автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей
- Автор научной работы
- Рыбаков, Елеонора Львовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Ленинград
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Музицирование как форма досуга и эстетического развития детей"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ имени Н.К.КРУПСКОЙ ■
на правах рукописи
РЫБАКОВА Елеоноря Львовна
МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФОРМА ДОСУГА И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Специальность 13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических (иук
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Ленинградского ордена Дружбы народов государственного института культуры имени Н.К.Крупской.
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор Иконникова С.Н.
Официальные оппоненты
доктор психологических наук, профессор Дранков В.Л.
кандидат педагогических наук, доцент Баскин М.И.
Ведущее учреждение
- Куйбышевский государственный институт культуры
Зашдта диссертации состоистя " " 1ээ1 г>
'1Н часов на заседании специализированного Совета Д 0Э2.01.0
по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при Ленинградском государственном институте культуры имени Н.К.Крупской по адресу: Ленинград, Дворцовая набережная, д. 2.
С даооертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан
1991 года
Ученый секретарь Спепяаяизированного Совета
сшло л. а.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема воспитания подрастающего поко-эния, повышения уровня его культуры, создания оптимальных условий, этодов для осуществления эстетического воспитания приобретает осо-,00 актуальность. Проявляется повышенный интерес к народным традициям, Зщечеловеческим ценностям, возникает тревога потерять вечное в пото-з нового, потребность в необходимости добра, культуры в каадом чело-эке.
Важнейшим средством формирования эстетической культуры является /зыка. Потребность человека в самовыражении, обогащении духовного ира является определяющей в его отношении к различным формам музы-альной деятельности. Рассматривая методы и способы приобщения к музы-альной культуре в последнее десятилетие XX века, появляется возмож-ость осмыслить накопленный опыт, чтобы понять с чем мы войдем в XI век.
Примечательно, что период 1988 - 1997 годов провозглашен Всемир-ым десятилетием развития культуры, которое будет проводиться под гидой ЮНЕСКО. Одна из основных целей Всемирного десятилетия развайя культуры заключается в том, чтобы не только ь^ть возможность ащитить культурное достояние народов, но и способствовать их обога-;ению, обновлению с тем, чтобы процесс модернизации позволил гармо-изовать потребности в переменах и требование преемственности в куль-'урной жизни народов.
Поиски путей более интенсивного музыкально-эстетического влия-[ия на молодежь обращают нас к специально организованному клубному [ли домашнему музицированию, представляющему собой начальную, элементную стадию актуализации интереса к музыке. Педагогическое значение ной стадии трудно переоценить, ибо здесь - истоки, сила, направлен-юсть последующего развития интереса к музыке.
Музицирование - это музыкальная деятельность, имеющая ярко вы-)аженный творческий характер. Понятие "музицирование" трактуется шроко: исполнение музыки в домашней обстановка, вне концертного за-т, пение, игра на музыкальном инструменте ; в данном исследовании -гворческое самовыражение ребенка, активный метод музыкального воспитании, раскрытия творческих способностей, В то же время музицирование зыступает как ненавязчивая, приносящая удовлетворение и имеющая ин-1ивицуальнуто муховную ценность деятельность личности, включающая зла-ленты отдыха, снятия психологического напряжения, эстетического наслаждения.
■ Воснитатплышй 1101 шишам музицирования как формы досуга и эсте-ги'нткш'о развития дог ей нмисгине безграничен, но используется фрагментарно, гитуатинио.
Богатые традиции музыкального воспитания, бытовавшие в России на основе музицирования, приводят к созданию методики, построенной на возможности обобщения существующего опыта и поискам путей эстетического воспитания детей средствами музыки, с учетом сложности познания музыкального языка, в опоре на народное творчество. Музыкальное воспитание - процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, воспитание музыкально-эстетических вкусов, осуществляется в сфере культурно-просветительных учреждений. Метод любительского музицирования в нашей стране применяется, в основном, в художественной самодеятельности. Сложившиеся в обеденном сознании людей понятия -профессиональное исполнение /грамотное исполнение и обучение в классе музыкальной школы/ и любительское музицирование /забава, приятное времяпрепровождение в рамках художественной самодеятельности/ привели к той пропасти, которая сегодня разделяет в нашей стране профессионалов и любителей, исполнителей и слушателей.
Все ото позволяет говорить о том, что имеется необходимость создания специальной системы музыкально-эстетического воспитания, основанной на методах музыкальной педагогики XX века и в то же время, опирающейся на глубокие традиции русской музыкальной школы, народного музицирования.
Сложившиеся противоречия мевду объективной потребностью вовлечения детей разного возраста в систему музыкального воспитания и реальный уровень решения этой задачи в культурно-просветительных учреждениях обусловили необходимость осуществить социально-педагогическое исследование, цель которого раскрыть воспитательный потенциал музицирования как формы досуга и эстетического развития детей. Для достижения этой цели в ходе-исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать музицирование как активный, деятельный метод музыкального воспитания.
2. Рассмотреть-в историческом аспекте музицирование как традиционную форму досуга в России.
3. Определить психолого-педагогические особенности музыкально-эстетического воспитания детей разного возраста.
4. Разработать и внедрить наиболее отвечающую природе культурно-просветительных учреждений методику вовлечения детей в музицирование приобщения детей к музыкальному искусству.
