автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов
- Автор научной работы
- Омельянюк, Наталия Юрьевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1999
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.05
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Омельянюк, Наталия Юрьевна, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Возникновение и эволюция литературно-музыкального салона как формы культурного общения
§1. Предпосылки возникновения салонов, их развитие и влияние на культурную среду
§2. Специфика проведения салонных мероприятий в дореволюционной
России
§3. Использование элементов салонной культуры в деятельности музеев-салонов, музыкальных клубов и обществ
Глава II. Организационно-педагогические условия деятельности литературно-музыкальных салонов в сбвременных условиях.
§1. Развитие литературно-музыкальных салонов как средство формирования культуры личности
§7. Научно-педагогические основы использования салонных форм в практике учебных заведений
§3. Совершенствование воспитательно-просветительских функций современного салона и повышение роли камерных форм общения и возрождении духовной элиты общества
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов"
Актуальность проблемы. Современная социально-культурная ситуация характеризуется утратой многих преемственных связей и традиций, сложившихся в отечественной культуре. В этой связи перед обществом остро стоит вопрос о необходимости духовного возрождения России и обращения к ее историко-культурному опыту.
Настоящее исследование посвящено литературно-музыкальным салонам, деятельность которых в России на рубеже XVIII - начала XIX в.в. характеризовалась исключительной интенсивностью и являлась одним из факторов эстетического воспитания личности.
Нам представляется, что салоны как форма культурного общения не утратили своей актуальности на современном этапе. В этой связи возникает необходимость, с одной стороны, проведения исторической аналогии и обращения к ценному опыту прошлого, многие черты которого за последние десятилетия были утрачены, с другой/ - объективной интерпретации и возрождения традиции салонного искусства применительно к нашей действительности.
Развитие салонных форм, в частности, епсхчЮстконлли* формированию подготовленной слушательской аудитории. Наличие последней является необходимой предпосылкой успешного социального функционирования музыки и смежных гидов искусств.
В двадцатом во ко механизм расширения кругл подготовленной аудитории был частично утрачен, вследствие чего илстуши;.-отчуждение значительной части потенциальной пуоликн о классической музыки. В настоящее время идет активный поиск новых форм и путей взаимодействие исполнителя со слушателем, которые помогли бы изменить ход этого процесса.
Традиционно решение данной проблемы связано с уменьшением дистанции между музыкантом и слушателем при усилении творческой активности последнего, а, следовательно, с интенсивным развитием искусства малых форм, в том числе салона.
В салонах происходит удовлетворение коммуникативных потребностей личности. Актуальность данного процесса обусловлена исключительной важностью решения задачи воспитания человека с гармонически развитыми потребностями и интеросами. Для этого, в частности, необходимо учитывать тот факт, что салонное искусство построено главным образом на основе многообразных форм общения, посредством которых осуществляется нравственное и культурное воспитание личности и что не менее важно - формирование подготовленной слушательской аудитории.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, изменение исторически сложившихся установок общества приводит к смене приоритетов. В условиях радикального изменения духовной сферы происходит изменение традиционных культурных нейтрон, которые не в состоянии удовлетворить изменяющиеся культурные запросы.
Во-вторых, традиционные учреждения культуры (рл'.ч'нни кратковременный контакт с аудиторией) по степени воздействия на слушателей заметно уступают салонам, которые имеют более или менее постоянную аудиторию, камерный v-a.n и продстлшык'т -.чч'ои камерную люрительеклю форму объединения людей.
В-третьих, салоны по уровню доступности и недорогешкшы ь большей степени оправдывают себя, по сравнению о традиционными учреждениями культуры.
В-четвертых, в настоящее время намечается тенденция превращения учреждений культуры из монофункциональных в полифункциональные. Салоны характеризуются полифункциональностью, рассчитаны на различную аудиторию и выполняют другие многообразные функции.
В-пятых, до настоящего времени в научной литературе практически не отражены возможности использования салона для обучения и формирования культуры личности. В данной работе сделана попытка восполнить этот информационный пробел.
Литературно-музыкальный салон как одна из важных форм культурного общения, в нашем понимании не утратил своей актуальности на современном этапе. Более того, нам представляется, что в определенной степени процесс развития этой камерной формы получает новый импульс.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросам деятельности литературно-музыкальных салонов посвящены работы М.И.Аронсона [9], М.И.Аронсона и С.А.Рейсера [10], Н.Л.Бродского [125], А.И.Брудного [34], М.О.Гершензона [ 54] , О.В.Глаголевой [61], Ю.М.Лотмана [132,133], В.В.Муравьева [149], Б.М.Эхенбаума [229] и др. Источниками информации о наиболее известных салонах являются воспоминания современников (Н.А.Белозерской [24]; Н.В.Берг [25]; В.А.Гиляровского [55,56]; П.А.Вяземского [45,46, 47]; А.Е.Измайлова [86]; К.Д.Кавелина [93]; А.И. Кошелева [110]; А. В. Никитенко [153,1.-4]; Д.М.Погодина, [164]; А.Н.Пыпина [170]; Д. Н. Свербеева [i;;5]; Ю.Н.Тынянова [210,211]; А.Ф.Тютчевой [212]; С.С.Уварова, [213] и др . ) .
Исследованию камерного любительского музицирования уделяется большое внимание в работах Е.Ю.Артемовой [11], Б.В.Асафьева [12,13,15], М.А.Герасимовой-Персидской [51,52], Б.В.Доброховой [69], Е.И. Мокряк [148], Д.В.Сарабьянова [184], Л.П.Смирнова [188]; Е.Н.Сраго [200], В.И.Шередеги и В.С.Турчина [223] и др.
