Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах

Автореферат по педагогике на тему «Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Козловская, Людмила Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Оптимизация игровой деятельности в молодежных культурно-досуговых программах"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

КОЗЛОВСКАЯ Людмила Ивановна

На правах рукописи

ОПТИМИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОДЕЖНЫХ ШЫУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММАХ

.3.00.05 - 'теория, адэтодика и, организация культурно-просветительной деятельности.

.. Автореферат, диссертации на соискание ученой степени : кандидата педагогических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре методики культурно - досуговой деятельности Московского ордена Трудового Красного Зна-

мени государственного института культуры

Научный руководитель

Официальные оппоненты

кандидат философских наук, доцент В.Б.Савельев

доктор педагогических наук, доцант Ю.А.Стрельцов

старший научный сотрудник НИИ теории и ыэтодов воспитания АШ СССР, кандидат педагогических наук Г.ИЛ'вцринцэва

Ведущая организация

Г. •

Защита

- Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСЮР и АН СССР -

соотоитоя

" Мае^и" 1991 г. в

20

часов

на заседании специализированного оовета К.092.07.01 по присухде-. , нию ученой стаде ни - кандидата наук в Цооковоком гооударотвенноы института культуры. ,

/Адрео: 141400,Моокаво*н9Я обл. ,г.Хныки-6,ул.Библиотечная,7.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного оовета, доктор педагогических наук, доцент

Л у.

1991 г.

А'

Т.И.Бакланова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

Актуальность исследования и выбор теми обусловлен тем, что процесс обновления и перестройки советского общества выявил и обнажил острыо проблемы в духовной сфере. Одной из них являете; низкий уровень использования свободного времени. . •

В настоящее время получают широкое распространение социально-психалогические установки челогека на пассивные форглы досуга. Из всех негативных явлений, порожденных неумением рационально организовать овой досуг, что особенно характерно для молодели, выделяется пьянство, наркоманил, антиобщественное поведение.

Процесс формирования у человека культуры использования свободного времени имеет принципиальное значение как в.теоретическом,так я в практическом плана. Для воздействия на этот прошсс требуется самый внимательный анализ форм и методов Организации досуговой деятельности личности, определение ее направленности и перспоктиЕЧ, последовательное осуществление мер, обеодачивавдих рациональную организацию досуга человека.

Одним из впдоп досуговой деятельности человека является игра, которая способствует вовлечению его в куль турнув самодеятельность, изменяет структуру досуга, способствует духовному росту. Игра соответствует природе человека, органично дополняет разнообразные формы его досуговой деятельности, позволяет осуществлять прошсс развитая его творческих способностей в занимательной увлекательной форме, лкзадт воспитательный процесс назидательности.'

Однако в реальной практике учреждений культуры методика с;-низация игр для молодежи, разработана слабо. Не изучены мотивы участил молодых лпдой в игре, отсутствует методика их включения в разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Клубные работники не владеют методами организации игровой деятельности. Разрешение данных проблем сдерживается отсутствием исследований рола, места, значения организационно-методических основ игры для молодежи в сфере досуга.

Актуальность данной проблема определяется возросшими требованиям;! молодежи к игровой деятельности в_культурно-досуговых прог-ро:-мах и низким уровнем их организации на практика. Степень научной разработанности проблемы. /зучйн-.:гс феномена игры гак особого вида человеческой деятельно-; т« Сил поовясен ряд философских, культурологических трудов И.К.»ьтз, Г.3.Плеханова, ИЛейз>нги, советских философов С.Ц,.Авэ-

ринцава, АЖПрядаина.В.А.Разумного, Э.В.Соколова, Б.И.Устименко и других ученых.

В разработку психологии игры человека внесли вклад I.С.Выготский , A.B.Запорожец, \.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Спиваковская, Д.Н.Узнадзе, Д.Б.Эльконин.

Педагогической теории игры и'ее практическому применению в воспитании детей посвящены работы таких известных педагогов,как П.П.Блонский.Н.К.Крупская,А.С.Макаренко,А.В.Сухомлинский.а также современных ученых - Ю.П.Азаров, А.В.Мудоик.

Различные аспекты игры рассматриваются в докторских диссертациях Р.И.Куковской и В.Г.Яковлёва; кандидатских диссертациях H.A. Бойченко,Г.И.Григоренко.В.Ы.Григорьева,В.М.Захарова.А.М.Ивановой, •Ф.В.Изотовой, Г. А. Лялиной, Э. В. Паничевой.Л.И.Смагиной, А. И. Ткаченко, Е. А. Фомина,М. Г.Яновской.