Гипотеза исследования исходит из того, что развитие интереса к музицированию на простейших народных инструментах, являющихся произведениями прикладного искусства, на основе разработанной автором системы музыкально-эстетического воспитания, создаст услэвля для орп
изации новых форм внутриклубной деятельности, где на основании соче--ания группового и индивидуального обучения, включение родителей в чебный процесс, получат наибольшее развитие творческие способности етей, сформируются умения и навыки в овладении этими инструментами, снбвными понятиями музыкальной грамоты, общей эстетической культуры ;
а также, развитие интереса к музицированию как деятельной форме ознания искусства окажет влияние на структуру и форму досуга не олько детей, но и всей семьи, таким образом будет внедрено в семей-ый досуг.
Объектом исследования является музицирование в клубе и домашних словиях как форма музыкального досуга.
Предметом исследования - педагогический процесс в клубных и ошкольных учреждениях, основанный на использовании разработанной втором методики.
Базой исследования явилась студия эстетического развития детей Звуковая мозаика", созданая автором па основе семейного клуба "Поиск" Ленинградском Государственном институте культуры им. Н.К.Крупской 1988 году. Наряду с этим базами исследования стрли детские до-кольные учревдения города Ленинграда: ясли-сад № 79 з-да "Пирометр" ; 66 Калининского р-на ; студия эстетического воспитания детей при бщеобразовательной школе Л 268 ; подготовительное отделение в ДМШ ! 2 Петроградского р-на ; многочисленные практические работы слушате-ей МФПК ЛГИК им. Н.К.Крупской, института усовершенствования учителей.
Методологической основой явилось изучение трудов по- русской и оветской эстетике, педагогике, литературе: труды В.В.Стасова, I.Ф.Одоевского, А.А.Серова, Б.В.Асафьева, Д.С.Лихачева, Я.Корчака, I.С.Кона, Ш.А.Амонашвили ; по общей психодогии и психологии музыкаль-ого восприятия научные реботы Б.М.Бехтерева., В.Н.Мясищева, Б.Г.Анаиг■ ва, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, В.Л.Драпкова, М.С.Кагана, В.В.Ме-ушевского, Е.В.Назайкинского, Г.В.Тарасова, М.Мид ; изучение исследо -шшй по проблемам художественного воспитании детей в культурно-про-;ветительких учреждениях А.С.Каргина, Г.Н.Фроловой, Э.Б.Акнаевой, 1.И.Баскина, Б.А.Титова ; изучение современник методов музыкального юспитания Б.Л.Яворского,* Б.Бартока, П. Кода и /Венгрия/, К.Лонпиам-[рушкевич /Польша/, К.Орфа /Австрия/, изучение трудов, связанных с >азвитием русской мысли о музыкальном фольклоре Н.Я.Брюсовой, ?.А.Рубцова, И.М. Земцовского.
Автором использовались социологические и педагогические методы [сследования. Применялись обшие методы, такие как теоретический ана-[из источников, ипуч'мг.к! 1и';л; г.ц'пч.-споро опыта, обобщалась практика гульт.урно-ирооно'гпч'чьн _>й л«чнге.и иости, щ/жипилчеь опнтно-экспери-
ыентальная работа. Исследовательская методика /дневники наблюдения, анкетирование, экспертный опрос более 100 детей и 200 родителей/ строилась с учетом выполнения ее и воспитательной функции.
Сочетание различных методов исследования позволило дополнять, контролировать, корректировать данные, полученные в процессе использ вания каждого отдельного метода, в созданной автором системе музыкально-эстетического воспитания на народно-инструментальной основе. Использование же их в комплексе позволило получить достаточное количество достоверных фактов, обеспечить их объективную оценку.
Исследование проводилось на протяжении 1988 - 1991 гг., включало два этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.
На первом этапе с целью выявления роли музицирования в России XIX века, истоков музыкального просветительства и развития методов музыкально-эстетического воспитания был проведен исторический анализ научных и литературных источников, посвященных этому вопросу. Одновременно проходило изучение методов и тенденций музыкальной педагогики XX века.
Была создана методика музыкально-эстетического воспитания детей на народно-инструментальной основе. Создана студия "Звуковая мозаика", где происходила апробация новой методики с применением метода наблюдения и экспертных оценок опытными преподавателями, деятелями музыкального искусства, практиками и родителями, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы. В итоге была разработана гипотеза и методика эксперимента.
На втором этапе основным был формирующий эксперимент, цель которого - внедрение в учебный и воспитательный процесс созданной студ) эстетического развития детей "Звуковая мозаика", разработанной автором Методики музыкально-эстетического воспитания на народно-инструме! тальной основе, а затем внедрение методики в практику детских дошкол: ных учреждений города Ленинграда и области. На этом этапе исследовались основные направления музыкально-эстетического воспитания в клуб! развитие музыкальных способностей детей в связи с применением разработанной методики, возможности переноса приобретенных навыков музицирования в семейный досуг, условия вовлечения родителей в учебный и творческий процесс для оказания помощи детям в их саморазвитии и самовоспитании.
