныхизменений) \\ Социологические исследования. №4. - 1995. - С.3-14. ДО. Искусство и общение: Сб. науч.тр. - Л.: ЛГИТМиК, 1984. - 167с.

73. Искусство и педагогика: Из культурного наследия России XIX-XX веков: Хрестоматия. СПб., 1995. - 293с. Библиография: С.288-292.

74. Искусство музейной экспозиции. Современные тенденции архитектурно-художественных решений: Сб.науч.тр. \ НИИ культуры. М., 1982. - 120с.

75. Историко-культурное наследие: Сохранение, освоение и использование (помат-м совещания) Философское общество СССР \ НИИ кулыуры МК1. РСФСР и АН СССР. М.,1989.

76. Каган М.С. Морфология искусства. JI.: Искусство, 1972. - 440с.

77. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.:ЛГУ,1991. -348с.

78. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. -416с.

79. Казанская Л. Эрмитажный театр \\ Сов. Музыка. №9. - 1987. - С.93-98.t

80. Казовская Т.М. Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (k.XIX нач.ХХв.в.) \ Дис.канд.пед.наук.1. СПб., 1994. 192с.

81. Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения. М.,1971. -385с.f ■

82. Камерон Э.Ф. Музеи современному человеку \\ Курьер ЮНЕСКО. - №10. -1970.-С.22-32.

83. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логикометодологические проблемы. М.,1980. - 158с. Библиогр.: С. 151-157.iгj альтернативы (Политические дилеммы на рубеже веков) М.: Весь мир, 1996. -С. 102- 106.

84. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.

85. М.:Г1росвещение,1982. 389с.

86. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Панин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития \\ Политические исследования. -№4.- 1995.-С.6-17.

87. Качиа Ф. Комуникация и музей. Интервью с доктором Х.Хелленкемпером -директором Римско-Германского музея в Кельне \\ Museum. №141. - 1984.11. С.8-13.i

88. Кемпинас Ю.Ю. Ассоциативный монтаж как самостоятельноег1.художественное явление \ Проблемы оптимизации процесса обучения ивоспитания: Сб.науч.ст. Клайпеда, 1983.

89. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурныепоследствия технического развития (пер. с нем.). М.: Р ее и у б ли ка, 1997. Ij 240с.fl8. Коллингвуд В.Дж. Идея Истории. М.,1980.- С.234-235.

90. Колубабов II., Ярлыков Г. Театрализация как компонент культуры и способi Ii адаптации индивида к условиям социальной среды \\ Личность вIсовременном мире. М.:НаукаД983. - С.99-104.

91. Кон И.С. Открытие "Я" М.:ПолитиздатД978.- 367с.i

92. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

93. Коник М.А. Музей как единство науки и искусство: Сб.науч.трЛ УМР \\ I Музейное дело в СССР. М.,1983. - С.ЗО.

94. Конович А. Театрализация как метод активизации участников массовой : культурно-просветительной работы \ Автореферат. канд.ист.наук. Л.Д980.- 16с.(

95. J24. Константинов В.Н. Социальная активность и пассивность личности \

96. Владимирский гос.пед.инст-т им. П.И.Лебедева-Полянского. Владимир: ВГПИ, 1990.- 113с.

97. Конухова Е.Н. Из истории работы русских и советских художественных музеев с детьми \\ Музей-7. Художественные собрания СССР. -М.:Сов.художник, 1987. С.234-239.

98. Королев Н.Н. Социально-педагогические показания эффективности организации досуга \ Автореферат. канд.пед.наук. Л.:ЛГИКД991. - 16с.

99. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогический теорий.1