Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба

Автореферат по педагогике на тему «Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Заплетина, Нина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Мода как фактор формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях клуба"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР

Ленинградский ордена Дружбы народов гооударотвенний институт культуры имени Н.К.Крупской

На правах рукописи

ЗАПЛЕТИНА Нина Ивановна

МОДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУШ ВНЕШЕГО ОБЛИКА МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КЛУБА

Специальность 13.00.05

"Теория, методика и организация культурно-прооветительной деятельности"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание уг°ной отепени кандидата педагогических наук

Ленинград гпог

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К. Крупской.

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

ПЕТРОВ Л.В.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

ЛИСОВСКИЙ В.Т.

кандидат педагогических наук ИЗМАЙЛОВ К.Н.

Ведущая организация - Высшая профсоюзная школа культуры

Защита состоится " ? " 1991 года в

/9 часов на заседании Специализированного совета Д 092.01.01. по присуждению ученой степени доктора наук в Ленинградском ордена Дружбы народов государственном институте культуры имени Н.К.Крупской по адресу : 191065, Ленинград, Дворцовая наб., д. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан ¿¿¿'гус/уе^ 1991 г.

Ученый секретарь

специализированного совета '¿м — ''А.А. СУ КАЛ 0

и-

Актуальность изучения молодежной моды и ее влияния на формирование культуры внешнего облика молодежи определяется важностью воспитания, культуры подрастающего поколения в целом, находящих свое зримое воплощение м в оформлении внешнего облика юношей и девушек.

Коренная ломка традиционных стереотипов, формировавшихся на протяжении десятилетий, повлекла за собой усиление влияния моды на все стороны, жизни человека, в т.ч. на оформление его внешности, и, в конечном счете, привела к возрастанию роли и значения моды в молодежной среде. Начало этого процесса относится к концу 50-х годов, когда подспудная либерализация общества, повышение уровня материального благосостояния людей и растущее влияние зарубежных стран способствовали усилению интереса к своему внешнему облику среди юношества, повышению престижа моды и появлению особого "молодежного стиля".

Глубокие изменения, происходящие в современном советском обществе, способствуют вхождению страны в мировое сообщество, расширению и стабилизации контактов с зарубежными государствами. Организация совместных предприятий, увеличение количества поездок за границу, большой приток иностранных гостей - все это содействует тому, что во многих сферах социальной жизни, в т.ч. и в моде, начинают действовать закономерности, свойственные всему миру. Наблюдается интенсивная ориентация цп, зарубежные образцы молодежной моды, отвечающие представлениям (Окаиества о передовых тенденциях общественного развития. Вместе с тем, попытки юношей и девушек преодолеть серость в оформлении своей внешности наталкиваются на кризисные явления в экономике нашей страны, не способной обеспечить многообразие потребительского выбора. В последние годы в культуре внешнего облика молодежи наблюдаются две взаимосвязанных тенденции. С одной стороны, прослеживается заметная унификация, в определенной мере связанная с дефицитом разнообразия одежды, обуви, тканей, косметики, выпускаемых легкой промышленностью, молодые люди часто вынуждены носить стандартные изделия фабричного производства или суррогатные подделки "под фирму", выпускаемые кооперативами и лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью. С другой стороны, попытки юношества преодолеть пренебреллтельное отношение к своему внешнему виду порождают многообразие поиска неординарных форм самовыражения, связанных со стихийным социальным протестом про-.тив унификации личности в недавние годы застоя. Нередко этот

протест принимает весьма уродливые и странные формы,, приходящие в противоречие с общественными нормами и правилами, порождая межпоколенные конфликты. Ситуация осложняется неподготовленностью большинства юношей и девушек к новым культурным условиям, отсутствием знаний о протекающих в моде процессах и тенденциях, неумением адекватно оценить то или иное направление развития моды.

Все это ставит вопрос об усилении внимания к проблеме формирования культуры внешнего облика молодежи со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь клубов, домов и Дворцов культуры, осуществляющих свои воспитательные функции в сфере свободного времени, где влияние моды на личность проявляется наиболее зримо.