Научная новизна исследования состоит п раскрытии воспитательно г: потенциала музицирования на простейших народшп инструментах как активного метода начального периода музыкального воспитания и необходимой стадии приобщения детей разного возраст?! к музыкальней культур«
-5в рассмотрении музицирования как традиционной формы досуга в ссии, в определении особого значения музицирования для развития сской музыкальной культуры ;
в разработке методики приобщения детей к музыке, действующей в ловиях взаимодействия дети - родители - педагоги - семейный клуб, еющей в своей основе современные методы музыкального воспитания, адиции русской музыкальной педагогики, специальные психолого-педа-гические разработки по проблемам общения я направленной на совер-нствование музыкально-эстетического воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что продляемая методика используется в учебном процессе комплексных студий школьного и младшего школьного воспитания в КПУ, в воспитательном учебном процессе дошкольных учреждений /детские сады/, в подгото-тельных отделениях музыкальных школ, что влияет на качество и уро-нь музыкально-эстетического воспитания детей. С помощью методики оисходит овладение начальными формами музицирования, создаются му-кальные спектакли с собственными декорациями, изготавливается деть простейшие народные музыкальные инструменты на - занятиях в изобра-телыгой студии. Внедрение методики в учебный процесс кафедры на-цних инструментов ЛГйК им. Н.К.Крупской для студентов дневного целения способствует воспитании и обучению музыкантов-профессиона-в, подготовленных для работы с детскими коллективами по разрабо-нной методике.
На защиту выносятся:
1. Положение о воспитательном потенциале музицирования как Активного средства духовно-эстетического наполнения досуга в
/бе и семье ; незаменимого метода музыкально-эстетического воспита-я и действенного средства развития творческих способностей детей.
2. Методика эстетического воспитания детей разного возраста эдетвами музицирования в семье и в клубе, обеспечивающая преодоле-э ограничений в приобщении подрастающего поколения к музыкальной дьтуре и опирающаяся на основные методы музыкальной педагогики
века /З.Кодаи, К.Орф/ и традиции русской музыкальной школы.
Апробация работы осуществлялась в процессе экспериментальной 1оты на кафедре народных инструментов ЛШК им. Н.К.Крупской, МФПК Ж, ФПК института усовершенствования учителей, в студии"Евуковая ^аика". Результаты исследования оПсуудплисъ на научно-практической гферениии студенто» з/о факультета КНР /отделений художественных зциализаций/"Проблеми рг.шитил худо'кестпенного творчества детей и фостков" 1908 г; на ХМ! научно-нстоццчыишй коц/еретши профессор-)-прпп')даинтг:.111.с|;о1'|'| с <п.-.и;, оль /н"1'>)1нп'')-.и; герьтурных знаний
-6в фундаментальной подготовке специалистов"1988 г., на научно-практической конференции "Художественная культура Ленинграда и наши дети 1990 г. в многочисленных выступлениях автора в прессе.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав - "Музицирование в системе общей музыкальной педагогики"? "Музицирование как средство активного эстетического развития детей", заключения и приложений / методика работы с детским народно-инструментальным коллективом.в клубе/* тематические планы4спецкурсов для студентов Ш курса дневного отделения кафедры народных инструментов ЛГЖ им. Н.К.Крупской, для слушателей факультета повышения квалификации /МФПК ЛГИК/ ; статьи из газет, фотографии оркестра студии "Звуковая мозаика", афиши, абонементы студии, художественные работы детей/.
Решению исследовательских задач предшествовала многолетняя практическая работа с детьми, начиная со П курса ЛОЛГК имени Н.А.Римского-Корсакова и затем продолженная в учревдениях культуры г.Ленинграда со студентами и слушателями ФПК ЛГИК и Ленинградского областного института усовершенствования учителей, что дало ценный материал, определило интерес к данной проблеме и подготовило постановку задач исследования.
П.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении рассматривается существующая система музыкально-эстетического воспитания в нашей стране и намечаются пути по ее совершенствованию. В связи с этим обосновывается актуальность исследования, определены объект и предмет исследования, его цель, гипотеза, задачи, база и методы исследования. Отмечается, что методы музыкально-эстетического воспитания и образования, разработанные советской музыкальной педагогикой, достаточно эффективны в работе с одаренным: детьми. Однако, данная система имеет ряд существенных пробелов, гла: ный из которых состоит в том, что она не всегда в состоянии обеспечить успех массового приобщения детей к музыке. В музыкальных школа: имеющих высококвалифицированных педагогов существует ряд недочетов: прием пяти-шестилетних детей по конкурсу, жесткость программы, раин специализация. В клубных учреждениях, где часто формируется состав-учащихся по остаточному принципу / не поступившие в музыкальную шко лу/, нет специальной программы по музыкальному воспитан™, более то они не обеспечены специалистами, обладающими профессиональной квалификацией, необходимой для общения, воспитания, обучения таких детей Система музыкального воспитания в клубных учреждениях, на наш взгля в настоящее время представляется малоэффективной, в клубных учреждениях музыкально-эстетическое воспитание часто осуществляется по ученым программам музыкальных акол4 Робкие попкткг. озеленить учебный
роцесс с помощью растягивания курса по специальному инструменту, эс~ изное выучивание произведений и увеличение часов на игру в 4 руки ансамбль/ не решают проблему. И в детских музыкальных школах /ДМШ/, в клубах, кружках, музыкальное воспитание часто сводится к научении етей игре на том или ином инструменте, формированию "игровых" уме-ий и навыков. Поскольку систему такой подготовки выдерживает не каж-ый ребенок, то мы наблюдаем картину, ставшую обычной: определенное исло профессионалов и любителей и большое количество детей, а затем . взрослых, отвергающих классическую музыку как сложное и непонятное вленив. В раннем возрасте /4-5 лет/ ребенок,по аналогии со шко-:ой, включается в монотонный и утомительный учебный процесс, вместо свободного музицирования, увлекающего детей в мир музыки, звучащей ¡округ них.
