Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России

Автореферат по педагогике на тему «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Тарасова, Василиса Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2012
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России"

На правах рукописи

Тарасова Василиса Александровна

Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России:

деятельностны й подход

13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

1 2 [.¡А? Ш

Москва-2012

О

005014776

Диссертация выполнена на кафедре кулыурно-досуговой деятельности при Московском государственном университете культуры и искусств

доктор педагогических наук, профессор, Жарков Анатолий Дмитриевич

Каргин Анатолий Степанович, доктор педагогических наук, профессор,

генеральный директор Государственного республиканского центра русского фольклора

Григорьев Илья Николаевич, кандидат педагогических наук, профессор,

начальник отдела по внеаудиторной работе со студентами Московского гуманитарного педагогического института

Ведущая организация - Орловский государственный институт

искусств и культуры

Защита состоится «19» марта 2012 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат разослан «18» февраля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук

Научный руководитель -

Официальные оппоненты:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Для коренных народов Севера России национальные традиции являются одним из основных способов самоидентификации и его жизнеспособности в целом. В связи с этим воспитание молодежи на национальных традициях обретает особую актуальность не только как проблема воспитания молодого человека, но и как вопрос исторической перспективы для этих народов, ибо культура делает люден, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией.

В современную эпоху, в контексте глобализационных процессов происходит трансформация и нивелирование традиционных культурных ценностей, становится необходимым активизация деятельности учреждений культуры' по совершенствованию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России. Именно в учреждениях культуры в ходе творческой деятельности в рамках различных коллективов, студий, ансамблей происходит эффективное воспитание молодежи, формируется ее осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Однако в реальности деятельность учреждений культуры с молодежью акцент все более смещается с воспитательных функций на функцию развлечения.

Усилившийся в последнее время научный интерес к изучению педагогического аспекта деятельности учреждений культуры и специфики их работы с разновозрастными группами населения также свидетельствует об

актуальности данной проблемы.

Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, повлияла на позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодежи, резко возросла ее инициатива и самостоятельность. Нарушив сложившуюся систему вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, коренные народы Севера России стали осуществлять самостоятельные пути развития и решения проблем культуры. Это активизировало культурные процессы на местах, дало свободу творческого самовыражения и возможность выбора приоритетов развития культуры и искусства. На этом фоне новый всплеск интереса к национальным традициям народов Севера России объясняется тем, что национальные традиции стали основным маркёром отличительности народов.

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения и постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера, на её территории проживают эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Важнейшей составной частью государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) является полигика государственного протекционизма в отношении

коренных малочисленных народов Севера и исчезающих этносов, в культурном положении которых наиболее остро отражаются проблемы, порожденные как историческим прошлым, так и трудностями адаптации к условиям рыночных преобразований. В период кардинального изменения общественного строя России, разрушения старой нормативной базы декларируется приоритет правовых норм. Основополагающими документами для этого служат Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В области сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) приняты Законы «О языках в Республике Саха (Якутия)», «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)»; Республиканские целевые Программы: «Память Якутии на 2002-2006 гг.», «Культура Республики Саха (Якутия) (2001 -2005 гг.)»; «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2009-2011 годы», «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 20122016 годы» по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы, Указы Президента Республики Саха (Якутия) «О создании международного аудиовизуального фонда о народах Севера», «Об открытии Арктического государственного института культуры и искусств»; Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) «О поддержке развития народного творчества в Республике Саха (Якутия)» и многие другие нормативно-правовые акты.

Степень разработанности проблемы. Еще в XIX веке С.А. Рачинский,

B.Я. Стошин, К.Д. Ушинский отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности, детерминированные этнически направленной культурной средой. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П. Блонский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский,

C.Т. Шацкий. В исследованиях последних лет фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки осуществлено в работах Г.Н. Волкова. Педагогический потенциал традиционной народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях М.М. Громыко, Т.А. Пигилова.

В этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др.; показаны их характер и механизмы функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.Б.Власова, А.И. Лучанкин, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов и др.), роль в духовной жизни, процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э.В. Соколов, А.К. Уледов и др.).

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A.Константинова, Ф.Ф.Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Этнопедагогический потенциал национальных традиций представлен в работах Р.К. Габитовой, З.Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондаревской, В .В. Макаевым, Л.Л. Супруновой, В.К. Шаповаловым и др.

Технологии использования народных традиций в образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым и др.; в трудовом воспитании - Б. Апышевым и др.; в военно-патриотическом воспитании - H.H. Михневым, в нравственном воспитании -В.Г. Балжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г. Бешимовым, Ф.В. Даминдаровой и др.; в духовно-нравственном воспитании - P.C. Исрафиловым; применительно к вопросам социальной регуляции поведения - О.И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г.И. Батуриной, K.JI. Лисовой, Г.Ф. Суворовой.

В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций и отсутствуют работы, анализирующие деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях.

В работах А.И. Лучанкина, Г.В. Палаткиной, А.К. Уледова, Н.П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует отметить, что в представленных вариантах слабо просматривается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента воспитания.

В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиций по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминдарова, В.Д. Плахов и др.).

Этнокультурные особенности национальных традиций в контексте педагогической практики народов Севера исследовали еще с XVIII века: О.Н. Бетлинг, НА. Виташевский, В.М. Ионов, А.Ф. Миддендорф, Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, И.В. Худяков, Е.М. Ярославский и др. Об этом пишут и известные писатели-фольклористы Якутии: А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский,

чьи произведения носят научно-исследовательский и в то же время зрелищный характер настоящей действительности народных традиций.

Ценными и актуальными материалами по изучению традиций малочисленных народов Севера обладают работы этнографов Г.М. Василевич, A.B. Головнева, М.А. Жорницкой, E.H. Романовой, В.А. Туголукова, Д.А. Функа и др.

Большой интерес представляют труды авторов, изучающих процессы духовного развития народов Республики Саха (Якутия): М.Н. Борисова, У.А. Винокуровой, Ф.С. Донского, М.Е. Николаева, А.Г. Новикова, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, В.В. Федорова.

