автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-методическое обеспечение общественно-просветительной деятельности работников культуры
- Автор научной работы
- Щеглов, Марк Михайлович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Санкт-Петербург
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Автореферат диссертации по теме "Организационно-методическое обеспечение общественно-просветительной деятельности работников культуры"
Министерство культуры Российской Федерации
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ЩЕГЛОВ МАРК МИХАЙЛОВИЧ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕАЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
специальность 13.00.05. - "Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности1'.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Санкт-Петербург 1992
Диссертация выполнена в Российском творческом Союзе работников хультуры.
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, профессор, Е.Я.Зазерский
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук,
профессор В.Е.Триодин
- кандидат педагогических наук,
доцент, М.И.Баскин
Ведущая организация : Московский государственный
институт культуры
Защита состоится 14 апрелй 1992г. в 12.00. часов на заседании Специализированного Совета Л 092.01.01 при Санкт-Петербургском государственном институте по адресу: • 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,2
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан Л/С'^р/п 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
АЛ.Сукало
о
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ
Актуальность исследования. Сущность проблемной ситуации.
Среда непреходящих духовных ценностей Отечества особое место принадлежи общественно-просветительным традициям интел-» лигенции. Идеология и практика русского просветительства наиболее ярко проявилась в деятельности М.З.Ломоносова, Е.Р .Дашковой, Г.Р.Деряаэкна, АШ.Радищева, Н.И.Новикова; духом просветительства было пронизано творчество А.Ф. и А. А.Бестужевых, К.Е.Рняеева, А.С.Пушкина, Л.И.Герцена, Н.Г.Чсрныгевсяого, Г.ВЛлеханова; эталоном просветительского лодвикничества стали, имена Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, Х.Д.Алчовской, М.К. и В.Н.Теннзевнх, А.Л.Шаяявского, С.В.Паялной,Н.К.Рериха.
Исследователям еще предстоит в полной мере оценить обдест-веннб-просветлтельную деятельность русских религиозных £плосо-фов ХЕХ-ХХ вв.; меценатов,оставивших в наследство своему народу цузеи, театры и учебные заведения; тлтанов мысли, которые как В.В.Вернадский ила Н.Н.Вавилов совмещал:! революционный вклад в науку с активнейшид участием в решении наиболее злободневных проблем социально-культурного развития.
Особое значение в этом плане имеют организованные фопмы участия интеллигенции в общественно-просзетительском движении, которые-начались с "Могучей кучки", "Передвижников" и других худокествекко-просветптельных объединений цредставателеЗ того . или иного г.анра искусства,а нкне переросли в широкие содружества интеллигенция в форме союзов театральных деятелей,кинематографистов,зщхокников,композиторов, архитекторов, писателей,журналистов и т.д.
Одни из них имеют более чем вековую истории,начатую.Всероссийским театральным обществом, другие - как союз дизайнеров - ■ лишь начинают свои биографию,но всех их объединяет замечательное качество Российской интеллигенции - потребность органически сочетать профессиональное творчество с активным участием з общественно-просветительном движении, ■ направленном на сохранение и дальнейшее обогащение отечественной культуры. На эти позиции ■ встал и вновь созданный творческий союз работников культуры,который принял на себя задачу объединить,социально защитить и стимулировать усилия сотен тысяч специалистов культурно-просветительных учреждений по приобщении разных групп населения К'до-станениям культуры и вовлечению их в культурную деятельность..