Культурно-просветительные учредьения имеют наибольшие возможное-и создания условий для приобщения максимального количества детей к [узыке. Именно в клубных учревдениях представляется естественным и юциально эффективным создание студий эстетического развития детей с ^пользованием смежных видов искусств /изобразительное творчество-, .ореография/, не ограничиваясь только одним. Бдесь имеется возмож-юсть вовлечения в музицирование всех детей, вне зависимости от при-юдных музыкальных данных, возраста. В условиях клуба создаются пред--юсылки для развития навыков домашнего музицирования. Педагогическое шачение возможности, которую дают клубные учреждения, трудно перео-(енить, ибо здесь формируется направленность последующего развития штереса к музыке. В клубе появляется возможность объединить раннюю ¡тадига музыкально-эстетического воспитания детей и традиции семейного воспитания. В результате такой деятельности массовое музицирование шособно в дальнейшем повлиять на уровень музыкальной культуры, приютив к музыке через исполнительство большое количество людей.
ПЕРВАЯ ГЛАВА
"Музицирование в системе общей музыкальной педагогики" состоит 13 3-х параграфов: §1.1 "Музицирование naît традиционная форма досуга в России" посвящен анализу форм музицирования в России, бытовавших з XIX вене, истокам музицирования, определению места и значения музи-дированил в музыкальной культуре России и музыкальном воспитании того зремениЛ § 1,2 "Музицирование как метод музыкальнсо воотмайкя XX веса "исследуются основные тенденции современной музыкальной педагогики. 3 § 1.3."Психолого-1!епа|,огпческип особенности музыкальнс-эстетическо-:'о воспитания детей на начальном этапе" анализируются Научные труды ю ненхо.'кп ии п педагогике XX века, опрело длится специфические пси-«wioiTi-Homii'oiii'iPcKne у«?яошя т.чаамит» этапа музнкши>ного воспитания
fil îMiK.Kpy.i . îJ.H't-'OKUi!, li.'.-YMhii,' и л.;т ¡¡-'г источники, мы
приходим к выводу, что роль домашнего музицирования особенно велика в организации и проведении досуга всех слоев общества, еще до открытия музыкальных учебных заведений. Специальной музыкальной подготовь стали уделять внимание уже в XI веке, начиная с ХУ1 века открываются домашние школы для детей, в ХУШ веке под воздействием реформ Петра 1 возрастает роль светской музыки. Во времена петровской эпохи приобщение к культуре западной Европы выразилось в увлечении музицированием на европейский лад.
Идея создания русской музыкальной школы на народном материале, с использованием синтеза искусств имеет давнюю традицию. Еще в 1790 году, в предисловии к первому изданию "Собрание русских народных песен с их голосами в обработке И.Прача", Н.Л.Львов отмечал неразрывность слова и напева /словесников и музыкантов/, необходимость знакомства с русскими песнями, что очень важно в психологическом, историческом отношениях. Переиздание этого сборника в 1806 г. как и другие публикации сборников И.А.Рупина /1831-1833 гг/, Д.Н.Кашина /1833 1834 гг/, были вызваны потребностью сделать народную песню достоянием любительского музицирования. Изучая свидетельства музыкальной жиз ни прошлого века, мы можем констатировать, что именно в XIX веке ело жились основные направления музыкального развития общества и музыкального воспитания. Одной из ключевых эстетических проблем середины XIX века явилась проблема народности. Учреждение "Бесплатной музыкальной школы" Г.Я.Ломагина, М.А.Балакирева в Петербурге, "Бесплатного класса хорового пения" Н.Г.Рубинштейна в Москве ; уроки музыки, которые проводил Л.Н.Толстой в Яснополянской школе. Необходимо учест вклад С.И.Миропольского в теорию и практику музыкального воспитания того времени, его статей, собранных в книге "0 музыкальном воспитании народа в России и западной Европе" ; двухчастную "методику пения" А.Н.Карасева ; методику Д.Н.Зарина, деятельность А.Л.Маслова.
Анализируя методы, применявшиеся в музыкальном воспитании XIX века, мы находим практическое применение идей, являющихся актуальными и в наше.время, а именно:
. 1. Идея всеобщности и доступности музыкального воспитания для каждого ребенка, вне зависимости от природных данных, общественного положения и сословия;
2. Применение цифрового метода обучения, который каждый из вышеназванных деятелей трактовал, по-своему, в дальнейпег.- приходя к одному названию - "лестничка" ;
3. Внимание уделяется развитию слуха, ритма, чтению нот с листа развитию навыков, ансамблевому музицированию, использованию всех видов искусств для музыкального воспитания, рекомендуется применять "донотный метод"/Д.Н.Зарин/, поощряется творческая актиг»исть/Шсло
По инициативе С.И.Танеева, Е.Э.Линевой, В.Л.Яворского в 1906 году была открыта Московская народная консерватория.