Между т§м практика показывает, что наблюдается явная недооценка важности этой проблемы со стороны самих культурно-досуго-вых учреждений. Обнаруживается отсутствие ориентации на новые веяния моды, крайне ограниченное использование форм и методов, пропагандирующих лучшие образцы модной продукции, бессистемность, эпизодичность, фрагментарность и недостаточная оперативность в освещении тенденций развития, моды, разрабатываемых ведущими модельерами страны. Это значительно снижает эффективность педагогического процесса, способствует тому, что клубы, дома и Дворцы культуры идут на поводу у моды, некритически подхватывая и пропагандируя далеко не лучшие образцы модных изделий.

Таким образом, наблюдаются явные противоречия:

- между объективной тенденцией к возрастанию роли и значения моды в молодежной среде, интенсивным поиском неординарных способов оформления своего внешнего облика юношами и девушками и неподготовленностью большинства молодых людей к новой социокультурной ситуации, отсутствием необходимых знаний о протекающих

в моде процессах, неспособностью дать объективную оценку тому или иному направлению моды, неумением отобрать модные изделия в соответствии с особенностями своей внешности и фигуры;

- между необходимостью организации воспитательной работы с молодежью по формированию культуры внешнего облика и недостаточным использованием в этих целях педагогического потенциала куль-турно-досуговых учреждений.

Сложившаяся ситуация вызвала необходимость исследования, цель которого заключается в разработке целостной концепции деятельности клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи.

- 3 -

Поставленная цель обусловила задачи исследования:

1. Раскрыть понятие "культура внешнего облика", выявить ее роль и значение в жизни юношества;

2. Обобщить развитие научных представлений о моде в истории общественной мысли и на этой основе уточнить механизм ее влияния на формирование культуры внешнего облика молодежи;

3. Проследить современную ситуацию развития моды в молодежной среде и обосновать типологию участников процесса ее функционирования;

Сделать анализ совокупного опыта работы клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика юношей и девушек и пропаганде лучших образцов молодежной моды;

5. Разработать и экспериментально проверить педагогическую программу и методику целенаправленного формирования культуры внешнего облика молодежи в клубах, домах и Дворцах культуры.

Объектом исследования является деятельность клубных учреждений, направленная на формирование культуры внешнего облика подрастающего поколения.

Предметом исследования выступает организация педагогического процесса, предполагающая целенаправленное использование механизма моды для воспитания культуры внешнего облика юношей и девушек.

Предварительный анализ проблемы помог сформулировать гипотезу:

Культурно-досуговая деятельность, корректируя многообразные влияния моды на личность, может стать эффективным средством формирования культуры внешнего облика молодежи, если при организации педагогического процесса будут созданы условия, обеспечивающие:

- освоение личностью нормативного слоя культуры внешнего облика, включающее формирование знаний об основных направлениях развития моды; овладение общепринятыми правилами оформления внешности; стимулирование самостоятельности мнений, суждений и оценок модного образца /познавательный аспект/;

- развитие рефлексии как ответной реакции человека на привносимые из вне модные эталоны, формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного, а также адекватных способов эмоционального реагирования на то или иное проявление модных тенденций /эмоциональный аспект/;

- овладение умениями и навыками практической деятельности по оформлению внешнего облика, обеспечивающей молодежи гармонии с социальной средой / деятельностный аспект/.

Научная новизна исследования состоит:

- в обосновании понятия "культура внешнего облика" как особой качественной характеристики развития человека, выражающей собой степень адекватности различных способов оформления внешности индивида социальным условиям его жизнедеятельности;

- в выяснении механизма воздействия моды на формирование культуры внешнего облика юношей и девушек, основанногс удовлетворении группы "ориентационных потребностей" (К. Обуховский) юношества, тесно связанных с процессами социализации и индивидуализации личности;

- в определении факторов, стимулирующих движение моды в молодежной среде и обосновании типологии участников процесса ее функционирования;

- в обобщении передового опыта работы клубов, домов и Дворцов культуры по формированию культуры внешнего облика молодежи;

- в разработке теоретической модели формирования культуры внешнего облика молодежи, опирающейся на концепцию воспитания целостной личности и включающей в себя развитие смысловой (когнитивной^, эмоциональной и творческой сфер индивида;

- в обосновании путей, форм и методов, а также основных этапов формирования культуры внешнего облика молодежи в условиях деятельности клубного учреждения.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке и обосновании педагогической программы формирования культуры внешнего облика молодежи и внедрении ее в деятельность клубных учреждений г. Куйбышева, а также апробировании методик, способствующих реализации этой программы;

- в создании городского методического Центра курсов прикладных знаний и организации работы по оказанию методической помощи клубным учреждениям профсоюзов по вопросам формирования культуры внешнего облика молодежи;

- в подготовке и внедрении в учебный процесс курсов повышения квалификации тематических планов и программ спецкурсов, направленных на переподготовку руководителей курсов прикладных знаний в соответствии с основными направлениями разработанной диссертантом педагогической программы.

