Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Народные календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе

Автореферат по педагогике на тему «Народные календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Беронтайте, Ирена Юозовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1989
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Народные календарные праздники и обряды в современной культурно-просветительной работе"

Министерство куиьтуры РСФСР Ленинградский ордзва Дружбы народов государственный институт культуры им. Н.К.Крупской

На правах рукописи УЖ /394.2:392:374.7/ (043.3)

КЕРОНТАЙТЕ Ирана Юозавна

НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТНТЕЛЫЮН РАБОТЕ

Спещая*наоть 13.00.05

"Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности*

Автореферат

диссертации ка соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ленинград 19 8 9

Работа выполнена на кафедре культурно-просветительной! работы Ленинградского ордена Дружба народов государственного института культуры ?мени Н.К.Крупской.

Научный руководитель - кандидат педагогаческих наук, домент

СУРШЕНЕ Л.А.

Официальные оппоненты - доктор фияософских наук, профессор

СОКОЛОВ Э.В.

кандидат педагогических наук, допент КРОТОВА Н.В.

Ведущее учреждение - Минский государственный институт культу!

Защита состоится " 5" декабря 1989 г. в 14 часов на заседании специализированного с.^яета Д 091.01.01 по присуждению ученой степей доктора науя при Ленинградском ордена Дружб! народов государственном институте культуры имени Н.К.КрупЬкой по адресу: 191065, Ленинград, Дворцовая набережная, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке.

Автореферат разослан " frViA/fftSt/ 1989

г.

УЧЕШИ СЕКРЕТАРЬ С1ЩИАЛ1ШРОВЛШЮГО СОВЕТА

СЕРГЕЕВА Н.И.

I. ОЩЛл ХЛРлКТЖСТШ РАБОТЫ

Актуальность про бдемц. Развитие культуры неотделимо от карэд-шх традиций, имеющих свое выражение и в системе обрядов празд-шков. В них воплощены общечеловеческие ценности, нравственны"! >пыт народа, его понимание труда, морали, человеческих отношений. 1ародные традиции всегда умело использовала христианская пердонь. 1ногие народные праздники и обряды, волед-лхе в церковник обрядо-¡ый календарь, хорошо сохранились до на'лих дней. Церковь их рассматривала как чисто религиозные, а то ке время государственные )рганы культуры долгие годы их вэобвд игнорировали.

Новые праздники и обряды, внедряете куньтурно-просветитель-шми учреждениями, отражали соппальпо-политпческу'э ситуацию, воз-шкаую в Литве в послевоенные годи. В деревне утверждались- новые рррлы хозяйств звания, в то ке время уничтожались традиции налло-ильной производственной культура, провозглашались новые идеи, ¡абывая вечные земледельческие ценности. Однако, не получив кон-(ретногэ воплощения, многие идеи, а такие декларировавшие их 1раздники и обряди теряли свой скисл. 3 то ке время тяга народа ; общечеловеческим ценностям, воплощенным в народных традициях, <ультурно-просветптелышми учреждениями не была использована.

В нынешнее время национального обновления общества, пэтреб-юсть в народных традициях, в частности, в праздниках и обрядах, все возрастает. Вместе с тем следует отметить, что в современ-юй культурно-просветительной работе, особенно в оо'рацовэй деятельности, в значительной степени разорваны связи с народными традициями - с истоками национальной культуры, образом кизни лестного населения, уникальность1.) природы, историей края.

Разрыв между всеобщей потребностью в народных обрядах, празд-шках и мерой реализации этих потребностей в практической деятельности культурно-просветительных учрездегаш обусловил выбор теми исследования, цель которого - определить условия восстановления обрядового календаря как теоретико-методической основы культурно-просветительной деятельности на селе.

Цель определила следующие задачи исследования:

I. Проследить сгдтпа^ьно-иатэрическиз условия развития литовских народных калецпог-аих обрядов и праздников.

2. Проанализировать состояние современной календарной обрядности.

3. Разработать методику интеграции обрядового календаря в практическую деятельность культурно-просветительных учреждений.

4. Экспериментально проверить разработанные методические рекомендации по совершенствованию обрядовой деятельности культурно-просветительных учреждений, определить педагогическую результативность внедренных обрядов и праздников.