Идеей приобщения максшального количества детей к музыке были вызваны многочисленные программы и разработки по музыкальному воспитанию в послеоктябрьский период /1918-1920 тг'./. Школой синтетического искусства являлась первая музыкальная артель, созданная Н.Я.Брю-совой в 1918 г. В программе помимо традиционных уроков предполагалось преподавание предметов "имеющих отношение к музыкальному образованию": это курсы драматического, пластического и мимического искусства ; курсы живописи и ваяния ; курсы иностранных языков. При школе намечалось устройство музыкального музея - исторического, археологического и этнографического. Школа Н.Я.Брюеовой явилась прообразом созданной автором студии эстетического воспитания детей "Звуковая мозаика". Начало XX века явилось пиком развития домашнего музицирования, но появление первых граммофоноз, развитие техники, буквально вытесняют из быта домашнее музицирование, привлекая новизной и доступностью. Это явление носило необратимый характер. Домашнее музицирование было окончательно вытеснено с приходом в каждый дом радио, телевидения. Свою роль сыграло ложно-принебрежительное отношение к любительству в музыке. Некоторое падение интереса к серьезной музыке нужно отнести на этот счет. Мы приходим к выводу, что музицирование, из активного восприятия музыки, познания искусства было заменено пассивным слушанием.
Анализируя и систематизируя методы и тенденции музыкальной педагогики и психологии XX века, мы выделяем три этапа: 20-е годы нашего столетия, середина века 60 - 70 годы и 90-е годы.
В начале XX века в разных странах и национальных культурах возникают сходные тенденции, связанные с общим развитием человека. В 20-е годы Б.Л.Яворский и Б.В.Асафьев в России, Б.Барток и З.Кодаи в Венгрии, К.Орф в Германии работали, как оказалось позже, над решением одних и тех же задач. Возникшие в одно и то же время, методы и системы были вызваны идеями необходимости приобщения детей к музыке, культуре в независимости от их одаренности и поисками путей реализации этих целей. В то же время каждый из этих методов опирался на своп национальную культуру, фольклор.
Е.Л.Яворский направлял свою научную и педагогическую деятельность на решение проблемы развития творческих способностей детей. Признавая решающим сознание слушательского опыта, Б.Л.Яворский придавал, большое значен® более активным методам - была разработана теория ладового ритма. Внимание было обращено на воспитание лотовых осеняй. £ля слглан/л Z. Л. Яворским 5 ил а лепо.:ьзозака музыка различная по стали, ¡■лс:";х культур, с-пот, оо;"ое вн/^/лние было о'рс-кно на характер и
содержание. Применялся детский оркестр: высокие и низкие колокольчики, треугольники, кастаньеты, бубны, тарелки, малый барабан :, сочинение на заданный текст, выявлялась ритмическая сторона стиха.
Тогда же, в 20-е годы проводил свою просветительскую и воспитательную деятельность. З.Кодаи.-Основу метода З.Кодаи составляет развитие музыкального слуха, как одной из важнейших сторон музыкальных способностей. Заслуга З.Кодаи в том, что из множества различных традиций он построил единую, стройную, современную систему, которая в течение века не только получила всеобщее признание и претворение в разных странах, но и была птэизниш о л нам из самых эффективных методов музыкального воспитания. З.Кодаи сохраняет основополагающую роль международной фольклористики в деле обучения музыкальной грамоте.
В середине 20-х годов начинались педагогические пробы К.Орфа, которые привели к созданию "Шульверка" - пособия по музыкальному воспитанию детей. К.Орфом была разработана система всеобщего детского музыкального восшгкния, основанного на коллективном музицировании детей, с применением специально сконструированных детских музыкальных инструментов, получивших в дальнейшем название "оркестр К.Орфа". Главные идеи, лежащий в основе музыкально-педагогической концепции К.Орфа - воспитать личность ребенка, заложить прочный фундамент подлинной музыкальности, побудить ребенка творчески попвать музыку посредством собственного детского сочинения, собственной детской мысли. В основе метода К.Орфа - развитие метро-ритмического чувства, что особенно ярко выражено в парном кривите "Шульверка".
Начало века характеризуется комплексным изучением человека в психологическом пл1. не /Б.1,1.Бехтерев/, определением роли общения в формировании личности. Шучная деятельность Б.Г.Ананьева, а также труды основателя кульIурно-исторической теории нроисхож1 ения сознании в советской психологи;; Л.С.Вигпт»того, исомепочания и наблюдения, П| овоии:. ыа аыерш енскоИ ученой М.Мид доканывают, что ненагогичеокое возиейс'1 вне-благотворно влияет на ребенка. Начиная с конца 2Г)-х годов Л.С.Выготский, С.Л.1убшшпеин, ■ А.¡¡.Леонтьев и многие другие психологи трактовали познавательные процессы как формы деятельности. Огромное знач&ние имеет научная и практическая ивятв и>но( ть П.М.Теп-лова,' которая в Дальнейшем нрим-ла к С'оаншшг>"11(1И1'ологии музыкальных способностей" - трупу, где решается щос'ш-ма музыкальной психологии и психофизиологии слу'а, проблемы музыкального развития детей, вопросы нюрчЕстна, истлньния, восприятия.