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике (В.Ф.Афанасьев, М.И.Баишева, А.А.Григорьева, A.B. Мордовская, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, Г.С. Попова, И.С. Портнягин, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев и др.).

Познание народной культуры народов Якутии нашло отражение в исследованиях A.C. Борисова, Е.П. Винокуровой, B.C. Никифоровой, К .Д. Уткина, Ю.И. Шейкина.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, A.A. Гордон, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, A.C. Каргин).

В научный анализ теории и практики социально-культурной деятельности большой вклад внесли А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, A.A. Жаркова, A.C. Каргин, Ю.Д. Красильииков, В Л. Нилов, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и т.д.

Назревшая необходимость разработки организационно-педагогических условий в деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода, обусловили название темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход».

Объект исследования - воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.

Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода.

Цель исследования - изучить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода и определить технологические принципы их реализации в учреждениях культуры.

В соответствии с поставленной целью предполагается выполнение следующих задач:

- рассмотреть понятие «национальные традиции народов Севера России»;

- теоретически обосновать социально-культурную сущность национальных традиций народов Севера России и выявить их педагогическую значимость в воспитании молодежи на основе деятельностного подхода;

- выявить педагогический потенциал организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России;

- раскрыть опытно-экспериментальным путем и внедрить технологию реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры;

изучить эффективность организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры через приобщение к национальным традициям народов Якутии в условиях учреждений культуры;

- выработать практические рекомендации по внедрению организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что национальные традиции оказывают прямое и опосредованное воздействие на деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи наиболее эффективно при создании оптимальных организационно-педагогических условий. Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты овладеют научной концепцией профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

Методологическая основа исследования. Изучение технологии культурно-досуговой деятельности основано на идее взаимодействия ценностно смысловой сферы личности (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев, М.С. Яницкий) и деятельностного подхода к деятельности учреждений культуры (А.Д. Жарков).

Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина); психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский,

В.А. Кан-Калик, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин), теория воспитательного воздействия (Г.А. Захаров, A.A. Кирсанов, И.М. Чередов). Теория культурно-досуговой деятельности базируется на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий). Фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки (Г.Н. Волков), педагогический потенциал традиционной народной культуры (М.М. Громыко, Т.А. Пигилова) составили теоретическую основу исследования.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение, моделирование процесса воспитания молодежи с использованием национальных традиций коренных народов Севера России; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе воспитания на национальных традициях удалось в процессе социологического исследования и позволило выявить динамику воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России на организационно-педагогическую деятельность в учреждениях культуры. Анализ педагогической и социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России.

Базы исследования. Экспериментом было охвачено 460 человек -учащиеся старших классов средних школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений, работающая молодежь - посетителей и постоянных участников коллективов учреждений культуры Республики Саха (Якутия).

Экспериментальные базы исследования Абагинский центр духовности им. У .Г. Нохсорова Амгинского улуса - 220 человек, Культурный центр «Кундэ» с. Кеданда Вилюйского района Республики Саха (Якутия) - 60 человек, Якутский колледж культуры и искусств - 180 человек. Контрольные базы исследования: Дворец культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова - Чуор г. Нюрбы Республики Саха (Якутия) - 180 человек, Досуговый центр «Алгыс» г. Вилюйска Республики Саха (Якутия)- 230 человек, Арктический государственный институт искусств и культуры - 90 человек.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в течение

трех лет в три этапа, с 2009 по 2012 годы.

На первом этапе (2009-2010) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ литературы по данной проблеме; изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих исследователей; проводился подбор методик изучения отношения молодежи к национальным традициям, ценностных ориентации; выявлялись кршерии и показатели сформированное™

представлений о национальных традициях.

На втором этапе (2010-2011) был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стало выяснение влияния оптимальных организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Определены показатели эффективности авторских инновационных технологий, построенных на взаимодействии педагогических средств, форм и методов, обеспечивающих воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России. Проводилась опьггно-эксперименгальная работа по разработке педагогических технологий реализации воспитательного потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России. Дальнейшее исследование проходило на основе внедрения технологического процесса в деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на

основе деятельностного подхода.

Целью эксперимента стало внедрение научного подхода к целостному процессу воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях. Разработанные автором диссертации педагогические технологии были направлены на выявление и устранение внутренних и внешних противоречий, препятствующих повышению эффективности процесса воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода в оптимальных организационно-педагогических условиях, как целостного технологического процесса (А.Д. Жарков). В ходе эксперимента происходила педагогическая рефляция процесса отбора национальных традиций, их соответствия воспитательным функциям, развитию самодеятельных, творческих начал у участников и их национальной идентификации. Общая цель расчленялась на задачи, которые решались в ходе исследования. В эксперименте участвовало 460 человек.

Проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура представлений молодежи о национальных традициях в основной и контрольных группах. Проводился сбор материала о традициях в семейном воспитании, а также выявлялось мнение специалистов.

На третьем этапе (2011-2012) обрабатывались и обобщались результаты исследовательской работы; формулировались и проверялись основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования; осуществлялось оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в:

историческом обосновании социально-культурного значения национальных традиций коренных народов Севера России в воспитании молодежи, научном обосновании организационно-педагогических условий и их реализации в воспитательном процессе молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода;

- раскрытии социально-культурной сущности национальных традиций, которая заключается в передаче последующим поколениям опыта и традиций, ценностных установок, ценностей, определенного мировоззрения, являющихся важным педагогическим условием для совершенствования воспитания молодежи в духе национальных традиций в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода;

- определении высокого педагогического потенциала национальных традиций народов Севера России, которая может служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде на основе деятельностного подхода;

- рассмотрении учреждений культуры как идеальной среды для формирования духовных и моральных устоев, культуры и традиций, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению национальной культуры, возрождению национальных традиций на основе деятельностного подхода;

- доказательстве использования разнообразных технологий деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России, в свободной творческой деятельности с помощью разнообразных средств (устное народное творчество; художественная литература; игра, декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи и др.);

- научном обосновании того, что одним из приоритетных направлений участия молодежи в деятельности учреждений культуры является создание оптимальных организационно-педагогических условий воспитания в духе национальных традиций.