Однако с первых дней своего функционирования союз столкнулся с существенными.трудностями, обусловленными слабостью материальной базы, остаточным принципом финансирования и противоречиями налоговой политики в сфере, культуры; недопустимо низким социальны:.; статусом и уровнем, заработной платы работающих в ней специалистов; глубоким разрывом мевду положением отдельных выдающихся деятелей искусств и миллионами работников учреждений культуры, которые в течение 70 лет быки низведены до роли винтиков тоталитарно-идеологической машины, ориентированных на механическую передачу директивной информации и унифицированное культурное обслуживание безликой массы. . -. Степень разработанности проблемы. Общественно-просветительное движение интеллигенции как многогранное и уникальное явление духовной яизни России насчитывает несколько веков, но комплексного исследования его. сущности и природы еще не осуществлялось. В силу этого судить о состоянии теории и1истории, вопроса мокно по.труда;,! культурологов, социологов, историков и других специалистов, которые в различных аспектах затрагивали данную проблему. В первую очередь это работы Г.Н.Грановского, С.И.Соловьева, 'Я.К.Костомарова, В.О.Ключевского, а в XX веке Ы.М.Бахтина, Н.Л.Бердяева, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лот-ыана, Н.А.Рубаклна. Существенный вклад в научный анализ просветительной функцш интеллигенции внесли С.Н.Артановский,Э.А.Бал-лер, Ю.Б.Борев, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, В.Ё.Давидович, А.Я.Зись, С.Н.Иконникова, Ц.С.Каган, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзе-ров, В.Ц.Ьйяуев, А.С.Мыльников, А.И.Новиков, Л.В.Петров,Э.В.Соколов, Ю.У.£охт-£абушкин, В.А.Ядов.
Несомненно! интерес вызывают работы Л.С.Выготского, . Б.М.Теплова, В.Л.Дранкова о психологии творчества,отражающейся в характере просветительной деятельности; монографаи Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, А.Н.Сохора о природе музыкального просветительства; книги Б.М.Неменского о специфике просвещения средствами изобразительного искусства. Однако наи-„ большее количество публикаций принадлежит руководителям творческих союзов и.общественных организаций культурно-просветительной направленности.
В серии докладов и статей Президента .АН и основателя общества "Знание".С.И.Вавилова дана развернутая характеристика просветительной функции интеллигенции; в докладах и выступлениях
а.А.Яблочкиноп, м.к.зрмолоеой, и. м. Москвина, Ы.Й.Царзза, Г.А.Товстоногова,.К.Ю.Лаврова, Ы.А.Ульянова,. О.В.Баснлашвили, О. Н. Ефремов а,-М.А.Захерова, А.1.5.Смелянского раскрыты исторпя, современная практика п проблемы общественно просветительной деятельности мастеров русского театра; немало ценного, и конструктивного о вкладе работников.культуры в решение социальные проблем возрождения и дальнейшего развития культуры народов России есть' в публикациях руководителей и ведутдих деятелей союзов композиторов, художников, писателей, кинематографистов и других творческих объединений. Однако асе-они, освещая-шо-гке достаточно значимые и актуальные вопросы социалъяо-кулъ-турной деятельности интеллигенции, не ставили перед собой- задачи проанализировать состояние и-проблемы ее правового,мате» риально-технического и организационно-методического обеспечения; не пытались установить взаимозависимость профессионально-творческой и общественно-просветительной деятельности работников культуры. Меяду тем, для того, чтобы обеспечить решительный прорыв в возрождения лучших просветительных традиций русской интеллигенции и эффективно использовать-созидательный потенциал отечественной культуры, необходимо в первую очередь максимально активизировать деятельность специалистов,., работающих в сфере культуры,, найдя при этом достаточно корректные, но действенные средства стимулирования этого-процесса.
Нельзя не учитывать такие, что наиболее уязвимой стороной просветительной деятельности разных групп интеллигенции стала ее организация и методика. Именно неразработанность научных основ общественно-просветительной деятельности работников куль- . туры не позволяет достаточно эффективно использовать ее нравственно-эстетический потенциал, сукаег ¡границы воспитательного влияния, превращает культурное шефство в компане&пину, а главное отталкивает значительную часть специалистов творческих профессий от этой чрезвычайно важной работы..
. Противоречие мезду объективной потребностью всесторонне содействовать участию деятелей культуры з пропаганде духовных ценностей и внедрении .эстетических начал в труд, быт и досуг лвдей и реальным уровнем решения этой проблемы обусловило целесообразность и необходимость осуществить социально-педагогическое исследование, цель_ которого разработать научные, основы организационно-методического обеспечения обществеяно-ппплпддан.
тельной деятельности работников культуры. .
Из этой целевой установки вытекали задачи:
1. Выявить-сущность и природу общественно-просветительной деятельности интеллигенции.
2. Определить степень научной разработанности и-уровень прак- ■ тичзской организации общественно-просветительной деятельности работников культуры.
