Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Дупенко, Анатолий Никитич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Дупенко, Анатолий Никитич, 1999 год

Введение.

Глава /. Ритуальность как социальный и социальнопедагогический феномен.

§ 1. Сущность и основные функции ритуала.

§ 2. Ритуальное поведение и ритуальное общение.

§ 3. Генезис ритуальных действий.

Глава IL Пути и средства реализации социокультурных и социологических функций ритуалов в современных празднично-обрядовых программах.

§ 1. Ритуальность и современность.

Социологический аспект.

§ 2. Ритуальное поведение в фольклорном театре.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре"

Актуальность исследования. Использование ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре и технологии, применяемые в этом процессе, обладают высокой степенью значимости. Духовное обновление общества, совершаемое на наших глазах, требует особого внимания к этому явлению. Отправление праздников и обрядов, связанных с ценностями и традиционными основами культуры, свидетельствуют о соблюдении особых норм, правил поведения, нормативного выражения эмоций. В таких ситуациях технологическая основа ритуалов становится связующей все поколения и всех участников оригинальной композицией, позволяющей присутствующим лучше понять друг друга, включится в общий процесс торжества и более качественно провести его. В силу этого использование ритуалов выступает как сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого заключается в изучении, постижении и применении условных действий и актов, знаков и символов в процессе целостного развития и воспитания личности. Решая задачи ввода эмоционально-психологического состояния личности в определенные социальные рамки, давая разрядку психологическому напряжению, благотворно влияя на сферу жизнедеятельности технологии использования ритуалов организуют две основные позиции на которых концентрируется внимание исследования - ритуальное поведения и ритуальное общение.

Вместе с тем, знание технологического процесса использования ритуалов сохраняется сейчас лишь в незначительной части населения, в большинстве случаев - менеджеров и аниматоров, занятых организацией указанных праздников и обрядов, что приводит не только к выключению значительной части населения из их поля деятельности, к распаду единого терминологического словаря представителей определенной поселенческой общности, но и к сужению параметров национальной культу* ры. Противоречия, сложившиеся между ценностными позициями образцов национальной культуры и наличной социокультурной ситуацией, чрезвычайно актуализируют представленную в качестве диссертационного исследования проблему.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что интерес к ритуализации в последние годы был довольно устойчив, к нему обращались ученые гуманитарии: философы, социологи, этнографы, психологи и педагоги, которые в центр своего внимания ставили проблемы ритуала и ритуальности. Конструктивный вклад в научный анализ философского аспекта проблемы внесли работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Д.С. Лихачева, А.И. Арнольдова, М.С. Когана, А.И. Ма-заева, Н.С. Мансурова, А.Ф. Некрыловой, В.А. Разумного, И.В. Суханова, Л.А. Тульцевой, И.В. Чичерова.

В данной работе соискатель опирался на труды, касающиеся происхождения, развития, функциональной направленности, форм выражения и других вопросов народной обрядности таких историков и этнографов, как А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, А.В. Руднева, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.М. Угриновича, Т.А. Кудриной.

В исследовании широко использовался этнографический материал о календарных и семейных обрядах Тамбовщины, представленный в работах И.И. Дубасова, Ю.М. Соколова, а также использовались труды ученых ТГУ А.М. Кальницкой, Л.Ю. Евтихиевой, В.В. Жилкина.

Социологическая сторона проблемы освещалась в работах Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, З.А. Петровой, О.В. Ромах, В.А. Ядова.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Т.А. Берштам, С.Т. Заградская, A.JL Карамышев, Л.И. Шалунова. Проблемам формирования культуры межличностных отношений посвящены работы Ю.А. Стрельцова.

Фольклорные и игровые традиции в театрализованных обрядах и праздниках нашли свое отражение в работах В.И. Бруцного, В.В. Вересаева, В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, А.С. Каргина, Ю.Н. Кротовой, В.Е. Триодина, А.И. Чечетина, а также в диссертациях И.Ю. Беронтайте, Н.Т. Ултургашевой, Г.П. Черного, которые посвятили свои исследования методическому, методологическому и педагогическому аспекту организации и проведения обрядов и праздников.