- 5 -

Методологическую основу исследования составили идеи классической философии, рассматривающие моду как проявление эстетического вкуса (И. Кант, А. Смит), в сопоставлении с обычаями (Г.Спенсер) , как способ символического выражения природных инстинктов (И. Блох, Э. Фукс), как особую форму потребления (Б. Зомбарт).

Теоретический анализ проблемы потребовал обращения к исследованиям советских ученых, изучавших явление моды в его коммуникативном аспекте (В.Ю.Борев, Ji.В. Петров), социально-психологические основы движения моды СБ.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, З.Б. Эль-кина), связь моды с образом жизни (В. Толстых, Л. Сибиряков). Определенный интерес для исследования, представляют социологический и культурологический анализ моды С Л.А. Масалкова, Р.Б. фиш-ман, З.Б. Элькина). Изучены работы, освещающие тенденции развития моды в отдельных видах культуры и искусства СВ.Е. Аскарова, O.A. Феофанов).

Важное значение для настоящего исследования имели труды по вопросам теории культуры (С.Н. Иконникова, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов). Изучена литература, касающаяся вопросов формирования личности и воспитания молодого поколения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, В.А. Ядов). В обосновании теоретической концепции особую роль сыграли работы, раскрывающие проблемы социализации личности СБ.Г. Ананьев, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон), самореализации СЛ.Г. Брылева) и индивидуализации личности СЛ.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский).

Особое внимание было обращено на исследования, посвященные проблемам свободного времени и досуга СБ.А. Грушин, Г.А. Евтеева, Э.В. Соколов) и культурно-просветительной работы С М.А. Ариарский, Г.М.Ьирженвк, А.П. Марков, В.Е. Триодин, Е.И. Смирнова).

Специфика работы обусловила необходимость обращения к трудам зарубежных исследователей моды СР. Барт, П. йоне, Р. Кенег, Ж. Липоветски, В. Несторов). Анализ работ приведенных авторов свидетельствует, что изучение моды в странах Запада направлено, в первую очередь, на учет продукции и анализ рынка. Отсюда - их связь с производственными и коммерческими сферами культурной жизни и явлениями, тяготеющими к этим сферам. Поэтому для целей нашего исследования они представляют интерес весьма относительный.

Базой исследования послужили '»7 клубных учреждений профсоюзов г. Куйбышева и области, а т.ч. Дворец культуры "Звезда", ДК "Чайка", "Современник", клуб им. Революции 1905 г. Сг.Куйбышев),

- б -

ДК ВАЗа, ДК ПО "Синтезкаучук" (г. Тольятти), ДК "Пластик" и ДК "Турбос троитель" (. г. Сызрань), а также существующая при домах и Дворцах культуры платная сеть курсов прикладных знаний.

В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы, анализ методических материалов, освещающих вопросы молодежной моды и деятельность клубных учреждений по данному направлению работы, контент-анализ клубной документации и сценариев, социологический опрос молодежи, формализованное интервью с участниками эксперимента, беседы с молодежью и работниками клубных учреждений, а также личное наблюдение диссертанта за деятельностью клубов, домов и Дворцов культуры на протяжении десяти лет.

Исследование выполнялось в течение пяти лет (I987-I99I гг.) и включало в себя 3 этапа с использованием различных методик и разнообразных исследовательских методов, соответствующих характеру решаемых на каждом этапе задач.

На первом этапе - аналитическом (1987-1988 гг.) была изучена теория и история вопроса, сделан анализ периодической печати по вопросам развития молодежной моды. Это позволило определить уровень разработанности проблемы, сформулировать рабочую гипотезу, наметить цели и задачи исследования.

