Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Жиркова, Зоя Семеновна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Якутск
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Жиркова, Зоя Семеновна, 1998 год

Введение.

Глава

Теоретические основы совершенствования деятельности школ народов Севера

1.1. Проблема развития образования в философской науке.

1.2. Психолого-педагогические подходы к совершенствованию деятельности общеобразовательных школ.

1.3. Социально-экономические, демографические условия функционирования школ малочисленных народов Севера.

Выводы по главе.

Глава

Пути и способы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера

2.1. Опытно-экспериментальное исследование деятельности школ малочисленных народов Севера.

2.2. Социально-педагогические условия совершенствования типов и видов школ малочисленных народов.

2.3. Пути и способы возрождения языка, культуры народов Севера в деятельности школ.

2.4. Этническая педагогика народов Севера как основа совершенствования деятельности общеобразовательных школ.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера"

Происходящие в России общественно-политические, социально-экономические преобразования не могут не затрагивать школы, которая должна функционировать в соответствии с ними. Обращенность системы образования на формирование нового человека определяет структуру и содержание образования, обеспечивая личностно-ориентированную модель общего среднего образования.

Человековедческие науки установили единство, целостность психофизической природы человека и условий его развития, что ориентирует на переосмысление многих педагогических канонов, на новое определение цели, задач, содержания, технологии обучения и воспитания. В качестве основы целей образования провозглашаются общечеловеческие ценности, куда ведет ребенка прежде всего постижение ценностей своего народа, своей нации, своей родины.

Актуальность исследования проблемы определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, школа как живой общественный организм имеет свои специфические черты и действует в определенном социальном окружении, что обуславливает присущие только ей облик, стиль работы и направление развития. Школы малочисленных народов Севера являются глубинно сельскими, что вбирает в себя одновременно географическое и социальное понятие. Ее роль в новых социально-экономических условиях неизмеримо возрастает в деле обучения и воспитания молодежи, решения задач социального развития села. Для этого она должна обеспечить создание социальной и культурной среды для разностороннего развития личности детей.

Во-вторых, функционируя в своеобразной социальной среде, школы малочисленных народов Севера развиваются адекватно ей, в частности, традиционному укладу жизни, одним из проявлений которого является производственное и бытовое кочевание. Кочевая жизнь - это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих веков, не имеющая аналогов в мире. Основным достижением кочевой жизни является создание, сохранение и приумножение олен-не-охотничьей культуры как составную часть циркумполярной культуры этносов, живущих по побережью Северного Ледовитого океана.

Когда мы говорим об обновлении и совершенствовании национальной школы, то имеем в виду не собственное развитие школы, а формирование и развитие национальными школами человека - представителя конкретного этноса, носителя национальной культуры, продолжателя традиций народа. И через развитие этого человека в целом о развитии народа. Поэтому национальная школа должна быть рассмотрена с той позиции, что она лишь инструмент развития народа, а не цель его.

Состояние исследования проблемы. Трудов, посвященных изучению быта, жизни, культуры, образования народов Севера, достаточно много. Феномен оригинального, традиционного уклада жизни малочисленных народов, живущих в суровых экстремальных природно-климатических условиях, вызывал живой интерес у целого ряда отечественных и зарубежных исследователей-ученых, как В.Г.Тан-Богораз, М.А.Кастрен, В.А.Роббек, Ю.Б.Стракач, В.А.Туголуков, Л.Я.Штернберг, А.П.Щапов, А.И.Якобий и др.

Важное значение для изучения темы имели работы специалистов, занимающихся различными аспектами социально-педагогической основы деятельности школ малочисленных народов Севера. И мы прежде всего опирались на труды В.Ф.Афанасьева, Л.И.Ванчиц-кой, М.Г.Воскобойникова, Д.А.Данилова, И.Г.Истомина, Ф.Ф.Крон-гауз, П.И.Леонтьева, Н.И.Мелякова, Л.Н.Мукаевой, Н.Д.Неустрое-ва, Т.Т.Саввинова, Г.Ф.Севильгаева, А.Д.Семеновой, З.П.Тюменце-вой, Л.И.Федоровой и др. Мы также опирались на труды, раскрывающие теоретические положения и практические рекомендации по этнопедагогике (Д.М.Бурхинов, Г.Н.Волков, О.Д.Мукаева, Я.И.Хан-биков, К.С.Чиряев и др.).

Однако в настоящее время нет фундаментальных исследований, посвященных целостному изучению и объективному анализу состояния деятельности школ малочисленных народов Севера с учетом сегодняшних реалий, как организация системы обучения и воспитания детей, живущих в полиэтнической среде или в местах компактного проживания, ведущих кочевой, полукочевой образ жизни, требующий учета специфических особенностей их быта, труда и микросреды, а также осуществление личностно-ориентированной, адаптивной модели обучения.

Теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: "Социально-педагогические основы совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера".

Объект исследования - педагогическая деятельность школ Крайнего Севера.

Предмет исследования - социальные и педагогические условия совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера.