Объектом исследования является процесс использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Предметом - процесс организационно-педагогического воздействия г»чт\/яттгт г"*;—

Цель исследования - выявить организационно-педагогические основы использования ритуалов в празднично-обрядовых формах культуры.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач: - ^

- определить социально-исторические условия развития ритуалов в народной культуре южных регионов России;

- раскрыть методы организационно-педагогического воздействия ритуалов на празднично-обрядовые формы культуры;

- произвести классификацию уровней ритуального поведения и ритуального общения;

- разработать методику использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Гипотеза исследования исходит из того, что в современной системе праздников и обрядов возможно использование ритуальных структур, которые:

• усилят развивающие и рекреативные воздействия празднично-обрядовых программ;

• сделают оптимальной педагогическую направленность сценарного материала;

• способствуют совершенствованию композиционной целостности праздников и обрядов;

• содействуют усилению организационной деятельности современных менеджеров и аниматоров празднично-обрядовой культуры;

• стимулируют развитие этнокультурного сознания участников творческих постановочных коллективов;

• активизируют рост научных исследований в освоении потенциала народной культуры региона.

Базы исследования: клубные учреждения гг. Тамбова, Моршанска, Котовска, Уварова, сельские Дома культуры Тамбовской, Воронежской и Липецкой обл., фольклорные коллективы "Иван-да-Марья" ТГУ, "Сельчаночка" ОНМЦ.

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации и демократизации общества, идеи, которые указывают на роль культуры в жизни народа и роль личности в развитии и становлении культуры (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев). Каждое поколение использует и преобразует в соответствии с новыми условиями результаты предшествующей деятельности. Деятельность является единственно возможным условием приобщения индивида к куль-* туре и его пребывание в ней. (М.М. Громыко, И.В. Суханов, Р.А. Руднев, Д.М. Угринович).

Методы исследования базировались на системе взаимосвязанных и взаимодополняющих приемов социологического и социально-психологического, педагогического анализа и включали:

• теоретический анализ литературных источников, документальных, методических разработок и сценариев;

• анализ эмпирических данных, полученных в более 40 культурно-просветительных учреждениях с использованием материалов различных совещаний, конференций и семинаров, а также различные модификации включенного и опосредованного программированного наблюдения;

• опрос, тестирование и анкетирование респондентов;

• опытно-экспериментальную работу по постановке обрядов, досу-говых программ и праздников.

Организация исследования. Соискатель проводил исследовательскую работу в 4 этапа.

На первом этапе (1980-1985 годы) собирался, накапливался и систематизировался опыт работы учреждений культуры по подготовке массовых мероприятий, праздников и театрализованных обрядов в городах Тамбове, Воронеже, Моршанске, Котовске, а также в РДК, СДК Тамбовской области. На этом этапе осуществлялась разработка программы, инструментария и методики исследования, одновременно изучались социально-исторические условия, определяющие особенности развития народной культуры Тамбовского края.

На втором этапе (1985-1990 годы) проводился теоретический анализ специальной литературы по исследуемой теме, отбирался соответствующий материал периодической печати. В результате была сформулирована методологическая и социально-историческая часть диссертации и ее процедурный раздел.

На третьем этапе (1991-1993 годы) было проведено комплексное социологическое исследование по выявлению особенностей бытования ритуалов и досуговых предпочтений на Тамбовщине. Методом опроса по случайной квотовой выборке обследовано 153 человека, жителей города Тамбова и области. Респондентам предлагался опросный лист из 18 вопросов, касающихся ритуалов, традиций, обычаев, и занятий по интересам в свободное время. На этом этапе была проведена корректировка темы диссертации с ориентированием ее на культурно-досуговую деятельность.

Четвертый этап работы ( 1993-1996 годы) носил формирующий характер. На этом этапе осуществлялись постановки опытно-экспериментальных программ: "Свадьба будет" по Е.С. Барыбину и фольклорного спектакля "Тамбовская свадьба". Оценка опытных мероприятий была получена при помощи бесед с участниками и зрителями представлений. Полученный и накопленный ранее материал подвергся структурированию, систематизированию и редактированию в настоящее диссертационное сочинение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• определено влияние социально-исторических условий развития ритуала на современную празднично-обрядовую культуру Тамбовского края; этническое своеобразие Тамбовщины сохраняемое в ритуалах, языке, костюмах, прикладном творчестве является богатым источником социокультурных, педагогических, творческих и рекреативно-развивающих качеств при организации широкого спектра праздников и обрядов; выразительность и разнообразие ритуальных действий, богатство пластических образов, стиль языка дают большие возможности проявить важнейшие организационно-педагогические качества ритуалов: коллективности, импровиза-ционности, ориентации на содержательный и композиционный компоненты; впервые раскрыта сущность, структура и особенности ритуалов как этокультурных архетипов, феноменов социокультурной и со-циопедагогической деятельности, формирующих константные модели духовной жизни общества; ритуалы в исследовании анализируются как поведенческие акты двух типов: реально-практические и идеально-условные; ритуалы рассматриваются в широком и узком смысле, в широком - это уклад жизни и быта того или иного сообщества, в узком - это комплекс кодированных поступков и знаковых психо-физических действий субъектов; проведена классификация главных составляющих воспитательного потенциала ритуальности: ритуального поведения и ритуального общения; ритуальное поведение в зависимости от насыщенности поступками автонимического характера классифицируется по трем уровням:

1) антонимическое поведение;

2) знаковое поведение;

3) церемониальное поведение;

• ритуальное общение анализируется как особый процесс обмена информацией, ключевыми моментами в этом процессе являются факторы благотворного самоформирования и саморазвитие личности; в зависимости от ведущей функции выделяются три вида общения: информационное общение, аффективное общение, регулятивное общение;

• разработана методика использование ритуальности в системе современного празднично-обрядового творчества; на основе проведенного эмпирического исследования выработан компле-правил, которые базируются на обеспечении единства этического и эстетического, синтеза реальных, художественных и символических элементов действий, всесторонней реализации принципа интерактивности, на умелом регулировании совместного эмоционального реагирования на происходящее; аниматоры празднично-обрядового творчества используют ритуальность в смысло-содержательной, композиционно-монтажной и воспитательной работах, при этом они должны руководствоваться следующими положениями: все участники будущих программ должны быть ознакомлены с смыслом ритуальных действий и их последовательностью; количество ритуальных действий и их место в композиционной структуре будущей программы ограничено (начало, центральные эпизоды, кульминация, финал); ритуальные действия требуют от их исполнителей навыков актерского мастерства (сценического внимания, мышечной свободы, фантазии и т.д.); важное место вводимых элементах ритуальности играют детали-посредники (в том числе и вербальные), символические предметы, знаки, художественное решение костюма, места проведения, музыкальное оформление.

Практическая значимость исследования заключается в применении методических рекомендаций, предложений и выводов по совершенствованию подготовки праздников и обрядов, театрализованных форм досуговой деятельности в южных регионах России (гг. Тамбов, Воронеж, Кирсанов, Мичуринск).

Внедрение в практику культурно-досуговых центров г. Тамбова и области педагогических технологий использования ритуалов, которые способствуют повышению эффективности нравственно-эстетического и эмоционального воздействия разрабатываемых и проводимых спортивных праздников, фестивалей народного творчества, праздников городов, театрализованных обрядов народных гуляний и т.д.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть применены в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы и социальных педагогов, а также в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства в процессе преподавания курсов: "Основы сценарного мастерства" и "Методика подготовки культурно-досуговых программ".

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения, практические выводы и рекомендации, отражающие особенности применения ритуалов в досуговой деятельности, были опубликованы соискателем в статьях и методических разработках. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях:

Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе", Тамбов, 1988 г.;

Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы", Тамбов, 1990 г.;

Культурная жизнь Тамбовского края", Тамбов, 1995 г.;

4>"Державинские чтения", Тамбов, 1995, 1996, 1998 гг.;

Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров" Тамбов, 1995 г.

Результаты исследования нашли свое применение в многолетней практической работе соискателя по подготовке специалистов социокультурной деятельности высшего и среднего уровня.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Оптимальное организационно-педагогическое использование ритуала в системе празднично-обрядовой культуры возможно при освоении и сохранении этнокультурных традиций и духовных ценностей той или иной поселенческой общности (региона).

2. Технологии использования ритуала включают наряду с принятыми в практике половозрастными, национальными, профессиональными, образовательными и характерологическими качествами аудитории следующие факторы:

- реальные досуговые предпочтения и духовно-познавательные интересы объекта воздействия;

- взаимосвязь традиционной культуры региона с творческой жизнью постановочных, фольклорных коллективов;

- использование результатов научно-исследовательской работы в области этнографии, лингвистики, прикладной культурологии и краеведения в творческом процессе создания сценариев праздников и обрядов;

3. Ритуальное поведение и ритуальное общение составляют основу празднично-обрядовых действий. Они вводят эмоциональное состояние личности в определенные социально-культурные рамки, дают разрядку психологическому напряжению, влияют благотворно на сферу жизнедеятельности (встреча хлебом-солью, земное поклонение, присвоение почетных званий и т.д.). Ритуальное поведение и ритуальное общение подразделяются по уровням и функциям.

4. Методика подготовки и проведения мероприятий празднично-обрядового комплекса использует организационно-педагогическое воздействие ритуала в смысло-содержательиом, композиционно-сюжетном и воспитательном аспектах. Устроители и участники таких программ знакомятся с ритуальными действиями, изучают их последовательность, готовят реквизит, костюмы, художественное оформление, осваивают тем-по-ритмический рисунок и т. д.