3. Обоснозать пути -совершенствования процесса стимулирования общественно-просветельной деятельности работников культуры. • ■
4. Разработать, апробировать и внедрить '.Программу организационно-методического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры"...
В качестве объекта исследования выступили специалисты, работающие а учреждениях культуры. Предметом исследования -стал процесс орг&яизационяо-мотодического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры. ..
Базой ис<!ледовани.1 явился Российский творческий Союз работников культуры. Базой сравнительного'анализа послужили Российские союзы театральных деятелей и композиторов,общество "Знание" Российской федерации, творческие союзы работников. ■ культуры Казахстана и Таджикистана, ■ ' •
. -Ваясныки у сточиккаул исследования стали Хартии, Декларации к другие документы ООН и входящих в нее стран и специализированных ьзездународкых организаций, которые предопределяют социальные и. йрофоссяональнаа права специалистов сферы культуры, закрепляют гарантии интеллектуальной собственности, ориентируют государства на разностороннее поощрение просветительной деятельности различных групп интеллигенции.■
Изучение истории, теории вопроса и сложившейся практики позволило.сформулировать рабочую гипотезу,походящую из того, что общественно-лросветительная деятельность работников культуры будет эффективна и.внесет существенный вклад Ь возровде-; ние и дальнейшее развитие культуры народов России, если она будет рассматриваться как непреложная традиция Российской интеллигенции и сТорка отражения уровня профессионального мастерства, давдего право осуществлять высокую миссию просветителя. Решающую роль в стимулировании общественно-просветительной деятельности работников культуры могут сыграть твор-
ческие союзы и оощества, которые должны принять на сеоя организационно-методическое обеспечение действенности этого направления духозиого творчества интеллигенции.
Методологическую основу исследования предопределили: концепция единства профессионально-творческой и обществекно-про-светительной деятельности интеллигенции (С.Булгаков, С.Франк, Б.Стасов, П.Капица, Б.Раушенбах, Н.КЗоисееп и др.); идея rpas-даиской ответственности деятеля культуры за состояние нравственно-эстетического просвещения населения и в первую очередь молодежи (Н.Бахтин, С.Эйзеншгейн, А.Брянцев, Б.Угаров, В.Астафьев, Б.Васильев; сдобренная Верховным Советом Российской федерации "Программа возрождения и дальнейшего развития культуры 7 которая предусматривает широкое вовлечение интеллигенции в различные формы социально-культурной и, в частности, просветительной деятельности.
Методология исследования учитывала специфику сложившейся к началу ЗО-х годов социально-культурной ситуации, которая с одной стороны освободила деятелей культуры от идеологического диктата и предоставила им подлинную свободу творчества и самовыражения, а с другой поставила в жесткие условия рынка, заставила искать различные пути самообеспечения и самоокупаемости. Это заставило еще и- еще раз обратиться к традициям русского общественно-просветительного движения, которое на примере "Передвиянгасов", "Могучей кучки",. Литовского народного. дома C.B.Паниной и других объединений культурно-просветительной направленности убедительно показали, что нравственно-эстетические начала и осознание признания интеллигенции приобщать людей к ценностям отечественной и мировой культуры ' способны помочь в преодолении любых экономических трудностей»
Проблемы просвещения рассматривались во- взаимосвязи с концепцией непрерывного образования ( С. Г.Вераяозский, В. '.!.Влади славлен, А.В.Дарияский и др.); о современным пониманием рекрзативно-раззявагацего потенциала досуга хеше одной из ведущих сфер информационно-просветительной деятельности (М.А.Ари-арский, Д.М.Генкин, А.Д.2арков, Г.А.Евтеева, А.Л.Карамышев, М.М.Поплавскпй, Ю.А,Стрельцов» В.Е.Триодон и др.).
Принципиальное значение имела разработанная в.Санкт-Петербургском института культуры (Е.Я.ЗазерсиШ, Н.И.Сэргеева' и др.) концепция коренной перестройка культурно-просветитель-
ного образования и перевода его на новое качество, позволяющее подготовить будущего работника культуры к осуществлению высокой миссии просветителя. .
Методика к организация исследования, осуществлявшегося в 1989-1992 гг., строилась на системе взаимосвязанных и взаимо-обу.слоЕленнюс методов педагогического, исторического и социологического анализа.