Цель исследования - разработать рациональные условия и способы организационно-педагогического обеспечения деятельности школ малочисленных народов Севера.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой оптимальное функционирование школ малочисленных народов Севера может быть достигнуто в том случае, если будут обеспечены:

- соответствие типов и видов школ производственному, хозяйственному, бытовому укладу жизни населения;

- адекватность структуры учебного года, режима деятельности школы своеобразию природных условий и связанной с ним хозяйственной деятельности людей;

- организация педагогического процесса для формирования личности гражданина ой>в ременного цивилизованного общества с учетом этнической психологии и положительных традиций воспитания народов Севера;

- обогащение учебных программ и содержания учебно-воспитательной работы региональным материалом, содержащим философию, материальную и духовную культуру аборигенных народов Севера;

- овладение языком национальности в начальной стадии его изучения на уровне разговорной речи, впоследствии - на уровне литературного языка.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- на основе историко-логического анализа и социально-педагогической характеристики деятельности школ малочисленных народов Севера выявить ведущие тенденции их развития;

- определить рациональные для северных этносов, ведущих традиционный уклад жизни, специфические социально-педагогические условия совершенствования деятельности школ;

- построить адекватные этой специфике типы и виды школ как открытой социальной системы с адаптированной, личностно-ориен-тированной моделью обучения и воспитания, отличающейся гибкостью и отвечающей быстро меняющимся социальным, экономическим и педагогическим условиям.

Методологической основой исследования явились: философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, об активной роли человека в познании и преобразовании окружающей среды, продуктом которой он является; концептуальные положения о развитии общественных отношений, целостном подходе к изучению явлений; теория этногенеза; принципы личностно-ориенти-рованной педагогики, а также социальной педагогики гуманистической направленности.

Теоретическую основу исследования составили: основополагающие труды великих педагогов, мыслителей Я.А.Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Каптерева, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили и др., творчество каждого из которых оказалось заметным этапом в развитии гуманистических, демократических традиций воспитания и обучения, в которых ребенок рассматривается как личность, а принцип природосообразности обоснован как незыблемый; идеи социальной педагогики о взаимодействии личности со средой А.С.Белкина, В.Г.Бочаровой, Дж.Дьюи, А.А.Захаренко, Я.Корчака, А.Левина, Р.А.Фахрутдиновой и др.; концепция развития школ малочисленных народов У.А.Винокуровой, В.А.Роббека; концепция обновления и развития национальной школы в республике Саха Е.П.Жиркова.

В исследовании применялись методы исследования, адекватные его предмету:

- теоретический, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ социально-философской, психолого-педагогической, методической литературы, документальных, архивных источников и материалов, научных исследований по проблемам школ малочисленных народов Севера, теории управления, организации учебно-воспитательного процесса;

- сбор и обработка этнопедагогических материалов в полевых условиях, собранных с помощью аудио-видеомагнитофонных, стенографических записей бесед с долгожителями и сказителями;

- социолого-педагогические измерения с помощью таких методов, как наблюдение, анкетирование, моделирование, интервьюирование, анализ диагностичеких заданий, сочинений, творческих работ, рисунков учащихся на заданные темы;

- анализ учебно-методической литературы (программ, букварей, книг для дополнительного чтения, учебников истории, природоведения, биологии), используемой в школах народов Севера;

- изучение и обобщение опыта учителей, коллективов, руководителей школ народов Севера;

- изучение и обобщение воспитания детей коренных народностей Севера в условиях современной семьи по приобщению к культуре, языку и традиционным видам труда;

- опытно-экспериментальная работа.

Исследование проводилось с 1989 по 1997 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1989-1990 гг.) - поисковый. Его можно назвать этапом вхождения в тему. На данном этапе изучалась и анализировалась философская, социологическая, этнографическая, историческая, психологическая, педагогическая литература по проблеме, осмысливалась практика работы школ малочисленных народов, в т.ч. многолетний личный опыт работы в школах народов Севера. Завершением первого этапа явилось создание модели организационно-педагогического обеспечения школ аборигенных народов Севера, формулировка темы, цели и рабочей гипотезы исследования.

Второй этап (1991-1995 гг.) - опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего и формирующего этапов, по изучению и совершенствованию организационно-педагогических условий и способов деятельности эвенской, эвенкийской, юкагирской школ. Апробированы положения разработанной нами исходной модели организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательной работы школ малочисленных народов Севера. Выявлены и скорректированы условия рационального организационно-педагогического и методического обеспечения деятельности школ аборигенных северных народов.

Третий этап (1996-1997 гг.) - количественная и качественная обработка собранного материала о развитии школ малочисленных народов и результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка теоретических выводов и практических рекомендаций. Литературное оформление диссертационного исследования.