5. В социально-педагогическом плане основой воспитательного воздействия в обрядово-церемониальных ситуациях является возбуждение, формирование и трансляция определенных социальных чувств и социальных настроений. Основная функция аниматора заключается в обеспечении адекватно-происходящему совместного эмоционального реагирования, что достигается через социально-педагогическую регуляцию механизмов сопереживания, подражания и заражения.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации: Введение.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"

Выводы по I главе

Материалы данной главы раскрывают сущность, структуру и особенности ритуала как феномена социально-культурной деятельности. На основе рассмотрения ритуала как поведенческого акта можно выделить два вида:

1) в широком смысле ритуал понимается как уклад жизни и быта определенного сообщества;

2) в узком смысле ритуал понимается как комплекс поступков и психофизических действий индивида (ритуальное поведение).

Ритуализация рассматривается как производное от ритуала и представляет сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в изучении, постижении и привнесении условных знаков, актов и символов в процесс целостного развития и воспитания личности. Составляющими этого процесса являются ритуальное поведение и ритуальное общение. В зависимости от насыщенности поведенческого акта поступками автонимического характера выделим три уровня ритуального поведения:

1. Автонимический.

2. Знаковый.

3. Церемониальный.

Ритуальное общение выступает как особый процесс обмена информацией, как естественное стремление личности к вступлению в контакт с другими людьми. Важным моментом в этом процессе является фактор благотворного самоформирования и саморазвития личности.

На основе проведенного в данной главе анализа сделаем еледующий вывод: ритуал представляет собой систему, которая как целостное образование существует, развивается и умирает по определенным законам. Системный подход к проблемам ритуала и ритуали-зации форм и методов досуговой деятельности связан с решением следующих задач:

- обеспечение единства целей и задач, принципов и содержания, форм и методов в организации и проведении социально-педагогической работы в свободное время*,

- стабилизирование активно-деятельноетной позиции личности;

- накопление опыта общественно ценного поведения;

- закрепление норм и правил общения;

- использование различных форм и уровней ритуального поведения, как средств педагогического воздействия на личность с учетом половых, возрастных и психологических особенностей.

Конкретные научно-методические рекомендации по оптимизации процесса ритуализации форм и методов досуговой деятельности разрабатываются в следующей главе.

- 88

Глава I. Пути и средства реализации социокультурных и социологических функции ритуалов в современных празднично-обрядовых программ § 1. Ритуальность и современность. Социологический аспект.

В рамках диссертационного исследования соискателем совместно с научно-методическим центром народного творчества и культпросвет работы Тамбовской области и отделением социологии СК Факультета культурологии ТГУ в течение 1995 года было проведено комплексное социологическое исследование. Методом опроса по случайной квотовой выборке было обследовано 153 человека с целью выявления особенностей бытования ритуалов, традиционных промыслов, а в целом этнохудожественного сознания в регионе. Для достижения этой цели были выдвинуты четыре исследовательских задачи:

- исследовать социально-демографические проблемы бытования ритуалов. Обрядов и художественных традиций;

- дать характеристику приоритетных направлений возрождения региональной народно-художественной культуры; обосновать демографические и этнические особенности ритуализации культурно-досуговой деятельности; выработать практические рекомендации по применению технологии ритуализации в культурно-досуговых программ.

В исследовании принимали участие жители города Тамбова и области (Кирсановский, Моршанский и Инжавинский районы), 88 женщин и 65 мужчин. Из общей массы можно выделить три возрастные категории респондентов: до 25 лет. - 60 человек (39%), 25-40 лет - 42 человека (27,5%) и старше 40 лет - 51 человек (33,5%).

Исследовательской группой была разработана анкета (опросный лист) комплексного исследования "Ритуалы, оъычаы и тд,ии.иоииые ремесла края". 1/. Анкета содержала 18 вопросов, которые касалась ритуалов, обрядов, традиций, ремесел и технологии ритуализации, бытующих в культурно-досуговой среде Тамбовщины. Вопросы были сгруппированы в блоки; для выявления следующих аспектов проблемы:

1) установление особенностей ритуального поведения в семейном досуге;

2) определение интересов и духовных предпочтений населения города и села в свободное время;.

3) уточнение возрастных социально-психологических и демографических особенностей населения региона.