На первом этапе посредством теоретического анализа и синтеза 260 научных публикаций и более ,550 документов удалось вычленить научные факты, характеризующие становление и развитие русского общественно-просветительного движения; выявить его достоинства, проблемы и противоречия; определить его непреходящие ценности, которые необходимо возроадать и развивать.
Изучение теории.и истории вопроса позволило обосновать стратегия исследования, сформулировать исходною рабочую гипотезу, уточнить объект, предмет и базы научного поиска; определить процедуру и технологию поиско-констатирующего и формирующего эксперимента. ■
На .втором этапе исследования был осуществлен диагностический поисково-констатирупщнй эксперимент, позволивший выявить слоЕив'дееся к концу 30-х годов состояние обцестБенно-просветительной деятельности работников культуры. С помощью прямого и опосредованного программированного педагогического наблюдения; изучения более 830 протоколов, спразок, отчетов и других документов творческих союзов и общества "Знание"; использования профессиональной и общественной экспертизы,дополненной системой социологических опросов, удалось определить болевые точки просветительной деятельности членов этих объединений, выявить неиспользованные резервы, сформулировать задачи и методику формирующего социально-педагогического эксперимента.
На третьем, формирующем.этапе исследования, с помощью разработанных диссертантом документов (проекте "Устава Российского творческого союза работников культуры" и иных мате- ~ риалов, предопределявших функции, структуру,- систему деятельности Союза и управления им) и организационных мероприятий был создан новый творческий союз, объединивший работников учебных заведений культуры, культурно-просветительных и научных учреждений, ставший основной базой научного анализа.
Сравнительный анализ организационно-методической ___
тельности Российского творческого союза работников культуры с аналогичной деятельностью союза театральных деятелей,союза композиторов, общества "Знание" и других объединений интеллигенции Российской федерации, подкрепленный сопоставлением с работой таких «е союзов в Казахстане и Таджикистане, позволил выявить объективные возможности стимулировать общественно-просветительную деятельность работников культуры,определить пути и средства активизации и повышения эффективности этого явления духовной жизни, .
На четвертом, завершающем этапе были обобщены материалы всех предыдущих этапов; апробирована и внедрена "Программа организационно-методического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры; сформулированы научные и практические выводы исследования; осуществлена редакционная правка текста диссертации.
Научная новизна исследования проявилась в раскрытии сущности и природы общественно-просветительной деятельности работников культуры как уникального явления духовной -жизн:., ставшего непреходящей традицией Российской интеллигенции и существенно расширившего влияние общества на процесс приобщения разных групп населения к достижениям отечественной и мировой культуры. -
В исследовании выявлен механизм взаимосвязи профессионального творчества и участия в просветительном двияении, обоснован феномен общественно-просветительной деятельности специалистов сферы культуры как выражения гражданской и нравственной.позиции и отражения уровня их профессионального мастерства, обеспечивающего право и возмонность принимать на себя функции просветителя.
Исследование позволило обосновать приоритетные функции союзов творческой интеллигенции, значительное место среди которых принадлежит организационно-методическому обеспечению общественно-просветительной деятельности работников культуры.
Практическая значимость исследования вщзаэилась в разработке, обосновании эффективности и внедрении "Программы организационно-методического обеспечения общесгвенно-цро-
- а -
светителькой деятельности работников культуры", которая дозволяет систематизировать и деленаправить организаторскую работу творческих союзов по призлеченкю.интеллигенции к пропаганде духовных ценностей человечества. * ■ .........
• Программа принята и реализуется Российским творческим . союзом работников культуры. Принципы, заложенные в програилу, приняты практически веек; творческим! .союзаш Российской $е- . дерацкн, используются, в Казахстане, .Таджикистане и других республиках, ранее входивших в СССР. ......
Выводы исследования учтены в учебных планах и программах подготовки культурологов и социальных педагогов в. ВУЗах культуры;. используются в система повышения квалификации работни-' ков культуры. .
Достоверность исследования была обеспечена широтой и типичностью базы научного анализа, адекватностью методологии и методики.исследования его цели, задачам, объекту и предмету.