Базой исследования явились северные улусы, где проживают в основном в полиэтнической среде малочисленные народы Крайнего Севера, а также регионы компактного проживания малочисленных народов в Олекминском, Алданском, Нерюнгринском улусах. Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах с.Тополиное (Томпонский улус), с.Улахан-Чистай (Момский улус), с.Жиганск (Жиганский улус), с.Нелеман (Верхнеколымский улус), с.с.Андрюш-кино, Колымское (Нижнеколымский улус), с.с. Кутана и Хатыстыр (Алданский улус), с.Иенгра (Нерюнгринский улус), с.Киндигир (Олекминский улус).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

- изучены и определены социально-педагогические условия совершенствования деятельности школ малочисленных народов Севера, заключающиеся в учете традиционного уклада быта, труда и хозяйствования аборигенных народов Крайнего Севера, в проектировании и программировании адекватного ему сети и видов общеобразовательных учреждений, целей, содержания и структуры образования, педагогических технологий, в кооперировании образовательной системы с другими отраслями социальной и производственной сфер, в удовлетворении многообразных образовательных потребностей личности человека современного цивилизованного общества;

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены, с одной стороны, вариативная модель организационно-педагогического обеспечения школ малочисленных народов Севера, с другой, оптимальная в условиях их жизнедеятельности система адаптированного, личностно-ориентированного обучения и воспитания, обуславливающая развитие каждого учащегося, исходя из образовательных запросов личности и семьи, потребностей и перспектив социально-культурного развития сельской местности Севера, а также социальное формирование творческой, самостоятельной, саморазвивающейся личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает возможные пути, рамки развития школ малочисленных народов Севера как составной части системы образования, содержит практические рекомендации по совершенствованию школы в соответствии с социально-экономическими условиями, по установлению тесных связей обучения детей коренной национальности с традиционными промыслами и современным производством, использованию в учебно-воспитательтной работе прогрессивных традиций и обычаев северных народностей.

Выявленные в ходе исследования социально-педагогические условия, содержание и структура, основы совершенствования деятельности северных школ позволяют успешно применять их на практике повсеместно, творчески адаптируя их с учетом местных этнических, духовно-нравственных, культурно-экономических, морально-правовых особенностей. Результаты настоящего исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями, руководителями национальных школ, а также образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку педагогических кадров.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров и методов исследования, позволяющих раскрыть характер процессов зарождения, становления, совершенствования деятельности северных школ, прогнозированием тенденций развития школы в новых социально-экономических, культурно-национальных условиях, личным участием диссертанта в опытно-экспериментальной работе, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, целенаправленным системным анализом массовой практики, передового опыта и полученных выводов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации излагались на коллегии Министерства образования республики, в выступлениях перед работниками органов народного образования, руководителями школ, учителями, перед общественностью, родителями. Содержание исследования докладывалось на республиканском региональном совещании "Формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников" (г.Нерюнгри, 1995 г.), на научно-практической конференции "Основные направления разработки учебных программ и учебников нового поколения по языкам и литературам" (г.Якутск, 1995 г.), на республиканских педагогических чтениях (1992, 1995 гг.), на семинаре учителей родных языков народов Севера Якутии, Чукотки и Магаданской области (1991 и 1996 гг.), на конкурсах методических пособий и творческих работ по изучению Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в школе (1993 и 1994 гг.), на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и соискателей Якутского госуниверситета (1995, 1996, 1997 гг.).

На. защиту выносится концепция развития школы малочисленных народов Севера, предусматривающая:

- школу как один из важнейших социальных факторов, способствующих возрождению языка, культуры исчезающего малочисленного северного этноса;

- вариативные модели школы как открытой социальной системы, созданные в соответствии со спецификой производственной деятельности аборигенов, традиционного уклада их жизни;

- регионализацию структуры учебного года, режим деятельности школы, определяемую своеобразием хозяйствования оленеводов и охотников, функционирующего в непосредственной зависимости от природно-климатических факторов;

- личностно-ориентированную, адаптивную модель обучения и воспитания, осуществляемую преимущественно путем погружения, индивидуально-консультативные, самостоятельно-творческие формы занятий, субъектное участие учеников в производственной, бытовой, общественной деятельности социума;

- развитие школы аборигенных народов как национальной, где обучение и воспитание осуществляется на двуязычной (многоязычной) основе, где изучение языка национальности совершенствуется от бытового разговорного уровня до литературного, и которая формирует личность человека - носителя этнической культуры, представителя своего народа, гражданина современного цивилизованного общества.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе

Национальная школа малочисленных народов Севера - это школа, в которой:

1. Ведется работа по обучению детей на их национальном языке, по сохранению национальной культуры, нравственных ценностей, традиций и духовности нации. При этом передача культурного наследия от старших поколений подрастающим строится от близкого к далекому: от воспитания на традициях семьи, отчего дома, родного края, республики до страны, ее близких и дальних соседей.

2. Созданы условия для формирования личности человека, осознающего себя представителем своего этноса, носителем национального самосознания, который, выражая образ, традиционный уклад жизни народа, исповедуя нравственно-этические нормы северной морали, по мере взросления может брать на себя ответственность за судьбы своего народа.

3. Труд рассматривается как центральный фактор в преобразовании человека, используются его возможности для ориентации учащихся на творческий стиль жизни и деятельности, на развитие их способностей и одаренности, самокритичное и требовательное отношение к себе, своей деятельности, на лучшие образцы труда, творчества, искусства, на профессионализм. Законы социальной жизни и динамика изменений ценностей предполагают усиление степени гармонизации между индивидуальной самореализацией личности и значимого для нее труда.

4. Формирование личности современного человека дополнено формированием экономического мышления ребенка, под которым понимается познание сущности экономических явлений, объектов, предметов, их закономерностей. Экономическое мышление способствует гармоничному развитию способностей и умений положительно проявлять себя в разных видах человеческой деятельности, свободно переходить из одной сферы труда в другую, иметь свой стиль экономического поведения, свои взгляды и интересы, т.е. воспитание свободного человека, человека - хозяина.