В трудах Б.Г.Ананьева [3], Л.И.Божович [28], А.Г.Ковалева [104], А.Н.Леонтьева [120], А.Ф.Лосева [128,129,130], посвященных общим проблемам педагогики, психологии и философии, отражены различные аспекты деятельности литературно-музыкальных салонов. В них раскрываются психологические и педагогические закономерности человеческой деятельности. Исследованием мышления занимались А.В.Брушлинский [36], С.Л.Рубинштейн [17 9]. Вопросы психологии искусства освещены в трудах Л.С.Выготского [42,43], Г.Л.Ержемского [75,76], Е.В,Назайкинского [151] и др.
В той или иной мере вопросы, связанные с деятельностью литературно-музыкальных салонов, рассматривались трудах, посвященных работе культурно-просветительских учреждений.
В трудах А.И.Арнольдсва [6,7], Ю.А.Стрельцова [202],
B.Е.Триодина [206,207,208] анализируются функции, основные сферы, принципы, методы и направления культурно-просветительной работы. Теории и практике организационной деятельности клубных объединений посвящены публикации В.А.Разумного [172, 173],
C.Н.Иконниковой [87, 102], Н.В.Кирпушевой [99], Ю.Н.Кротовой [114], Е.И.Смирновой [189], Ю.А.Стрельцова [202] и др. В них осуществлена культурологическая интерпретация тенденции развития клубов и других самодеятельных объединений в современных условиях.
Проблемы деятельности самодеятельных художественных объединений освещены в трудах Т.И.Баклановой [19,20,21], В.Г.Велединского [40], А.С.Картина [97], Е.И. Смирновой [190].
Важным аспектом деятельности салонов является удовлетворение коммуникативных потребностей личности. Большое внимание решению данной проблемы уделяли многие авторы /Б.Г.Ананьев [3], Л.П.Буева [38], Л.С.Выготский [42,43], А.Г.Здравомыслов [81], М.С.Каган [95], А.Н.Леонтьев [120], К.К.Платонов [162,163], С.Л.Рубинштейн и др. [180,181], Э.В. Соколов [194], П.М.Якобсон [231]/.
Проблема эстетического воспитания широко освещена в педагогической и научно-популярной литературе /Гончаренко Т.И. [63], Гончаров И.Ф. [64], Н.И.Засуха и Ю.И.Засуха [80], Д.Б.Кабалевский [91,92], А.Н.Сохор [198], М.П.Щетинин [226]/.
В работах Д.Б.Кабалевского [91], В.А.Сластенина [177], Б.М.Теплова [204] изложены основные положения педагогики и психологии музыкального обучения. Большое внимание проблемам музыкального просветительства уделяется в трудах Б.В. Асафьева [12] .
Проблеме формирования интересов учащихся посвящены работы психологов /Б.Г.Ананьева [3], Л.И.Божович [28], А.Н.Леонтьева [120], В.Н.Мясищева [150], С.Л.Рубинштейна [179]/, педагогов /Ю. В. Шарова [770], Г .И. Щукиной [7771/, социологии
1 А. Г'. Здравомыслова [81], А.Н.Сохорл [1Ц8]/, Вопросы организации литературных музыкальных вечеров в средних учебных наведениях освещены в монографии Л.П.Бессонова [26].
Приведенный перечень свидетельствует о том, что, за исключением небольшого количества публикаций, интерес к литературно-музыкальным салонам носил, как правило, сопутствующий характер и выявлялся в процессе решения тех иных исследовательских задач, прежде всего связанных с деятельностью камерного любительского музицирования и самодеятельных художественных объединений.
Существенным недостатком многих имеющихся публикаций, посвященных деятельности литературно-музыкальных салонов, являются эмпиризм и односторонняя политизация оценок в угоду идеологическим стереотипам.
Цель исследования заключается в разработке педагогических основ организации литературно-музыкальных салонов и обосновании роли и места последних среди камерных форм в современных условиях.
Объектом исследования является салон как малая форма культурного общения.
Предмет исследования: процесс деятельности салона в аспекте его педагогических и просветительских функций.
R качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что: литературно-музыкальный салон, как камерная форма общения, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами организации культурно-просветительской деятельности; проведение салонных мероприятий в педагогических учреждениях может выступать в качестве перспективного пути повышения эффективности процесса обучения и формирования культуры личности;
- создание в салоне психологической установки на успешное исполнительство, использование в учебном процессе различных нетрадиционных форм камерного общения и организация рекреационно-просветительской деятельности учащихся будут способствовать развитию их творческой активности и повышению уровня исполнительского мастерства.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его основные задачи:
1. Выявить исторические корни и основные этапы развития литературно-музыкальных салонов в России.
2. Проанализировать и обобщить опыт деятельности наиболее видных современных салонов, их роль в пропаганде и развитии различных искусств.
3. Разработать педагогические основы организации деятельности литературно-музыкальных салонов в современных условиях.
4. Выявить эффективность деятельности экспериментальных литературно-музыкальных салонов в формировании культуры личности.
5. Выработать рекомендации по расширению форм воздействия салонов на процесс обучения и развития культурных потребностей различных слоев населения.
Методологической основой исследования явились философские работы Л.П.Буевой [37,38], М-С.Кагана [95], А.Н.Леонтьева ['1/0], Э.В. Соколова [194], теория личности А.Г.Ковалева [104], В.Н.Мясищева [150], К.К.Платонова [163], посвященные изучению различных аспектов человеческой деятельности; теория исторической изменчивости содержания терминов как основы исгорико-теоретического подхода, изложенного в трудах А.Ф.Лосева [131); положения об жтипной роли iickV'-.-th.i и эстетическом воспитании личности и формировании ее важнейших свойств и качеств, которые рассмотрены в работах С.Л.Рубинштейна [180,181], Д.Б.Кабалевского [91] и др.