Теоретическая значимость исследования:

раскрыты сущностные признаки национальных традиции коренных Иродов России как педагогического феномена, создающего условия для

—и воспитания молодежи а национГн х традициях, обоснована и уточнена связь воспитания молодец а национальных Традициях с социально-культурной деятельностью на основе

еятельностного подхода в учреждениях культуры;

выявлены теоретические подходы к созданию оргшшзационно-.едагогических условий воспитания молодежи на национальных трщщиях Грешых народов Севера России в современных учреждениях культуры на

0СН0В!—ГТпГфГ и содержание системы —-культурных технолошй воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов

влияния национальных традиций коренных народов Севера России „а воспитание

ФУ— национальных традиций коренных народов Севера России в системе социально-культурных технологий воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода. Поактическая значимость исследования: Рвь—ие опытно-экспериментальным путем технолошй реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных ~ х коренных народов Севера России, которые могут бьпъ использованы Г^ту ь, и „скуссгв „а кафедрах «Социально-культурная деятельность», Хль^рн^досуговая деятельность» и во всех типах учреждении культуры,

У Тагшые РеЗУльта™ диссертационного исследования были использованы при чтении дисциплины «Технология культурно-досуговых программ» на кабедре куль^-рно-досуговой деятельности Московского государственного университета ^с^ьтуры и искусств, на кафедре менеджмента социально-"рноГсферьг вР Арктическом государственном институте искусств и

КУЛЬ"Р:_ полученные в ходе исследования, былгV испо~^

подготовке ряда целевых программ во Дворце культу

им Н.И. Харитонова - Чуор г. Нюрбы, в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюиска

обоснованность результатов исследования опредииются его^>рганизацией, объемами, источниковой и эмпирическои

базами, реальной деятельностью в Досуговом центре «Алгыс» г. Вилюйска, во Дворце культуры «Кыталык» им. Н.И. Харитонова - Чуор г. Нюрбы Республики Саха (Якутия).

Достоверность исследования подтверждается репрезентативностью полученных результатов социологического опроса, интервью, бесед и др. методов и актами о внедрении результатов.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в

следующих формах:

- выступлениях автора на международных, российских, региональных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Художественное образование в культурном пространстве Арктики» (г. Якутск, 26-27 ноября 2009 г.), Всероссийская научно-творческая конференция «Единое пространство культуры Евразии» (г. Якутск, 2-3 декабря 2011 г.), VII Рождественские образовательные чтения «Нравственно ориентированное образование: православные традиции и современность» (г. Якутск, 12-14 декабря 2011г.);

- публикациях статей и тезисов (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).

Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств 2 ноября 2011 г. (протокол № 9).

Положения, выносимые на защиту:

1. Непрерывное развитие общества, распространение достижений науки и техники заставляют национальные культуры реагировать на все изменения, которые постоянно меняют образ жизни, основные занятия, бытовые условия молодого человека. Появление массового производства, современных средств коммуникации вовлекают в сферу индустрии и потребления все большее количество молодых людей. В результате этих трансформаций изменяются образ традиционных занятий, условия жизни и быта. Происходит отказ от старых и появление новых национальных традиций коренных народов Севера России, исчезают традиционные ремесла и промыслы, которые приобретают статус «сувенирных», а традиционные предметы быта и обихода становятся музейными экспонатами.

2. В условиях возрождения национальных традиций ценна роль народных, этнических представлений о том, каким должен быть молодой человек, способный быть носителем национальных традиций коренных народов Севера России, его деятельность, моральные, гуманистические представления могут быть раскрьггы в процессе воспитания молодежи в учреждениях культуры в

оптимальных организационно-педагогических условиях на основе

деятельностного подхода.

3. Национальные традиции коренных народов Севера России обладает высоким педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде.

Идеальной средой дня формирования духовных и моральных устоев, молодежи и развитая национальных традиций являются учреждения культуры, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению и освоению национальной культуры на основе деятельностного подхода.

Деятельность учреждений культуры по сохранению национальных традиций в настоящее время становится действенным средством сохранения языка и уникальных, самобытных традиций, культурного разнообразия. Вместе с тем, важной составляющей национальных традиций коренных народов Севера России являются самобытные народные коллективы, функционирующие на основе деятельностного подхода.

4. Организационно-педагогическими условиями эффективной реализации воспитания молодежи в учреждениях културы на национальных

традициях являются следующие:

- план на основе деятельностного подхода к конструированию содержания процесса включения парциальных программ по приобщению молодежи к национальной культуре в реализацию базовой комплексной программы;

- определение базовых направлений в работе с молодежью, раскрывающих окружение предметами национального характера, использование фольклора во всех его формах (сказания, песни, танцы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление молодежи с народным декоративно-прикладным искусством, ее увлечение национальным изобразительным искусством;

- использование разнообразных технологий воспитания молодежи в деятельности учреждений культуры по развитию устного народного творчества; художественной литературы; игры; народной игрушки, декоративно-прикладного искусства, живописи; музыки; этнические мини-музеев и др.;

5. Приобщение молодежи к национальным традициям народов Севера России не находит достаточного применения в широкой практике работы с молодежью семьями, что разрывает историческую связь поколений. В большинстве случаев использование в семейном воспитании национальных традиций носит стихийный характер, лишь 21% родителей обсуждает национальные традиции коренных народов Севера России. Поэтому задача целенаправленного приобщения к национальным традициям коренных народов Севера России возлагается сегодня и на образовательные учреждения,

учреждения дополнительного образования, учреждения культуры. Именно социально-культурные институты - «государственные, общественные образования (центры, комплексы, учреждения и т.д.), имеющие общественную значимость, с четкой организационной структурой, достаточной временной устойчивостью» могут оказать реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев коренного народа.

