Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента

Автореферат по педагогике на тему «Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Глубоченко, Василий Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента"

министерство кульгуш российской ФВДЕРАШш санкт-петербургский государственный институт шшш

На правах рукописи

ГЛ7Б0ЧЕКК0 Василий Михайлович

музыкалыю-пролуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента

Специальность: 13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

\

Санкт-Пьтерйург 1993

Работа выполнена на кафедре оркестрового дирижирования Минского института культуры

Научный руководитель: - доктор педагогических наук,

профессор В.Ф. Чабанкый

Официальные оппоненты: - доктор искусствоведения,

профессор Л.Г. Данько

- кандидат педагогических наук, доцент В.И. Лкулович

Ведущая организация - Московский государственный

суждении ученой степей« доктора наук в Санкт-Петербургском государственном институте культуры по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2,

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

институт культуры

Автореферат разослан

Учечьгй секретарь Снегитлиззроганного Совета

Актуальность исследования. Творческое развитие личности студента в период вузовского обучения является одной из важнейших педагогических задач. Современная действительность в различных сферах человеческой жизнедеятельности предъявляет г. специалисту повишешше требования. Наряду с наличием глубоких знаний и профессиональных умений, он непременно должен нести в себе импульс обновления': быть способным к созданию новых об-цекультурных ценностей, видеть перспективу развития и находиться в постоянном творческом поиске.

Изучение учебного процесса в вузах и па факультетах пузы-калького профиля свидетельствует о том, что музыкально-творческое развитие студентов осуществляется, главным образе:.:, п рамках исполнительства. Занятиям яэ по музыкально-продуктивно": деятельности (!.'ДЦ), к которой относятся импровизация, сочинение и обработка музыки, не отведено долзного места. Это приводит к одностороннему развит!® студентов, к формированию у них, прежде всего, способностей восприятия, представления, памяти. Работа музыкального мышления и воображения в ходе исполнительской деятельности носит преимущественно репродуктивный характер. Проявление ае интуиции, продуктивного мышления и продуктивного воображения, которые специалисты относят к конституирующим'способностям творческой личности, в рамках исполнительства весьма ограничено. Значительными возмозностями для развитая этих способностей располагает музыкально-продуктивная деятельность.

Основополагающим принципом при организации процесса музыкальной подготовки в вузе является требование единства учебной и трудовой деятельности будущего специалиста, fia современном этапе развития художественной культуры роль музыкально-продуктивной деятельности заметно возрастает. Такие категории специалистов как преподаватели, руководители музыкальных коллективов, концертные исполнители, концертмейстеры всё чаще обращаются к мцц как средству, позволявдему наиболее полно реализовать потребности в сачо-деятельности, само-выраяении, в стало-влении творческого Я. В то se время в процессе музыкального обучения в вузах, осуществляющих подготовку указанных специалистов, освоению этой деятельности не уделяется должного внимания . Данное обстоятельство свидетельствует о несоверсенстге

функционирующей шне модели специалиста, гак как при её разработке не был должным образом учтен принцип единства репродуктивной и продуктивной-музыкальной деятельности. И как следствие, выпускники вузов часто оказываются не готовыми к качественному выполнению профессиональных обязанностей.

Преодоление существующего противоречия между характером трудовой деятельности специалистов, важным компонентом которой является ЩД, и репродуктивной направленностью процесса музыкальной подготовки в вузе предполагает решение широкого круга как теоретических, так и практических задач.