В 1964 голу НОШ - ьвсг унароаное ргнчвгт> щтчолннпп-л«й муныка рекомендовало применять г ¡под Ко на и нее." л ; > ■: яти;: в него государствен. С системой К.0р]я совпекпе каппг-кн поп накопились в 1 с.'(>/ году
/Л.А.Баренбойм "Система детского музыкального воспитания К.Орфа/. Применяя на практике эти методы в течение двадцати лет, автор пришла к выводу, что система К.Орфа не получила широкого применения в РСФСР, так как все попытки внедрить ее проводились в музыкальных школах. Метод К.Орфа должен быть использован в системе культпросветучреждений. Идеи З.Кодаи и К.Орфа были творчески претворены в республиках Прибалтики. В Литве - сольфеджирование и ритмическое воспитание сочетались с игрой на музыкальных инструментах "скудучяй" ; в Эстонии -процессор Х.Кальюсте разработал систему "ЙО - ЛЕ - МИ". В Ленинграде система Д.Б.Кабалевского, принятая в общеобразовательных школах, в основном направлена на развитие способностей ориентации в музыке на основе слушательского опыта.
На XIX конгрессе ИСМЕ в 1990 готу в докладах профессоров из США - М.Бранда, М.Тайта, П.Лимана, 0.Паркера; П.М.Шэнд из Канады, П.Фогельзанга - Голландии, М.Эспеланда - Норвегии, Т.Четберна - Ирландии особое внимание уделялось мастерству, сознательному подходу к творчеству, профессионализму, нетрадиционным методам обучения музыке, слушанию и программам по использованию электронных инструментов, подготовке специалистов для музыкального воспитания и образования. Приоритет был отдан активным методам музыкального воспитания.
ВТОРАЯ ГЛАВА.
"Музицирование как средство активного эстетического развития детей".состоит из 3-х параграфов:§ 2.1 "Педагогическая деятельность детской студии эстетического развития детей "Звуковая мозаика" посвя-шен изложению экспер!™ента,проведенного в студии, педагогической деятельности автора. В § 2.2 "Музицирование на доступных детям народных инструментах - основа методики музыкально-эстетического воспитания" раскрываются основные положения разработанной методики. В § 2.3. "Методика музыкально-эстетического воспитания на народно-инструментальной основе - основа развития творческих способностей детей" обосновывается действенность методики.
С целью проверки изложенной выше гипотезы в феврале 1938 года при Ленинградском государственном институте культуры и?,;.Н.К.Крупской была открыта студия "Звуковая мозаика" в рамках семейного клуба "Поиск", в которой предполагалось привлечь внимание родителей к музыкальному и эстетическому развитию детей, а такяе воздействовать на ребенка, раскрыть его творческие способности с помощью раз-тачных искусств. Символично название: мо.зсика - термин •'улояественннй, "мозаика из звуков". Однако приоритет отлан музыке. Здесь учатся и взрослые :: гетл. Родителя и лет:: - совместно на гакягдят в стуяяи, на со'с.з- нант впс7гпл:-:-::'..т", ксн,:ер':аг, вист? вуз-', кг о^су^еняг *.*сл:-г:г.гс, твкгеняогз, •:•:•'-огз у.-глгм-т;л. Та:-"г.т обозом
происходит воспитание, на наш взгляд, слушательской аудитории ; углубление, проникновение в предмет искусства. В результате такой деятельности мы получили:семейный клуб - содружество, клуб по интересам просветительской, гуманистической направленности, где в атмосфере добра, тяги к знаниям, искусству, создается в семье на основе формирования общих интересов, духовных потребностей родителей и детей -желание соучаствовать в процессе творчества ; осуществляется эстетическое воспитание детей, развитие творческих способностей.
Началу занятий предшествовала специальная беседа автора с родителями о музыкальном воспитании. Первоначально было принято двадцать детей /всего в эксперименте участвовало свыше ста детей/. Дети от 3,5 до 7 лет не отбирались по музыкальным способностям, были приняты все желающие. Подвижные, активные, только у троих из двадцати была склонность к музыкальным занятиям, хотя элементы природных; данных можно было найти у каждого. Группа была неоднородна по уровню развития, с различной нервной организацией и темпераментом. Значительную роль в достижении положительных результатов сыграла готовность родителей следовать рекомендациям педагога в домашних условиях. Уже в конце первого года обучения, к маю 1988 года, всего за три месяца было достигнуто взаимопонимание между педагогами, детьми и родителями. Фундаментом учебного процесса студии стала,созданная автором, методика музыкально-эстетического воспитания на народно-инструментальной основе.
В первые три месяца б'ыло заложено главное направление - опора на использование доступных детям народна*- инструментов. Во время эксперимента происходила корректировка методики. В связи с детальным изучением и пракч нчееким применением материалов русского народного творчества бил сделан виюд о необуолимопи уточнения меюдических рекомендаций .в разделе гшуко-гшоотны соотношений. В дальнейшем, после полугола '.-.снятий, в студии был дан первый концерт, который послужил огромным стимулом пли нетей. Практика показала, чгю данная методика может быть с успехом ирншшнш n patío то с деты.ш pí-зного возраста.