6. Создание целостной системы воспитания молодежи на национальных традициях коренных народов Севера России позволяет уделить все большее внимание исследованию проблем истории и теории этнопедагогики, изучение которой невозможно без осознания и осмысления того фактора, что каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, образы жизни. У каждого народа сотни лет существует особенная, укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на целостный технологический процесс, построенный на основе научной концепции А.Д. Жаркова.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, сформулирована гипотеза, определены цель, объект, предмет и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России» посвящена анализу общих концептуальных проблем воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Севера России.

В первом параграфе первой главы «Понятие «национальные традиции народов Севера России»» раскрываются сущностные характеристики этого понятия. Национальные традиции коренных народов Севера России являются важнейшим средством воспитания этнического самосознания молодого человека, осознания им его этнической принадлежности; определяется понятие «коренные народы Севера России»; анализируется общий путь развития национальных традиций народов Севера России по периодам; обозначаются особенности

национальных традиций коренных народов Севера России по географическому положению регионов Севера России и населяющих их этносов.

В работе обосновывается принцип того, что у коренного народа испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов Севера сложилась система обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются в системе этнических норм, определяющих отношение к природе, и в формировании поэзии, добрых обычаев, норм хорошего тона и правил приличия.

Далее диссертантка - анализирует воспитательные функции народной педагогики и делает вывод о том, что главная задача - сформировать у молодежи нравственное сознание, устойчивое поведение и систему чувств, соответствующих современному образу жизни. Все эти цели могут сформировать активную жизненную позицию молодежи.

В исследовании доказывается, что возрождение этических и педагогических традиций коренных народов Севера в настоящее время справедливо воспринимается как инновационный феномен. Их приобщение к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным инновациям. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Национальные традиции осуществляют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность от старших к младшим основывается именно на культивации традиций.

Проблемы влияния национальной культуры на воспитание молодежи нашли освещение в многочисленных работах педагогов советского периода, чьи заслуги в деле становления образования трудно переоценить.

Далее в исследовании анализируется понятие «коренные малочисленные народы Севера России», которое возникло еще в советский период. Постановлениями ВЦИК 1926-1930 гг. в данный разряд были включены 26 этносов Севера вследствие их малочисленности, особого характера традиционного природопользования, полукочевого и кочевого образа жизни, специфического культурного уровня. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. к этой категории дополнительно отнесены алеуты, шорцы, кумандинцы.

Определяется, что коренные малочисленные народы Севера России— народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы.

Показано, что в настоящее время в 28 су&ьекгах Российской Федерации компактно проживают 29 малочисленных народов Севера. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность малочисленных народов Севера составила 244 тыс. человек, причём численность отдельных народов колеблется от 41 тыс. человек (ненцы) до 240 человек (энцы).

В параграфе отмечается, что существует положительная динамика демографических процессов в среде малочисленных народов Севера. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), значительно (на 20 - 70 процентов) выросла численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов, кетов и др. Численность ряда народов сократилась, что объясняется как общей отрицательной демографической динамикой в Российской Федерации, так и выделением в ходе переписи из состава малочисленных народов Севера России самобытных этнических групп, которые стали идентифицировать себя в

качестве самостоятельных народов.

В Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни народов Севера России. Российская Федерация является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера России, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным

кодексом Российской Федерации.

Во втором параграфе первой главы «Педагогический потенциал

современных национальных традиций народов Севера России» рассматриваются вопросы эффективности современных национальных средств сохранения национальных традиций народов Севера России.

Доказано, что педагогический потенциал национальные традиции коренных народов Севера России пока не реализуется в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом населения. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую

педагогическую основу.

Доказывается, что отношение к национальным традициям является одним из условий преемственности исторического опыта народа, сохранения нравственных и этнических основ национального характера у молодежи в учреждениях культуры. Каждый народ в зависимости от исторических условии

прошел своеобразный путь развития, что отразилось на психологии, культуре молодежи: письменности, литературе, искусстве, быте, традициях и т.д.

В параграфе обосновывается, что национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного

воспитания молодежи (В.Г. Бальжиев).

Современные особенности национальных традиций коренных народов Севера России обусловлены климатическими, географическими и экономическими особенностями и определенным укладом жизни, что отражается в классификации: мировоззренчески-ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции и функции; основные - воспитания духовно-нравственных качеств и формирования опыта социально-экономических отношений. В то же время, национальные традиции обладают значительным воспитательным потенциалом. Педагогическую сущность национальных традиций коренных народов Севера России объединяют следующие сущностные признаки: эволюционность, социально-игровая сюжетика, ценностная ориентированность, противоречивость отдельных элементов, практико-ориентированный характер, многофакторность, образовательно-

мировоззренческая направленность, эмоциональная насыщенность, устойчивость. Далее выделяются условия эффективного педагогического использования (вариативность; сценарно-игровая технологичность; ценностно-смысловая интеграция в образовательно-воспитательный процесс; единство воспитательных воздействий школы, семьи и общества; воспитательно-целевая организация; актуализация опыта эмоционально-ценностных отношений; нормативно-

регулятивная направленность).

В параграфе делается вывод о том, что в современных условиях национальные традиции коренных народов Севера России играют важную роль в развитии регулирования различных сторон их жизни на основе деятельностного подхода.

Для того чтобы понять современное состояние национальных традиций народов Севера России необходимо проанализировать общий путь развитая культуры народов Севера, в котором можно условно выделить три периода: период собственно традиционных культур, период включения культуры в систему европейского типа и период формирования собственной письменной традиции (A.C. Борисов).

Обосновывая социально-культурную ситуацию, сложившуюся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, следует отметить, что произошли

„ гатимые »»»сии«: расфсост,™«, сознание людей, корост нтгашт«.