Анализ научной литературы показывает, что авторами рада диссертационных исследований рассматривается отдельные вопросы, связанные с цузыкально-продуктивной деятельностью в вузе: определяется её место в рамках тех или иных музыкальных дисциплин, выявляются развивающие возможности. Так, М.Т.Картав-цева считает, что занятия по МВД в значительной мере способствуй? повышении эффективности обучения а выступает за их активное включение в процесс музыкально-теоретической подготовки студентов. Э.И.Булатова относит умение обрабатывать-музыку к шсшеку уровню сформированности знаний, профессиональных качеств и практических умений будущего рультурно-просветитель-ного работника. Э.Н.Грасеев связывает совершенствование учебного процесса в классе инструментовки с освоением студентами приёмов'сочинения музыки. В диссертационном исследовании О.МЛйткевой указывается на необходимость развития у студентов влементаршв: композиторских назыкоз б ходе изучения курса гармонии. В.II.Ситников, исходя из принципа единства созидания - исполнения - восприятия в фольклорном музицировании, предлагает ввести в процесс подготовки руководителей фольклорных коллективов дисциплину "Основы-импровизации и композиции".■ В русле интересующей нас проблематики моано выделить также работы М.Б.Медведевой н И.Н.Одиноковол, в которых рассматриваются частные аспекты МЦЦ в условиях ыузыкально-педа-готческого вуза.

Проблема творческого развития личности в процессе музы- ■ кальках занятий издавна стаяла перед учёными и музыкантами. Особо значимы идеи Ж.-Ж.Руссо, Э.Еак-Далькроза, К.Черни, К.Срфа, которые убед'тельно аргументировали необходимость и особую ценность занятий по импровизации и композиции в фор-

мирсвании личности музыканта. Весомый вмад в теорию и практику рассматриваемого вопроса внесли деятели советской музыкальной культура (Б.В.Асафьев, Б.Л.Яворский, Н.Г.Александрова, Н.Я.БрасоЕа, О.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина). в последнее время заметно возрос интерес к данной проблематике. Многочисленные исследования учёных и педагогов-музыкантов (Н.Ф.Вишнякова, Д.В.Зарпнь, Г.П.Каганович, В.П.Козырев, С.И.Мальцев, А.А.Никитин, Х.В.ТарасоЕа, Г.И.Шатковскпй) позволяют" сделать вывод о существенном дошаешы гффективкости. учеб-нш заиятиЗ в связи с включением в них элементов импровизации и композиции. Однако предметом исследования большинства названных авторов является детское музыкальное творчество, в то не время опыт их работы шеет принщшиачьно важное значение в постановке и осознании проблемы гщ, а научно-методические разработки в несколько адаптированном Еиде могут быть использованы в условиях вузовского обучения.

Вместе с тем, множество важных вопросов, касающихся музыкально-продуктивной деятельности, на сегодняшний день остаются неисследованными. В частности, отсутствует научная теория ЩЦ, не разработана принципы педагогического руководства в процессе её освоения. Возмопяости использования музыкально-продуктивной деятельности в условиях вузоЕ рассматриваются фрагментарно, в рамках отдельных учебных дисциплин. Методическое обеспечение занятий по !ВД не может считаться удовлетворительным. Назрела необходимость в специальном исследовании музыкально-продуктивной деятельности, в комплексном изучении как общих так и частных аспектов её функционирования. В зтоа и состоит актуальность диссертационного исследования.

Цель исследования: а) определить роль и место музыкально-продуктивной деятельности в творческом развитии личности стл-дента; б) разработать педагогическую систему развития у студентов нэеыков ЩД и, в частности, импровизации как одного из её структурных элементов.

Задачи исследования:

- определить понятие музыкально-продуктивная деятельность, раскрыть содержание и обозначить границы ЩЦ, выявить её место в художественной культуре;

- изучить современное состояние [ЩД при организации занятий в музыкальном Еузе;

- разработать методику обучения импровизации на баяне (аккордеоне), екявить эффективность этой методики б ходе проведения педагогического эксперимента;

- выработать комплекс рекомендаций, направленных на активизацию творческого развития личности студента средствами мцц.

Объект исследования; музыкальная подготовка студентов в период вузовского обучения.

Предмет исследования; влияние ыузыкально-продуктивпой деятельности на творческое развитие личности студента.