В настоящем исследовании использованы разработки психологов (Л.С.Выготского [42,43], С.Л.Рубинштейна [181,182], Б.М.Теплова [204], П.М.Якобсона [231]) о личности и ее формировании. В музыкальной педагогике эти проблемы нашли отражение в трудах Б.В.Асафьева [12,13,14,15], В.В.Медушевского [141], И.В.Назайкинского [151].
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация литературных источников и научных исследований, посвященных деятельности литературно-музыкальных салонов; психолого-педагогические методы исследования (метод наблюдения, экспертные оценки, собеседование); опытно-экспериментальное исследование, проведение формирующего педагогического эксперимента;
Организация исследования.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1994-1995 гг.) изучалась научная и научно-методическая литература, архивные материалы, рассмотрены основные этапы развития салонов, а также особенности проведения салонных мероприятий в России.
На втором этапе (1995-1997 гг.) проходила опытно-экспериментальная работа. Обобщен опыт деятельности современных клубов, музеев и обществ с элементами салонной культуры.
Проведены интервьюирование 8 творческих руководителей салонов и клубов, а также социологический опрос участников и посетителей, в котором приняли участие 339 человек. В анкетировании приняли участие представители различных возрастных групп и слоев населения.
Педагогический эксперимент проводился на базе «Салона искусств, Тверская, 14» с участием студентов Музыкального колледжа им. Гнесиных с целью выявления возможностей салона для подготовки обучаемых к концертной деятельности, а также для развития общей музыкальной культуры слушателей салона.
При проведении эксперимента использовались психолого-педагогические методы исследования. До эксперимента, после проведения первого и второго салонов, а также после окончания эксперимента (на экзамене) экспертами из числа преподавателей ставились оценки по следующим параметрам: психологическая устойчивость к концертному выступлению, степень готовности к концертному выступлению, техника исполнения и артистичность исполнителей. Параллельно с экспериментальной группой проводилась сравнительная оценка этих параметров в контрольной группе, занимающейся по традиционной методике.
Для оценки использовалась трехбалльная шкала (отлично, хорошо, удовлетворительно) . После окончания эксперимент;! проведена статистическая оценка результатов, рассчитаны средние баллы, динамика параметров представлена в виде диаграмм. До и после окончания эксперимента проводился социологический опрос преподавателей, обучающихся и слушателей.
Выявлялись методические аспекты организации, а также педагогические условия совершенствования деятельности литературно-музыкальных салонов в современных условиях.
В экспериментальных исследованиях принимали участие студенты Музыкального колледжа им. Гнесиных, Московского государственного музыкально-педагогического колледжа им. Ипполитова-Иванова, Института современного искусства, Музыкально-педагогического института им. Рахманинова, Университета им. Державина, Заревской общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов.
На третьем этапе (1997-1998 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, проводилась их статистическая обработка. Были разработаны рекомендации для создания организационно-педагогических условий, в которых достигается оптимальное соотношение самореализационной и воспитательной функций литературно-музыкальных салонов; подведены итоги опытно-экспериментальной работы.
Базами исследования явились литературно-музыкальные салоны, клубы и общества при Государственном музее гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского, при библиотеке №12!?, при ДК Московского института инженеров транспорта (МИИТ1, при Физическом институте РАН, при музейно-выставочном комплексе Тамбовского высшего военного авиационного инженерного учил:гл;л, при Заревской общеобразовательной школе, при ДК «Дрч~кба».
Научная новизна: Р работе представлено определение литературно-музыкального салона через призму новой социальнекультурной ситуации и в связи с этим проведено наполнение понятие салена новым содержанием. В работе подчеркнута роль творческого руководителя салона, под влиянием личностных характеристик которого и происходит организация салона.
Впервые всесторонне изучен процесс возрождения традиций музыкально-литературных салонов, показано влияние последних на эстетическое воспитание и формирование личности.
Выявлены основные особенности салонов новой исторической генерации, которые выполняют ряд дополнительных функций, которые не свойственны салону в традиционном понимании этого явления.
Доказано, что с учетом сложной социальной и психологической обстановки в современном обществе педагогические и просветительские направления деятельности салонов приобретают все большее значение в процессе обучения и формирования общей культуры личности. В связи с этим можно говорить о салоне как о дополнительной форме обучения.
Установлено, что в случае апробации программы в салоне происходит создание установки на успешное исполнительство. При этом может усиливаться психологическая устойчивость к концертной деятельности. Таким образом, салонное исполнение может выступать эффективным средством психологической адаптации к публичным выступлениям.
Практическая значимость подтверждается непосредственным использованием полученных материалов в практике работы литературно-музыкальных салонов на Пазе Государственного музея гуманитарнох'о центра «Преодоление» им. Н. А. Островского; при музейно-выставочном комплексе Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища, других действующих салонах и клубах Москвы, Тамбова и Московской области.
Основные положения диссертационной работы могут быть основой для создания лекционного курса «Использование литературно-музыкальных салонов в педагогической практике». Результаты исследования могут использоваться при организации литературно-музыкальных салонов на базе общеобразовательных и музыкальных школ, колледжей и ВУЗов. В ходе исследования проведена работа по расширению сферы деятельности литературно-музыкальных салонов среди различных групп населения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Использование элементов салонной культуры в работе самодеятельных художественных объединений представляет широкие возможности для возрождения духовной элиты общества, способствует формированию подготовленной слушательской аудитории, а также уменьшению дистанции между исполнителем и слушателем при усилении творческой активности последнего.
2. Создание литературно-музыкальных салонов при учебных заведениях способствует интенсификации культурно-просветительской работы, а именно, оптимизации процесса развития исполнительского мастерства, удовлетворению коммуникативных потребностей и более полному раскрьпчми творческого потенциала учащихся.