Особый интерес для нашего исследования представляет диссертационная работа Г.И.Камаевой, в которой автор рассматривает потребности старшеклассников' в игровой деятельности,исследует гадагоги-ческую значимость театрализованной игры для воспитания личности подростка,предлагает методику ее организации в шксле,а также работы В.М.Григорьева и Э.В.Паничевой.Исторический аспект белорусских народных игр рассмотрен в диссертации Я.Р.Вшгышна.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют рабо- . ■ га тех авторов,которые касаются проблемы игры в сфере досуга, в деятельности самодеятельных коллективов: В.Н.Авраменко,В.И.Белова, Т.Н.Баклановой,Н.Ш.Владимировой,Д.Ц.Панкина,A.C. Каргнна.Б.А.Ыатано-ва, С .В.Новожилова, Т.С.Поздняковой, Э .Г.Рьшцс,В. С.Садовской ,Н.П.Сзр-.даковой,Б.Сайфуллавва,А.П.Сврдюк,Н.Г.Чаган.

Однако ни одно из исследований не избрало своим объектом игровую деятельность молодежи,взятую в целом,включая все многообразно содержания и форы' игры. Не разработана методика организации игровой деятельности молодежи как самостоятельного вида деятельности, р частности в-молодежных кулыурно-дооуговых программах.

Целью* данного исследования является разработка научно обоснованной методики использования игры в молодежных культурно-досуго-вых программах. В соответствии с этой целью в исследовании решаются следувдие задачи:

- определить педагогические возможности игры в развитии личности; • ' .

- выявить, специфику организации игровой деятельности молодежи;

- изучить мотивы участия молодежи в игровой деятельности;

- определить соответствие содержания игровой деятельности потребностям молодежи;

- создать оптимальную модель культурно-досуговых программ;

- разработать методику управления игровой деятельности молодежи в культурно-досуговых программах.

Предметом исследования является педагогический-процесс развития игровой деятельности молодежи.

Объектом' исследования - молодепъ села от 17 лет до 21 года, участники кулыурно-досуговых программ в клубных учреждениях.

Рабочая гипотеза. Предрасположенность и потребность к игровой деятельности у челобека присутствует на протяжении всей его жизни. Но для того чтобы эта потребность реализовалась, нужны особые благоприятные условия, которые учитывали бы возраст "человека, его профессиональную деятельность,, уровень интеллектуальных способностей, физиологические и психические особенности. .К таким благоприятным условиям мы относим: соответствие содержания игровой деятельности потребностям молодежи; создание культурно-досуговых программ; составленных с учетом особенностей возраста человека я многообразия содержания л формы"игры; наличие организатора, способного управлять игровой деятельностью молодежи. •

Методологической основой исследования' явились положения круп-иайпих философов, психологов, педагогов об игре как важной отороне жизнедеятельности человека.

В определении теоретических позиций автора существенную роль сыграли работы Ю.П.Азарова, [Л.А.Ариарского, Л.И.Беляевой, А.Д.Еар-кова, С.Н.Иконниковой, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красилышкрва, Н.С.Мансурова, Г.А.Неценко, Д.Б.Парыгина, В.А.Разумного, Ю.А.Стрельцова, В.В.Савельева, В.Е.Триодина и'др.

Организация и методы исследования. Диссертационное исследование проводилось в рамках комплексной госбюджетной теш Министерства культуры БССР п Минского института культуры "Развитие духовной культуры населения'Белоруссии: общественная жизнь, семейный быт, обычаи и обряды". Автором диссертации в данном исследовании разработана подпрограмма "Игра - как часть духовной жизни народа"*

При проведении исследования использовался авторский опыт многолетней работы по внедрению в практику клубных учреждений Белорус-си-/ культурно-досуговых программ и преподавание предмета "Организа-

ция игр и развлечений" в Минской институте культуры.

Исследование проводилось в три этапа. На первой этапе были разработаны программа и методика исследования, сделан анализ социально-культурной среды сельских населенных пунктов,где проводилось исследование,изучен социально-демографический портрет исследуемой молодежи,определены базы исследования. В качестве экспериментальных баз были выделены два клубных учреждения. В ходе исследования учитывались только те благоприятные условия организации игровой деятельности,которые находили подтверждение на двух экспериментальных базах.Фактор,который проявлялся только, на одной из экспериментальных баз.в результатах исследования не учитывался. Это позволило выявить объективно существующие благоприятные условия организации игровой деятельности молодежи. Был проведен анализ баз исследования по социально-экономическим условиям, по уровни материальной оснащенности,по контингенту молодежи. Нами были выделены инициативные группы молодеш,неформальные лидеры,изучены социально-культурные интересы молодеш и ее практическая деятельность.Специальные исследования по выявлению мотивов включения молодежи в игру проводились нами в 42 селах в поселках Минской и Витебской

областей. . .

Основой для выявления мотивов включения молодежи в игру явилось разработанное нами тестирование.Была разработана модель культурно -до суговых программ с оптимальным использованием игровой деятельности,проводилось наблюдение за методикой организации игровой деятельности молодежи,работой ведущих кулмурно-досуговых программ.

На втором этапе исследования были осуществлены опыгно-аксйери-ментальная проверка соответствия содержания игровой деятельности потребностям молодежи,поиск оптшального использования многообразия содержания и форм игры, процесса управления игровой деятельностью молодежи. Нами был реализован цикл культурно-досуговых программ по специально разработанной методике; На каждом мероприятии пров'одил-ся опрос молодеии,который ставил своей целью выяснить степень удовлетворенности молодежи организацией игровой деятельности.