Гипотеза исследования: повышение уровня творческого развития личности студента еозмозно при условии организации вф-фектиьного учебно-воспитательного процесса, базирующегося на специально разработанной педагогической системе овладения навыкши музыкально-продуктивной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явилась:

- идеи мыслителей прошлого о важности творческого развития личности (Сократ, Платон, Н.-Е.Руссо, Л.Н.Толстой, Н.А.Бердяев) ;

'- концепция делтельностной сущности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- дидактические принципы и подходы активизации обучения и развития (Ц.Я.Лернер, А.М.Ыатюшкия, М.И.Махмутов, П.И.Пидка-систый);

- положение о необходимости гармонического сочетания в учебно-воспитательном процессе слупанпя, исполнения и сочинения музыки (2.-Е.Руссо, Э.Жак-Дальг.роз, К.Орф, Б.В.Асафьев, Б. Л.Яворский);

- разработки в области художественного и, в частности, музыкального творчества (Л.С.Выготский,_Б.М.Теплов).

Метопы исследования:

- анализ научно-методической литературы, педагогических документов и явлений худозественной культуры;

- включенный педагогический эксперимент, проведённый в течение нескольких лот в естественных учебных условиях;

- оценка продуктов деятельности студентов, осуществляемая методом экспертных судей;

- интервьюирование преподавателей, бинвпх выпускников музыкальных вузов и концертмейстеров.

- анкетиый опрос студентов-выпускников.

Научная новизна и теоретическое значение исследования Еыражается;

- в раскрытии содержания музыкально-продуктивной деятельности (М1Щ), определении её места в художественной культуре;

- выявлении односторонности музыкально-творческого развития студентов в системе Бузовского образования, заключающейся в его репродуктивной ориентации;

- формулирования пришила единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности как условия эффективного но-воспитателвного процесса и музыкально-творческого развиты личности студента;

- определении педагогических условии организации и проведения занятий по МЦД в музыкальном вузе;

- раскрытии возможностей ЩД в творческои развитии личности студента.

Практическая значимость исследования состоит в разраСот-кг методики обучения импровизации на бачне (аккордеоне). Основные положения и принципы данной методики, использованной в курсе "Концертмейстерский класс" на кафэдре оркестрового дирижирования Пинского института культуры, могут быть применены в рамках других дисциплин музыкального цикла Еа самых различотл: зтаяах системы музыкального образования.

В диссертации содержится необходимый минимум научно-методических разработок, позволяющих включить в учебный процесс такие дисциплины как "Импровизация" или "Обработка музыки".

Результаты исследования направлены такие на совериенство-Еаяие учебно-воспитательного процесса, поиск новых, прогрессивных форд и методов обучения, располагающих значительными возможностями творческого развития личности.

На защиту выносятся:

1. Разработанные в диссертации содерканяе и структура музыкально-продуктивной деятельности как особой формы общественного разделения труда и явления художественной культуры.

2. Система комплексного развития творческой личности студентов, базирующаяся на принципе единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности. Органичное сочетание

исполнения, слушания, анализа музыки, а такзе чтения нотного текста, подоора по слуху, транспонирования с занятиями по импровизации, обработке и сочинению музыки позволяет повысить качество подготовки студентов, придаёт обучению практическую направленность.

3. Методика обучения импровизации на баяне (аккордеоне). В её основу положены метода:

п) рациональный, предполагающий действия по образцу и заключающийся в освоении системы средств музыкальной выразительности;

б) свободного самовыражения, направленный на развитие у . студентов способностей и потребностей к "ливому" музицировании, т.о. к создании самостоятельных музыкальных текстов, вырааал-щих их чувства, шелк и настроения.

Исследование проводилось на базе Минского института культуры/ Белорусской государствендой консерватории, Минского педагогического института.',,

Апробация ■ основных положений диссертации осуцествлялась;

- в ходе проведения педагогического эксперимента на кафедре оркестрового дирижирования Минского института культуры;

- в выступлениях автора на 21 и XII научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава МИК;

- посредством публикации и внедрения методических разработок в учебный процесс.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЩИ

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во "Введении" обосновывается актуальность теш доследования, ставятся его цели и задачи, выделяются методы научного анализа проблемы, определяется теоретическая новизна и практическая значимость.

Первая глава "Музыкально-продуктивная деятельность как социально-педагогическая проблема" состоит из двух параграфов .