Объектом исследования выступают календарные и аграрные обряды и праздники, предметом - деятельность"культурно-просветительных' учреждении по восстановлению и распространению народной обрядности. .........

База исследования: сельские, зональные, районные дома культу, ры разных этнографических регионов Литвы, связанные с распространением обрядов и праздников, музеи традиционных литовских промыслов (музей Пчеловодства, музей Льноводства, музей Лошади), Национальный парк Литвы, музей Народного быта Литвы.

На основе теоретического анализа литературы по исследуемой теме, многостороннего изучения практики была сформулирована следующая гипотеза: качественное совершенствование обрядовой деятел ности культурно-пг^пптителышх "чревдений возможно при опоре на народнуо обрядности .. предполагает: I) восстановление трздиыкэнн аграрного обрядового календаря лак художественно-педагогической системы на различных уровнях культурно-просветительной деятельности; 2) актуализацию духовно-нравственного потенциала обрядов и праздников; 3) педагогическую направленность использования тра дипионных обрядовых форм.

Научная новизна исследования заключается: в расширении понимания календарного, аграрного праздника'как социально-культурного явления, интегрируюаего общечеловеческие, национальные, религиозные и другие ценности; в подходе к календарным, аграрным праздникам, обрядам как художественно-педагогической системе, обеспечиваыцей органическое соединение труда к досуга сельского населения, стимулирушей развитие самодеятельного творчества, проявляющегося в сфере музыкального, литературного, хореографического, изобразительного искусства и в сатой организации праздника (от уровня семьи до республиканского).

Практическая значимость результатов исследования накша внраже-ие в разработке методики использования народных- обрядов и празд-[икоа в современной культурно-просветительной работе. Лспользэва-ме методики восстановления обрядового календаря, в свою очередь, щособствует формированию в кавдом хозяйстве, в каждом районе, ¡егаоне уникальной системы сошалыю-педагогических ситуаций, а юадизаиия выявленных возможностей' актуаяизаши нравственного по-■еншала обрядов и праздников, использования традиционной обрядо-)ой символики способствует извлечении максимального педагогическо-'о эффекта; обоснованные пути включения участников в активную ху-ржественно-твэрческую деятельность содействую? повышению трудовой, юпиально::, культурной активности ладей.

Результаты исследования были внедрены в практическую дептедь-юсть шубных учреждений многих районов республики (в Клаипедском, ■елъ-.-ппеком, Алитусском и др.). Результаты исследования также поучили ыюдс-eimft в учебном процессе на ХиоПпсдскиг факультетах гос. ;онсерватории Литовской ССГ. Ил рекомендациям диссертанта сведен :урс "Литовские иародние обычаи и обряд'.}". Мжгсрпав« диссертации шли использован') в работе Курсов поешсния квалифп^гиши работни-:ов культури республики, на районных семинарах работников культу-ш, на со;.:инара:< актого работников сельского хозяйства.

Апрз&на:я работе эс^сгздяяавь по сиеду'.акм направлениям: »пубчккэнаико мате риалов в печати; выступления диссертанта на иауч-ю-прзктпческих конференциях (Вплънпе, 1983 г., Клайпеда, 1983 г., ¡илыпос, 1984 г.); гиступленля перед клубнши работниками респуб-BiKiT на районных сег:.шарах (с 1982 по 1989 гг.).

Аптз^ BijHORvvp на зтг.гту:

1. Обоснований необходимых условий, эбеспечиваьл.их взсстанов--leime традиционного обрядового календаря. Это: а) учет природных юобенностей, традшмй материальной и духовной жизни и деятельности, потребностей лвдей конкретного региона; б) включение обрядов

[ праздников в единую систему, обеспечивая ее функционирование на >азных уровнях (на уровне оемьи, хозяйства, района, региона, рес-гублшш).

2. Вывод о том, что углубление содержания обрядов и праздников гредполагает опору па нравственный потенциал народной обрядности. 1ри этом необходимо: а) актуализация трацишонных земледельческих:

ценностей посредством праздничного осмысления деятельности конкретной общности; б) интеграция празднующей общности в рамках: семьи, первичного коллектива, хозяйства, района, региона, республики (в зависимости от специфики отмечаемого события); в) ориентация: в аграрных обрядах - на трудовую, в календарных праздника: на художественно-творческую деятельность поазднунцей общности.