На третьем этапе осуществлялись анализ данных,полученных в результате опытно-экспериментальной работы & обобщение результатов исследования,были подготовлены к опубликованию основные положения исследования,осуществлено внедрение результатов исследования в деятельность клубных учреждений, средних и высших учебных заведении культуры. ." -/■',; ' ',. :

Методы исслвдопапия. Для изучения результатов исследования был рэзработпп инструментарий,который предлагается в данной работе в г идо приложений.

В исследовании применялись слодуплие мотоды:наблюдение в целях голучепия обпей картины организации игровой деятельности моло.-еял т. сольстах учреждениях,фиксирование поведения участников в ходе разнообразных еидов игр, боседы с клубными работниками для изучения г.х мюния о состоянии организации игровой деятетаности молодели, о перспективах развития данной работы,о трудностях, егшзпнпнх с организацией игровой деятельности в клубе. Боседы с молодыми лвдьми проводились с целью опредситония степени удовлетворенности их потребностей в области игровой доятельности.Осутествлялся анализ куль-турно-досуговых программ с пельп выяачепил уровня использования игровой деятельности молодези.а тогаке апатаз содержания игр в 107 клубпых игротека* с цельг изучения содержания и форм игры,разнообразия видов игр.

Проводились письменные и устные опросы, для определения уровня кгротюй культуры молодеет. Чтобы получить более достоверные данные были использованы вэагмодополпяпдио и взапмоконтролирущие вопросы.

На этапе апробации модели игровой деятельности был проведен, педагогический эксперимент. В эксперименте имели место все перечне-■ ленные висе метода исследования.

у Катчная новизна и теоретическая значимость исследования состоит и том,что автор: . '

. - рассматривает специфику использования игровой деятельности в культурно-досуговых программах молодежи; .

- раскрывает понятийный аппарат игровой деятельности,танг^с-тй-зярует понятие игровая форма,игровой компонент; - .

- теоретически обосновывает классификацию игр для молодежи, выделял 4 группы игр: I) познавательные; 2) игры физического развития; 3) импровизационно-творческие; 4) организационно-деятель-ностные. ' .

- выявляет типологию сельской молодежи по отношения к игровой деятельности, исходя из мотивов участия мбл'одеяи в игре.образова-тзльного а профессионального уровней, содпально-дамографических хзрзктористпк;

- дает аналпз состояния деятельности и определяет возмоншос-тя клубных учроядопий по удовлетворению потребностей сельской но— л>дехи в игровой деятельности, показывает что возмокнос*ь клуба

г пользуется ограничено: клубные работника слабо> ориентированы в

особенностях методики организации игр для молодежи,культурно-до-суговые программы включают в себя однообразные по содерканию и форме игры;

- предлагает I даль хультурно-досуговых програш для молоде-• гш с оптимальным использованием игр, по-новоыу рассматривает

принципы отбора игр выделяя: принцип соответствия содержания и форш игры общему замыслу культурно-досуговой программы,принцип расширения многообразия содеркания и форм игры,принцип сочетания игр с худокественно-Еыразительными средствами;

- обосновывает, что реализация принципов зависит от профессионального мастерства организаторов игрового общения(создающих условия для развития самодеятельности молодежи в процессе игры; рцдедяет три этапа в их работе: I) подготовительный (отбор игр, оформление аудитории,предварительная работа с участниками);

2) нхоедояио в игровую ситуацию (психологический настрой на участие в игре); 3) проведение игры (приглашение участвовать в игре, объяснение условий игры,обеспечение хода игры,подведение итогов).

Практическая значимость исследования состоит в той, что его результаты доведены до конкретных рекомендаций клубным учрегдеш-ям,молодежным общ^2а1тшш,эдравнпцаи,кинотеатрам, виде'осалонам,центрам досуга по совершенствоватта организации игровой деятельности с молодежью.■Они способствуют повышение организационно-методических основ игры молодежи в сфера досуга. Материалы исследования легла в основу методических рзкоцовдацдй,изданных РеспублЕканскги научно-мотодичэезиш центром культуры в г .Минске, используются в деятельности клубных учреадаыиД.Лоу.ов секе&шх торжеств Белорусски; при ч-тошш лекций ц проведении занятий по курсу "Организация и штодшеа культурно-досуговой деятельности" в Московском государственном институте культуры,Минской институте культуры; внедрены в практику подгетошеи и переподготовки кадров клубит работников через систему повышения квалификации. <

Вцводы, галогенные в диссертации, тгут быть использованы в дальнейшей разработке вопросов совершенствования организационно-штодическиг основ игровой деятельности (молодежи, учебном процессе институтов культуры, учштгп хсультуры, цри ПОШШ6ПЕЛ КЕаЛИф£ЕКа-щш клубных работников.