Второй этап - диагностический (1988-1989 гг.) был посвящен анализу деятельности клубных учреждений профсоюзов г. Куйбышева и области по формированию культуры внешнего облика молодежи и выяснению современной ситуации функционирования моды в молодежной среде. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись:

- контент-анализ клубной документации. Были проанализированы перспективные и текущие планы работы 120 клубных учреждений профсоюзов г. Куйбышева и области, а также различные справки и отчеты клубов, домов и Дворцов культуры;

- беседы и интервью с работниками клубов, домов и Дворцов культуры, а также слушателями курсов прикладных знаний (всего было опрошено 76 человек);

- поисково-констатирующий эксперимент, позволивший выявить фактический уровень работы 41 клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи. Замеры проводились с помощью "методики престижных мероприятий", разработанной Смирновой Е.И. и адаптированной диссертантом в соответствии с целями и задачами настоящего исследования;1

- заочный социологический опрос молодежи, охвативший массив в I 200 человек, для которого была разработана анкета "Мода в вашей жизни".

Обработка данных осуществлялась вручную и включала: статистический обсчет, расчет процентов, вычисления, средних величин и индексов. Ведущим методом анализа выступал факторный анализ по методу главных компонент.

На основе проделанной работы был зафиксирован реальный уровень работы клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи, выявлены основные направления этой деятельное -ти, обобщен совокупный опыт работы клубов, домов и Дворцов культуры г. Куйбышева и области. Итогом явилась разработанная диссертантом теоретическая модель формирования культуры внешнего облика человека и педагогическая программа деятельности клубов, домов и Дворцов культуры по формированию культуры внешнего облика молодежи.

Третий этап исследования - экспериментальный (1989-1991 гг.) состоял в проведении формирующего эксперимента. Его целью была проверка исходной гипотезы исследования, а также практическая апробация педагогической программы и методики организации педагогического процесса в клубе по формированию культуры внешнего облика молодежи. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа по специально разработанной программе с использованием различных методик, взаимодополняющих друг друга.

На защиту выносятся:

1. Обоснование понятия "культура внешнего облика" как .специфического способа оформления человеком своей внешности, предполагающего "психосоциальную тождественность", т.е. соответствие набора выразительных средств (костюма, прически, макияжа и проч.) нормам, правилам, требованиям как общества в целом,- так л отдельных социальных групп /нормативна я сторона понятия/,

а также индивидуальным интересам, вкусам, ценностным ориентаци-ям самой личности /личностная сторона понятия/.

2. Теоретическое положение о том, что реальным механизмом, интегрирующим в себе нормативную и личностную стороны культуры внешнего облика, выступает иода, которая, с одной стороны, обеспечивает динамику, трансформацию и смену общепринятых норм и правил, давал им знак устарелости и непригодности, с другой сторона, отрнмвя и воплощая тенденции, обусловленные возрастными

особенностями юношей и девушек, выполняет "социальный заказ" молодежи, давая ей различные способы построения отношений с окружающим миром.

3. Обоснование факторов, стимулирующих воздействие моды на молодежь и обеспечивающих уровень направленности личности на моду.

Типология участников процесса функционирования моды, среди которых выделяются "Авангардисты", "Конформисты", "Рационалисты" и "Равнодушные".

5. Теоретическая, модель формирования культуры внешнего облика молодежи, опирающаяся на концепцию о целостности развития, личности и включающая, в себя формирование смысловой (когнитивной) сферы индивида в виде знаний и представлений о нормах, правилах, приемах оформления внешнего облика, развития самостоятельности мнений, суждений и адекватных оценок объекта моды; эмоциональной сферы, связанной с развитием ценностно-ориентационного потенциала личности, ее эстетических вкусов, пристрастий, потребностей и интересов; деятельностной сферы, расширяющей границы-проявления человеческого "Я.", способствующей реализации возможностей и дарований человека, раскрытию его творческого потенциала.

6. Педагогическая программа и методика формирования культуры внешнего облика человека в условиях деятельности клубных учреждений, опирающаяся на концепцию о трех уровнях развития личности (познавательном, эмоциональном и творческом}, которым соответствуют три этапа педагогического процесса.

Основные выводы диссертации прошли апробацию на научно-теоретических конференциях: "Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы" (г. Куйбышев, ноябрь 1988 г.); "Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки" (г. Кемерово, апрель 1990 г.); "Демократизация как важнейшее условие развития, культуры" ( Барнаул, сентябрь 1990 г.),а также в деятельности Куйбышевской областной организации общества "Знание", для которой диссертантом был подготовлен методический материал в помощь лекторскому составу под общим названием "Культура и мода".