3. Использование салона как формы дополнительного обучения является важным условием достижения оптимального баланс.) самореализационной и воспитательной функций деятельности учебных заведений. В связи с этим, представляетеч целесообразным привлечение учащихся к работе в литературно-музыкальных салонах.
Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; репрезентативностью результатов исследования, отражающих современное состояние деятельности литературно-музыкальных салонов; применением комплекса методов, позволяющих в полной мере осветить роль и место салонов среди камерных форм в современных условиях и выполнить поставленные задачи.
Апробация результатов исследования: Основные положения диссертационной работы доложены на международной научно-практической конференции молодых ученых «Новые пути наук о культуре» (Москва, 1995), республиканской научной конференции молодых ученых «Человек и духовные ценности» (Москва, 1996), II Державинских чтениях (Тамбов, 1996), на международной научно-практической конференции «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения» (Москва, 1997).
Автор выражает сердечную признательность научному руководителю Е.И.Максимову, благодарит Т.И.Бакланову, И.А.Николаева, В.М.Каслина, Г.Л.Эпштейна и Л.С.Кауфман за большую помощь в работе.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория, методика и организация социально-культурной деятельности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях обретение способности к продуктивным контактам, взаимопониманию, умению устанавливать уважительные отношения с близкими людьми и достойные отношения с окружающими приобретают все большее значение. В настоящее время в российском обществе проблема становления духовной культуры и творческого потенциала личности на фоне социально-экономического кризиса и изменения системы ценностей становится весьма актуальной. Период стремительных социально-политических и экономических преобразований общества сопровождается социальной дестабилизацией. Для современной России характерны пестрота, мозаичность реальных тенденций развития общества (гуманизация и становление рыночных отношений, коммерциализация науки и искусства, кризис в области культуры) на фоне изменения мировоззренческих установок людей и их ценностных ориентаций.
В этих условиях особенно важна психологическая адаптация личности к происходящим переменам и как следствие тяга людей к камерным формам общения, ярким проявлением которых являются литературно-музыкальные салоны.
Анализ закономерностей развития деятельности литературно-музыкальных салонов на протяжении нескольких столетий, а также обобщение опыта работы видных современных клубов камерной классической музыки (с элементами салонной культуры) позволяет уточнить систему понятий вышеуказанных явлений художественной культуры.
Руководствуясь основными положениями теории исторической изменчивости содержания терминов [131] как основы историко-теоретического подхода, в работе разграничена система понятий: салон, клуб, кружок. В исследовании дано определение музыкального салона сквозь призму новой социально-культурной ситуации и в связи с этим проведено наполнение понятия литературно-музыкального салона новым содержанием с усилением коммуникативной функции салона. Это позволяет говорить о трансформации приоритетов традиционного литературно-музыкального салона и создании на его базе новой формы общения.
На основе обобщения литературных источников выявлены специфические черты литературно-музыкальных салонов и показано их большое влияние на развитие литературы и искусства в России на протяжении XIX века. Среди отличительных особенностей российских салонов по сравнению с зарубежными аналогами следует выделить более значительную роль хозяйки салона, более широкий спектр искусств, представленных в деятельности салонов, меньшую степень политизированности собраний.
В послереволюционный период салоны в их традиционном виде перестали существовать, но многие камерные любительские формы использовали элементы салонной культуры в своей деятельности. К таковым относятся клубы и общества при музеях, предприятиях, учебных заведениях и по месту жительства. Эти камерные формы имели различный масштаб своей деятельности: от общегородских мероприятий до собраний жителей одного двора. В настоящее время наблюдается процесс возрождения литературно-музыкальных салонов, которые сохраняют многие традиции дворянской культуры.
В связи с происходящими в стране изменениями все большую актуальность приобретает использование салонных форм для обучения и развития культуры личности. Внедрение разработанных теоретических положений в практику работы ряда образовательных и культурных центров показало более высокую эффективность использования салонов, по сравнению с традиционными формами обучения и формирования культуры личности.
В результате изучения тенденций изменения камерно-бытовых форм и закономерностей деятельности литературно-музыкальных салонов в современных условиях установлено их значительное влияние на эстетическое воспитание личности, и как следствие, на формировании культурной среды.
Особый интерес представляет возможность комплексного воздействия на участников салона, которая выгодно отличает данную форму от существующих в настоящее время. Сочетание рекреационно-познавательной функции салона с учебно-воспитательной и коммуникативной приводит к повышению эффективности закрепления изученного материала и способствует усилению творческой активности учащихся.
Возрождение традиций салонов начала XIX, а именно использование иностранного языка для общения, позволяет поднять уровень усвояемости материала и повысить интерес учащихся к изучению данного предмета.
К специфике салонов, по сравнению с традиционными учреждениями культуры, следует отнести неофициальный характер объединения людей, наличие хозяйки, обеспечивающей индивидуальный подход к исполнителям и слушателям, отсутствие фиксированного состава посетителей и обязательности посещения мероприятий, постоянная открытость места встречи и относительная регулярность собраний.
Учитывая важность развития салонных форм и высокие требования к личным качествам хозяйки салона, представляются целесообразным введение в программу подготовки педагогов (прежде всего в вузах культуры и искусства) спецкурса
Использование литературно-музыкальных салонов в педагогической практике» и подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне проводить салонные мероприятия.
Таким образом, в процессе исследования разработаны научно-педагогические основы совершенствования организации и деятельности литературно-музыкальных салонов в современных условиях, а также показана эффективность использования теоретических положений в экспериментальных центрах.
Обобщение результатов работы со студентами позволяет утверждать, что такая деятельность во многом предопределяет успех их формирования как будущих специалистов.
Разработанные теоретические основы использования салонов как дополнительной формы обучения могут стать фундаментом для повышения профессионального и творческого потенциала учащихся средних и высших учебных заведений в соответствии с требованиями современного этапа развития культурологии и музыкального искусства.