В первом параграфе "Содержание музыкально-продуктивной деятельности и её место в художественной культуре" определяется понятие "музыкально-продуктивная деятельность", обозначается его границы. Категория "музыкзлыю-дрод/клтвьа! деятель-

ыость" рассматривается как частное по отношении к более широкой категории "продуктивная деятельность". Поиск научного толкования продуктивной деятельности в исследовании ведется в процессе её сопоставления с репродуктивной и творческой деятельностью. Под продуктивной деятельностью понимается особая форма человеческой деятельности, главнчм признаком которой является создание нсеого продукта, в подобном виде не существовавшего в действительности.

Становление поаятш "музыкально-продуктивная деятельность" в диссертации происходит посредством дифференциации совокупно-?. музыкальной деятельности, или музыкальной нлзня общества на авторский, исполнительский и слушательский "блоки". В каздом из "блоков" выделяется репродуктивный и продуктивный компонент, прослезивается характер их соотношения. В результате лишь в деятельности автора музыки продуктивное начало признаётся доминирующим. В процессе исполнения и слушания музыки оно подчинено репродуктивному, так как создание собственной интерпретации, или возникновение новых образов в воображении слушателя возможно лишь при условии относительно точного следования тексту имеющегося произведения. Поэтому есть все основания для определения музыкально-продуктивной деятельности как формы общественного разделения труда, выступающей в двух видах - сочинения музыки и импровизации. Обработка музыки также относится к нузыкатгь» но-продуктивной деятельности. Однако она выступает не как ее самостоятельный вид, а как разновидность сочинения или импровизации.

В качестве основных признаков МГЩ, выделяются:

1. Создание нового музыкального продукта, который в случао. выполнения деятельности на творческом уровне выступает как музыкальное произведение. Причём характер новизны не играет принципиальной ролл. Продукт мояет быть как субъективно так и объективно новым,

2. Направленность процесса деятельности от мысли к тексту, иными словами - опредмечивание замысла музыканта. Суть его состоит в преобразовании переживаний, впечатлений, сбразоь и ассоциаций, вознпкеиз: в воображении автора музыки, в письменный либо устный текст.

3. Ер.-ш&иетгюсть продукта 1ШД конкретногу ли:у (в отдельных случаях - группе лил), ооретакщему на этот продукт, если

- в -

деятельность квалифицируется как творческая, авторское право.

Важным компонентом исследования музыкально-продуктивной деятельности является её рассмотрение в историческом аспекте. Ретроспективный обзор форм её бытования, анализ современного состояния, прогнозирование дальнейшего развития,- всё это позволило с научных позиций обосновать детерминированность процессов, происходящих в современной музыкальной культуре, верно определять роль занятий импровизацией и композицией в развитии личности музыканта.

Особое место в исследовании отводится изучению условий труда педагога, концертного исполнителя, руководителя музыкального коллектива, концертмейстера. Основываясь на общепризнанной теддендии увеличения роли МВД в процессе музыкального воспитания, являющейся одной из главных в музыкальной педагогике XX века, утверздается', что современный педагог должен непременно обладать соответствующими навыками и владеть методикой обучения ЩЩ. Довольно часто авторами музыкальных сочинений или обработок являются руководители художественных коллективов или кбкцертдае исполнители. Их стремление :с продуктивной деятельности вызвано прежде всего неудовлетворённостью имеющиеся музыкальным репертуаром, потребностью непосредственного осмысления окружающей действительности, деланием полнее использоЕать местный материал, оперативно откликаться на'происходящие события. Кроме того многие музыканты, как из числа либителей так и профессионалов, в последние годы активно сбредаются к таким формам музицирования как авторская песня, фольклор, джаз и рок-музыка, так как именно ати формы позволяют им наиболее полно проявить и развить свои продуктив-' но-творческие способности. Насколько необходимо владение навыками МЦЦ для концертмзйстера свидетельствует тот факт, что 96^ опрошенных специалистов данной профессии в своём творчестве в той или иной мере прибегают к импровизации, сочинению илп обработке музыки. Из сказанного следует, что МВД в профессиональной деятельности указанных категорий специалистов занимает значительное место. Это обстоятельство необходимо учитывать при организации музыкачьных занятий в вузе,' целенаправленно формируя у студентов соответствующие навыки.