И постоялого проживания коренных малочисленных народов Севера, на ей проживают эвены, эвенки, юкашры, долганы. Реальную помощь в сохГаГн и винной народной культуры, национальных традиций народа могут ГкГГГоциГно-куль^рные институты - государственные, общественные оГГваниГ обладающее социальной значимостью, целенаправленностью, ГнГ;„ Ш1Й ^руктурой, достаточной временной устойчивостью. Суть

состоит в том, ЧТО он объединяет людей в едиГе цеТе для совместной социально-культурной деятельности по социально-культурных потребностей молодежи в учреждениях

^^Анализируется молодёжная социальная группа, жизнедеятельность которой хаоактеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, Х'ён Гю в новые социальные общения, формированием мировоззрения —облик, становлением характера. Полученные данные показывают, чт воспитание на Национальных традициях коренных народов Севера России н о™еятельностного подхода позволяет молодому человеку существовать пригодно-географических и конкретно сложившихся социальных условиях < использованием накопленного багажа своих предков.

использован перВой главы «Современное состояни,

деятельной учреждений культуры по воспитанию молодежи ГГиГьных традициях народов Севера России» рассматриваются основны вопТос Гэтой проблемы, современное состояние деятельное™ учрежден«! Л™ характеризуется широким диапазоном и универсальностью содержали, ^и деальности, создает организационно-педагогические условия развит, Юности через коллективные формы организации молодежи обуславливаю^ Содействие различных веских, социальных, ^Ф«™^ культупных интересов. Гуманистическая направленность деятельност.

к 'р. обеспечивает удовлетворение потребности лнчност: молодого человеГво всестороннем развитии, вступает в противоречие рыночЛи отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и ег

СОДеРоГсделясгся основное назначение учреждения культуры условий ^ удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей фТрм^вХе мотивов поведения, что требует оптимальных организационнс педагогических условий (А.Д. Жарков).

В параграфе анализируется социальное многообразие культурных проявлений, которое интегрируется в понятии «социокультурное», что наиболее полно и адекватно отражает ценностно-смысловые взаимосвязи социального и культурного в целостной системе человек - общность - общество - человечество. В этом контексте социальное отражает главным образом типичные для данного общества способы взаимодействия индивидов, их групп во всех видах

общественных отношении (А.Д. Жарков).

Обосновывается, что в деятельности учреждений культуры феномены «социального» и «культурного» растворены друг в друге, ибо в любом присутствии в социуме человек становится носителем социальных ролей и культурных ценностей. Именно молодой человек является частью социальных структур, отношений и культурных процессов.

В параграфе показано, что в современный период учреждения культуры объединяют молодежь культурными интересами, творческой общественно-значимой деятельностью, которая является фактором формирования личности. В учреждении культуры это задача реализуется несколькими путями. Как отмечает Л.С.Жаркова: «Во-первых, интенсификацией деятельности специалистов, повышением уровня профессионализма и мастерства. Во-вторых, расширением функции актива, ростом самодеятельных начал с молодежью, улучшением организационно-педагогических условий для посетителей и материально-технической базы учреждений культуры. В-третьих, активизацией аудитории учреждений культуры, удовлетворением и развитием культурных потребностей молодежи, а также изживанием потребительских настроений, которые проявляются ее определенной частью по отношению к культуре».

В данном параграфе показано, что идеальным местом формирования духовных и моральных устоев, культуры и традиций являются учреждения культуры, где у молодежи формируется устойчивая мотивация к изучению национальной культуры, возрождению народных традиций. Сегодня каждая программа, организуемая учреждением культуры позволяет добиваться заметного оживления духовно-культурной жизни в Республике Саха (Якутия). Показано, что воспитание молодежи на истории и традициях своего народа закладывает прочный фундамент нравственного здоровья подрастающего поколения. Главной задачей на данный момент является создание системы деятельности учреждений культуры с оптимальными организационно-педагогическими условиями, позволяющей сохранить в молодежи то духовное начало, которое было присуще многим поколениям людей в нашей стране.

Вторая глава «Реализации потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода»

посвящена построению системы организационно-педагогических условии

~ моладежи на национальных традициях народов Севера России, воспитания м Д ^ главы «Технология реализации потенциала

0pra„r„B0HHbIxPylL в™.™ вГ—а

вопросы технолог р обеспе.чиваюшего планирование, управление и

—^o^Zr педантское воздействие, что содержит ГсТ^Г—ь, адекватное ей содержание и способы ее достижения

"TJET-SSU которое проводилось по выборочной совдпн= среда 460 человек опрошенных 247 представлено юношами и 213 - Д^У—

Из общего числа опрошенных 52% посещав различные досуговые псаммы в Гениях культуры, в том числе 42% - с национальной компонентой, упреждениях WP^ анкетных данных обосновывается выделение

"й усвоения национальных традиций. Исходные критерии опред^лис наличием знаний и представлений о традициях, интерес

их характеристики послужили следующие показатели: знание национальных "адици" обычаев; наличие интереса к национальным традициям интереса (продолжительность занятия в творческих ансамблях, студиях ZZloLl объединениях, кружках); внутренняя мотивация выбора

модели в опытно-экспериментальной

работе п« что «"учреждениях культуры кружки, -Р=мод= коллективы любительские объединения охватывают меньшее количество ГодоГ наГления по сравнению с театрализованными■ ппедставлениями - 17%. В кружках преобладает молодежь до 15 лег. Среди ГошГиТевушек до 17 леткаждый пятый (22%) участвует в работе того или Гго кружка. С увеличением возраст такого рода культурная деятельность резко уменьшается среди опрошенных в возрасте 20-24 лет участники кружков со9%, в возрасте 25-30 лет - 8%. Даш.ые о составе кружков подкрепляет Г, 4ю большей частью посетителей учреждений культуры является

УЧаТкаТоДеЖЬчто в процессе досуговой деятельности происходи Формирование привычек, устойчивых форм поведения, и»7е-В-н^зЦге;;де исследования воспитания в духе национальных традиции, на ™

необходимо определить общие вопросы досуга молодежи, где и как проводят — опрошенные респонденты, ответы проанализированы по двум показательным фуппам молодежи - от 15 до 20 лет, от 21года до 30 лет.