Апробация работ, по. тепа исследования опубликовано 20 работ общим объемом белее 10 печатных листов, С основными цолосенияш диссертации авгор выступал на ваучннх конференциях в гг.Харькове,

Минска, Таллинна, Юркало, Москве, Полоцке, Ташкенте, на Всесоюзных смотрах-конкурсах культоргаиизаторов, проходивших в 1986 г. п г. Днепропетровске в 1988 г, в г.Ленинграде • Культурно-досуговыэ программы внедрены в работу Домов семейных торжеств Белоруссии. Р-ззультатк исследования апробированы участием автора в работе "круглого стола", организованного журналом "Клуб и худом с твен-ная самодеятельность".

Структура диссертации подчинена логика научного поиска и последовательного изложения его результатов.

В первой глава "Культурпо-воспптатольпоз значение игры" - рассматривается воспитательные возможности игры в рззвдтяя личности, особенности клуба по использовании игровой деятельности; даотся характеристика мотивов включения молодели в игру.

Во второй глава - "Повышение эффективности игровой деятельности молодежи" - особое внимание уделяется создания модели пультурно-досуговнх программ молодежи с оптимальным использованием игровой деятельности.-Раскрывается методика управления игровым процзооом.

В заключения подводятся итоги исследования. Накачаются наибо-лзо актуальные попро.сн, требуюда дольне Сто го изучения, даются рэко-¡»-зндзцкя по использовании данных материалов в практики клубной рз-боты. , '

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ' •

3 первой главе автор отмечает, что в педагогической литературе недостаточно изучен механизм влияния игры на личность в различные годы жизни человека я зависимость между потребностью человокя в игра от его возраста. Вместе с тем в педагогической литературе доминирует суждение о том,что у взрослых игра уступает изото учению, труду, спорту, то есть другим видам продуктивной деятельности. Такая точка зрения определяется соответствующим пониманием сущности игры. Применительно к взрослым игра рассматривается гак "несерьезная" деятельность. . ..

Автор диссертации определяет воспитательные возможности игры по отноезния к молодежи я выявляет особенности ео воздействия на личность. С этой цалыз оп обращается к история возникновения гари н той роля, которую выполняла шра в обществе. Автор отмечает, что ужа па ранних этапах развития об^зстса игра развивалась как слэдст-епо прогресса и развития производительных оал, ашумулируя в Себе рациональные способы труда.

В диссертации рассматривается значение игры как предыстории искусств.

Автор подчеркивает принципиальное значение ддя данного исследования положения о той, что игра, будучи видом деятельности, сохраняется у человека на протяжении.всей жизни и воспитательный потенциал ее на каждой возрастной этапе особый. Игра отражает отрешения человека вступить во взаимодействие с о кружа шиш миром. Они носят серьезный, естественный характер, полны реальных переживаний. Тем сашш индивид выявляет свою собственную природу, развивая присущие ему способности. Й1рать дня человека значит действовать, возбуждать в себе чувства, желания, стремиться к их осуществлении, ощущать, воспринимать и творчески отображать мир в своей воображении, вступать в общение с другими лвдьми и тем самым развивать в себе навыки общественного поведения.

Особое внимание автор уделяет рассмотрению того, насколько содержание и форма шры способны развивать определенные качества человека, необходимые ему ддя жизнедеятельности. Будить интеллектуальные, моральные.эстетические чувства человека«вызывать у него яркий эмоциональный отклик на формы и виды деятельности,в которых он участвует - это в значит способствовать развитии и совершенствованию его интересов.

Особенность игровой деятельности заключается в том, что в ее' содержанки заложены элементы других видов человеческой деятельности (познавательной, трудовой,коммуникативной, творческой, спортивной), овладение которыми необходимо для развития личности. Ихра многофункциональна , что позволяет включать ее в любые виды деятельности человека. Все это позволяет ввделить игру как особое педагогическое средство формирования личности. •

Игровая деятельность в клубе чрезвычайно многообразна по конкретным формам своего* проявления я включает огромное количество игр как основного фактора игровой деятельности. Именно поэтому автор рассматривает всю систему игр,используемых в клубных учреждениях, '¿р» ?тоы ¿вцоддадо- «шре^хрувш' щр:' ор1тнзационно--деятельноот>-вые,познавательные или интеллектуальны^ .импровизационно-творческие, игри физического развития.Особенность организационно-деятельностща игр заключается в возможности создания деятельноствого поля,в кь" тором апробируются инаправленно .формируются споообы установления

деловых, социально-ролевых взаиюотяопекиЯ их у частников.Особенность познавательных иди интеллектуальных игр состоит в том,что приобретенные на основе игровой формы умения,приоыы и навыки применяются в реальном познавательной процессе. Особенность импровизационно-творческих игр состоит в том,что они предоставляет возможность иг участникам опробовать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствуют установлению необходимых взаимэотношениЯ с партнерами по игре .тем самым позволяя самореализовать творческий потенциал, личности.

1арактерноВ особенностью игр физического развития является их состязательный характер,возможность мобилизовать физические способности и волевые качества личности.