Первый вопрос был направлен на то, чтобы выявить, знают ли наши респонденты о с%оей родословной. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% женщин и 72,5% мужчин хорошо знают ее, собирают биографические данные родственников. Вместе с тем, значительная часть респондентов - 33,3% женщин и 27,4% мужчин не знают своей родословной. Заслуживает внимания тот факт, что из проживающих с рождения в городе положительно ответило на этот вопрос 2/3 опрошенных и лишь 1/3 - отрицательно. Идентичная ситуация наблюдается у людей, проживающих в городе 20 лет и от 5 до 10 лет. Лица, проживающие в городе 10 и более лет, свою родословную знают чуть лучше - 70%, те же, кто в городе не проживают и пяти лет, имеют самый низкий процент: 55% - знают, а 45: - нет. В возрастной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое и практическое осмысление проблем ритуализации форм и методов досуговой деятельности в настоящий момент необходимо для становления и дальнейшего развития всей социально-культурной сферы. Современные изменения экономических, политических и социальных структур в нашем государстве требуют новых решений в культурно-досуговой деятельности. Есть все основания утверждать, что технология ритуализации предполагает непрерывность социально-педагогического влияния на человека во всех формах жизнедеятельности и в первую очередь в сфере досуга. В этой связи заметно возросла роль организаторов досуга и тех проектов и программ, которые предлагаются аудитории.

Культурно-досуговая деятельность наполняется ярко выраженным воспитательным, нравственным и рекреативным смыслом. Конкретизация и даже персонификация всей досуговой деятельности использует в числе ведущих факторов не только демографические, социально-психологические особенности участников, ной разносторонние духовные интересы и запросы, доеуговые предпочтения.

Современная действительность многообразнее и гораздо противоречивее недавнего прошлого, она вносит в проблемы технологии ритуализации новые аспекты: экономические, этические и этнические. Следует отметить, что каждая программа, проект решают вопросы создания среды инициативы и активности населения региона, формирования условий для творческого развития индивидов, а иногда даже реализации конкретных, жизненных, бытовых проблем. .

Особый интерес представляет досуговая деятельность в историко-культурных и особо-экологических районах. Организация такой деятельности следует рассматривать как мощное стабильное звено по формированию этнохудожественного сознания. Культурная жизнь периферии, исторически складывалась в усадьбах и поместьях, где были определенные очаги культуры. Там зарождался особый психологический климат, формировались нравственные и этические правила, торжествовал свой этикет и церемониал. В настоящее время логично предположить, что динамика развития досуговой деятельности в провинции изберет русло семейного, поместного, усадебного направления. Возрождая ритуальные традиции в регионе, мы возрождаем прежде всего устои крепкой, дружной семьи. Нельзя быть счастливым в одиночку,- непременный закон этнокультурного сознания. На Тамбовщине уже создано несколько региональных программ возрождения и сохранения ритуалов, обрядов, народных промыслов. Такие программы требуют координации и концентрации местных культурно-творческих сил, которые осуществляются в настоящий момент в двух центрах краеведения, основанных на базе ТГУ и краеведческого музея. Вовлечение творческой молодежи (аспирантов, студентов, учащихся) в работу этих центров позволяет надеяться на эффективность освоения приемов ритуализации в формах и методах досуговой деятельности.

На основе проведенных анализов в исследовании ритуализация форм и методов досуговой деятельности выступает как сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в постижении и применении осмысленных приемов поведения и взаимоотношения. Ритуализация является способом привнесения в реальную культурно- досуговую деятельность условных актов, символов, помогающих каждому субъекту выразить свое эмоционально-чувственное состояние. Ритуализация позволяет обществу найти самый выразительный, действенный вариант поведения, адекватный неповторимости момента. Так же как и ритуал, ритуализация выполняет важную роль в процессе социального воспитания индивидов, приобщая к коллективным нормам жизни. В данный период такой способ может реально выступать как форма социальной регуляции в обществе или в отдельной социальной группе. При этом она выполняет те же функции, что и ритуал, а именно:

1) регламентирует поведение индивидов;

2) приобщает личность к культурному и социальному наследию

3) поддерживает внутригрупповую сплоченность;

4) освящает объекты и отношения.

Результаты проведенных анализов, длительное фиксированное наблюдение за работой постановочных коллективов обрядов и Праздников, а так^же практическая работа диссертанта в качестве режиссера-постановщика обрядов, ритуалов, спортивных праздников и народных гуляний в г.Тамбове, дают возможность сопоставить гипотезу, данные, полученные в результате исследования,и сделать следующие выводы.