20

Полученные результаты свидетельствуют о том, что молодежь в возрасте от 21 года до 30 лет вступает во взрослый период своей жизни, время поисков и находок, формирования менталитета, благополучно выбирается из наиболее неопределенного и опасного возраста. В 21-30 лет уже можно с достаточной долей уверенности прогнозировать собственный жизненный путь и будущее. Отсюда - различие в отношении к окружающему миру, в ценностных ориентациях, в образе жизни, организации быта и досуга.

По итогам описания эксперимента выявлено, что молодежь не очень привлекает возможность организации свободного времени и формы отдыха, которые могут им предложить культурно-досуговые учреждения. 6 из 10 опрошенных отметили, что посещают их лишь изредка; 14% не посещают вообще; лишь примерно каждый 4-й (24%) указал, что часто проводит свой досуг в учреждениях кулыуры и досуга.

Подробно описываются организационные условия эффективной реализации национальных традиций: взвешенный подход к конструированию содержания процесса образования (включение парциальных программ по приобщению молодежи к национальной культуре в реализацию базовой комплексной программы); определение базовых направлений в работе с молодежью. Жанры национальных традиций по-разному осознаются разными возрастами. Фольклор -это эффектное искусство, доступное каждой личности.

Во втором параграфе второй главы «Технология реализации педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России» раскрываются в ходе проведенного эксперимента оптимальные педагогические условия воспитания в духе национальных традиций.

Основными формами, используемыми на данном этапе эксперимента, выступили: самостоятельная деятельность членов любительских клубов по интересам, участников коллективов художественной самодеятельности с планами, программами, формами, социально-культурной средой учреждения культуры. Здесь использовался метод экспертной оценки, с помощью которого осуществлялась проверка творческих работ, выполнение которых предполагало самостоятельное изучение истории, национальных традиций народов Севера. Надежность экспертных оценок достигалась за счет согласованности мнений экспертов: если два любых эксперта (в качестве которых выступали как преподаватели, так и участники группы) одинаково оценивали одну и ту же работу или ответ, то их мнения считались согласованными.

В параграфе показано, что можно выделить 3 группы из контрольной группы. Первая группа демонстрирует высокий уровень усвоения традиций,

характеризующийся более глубокими знаниями о национальных традициях (было названо более 7 позиций), среди данных респондентов наблюдается ярко выраженный интерес к изучению национальной культуры, осознанность выбора досуга. Вторая группа демонстрирует средний уровень усвоения традиций, данные респонденты, несмотря на фрагментарные и поверхностные представления о традициях (2-3 позиции), неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, все же высказывают интерес и удовлетворенность от посещения кружка. Третья группа характеризуется отсутствием интереса к изучению национальной культуры, незнанием национальных традиций (не названо ни одна либо только 1-2 позиции). Как правило, это те, кто посещает досуговые программы менее 1 года.

Однозначно доказано, что вовлечение молодежи в художественное самодеятельное творчество на национальной основе имеет комплексное значение: содействует общему, художественному, нравственному, эстетическому, физическому, умственному развитию; формирует народный дух, этническое самосознание; способствует действенному овладению родным языком, в целом культурой своего народа, а в отдельных случаях становится основой выбора будущей профессии.

В параграфе делается вывод о том, что эффективность работы по приобщению к национальной культуре, использование национальных традиций в воспитании молодежи в значительной мере зависит от педагогической системы целенаправленного применения методик построения национальной культуры. Совершенствование педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях следует рассматривать как субъектно-субъектные отношения.

В третьем параграфе второй главы «Интеграция организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода» рассмотрены вопросы интеграции организационно-педагогических условий воспитательного воздействия и взаимодействия в коллективе, которое создается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Описываются развитие культурной жизни в Республике Саха (Якутия), появление новых форм организации и проведения культурной деятельности и укрепление базового потенциала. Возрождение в последнее десятилетие интереса к национальным традициям было закономерным: сформировалась система высшего образования в культурной сфере, увеличился объем занятий по национальным традициям в детских садах и школах республики. В учреждениях культуры развиваются самодеятельные коллективы, особенно на селе, работаю профессиональные фольклорные коллективы, ведется пропаганда национальных

традиций, фольклорного искусства в средствах массовой информации. В средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля увеличился выпуск специалистов по традиционной национальной культуре. Показано, что на Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) возложены функции не только повседневного обеспечения деятельности учреждений культуры и искусства, но также определения культурной политики, в том числе развития национальных традиций Республики Саха (Якутия). В республике принята комплексная Республиканская целевая программа «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» на 2006-2012 годы».

Обосновано, что свершившиеся в последние десятилетия глобальные социальные и культурные перемены в образе жизни населения Севера, проявившийся в этой связи интерес мировой общественности к культурной самобытности народов Севера России обусловили необходимость проведения особой культурной политики, в частности создания комплексного научно-образовательного центра, способного обеспечить необходимый современный уровень подготовки на месте специалистов культуры и искусства высшей квалификации с учётом специфики национальных традиций отдельных этносов и условий их будущей деятельности. Таким комплексным, многопрофильным центром подготовки на месте специалистов культуры в условиях Севера и для приарктических территорий стал Арктический государственный институт культуры и искусства, открытый в 2000 году в г. Якутске.

Рассматривается необходимость создания целостной системы воспитания на национальных традициях народов Севера Республики Саха (Якутия), показана необходимость подготовки педагогов-просветителей широкого профиля, способных вести воспитательную работу с молодежью. Предложен комплекс факультативных курсов для реализации данной программы на основе изучения национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) для студентов средних специальных и высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность», а также для специалистов учреждений культуры в качестве программ для курсов повышения квалификации.