Во втором параграфе ."Музыкально-продуктивная деятельность студентов в условиях учебного процесса" на основе изучения не-

редового педагогического опыта формулируется принцип единстра репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности. Он рассматривается как один из важнейшие принпипов системы музыкального образования во всех её звеньях.

•Исследование учебного процесса на специальных кафедрах музыкальных вузов бчло направлено на выявление в ходе подготовки студентов места и роли МИД. Оно осуществлялось посредством системы методов, среда которых: анализ учебных программ и методической литературы по музыкальным дисциплинам, анкетный опрос студентов-выпускников, интервьюирование преподавателей и бывших выпускников, наблюдение, заключающееся в посещении открытых уроков к текущих учебных занятий.

Как удалось выяснить, большинство респондентов достаток-■ но чётко представляют характер профессиональной деятельности готовящихся в вузах специалистов и существенное место отводят в ней импровизации, сочинению и обработке музыки. Е то же время анализ современного состояния музыкальной подготовки в вузах показывает,' что основное внимание в период обучения студентов уделяется освоению репродуктивной деятельности. Их приобщение к !ЩЦ в большинстве случаев носит стихийный характер. Занятия по импровизации, сочинению и обработке музыки рассматриваются как необязательные, второстепенные .и ведутся лишь отдельнш7! преподавателями. В результате этими занятиями оказывается охвачена весьма.незначительная часть студентов. И как следствие, большинство выпускников вузов не способны к качественному выполнению МВД, а знечит уровень их подготовки не отвечает требованиям художественной практики.

Налицо явное противоречие между характером профессиональной деятельности специалиста, требующей Наличия незыков МПД, и обучением в вусе, ориентированном на освоение репродуктивной деятельности. Основная причина существования данного противоречия заключается в ^соблюдении принципа единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности в процессе организации и проведения учебных занятий, в том, что данный принцип не был учтён при разработке модели специглиста.

Преодоление указанного противоречия возможно лишь прс условии более активного включения занятий по !Щ в учебшгй процесс. Изучение мнения респондентов по данному вопросу евгде-

тельствует о том, что значительная часть опрошенных связывают развитие навыков ЫВД с обучением в вузе и считают необходимым как большее насыщение имеющихся дисциплин элементами МВД, так и включение в учебный процесс ноеых дисциплин, узко сориентированных на освоение импровизации и сочинения музыки.

На основании анализа научной литературы и результатов проведённого социологического исследования утверждается, что совершенствование учебно-воспитательного процесса на музыкальных кафедрах вузов возможно при условии достижения гармонической взрямосвязи репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности, за счёт увеличения места и повышения роли последней. ЩЩ долхна стать стержнем, пронизывающим всю систему обучения студентов.

Во второй главе "Педагогическое руководство (музыкально-продуктивной деятельностью студентов" речь идёт о видении диссертантом путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в музыкальных вузах, предлагается специально разработанная методика обучения импровизации на баяне, в ходе педагогического эксперимента определяется эффективность этой методики,

В первом параграфе "Организация и проведение опытно-экспериментального иЬследованпя по освоении студентами музыкально-продуктивной деятельности" описывается педагогический эксперимент, направленный на формирование у студентов навыков импровизации.

. Эксперт,1ент проводился на кафедре оркестрового дирижирования Минского института культуры в период 1990 - 1992 гг. по специально разработанной программе и методике. В нём приняло участие 16 студентов баянистов и аккордеонистов дневной фор..л обучения различных курсов. Из .числа студентов III курса была сформирована экспериментальная группа (6 человек). В две контрольные группы вошло по 6 студентов I и С курсов.