Ритаулизация в сфере досуговой деятельности является носительницей идей гуманизации, подчиняя стихию природную стихии общественной, духу мыслящего человека. Ритуализация - творческое целенаправленное преобразование действительности в соответствии с национальными традициями, идеалами, она является мощным социально-педагогическим приемом и выступает как действенный лj способ формирования этнохудожественного сознания. Все факторы этого сознательного процесса играют важную смыслообразуклцую роль. Это прежде всего относится к качественным характеристикам аудитории. Возраст, социально-психологические особенности, досуговые предпочтения и духовные интересы существенно влияют на ритуальное поведение и общение. Подготовка досуговой программы или проекта (комплекса программ) требует от постановщиков прежде всего учета и использования особенностей досугового поведения: самодеятельного характера, творческой активности, традиционных форм и инновационного варианта решения. Из вышесказанного можно констатировать, что все положения гипотезы нашли подтверждение в данном исследовании.

Практически это осуществлялось так.

В первой главе диссертации проведен анализ сущности понятия "ритуал". Рассмотрены различные точки зрения и подходы теоретиков к определению этого явления и его роли в культурно-досуговой сфере общества.

Ритуалы, обычаи и традиции являются социльно-педагогически-ми каналами общества и выполняют общие для них функции:

1) являются средствами стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений;

2) осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

В культурно-досуговой сфере ритуалы понимаются двояко: в широком и узком смысле. В первом случае ритуал выступает как уклад жизни и быта определенного сообщества. Во втором - как комплекс поступков и психофизических действий индивида. В целом, ритуал можно рассматривать как поведенческий акт, используя который человек- и общество сохраняют энергию для дальнейшего рационального познания мира.

Структуру ритуала составляют последовательные, строго регламентированные действия, в том числе и вербальные.

Для проводимого, исследования важно, что ритуал в системе общественных отношений выступает как реальная, конкретно-историческая практика, как осознанное, целенаправленное и активное поведение людей. Привнесение качеств ритуала в культурно-досуго-вую деятельность называется ритуализацией. Ритуализация выступает как сложный, многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого в изучении, постижении и применении условных знаков, актов, символов в процессе целостного развития и воспитания личности. Задачи ритуализации - ввести эмоционально-психологические состояния личности и общества в определенные социокультурные рамки, предоставить разрядку психологического напряжения, удовлетворить потребности индивида и благотворно повлиять на общую жизнедеятельность. Данные задачи осуществляются по двум технологиям: ритуальному поведению и ритуальному общению.

Ритуальное поведение имеет несколько уровней, которые зависят от насыщенности поведения поступками автонимического характера. Диссертант предлагает выделить три уровня ритуального поведения:

1. Автонимическое поведение - это поведение на уровне привычки, навыка, унаследованной традиции.

2. Знаковое поведение - это поведение по предписаниям и правилам.

3. Церемониальное поведение - это канонизированный традиционный акт, обязательный для безукоризненного выполнения.

Ритуальное поведение в различных театрализованных формах, обрядах, праздниках, доеуговых программах проявляется по-разному, но его педагогическое воздействие едино и осуществляется по следующим этапам:

1. Молодое поколение вырабатывает необходимые духовные качества путем подчинения своей жизни требованиям старших.

2. В дальнейшем происходит осмысление и усвоение правил, норм и принципов морали, эстетических и политических взглядов.

3. Заключительный этап - .формирование собственных нравственных качеств (чувств, привычек, убеждений).

Социальная функция и роль ритуального поведения в сущности едина: служить обновлению и усилению групповых связей, являться напоминанием и подчеркиванием духовных ценностей, служить объединению и скреплению, предоставлять повод для игр, радости, эмоциональной разрядки, давать возможность для восстановления духовных и физических сил.

Из всего вышеизложенного закономерен следующий вывод - ритуальное поведение является одним из действенных механизмов поступательного исторического процесса, представляет особую форму символических действий, выражает связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и, практически, не имеет какого-либо утилитарного или самоценного значения.

Общение в ритуальном поведении представляет частный случай коммуникаций, как особый своеобразный процесс обмена информацией. Современная наука рассматривает общение как естественное стремление личности к вступлению в контакт с другими людьми. При этом проявляются следующие функции общения: информационная, аффективная и регулятивная. Первые две функции обеспечивают обмен рациональной и эмоциональной информацией, последняя, регулятивная, при своей реализации обеспечивает проявление ритуального поведения, подчиняет действия общающихся установленным правилам ритуала и осуществляет необходимую корректировку при коллективных действиях. На этой основе достигается в ритуальных действиях сплоченность, согласованность, а при необходимости и единство субъектов, действующих в группе. Особенно следует отметить значение ритуального общения как фактора благотворного самоформирования и саморазвития личности. Постигая или осуществляя тот или иной ритуал, человек готовит себя к определенным "правилам игры", он готовится "выйти на люди", на "зрителя", а это возможно при условии большой внутренней работы над собой, когда человек находится в творческом уединении, когда формируется и создается свое "Я", свое собственное лицо.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: ритуальное общение необходимо рассматривать как социально-педагогический процесс самосовершенствования, как долгою и упорную работу ума, совести, эмоциональной памяти, нравственных заповедей, как культивирование ростков добра.