В заключении обобщаются итоги диссертационного исследования, обосновывается их значимость, анализируются полученные результаты экспериментальной работы, формулируются итоговые выводы. Рассматриваются перспективы дальнейшего исследования проблем, поднятых в работе.

Основные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора объемом 2^6 пл.

Статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Тарасова, В.А. Национальные традиции как средство воспитания молодежи в учреждениях культуры / В.А. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6. - С. 151 -154.

2. Тарасова, В.А. Педагогические условия воспитания молодежи на традициях национальной культуры (на примере Республики Саха (Якутия) / В.А. Тарасова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1. - С. 137 - 140.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Тарасова, В.А. Народ как субъект-носитель национальных традиций / В.А. Тарасова // // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сб. научных статей Вып. 11. - М. МГУКИ, 2011. - С. 126-135.

4. Тарасова, В.А. Деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях // Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 3. - М., 2011. - С. 115-124.

5. Тарасова, В.А. Современные особенности национальных традиций народов Севера России / В.А. Тарасова // Стрельцовские чтения. - 2011. Сб.

материалов чтения - С. 28-35.

6. Тарасова, В.А. Организационные условия воспитания молодежи на традициях национальной культуры в учреждениях культуры / В.А. Тарасова // Вестник Арктического государственного института искусств и культуры. - 2012. -№1.-С. 76-82.

7. Тарасова, В.А. Интеграция организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России (На материале Республики Саха (Якутия))// Образование и культура: научный поиск молодых ученых. Альманах. Выпуск 5. - М., 2012. - С. 180-187.

Подписано в печать 15.02.2012 Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № Типография МГУКИ

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тарасова, Василиса Александровна, Москва

61 12-13/722

Московский государственный университет культуры и искусств

На правах рукописи

Тарасова Василиса Александровна

Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера

России: деятельностный подход

13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной

деятельности

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: А.Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор

Москва-2012

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.............19

§ 1. Понятие «национальные традиции народов Севера России»................19

§ 2. Педагогический потенциал современных национальных традиций народов Севера России...................................................................................37

§ 3. Современное состояние деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России..............................................................................................................59

Глава II. Реализации потенциала организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода.................................................................................78

§ 1. Технология реализации потенциала организационных условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.................................................................78

§ 2. Технология реализации педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России............................................................................................................102

§ 3. Интеграция организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях Народов Севера России...............119

Заключение.....................................................................................................146

Список использованной литературы..........................................................154

Приложения....................................................................................................172

Введение

Актуальность темы исследования. Для коренных народов Севера России национальные традиции являются одним из основных способов самоидентификации и его жизнеспособности в целом. В связи с этим воспитание молодежи на национальных традициях обретает особую актуальность не только как проблема воспитания молодого человека, но и как вопрос исторической перспективы для этих народов, ибо культура делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения -народом,нацией.

В современную эпоху, в контексте глобализационных процессов происходит трансформация и нивелирование традиционных культурных ценностей, становится необходимым активизация деятельности учреждений культуры по совершенствованию организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России. Именно в учреждениях культуры в ходе творческой деятельности в рамках различных коллективов, студий, ансамблей происходит эффективное воспитание молодежи, формируется ее осознание принадлежности к родной культуре, появляется мотивация к изучению народных традиций. Однако в реальности деятельность учреждений культуры с молодежью акцент все более смещается с воспитательных функций на функцию развлечения.

Усилившийся в последнее время научный интерес к изучению педагогического аспекта деятельности учреждений культуры и специфики их работы с разновозрастными группами населения также свидетельствует об актуальности данной проблемы.

Социально-культурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия прошлого века, повлияла на позитивные изменения: раскрепостилось сознание молодежи, резко возросла ее инициатива и самостоятельность. Нарушив сложившуюся систему вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, коренные народы Севера России стали

з

осуществлять самостоятельные пути развития и решения проблем культуры. Это активизировало культурные процессы на местах, дало свободу творческого самовыражения и возможность выбора приоритетов развития культуры и искусства. На этом фоне новый всплеск интереса к национальным традициям народов Севера России объясняется тем, что национальные традиции стали основным маркёром отличительности народов.

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов расселения и постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера, на её территории проживают эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи. Важнейшей составной частью государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) является политика государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных народов Севера и исчезающих этносов, в культурном положении которых наиболее остро отражаются проблемы, порожденные как историческим прошлым, так и трудностями адаптации к условиям рыночных преобразований. В период кардинального изменения общественного строя России, разрушения старой нормативной базы декларируется приоритет правовых норм. Основополагающими документами для этого служат Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В области сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) приняты Законы «О языках в Республике Саха (Якутия)», «О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)»; Республиканские целевые Программы: «Память Якутии на 2002-2006 гг.», «Культура Республики Саха (Якутия) (20012005 гг.)»; «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2009-2011 годы», «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 годы» по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы, Указы Президента Республики Саха (Якутия) «О создании международного

4

аудиовизуального фонда о народах Севера», «Об открытии Арктического государственного института культуры и искусств»; Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) «О поддержке развития народного творчества в Республике Саха (Якутия)» и многие другие нормативно-правовые акты.

Степень разработанности проблемы. Еще в XIX веке С.А. Рачинский, В.Я. Стошин, К.Д. Ушинский отмечали необходимость опоры воспитания на специфические национальные особенности личности, детерминированные этнически направленной культурной средой. Учитывать опыт народной педагогики призывали П.П. Блонский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. В исследованиях последних лет фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки осуществлено в работах Г.Н. Волкова. Педагогический потенциал традиционной народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях М.М. Громыко, Т.А. Пигилова.

В этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традиций как элементов социального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др.; показаны их характер и механизмы функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, В.Б. Власова, А.И. Лучанкин, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, И.В. Суханов и др.), роль в духовной жизни, процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э.В. Соколов, А.К. Уледов и др.).

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф.Ф. Королева, Е.М. Медынского, В.А. Сухомлинского, М.Ф. Шабаева и др. Этнопедагогический потенциал национальных традиций

5

представлен в работах Р.К. Габитовой, З.Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондаревской, В.В. Макаевым, JLJI. Супруновой, В.К. Шаповаловым и

др.