5. На основе социально-демографической, особенно языковой ситуации в местах компактного проживания малочисленных народов Севера неправомерно ставить вопрос обучения всех детей северных народов на национальном языке. В данной ситуации показали свою эффективность и школы, в которых обучение ведется одновременно на двух (эвенском и русском, эвенкийском и якутском, эвенкийском и русском) языках в зависимости от языка доминантной группы.

Заключение

Проведенное нами комплексное изучение функционирования школ малочисленных народов Севера показало, что их деятельность, организованная с учетом современных тенденций развития образовательной системы и региональных условий, способна решить задачи, поставленные в новом идеале образования. Эти задачи связаны с более экономичной организацией обучения и воспитания с точки зрения времени, усилий и средств, с более высокой результативностью педагогического процесса, с максимальным развитием интеллектуального потенциала человека, его способностей к самореализации, самостановлению.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, раскрывающей закономерности развития личности и образовательной системы в целом, позволили разработать следующие методологические позиции, определяющие наш принципиальный подход к изучению предмета исследования:

- система образования производит не вещей и услуг, а самого человека, создавая условия для его постоянного самосовершенствования; школа - открытая социально-педагогическая система - развивается под влиянием природных, экономических, социальных, национально-демографических факторов;

- организация школы, педагогического процесса в ней определяется такими положениями, как «личность формируется в контексте общечеловеческой культуры», «человек - представитель конкретного этноса, являющегося частицей единого организма человеческого», «формирование его психологических свойств, личностных качеств происходит в заданных жизненных ситуациях в соответствии с установившимися общественными и межчеловеческими связями»;

- совершенствование структуры, режима деятельности школы с учетом региональных условий направлено на обогащение духовного мира детей путем расширения их общественных отношений, на обеспечение свободы как основного условия развития личности, что предполагает отсутствие системы подавления, поощрение творческой инициативы, признание высокой самоценности человека;

- успешное формирование личностных и гражданских качеств человека осуществляется в жизненных ситуациях, системе человеческих отношений исторически сформировавшейся социокультурной среды, что предполагает широкое использование в педагогическом процессе положительных традиций народного воспитания;

- уделяя внимание на национальное своеобразие, принципиально важно, чтобы национальная окрашенность содержания, технологии педагогического процесса не препятствовала выводу школьников в широкий многонациональный, поликультурный мир.

Разработанные теоретико-методологические положения предусматривают в развитии образования учет природных, экономических, социальных, демографических условий проживания малочисленных народов Севера. Основные виды производственной деятельности и связанный с ними кочевой образ жизни создали уникальную циркумполярную цивилизацию, своеобразную, не имеющую аналогов в мире северную олен-но-охотничью культуру, определяющую специфику социальной инфраструктуры в арктической зоне. Своеобразие уклада жизни, формы хозяйствования и коллективного выживания в экстремальных условиях Севера выражается в родовом и общинном самоуправлении арктических малочисленных народов.

Историко-этнографические труды, статистические данные, текущие материалы в официальных документах, собранный эмпирический материал свидетельствуют об упадке традиционных отраслей хозяйства - оленеводства, охоты, рыболовства, о снижении рождаемости и повышении смертности, о высоком уровне ассимиляции аборигенных народов Севера, о низкой степени сохранности их этнических признаков. Все это стало возможным в результате нарушения законов их быта, жизнедеятельности, грубого вмешательства, искусственного насаждения других стереотипов бытия в северные регионы. На общеобразовательную школу малочисленных народов Севера возлагается сложная задача - способствовать возрождению языка, культуры аборигенных народов, сохраняя и развивая культурные ценности, представляющие общезначимые достижения цивилизации, одновременно раскрывая уникальность и самобытность каждого ребенка.

Обобщение опыта и проведенная опытно-экспериментальная работа, раскрывающая организационно-педагогические пути и способы рациональной деятельности школ малочисленных народов Севера, на которых помимо чисто образовательных функций возлагается решение широких социальных задач, связанных с возрождением культуры, языка аборигенных народов Севера, в целом подтвердили положения выдвинутой гипотезы и выявили следующее.

В арктической зоне республики понятие «школа малочисленных народов Севера» весьма относительное: такая школа возможная лишь в местах компактного проживания аборигенных народов, и то там редко можно найти мононациональную школу. Уровень и направленность национального самосознания людей, а также реальные межнациональные отношения в регионе обуславливают интернациональную школу. Население считает нецелесообразным разделение школы по национально-культурным основаниям.

В этой связи характер проведенного исследования определяет наш подход к регионализации образовательной системы, что значительно отличается от других. В данное понятие каждый автор вкладывает свое отношение к той или иной педагогической проблеме, смысл которого, на наш взгляд, сводится к местничеству. Е.П.Жирков настаивает на том, чтобы обучение детей велось исключительно на родном национальном языке, воспитание - на традициях национальной культуры. А.П.Оконеш-никова (как видно из программы воспитательной работы «Эркээйи») исходит из того, что основу формирования личности детей составляет художественно-эстетическое воспитание на национально-этнических традициях. Наш подход к регионализации образования - не стремление выпячивать своеобразие жизни, быта, культуры какого-либо этноса как самоцель, а введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования. Другими словами, обогащение педагогического процесса данной спецификой, а его организацию осуществлять с опорой на лучшие традиции воспитания в народе.