Диссертационное исследование показало историческую изменчивость понятия салон и выявило значимость нового содержания для формирования культуры личности. Надеемся, что наиболее ценные аспекты проблем музыкально-эстетического воспитания и обучения, получат свое дальнейшее развитие в научных исследованиях в XXI веке.
Литературно-музыкальные салоны являются частью всей модели воспитательного, образовательного, просветительного процесса, обогащающего систему человеческих взаимоотношений. Это малая форма художественного творчества дает большие плоды интеллектуального общения. Двадцать первый век прогнозируют как-век интеллигенции совершенного искусства и творчества. В этом смысле возрождение современного салона как формы становления духовного облика человека актуально и несет в себе обогащение всех элементов его внутреннего духового мира.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Омельянюк, Наталия Юрьевна, Москва
1. Абдуллина О.А. К проблеме педагогических умений //Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1972. - С.11-18.
2. Амиров Р. Пути педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л. - 1982. - 15 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 398 с.
4. Арановский М.Г. Что такое программная музыка? М. : Музгиз, 1962. - 119 с.
5. Арензон Е.Р. От Киреева до Абрамцево: К биографии Саввы Ивановича Мамонотова//Панорама искусств. М. - 1983. - №6. - С. 359-382.
6. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М. - 1993.
7. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М. - 1992.
8. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М. : Изд-во МГУК, 1995. - 115 с.
9. Э.Аронсон М.И. Литературные кружки и салоны, Л.: Прибой, 1929. - С.194.
10. Ю.Аронссн М.И., Рейсер С.А. Литературные кружки и салоны. М.: Прибой, 1929. 310 с.
11. Н.Артемова Е.Ю. Культура и быт России последнем трети XVIII в. в записках французских путешественников: Дис. . канд. пед. наук. М. 1990. - С.129.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - J1. : Музыка. Ленингр. отд-е. 1973. -144 с.
13. Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955. -Т.4. - 439 с.
14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л. 1963. -Кн.1 и 2.
15. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия. M.-J1.: Academia, 1930. - 320 с.
16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. - 192с.
17. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. Краткий исторический очерк. М. - 1993.
18. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения ее эффективности: Дис. . канд. пед. наук. МГИК. М. - 1979. - 200 с.
19. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГИК, 1992а. - 102с.
20. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности: Учебное пособие. М.: Изд-во МГИК, - 19926. - 160с.
21. Бакланова Т.И. Педагогическое руководство коллективом художественной самодеятельности. Кострома. - 1985. - 4 6с.
22. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР: Уч. пособие. М.: МГИК, 1986. - 79 с.2 3.Балан Г. О философском содержании в музыке. Автореф. дис. . канд. философ, наук. М. - МГУ. - 1961. - 16 с.
23. Белозерская Н.А. Исторический вестник. 1897. - №№ 3,4.
24. Берг Н.В. Графиня Ростопчина в Москве //Исторический вестник. 1893. - Март. - С.695.
25. Бессонов Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. Л. - I960.
26. Бобосов Е.М. Личность, коллектив, общество. Минск: Беларус, 1975. -94 с.
27. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 464 с.2 9.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка//Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. С.7-44.
28. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т.4. - С.1179.
29. Борев Ю.Б. Эстетика. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1975. -399 с.
30. Бродский Н.Л. Литературная Москва, путеводитель «Москва», 1914. С. 277.
31. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, под ред. проф. И.Е.Андреевского. 1900. - Т.28. - 496 с.
32. Брудный А.И. Литературные кружки //Краткая литературная энциклопедия/ Гл. ред. А.А.Сурков. М.: Советская энциклопедия. - - Т.4, - С. 306-309.
33. Брушлинский А. В. Исследование направленности мыслительного процесса: Дис. . канд. психол. наук. М. 1964. 189 с.
34. Брушлинский А.В., Воловикова М.И., Есенгазиева Б.О. и др. Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Наука, 1982. - 387 с.
35. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. : МГУ, 1968. - 268 с.
36. Буева Л.П. Человек: деятельность общение. - М.: Мысль,1978. 580 с.
37. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 572 с.
38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, lq87. - 341 с.
39. Вяземский П.А. Литературные, критические и бис графические очерки. 1810-182 7. Спб.: С.Д. Шереметьев, 1878. - Т.1.
40. Вяземский П.А. Литературные, критические и биографические очерки. 1827-1851. Спб.: С.Д. Шереметьев, 1879. - Т.2.
41. Вяземский П. А. Литературные, критические и биографические очерки. 1855-1877. Спб.: С.Д. Шереметьев, 1882. - Т.7. -514 с.
42. Вяземский П.А. Полное собрание сочинений. Т.VII. - С.329.
43. Вяземский П.А. Сочинения. Т.VIII. - С. 493.
44. Вяземский П.А. Стихотворения; Воспоминания; Записные книжки. М.: Правда, 1988. - 478 с.
45. Гапоненко Н.Н. Яворский Б. Л. о творческом воспитании пианиста. М. -1984.
46. Герасимова-Персидская Н.А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. - 288 с.
47. Герасимова-Персидская Н.А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. М.: Музыка, 1994. - 125 с.
48. Герцен А.И. Былое и думы. М.: Худож. лит-ра, 1982. - Ч. 13. - 413 с.
49. Гершензон М.О. Образы прошлого. А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Т.В.Киреевский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев. М.: Окто, 1912.545 с.
50. Гиляровский В.А. Избр. соч. Т.З. - М.: Правда, 1967. - 439 с.
51. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. М.: Изд-во «Правда», 1979. - 445 с.5"'. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. Очерки старомосковского быта. М. : Московский рабочий, 195""?. - С. 19-24.
52. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 318 с.
53. Гитман М.М., Титов А. Г. Работа отдела художественной самодеятельности, клуба, дома, Дворца культуры, методическая разработка. Д.: ВПШК, 1979.