Экспериментальное исследование проходило в естественных учебных условиях. Различие мезду студентами экспериментальной и контрольных групп состояло в том, что первые посещали занятия по концертмейстерскому массу, ь рамках-которого была реа-л!!30Е&;1а педагогическая система овладения навыками 1.1Ш1, тогда как у других подобные занятия не Белись.

Педагогический эксперимент состоял пз трЗх этапов: кон-

статирушего, обучающего и контрольного. Диагностика импровизаторских умений студентов на всех трёх этапах осуществлялась экспертными судья:,!и, из числа преподавателей кафедры, посредством системы специально подготовленных заданий и разработанных критериев оценки их выполнения. Было предложено три экспериментальных задания:, предполагавших:

1. Импровизацию произведения в заданном жанре (на собственном тематическом материале).

2. Импровизацию'как продолжение (развитие) заданного музыкального отрывка, воспринятого на слух.

3. й.шровизацию произведения в форме вариаций на заданную народно-песенную тему.

Кавдое экспериментальное задание было обеспечено необходимым для его выполнения инструктивным материалом.

При оценке импровизаций учитывались следующие параметры: а) художественная образность; б) логика музыкального развития; в) использование элементов музыкальной формы; г) техника исполнения, _артистичнссть.

Дифференциация импровизаторских умений испытуемых производилась на основании условно выделенных пяти уровней: высокого, выше среднего, среднего, низе среднего и низкого. С позиции соотношения репродуктивного и продуктивного компонентов в импровизациях студентов перечисленные уровни. был1; сведены к ДЕум типам: I) репродуктивному, в который вопли средний, нлгэ среднего и низкий уровень; 2) творческому, включающему уровни высокий и выше среднего.

Диагностический замер, проведённый на констатируидем этапе эксперимента, показал, что подавляющее большинство студентов как экспериментальной так п контрольных групп (В8,9#) импровизируют на репродуктивном уровне. Худозественна? образность в их импровизациях была либо невыразительная либо вовсе отсутствовала. Логика музыкального развития чаще прослегзвалась с трудом. Форма вариаций з большинстве своём являлась весьма примитивной, однообразной. Например, яри выполнении, экспериментального задания по созданию вариаций на заданную народно-ле-сешую тему типичны.! праг.тшесг.и для всех студентов было с:уул~ .ление выстроить гадгсвнзащга следующим образом: проведете 7..".'! с просты?.! сопровождение:.!, затем ояна-дзе вари.ации, ссдег.жгси;

элементы мелодического либо гармонического фигурирования и в заключение изложение темы в аккордовой фактуре. Это.говорят об узости представлений студентов о средствах музыкальной выразительности, об очень ограниченном диапазона их музыкально-языковых ресурсов.

По итогам первого замзра лишь 11,1$ от общего количества испытуемых были чрнчислены к творческому- уровню. Их импрови-вацтш получили высокую оценку по всем выделенным параметрам.

Результаты констатирующего этапа,эксперимента свидетельствуют о том, что уровень развития импровизаторских умений у студентов экспериментальной и контрольных групп примерно одинаков.

В обучающем эксперименте были задействованы две грушц студентов - экспериментальная и контрольная, в кавдую из которых входило по 3 человек, а такае 4 преподавателя, ведущих занятия по разработанной пами методике.

Экспериментальные занятия проводились в рамках дисциплины "Концертмейстерский класс". В соответствии с учебной про-грешой, одним'из авторов которой является диссертант, студентам предстояло комплексное освоение различных видов музыкальной деятельности, таких как интерпретаций, чтение нотного текста, транспонирование, подбор по слуху, сочинение музыки и импровизация. При этом предполагалось, что формирование целостного музыканта возможно лишь на.осноЕе тесного взаимодействия, в период его подготовки всех перечисленных видов деятельности, или иначе - при условии соблюдения принципа единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности.

Развитие собственно импровизаторских умений и навыков студентов, согласно методике, осуществлялось при помощи двух концептуально отличающихся друг от друга методов. Один из них условно бил назван рациональным, поскольку предполагал постепенное, целенаправленное освоеппе различных средств музыкальной выразительности и приёмов игры на баяне, приведённых в систему. Применение другого метода - метода свободного самовыражения -позволяло студентам с минимальными ограничениями вести самостоятельный творческий поиск.