В историческом плане самые разнообразные ритуальные действия могут быть (рассмотрены) представлены как поступки одной темыи одного содержания. Единое содержание - мировая история, а объединяющая тема - смысл человеческой жизни. Годичный круг ритуалов был повторением священной истории предков. У многих народов на ранних стадиях развития общества в их культуре формируются прежде всего семейные ритуальные комплексы. Сначала обрядовое оформление и ритуальное решение получают действия похоронного акта. В дальнейшем, сложившиеся на общей психологической и религиозной базе отдельные семейные обряды и ритуалы формируют единый цикл (годичный круг ритуалов). Таким образом, через ритуализированные формы можно определить мир духовных ценностей народа, постигнуть его образ жизни.

Вторая глава исследования посвящена проблемам оптимизации процесса ритуализации в досуговой деятельности. Эти проблемы исследуются на материале экспериментальной постановки ритуального спектакля "Тамбовская свадьба" в фольклорном театре ТГУ "Иван-да-Марья" и на анализе комплексного социологического исследования, которое проводилось отделением социологии СК факультета культурологии ТГУ совместно с областным научно-методическим центром народного творчества и культпроеветработы. Исследование проводилось в 1995 году по комплексной программе "Народные ритуалы, обычаи и традиционные ремесла края". В данном исследовании изучались следующие аспекты проблемы:

1) наличие особенностей ритуального поведения в' семейном досуге;

2) определение интересов и духовных предпочтений населения города и села в свободное время;

3) выяснение возрастных, социально-психологических и демографических особенностей населения региона.

В проводимом исследовании принимали участие жители города Тамбова и области (Кирсановский, Моршанский и Инжавинский районы). Методом опроса по случайной квотовой выборке было обследовано 153 человека* (88 женщин и 63 мужчины,!. Из общей массы выделено три возрастные категории респондентов: до 25 лет - 60 человек (39%), 25 - 40 лет - 42 человека (27,5%), свыше 40 лет - 51 человек (35,5%).

Исследовательская группа (студенты отделения Социологии СК и работники областного научно-методического центра народного творчества и культпроеветработы) разработали анкету (опросный лист) комплексного исследования, которая содержала 18 вопросов, касающихся ритуалов, традиций, обычаев, ремесел и технологии ри-туализации, бытующих в культурно-досуговой среде Тамбовщины.

В результате были получены следующие выводы:

1. Уровень этнохудожественного сознания в Тамбовском крае (как в городе, так и на селе) находится на довольно высокой••. уровне.

2. Демографические, социально-психологические, этнические особенности накладывают заметный отпечаток на выбор досуговых предпочтений в той или иной социальной группе и на особенности ритуального поведения в семье.

3. Ритуалы, обычаи, художественные традиции и ремесла живут на Тамбовпдане и продолжают развиваться.

4. Ритуальное поведение всех уровней занимает в жизни города и села метдаквг/место (более 50%), причем, в жизни молодежи процент снижается, но все же довольно высок - 38%.

5. Каждый третий респондент считает необходимым возрождение и бытование ритуалов, обычаев, традиций и не только через этно-педагогичеекие кружки и курсы. Велика роль культурно-досуговых программ и проектов в формировании этнохудожественного сознания населения.

Режиссерско-театрь^яоведческий анализ спектакля "Тамбовская свадьба" начинается с обширного исторического экскурса по этапам развития фольклорного театра (от народных игрищ, ритуалов и праздников до современного этнолингвистического изучения традиционных форм постановки различных фольклорных программ и проектов).

Процесс эволюции театрального действия происходит по линии усложнения изобразительных форм и углубления содержания. Утрата синкретичности, обрядово-ритуальной и скоморошеской культуры компенсируется усложнением жанрового состава драматических представлений, изменением стилистики и языка.

Художественные средства фольклорного театра соответствуют сложным законам народной эстетики. Среди основных тенденций следует назвать стремление к разнообразию и одновременно к простоте. События развиваются в виде последовательных насыщенных мимическими и пластическими красками действий.

Изощренность языковых форм, сочетается с ориентацией на демократические пласты лексики и гармонические конструкции. Эклектичность, демократизм, эмблематичность психологии персонажей, ориентация на разработанность деталей, условность, стилизация, .пестрота комического и трагического - вот характерные черты выразительных средств фольклорного театра.