3. Методику интеграции а б рядов,ого календаря в практическую деятельность культурно-просветительных учреждений.

Педагогическая основа обрядовых действий определяется: а) оп рой на конкретный материал, подбором исполнителей основного обрядового действия с далью вдейнэ-тематичесяого обоснования откечае мого события, обеспечения обряда воспитательным содержанием; б) использованием художественно-выразительных средств, в первую очередь," фольклора, в соответствии с идейно-тематической основой об ряда; в)'включением обрядового действия в структуру обряда, обес печиващем его художественную обобщенность - с одной стороны, эм тонально-психологическую готовность участников к его исполнению с другой.

Методика использования народной символики предполагает: а) н родные традиции использования обрядовых символов, их традииионну трактовку; б) необходимость современной интерпретации традиционных символов, актуализации их содержания; в) формирование иенност них установок участников обрядов к праздников по отношению к сим волам '(педагогическая направленность изготовления предметных cito волов, дальнейшего их использования).

Методологической основой исследэваш^я явились труды основой:' ложников марксизма-ленинизма, в которых выявляется определяй:.^ значение материального производства в развитии человека и всеги общества, показывается необходимость освоения новыми поколениями культурного'наследия, критического отбора его и творческого использования. Работа опиралась на положения, содержащиеся в материалах ПУП съезда КПСС, XIX партийной конференции, постановлен* ях партии и правительства по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы.

В данной работе диссертант опирался на труды, касашиеся пр; исховдения, развития, функциональном направленности, форм вираж< ния и других вопросов народной обрядности (А.Р.Анисимол, Ю.В.Бр:

[ей, Н.Н;Велецкая, М.М.Громыко,,Л.И.Емелях, И.В.Суханов, Д.М.Угри-¡ович, В.И.Чичерон и др.). В работе широко использовались этног-¡афические материалы о календарных и аграрных- обрядах литовцев, гредставлешг литовскими и иностранными исследователями (й.Балис, з. Бура час, М.Валанчюс, Н.Велюс, А.Вишняуекайте, С.Даукантас, [.Длугош, П. Ду иду лене, Й.Ласишшс, М. Преторий, Д.Саука и др.). В ¡опросе о влиянии христианства использовались работы П.Пячюры, }.Рагаускаса, З.А.Руднева, С.А.Гокарева, Ю.Юргиниса и др.

Обрядность, как сферу культурно-просветительной работы исследует целый ряд авторов. Здесь можно назвать В.И.Брудного, в диезе рташи 'которого обрядность рассматривается как элемент духовной сультуры; анализируется ее' развитие и распространение в СССР; теистическая направленность обрядов и праздников исследуется в работах Н.Д.Плахотина, Ю.Саросека; современная трудовая обрядность рабочего класса анализируется в диссертации И.И.Фсдькова; методика юпользования обрядности в воспитательнах цепях рассматривается } трудах С.Т.Заградской, С.С.Соковикова, В.Т.Шабалина. Вместе с :ем следует отметить, что теоретические исследования народной обрядности и разработка методики ее использования е современной культурно-просветительной работе велись пока скромно: фольклорные, етровые традиции в старинных и современных обрядах и праздниках рассматриваются в работах Л.Н.Лазаревой, Л.И.Шулуновой; в диссертации З.Д.Яшнили исследуется фольклор - традиционное массовое действо как эффективное средство активизации участников массового мероприятия. В работе М. Р.Туулшга лак важное средство повышения активности празднующей общности, выявляются исторические традиции. Что касается литовской обрядности, как сферы культурно-просветительной деятельности, то следует отметить, что более глубоко рассмотрена только погребальная обрядность (Р.Гедрене).

В работе использовались методы. соответствующие целям и задачам исследования.

На первом этапе проводился теоретический анализ специальной литературы по исследуемой теме» Первый этап, включал изучение ис-горико-этнографического материана; в результате были выявлены социально-исторические условия, определившие'особенности развития народной календарной и аграрной обрядности.