Перед началом эксперимента было условно выделено три уровня /показателя/ тактического развития детей, интереса к музыке. 1 - потенциал! 1ШН - низкий'; 2 - средний - реальный, по уровню развития способностей ; 3 - buco -:iíi - актуальный - стойкий интерес к музи-цировьни}.-, разностороннее развито тиор i..i'i и* способностей. Ьыли выделены гва гланшх критерия: интерес и, в cutirui с нш;, степень активности реоелка ; р.гтатие творччекич егоо. гн, к чей. о u«w oi,| en меняя резудмг.та- ноет "'.¿ле кровенено пнк;>тпр": * ни? и.ч ч айи»ч< ь н: чг>ле за-Н-ТП:И /¡f |"¡ С._Т. Р. Г.. Р ГГГ,:'.Р' IV-.' ' I, I .i' 1 .'П '!•■ '¡
Если в начале эксперимента 70 % детей проявили пассивный интерес, подчиняясь воле родителей, то в конце годичного эксперимента у 95 % детей проявился стойкий интерес к музицированию ; 00 % детей стали чисто интонировать, а музыкально-ритмическое чувство развилось отлично у всех детей.
Исходя из критериев интереса детей к музыке, следует сделать вывод о том, что уже в первые месяцы занятий практически все дети, обучающиеся по данной методике, достигли второго уровня /реального/, а к концу года - третьего /актуального/ уровня развития, обусловленного автором. Таким обргзом, можно сделать вывод, что если музыкальные дсннке детей развивались по-разному, то рост интереса к занятиям наблюдался почти у всех детей. Анализируя результаты, мы пришли к выводу, что в формировании стойкого интереса сыграли роль: 1 - соответствие данной методики уровню психологического развития детей данного возраста ; 2 - эмоциональная подача материала ; 3 - воспитательное значение оригинальных музыкальных инструментов.
После годичного эксперимента у нас сложилась определенная структура занятий. На групповых занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 45 минут, мы знагомим детей с музыкальной грамотой посредством ансамблевого музицирования на простейших народных инструментах, занимаемся ритмикой. Раз в пепелю на индивидуальных занятиях по 25 минут иттет отработка и закрепление материала, полученного на групповых занятиях с простейшими народными инструментами /свистулька, окарина, жалейка, духовые гармоники, трещотки, ложки, блок-флейта/. На занятиях в изостудии опин раз в неиелю дети пытаются перенести музыкальные обрезы на бумагу. В следующем году к вышеизложенным занятиям добавляются занятия на фортепиано один раз в неделю - академический час, как инструменте универсальном, поэтому познакомиться с ним должны по-возмояности все дети. Однако это не значит, что игра на фортепиано должна стать специальностью. Фортепиано, скрипка, виолончель, а в нроогном инструментарии балалайка, домра, баян, аккордеон - сложные инструменты, путь к ним выбрг.н через простые инструменты. Педагогическое значение начальной стадии музыкального воспитания особенно велико, так как здесь формируется нап авленность последующего развития интереса к музыке. Происходит заклаька фундамента воспитания в искусстве, прививка "искусства", настройка на определенный ключ, строй
видения а мюлчякя. Структура занятий по данной методике является попвшсной. Идут поиски оптимального варианта, с учетом индя-впдузл! .«тостеЯ ст;л ;:йцез, накопленного опыта. .Методика является осгп-
ВО !, 3 Гт!- "*о"I: Т П Н-?':','! заРИСЛТ ОТ 7. ГОГа И
Ансамблевого музицирования для начинающих в объеме, предлагаемом программой, в других музыкально-педагогических учреждениях не существует.
Методика музыкально-эстетического воспитания на народно-инструментальной основе базируется на претворении методов музыкальной педагогики XX века в материале русского народного творчества. В фольклоре, народном творчестве, заключена идея естественного, ненавязчивого творческого самовыражения. Самобытность, чистота, яркость, доступность народного языка делает его- незаменимым для начального образования, а в наши дни дает ключ к пониманию языка современных композиторов. Предлагаемая методика использует сочетание абсолютной и относительной сольмизации. Предлагается использовать известную систему относительной сольмизации З.Кодаи как ключ к транспонированию и детской импровизации с сохранением игровой основы обучения. В методике используется спонтанная импровизация на простейших русских, молдавских, буковинских народных инструментах, как разновидность, одна из форм импровизации. Спонтанное музицирование сопровождает ритмические танцы и упражнения, начиная от простейших свистулек до окарины, свирели, подражание звукам птиц и леса. Необходимо подчеркнуть важнейшее воспитательнле значение народных ду-овых инструментов в формировании восприятия тембра звука /особенно в окарине необычно глубокий звук вызывает особый эмоциональный отклик, происходи"' поозн-ние идеалов красоты, единение с природой/.
Инструментальная база включает традиционные инструменты оркестра К.Орфа, гузыкалыше инструменты, получившие и процессе эксперимента название "Оркестр студии Звуковая мозаика". Это всевозможные самодельные жалзйки, рубель, пастушья барабонка, бич, коробочка ; традиционные: балг'лайка, различные гармоники, от про-тейшей до гармоники с клавиатурой Хравцова. Клавиатура Кравцова универсальна, так как сохраняет тесную связь с клавиатурами оргсино-фортеиианиого типа и является логическим продолжением в границах гармонного исполнительства, объединяя две его ветви - баянную и аккордеонную. Из современных инструментов - клавишные электронное инструменты. Использование этих инструментов на уроках ансамблевого музицирования, в сочетании с преподаванием сольфеджио н индивидуальными занятиями дает возможность решить проблему приобщения и^тей к музыке на ирофяссион; льной основе, не теряя интереса к зг.нниьг... Поср-потном синтеза искусств /включения изобразительного рпг.а/ слога, звука, изобр-. жешде в рисунке достигается активизация тмпрчепмго. потемшапп ребенка. Таким образом решается основное по-пжещт предк гм-мой ирмши!! прежде чш начать учиться на к&ком то ни было инпр/гиг. г, р,.-*« но»; должен ухе' пу оию
влацеть какой-то музыкой, хранить ее в своем pie, носить в своей душе, слышать своим слухом.