Различные виды общеобразовательных школ, такие, как кочевая школа-сад, школа в родовых общинах, стационарная школа с филиалами в родовых общинах, стационарная школа с гибким построением учебного процесса обуславливаются природно-географической спецификой регионов проживания малочисленных народов, своеобразием их хозяйственной деятельности, инвариантностью образовательных потребностей национальных общностей. Анализ проведенной работы показывает, что каждый вид школы выполняет возложенные на него социально-педагогические функции, когда его организационная структура, режим деятельности, содержание, технология педагогического процесса соответствуют традиционному укладу жизни, быта, хозяйствования и тесно взаимосвязаны с реальной жизнедеятельностью населения, осуществляют развитие национального языка, культуры в условиях открытости к поликультурному миру, к языкам, культуре других народов.

Возрождение языка, культуры малочисленных народов Севера - это широкая общественно-политическая, социально-педагогическая задача. Ее решение возможно через повышение национального самосознания аборигенного населения путем пропаганды, распространения его духовного богатства, его своеобразия, неповторимости как основы циркумполярной цивилизации в мировом пространстве. Общеобразовательная школа решает эту задачу, проводя обучение местных жителей их национальному языку, вводя национальный язык как предмет изучения в учебные планы детского сада и школы, различные интегрированные курсы, приобщающие школьников к национальной культуре, языку, истории, организуя педагогический процесс в открытой социальной среде, когда обучение и воспитание «встроены» в систему производственных и жизнеобеспечивающих процессов.

Опытно-экспериментальная работа также выявила, что своеобразие социально-демографической, особенно языковой, ситуации в местах проживания малочисленных народов Севера не позволяет ставить вопрос обучения всех детей северных народов на их национальном языке. Как показала проведенная работа, школа малочисленных народов может решить возложенные на нее задачи и тогда, когда обучение ведется одновременно на двух (например, на эвенском и русском, эвенкийском и русском, эвенкийском и якутском) языках в зависимости от языка доминантной группы.

Таким образом, поставленные в работе задачи решены и разработана концепция развития школ малочисленных народов Севера, которая предусматривает, что школа имеет реальные возможности способствовать возрождению языка, культуры северных этносов, что вариативность ее типов и видов, структура учебного года, режим деятельности обуславливаются спецификой производственной деятельности, традиционным укладом жизни аборигенов, что личностно-ориентированная модель обучения и воспитания обеспечивается путем погружения, индивидуально-консультативных, самостоятельно-творческих форм занятий, через субъектное участие школьников в производственной, бытовой, общественной деятельности социума, что школа как национальная развивается на двуязычной (многоязычной) основе, где изучение языка национальности совершенствуется от бытового до литературного уровня и где формируется личность человека - представителя своего народа, гражданина современного цивилизованного общества.

Мы далеки от мысли, что решены все организационно-педагогические проблемы школ малочисленных народов Севера. Требует дальнейшего изучения ряд вопросов, связанных с учебными планами, учебными пособиями, кадровым обеспечением, с дальнейшим совершенствованием типов школ, их структуры и с другими проблемами организации образования в арктической зоне страны.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Жиркова, Зоя Семеновна, Якутск

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991. -300 с.

2. Агаев А.Г. Закономерности социалистического развития народностей в СССР. Махачкала, 1965. 286 с.

3. Азаров Ю.И. Радость учить и учиться. М.Политиздат, 1989,- 335с.

4. Айпин Е. Ханты или Звезда Утренней Зари. М.Молодая гвардия,1990.

5. Алексеев А.А. Забытый мир предков: Очерки традиционного мировоззрения эвенов северо-западного Верхоянья. Якутск:Ситим, 1993. -94 с.

6. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1968. 290 с.

7. Алькор (Кошкин Л.П.). Вопросы создания и развития национальных литературных языков народов Севера: Языки и письменность народнотсей Севера. M.-JI., 1934, 1939. 64 с.

8. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. 1996. №15.18.

9. Анисимов А.Ф. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л., 1936.195 с.

10. Антропова В.В., Раевский Д.С., Чвырь Л.А. Традиционная культура: содержание, понятия и этапы эволюции // Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М.: Наука, 1987. С.53-56.

11. Арсеньев В.К., Титов Е.И. Быт и характер народностей Дальневосточного края. Хабаровск-Владивосток, 1928. 83 с.

12. Арутюнян ГА. Педагогическая мысль в Армении и русская прогрессивная педагогика. Ереван, 1984. 295 с.

13. Асломов А. Ценность и цена знаний (с точки зрения психолога) // Коммунист. 1990. № 16. С.66-68.

14. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск:Кн.изд-во, 1966. 184 с.

15. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск:Кн.изд-во, 1979.- 184 с.

16. Афанасьев И.Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания. М.:НИИ нац.проблем образования, 1995.

17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. М.Педагогика, 1989. 560 с.

18. Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. Л.:3везда, 1936. 134 с.