На ¡угором этапе применялся комплекс методов сбора первичной

информации о базах исследования. Анализ документов - архивных материалов, годовых планов, отчетов 206 сельских домов культуры, на ходяишхся в разных этнографических регионах, анкетный опрос 230 н куб них работников позволило выявить современное состояние аграрного обрядового календаря, пыяеить факторы, определяющие восстановление, распространение и утвервдекие обрядов и праздников. Беседа с клубными работниками, интервью с 18 руководящими липами ко зяйсгв позволило глубже изучить вопрос о возможностях восстановления аграрного обрядового календаря. При помощи контент-анализа 300 сценариев обрядов и праздников, включенного и невключенного наблюдения собирался материал о содержании обрядов и праздников, использовании традиционных обрядовых форм. В целях углубления по-пимания этих вопросов проводился сравнительный анализ полученногс материала и материалов, содержащихся в этнографических источника) а также информации, полученной при поиоши бесед со старожилами ее

Третий этап служил экспериментальной проверкой разработанной методики восстановления аграрного обрядового календаря. Педагогический эксперимент проводился по двум направлениям: I) внедрение аграрного обрядового календаря в рамках одного хозяйства; 2) вне; рекие обрядов и праздников на разных уровнях.

Педагогический эксперимент по первому направлению, в свою оч( редь, состоял из трех этапов: I) исследование праздничного календаря колхоза им.Еемайте; 2) подготовка педагогической программы для проведения эксперимента на данной базе; 3) проведение эксперимента.

Исследование праздничного календаря данной базы включало: ан лиз статистического материала об экономической, социальной сфера данного хозяйства; анализ документации дома культуры, контент-ан лиз сценариев и сценарных планов; анкетирование разных соииалыга групп населения данного хозяйства; невкяюченное наблюдение прово димых обрядов и праздников; беседы с работниками дома культуры, представителями правления колхоза. На основе изучения традиций, современного состояния аграрного обрядового календаря, потребное тей данной социальной общности в обрядах и праздниках, была подготовлена педагогическая программа для проведения эксперимента. После внедрения аграрного обрядового календаря (в течение 5 лзт] в 1987 году был проведен анкетный опрос сельского населения. Бн; также проведен сравнительный анализ данных опросов 1982 и Т9Я7 :

Экспериментальные обряды и праздники проводились также на базе других шести хозяйств Клайпедского районов (п 1985-1987 гг.) и в нескольких хозяйствах пяти районов республики (в Игкашкзком, Кельмяйском, Юрбаркском, Таурагском, Аяитусском). .

Эксперимент по П-ому направлению охватывал обряды и праздники, проводимые на разных уровнях - на уровне первичной группы, колхоза, района, этнографического региойа, республики. (В данной части эксперимента диссертант работал в качестве автора сценария, режиссера-постановщика). Оценка данных экспериментальных мероприятий была получена при помощи бесед, интервью с участниками обрядов и праздников, отзывов е районной и республиканской печати, информации экспертов. ...........

Цели и задачи"определили структуру диссертации, которая состоит из: введения, трех глав (I. "Сощщльно-псторические условия развития литовской народной календарной и аграрной обрядности"; II. "Методика использования'народных календарных.и аграрних обрядов в современном обрядэтворчестле"; ií. "Опыт внедрения аграрного обрядового календаря в деятельность культурно-просветительных учреждений"), заключения, списка использованной литературы, приложений.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЙ РАБОТЫ

Зо введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, формулируется исходная гипотеза, кратко характеризуются исходные источники, основные методы исследования.

В первой главе рассматриваются соимально-исторические тенденции развития литовской народной календарной и аграрной обрядности, относящейся к периоду от середины ХУШ в. до наших дней. (Именно эти последние столетия сохранили для нас основную часть исторических, этнографических материалов о народной обрядности). Рассматриваемый исторический период разделяется на 2 части: I - от середины ОТ в. до 1940 г. (провозглашения Советской власти); П-ой - от 1940 г. до нынешнего времени.

Обряды рассматриваемого нами времени являлись непосредственно унаследованными от прошлых поколений раннего феодализма, в котором изчкнут jOti., традннипнностъ экономической шзни обуславливали кон-

сервативность и общественной жизни, социальных институтов, в том числе и календарных, аграрных обрядов и праздников. Дальнейшее развитие литовской народной обрядности определялось соииально-эк номитесккми'особенностями развития как всей Литвы, так и отдельн ее регионов. В работе подчеркивается особенность аграрного разви тия Литвы - подворное землевладение, подменявшее общинное. Отмечается связанный с этим большой динамизм экономического, сошаль ного, культурного развития деревни. Эти же условия определяли ос лабпекие и основной социальной организации крестьянства - сельск общины. В результате этого календарные и аграрные обряды, основа ные на общинных традициях праздничного осмысления коллективной деятельности, в первую очередь, трудовой, претерпели определен!-изменения.