Автор подчёркивает в исследовании еще одну важнейшую особенность игровой деятельности в клубе. Это го,что игра выступает здесь в разных .качествах,и прежде всего как игровая форма и игровой компонент. Игровая форма,это игра в чистом виде,где процесс игры одновременно а ее'результат. Игровой компонент - это система игр, выступающих состашой частью комплексных форм клубной работы.

Автор также отмечает,что одной из тенденций перестройки со.-цтмультурней сферы является расширение досуговой деятельности молодежи. Свидетельство тому,появление новых типов учреждений культуры .ориентированных' прежде всего на организацию досуга: центры досуга,молодежные центры,клубные кофе,видеосалоны и др.Основу работы этих учреждений составляют кулмурно-досуговне программы. Диапазон использования культурно-досуговых программ в деятельности .клубных учреждений чрезвычайно велик. В одном случае такие программа выступают хан часть праздника,обряда,вечера отдыха.молодежного бала .дискотеки, в другом - выступают в качестве конкретной- ф*рмн кулмурво-дооуговой деятельности клуба. При этом выбор игр во многой предопределен особенностями программы,ее сюжетом,той действительностью,которую человек будет отражать в игре-.

Следует также учитывать и особые,специфические задачи,которые может выполнить игра в кулмурно-досуговнх программах.Мн имеем вводу активный,данашчннй характер игры,позволяющий включению аудитории в действие. Наиболее показательны в этом отношении пкпро- • .вязациоано-творчесйие игры,позволяющие моделиройать всевозможные ситуации,например,оригинальную встречу гостей,разыгрывание конкурсных 'выступлений,организацию дейотвия мевду персонажами,-основанного па взаишом радостном общения.Тем сама» игра может выступать для

одни* в качество непосредственного активного занятия, для других -в форме зрелища.

Особое внимание автор уделяет принципам отбора игр для куль-турно-досуговет программ: принцип соответствия содержания игры общему замыслу, .целям и задачам мероприятия составной частью которого является к^лътурно-дрсуговая программа; прщщип расширения многообразия ердерлавия и.форм .игры в культурно-досуговых программах; принцип сочетания игр с. художественно-выразительными средствами. ' ■

В практической деятельности'.клубных специалистов - организаторов игрово" деятельности при'создании конкретных программ по- • мимо этих принципов"могут использоваться и другие в зависимости от особенностей, клубного, учреадония, наличия квалифицированного " специалиста/'"аудитории й' т'.'д. Выделение принципов позволяет приблизиться' к поникают различных' те'оретических и практических аспектов организации культурно-досуговых программ для молодежи. В диссертации отмечается, что организация педагогического проЦэсса по управлению игровой деятельностью в клубе непосредственно связана с изучением мотивов участия в этой деятельности представителей сельски)': молодежи. Умело учитывая нотиеы, могло значительно облегчать воспитательный процесс.достичь в нем максимального эффекта. ЧтобИ вызвать потребность у молодых посетителей клуба в игре,нужно определенным образом подготовить их,создать игровую ситуацию. При этом важно не только вызвать определенные мотивы игровой деятельности, -ко и реализовать их в таких формах игры,которые принесут наибольший воспитательный эффект. Мотивы игровой деятельности связаны с ориентацией ¿1а саму деятельность, ибо потребность в познании, творчестве .общении и т.'д. нельзя удовлетворить только результатами познавательной,творческой и коммуникативной деятельности - душ этого нуген сам процесс деятельности. Данное исследование,направленное на выявление мотивов побуждающих молодых людей участвовать в играх,дает право утверждать.что современная сельская молодежь обладает довольно разнообразной и слокной структурой мотивов.Та-' кая структура определяется различными причинам: многообразием содержания и формы игры, уровнем образования.профессионельншш интересам,особенностями работы клуба по организации игровой деятельности, наличием традиций, обычаев на селе и др.

Наблюдения за .организацией проведения игр в клубе показали,что колодехь откосится к гаш по-разному. Одни активно участвуют в разнообразных формах игр,другие избирательно относятся к ним,третьи ред-

ко принимают участие в игре,занимая позицию на ¿издателя.Среди множества предполагаемых мотивов участия в игре нам удалось выявить наиболее типичные: мотивы познавательней ориентации, связанные с потребностью в познании,мотивы признания и самоутворздения,мотивы коммуникативной орионтащш, связанные с потребностью в общении, мотивы рекреативной ориентации,связанные с'потребностью в развлечении и отдыхе,мотивы достижения,связанные с возможностью показать в игре приобретенные практические навыки и умзния тем самым совершенствуя свои профессиональные способности. Клубным работникам мало знать мотивы участия молодежи в игре,им необходим приложить большие организационные и педагогические усилия,чтобы их реализовать, ибо наличие даже самых глубоких и осознанных мотивов механически на влечет за собой соответствующей деятельности.