Сценический образ всего спектакля отвечает таким типологическим свойствам^ как фольклорность;, этнографичность^и создает двуединый символ хоровода - солнца, объединяющий исполнителей и зрителей в единую общность крестьянской деревни и.собственно символ свадьбы, как акт породнения и объединения. Это неоднократно подчеркивается в мизансценическом и художественно-оформио тельском решении.

Воссоздание традиционных обрядов, ритуалов, бытовых сцен прошлого - это возможность целостного представления не только о культуре ушедшей, но и настоящей и будущей, так как несмотря на глобальные изменения в образе и стиле жизни, мы не перестаем быть русскими, тамбовскими, ивановскими и так далее. Изучение ритуального поведения - основы ритуалов, обрядов и праздников дает истинное понимание образа мыслей наших предков, мотивов их поведения и законов творчества. И если можно сказать, что устарели формы взаимоотношения отцов и детей, юношей и девушек, но не устарело желание любить и быть любимым, а это всегда актуально для молодого поколения. Тоска по доброте и искренности, по простодушию - вот питательная среда интереса к традиционной культуре. В этой связи можно считать, что работа над постановкой фольклорного спектакля и его показ на аудитории выступает как один из реальных методов оптимизации процесса ритуализации досу-говых программ и проектов.

Представленная форма синтеза традиций русского фольклорного театра в конкретном спектакле может рассматриваться как один из возможных и перспективных вариантов воплощения обрядово-ритуальной и бытовой действительности на сцене. Перспективы здесь неисчерпаемы.

Таким образом, результаты диссертационных исследований подтверждают положения, вынесенные на защиту:

1. Специфика досуга, в отличие от профессионально-трудовой и учебно-воспитательной деятельности, детерминируемых едиными общечеловеческими технологиями и вытекающими из них отношениями, проявляет наибольшее различие в ритуалах, обрядах, праздниках, во всевозможных формах самовыражения (традиционных ремеслах), которые представляют широкие возможности для сохранения этнокультурных традиций и утверждения духовных ценностей региона.

2. Социально-педагогические условия ритуализации форм и методов досуговой деятельности включают наряду с принятыми в прак

• тике половозрастными, национальными, профессиональными и характерологическими особенностями аудитории следующие факторы, воздействия:

- реально проявляемые досуговые предпочтения и духовно-познавательные интересы;

- взаимосвязь и взаимообогащение творческой жизни самодеятельных фольклорных коллективов с традиционной культурой региона, которые воплощаются в фольклорные спектакли, культурно-досу-говые программы и проекты;

- активное влияние научно-исследовательской работы в области этнографии, лингвистики, прикладной культурологии и так далее на формы и методы досуговой деятельности.

Для более углубленного изучения проблем целесообразности, возможности возрождения и условий внедрения в практику досуговой деятельности ритуалов, обрядов и фольклорных традиций диссертант предлагает использовать разработанную им анкету совместно с Областным научно-методическим центром народного творчества и куль-тпросветработы и кафедрой социально-культурно деятельности ТГУ. 1/.

3. Ритуальное поведение и ритуальное общение составляют основу ритуалов, обрядов и праздников и подразделяются по уровням и функциям.

4. Методика подготовки и проведения, досуговых программ должна основываться на включении ритуала в смысло: -содержательную, композиционно-сюжетную и воспитательную работу в творческих фольклорных коллективах. При этом постановщики руководствуются следующими правилами:

4.1. Все участники будущей программы должны быть ознакомле

3>

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Дупенко, Анатолий Никитич, Москва

1. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. -М., 1995.-С.121.

2. Андреев А. Разомкнуть порочный круг.//"Народный депутат",1992, -N3. С.88-93.

3. Аникеева Н.Н. Воспитание игрой. -М., 1967.

4. Арнольгдов А.И. Человек и мир культуры. -М., 1992.

5. Архангельский А. Ритуал в фольклорных и раннелитературных па$мятниках. -М., Наука, 1988.

6. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека.-Л.,1989.

7. Байбурин А.К. Ритуал: между биологическим и социальным. //Фольклор и этнографическая деятельность. -С.-Пб., 1992. -С.18-28.

8. Бакланова Т.И. Народная художественная культура в университетской гуманитарной образовательной системе. -М., 1994.

9. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба.-М., 1985.

10. Балушок В.Г. Годовой цикл обрядности украинских городских ремесленников эпохи феодализма.//"Советская этнография", 1990, N4. -С.54-64.

11. Барыбин Е.С. Свадьба будет. -Л., 1974. -С.43.

12. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и1. Ренессанса. -М., 1990.1314,15