54. Глаголев А. Записки русского путешественника. Спб. 1845. - 4.1. - С. 26-27.
55. Глаголева О. В. Культура русской провинции конца XVIII первой половины XIX в, (Просветительская деятельность в Тульской губернии) : Дис. канд. исторических наук. J7. : Ин-т истории СССР. Ленинградское отделение АН СССР.1987. -193 с.
56. Гнедич Н.И. Собрание сочинений: В 6-ти т. 2-е изд. - М. : Т-во Вольф, 1903. - Т.1-6 сплетены вместе. - 658 с.
57. Гончаренко Т.И. Эстетическое воспитание учащихся в литературно-творческом обществе. М. - 1963
58. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание учащихся средствами искусства и деятельности. М.: Педагогика, 1985.
59. Давыдов Н.В. Из прошлого. М.: И.Д.Сытин, 1913. - 4.1. -432 с.
60. Давыдова К.Ю. Автографы П.И.Чайковского в архиве Дома-музея в Клину. Справочник. М.-Л. - 1950. - Вып.1,
61. Дмитренко В.А. Методологические основы науковедения. Томск. 1977. - с.
62. Доброхотов Б.В, А.В.Верстовский, Жизнь. Театральная деятельность. Опорное творчество. М.Л.: Музгиз, 194°. 126 с.
63. Доброхотов Б.В. Рукописи П.И.Чайковского в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры//
64. История русской музыки: в 10-ти т. -3-е изд. доп. М. -1985.
65. Додонов Б.И. Потребности отношения и направленность личности//Вопросы психологии. 1984. - №4. - С.126-130.
66. Дом-музей П. И. Чайковского. Воткинск. Путеводитель. Ижевск. 1974.
67. Егорова С. В. Развитие исполнительской активности будущего учителя музыки в процессе его фортепианной подготовки. Автореф. дис. канд. пед. наук. М. - 1998. - 19 с.
68. Емельянов Б.В., Любутин К.М. Введение в историю философии. -М. 1987. - 159 с.
69. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания староготеатрала. М.Л.: Изд-во АН CCCF, 1955. - 836 с. 78.Загоскин С.М. Воспоминания '/ Исторический вестник. - 1900.- Апрель. С.63-64.
70. Записки М.Н.Волконской. М. - 1977. - С.26-27, 32.
71. Засуха Н.И., Засуха Ю.Н. Взаимодействие школы в музыкально-эстетическом воспитании подростков. Сб. научных трудов. Л.- 1983.
72. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М. :
73. Политиздат. 1986. 223 с. 82.Зинаида Волконская// Истина и жизнь. - 1992. - № 6. - С. 27-31.83,3ись А.Я. В поисках художественного смысла: Избр. работы.
74. Измайлов А.Е. Благонамеренный. 1821. - №11-12. - С.194-195.
75. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. -203 с.
76. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 166 с.
77. Иконникова С.Н. Народные традиции и современная культура /Взаимодействие форм культуры в духовной жизни. Сб. научн. трудов ЛГПК. -Л.
78. Истоки музыкального любительского искусства в России (Обзор опубликованных работ и архивных материалов), М.: МГИК, 1991. - 54 с.
79. Я1.Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. М. : Музыка, 1984.
80. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М. : Просвещение, 1973.
81. Кавелин К.Д. «А.П.Елагина». Собрание сочинений. Спб. 1899. - Т.З.
82. Каган М.С., Маргулис А. В. и др. Постановка проблемы потребности в современной науке// Проблема потребностей в этике и эстетике. Л. -1976. - С. 3-17.
83. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
84. Казовская Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец 19 в. начало 20 в.). Дис. канд. пед. наук. Спб. - 1994. - 192 с.
85. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. М.: Просвещение, 1984.
86. Каштанов С.М., Курносов А.А. Некоторые вопросы теории источниковедения// Исторический архив. М. - 1962. - №4.
87. Кирпушева Н.В. Педагогические условия развития мотивационной сферы участников клубных объединений. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л. -1983. - 16 с.
88. Киселева Е.Г. Московский художественный кружок, Л. 1979.
89. Киселева Т.Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социспедагогического исследования. Автореф. дис. докт. под. наук. Спб. - 1996. - 50 с.
90. Клубоведение: Учеб. пособие для ин-тов культуры, искусств и фак. культ.-просвет. работы пед. ин-тов. /Под ред. С.Н.Иконниковой и В.И.Чепелева. М.: Просвещение, 1979. -3 с.
91. Княгиня Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л. - 1991.- С.98.
92. Ковалев А.Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1970.- 391 с.
93. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.- 252 с.
94. Кожевников С.Б. Дилетантизм как эстетический феномен. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. - 1996. - 19 с.
95. Копшицер М.И. Савва Мамонтов. М. : Искусство, 1972. - 253 с.
96. Корнетов Г.Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизованного подхода. Дис. докт. пед. наук. М.- 1994.
97. Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1855 гг. Спб. - 1906.
98. ИО.Кошелев А.И. Воспоминание о Хомякове. // Русский архив. -1900. №12.
99. Ш.Кошелев А.И. Записки. Берлин. 1884. - с. 30.
100. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.- М. -1972.
101. Краснобаев Б.И. Русская культура II половины XVII начала XIX в. - М. 1983. - С.200.
102. Кротова Ю.Н. Взаимодействие культурно-просветительных учреждений и общественных организаций по усилению идейно-политической направленности клубных организации. Л. - 1988.- 198 с.
103. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М. - 19^8.
104. Кучина Т. И. Развитие художественного мышления подростков средствами литературы. Дис. канд. пед. наук. М. - 1994. -158 с.
105. Лазаревский И.И. Среди коллекционеров. Спб.: Издание А.И Грамматикова, 1914. - С.169.
106. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. Спб. 1898. - 324 с.
107. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. - М. : Высш. шк., 1991. -224с.
108. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. -1975. - 304 с.
109. Леонтьев А.К. Очерки русской культуры XVI века. 4.II. -М. - 1979. - С.5-29.
110. Лисовский В.Т. Социальная психология личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 223 с.
111. Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.: Политиздат, 198 3. - 217 с.
112. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 1703-1900 г. Пг.: Тип. Г.А,Шумахера и Б.Д.Брукера, 1915. -1067 с.
113. Литературные салоны и кружки первой половины XIX века./Ред. и вст. статья Н.Л.Бродского, М.-Л.: Академия, 1930. - 592 с.
114. Лицкевич А. Избранные произведения: в 2-х томах. М. 1955. - Т.1. - С. 22 5.
115. Лонгинов м. Библиографические записки: Русские провинциальные типографии (1750-1815) // Современник. 1857. №7. - Отд. V. - С. 67-71.
116. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М. - 1990. - С. 195392.
117. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. -М. 1980. - Т. VI. - С. 343-360.
118. Лосев А.Ф. Поток сознания и язык//3нак, символ, миф. М. -1982. - С.469.
119. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. - 1991. -С.525.
120. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традицш русского дворянства (XVIII- начало XIX века).-СПб. 1996. -399 с.
121. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн. - 1992. -Т.2. - 478 с.
122. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-е, 1983. - 41 г с.
123. Луначарский А.В. Статьи об искусстве. М.-Л.: Искусство, 1941. - 663 с.
124. Луначарский А.В. О литературе и искусстве. М. - Л. Искусство, 1964. - 263 с.13".Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. 2-е !*.•>;: - М. -1951.
125. Маневич Г. Художник и время или московское «подполье 60-х.//Другое искусство. Москва 1956-197 6. К хроник-художественной жизни. М. - 1е»0!. - С. 15.
126. Марков А. П. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами. Автореф. дис. канд. пед. наук. JI. - 1982. - 17с.
127. Матюхин А. Б. Об одном подходе к теории синтеза организаций/Методологические проблемы теории организаций. -Л.: Наука, 1976. С.62-76.
128. Медушевский В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. М. - 1970. - 292 с.
129. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М. : Просвещение, 1964. - 304 с.
130. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психики // Проблемы экспериментальной психологии. Пермь. - 1968 . - Т. 59. Вып. 5 - С.194-195.
131. Методологические проблемы музыкознания. М. : Музыка, 1987. - 231 с.
132. Мещерский А.В. Воспоминания // Русский архив. 1901. - №1.- С ЛОХ .14 6.Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. - 299 с.
133. Муравьев В.В. В царстве муз. Московский литературный салон Зинаиды Волконской 1824-1829 гг. М.: Московский рабочий, 1987.
134. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С. 1014.
135. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. Дис. канд. искусствоведения. М. - 1965. - 95 с.
136. Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии. М. 1995. - Книга 1.
137. Никитенко А.В. Записки и дневник. Сиб.: Тип. А.С.Суворина, 1893. - Т.1. - С. 252, 259.
138. Никитенко А.В. Записки и дневник. Сиб.: Тип. А.С.Суворина, 1893. - Т.2. - С. 24-25, 241.
139. Новиков А.И. О методах историко-философского исследования/ Проблемы методологи науки и научного творчества. Л.:ЛГУ, 1977. - С.161-171.
140. Общая психология /ред. В.И.Богословского, А.Г. Ковалева и др. М.: Просвещение, 1973. - 351 с.
141. Парилова Г.Н., Соймон А. Д. П.В.Киреевский и собранные им песни// Литературное наследство. М. - Т.79. - С.13.
142. Пекарчик С. Вера в судьбу. Группа, индивид, эталоны поведения /Некоторые выводы из источников эпохи викингов. Средние века. М. - 1974. - Вып. 34.
143. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255с.
144. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор. -1997. -164 с.
145. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда: Историко-краеведческий семинар. M.-JI.: Гос. изд-во, 1928. - 148 с.
146. Платонов К.К. О системе психологии. М. : Мысль, 1972. -216 с.
147. Платонов К.К. Социальное и биологическое в структуре личности//Вопросы философии. 197 0. - № 9. - С. 143
148. Погодин Д.М. Воспоминания // Исторический вестник. 18 92. - Апрель. - С.52-55.
149. Подоленко А. Г. Развитие и удовлетворение коммуникативных потребностей личности в условиях клубной деятельности. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л. - 1987. - 16 с.
150. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М. - 1975.
151. Поленова Н.В. Абрамцево. Воспоминания. М. - 1922.
152. Проблемы методологии современного искусствознания. М,: Наука, 1989. - 268 с.
153. Пунина И. Н. Еще раз о месте расстрела Н.С.Гумилева//Матералы. научн. конф. «Н.Гумилев и Русский Парнас». СПб. 17-19 сентября 1991. - Спб. - 1992. - С.131-135.
154. Пыпин А.Н. Меценаты и ученые Александровского времени//Вестник Европы. 1888. - T.V. - С.
155. Рабкина Н.А. Декабрист Г.С.Батеньков//Исторические записки. К 150-летию восстания декабристов. М. - 1975. -Т.96.
156. Разумный В.А. Воспитание нравственной культуры в процессе творческой любительской деятельности' Методическое пособиедля руководителей любительских творческих коллективов. М. -1986. - 87 с.
157. Разумный В.А. Клуб и культура общения. М. - 1989.
158. Разумный В.А. Народное творчество и современность. М. -1990.
159. Раппопорт С.Х. Творить мир по законам красоты. М. : Сов. композитор, 1962. - 133 с.