Аграрные обряды,приуроченные к основным этапам сельскохозяйс венной деятельности, в связи с меняющимися социально-экономичесг ми условиями, теряют общинный-характер и переходят в коллективы нескольких крестьянских семей, а позже - в отдельные хозяйства, условиях активизации хозяйствования, изменения характера труда (от коллективного - к индивидуальному), сужения круга празднуют обряды упрощаются, обедняются (по отношению к форме выражения), а многие - исчезают. В этих же условиях ценностное содержание о< рядов и праздников сохраняется и даже актуализируется, приобретг другие формы выражения.

Календарные праздники, в силу значимости отмечаемого'событш особенности природной ситуации и в меняющихся социально-экономических условиях сохранили свои традиции. Одни календарные праздники (напр., праздники солнцестояния) сохранили традиционную социальную открытость, всеобщий характер празднования. Они не под вались влиянию христианства, а напротив, часто выступали в роли оппозиции христианской идеологии. Приспосабливаясь к меняншмс; условиям социально-экономической жизни, календарные праздники о делягось от сельскохозяйственной деятельности, превращались в р влекатепьные. Другая часть календарных праздников (напр., Кучёс Каледос, отчасти - Великое) сохраняли традиционную социальную замкнутость, выступая своеобразными семейными календарными праз ¡швами. Эти праздники претерпели более сильное влияние христиан ва. Они отмечались в церкви и в кругу семьи. В ходе историческо развития многие обрядовые элементы превращались в трздшлюшше

нормы поведения, обычаи, элементы этикета, фольклор.

В работе отмечается, что в течение первого рассматриваемого исторического периода народные календарные праздники и обряды сохранялись сравнительно хоромо. Основанные на традициях производственной и культурной деятельности, отвечая потребностям крестьянства, обряды и праздники играли важную роль в передаче от поколения к поколению самобытного миропонимания, духовности. Психологическими узами связывая празднующих, объединяя их, они,способствовали поддержке национального менталитета. \

Новый этап исторического, социально-экономического развития Литву, и в частности литовской деревни, начался в 1940 г.', после провозглашения Советской власти и вступления Литвы в СССР. Постановления Народного сейма Литвы (от 21-23 июля 1940 г.) являлись основой политических, правовых, экономических преобразований в. республике.

3 работе анализируются особенности условий коллективизации крестьянских хозяйств, применение насильственных методов и форсированных темпов в ее осуществлении, сталинские репрессии, в результате которых, литовские деревни сильно опустели.

Опустошение деревень было связано и с другими факторами - репатриацией, эмиграцией населения, послевоенной борьбой, миграцией в город и др.

Сталинская аграрная политика, игнорировавшая ленинские принципы кооперации, нанесли неизмеримый ущерб литовской деревне: уничтожались традиции национальной производственной культуры, а вместе с тем и духовные традиции крестьянства, в частности, обряды и праздники.

Возровдение земледельческих праздников, обрядов относится к 7-ому десятилетию - к периоду восстановления всей деревни. Возрождаются обряды первой борозды, жатвенные обряды; в то .же время одни календарные праздники - Кучёс, Капедос, Великое и др. - отмечаются в церкви и в кругу семьи, другие, массовые - Проводы зимы, праздник Расос, проходят стихийно, по традиции - в тех региона*, где эти традиции были наиболее глубокими.

В работе анализируются социально-экономические факторы, опре-делинаие раз питие календарной к аграрной обрядности в последние два десятилетия. Это - ориенташч государственных оргачов только на производство, игнорируя социальное, культурное развитие села,

духовные потребности населения; перестройка системы заселения деревни (снесение хуторов); обусловленная вышеупомянутыми факторами миграция населения в город; неудовлетворительная деятельность уч-ревдений культуры, обусловленная слабой материальной базой, недооценкой статуса работника культуры, низкой квалификацией работающих в клубах, большой их текучестью. Развитие календарной и аграрной обрядности особенно осложняло игнорирование культурного наследия и, в частности, обрядности, подход к традиционным календарным и аграрным.' праздникам как к чисто религиозным.