Характер поставленных задач", логика исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка литературы и одиннадцати приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее разработанности, формулируется цель и задачи исследования, объект, предмет, исходная гипотеза, раскрываются методологические основы и методика исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В первой главе "Методологические основы исследования влияния моды на формирование культуры внешнего облика молодежи" обосновывается понятие "культуры внешнего облика" как объекта педагогического исследования (.§ I), осуществляется краткий анализ различных концепций моды, дается ее структура и специфические признаки (§ 2), прослеживается механизм влияния моды на молодежь в процессе социализации юношей и девушек С§ 3).

Отмечается, что к настоящему времени понятие "культура внешнего облика" в научной литературе фактически отсутствует или заменяется близкими по смыслу понятиями "культуры одежды" и "костюма". Однако оба эти понятия характеризуют скорее эстетическую сторону явления. Между тем, задачи педагогического исследования требуют рассмотрения проблемы с точки зрения включенности индивида в сложную систему общественных отношений. В этой связи диссертантом вводится понятие "культуры внешнего облика" как особой качественной характеристики личности, отражающей в своем внешнем проявлении процесс взаимодействия человека с окружающей его социальной средой.

Раскрывая роль и значение культуры внешнего облика и ее основных функций (.человекотворческой, адаптационной, информационно-коммуникативной, компенсаторной и эстетической) для становления и развития подрастающего поколения, диссертант приходит к выводу, что культура внешнего облика человека является существенным показателем уровня общей культуры личности, и в конечном счете, выступает средством воспитания самого человека.

Вместе с тем, говоря о воспитании культуры внешнего облика молодежи в клубных учреждениях,-автор указывает, что этот процесс следует рассматривать с 2-х сторон: со стороны усвоения и использования исторически сформировавшихся норм и правил оформления внешнего облика как своеобразного процесса адаптации личности к существующим условиям среды С как человек должен выглядеть в той или иной ситуации) и со стороны творческого преобразования общепринятых норм и правил в соответствии с новой социокультур

ной ситуацией и индивидуальными вкусами и предпочтениями самого индивида Скак человек хочет выглядеть в той или иной ситуации) .

Таким образом, в культуре внешнего облика выделяются две стороны: нормативная, базирующаяся на механизме социальных ограничений, посредством которой осуществляется формирование и усвоение социальных норм, и личностная, предполагающая организацию "встречной" активности человека по усвоению общественных норм и ценное -тей, выработке у индивида собственного отношения к предписываемым нормам и образцам, развитию умения правильно оценить ту или иную жизненную ситуацию и сообразно ей подобрать оформление своей внешности.

В качестве одного из механизмов, посредством которого осуществляется соединение общественно выработанных норм и правил оформления внешнего облика с индивидуальными вкусами и ценностными ориентациями самого человека выступает м ода: особый феномен, благодаря которому процесс формирования культуры внешнего облика человека приобретает некую завершенность. Отмечается, что функционирование моды в обществе и ее влияние на формирование культуры внешнего облика молодежи неразрывно связаны с динамикой культурных норм. С одной стороны, мода дает знак устарелости отжившим, закоренелым, порою даже консервативным представлениям о-культуре внешнего облика, избавляя человечество от "тирании" традиций, с другой стороны, именно мода служит своеобразным способом выявления новых культурных образцов, отвечающих индивидуальным потребностям личности, отражая внутреннее самочувствие чело-,века, уровень его притязаний и самораскрытия.

Прослеживая функционирование моды в обществе на разных этапах его исторического развития, диссертант указывает на ее теснейшую взаимосвязь с происходящими в обществе социальными процессами. Так в рабовладельческом и' феодальном обществах мода, наряду с такими, ь известном смысле "антимодными" регуляторами культуры как право и обычай, выполняла функцию социальной дифференциации общества, закрепляя те или иные культурные образцы оформления внешнего облика за определенным классом или сословием.

В период развития капитализма сфера функционирования моды в обществе значительно расширилась. Наряду, с регуляцией социально-классовых отношений дейстнию ее законов о.саэались подвержены развитие экономики и структура потребления п{одуггов культуры.