Задача состоит но в том,чтобы обязательно перестраивать моти-. вационные структуры в плане гармонизации,а в том,чтобы стимулировать социально значимые и личностные мотивы участия молодежи в игровой деятельности. При этом важно знать,¡сакле мотивы для человека являются побудительными,а каше регулирующими и определяющими их поведение.Исхода из этого автор'обосновывает типологию молодежи'в зависимости от ее отношения к игровой деятельности.X первой группе автор относит всех молодых людей,которые связывают свое участие в игра с возможностью узнать что-то новое, получить определенную информацию,проверить свои знания в той или иной области. Чрезвычайно важным является го что наряду с доминирующим мотивом,молодые лэди отмечали еще 2-3 мотива,то есть обнаруживали склонность руко-. Еодствоваться не единичным мотивом,а их совокупностью.Следователь-'но,для игровой деятельности характерно многостороннее влияние на личность.

Вторую группу составляет та часть молодежи,которая связывает мотив участия в игре с возможностью признания,самоутверждения, завоевания авторитета среда товарищей.'«огив признания,самоутверждения в игре может рассматриваться как отрешение к лидерству .Эти мотивы тесно енчзаяы с осознанием своих творческих потенций, с желанием быть впереди, получить одобреппе и поощрение одноклассников, товарищей по работе, близких знакомых.

Третью групп!' представляют молодые люди, которые свое участие з игре объясняют стремлением расширить круг знакомых,узнать что-то интересное о человеке, т.е. возможность общения в игре. Общение в игре - типичная разновидность человеческого поведения.Оно обусловлено не внешней необходимостью, а' внутренними личностными импуль-

сами. Чаловок' включается в контахты по собственному желанию и сам, опять-таки добровольно, обязуется подчиняться установленным в игре правилам. Кроме того, общение в игре предостерегает молодых людей от нетерпимости, категоричности в сувдониях. Среди кгр, которым молодые лвдв отдают предпочтение,преобладают белорусские народные игры, игры-хороводы, разнообразные конкурсы, связанные с вышиванием, вязанием, моделированием, изготовлением изделий кз соломки.

Четвертую, выделенную нами группу, составляют молодые люди, для которых мотивом участия в игре является стремление развлечься, отдохнуть. Ориентация на отдых и эмоциональную разрядку у данной группы подтверждается характером тех игр,в которых он* охотно принимают участие. Это нгрн-аттрпхпгоны, игры-фокусы, некоторые" виды белорусских народных игр, отлнчагоиеся разатехатолышм характером. •

Пятую группу представляют молодые лтст, которые стропятся в игре показать свои практические кавыки я умения. Иерархвд мотивов участия в игре у игх выглядит следующим образом: показать свои практические навыки и умшттл, одержать победу, проявить себя, расширить круг знакомых, узпать что-то ногое.

Исследование поклзпло, что сельскяя молодежь обладает довольно развитым диапазоном мотивов,в основе которых лежат потребйосТЖ в познании, обпеяип, сашутверждонги, признании, развлечении. Все вто создает возкюжяостн для индивидуализеции и ДЕ^^ронпг.аплп При выборе содерданкя игры. Было установлено, что мотивы участия'в-' игре в значительной степени связаны .с возрастом молодых лгяей, их профессиональной принадлежностью. На мотивы участия в игре оказывают влияние местные культурные традиции и обвчап села.

Во второй главе автор дает характеристику состояния игровой деятельности в клубных учреждениях. Объективная оценка которой достигается на основе сопоставленгя следуших показателей: разнообразие культурно-досуговнх программ; содержание игровой деятельности; методика организации и проведения культурно-досуговых программ; степень.удовлетворенности молодежью игровой деятельностью.Анализ игровой деятельности в сельских клубных учреждениях находит необходимость создания специальных культурно-досуговых программ,включающих в себя многообразие содержания н формы игры с учетом удовлетворения разнообразных потребностей молодежи в игровой деятельности.

Педагогический смысл создания та нас программ заключается в том, чтобы путем обновления содержания и форм игры распарить спектр мотивов участия молодежи в игре.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественной обстановка .В общей сложности в контрольном и экспериментальных Домах культуры било проводено 12 мероприятий Ла контрольных ыероп рнятиях присутствовало 439 человек,на экспериментальных 479 человек.Участие диссертанта и группы экспертов-преподавателей и студентов ¡"¡инского института культуры в контролышх мероприятиях зак лючалось только в наблвдонки за ходом их подготовки и проведения без вмешательства в их организацию.Учитывая- разнообразные потребности участия молодежи в организуемых клубными учреждениям! игр, диссертант выделил в качество экспериментальных следующие культур-но-досуговые программы: "Матчыни рутншш" - фольклорная игровая программа; "А ну-ка,моханнзаторыГ" - конкурсная программа; "Вас приглашает игра" - сюхетно-игровая программа занимательного досуга; Игровая программа молодежной свадьбы_исовог да любовь" н др. Совершенствований перечисленных культурно-досуговых программ осуществлялось за счет оптимизации'содержания склоченных в них игр, учета потребностей участия молодежи в играх.особенностей мероприятия, в которые они были включены п максимального использования худозественно-выразйтельных средств.Опытно-экспериментальная работа позволила повысить показатели оценок качества удовлетворенности культурно'-досуговыми программами.