"Перестройка общества, экономические, социальные преобразования на селе создают условия и вместе с тем'требуют возрождения духовных традиций крестьянства, в частности и календарных, аграрных обрядов и праздников;.......-

Во второй главе рассматриваются следуйте вопросы: I) включений народных обрядов в современную систему аграрной обрядности, состояние современного аграрного обрядового календаря; 2) содержание современных календарных и аграрных обрядов, возможности его обогащения, актуализации; 3) народная обрядовая символика в современных обрядах и праздниках; 4) возможности активизации участников обрядов и праздников.

С целью выяснения положения фушшюапруадзй системы календарных и аграрных обрядов и праздников в работе анализируется деятельность 206 сельских домов культуры, непосредственно связанных с распространением, развитием, традкиионализанией этой системы.

Но результатам исследования выясняется распространенность календарных обрядов в отдельных этнографических регионах, выявляется проблема игнорирования народных традиций, праздников в конкретном регионе.

В работе отмечается, что в организации; массовых календарных праздников перспективной следует считать тенденцию ориентации на традиционные региональные их центры, создавая при этом условия для участия в них населения данного региона.

В исследовании констатируется, что время доказало жизнестойкость традиций Великое, Кучёс, Каледос - народных ..раздяиков, в свое время успешно интерпретированных христианской церковью. В условиях суиюствушеи, более того - иэзрастпязей потребности л идей в сохранении и продолжении народных традиций, обосновывается возможность i','>i!..-Taii.'>BnPWifl Куч." с, Кялодгм;, р., «»-к;*!, upt> ню латая ишш -

пение настоящей событийной основы этих праздников, современную интерпретацию. Необходимо также учитывать, что прерогатива в их праздновании традиционно принадлежит семье.

Исследование показывает наибольшую распространенность жатвенных обрядов, обусловленную коллективным характером исполнения уборочных работ. В то же гр^'п обряды весенних работ, исполнявшихся п основной щ!Л1'1!1,,пуаяьно, распространены значительно меньше.

Опираясь на полученные данные, делается вывод, что в общем в республике отмечается вое важнейшие сельскохозяйственное события, однако, в рамках одного хозяйства обрядовый календарь часто сводится к одному, двум, иногда - трем обрядам, праздникам.

С помощью анкетного опроса, интервьюирования клубных работников была сделана попытка установить причины отсутствия в праздничном календаре многих обрядов. Притоны указываются разные, однако, как выяснилось, они мешают внедрения многих обрядов лишь потому, что праздничное оформление труда многими клубными работниками часто понимается как организация вечерницы или праздника, которые, естественно, требуют немалой подготовительной работы, материальных затрат и т.п. Это показывает, что на практике яено недостаточно используется и оценивается традиционная форма - обряд, обладающая огромными воспитательными возможностями и тем самым являдааяся сравнительно несложной формой в организационном отношении.

С целью выяснения содержательности, педагогической направленности современных календарных и аграрных обрядов, было проанализировано 300 сценариев и сценарных планов; а исследовании также были использованы результаты неЕкпюченного наблюдения. Исследование позволило выяснить еще недостаточно используемые каналы для обогащения, углубления воспитательного содержания календарных и аграрных обрядов.

В анализе содержания особое внимание уделялось традиционной земледельческой ценности - связи человека о землей, с трудом. Выяснилось, что в этом отношении на практике егае недостаточно попользуется сила примера как эталона порп.чрштч. Гор^л.^и оорядоя обычно ггиступа:.7г прсдсхо^- ¿паи основных земледельческих специальностей - механизаторы, доярки и т.п., в то же время как труд других земледельцев, деятельность которых тесно связана с отмечаемыми событиями, в ооряцах и• праздниках не получает торжественного оформления. Недостаточно используются традиции прземотЕСНности в труде:- сельская юлэдсжъ в обрядах и праздниках обычно выступает

в качестве зрителей, участников художественной самодеятельности; в то же время трудовая деятельность молодого поколения .села - широкая, отличающаяся разнообразием форм, в праздничных мероприятиях, можно оказать,'не отражается.