Апробации результатов.исследования осуществлялась посредство!/. общественного обсуждения 8 публикаций автора, 8 до-• кладов и 16 сэобцеяий диссертанта на съезде и пленумах Российского творческого союза работников культуры, заседаниях комиссии по культуре Верховного Совета Российской федерации и совещаниях в Шяпстерстве культуры.
- "Програ;д.1а организационно-методического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры" одобрена Комиссией Совета республики по культуре Верховного Совета Российской федерации и Правлением Российскою творческого союза работников культуры.
НА ПШД'ТУ ВЫКРОЯТСЯ;
1. Положение о сущности и природе общественно-просветительной деятельности работников культуры как: -
- яепреходядей традиции Российской интеллигенции;
- средства выражения гражданской и нравственной позиции;
- сдрме отражена уровня профессионального мастерства, обес-.-печизалцего право и вогмо&ность принимать на себя функции просветителя.
2. Программа организационно-методического обеспечения об^ственно-прссЕетптельной деятельности работников культуры, преду сматризажая:
а. Выработку целевых установок и приоритетных направлений ■просветительной деятельности;
6. Создание системы информирования - от социальной информации общего характера, - способствующей формировании мировоззренческой позиции, до обмена информацией об опыте просветительной деятельности отдельных сяециапстов сферы культуры;
а. Стимулирование общественно-просветительной деятельностя работников культуры средства/,я поощрения, пропаганды ее -значимости, популяризации творческих и просветительных успехов ее субъектов;
г. Формирование' общественного мнения в поддержу культурного . шефства и других форм просветительной деятельности интеллигенции;
д. Оказание влияния на совершенствование учебно-воспитательного процесса в ВУЗах, училищах культуры и системе повышения квалификации с целью формирования у специалистов сферы культуры умений л навыков просветительной деятельности; --•
е. Поиск, организация целенаправленной деятельности и пропаганда вклада спонсоров и меценатов в развитие просветг-тельного движения;
е. Осуществление взаимосвязи с государственными и общественными института!,л в решенйя единых" просветительных задач. Субъектами реализации "Программы организациояно-иетодг-ческого обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры" в первую очередь должны стать творческие союзы, одной из ведущих функций которых является стимулирование участия своих членов в пропаганде духовных ценно стейчо-ловечества.
П. ОСНОШОЕ СОДЕРЖАНИЕ РШ)ТЫ
Диссертация включает в себя введение, две главы (I. Сущность п природа.общественно-просветительной деятельности работников культуры.-2. Пути обеспечения эффективности общественно-просветительной деятельности работников культуры), заключение, список использованной литературы и приложение, содержащее документы, став гае основой формирующего социально-педагогического эксперимента.
Во введении раскрывается актуальность проблемы, формиру цель, задачи, объект, предмет, базы и источники иссло"
дования, раскрывается методология, методика и организация научного поиска, оценивается степень разработанности проблемы в педагогике и смежных науках. Особое внимание уделяется реализации требований, обеспечивающих достоверность исследования, репрезентативность полученных фактов, аргументированность сформулированных в его итоге выводов и рекомендаций.
. й первой главе обобщаются материалы теоретического анализа проблемы, полученного посредством изучения философской, исторической, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы; документов исторических архивов и объединений российской интеллигенции; планов, протоколов и справок ныне функционирующих творческих союзов и обществ.
В главе делается попытка раскрыть сущность, природу и специфику просветительной традиции российской интеллигенции; выявить проблемы, связанные с ее возрождением, сохранением и дальнейшим развитием в наши дни. .
Значительное внимание уделено выявлению особенностей общественно-просветительной деятельности мастеров русского театра, композиторов, художников, писателей; организаторов народных домов, клубов, библиотек, музеев, воскресных школ и друппс центров просвещения.
Раскрывая преобразующее воздействие искусства на личность, диссертант подчеркивает необходимость развития худо-сествеяяой педагогики (термин С.А.Герасимова) как неотъемяв! мого компонента системы нецрерывного просвещения и образования, определяя при .атом роль и место работников культуры в практическом осуществлении этой задачи.