В начальный период.советской власти процесс функционирования моды в обществе приобрел ярко выраженный политический характер. Обширные дискуссии типа "Носить ли комсомольцу галстук?" формировали в общественном сознании резко отрицательное отношение к модным новинкам. Само слово "мода" было заклеймлено в массах как ненавистное воспоминание о буржуазном образе жизни. Но явление моды как выражение объективных социальных процессов существовало, о чем свидетельствуют потертые "кожанки" рабочих и красные косынки у женщин, составлявшие "модные" костюмы того времени. Наблюдаются первые попытки и государственного регулирования моды и формирования культуры внешнего облика человека. Открываются "Мастерские современного костюма" (1919 г.), начинает работу первое советское "Ателье мод" (1922 г.), выпускается киножурнал "Хроника мод" (1922 г.), выходит более 10 журналов, специально посвященных развитию советской моды. Но уже с середины 30-х годов интерес к вопросам моды и оформления внешнего облика человека стал заметно снижаться. В костюме начинает преобладать угнетающее однообразие форм, доминирует серость в оформлении внешнего облика, отвечавшие некой псевдообщественной потребности в унификации личности, в формировании человека-"винтика", неспособного к самостоятельному мышлению или поступку.

Современное состояние проблемы моды в обществе, и особенно в молодежной среде, диссертант связывает с кризисом целенаправленной системы социализации юношества, посредством которой собственное индивидуальное "й." подростка подавлялось общесоциальным "Мы". В этой связи, анализируя деятельность различных социальных институтов воспитания (семьи, школы, домов моделей, средств массовой коммуникации, культурно-досуговых учреждений), занимающихся в той или иной степени формированием культуры внешнего облика молодели,диссертант указывает, что в настоящий момент наиболее значимым каналом формирования культуры внешнего облика молодежи становится компания сверстников, представляющая своеобразные центры, вокруг которых концентрируется информация о моде, вырабатываются нормы и правила оформления внешности, создаются определенные модели самовыражения личности. Отмечается, что механизм функционирования моды в молодежной среде обусловлен возрастными особенностями юношей и девушек: стремлением к самоутверждению, самостоятельности и независимости, тягой к новому, неизведанному, желанием самовыражения и самопрезентации себя как личности, требованием общественного признания уникальности собственного "й".

Отвечая естественным потребностям юношества, мода в свою очередь предлагает молодежи различные способы построения отношений с окружающим миром, и в конечном счете, способствует социализации личности.

Правомерно ставя вопрос об организации целенаправленной работы по формированию культуры внешнего облика молодежи и пропаганде лучших образцов современной моды, автор считает, что наиболее благоприятные условия для организации такой деятельности имеются у клубов, домов и Дворцов культуры, которые в силу своего полифункционального характера могут интегрировать в своей деятельности функции других социальных институтов, углубляя содержание и формы их работы, или же компенсируя их недостаток или отсутствие.

Во второй главе диссертации "Основные направления деятельности клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи" обобщен совокупный опыт работы клубных учреждений по данному вопросу (§ I), сделан анализ современной ситуации функци-. онирования моды в молодежной среде (§ 2), определены пути совершенствования работы клубов, домов и Дворцов культуры по формировании культуры внешнего облика молодежи (.§ 3).

Обращаясь к опыту работы клубных, учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи, диссертант выделяет Ц направления этой деятельности, послужившие основой для анализа содержания, форм и методов клубной работы. Первое направление связано с пропагандой культуры внешнего облика и тенденций развития молодежной моды (лекции, устные журналы, демонстрации моделей одежды). Второе направление представлено системой курсов прикладных знаний. Третье направление характеризуется деятельностью клубов по интересам и любительских объединений "модного профиля". Наконец, четвертое направление выражается в развитии зрелищных форм клубной работы (.праздники и фестивали коды, конкурсы модельеров, спектакли театроп моды и т.п.). Подробно анализируя каждое из четырех направлений, диссертант приходит к следующим выводам.

•В последние годы в.практике работы клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи наметились определенные позитивные изменения. Увеличился объем работы по данному профилю, расширился перечень видов и номенклатуры услуг, предлагаемых юношам и девушкам для овладения культурой внешнего облика, усилилось стремление к удовлетворению реальных интересов юношества, наблюдается переориентация от классических форм работы - тематических во'!(;|оа, устных журналов,' [¡оче|оп попро^он и ответов,-

в пользу активных форм организации досуга - конкурсов красоты, смотров самодеятельных модельеров, аукционов моды. Однако активизация КПР связана, главным образом, с развитием коммерческой деятельности, ростом платных услуг и не всегда соответствует своему воспитательному назначению. Долгие годы бытовавшая среди культпросветработников узкопедагогическая трактовка воспитания как совокупности внешних воздействий, рассчитанных на достижение заранее предвидимого результата, сформировала довольно устойчивый взгляд на посетителей клуба как пассивную аудиторию. Следствием такого "парадокса воспитания" явилось отсутствие в клубах, домах и Дворцах культуры условий для самореализации, самоутверждения и социальной отдачи юношества.