_Обряды и праздники также имеют большие неиспользованные возможности патриотического воспитания сельской молодежи. История народа, прошлое родного края, деревни в большинстве случаев представляется лишь в нескольких общих словесных фразах; в то же время в кавдой деревне имеется богатый конкретный исторический материал (исторические места, где поставлены памятные камни, и места, где их нет, архивные экспозиции в колхозных, школьных музеях,наконец, еще почти неиспользуемый'источник - память живых лвдей - свидетелей и участников важных и, очень часто, трагических событий).

■ В работе широко освещается вопрос народной символики: выявляется распространенность традиционных символов; анализируются основные недостатки в их использовании; особенно акцентируется традиционное значение народных символов, подчеркивается необходимость их современной интерпретации. Большое внимание уделяется формированию ценностных установок у участников праздников и обрядов по отношению : к символам.

Важными'элементами обрядовой символики, формой активизации участников праздников и обрядов выступают обрядовые, ритуально-игровые действия. В работе выявляются условия, определяющие единство содержания и формы обрядовых действий, их педагогическую эффективность.

Как уже отмечалось, для проверки помеченных путей восстановления аграрного обрядового календаря, использования народной календарной и аграрной обрядности в современной культурно-просветительной работе был' проведен формирующий соииально-педагогический эксперимент по двум направлениям. Fía первом этапе эксперимента были поставлены следующие задачи: I) вшснить, что собой представляет аграрный обрядовый календарь колхоза им. Еемайте, какова опенка проводимых праздничных мероприятий со стороны их участников, каковы потребности данной социальной общности в праздничных мероприятиях; 2) проследить, как отражается жизнедеятельность коллектива хозяйства в содержании обрядов и праздник он, как используются народные обрядовые фор/u для выражения современного содержания; 3) выявить активность отдельных социальных групп данного хозяйства г нодгэтоние

и проведении анализируемых мероприятий. Выяснилось, что по отношению к структуре,формам .выражения, календарные и аграрные обряды и праздники являются типичными для гсей республики. Наибольшую неудовлетворенность существуй«™ праздничным календарем выражают сле-дущиз социальные группы хозяйства: специалисты сельского хозяйства, работники сферы обслуживания, учащиеся; потребность в праздниках труда наиболее ярко выражена в группах, теснейшим образом связанных с сельскохозяйственным трудом - это специалист1; сельского хозяйства, механизаторы, работники полеводства, животноводства; Большинство участников выступает в качестве пассивных зрителей. Потенциальной активностью выделяются специалистов льского хозяйства.

Ознакомление с праздничным календарем хозяйства им. Еемайте, изуче:ше местных традиций,потребностей населения в праздничных мероприятиях дали возможность подготовить педагогическую программу эксперимента. На этом этапе были поставлены следующие задачи: I) определить возможности для расширения существующей системы обрядов и праздников; 2) максимально использовать конкретный материал для обогащения, активизации оодержания праздничных мероприятий; 3) предусмотреть возможности для расширения арсенала используемой традиционной символики, добиваться актуализации ее содержания, выразительности, специфичности формы; 4) активизировать участников праздников и обрядов, используя разные типы реальных действий масс, обеспечить их воспитательным потенциалом.

Опираясь на местные традиции, а также на потребности сельчан, праздничный календарь хозяйства им. лемайте был расширен.

Больше внимание уделялось содержательности праздников и обрядов. Так, например, в Проводах зимы старались показать, с какими трудовыми победами встречают весну коллектив колхоза им. Немайте. На празднике Расос мы поднимали тему экологической нравственности, выдвигали актуальную проблему ответственности человека за судьбу древнего леса, озера, кладбищ. Особое внимание уделяли связи молодежи с землей, с земледельчесгкми традициями прошлых поколений.

В расширении арсенала символов в первую очередь мы опирались на народные традпш'.и. На празднике Весны используются традиционные элементы народной весенней обрядности - яйцо, ветки берез; на празднике Расос - горняке ступицы, ку"олп. В обрядах весенних работ пни-маши; обралклп на испоьноппе основных действий - выгон скота чер^з

ворота, вспашку первой борозды, посев первой горсти зерна.