На примере общзотвенно-просветительной деятельности Х.Д./£чевской, М.К.Тенишевой, С.В.Паниной, Н.К.Рериха, Д.Б.Кабалевского, С.А.Герасимова, Р.А.Быкова, Б.М.Неменско-го и многих других деятелей отечественной культуры в диссертации показано, что сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в выработку эстетических ценностей, заставлять читателя, зрителя, слушателя интериориэиро-вать художественные идеи в личной форме. Дня каядого вступающего в кизнь поколения искусство выступает своеобразной "машиной времени", позволяя человеку преодолевать границы бытия, обогащать свой кизненный опит,приобщаться к достике-
ниям мировой культуры. Призвание творческой интеллигенции -максимально стимулировать этот процесс.
Исследование позволило выявить и рад слабостей л противоречий в общественно-просветительной деятельности российской интеллигенции, увидеть его дискретность, фрагментарность, относительную ограниченность, связанную с тем, что наряду с многочисленными прорабами духа из числа деятелей' культуры еще более многочисленная масса представителей зн-теллигенции не восприняла' идеи просветительства,ограчичаваа себя лишь рамками профессиональных функций. Однако главней причиной этого полохе кия стадо отсутствие организующего центра, который инициировал бы общественно-просветительное -творчество,направлял его в социально значимое русло, метода-чески оснащал. Далее Всероссийское, театральное общестзо, в начале XX века, в принципе поддержавшее предложение М.Н.Ерш-довой о культурном шефстве над рабочими, дальше резолюции не пошло и, сосредоточившись на-социальной защите актеров (что вполне оправданно!), воцросы шефства исключило из сбоях планов. ....
Путем преодоления противоречий в развитии общественно-просветительного движения российской интеллигенции посвящена вторая глава, которая выявляет- организационно-методические .факторы активизации просветительной деятельности работников культуры и. раскрывает условия их учета в современной социально-культурной ситуации.
В центре приведенного в главе научного анализа - социально-педагогический эксперимент по созданию Российского творческого союза работников культуры и обоснованию его ведущих функций.
В отличие от действовавших в конце 80-х годов союзов творческой интеллигенции, это объединение работников культуры по инициативе диссертанта изначально определило общественно-просветительную функцию как одно из наиболее приоритетных направлений своей деятельности, закрепив это в Уставе и иных документах. Принципиально важной особенностью опытно-экспериментальной работы стало го, что ее основой явились не специальные методики, а объективно внедряемые в практику юридические документы. Все, что представил собой трудоемкий и тернистый путь создания нового творческого со-
юза, рассчитанного на миллионы специалистов культурно-просветительных учреждений, и стало базой формирующего эксперимента. С одной стороны - это облегчило исследование, ради которого • не нужно было создавать какие-либо специальные ситуации. Однако, с другой, - существенно осложнило его, т.к. связано с большой и многообразной, деятельность», явно выходящий за пределы анализа обирственно-просветительной функции работников культуры. -
.. Прохраша эксперимента предполагала качественно новый . подход к организации общественно-просветительной деятельности работников культуры, а именно: нацеленность ее на осуществле- • низ перелома в умах и настроениях людей; взо ориентацию за но только на эффективный труд, ко и на интенсивную социально-культурную деятельность.
Совокупность необходимых для этого практических мероприятий предусматривала: последовательное обеспечение актуальности всех направлений общаственао-просветвдельной деятельности; создание четкой системы повышения инфэрмационно-педагогическо-го вастеротва деятелей культуры; совершенствование организационной и методической деятельности, направленной на обогащение методики нравственно-эстетического воздействия.
Особое внимание в процессе формирующего эксперимента обращалось на общественный и экспертный анализ эффективности различных форы просветительной деятельности.
йориируювдй этап исследования позволил выявить прямую зависимость широты аудитории и степени удовлетворенности качеством общественно-просветительной деятельности от: наличия обратной связи со слушателями, позволяющей учитывать,'удовлетворять и способствовать дальнейшему обогащению реально вроявяяе-интересов различных груш населения; предварительной подготовь аудитории и. восприятии информации; разнообразия при-цкякешх средств ддецно-аиоционального воздействия; использования худоге стенных обобщений и диалогических фора кнфоршци-оыно-просветагельной деятельности.