Если участники'культурно-досуговых програил в контрольном Доме культуры в большинстве случаев отметили показатели,связанные с ■возможностью развлечься в игре,пообщаться с друзьями, а часть молодежи подчеркнула "затрудняюсь ответить",то участники эксперимен--. тальных культурно-досуговых программ отметили показатели,связанные с познавательной направленноетью содержания игр, возможностью проявить свои слособности.показать практические навыки и умения в играх,конкурсах,возможностью общения с.друзьями,т.е.спектр показателей оценок содержания игры у последних значительно шире,богаче; Представленные в экспериментальных программах разнообразные по содержанию и форме игры,позволяли их участникам выбрать любую из них и,следивагеЛыю\удоы!етворяли разнообразные потребности в игре. Расширение ^абора игр,возмогшая их смена,позволили значительно изменить структуру мотивов участия молодежи в игре,причем эти из-понения.как показывает исследование,произошли в сторону познавательной направленности содержания игры.Модель предложенное в диссертации культурно-досуговых программ предполагает использование

разнообразных видов я форм игры,наиболее полно отвечающих потребностям молодежи,создает условия для активизации участников,стаби-' лизации аудитории,расширения воспитательного воздействия игры, способствует межличностному общению и в целом повышению культуры игры молодежи. »

Однако даже при самом высоком уровне разработки содержания игр всегда возникает проблема адекватной реализации их в конкретной аудитории .Успех реализации, содержания игр во- многом зависит от ведущего.Автор диссертации отмечает,что многие вопросы руководства играми детей достаточно полно разработаны в советской педагогической литературе.Однако механическое перенесение разработанной методики игр детей в работу с молодежью,как показывает исследование, является малоэКоекгивным.ЮношескиИ возраст предъявляет своп особые требования к организации и проведению игр,связанные о возрастными особенностями:возможность общения со сверстниками в результате игрового взаимодействия,самовыражения и самоутверждения в игре, возможность проявить свои творческие способнооти,показать практические навыки к умения,развлечься,отдохнуть,снять эмоциональное напряжение .Эти требования,предъявляемые молодыми лвдьми к игре,, мы считаем основополагающим! при разработке методики проведения игр клубными работниками - ведущими игр.

Более 70£ экспертов среди основных качеств ведущего выделили четыре: обсая эрудиция,художественный вкус,такт,умение общаться. Доверяя оценка»экспертов,которые они дали личностным качествам ведущих игр,следует сказать,что на практике не всегда они обеспечивают успех при организации и проведении игр .Необходимы знания особенностей методики проведения игр с молодело .Вероятно, в своих оцонках эксперты исходили из того,что" профессиональные знания и умения ухе как бы присутствуют,это как бы основа,без которой вообще не может состояться ведущийЛсли говорить об образе ведущего,которого можно увидеть на игровой площадке в клубе,то характерным для него является то,что на протяжении своего выступления он поет,танцует,играет,шутит,постоянно общается со зрителями, подбадривает участников и в токе время подводит итоги игры.Автор исследования считает наиболее целесообразным такой стиль поведения ведущего,который способствует развитию самодеятельности в процессе игры.Автор ввделяет следующие этапы в работе ведущего¡подготовка игры (отбор содержания и форм игры,подготовка места для проведения игр и др.); "вхождение в игру".психологический настрой участников на игру¡проведение самой игрн.Особое .внимание автор уделяет

работе ведущего с участниками игры,начиная с кх приглашения к. игре.Бдесь автор имеет ввиду не начало программы,а начало конкретной игры, из которой состоит программа.Определенную роль в активизации аудитории для участия в играх имеет соответствующее оформление игровой комнаты,создание игрового пространства;наличие единого сценарно-рехиссерского хода,первая игра,от'которой во многом зависит успех игровой деятельности.

Разработанная наш методика работы ведущего по развитию' самодеятельности участников,реализации их разнообразных потребностей в игре бнла проверена в ходе опытно-экспериментальной работа .Били определены параметры,по которым можно судить о проявлении самодеятельности играющими в процессо их участия в игре.Это - активность,самостоятельность и инициативность.Уровень проявления этих параметров бывает неодинаков.Высший уровень активности проявлялся в изменении и обогащении хода п содержания игры.Низкий уровень - полное) неприятие игры,выход из нео.Самостоятельность в игдо проявляется в способности участника действовать самому в новых игровых ситуациях, когда требует т принять решение .Инициативность в игре - это способность участника игры вступить в игровое действие без побуждения со стороны ведущего.Автор вццатяет четыре стадии прохождения игры:'начало игры,вступление в игру,ход'игры,подведение итогов. Эффективность разработанной автором методики проявилась в том, что молодые лэди быстро входили в режго,1 игрового взаимодействия, ориентировались в игровой ситуации,проявляли инициативность,самостоятельность,активность при выполнении игровых действий Для овладения методикой управления игровой деятельностью молодежи необходимо •специальное практическое обучение специалистов.