Реализация методики музыкально-эстетического воспитания заключается в движении от ощущения музыки к ее активному освоению и осознанию. Потребность музицировать практически существует в каждом человеке. Задача состоит в том, чтобы помочь преодолеть противоречие между потребностями и возможностями. Необ":оиимо учесть соотношение ремесла и духовного начала.
Газвитие музыкальных способностей начинается в воспитании метро-ритма. Мы опираемся на положение Б.М.Теплова о том, что своеобразие ритма заключается в том, что он является выразительным средством не только музыки, но и других видов искусств. Мы рассматриваем проявление ритма - музыкального, художественного, поэтического, танцевального. Ритм выступает как объединяющее начало искусств. ЭДузыкально-ритмичес-кое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности. В методике раскрываются различные приемы воспитания метро-ритмического чувства. Излагается разработанный автором метод одновременного включения относительной и абсолютной системы сольмизации в опоре на самобытность русского песенного творчества. В виде дидактического подспорья для системы относительной сольмизации выступает русский народный инструмент "дрова". Слоги относительной сольмизации мелодичны, поются, проговариваются нараспев и произнесенные эмоционально с помощью ручных знаков могут быть восприняты как символ интервала, арки между тонами. Песни из разных ступеней складывается в своеобразный "калейдоскоп". Песенный материал тут же переносим на свистульки. На свистульке, также как и голосом надо достать, "пережить" интервал, пока голос еще не окреп, так проще получить чистый звук, который уже внутренне прозвучал. Мы считаем, что это лучший способ воспитания внутреннего слу^а, внимания, способности мыслить звуковыми категориями .
В результате исследования и данных экспершента было установлено, что наиболее естественным приобщением к миру прекрасного является путь активного познгния, соучастия в процессе творчества. С раннего детства необходимо дать детям возможность "жить" в искусстве. Если обычно ребенок приходил к музицированию через овладение игрой на инструменте, то в музицировании на доступных детям народных инструментах -"играючи", пмщозкзируя он идет затем на сознательное преодоление трудностей в обучении на инструменте более сложном. В музициро-т-'ении на простейшгс муэыкельшгг инструментах, где езе не будучи спе->;ггльяо оЗучгннчм, ре'енон може-т свободно 0"г/т;:ть себя з искусстве, 7";:о:;ть, "гг. опустеть чсссз с-э'л" :.о>уолзг.*ч;с:'л и Физически те ozrj":--
ния, которие являются языком искусства. Лля детей главное не в наглядности, "манке" инструментов, хотя этот элемент присутствует, но ни в коем случае он не должен стать самоцелью.
Сущность детского музицирования на простейших народных инструментах, которые в свою очередь являлтся произведениями прикладного искусства - в возможности свободно ощутить себя в музыке, еще не обладая теоретическими знаниями, но формируя и накапливая слуховые представления. Необходимо отметить, что этот путь не просто "массового" приобщения, а естественный путь и для человека, который в будущем изберет музыку своей специальность;. , делом жизни, и для человека, для которого музыка в дальнейшем станет отдохновением души, это важно подчеркнуть, чтобы не сложилось впечатление, что данный метод начального музыкального воспитания рассчитан на м;.лоодаренных и детей средней одаренности. Старт один для всех - развитие способностей.
В РАКЯЮЧЕНИИ отмечается, что выводи и матери?ли диссертации нашли практическое применение в работе музыкальных руково;ителей детских догакольшг учреждений г.Ленинграда и Ленинградской области, в организации специальных курсов, рг>зр-- ботмшшх автором на №ШК-ЛГИК им.Н.К.Крупской и кафедре дошкольного воспич; нин Ленинградского областного института усовершенствования учителей, о чем свидетельствуют акты о внедрении. Также бил проведен специальной курс для студентов дневного отделения кафедр» нгромнич инструментов ЛГИК им.
H.К.Крупской, с целью подготовки ипециалистов по детгком.у музнкяль-ному воопитмыуо, что подтвержмено яктогл о внедрении.
Основное содержание диссертации отряжено в следующих;работах:
I. Методика работы-с детским нарчшю-инотруглепталышм коллективом
в клубе. Методическая разработка - ЛГИК ип. Н.К.Крупской, 19В8г.з,5 п.л 2. Истоки музыкального просветительства н Госсии. Тезисы научно-методической конференции "Роль историко-литературны* знаний в фундаментальной подготовке сиециалигчов" ,ЛП№ им. Н.К.ГруиокоН, 1У88 г. .0,3 п.л.
3. Студия "Звуковая мозаика". Методические рекомендации в помощь музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений. ЛШ им.Н.К.КрупокоЙ, 1991 г. 3,5 п.л.