В процессе опшно-вкснершантальЕой работы быка подгвера-деаа идея о наобюдиыости коргяаого расширения форм общзствел-ко-цросветитеасаой деятельности. На базах исследования пс-сзльасзалнсь творческие отчеты, лекции-концерты, устные Еурна-лы, встреча за круглый столом, диспуты, вечера вопросов и от-
ветов, а главное утверждалось стабильное пефство деятелей культуры над трудовыми коллективами и-учебнымл заведениями, л регионах не, служивших базой сравнительного контроля, сохранялась монополия лекций. При единой тематике обсрственно-цросветатель-ной деятельности работников культуры и, в средней, одинаковой количестве мероприятий их контингент на экспериментальных базах превысил .контрольные в 1,5 раза. Но еща более в пользу расширения диапазона форм общественно-просветительной работы свидетельствовали отзывы слуиателей: в первом случае удовлетворение информацией выразили 88!& слушателей, во втором - лишь 37%.
Исследованию роли и места Российского творческого союза работников культуры в непрерывном просвещении разных групп на-. селения подтвердило гипотезу о наличии неиспользованных, во2,:одно ст ей дальнейшего совершенствования средств и методов информационно-просветительного воздействия, но главным его итогом явилось раскрытие феномена восприятия личностью духовных ценностей в условиях неформального общения, в присущей сфере свободного времени обстановке раскрепощенности л.неограниченной инициативы в выборе форм и содержания контактов работников культуры н аудитории.
Поведение людей на досуге нельзя детерминировать чувство-л профессионального долга или .служебной субординацией, но, кал показало исследование, усвоение щфорьаций в учреждениях культуры, так не как и в других социальных институтах, репгавщзх задача непрерывного просвещения, находится в прямой зависишс-ти от ее новизны, актуальности и степени близости к образу еизяи и мыслей слушателей, от мастерства деятеля культуры,способного рационально использовать адекватные средства и кетоды воздействия, от эмоционального состояния аудитории, но в дополнении к этому здесь с особой силой проявляется "эффжкт восприятия информации", основанный на:
- положительной психологической установке, предопределенной добровольностью выбора содержания и видов деятельности;
- удовлетворении и дальнейшем развитии интересов и духовных потребностей личности, выходяцих за рамка учебно-производственной сферы;
- снятии физической и интеллектуальной усталости путем коренного обновления психологического климата и форм познания и общения;
- ориентированности деятелей культуры, выступающих субъектами информации и общения, на конкретную аудиторию, обеспечение прямой коммуникации и обратной связи, посредством которой каадый макет осознать" свое соучастие в процессе рождения, передачи й интериоризации духовных ценностей.
Общественно-просветительная деятельность работников куль-гуры моаег осуществляться в трудовых коллективах, учебных заведениях, воинских частях, но центром ее, как. правило, выступают культурно-просветительные учреэдения, которые, как пока-8ал эксперимент, могут и долгны наряду с творческими союзами Принять на себя организационное обеспечение этой формы духовной жизни и в первую очередь создание условий для осуществле-вня культурного шефства, привлечения деятелей культуры к эстетическому просвещению, руководству любительскими объединениями и постоянному творческому общению с разными группами юселения.
Как доказано в заключении, исследование не решило и не вогло в сложившейся экономической, политической и социально-культурной ситуации решить ряд вопросов правового и особенно материально-технического обеспечения общественно-просветительного движения интеллигенции. В ходе опытно-аксперимен-гальной работы не удалось выявить и учесть региональную специфику вовлечения работников культуры в деятельность, направленную ва реализацию рекреативно-развивающего потенциала досуга. Малоэффективными оказались и попытки обобщить опыт общественно-просветительной деятельности творческой интеллигенции США, Западной Европы, Японии и других наиболее развитых стран планеты. По общеизвестным публикациям этот опыт .. весьма ограничен и значительно уступает культурным традициям России, р целом, в научном анализе.проблемы осталось немало белых пятен. Но исследование позволило установить и вынести да защиту ряд принципиально важных научных фактов и положений, которые обогащают и культурологию, и педагогику..