В ходе занятий со студентами экспериментальной группы была реализованы идеи педагогики сотрудничества. В центре процес-

са обучения стояла проблема развитая индивидуальности и личности студента. Елу ваяно было осознать себя не только объектом, но и субъектом обучения, деятельным участником, сотрудником педагога на пути к достижению поставленных учебных целей.

Особые требования, при проведении занятий со студентами экспериментальной группы предъявлялись к педагогу. К ведению этих закттпй были привлечены преподаватели, обладающие высоким псп-холого-педагогшескга мастерством, праявлящемся в знании объективных закономерностей развития личности, в умении различать индивидуальные особенности студентов и наиболее полно использовать их преимущества в процессе обучения. Не менее ванным для педагогов было умение создавать обстановку б.тагозелательности п взаимодоверия в классе, располагающую студентов к свобод[юму самовыражению, проявлению творческой активности, а такзе уверенное владение искусством практической импровизации и методикой её обучения.

Промежуточный замер, проведённый на втором этапе эксперимента, показал, что развитие импровизаторских умений у студентов экспериментальной груши идёт более быстрыми темпами чаи у студентов контрольной группы.

На заключительном, контрольном этапе эксперимента, который проходил осенью 1992 года, был осуществлён итоговый замер импровизаторских умений участвующих в эксперименте студентов. Его результаты позволяют сделать следующий вывод: за два года обучения у студентов экспериментальной группы произошло заметное повышение уровня импровизаторских умений, тогда как у студентов контрольной группы оно незначительно. Так, в экспериментальной группе 100/2 студентов продемонстрировали качественный рост импровизаторских умений. Из шн 67$ поднялись на один условнш уровень, 33$ - на два; 50% были причислены к творческому уровню (на констатирующем этапе таких было . В контрольной груше лишь 33$ студентов сумели подняться на один условный уровень, тогда как остальные &7% остались на прежнем; к творческому уровню не был отнесён нл един студент. Интенсивность раззптшт импровизаторских умении у студентов экспериментальной группы оказалась з 5 раз вьше нежели у контрольной.,

Анализируя импровизации студентов эксперпментачыюй группы, оЗращает на себя вншансэ тст факт, что у всех испытуемых значительно увеличился объём музыг.алБнс-теоретическгх злаип, расширился диапазон худовастЕенно-образЕых представлений и му-

зыкально-язшсовых средств. Их импровизации на заключительна,! этапе эксперимента выгодно отличалась от импровизаций студентов контрольной группы богатством и разнообразием способов тематического развития. В большинстве из них были широко использованы выразительные возможности мелодии, гармонии, метроритма, фактуры, различных исполнительских средств п приёмов.

Импровизации, студентов контрольной груши» па завершающем этапе эксперимента практически ничем на отличались от их ве импровизаций на предыдущих этапах. Ш были свойственны следующие признаки: невыразительность, однообразие, суетливость, бедность фактурного решения, ограниченный арсенал музыкально-выразительных средств.

Проведённое экспериментальное исследование свидетельствует о возможности успешного обучения импровизации всех студентов в условиях музыкального вуза, а также об эффективности предложенной методики.

Бо втором параграфе "Творческое развитие личности студента в процессе музыкальной импровизации" рассматривается психологический портрет музыканта-импровизатора, а такае подробно излагается методика обучения импровизации на баяне (аккордеоне).

В решении данных вопросов автор исходит из понимания импровизации как: а) самостоятельного вида музыкально-продуктивной деятельности; б) сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности в единстве сочинения музыки и её исполнения; в) интегративного вида музицирования, включающего в себя помимо композиторских и исполнительских собственно импровизаторские умения, а также умения читать нотный текст, подбирать по слуху, транспонировать.