' Низкий уровень координации работы клубных учреждений с другими социальными институтами, занимающимися формированием культуры внешнего облика молодежи, порождает еще один "парадокс воспитания", когда в практической деятельности клубных учреждений не учитываются результаты воздействия на личность других социальных институтов, референтных групп и коллективов, в которые молодой человек оказывается включенным в процессе социализации. Между тем, влияние клубного учреждения на человека оказывается вторичным, накладывающимся на результаты других социальных влияний. В связи с этим ставится вопрос об отказе от гипертрофированного понимания возможностей клубов, домов и Дворцов культуры в педагогическом процессе и обязательном учете влияния на личность окружающей социокультурной среды, воздействия других институтов воспитания и реальных возможностей самого клубного учреждения.

Отмеченные негативные черты, сложившиеся в клубной практике, потребовали определения путей совершенствования работы клубов, домов и Дворцов культуры. Этой работе предшествовал диагностический этап исследования, включавший анализ социально-экономических условий доступности моды для молодежи (.наличие материальных возможностей, ценовая политика, наличие гибкого рынка товаров, адресованных молодгч потребителям, уровень информированности молодежи о тенденциях развития моды), а также выявление факторов, обеспечивающих ту или иную направленность личное -ти на моду.

Указывается, что в силу сложившейся в стране социально-экономической ситуации (.резкое понижение уровня жизни, рост цен, сокращение объемов производства товаров молодежного ассортимен-

- 14 -

ть>) наолюдается резкое снижение доступности моды для молодежи. Этот процесс, в свою очередь, приходит в противоречие с быстро растущей направленностью юношества на моду, когда среди ценностных ори. ентаций молодежи мода начинает занимать одно из ведущих мест, оставляя за собой такие ценности как учеба, творчество, деньги, стрем ление создать семью.

Анализ пооудительных мотивов, стимулирующих обращение молодежи к моде, позволил диссертанту выделить три группы факторов, обеспечивающих процесс функционирования моды, среди которых выделяются: а) группа социализирующих факторов, связанных с реализацией коммуникативных, адаптационных и социально-статусных мотивов (.суммарная информативность данной группы составила 59,3$); б) группа индивидуализирующих факторов, направленных на самовыражение в моде, стремление к новизне и необычности, раскрытие собственной индивидуальности личности (.информативность равна 28,6$); в) группа оценочных факторов, связанных с определенной оценкой самого объекта моды (.степень общепризнанности, красоты, изящества) (степень информативности - 12,1$).

Учитывая, что наличие или отсутствие мотивов обращения к моде не является показателем реального поведения личности, в диссертации предпринята попытка выяснения уровня направленности личности на моду, в соот^зетствии с которой осуществлена типология участников процесса функционирования моды. Соответственно выделяются: "Авангардисты"(. 10 % от общего числа опрошенных), характеризуются тотальным уровнем направленности на моду; абсолютным принятием любой модной модели; "Конформисты" ( 34 % опрошенных), следуют моде по инерции, в зависимости от направленности на моду референтных групп; "Рационалисты" ( 47 % респондентов), отличаются нормативным уровнем ориентации на моду, избирательным отношением к тем или иным модным образцам; "Равнодушные" ( 9 % опрошенных), характерной чертой является полное безразличие к моде.

Выводы диагностического этапа исследования, а также анализ совокупного опыта работы клубных учреждений позволили автору разработать теоретическую модель формирования культуры внешнего облика человека и на ее основе - педагогическую программу деятельности клубов, домов и Дворцов культуры, состоящую из 3-х разделов. Первый раздел "Основные направления деятельности клубных учреждений по формированию культуры внешнего облика молодежи" отражает содержательную сторону. работы клубов, домов и дворцов культуры. В соответствии с выделенными этапами педагогического воздействия определены цели, задачи, содержание'деятельности, основные формы

- 15 -

и методы работы. Второй раздел "Методическое обеспечение деятельности клубных учреждений" представлен мероприятиями методического характера. Третий раздел "Организационно-управленческое и .финансовое'обеспечение программы" включает вопросы кадровой политики, развития материально-технической базы и финансирования программы.