160. С.В.Рахманинов в Ивановке. Сборник материалов и документов. Воронеж: Центр.-Черноземн. кн. изд-во, 1971. - 298 с.
161. Роль церковно-певческого образования в развитии народного художественного творчества в России (материал по курсу «Народное художественное творчество» для студентов институтов культуры). М.: МГИК, 1991. - 41 с.
162. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328с.
163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.
164. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М. : Педагогика, 1989а. - Т.1. - 485 с.
165. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 19896. - Т.2. - 322 с.
166. Савва Мамонтов. М. - 1995.
167. Салахутдинов Р. Г. Организационно-педагогические основы координации культурно-просветительной работы (в городском районе). Автореф. дис. канд. пед. наук. Л. - 1979. - 16 с.
168. Сарабьянов Д.В. Русское искусство XVIII в. и западная художественная культура XVIII в. М. - 1974. - С. 294-295.
169. СверСеев Д.Н. Записки. М. - 1899. - Т.1. - С.226
170. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
171. Сластенин В.А. Формирование учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
172. Смирнов Л.П. Абрамцево. Под ред. С.Г.Литвинцева. М. -1939.
173. Смирнова Е.И. Клубные мероприятия. М.: Просвещение, 1977. - 160с.
174. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
175. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания. Письма. М. : Изд-во «Правда», 1990. - 544 с.
176. Смирнова-Россет А. О. Записки, дневники, воспоминания, письма. М. - 1929.
177. Сокол Г.Ф. Клубы любителей музыки Москвы и Санкт-Петербурга. М. - 1994. - 48 с.
178. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 164 с.
179. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга:'филосефеке-социологическое исследование . Автореф. дис, докт. филое. наук. Л.: ЛГУ, 1981. - 40 с.
180. Соллогуб В.А. Воспоминания. СПб. - 1887. - С. 132-133.
181. Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. М.: Изд-во Сов. Россия, 1983. - 120 с.
182. Coxop A.H. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия//Вопросы социологии и эстетики музыки. 1980. - Вып.1. -С.59.
183. Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль. - 1976. - 82с.
184. Сраго Е.М. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века (опыт комплексной характеристики). Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб. 1994. - 22 с.
185. Старостина В.О. Могила поэта декабриста Г.С.Батенькова: (село Петрищево)//Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Тульская область. М. - 1977. - С. 74-76.
186. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.: МГИК, 1991.
187. Теоретические проблемы современного искусства: Теория и практика: Теория и практика современного искусства. Сост. М.Г. Арановский. М. -1992. - 151 с.2 04.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М. - 1961.
188. Теребенина Р.Е. Автограф послания Пушкина к З.А. Волконской и его история//Академия наук СССР. Пушкинская комиссия. -1972. Л. - 1974. - С.5-15 с илл.
189. Триодин В. Е. Клуб и свободное время. М. : Профиздат, 19826. - 135с.
190. Триодин В. F,, Организация и методика работы клубных объединений: Учебное пособие. Л.: ВПШК, 1982а. - 116 с.
191. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Сов. Россия, 1984. - 152 с.2 09.Турчанинова Ю.И. Как помочь учителю стать . учителем? //Директор школы. 1991. - №2. - С. 23-27.
192. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. - 595 с.
193. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969.- 424 с.
194. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Изд-во М. и С.Сабашниковых, 1928. - С. 70-71.
195. Уваров С.С. Литературные воспоминания//Современник. 1851.- № 6. отд. II. - С.38-39.
196. У княгини Волконской на Тверской// Куранты. Историко-краеведческий альманах. М.: Московский рабочий, 1987. -Вып. 11.
197. Федосов И.А. Абсолютизм//Очерки русской культуры XVIII века. М. -1987. - С. 19.
198. Фрид Г.С. Музыка общение, судьбы. М. : Сов. композитор,1987. 237 с.
199. Холопов Ю.Н. Гармония: Теоретический курс. М.: Музыка,1988. 510 с.
200. Художественное творчество и психология. Отв. ред. Зись А.Я., Ярошевский М.Г. М.: Наука, 1991. - 191 с.
201. Художественное творчество и психология. Отв. ред. Зись А.Я., Ярошевский М.Г'. М. : Наука, 1991. - 191 с.
202. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовныхпотребностей//Проблемы формирования духовных потребностей личности / Научн. тр. Новосиб. пед. ин-та. Новосибирск. -197 0. - Вып. 47. - С.6-206.
203. Швейцер А. Культура и этика. М. - 197 3.
204. Шевчук Л.Э. Формирование музыкально-исторических знаний школьников в процессе внеклассных занятий. Автореф. дис. канд. пед. наук. М. - 1994. - 15 с.
205. Шередега В.И., Турчин B.C. Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX в.в. М. - 1979.
206. Шесть писем к княгине Волконской/ В сб.: Русское историческое общество. Сиб. - 1968. - Т.З. - С.310-316.22 5.Щадриков В.Д, Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. - 181 с.
207. Щетинин М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1988.
208. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. Автореф. дис. докт. пед. наук. Л. 1969. - 41 с.
209. Эйдельман Н.Я. Время, сулившее столько надежд//Другое искусство. Москва 1956-197 6. К хронике художественной жизни. М. - 1991. - С.7-10.22 9.Эйхенбаум Б. Предисловие к книге М.И.Аронсона «Литературные кружки и салоны». Л.: Прибой, 1929. - С.З.
210. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Бр. А. и И. Гранат и К. Под редакцией проф. Ю.С.Тамбарова. 1-е изд. - М.: Редакция и экспедиция «Русского библиографического института Гранат». - 1941, Т.З".
211. Якобсон II.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека, М.: Просвещение, 19о9. - 317 с.
212. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. М.: Знание, 1986. 64 с.
213. Яковлев Е.Г. Эстетический сознание, искусство и религия М.: Искусство, 1969. 175 с.