3 заключении указывается на те практические шаги,которые необходимы для внедрения результатов опытно-экспериментальной работы в практику социально-культурной сферы.

Тробуот дальнеПшего изучения такие вопросы как организация игровой деятельности з зависпиосга от возраста,роль народных традиций в $орг.проваппи игровой культуры, особенности использования игровой деятельности в информационно-просветительных и худозествен-но-пропагандастскпх программах,педагогические возможности игровой деятельности в семейно-бытовой культуре и др.

Автор тагс(9 указывает на необходимость пересмотра традиционной методика культурно-просветительной работы,сущность которой состоит в том,что все люди делятся на участников клубных мероприятий,т.е. .тех,кто готовит мероприятие и на посетителей клубных мероприятий.

.ЗпЯаЧЯ согоикя состоит в toi.«,чтобы выработпть новыо подходы ор-гпнизпц;:;! социокультурной деятельности населения.

Основные fa.-j.?pni'ji и выводы диссертации отражены автором в следу тих ^уГ-лиг.пиклх:

1. Поговорим о тсмдтнчоских вочорах // Культ, просвет.работа в в ой а га x.- Il'Vo.-K 4 .-G.vvi-Ъ ЛИ соавторстве с А.а.Ьзскштм). .

2. Hipa как сролство воспитания молодожи.// Лснигское теоретическое наследил и актуальные проблемы культуры п искусства в общество развитого социализма: Тез.докл.- Ташкент,I960,- С.61.

3. Когда игтпть.как кграть.во что играть // Клуб и худож.самодеятельность,- 11-81. - а 17. - С.21.

4. Практикум по массово-затейной работе: Метод.указания для отудонтов / Минск.ин-т ¡^гльтуры.- Минск,1961. - 12 с.

Ь. Кнтеросы молодежи к игровой деятельности в клубе // Культурные интересы и запросы сельского населения, пути их удовлетворения и развития средствам» культурно-просветительной работы: Межвуз.сб. науч.трудов / М1',!К.- М.,П'Ы. - Вып.50. - C.I2è-I29.

6. Учет интересов различных групп молодежи в игровой деятельности р глу*о // Проблами комплексного подхода к содержанию и организации гататурко-пт осветительной работы: Межвуз.сб.науч.тр./мГЛК.-М.Д'.'ОЗ. - Вып.56. - С.123-130.

7. В клубную игротеку // Сшзнпрнсг-методическпо рекомендации / РНШК. - Минск, 1965. - С.Ьэ-60.-

8. День сомойного отдыха: Метод.рек.програымы.сшнярпп // Сш-нарно_1гтолические рекомендации / Н1ШК. - Минск,19йб.- С.2*7-74.

(В соавторстве с Т.П.Бирюковой).

9. Китуал посрялашия в культпросветработники// Ыачадожные обряды / ГНМщ,- Минск,1986.- C.4i^-5o. (В соявторстре о Т.П'.Ьирсковой).

Ю. Организация и методика отдыха и развлечений: Moтод.рекомендации для студентов / Минск.пн-т культуры,- Минск,1987.-25 с. (В соавторстве с Т.П.Бирюковой).

11. 1".1т>а как сродство активизации личности культпросветработник // Сорт и методы активизации процесса обучонкн работников гулътугы в системе повышения квалификации в новых условиях ускорения HTÎ1: Тез.докл.я выступлений,- 1нМ1ск,19В7,- С.63-04.

12. Некоторые аспекты эстетического воспитания молодежи в процессе организации игровой деятельности е клубе // Актуальные проблемы эстетики » эсте~ичаского воспитания в свете резаний X}Jn съезда КПСС: Тез.докл. и выступлений: В 2 ч.- Полоцк-Новополоцк,1987. -4.2. - С.479-482.

13. Бочер проводов на пенсию //Сшнарво-ыетодические рекомендации/ РНМЦК.- Минск,1985,- С.43-50.(В соавторстве с Т.П.БкргковоЙ).

14. Новый год в кпубо // Сиенарно -методические рекомендация / РНМЦК, - Минск,1980.- С.43-50. (В соавторстве с Т.П.ьксгкопой).

15. Матчын pymlK // Сщнарно-штодическке рекомендации / РНМЦК.- Минск,I9B8.-С.63-74.(В соавторстве с ТЛГ.ЕаргковоЮ.На белорус.яз.

16. Встреча Нового года в семье // Сцонарно-№тодичеокие рекомендации / РНМЦК.- Минск,1988.- С.37-42.(В соавторстве с Т.К.Биьгь ковой).

17. Взаимодействие вне школьных и клубных учреждений при организации игровой деятельности //Мир детство и традиционная культура: Материалы Ш чтений памяти Г.С.Виноградом: (Винот-шогские чтения). - К.,1990. - С. 157-159.

18. Драматургия культурно-досуговых программ: Метод, указ и кия по самостоятельной работе для студентов I курса (специализация ог-гангдатор-мотодист ИР). / Минск.ин-т культуры,- Минск,î990.- 12* с. (D соавторстве с Т. 11.Бирюковой).