Технологии использования народных традиций в образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н.П. Едыговой, Е.В. Кузнецовой, И.О. Поповой и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю.С. Тюнниковым, Ф.Ф. Харисовым и др.; в трудовом воспитании -Б. Апышевым и др.; в военно-патриотическом воспитании - H.H. Михневым, в нравственном воспитании - В.Г. Балжиевым, Г.И. Батуриной, Ж.Г. Бешимовым, Ф.В. Даминдаровой и др.; в духовно-нравственном воспитании - P.C. Исрафиловым; применительно к вопросам социальной регуляции поведения - О.И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г.И. Батуриной, K.JI. Лисовой, Г.Ф. Суворовой.

В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций и отсутствуют работы, анализирующие деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях.

В работах А.И. Лучанкина, Г.В. Палаткиной, А.К. Уледова, Н.П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует отметить, что в представленных вариантах слабо просматривается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента воспитания.

В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиций по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к

социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминдарова, В.Д. Плахов и др.).

Этнокультурные особенности национальных традиций в контексте педагогической практики народов Севера исследовали еще с XVIII века: О.Н. Бетлинг, H.A. Виташевский, В.М. Ионов, А.Ф. Миддендорф, Э.К. Пекарский, B.JI. Серошевский, И.В. Худяков, Е.М. Ярославский и др. Об этом пишут и известные писатели-фольклористы Якутии: А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, чьи произведения носят научно-исследовательский и в то же время зрелищный характер настоящей действительности народных традиций.

Ценными и актуальными материалами по изучению традиций малочисленных народов Севера обладают работы этнографов Г.М. Василевич, A.B. Головнева, М.А. Жорницкой, E.H. Романовой, В.А. Туголукова, Д.А. Функа и др.

Большой интерес представляют труды авторов, изучающих процессы духовного развития народов Республики Саха (Якутия): М.Н. Борисова, У.А. Винокуровой, Ф.С. Донского, М.Е. Николаева, А.Г. Новикова, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, В.В. Федорова.

В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогике (В.Ф. Афанасьев, М.И. Баишева, A.A. Григорьева, A.B. Мордовская, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконешникова, Г.С. Попова, И.С. Портнягин, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев и др.).

Познание народной культуры народов Якутии нашло отражение в исследованиях A.C. Борисова, Е.Г1. Винокуровой, B.C. Никифоровой, К.Д. Уткина, Ю.И. Шейкина.

Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, A.A. Гордон, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, A.C. Каргин).

7

В научный анализ теории и практики социально-культурной деятельности большой вклад внесли А.Д. Жарков, JI.C. Жаркова, A.A. Жаркова, A.C. Картин, Ю.Д. Красильников, В.Н. Нилов, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, H.H. Ярошенко и т.д.

Назревшая необходимость разработки организационно-педагогических условий в деятельности учреждений культуры по воспитанию молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода, обусловили название темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России: деятельностный подход».

Объект исследования - воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России.

Предмет исследования - процесс создания организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода.

Цель исследования - изучить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России на основе деятельностного подхода и определить технологические принципы их реализации в учреждениях культуры.

В соответствии с поставленной целью предполагается выполнение следующих задач:

- уточнить понятие «национальные традиции народов Севера России»;

- теоретически обосновать социально-культурную сущность национальных традиций народов Севера России и выявить их педагогическую значимость в воспитании молодежи на основе деятельностного подхода;

- выявить педагогический потенциал организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России;

- раскрыть опытно-экспериментальным путем и внедрить технологию реализации организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры;

- определить эффективность организационно-педагогических условий воспитания молодежи в учреждениях культуры через приобщение к национальным традициям народов Якутии в условиях учреждений культуры;

- выработать практические рекомендации по внедрению организационно-педагогических условий воспитания молодежи на национальных традициях народов Севера России в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что национальные традиции оказывают прямое и опосредованное воздействие на деятельность учреждений культуры по воспитанию молодежи наиболее эффективно при создании оптимальных организационно-педагогических условий. Эффективность данного процесса будет значительно выше, если специалисты овладеют научной концепцией профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

Методологическая основа исследования. Изучение технологии культурно-досуговой деятельности основано на идее взаимодействия ценностно смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий) и деятельностного подхода к деятельности учреждений культуры (А.Д. Жарков).

Теоретическую основу исследования составили: теория деятельности (А.Н. Леонтьев, М.С. Каган, Н.Ф. Талызина); психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов),

9

теория педагогического процесса как творчества (М.В. Аверьянов, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Я.А. Пономарев, В.А. Сластенин), теория воспитательного воздействия (Г.А. Захаров, A.A. Кирсанов, И.М. Чередов). Теория культурно-досуговой деятельности базируется на идее взаимодействия ценностно-смысловой сферы личности (Л.И. Божович, A.A. Леонтьев, М.С. Яницкий). Фундаментальное обоснование содержания и сущности этнопедагогики как науки (Т.Н. Волков), педагогический потенциал традиционной народной культуры (М.М. Громыко, Т.А. Пигилова) составили теоретическую основу исследования.

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение, моделирование процесса воспитания молодежи с использованием национальных традиций коренных народов Севера России; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и их последующая обработка в ходе социально-педагогического эксперимента. Комплексность исследования позволила выяснить состояние организационно-педагогической деятельности, где критерием является культурный уровень молодежи, посещающей учреждения культуры. Определить общие и частные характеристики обследуемого объекта в процессе воспитания на национальных традициях удалось в процессе социологического исследования и позволило выявить динамику воспитательного воздействия национальных традиций коренных народов Севера России на организационно-педагогическую деятельность в учреждениях культуры. Анализ педагогической и социально-культурной литературы позволил разработать и применить инновационные культурно-досуговые технологии к процессу воспитательного воздействия национальных �