Сказанное позволяет характеризовать импровизатора как ■ всесторонне развитого, целостного музыканта, обладающего широким спектром способностей и личностных качеств. В исследовании выделяются как общие для МИД, так и особенные качества, которые необходимы музыканту-импровизатору. К общим относятся: самостоятельность, оригинальность, наблюдательность, впечатлительность, ответственность, мужество иметь собственное мнение, продуктивное и дивергентное мышление, продуктивное воображение, интуиция и т.д. Из особых качеств выделил следующие: чуткость

как способность эмоционально реагировать на происходящие события, оперативность, быстроту и точность принятия решения, гибкость и беглость мышления, решительность, непосредственность и т.д. Значительное место в диссертации уделяется анализу работы и выявлению специфики функционирования таких способностей как память, продуктивное мышление и воображение, интуиция.

Подчёркивается, что для педагогической науки вакно не столько то, что перечисленные способяостп и качества личности проявляются в импровизации, а то, что в этой деятельности она развиваются. Поэтому весьма актуальным представляется более активное включение занятий по ЬЩ и, в частности, импровизация в учебный процесс музыкальных вузов.

В основу разработанной методики обучения импровизации- были полозены следующие принципы:

1. Единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности, заключающийся в гармоническом сочетании анализа, слушания музыки, её исполнения, сочинения и импровизации, а такае действий по образцу и свободного фантазирования.

2. Мотивированности учения, предполагающий формирование у студента устойчивого интереса к деятельности, стремления к её освоения.

3. Примата субъект-субъектных отношений ыелщу участниками педагогического процесса, выражающийся в диалогизаиш учебт занятий, в их насыщении сотворческими элементами.

4. Единства теории л практики, выступавший как непременное условие результативности музыкального обучения.

5. Сочетания различных методов обучения, рассматриваемый з качестве адекватного способа освоения импровизации как ин-тегративного вида деятельности.

6. Систематичности п последовательности, определяющий порт-док освоения средств музыкальной выразительности в соответствии с учебной программой.

7. От подразанпя к творчеству, указывающий путь к достпжс-гц:: тгорческой самостоятельности е^зиканта через овладение дейс. вг-ями по образцу.

Данный принцип выдвинут Л.А.ьаренбойисм.

В качестве ведущих методов обучения импровизации на баяне были выделены: рациональный и метод свободного самовыражения. -

В основе рационального метода леызт освоение способов варьирования народно-песенной теш и средств музыкальной выразительности. Его центральным моментом является ш.шроЕизация по образцу. В роли образца выступам специально сочиненные вариации, в каздой из которых иллюстрируются художественные возможности того или иного музыкально-заразительного средства.

Главной целью метода свободного самовыражения является приобщение студентов к "живому" музицировании, развитие у них потребностей и способностей к передаче собственных мыслей, чувств и настроении на языке музыки. В рамках данного метода было обозначено несколько перспективных направлений обучения импровизации, среди которых: жанровая импровизация, стилизация, импровизация как продолжение заданного музыкального отрывка, беседа в учебном диалоге на языке музыки по принципу "вопрос-ответ", импровизация на неизменной гармонической основе к т.д.- "

В заключении диссертации формулируются основные выводы, показывающие, что релевзе комплекса вопросов теории и практики МЦД является веянкм фактором совершенствования подготовки специалистов в музыкальных вузах. Принцип единства репродуктивной и продуктивной музыкальной деятельности рекомендуемся считать основополагающим дидактическим принципом музыкального воспитания. Его соблюдение придаст обучению практическую направленность, повысит уровень музыкально-творческого развития личности студента. Предлагается включить в учебный процесс одну или несколько_дисциплин, узко сориентированных на овладение навыками МЦД. Это может быть импровизация, сочинение или обработка музыки.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Обучение импровизации на баяне в вузе культуры.- Ч.1.-Мн.: ЬНК, 1990.- 19 с.

2. Обучение импровизации на баяне в вузе культуры.- 4.2.-ын.: ШК, 1991.- 44 с.

3. Программа курса по концертмейстерскому классу с методическими рекомендациями для баянистов и аккордеонистов.- Ын.:

1991.- 47 с. (в соавторстве).