Внедрение программы осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы во Дворце культуры "Звезда". Эксперимент проводился в 3 этапа, каждый из которых заканчивался проведением замеров основных показателей педагогической деятельности Дворца культуры. Замеры проводились по следующим параметрам: а) по степени сформированности интереса к моде; б) по глубине информированности в основных проблемах моды; в) по развитости способности к адекватной оценке образцов моды; г) по уровню владения умениями и навыками предметной деятельности.

На первом этапе эксперимента, названном "Модным всеобучем", основной акцент делался на организацию информационно-просветительной работы с молодежью. Особое внимание уделялось применению активных методов информации, диалогичности общения, интенсивному использованию эмоционально-образных средств изложения материала. В качестве основных методических приемов выступали: а) прием художественно-образной аналогии, стимулирующий усвоение новой информации путем активизации эмоциональной сферы личности; б) прием игрового обучения, развивающий самостоятельность мышления; в) прием "подкрепления в практике", нашедший свое воплощение в организации специализированных "Уроков красоты".

На втором этапе эксперимента, получившем название "Лаборатория", основное внимание уделялось развитию умений и навыков всестороннего анализа моды, выраоотке самостоятельности мнений, суждений и оценок модного эталона. Основными методическими приемами на данном этапе эксперимента были: а) прием дирлогичности общения; б) прием "импровизированного несогласия"; в) прием взаимовлияния, опирающейся на социально-психологические механизмы человеческого общения (.подражание, заражение, идентификацию и проч). Главное внимание на этом этапе эксперимента уделялось развитию индивидуальной работы с молодежью. С этой целью были созданы "летучие группы самоподготовки", основу которых составили самостоятельные занятия юношей и девушек с последующим обменом информацией.

Третий этап опытно-экспериментальной работы, названный условно "Мастерские", был ориентирован на развитие навыков практической деятельности по овладению основами оформления внешнего облика с последующим переходом к творческо-преобразовательной деятельности. Основным методом работы был выбран лабораторный метод, позволивший сочетать информационно-просветительную работу с практическим освоением конкретных способов оформления внешнего облика.

Результаты замеров на каждом этапе эксперимента позволили констатировать постепенное повышение показателей по всем четырем параметрам диагностики.

Итоги эксперимента доказали правильность предложенной диссертантом методики поэтапного формирования культуры внешнего облика молодежи и подтвердили первоначальную гипотезу исследования.

В заключении изложены основные'выводы диссертации, намечены проблемы, требующие дальнейшего разрешения.

По теме диссертации опубликованы:

1. Иода как фактор формирования культуры внешнего облика седьской молодежи средствами КНР //Совершенствование духовной жизни села средствами культурно-просветительной работы: тезисы обл. науч.-практ. конф.- Куйбышев, 196Ь,- и,2 п.л.

2. Культурно-просветительная работа как фактор преодоления негативных стереотипов потребления культуры //Социально-педагогические проблемы организации досуга молодежи.- Куйбышев, 1988.-

I п.л.- Деп.:НЯ0 Информкультура Гос б-ки им. в.И. Ленина.- ]£ 1827.

3. Влияние поды ни процесс социализации личности молодого человека //Опыт и проблемы развития культуры в условиях перестройки.- Кемерово, 19Ъ9.- 0,5 п.л. - Деп.:НИ0 Информкультура Гос. б-ки им. В.И. Ленина.- ¡.? 2132.

Ц. Особенности функционирования поды на современном этапе и задачи культурно-просветительных убеждений //Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: тезисы респ. научн. конф.-Кемерово, 1.9^0.- 0,2 п.л.

5. Взаимосвязь ньциоиального п интернационального 13 коде как явлении культуры //Демократизация как важнейшее условие развития культуры: тезисы реоп. науч.-практ. ионф.-Барнаул, 1990.0,2 п.л.

6. Культура и мода V методический мьторшл в помощь лектору).- КуибЫ|!.1.ь: „жанг.е КЖТ /осл. орт'.изация/, IУ90.— 2,0 п.л.