В экспериментальных обрядах к праздниках большое внимание уделялось актуальности интерпретации традиционных символов. Так, например, на Проводах зимы традиционный персонаж Лашишнис символизирует зиму-лентяйку, а Канашнис - весну-трулсенипу. Канапинис отмечает лучших тружеников хозяйства, Лашининис, в свои очередь, лентяев.

.....' С целью активизации разных социальных групп,использовались разнообразные формы включения их как в праздничную, так и предпраздничную деятельность (сбор материала, участие в творческих конкурсах, изготовление предметных символов и т.п.).

■ Экспериментальный аграрный обрядовый календарь внедрялся в колхозе им. Жемайте в I983-IS87 гг. После внедрения аграрного обрядового календаря был проведен опрос сельского населения данного хозяйства. Результаты опроса показали: Г) экспериментальные праздники И обряды, по- сравнению с 1982 г., были гораздо лучше оценены и восприняты сельскими тружениками; 2) значительно увеличилась массовость участия на праздниках и обрядах, многочисленнее в праздничных мероприятиях были -представлены такие .пассивные группы сельского населения, как полеводы, кияотнэвогл; 3) среди участников праздников и обрядов значительно уменьшилось число пассивных зрителей; сельчане активно участвовали как и праздничной, ток с в предпра:..',-дачной художествен» о-гв орчсск ой, органвзаторск;1Й доятииыюоти.

Проведение псдэгоп'ческэго эксперимента по uropwy паяраипш:^ было "Предназначено для выявления особенностей раз pauopaiiHoii методики, применяемой на разных уровнях- про;;о.пнпых отрядов и праздников'. Эксперимент по второму направленна охватывал:

I-й уровень (обряды, связанные с трудовой дсятсиьнастьи определенной группы работников сельского хозяйства) - аграрные обряды в колхозах им. Еемайте Клайпетского. района (1ЭЙЗ-1987 гг.), о хозяйствах того да района (1985-1987 гг.);

II-ой уровень - хозяйство - лраздшш УрЪкая не ш.вд упомянутых базах;

1&-Й уровень [огиональььй - праздник .Пчелойо,, л; Лукштайтии на • базе музея Пчеловодства в Национальном парке Лктш (I986-ISS8 it.);

У-й уровень - республиканский - Проводи вины - на базе музея Народного бита Литьи под открытии небом (1983 г.).

Эксперимент подтвердил, что обрядовый календарь определяется экономическими, социальными, культурными условиями конкретной местности. В работе обоснованы возможности возрождения праздников отдельных крестьянских ремесел (пчеловодства, льноводства и др.); выявлены принципы организации праздников, переходящих с одного уровня на другой; выдвигаются особенности активизации участников традиционных праздников.

Проведенное исследование позволило определить усл-рия восстановления и функционирования традиционного обрядового календаря как художественно-педагогической системы; раскрыть педагогическую инструментовку праздника, обряда-с целью извлечения из них; максимального педагогического эффекта; обосновать возможности вовлечения разных слоев населения в художественно-творческую, ортанизаг-торскую деятельность.

Вместе с тем, исследование выявило ряд проблем для дальнейших научных исследований. Это касается вопросов: литовская народная обрядность в контексте обрядности других народов; традиционная обрядовая культура в современном селе; литовская народная обрядность и христианство и др.

По теме диссертации опубликованы следунцие труды:

1. Труд земледельца достоен красивого праздника //Вехи культуры.-1984. Д 9.-С. 43-50 (на лит. языке).

2. Земледельческие традиции //События и время.-1984. !1 17.-С. 7-9 (на лит. языке).

3. Использование символики в современных аграрных праздниках //Формы и методы работы сельских клубных учреждений по выполнению Постановлений майского 1932 г. и июньского 1983 г. плёнумов

ЦК КПСС. Тезисы докл. Научно-практической конференции. - Вильнюс, 1983.-С. 31-35 (на лит. языке).

4. Место праздников и обрядов в системе коммунистического воспитания студентов //Тезисы дог: д. научной конференции преподавателей Клайпедскйх факультетов гос. консерватории Лит. ССР. - Клайпеда, 1983.-0. 4-5 (на лит. языке).

Рот-т ЛШК № 589. Т. 100. 27.10.89 г.

Бесплатно