19. Базанов А.Г. Первые шаги советской власти в области строительства школ (1917-1930 гг.) // Просвещение на Крайнем Севере. Л., 1967. Вып.15. С.27-41.

20. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.

21. Бацын В.К., Емич М.Б., Кузьмин М.Н., Сусоколов А.А. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. М., 1995.

22. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.:Просвещение, 1964. 135 с.

23. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.:Прогресс, 1986. 422 с.

24. Бердяев Н.А. Самосознание. Опыт философской автобиографии. М.:Книга, 1991. 445 с.

25. Бескина P.M., Чудовский В.Э. Воспоминания о будущей школе. М.:Просвещение, 1993. 223 с.

26. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. 1915. №4.

27. Блонский П.П. Как изучать школьника. М.,1929.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. Т.1. 304 с.

29. Богданов А.А., Лапина И.А. Формирование нового человека // Педагогика. 1993. № 3. С.96-100.

30. Богораз В.Т. Игры малых народностей Севера. М., 1949.

31. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.:Наука, 1981.

32. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.:Наука, 1983.

33. Бугаева А.Л. Использование прогрессивных традиций народной педагогики в воспитании учащихся // Просвещение на Крайнем Севере. Л.Просвещение, 1985. № 22. С.96-101.

34. Бугаева А.Л. Особенности традиционного воспитания детей ненцев, эвенков и чукчей на Крайнем Севере. Л.:Просвещение, 1987. № 23.

35. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ:Бэлиг, 1993,- 136 с.

36. Василевич Г.М. Древнейшие охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сб. музея антропологии и этнографии АН СССР. M.-JL, 1957. Т.17.С.151-185.

37. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.:Педагогика, 1983. 144 с.

38. Вдовин И.С. Актуальные проблемы этнографии аборигенного населения Сибири и Севера. Этнографические аспекты изучения современности. М.:Наука, 1980.

39. Верин Л.Н. Развитие общеобразовательной школы на Колыме и Чукотке (1917-1969 гг.). Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1970. 16 с.

40. Вернадский В.И. Избранные сочинения. М.:АН СССР, 1960. Т.1.-136 с.

41. Вентцель К.Н. Свободное воспитание и свободная школа. 1907/1908. №7.

42. Винокурова У.А. Сказ о народе саха. Якутск.Бичик, 1994,- 143с.

43. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск:Сахаполиграфиздат, 1997. 102 с.

44. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. М.: НИИ нац.проблем образования, 1992. Вып. 1-3.

45. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары, 1970. 80 с.

46. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1971. 376 с.

47. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1976. 326 с.

48. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары, 1979. 446 с.

49. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Педагогика. 1989. № 7. С.98-105.

50. Волков Г.Н. // Народное образование Якутии. 1993. № 2.

51. Вопросы психологии учебной деятельности школьников / Под ред.Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. М.:АПН РСФСР, 1962.-287 с.

52. Вопросы языка и фольклора народностей Севера. Якутск: ЯФ СО АН, 1972.-274 с.

53. Выготский Л.С. Избранные психологические сочинения / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия. М.:АПН РСФСР, 1956. 519 с.

54. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1960.

55. Гальперин П.JI. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.:Изд-во МГУ, 1972. 202 с.

56. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку,1970.

57. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. -471 с.

58. Гнатенко В.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев :Вища школа, 1984.

59. Горбунова-Посадова Е.Е., Кистяковская М.М. "Дом свободного ребенка". Первый опыт свободной трудовой школы. М.:Гос. изд-во, 1923.

60. Гумилев Л.Н. Этносы в ландшафтах // Человек и природа. 1988. № 10. С.78-89.

61. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая стена. М., 1989.

62. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.- 501 с.

63. Гумилев Л.Н.,Панченко Л. Чтобы свеча не погасла. Л., 1990.

64. Гурвич И.С. Культура северных якутов-оленеводов. М.: Наука, 1977.-248 с.

65. Гуртуева М.Б. Идеи воспитания в башкирском фольклоре и их отражение в практической деятельности народов. Автореф.дисс.на со-иск.учен.степ.канд.пед.наук. Баку, 1969. 25 с.

66. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. 288 с.

67. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.:Педагогика, 1986. 240 с.

68. Даждамиров А.Ф. Нация и личность. Баку, 1976.

69. Даждамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография. 1977. № 3.

70. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск, 1990. 77 с.

71. Данилов Д.А., Макаров Е.Д. Формирование экологической культуры в сельской школе. Якутск:Бичик, 1996. 80 с.

72. Детский сад в Японии (опыт развития детей в группе). М.: Прогресс, 1987. 239 с.

73. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири. М., 1960. 622 с.

74. Древнейшие поселения Урала, Западной Сибири. Свердловск,1989.

75. Дуткин Х.И. Программа и хрестоматия по развитию речи для эвенских дошкольных учреждений и для родителей, ведущих кочевой образ жизни. Магадан, 1993. 55 с.

76. Дуткин Х.И. О воспитании детей в семье эвенов // Народное образование Якутии. 1992. № 2. С.25-26.

77. Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Красноярск, 1994. 182 с.

78. Дьяченко В.К. Диалоги об обучении: О переходе на демократическую систему обучения по способностям. Красноярск: Изд-во Красноярск. унив-та, 1995. 216 с.

79. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). Статьи и материалы конференции. М.: Просвещение, 1992. -239 с.

80. Еремин С.Н., Траскунова М.М. Проблемы воспитания и образования молодежи // Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии. Вып.2. Новосибирск:Наука, 1984. С.28-32.

81. Золотарев A.M. Из истории этнических взаимоотношений на северо-востоке Азии // Известия Воронежского пединститута. 1936. Т.4.

82. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири 18 в. M.-JL, 1947.83 с.

83. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 19 нач.20 вв. M.-JI., 1954.

84. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение // Дифференциация как система. М., 1992. 4.1. С.43-63.

85. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.:Педагогика, 1991,- 256 с.

86. Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания. Материалы педагогических чтений. Якутск:Изд-во ИПКРО, 1996. 111 с.

87. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.:Педагогика, 1975. 15 с.

88. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социо-логический аспект. Новосибирск:Наука, 1989.

89. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М.Арсеньева. М.:Педагогика, 1982. 704 с.

90. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

91. Карнышев А.Д. Социально-психологические механизмы управления в школе. Красноярск, 1990.

92. Кейметинова О.Н. Методика обогащения словарного запаса учащихся начальных классов на уроках эвенского языка. Автореф. дисс.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. М., 1992. 20 с.

93. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. С.84-89.

94. Кон И.С. Открытие "Я". М„ 1979.

95. Кон И.С. Этнография детства. М., 1980.

96. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей // Социальная психология. 1975 № 6. С.141-153.

97. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства // Советская педагогика. 1981. № 9. С.49-54.

98. Концепция общего среднего образования. М., 1991.

99. Костяшкин Э.Г. Тенденция развития взаимосвязи школы и среды // Советская педагогика. 1982. № 3.

100. Красная книга народов // Материалы учредительной конференции. М„ 1992. 4.1. С.16-17.

101. Кривоногов В. По переписям не значатся // Северные просторы. 1995. № 1. С.22-24.

102. Кривошапкин А.В. Земля предков / Пер. с эвенского В.Федорова. Якутск:Сахаполиграфиздат, 1995. 112 с.

103. Кронгауз Ф.Ф. Вопросы строительства советской школы народов Крайнего Севера. М., 1947.

104. Крупская Н.К. Педагогические соч. в 10 т. Т. 1. М., 1957.

105. Крысыко В.Г., Дергач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. М., 1992.

106. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразно-сти и возрождение школы // Педагогика. 1995. № 2. С. 14-20.

107. Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. № 5. С.12-18.

108. Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.:Новая школа, 1993. 47 с.

109. Ларичев В.Е. Пещерные городки. Новосибирск:Наука, 1980.242 с.

110. Лебедев В.Д. Язык эвенов Якутии. Л.:Наука, 1978.

111. Лебедева Ж.К. Эпические памятники народов Крайнего Севера. Новосибирск:Наука, 1982. 113 с.

112. Лихачев Б.Т. Философия образования. Спецкурс. М.:Про-метей, 1995. 282 с.

113. ИЗ. Лекторский В.А. Идеалы и реальности гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С.22-29.

114. Личность, семья, школа / Под ред. С.Г.Вершловского. СПб, 1996.-219 с.

115. Малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия). Информационный сборник. Якутск, 1994. 121 с.

116. Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы. Сб.научн.трудов. Якутск.ЯНЦ СО РАН, 1993. 98 с.

117. Малых народов не бывает. М.Молодая гвардия, 1994.

118. Мальчуков А.Л. Структура простого глагольного предложения в эвенском языке. Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.канд.пед. наук. Л., 1989. 23 с.

119. Маркс Ф., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.:Госпо-литиздат, 1956.

120. Марфусалова А.Д. Школы завтрашнего дня // Республика Саха. 3 сентября 1992 г.

121. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / Сост. Г.М.Василевич. Л., 1936. Вып.1. 290 с.

122. Материальная и духовная культура народов Сибири // Сб. музея антропологии и этнографии. Л.:Наука, 1988.

123. Меляков Н.И. Прогрессивные традиции народов Севера в воспитании учащихся // Советская педагогика. 1994. № 5. С.56-61.

124. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка. М.:ТОО "Монтессори-центр", 1993.

125. Мукаева Л.Н. Социально-педагогические проблемы становления и развития калмыцкой национальной школы. М., 1995. 213 с.

126. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста:Джангар, 1995. 156 с.

127. Мультикультурное образование. Материалы международной конференции. Якутск:Изд-во ИПКРО, 1996. 143 с.

128. Мухина B.C. Рождение личности. М., 1984. 288 с.

129. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. 1988. № 4. С.44-52.

130. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1993. № 3. С.42-49.

131. Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения. Сб.статей. Якутск:Сахаполиграфиздат, 1994. 103 с.

132. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск, 1990. 146 с.

133. Никифоров A.Jl. Общее и индивидуальное в деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.:Политиздат, 1990. С.53-59.

134. Новые модели образовательных учреждений. М.:Новая школа, 1994.-48 с.

135. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред.Б.С.Гершунского. М.:Педагогика, 1990. 224 с.

136. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 121 с.

137. Попова У.Г. Эвены Магаданской области. М.Наука, 1981.303 с.

138. Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. №6. С.3-11.

139. Проблемы и тенденция развития школы в современном мире. М., 1988.

140. Программа обучения и воспитания детей в духе предков для 14 классов кочевой школы народов Севера. М.,1993. 46 с.

141. Просвещение на Крайнем Севере. Сб. в помощь учителю школ Крайнего Севера / Сост. А.Л.Бугаева, С.Н.Самойлова. СПб: Просвещение, 1992. 336 с.

142. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.:Педагогика, 1990.624 с.

143. Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии / Под ред. Г.М.Василевич. Л.:Наука, 1971. 330 с.

144. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.:Педа-гогика, 1976. 368 с.

145. Рычков К.М. К вопросу о вымирании северных народностей России // Сибирские огни. 1923. № 1-2. С.180-189.

146. Севильгаев Г.Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Л., 1972. 419 с.

147. Сем Ю.М., Винокурова В.В. Сказки народов Севера. М.: Просвещение, 1992.

148. Семейная обрядность народов Сибири. Опыт сравнительного изучения. М.:Наука, 1980. 240 с.

149. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и окружающей среды. М.Знание, 1986. 80 с.

150. Семенова А.Д. Приобщение учащихся к труду Севера. Пособие для учителя. Якутск, 1990. 73 с.

151. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока / Сост. Т.Б.Митлянская. М.:Просвеще-ние, 1983.-256 с.

152. Соколова З.П. Перестройка и судьба малочисленных народов Севера//История СССР. 1990. № 1. С.155-156.

153. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. №6. С. 10-22.

154. Стракач Ю.Б. Трудовое воспитание у малых народов Сибири в связи с развитием промыслово-оленеводческого хозяйства. Авто-реф.дисс.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. Новосибирск, 1963.

155. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М„ 1976.-215 с.

156. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. Киев, 1975. 236 с.

157. Сухунов Х.Х., Величук А.П. и др. Типовая модель национальной школы. Первоначальный вариант. М., 1994.

158. Тамбиева З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного поколения // Советская педагогика. 1980. № 5. С.114-120.

159. Традиционная культура малочисленных народов Севера и современность. Тезисы научно-практической конференции. Якутск, 1996. -48 с.

160. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сб. НИИ этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР / Отв.ред. И.С.Кон. Л.:Наука, 1988.-225 с.

161. Трубников Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения // Вопросы философии. 1978. № 2.

162. Туголуков В.А. Этнические корни тунгусов // Этногенез народов Севера. М., 1980. С. 152-176.

163. Туголуков В.А. Эвены // Этническая история народов Севера. М„ 1982. С.155-168.

164. Тульвисов Н.В. Типы мышления и традиционные занятия. Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. 194 с.

165. Турченко В.Н., Колесников А.Ф., Борисова Л.Г. Эффективность образования. М.:Педагогика, 1991. 272 с.

166. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогизации учебно-воспитательной работы в национальной школе (на материале Ханты-Мансийского автономного округа). Автореф.дисс.на соиск. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1993. 21 с.

167. Умом и сердцем. Мысли о воспитании / Сост. Н.И.Мона-хов. М.:Политиздат, 1989. 368 с.

168. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. М.:Новая школа, 1995. 464 с.

169. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. М., 1974. 554 с.

170. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.:Педа-гогика, 1990.

171. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.:Педагогика, 1990. 160 с.

172. Фирсов Б. Этнос и экологическая культура // Общественные науки. 1988. №3.

173. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. 1995. № 2. С.78-83.

174. Франки В. Человек в поисках смысла. М.:Прогресс, 1990. 295с.

175. Фрейд 3. Психология бессознательного / Сост. М.Г.Яро-шевский. М.:Просвещение, 1990. 448 с.

176. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.:Прогресс, 1988.

177. Ховратович Б.М. Так говорят в Сибири. Красноярск, 1964.

178. Ходаков Г.К. Психолого-педагогические подходы в решении школьных проблем. Якутск:Изд-во ИСКРО, 1992. 54 с.

179. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л.: Наука, 1969. 439 с.

180. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. 1991. № 12.

181. Шабалина З.П. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интеграционные курсы? // Начальная школа. 1989. № 7.

182. Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутова О.Н. Воспитание: Новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания. М.:Луч, 1993.-300 с.

183. Швырев B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии. 1985. № 6. С.44-56.

184. Шевлякова ЕД. Экологическое воспитание школьников средствами региональной литературы. Пособие для учителя. СПб: Просвещение, 1992. 207 с.

185. Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера / Отв.ред. И.С.Гурвич. М.:Наука, 1987.

186. Эвэдыл дентур, икэл-дэ. Якутск, 1960. 52 с.

187. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:Пе-д агогика, 1989.

188. Эпос охотских эвенов. Зап.Н.П.Ткачик. Якутск, 1986.-304 с.

189. Языки народностей Севера: лексика, топонимика. Сб.науч. трудов. Якутск:ЯФ СО АН, 1988. 80 с.

190. Ямбург Е. Разработка и запуск новой модели школы // Народное образование. 1991. № 2.

191. Янбулатов Х.Х. Особенности воспитания в школах и интернатах Крайнего Севера. Учебное пособие. М., 1980. 107 с.