В процессе анализа теории и истории вопроса выявлено более 60 документов, фиксирующих общественно-просветительную деятельность как непреложную традицию российской интеллигенции. Наиболее интересными из них представляются письма Е.Р.Дашковой о просветительной миссии русских ученых} публикации Г.Р.Державина, Н.К.Пирогова, Я.Н.Толстого, В.Г.Королен-
ко, НЛ.Шаяявсного о природе российского просветительства; уставы и декларации Всероссийского театрального общества, "Могучей кучки", "Передвижников", центров русской традиционной культуры в Абрамцеве и Талапкине; положения о Литовском народном доме С.ВЛашшой и т.д. Значение просветительства как отличительной особенности русской интедлггэзцаз огмвчагд-И.Франко, Я.Купала, КЛавчавадзе, Я.Райяис п другае деятели культуры братских народов.
Диссертант обобщил более 200 материалов, характеризуема общественно-просветительную деятельность как средство вврвзе-ние гражданской и профессиональной позиции работника культуры. Это положение закреплено в Уставе Российской Академии наук, . Уставах общества "Знание", Мзсковского и Санкт-Петербургского университетов, практически всех творческих союзов.Российской федерации; 26 ассоциаций, обществ и других объединений культурно-просветительной направленности. Потребность в просветительстве как качестве личности художника нашла свое выразеаге в выступлениях и публикациях З.И.¡Мухиной, С.М.Эйзешптейяа, а.д.Попова, Д.Д.Шостаковича, Б.Б.Пиотровского и других выдающихся деятелей-культуры.
Принципиально важным представляется вынесенное на заеду положение о природе общественно-просветительной деятельности' работников культуры.как форме отраяения уровня их профессионального мастерства, обеспечивающего право и возмоаность принимать на себя функции просветителя. 3 ходе диагностического и формирующего этапа исследования в общей сложности была проанализирована просветительная деятельность 660 работников культуры. По, оценке экспертов 634 из них (26%) характеризовались как специалисты, добившиеся наиболее высоких показателей в своей црофессионально-творческой деятельности. А в результате самооценки 535 человек (более 81%) указали, что сочли возмогшим осуществлять просветительные функции липь
тогда, когда ощутили, что достаточно глубоко овладели основами своего профессионального мастерства.
. Сам подход к оценке общественно-просветительной деятельности как форме отражения профессионального ¿эстерства творческой интеллигенции существенно повышает ее социальный престиж. !Лногае годы эта деятельность навязывалась сверху и в значительной ¡лере выступала как неотвратимое зло. Сегодня сл-
туация принципиально изменилась, создав условия для того,чтобы сформировать новую психологическую установку, способную возродить замечательную традицию российской интеллигенции и превратить просветительное движение в качественно новое, конструк-". тквное, а главное привлекательное дня работников культуры явление. •
На зацгту выносится также "Программа организационно-методического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры4 как оправдавшаяся в процессе формирующего эксперимента попытка систематизировать, целенаправить и методически инструментовать деятельность Российского творческого союза работников культуры, ориентированную на стимулирование • просветительных двикений различной направленности.
Программа прошла 4 уровня экспертной оценки (рабочие совещания экспертов; оценка на всех опорных базах исследования, где проводился эксперимент; 3 заседания правления Союза и,наконец, съезд работников культуры Российской федерации). На каждом этапе ацробирования Программы ее эксперты оценивали документ в целом и каждый из семи ее разделов. Общая оценка программ на всех этапах коллективного анализа была бесспорно по-, лоаигадьяой, что подтвердило правильность стратегии избранного пути. При обсуждении отдельных разделов программы бшш предложения, связанные с уточнением их редакции,а главное с необходимостью разработки еще одного документа,который предопределял бы технологию ее осуществления. В итоге подавляющее большинство согласилось с тем,что технологические процессы повседневной деятельности аппарата Союза являются прерогативой практики и не могут навязываться сверху.
На съезде союза, а впоследствии на заседании его правления при принципиальном одобрении программы высказывалось опасение, что при ее принятии без аналогичных документов,определяющих деятельность по защите социальных прав и совершенствовании профессионального творчества работников культуры, союз потеряет свое лицо я превратится в культурно-просветительное общество. В результате Правление союза приняло решение об одобрении "Программы организационно-методического обеспечения общественно-просветительной деятельности работников культуры", но одновременно поручило Бюро Правления до конца 1992 года разработать и принять еще две программы, связанные с другими приоритетными направлениями союза.